Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Камерно-вокальное творчество Дан Икума: В контексте проблемы «композитор — фольклор»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России в последние десятилетия активизируется интерес к японской музыкальной культуре, развиваются культурные связи ме жду нашими странами. Одним из доказательств этого является открытие центров японской музыкальной культуры в таких городах России, как Москва и Новосибирск. В рамках их деятельности осуществляется знакомство широкого круга россиян с культурой Японии, изучается японский язык… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Пути развития японской композиторской музыки во второй половине XX столетия
  • Глава II. О творчестве Дан Икума
  • Глава III. Ранний период: музыкально-языковые закономерности камерно-вокальных сочинений
  • Глава IV. Стилистические черты романсов зрелого периода
  • Глава V. Поздний период: высшее стилистическое единство

Камерно-вокальное творчество Дан Икума: В контексте проблемы «композитор — фольклор» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Япония — страна, которая органически вошла в современную технологическую цивилизацию со всеми своими древними художественными традициями. В отношении Японии многие исследователи отмечают особый, традиционалистски ориентированный, способ бытования японской культуры, который проявляется в диалектике перевода любой новации в традицию [56- 79- 108- 123- 183]. Не удивительно также, что традиционная японская музыкальная культура сейчас предстаёт перед нами как высокоразвитая система, подразумевающая многообразие жанров (вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных, театральных и др.). И именно традиционная японская музыка наиболее изучена в зарубежном и отечественном музыкознании [37- 69- 70- 71- 86- 88- 89- 100- 129- 174- 193- 197- 198- 201- 218- 224- 225- 227- 228].

В то же время, Япония — страна, активно приобщившаяся к композиторскому творчеству европейского генезиса. Это произошло сравнительно недавно — после революции Мэйдзи (в конце XIX в.). Именно с этого момента японская молодая композиторская школа стала интенсивно и очень быстро развиваться. В настоящее время она представляет собой вполне сложившуюся высокоразвитую систему. Её представители успешно творят в самых разных жанрах композиторского творчества, таких, как опера, симфония, сюита, камерная музыка (вокальная и инструментальная), кантатно-ораториальные жанры и т. д. Лучшие произведения японских композиторов известны далеко за пределами страны, получили широкое международное признание.

В России в последние десятилетия активизируется интерес к японской музыкальной культуре, развиваются культурные связи ме жду нашими странами. Одним из доказательств этого является открытие центров японской музыкальной культуры в таких городах России, как Москва и Новосибирск. В рамках их деятельности осуществляется знакомство широкого круга россиян с культурой Японии, изучается японский язык, осваиваются различные виды японского искусства (икэбана, чайная церемония тя-но-ю и др.), проводятся встречи с представителями разных видов японского художественного творчества, в различных направлениях осуществляется культурное сотрудничество. Состоявшаяся в московском театре «Новая опера» постановка оперы Дан Икума «Юдзуру» («Журавлиные перья») с участием самого автора (1998) указывает на мировое признание японской композиторской музыки и, одновременно, огромный интерес к творчеству одного из крупнейших её представителей второй половины XX века. Автору настоящей диссертации представилась возможность присутствовать на этой постановке, а также длительно беседовать с Дан Икума. Он мечтал осуществить концертное турне по различным городам России (например, приехать в Новосибирск, побывать в республиках бывшего СССР, в частности, в Узбекистане), но внезапная кончина композитора (2001) помешала осуществлению этих творческих проектов.

Расцвет японской композиторской школы во второй половине XX столетия, её выход на мировую арену ставит перед музыковедческой наукой проблему изучения японских музыкальных реалий, обозначает особую актуальность данной проблематики. Если традиционная музыка Японии, как отмечалось выше, исследована более или менее полно, то композиторскому творчеству посвящены, как правило, труды публицистического или обзорного характера, в которых по существу отсутствуют углублённые аналитические и концептуальные подходы. В данном контексте следует отметить отсутствие развернутых специальных разработок, связанных с исследованием японского композиторского творчества второй половины XX столетия как в зарубежном (в том числе и японском), так и, особенно, в отечественном музыкознании. Отсутствуют также специальные крупные работы, посвященные творческому облику Дан Икума — одного из ведущих композиторов обозначенного периода, фигура которого в определенном смысле является знаковой для музыкального искусства Японии второй половины XX века.

В отечественном музыкознании рассматриваемому периоду развития японской композиторской школы посвящены в основном довольно краткие статьи, которые носят скорее обзорно-информативный, а не собственно научный, обобщающий характер. Это реферативныесправочные издания М. В. Есиповой [82- 83- 84- 85], С. Б. Лупиноса [125- 130], И. В. Нестьева [148].

Исключение составляет объёмная монография и статьи М. Ю. Дубровской, где исследуется развитие японской композиторской школы конца XIX — первой половины XX столетия, а также — в этом контексте — творчества основоположника японской композиторской школы Ямада Косаку [67- 68- 72- 73]. Хотя эти труды посвящены этапу, предшествующему изучаемому в настоящей работе, в них при рассмотрении явлений японского композиторского творчества формулируется ряд фундаментальных положений, интересных наблюдений и выводов, которые дают возможность исследователям-японоведам опираться на них при освещении как различных периодов в истории японской композиторской школы, так и отдельных творческих фигур.

В связи с изложенным выбор темы настоящей диссертации представляется весьма актуальным. Изучение японского композиторского творчества, этой проблемы, актуальной для зарубежной музыкальной науки, пожалуй, ещё более важно для музыковедения российского, особенно в свете активизации российско-японских культурных связей. Исследование процессов развития японской композиторской школы на протяжении XX столетия интересно также в контексте проблем становления так называемых молодых национальных композиторских школ, проблем, уже давно интенсивно и разносторонне рассматриваемых в отечественной (и советской) науке [ 25- 27- 42- 58- 59- 64- 65- 93- 94 и мн. др.].

Обозначенная в заглавии тема диссертации актуальна и в связи с особым интересом российского музыковедения к проблеме «композитор-фольклор». Нам показалось существенным рассмотреть её на достаточно новом для российского музыкознания материале японского композиторского искусства. Эта проблема, как известно, широко интерпретируется отечественными учеными. Естественно, в первую очередь она касается тех культур, которые до относительно недавнего времени не располагали собственными композиторскими школами. Это культуры, в основном, республик бывшего советского Востока (Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и т. д.), Сибири (Якутия, Хакасия, Тува, Бурятия и др.), а также ряд других республик и автономных образований, входивших в состав Российской Федерации (Татарстан, Башкирия, Чувашия и др.).

В контексте этой проблематики в отечественной науке разработан комплекс результативных методологических и методических подходов исторического, культурологического и музыкально-аналитического планов при рассмотрении композиторской музыки, конкретных способов её теоретического описания. Вполне понятно, что все они нацелены прежде всего на выявление тех закономерно стей композиторского мышления, которые сопряжены с претворением в композиторских опусах черт, связанных с обликом традиционной национальной музыки — фольклорной и устно-профессиональной. Вполне понятно также, что это сопряжено и с тем, что важнейшая задача для складывающихся молодых композиторских школ — создание национального по ведущим своим параметрам композиторского музыкального языка.

Известно, что сам по себе феномен молодых композиторских школ в настоящее время носит универсальный и глобальный характер: такие школы начинают складываться или уже сложились во многих странах мира как на Западе, так и на Востоке (имеются в виду страны Восточной Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Латинской Америки и т. п.). Этот процесс как глобальный начался и широко развивался именно в XX столетии. По многим показателям явления, имеющие место в молодых композиторских школах подавляющего большинства стран, обнаруживают явные черты сходства, которые вскрывались отечественными (и советскими) музыковедами, чаще всего на примере музыкальной культуры народов бывшего Советского Союза. Это труды Л. В. Абдуллаевой [1], Ф. А. Абуковой [ 2], Т. С. Вызго [25], И.М. Вызго-Ивановой [27], Т. Б. Гафурбекова [35, 36], Н. И. Головнёвой [42], М. Н. Дрожжиной [65- 66], С. А. Закржевской [95], М. Г. Карпычева [106], А. Л. Маклыгина [131], Т. Н. Тимонена [192], Н. СЛнов-Яновской [202- 203- 204] и мн. др. [9- 54- 57- 59- 74- 77- 92- 104- 105- 153- 157- 164- 191]. Фиксация и обощение таких сходных черт позволяет интерпретировать ряд положений, фигурирующих в подобных работах, в контексте японской композиторской музыки второй половины XX века, в том числе на материале камерно-вокального творчества Дан Икума.

Основная цель настоящей диссертации — выявление ведущих стилистических закономерностей музыкального языка романсов Дан Икума — одного из ведущих композиторов современной Японии — в контексте проблемы «композитор-фольклор» .

Достижение обозначенной цели подразумевает решение ряда частных задач. Среди них: общий обзор развития японской композиторской школы во второй половине XX столетиярассмотрение идейных установок ряда творческих групп, определяющих пути развития послевоенной японской музыкальной культурыхарактеристика и периодизация творческого пути Дан Икума одновременно с констатацией его особого места в контексте японской композиторской школывыявление специфики претворения японских традиционных музыкальных элементов в камерно-вокальном творчестве Дан Икума раннего, зрелого и позднего периодовсравнение способов и результатов такого претворенияфиксация наиболее существенных моментов в строении традиционной японской музыки.

Основным музыкальным материалом работы послужил сборник романсов Дан Икума «Собрание песен Дан Икума» (Токио, 1991). Он включает 59 произведений этого жанра, созданных на протяжении всего творческого пути композитора [226]. Настоящий сборник был привезён из Японии и подарен в библиотечный фонд НТК (академии) им. М. И. Глинки. В эдиционной продукции Японии последних десятилетий он занимает особое место. По свидетельству японских музыкантов (регулярно приезжающих в НТК (академию) им. М. И. Глинки с творческими целями) в «Собрании песен Дан Икума» сконцентрировано большинство наиболее ценимых в Японии романсов этого композитора. По мнению госпожи Фудзита Митико — исполнительного директора Хоккайдского общества по международным музыкальным связям «Хаймес», певицы и известного вокального педагога из г. Саппоро, этот сборник, несомненно, может расцениваться как своеобразная антология романсов Дан Икума, как бы представительствовать от лица всего его камерно-вокального творчества.

Отметим интересный момент — большинство романсов (49 из 59) составляют десять камерно-вокальных циклов, что бесспорно свидетельствует о творческих предпочтениях композитора. Поэтому в центр внимания в настоящем исследовании поставлены именно вокальные циклы, причем созданные на различных этапах творчества японского мастера. Ранний период представлен прежде всего циклом «Шесть песен для детей», зрелый — серией циклов так называемой «романтической стилистики» («Пять фрагментов», «Мои песни», «Четыре песни на стихи Сакутара Хагивара», «Маленькие зарисовки Токио», «Три песни цветка», «Сезон дождей», «Восемь песен на стихи Жана Кокто»), поздний — циклом «Три ко-ута» .

В методологическом плане настоящая диссертационная работа опирается прежде всего на системный и исторический подходы — и при рассмотрении путей развития японской композиторской школы во второй половине XX века в контексте некоторых ведущих тенденций истории японской культуры, и при освещении основных моментов её функционирования, и при выявлении основных черт творчества Дан Икума, наконец, при анализе ведущих закономерностей музыкального языка романсов композитора.

Существенную методологическую помощь оказали разработки отечественных японоведов-культурологов и историков, раскрывающих особенности путей развития различных видов японского искусства второй половины XX столетия и достаточно четко обозначающих исторические периоды развития японского общества данного времени. Речь идет о работах Н. Г. Анариной [10- 11], А. А. Долина [61- 62- 63], А. Е. Глускиной [38- 39], Т. П. Григорьевой [45- 46- 47- 48- 49- 50], Л. Д. Гришелёвой [51- 52- 53], E.H. Гурко [56], АЛ. Зенкевич [97], Иэна-га Сабуро [103], Касаи Тадаси [107], Е. Л. Катасоновой [108], Н. И. Конрад [115], Е. А. Лисицыной [123], А. И. Мамонов [132], А. Н. Мещерякова [138- 139], О. В. Морошкиной [142], Б. В. Поспелова [158], Э. Б. Саблина [165- 166], Т. Г. Сила-Новицкой [171], Н. И. Чегодарь [52- 53], и многих других [19- 60- 79- 80- 101- 102- 109- 110- 111- 112- 117- 119- 135- 160- 167- 168- 169- 188]. Поскольку камерно-вокальное творчество мэтра японской композиторской культуры совершенно неизвестно у нас в стране, мы считаем полезным достаточно широко использовать аналитико-описательный метод, который позволяет констатировать и иллюстрировать особенности строения конкретных романсов в избранном ключе. Думается, в условиях настоящей диссертации лишь при последовательном применении подобного метода можно обеспечить достаточную аргументированность выводов.

В диссертации задействован ряд культуролого-исторических идей, которые разработаны в трудах отечественных музыковедов и искусствоведов, таких как Е. М. Алкон [6,7], А. Арутюнов [13], С. Ш. Аязбекова [17], В. И. Брагинский [20], Г. Д. Гачев [ 33], Г. Л. Головинский [40- 41], E.H. Гурко [56 ], М. Н. Дрожжина [64], С. А. Закржев-ская [95], И. И. Земцовский [96], М. Г. Карпычев [106], Ю. Г. Кон [110], Н. И. Конрад [114, 115], В. И. Сисаури [175], Н. Г. Шахназаро ва [200] и многие другие [1- 2- 5- 15- 28- 79- 121- 140- 150]. В работах названных авторов глубоко исследуются многие интересные исторические и теоретические вопросы, связанные с процессом сложения современных художественных школ — музыкальных, отчасти литературных. Для нас чрезвычайно важно, что обозначенные авторы, независимо от конкретного объекта рассмотрения, склонны интерпретировать эти процессы и закономерности скорее в широком обобщенном, нежели узком региональном или национальном плане.

В методологическом отношении весьма существенны аналитические подходы к композиторскому материалу, связанному с проблемой молодых национальных композиторских школ, используемые в исследованиях отечественных (и советских) музыковедов Б. А. Асафьева [14], А. Ф. Абуковой [2 ], Е. М. Алкон [8], Л. В. Бражник [21], Т. С. Вызго [25], И.М. Вызго-Ивановой [ 27], Г. Л. Головинского [41], И. В. Даниловой [57], М. Н. Дрожжиной [65,66 ], М. Ю. Дубровской [67- 68- 69- 70- 71- 72- 73], В. Р. Дулат-Алеева [74], С. А. Закржевской [93, 94], Н. Кадыровой [104], Ю. Г. Кона [110,111, 112], О. И. Куницына [118], С. Б. Лупиноса [124, 126,127,128], Ю. Н. Плахова [152], Ж. В. Пяртлас [163], Н. Г. Шахназаровой [200], Н. С. Янов-Яновской [204] и многих др. Эти подходы позволяют вскрывать при рассмотрении конкретного музыкального материала взаимосвязи общего композиторского и особенного этнического начал.

Методологически важна также разработанная В. В. Медушев-ским концепция интонационной формы [136], весьма полезная при изучении этнически-содержательного облика романсов. В контексте данной работы большой интерес представляют и идеи о со-отношениии этнического и иноэтнического, предлагаемые российскими фольклористами (П. Г. Богатыревым [18], Б. Н. Путиловым.

162], К. В. Чистовым [199] и др.). Наконец, нельзя не упомянуть о методологическом значении общей теории монодии, разработанной С. П. Галицкой [29- 30- 31- 32]. Отдельные положения этой теории, связанные прежде всего с ладом и фактурой, находят приложение при анализе японской традиционной музыки.

Научная новизна диссертации вытекает непосредственно из существа избранной темы. Впервые в российской музыковедческой науке специальному рассмотрению подвергается камерно-вокальное творчество Дан Икума и делаются аналитические выводы о специфических средствах выразительности, используемых в его романсах, предлагаются наблюдения о стилистической эволюции стиля композитора. В связи с этим в научный обиход отечественного музыкознания впервые вводится новый музыкальный материал. Кроме того, впервые в русскоязычной музыкальной науке предпринимается попытка характеристики развития японской композиторской музыки второй половины XX столетия, а также периодизации творчества Дан Икума.

Структура диссертации определяется самой постановкой её задач. Она состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка использованной литературы из 233 наименований (в том числе—18 на японском и 11 на английском и немецком языках) и двух Приложений. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению камерно-вокального творчества Дан Икума в контексте интереснейшего периода развития японской композиторской школы — второй половины XX столетия. Именно в это время она достигла творческой зрелости и сейчас по праву считается достоянием мировой музыкальной культуры. Процессы глобализации и интернационализации японского искусства 1980;х—1990;х гг. XX века подтверждают это. Этот этап её развития характеризуется музыкально-языковым плюрализмом. В самом деле, в стилистическом плане творчество японских композиторов этого периода отличается чрезвычайным разнообразием. Широкое освоение самых различных моделей западноевропейского музыкального искусства согласуется с тенденцией ускоренного развития, столь характерной для становления и развития молодых национальных композиторских школ XX столетия. Опусы представителей японского музыкального творчества опираются как на классицистские, так и романтические стилевые модели. Наряду с этим широко осваиваются новые техники и средства выразительности, типичные для структуры музыкального языка XX в. Несмотря на «фронтальное» освоение закономерностей западноевропейского музыкального искусства, необходимо отметить наличие ярко выраженной доминанты в функционировании японской композиторской школы второй половины XX столетия — особый пиетет по отношению к богатейшим художественным ценностям японской традиционной музыкальной культуры. И именно их разностороннее претворение в рамках самых различных общеевропейских (точнее, мировых) стилистических моделей способствует формированию индивидуальных авторских языков и признанию творчества многих японских композиторов на мировой музыкальной арене.

Творчество Дан Икума является ярчайшим примером особого пиетета по отношению японцев к своему традиционному национальному наследию. К какой бы стилистической модели на раннем этапе своего творчества не обращался композитор (будь то классицизм, романтизм или др.), в музыкальной ткани его сочинений находят широкое претворение японские традиционные музыкальные элементы. Более того, именно способ и качество претворения закономерностей японского музыкального традиционного мышления лежат в основе эволюции стиля композитора и определяют периодизацию его творчества. Как раз на обозначенной базе в настоящей диссертации автором впервые в отечественном музыкознании предпринята попытка периодизации явлений композиторского творчества Японии второй половины XX в., равно как и творчества самого Дан Икума.

Сопоставления общие черты развития японской композиторской школы обозначенного периода и индивидуальные моменты в становлении и функционировании отдельной творческой личности, можно отметить следующее. Дан Икума активно действовал не только как выдающийся композитор, но и дирижёр, а также лектор-просветитель и музыкальный писатель. Подобная многоликость вообще характерна для культуры Японии этого времени. Необходимо подчеркнуть, что композитор работал во всех ведущих жанрах музыкального искусства. Подобные устремления типичны для японской композиторской школы изучаемого периода и, на наш взгляд, прямо связаны с тенденцией ускоренного развития, вообще присущей молодым национальным композиторским школам. Особое же внимание композитора к камерно-вокальному жанру сопряжено со спецификой становления японской композиторской школы в первой половине XX столетия, но в определенной мере характеризует и некоторые закономерности второй его половины.

Невозможно сомневаться в том, что Дан Икума занимает особое место в истории развития японской музыки, и, шире — японского искусства вообще. Недаром 2000 год XX века был объявлен в Японии годом Дан Икума, что непосредственно свидетельствует об общегосударственном и в каком-то смысле общемировом признании особой значимости творчества композитора как особого художественного феномена. В большой мере это связано с тем, что в его творчестве доминирует национальная линия, воплощаемая в элементах традиционной культуры, которая отчетливо прослеживается во всех жанрах творчества Дан Икума. В полной мере проявляется это и в камерно-вокальных сочинениях. Именно поэтому обращение к анализу камерно-вокальных произведений Дан Икума в контексте так называемой проблемы «композитор — фольклор» является особенно актуальным,.

Как показывает исследование романсов разных периодов творчес-втва Дан Икума, композитор мыслит в качестве своей главной задачи не только и не столько «простое» освоение, репродуцирование композиторских жанров европейского генезиса, но специфически национальную — японскую —их интепретацию, выработку национальных закономерностей японского композиторского мышления. Разумеется, в собственно музыковедческом плане ни фиксация, ни постановка, ни стремление решить такую задачу сами по себе не могут считаться чем-то оригинальным в отношении японского мастера: как отмечалось, она является общим типологическим свойством в становлении любой национальной композиторской школы. Заслуга Дан Икума видится в особой настойчивости, последовательности, яркой талантливости при достижении подобной вполне осознанной цели. Национальное японское начало, на наш взгляд, неизменно отличает лучшие романсы.

Дан Икума, причем не только их аналитическую, но и интонационную форму.

Изучение романсов Дан Икума свидетельствует также, что способы претворения японских традиционных элементов в контексте композиторского стиля, претерпевают отчетливую эволюцию. Если в романсах раннего периода (вторая половина 40-х — 50-е гг.) эти элементы выступали как некие нюансы композиторского языка, вполне европейского в своих главных контурах (языковых, стилистических, композиционных, жанровых и т. п.), то в произведениях зрелого и позднего этапов они проникают в композиторское мышление гораздо интенсивнее. Тончайшая их трансформация, глубинная перекомбинаторика ладозвукорядных, ритмических, формообразующих принципов определяют не только собственно языковое, но и композиционное мышление. Дан Икума как бы изнутри перестраивает европейскую по происхождению жанровую модель романса, придавая ей отчетливые японские черты. Подобная эволюционная направленность, как известно, является типологически характерной для молодых композиторских школ. Как показано в научной литературе, национальные элементы насыщают прежде всего языковый план мышления, затем внедряются в формообразующий композиционный и лишь после этого затрагивают собственно жанровые параметры. По нашему мнению, в романсах позднего периода своего творчества Дан Икума достигает именно этого уровня.

Нет ни малейшего сомнения в том, что камерно-вокальная музыка Дан Икума (как, впрочем, все его творчество в целом) — благодарнейший материал для исследований в контексте проблемы «композитор-фольклор». Представляется, что изучение в обозначенном ракурсе творчества композиторов молодых национальных школ значительно обогащает мировую музыкальную науку в плане дальнейшего ознакомления с процессом их становления и развития. Весьма интересной представляется перспектива исследования функционирования молодых национальных композиторских школ (в том числе и японской) на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Думается, это позволит определить пути их дальнейшего развития.

Задача активного рассмотрения процессов функционирования молодых композиторских школ самым непосредственным образом связана с изучением творчества наиболее выдающихся их представителей. В этом плане научное погружение в творчество Дан И кума весьма актуально. Решение такой задачи представляется одной из наиболее интересных, хотя и достаточно сложных перспектив, так как связана с исследованием произведений Дан Икума различных жанров в ключе интонационной формы (по В. В. Медушевскому). Глубоко национальная сущность музыкального мышления этого композитора делает такую задачу особенно насущной как для отечественного, так и мирового музыкального мышления.

В связи с творчеством Дан Икума нельзя не вспомнить высказывание Б. Пильняка: «Из всех стран, изборожденных мною, Япония больше всех сохранила свои национальные черты, Япония готова выйти из-за заборов национальной культуры на большую дорогу культуры человеческой, культуры Земного шара» [, с. ].

Дан Икума, пожалуй, как никто другой из современных японских композиторов способствует международному резонансу композиторской культуры Японии. Остается только сожалеть, что его музыка недостаточно известна у нас в стране. Хочется надеяться, что замечательные произведения Дан Икума не будут сходить с театральных и концертных сцен России. В полной мере это относится и к его прекрасным романсам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаева J1.B. Эволюция принципов формообразования в творчестве азербайджанских композиторов: к проблеме взаимодействия национальных и общеевропейских традиций: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Москва, 1992. — 24 с.
  2. Ф.А. Туркменская опера. (Пути формирования, жанровая типология):): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Ташкент, 1985.-21 с.
  3. Акутагава Ясуси. «Орфей» из Японии //Муз. жизнь. № 21. — С. 17.
  4. Акутагава Ясуси. (Япония) //Сов. Музыка. — 1984. № 2. — С. 11.
  5. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Сов. композитор, 1988.— 238 с.
  6. Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное. — Владивосток: Издательство Дальневосточного гос. Университета, 1999. — 125 с.
  7. Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — Владивосток, 2002. — 41 с.
  8. Е.М. К проблеме классификации ладовых архетипов. //Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Выпуски 9,10.— Владивосток: ДВГАИ, 2004. — с. 46−49.
  9. А.И. Юозас Груодис и формирование литовской композиторской школы: Автореф. дис.. докт. Искусствоведения. — Москва, 1991.-27 с.
  10. Н.Г. О драме и театре, Но // Ёкёку — классическая японская драма. М.: Наука, 1979. — С. 5−64.
  11. Н.Г. Японский театр Но. — М.: Наука, 1984. — 213 с.
  12. М. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. — 344 с.
  13. А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса// Советская этнография. — М.: Наука, 1982. —№ 1. — с.8−21.
  14. . В. О народной музыке. — JL: Музыка, 1987. — 248 с.
  15. Г. Ю. Эмоциональная память и художественная концепция музыкальных произведений (на примере анализа произведений азербайджанских композиторов): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Киев, 1992. — 24 с.
  16. С.Ш. Музыкальная традиция этноса и её роль в формировании композиторского мышления М.: Наука, 1989. — 219 с.
  17. П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.— 305 с.
  18. И.А. Классический японский роман. — М.: Наука, 1981. — 294 с.
  19. JI.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. — Казань: Из-во КГК, 2002. — с.
  20. И.Ф. Фредерик Шопен. — М.: Музыка, 1991. — 137 с.
  21. Е.В. Японии музыка //Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 669−670.
  22. П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. — М.: Музыка, 1974. — 83 с.
  23. Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. — М.: Музыка, 1970. — 320 с.
  24. Вызго-Иванова И. М. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».— СПб: Астерион, 2004. — 264 с.
  25. Вызго-Иванова И. М. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана (1917−1974). — М.-Л.: Сов. композитор, 1974. 160 с.
  26. H.A. Проблема национального в музыке XX века: Чехия и Словакия: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — М., 1996. 23 с.
  27. С.П. К вопросу о теории ладовой переменности //Теоретические проблемы узбекской музыки. — Ташкент: Фан, 1968. — С. 3−12.
  28. С.П. Монодийная фактура как актуальная теоретическая проблема //Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы Международной научной конференции. — Новосибирск: Из-во НТК им. М. И. Глинки, 2002. С. 84−87.
  29. С.П. О роли переменности в формообразовании узбекской монодии // Проблемы музыкальной науки Узбекистана. — Ташкент: Фан, 1973.-С. 12−25.
  30. С. П. Теоретические вопросы монодии. — Ташкент: Фан, 1981. —91 с.
  31. Г. Д. Национальные образы мира. — М.: Сов. писатель, 1988.- 448 с.
  32. Т.Б. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. — Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — Москва, 1989. — 30 с.
  33. Я. От сямисэна до додекафонии //Сов. Культура. — 1962. — 9 нояб. — С. 4.
  34. . Г. JI. Композитор и фольклор. — М.: Музыка, 1981.- 279 с.
  35. Г. Л. Мусоргский и фольклор. — М.: Музыка, 1994. — 220 с.
  36. Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920−1985).— Новосибирск: Из-во НТК им. М. И. Глинки, 1994. — 303 с.
  37. Н.В. В стране сакуры (о гастролях Ф. И. Шаляпина в Японии)//Музыкальная жизнь. — 1993. — № 23. — С. 21−22.
  38. С. О музыкальном движении в Японии // Сов. Музыка. — 1954.-№ 10.-С. 134.
  39. Т.П. Дао и логос: Встреча культур. — М.: Наука, 1992.-424 с.
  40. Т. П. Красотой Японии рожденный. — М.: Искусство, 1993.-463 с.
  41. Т. П. Человек и мир в японской культуре. — М.: Наука, 1985. —281 с.
  42. Т. П. Японская художественная традиция. — М.: Наука, 1979. -368 с.
  43. Л. Д. Формирование японской национальной культуры: Конец XVI —начало XX века. — М.: Наука, 1986.— 286 с.
  44. Л.Д., Чегодарь Н. И. Культура послевоенной Японии. — М.: Наука, 1981.-215 с.
  45. Л.Д., Чегодарь Н. И. Японская культура нового времени. Эпоха Мэйдзи. — М.: Издательская фирма «Восточная культура» РАН, 1998.-240 с.
  46. Грихальва-Кородоба Д. Ф. Симфоническое творчество Л. С. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Москва, 2000. — 30 с.
  47. Ш. Туркменская профессиональная музыка устной традиции и современность //Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Сборник материалов
  48. Второго Международного музыковедческого симпозиума,
  49. Самарканд, 7−12 октября 1983 г. М.: Сов. композитор, 1987. — С. 259 262.
  50. E.H. Традиции и новации в японской истории.
  51. И.В. Этапы развития чувашской профессиональной музыки: к проблеме становления национальной композиторской школы: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2003. — 26 с.
  52. Г. Д. Традиция домбрового кюя в казахской опере: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Алматы, 1996. — 24 с.
  53. У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920−1980-х годов, проблемы истории, смысла и ценности: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — М.: 2003. — 40 с.
  54. Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или Предание о цветке (Кадэнсё): Пер. со старояпон., исслед. и коммент. Н. Г. Анариной. — М., Наука, 1989. — 199 с.
  55. А. А. Японский романтизм и становление новой поэзии. — М.: Наука, 1978.-282 с.
  56. A.A. Новая японская поэзия. — М.: Наука, 1990.— 311 с.
  57. А. А. Очерки современной японской поэзии (гэндайси). -М.: Наука, 1984.-310 с.
  58. М.Н. Молодые композиторские школы и проблема периферии в культуре // Периферия в культуре: Материалымеждународной конференции (апрель 1993).—Новосибирск:
  59. Издательство НТК (академии) им. М. И. Глинки, 1994. — С. 38−44.
  60. М.Н. Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Л., 1990.- 16 с.
  61. М.Ю. Из истории формирования композиторской школы Японии: Ямада Косаку (1886−1965) // Вопросы музыкознания: Сб. ст. — Новосибирск: Издательство НТК (академии) им. М. И. Глинки 1999.-С. 81−96.
  62. М.Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале, Но и Кабуки): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1985.-19 с.
  63. М.Ю. Некоторые черты музыкальной драматургии в традиционном театре Японии (на примере, Но и Кабуки) // Вопросы теории, истории и исполнительства советского Узбекистана. — Ташкент: ТашГУ, 1984.-С. 123−129.
  64. М.Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы (последняя четверть XIX в. — первая половина XX в.). — Новосибирск: Наука РАМН, 2004. — 572 с.
  65. Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. — Казань: Издательство КГК, 1999. — 224 с.
  66. Душа Японии. О третьем международном фестивале японской музыки в России. Буклет Российско-японского центра музыкальной культуры при Московской консерватории. — Вып. 1−3. — М.: Япония сегодня, 2001. — 46 с.
  67. К.А. Творчество Калыя Молдобасанова в аспекте проблем традиций и новаторства: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. —Ташкент, 1989. —28 с.
  68. Т.Ж. Музыкальное наследие Абая Кунанбаева и его преломление в камерно-вокальном творчестве композиторов Казахстана: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Алматы, 1999. — 22 с.
  69. Л.М. Культурные традиции японцев и XX век //Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. — М.: Наука, 1985.-С. 307−316.
  70. М.В. К проблеме: японцы и русская музыкальная культура // 100 лет русской культуры Японии. — М.: Наука, 1989. — С. 258−279.
  71. М. В. Музыка Японии в исторических взаимодействиях // Музыкальная академия. — 2001. — № 2.-С. 156−165.
  72. М. В. Музыкальная культура Японии: специфика исследовательского подхода // Музыка. Научно-реферат. сб. — Вып. 3.
  73. Изучение музыкальных культур стран Азии и Африки. — М.: 1980. -С.1−10.
  74. М.В. Об общих принципах развёртывания композиции в японской музыке высокой традиции // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. — М., Наука, 1988. — С.85−103.
  75. М. В. Современная музыкальная культура Японии (в аспекте взаимодействия «Запад — Восток») // Музыка. Экспресс — информ. — Вып. 3. — М.: б. изд. 1990. — 25 с.
  76. М. В. Сущностные черты японской традиционной музыки (к проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Ташкент, 1988.-28 с.
  77. И.М. Грузинское традиционное многоголосие в международном контексте многоголосных культур. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1989. — 381 с.
  78. О.В. Некоторые черты традиционной японской музыки //Проблемы музыкознания: статьи молодых музыковедов/ Новосиб. Гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 2000. — С. 34−45.
  79. О.В. О принципах формообразования в японской музыке // Сборник тезисов докладов межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири».- Новосибирск: Издат-во НГАХА, 1998. С. 54−55.
  80. О.В. О творчестве Икума Дан // Сборник тезисов докладов межвузовской научной студенческой конференции
  81. Интеллектуальный потенциал Сибири". — Новосибирск: ИздвоНГАХА, 1997.-С. 35.
  82. О.В. Три ко-ута Икума Дан // Сборник тезисов докладов межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири». — Новосибирск: Изд-во НГАХА, 1996.-С. 53.
  83. Д.Ж. Скрипичное творчество композиторов Казахстана и проблемы интерпретации их произведения. — Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Ленинград, 1986. — 24 с.
  84. С. А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. — Ташкент: Фан, 1979. — 120 с.
  85. С. А. Освоение многоголосия восточными культурами (на примере гармонии в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении): Дис.. д-ра искусствоведения. — Ташкент, 1989. — 31 с.
  86. С. А. Национальные композиторские школы: типологические процессы становления и развития. — Рукопись. — 80 с.
  87. И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. — Л.- М.: Советский композитор. — 1978. — 312 с.
  88. H.A. Музыка //Современная Япония. — М.: Наука, 1973.-С. 674−681.
  89. История Японии: 1868−1998. 2-изд., исправленное и дополненное, Ин-т востоковедения- Ассоциация японоведов. Японский фонд. Т.П. — М.: ИВ РАН, 1999. 703 с.
  90. Ито Нобуо, Миягава Торадо, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю. История японского искусства. Пер. с яп., предисл. и коммент. H.A. Иофан и A.C. Коломиец. — М.: Прогресс, 1965. — 158 с.
  91. Иэнага Сабуро. История японской культуры. Пер. с япон. Предисл. В. А. Кравцова, коммент. П. Смирнова. — М.: Прогресс, 1972. -231с.
  92. H.A. Тематизм и форма в симфонической музыке Узбекистана. — Ташкент: Фан, 1989. — 247 с.
  93. С.Ю. Камерный вокальный цикл башкирских композиторов: жанр, драматургия, композиция: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Москва, 1998. — 22 с.
  94. М.Г. Проблемы художественного содержания азербайджанской музыки. — Новосибирск: НТК им. М. И. Глинки, 1992. -234 с.
  95. Касаи Тадаси. Изучение истории общественной мысли Японии на современном этапе //Японские материалисты: актуальные проблемы философской науки и история философской мысли в Японии. М.: Наука, 1985. — С.133−186.
  96. Киоко-Сато. Современный драматический театр Японии: очерки. — М.: Искусство, 1973. — 160 с.
  97. Г. Е. Государственный синто //Синто — путь японских богов: Т.1. — СПб.: Гиперион, 2002. — С. 261−311.
  98. Кон Ю. Г. Избранные статьи о музыкальном языке. — Спб.: Композитор, 1994. — 158 с.
  99. Кон Ю. Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. —Ташкент: Фан, 1979. — 98 с.
  100. Кон Ю. Г. О некоторых общих основах языка тональной музыки XX века: Автореф. дис.. доктора искусствоведения. — М., 1987.-41 с.
  101. Н.И. Запад и Восток. Статьи. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Наука, 1972.-496 с.
  102. Корабельникова JI.3. Все стороны света. Этот близкий Дальний Восток //Александр Черепнин: Долгое странствие. — М.: Языки русской культуры, 1999.-С. 143−149.
  103. М.Н. О типологии японской культуры (японская культура в теориях «Нихондзин рон» и «Нихон бунка рон») //Япония:культура и общество в эпоху научно-техническойреволюции. — М.: Наука, 1985. — С. 36−58.
  104. О.И. Хрестоматия по гармоническому анализу (на материале пентатонической музыки). Учеб. пособие для учебных заведений культуры и искусств: Нотное издание. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2000. 86 с.
  105. Т.В. Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока 1960 — 90-е годы: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2004. — 22 с.
  106. A.M. Каноны в музыкальной культуре Нового времени: Монография.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2002. — 116 с.
  107. Т.Н. Западноевропейская музыка XVII- XVIII веков в ряду искусств. — М.: Музыка, 1977. — 528 с.
  108. Е.А. Контекстуальность как внутренняя форма японской культуры: Автореф. дис.. канд. философских наук. — Томск, 2002. 18 с.
  109. С. Б. Ладовое мышление японцев: проблема этнических контактов // Культура Дальнего Востока. XIX—XX вв. — Владивосток: Дальнаука, 1992.— С. 145−158.
  110. С. Б. Музыка // Япония: Справочник. — М.: Республика, 1992.-С. 290−294.
  111. С.Б. О некоторых аналогиях в ладоакустических структурах и самоорганизующейся структуре обертонового звукоряда. // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Выпуски 9,10, — Владивосток: Изд. Дальневосточного университета, 2004.-с. 49−55.
  112. С.Б. О фрактальности и мнемонике формы музыкального мышления как процесса. // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Выпуски 9,10.— Владивосток: Изд. Дальневосточного университета, 2004. — с. 235−244.
  113. С. Б. Пути развития японской инструментальной музыки в системе гагаку (кангэн): Автореф. Дис.. канд. Искусствоведения. — М., 1985. — 24 с.
  114. С.Б., Сисаури В. И. Японии музыка // Музыкальная энциклопедия. — Т 6. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 630 639.
  115. А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. — Казань, 2000.-311 с.
  116. А. И. Свободный стих в японской поэзии. — М.: Наука, 1971.-192 с.
  117. И.И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. М.: Музыка, 1970. — 502 с.
  118. И. И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974.-560 с.
  119. Масаока Сики. Стихи и проза/Пер. с яп., предисл. и коммент. A.A. Долина. СПб.: Гиперион, 1999. — 192 с.
  120. В. Г. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993. — 268 с.
  121. Мейнерт Моника. Японские впечатления. // Журнал новой музыки «Мелос» — 1972. — № 1, январь-февраль. — С. 19−22.
  122. А.Н. Внешний фактор в культуре Японии // Азия — диалог цивилизаций / РАН Ин-т востоковедения. — СПб.: Гиперион, 1996. — С.19−53.
  123. А.Н. Древняя Япония: культура и текст / АН СССР Ин-т востоковедения. — М.: Наука, 1991. — 224 с.
  124. А. О двух принципах преломления фольклора (на примере творчества С. Слонимского) // Музыка в социалистическом обществе. — Вып. 3. — Л., 1977. — С. 156 — 169.
  125. М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. — Л.: Музыка, 1990. — 288 е.: нот.
  126. Музыка Австрии и Германии XIX века: Учеб. Пособие. Кн.2. — М.: Музыка, 1980. 526 с.
  127. Музыкальная кулыура: век XIX — век XX / Сост. и общ. ред. И. А. Немировской. — М.: ВиМ, 1998. 163 с.
  128. Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы научн. конф. / Ростов. Гос. Консерватория им. C.B. Рахманинова. — Ростов н/Д., 1998. — 192 с.
  129. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ., редакция и дополнения Л. О. Акопяна. — М.: Практика, 2001. — 1095 с.
  130. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  131. И. В. Токио // Советская музыка. — 1974. — № 10. — с. 123−130.
  132. H. С. Япония — Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI — начало XX века. — М.: Изобразительное искусство, 1996.— 400 с.
  133. В.И. О преломлении фольклорных истоков в фортепианном творчестве Г. Вавилова / Композитор и фольклор. Сб. трудов. Вып. 64. Под. Ред. Э. П. Федосовой. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982.-С. 41−51.
  134. Д. Встречи с друзьями: поездка в Японию //Сов. Культура. — 1955. — 9 апр.
  135. Ю.Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии (на материале инструментальной музыки народов Средней Азии). — Ташкент: Фан, 1988.- 159 с.
  136. А. Ю. Мувашшахат: проблемы лада: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2000. — 24 с.
  137. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. — Казань: Из-во КГК, 1995. 196 с.
  138. Г. Б. О претворении народно-ладовой гармонии в профессиональной музыке (к методологии анализа) // Композитор и фольклор. Сб. трудов. Вып. 64. — М., ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — С. 83−89.
  139. О.В. Музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 1999. — 20 с.
  140. Т.А. Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации:): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Ленинград, 1985. — 25 с.
  141. .В. Очерки философии и социологии современной Японии. — М., Наука, 1974. — 214 с.
  142. .В. Русская музыка в Японии. — Сов. культура. — 1953. — 29 дек.
  143. В. А., Ладанов И. Д. Японцы: этнопсихологические очерки. — М.: ВиМ, 1996. — 400 с.
  144. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке: Сб. ст. / Сост. А. М. Гольцман- Общ. ред. М. Е. Тараканова. — М.: Сов. композитор, 1982. — 232 с.
  145. . Б.Н. Славянская историческая баллада. — Л., 1965.- с.
  146. .В. Гетерофонное многоголосие русских народных песен: определение феномена, закономерности образования и строения (на материале традиции русско-белорусского пограничья): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — СПб., 1992. — 16 с.
  147. Рифаи Ахмед Субхи. К вопросу об использовании европейской композиторской техники в арабском профессиональном творчестве: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Москва, 1979. — 16 с.
  148. Э. Б. Нодзаки Ёсио с любовью к России//Духовные истоки Японии. -М.: Толк, 1995. С. 381−398.
  149. Э. Б. Православная церковь в Японии и её основатель святитель Николай: Автореф. дис.. канд. исторических наук. — Москва, 2000.-24 с.
  150. А. Р. Японская календарная поэзия. — М., 1993. — 160 с.
  151. А. Р. Японский фольклор (В контексте мифолого-религиозных представлений). — М.: ИМЛИ РАН, 2001. — 256 с.
  152. Н. Из путевых заметок // Сов. музыка. 1963. -№ 3. — С. 121.
  153. Синтез в искусстве стран Азии. — СПб.: Гос. институт искусствознания, 1993. — 310 с.
  154. В. И. Об исторической типологии систем музыкального мышления // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. — JL: ЛГИТМиК, 1980, С. 87−117.
  155. В. И. Процесс формирования и генетические связи японской инструментальной музыки гагаку:: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1975. — 18 с.
  156. В. И. Роль континентальных заимствований в формировании национального стиля японской музыки // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. — Л.: Музыка, 1981. С. 127−143.
  157. В. И. Японская инструментальная музыка Гагаку (генетические связи и процессы становления) // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 14. — Л.: Музыка, 1975. — С. 202 223.
  158. Е. Л. Японское традиционное искусство гэйдо: источники эстетического своеобразия // Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб. :Гос.институт искусствознания, 1997.- С. 72−96.
  159. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.
  160. М., Музыка, 1973. — 448 с.
  161. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. — М.: Музыка, 1985. — 285 с.
  162. Современная музыкальная культура Японии (В аспекте взаимодействия «Запад-Восток») // Музыка. Экспресс-информация. — Вып. 3. — М., б. изд. 1990. — 20 с.
  163. Сонобэ Сабуро. Глазами японского музыканта // Сов. музыка. -1956.-№ 10.-С. 142.
  164. Сонобэ Сабуро. О японских музыкантах // Сов. музыка. — 1956.5. — С. 169.
  165. Сонобэ Сабуро. Традиции и современность // Пер. с япон. В. Тольба//Сов. музыка. — 1965. —№ 9. —С. 131−135.
  166. М. Мир синто. Пер. с япон. В. Ерёмина. — М.: ИМЛИ РАН, 2001.-32 с.
  167. Т. С. Черты формообразования в музыке XX —XIX веков. — Новосибирск: Изд-во НТК им. М. И. Глинки, 1997. — 220 с.
  168. Стенли-Бейкер Дж. Искусство Японии. — М.: слово/ slovo, 2002.- 240 с.
  169. Р. Митио Мамия // Сов. музыка. — 1990. — № 3. — С. 121.
  170. Таити Сакаия. Что такое Япония? Пер. с япон. и коммент. Гривнина В. С. М.: Типография ИТАР- ТАСС, 1992. — 336 с.
  171. М. Музыкальная культура РСФСР. — М.: Музыка, 1987.-365 с.
  172. M. Е. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. — Вып. 1. — М.: Наука, 1963. — с. 12−19.
  173. Е. А. Теоретические вопросы взаимодействия музыкальных систем устной и композиторской традиций в регионе Востока (на материале творчества М. Ашрафи): Автореф. дне.. канд. искусствоведения. — JL, 1984. — 25 с.
  174. Т. Н. Преломление национального фольклора композиторами Карелии (60 — 70-е гг.) // Композитор и фольклор. Сб.трудов. Вып. 64. Под ред. Э. П. Федосовой. — М.: ГМПИ им. 1. Гнесиных, 1982.-С. 52−65.
  175. То да Норико. О современных способах фиксации японской традиционной музыки (на примере нагаута) // Традиционная музыка Азии: проблемы и материалы. — Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. — С. 50−63.
  176. Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — М., Музыка, 1988.-510 с.
  177. В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов 1-ой половины XX века. — М.: Музыка, 1971. — 304 с.
  178. В.Н. Музыкальный ритм. — М.: Музыка, 1980.— 71с.
  179. Н.И. Данмоно: вопросы истории и теории. Дип. работа. — Новосибирск, 1997.
  180. Н.И. Данмоно: вопросы истории и теории: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2003. — с.
  181. К. В. Народные традиции и фольклор. — JL: Наука, 1986.-303 с.
  182. Н. Г. О национальном в музыке. Изд. 2-е. — М., Музыка, 1963. — 86 с.
  183. Е.В. Музыкально-художественная система традиционного японского таетра Но: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2002. — 23 с.
  184. Янов-Яновская Н. С. Узбекская симфоническая музыка. — Ташкент: Фан, 1979. — 225 с.
  185. Янов-Яновская Н. С. Богатство многообразия // Сов. музыка. — 1981. —№ 1. — С.28−33.
  186. Янов-Яновская Н.С. У истоков многоголосия в узбекской музыке // Музыка народов Азии и Африки. — Ташкент: Фан, 1983. — С.69−73.1. На японском языке
  187. Акияма Кунихару. Японские композиторы. Т 1. — Токио, 19 781 979.
  188. Буклет «Опера Тян Тики». —Токио: Iwateni, 2000. — 27 с.
  189. Буклет «Филармонический оркестр Канагава». — Вып. 172. — Ёкохама: Kaori, 2001. — 36 .
  190. Буклет «Филармонический оркестр Канагава». — Вып. 172. — Ёкохама: Kaori, 2001. — 36 с.
  191. Буклет «Филармонический оркестр Канагава». — Вып. 176. — Ёкохама: Kaori, 2001. — 39 с.
  192. Газета «Асахи». № 15. -2001. 35 с.
  193. Газета «Искусство префектуры Канагава». — 2001. — № 38. — январь.
  194. Газета Ёмиури. — 2001. — 16 мая.
  195. Иваи Хироюки «Симфонические произведения Дан Икума» // Буклет «Дан Икума. Симфонии». — Токио: Iwateni, 2000. — 27 с.
  196. Информационный бюллетень «Дан Икума в контексте культурных связей Японии и Китая». Ёкохама: Kaori, 2001. — 39 с.
  197. Информационный бюллетень «Год Дан Икума — 2000». Токио: The Nippon Foundation. Mecenat, 2000. — 31 с.
  198. Киоихор. Журнал музыка и современность. Часть 1. 2000,-54 с.
  199. Киоихор. Журнал музыка и современность. Часть 2. 2000. 45 с.
  200. Киоихор. Журнал музыка и современность. Часть 3. 2000. 57 с.
  201. Коидзуми Фумио Нихон дэнто онгаку-но кэнкю (Исследование японской традиционной музыки). — Токио, 1959.
  202. Синонгакудзитэн (Новый музыкальный словарь). Т.2. Термины. 39-е издание. — Токио, 1996.
  203. Хатанака Ёсисуки «Семь опер Дан Икума'7/ Буклет «Такэру. Сусаноо». Токио: The Nippon Foundation. Mecenat. 2000. -27 c.
  204. Хосино Манабу «Дан Икума. Дым трубки исчез"// Газета Асахи. — 2000. — 23 октября. — 39 с.
  205. На английском и немецком языках
  206. Borris S. Musikleben in Japan in Geschichte und Gegenwart. Berichte, Statistiken, Anschriften. — Kassel (u. a.), 1967. — 300 p.
  207. Britton DJ. About the songs // Collected songs Ikuma Dan. — Tokyo, 1991.— P. 206.
  208. Harich Schneider E. A history of Japanese music. London: Oxf. Univ. Press, 1973.-730 p.
  209. Kishibe Shigeo. The traditional musik of Japan. — Tokyo, Ongako no tomo sha edition, 1966. — 92 p.
  210. Collected songs Ikuma Dan. —Tokyo, 1991. —206p.
  211. W. P. «Nagauta» — the heart of Kabuki music. — Rutland, Tokyo, 1963.
  212. Malm W. P. Japanese musik and musical instruments. — Rutland (Vt.), Tokyo, 1978.
  213. The New Grove Dictionary of Music and Musicians//Encyclopedia of Japan. B.III. Tokyo, 1983.-781 p.
  214. The New Grove Dictionary of Music and Musicians // Encyclopedia of Japan. B.XII. Tokyo, 1983. — 699 p.
  215. The New Grove Dictionary of Music and Musicians // Encyclopedia of Japan. B.XV. Tokyo, 1983. — 679 p.
  216. The Japanese folklore songs. — Tokyo, 1983. 89 p.228
Заполнить форму текущей работой