Формирование и механизм реализации экономической политики города: На региональном уровне
При рассмотрении городской экономики как объекта экономической политики, уместно анализировать причинно-следственные взаимосвязи генезиса совокупных звеньев и общественной сферы в территориальном аспекте, исследовать процессы их прогнозирования и планирования, решать проблемы их оптимального согласования с процессами стратегического социально-экономического генезиса, необходимы анализ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Городская экономика в системе региональных социальноэкономических отношений
- 1. 1. Город как элемент социально-экономической структуры общества
- 1. 2. Городская экономика в современных условиях
- 1. 3. Проблемы управления городской собственностью
- Глава 2. Управление городской экономической системой на региональном уровне
- 2. 1. Городская экономика как объект экономической политики
- 2. 2. Функциональные аспекты реализации городской экономической политики
- Глава 3. Основные структурные составляющие городской экономической политики
- 3. 1. Система прогнозирования городской экономики
- 3. 2. Система управления городской экономикой
- 3. 3. Центр стратегического развития города в системе управления городской экономикой
Формирование и механизм реализации экономической политики города: На региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Отрасль знания о поведении городской экономики и реализации городской экономической политики постоянно расширяет свои масштабы. В течение длительного периода времени были разработаны теоретические и практические вопросы. Рост значения и роли городской экономики в настоящее время обусловливается объективными факторами, присущими городу как объекту российской экономики. Это получает свое подтверждение в том, что города становятся объектами макроэкономического регулирования. Причем всякому городу должны быть присущи оперативно-хозяйственная самостоятельность и обособленность, обусловленная определенными экономическими рамками.
Основной целью диссертационного исследования является раскрытие содержания процессов управления городской экономикой, рассматриваемой как объекта исследования и управления, на основе городской экономической политики. В работе обосновывается необходимость методологического переосмысления городской экономики как субъекта управления. Кроме того, данная проблема обуславливает необходимость наличия системы прогнозирования как основы функционирования городских систем управления, что отражается в структуре диссертации.
Исходя из основной цели, были обоснованы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать социально-экономические отношения и определить конкретное положение на уровне городской экономики, систем ее управления, государственного регулирования и прогнозирования.
2. Выявить особенности городской экономики как экономической системы и объекта управления.
3. Обосновать теоретические и практические особенности реализации экономической политики на городском уровне в управленческом аспекте.
4. Исследовать проблемы прогнозирования городских социально-экономических систем.
5. Изучить основные этапы процесса управления городской экономики и обосновать создание специальной управленческой структуры, занимающейся проблемами стратегического развития города.
Объектом исследования выступала городская экономика и социально-экономические отношения, возникающие в ее рамках в процессе взаимодействия основных структурных составляющих.
Предметом исследования являлись отношения в системе управления городской экономикой, базирующейся на экономической политике и выступающей составной частью государственной и региональной системы управления социально-экономического развития.
Методологической основой диссертационной работы выступал системный подход. Кроме того, использовалось логическое моделирование, методология прогнозирования и методы сравнительного анализа. В диссертационном исследовании анализировалась правовая основа функционирования городских социально-экономических систем в Российской Федерации, использовались работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам городской экономики. В работе также использовались статистические материалы Госкомстата РФ.
Проблемами функционирования и управления городскими социально-экономическими системами занимались такие ученые экономисты как Абалкин Л., Алимурзаев Г., Архипов Ю., Ахмедуев А., Богданов С., Будвиль Ж.-Р., Вебер А., Воронин А., Глазырин М., Глущенко В., Гранберг А., Данилов И., Данилов Н., Жихаревич Б., Жукова М., Зотов В., Игнатовский П., Ильдеменов В., Кирпичников В., Когут А., Королев В., Кузнецова О., Кураков Л., Лапин А., Лапин В., Лексин В., May В., Мильнер Б., Минц И., Пансков В., Петров А., Попов Р., Потапов Л., Ричардсон X., Руткаускас А., Сигов В., Сигов И., Ситников А., Фридман Дж., Цветкова Г., Швецов А., Широков А., Штульберг Б., Яковлев А.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1. Выявлено экономическое содержание городской экономики как субъекта социально-ориентированной рыночной экономики и как территориального образования, объединяющего социально-экономические и материально-пространственные факторы воспроизводства многофункциональной структуры управления. Ее можно определить как открытую экономическую систему, имеющую свои формы и методы регулирования и самоуправления.
2. Обоснована необходимость разработки городской экономической политики, направленной на эффективную реализацию государственных интересов в отношении городов, а также интересов самих городов с учетом специфики конкретных региональных и городских экономических систем с точки зрения сбалансированного и оптимального их функционирования.
3. Разработаны основные принципы функционирования механизма управления городской экономикой с учетом экологичности, урбанизированности, эффективного взаимодействия всех экономических субъектов и выработки новых подходов к использованию экономических ресурсов.
4. Предложен алгоритм стратегического развития городской экономики на основе прогнозирования социально-экономических процессов, происходящих в городских экономических системах, учитывающих специфику городов и новой системы оценки финансовых возможностей и потребностей муниципальных образований.
5. Показана необходимость формирования Центра стратегического развития города с созданием структур прогнозирования развития городской экономики, анализа и мониторинга социально-экономической ситуации в городе, прогнозирования ЖКХ и финансовых ресурсов.
Научно — практическая значимость работы. Разработанные в диссертации положения и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности Городских Советов (собраниях городской Думы), городских администраций при разработке их стратегии и тактики, в процессе дальнейшей научной разработки проблем управления городскими социально-экономическими системами, при разработке экономической политики города в будущем и создании условий эффективного функционирования экономики города в целомв ходе реформирования системы государственного управления, в изучении курсов по организации муниципальной деятельности и управления муниципальным хозяйством.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования использовались диссертантом в процессе работы над законодательными актами в качестве депутата Городского Собрания г. Чебоксары, докладывались на научно-практических конференциях в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова, на заседаниях кафедры актуальных проблем экономической теории, экономической теории и рыночного хозяйства, региональной экономики и предпринимательства. Основные выводы и положения работы были освещены в 6 научных публикациях общим объемом 2,6 п. л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В современных социально-экономических системах город выступает важной структурной составляющей, во многом, если не в решающей степени, определяющей тенденции и специфические особенности развития отдельного региона или страны в целом. Любой город является, с одной стороны, отражением социально-экономической структуры общества и уровня развития в нем производительных сил и производственных отношений, а с другой — сам оказывает существенной воздействие на данную структуру и отношения. Характерные для России социально-экономические отношения имеют свой индивидуальный характер в каждом конкретном городе. Все в большей степени города становятся объектами макроэкономического регулирования, при этом всякому городу должны быть присущи оперативно-хозяйственная самостоятельность и своеобразная обособленность, обусловленная определенными экономическими рамками.
При рассмотрении городской экономики как объекта экономической политики, уместно анализировать причинно-следственные взаимосвязи генезиса совокупных звеньев и общественной сферы в территориальном аспекте, исследовать процессы их прогнозирования и планирования, решать проблемы их оптимального согласования с процессами стратегического социально-экономического генезиса, необходимы анализ экономического состояния городов, разработка городской политики формирования и функционирования городской экономики и соответствия ее целям городского социально-экономического развития, решение проблемы сочетания прогнозного управления и использования экономических инструментов рыночной системы и др.
Город, как социально-экономическая система, характеризуется определенными производственными отношениями, наличием специфических городских структур (экономическая, социальная, политическая, духовная), взаимосвязью различных сфер общественной жизни страны, отношением людей к экономическим и социальным процессам. Также город уместно представлять и специфическим социальным организмом, который в высокой степени самостоятелен в собственном генезисе. Поэтому и характерные для России социально-экономические отношения имеют свой индивидуальный характер в каждом конкретном городе. В частности, они могут отличаться по уровню развития, количеству экономических субъектов или развитостью рыночных отношений.
Правомерно выделить следующие основные управленческие функции городской администрации. Во-первых, регулирование общественных взаимосвязей. Во-вторых, стабилизация экономического генезиса. В-третьих, формирование предпосылок для оптимальной деятельности городских экономик. В-четвертых, стимулирование генезиса и функционирования товаропроизводителей различных видов собственности. В данном аспекте большую остроту в современный период приобретают проблемы регулирования городской экономики в масштабах РФ.
Функционирование рынка не отвергает, а предусматривает в наибольшей степени процесс принятия во внимание характеристик и специфики городской экономической среды, поскольку вследствие того, что экономические отношения, построенные на рыночных принципах, предусматривают обмен на основе определенных эквивалентов товарами, услугами, трудом при удовлетворении нужд граждан страны. Поэтому эти фундаментальные положения должны реализовываться и в городском экономическом пространстве, поскольку на данном уровне экономического генезиса реализуется городская экономическая система как сумма звеньев, выступающих составляющими государственной экономической системы.
Специфические городские проблемы требуют обязательного учета в процессе выработки общей экономической политики развития российских городов и варианты для каждого конкретного города, например, республиканской столицы, такой как Чебоксары. Экономическая политика города требует осуществления большого и сложного комплекса разработок в следующих основных направлениях: 1) демократический и политический механизм города- 2) экономический механизм города- 3) социальная система города- 4) система городского самоуправления.
Механизм городского хозяйствования, формирующийся в процессе рыночного реформирования, должен быть единым в методологическом аспекте и многообразным в конкретных формах своего проявления. В экономическом механизме города можно выделить следующие основные проблемы: 1) чем должен заниматься город, как определенная системообразующая структура, то есть на реализацию каких целей и задач должны расходоваться финансовые и материальные ресурсы- 2) источники средств- 3) механизмы осуществления вложения городских средств.
Городскую экономическую политику можно определить как политику, которая направлена на эффективную реализацию государственных интересов в отношении городов, интересов самих городов такими способами и методами, которые учитывают специфику конкретных городских экономических систем. Городская экономическая политика, сформулированная и реализуемая самими городами, должна быть направлена на сбалансированное и оптимальное функционирование всех экономических субъектов, расположенных в конкретном городе. Государство, в свою очередь, должно создавать условия для эффективной реализации городской экономической политики. Совокупность этих условий создает предпосылки для общефедеральной городской экономической политики, учитывающей как общие, так и специфические интересы городов и государства.
Объектами городской экономической политики выступают все субъекты социально-экономических отношений в рамках городской экономики. Субъектом городской политики может являться субъект правоотношений в форме населения, обладающего многообразием функций и форм жизнедеятельности. Субъектами, реализующими городскую политику, выступают городские администрации.
В рамках экономической политики большое значение должно уделяться развитию социальной сферы города. Здесь должны быть обоснованы мероприятия, направленные на оптимизацию структуры городской социальной сферы, развитию системы адресной поддержки горожан. В результате создадутся предпосылки для конкретизации и прозрачности расходной части городского бюджета, способствующего удовлетворению необходимых минимальных социальных потребностей жителей городов.
Эффективная реализация экономической политики на городском уровне немыслима без наличия подготовленных управленческих кадров. В связи с этим необходимо предусматривать создание постоянно функционирующей системы подготовки и переподготовки кадров городских управленческих структур, которые должны обладать знаниями и навыками управления городской экономикой в рыночных условиях, избавленные от иждивенческих настроений в надежде на помощь вышестоящих структур.
Задачи управления социально-экономическими процессами в городах требуют наличие определенной стратегии и тактики развития, а также рассмотрения возможных вариантов решения стоящих перед городом проблем. Эффективным методом решения данных проблем выступают прогнозы развития городской экономики.
Прогнозирование городской экономики заключается в научном предвидении тенденций и направлений ее развития и на этой основе в нахождении таких управленческих решений, которые способствуют эффективному социально-экономическому функционированию. В процессе прогнозирования можно выделить следующие основные стадии: 1) анализ сложившейся ситуации и конкретных социально-экономических показателей- 2) формулирование целей развития городской экономики- 3) определение механизмов и системных подходов достижения намеченных целей- 4) мониторинг процесса достижения целей.
Объектом прогнозирования городской экономики выступают социально-экономические отношения, конкретизируемые в уровне и качестве жизни граждан, а также в отношениях по поводу производства, распределения, обмена и потребления части общественного продукта.
Объектом прогнозирования на уровне городской экономики также выступает ее деятельность под которой подразумевается выполнение ею следующих основных функций: 1) экономической деятельности- 2) социальной деятельности- 3) экологической деятельности. Экономическая деятельность городской экономики должна быть направлена на удовлетворение социальных и экономических интересов городских жителей.
Предметом прогнозирования являются отношения, складывающиеся между различными субъектами, в том числе. и отдельными гражданами, городских социально-экономических систем, связанных с определением и достижением целей и эффективными механизмами их реализации. В качестве основных методов прогнозирования применяются следующие: а) конкретно-историческиеб) системныев) комплексныег) моделированиед) экспериментые) специальные исследования.
Основными задачами прогнозирования городской экономики являются следующие: а) изучение механизмов отношений, возникающих и существующих, а также могущих появиться в очерченных рамкахб) определение путей и механизмов эффективного решения городских социально-экономических системв) выявление и использование разнообразных методов повышения эффективности труда работников городских структур и служб.
Комплексный прогноз социально-экономического развития города должен строиться на следующих основных положениях. Во-первых, наличия методологической базы, исходя из сущности и содержания прогнозирования, действия рыночных законов и закономерностей функционирования экономики и процессов прогнозирования. Во-вторых, использования определенных организационных форм прогнозирования, его функций и структуры, комбинации различных видов и способов прогнозирования. В-третьих, применение определенных инструментов и инструментария прогнозирования. В-четвертых, наличия полноценного многоаспектного обеспечения прогнозирования как процесса, куда входят информация, программы, техника и т. д., необходимые для эффективного протекания изучаемого процесса. В-пятых, присутствия определенной культуры прогнозирования, понимаемой в аспекте научной организованности труда по прогнозированию, а также методологии определения эффективности подобной трудовой деятельности.
Одним из перспективных направлений, разработанных в экономической теории и способным дать существенный эффект в процессах прогнозирования городских социально-экономических систем, является методология стратегического планирования, которая может выступать основой, на которой должна, на наш взгляд, строиться система управления городской экономикой. В процессе стратегического планирования происходит формирование целей функционирования городской экономики, и объединяются ресурсы и потенциал всех структур, предприятий, организаций и отдельных горожан с целью достижения намеченных целей.
Одним из фундаментальных принципов рыночной экономики выступает независимость и свобода во всех ее проявлениях, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому городской руководитель должен иметь возможность самостоятельно, за счет доходов, получаемых в результате деятельности городской администрации, реализовывать те или иные направления городской социально-экономической политики. Наличие собственных доходов позволяет более эффективно реализовывать конкретные программы, являющиеся специфическими и актуальными для конкретного города или региона, где он расположен.
На городском уровне вполне целесообразно, на наш взгляд, использование бюджетной системы, которая хорошо зарекомендовала себя на многих зарубежных и отечественных предприятиях. Бюджетная система позволяет контролировать и информировать все структурные подразделения и единицы городской системы управления о том, как каждое из них и насколько эффективно осуществляют деятельность. Основной целью бюджетной системы должно выступать контроль за поступлением и расходами средств каждым структурным подразделением.
Для разработки и затем последующего эффективного использования системы управления городской экономикой можно использовать последовательный подход, начиная с более общего представления, доходя до более конкретного (декомпозиционного).
Городская экономика — динамическое явление. Она непрерывно расширяет свои масштабы и характер в соответствии с изменениями проблем и направлений генезиса. На состояние экономики города влияют большое число факторов как внешней, так и внутренней по отношению к ней среды. Поэтому городская экономика — это в течение всего периода развития открытая для разнообразных обменов система, непрерывно осуществляющая взаимодействие с другими экономическими субъектами. При этом главной чертой городской экономики является ее целостность не просто как системы производительных сил, а также и как конкретным способом организованных подсистем социального развития.
В современных условиях необходимо для каждой конкретной региональной экономики разработать индивидуальную экономическую политику и управленческую стратегию, непременно учитывающие региональную компоненту. При этом городская экономическая политика должна отвечать следующим основным требованиям: эволюционности, динамичности, эффективности, экологичпости, урбанизированности, правопреемственности, нравственности и прогрессивности. Эффективным инструментом в решении всех стоящих перед городом проблем и призван стать Центр стратегического развития города.
Список литературы
- Абанкина Т., Зуев С. Жилищные стратегии социальных групп городского населения в рыночных условиях // Вопросы экономики.-1994.-NQ10.-C. 57−67.
- Авдеев В. Аренда государственной и муниципальной собственности в Москве // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — С. 28−35.
- Алимурзаев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал.1999.-№ 3.-С. 19−25.
- Алимурзаев Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель «муниципальной общины» //Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 28−32.
- Андрианов В. Потенциал экономического возрождения // Экономист.2000.-№ 10.-С. 10−16.
- Антюганов С., Аратский Д., Козерадский А., Мальцев В. Системно-концептуальные подходы к управлению собственностью в Нижегородской области: опыт и перспективы/ Нижний Новгород, ГИПП «Нижполиграф», 1997.-256 С.
- Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 87−91.
- Артемова Л., Назарова А. Анализ темпов экономического роста (по данным национальных счетов за 1995−1999 гг.) // Экономист.-2000.-№ 6.-С. 67−75.
- Архипов Ю., Яковлев А. Экономическая и социальная география Чувашской Республики: Учеб. пособие.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.-304 С.
- Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист.-1996.-№ 10.-С. 24−36.
- Ахмедуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование // Экономист.-1994.-№ 12.-С. 79.
- Бабич А. Социальные программы предприятий // Экономист.-1999.-№ 2.-С. 58−62.
- Багрова Н., Безденежных Т. Региональные особенности малого предпринимательства (на примере Ленинградской области) // Экономист.-1997.-№ 11.-С. 51−55.
- Баликоев В. Общая экономическая теория: Учебное пособие.-Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.-528 С.
- Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики.-1999.-№ 3.-С. 33−41.
- Бачурин А. Экономика России будет расти трудом и умением хозяйствовать // Экономист.-1996.-№ 1.-С. 46−55.
- Бирюков П. Централизованное и децентрализованное управление на уровне города Москвы // Вопросы экономики.-1995.-№ 10.-С. 149−153.
- Богатырев В. Развитие города: проблемы, пути решения.-Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990.-126 С.
- Богданов С. С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России.-М.: Пресс-сервис, 1997.152 С.
- Борисов Е. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений:.-М.: Юрайт, «Знание», Россия, 1998.-458 С.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. Гл. ред. физ. мат. лит. -М.: Энергия, 1978, — 152 С.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации.-2-е изд.-М.: «Ось-89», 2000.-176 С.
- Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики.-1999.-№ 2.-С. 90−102.
- Велихов JI.A. Основы городского хозяйства. С. 216.
- Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.-308 С.
- Войтов А. Фундаментальная экономика. 2-е переработанное изд. 1998.-М.-500 С.
- Вольский А. Слагаемые промышленного подъема // Экономист.-№ 4.-С. 3−6.
- Воронин А., Лапин В., Широков А. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие.-М.: Дело, 1998.-127 С.
- Гончар Н. О доходах государства // Экономист.-1994.-№ 12.-С. 4.
- Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность.-Ростов-на-Дону, 1998.-205 С.
- Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт.-Ростов-на-Дону, 1997.-256 С.
- Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист.-2002.-№ 2.-С. 68−74.
- Глазырин М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист.-2000.-№ 7.-С. 53−60.
- Глазырин М. Экономическая модель местного самоуправления // Экономист.-1999.-№И.-С. 66−74.
- Глазьев С., Жукова М. Потенциал региональной бюджетно-налоговой политики (на примере разработки альтернативного бюджета Красноярского края) // Российский экономический журнал.-2002.-№ 8.-С. 12−24.
- Гловацкая Н., Лазуренко С., Новицкий И. Земельно-имущественные отношения в городе // Вопросы экономики.-2000.-№ 8.-С. 98−110.
- Глущенко В.В. Функционально-декомпозиционное представление сложных технических систем. М.: Изв. АН СССР «Техническая кибернетика», № 6,1990, С. 63−67.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. -416 С.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997, 400 С.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование.- г. Железнодорожный, М.О.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998, 416 С.
- Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень: (Вопросы теории и практики) / Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева.-М: Изд-во РАГС, 1998.-319 С.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.-М.: «Проспект», 2001.-416 С.
- Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики.-2001.-№ 9.-С. 15−27.
- Данилов Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // Российский экономический журнал. 2000. — № 3. — С. 44−52.
- Данилов Н. Экономика города и перестройка. М.: Сов. Россия, 1990.247 С.
- Дмитриев Ю., Гутман Г. Формирование экономического механизма местного самоуправления.-Владимир: Б.Н. 1990.-138 С.
- Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С-Пб., 1994.-448 С.
- Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С-Пб., 1994.-405 С.
- Жихаревич Б. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСАП РАН, 1995.-98 С.
- Зотов В. Концептуальные проблемы подготовки специалистов по муниципальному управлению // Российский экономический журнал.-1999,-№ 8.-С. 83−86.
- Зотов В., Козлов А. Земельные отношения в крупном городе // Экономист.-1997.-№ 5.-С. 49−56.
- Иванченко В. Тенденции использования наукоемких технологий // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 11−20.
- Игнатовский П. Человек и производство (к итогам XX века) // Экономист.-2001.-№ 1.-С. 24−34.
- Игнатовский П. Взгляд в XXI век, с позиций ХХ-го // Экономист.-2000.-№ 4.-С. 3−6.
- Ильдеменов В. Предприимчивость и рента.-М.: Пресс-сервис, 1997.-166 С.
- Ильин А. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2 ч. 4.1. Стратегическое планирование.-Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-312 С.
- Итоги и прогнозы развития рыночных отношений в России (разработка Института проблем рынка РАН) // Российский экономический журнал.-1994.-№ 2.-С. 3−11.
- Казанцев А.К., Малюк В. И., Серова Л. С. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 544 С.
- Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.: Гелиос АРВ, 1999.-352 С.
- Кирпичников В. Проблемы реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Экономист.-1994.-№ 8.-С. 53−62.
- Кирющин В. Государственное и местное регулирование территориального развития // Экономист.- 1994.-№ 8.-С. 63−74.
- Кларк Дж.Б. Распределение богатства.-М.: Гелиос АРВ, 2000.-368 С.
- Когут А. Социально-экономическое развитие крупных городов России // Вопросы экономики.-1993.-№ 6.-С. 69−76.
- Котилко В., Орлова Д. Перспективы развития малого бизнеса (на примере Белгородской области) // Экономист.-1996.-№ 6.-С. 54−60.
- Кресс В., Грачев В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития // Экономист.-2000.-№ 3.-С. 33−37.
- Крупнейшие города их настоящее и будущее. М., 1979. С. 17.
- Кудин В. Государство и предприятие: особенности взаимоотношений // Экономист.-1999.-№ 3.-С. 27−33.
- Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики.-2002.-№ 4.-С. 4666.
- Кураков Л.П., Мухетдинова Н. М., Сергеенков В. Н. Инвестиционная политика в современных условиях.-М.: Республика, 1996.-С. 144.
- Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства // Экономист.-2000.-№ 2.-С. 3−12.
- Лапин А. Проблемы региональной экономики: состояние и политика // Экономист.-2002.-№ 8.-С. 52−58.
- Лапин А. Региональные особенности развития социально-трудовой сферы // Экономист.-№ 9.-С. 78−82.
- Лапин В. Стратегия сохранения и развития наукоградов // Экономист.-2002.-№ 9.-С. 40−45.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия — проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал.-2002.-№ 1.-С. 8−30.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия проблемное воплощение реформ (окончание) // Российский экономический журнал.-2002.-№ 2.-С. 3−28.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 4. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // Российский экономический журнал.-2001.-№ 1.-С. 38−52.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 5. Распределение социальных обязательств государства между федеральным, региональным и местным уровнями// Российский экономический журнал.-2001.-№ 2.-С. 36−52.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 6. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты// Российский экономический журнал.-2001.-№ 3.-С. 45−61.
- Лексин В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте финансово-бюджетной реформы // Российский экономический журнал. -1998.- № 6. -С. 11−25.
- Лексин В., Швецов А. «Незаметная реформа»: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность // Российский экономический журнал.-1998.-№ 1.-С. 34−43.
- Лексин В., Ситников А., Швецов А. Региональные и бюджетно-налоговые системы // Российский экономический журнал.-1993 .-№ 12.-С. 5060.
- Львов Д. Будущее российской экономики // Экономист.-2000.-№ 12.-С. 3−18.
- Маевский В. Долгосрочная стратегия начала XXI века: контуры и особенности // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 26−33.
- Макконнелл К.Р., Брю С. J1. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Т.2.-Баку, Издательство «Азербайджан», 1992. -400 С.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, С. 104.
- Маршалл А. Принципы экономической науки., т.1. Пер с англ.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-415 С.
- Маршалл А. Принципы экономической науки., т.Н. Пер с англ.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-310 С.
- Маршалл А. Принципы экономической науки., т.Ш. Пер с англ.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-351 С.
- May В., Ступин В. Очерки политической экономии российских регионов // Вопросы экономики.-1995.-№ 10.-С. 32−33.
- Мильнер Б. Управление знаниями вызов XXI века // Вопросы экономики.- 1999.-№ 9.-С. 108−118.
- Минаков Ю. Красный город: методология власти и управления: В 2 т./ Ю. А. Минаков.-Йошкар-Ола: Кн. изд-во, 1997. Т.1.-335 С., т.2,-656 С.
- Минц И., Пинегина М. Основные принципы финансирования и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы экономики.-1993.-№ 7.-С. 125−132.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000.-336 С.
- Моделирование социо-эколого-экономической системы региона/ Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой.-М.: Наука, 2001.-175 С.
- Мухетдинова Н. Новые механизмы финансирования социальных расходов // Экономист.-2001.-№ 2.-С. 69−78.
- Налог на доходы физических лиц.-2001.-М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-160 С.
- Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.- М.: Экзамен, 2001.-240 С.
- Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопросы экономики.-2000.-№ 7.-С. 102−110.
- Николаев Н., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист.-2000.-№ 3.-С. 54−60.
- Новосельский В. Изменения социально-экономических процессов // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 34−42.
- Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) //Вопросы экономики.-2000.-№ 9.-С. 136−157.
- Основы экономической теории: Учеб. пособие: 2-е изд. испр. / В. Л. Клюня, М. Л. Зеленкович, Н. В. Черченко и др.- Под ред. В. Л. Клюни.-Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.-336 С.
- Острейковский В.А. Многофакторные испытания на надежность.-М.: Энергия, 1978,-399 С.
- Пансков В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал.-1998.-№ 11−12. С. 64−77.
- Пансков В. Налоги и налоговая политика РФ // Российский экономический журнал.-1996.-№ 1.-С. 20−31.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ.-М.: «Экономика», «Дело», 1992.-510 С.
- Планирование комплексного развития крупных городов. Л., 1982. С. 217.
- Плышевский Б. Социально-экономические последствия движения к рынку // Экономист.-1999.-№ 8.-С. 36−43.
- Политическая экономия: Учебник для вузов/Медведев В.А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. М.: Политиздат, 1990.-735 С.
- Попов Р. Региональный менеджмент. Учебник.-Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.-384 С.
- Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 75−83.
- Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период//Экономист.-1999.-№ 5.-С. 3−20.
- Прогноз функционирования экономики Российской Федерации // Экономист.-2000.-№ 6.-С. 3−20.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.- Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина.-М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.-318 С.
- Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.- Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой.-Мн.: Интерпрессервис- Экоперспектива, 2001.-380 С.
- Проблемы подготовки управленческих кадров в современных условиях: состояние и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 1998.-180 С.
- Пронина Л. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений // Российский экономический журнал.-2002.-№ 7.-С. 14−22.
- Пчелинцев О. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 1.-С. 3−20.
- Пчелинцев О. Жилищная ситуация и перспективы институциональных изменений // Вопросы экономики.-1994.-№ 10.-С. 10−15.
- Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова.-М.: ИНФРА-М, Изд-во РоС. экон. акад., 2001.-463 С.
- Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Штульберг Б. М., Котяко В. В., Полынев А. О. и др.-М.: Наука, 1993.-125 С.
- Ресин В. Управление развитием крупного города: Опыт системного подхода/В.И.Ресин-.-М.: Голос, 1996.-329 С.
- Ресин В. Системное регулирование функционально-пространственного развития города // Российский экономический журнал.-1995.-№ 4.-С. 55−62.
- Ржаницына JI. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист.- 2001.-№ 4.-С. 71−77.
- Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.) / Науч. ред. Э. Б. Гилинская и С. Н. Смирнов.-М.: ВШЭ, 1998.368 С.
- Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М, 2002.-679 С.
- Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.-М., 2000.-316 С.
- Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.-М., 1999.-416 С.
- Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.-М., 2001.-397 С.
- Руткаускас А. Система прогнозирования регионального воспроизводства.-М.: Наука, 1992.-С. 7.
- Рябухин С. Региональные проблемы социально-экономического развития Ульяновской области.-М.: Гелиос АРВ,-2000.-332 С.
- Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С. 56−70.
- Сахаров Ю. Стимулирование деловой активности в регионе индустриально-энергетической ориентации // Российский экономический журнал.-1995.-№ 9.-С. 36−48.
- Семенов А., Кузнецов С. Методика выбора отраслей для создания прямых и сопряженных рабочих мест // Экономист.-2000.-№ 5.-С. 36−44.
- Семенов А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости // Экономист.-1996.-Ж7.-С. 51−63.
- Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист.- 1997.-№ 5.-С. 45−48.
- Серебряков Г., Узяков М., Литовский А. Межотраслевая модель экономики Ивановской области // Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 5.-С. 64−74.
- Сигов В.И. Региональная экономика: генезис, закономерности развития, стратегия управления.-Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997.-304 С.
- Сиднина В. Инерционность экономической и социальной сфер региона // Экономист.-2002.-№ 7-С. 72−75.
- Синягов А. Государственное управление при формировании рыночных отношений // Экономист.-1994.-№ 9.-С. 34−39.
- Смирнов С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения//Экономист.- 1997.-№ 6.-С. 68−74.
- Советский город: социальная структура. М. Мысль, 1988.-286 С.
- Социальная политика в рыночной экономике: Материалы межвузовской научно-практической конференции.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-300 С.
- Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал.-2001.-№ 1.-С. 28.
- Строгина М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики.-1994.-№ 5.-С. С. 133.
- Сухорукова Т. Социальные рычаги экономического роста // Экономист.- 1999.-№ 7.-С. 56−59.
- Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 С.
- Федоров В., Ширшов В., Бойко С. Структура и механизм налоговой системы // Экономист.- 1994.-№ 9.-С. 32−41.
- Федоткин В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 88−98.
- Филиппов Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учеб. М.: Дело, 2000.-264 С.
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1989.-206 С.
- Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.-Пер. с англ.-М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992.-304 С.
- Хайлбронер Р., Тароу Л. Экономика для всех: Пер. с англ.-Тверь, «Фамилия», 1994.-271 С.
- Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений.-Новосибирск. Наука. 1987.-255 С.
- Хасаев Г., Цыбатов В. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 3.-С. 64−82.
- Хмарый В. Трансформация собственности или новая модель управления // Экономист.-1995.-№ 1.-С. 24−38.
- Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. Теория свободного рынка.-М.: ЮНИТИ. 1997.-327 С.
- Ходачек В. Экономическое и социальное развитие городов и районов: План комплексного экономического и социального развития в действии.-Л.: Лениздат, 1984.-95 С.
- Ходов JI. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал.-1995.-№ 1.-С. 98−99.
- Цветкова Г. Экономические проблемы в деятельности местных органов власти // Экономист.-2002.-№ 2.-С. 60−67.
- Цветкова Г. Местное самоуправление и производство (в начале и середине 90-х гг.) // Экономист.-2001.-№ 10.-С. 51−60.
- Цветкова Г. Социальное управление на муниципальном уровне // Экономист.-1999.-Ж7.-С. 49−55.
- Чемоданов М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 54−59.
- Черковец В. Факторы обеспечения расширенного воспроизводства // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 3−10.
- Чижов С. О некоторых исходных проблемах облигационного финансирования местных бюджетов // Российский экономический журнал.-1995.-№ 8.-С. 26.
- Чувашская Республика: состояние и перспективы социально-экономического развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.-480 С.
- Шадрин А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций // Вопросы экономики.-1996.-№ 9.-С. 95−110.
- Широков А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист.- 1997.-Ж7.-С. 46−51.
- Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист.-1999.-№ 1.-С. 25−34.
- Щербаков В. Региональные аспекты управления (предпосылки и практика местного самоуправления) // Вопросы экономики.-1993.-№ 6.- С. 6268.
- Юркова С., Широков А. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти // Экономист.-1996.-№ 1.-С. 85−90.
- Яковец Ю. Экономика России: перемены и перспективы. М.1996.-280С.