Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование контекстного подхода для повышения уровня профильной подготовки при обучении информатике в социально-экономических классах средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование умений учащихся использовать новые информационные технологии, обеспечивает им необходимую подготовку к жизни в информационном обществе и становится важнейшей задачей курса информатики современной школы. Другой значимой задачей информатики на современном этапе является подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. Реализация этой задачи наиболее актуальна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы контекстного обучения профильному курсу «Экономическая информатика»
    • 1. 1. Пути реализации социально-экономической профильной дифференциации в средней школе
    • 1. 2. Контекстный подход и его использование в процессе профильного обучения старшеклассников
    • 1. 3. Некоторые аспекты использования контекстного подхода в обучении информатике экономической направленности
  • Выводы
  • Глава 2. Методика обучения экономической информатике в профильных классах средней школы
    • 2. 1. Проектирование учебного курса «Экономическая информатика»
    • 2. 2. Формы и методы обучения экономической информатике
    • 2. 3. Создание и функционирование школьной торгово-производственной компании как средства повышения уровня профильной подготовки учащихся. ф
  • Выводы
  • Глава 3. Методика проведения и обработка результатов педагогического эксперимента
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Разработка критериев объективной оценки степени обученности и уровня профильной подготовки учащихся с использованием методов математической статистики
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы

Использование контекстного подхода для повышения уровня профильной подготовки при обучении информатике в социально-экономических классах средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения социально-экономических отношений в Российской Федерации привели к переменам во всех сферах общественной жизни, в том числе науке, культуре, образовании. С распространением компьютерной техники возникает необходимость обеспечения сферы образования теорией и практикой использования новых информационных технологий. Это оказывает заметное влияние на содержание и методы обучения, позволяет использовать новые технические средства для организации учебного процесса. При этом компьютер является одновременно инструментом обучения школьников и объектом их изучения, что ведет к социальной потребности в повышении уровня информационной культуры молодежи, изменению роли и места курса информатики в системе образования.

Формирование умений учащихся использовать новые информационные технологии, обеспечивает им необходимую подготовку к жизни в информационном обществе и становится важнейшей задачей курса информатики современной школы. Другой значимой задачей информатики на современном этапе является подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. Реализация этой задачи наиболее актуальна в профильных классах общеобразовательной школы. Однако на современном этапе развития российская школа не располагает достаточным опытом подготовки учащихся к будущей профессии. Это во многом осложняется тем, что одним из основных требований к современному специалисту является его умение использовать компьютерную технику для решения возникающих профессиональных задач. Учебный курс информатики, реализуемый в отечественных школах, не ориентирован на решение задач допрофессиональной подготовки молодежи и требует существенной доработки в этой связи. Кроме того, дефицит времени, который существует при изучении информатики, осложняет задачу качественной подготовки школьников к выбранной профессиональной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что разработка курсов информатики для различных профилей обучения является в настоящее время актуальной задачей, поскольку имеют место противоречия между: необходимостью ориентации содержания профильного курса информатики на выбранную профессиональную деятельность и недостаточной разработанностью критериев отбора содержания и подходов к построению методики обучения профильным учебным курсампотребностью изучения программных пакетов, применяемых на практике, MS Office, VBA, Visual Basic для компьютерной подготовки в профессиональной области, и традиционной ориентацией процесса обучения на использование учебных компьютерных программ «Паркетчик», «КуМир», «LOGO» и т. д.- сложностью практических задач в области экономики и уровнем подготовки выпускников по математике, информатике и экономике.

Таким образом, для решения проблемы подготовки школьников на этапе профильного обучения к последующей профессиональной деятельности на уроках информатики необходимо проведение специальных исследований.

В работах В. К. Белошапки, С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Т. Б. Захаровой А. А. Кузнецова, В. В. Лаптева, В. Ф. Шолоховича, и др. были исследованы различные аспекты содержания образования по информатике для профильных классов и в процессе организации дифференцированного обучения.

Несмотря на то, что продолжаются исследования в области методики обучения информатике по программам профильных курсов, в том числе и экономической направленности (JI. С. Велихович, В. Г. Мануйлов, Б. А. Бекзатов, А. Н. Гриценко, Н. Д. Угринович, В. Д. Кокаулин, Л. В. Смолина и др.), к настоящему моменту разработаны только элементы методической системы для экономического профильного курса информатики. До сих пор не сформулированы требования к отбору содержания экономического профильного курса по информатике, не выявлены эффективные формы и методы для проведения занятий, не разработаны требования к комплексу практических компьютерных работ и к программной под держке.

•# В основном реализуемые в практике обучения курсы направлены на профориентацию учащихся посредством решения небольшого числа экономических задач с помощью компьютера, поэтому в них мало внимания уделяется вопросам формирования целостного представления о будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, известные профильные курсы информатики экономической направленности, предполагают подготовку только по отдельным вопросам базового курса информатики и в связи с быстрым развитием требуют постоянной модернизации.

Вышесказанное позволило определить проблему исследования, которая заключается в необходимости повышения уровня профильной подготовки учащихся экономической направленности посредством разработки системы дидактических средств и способов их использования в профильном курсе информатики.

В связи с этим одним из направлений исследования был выбран ^ контекстный подход к обучению, обеспечивающий естественную связь получаемых знаний с будущей профессией. Сущность контекстного подхода заключается, в том, что личность профессионала формируется непосредственно в учебном процессе за счет последовательного перехода от непосредственно учебной деятельности через моделирование профессиональной (квазипрофессиональную деятельность) к собственно профессиональной деятельности. Таким образом, применение этого подхода позволяет создать условия для трансформации учебной деятельности школьника в профессиональную деятельность специалиста. Контекстное <41 обучение предусматривает, что новая информация на занятиях предъявляется в виде учебных текстов («знаково»), а сконструированные на их основе задачи создают возможность приобретения определенных навыков будущей профессиональной деятельности. Применяемая на уроках информатики компьютерная среда расширяет возможности моделирования профессиональной деятельности, создает лучшие педагогические условия для знаково-контекстного обучения.

Актуальность исследования обусловлена:

— социальным заказом общества на подготовку выпускников полной средней школы, способных самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, готовых к сотрудничеству и самостоятельной исследовательской деятельности;

— необходимостью дальнейшего совершенствования форм, методов и средств обучения, позволяющих повысить уровень профильной подготовки учащихся в условиях информатизации общества.

Цель исследования: создание методики обучения экономической информатике на основе контекстного подхода, направленной на повышение уровеня профильной подготовки учащихся.

Объект исследования: процесс обучения информатике в классах социально-экономического профиля полной средней школе.

Предмет исследования: повышение уровня профильной подготовки в экономических классах средней школы.

Гипотеза исследования: обучение экономической информатике в полной средней школе в классах социально-экономического профиля позволит повысить уровень профильной подготовки учащихся, если создание и реализацию методики обучения курсу «Экономическая информатика» осуществлять на основе контекстного подхода, который предполагает:

— построение профильного курса информатики на основе практически значимых экономических задач (в соответствии с минимумом содержания образования как по информатике, так и по экономике);

— обеспечение педагогических условий, позволяющих максимально приблизить учащихся к профессиональной деятельности путем подбора соответствующего содержания, форм, методов обучения и организации их работы в учреждениях экономической направленности.

Критерии эффективности предлагаемой методики обучения:

— степень обученности выпускника, определяемая по соответствию числа усвоенных учебных элементов минимуму содержания образования по информатике (уровень В);

— достижение школьниками уровня (ориентировочного, 6 допрофессионального, предпрофессионального и профессионального) профильной подготовки, который определяется приобретенными умениями использовать информационные технологии в экономике.

Задачи исследования:

Выявить теоретико-методологические основания для использования контекстного обучения в классах социально-экономического профиля средней школы на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы.

2. Обосновать целесообразность применения контекстного подхода при обучении информатике в профильных экономических классах и адаптировать его к применению в средней школе.

3. Разработать методику обучения курсу информатики для экономического профиля обучения в средней школе на основе контекстного подхода с применением компьютерной под держки.

4. Экспериментально проверить результативность разработанной методики обучения курсу «Экономическая информатика».

Методологической и теоретической основой исследования явились научно-педагогические работы в областях:

— философии образования и методологии психолого-педагогической науки Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. П. Данилов, Н. Ф. Талызина);

— процессов дифференциации и интеграции обучения (В. С. Безрукова, Т. Б. Захарова, И. Унт);

— создания и использования новых средств обучения (В. В. Лаптев, В. С. Леднев, Е. С. Полат);

— теории, методологии и опыта информатизации школьного образования (Я. А. Ваграменко, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, A.C. Лесневск ий, И. В. Роберт, Б. Е. Стариченко),.

— методологии, теории и практики экономического образования (С. И. Иванов, А. А. Мицкевич, Б. А. Райзенберг, Б. П. Шемякин);

— методологии, теории и практики обучения информатике в школе (С. А. Бешенков, М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович);

— информатизации изучения экономики (В.Г.Мануйлов, Д. В. Лукин, Н. В. Макарова, В. П. Морозов, Н. Д. Угринович, Л. В. Смолина).

Методы исследования: анализ и обобщение научной, научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, материалов научно-практических конференций и Internet по рассматриваемой проблемеанализ учебно-методической документации (учебных программ, планов, нормативных документов, методических руководств) — наблюдение, анализ и обобщение опыта организации профильного обучения информатикеконструирование содержания и методики обучения курсу «экономическая информатика" — моделирование деятельности учителя на урокемоделирование будущей профессиональной деятельности учащихсяпедагогическое наблюдение за деятельностью обучаемых в процессе изучения экономической информатики, анализ результатов, беседа, метод экспертных оценок и анкетированиепедагогический эксперимент и статистическая обработка его итоговкачественный и количественный анализ результатов эксперимента, корректировка и модернизация курса.

Научная новизна.

1. Обоснована целесообразность и возможность применения контекстного подхода при разработке методики профильной подготовки учащихся социально-экономических классов в области информатики.

2. Разработана методика обучения экономической информатике на основе контекстного подхода, реализация которой предусматривает три этапа: учебный, на котором новая информация предъявляется в виде учебных текстов и экономических задачквазипрофессиональный, на котором используются деловые экономические игры и метод исследовательских проектовпрофессиональный, предусматривающий работу обучаемых в специально организо-ванных при школе учреждениях, осуществляющих экономическую деятельность.

Теоретическая значимость исследования.

1. Выявлены существенные признаки контекстного подхода к обучению, анализ которых позволяет эффективно использовать этот подход в профильных классах средней школы: 1) наличие трех этапов обучения (учебный, квазипрофессиональный, профессиональный), позволяющих учащимся получить целостное представление о будущей профессии- 2) представление новой информации в виде учебных текстов и конструирование на их основе задач, позволяющих приобретать определенные навыки будущей профессиональной деятельности- 3) применение методов активного обучения.

2. Выделены уровни профильной подготовки учащихся (ориентационный, допрофессиональный, предпрофессионапьный и профессиональный), которые могут в дальнейшем быть применены для оценки эффективности профильного обучения.

3. Предложена шкала наименований дихотомизированных признаков и методика оценки достижения определенного уровня профильной подготовки учащихся при обучении экономической информатике, что может применяться в дальнейших педагогических исследованиях в области профильной дифференциации обучения.

Практическая значимость проводившихся исследований заключается в том, что разработаны и внедрены в учебный процесс:

— учебная программа курса «Экономическая информатика»;

— комплекс дидактических материалов, обеспечивающих совмещение обучения базовому курсу информатики с профессиональной компьютерной подготовкой по экономике;

— методические рекомендации для учителей по преподаванию курса экономической информатики в профильных классах средней школы;

— комплекс разработок по программно-педагогической поддержке курса (интерактивные рабочие тетради, алгоритмы решения экономических задач) — организационно-правовое и методическое обеспечение (устав, лицензия на деятельность, структура, положение о компьютеризации школьной компании), позволяющие приблизить учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Достоверность полученных результатов и научных выводов следует из продолжительности эксперимента в течение 5 лет и участия в нем более 300 человекповторяемости и контролируемости экспериментаприменения методов математической статистики при обработке экспериментальных данныхсогласия результатов с предшествующими психолого-педагогическими и методическими исследованиямиапробацией на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.

Диссертационное исследование проводилось в 1998;2002 гг.

Апробация и внедрение исследований осуществлялись: в учебном процессе трех выпусков (1998;2003 гг.) экономических классов школы № 44 г. Нижнего Тагила, школы-лицея № 75 при Нижнетагильском государственном педагогическом институте, групп факультета довузовской подготовки Нижнетагильского технологического института УГТУ-УПИв сообщениях на Международных конференциях «ИТО-1999», «ИТО-2000» (Москва) и «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве» (Тирасполь, 2001) — в докладах и сообщениях на Всероссийских научно-практических конференциях «Региональные проблемы информатизации образования» (Пермь, 1999) и «Информатизация образования-2002» (Н. Тагил) — в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях «Инновации в содержании и технологии обучения математике, физике, информатике» (Н. Тагил, 2001) и «НИТ в университетском образовании» (Кемерово, 2002) — в статьях, опубликованных в научно-педагогических журналах.

Стандарты и мониторинг в образовании" (№ 5, 1999), «Математика» (№ 17,.

Изд. «1 сентября», 1999), «Школьные технологии» (№ 5/99, Изд. «Народное.

10 образование");

— при обсуждениях на заседании конференциях кафедры информатики Нижнетагильского государственного педагогического института, методического объединения учителей г. Н. Тагила.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация курса информатики, разработанного на основе контекстного подхода для профильных социально-экономических классов, позволяет повысить уровень профильной подготовки выпускников.

2. Применение формы обучения, предусматривающей самостоятельную деятельность учащихся в организованных на базе школы учреждений экономической направленности, дает возможность активизировать учебный процесс и повысить уровень профильной подготовки за счет моделирования будущей профессиональной деятельности.

3. При оценке учащихся в процессе изучения разработанного профилированного курса должны учитываться степень обученности школьника по информатике и уровень его профильной подготовки.

Выводы.

1. Для исследования результатов педагогического эксперимента было необходимо оценить:

— степень обученности школьников по информатике;

— уровень профильной подготовки учащихся.

2. Для оценки результатов были предложены методики оценки объема приобретенных знаний умений и навыков, достижения первой степени обученности, предпрофессионального уровня профильной подготовки.

3. При проведении эксперимента подтвердилась целесообразность интегрирования содержания базового курса информатики и экономики на основе контекстного подхода.

Результаты эксперимента подтвердили результативность предлагаемой методики обучения как для повышения уровня обучения по информатике, так и для развития практических навыков работы экономистов (значимое количество человек достигло профессионального уровня профильной подготовки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Конструирование профильного обучения информатике целесообразно осуществлять на основе адаптированного для школы контекстного подхода, который предусматривает моделирование будущей профессиональной деятельности и обеспечивает подготовку к ней.

2. Содержание курса «Экономическая информатика» должно отвечать минимуму содержания образования как по информатике, так и по экономике. Программа профильного курса строится из шести линий минимума содержания образования по информатике, рассматриваемых на примерах экономической информации, управления информационными процессамилогики, численного и графического решения экономических задачпрограммирования экономических игр, моделирования и применения информационных технологий в экономике.

3. Рациональная последовательность применения отобранных методов обучения курсу «Экономическая информатика» включает объяснение нового материала в поисковой беседе, дискуссиисамостоятельную работу учеников с книгой, освоение операций в программных пакетах способом «Key by key». Предложены, обоснованы и практически опробованы современные формы обучения: упражнения в разработанных «электронных тетрадях" — деловые игры, моделирующие будущую профессиональную деятельностьреализация компьютерных проектов построения виртуальных фирмпрактико-ориентированная деятельность с использованием компьютерных технологий в школьной компании. Построены способы объективного диагностирования результатов обученности.

4. Компьютерная поддержка курса «Экономическая информатика» должна состоять из профессиональных программных средств ОС Windows, MS Office, Visual Basic, адаптированных в дидактических целях, и специально разработанных электронных тетрадей.

5. При обучении «Экономической информатике» выделены следующие уровни профильной подготовки: ориентационный, допрофессинальный,.

141 предпрофессиональный и профессиональный. Целью обучения данной дисциплине в школе должно быть достижение предпоследнего — предпрофес-сионального уровеня. Одним из основных показателей результативности применения предлагаемой методики обучения «Экономической информатике» является достижение значимым количеством учащихся предпрофессио-нального уровня профильной подготовки.

6. При реализации разработанного курса «Экономическая информатика» создаются условия для повышения мотивации к использованию новых информационных технологий в экономике и более глубокого понимания сложных экономико-математических моделей. В итоге повышается степень обученности по информатике, а также уровень профильной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 121 с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. 165 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T. II /Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
  4. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. 96с.
  5. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // О проблемах современного че-ловекознания. М., 1977. С. 187 — 274 .
  6. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе//Дисс. .доктора пед. наук. — М., 1994. 217 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982. 236 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  9. Р.И. Использование технологии объектно-ориентированного подхода для развития мыслительных действий учащихся при изучении базового курса информатики. Дисс. .канд. пед. наук. — Биробиджан, 1998. 155 с.
  10. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  11. И. И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников. Дисс.. канд. психол. наук М., 1998. 188 с.
  12. Н.В. Педагогика и практическая психологи. -Ростов н/Д: Феникс, 2000.416 с.
  13. Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. 4.1. -М.: Мир, 1990. 336 е.- 4.2. — М.: Мир, 1990. 423 с.
  14. В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. 152 с.
  15. В. К. Лесневский А. С. Основы информационного моделирования// Информатика и образование. 1989.№ 3. С. 29−33.
  16. В.П. Программированное обучение- Дидактические основы. М.: Высш. шк., 1970. 300 с.
  17. В.П. Критерии для оценки знаний и пути оптимизации процесса обучения. В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М., 1967. 131 с.
  18. В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  19. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. Педагогика, 1993, № 5. С. 17−25.
  20. Е. В. Кокаулин В.Д. Интегрированный курс «Основы предпринимательства, экономики и информатики»//Информатика и образование, 1998, № 4. С. 113−114.
  21. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации // Автореферат дисс.. .докт. пед. наук. М., 1994. 35 с.
  22. . Многомерный анализ в педагогике и педагогической практике. Вильнюс, 1971. 348 с.
  23. Т.А. Концепция школьного курса информатики: Учеб. пособие. Санкт-Петербург, 1995. 67 с.
  24. A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: Наука, 1982. 286с.
  25. А. В. Психология мышления и кибернетика. — М.: Мысль, 1970. 189 с.
  26. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. — Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 396 с.
  27. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  28. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение/Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1999. 75 с.
  29. A.A. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения// Хрестоматия по педагогической психологии, -М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 326 331.
  30. A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в ВУЗе// Автореферат дисс. .докт. пед. наук. -М., 1991. 55 с.
  31. A.A. О контекстном обучении//Вестник высшей школы, 1985, № 8. С. 27−31.
  32. A.A., Бакшаева H.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Вопросы психологии. М., 1996. С. 41−43.
  33. С.Д., Корнейчук Б. В., Любарский А. Н. Экономика: Сборник задач. М.: Рольф, 2001. 176 с.
  34. Г. В. Некоторые статистические характеристики учебного процесса// Советская педагогика. 1976, № 3. С.68−77.
  35. Выбор методов обучения в средней школе// Под ред. Ю.К. Бабанско-го.- М.: Просвещение, 1981. 287 с.
  36. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  37. Т.В., Талызина Н. Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977. 196 с.
  38. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирования умственных действий и понятий». М., 1965. 51 с.
  39. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии. 1982. № 5.С.80−84.
  40. А.Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественного цикла// Автореферат дисс. .докт. пед. наук. -М. 2000. 46 с.
  41. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. 1011 кл.-М.: Просвещение, 1991,1992,1996.
  42. А.Г., Линецкий Е. В., Сапир М. В., Шолохович В. Ф. Информатика: Учеб. для 8−9 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1994. 256 с.
  43. А.Г., Линецкий Е. В., Шолохович В. Ф. Информатика. 7−9 кл.: Учеб. для общеобр. уч. Заведений. М.: Просвещение, 1994. 256 с
  44. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  45. В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 154 с.
  46. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Перевод с английского. М.: Прогресс, 1976. 496 с.
  47. М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. — М.: Педагогика, 1973.48 с.
  48. М.И., Ноздрина В. А. Факторный анализ выполнения учащимися контрольных работ //Советская педагогика. 1991. № 3. С. 49−55.
  49. А.Н., Угринович Н. Д. Информационные технологии и основы предпринимательской деятельности (экономический профиль)// Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. М.: Просвещение, 1998. С.100−103.
  50. A.B., Лесневский A.C. Программа курса информатики для I-IX классов средней школы // Информатика и образование. 1997. № 7. С. 12−17.
  51. С. Б. Профильный курс информатики//ИНФО. -2000. № 5. С. 67−69.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  53. А.С., Кириллов А. И., Сливина H А., Чубров Е. В., Кривошеее А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы// Информатика и образование. 1995. № 3. С. 15−22.
  54. С.М. Психологическая структура процесса обучения: Дисс.. докт психол. наук. М., 1998. 355 с.
  55. Дж. Методы проектирования. М.: Прогресс, 1986. 326 с.
  56. Г. А. Развитие способностей и решение учебных задач: Монография/ Под ред. Н. Н. Тулькибаевой. Тюмень: ТГУ, 1997. 188 с.
  57. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. 435 с.
  58. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. -М.: Просвещение, 1975. 304 с.
  59. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  60. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  61. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение — JL: ЛГУ, 1985. 167 с.
  62. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре// Информатика и образование. 1987. № 6. С.3−11.
  63. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование// Информатика и образование. 1992. №№ 5−6. С. 3−12.
  64. А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994. 416с.
  65. М.Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. 280 с.
  66. О. В., Морозов В. В., Угринович Н. Д. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. -М.: ООО «Издательство ACT" — ABF, 2000. 432с.
  67. В.И. О современной трактовке дидактических принципов//Сов. Педагогика. 1978. № 10. С.66−72.
  68. Я.Н., Самовольнова JI.E., Лебедев Г. В. Три кита школьной информатики// Информатика и образование. 1993. № 4. С.13−17.
  69. О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. -М.: Издательство «ДИС», 1998. 368 с.
  70. JI.B. Обучение и развитие: экспер. пед. исследование/ Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
  71. Л.М. Надежность оценки при устном контроле знаний по билетам Советская педагогика, 1973, № 3, С.30−34.
  72. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: Монография. М., 1997.212 с.
  73. П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход): Монография/ Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2000. 153 с.
  74. П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников: Монография/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 130 с.
  75. Э. В. Школа должна учить мыслить!// Хрестоматия по педагогической психологии, М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 284−311.
  76. Информатика для средней школы. Учебная программа для школ, ЮНЕСКО IFIP, Париж, 1994 г.
  77. Информатика. 7−8 класс/ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер Ком, 1999.368 с.
  78. Информатика. 9 класс/ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер Ком, 1998. 240 с.
  79. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 304 с.
  80. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 280 с.
  81. Информатика. Учебник /Под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997. 768 с.
  82. Информатика. Учебник по базовому курсу. М.: ООО «Издательство ЛБЗ», 1998. 464 с.
  83. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. М.: Просвещение, 1991. 208 с.
  84. Информационные технологии: Сб. учеб. программ/ Сост. Г. Н. Кузнецова, В. И. Жильцова. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997. 172 с.
  85. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. -М.: Просвещение, 1964. 248 с.
  86. О.Ф., А.Н. Земляков. Тестирование знаний и умений учащихся//Советская педагогика. 1991. № 12, С. 27−33.
  87. В.А. Основы компьютерной технологии. — М.: Финансы и статистика, 1992. 208 с.
  88. В. Е. Каплан М.В. Шляпников В. Л. Уроки по текстовому редактору Word для Windows :Учебно-методическое пособие для учащихся 5−11 классов/ ИРРО Сведл. обл. Нижний Тагил, 1998. 52 с.
  89. В. Е. Каплан М.В. Сосновских О. Н. Уроки по СУБД Access 7.0: Учебно-методическое пособие для учащихся 5−11 классов/ Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1998. 32 с.
  90. М. В. Каплан В.Е. К основам статистической обработки успеваемости в системе мониторинга качества образования// Стандарты и Мониторинг в образовании. 1999. № 5. С. 32−39.
  91. М.В. Компьютерная интерпретация текущей успеваемости как информативности оцениваемых знаний //Материалы IX международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании. Часть II. М.:МИФИ, 1999. С.139−141.
  92. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  93. А.Н. Краткий курс математики для экономистов : Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 208 с.
  94. Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, т.1. М.: Изд. Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.
  95. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 1.С. 3−29.
  96. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.С. 3−9.
  97. A.A., Апатова Н. В. Основы информатики. 8−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. — 2 изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2000. 176 с.
  98. A.A. Лукин Д. В. Бекзатов Б.А. Построение интегрированного курса информатики экономической ориентации// Научно- методический сборник тезисов докладов. М.: МИФИ, 1998. С. 45.
  99. A.A. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе// ИНФО, 2000. № 7. С. 28−41.
  100. H.B. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград, ЛГУ, 1970. 115 с.
  101. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
  102. М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.
  103. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
  104. В. С. Кузнецов A.A., Бешенков С. А. о теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе// ИНФО, 1999. № 10. С.18−31.
  105. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 2. -М., 1983.
  106. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 146 с.
  107. A.C. Об основных понятиях школьного курса информатики // Информатика и образование. 1994. № 2. С. 4−44.
  108. A.C. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Дис. .доктора пед. наук. — М., 1996.
  109. А. Ф. Знак, символ, миф. М.: Наука, 1978. 157 с.
  110. Г. Надежность программного обеспечения. М.: Мир, 1980.
  111. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000. 352 с.
  112. Математическая модель бизнес-плана, ее компьютерная реализация и оптимизация управленческих решений/А.В. Каплан, В. Е Каплан, М. В. Калан. Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ УПИ, 2001. 63 с.
  113. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. 11 кл. / A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2001. 64 с.
  114. В. Г. Основы информационных технологий (Программа прикладного курса для 7 — 11 классов с экономической подготовкой)//ИНФО. 1995. № 3. С. 82−91
  115. М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1986.
  116. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  117. К. Н. Дифференциация образования условие индивидуализации развития личности школьника//Методические рекомендации учителю о дифференциации обучения как средстве индивидуализации развития личности школьника. — М., 1990. 56 с.
  118. А.И. Информатика. Введение в компьютерные науки: Учеб. пособие для университетов по направлению «Прикладная математика и информатика» / Пер. ун-т. Пермь, 1998. 211 с.
  119. А. А. Сборник заданий по экономике. М.: Вита-Пресс, 1998. 144 с.
  120. A.B. и др. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 816 с.
  121. В.М. Технологичекие основы проектирования и конструирования учебного процесса, Волгоград, 1995. 234 с.
  122. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917 1973 гг. — М.: Педагогика., 1974. 560 с.
  123. Национальный доклад РФ на П-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». «Политика в области образования и новые информационные технологии». — М., 1996. 34 с.
  124. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997. 688 с.
  125. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -М.: ВЛАДОС, 1995. 512 с.
  126. Т.В. Методика организации работы учащихся с задачами на уроках информатики в классах гуманитарной ориентации. Автореф. дисс. на соискание уч. степ, кандидата пед. наук. М., 1999. 16 с.
  127. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
  128. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учеждений РФ// Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322.
  129. Л. С. Концепция Жана Пиаже: за и против. -М.: Знание, 1981. 126 с.
  130. Обязательный минимум содержания образования по информати-ке.//Информатика и образование. 1999. № 7. С.2−4.
  131. Ю.О. Опыт применения вероятностной модели обучения// Педагогика, 1993. № 2. с. 24−26.
  132. С.М., Пестов A.A., Пестов O.A. Информатика в задачах. — Киров: Изд-во В ГПУ, 1998. 343 с.
  133. И. К. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации// Школа, 1996. № 6, С.45−50.
  134. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Министерства образования РФ от 22.02.95 № 4/1//ИНФО. 1995. № 4. С. 17−36.
  135. Основы экономической теории: Учебник для 10 11 кл. общеобразо-ват. Учрежд. с углубленным изучением экономики/ Под ред. С. И. Иванова. — 2-е изд., перераб. — В 2-х книгах. Книга 1. — М.: Вита-Пресс, 2000. 336 с.
  136. Основы экономической теории: Учебник для 10−11 кл. общеобразо-ват. Учрежд. с углубленным изучением экономики/ Под ред. С. И. Иванова. — В 2-х книгах. Книга 2. М.: Вита-Пресс, 1999. 296с.
  137. Оценка качества подготовки выпускников основной школ по информатике/А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2000. 48 с.
  138. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М.: Знание, 1972.154 с.
  139. Педагогика. Учеб. пособие для студ. педвузов/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  140. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  141. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов М.: Школа-Пресс, 1998. 321 с.
  142. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под ред. A.B. Беляевой, В. В. Леоноса М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  143. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. 543 с.
  144. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.
  145. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  146. Н.А. Исследование динамики интеллектуального развития учащихся 4−6 классов. Дисс. .канд. психол. наук. Киев, 1972. 190 с.
  147. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. 487 с.
  148. И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. ву-зов:В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Владос, 1999. 576 с.
  149. Практический интеллект/ Под ред. Р. Дж. Стернберга. — СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  150. Приказ № 393 Министерства образования РФ от 11.02.02 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  151. Прикладная экономика: Учеб пособие для учащихся ст. классов: Пер. с англ./Junior Achievement. М.: Прин-ди, 1993. 224 с.
  152. Прикладная экономика.Сб. заданий: Учеб пособие для учащихся ст. классов: Пер. с англ./Junior Achievement. М.: Прин-ди, 1993. 256 с.
  153. Применение математических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях. Сб. науч. Трудов./Под ред. Черепанова B.C. Свердловск, СГПИ, 1989. 181 с.
  154. Примерные билеты и ответы по информатике для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в 2001/2002 учебном году / Авт.-сост. Н. Д. Угринович. — М.: Дрофа, 2002. 128 с.
  155. Программно-методические материалы: Информатика. 1−11 кл. / Сост. JI.E. Самовольнова. -М.: Дрофа, 1998. 96 с.
  156. Программно-методические материалы: Информатика. 7−11 кл. / Сост. JI.E. Самовольнова. М.: Дрофа, 2001. 96 с.
  157. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/ Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Владос, 2001.512 с.
  158. Психология: Словарь / Под ред. Давыдова B.B. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  159. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  160. И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, 1991. № 4. С: 18−25.
  161. Российский стандарт школьного образования по информатике//Учит. Газ. 1993. № 36. С.15−16.
  162. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. с. 609.
  163. С. JI. О природе мышления и его составе//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Просвещение, 1981. 563 с.
  164. С. JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Просвещение, 1958. 284 с.
  165. СЛ. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.
  166. Е. В., Евсеев О. В. Экономический словарь-гипертекст для юных бизнесменов. М.: Финансы и статитика, 1994. 192 с.
  167. Г. А. Педагогические программные средства для индивидуализации школьного образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1997.165 с.
  168. И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: ЛБЗ, 2000. 496 с.
  169. А.Л. Математическая информатика в школе// ИНФО, 1995. -№ 5. С. 6−11.
  170. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  171. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв.ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
  172. Д.А. Новые методы в программируемом обучении// Развитие творческой активности учащихся в процессе обучения и профессиональной подготовки студентов: Матер, научно-методической конференции/ Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. С. 70−72.
  173. JI.B. Особенности профильной дифференциации обучения информатике учащихся экономических классов полной средней шко-лы//Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С.105−111.
  174. JI.B. Проблема постановки интегрированных спец-курсов по информатике и экономике для школ и классов экономического профиля// Материалы I Сибирских методических Чтений. Омск.: ОмГУ, 1995. С.39−44.
  175. JI.B. Профильный курс экономических приложений информатики как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Дисс. .канд. пед. наук. -Омск, 1999. 156 с.
  176. A.C., Бабайцев В. А. Математика в экономике: Учебник: В 2-х. ч. Ч. 1. М.: Финансы и статистика, 2001. 224 с.
  177. Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 592 с.
  178. В.Н. Эффективность преподавания информационных технологий в системе заочного и второго высшего образования// Информатика и информационные технологии в образовании: Сб. науч. работ / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. С.118 120.
  179. .Е. Теоретические основы информатики. Учебное пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 200 с.
  180. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред, спец. уч. заведений. М.: Академия, 1998. 288 с.
  181. Н. Ф. Управление процессом усвоения знания. М.: Изд. Московского университета, 1975. 306 с.
  182. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  183. Н.Д. Семенов Программа непрерывного курса информатики для средней школы // Информатика и образование. 1995. № 4. С. 36−44.
  184. Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учеб. пособие для 10−11 кл. М.: ЛБЗ, АО «Московские учебники», 2001. 464 с.
  185. Н.Д., Новенко Д. В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. 2-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2001. 48 с.
  186. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и II. -М.: Прогресс, 1966. 430 с.
  187. Л. М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях// Советская педагогика. 1971. № 3. С. 64—74.
  188. Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.512 с.
  189. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. 272с.
  190. A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике. М.: Финансы и статистика, 2001. 320 с.
  191. A.A. Моделирование проверки знаний учащихся// Советская педагогика. 1973. № 3. С. 11−21.
  192. О.Ю. Основы бухучета для школьников: Учебное пособие для 10 -11кл. общеобразоват. Учрежд. По экономике и технологии. — М.: Вита -Пресс, 2000. 304 с.
  193. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 336 с.
  194. Ю.А. Основы компьютерных технологий. Учеб. пособие для 7−11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». —М.: ABF, 1996. 560 с.
  195. Ю.А. Информационные технологии: в 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 320 с.
  196. Ю.А. Информационные технологии: в 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 336 с.
  197. А.П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы на примере курса «Компьютерное математическое моделирование». -Омск, 1999. 19 с.
  198. Школьная информатика в России. Круглый стол// Информатика: Еженед. Прил. к газ. «Первое сентября». 1998. -№ 6.
  199. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  200. Экзаменационные билеты по информатике. // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 23−26.
  201. Экономическая информатика: Учебник для вузов/Под ред В. П. Косарева. -М.: Финансы и статистика, 2001. 592 с.
  202. Экономическая информатика: Учебник для вузов/Под ред В. В. Евдокимова -СПб.: Питер, 1997. 592с.
  203. Экономическая информатика: Учебник для вузов/Под ред. П.В. Ко-нюховского -СПб.: Питер, 2001. 560 с.
  204. Экономическая информатика: Сборник статей. М.: Наука, 1977. 149с.
  205. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. 455 с.
Заполнить форму текущей работой