Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ансамбль КАПИТЕЛЕЙ собора — базилики Сен-Мадлен в Везле

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Сюжетная линия, связанная с Иаковом, прослеживается на следующей капители № 27. Её украшает «Благословение Иакова». Слева ослепший отец Иакова Исаак, справа — Иаков, получивший отцовское благословение вместо старшего брата Исава. Вернёмся к колонне, где находится «Искушение святого Бенедикта» (капитель № 29). Справа изображён святой Бенедикт, слева — сатана, который привёл святому женщину, желая… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Краткая характеристика аббатства
  • 2. Анализ капителей аббатства Сен-Мадлен в Везле
  • Заключение
  • Список литературы

Ансамбль КАПИТЕЛЕЙ собора — базилики Сен-Мадлен в Везле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сюжетная линия, связанная с Иаковом, прослеживается на следующей капители № 27. Её украшает «Благословение Иакова». Слева ослепший отец Иакова Исаак, справа — Иаков, получивший отцовское благословение вместо старшего брата Исава. Вернёмся к колонне, где находится «Искушение святого Бенедикта» (капитель № 29). Справа изображён святой Бенедикт, слева — сатана, который привёл святому женщину, желая совратить его с пути истинного. Аналогичный сюжет мы увидим позже на одной из капителей нартекса. Продолжаем двигаться вглубь нефа. На капители № 63 изображена ветхозаветная сцена убийства египтянина Моисеем.

Это начало Исхода и освобождения евреев. Капитель № 58 украшена изваянием «Пир злого богача». Мужчина в центре протягивает кусок женщине, сидящей справа от него. За нею виден слуга, несущий котелок с кушаньем. Слева ещё один человек указывает пальцем на Лазаря. Лазарь изображён с левой стороны капители. На капители № 55 представлен сюжет, несомненно вселявший страх в сердца грешников. Это «Битва демонов», на которой средневековый мастер изобразил страшных чудовищ, сражающихся друг с другом. С восточной стороны находится незавершённая капитель. Однако её сюжет определяется однозначно.

Это карающий ангел, отсекающий голову сыну фараона. На схеме эта капитель обозначена № 52.Капитель № 50 находится на северной стене базилики. Она изображает василиска и саранчу. Слева находится василиск — существо с телом петуха и хвостом змеи или, как в данном случае, дракона символизирует смерть. Напротив него — огромная саранча с козлиными рогом и бородой, с крыльями птицы, покрытая рыбьей чешуёй. Она олицетворяет язычников. За саранчой человек держит в руках чашу, символизирующую язычников, обращённых в христианство. Смотреть на василиска нельзя, ведь его взгляд убивает. Нужен стеклянный экран, защищающий от взгляда василиска.

В данном случае это чаша, означающая потир. Напротив василиска и саранчи на столпе, поддерживающем свод нефа, установлена капитель «Легенда о святой Евгении» (№ 49). Евгения была дочерью наместника. Однажды, гуляя в лесу, она услышала проповедь и песнопения, очаровавшие её. Евгения решила найти певцов, которые были монахами и присоединиться к ним. Для этого она обрезала волосы, переоделась в мужское платье и приняла имя Евгений. Вскоре она стала широко известна благодаря дару исцеления больных. Узнав об этом, тяжело больная женщина по имени Мелантия пришла к ней. Евгения исцелила её. Тогда Мелантия, будучи уверенной, что перед ней мужчина и желая отблагодарить его, предложила ему свои прелести. Разумеется, Евгения отказалась и оскорблённая дама, обвинила её перед судом в попытке изнасилования. Перед тем, как в присутствии своего отца наместника Филиппа, быть брошенной на растерзание львам, Евгения решила открыть правду: она разорвала тунику, показав толпе грудь, не имевшую ничего общего с мужской. Таким образом, ансамбль представляет собой комплекс языческих, мирских и библейских сюжетов, которые охватывают представление средневековья.

Заключение

.

Ансамбль капителей аббатства Сен-Мадлен в Везле, как и многие другие произведения искусства, находящегося на стыке романского периода и готики, представляют собой пример эклектики не только стиля, но и мировоззрения. Если мы будем давать характеристику картины мира, представленной на капителях, то это будет весь мир, окружающий средневекового человека. Начиная от зарисовок быта, представленных изображениями школы, рыцарства и дуэлей, через античные представления, которые уже получили свое аллегорическое, если не сказать алхимическое значение, капители приводят зрителя к основам христианского сознания, которые раскрываются через призму библейских образов. Как и любая средневековая церковь, аббатство стремится к гармонии. Именно поэтому все библейские сюжеты расположены около алтаря, тогда как все бытовые — ближе ко входу. Приближаясь к алтарю, зритель как бы погружается в мир божественного, осмысляет собственную жизнь.

Список литературы

Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры Жак ле Гофф Цивилизация средневекового запада, Екатеринбург, 2005.

Карсавин Л. П. Культура средних веков, Петроград, 1918.

Муратова К. Мастера французской готики XII—XIII вв.еков (Искусство, 1988.

Маль Э. Религиозное искусство Франции XIII века. М., 2009. Нессельштраус Ц. Г. Искусство западной Европы в Средние века, Л.; М., 1964.

Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья Изд. Азбука, 2000.

Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе, М. 1981.

Тяжелов В. Н. Искусство средних веков, М. 1966.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры
  2. Жак ле Гофф Цивилизация средневекового запада, Екатеринбург, 2005
  3. Карсавин Л. П. Культура средних веков, Петроград, 1918
  4. К. Мастера французской готики XII—XIII вв.еков (Искусство, 1988 Маль Э. Религиозное искусство Франции XIII века. М., 2009.
  5. Ц. Г. Искусство западной Европы в Средние века, Л.; М., 1964
  6. Ц. Г. Искусство раннего Средневековья Изд. Азбука, 2000
  7. В.Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе, М. 1981
  8. В.Н. Искусство средних веков, М. 1966
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ