Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
Первый этап (1993;1995 гг.) — поисково-творческий. В этот период определялась тема исследования, обосновывалась ее актуальность. Изучались и анализировались опубликованные материалы, посвященные эстетическому воспитанию, художественному образованию и творческому развитию студентов художественно-графических факультетов средствами художественной и печатной графики. Выявлялись роль и значение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Эстетическое воспитание в процессе обучения эстампу
- 1. 1. Основные задачи эстетического воспитания в художественно-педагогическом образовании
- 1. 2. История вопроса в совершенствовании эстетического воспитания в процессе подготовки художника-педагога
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА 2. Теоретическая база специальной и профессиональной подготовки на занятиях эстампом
- 2. 1. Эстамп в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога
- 2. 2. Важнейшие художественные средства эстампа, значение и роль их в эстетическом воспитании
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
- ГЛАВА 3. Методика специальной и профессиональной подготовки художника-педагога на занятиях эстампом
- 3. 1. Содержание методики проведения занятий по эстампу на художественно-графических факультетах
- 3. 2. Психолого-педагогические установки и их значение в эстетическом воспитании и художественном образовании студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
- ГЛАВА 4. Совершенствование теории и практики обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
- 4. 1. Изучение эффективности обучения эстампу в графических мастерских
- 4. 2. Методика обучения эстампу на художественно-графических факультетах в педагогических вузах
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4
Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время принципиально меняются взгляды на содержание и структуру таких важнейших составных частей социальной инфраструктуры, как наука, культура и образование. В этих условиях проблема подготовки художника-педагога является весьма острой для развивающейся системы общего образования, а проблема эстетического воспитания и художественного образования, проблема развития творческого потенциала художника-педагога выступает как объективная социальная потребность общества.
Это связано, прежде всего, с новыми ориентирами, целевыми установками в воспитании и образовании. Перемены, происшедшие в современном обществе, обнажили несоответствие уровня подготовки педагогических кадров требованиям, предъявляемым к современному специалисту — художнику-педагогу. Возрастающая роль эстетического воспитания, в системе художественного образования, переход педагогического образования на гуманистическую парадигму обуславливают необходимость нового подхода, создания новой программы и новой методической системы, которые смогли бы обеспечить успешную подготовку специалиста широкого профиля, владеющего различными видами изобразительного искусства, современными технологиями и методиками преподавания художественно-графических дисциплин в средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях.
Новые социальные ориентиры в системе образования предполагают необходимость подготовки в высшей школе широко образованного, творчески мыслящего специалиста, способного работать в различных типах средних и средних специальных учебных заведений (колледжах, лицеях, школах и пр.), умеющего реализовывать в повседневной практике новые системы художественного образования.
В комплексе общеобразовательных проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, всегда актуальны те установки, которые закладывают основы специального художественно-графического мастерства. В овладении этим мастерством художественная и печатная графика (эстамп) занимает особое место. В теории это — глубокое знание своего дела, на практике — способность свободно оперировать этими знаниямиуметь в ходе обучения создавать творческую атмосферу, соблюдать последовательность в реализации поставленных задач.
Систематические занятия различными видами и подвидами печатной графики, изучение техники и технологии искусства эстампа активно влияют на процесс формирования эстетического вкуса учащихся. В процессе учебно-творческой деятельности в мастерской графики студенты художественно-графических факультетов педагогических вузов получают теоретические знания и практические навыки в работе над созданием графической композиции, знакомятся с традициями и приемами художественной и печатной графики (линогравюра, ксилогравюра, гравюра-сухая игла, офорттравленый штрих, монотипия, литография и т. д.). Практическая деятельность студентов в мастерской графики на занятиях по предмету «графическая композиция» является основополагающей, так как активно способствует эстетическому воспитанию и художественному образованию учащихся, развивает творческие способности в области графической композиции, активизирует творческое мышление.
Эстетические, социальные, нравственные, искусствоведческие аспекты художественного образования, которые послужили нам основой для создания теоретической базы нашего исследования, разрабатывали: М. М. Бахтин, JI.M. Баткин, В. В. Бычков, Т. К. Вагнер, В. В. Ванслов, Б. Р. Виппер, Д. С. Лихачев, А. И. Шахова, С. Г. Петрова, В. Н. Прокофьев, В. А. Разумный, Н. А. Кушаев и др.
Определяя состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся и молодежи средствами художественной и печатной графики, а также процесса учебно-творческой деятельности по предмету графическая композиция" во время практических занятий в мастерской графики, мы обратились к научным трудам отечественных ученых. Это исследования Н. Н. Анисимова, А. Д. Алехина, Г. Г. Виноградовой, В. К. Лебедко,.
B.В.Корешкова, В. С. Кузина, Б. Т. Лихачева, Н. С. Боголюбова, Н. Н. Ростовцева, Н. И. Ткаченко, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и др. по использованию изобразительного и печатного искусства графики в общей системе учебного, творческого и воспитательного процесса художественнографических факультетов педагогических вузов, а также средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ.
Роль художественной и печатной графики на занятиях по предмету «графическая композиция» в эстетическом воспитании и художественном образовании студентов художественно-графических факультетов отражена в трудах Б. Клабуновского, В. А. Еремина, М. И. Сухарева, А. Мажуга, В. Есипо-ва, Н. Алимасовой и др. Для нашего исследования были не менее важны работы следующих ученых-педагогов по теории и практике воспитания:
C.А. Архангельского, Ю. К. Бабанского, И. П. Волкова, И. Д. Зверева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. И. Новиковой, И. Т. Огородникова, М.Н. Скат-киной, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского.
Существенным образом нам помогли работы в области психологии художественного творчества таких авторов, как: Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, В.П. Зин-ченко, Е. И. Игнатьев, Б. Ф. Ломов, О. И. Никифорова, В. П. Полонский, Я. А. Пономарев, В. П. Симонов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Якобсон и др.
Анализ научной литературы и практический опыт художников-педагогов показывает, что к проблеме использования художественной и печатной графики в педагогической практике обращались многие исследователи. Тем не менее все еще недостаточно раскрыты важнейшие вопросы обучения и воспитания средствами художественной и печатной графики — эстампа именно в условиях работы художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Очевидным является и то, что учебно-творческая деятельность и воспитательный процесс на занятиях по предмету «графическая композиция» в мастерских графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов нуждаются в комплексном изучении и глубоком исследовании всех их аспектов. В этой связи крайне важны исследования, раскрывающие теорию и практику обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов на занятиях эстампом.
Сегодня на практических занятиях по эстампу, как правило, чаще осуществляется «простое» изучение этого вида графики, т. е. происходит выполнение элементарных упражнений и заданий в том или ином материале печатной графики. При таком положении дел слабо раскрывается композиционное содержание темы, без внимания остается эстетическая и художественная сторона обучения. Как следствие этого не в должной мере решается задача по формированию личности современного учителя изобразительного искусства.
Тщательное изучение и анализ проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, средних и высших специальных художественных заведений в области художественной и печатной графики позволили определить цель, объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, наметить его задачи и методы.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по эстампу.
Объект исследования — эстетическое воспитание и художественное образование студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по художественной и печатной графике — эстампу.
Предмет исследования — методика преподавания художественной и печатной графики (эстампа), пути и способы повышения профессиональных и специальных знаний и умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Изучение и анализ философской, искусствоведческой, научно-педагогической литературы, диссертационных исследований, опыта работы на художественно-графическом факультете в графической эстампной мастерской позволили сформулировать гипотезу — занятия «графической композицией» могут выступать эффективным средством эстетического воспитания и художественного образования студентов, если:
1. Эстамп будет представлен как особая форма художественного (графического) постижения мира и окружающей нас действительности;
2. Изучение истории эстампа направить на решение важнейших задач эстетического воспитания и художественного образования;
3. Теория и практика обучения эстампу студентов художественнографических факультетов будет базироваться на передовых технологиях психолого-педагогической, эстетической и философской наук прошлого и настоящего времени;
4. Методическая модель обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов на занятиях эстампом будет обоснована и подтверждена как теоретически, так и практически — результатами многих экспериментальных исследований, проведенных в различное время и в разных вузах.
Общей методологической базой и теоретической основой исследования явились труды ведущих ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения, исследования по проблемам эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.
Чтобы решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования, автор опирался на следующие методы исследования:
— изучение, анализ и обобщение научных методических работ по рассматриваемой проблеме;
— изучение и анализ учебных программ средних общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведений;
— изучение исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданийпедагогические наблюдения, беседы, анкетирование в период экспериментальных занятий;
— анализ учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики, (наброски, зарисовки, эскизы, рисунки, оттиски, выполненные в той или иной технике эстампа), а также анализ творческих работ профессиональных художников-графиков, известных мастеров печатной графики;
— опытно-экспериментальная работа в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов;
— анализ творческой работы в области художественной и печатной графики (линогравюра, ксилогравюра, гравюра-сухая игла, офорт травленый штрих, монотипия, литография и т. д.).
Организация и этапы работы.
Исследование проводилось в несколько этапов — с 1993 г. по 2001 г. Экспериментальная работа осуществлялась в течение 9 лет. Основная работа проходила на базе мастерской графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (Ml И У). В экспериментальной работе участвовали студенты художественно-графического факультета Mill У, студенты факультета живописи Московского открытого социально-педагогического института (МОСПИ), студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета (МПУ), а также студенты художественно-графического отделения педагогического факультета Абхазского государственного университета (АГУ).
В эксперименте принимали активное участие в общей сложности 250 студентов (1−5 курсы).
Первый этап (1993;1995 гг.) — поисково-творческий. В этот период определялась тема исследования, обосновывалась ее актуальность. Изучались и анализировались опубликованные материалы, посвященные эстетическому воспитанию, художественному образованию и творческому развитию студентов художественно-графических факультетов средствами художественной и печатной графики. Выявлялись роль и значение творческих способностей на занятиях по эстампу в мастерской графики, проводился анализ практической работы студентов над созданием графической композиции в технике печатной графики. Изучался опыт работы ведущих педагогов кафедры рисунка, специализирующихся в области графической композиции в технике художественной и печатной графики в мастерской эстампа. Определялась методология исследования, разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы, исследования, определялось содержание экспериментальных занятий.
Второй этап (1995;1997 гг.) — на этом этапе осуществлялась подготовка теоретической и практической базы для проведения опытно-экспериментального исследования. Продолжалась теоретическая работа, направленная на поиск более эффективных путей и методов преподавания и обучения художественной и печатной графике в мастерской эстампа. Проводилось опытно-экспериментальное обучение студентов художественно-графических факультетов. Уточнялось содержание учебных теоретических и практических занятий, заданий по самостоятельной работе вне мастерской эстампа. Проводился широкий эксперимент со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета с целью дальнейшего всестороннего изучения техник и технологий, материалов печатной графики для создания графической композиции в технике эстампа. В 1997 году защищена кандидатская диссертация на тему:
Специфика методов преподавания художественной графики на художественно — графических факультетах педагогических вузов".
Третий этап (1997;1999 гг.) — посвящен экспериментальной работе, проходившей в мастерской печатной графики со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (Mill У), факультета живописи Московского открытого социально-педагогического университета (МОСПИ), факультета изобразительных искусств и народных ремесел Московского педагогического университета (МЕТУ). На этом этапе осуществлялось дальнейшее изучение передового педагогического опыта в области эстетического воспитания и художественного образования, шла проверка и уточнение путей и методов развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе учебно-творческой деятельности в мастерской эстампа. Было определено место и выявлена роль эстетического воспитания и художественного образования средствами печатной графики в системе подготовки художника-педагога. Опубликованы учебные и методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов, разработаны программы по специализации «Художественная графика-эстамп». Было продолжено изучение методической, педагогической, психологической, исторической, философской, искусствоведческой литературы по теме исследования. Завершен контрольно-проверочный эксперимент.
Четвертый этап (1999;2001 гг.) — завершающий. На этом этапе были проведены анализы результатов теоретического и экспериментального исследований, проделана большая работа по обобщению научно-теоретических и практических результатов докторской диссертации.
Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов проводилась в следующих направлениях:
— изучался уровень эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов на занятиях по предмету «графическая композиция»;
— определялся исходный уровень развития художественной и графической подготовки студентов художественно-графического факультета;
— велось наблюдение за процессом обучения (беседы с ведущими художниками-педагогами, специалистами в области художественной и печатной графике, студентами);
— анализировался уровень развитости эстетических потребностей, эстетического вкуса и суждений учащихся (опытно-экспериментальная работа).
Указанные направления дополнялись различными приемами вспомогательного характера с целью:
— изучения и развития некоторых скрытых сторон проявления творческой активности студентов во время занятий графической композицией в мастерской эстампа;
— определения уровня развитости творческих способностей студентов (воплощение замысла графической композиции в том или ином материале печатной графики) методом психологических установок;
— изучения и анализа результатов учебно-творческой изобразительной деятельности студентов в мастерской графики с целью определения их композиционной и творческой активности в области эстампа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Успешное осуществление эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов возможно при условии всестороннего расширения содержания учебно-творческой и воспитательной работы на основе использования традиций классического искусства художественной и печатной графики.
2. Успех в обучении художественной и печатной графике-эстампу обусловлен творческим использованием взаимосвязей между различными видами изобразительного искусства, оптимальным соотношением теоретических и практических занятий, степенью в постижении и усвоении языка искусства графики, умением применять приобретенные знания и технические навыки в творческих работах.
3. Художественная и печатная графика в сочетании с занятиями по другим специальным видам изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка) обладает большими потенциальными возможностями в систематическом развитии творческих способностей. Целенаправленная научно-обоснованная реализация этих возможностей на практических занятиях в мастерской печатной графики выступает как педагогическая необходимость.
4. Разработанный и апробированный в ходе эксперимента метод педагогических установок активизирует развитие творческих способностей студентов на занятиях по предмету «графическая композиция».
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определены возможности художественной и печатной графики как специфических форм художественного отражения окружающей нас действительности, как важнейшего средства эстетического воспитания и художественного образования учащихся.
2. Теоретически обоснована методическая модель эстетического воспитания и художественного образования в процессе учебно-творческой деятельности студентов в мастерской эстампа, определена их роль в формировании у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов устойчивого интереса к художественному графическому творчеству.
3. Найдено оптимальное соотношение содержания теоретических основ и практических заданий в программе по эстампу, проанализирован характер направленности и качество преподавания художественной и печатной графики в мастерской эстампа.
4. Дан анализ современного состояния учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики, определены пути совершенствования теоретической и практической подготовки будущих художников-педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в:
— в теоретической разработке содержания комплексной системы непрерывной специальной и профессионально-методической подготовки художника-педагога средствами художественной и печатной графики (эстампа) на занятиях по предмету «графическая композиция»;
— в теоретической разработке целостной системы специальной профессиональной подготовки художника-педагога средствами эстампа, опирающейся на комплексный и личностно-деятельностные подходы, последовательного изучения основ эстампа в мастерской графики;
— в изучении специфики специальной и профессионально-методической подготовки художников-педагогов в области эстетического воспитания и художественного образования в системе специальной и профессиональной подготовки средствами эстампа;
— в выявлении закономерностей развития творческих способностей средствами художественной и печатной графики-эстампа как важнейшего фактора, способствующего повышению уровня специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;
— в разработке и экспериментальной проверке комплексной системы индивидуальной, самостоятельной, учебно-творческой и научно-исследовательской работы студентов на занятиях по эстампу, с учетом необходимости повышения уровня специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;
— в экспериментальном подтверждении возможности эстетического образования и художественного образования средствами эстампа в системе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов с помощью педагогических установок.
Содержание и организационные формы учебно-творческой деятельности мастерской графики обусловлены его организующей ролью как центра эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графического факультета.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки научно-обоснованных и экспериментально проверенных методических материалов по художественной и печатной графике (монография, учебное пособие, программы по эстампу, программы аттестации учебной деятельности, вопросы к зачетам и экзаменам, темы курсовых и дипломных работ и т. п.);
2) предложенная автором система специальной и профессиональной подготовки художника-педагога средствами художественной и печатной графики распространена и внедрена в практику учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики художественно-графического факультета;
3) полученные результаты теоретического и экспериментального исследования, которые обеспечиваются основными положениями педагогики и психологии, солидной экспериментальной базой, доказали обоснованность разработанной новой программы по художественной и печатной графике.
Апробация результатов исследования.
Основное содержание и материалы исследования рассматривались и обсуждались на заседаниях кафедры рисунка и Ученого совета художественно-графического факультетаУченого совета Московского педагогического государственного университетанаучно-методических конференцияхежегодных научно-практических конференциях «Научные чтения Mill У» (с 1993 по 2001гг.).
Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебно-методическом и учебно-творческом процессе в мастерской художественной и печатной графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. Поскольку они апробировались в практической деятельности на занятиях по предмету «графическая композиция» в процессе обучения студентов художественной и печатной графике (эстампу), то нашли свое отражение и в учебно-творческой деятельности дипломников кафедры рисунка (специальные курсы и практикумы). Кроме того, данные материалы активно использовались студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета (МГТУ), студентами факультета живописи Московского социально-педагогического института (МОСПИ) в период проведения опытно-экспериментальной работы.
Разработанные и экспериментально подтвержденные в ходе исследования научные материалы диссертации внедрены в практику в виде пособия для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: (Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. (Теория и практика). М., Прометей, 1999. 104 е.: ил.) — монографии «Художественная графика.
Введение
в методику преподавания". (М., Прометей, 1999. 208 е.- ил.).
Структура и основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, используемой автором в ходе исследования, приложения, и целого ряда экспериментальных творческих работ студентов, Mill У, МПУ, МОСПИ, выполненных в разных техниках художественной и печатной графики (гратгография — имитация офорта, линогравюра, гравюра-сухая игла, офорт-травленый штрих, монотипия, литография). В приложении представлены примерные тематические планы, программы для студентов художественно-графических факультетов, требования к курсовой работе, программа специализации по эстампу.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4.
В рассмотренной главе определяются методические основы системы проведения занятий и совершенствования обучения эстампу, уточняются задачи курса предмета «графическая композиция». В ней обозначены условия и средства обеспечения развивающих процессов применительно к художественной и печатной графике (эстампу) на художественно-графических факультетах педагогических вузов, анализируется связь форм и методов работы со студентами.
На основе полученных результатов констатирующего и поискового экспериментов была осуществлена разработка методики обучения студентов художественно-графического факультета по графической композиции (раздел «печатная графика-эстамп»). Она предусматривает систему теоретических и практических, взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга занятий в учебных мастерских и самостоятельную учебно-творческую деятельность студентов художественно-графических факультетов во внеучебное время.
В процессе обучающего эксперимента нами были выявлены основные направления учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики:
1. Определены педагогические установки, содержание установочных занятий по изучению основ художественной и печатной графики (эстампа);
2. Проведены теоретические занятия по графической композиции со студентами с наглядным показом иллюстративного практического материала из фонда мастерской печатной графики.
3. Определено содержание практических занятий по эстампу, уточнено направление программных занятий по изучению и приобретению практических навыков и умений в области художественной и печатной графики.
4. Осуществлялось практическое руководство самостоятельной, домашней работой учащихся по поиску и выполнению подготовительного материала (наброски, зарисовки), поиску и разработке эскизов и упражнений, заданий с целью создания графической композиции.
5. Разработана серия специальных фронтальных и индивидуальных заданий и упражнений для учащихся с целью глубокого практического изучения и освоения техники и материалов печатной графики (эстампа).
6. Разработаны основные методические принципы поэтапного и последовательного выполнения практических упражнений и заданий в разных видах и техниках эстампа.
7. Упорядочен наглядный иллюстративный материал, а также создан методический фонд с оттисками для каждого вида и техники эстампа с целью проведения теоретических лекционных занятий, бесед и обсуждений в мастерской эстампа.
8. Осуществлена реконструкция помещения мастерской и упорядочены участки учебно-творческой деятельности студентов по всем основным видам печатной графики, приведен в порядок наглядно-методический материал эстампной мастерской.
9. Организована и действует постоянная выставка дипломных работ студентов, а также экспозиция наглядно-методического материала поэтапной работы над созданием графической композиции в материалах эстампа с подробным описанием техники и технологий выполнения.
10. Расширены наглядно-методические возможности поиска подготовительного материала мастерской графики, разработаны наглядные пособия для последовательной и поэтапной работы над рисунками и эскизами в области графической композиции, определены наглядные формы и методы их поэтапного воплощения в той или иной технике печатной графики в виде стендов с подробным описанием технологии изготовления.
11. Изданы учебное пособие, монография с иллюстрациями.
12. Опубликована учебная программа с полным перечнем тем и вопросов по печатной графике, необходимых требований к проведению зачетных (контрольных) практических заданий и для теоретических заданий самоконтроля, а также список специальной литературы.
13. Подготовлены и изданы материалы основных требований курсовых работ для студентов 3-го курса, проведения экзаменационных просмотров по графической композиции в области практической деятельности студентов в эстампе.
14. Организованы индивидуальные и групповые текущие просмотры и обсуждения композиционно-графических работ после выполнения практических заданий и упражнений в техниках эстампа.
15. Проведены итоговые экзаменационные просмотры по всем программным заданиям в технике печатной графики за каждый семестр.
16. Отобраны лучшие работы студентов по эстампу для фонда графической мастерской. Кроме того, организованы и проведены итоговые семестровые графические выставки по эстампу в мастерской печатной графики.
17. Организовано групповое посещение выставок произведений графики, музеев, галерей, а также графических мастерских художественных вузов Москвы, художественно-графических факультетов педагогических вузов страны, мастерских известных художников-графиков, мастеров печатной графики.
18. Обобщен и проведен анализ результатов исследования в области художественной и печатной графики (эстампа).
Экспериментальное обучение учащихся проходило в мастерской графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. В эксперименте принимали участие студенты художественно-графического факультета Mill У, студенты факультета живописи Московского социально-педагогического института и студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета общим количеством 250 человек. В рамках этого эксперимента проходила активная целенаправленная учебно-творческая деятельность студентов по изучению основ печатной графики. Активное участие в экспериментальной учебно-творческой работе принимали в основном студенты 1−4-х курсов и дипломники кафедры рисунка всех вышеназванных вузов.
Взаимосвязанная и систематизированная композиционно-графическая работа в технике эстампа способствовала развитию и совершенствованию профессиональных качеств и творческих способностей учащихся в процессе занятий по предмету «графическая композиция» в области печатной графики, а именно:
• усвоению студентами необходимых специальных и профессиональных знаний в области графической композиции в материале печатной графики;
• овладению теоретическими и практическими знаниями в области теории, истории и методики обучения эстампурасширению общей культуры.
• приобретению специальных и профессиональных умений и навыков в процессе поиска, разработки и воплощения эскиза в тот или иной материал печатной графики;
• развитие образно-выразительных способностей, фантазии, интуиции, эмоциональной и зрительной памяти, художественного вкуса, и др.
• развитию профессиональных, художественно-творческих способностей;
• развитие индивидуальной эмоциональной и зрительной памяти, художественного вкуса, культуры суждений и поведения;
• Приобретению специальных и профессиональных качеств, умений и способностей в овладении навыками практического исполнительского мастерства художника-графика.
Следует констатировать, что признание студента главной действующей фигурой учебно-творческого процесса на занятиях по графической композиции предполагает создание оптимальных условий для его развития. Это особенно важно для подготовки будущего художника-педагога, которая начинается еще на подготовительном этапе, до поступления на факультет. Педагогическая деятельность является творческой, поэтому подготовка к ней должна максимально стимулировать развитие творческих способностей студентов, особенно в процессе обучения основам художественной и печатной графики. Однако это возможно, если эстетическое воспитание и художественное образование будут строиться как исследовательская и творческая деятельность участников учебного процесса.
Выявление и развитие личностного ценностного опыта студентов, опора на их потенциальные природные данные и возможности позволяют сменить пассивную позицию учащегося на активную, художественно-творческую деятельность в процессе учебно-творческой деятельности в мастерской графики. И решение этой проблемы прямо связано с технологиями обучения, методикой преподавания художественной и печатной графики (эстампа) в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов. Не только содержание, но и методы обучения должны способствовать развитию творческих способностей и возможностей студентов. Следовательно, необходимо как можно чаще ставить их в позицию исследователя, направлять их к поиску разнообразных путей решения поставленных педагогом учебно-творческих задач.
Методика эстетического воспитания и художественного образования средствами эстампа в условиях мастерской графики не только влияет на уровень усвоения теоретических знаний и элементарных практических умений и навыков, но и является фундаментальной основой повышения уровня специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Методической особенностью специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов является то, что теоретические и практические занятия в мастерской графики направлены не только на перспективу, связанную с выбором будущей педагогической и творческой деятельности, но и на реальную сегодняшнюю жизнь студентов, которая корректирует поведение и действия учащихся согласно интересам и требованиям нового времени. В мастерской печатной графики значительная часть учебно-творческой деятельности проводится по нестандартной методике, которая стимулирует активность студентов, и развивает их творческие способности, предоставляет им возможность для творческого самовыражения и самоопределения, приобщает к исследовательской и творческой деятельности. Занятия графической композицией в мастерской эстампа показывают и носят ярко выраженный творческий характер обучения эстампу. Следовательно, такие занятия позволяют более эффективно решать учебно-творческие задачи эстетического воспитания и художественного образования в процессе специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Анализ теории и практики специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов и накопленный опыт работы в экспериментальных группах со студентами 3−4 курсов художественно-графического факультета МПГУ, студентами 1 -3 курсов факультета живописи МОСПИ, студентами 1−5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел МПУ показал, что творческое использование разных типов нестандартных, учебно-творческих занятий по эстампу, в основе которых лежат принципы целостного обобщенного подхода к обучению графической композиции в области эстампа, развития интуиции и художественного вкуса, соблюдения связи теории с практикой, формирования специальных профессионально значимых качеств личности, углубленного познания педагогического и творческого труда, весьма продуктивно и перспективно.
Это позволило достигнуть: активизации познавательной деятельности учащихсяразвития интеллекта, чувственно-эмоционального восприятия, в частности, художественно-творческого образного мышления студентов.
В процессе учебно-творческой деятельности на занятиях по эстампу была успешно использована методика познавательной коллективной деятельности, в основе которой лежит посещение музеев, художественных выставок, картинных галерей, посещение мастерских известных художников, мастеров искусства графики, организация выставок студенческих работ по эстампу на факультете и в мастерской графики и т. д.
Можно также выделить систему занятий, связанных с развитием литературного, художественно-графического творчества: «издание» журнала или книги с иллюстрациями, составление макета и художественно-графического оформления литературных произведений зарубежных и отечественных писателей, классиков, иллюстрирование и красочное оформление детской книги или журнала, встречи с интересными творческими людьми, в частности, с художниками — педагогами и т. д.
Следует подчеркнуть, что важнейшая методическая особенность занятий по эстампу — выполнение практических учебно-творческих и творческих работ как непосредственно на занятиях, так и в качестве домашних заданий. Однако практика показывает, что студентов увлекают вариативные и творческие упражнения, требующие нестандартного, оригинального применения знаний на практике в области эстампа (к примеру, составление графической композиции на свободную тему с целью ее воплощения в той или иной графической технике).
Анализ полученных результатов нашего исследования подтвердил, что проблема специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов напрямую зависит от уровня сформированности композиционного мышления и образного представления. Если таковые отсутствуют, то у многих студентов возникают проблемы с самостоятельными заданиями. Отсутствие целенаправленной ежедневной работы во внеучебное время по выполнению набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению, домашних рисунках и эскизах тормозят процесс овладения специальных навыков и умений.
Данное обстоятельство усугубляется тем, что учебных пособий по художественной и печатной графике катастрофически не хватает. Наша опытно-экспериментальная работа в мастерской графики по изучению основ эстампа позволяет утверждать, что из-за отсутствия в учебном плане должного количества часов по предмету «графическая композиция» основная учебная нагрузка приходится на внеурочное время. В этой связи в нашем исследовании в целях эффективности обучения мы вынуждены были ориентироваться главным образом на самостоятельную работу, индивидуальные домашние задания.
Самостоятельная учебно-творческая деятельность с элементами художественного, композиционно-графического и творческого труда, как правило, напрямую не управляется преподавателем, однако косвенное руководство, безусловно, необходимо. Прежде всего, это проведение консультаций разного характера, создание психолого-педагогических ситуаций, в которых студент может играть различные роли, выступать в качестве лидера учебно-творческой группы в мастерской графики на занятиях по эстампу, участника художественной выставки, художника-педагога, художника-графика, иллюстратора книг и журналов, организатора художественной выставки, встречи с известными деятелями культуры и искусства, ведущими художниками-педагогами.
В связи с этим нами были выявлены и обоснованы некоторые методи-ко-педагогические условия, обеспечивающие достижение положительных результатов от включения студентов в художественно-творческую деятельность, как то:
• добровольность участия в предлагаемом (избранном) виде деятельности, (в частности, в создании эстампа) — позитивная ее мотивация;
• выбор темы, объекта композиционно-графической деятельности, выразительных графических средств, выбор конкретного вида печати, технологий и техники эстампа;
• постоянное, постепенное усложнение видов деятельности от уровня исполнительского до художественно-творческого;
• индивидуально ориентированный выбор техники и технологии эстампа, характера заданий и упражнений с учетом интересов самого студента;
• создание благоприятной ситуации в мастерской графики с целью успешного решения поставленных задач в области эстампа;
• сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности в мастерской эстампа в области графической композицииознакомление с ее результатами, например, показ серии графических работ, выполненных в том или ином виде эстампа;
• контакт с художниками профессионалами, художниками-педагогами, с видными деятелями образования и культуры, посещение мастерских художников, графических мастерских художественно-графических факультетов, мастерских факультетов графики художественных вузов, музеев, выставок, галерей и т. д.
• сочетание организационных форм включения студентов в педагогическую деятельность (педпрактика) с межличностным общением, имеющим творческую и педагогическую направленность;
• необходимость в художественно-графической, творческой и педагогической деятельности студентов для учреждений образования и культуры.
Анализируя полученные результаты нашего исследования, мы можем таким образом утверждать, что существенную роль в учебно-творческой работе студентов на занятиях графической композицией играет специальная и профессиональная подготовка учащихся средствами эстампа. Это, в частности, относится к работе с элементами художественной, композиционно-графической и педагогической деятельности. Она прежде всего способствует профессиональному самоопределению учащихся. Кроме того, дает студентам возможность глубже познать будущую профессию, увидеть ее привлекательные и негативные стороны, наконец, позволяет решить еще одну важную проблему: сформировать и развить профессионально значимые качества. Однако, развивающий эффект обучения достигается не автоматически, а при соблюдении ряда педагогических и методических условий организации учебно-творческой деятельности по эстампу в мастерской графики.
В нашем научно-экспериментальном исследовании деятельность с элементами будущего художественно-творческого, педагогического труда изначально рассматривалась как важный компонент профессиональной и специальной ориентации учащихся. Однако долгое время эстамп не имел широкого использования в организации учебно-творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. На наш взгляд это объясняется тем, что графика как особый вид изобразительного искусства нуждается в сложных, трудоемких и к тому же эффективных практических занятиях, проводимых под руководством преподавателя.
Следовательно, особенности организации процесса учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики таковы:
• изучение разнообразных видов печати, техник и технологии печатной графики;
• поэтапное освоение и воплощение графической композиции в тот или иной материал эстампа;
• широкое использование выразительных возможностей эстампа в разнообразных практических работах, формирующих умения и навыки учащихся, а также развивающих профессионально значимые качества личности.
Однако, несмотря на многообразие форм и специфические особенности организации учебного процесса по эстампу в мастерской графики, у них есть много общего с другими специальными художественно-графическими дисциплинами. Прежде всего это — стремление отойти от стандартной, шаблонной и скучной организации учебы, от тяготения только к ученическим классным формам работы, необходимость построения учебного процесса с учетом интересов и желаний студента. Во-вторых, это стремление подготовить своих учеников к вузовским формам учебно-творческой работы, начать адаптацию к обучению в высшей школе. В-третьих, это использование таких форм работы, которые позволяют учащимся проявить максимальную активность, самовыразиться средствами художественной и печатной графики.
Таким образом, сравнительно раннее включение учащихся в художественно-творческую, композиционно-графическую деятельность на занятиях графической композицией в области художественной и печатной графики с элементами творческого и педагогического труда (при условии ее правильной организации) поможет достичь существенных результатов в профессиональной подготовке художника-педагога.
1. Формирование композиционно-графических, «сочинительских», исполнительских способностей личности будущего художника-педагога предполагает целостный, обобщенный подход к обучению графической композиции в области эстампа;
2. Методическая система обучения студентов художественной и печатной графике (эстампу) должна включать задачи, современные формы и методы специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Как уже подчеркивалось в нашем диссертационном исследовании, изменения, происшедшие в последнее время в современном обществе и затронувшие буквально все стороны жизнедеятельности человека и его основу основ — образование, заставили нас по-новому взглянуть на проблему эстетического воспитания и художественного образования учащейся молодежи средствами художественной и печатной графики Имея к этой проблеме самое непосредственное отношение, мы в своей работе провели изыскания в этой области, которая нам более всего знакома. Это — обучение художественной и печатной графике и эстетическое воспитание посредством ее в процессе самого обучения, а также развитие в процессе художественного образования творческих способностей учащихся.
Исследование проблемы использования эстампа в качестве важнейшего вида искусства печатной графики в эстетическом и художественном образовании студентов показывает, что с первых дней создания и функционирования художественно-графических факультетов — эстамп как один из особых, специфических видов отражения, осмысления и освоения окружающей нас действительности (линограюра, ксилогравюра, монотипия, гравюра-сухая игла, офорт-травленый штрих, литография и др.) представляет широкие художественно-образные, композиционно-графические возможности для профессионального и личностного формирования художника-педагога. Несмотря на наличие положительного опыта в этом плане, мы можем констатировать тот факт, что современное состояние проблемы обучения студентов эстампу и уровень ее развития имеют недостатки. В этой связи нами было предпринято научно обоснованное теоретическое и экспериментальное исследование.
В исследовании осуществлялось изучение многолетнего опыта работы со студентами трех московских вузов — МПГУ, МОСПИ, МПУ, а также со студентами Абхазского Государственного университета (АГУ).
Работа была направлена на выявление возможностей эффективного использования потенциала художественной и печатной графики в деле эстетического воспитания и художественного образования. В ходе работы: изучено и проанализировано современное состояние теории и практики обучения эстампу в деле эстетического воспитания и художественного образования. Кроме того, признано целесообразным вести методическую, учебно-воспитательную, учебно-творческую работу со студентами художественно-графических факультетов, использовать ее в учебно-творческой деятельности в процессе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов. На этой основе обобщен педагогический опыт обучения и воспитания средствами эстампа, учитывая сознательное и творческое отношение каждого студента к учебно-творческой деятельности, так как создание графического образа в технике эстампа неразрывно связано с развитием творческих способностей;
• осуществлено научно-теоретическое обоснование специфических особенностей эстетического воспитания и художественного образования средствами художественной и печатной графики в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов. Выявлено, что процесс эстетического воспитания и художественного образования средствами эстампа существенным образом отличается от подобного процесса в других областях изобразительного искусства. Ведь здесь существует своя специфика: формы выражения, стиль и язык изображения, пластика, штрих, тон и цвет, методы, традиции. В самобытном и специфическом содержании занятий используются традиционные, классические виды и подвиды печатной графики (эстампа);
• определены место и роль занятий по художественной и печатной графике в общей системе эстетического воспитания и художественного образования в процессе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов, в формировании у учащихся устойчивого интереса к композиционно-графической деятельности, к изучению техник и технологий печатной графики, развитию разносторонних умений и навыков;
• исследование доказывает, что использование эстетического наследия и современных образцов художественной и печатной графики, национальных художественных традиций разных стран и эпох, также учет специфических особенностей отдельного вида печати и техники эстампа, применение разных техник и технологии на занятиях графической композицией в мастерской графики оказывает активное влияние на формирование эстетического вкуса и художественной культуры учащихся;
Анализ результатов проведенного исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу, констатировать успешное достижение поставленных целей и задач, сформулировать основные выводы.
1. Эстетическое воспитание и художественное образование средствами художественной и печатной графики на художественно-графических факультетах должно предполагать широкое общегуманитарное культурное развитие учащихся на основе овладения ими программными дисциплинами по изобразительному искусству. Это позволяет развить у студентов способность к художественно-графическому, композиционному осмыслению окружающей нас действительности, расширить их кругозор, воспитать художественный вкус, чувство пластики, ритма, пропорции, эстетическое восприятие действительности.
2. Комплексные практические и теоретические занятия по эстампу по разработанной нами экспериментальной программе совершенствования специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов с целью подготовки художников-педагогов доказывают, что развитие общей художественной культуры и художественного вкуса студентов, как и их профессионализм в области эстампа, необходимы для целенаправленного изучения основ художественной и печатной графики. Кроме того, занятия графической композицией в области эстампа способствуют осмыслению различных видов печати, техники и технологии эстампа, освоению определенных операций поэтапного воплощения графической композиции в тот или иной материал печатной графики. Эстамп также помогает приобретению навыков практической работы с материалами художественной и печатной графики, вырабатывает способность подходить творчески к выполнению различных заданий и упражнений, создает в мастерской графики художественно-творческую атмосферу, способствует развитию творческих способностей.
На основе выявления психологических, общепедагогических, методологических, методических требований разработано и научно обосновано содержание занятий художественной и печатной графикой (как в теоретическом, так и в практическом плане). Для работы с учащимися были использованы методы создания установок, сопровождавшие каждое аудиторное или домашнее, практическое или теоретическое, самостоятельное занятие, каждое учебное задание.
Характерная особенность апробировавшейся методической системы заключалась в том, что занятия или задания не работают отдельно друг от друга, они лишь в единстве, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, развивают комплекс художественно-графических способностей в области создания графической композиции в технике эстампа. Кроме того, они способствуют развитию творческих способностей, созданию идейного композиционного замысла, осмысленному владению языком печатной графики, изобразительными приемами композиции в соответствии с содержанием будущего произведения. Познание особенностей печатной графики — эстампа как вида изобразительного искусства, в котором главной целью является эффективное воздействие на процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся, ориентировано на специфические условия мастерской графики.
Проведенное экспериментальное исследование позволило обосновать теоретическую базу исследования, где первоосновой, т. е. «фундаментом», являлось представление об учебно-творческом процессе как о познавательно-созидательном, включающем в себя образное познание окружающей нас действительности, закрепление результатов познавательной деятельности, создание нового, раннее не существовавшего, воплощение его в художественные образы средствами эстампа. Подтвердилась также практическая целесообразность применения в организационно-методической работе моделирующего процесса учебно-творческой деятельности студентов, проявлением которого является процесс осмысления и практического создания графической композиции в том или ином материале печатной графики. Следовательно, необходимо строить обучение на основе последовательного и поэтапного изучения основ художественной и печатной графики, осмысления тех доступных видов печати, техник, технологий и материалов эстампа, которые посильны студентам для освоения и выполнения в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов.
3. Процесс обучения художественной и печатной графике-эстампу на занятиях по графической композиции в мастерской графики основывался на современном подходе к этому виду искусства как одному из важнейших и специфических форм освоения окружающего мира и действительности, учитывающем особенности психологического развития учащихся.
Существующие индивидуальные различия уровня развития творческих способностей, специальных изобразительно — выразительных умений и навыков, степени профессиональной пригодности учащихся предопределили строго дифференцированный поход к разработке и внедрения системы упражнений и заданий в процессе обучения графической композиции. Было установлено, что если условие и методы плохо расчленены в представлении студента, если в них не выделены и не отделены друг от друга все основные составляющие элементы, проработанная методика поэтапного последовательного дифференцированного решения поставленных композиционнографических задач, воплощения графического изображения в материал печатной графики была в ходе эксперимента апробирована и дала некоторые весьма положительные результаты.
4. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют, что наиболее эффективна методика обучения графической композиции, основанная на комплексном подходе к воспитанию и обучению студентов. Успех экспериментально-поискового обучения обуславливался следующими факторами:
• наличием хорошо разработанной программы по графической композиции, содержащей четко дифференцированные задачи и цели для того или иного уровня восприятия и решения учебных композиционно-графических задач;
• созданием базового наглядно-иллюстративного материала, активным и своевременным применением этого методического фонда на учебных и учебно-творческих занятиях по художественной и печатной графике;
• наличием стремления студентов к осознанному усвоению научно-теоретических знаний и практических умений и навыков на занятиях в мастерской графики;
• формированием и закреплением практического сочинительского и исполнительского опыта учащихся в ходе выполнения учебных подготовительных пробных упражнений и заданий;
• выполнением учебно-творческих упражнений и заданий по графической композиции, в которых решались конкретные целевые аспекты проблемы (например, умение «замыслить» графический эскиз в тот или иной материал печатной графики).
Экспериментально-опытное обучение показало, что в нашем исследовании предлагаемая система заданий и упражнений с широким комплексным подходом к проблеме обучения художественной и печатной графике, а также целенаправленное руководство процессом обучения оказывают существенное влияние на уровень развития творческих способностей студентов и на повышение уровня приобретаемых ими теоретических знаний, практических специальных умений и навыков целенаправленного обучения.
5. В ходе исследования автором прослежена история развития художественной и печатной графики. Это прежде всего такие виды, которые связаны с книжной графикой и с графикой прикладного характера, которые по своим техническим и технологическим показателям, возможностям можно использовать в современных условиях мастерской графики художественно-графических факультетов. Совершенствование исполнительского мастерства, навыков практической работы над эскизами, сбор материала требуют профессионального умения работать в различных графических техниках эстампа, профессионально использовать их выразительные возможности. Следовательно, развитие «мышления в материале» является одной из главных целей процесса обучения.
6. Выявлены специфические формы и методы эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов с активным использованием средств художественной и печатной графики, характерные для условий мастерской печатной графики, где развиваются эмоциональное восприятие, зрительная память, творческая интуиция, способность к представлению. В ходе исследования было найдено оптимальное соотношение практических навыков и теоретических знаний в содержании занятий, осознана степень сложности, выработана последовательность выполнения эстампа. Кроме того, определена продолжительность работы, ее цели и задачи. Апробированы как учебные, так и внеучебные формы организации учебно-творческой деятельности студентов, позволяющие активно воздействовать на эстетическое воспитание и художественное образование, где обязательно развиваются эмоциональное восприятие, чувства, развиваются способности к работе над замыслом композиции в процессе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога.
7. Исследованием подтверждено, что совершенствование системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией возможно, если активно использовать в процессе учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики основные виды в подвиды художественной и печатной графики. В ходе исследования сформированы и апробированы методические основы эстетического воспитания и художественного образования средствами эстампа, позволяющие существенным образом повлиять на повышение общего уровня профессиональных знаний, подразумевающих, в первую очередь, знание теории истории искусства, в том числе графической композиции и печатной графики в целом, знание в области техники и технологии эстампа, повышение уровня этих знаний, использование выразительных возможностей эстампа.
8. Активное использование метода моделирования учебно-творческого процесса, с помощью которого активизируется художественно-познавательная деятельность учащихся, совершенствуется художественно-образное мышление, воображение, наблюдательность, эмоциональные реакции, обогащается ассоциативное мышление, формируется и развивается художественный вкус студентов, совершенствуются профессиональные стороны творческой личности учащихся, кроме того, совершенствуются практические умения и навыки работы в различных техниках эстампа, умения профессионально использовать специфические знания печатной графики и их выразительные возможности.
Таким образом, можно констатировать, что учебно-творческая работа под руководством ведущего преподавателя кафедры рисунка по художественной и печатной графике по исследованной проблеме способствует и активизирует процесс достижения главной цели — формирование развитой, активной творческой личности, улучшение специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Надеемся, что некоторые положения нашего исследования станут подспорьем в работе художника — педагога — теоретика и практика, позволят ему углубить содержание процесса преподавания художественной и печатной графики как предмета, помогут скорректировать подготовку будущих профессиональных кадров художественной педагогики в области дизайна, также в художественно-творческой деятельности специалиста в области художественной и печатной, прикладной и книжной графики, дизайна.
Хотя в нашей педагогике накоплен определенный опыт преподавания художественной и печатной графики, сложились различные (или противоположные) точки зрения (что вполне правомерно), порой взаимоисключающие одна другую — в аспекте целенаправленности, целесообразности тех или иных способов обучения. Может быть, наши изыскания позволят преодолеть некоторые противоречия или отчасти снять их, применив к методике развития графических способностей целый комплекс взаимодополняющих, взаимопроверочных, взаимооценочных способов.
Конечно, единственно верного, единственно совершенного метода на все случаи обучения не существует. Их множествоони вариативны. Но все они имеют по прежнему один критерий — практику, которая и подтверждает их истинность или ложность. Сравнительный анализ результатов предпринятого нами эксперимента свидетельствует о существенном сдвиге (в экспериментальных группах студентов) в положительную сторону в формировании отдельных сторон творческих способностей, связанных непосредственно с художественной и печатной графикой в частности и расширением мировоззренческого кругозора в целом.
Список литературы
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. -М.: Сов. художник, — 1968.-288 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: 2-ое изд. М.: АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Сокращ. пер. с анг. В.Н.Самохина- Общ. ред. и вступит, статья В. П. Шестак. -М.: Прогресс, 1974.-392 е.- ил.
- Аксенов К.Н. Рисунок. В помощь художнику-оформителю. -М.: Панорама, 1990. 192 е., ил.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1984.-160 е., ил.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
- Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. —М.: Знание, 1973. -48 е., ил.
- Алберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. -М.: Изд-во Всес. Акад. Арх., 1937.
- Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1997. — 302 с.
- Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Наука, 1968. — 320 с.
- Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.
- Анисимов В.И. Гравирование цветных офортов и эстампов. II б., 1992. -94 е., ил.
- Анисимов Н.Н. Основы рисования: учебное пособие для вузов М.: Стройиздат, 1977. — 168 с.
- Ардимасов О. Линогравюра // Художник. № 8.- 1982. — с.60−62.
- Арнхейм М.П. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1977. -392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М., 1994.
- Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. -М.: Наука, 1964. 103 е., ил.
- Арагон Луи. Анри Матисс./Роман/ Перевод с фр. Л.Зониной. -М.: Прогресс, 1981 Т. 1. — 240 ч., ил.
- Афасижев М. Н. Эстетические потребности человека. -М.: Знание, 1978. -48 с.
- Афасижев М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества: Учеб. Пособие. -М: Высш. шк., 1984.-127 с.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. Знание, 1976.-40 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: обще дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. 256 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982.-192 с.
- Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Знание, 1978.-48 с.
- Бабаева Ю., Лейтес Н. Психология одаренности детей и подростков. -М.: Академия, 1996. -416с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
- Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. -М.: Сов. художник, 1980.- 393с.
- Баку Розелин. Французский рисунок ХУШ века. Пер. с франц. Т. А. Савицкой: Серия: «Рисунки старых мастеров», вып. 14. -М.: Изобразит. Искусство, 1985. -96с., ил.
- Баллер Э.А. О культуре и культурности. —М.: Знание, 1966. 96с.
- Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. -М.: Академия художеств СССР, 1963. 298с.
- Бардин К.В. Проблемы порогов и чувствительности и психофизические методы. -М.: Наука, 1976. 384 с.
- Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. -Петроград: Изд-во Петр. ж-ла «Внешкольное образование», 1919. -34с.
- Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики //Научное творчество. /Под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1969.-С. 167−220.
- Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: метод. руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных учреждений. -М.: Просвещение, 1979. -194с., ил.
- Баскова И.А. Как возможно творческое мышление?/ Рос. акад. наук, Инт. философии. -М., 1993.
- Беда Г. В. Живопись как учебный предмет. -М.: Просвещение, 1971. -419 с.
- Беда Г. В. Живопись. -М.: Просвещение, 1986. 190 с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. -М: Просвещение, 1981. 239 с.
- Берштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 е., ил.
- Блок А. Об искусстве. М., 1980. — 126 с.
- Богачкина Л.Г., Богачкин Б. М. Линогравюра в школе: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1983. 226 с.
- Бродский И.А. Репин -педагог. -М.: Изд-во Ах СССР, 1960.-128с.
- Брушлинский А.В. О некоторых методах моделирования в психологии //Методические и теоретические проблемы психологии. -М.:1969. с.246−273.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. -М.: Искусство, 1975. 175с.46.