Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внешнеэкономическая политика страны

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение по содержанию и формам конкурентного достояния хозяйствующих субъектов на мировых рынках, усиление роли и значимости транснациональных компаний в производстве ВВП практически всех стран мирового хозяйства и соответственно усиление их роли в реализации внешнеполитических стратегий отдельных стран, стремление мирового сообщество к обеспечению многополюсного мира, обеспечивающего… Читать ещё >

Внешнеэкономическая политика страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

внешнеэкономический государственный политика федеральный За время перехода к рыночным преобразованиям вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности России претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности, был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы.

При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью, Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования.

Я считаю, что главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Внешнеэкономическая политика любого государства является важной и определяющей частью его общей внешней политики. Часто государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.

Одним из ярких примеров — история развития Европейского Союза. Острая потребность европейских государств в объединении их экономических пространств, в создании единого товарного, трудового и финансового рынка привела к жесткой политической интеграции с созданием Европарламента и других наднациональных общеевропейских политических структур. Практически осуществленные четыре степени свободы. Свобода перемещения:

— товаров;

— услуг;

— капиталов;

— рабочей силы.

В то же время ВЭП тесно связана с внутренней экономической и социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т. д.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Актуальность данной работы определяется современным состоянием внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, так как внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Объектом изучения в данной работе является внешнеэкономическая политика России и её принципы.

Предмет работы — исследование современных тенденций развития внешнеэкономических связей страны.

Целью курсовой работы является изучение внешней экономической политики государства (в данной курсовой я буду рассматривать Россию).

Задачи:

— рассмотреть внешнеэкономическую политику России и механизм ее реализации;

— изложить основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В процессе выполнения данной работы, были использованы исследовательский, описательный и статистический методы.

При подготовке работы использовались различные источники информации: учебные пособия, научные публикации, федеральные законы, статистические сборники, информация из сети Интернет.

Теоретической основой послужили труд авторов:

Курсовая работа состоит введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.

1. Внешнеэкономическая политика россии и механизм ее реализации

1.1 Сущность и цели внешнеэкономической политики

В условиях глобализации мирового хозяйства внешнеэкономическая политика призвана обеспечить участие России в мировом воспроизводственном процессе, адекватное имеющемуся потенциалу (экономическому, ресурсному, научно-технологическому и пр.) при приоритете национальных экономических интересов. В основе проведения политики, отвечающей в геоэкономическом плане национальным интересам, лежат последовательно осуществляемые, прогрессивные структурные преобразования хозяйственного комплекса страны, выход России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли и формирование благоприятного инвестиционно-предпринимательской среды.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной задачей рассматриваемой политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного процесса в стране, оптимизации участия страны в деятельности ее хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперировании труда. ВЭП решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации процесса хозяйственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на основе безусловного обеспечения экономической безопасности страны.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой и является логическим продолжением и ее развитием, но за пределами национальной государственной границы. Однако при всем многообразии и значимости задач ВЭП основной задачей, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является формирование благоприятной экономической среды для динамичного и поступательного воспроизводственного процесса в стране, обеспечения устойчивого развития страны в целом и ликвидации дифференциации уровней территориального развития.

Глобализация мирового хозяйства, базирующаяся на интернационализации мирового воспроизводственного процесса, обусловливает возрастание значения и усложнение роли и значимости внешнеэкономического фактора в развитии отдельных стран. Это, в свою очередь, выражается в существенной трансформации взаимозависимостей деятельности хозяйствующих субъектов отдельных стран, в том числе российских, с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами.

Основными принципами построения ВЭП России выступают: независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров.

Цели внешнеэкономической политики могут быть сформулированы следующим образом:

— достижение благоприятного торгово-политического режима с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся или потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений, торгово-экономических барьеров;

— долгосрочное урегулирование валютно-финансовых и кредитных отношений со странами кредиторами и должниками, используя возможности и права международных организаций и объединений (Парижский, Лондонский клубы, страховых компаний, ВТО и т. д.), а также систему двусторонних контактов на правительственном и корпоративном уровнях;

— формирование эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов Российской Федерации и поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий обеспечение равных возможностей и прав отечественным субъектам хозяйственной деятельности в отношении доступа на мировые рынки товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом необходимо оказать политическую, информационную и финансовую поддержку в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости, особенно на рынке, жестко контролируемые и практически монополизированные крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а также жестко защищенные протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы, валютная политика.

Объектом регулирования в процессе реализации ВЭП представляют собой внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это вид предпринимательской деятельности. Одновременно ВЭД есть совокупность экономических, организационно-правовых операций и сделок национальных хозяйственных субъектов с субъектами хозяйственных связей зарубежных стран с целью обеспечить максимально возможную эффективность, недостижимую на базе осуществления операций исключительно на внутреннем рынке. Это деятельность на уровне хозяйствующих субъектов.

В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности «своих» предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство.

Изменение по содержанию и формам конкурентного достояния хозяйствующих субъектов на мировых рынках, усиление роли и значимости транснациональных компаний в производстве ВВП практически всех стран мирового хозяйства и соответственно усиление их роли в реализации внешнеполитических стратегий отдельных стран, стремление мирового сообщество к обеспечению многополюсного мира, обеспечивающего устойчивость мирового развития, предполагает выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики. В современных условиях специфика разработки концепции ВЭП для России определяется необходимостью выявлении рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внешних связях, а также выбора стратегически важных геополитических, географических /региональных приоритетов для экономического сотрудничества (имеется в виду: с какими странами и на каких условиях при соблюдении дифференциации первоочередных и секундарных целей). И особую значимость приобретает такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в ВЭП субъектов Российской Федерации и координации их деятельности на государственном уровне.

Таким образом, существующий в настоящее время у большинства государств арсенал инструментов ВЭП позволяет им оказать активное влияние на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей (ВЭС), которые в свою очередь представляют собой экономико-правовые отношения на уровне государственных органов власти различных стран, субъектов Федерации с аналогичными субъектами зарубежных стран, оформляемые на двуи многосторонней основе соответствующими международными соглашениями, договорами, протоколами и т. д.

1.2 Структурные звенья внешнеэкономической политики

На уровне отдельной страны доля экспорта в объеме мирового экспорта является репрезентативной характеристикой динамики национального воспроизводственного процесса, уровня взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов с партнерами из других стран, свидетельством национальной конкурентоспособности производителей, а следовательно, одним из индикаторов прогнозирования тенденций экономического развития страны в целом.

Структура экспорта и динамика изменения объемов экспорта — это важнейшие характеристики, показывающие место и роль страны в системе международного разделения труда, свидетельствующие об открытости национального хозяйства и эффективности государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность, о репутации и уровне участия страны в межгосударственном регулировании внешнеторговой сферы.

Стратегия экспансии в сферах и отраслях, где рейтинговые оценки определения международной конкурентоспособности довольно высоки, выступает базовой составляющей внешнеэкономической политики государства, которой подчинен весь арсенал политических и экономических инструментов, используемых при проведении внешней политики на мировой арене.

Внешнеторговая политика любого государства должна быть ориентирована на защиту интересов национального производителя и населения страны, сохранение экологической безопасности, социальное развитие общества, Кроме того, она должна обеспечивать строгий контроль за уплатой налогов (и их собираемость) и оптимизировать процесс вывоза капитала.

Проведение валютной политики в рамках ВЭП преследует цель поддержания экономической стабильности и создания прочной основы для развития взаимовыгодных международных связей на базе равноправных партнерство путем воздействия на валютный курс и операции по обмену валюты.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Формами регулирования служат обязательная продажа части валютной выручки; наличие лицензии Центробанка РФ на предоставление рассрочки платежа свыше нормативно оговоренных календарных дней; свободный перевод средств или при наличии лицензии ЦБ РФ как гражданами России (в т.ч. личных средств) так и юридическими лицами — резидентами валютных ресурсов за границу; запрет на хождение зарубежной валюты в платежных операциях не внешнеэкономического характера и др.

В мировой практике к мерам административного воздействия в сфере валютных отношений относятся также возможность сосредоточения валютных операций исключительно в уполномоченных государством банках (своего рода государственное лоббирование), валютные ограничения для импортеров, в том числе вывоза иностранной валюты с территории страны при личных поездках граждан, определенными нормативными актами суммами, ограничения на обмен валюты и др. экономическим мерам можно отнести взимание дополнительных налогов при обмене валюты, введение различных налоговых ставок подоходного налога на доходы от деятельности в национальной валюте и иностранной, различного рода льготирование резидентов и нерезидентов при их инвестировании в иностранной валюте и т. д.

1.3 Реализация внешнеэкономической политики на федеральном и региональном уровнях в России

Сфера совместного ведения целого комплекса вопросов Федерацией и ее субъектами сужена против ранее разрешенных в силу того, что на практике такое распыление ответственности и несогласованность интересов привели к трудностям и в прогнозировании, и в обеспечении сбалансированности ВЭД, а также к затягиванию процесса принятия программ, имеющих важное значение или для региона, или для отдельного комплекса предприятий, связанных единым технологическим циклом, но расположенным в разных региона.

Активизация внешнеэкономической деятельности на региональном уровне — это объективная тенденция хозяйственного развития в условиях рыночной экономики. Своего рода «регионализация ВЭД» — это условие повышения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности, в первую очередь внешней торговли. Однако такая деятельность не должна противоречить ни национальным экономическим интересам, ни усиливать долговую нагрузку на ВВП страны в целом, ни тем более базироваться на привилегиях отдельных регионов по сравнению с другими в силу лоббирования региональных органов власти.

В связи с этим перед региональными органами власти стоят задачи, связанные с обеспечением эффективности использования местных природных и сырьевых ресурсов, адекватных форм и видов ВЭД в целях достижения сбалансированного социально-общественного развития как на уровне региона, так и в интересах государства в целом. Особое значение придается формированию региональных программ ВЭД, согласованных с федеральными целями и задачами.

Регионы первого типа имеют реальные предпосылки привлечения зарубежных и национальных инвесторов с целью создания быстроокупаемых производств, в том числе ранее относимых к местной промышленности, по переработке сельхозпродукции выпуску продуктов питания, развитию сельскохозяйственных производств и хранению сельхозпродукции, преследуя в конечном счете цель производства продуктов питания для народонаселения страны, постепенно снижая уровень зависимости от импорта.

В добывающих регионах необходимо формировать среду благоприятного производственно-предпринимательского климата, в том числе и для зарубежных инвестиций, преследуя цели всемерного снижения уровня издержек производства добычи этого рода ресурсов, их очистки и переработки, и только после этого реализуемых на внешних рынках.

В урбанизированных регионах дела обстоят значительно сложнее, поскольку в них имеет место система «градообразующих» предприятий, располагающих мощным научно-технологическим потенциалом, и стоит задача коренной реструктуризации и препрофилирования их в рамках конверсионных программ.

Для проведения внешнеторговой политики как составной части ВЭП характерно сегодня то обстоятельство, что ей не свойственна географическая диверсификация ни в экспорте, ни в импорте. Широкомасштабная либерализация внешнеторговой деятельности на начальных этапах процесса трансформирования экономики России в силу ряда причин субъективного и объективного характера привела к усилению конкуренции между российскими субъектами ВЭД на одних и тех же товарных рынках, в одних и тех же товарных сегментах.

Таким образом, к вопросам компетенции в сфере ВЭП на уровне регионов можно отнести следующие аспекты (за исклюем эксклюзивных прав согласно соглашениям о разграничении полномочий между центром и отдельными регионами): развитие экспортно-импортных операций и иной ВЭД в целях совершенствования структуры экономики региона; кредитование, страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с регионами различных государств (т.е. несубъекты международного права оформляют договоры и соглашения с регионами зарубежных стран, которые тоже не являются субъектами международного права); организация информационной и технического сервиса структуры экспортной деятельности.

В связи с вышеизложенным представляется объективно необходимым разработка целенаправленной стратегии, ориентированной на национальные приоритеты хозяйственного развития, на создание экономики, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке.

Поэтому современная ВЭП должна быть сконцентрирована: на обеспечении доступа отечественных предприятий к мировому рынку машинотехнической продукции, технологий и информации, капиталов и минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным комуникационным системам; на формировании благоприятного торгово-политического режима с зарубежными странами и их торгово-политическими группировками и союзами; на создании эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов и приоритетов России (валютный контроль, контроль за экономической эффективностью экспорта и импорта и д.т.); на усилении организационно-регулирующей роли государства и уполномоченных им ведомств в координации внешнеэкономической деятельности России при трансформационном преобразовании хозяйственного комплекса страны.

Исходя же из задач присоединения России к ВТО в целях формирования международного правового поля экономического сотрудничества, адекватного имеющемуся потенциалу российского хозяйственного комплекса в целом, следует подчеркнуть, что региональная торговая политика в сфере внешнеэкономического партнерства есть составная часть общегосударственной внешнеэкономической политики.

Поэтому ни одно сепаратно принятое решение (без учета интересов России в целом) не может быть расценено как позитивное, поскольку в рамках многостороннего межгосударственного регулирования практически всего спектра составляющих международного сотрудничества (в рамках ВТО) все принимаемые и реализуемые решения относится к компетенции государства в целом как субъекта международного права.

2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

2.1 Понятие и характеристика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

— формировании благоприятного правового климата для корректной, в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

— создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, в первую очередь именно их как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям;

— обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта, используя для этого разнообразные рычаги воздействия, как то: различные формы экономического и административного контроля (приоритет функций контроля поставлен нами в связи со спецификой формирования механизма трансформирования экономики России по пути перехода к рынку);

— координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

— совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе).

— регулировании торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействие отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

— регулировании платежного баланса страны в части операции, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при жестком контроле за сохранением потенциалом национального самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов, развития экономики, т. е. при контроле за точкой предельной величины внешних заимствований для страны;

— формировании имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государство, национальных и зарубежных партнеров на своей территории и других международных норм и правил зарубежных государств на их территории, пресекающих любого рода контрабандные или связанные с отмыванием «грязных» денег операции.

— обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударственного регулирования его развития;

— содействии формированию многополярной геоэкономической модели мировой хозяйственной системы на основе последовательной реализации стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями, в том числе с учетом их региональной ориентации.

В 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ). Указанный Закон, по своей сути, скрепляет большое число актов разного уровня, регулирующих внешнеторговую деятельность в Российской Федерации или аспектов, связанных с ней.

Внешнеэкономическая деятельность включает чисто внешнеторговые операции, связанные с движением товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности, а также ряд услуг, которые не оформляются внешнеторговыми контрактами (основным признаком является переход к права собственности от продавца к покупателю), например медицинские услуги, туризм, образовательные услуги и пр. К внешнеэкономической деятельности относится в современных условиях и так называемая виртуальная торговля, регулирование которой на государственном уровне только вступает в силу в ряде стран, где этот вид торговли получает поступательное развитие (Япония, США и др.)

Впервые в российском законе введены системные положения о торговле услугами, что являет собой наглядное свидетельство адаптации российской правовой системы к международному праву ВТО. Ограничения на внешнюю торговлю (ВТ) услугами могут быть реализованы только в виде запретов, ограничений на способ их оказания. Иностранным исполнителям предоставляется национальный режим. Государство может также применять ряд ограничений и запретов в целях обеспечения национальных интересов.

2.2 Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование, взаимодействие органов власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; ведет переговоры и подписывает международные договоры; определяет порядок вывоза / ввоза драгметллов и камней; определяет ограничения ВТД в случае международных санкций.

В обязанности Правительства РФ входят: организация внешней и внутренней торговой политики; регулирование экономических процессов; формирование федеральных программ; выработка инвестиционной политики; управление федеральной собственностью; политика в сфере международного сотрудничества; общее руководство таможенным делом; меры по защите интересов отечественных производителей товаров и исполнителей услуг и работ; единая финансовая, кредитная, денежная, налоговая, миграционная политики, политика цен; управление внутренним и внешним долгом; руководство валютно-финансовыми отношениями с иностранными государствами; обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности страны; заключение междунродных договоров, обеспечение их выполнения, контроль за исполнением другими участниками этих договоров; регулирование и государственный контроль за ВЭД, международным научно-техническим сотрудничеством и культурными связями.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, представляющие собой исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования, определяют взаимосвязь внешнеторгового законодательства, политики и механизма регулирования валютных отношений в рассматриваемой сфере и направлены на:

— обеспечение единства внешнеторговой политики как составной части внешней политике. Внешнеторговая политика является неотъемлемой частью внешнеэкономической политике государства. Это предопределяет необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками. Так, например, присоединение России к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись;

— обеспечение единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

Других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях зашиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских лиц;

— обеспечение единства политики экспортного контроля. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами власти установленного Российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия и технологий их создании, по выявлении, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;

— обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория — это территория над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенная территория РФ определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя также в морской экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

— обеспечение приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, т. е. предоставлять одним субъектам лучшие, а другим субъектам — худшие условия для внешнеторговой деятельности;

— защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников страдали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может принимать ответные меры; исключение неоправданного вмешательства государства и органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом.

Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государстве вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

2.3 Механизм государственного регулирования внешней торговли в России

Во всех странах регулирование внешней торговли — основной формы экономического сотрудничества между странами — осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Регулирование внешней торговли — меры государственного регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т. п.

Регулирование внешней торговли осуществляется:

экономической политикой страны;

по двусторонним договоренностям государств;

в рамках региональных союзов;

на многосторонней основе.

Политика свободной торговли: государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу, для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли. Положительные стороны протекционизма:

— ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;

— обеспечение развития определенных отраслей производства, когда в других странах они уже более развиты;

— сокращение безработицы.

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, так как ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия, что означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Внешняя торговля — основное звено во внешнеэкономической деятельности: она активно участвует в формировании национального дохода, при этом являет собой сферу сопряжения интересов и требований (в том числе государственных стандартов разных стран) и нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих в операциях купли — продажи (практически все контракты во внешней торговле можно привести к базовой форме «купля-продажа» товаров, услуг или промышленной собственности) контрагентов.

Однако внешняя торговля не является определяющей для выработки стратегии хозяйственного развития отдельного субъекта, она лишь призвана повысить эффективность предпринимательской деятельности за счет сравнительного низкого уровня издержек производства и соответственно ценообразования (издержки и цены более низкие должны быть в стране-экспортере, иначе он не заинтересован в экспорте).

Механизм государственного регулирования включает таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Таможенно-тарифное регулирование применяется исключительно к видимым товарам и заключается в установлении ввозных / вывозных (экспортных, импортных) пошлин. Нетарифное регулирование применяется также в торговле видимым продуктом.

Рассматривая механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие меры нетарифного регулирования:

— сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется; перераспределение квот на основе конкурсной продажи;

— создание торгового реестра России (как это имеет место в развитых странах — заявительная регистрация участников ВЭД);

— сертифицирование экспорта и импорта (к примеру, при экспорте необходим как сертификат происхождения товара, так и экспортный сертификат);

— любого рода проверки безопасности ввоза товаров (фумигация, сан-эпидконтроль, дезактивация и прочее);

— распространение на импорт внутренних фисков; НДС акцизы и другого рода пошлины и;

— использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин;

— совершенствование системы экспортного контроля при углублении сотрудничества в этой области с ЕС и другими группировками и альянсами.

В условиях постепенного сближения уровня внутренних и мировых цен не исключается использования на разнообразного инструментария для единого регулирования на федеральном уровне тарифной политики естественных монополий, поскольку последнее являются основным ценообразующим звеном в системе издержек производства как для внутреннего, так и внешнего потребления Таким образом, внешняя торговля — очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

2.4 Валютное регулирование внешнеторговых операций

Современные методы и элементы воздействия на внешнюю торговлю, используемые всеми государствами, представлены взаимодополняющими и взаимосвязанными рычагами, в том числе нетарифными ограничениями, таможенно-тарифным регулированием, валютно-кредитными средствами, стимулированием экспорта и т. д.

Самой несовершенной составной в механизме регулирования внешнеэкономической деятельностидо настоящего времени остаются средства валютного воздействия и регулирования внешней торговли. Законодательные акты и организационные меры, принятые в последние годы, в значительной мере улучшили основы валютного регулирования государством внешнеторговых операций.

Совокупность государственных мероприятий в сфере валютных, расчетных и кредитных отношений является валютной политикой. Валютная политика — составная часть (относительно самостоятельная) общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики России. Она направлена на решение главных задач страны:

поддержание равновесия платежного баланса;

сдерживание инфляции и безработицы;

обеспечение экономического роста страны.

Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на:

укрепление валютно-финансового положения страны;

повышение ее платежеспособности и кредитоспособности;

приостановление бегства капитала за границу;

привлечение иностранного капитала;

противодействие «долларизации» экономики;

укрепление позиций российского рубля и переход к его конвертируемости.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Валютное регулирование осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительных органов, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение агентов рынка.

В России сформирован институциональный аспект валютной системы и национальные органы управления и регулирования. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, Государственная Дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, который выдает валютные лицензии, осуществляет контроль за валютными операциями.

Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и другие учреждения. Конкретные исполнители валютного регулирования — уполномоченные коммерческие банки, имеющие сеть обменных пунктов для осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты на рубли с гражданами.

Валютное законодательство России регулирует операции в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т. д.). Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютная система незавершенная, но она продвигается по пути вхождения в мировое сообщество. Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие лицензий, разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств перед государством и продажи инвалюты на внутреннем валютном рынке;

проверка полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органы валютного контроля — ЦБ, Правительство, ФТС. Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, таможенные органы. Резиденты и нерезиденты обязаны:

1) вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;

2) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию по валютным операциям.

Функции и полномочия таможенных органов РФ при осуществлении валютного контроля определяются ФТС в пределах компетенции таможенных органов и оговорены в ТК.

Законами определены принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Законами регламентированы общие понятия и правила: валютные ценности, валюта РФ и иностранная валюта, валютные операции, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и т. д. В законодательных актах и инструкциях отражен порядок обязательной продажи предприятиями части валютной выручки и формирования валютного фонда РФ.

Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Таким образом мы можем определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции — регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

· операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте

· ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей

· осуществление международных денежных переводов Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности — предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Рассматривая внешнеторговую деятельность, как одну из сфер валютного регулирования в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной и объективной сторон указанных правоотношений.

Итак, все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ.

В число нерезидентов входят физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

2.5 Отдельные аспекты правового регулирования ВЭД

Роль России в мировой торговле относительно невелика, однако состояние и развитие внешнеэкономических связей для России является весьма существенным фактором развития экономики страны.

Внешняя торговля была и остается основным источником поступления инвестиционных товаров. Трудно переоценить роль внешнеторговой сферы в обеспечении граждан России продовольствием и различными потребительскими товарами.

В условиях экономических санкций объем внешней торговли с традиционными странами-партнерами объективно сократился. По данным Минэкономразвития в 2014 году внешнеторговый оборот России сократился до $ 794 млрд долларов (-5,7%). Падение объемов экспорта составило 3,8% - до $ 507 млрд, импорт сократился на 8,9% - до $ 287 млрд.

В первые два месяца 2015 года внешнеторговый оборот России, по данным таможенной службы РФ, составил $ 83,9 млрд, что по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 28,9% меньше. Однако Россия успешно осваивает новые мировые рынки для осуществления и развития своей внешнеэкономической деятельности.

По словам первого замминистра МЭР Алексея Лихачёва, 2015 год будет еще более сложным с точки зрения условий и конъюнктуры внешнеэкономической деятельности — объемы экспорта и импорта продолжат снижаться. При этом сальдо торгового баланса будет оставаться положительным. По мнению Лихачёва, если цена на нефть будет колебаться в районе $ 60 за баррель и выше, то возможен даже некоторый рост торгового сальдо, но если стоимость барреля нефти упадет до $ 50 и ниже, то из-за существенного снижения экспорта сальдо торгового баланса, скорее всего, тоже снизится — даже при увеличении падения объемов импорта.

Важнейшей проблемой внешнеэкономического регулирования остается вывоз капитала из страны. Для решения этой задачи необходим целый комплекс регулирующих мер, в том числе:

применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства, а также строгое соблюдение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели импортных контрактов и других разрешенных законом текущих операций;

восстановление ограничений на вывоз капитала и ввоз спекулятивного капитала;

ужесточение валютного контроля за импортными операциями;

ужесточение контроля и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта;

применение санкций в отношении коммерческих структур, нелегально вывезших капитал или ведущих платежно-расчетное обслуживание проводимой в России деятельности в оффшорных зонах;

запрет на открытие и ведение счетов оффшорных банков в российских коммерческих банках.

Для реализации этих мер должны быть внесены изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принят закон «О государственном регулировании вывоза российского капитала».

В настоящее время в стране создалась сложная обстановка из-за нерегулируемого обращения, сбора, переработки и продажи за рубеж лома и отходов цветных и черных металлов. Такое положение подтверждается участившимися случаями хищения цветных и черных металлов и бесконтрольным вывозом их за границу. В то же время отечественные металлургические предприятия не загружены в полной мере первичным сырьем — концентратами.

В связи с этим представляется необходимым в приоритетном порядке рассмотреть и принять федеральные законы, регламентирующие деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов и его экспорта.

К правовому регулированию ВЭД относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции мерами нетарифного характера, в числе которых, в первую очередь, — механизм квотирования и лицензирования. В России он распространяется на товары, экспорт которых осуществляется согласно международным обязательствам Российской Федерации и на специфические товары.

При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и возможном возникновении споров стороны сталкиваются с «применимым правом», т. е. правом, которое должно регулировать отношения сторон по указанным операциям. Стороны могут указать в контракте применяемое право, но оно не гарантирует достижения договоренности в случае возникновения спора.

Для унификации процесса урегулирования правовых вопросов стали разрабатываться и заключаться разнообразные дву — и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствующих субъектов различных стран. При этом международные договоры отклассифицированы и по принципу нормативного (обязательного) и факультативного (добровольного) характера, их можно сгруппировать и по предмету регулирования. К числу международных договоров нормативного характера к операциям купли-продажи товаров относятся:

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980 г.). Применима для договоров между коммерческими предприятиями из различных Стран-участниц Конвенции и тогда, когда согласно нормам международного частного права применимо право Договаривающегося государства.

Протокол oб изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол, 1980 г.). Цель его — привести в соответствие Нью-Йоркской Конвенции Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на момент его заключения находились в Договаривающихся государствах или было применимо право Договаривающегося государства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему не присоединялась.

Конвенция о праве, применимом к договорам купли-продажи товаров от 15 июля 1955 г. (Гаагская Конвенция, 1955 г.). В состав участников Конвенции Россия не входит. Применяется Право продавца.

Конвенция о международном финансовом представительстве (факторинге) от 28 мая 1988 г. подписана 15 странами, из которых лишь Франция ее ратифицировала, а для вступления Конвенции в силу необходима ратификация минимум трех стран.

Международные договоры по промышленной собственности:

Парижская конвенция по охране прав промышленной собственности, 1983 г. В ее состав входят 106 стран, СССР присоединился с 1 июля 1965 г., а ее Стокгольмский текст ратифицировал 19 сентября 1968 г.

Мадридское Соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. Всего участниц 25 стран, СССР присоединился в 1976 г.; а также перечень конвенций по международному арбитражу.

Говоря о правовом регулировании ВЭД следует особо подчеркнуть необходимость снижения технических барьеров на участие в ней российских регионов и развития внешнеэкономического сотрудничества на межрегиональном уровне.

В связи с этим признана целесообразность усиления информационно-аналитического обслуживания межрегионального сотрудничества, формирования сети деловых бизнес-центров, способствующих на правовой основе реализации всего цикла внешнеэкономической сделки, активизации роли торговых представительств за рубежом в части информационного обслуживания и оказания непосредственного содействия в развитии кооперационных связей, учреждению совместных предприятий на основе непосредственного участия в их работе представителей регионов.

Заключение

Набор инструментов для реализации внешнеэкономической политики довольно ограничен. Традиционно наибольший приоритет отдавался тарифной политике. Однако в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой — на практике малоэффективна, т. е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

С этой точки зрения очевидна необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

Другая причина целесообразности этого заключается в том, что в международной практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений).

Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные прежде всего на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить «избирательную» защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конк урентной ситуации из-за наносящего ущерб импорта. Процедуры введения таких мер должны быть простыми и основанными на ясных и хорошо известных критериях. Применение других нетарифных мер регулирования импорта, таких, как стандарты, требования к упаковке, маркировке и аналогичных им должно быть связано исключительно с требованиями безопасности, защиты жизни и здоровья. Должны быть четко разделены функции разработки торговой политики и функции применения мер, включая меры на таможенной границе (и некоторых других административных решений).

Внешнеэкономическая политика России имеет важнейшее значение для экономического роста и развития страны в динамично развивающейся мировой экономике.

Внешнеэкономическая политика — политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России. Оно осуществляется двумя методами регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти методы очень важны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития экономики страны.

Экономика открытого типа в России дает ей хорошие возможности для интеграции в мировую. Однако, Россия не всегда «правильно и точно» выбирает себе партнеров для развития. В настоящее время наша страна концентрируется в основном на Европе. Это не правильно, т.к. плотное сотрудничество с другими направлениями может благоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов.

На сегодняшний день Россия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.

Внешнеэкономическая политика России имеет важнейшее значение для экономического роста и развития страны в динамично развивающейся мировой экономике.

В ходе проделанной работы цель исследования была достигнута и решены поставленные задачи.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России. Оно осуществляется двумя методами регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти методы очень важны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития экономики страны.

Экономика открытого типа в России дает ей хорошие возможности для интграции в мировую. Однако, Россия не всегда «правильно и точно» выбирает себе партнеров для развития. В настоящее время наша страна концентрируется в основном на Европе. Это не правильно, т.к. плотное сотрудничество с другими направлениями может благоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов. Тем самым, в общем, улучшая экономику страны.

На сегодняшний день Россия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.

Библиографический список

1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие. М., 2014. — 258 с.

2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. — М., 2011. — 654 с.

3. Бабин Э. П., Исаченко Т. М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие. — М: Экономика, 2013. — 463 с.

4. Балабанов И. Т. Внешнеэкономические связи. — М: Финансы и статистика, 2011. — 544 с.

5. Гаращенко Н. Л. Государственное регулирование экономики. — Петропавловск — Камчатский: КамчатГТУ, 2012. — 166 с.

6. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник / Под ред. В. И. Кушлина. — М.: РАГС, 2014. — 321 с.

7. Гущен В. В. Российское предпринимательское право. — М: Эксмо, 2011. — 736 с.

8. Докучаев Е. С. Основы внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. — Уфа, 2012. — 241 с.

9. Красавина Л. Н. Международные валютные и кредитные отношения. М., 2011. — 369 с.

10. Кризисная экономика современной России. Учебник / Под ред. Е. Т. Гайдара. — М.: Проспект, 2012. — 652 с.

11. Курс экономики. Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. — М.: Инфра-М, 2011. — 247 с.

12. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 341 с.

13. Мировая экономика. Учебник / Под ред. Ю. А. Щербанина. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 672 с.

14. Мировая экономика. Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. — М.: Проспект, 2013. — 394 с.

15. Семенов К. А. Международные экономические отношения. Учебник. — М., 2014. — 299 с.

16. Сергеев П. В. Мировая экономика. Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2012. — 338 с.

17. Смитиенко Б. М. Внешнеэкономическая деятельность. — 2-е издание. — М: «Академия», 2014. — 304 с.

18. Стрыгин А. В. Мировая экономика. Учебник. — М.: Экзамен, 2014. — 293 с.

19. Эбке В. Международное валютное право. М.: Международные отношения, 2012. — 437 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой