Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся: На материале подготов. 
фак. вузов для иностр. 
граждан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучая, естественнонаучный уровень, соответствующий довузовской подготовке с уже выбранной специальностью,' мы обратили внимание на способ отбора содержания экологических знаний, на основе которых систематизируются естественнонаучные знания. Для чего сочли предварительно необходимым предпринять следующие шаги: а) составить банк экологической информации на данный периодб) выделить ведущие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы и познавательные функции экологического образования и воспитания
    • 1. 2. Выдающиеся педагоги-классики о природосообраз-ности образования и воспитания и о роли природы в формировании естественнонаучных знаний
    • 1. 3. Современная теория и практика экологического образования й воспитания в общеобразовательной системе естественнонаучных дисциплин
  • ГЛАВА 2. ' СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. ВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
    • 2. 1. Основы и принципы отбора содержания экологического образования
    • 2. 2. Межпредметныё связи экологического образования и воспитания
    • 2. 3. Формы м методы реализации содержания экологического образования и воспитания
  • ГЛАВА 3. ' ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • 3. 1. Систематизация, моделирование и генерализация естественнонаучных знаний на основе их экологизации
    • 3. 2. Формирование знаний о фундаментальных идеях естественных наук на основе экологизации образования и воспитания
    • 3. 3. Использование ценностных экологических ориентаций учащихся для глубокого закрепления естественнонаучных знаний

Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся: На материале подготов. фак. вузов для иностр. граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние человеческой цивилизации выдвинуло множество глобальных проблем, которые порождены самими людьми, могут быть ими осмыслены и во многом решены. Одной из таких проблем, которая все больше расширяется, углубляется и охватывает не только Землю, но и Космос, является экологическая проблема.

Проблема эта состоит в том, что движимые огромной, но неясной жаждой благополучия, неуверенные в том, какие формы она может принимать и как ее достичь, человеческие цивилизации все более и более стремятся использовать природные ресурсы. При этом руководствуются в основном инстинктивным эгоизмом индивидуальной собственности и все меньше заботятся об общем благосостоянии.

В своей работе «Социализация природы» Сен-Марк отмечает, что одним из трех компонентов общего благосостояния, наряду с условиями1 жизни и уровнем жизни, является жизненная среда, от которой зависит не только счастье, но и выживание всего человечества [122, с. 29]. Качество жизненной среды постоянно изменяется не в, лучшую сторону. Наряду с материальными богатствами претерпевают изменения и нематериальные богатства, порождаемые природой — биологические блага, эстетические радости и научное обогащение. Они становятся все более редкими вследствие непрерывного разрушения природы механизацией, урбанизацией, истреблением растений и животных.

В то же время постоянные негативные изменения, происходящие в природе, служат ориентацией для обнаружения и раскрытия новых причинно-следственных зависимостей в природе. Этими научными услугами" природы человечество не пользуется до сих пор в полной мере.

До .начала 80-х годов нашего столетия экология существовала как биологическая наука: Отдельные региональные и локальные экологические проблемы были заметны лишь для специалистов и местного населения. По мере того как расширялся круг экологических бедствий, все более широкие слои населения вовлекаются в ряды защитников окружающей среды. Созданы и действуют экологические движения и партии «зеленых». Всемирной известностью пользуются такие международные организации как ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), «Гринпис», «Римский клуб», «Друзья Земли», «Зеленый мир» и другие. Эти организации и движения располагают компетентными экспертами,¦ занимаются комплексным анализом взаимодействия энергетических, экологических, продовольственных проблем и тенденций развития экономики. Г. А. Данишевская обращает наше внимание на разработку концепции экологически устойчивого развития западноевропейскими «зелеными» [40].

Но во многих странах массовое экологическое движение не обрело организованных форм и чаще проявляется в виде экологического экстремизма. Часто получается, что все эти движения и организации действуют на 'фоне озабоченных своими личными проблемами пассивных наблюдателей,• к которым относится также и основная масса населения развивающихся стран. Отмечая сходства и различия экологических движений на Востоке и Западе, О. Н. Яницкий отмечает, что они приобретают характер сотрудничества между разными странами [167].

Настало время, когда наблюдать и выжидать невозможно. Все большую роль в решении экологических проблем планеты играют развивающиеся страны по ряду многих причин, на которые указывают О. К. Драйер и Б. В. Лось [41, с. 67], главная из которых — демогра-, фический взрыв.

Осо’знайие народами этих стран кризисного характера социально-экологической ситуации даст возможность более эффективно использовать национальные природные ресурсы и подготовить соответствующие национальные кадры.

Сегодня, когда уже разрушилось противостояние двух системсоциалистической и капиталистической, экологические проблемы становятся объединяющим потенциалом, а экологическая безопасность — общечеловеческой ценностью. Решение экологических проблем традиционными методами — запретом, контролем, охраной — все больше 'упирается в необходимость экологического, просвещения широких слоев населения. Особенно необходима экологическая грамотность будущему специалисту, которому возможно придется управлять действиями многих людей. Экологическое мышление, экологическое мировоззрение становятся реальной силой, которая сможет приостановить катастрофический качественный скачок для всего живого и неживого в наш век бурного роста научно-технической мысли, предприимчивости и непредсказуемости политических ситуаций. Только внутреннее убеждение человека чаще всего диктует, как поступать в’данной экологической ситуации. Эколргическое мышление должно стать неминуемым атрибутом цивилизованного и воспитанного человека, лично значимым для него условием. В этом должны сыграть свою роль особенности, более характерные для социально-экологической ситуации региона. Недаром девизом экологических движений служит лозунг «Мыслить глобально, действовать локально». Общей характерной особенностью для развивающихся стран является то обстоятельство, что культура и жизнь народов в них непосредственно связана с окружающей средой и отражает сознание природы, которая была некогда единственной философией, доступной многим народам. Это отмечают М. Василевский в книге «Искусство (1 стран Востока» [24, с. 45] и Б. В. Драйер и Б. В. Лось в книге «Экологические проблемы развивающихся стран» [46, с.6].

Роль экологического воспитания и образования в охране окружающей среды достаточно часто упоминается у различных авторов. Но права Н. М. Чернова, которая отмечает, что широкая популярность экологии не привела к распространению понимания ее научных основ в обществе, к углублению экологического образования [159].

Впервые глобальный, общечеловеческий характер экологического образования был отмечен в 1968 году в Париже на Межправитель-< ' ственной конференции ЮНЕСКО., принявшей обширнуюпрограмму действий «Человек и биосфера». Но существенным этапом в развитии экологического образования стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП в Тбилиси осенью 1977 года, которая разработала стратегию образования в области окружающей среды на национальном уровне и выработала 40 рекомендаций по совершенствованию экологического образования применительно к разным стадиям образования и к разным категорям населения [102]. Впоследствии в < ¦

Рио-Де-Жанейро в 1992 году были декларированы 27' принципов в области экологического образования [41]. На основании конференции в Рио-Де-Жанейро В. Лось [84] сделал анализ состояния в решении проблем в области экологического образования, начиная с 1972 года.

В настоящее время почти ежегодно проводятся конференции, на которых затрагиваются вопросы международного сотрудничества в области экологического образования: Найроби — 1982 г., Бече-1983 г., Москва — 1987 г., Рио-де-Жанейро -1992 г. и другие.

Вследствие’дефицита компетентных специалистов в области экологического образования и недостаточного уровня общей экологической грамотности населения, вопрос о содержании экологического образования на разных уровнях обучения приобретает первостепенное значение. На наш взгляд, особенно обойден вниманием ученых и педагогов уровень образования между школой и вузом. Наряду с определением содержания экологического образования и воспитания, практическую значимость имеет разработка путей реализации этих положений в условиях работы с различным контингентом групп, обучающихся на факультете довузовской подготовки. Особенно большой цаучный интерес представляют группы, в которых обучаются иностранные студенты, вследствие того, что они являются представителями разных стран и регионов земли. Такие группы обычно состоят из людей, которые принадлежат к разным языковым и социальным группам, исповедуют разные религии и духовные учения мира, отражающие понимание человеком своей сущности и места в Природе. Обучающиеся в Российских вузах в большинстве своемэто представители народов развивающихся стран.

С.Д.Дерябо и В. А. Ясвин [42, с. 268], говоря о стратегии экологического. образования в мире, справедливо указывают, что стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. На основе такой интеграции, с учетом личных интересов учащихся подготовительного факультета — необходимостью дополнения и систематизации знаний по отдельным дисциплинамдолжна быть построена педагогическая система экологического образования и воспитания.

В научной и педагогической литературе часто подчеркивается роль естественных наук в экологическом образовании. Но при сло-живщихся экологических ситуациях в мире, когда один взрыв на Чернобыльской атомной электростанции напугал, как отмечает 'С.Претр '[117], и просветил, как считаем мы, в вопросах атомной физики много больше народа, чем вся академическая наука, экологические примеры могут служить отправной точкой для объяснения законов естественных наук. При этом должен быть задействован не только современный, но и исторический опыт разных школ и этнических групп населения по экологическому образованию и воспитанию.

Цель и задачи исследования

состоят: 1. В разработке теоретикопедагогической концепции содержания экологического образования и «воспитания в системе естественнонаучных дисциплин в междисциплинарном плане на’уровне факультета довузовской подготовки, для чего необходимо:

— определить базовый и фоновый уровни экологических знаний студентов;

— раскрыть основные составляющие экологического образования и его междисциплинарный характер;

— определить основные формы аудиторной и внеаудиторной работы по экологическому образованию и воспитанию.

2. «В осуществленйи целенаправленного, последовательного перехода экологических знаний в естественнонаучные, для чего необходимо: разработать педагогические механизмы осуществления направленно-обучающего этапа в функциональной целостности системы естественнонаучных знаний и убеждений.

Объектом исследования является процесс развития и систематизации естественнонаучных знаний при экологизации обучения и воспитания на подготовительном факультете для иностранных граждан.

Предметом исследования — содержание экологического образования и воспитания, теоретический компонентэкологические основы ведущих' идей элементарного цикла естественнонаучных дисциплин, изучаемых на подфакевлияние экологизации содержания и форм обучения на сформированность системных естественнонаучных знаний.

База исследования — коллектив иностранных студентов подготовительных факультетов Даггосуниверситета и Дагмединститута.

Научная гипотеза исследования предполагает, что развитие и систематизация естественнонаучных знаний, усвоение научных терминов иностранными студентами будет протекатьнаиболее успешно, если основой для этого послужать экологические знания, умения, навыки и убеждения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит: ф ,.

— в теоретико-педагогической «разрабоT^fess» концепции ч экологического образования и воспитания как основы естественнонаучных знаний в целостном процессе, необходимом на стартовых позициях в специальность;

— в теоретическом определении базы для использования возможностей экологических знаний при обучении естественнонаучной терминологии в условиях обучения учащихся с разрывным уровнем знаний, разной языковой подготовкой в одной группе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на подготовительном этапе перед вузом, когда уже сделан профессиональный выбор, необходимо, чтобы контингент будущих первокурсников был готов к осознанному самостоятельному поиску в приобретении новых знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Экологизация обучения позволит:

— интенсифицировать процесс подготовки по циклу наук на основе общих экологических знаний- *.

— ускорить процесс обучения научному стилю речи по предмету при использовании общей экологической терминологии;

— научить учащихся систематизировать полученные знанияпо смежным дисциплинам при их экологической интеграции;

— перейти от межпредметного характера экологических знаний к пониманию естественнонаучной картины мира;

— занимать определенную гражданскую позицию по отношению к природе для перехода к практическим действиям.

Источники исследования:

1. Специальная, научно-популярная и периодическая литература в области экологического образования и воспитания.

2. Труды выдающихся педагогов-классиков по вопросу природо-сообразного воспитания и образования.

3. Архивные материалы подфака для иностранных студентов Даггосуниверситета.

4. Диссертационные исследования по вопросам экологического образования и воспитания. т.

Методйческая основа исследования: 1 *.

1. Диалектико-материалистическое учение ¦ о неразрывном единстве человека и общества с природой, где подчеркивается историческая и социальная сущность отношения человека к окружающей среде, к своему месту в ней.

2. Руководство решениями международных организаций по охране окружающей среды, комиссий по образованию в области окружающей среды.

Содержание исследования определяет ряд Факторов:

— теоретические идеи экологического образования, его цели, задачи, принципы;

— исторические этапы, и современная тенденция развития взаимодействия природы и общества;

— психолого-педагогические концепции содержания естественнонаучных дисциплин на подготовительном факультете для иностранных граждан;

— историческое развитие содержания экологического образования и его роли в приобретении естественнонаучных знаний;

— теоретические концепции формирования естественнонаучных знаний;

— осуществление наибольшего влияния экологического образования и воспитания на развитие и систематизацию естественнонаучных знаний.

Методы исследования для решения поставленных задач использованы в комплексе: диалектический метод познанияобщенаучные методы — анализ, синтез, сравнение, аналогияспециальные педагогические методы исследования — изучение и обобщение массового и передового опыта, опытная педагогическая работа, педагогический экспериментсоциальные методы исследованиябеседы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, оценивание.

Этапы исследования:

1-ый этап (1987;1990 г.) — эмпирический, подготовительный. ' ' связанный с изучением исходных теорий, нормативных документов, базы образования, уровня разработанности вопроса в педагогической литературе.

2-ой этап (1991;1992 г.) — теоретическая разработка общей программы исследования на основе междисциплинарного подхода. На этом этапе исследования. подготовлены методические материалы по экологизации естественнонаучных дисциплин на кафедре общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан.

3-ий этап (1993;1996 г.) — углубление концепции содержания экологического образования и воспитания до определения его решающей роли в формировании естественнонаучных знаний. На этом этапе проводился обучающий и поисковый эксперимент на основе опыта работы диссертанта преподавателем физики на подготовительном факультете для иностранных граждан Даггосуниверситета. '.

На завершающем этапе уточнялась концепция экологического образования и воспитания на факультете как основы развития и систематизации естественнонаучных знаний.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись на факультете международной и довузовской подготовки Даггосуниверситета с иностранными учащимися подготовительного факультета в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в течение ряда лет (1987; 1996 г.). Полученные при этом данные отражены в схемах, диаграммах, таблицах диссертации. Основные теоретические положения и педагогические рекомендации изложены в семи публикациях и методическом пособии, в выступлениях на ежегодных научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава ДГУ, на нескольких всесоюзных. и республиканских конференциях по проблемам обучения иностранной молодеt жи Союза и России. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе групп медицинского и инженерно-технического профилей подфаков для иностранных граждан Даггосуниверситета и Дагмедакадемии. Эксперимент охватил за несколько лет более 1000 учащихся и 120 преподавателей. В формирующем эксперименте принимало участие одновременно от 35 до 50 учащихся ежегодно.

Достоверность результатов исследования подтверждается позитивными результатами сравнительного анализа в экспериментальных и контрольных группах на разных этапах обучения.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Теоретическое и методическое обоснование роли экологического образования и воспитания как основного источника приобретения и развития знаний о природе.

2. Модель интегративного подхода к усвоению ведущих естественнонаучных идей на базе современных экологических знаний.

3. Разработанные авторские формы и методы организации процесса экологического образования и воспитания иностранных учащихся для решения основной задачи обучения на подфаке|систематизации знаний и усвоения терминологии дисциплин на языке обучения на основе общечеловеческих ценностей.

4. Идея составления технологической карты межпредметных связей на основе экологизации их содержания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные экологические проблемы обострились настолько, что поставили человечество на грань выживания. Это заставляет искать различные пути их решения: через охрану природыэкологизацию производстваэкологизацию сознания. Но все эти пути приводят к необходимости усиления на всех уровнях экологического образования и воспитания.

Анализируя современное состояние решения этого вопроса на различных уровнях и этапах образовательного процесса. и его роль в развитии и систематизации естественнонаучных знаний иностранных учащихся подготовительных факультетов вузов России, нами сделаны следующие выводы:

— Теоретикометодологические основы экологического образования и воспитания и его познавательных функций уходят своими корнями в условия существования людей. Вертикальная историческая периодизация взаимоотношений человека и природы находят свое отражение в горизонтальной дифференциации этих взаимоотношений в соответствии с общественно-экономическим развитием’разных стран.

— Выделенные нами 4 направления экологического образования и воспитания — этническое, неформальное, общее формальное, специалистов разных направлений, могут преобладать один над другим на разных возрастных и образовательных периодах. Поэтому важно выяснить, какой из этих направлений является доминирующим и значимым для данного обучающегося контингента, связать его с задачами обучения на данном этапе, и на этой основе построить образовательный процесс. При этом следует учесть недостатки и достоинства каждого из них, в частности: а) этническое экологическое образование и воспитание учит людей приспособиться к природе, следовательно, лучше понимать ее законы, но в то же время разделяет ее на «полезную» и «бесполезную», «свою» и «чужую». Обучение в одном коллективе представите.

1 ' 1 ¦ лей разных этносов сглаживает этот недостатокб) неформальное экологическое образование и воспитание имеют наиболее массовый характер, но действуют в основном на эмоциональном уровне. Использование их для закрепления естественнонаучных знаний раскрывает его практическое значениев) общее формальное экологическое образование осуществляется целенаправленно, но носит характер отдельного вида учебной деятельности. Интеграция учебных предметов на основе экологических знаний делает его неотъемлемой частью учебного процесса;

1 * - ¦ г) экологическое образование специалиста ставит конкретную, но узкую цель. Применение их внутри цикла учебных дисциплин расширяет диапазон их значимости.

— Природосообразность обучения и воспитания была обоснована в педагогике выдающимися педагогами и мыслителями. Если они и делили природу на «внешнюю» и «внутреннюю», ими была доказана незаменимая роль наблюдений за явлениями природы в’получении естественнонаучных знаний.

— При достаточно тщательной разработке трех основных принципов экологического образования и воспитаниямежпредметности, системности и непрерывности’и способов их реализации внутри одного предмета, цикла предметов и на разных возрастных уровнях, экологическое образование и воспитание на стартовых позициях перед вузом требует нового подхода. Мы считаем, что он определен целью обучения на подфаке: необходимостью систематизации и развития знаний по тому циклу учебных дисциплин, который является профилирующим в его будущей специальности. При этом достигаются 2 цели: глубокая интеграция предметов внутри цикла и усиление самого экологического образования и воспитания.

— Изучая, естественнонаучный уровень, соответствующий довузовской подготовке с уже выбранной специальностью,' мы обратили внимание на способ отбора содержания экологических знаний, на основе которых систематизируются естественнонаучные знания. Для чего сочли предварительно необходимым предпринять следующие шаги: а) составить банк экологической информации на данный периодб) выделить ведущие естественнонаучные идеи, которые предстоит изучить в цикле естественнонаучных дисциплинв) определить методами интервьюирования, анкетирования и тестирования базу естественнонаучных и экологических знаний учащихся, имеющихся у него на основе предыдущей подготовки, и его отношение к проблемам экологииг) выяснить связь спецдисциплин, изучаемых на основном факультете, с содержанием знаний, изучаемых внутри профилирующего курса на подготовительнм факультете.

— Развитие и систематизация естественнонаучных знаний на экологической, основе предполагает максимальное усиление межпредметной координации внутри. цикла дисциплин. Особенность обучаемого контингента требует особого подхода в выборе форм и методов такой координации. Нами определены и проанализированы основные формы и методы координации трех учебных дисциплин — физики, химии, биологии на подфаке для иностранных граждан.

— Обоснована оптимальность варианта систематизирования, моделирования и генерализации естественнонаучных знаний на основе экологизации обучения и воспитания.

— Анализ экспериментальных исследований, проведенных во время рейтингопроса и составления оценочных шкал, позволяет утверждать, что экологизация обучения и воспитания существенно повлияла на улучшение системных и обобщенных знаний иностранных учащихся подфака по естественнонаучным дисциплинам.

— Закрепление естественнонаучных знаний в сознании учащихся связано с их ценностными экологическими ориентациями, которые относятся к общечеловеческим и личностным ценностям. Это доказывает проявление наибольшей активности учащихся в мероприятиях и вопросах, связанных с экологической тематикой.

— В результате проведенных экспериментальных и практических исследований составлены, следующие рекомендации:

1. Методика определения базовых естественнонаучных и экологических знаний учащихся (анкеты N1 и N2 в приложении 1 и 2, нестандартизированное интервью, тесты по дисциплинам).

2. Методика разработки технологической карты по межпредметной координации на экологической основе (приложение 6).

3. Методика проведения рейтингопроса по определению степени усвоения общих и частных понятий и законов по естественнонаучному циклу иностранными учащимися подфака (приложение За и 36).

4. Методика составления оценочных шкал уровня естественнонаучных знаний инстранных учащихся подфака, их анализа (приложение 5). t.

— 135.

5. Разработаны примерные тематики проведения различных форм аудиторной и внеаудиторной работы с иностранными учащимися под-фака по их экологическому образованию и воспитанию: вводных и обобщающих занятий (приложение 7), экскурсий с межпредметной тематикой (приложение 9), студенческих научных конференций (приложение И), межпредметного экологического кружка (приложение 8), общеффакультетских мероприятий (приложение 10).

6. Выпущено методическое пособие «Экологический потенциал естественных наук», которое. является результатом опыта координации физики с биологией и химией на экологической основе на кафедре общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан (г.Махачкала, РИО ДГУ, 1996). — Разработанную в ходе экспериментальной работы методику и методические рекомендации по экологизации обучения и воспитания иностранных учащихся для систематизации и развития их знаний о понятиях и законах в цикле естественнонаучных дисциплин можно адекватно применить и в работе с учащимися 'средних учебных заведений с профилированным обучением. Особенно удачны аналогии контингента иностранных учащихся с учащимися выпускных классов национальных школ. Эта работа была апробирована, наряду с иностранными учащимися подфака, с учащимися лицея Даггосуниверситета на факультете Международной и довузовской подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. -Махачкала, 1986. -173 с.
  2. Г. М. Взаимодействие общества и природы // Проблемы социальной экологии Дагестана. Махачкала,. 1992. — С. 19 — 24.
  3. P.M. Развивающиеся страны: НТР и проблема независимости. М.: Мысль, 1996. — 295 с.
  4. И., Гал Ф. Охрана окружающей среды и представления молодежи о будущем //Охрана природы, 1980. -N10. с. 272.
  5. Альвен Ханке. Длинная цепь усложнений // Атом. Человек. Вселенная. М.: Знание, 1973. — С. 64.
  6. .Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей шестивосьми лет //Канд. дисс.М., 1993.
  7. Дж. Экология и науки об окружающей среде. -Л., 1985.- 165 с.1
  8. А., Музыченко П. и другие Об экологическом образовании // Вестн. высш. шк.'- 1990. 9. — С.47.
  9. А.С. Социальные проблемы экологии и современность -М.: Высшая школа, 1978. 310 с.
  10. М.Г. Философские вопросы преподавания физики на подфаке иностранным учащимся // Мат. конф, к XX съезду ВЛКСМ. Махачкала, 1987 — С. 42.
  11. И. Ахмедова М. Г. Пути осуществления межпредметных связей на подфаке в группах МБС // Мат. конф. к 20- летию подфака РоД-МИ. Ростов н/Д, 1987. — С. 66.
  12. М.Г. Роль обобщающих знаний в экологическом образовании студентов. Махачкала: Изд- во ДГУ, 1989. — С. 13.
  13. М.Г. Оптимизация формирования научного мировоззрения при самообразовании иностранных студентов. // Тезисы конф. «Высшая школа на путях перестройки». Махачкала: 1989. -С. 42.
  14. М.Г. Выражение гуманистической сущности науки в содержании экологического образования // Тезисы докл. X Северо-Кавказских пед. чтений. Ростов н/Д, 1991. — С.6.
  15. М.Г. Проблемы экологического воспитания в этнопеда-гогике народов Дагестана // Мат. Всесоюзной конф. «Народная педагогика и современные проблемы воспитания». Чебоксары, 1991. — С. 324.
  16. A.M. Идеализация в естественнонаучном познании. -Казань: Изд -во Каз. унта, 1988. 191 с.
  17. .М. Психолого- педагогические аспекты формирования духовно- нравственного сознания и активности учащейся молодежи // Тезисы докл. на X Северо-Кавказских психолого- пед. чтениях. Ростов н/Д, 1991. — С. 25.
  18. В.Ф. Современный капитализм и природа:' экономический аспект экологического кризиса. М.: Мысль, 1986. — 222 с.
  19. Л.И. Формирование научного мировоззрения у студентов из развивающихся стран в процессе обучения в вузах СССР. // Канд. дисс., МГУ, 1989.
  20. В.Д. Природа и античное общество // Античная археология. М.: Наука, 1985. — 280 с.
  21. В.А. Охраняемые природные территории мира: национальные парки, заповедники, резерваты. -М.: Агропромиздат, 1986.
  22. Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. — 414 с. ¦
  23. Т.В. Экологическая пропаганда в советском научно-популярном журнале // Канд. дисс. -М., 1984.
  24. М. Искусство стран Востока. -М.- Наука, 1986. -420 с.
  25. А. А., Климанов В. А., Беляев А. В. Каспий и Волга 5,5 и 125 тысяч лет назад // Природа. Март 1987. — С. 58.
  26. В.И. Страницы автобиографии. М.: Прогресс, 1967. С. 56.
  27. В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. — 467 с.
  28. Н.С. Пособие по научному стилю речи естественнонаучного профиля. М.: Русский язык, 1990. — - 230 с.
  29. М.М. Трудозатраты по видам работ и оптимизация самостоятельной работы иностранных студентов в потоках МБС на подфаке //Сборник ДГУ. -Махачкала. 1993. С. 157.'
  30. Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии.- 1995. ~ N3. -С. 53-.
  31. А.Г. Новиков-Ю.В. Сайфутдинов М. М. Охрана окружающей среды в Дагестане.-Махачкала: Дагучпедгиз. 1987.-113 с.
  32. С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.- 92 с.
  33. В.П. Природа в религиозном восприятии // Вопросы философии. 1995. -N3. — С. 43- 52.
  34. А. М. Карапетян P.O. Опыт экологического воспитания в вузах. М.: Мысль. 1985.
  35. Ш. Ш. Движение за экологическую безопасность путь к межнациональному согласию и сотрудничеству // Проблемы социальной экологии Дагестана.- Махачкала, 1992. С. 24.
  36. A.M. Кто же автор термина «экология» и когда возникла «экология человека» // Вест. Рос. АН. 1992.- N10. — С. 64 — 73.
  37. Ф.И. Великие естествоиспытатели и природа. Методологический аспект учения В. Вернадского о ноосфере // Человек и природа. 1988. — N4. — С. 4- 8.
  38. А.Е. Подготовка национальных кадров для развивающихся стран1 в вузах СССР // Совр. высш. шк. Варшава. -1986.- N 1/53. — С. 17. .
  39. Г. М. Вопросы методологии курса физики в средней школе. -М.: Просвещение. 1987.
  40. Г. А. Западноевропейские «зеленые» и концепция экологически устойчивого развития // Педаг. образ- ие. М.: Прометей. МПГУ. — 1993.- N7. — С.
  41. Декларация Рио- Де -Жанейро. 27 принципов положения Декларации ООН. // Зеленый мир. -1993. -N3. -С.З
  42. С.Д., Ясвин’В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 473 с.
  43. Дик Ю.И., Турышев И. К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
  44. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Госучпедгиз, 1956.
  45. O.K. Предвидение- залог ваыживания. //Азия и Африка сегодня, 1993. -N10. — С. 66- 71.
  46. O.K., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемыразвивающихся стран. М.: Наука, 1983. — 173 с.
  47. Л. Планета людей // Вест. высш. шк. 1987. -N 12.- С. во. ' .
  48. В., Епишин Е. Вторая программа экологического всеобуча. // Человек и природа, 1988. -N6.- С. 21- 23.
  49. Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 1993. — N1. — С. 143.
  50. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретические основы и пути реализаций // Докт. дисс. -М., 1985.
  51. А.Н., Рыжаков В. Н. научно- методическая концепция курса естествознания «Природа и человек» // Биология в шк., — 1990. -N 4. С. 26- 31.
  52. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. -М.: Знание, 1980.- 96 с.
  53. И.Д., Суравегйна И. Т. Организация экологического образования в школе. -М.: Проблемный совет по экологическому образованию АПН СССР, 1990.
  54. Звягинцев’А.М., Крученицкий Г. М. Близка ли разгадка озоновой проблемы? // Земля и Вселенная, 1996. — N4. — С. 3- 12.
  55. Е.М. Знакомим школьников и дошкольников с миром животных. -М.: просвещение, 1988. с.
  56. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
  57. Ю.А. (Преде, редк.) Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. -Л.: Гидрометеоиздат, 1980.- 279 с.
  58. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.' •
  59. М.И. От Кегера до Стоунхенджа. Солнечные календари Кегерского нагорья Дагестана. Махачкала: Просвещение, 1991. — 296 с.
  60. Д.Н. Активные методы обучения в природоохранном образовании. М.: МГУ, 1982.
  61. И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
  62. С.Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1987.
  63. В.Ю. Великая держава или экологическая колония? -М.: Молодая гвардия, 1991. -222 с.
  64. Кац В. Ц. Биофизика на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988. -157 с.
  65. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Наука, 1962.
  66. .М. Эволюция понятия материи в естествознании и философии // Вопросы Философии. 1975. -N8. -С. 68- 80.
  67. З.А. Природоведение: учебник для 4 класса средней’школы. М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
  68. В. Образование й воспитание в истории народов // Педагогический вестник. 1997. -N5. — С. 2,6.
  69. Н.А. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. 442 с.
  70. Коран // Перевод акад. Крачковского И. Ю. М.: Дом Бируни, 1990. — с.- 142
  71. Я.А. Великая дидактика. М.: Госучпедгиз, 1939.
  72. КорженкоВ.В. Формирование диалектико- материалистического мировоззрения студентов в процессе преподавания естественных наук (на (примере курса общей физики) // Канд. дисс. М.: -1983.
  73. Л. Меньшиков В. Античность : (0 греческой экологии) // Зеленый мир. 1992.-N5. — С. 12.
  74. Е.А., Пасечник В. В. Сидорин А.П. Экология (9 кл.). М.: Дрофа, 1995.
  75. Н.К. Нашей смене всестороннее развитие // Пед.соч. в И- ти томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т. 5,-(¦1. С. 507- 514.
  76. В.В. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических наук в средней школе.- М.: Прогресс, 1986.
  77. В.И. Материализм и эмпериокритицизм. М.: Изд-во полит. лит., 1986. — 476 с.
  78. Леонардо Да- Винчи. Избранные естественнонаучные’произведения. М.: Изд- во АН СССР, 1955.
  79. И.Ф., Воронов Ю. В. Охрана окружающей среды. М.: Стройиздат, 1988.
  80. К. Вклад университетов в улучшение окружающей среды // Выс. образование в Европе. 1990.- Т. 15, — N 4. -С.
  81. Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. М.: Агопромиздат, 1987. — 158 с.
  82. Д. Мысли о воспитании и о воспитании разума. М.: Школла и жизнь, 1913.
  83. В. Между Стокгольмом и Рио- де Жанейро. // Мир науки. -1993. Т. 2/37. — С. 27- 29.
  84. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: «Дагучпедгиз, 1992. — 140 с.
  85. А.А. К истории экологической мысли в России. // Зеленый мир. 3/ 1992. — С. 147- 150.
  86. А. С. Трудовое воспитание. М.: Педагогика, 1964.
  87. В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  88. З.А. Школа и .педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. — 190 с.
  89. Ю.М. Экологические проблемы эпохи НТР. Минск: Знание, 1977.'
  90. К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. — С. 369.
  91. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Наука, 1982.
  92. М.А., Абдуллаев М. А. Али Каяев: Очерк жизни и творчества. Махачкала: Дагиздат, 1993. — 415с.
  93. МирзоевШ.А. Народная. педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 121 с.
  94. А.В., ПашкангК.В. Охрана природы (факультативный курс)., М.: Просвещение, 1990. — 127 с.
  95. В.М. Тенденция развития содержания общего среднего образования // Сов. педагогика. 1990. — N2. — С.17 -21.
  96. Э.И., Рогова P.M., Правдик Р. Естественнонаучные основы охраны природы: деятельность человека как экологический фактор // Человек и природа, 1986, — N12. — С.
  97. А.Ф. Англо- русские сокращения по контролю природной среды. М.: ВЦП, 1985. — С. 106.
  98. В.Н. Формирование мировоззрения при изучении физики. М.: Просвещение, 1989.
  99. И.Н., Литвиненко В. Н. и др. Системный подход в природоведческой подготовке // Вест. высш. шк. 1987. -N1. — С. 52.
  100. Дж. Общая физика с биологическими примерами. М.: Высшая школа, 1985.
  101. А. Ср. Пословицы и поговорки народов Дагестана. -Махачкала: Дагиздат, 1966. 144 с.
  102. Ф.А. Методика обучения студенто^ностранцев. (Сборник статей) // Высш. шк. Киев. -1981. — 1981. — N5.
  103. Д. И. Формирование научного мировоззрения в преподавании хймии. М.: Высшая школа, 1982.
  104. М.Э. Диалектика и современное естествознание. М.: Наука, 1970.
  105. Г. Экологическое воспитание // Человек и природа, -1982. N6. — С.
  106. Р. Педагогические идеи. М.: Госучпедгиз, 1940.
  107. М.П., Карманов В. Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко. М.: Высшая школа, 1988.
  108. С.Е. Взаимосвязь экологических знаний в практической деятельности школьников // Канд. дисс. М., 1985.
  109. В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе // Автореф. на канд. дисс. -Ростов н/Д, 1996. 23с.
  110. Ш. Пантелеев Г. Н. эстетика участка дошкольного' учреждения.1. М.: Просвещение, 1988.
  111. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981.
  112. ИЗ.Пидкалистый П. И. Педагогические условия адаптации в вузе // Межведомст. сборник. Барнаул: АГУ, 1988.
  113. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: 'МГУ,' 1989. — 178с.
  114. Г. В. Оптимизация отношений общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания // Вест. МГУ. 1986. — N1.- Серия 6. — С. 86
  115. Иб.Полищук Ю. И. Региональные экологические информационномодели-рующие системы. Новосибирск: Наука, 1993. — 129 с.
  116. И7.Претер С. Синдром Чернобыля // Свет. Природа’и человек, -1993. N (7−8). — С. 29- 32.
  117. М. Зеленый бизнес: Инвестировать в экологию прибыльно. — «М.: Мир. 1995. — 96с.
  118. Проблемы образования в области окружающей среды. // Материалы межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (14- 26) октября 1977. Тбилиси. — М., 1979.
  119. В.К. Общество и живая природа: краткий очерк истории взаимодействия. -М.: Наука, 1989. 216 с.
  120. Л.П. Содержание экологического образования и воспитания в начальной школе. //Биология в шк. 3/ 1987. — С.4.
  121. Сен- Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977.-431 с.
  122. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход). Ставрополь, 1986.
  123. М.Н. (Под ред.) Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982. 317 с.
  124. Г. Е. Развивающиеся страны: наука, техника, экономический рост. М.: Мысль, 1975.
  125. П. С. Сочинения. Т. 2. — М.:' Мысль, 1973.
  126. Е.С. Экологическое образование в подготовке учиt *теля. М.: Стройиздат, 1984. — 103.с.
  127. Н.Г. Экологическая безопасность: уроки «третьего мира» // Мировая экон. и междунар. отношения, 1994. -N1. -С. 123- 133.
  128. А.Г. Интеллектуальный потенциал развивающихся стран.- М.: Наука, 1984.
  129. Смуров А.В.. Экология и образование // Биологич.. науки, -1992. -N4. С. 106- 111.
  130. В.Е., Пузаченко Ю. Г. Проблемы современной экологии // Природа, — 1987. N 1.- С. 4- 19.
  131. А.А. Подготовка будущего учителя к осуществлению нравственного аспекта экологического образования школьников.- Алма- Ата: Просвещение, 1988.
  132. Г. В., Родионов А. И. Экология. М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
  133. М.Н. Освободившиеся страны и создание.национальных кадров. // Советск. педагогика, -1986. -N4. С. 127.
  134. И.Т. Методическая система экологического образования // Советск. педагогика, — 1988.- N9. С.
  135. И.Т., Кучер Т. В., Сенкевич В. М. Экологическое образование в школе //Советск. педагогика, -1990. -N12, — С. 47.¦
  136. В.А. Как воспитывать настоящего человека: советы воспитателям. Киев: Ряданьска школа, 1986.
  137. В.А. Природа и школа // Совете, педагогика,-1970, — N5. С. 36.
  138. И.Г. Совершенствование обучения естественнонаучным дисциплинам при осуществлении межпредметных связей (физика и биология). // Канд. дисс. М., 1975.
  139. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1988. -126 с.
  140. А.Д. Общенаучные подходы к природной среде // Горизонты экологического знания. М.: 1986. — С. 57- 66.
  141. Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. (Философские и естественнонаучные аспекты.) М.: Мысль, 1994. -229 с.
  142. С.А. Система экологического образования и воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинс-кого //Автореферат канд. дисс. Майкоп, 1995.' - 22 с.
  143. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Госучпедгиз, 1945.
  144. В.Н. Межпредметные связи естественноматематических дисциплин. М.: Просвещение, 1980.
  145. Г. В. Межпредметные связи в процессе обучения. Ленинград: ЛГПИ, 1983.
  146. Федеральный закон об экологической экспертизе // Российская газета. -, 30 ноября.1995. С. 3−5.
  147. В.П. В царстве стихий и качеств // Природа, -1987.-N2. С. 99- 107.•
  148. H. Великие естествоиспытатели и природа. М.: Знание, 1989. — 93 с.
  149. В.Д. Формы организации охраны природы в отдельных странах и на международном уровне. (Обзор). М.: Знание, 1977.
  150. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.
  151. Э. Экологическое образование учащихся 8 -10 классов средней школы в процессе обучения физике. Ташкент, 1981.
  152. Ходжамбердиев А.Ш. .Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике. Ташкент, 1984.
  153. С. С. Формирование экологического мышления // Вест, высш. шк., 1988. -N11. — С.
  154. С.С. Проблемы охраны среды в деятельности ООН. М.: Прогресс, 1984.
  155. Цоллер Ури. Экологическое образование и университет. // Высшее образование в Европе. • Бухарест: Издво ЮНЕСКО СЕПЕС, -1990. — N -4. — Т. 15.
  156. В. В. Международное сотрудничество в области экологического образования // Советская педагогика. 1989.-N2. — С. 17.
  157. Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988. — 264 с.
  158. Н.М. Содержание и принципы экологического образования в педвузе // Педаг. ораз-ие. 1993. — N7. — С. 3−17.
  159. Т.К. Роль экологического воспитания в формировании гражданских позиций специалиста с высшим образованием // Канд. дисс. М., 1988.
  160. С. А. Обучение и научное познание. М.Педагогика, 1988.
  161. X. На охране природы нельзя экономить Из опыта сотрудничества Запада со странами «третьего мира» в преодолении экологического кризиса. // Деловой мир, 7 мая 1992. — С. 4.
  162. В.Ф. Учить всех, учить каждого. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. — С. 143.
  163. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства-и и государства. ПСС. — Т.21
  164. П. Порядок и беспорядок в природе. -М.: Мир, 1987.
  165. З.Я. Обычаи и традиции народов.
  166. О.Н. Экологическое движение на Востоке и Западе- сходства и различия // Мировая экономика и международные отношения, 1991. -N14.' - С. 32- 47.
  167. А.Т. Парниковая благодать: 0 глобальных экологических проблемах. // Поиск, 25 ноябрь 1995. — С. 5.
  168. Ф.Т. О появлении и первоначальном толковании термина «ноосфера» //Вест. Рос. АН, -1994. -Т.64.-N11.- С.1016−1022.
  169. Н.А. Экологическое образование и природа // Человек и природа, 1988. -N 6. — С.21.О
  170. Encyclopedia of Enlvironment. N.Y., 1974.
  171. International Strategy for Action in 1990- 1999. // Unesco Unep Congress «Eniveronmental Edication and Training». -Nairobi- P., 1988.
  172. Grin Politics. London, 1986.
  173. АНКЕТА 1 (Экспресс- опрос) ОБ ОТНОШЕНИИ К ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА1. Страна. Группа.
  174. ЗАДАНИЕ 1. Определите место глобальных проблем по степени их важности для вас. Поставьте знак (+) на пересечении названия проблемы и ее места. ¦
  175. Пооблема, а (Место проблемы 123 456 789 101. Войны и мира2. Продовольствия3. Экологии4. Здравохранения5. Перенаселения6. Экономическая (*
  176. Истощения сырьевых ресурсов8. Политическая9. Социальная10. Какая другая
  177. ЗАДАНИЕ 2. Что такое экология?1. АНКЕТА 2
  178. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ Страна. Группа.
  179. Ответьте коротко на вопросы анкеты:1. Что такое экология?2. 1 * Какие экологические проблемы есть в вашей стране?
  180. Какие экологические проблемы вы заметили в России, Дагестане?
  181. Какие глобальные экологические проблемы вы можете назвать?
  182. Связана ли ваша будущая профессия с экологией и как?6. (¦ Какие национальные природные богатства • есть у вас стране?
  183. Что вы знаете о сезонных календарных праздниках вашего народа, других народов. Что они по-вашему означают?1. РЕЙТИНГ- ОПРОС
  184. ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ КООРДИНАЦИИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ1. Страна. Группа.Фамилия.
  185. Испарение с поверхности 28.24. Необратимые процессы 29.25. Однородное вещество 30.
  186. Влажность воздуха Озонная дыра Атомные изотопы Колебания системы Количество вещества
  187. ЗАДАНИЕ 2. Определите к какой учебной дисциплине (физике, химии, биологии) относятся понятия в задании 1. Запишите номер понятия в таблицу в ряд предмета.
  188. ЗАДАНИЕ 3. Назовите законы природы, которые вам известны.
  189. ЗАДАНИЕ, 4. Запишите в таблицу к какому учебному предмету они относятся.
  190. ЗАДАНИЕ 5. Составьте предложения с данными в задании 1 понятиями.
  191. ЗАДАНИЕ 6. Составьте с понятиями, данными в задании 1, предложения экологического характера.•ЛИСТ ОТВЕТОВ
  192. ЗАДАНИЕ 1. Перевод слов и словосочетаний.1. ЗАДАНИЕ 2 и ЗАДАНИЕ 4.
Заполнить форму текущей работой