Формирование элементов правовой культуры учащихся старших классов в технологическом образовании
В выполненном исследовании рассматривались основные задачи современного образования: гуманизация и гуманитаризация. В рамках данных категорий выделена правовая составляющая школьного образования, которая в настоящее время претерпевает кардинальные изменения, наряду с технологическим образованием. Определена связь правовой подготовки с будущей трудовой и производственной деятельностью. Выделены… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗО ВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У НИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Исторические предпосылки становления правовой подготовки учащихся в нашей стране и за рубежом
- 1. 2. Роль правовой подготовки учащихся в решении задач личностно-ориентированного обучения
- 1. 3. Образовательное значение правовых знаний, их связь с будущей трудовой и производственной деятельностью учащихся
- 1. 4. Правовое обучение учащихся общеобразовательной школы и подготовка учителей технологии к ее осуществлению
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ ЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 2. 1. Принципы, структура и содержание правовой подготовки учащихся старших классов общеобразовательной школы в рамках элективного курса «Правовая подготовка в технологическом образовании»
- 2. 2. Методы формирования правовой грамотности и элементов правовой культуры старшеклассников в технологическом образовании
- 2. 3. Использование информационных технологий при правовой подготовке учащихся старших классов общеобразовательной школы в технологическом образовании
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 3. 1. Организация и проведение экспериментальной проверки предлагаемой методики формирования элементов правовой культуры старшеклассников в технологическом образовании
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
- Выводы по третьей главе
Формирование элементов правовой культуры учащихся старших классов в технологическом образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в нашей стране существует комплекс социально-экономических, политических, культурных факторов для повышения роли правовых знаний современной молодежи и формирования их правовой культуры в целом. Появление многообразных форм собственности, развитие предпринимательства, свободные рыночные отношения, проблема защиты прав личности, появление правового нигилизма и другие причины требуют существенного повышения уровня правовой культуры граждан.
Общеобразовательная школа призвана играть основную роль в приобретении правовой грамотности и развитии правовой культуры школьника, формирование которой начинается с приобретения правовых знаний и осуществляется в течение всей его сознательной жизни.
Правовая подготовка учащихся старших классов средней (полной) общеобразовательной школы осуществляется при изучении образовательной области «Обществознание», согласно Государственным образовательным стандартам, в курсе «Основы правовых знаний» экспериментальных школ, а также в профильной подготовке в образовательной области «Обществознание», включающей обществоведение, экономику и право.
Различные аспекты правовой подготовки школьников и формирования их правовой культуры рассмотрены в работах Л. Н. Боголюбова, Т. В. Болотиной, Р. Н. Галиахметовой, Г. П. Давыдова, С. И. Козленко, Г. А. Кузнецова, А. В. Мицкевича, С. А. Морозовой, А. Ф. Никитина, В. М. Обухова, Е. А. Певцовой, А. В. Позднякова, М. Ю. Санниковой, Е. В. Цыбиной, С. В. Широ, Н. И. Элиасберг и др. Однако изучение правовых вопросов недостаточно связано с содержанием других школьных предметов, прежде всего технологии.
Вместе с тем образовательная область «Технология» обладает большими потенциальными возможностями в формировании элементов правовой культуры. Изучение в ней правовых вопросов предполагается государственным учебным стандартом по технологии для старших классов средней (полной) школы технологического профиля (формы представления интеллектуальной собственности и защиты авторских прав). В программе по технологии и трудовому обучению для средних общеобразовательных учреждений содержатся сведения по организационно-правовым вопросам предпринимательской деятельности и по патентной информации (программа 2007 г.).
Целью ознакомления учащихся с правовыми вопросами на уроках технологии является формирование их правовой культуры, являющейся составляющей технологической культуры учащихся. Под последней, в соответствии с исследованиями П. Р. Атутова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др., понимается культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.
В понятие «технологическая культура» включаются следующие «грани» культуры человека: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура и культура проектной деятельности (Ю.Л. Хотунцев).
Каждая из десяти перечисленных «граней» культуры имеет свое отражение в школьной программе по технологии. Исключением является правовая культура учащихся, формированию которой в технологическом образовании практически не уделяется внимания.
Под правовой культурой трудовой деятельности школьника понимается та часть технологической культуры, которая предполагает освоение правовых знаний и формирование умений, навыков в областях, связанных с трудовой, технологической деятельностью человека, а также готовность к их практической реализации. В настоящем исследовании, в силу его сложности, многоас-пектности и новизны, рассматривается формирование только элементов правовой культуры в технологическом образовании школьников.
Из всего многообразия отраслей права нами определены те, которые должны изучаться в процессе технологического образования школьников. К ним относятся: гражданское право (предпринимательское право, право интеллектуальной собственности, включающее в себя авторское и патентное право), информационное право, трудовое право (правовые вопросы безопасности трудовой деятельности) и экологическое право.
Часть правовых вопросов включены в стандарт и программы по технологии, но они, несмотря на все возрастающую потребность в повышении уровня правовой культуры школьников в области трудовой деятельности, в методике преподавания технологии практически не разработаны. Это определило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: формирование элементов правовой культуры учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в условиях технологического образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования элементов правовой культуры учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в технологическом образовании.
Цель исследования состоит в определении отраслей права, соответствующих задачам технологического образования, и в разработке методики формирования элементов правовой культуры старшеклассников в процессе их изучения.
Гипотеза исследования: технологическая подготовка старшеклассников общеобразовательной школы будет вносить вклад в формирование их правовой культуры, если:
— определено содержание обучения по различным отраслям права на элективных курсах, факультативных занятиях и уроках технологии;
— применительно к технологической подготовке старших школьников разработаны методические вопросы использования правовых знаний, учитывающие специфику практической деятельности учащихся;
— использованы средства информационных технологий справочно-правового характера в технологической подготовке учащихся;
— применены методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении различных отраслей права (деловые игры, составление правового словаря, самостоятельные задания, в том числе на выполнение проектов, использование средств информационных технологий).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести социально-историческое обоснование необходимости формирования правовой культуры учащихся в условиях технологического образования.
2. Разработать структуру правовой культуры личности школьника, подлежащей формированию на уроках технологии.
3. Определить отрасли права, соответствующие задачам формирования элементов правовой культуры старшеклассников в технологическом образовании.
4. Разработать методику изучения выделенных правовых вопросов трудовой деятельности, формирования соответствующих компетенций и элементов правовой культуры старшеклассников в процессе технологической подготовки.
5. Разработать методику использования методов активизации обучения, современных информационных технологий, осуществления проектной деятельности и применения специально созданных средств обучения, имеющих объективную новизну, при формировании элементов правовой культуры старшеклассников.
6. Разработать программу элективного (профильное обучение) и факультативного курсов для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы по правовым вопросам производственно-технологической деятельности и соответствующие методические рекомендации для студентов — будущих учителей технологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: культуроцентристская концепция в образовании (Е.В. Аграновская,.
С.В. Бородин, В. М. Обухов, А. Г. Пашков, В. П. Сальникова, С. Е. Хойман и др.) — концепция личностно-деятельностного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаева, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.) — концептуальные основы педагогического процесса и активизации учебно-познавательной деятельности школьников (С.А. Архангельский, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и др.) — современные подходы к модернизации трудовой подготовки и изучению технологии (П.Р. Атутов, А. Н. Богатырёв, Г. Н. Некрасова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.) — концепция правового воспитания и образования школьников (Г.П. Давыдов, Н. Я. Лернер, С. А. Морозова, А. Ф. Никитин, Е. А. Певцова, В. И. Шкатулла, Н. И. Элиасберг и др.).
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, изучение, анализ и обсуждение опыта работы школьных учителей технологии, нормативных документов (учебные планы и программы для школ и педвузов, образовательные стандарты по технологии (действующие и проекты новых) для общеобразовательной школы), анкетирование и интервьюирование студентов педвузов, учителей технологии и школьников, экспериментальное преподавание в школе на уроках технологии, элективном курсе и на факультативных занятиях.
База и этапы экспериментального исследования. Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в Курском государственном университете (КГУ) на базе общественной лаборатории по внедрению новых технологий в трудовое обучение и профессиональное образование (1999;2009 гг.). Экспериментальное преподавание проводилось в общеобразовательных школах № 9, 28, 52, 55 города Курска, Линецкой средней общеобразовательной школе Железногорского района Курской области, а также в лицее № 5 г. Железногорска Курской области. Всего в экспериментальном исследовании на различных его этапах приняло участие 226 учащихся 10−11 классов средних общеобразовательных школ и лицея, более 120 студентов индустриально-педагогического факультета КГУ, 67 учителей технологии школ г. Курска и Курской области.
Исследование проводилось в течение 10 лет в три этапа.
На первом этапе (1999;2001 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая и технико-технологическая литература по исследуемой проблеме. Анализировался опыт работы преподавателей КГУ и учителей технологии средних общеобразовательных школ г. Курска и Курской области. Была начата работа по определению содержания школьного факультатива «Правовая подготовка в технологическом образовании».
На втором этапе (2001—2008 гг.) была разработана программа факультативного курса для учащихся старших классов средней (полной) общеобразовательной школы. Для профильной школы он использовался как элективный. Проводилась корректировка программы курса, публикация работ, написание рабочего варианта диссертации. В этот период автор диссертации прошел повышение квалификации по юриспруденции в области образовательного и авторского права.
На третьем этапе (2008;2009 гг.) осуществлялась обработка результатов педагогического эксперимента, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы. Разрабатывались методические рекомендации по осуществлению правовой подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в условиях технологического образованияпроводилось внедрение результатов исследования в практику работы школы, публикация работ, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
— дано научно-методическое обоснование необходимости и возможности формирования элементов правовой культуры учащихся в условиях технологического образования;
— разработана структура правовой культуры личности школьника, подлежащая формированию на уроках технологии (правовые знания, правопони-мание, правоотношение, правомерное поведение);
— определены отрасли права: гражданское право (предпринимательское право, право интеллектуальной собственности, включающее в себя авторское и патентное право), информационное право, трудовое право (правовые вопросы безопасности трудовой деятельности) и экологическое право, соответствующие задачам технологического образования учащихся средней (полной) общеобразовательной школы;
— разработана методика формирования элементов правовой культуры у старшеклассников на уроках технологии и на элективных (факультативных) занятиях, включающая в себя методы формирования правовых компетенций школьников, методы активизации познавательной деятельности (деловые игры), проектную деятельность и применение средств информационных технологий (справочно-правовые системы, Интернет).
Теоретическая значимость исследования: предложено расширить содержание технологического образования школьников, выделив в нем правовую составляющуюдано научно-методическое обоснование структуры, содержания, форм и методов формирования элементов правовой культуры в технологической подготовке старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— разработана программа элективного курса «Правовая подготовка в технологическом образовании» для учащихся старших классов школ технологических профилей и факультатива для старшеклассников средних общеобразовательных школ других профилей подготовки;
— подготовлены методические рекомендации для учителей технологии по формированию элементов правовой культуры учащихся 10−11 кл. в технологическом образовании;
— разработаны деловые игры по основам прав («Я — автор изобретения», «Мой патент — мои достижения», «Я — предприниматель», «Я защищаю свои права», «Я — работник») и методические рекомендации по использованию справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» в условиях элективных (факультативных) занятий;
— разработаны технические модели (приборы), имеющие объективную новизну: «Демонстрационная ферма», «Устройство для нарезания червячных колес», «Демонстрационный стенд для построения проекций плоских фигур», «Прибор для диагностирования свойств внимания», «Прибор для диагностирования простой сенсомоторной реакции», на которые автором лично или в соавторстве получены патенты на полезную модель. Кроме того, составлена компьютерная программа «Расчет результатов априорного ранжирования специалистов на основе экспертных оценок», на которую в соавторстве получено свидетельство о государственной регистрации. Эти разработки используются как объекты проектной деятельности, образцы для применения в качестве средства обучения по правовым вопросам на уроках технологии.
На защиту выносятся следующие основные положения:
— важной задачей технологического образования школьников должно стать формирование у них элементов правовой культуры;
— формирование элементов правовой культуры школьников в технологическом образовании предполагает изучение следующих отраслей права: гражданское право (предпринимательское право, право интеллектуальной собственности, включающее в себя авторское и патентное право), информационное право, трудовое право (правовые вопросы безопасности трудовой деятельности) и экологическое право;
— методика формирования элементов правовой культуры школьников должна включать формирование следующих компетенций: анализ текстов правовых документов, поиск и анализ аналогов (прототипов) предлагаемых технических объектов, составление авторских заявок, применение профессиональных информационно-справочных систем, использование ресурсов Интернета, выполнение творческих проектов и, самое главное, готовность учащихся применять полученные компетенции в повседневной жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи, положения и результаты исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на следующих научно-практических конференциях, семинарах и сессиях: VII, IX, X, XII, XIV международных научно-практических конференциях по проблемам технологического образования в школе и вузе (г. Москва, 2001, 2003, 2004, 2006, 2008 гг.) — научно-методическом семинаре «Университетская наука и образование в свете мировых интегральных процессов» (г. Курск, 2001 г.) — IX международной научно-практической конференции «Технология. Творчество. Личность» (г. Курск, 2003 г.) — VII, X международных научно-практических конференциях по вопросам технологического образования в условиях модернизации российского образования (г. Тула, 2004, 2009 гг.) — XI Международной научно-практической конференции «Технологическое образование школьников в начале XXI века» (г. Брянск, 2005 г.)., всероссийской научно-практической конференция по вопросам технологического образования «Технологическое образование в школе и вузе» (г. Москва, 2006 г.) — международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (г. Воронеж, 2008 г.) — V международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в современном образовании» (г. Новосибирск, 2009 г.) — ежегодные научные сессии КГУ (г. Курск, 1999;2009 гг.).
Разработанные методические материалы используются в учебном процессе в школах № 9, 28, 52, 55 г. Курска, Линецкой средней общеобразовате-лой школе Железногорского района Курской области, а также в лицее № 5 г. Железногорска Курской области.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 176 страницах. Библиографический список содержит 184 наименования. В тексте диссертации содержится 7 схем, 12 таблиц, 16 рисунков, 7 приложений.
Основные результаты исследования:
1. Разработана программа и методика организации и проведения элективного (факультативного) курса «Правовая подготовка в технологическом образовании».
2. С учетом требований программы образовательной области «Технология» и целесообразности использования в технологическом образовании правовых тем проанализированы и предложено к применению информационное средство (СПС «КонсультантПлюс»), которое, как показывает экспертная оценка, способствует повышению информационно-технологической подготовки старшеклассников, а также развитию наравне с правовой культурой и информационной культуры. Данная система может быть использована не только в рамках факультативных занятий, но и в процессе правового образования как школьников, так и студентов, имеющих в своей программе правовую направленность.
3. Подготовлены методические рекомендации для учителей технологии по соответствующим разделам курса.
Подобные практические результаты выделение в технологическом образовании правовой составляющей, изучение правовых вопросов через образовательную область «Технология» в таком объеме выполнено, насколько нам известно, впервые.
Важным практическим результатом проводимого исследования также является определение основных путей дальнейшего развития разработанного нами элективного (факультативного) курса. Материал, представленный в данном курсе, может быть использован не только для обучения старших школьников в рамках технологического образования, но и в гимназиях, лицеях, колледжах, имеющих в своей структуре правовую направленность, а также применен в ходе кружковой работы по техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования.
По нашему мнению, данный курс может вести учитель технологии, прошедший переквалификацию в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования по предложенной нами методике.
Логическим продолжением нашего исследования является работа, выполняемая П. Н. Карповым, в которой затронуты вопросы правовой подготовки студентов технологических факультетов, тем самым осуществляется неразрывная связь «школа — педвуз», позволяющая учитывать особенности обучения (<�технолого-правового).
Таким образом, проводимым нами исследованием была доказана полная необходимость и целесообразность включения в технологическую подготовку правовых вопросов, применения элективного (факультативного) курса «Правовая подготовка в технологическом образовании» в учебном процессе старших школьников.
174 Заключение.
В завершение диссертации подведем основные итоги и наметим перспективы исследования.
В выполненном исследовании рассматривались основные задачи современного образования: гуманизация и гуманитаризация. В рамках данных категорий выделена правовая составляющая школьного образования, которая в настоящее время претерпевает кардинальные изменения, наряду с технологическим образованием. Определена связь правовой подготовки с будущей трудовой и производственной деятельностью. Выделены отрасли права, изучение которых целесообразно, а в ряде случаев необходимо, проводить именно через образовательную область «Технология». Это позволяет говорить о межпредметных связях между двумя образовательными областями — «Технология» и «Обществознание».
Список литературы
- Аванесов, B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: пособие для проф.-преп. состава высшей школы Текст. / B.C. Аванесов. — М.:МГТА, 1995.-95 с.
- Авторское и патентное право: сб. нормативных актов Текст. М.: ПРИОР, 2000.-304 с.
- Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности Текст. / Е. В. Аграновская. М.: Наука, 1988. — 145 с.
- Азаров, Н.И. Теория государства и права: конспекты лекций и метод, рекомендации Текст. / Н. И. Азаров. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1988. — 144 с.
- Алексеев, С.С. Философия права Текст. / С. С. Алексеев. М.: Норма, 1997.-336 с.
- Анисимов, Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Николай Михайлович Анисимов. -Липецк, 1998.-468 с. РГБ ОД 71:99−13 / 145-Х.
- Антонов, Н.С. Межпредметные связи естественно-научных дисциплин и трудового обучения в свете реформы школы Текст. / Н. С. Антонов. Курск: КГПИ, 1985.- 184 с.
- Атутов, П.Р. «Технология» как предметная область трудовой подготовки школьников Текст. / П. Р. Атутов // Тезисы докл. и сообщ. на международ, конф. «Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы». Брянск: БГИ, 1994. — С. 4−5.
- Бабаев, В.К. Теория государства и права в схемах и определениях Текст. / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. М.: Юристъ, 2007. — 526 с.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. — M.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования: Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
- Берулава, М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы Текст. / М. Н. Берулава. Бийск: БиГПИ, 1995. — 31 с.
- Берман, В.В. Сущность, специфика правового воспитания Текст. / В. В. Берман, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, Я. В. Соколов. -М., 1980. 192 с.
- Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок Текст. / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 228 с.
- Богатырёв, А.Н. Теоретические основы общетехнической подготовки в системе непрерывного образования Текст. / А. Н. Богатырёв. М.: Ml И У, 1991.-169 с.
- Боголюбов, JI.H. Первое среди равных Текст. / JI.H. Боголюбов // Школьное обозрение. 2002. — № 4. — С. 45.
- Богданов, В.М. Обучение старшеклассников основам предпринимательской деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Михаил Викторович Богданов. Самара, 1999. — 187 с. -РГБ ОД 61:99−13 / 908−7.
- Боер, В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории) Текст.: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / В. М. Боер. СПб., 1993. — 30 с.
- Болотина, Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизации общего образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Татьяна Владимировна Болотина. М., 1997. — 197 с. — РГБ ОД 61:97−13 / 658 -9.
- Болотина, Т.В. Теоретические и методические основы преподавания права в школе Текст. / Т. В. Болотина, С. И. Володина, А. Н. Иоффе и др. М.: Новый учебник, 2002. — 488 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования: монография Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 2000. — 352 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11−17.
- Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. — 1998. № 4. — С. -4—8.
- Васильев, Д.Н. Компьютер вместо юрисконсульта Текст. / Д. Н. Васильев // Наука и жизнь. 2001. — № 3. — С. 88−90.
- Вершловский, С.Г. Молодежь в пути Текст. / С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина. М.: НМЦ СПО, 1971. — 97 с.
- Володина, С.И. Основы правовых знаний: учеб. для 8−9 кл. общеобразо-ват. учреждений: в 2 кн. Текст. / С. И. Володина, A.M. Полиевктова, В. В. Спасская. М.: Новый учебник, 2006. — 240 с.
- Введение в научное исследование по педагогике Текст. / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 2002. — 320 с.
- Габрусевич, С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству Текст. / С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин. -Мн.: Университетское, 1989. — 125 с.
- Галиахметова, Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: (на материалах гуманитарных дисциплин)
- Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Резеда Наилевна Галиахметова. — Казань, 2001.-206 с.-РГБ ОД 61:01−13 / 1529−1.
- Гойман, В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления Текст. / В.И. Гой-ман // Советская юстиция. 1990. — № 9. — С. 3−5.
- Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
- Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах Текст. / сост. М. К. Андреев. СПб.: НИИ ПТО, 1992. — 32 с.
- Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов Текст. / П. С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 226 с.
- Гуреев, П.П. Основы Советского государства и права, учеб. пособие для 8-го кл. Текст. / П. П. Гуреев, Г. П. Давыдов, Э. Б. Мельникова и др. М.: Юрид. лит., 1976. — 175 с.
- Гранат, H.JI. Правосознание и правовая культура Текст. / H.JI. Гранат // Юрист. 1998. — № 11−12. — С. 2−8.
- Давыдов, Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы Текст.: дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Геннадий Павлович Давыдов. М., 1985. — 370 с. — РГБ ОД 71:85−13 / 37-Х.
- Давыдов, Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы Текст. / Г. П. Давыдов, В. М. Обухов. М.: Педагогика, 1976. — 48 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики Текст. / под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег. -М.: Учбедгиз, 1956. 374 с.
- Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. А. Добролюбов. М., 1966. — 160 с.
- Днепров, Э.Д. Современная школьная реформа в России Текст. / Э. Д Днепров. М.: Наука, 1998. — 464 с.
- Днепров, Э.Д. Гуманизация образования как проблема Текст. / Э. Д. Днепров. М.:. Просвещение, 2002. — 212 с.
- Елисина, Т.В. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Татьяна Васильевна Елисина. — Чебоксары, 1997. 199 с. -РГБ ОД 61:97−13/479−9.
- Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе Текст. / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. 160 с.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
- Ильин, И.А. О сущности правосознания Текст. / И. А. Ильин. М.: Paport, 1993.-235 с.
- Индивидуальный подход к школьникам в процессе трудового обучения (методические рекомендации) Текст. / сост. М. Р. Щукина. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1987. — 47 с.
- Кальней, В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения Текст. / В. А. Кальней, B.C. Капралова, В. А. Поляков. М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
- Калинина, И. Зачем нужны новые технологии в процессе преподавания права? Текст. / И. Калинина, А. Хвощинский // Юридическое образование и наука. 2000. — № 2. — С. 25−27.
- Камынин, B. JL Методическое пособие для преподавателей вузов, ведущих занятия по обучению работе с СПС «КонсультантПлюс» Текст. / B.JI. Камынин. М.: Консультант Плюс Новые Технологии, 2006. — 264 с.
- Канке, В.А. Философия: Исторический и систематический курс: учеб. для вузов Текст. / В. А. Канке. М.: Логос, ВЛАДОС, 1997. — 352 с.
- Капустин, А.Я. Новому времени новые песни: курс обществознания превращает право в схоластику / А. Я. Капустин // Школьное обозрение. -2002. — № 4. С. 44−45.
- Кашанин, А.В. Право и экономика: учебное пособие для 10−11 кл. школ гуманитарного профиля: в 2 кн. Текст. / А. В. Кашанин, Т. В. Кашанина. М.: Вита-Пресс, 2003. — 256 с.
- Каширина, Е.В. Методика подготовки будущих учителей к использованию информационно-справочных систем Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Елена Владимировна Каширина. СПб., 1998. — 174 с. — РГБ ОД 61:99−13/286−4.
- Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников Текст. / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1980.202 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
- Копейчиков, В.В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства Текст. /В.В. Копейчиков, С. В. Бородин // Советское государство и право. 1990. — № 2. — С. 40−44.
- Коротенков, Ю.Г. Использование системы правовых документов «Кон-сультантПлюс» при изучении тем правоведения Текст. / Ю. Г. Коротенков // Информационные технологии в предметной области. Сер. «Мастер-класс. МГПУ». — М.: МГПУ, 2002. — С. 147−159.
- Коркин, A.M. Правовая информация в компьютерных технологиях: Программный комплекс ЮСИС Текст. / A.M. Коркин, В. Г. Попова, С. Б. Тарасов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 304 с.
- Корнеева, И.Л. Гражданское право: тесты для обучения и контроля: учеб. пособие Текст. / И. Л. Корнеева. М.: Юристъ, 2001. — 560 с.
- Корнетов, Г. Б. Педагогическая среда: современные подходы и интерпретации Текст. / Г. Б. Корнетов // Завуч. 2005. — № 2. — С. 45−68.
- Корчагина, Т.В. Правовое воспитание учащихся в образовательном процессе профессионально-технических училищ Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Тамара Владимировна Корчагина. -М., 1997. 16 с.
- Кузьмин, Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России Текст. / Н. Н. Кузьмин. Челябинск, 1971. — 280 с.
- Кукушкин, Ю.С. Очерк истории Советской Конституции Текст. / Ю. С. Кукушкин, О. И. Чистяков. — М.: Политиздат, 1987. — 261 с.
- Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. / П. Г. Кулагин. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
- Климов, Е.А. Основы психологии: учеб. для вузов Текст. / Е. А. Климов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 462 с.
- Кравченко, А.И. Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений Текст. / А. И. Кравченко. -М.: Русское слово PC, 2008. — 192 с.
- Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры Текст. / Ю. Д. Красовский. М.: Экономика, 1989. — 175 с.
- Крылова, Н.Е. Самовоспитание: какой будет роль политики в России Текст. / Н. Е. Крылова // Народное образование. 2001. — № 5. — 42-^47.
- Лебедев, О. Права детей Текст. / О. Лебедев, А. Майоров, В. Золотухина // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 27−41.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Академия, 2005. — 352 с.
- Леонтьев, А.В. Правовые и организационно-экономические аспекты труда малолетних и несовершеннолетних в России Текст. / А. В. Леонтьев, Р. Ф. Шайхелисламов // Школа и производство. 2001. — № 4. — С. 2−7.
- Леонтьев, А.В. Дети и бизнес Текст. / А. В. Леонтьев // Школа и производство. -2001. -№ 5. С. 2−5.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лернер, П.С. Мечты и реформы образования в эпоху перестройки Текст. / П. С. Лернер // Библиотека в школе. 2009. — № 23. — С. 3.
- Локк Дж. Педагогические сочинения Текст. / Дж. JIokk. М.: Учпедгиз, 1939.-320 с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы Текст. / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987.- 157 с.
- Методика обучения технологии: книга для учителя Текст. / под ред.
- B.Д. Симоненко. Брянск: Ишим, 1998. — 296 с.
- Методика «Карта интересов»: энциклопедия психологических тестов -2 Текст. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. — С. 172−178.
- Методика правового воспитания учащихся Текст. / Под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
- Минаева, Н.В. Применение информационных технологий для подготовки и проведения урока по основам государства и права Текст. / Н. В. Минаева // Информационные технологии в предметной области. М.: МГПУ, 2002.1. C. 132−146.
- Мир детства: Юность Текст. / под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1988.-432 с.
- Мищенко, В.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования Текст. / В. В. Мищенко. Курск: КГУ, 2004.- 183 с.
- Морозова, С.А. Методика преподавания права в школе Текст. / С. А. Морозова. М.: Новый учебник, 2004. — 270 с.
- Мушинский, В.О. Основы правоведения: для ст. классов средней общеобразовательной школы. [Текст] / В. О. Мушинский. — М.: Международные отношения, 2001. 288 с.
- Некрасова, Г. Н. Уроки технологии с использованием компьютера Текст. / Г. Н. Некрасова // Школа и производство. 2004. — № 3. — С. 25−26.
- Никитин, А.Ф. Что такое правовая культура? Текст. / А. Ф. Никитин. -М.: Просвещение, 1988. 112 с.
- Никитин, А.Ф. Право и политика: Тесты. 9 кл. Текст. / А. Ф. Никитин. -М.: Дрофа, 2001.-96 с.
- Никитин, А.Ф. Право и политика: 9 кл. Текст. / А. Ф. Никитин. М.: Просвещение, 1998. — 192 с.
- Никитин, А.Ф. Обществознание. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Ф. Никитин. -М.: Дрофа, 2008. 205 с.
- Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 кл.: Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Ф. Никитин. — М.: Дрофа, 2008. 238 с.
- Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 кл.: Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Ф. Никитин, И. В. Метлик, И.А. Галиц-кая. М.: Просвещение, 2008. — 271 с.
- Никитин, А.Ф. Основы права. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Ф. Никитин. М.: Дрофа, 2007. — 414 с.
- Никитин, А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся Текст. / А. Ф. Никитин. М.: Дрофа, 2001. — 96 с.
- Новое педагогическое мышление Текст. / под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 278 с.
- Обществознание. 10 кл. (Академический школьный учебник) РАН: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень Текст. / [JI.H. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.- под ред. JI.H. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2009. 351 с.
- Обществознание. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень Текст. / [JI.H. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.Т. Кин-кулькин и др.]- под ред. JI.H. Боголюбова [и др.]- РАН, РАО. М.: Просвещение, 2008.-415 с.
- Обществознание. 10−11 кл.: Текст. / сост. Т. И. Тюляева. М.: Дрофа, 2001.- 160 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов // под ред Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
- Олейник, О.М. Без права на инерцию Текст. / О. М. Олейник // Школьное обозрение. 2002. — № 4. — С. 46−48.
- Основы математической статистики Текст. / под ред. B.C. Иванова. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 176 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии Текст. / сост. В. М. Казакевич, А. В. Марченко. М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
- Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникативных технологий Текст. / С. В. Панюкова. М.: ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
- Панюкова, С.В. Информационные и коммуникативные технологии в личностно-ориентированном обучении Текст. / С. В. Панюкова. М.: ПРОГРЕСС, 1998.-226 с.
- Пахомов, А.В. Индивидуализация обучения учащихся 5−7 кл. на уроках технологии: метод, рекомендации Текст. / А. В. Пахомов. Курск: Курск, гос. пед. ун-т., 1999. — 91 с.
- Пашков, А.Г. Современные проблемы гуманизации воспитания: дея-тельностный подход Текст. / А. Г. Пашков // Культура. Образование. Человек: матер. 3-й летней культ, -антрополог, школы молодых ученых. Курск: Курск, гос. ун-т, 1998. — 120 с.
- Певцова, Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX—XXI вв.еков Текст. / Е. А. Певцова. — М.: Новый учебник, 2003. — 416 с.
- Певцова, Е.А. Основы правовой культуры Текст. / Е. А. Певцова. — М.: Владос, 2001.-272 с.
- Певцова, Е.А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и проф. уровни Текст. / Е. А. Певцова. М.: Русское слово — PC, 2007. — 216 с.
- Педагогика школы Текст. / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.-384 с.
- Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998.-512 с.
- Педагогические идеи Великой французской революции. Речи и доклады Текст. М.: Работник просвещения, 1926. — 283 с.
- Перепелицина, М.А. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения Текст. / М. А. Перепелицина, В. А. Болдырева. М.: Глобус, 2007. — 232 с.
- Петражицкий, ЛИ. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: Т.1 Текст. / Л. И. Петражицкий. СПб.: Тип. С.-Пб. АО Слово, 1907.-656 с.
- Петрова, И.И. Педагогические основы межпредметных связей Текст. / И. И. Петрова. М.: ВШ, 1985. — 79 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Поздняков, А.В. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Алексей Владимирович Поздняков. Курск, 2002. — 247 с.
- Примерные программы среднего (полного) общего образования: Технология Текст. / сост. [Карачев А.А., Казакевич В. М., Глозман А. Е. и др.]. М.:1. Просвещение, 2003 .-28 с.
- Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология. 1−4 кл., 5−11 кл. Текст. / Ю. Л. Хотунцев, В.Д. Симонен-ко. М.: Просвещение, 2002. — 240 с.
- Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология ~Л классы, 5−11 классы Текст. / под ред. Ю.Л. Хотунце-ва, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1997. 240 с.
- Программы для общеобразовательных школ: История. Обществознание, 5−9 классы- Обществознание, 8−9 классы Текст. М.: Дрофа, 2000. — 224 с.
- Программы курса «Основы правовых знаний» для 7−11 классов Текст. / сост. В. В. Спасская, С. И. Володин, Н. Г. Суворова. М.: Вита-Пресс, 2001. -48 с.
- Резолюция всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования» Текст. М.: Новый учебник, 2002. — С. 269−272.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования Текст. / И. В. Роберт.- М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
- Роберт, И.В. Средства информационных технологий в школе Текст. / И. В. Роберт // ИНФО. 1989. — № 2. — С. 23−31.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.-М., 1976.-416 с.
- Саяпова, И.М. Педагогические условия подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ирина Маратовна Саяпова. Уфа, 2001. — 185 с. -РГБ ОД 61:01−13 / 1931−9.
- Самолаев, Ю.Н. Деловая учебная игра: метод, рекомендации по разработке и проведению Текст. / Ю. Н. Самолаев, Н. А. Чибряков, Л. П. Курпакова.- М.: РИО РТА, 2000. 76 с.
- Санникова, М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников с позиции теории отношений Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Марина Юрьевна Санникова. СПб., 1996. — 110 с. — РГБ ОД 61:97−13 / 166−8.
- Сасова, И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки Текст. / И. А. Сасова. — М.: Профессиональное образование, 1996. -64 с.
- Семитко, А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс Текст. / А. П. Семитко. Свердловск, 1990. -176 с.
- Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс Текст. / А. П. Семитко. Екатеринбург, 1996. — 207 с.
- Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: учеб. для 10−11 классов общеобразоват. школ, гимназий, лицеев Текст. / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. М.: Вектана-Граф, 2000. — 176 с.
- Сборник нормативно-методических материалов по технологии Текст. / авт.-сост.: Марченко А. В., Сасова И. А., Гуревич М. И. М.: Вентана-Граф, 2007. — 224 с.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы Текст. / сост. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2008. — 112 с.
- Сластёнин, В.А. Педагогика Текст. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Сластёнин, В.А. Текст. / В. А. Сластёнин. М.: МАГИСТР ПРЕСС, 2000. — 488 с.
- Сластёнин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности Текст. / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. — М., 1991 — 141 с.
- Сластёнин, В.А. Гуманистическая концепция педагогического образования Текст. / В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов // Современная высшая школа. — 1991.-№ 4.-С. 83−96.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352 с.
- Теория государства и права: курс лекций Текст. / под ред. Н.И. Мату-зова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 2000. — 776 с.
- Технология. 5−11 классы Текст. / сост. А. В. Марченко. 4-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001.-192 с.
- Технология: 10 класс: учеб. для уч-ся общеобразоват. учрежд. Текст. / В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007. — 288 с.
- Технология: 11 класс: учеб. для уч-ся общеобразоват. учрежд. Текст. / [В.Д. Симоненко, О. П. Очинин, П.С. Н.В. Матяш]. М.: Вентана-Граф, 2001. -192 с.
- Толкачев, А.Н. Тесты по предпринимательскому и хозяйственному праву Текст. / А. Н. Толкачев. М.: Экзамен, 2002. — 224 с.
- Труды IX Секции высочайше разрешенного 2-го Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию Текст. М., 1896. — 133 с.
- Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе Текст. / В. А. Туманов // Государство и право. 1993. — № 8. — С. 52−58.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
- Усова, А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования Текст. / А. В. Усова // Наука и школа. 1998. — № 3. — С. 11−14.
- Учебные стандарты школ России. Гос. стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Текст. / под ред. B.C. Леднева, Н. В. Никандрова, М. И. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-336 с.
- Ушинский, К.Д. Сочинения: Т. 2 Текст. / К. Д. Ушинский. М.- Л.: АПН РСФСР, 1948. — 624 с.
- Хоркина, Журова, Астахов: нет правовому нигилизму Электронный ресурс.: http:// www.molgvardia.ru /groupchanges / 2008 / 11 / 11 / 2779.
- Цыбина, Е.В. Система наглядных средств обучения обществоведению в средней общеобразовательной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Елена Викторовна Цыбина. М., 1986. — 230 с. — РГБ ОД 61:87−13 /666−8.
- Чередов, И.М. Система форм организации обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
- Черепанов, B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
- Черданцев, А.Ф. Теория государства и права Текст. / А. Ф. Черданцев.1. М.: Юрист, 2003.-395 с.
- Шиянов, Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Текст. / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Котов. Ростов н/Д, 1995. — 310 с.
- Широ, С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Станислав Викторович Широ. Волгоград, 1999. — 221 с. — РГБ ОД 61:03−13 / 973−6.
- Шкатулла, В.И. Образовательное право: учеб. для вузов Текст. / В. И. Шкатулла. М.: НОРМА, 2001. — 688 с.
- Шкатулла, В.И. Право на образование Текст. / В. И. Шкатулла // Государство и право. 1997. — № 7. — С. 5—13.
- Элиасберг, Н.И. Межпредметные и внутрикурсовые связи при изучении вопросов права в курсе обществоведения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Наталия Ильинична Элиасберг. Л., 1982. — 255 с. — РГБ ОД 61:83−13/539−3.-д 18 344−83.
- Элиасберг, Н.И. Проблема межпредметных и внутрикурсовых связей при изучении вопросов права в курсе обществознания Текст. / Н. И. Элиасберг. -М.: Просвещение, 1989. 142 с.
- Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. II-половина XVIII в. Текст. -М.: Госюриздат, 1959. 638 с.
- Основи правознавства: Пщруч. для 9 кл. загально-освгг. навч. закл. Текст. / за ред. I. Б. Усенка. Киев- 1рпшь: Перун, 2002. — 432 с.
- Avenaris, Hermann. Kleines Rechtsworterbuch Text. / Hermann Avenaris. -Bonn: Lizenzausgabe fur die Bundeszentrale fiir politische Bildung, 1991.630 S.-ISBN 3−89 331−114−9.
- Anderson, L.F. A Psychological View of the Legal System Text. / L.F. Anderson. Madison, 1993. — 384 p. — ISBN 0−697−12 982−9.
- Dottres R. L’enseignement individualisee Text. / R. Dottres. Paris, 1936.
- Einheitlichkeit und Differenzierund im Bildungeswesen Text. / Ein interna-tionaler. Vergleich von einem Autorenkollektiv Unter Leitung von W. Kienitz. -Berlin. 338 S.
- Gulliksen, H. Theory of mental tests Text. / H. Gulliksen. New York: Wiley, 1950.-486 p.
- Janis, M.W., Kay, R.S., Bradley, A.W. European Human Rights Law. Text and Materials Text. / M.W. Janis, R.S. Kay, A.W. Bradley. New York, 2000. -P. 4−22.
- Menschenrechte: Dokumente und Deklarationen Text. Bonn: Bundeszent-rale fur politische Bildung, 1991. — 416 S. — ISBN 3−89 331−100−9.