Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и механизм реализации экономической политики города: На региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении городской экономики как объекта экономической политики, уместно анализировать причинно-следственные взаимосвязи генезиса совокупных звеньев и общественной сферы в территориальном аспекте, исследовать процессы их прогнозирования и планирования, решать проблемы их оптимального согласования с процессами стратегического социально-экономического генезиса, необходимы анализ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Городская экономика в системе региональных социальноэкономических отношений
    • 1. 1. Город как элемент социально-экономической структуры общества
    • 1. 2. Городская экономика в современных условиях
    • 1. 3. Проблемы управления городской собственностью
  • Глава 2. Управление городской экономической системой на региональном уровне
    • 2. 1. Городская экономика как объект экономической политики
    • 2. 2. Функциональные аспекты реализации городской экономической политики
  • Глава 3. Основные структурные составляющие городской экономической политики
    • 3. 1. Система прогнозирования городской экономики
    • 3. 2. Система управления городской экономикой
    • 3. 3. Центр стратегического развития города в системе управления городской экономикой

Формирование и механизм реализации экономической политики города: На региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Отрасль знания о поведении городской экономики и реализации городской экономической политики постоянно расширяет свои масштабы. В течение длительного периода времени были разработаны теоретические и практические вопросы. Рост значения и роли городской экономики в настоящее время обусловливается объективными факторами, присущими городу как объекту российской экономики. Это получает свое подтверждение в том, что города становятся объектами макроэкономического регулирования. Причем всякому городу должны быть присущи оперативно-хозяйственная самостоятельность и обособленность, обусловленная определенными экономическими рамками.

Основной целью диссертационного исследования является раскрытие содержания процессов управления городской экономикой, рассматриваемой как объекта исследования и управления, на основе городской экономической политики. В работе обосновывается необходимость методологического переосмысления городской экономики как субъекта управления. Кроме того, данная проблема обуславливает необходимость наличия системы прогнозирования как основы функционирования городских систем управления, что отражается в структуре диссертации.

Исходя из основной цели, были обоснованы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать социально-экономические отношения и определить конкретное положение на уровне городской экономики, систем ее управления, государственного регулирования и прогнозирования.

2. Выявить особенности городской экономики как экономической системы и объекта управления.

3. Обосновать теоретические и практические особенности реализации экономической политики на городском уровне в управленческом аспекте.

4. Исследовать проблемы прогнозирования городских социально-экономических систем.

5. Изучить основные этапы процесса управления городской экономики и обосновать создание специальной управленческой структуры, занимающейся проблемами стратегического развития города.

Объектом исследования выступала городская экономика и социально-экономические отношения, возникающие в ее рамках в процессе взаимодействия основных структурных составляющих.

Предметом исследования являлись отношения в системе управления городской экономикой, базирующейся на экономической политике и выступающей составной частью государственной и региональной системы управления социально-экономического развития.

Методологической основой диссертационной работы выступал системный подход. Кроме того, использовалось логическое моделирование, методология прогнозирования и методы сравнительного анализа. В диссертационном исследовании анализировалась правовая основа функционирования городских социально-экономических систем в Российской Федерации, использовались работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам городской экономики. В работе также использовались статистические материалы Госкомстата РФ.

Проблемами функционирования и управления городскими социально-экономическими системами занимались такие ученые экономисты как Абалкин Л., Алимурзаев Г., Архипов Ю., Ахмедуев А., Богданов С., Будвиль Ж.-Р., Вебер А., Воронин А., Глазырин М., Глущенко В., Гранберг А., Данилов И., Данилов Н., Жихаревич Б., Жукова М., Зотов В., Игнатовский П., Ильдеменов В., Кирпичников В., Когут А., Королев В., Кузнецова О., Кураков Л., Лапин А., Лапин В., Лексин В., May В., Мильнер Б., Минц И., Пансков В., Петров А., Попов Р., Потапов Л., Ричардсон X., Руткаускас А., Сигов В., Сигов И., Ситников А., Фридман Дж., Цветкова Г., Швецов А., Широков А., Штульберг Б., Яковлев А.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Выявлено экономическое содержание городской экономики как субъекта социально-ориентированной рыночной экономики и как территориального образования, объединяющего социально-экономические и материально-пространственные факторы воспроизводства многофункциональной структуры управления. Ее можно определить как открытую экономическую систему, имеющую свои формы и методы регулирования и самоуправления.

2. Обоснована необходимость разработки городской экономической политики, направленной на эффективную реализацию государственных интересов в отношении городов, а также интересов самих городов с учетом специфики конкретных региональных и городских экономических систем с точки зрения сбалансированного и оптимального их функционирования.

3. Разработаны основные принципы функционирования механизма управления городской экономикой с учетом экологичности, урбанизированности, эффективного взаимодействия всех экономических субъектов и выработки новых подходов к использованию экономических ресурсов.

4. Предложен алгоритм стратегического развития городской экономики на основе прогнозирования социально-экономических процессов, происходящих в городских экономических системах, учитывающих специфику городов и новой системы оценки финансовых возможностей и потребностей муниципальных образований.

5. Показана необходимость формирования Центра стратегического развития города с созданием структур прогнозирования развития городской экономики, анализа и мониторинга социально-экономической ситуации в городе, прогнозирования ЖКХ и финансовых ресурсов.

Научно — практическая значимость работы. Разработанные в диссертации положения и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности Городских Советов (собраниях городской Думы), городских администраций при разработке их стратегии и тактики, в процессе дальнейшей научной разработки проблем управления городскими социально-экономическими системами, при разработке экономической политики города в будущем и создании условий эффективного функционирования экономики города в целомв ходе реформирования системы государственного управления, в изучении курсов по организации муниципальной деятельности и управления муниципальным хозяйством.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования использовались диссертантом в процессе работы над законодательными актами в качестве депутата Городского Собрания г. Чебоксары, докладывались на научно-практических конференциях в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова, на заседаниях кафедры актуальных проблем экономической теории, экономической теории и рыночного хозяйства, региональной экономики и предпринимательства. Основные выводы и положения работы были освещены в 6 научных публикациях общим объемом 2,6 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных социально-экономических системах город выступает важной структурной составляющей, во многом, если не в решающей степени, определяющей тенденции и специфические особенности развития отдельного региона или страны в целом. Любой город является, с одной стороны, отражением социально-экономической структуры общества и уровня развития в нем производительных сил и производственных отношений, а с другой — сам оказывает существенной воздействие на данную структуру и отношения. Характерные для России социально-экономические отношения имеют свой индивидуальный характер в каждом конкретном городе. Все в большей степени города становятся объектами макроэкономического регулирования, при этом всякому городу должны быть присущи оперативно-хозяйственная самостоятельность и своеобразная обособленность, обусловленная определенными экономическими рамками.

При рассмотрении городской экономики как объекта экономической политики, уместно анализировать причинно-следственные взаимосвязи генезиса совокупных звеньев и общественной сферы в территориальном аспекте, исследовать процессы их прогнозирования и планирования, решать проблемы их оптимального согласования с процессами стратегического социально-экономического генезиса, необходимы анализ экономического состояния городов, разработка городской политики формирования и функционирования городской экономики и соответствия ее целям городского социально-экономического развития, решение проблемы сочетания прогнозного управления и использования экономических инструментов рыночной системы и др.

Город, как социально-экономическая система, характеризуется определенными производственными отношениями, наличием специфических городских структур (экономическая, социальная, политическая, духовная), взаимосвязью различных сфер общественной жизни страны, отношением людей к экономическим и социальным процессам. Также город уместно представлять и специфическим социальным организмом, который в высокой степени самостоятелен в собственном генезисе. Поэтому и характерные для России социально-экономические отношения имеют свой индивидуальный характер в каждом конкретном городе. В частности, они могут отличаться по уровню развития, количеству экономических субъектов или развитостью рыночных отношений.

Правомерно выделить следующие основные управленческие функции городской администрации. Во-первых, регулирование общественных взаимосвязей. Во-вторых, стабилизация экономического генезиса. В-третьих, формирование предпосылок для оптимальной деятельности городских экономик. В-четвертых, стимулирование генезиса и функционирования товаропроизводителей различных видов собственности. В данном аспекте большую остроту в современный период приобретают проблемы регулирования городской экономики в масштабах РФ.

Функционирование рынка не отвергает, а предусматривает в наибольшей степени процесс принятия во внимание характеристик и специфики городской экономической среды, поскольку вследствие того, что экономические отношения, построенные на рыночных принципах, предусматривают обмен на основе определенных эквивалентов товарами, услугами, трудом при удовлетворении нужд граждан страны. Поэтому эти фундаментальные положения должны реализовываться и в городском экономическом пространстве, поскольку на данном уровне экономического генезиса реализуется городская экономическая система как сумма звеньев, выступающих составляющими государственной экономической системы.

Специфические городские проблемы требуют обязательного учета в процессе выработки общей экономической политики развития российских городов и варианты для каждого конкретного города, например, республиканской столицы, такой как Чебоксары. Экономическая политика города требует осуществления большого и сложного комплекса разработок в следующих основных направлениях: 1) демократический и политический механизм города- 2) экономический механизм города- 3) социальная система города- 4) система городского самоуправления.

Механизм городского хозяйствования, формирующийся в процессе рыночного реформирования, должен быть единым в методологическом аспекте и многообразным в конкретных формах своего проявления. В экономическом механизме города можно выделить следующие основные проблемы: 1) чем должен заниматься город, как определенная системообразующая структура, то есть на реализацию каких целей и задач должны расходоваться финансовые и материальные ресурсы- 2) источники средств- 3) механизмы осуществления вложения городских средств.

Городскую экономическую политику можно определить как политику, которая направлена на эффективную реализацию государственных интересов в отношении городов, интересов самих городов такими способами и методами, которые учитывают специфику конкретных городских экономических систем. Городская экономическая политика, сформулированная и реализуемая самими городами, должна быть направлена на сбалансированное и оптимальное функционирование всех экономических субъектов, расположенных в конкретном городе. Государство, в свою очередь, должно создавать условия для эффективной реализации городской экономической политики. Совокупность этих условий создает предпосылки для общефедеральной городской экономической политики, учитывающей как общие, так и специфические интересы городов и государства.

Объектами городской экономической политики выступают все субъекты социально-экономических отношений в рамках городской экономики. Субъектом городской политики может являться субъект правоотношений в форме населения, обладающего многообразием функций и форм жизнедеятельности. Субъектами, реализующими городскую политику, выступают городские администрации.

В рамках экономической политики большое значение должно уделяться развитию социальной сферы города. Здесь должны быть обоснованы мероприятия, направленные на оптимизацию структуры городской социальной сферы, развитию системы адресной поддержки горожан. В результате создадутся предпосылки для конкретизации и прозрачности расходной части городского бюджета, способствующего удовлетворению необходимых минимальных социальных потребностей жителей городов.

Эффективная реализация экономической политики на городском уровне немыслима без наличия подготовленных управленческих кадров. В связи с этим необходимо предусматривать создание постоянно функционирующей системы подготовки и переподготовки кадров городских управленческих структур, которые должны обладать знаниями и навыками управления городской экономикой в рыночных условиях, избавленные от иждивенческих настроений в надежде на помощь вышестоящих структур.

Задачи управления социально-экономическими процессами в городах требуют наличие определенной стратегии и тактики развития, а также рассмотрения возможных вариантов решения стоящих перед городом проблем. Эффективным методом решения данных проблем выступают прогнозы развития городской экономики.

Прогнозирование городской экономики заключается в научном предвидении тенденций и направлений ее развития и на этой основе в нахождении таких управленческих решений, которые способствуют эффективному социально-экономическому функционированию. В процессе прогнозирования можно выделить следующие основные стадии: 1) анализ сложившейся ситуации и конкретных социально-экономических показателей- 2) формулирование целей развития городской экономики- 3) определение механизмов и системных подходов достижения намеченных целей- 4) мониторинг процесса достижения целей.

Объектом прогнозирования городской экономики выступают социально-экономические отношения, конкретизируемые в уровне и качестве жизни граждан, а также в отношениях по поводу производства, распределения, обмена и потребления части общественного продукта.

Объектом прогнозирования на уровне городской экономики также выступает ее деятельность под которой подразумевается выполнение ею следующих основных функций: 1) экономической деятельности- 2) социальной деятельности- 3) экологической деятельности. Экономическая деятельность городской экономики должна быть направлена на удовлетворение социальных и экономических интересов городских жителей.

Предметом прогнозирования являются отношения, складывающиеся между различными субъектами, в том числе. и отдельными гражданами, городских социально-экономических систем, связанных с определением и достижением целей и эффективными механизмами их реализации. В качестве основных методов прогнозирования применяются следующие: а) конкретно-историческиеб) системныев) комплексныег) моделированиед) экспериментые) специальные исследования.

Основными задачами прогнозирования городской экономики являются следующие: а) изучение механизмов отношений, возникающих и существующих, а также могущих появиться в очерченных рамкахб) определение путей и механизмов эффективного решения городских социально-экономических системв) выявление и использование разнообразных методов повышения эффективности труда работников городских структур и служб.

Комплексный прогноз социально-экономического развития города должен строиться на следующих основных положениях. Во-первых, наличия методологической базы, исходя из сущности и содержания прогнозирования, действия рыночных законов и закономерностей функционирования экономики и процессов прогнозирования. Во-вторых, использования определенных организационных форм прогнозирования, его функций и структуры, комбинации различных видов и способов прогнозирования. В-третьих, применение определенных инструментов и инструментария прогнозирования. В-четвертых, наличия полноценного многоаспектного обеспечения прогнозирования как процесса, куда входят информация, программы, техника и т. д., необходимые для эффективного протекания изучаемого процесса. В-пятых, присутствия определенной культуры прогнозирования, понимаемой в аспекте научной организованности труда по прогнозированию, а также методологии определения эффективности подобной трудовой деятельности.

Одним из перспективных направлений, разработанных в экономической теории и способным дать существенный эффект в процессах прогнозирования городских социально-экономических систем, является методология стратегического планирования, которая может выступать основой, на которой должна, на наш взгляд, строиться система управления городской экономикой. В процессе стратегического планирования происходит формирование целей функционирования городской экономики, и объединяются ресурсы и потенциал всех структур, предприятий, организаций и отдельных горожан с целью достижения намеченных целей.

Одним из фундаментальных принципов рыночной экономики выступает независимость и свобода во всех ее проявлениях, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому городской руководитель должен иметь возможность самостоятельно, за счет доходов, получаемых в результате деятельности городской администрации, реализовывать те или иные направления городской социально-экономической политики. Наличие собственных доходов позволяет более эффективно реализовывать конкретные программы, являющиеся специфическими и актуальными для конкретного города или региона, где он расположен.

На городском уровне вполне целесообразно, на наш взгляд, использование бюджетной системы, которая хорошо зарекомендовала себя на многих зарубежных и отечественных предприятиях. Бюджетная система позволяет контролировать и информировать все структурные подразделения и единицы городской системы управления о том, как каждое из них и насколько эффективно осуществляют деятельность. Основной целью бюджетной системы должно выступать контроль за поступлением и расходами средств каждым структурным подразделением.

Для разработки и затем последующего эффективного использования системы управления городской экономикой можно использовать последовательный подход, начиная с более общего представления, доходя до более конкретного (декомпозиционного).

Городская экономика — динамическое явление. Она непрерывно расширяет свои масштабы и характер в соответствии с изменениями проблем и направлений генезиса. На состояние экономики города влияют большое число факторов как внешней, так и внутренней по отношению к ней среды. Поэтому городская экономика — это в течение всего периода развития открытая для разнообразных обменов система, непрерывно осуществляющая взаимодействие с другими экономическими субъектами. При этом главной чертой городской экономики является ее целостность не просто как системы производительных сил, а также и как конкретным способом организованных подсистем социального развития.

В современных условиях необходимо для каждой конкретной региональной экономики разработать индивидуальную экономическую политику и управленческую стратегию, непременно учитывающие региональную компоненту. При этом городская экономическая политика должна отвечать следующим основным требованиям: эволюционности, динамичности, эффективности, экологичпости, урбанизированности, правопреемственности, нравственности и прогрессивности. Эффективным инструментом в решении всех стоящих перед городом проблем и призван стать Центр стратегического развития города.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т., Зуев С. Жилищные стратегии социальных групп городского населения в рыночных условиях // Вопросы экономики.-1994.-NQ10.-C. 57−67.
  2. В. Аренда государственной и муниципальной собственности в Москве // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — С. 28−35.
  3. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал.1999.-№ 3.-С. 19−25.
  4. Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель «муниципальной общины» //Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 28−32.
  5. В. Потенциал экономического возрождения // Экономист.2000.-№ 10.-С. 10−16.
  6. С., Аратский Д., Козерадский А., Мальцев В. Системно-концептуальные подходы к управлению собственностью в Нижегородской области: опыт и перспективы/ Нижний Новгород, ГИПП «Нижполиграф», 1997.-256 С.
  7. Н. Шведская модель экономической реформы // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 87−91.
  8. Л., Назарова А. Анализ темпов экономического роста (по данным национальных счетов за 1995−1999 гг.) // Экономист.-2000.-№ 6.-С. 67−75.
  9. Ю., Яковлев А. Экономическая и социальная география Чувашской Республики: Учеб. пособие.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.-304 С.
  10. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист.-1996.-№ 10.-С. 24−36.
  11. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование // Экономист.-1994.-№ 12.-С. 79.
  12. А. Социальные программы предприятий // Экономист.-1999.-№ 2.-С. 58−62.
  13. Н., Безденежных Т. Региональные особенности малого предпринимательства (на примере Ленинградской области) // Экономист.-1997.-№ 11.-С. 51−55.
  14. В. Общая экономическая теория: Учебное пособие.-Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.-528 С.
  15. А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики.-1999.-№ 3.-С. 33−41.
  16. А. Экономика России будет расти трудом и умением хозяйствовать // Экономист.-1996.-№ 1.-С. 46−55.
  17. П. Централизованное и децентрализованное управление на уровне города Москвы // Вопросы экономики.-1995.-№ 10.-С. 149−153.
  18. В. Развитие города: проблемы, пути решения.-Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990.-126 С.
  19. С. С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России.-М.: Пресс-сервис, 1997.152 С.
  20. Е. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений:.-М.: Юрайт, «Знание», Россия, 1998.-458 С.
  21. Н.П. Моделирование сложных систем. Гл. ред. физ. мат. лит. -М.: Энергия, 1978, — 152 С.
  22. Бюджетный кодекс Российской Федерации.-2-е изд.-М.: «Ось-89», 2000.-176 С.
  23. С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики.-1999.-№ 2.-С. 90−102.
  24. JI.A. Основы городского хозяйства. С. 216.
  25. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.-308 С.
  26. А. Фундаментальная экономика. 2-е переработанное изд. 1998.-М.-500 С.
  27. А. Слагаемые промышленного подъема // Экономист.-№ 4.-С. 3−6.
  28. А., Лапин В., Широков А. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие.-М.: Дело, 1998.-127 С.
  29. Н. О доходах государства // Экономист.-1994.-№ 12.-С. 4.
  30. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность.-Ростов-на-Дону, 1998.-205 С.
  31. Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт.-Ростов-на-Дону, 1997.-256 С.
  32. М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист.-2002.-№ 2.-С. 68−74.
  33. М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист.-2000.-№ 7.-С. 53−60.
  34. М. Экономическая модель местного самоуправления // Экономист.-1999.-№И.-С. 66−74.
  35. С., Жукова М. Потенциал региональной бюджетно-налоговой политики (на примере разработки альтернативного бюджета Красноярского края) // Российский экономический журнал.-2002.-№ 8.-С. 12−24.
  36. Н., Лазуренко С., Новицкий И. Земельно-имущественные отношения в городе // Вопросы экономики.-2000.-№ 8.-С. 98−110.
  37. В.В. Функционально-декомпозиционное представление сложных технических систем. М.: Изв. АН СССР «Техническая кибернетика», № 6,1990, С. 63−67.
  38. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. -416 С.
  39. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997, 400 С.
  40. В.В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование.- г. Железнодорожный, М.О.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998, 416 С.
  41. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень: (Вопросы теории и практики) / Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева.-М: Изд-во РАГС, 1998.-319 С.
  42. Гражданский кодекс Российской Федерации.-М.: «Проспект», 2001.-416 С.
  43. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики.-2001.-№ 9.-С. 15−27.
  44. Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // Российский экономический журнал. 2000. — № 3. — С. 44−52.
  45. Н. Экономика города и перестройка. М.: Сов. Россия, 1990.247 С.
  46. Ю., Гутман Г. Формирование экономического механизма местного самоуправления.-Владимир: Б.Н. 1990.-138 С.
  47. Э., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С-Пб., 1994.-448 С.
  48. Э., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С-Пб., 1994.-405 С.
  49. . Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСАП РАН, 1995.-98 С.
  50. В. Концептуальные проблемы подготовки специалистов по муниципальному управлению // Российский экономический журнал.-1999,-№ 8.-С. 83−86.
  51. В., Козлов А. Земельные отношения в крупном городе // Экономист.-1997.-№ 5.-С. 49−56.
  52. В. Тенденции использования наукоемких технологий // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 11−20.
  53. П. Человек и производство (к итогам XX века) // Экономист.-2001.-№ 1.-С. 24−34.
  54. П. Взгляд в XXI век, с позиций ХХ-го // Экономист.-2000.-№ 4.-С. 3−6.
  55. В. Предприимчивость и рента.-М.: Пресс-сервис, 1997.-166 С.
  56. А. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2 ч. 4.1. Стратегическое планирование.-Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-312 С.
  57. Итоги и прогнозы развития рыночных отношений в России (разработка Института проблем рынка РАН) // Российский экономический журнал.-1994.-№ 2.-С. 3−11.
  58. А.К., Малюк В. И., Серова Л. С. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 544 С.
  59. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.: Гелиос АРВ, 1999.-352 С.
  60. В. Проблемы реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Экономист.-1994.-№ 8.-С. 53−62.
  61. В. Государственное и местное регулирование территориального развития // Экономист.- 1994.-№ 8.-С. 63−74.
  62. Дж.Б. Распределение богатства.-М.: Гелиос АРВ, 2000.-368 С.
  63. А. Социально-экономическое развитие крупных городов России // Вопросы экономики.-1993.-№ 6.-С. 69−76.
  64. В., Орлова Д. Перспективы развития малого бизнеса (на примере Белгородской области) // Экономист.-1996.-№ 6.-С. 54−60.
  65. В., Грачев В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития // Экономист.-2000.-№ 3.-С. 33−37.
  66. Крупнейшие города их настоящее и будущее. М., 1979. С. 17.
  67. В. Государство и предприятие: особенности взаимоотношений // Экономист.-1999.-№ 3.-С. 27−33.
  68. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики.-2002.-№ 4.-С. 4666.
  69. Л.П., Мухетдинова Н. М., Сергеенков В. Н. Инвестиционная политика в современных условиях.-М.: Республика, 1996.-С. 144.
  70. Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства // Экономист.-2000.-№ 2.-С. 3−12.
  71. А. Проблемы региональной экономики: состояние и политика // Экономист.-2002.-№ 8.-С. 52−58.
  72. А. Региональные особенности развития социально-трудовой сферы // Экономист.-№ 9.-С. 78−82.
  73. В. Стратегия сохранения и развития наукоградов // Экономист.-2002.-№ 9.-С. 40−45.
  74. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия — проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал.-2002.-№ 1.-С. 8−30.
  75. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия проблемное воплощение реформ (окончание) // Российский экономический журнал.-2002.-№ 2.-С. 3−28.
  76. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 4. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // Российский экономический журнал.-2001.-№ 1.-С. 38−52.
  77. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 5. Распределение социальных обязательств государства между федеральным, региональным и местным уровнями// Российский экономический журнал.-2001.-№ 2.-С. 36−52.
  78. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 6. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты// Российский экономический журнал.-2001.-№ 3.-С. 45−61.
  79. В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте финансово-бюджетной реформы // Российский экономический журнал. -1998.- № 6. -С. 11−25.
  80. В., Швецов А. «Незаметная реформа»: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность // Российский экономический журнал.-1998.-№ 1.-С. 34−43.
  81. В., Ситников А., Швецов А. Региональные и бюджетно-налоговые системы // Российский экономический журнал.-1993 .-№ 12.-С. 5060.
  82. Д. Будущее российской экономики // Экономист.-2000.-№ 12.-С. 3−18.
  83. В. Долгосрочная стратегия начала XXI века: контуры и особенности // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 26−33.
  84. К.Р., Брю С. J1. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Т.2.-Баку, Издательство «Азербайджан», 1992. -400 С.
  85. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, С. 104.
  86. А. Принципы экономической науки., т.1. Пер с англ.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-415 С.
  87. А. Принципы экономической науки., т.Н. Пер с англ.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-310 С.
  88. А. Принципы экономической науки., т.Ш. Пер с англ.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-351 С.
  89. May В., Ступин В. Очерки политической экономии российских регионов // Вопросы экономики.-1995.-№ 10.-С. 32−33.
  90. . Управление знаниями вызов XXI века // Вопросы экономики.- 1999.-№ 9.-С. 108−118.
  91. Ю. Красный город: методология власти и управления: В 2 т./ Ю. А. Минаков.-Йошкар-Ола: Кн. изд-во, 1997. Т.1.-335 С., т.2,-656 С.
  92. И., Пинегина М. Основные принципы финансирования и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы экономики.-1993.-№ 7.-С. 125−132.
  93. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000.-336 С.
  94. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона/ Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой.-М.: Наука, 2001.-175 С.
  95. Н. Новые механизмы финансирования социальных расходов // Экономист.-2001.-№ 2.-С. 69−78.
  96. Налог на доходы физических лиц.-2001.-М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-160 С.
  97. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.- М.: Экзамен, 2001.-240 С.
  98. А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопросы экономики.-2000.-№ 7.-С. 102−110.
  99. Н., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист.-2000.-№ 3.-С. 54−60.
  100. В. Изменения социально-экономических процессов // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 34−42.
  101. Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) //Вопросы экономики.-2000.-№ 9.-С. 136−157.
  102. Основы экономической теории: Учеб. пособие: 2-е изд. испр. / В. Л. Клюня, М. Л. Зеленкович, Н. В. Черченко и др.- Под ред. В. Л. Клюни.-Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.-336 С.
  103. В.А. Многофакторные испытания на надежность.-М.: Энергия, 1978,-399 С.
  104. В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал.-1998.-№ 11−12. С. 64−77.
  105. В. Налоги и налоговая политика РФ // Российский экономический журнал.-1996.-№ 1.-С. 20−31.
  106. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ.-М.: «Экономика», «Дело», 1992.-510 С.
  107. Планирование комплексного развития крупных городов. Л., 1982. С. 217.
  108. . Социально-экономические последствия движения к рынку // Экономист.-1999.-№ 8.-С. 36−43.
  109. Политическая экономия: Учебник для вузов/Медведев В.А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. М.: Политиздат, 1990.-735 С.
  110. Р. Региональный менеджмент. Учебник.-Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.-384 С.
  111. Л. Социальная политика и саморазвитие региона // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 75−83.
  112. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период//Экономист.-1999.-№ 5.-С. 3−20.
  113. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации // Экономист.-2000.-№ 6.-С. 3−20.
  114. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.- Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина.-М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.-318 С.
  115. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.- Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой.-Мн.: Интерпрессервис- Экоперспектива, 2001.-380 С.
  116. Проблемы подготовки управленческих кадров в современных условиях: состояние и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 1998.-180 С.
  117. Л. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений // Российский экономический журнал.-2002.-№ 7.-С. 14−22.
  118. О. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 1.-С. 3−20.
  119. О. Жилищная ситуация и перспективы институциональных изменений // Вопросы экономики.-1994.-№ 10.-С. 10−15.
  120. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова.-М.: ИНФРА-М, Изд-во РоС. экон. акад., 2001.-463 С.
  121. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Штульберг Б. М., Котяко В. В., Полынев А. О. и др.-М.: Наука, 1993.-125 С.
  122. В. Управление развитием крупного города: Опыт системного подхода/В.И.Ресин-.-М.: Голос, 1996.-329 С.
  123. В. Системное регулирование функционально-пространственного развития города // Российский экономический журнал.-1995.-№ 4.-С. 55−62.
  124. JI. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист.- 2001.-№ 4.-С. 71−77.
  125. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.) / Науч. ред. Э. Б. Гилинская и С. Н. Смирнов.-М.: ВШЭ, 1998.368 С.
  126. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М, 2002.-679 С.
  127. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.-М., 2000.-316 С.
  128. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.-М., 1999.-416 С.
  129. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.-М., 2001.-397 С.
  130. А. Система прогнозирования регионального воспроизводства.-М.: Наука, 1992.-С. 7.
  131. С. Региональные проблемы социально-экономического развития Ульяновской области.-М.: Гелиос АРВ,-2000.-332 С.
  132. Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С. 56−70.
  133. Ю. Стимулирование деловой активности в регионе индустриально-энергетической ориентации // Российский экономический журнал.-1995.-№ 9.-С. 36−48.
  134. А., Кузнецов С. Методика выбора отраслей для создания прямых и сопряженных рабочих мест // Экономист.-2000.-№ 5.-С. 36−44.
  135. А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости // Экономист.-1996.-Ж7.-С. 51−63.
  136. Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист.- 1997.-№ 5.-С. 45−48.
  137. Г., Узяков М., Литовский А. Межотраслевая модель экономики Ивановской области // Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 5.-С. 64−74.
  138. В.И. Региональная экономика: генезис, закономерности развития, стратегия управления.-Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997.-304 С.
  139. В. Инерционность экономической и социальной сфер региона // Экономист.-2002.-№ 7-С. 72−75.
  140. А. Государственное управление при формировании рыночных отношений // Экономист.-1994.-№ 9.-С. 34−39.
  141. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения//Экономист.- 1997.-№ 6.-С. 68−74.
  142. Советский город: социальная структура. М. Мысль, 1988.-286 С.
  143. Социальная политика в рыночной экономике: Материалы межвузовской научно-практической конференции.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-300 С.
  144. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал.-2001.-№ 1.-С. 28.
  145. М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики.-1994.-№ 5.-С. С. 133.
  146. Т. Социальные рычаги экономического роста // Экономист.- 1999.-№ 7.-С. 56−59.
  147. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 С.
  148. В., Ширшов В., Бойко С. Структура и механизм налоговой системы // Экономист.- 1994.-№ 9.-С. 32−41.
  149. В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Экономист.-2000.-№ 1.-С. 88−98.
  150. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учеб. М.: Дело, 2000.-264 С.
  151. Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1989.-206 С.
  152. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.-Пер. с англ.-М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992.-304 С.
  153. Р., Тароу Л. Экономика для всех: Пер. с англ.-Тверь, «Фамилия», 1994.-271 С.
  154. А.Т. Интересы как форма общественных отношений.-Новосибирск. Наука. 1987.-255 С.
  155. Г., Цыбатов В. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 3.-С. 64−82.
  156. В. Трансформация собственности или новая модель управления // Экономист.-1995.-№ 1.-С. 24−38.
  157. К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. Теория свободного рынка.-М.: ЮНИТИ. 1997.-327 С.
  158. В. Экономическое и социальное развитие городов и районов: План комплексного экономического и социального развития в действии.-Л.: Лениздат, 1984.-95 С.
  159. JI. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал.-1995.-№ 1.-С. 98−99.
  160. Г. Экономические проблемы в деятельности местных органов власти // Экономист.-2002.-№ 2.-С. 60−67.
  161. Г. Местное самоуправление и производство (в начале и середине 90-х гг.) // Экономист.-2001.-№ 10.-С. 51−60.
  162. Г. Социальное управление на муниципальном уровне // Экономист.-1999.-Ж7.-С. 49−55.
  163. М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 54−59.
  164. В. Факторы обеспечения расширенного воспроизводства // Экономист.-2001.-№ 3.-С. 3−10.
  165. С. О некоторых исходных проблемах облигационного финансирования местных бюджетов // Российский экономический журнал.-1995.-№ 8.-С. 26.
  166. Чувашская Республика: состояние и перспективы социально-экономического развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.-480 С.
  167. А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций // Вопросы экономики.-1996.-№ 9.-С. 95−110.
  168. А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист.- 1997.-Ж7.-С. 46−51.
  169. Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист.-1999.-№ 1.-С. 25−34.
  170. В. Региональные аспекты управления (предпосылки и практика местного самоуправления) // Вопросы экономики.-1993.-№ 6.- С. 6268.
  171. С., Широков А. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти // Экономист.-1996.-№ 1.-С. 85−90.
  172. Ю. Экономика России: перемены и перспективы. М.1996.-280С.
Заполнить форму текущей работой