Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интерпретации идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Проблема совершенного человека, его признаков, способов и самой возможности его формирования, занимала, как известно, заметное место на протяжении многих веков развития «человека культурного». Немало блестящих трудов на различных этапах развития общества, в контексте различных культур, было посвящено анализу того, что можно и должно принять как идеал личности, как культурный образец… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. ПОНЯТИЕ И КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ 17 ХАРАКТЕР ИДЕАЛА «СОВЕРШЕННОГО» ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Понятие «совершенный» человек
    • 1. 2. Конкретно-исторический характер идеала (модели) 28 «совершенного» человека
  • Глава вторая. ИДЕАЛ «СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» В
  • КОНЦЕПЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЗМА
    • 2. 1. Идеал личности олимпийца как «совершенного человека» 38 в концепции Кубертена
    • 2. 2. Современные интерпретации олимпийского идеала 64 «совершенного человека»
  • Глава третья. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ 82 УСЛОВИЯХ ОЛИМПИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗЦА «СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»
    • 3. 1. Современное значение олимпийского культурного 82 образца «совершенного человека»
    • 3. 2. Формы и методы приобщения детей и молодежи к 99 олимпийскому идеалу «совершенного человека»
    • 3. 3. Олимпийский идеал и реальность
    • 3. 4. Социальные барьеры на пути приобщения детей и 136 молодежи к олимпийскому культурному образцу «совершенного человека»

Интерпретации идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема совершенного человека, его признаков, способов и самой возможности его формирования, занимала, как известно, заметное место на протяжении многих веков развития «человека культурного». Немало блестящих трудов на различных этапах развития общества, в контексте различных культур, было посвящено анализу того, что можно и должно принять как идеал личности, как культурный образец «совершенного», «идеального», «образцового» и т. п. человека. Поиски ответа на этот вопрос, как и предлагаемые результаты (модели), представлены в самых разных видах человеческой деятельности — в философских и педагогических трактатах, в литературных произведениях, в политических программах, в творениях живописцев, скульпторов, драматургов.

Свой вклад в развитие идеи «совершенного человека», начиная еще с эпохи античности, внесли и идеологи такого социокультурного явления, как олимпизм. Не ставя задачей проследить длительную и далеко не гладкую историческую судьбу этого феномена, мы акцентируем внимание лишь на том приближенном к современности этапе его развития, который собственно и обозначается термином «современный олимпизм» и который, как отмечено в Олимпийской хартии, непосредственно связан с именем Пьера де Кубертена.

Будучи хорошо известной персоналией в контексте спорта, олимпийского движения, данная фигура и созданная Кубертеном идеология явно не оценены в должной мере в их более широком, социокультурном содержании, с точки зрения содержащегося в этой концепции инкультурационного потенциала. В работах де Кубертена и его последователей предлагается и обосновывается не только один из идеалов личности, один из культурных образцов «совершенного человека», но также и соответствующие методы, технологии, парадигмы приобщения детей и молодежи к этому идеалу.

Однако в отличие от весьма высокого уровня изученности проблемы «совершенного человека», как она представлена в философском, художественно-культурном, политико-идеологическом контекстах, вопрос о содержании, особенностях, характере интерпретаций данного концепта в идеологии современного олимпизма практически остается вне поля зрения культурологов.

Представляется, что такая ситуация не является адекватной ни в научно-теоретическом, ни в социально-практическом смыслах. Что касается первого, теоретического, аспекта, то необходимость специального рассмотрения указанного феномена обусловлена ориентацией на «достраивание», расширение знания о процессе социализации личности как сложного, многосоставного явления, включающего в себя не только магистральные, но и более частные, социокультурные механизмы и влияния, без учета которых нельзя говорить о действительно системном изучении процессов социализации и инкультурации личности.

В социально-практическом отношении, актуальность детального культурологического анализа концепции олимпизма с точки зрения предлагаемой в ней модели «совершенного человека», связана с тем уровнем социальной востребованности всего, связанного со спортом, который характеризует современное общество в целом, менталитет и ценностные ориентации его молодого поколения, в частности.

Можно утверждать, что полномасштабный, объективный анализ современных процессов социализации, инкультурации личности невозможен без обращения к такой социокультурной сфере, как спорт и все с ним связанное. Как это ни кажется парадоксальным на первый взгляд, идеология олимпизма может быть использована как ресурс для формирования у детей, подростков, молодежи идеалов, культурных образцов, эталонов поведения, противостоящих чрезмерному прагматизму, нигилизму, безразличию к социально значимым ценностям. Высокая социально-культурная актуальность осмысления такого ресурса очевидна в условиях, когда в качестве приоритетов нередко выступают жажда обогащения, культ денег, успех любой ценой — даже за счет физического и психического здоровья, нарушения нравственных норм и принципов, полноценности развития личности и т. п.

Таким образом, приведенные выше аргументы позволяют, на наш взгляд, утверждать, что анализ социокультурного содержания идеологии современного олимпизма, содержащегося в ней концепта совершенной личности является высоко актуальным как в теоретическом, так и в социально-практическом значении.

Объект исследования: идеология современного олимпизма с точки зрения ее социокультурного смысла и содержания.

Предмет исследования: интерпретации идеала личности, «совершенного человека» в концепциях современного олимпизма как определенной модели социализации и инкультурации личности.

Цель исследования — раскрыть социокультурный потенциал модели «совершенного человека», содержащейся в концепции современного олимпизма, для развития теории и практики социализации личности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие основные задачи:

1) уточнить понятие «совершенный человек» и показать конкретно-исторический характер культурных образцов такого человека;

2) провести культурологический анализ созданной П. де Куберте-ном концепции современного олимпизма, как значимого контекста формирования соответствующего идеала личности;

3) раскрыть содержащиеся в этой концепции основные характеристики интерпретаций олимпийского идеала личности как культурного образца «совершенного человека» и более поздние его интерпретации;

4) провести анализ современного социокультурного ресурса олимпийского образца «совершенного» человека, значения и возможностей использования такого культурного образца в современных процессах социализации и инкультурации;

5) осуществить анализ и оценку опыта, связанного с использованием олимпийского идеала личности, с точки зрения эффективности социокультурных технологий его применения, выявления факторов, способствующих и препятствующих достижению этой цели.

Состояние научной разработанности проблемы.

Концепции современного олимпизма посвящено значительное число монографий, статей, сборников и т. д. В них обсуждаются цели и задачи олимпийского движения, его идеалы и ценности, смысл олимпизма как философской концепции и т. д.

В первую очередь в этом плане следует указать работы основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена [см.72- 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226 и др.], которому, как отмечается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма» [109, С. 7]. Общий объем его публикаций составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [229, Р.'25].

В последние годы за рубежом переизданы многие из этих работ Кубертена. Среди них особо следует выделить «Олимпийские мемуары» [см.72], в которых собраны все значительные его выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма.

К числу наиболее значимых зарубежных публикаций, которым присущ культурологический аспект анализа проблем олимпизма, следует отнести прежде всего философско-антропологические работы ученых Германии — Г. Ленка [см. 76, 77, 78, 79- 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260] и П. Вайсса [см. 320], Греции — президента Международной олимпийской академии Н. Ниссиотиса [см. 277, 278, 279] и К. Палеологоса [см. 281, 282] и Польши — 3. Кравчика [см. 247 и др.] и Дж. Липьеца [см. 261, 262].

Заслуживают внимания также посвященные анализу социально-философских проблем олимпизма работы, авторами которых ¦ являются: Г. К. Дим [см. 228], П. Грэхем и X. Юберхорст [см. 234], Х. М. Кахигал [см. 56, 57], Ф. Ландри [см. 251], Жан М. Ляйпер [см. 85], Дж. Макэлун [см. 267], М. Г. Млодзиковски [см. 96], Д. Пэрри [см. 284, 285], П. Сеппянен [см. 297], Р. Эспи [см. 230] и др.

Существенный вклад в анализ олимпийской концепции Кубертена, в разработку социально-философских, в том числе культурологических, проблем олимпизма внесли ученые нашей страны: Г. М. Аксенов [см. 1], А. Н. Бугреев [см. 14], И. М. Быховская [см. 15, 18], А. Г. Егоров [см. 41, 42, 43], А. А. Исаев [см. 52, 53], B.C. Родиченко [см. 132, 133, 134], М. Я. Сараф [см. 143, 144, 145], В. И. Столяров [см. 159, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 169, 170, 171], Б. А. Суник [см. 176] и др.

Однако несмотря на значительное число публикаций, посвященных идеологии и практике олимпизма, не ставится и не обсуждается проблема, которой посвящено данное диссертационное исследование культурологический анализ олимпийского идеала личности, интерпретация его как культурного образца «совершенного человека».

Культурологическому анализу идеала личности, который формировался в различных культурах, на различных этапах развития общества и выступал в качестве культурного образца «совершенного», «образцового», «наилучшего» и т. п. человека посвящен ряд научных публикаций.

Данная проблема подробно рассматривается, например, в статьях В. П. Веряскиной «Концепт «образцового человека» «[см. 22] и Э. Савицкой «Закономерности формирования «модели культурного человека» «[см. 140]. Обсуждению таких концептов в культуре, как «хороший», «идеальный», «совершенный» человек, посвящена работа В. Г. Федотовой «Хорошее общество» [см. 184], а также сборник «Совершенный человек. Теология и философия образа» [См. 152].

Ряд публикаций — например, работа В. Татаркевича «О счастье и совершенстве человека» [см. 180], диссертация М. А. Носоченко «Совершенство как феномен культуры» [см. 104], статья А. В. Прокофьева «Идея нравственного совершенства в социальной этике» [см. 124] ориентированы на разъяснение и уточнение понятия «совершенства», которое имеет важное значение в концепции «совершенного человека». В статье Н. И. Киященко обсуждается понятие «совершенный человек» и характеризуется его значение [см. 59].

Важное место при разработке избранной нами темы имели исследования, направленные на рассмотрение различных культурных образцов «совершенного человека» в связи с культурфилософским и социологическим анализом телесности человека — работы отечественных авторов И. М. Быховской [см. 16, 17, 19], И. С. Кона [см. 62], В. Подорога [см. 119], В. И. Столярова [см. 160, 170] и др., а также зарубежных исследователей — Е. Косевича [см. 64- 245], 3. Кравчика [см. 69- 246], К. Хайнемана [см. 237, 238] и др. [см. 308].

Всякое представление об идеальной личности опирается на определенное понимание социальной «природы» и «сущности» человека. При выработке такого понимания поднимается и обсуждается широких круг проблем: соотношения социального и биологического, телесного (физического) и духовного (нравственного) в человеке [см. 16- 44- 65, 66 и др.]- проблемы «человечности» («humanitas»), «человеческого начала», подлинно «человеческих» качеств в человеке [см. 118- 136- 196 и др.]. альтернативы конформного (согласного, некритического) или ноконформного (критического) отношения индивида к социуму в концепции «одномерного человека» Г. Маркузе [см. 89]- альтернативы «обладания и бытия», двух модусов человеческого существования в работах Э. Фромма [см. 190]- проблемы, обсуждаемой в концепции интервальной антропологии, о возможности и необходимости интеграции различных подходов к пониманию сущности человека [см. 97, 98]- проблемы соотношения узкой специализации и всесторонней реализации способностей человека, поставленной в работах К. Маркса и ставшей предметом оживленных дискуссий ученых, особенно в марксистской литературе [см. 23, 24- 48- 50- 129- 146 и др.].

На основе такого анализа формулируется и обосновывается гуманистическое представление об идеальной личности, идеальном человеке. Анализируется роль этого гуманистического идеала в различных системах воспитания и социализации [см. 20- 147- 174- 179 и др.].

Нельзя не отметить, что исследовательская активность в соответствующих областях обсуждаемой проблемы (философскоантропологической, социально-антропологической, политикоантропологической), характерная для отечественных гуманитариев советского периода, не получила столь же интенсивного продолжения в пост-советский период, когда сама проблема «идеала», «совершенства» и т. п. явно была оттеснена на периферию проблемами иного рода, отражавшими новые социальные реалии.

В некоторых работах вопрос об идеале личности, образе «совершенного человека» в рамках той или иной культурной традиции затрагивается в связи с анализом тех концепций человека, которые здесь разрабатывались. Так, Т. Парсонс [см. 114] анализирует образ человека в современном мире, Б. С. Братусь [см. 12] - в гуманистической, нравственной и христианской психологии, А. П. Огурцовпостмодернистский образ человека [см. 105, 106].

В ноябре 1990 г. в Москве сектором философии зарубежного Востока ИФАН совместно с Домом наук о Человеке (Париж) и редколлегией журнала «Философия Востока и Запада» (Гонолулу) был организован симпозиум на тему «Концепция человека в традиционных обществах Востока». Обсуждался на симпозиуме и вопрос о специфике «восточного» понимания «совершенного человека» [см. 157].

В то же время, и применительно к этому блоку исследований, можно констатировать, что достаточно широкая представленность тематики, связанной с моделями «совершенного человека», с факторами и возможностями его становления, практически не содержит анализа интерпретации данного феномена в концепциях современного олимпизма, которые занимали и занимают свое законное место среди многообразных социокультурных теорий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие идеи и концепции.

Концепция культуры в отечественной и западной культурологии и социологии как единства процесса и результатов деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию и сохранению тех социальных явлений, которые признаются в качестве идеалов, эталонов, норм, ценностей. В соответствии с таким пониманием культурное пространство включает в себя систему социальных норм, идеалов, ценностей, образцов поведения, смыслов, символов, которые регулируют, определяют характер и направленность различных форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности [см. 2- 47- 54- 84- 94- 138- 154 и др.).

Концепция основных аспектов (философско-антропологического и психолого-антропологического) культурологического исследования личности: необходимость анализа проблемы соотношения личности и культуры, проблемы выработки и трансляции в культурах идеала «совершенного» человека, проблемы «модальной личности» и т. п. [см. 2- 83- 113 и др.].

Гуманистические концепции человека как целостного, многомерного, универсального по своей природе [см. 23- 36, 37- 48- 50- 89- 97- 98- 172- 190, 191 и др.].

Гуманистически ориентированные психолого-педагогические и социологические концепции развития личности, ее социализации [см. 3- 5- 26- 61- 80- 90- 135- 151- 188 и др.). отечественные работы [см. 143, 144, 145- 159, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171 и др.], а также зарубежные публикации Г. Ленка [см. 76, 77, 78- 254, 256, 257, 258, 259, 260], Н. Ниссиотиса [см. 277, 278, 279], П. Сеппянена [см. 297] и др., в которых дан всесторонний анализ с позиций гуманизма современного спорта и олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма, их содержания и практической реализациисформулированные и обоснованные в работах В. И. Столярова теоретико-методологические принципы оценки социокультурного значения современного спорта и олимпийского движения[см. 159, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171].

Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс научных методов: историко-генетический, компоративный, структурно-функциональный, семиотический, социально-конструктивный, психолого-антропологический.

Научная новизна исследования заключается:

1. в конструировании на основе трудов Пьера де Кубертена образа олимпийца как культурологического образца «совершенного» человека;

2. в культурологическом анализе олимпийца как идеальной личности и выявлении его культурно-детерминированных характеристик;

3. в обосновании положения о личности олимпийца как модели «совершенного» человека в контексте современной культуры;

4. в анализе современной модели олимпийца как «совершенного» человека в концепции социализирующих практиквыявлении трудностей, связанных с включением данного образца в процесс социализации и инкультурации детей и молодежи.

Теоретическая значимость исследования: в диссертации впервые в научной литературе обосновано положение о том, что в концепциях современного олимпизма сформулирован и обоснован культурный образец «совершенного» человека, и эту модель идеальной личности важно учитывать в теории и истории культуры при анализе тех культурно-исторических моделей «совершенного» («образцового», наилучшего", «культурного» человека), которые формировались в различных культурах, на различных этапах развития общества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что идеал «совершенства» является базовым для социализирующих и инкулирующих практик. Его ценностно-спортивные и технологически-спортивные интерпретации являются основой для разработки программ физического совершенствования любой социальной группы от детско-юношеского до зрелого возраста.

Выводы и рекомендации, представленные в исследовании, могут быть использованы: в практике формирования программ культурной и образовательной политикипри создании матрицы культурно-образовательного пространства (в том числе регионального уровня) — в системе повышения квалификации специалистов культуры и образованияпри разработке лекционных курсов по культурологии, философии, социологии, педагогикидля дальнейших научно-прикладных разработок в этой области.

Результаты диссертационного исследования используются в учебных курсах и спецкурсах для студентов, магистрантов и аспирантов на кафедре культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций и на кафедре философии и социологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, в преподавании курса «Культурология» для студентов Московского технического университета связи и информатики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сформулированный в концепции Кубертена и дополненный в работах его последователей идеал личности олимпийца выступает одновременно как важный культурный образец «совершенного» («образцового», «наилучшего», «культурного») человека.

2. Олимпийский идеал гармонично развитой личности в настоящее время не утратил своего значения и занимает важное место в числе тех идеалов, культурных образцов, эталонов поведения, на которые должна ориентироваться современная система воспитания подрастающего поколения.

3. Комплекс используемых в современном олимпийском движении форм и методов не обеспечивает в полной мере приобщение детей и молодежи к олимпийскому идеалу, в связи с чем необходим поиск более эффективных форм и методов решения этой задачи. Существует и обостряется противоречие между провозглашаемым идеалом личности олимпийца и реальностью.

4. Трудности приобщения детей и молодежи к олимпийскому идеалу «совершенного человека» — гармонично развитой личности — обусловлены следующими причинами:

• отсутствием социокультурных практик, направленных на системное воспроизводство физического совершенства личности в качестве одного из параметров развития социально-культурной среды;

• игнорированием гуманистического содержания идей Пьера де Кубертена в практиках современного олимпийского движения;

• дегуманизацией спорта в контексте современной массовой культуры, производством спортивных идеалов, альтернативных олимпийскому идеалу «совершенного человека» Пьера де Кубертенаиспользуемый в олимпийском спорте способ организации игрового соперничества выдвигает на передний план не внутренние, а внешние для человека стимулы — победу в соревновании над противником и связанные с этой победой ценные призы, награды, другие материальные блага, славу и т. п., вследствие чего у спортсмена развивается желание добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими любой ценой — даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов.

Реализация результатов исследования, внедрение их в практику проводились в следующих направлениях: публикация результатов исследования (20 публикаций) — доклады на XII Международном научном конгрессе «Олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 26−28 мая 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Телесность как социокультурный феномен: опыт междисциплинарного анализа (28−29 апреля 2009 г.), на XIX Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)» (Москва 30−31 января 2008 г.), на Спартианском форуме инновационных гуманистических проектов и программ (15−17 апреля 2008 г.), на научной конференции аспирантов и молодых ученых РГУФКСиТ (2007 год), на международных научных конференциях аспирантов РГУФКСиТ (18−20 апреля 2008 г.) «International scientific and practical conference of students and young scientists «HIGHER SCHOOL» as the center of integration of science, sports, education and culture» (Moscow, 2007), «International scientific and practical conference of students and young scientists «HIGHER SCHOOL» as the center of the integration of science, sports, education and culture» (Moscow 2008) — на второй отраслевой научной конференции «Технологии информационного общества» (13−15 февраля 2008 г.), на третьей отраслевой научной конференции-форуме «Технологии информационного общества» (18−20 марта 2009 г.) — внедрение в практику учебно-воспитательной работы Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, а также Московского технического университета связи и информатики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проделанный выше анализ подтверждает предположение о том, что представленные в концепциях современного олимпизма образы «идеальной олимпийской личности» можно оценить как один из вариантов культурного образца «совершенного» («идеального», «образцового», наилучшего", «культурного» человека").

В значительной степени такая интерпретация личности олимпийца характерна уже для олимпийской концепции Кубертена. В основу олимпийской концепции идеальной личности, «совершенного человека» здесь положен гуманистический идеал гармонично развитого человека.

Сопоставление этой кубертеновской модели «совершенного» человека с другими моделями такого рода показывает, что она имеет с ними целый ряд общих черт. В первую очередь это ее ориентация на духовно-нравственные ценности.

Вместе с тем кубертеновская олимпийская модель имеет и существенные особенности. Первая из них состоит в том, что в качестве главной ценности здесь выступает гармоничное развитие телесности и духовности в человеке, что наиболее кратко и выпукло сформулировано в словах Кубертена «Возвышенный дух в развитом теле», которыми он характеризовал идеальную личность олимпийца. Вторая — и, пожалуй, главная особенность олимпийской модели «совершенного» человека — в тех средствах, которые здесь предусматриваются для практического формирования у человека качеств идеальной личности. В качестве таковых, как показано выше, олимпийская концепция рассматривает вовлечение человека в активные занятия спортом и его включение в олимпийское двиэюение, которое создает особым образом организованную среду, побуждающую индивида ориентироваться на гуманистический идеал гармонично развитой личности.

Определенное сходство олимпийской модели с другими моделями «совершенного» человека состоит и в ее некоторой ориентации на религиозные ценности. Наиболее ярко это представлено в античной концепции олимпийского спорта, а затем — в олимпийской концепции Кубертена, который важным средством «облагораживания спорта», как отмечено выше, считал возрождение «спортивной религии», характерной для спорта античности.

В работах последователей Кубертена его концепт олимпийского идеала «совершенного человека» несколько уточняется, корректируется, дополняется. Особый интерес в этом плане представляют антропологические концепции идеальной личности олимпийца, которые представлены в работах Г. Ленка (олимпиец — культурный образец «совершенного человека» как творческого и достигаюгцего) и Н. Ниссиотиса (олимпиец восплощает совершенную личность, которой присущи такие трансцендентные ценности, как «красота, величие и истина»).

Эти интерпретации идеала «совершенного человека» в концепциях современного олимпизма, незаслуженно упускаемые из виду в культурологических работах, посвященных различным образцам (моделям) такой идеальной личности, безусловно, заслуживают самого серьезного внимания исследователей.

В диссертации обосновано и положение о том, что олимпийский идеал «совершенного человека» как гармонично развитой личности в настоящее время не утратил своего значения и занимает важное место в числе тех идеалов, культурных образцов, эталонов поведения, на которые должна ориентироваться современная система социализации и инкультурации подрастающего поколения.

В современном олимпийском движении предпринимаются определенные шаги, направленные на приобщение не столько участников спортсменов высокого класса (участников Олимпийских игр), сколько детей и молодежи к олимпийскому идеалу культуры личности. Для этого используется комплекс форм и методов: включение детей и молодежи в активные, регулярные занятия спортом, участие в спортивных соревнованияхопределенные формы интеграции спорта с искусствомиспользование на олимпийских соревнованиях определенной олимпийской атрибутикиолимпийское образованиеразъяснение и пропаганда принципов «Фэйр Плэй» и др.

Проведенный в диссертации анализ показал, однако, что эти формы и методы не обеспечивают в полной мере приобщение детей и молодежи к олимпийскому идеалу. Существует и все более обостряется противоречие между провозглашаемым в концепциях олимпизма идеалом личности и реалиями.

В диссертации показано, что наиболее существенными социальными барьерами, которые препятствуют приобщению детей и молодежи к олимпийскому идеалу культуры личности олимпийца как гармонично развитого человека, являются следующие: в олимпийском движении не удалось создать, как это было задумано Кубертеном, ту социокультурную среду, которая должна содействовать использованию спорта в качестве средства воспитания гармонично развитой личностимногие организаторы Олимпийских игр в период жизни Кубертена и после его смерти так и не поняли замысел Кубертенав современном обществе и различных его сферах до сих пор господствует (не декларативно, а реально) ориентация на прагматические, технократические, а не на гуманистические ценности, на одностороннее, а не на гармоничное развитие личности, преобладает стремление к достижению успеха любой ценойиспользуемый в олимпийском спорте способ организации игрового соперничества, выдвигающий на передний план не внутренние, а внешние для человека стимулы — победу в соревновании над противником и связанные с этой победой ценные призы, награды, другие материальные блага, славу и т. п., вследствие чего у спортсмена развивается желание добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими любой ценой — даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принциповотсутствие социокультурных практик, направленных на системное воспроизводство физического совершенства личности в качестве одного из параметров развития социально-культурной среды.

Учитывая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод и относительно перспектив дальнейшего изучения проблемы: в первую очередь необходим поиск инновационных форм и методов, содействующих приобщению детей и молодежи к олимпийскому идеалу личности, «совершенного человека».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — М., 2003. — 23 с.
  2. Е.А., Быховская И. М. Культурологические опыты. -М., 1996.- 115 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Просвещение, 1997. — 300 с.
  4. Г. Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования // Теория и практика физ. культуры. 2006. — № 1. — С. 19−24.
  5. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  6. А.Т. Идеал человечности и ценность человеческой жизни // Философская и социологическая мысль. 1989. № 2. — С. 9−31.
  7. С.С. Социализация в антропогенезе // Социальная психология и философия. Л., 1971. — С. 183−214.
  8. В.Г. Современное состояние развития детско-юношеского спорта России // II Международный форум «„Молодежь-Наука-Олимпизм“. 15−18 июня 2002 г., г. Москва. Конф. „Юношеский спорт XXI века“: Материалы М.: Сов. спорт, 2002. — С. 47−51.
  9. A.M. Целостность личности как философская проблема (методологический аспект исследования): Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1982. — 18 с.
  10. Билински Бронислав. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий: Сб. М.: Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК, 1998.-С. 317−339.
  11. .С. Образ человека в гуманистической, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., Смысл, 1997. — С. 93- 104.
  12. Э. Речь на 61-й сессии МОК // Международное спортивное и олимпийское движение. Тематич. подборка. 1991. — № 3. — М.: ЦООНТИ-ФиС. — С. 29−33.
  13. А.Н. Современный олимпизм (вопросы теории и практики: социально-философский аспект). Волгоград, 1997. — 86 с.
  14. И.М. Гуманизм или технократизм: два стиля мышления в спорте // Нравственный потенциал современного спорта: Матер. IV Всес. методологич. семинара, г. Суздаль, 10−12 марта 1988 г. -М.: Сов. спорт, 1989. С. 25−29.
  15. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993. — 180 с.
  16. И.М. „Человек телесный“ в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). -М., 1997.-209 с.
  17. И.М. Идея гармонии как ценности олимпизма // Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория, практика: Межвуз. сб. научных материалов. Воронеж, 1998. — С. 6−13.
  18. И.М. „Homo Samatikos“: аксиология человеческого тела. М., 2000. — 208 с.
  19. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Монография. Казань: Казан, пед. университет, 1997. — 172 с.
  20. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  21. В.П. Концепт „образцового человека“ // Человек. -2004.-№ 4.-С. 49−63.
  22. Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. Ростов на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1985. 214 с.
  23. Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2003. 253 с.
  24. С. Спасем гуманистические ценности спорта! // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий: Сб./Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК, 1998. — С. 14−19.
  25. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  26. О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. № 4. — С. 45−52.
  27. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М: Искусство, 1965.
  28. В.Н. Некоторые особенности заболеваний, травм, перенапряжений и их профилактика в спорте высших достижений (на примере спортсменов-пловцов). М., 2004. — 160 с.
  29. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000. — 239 с.
  30. И.А. Случайность или закономерность? // Теория и практика физ. культуры. 2002. — № 8. — С. 31−38.
  31. О. О будущем спорта высших достижений, ч. I. // Междунар. спортивное движение. 1986. — № 5. — М.: ЦООНТИ-ФиС. — С. 14−21.
  32. Н.Н. Идеал образованного человека как культурно-исторический феномен: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Тюмень, 2006. — 22 с.
  33. Гуманистические ориентиры России. М.: Институт экономики РАН, 2002. — 392 с.
  34. П.С. Философия человека. Ч. 2. М., 2001.-209 с.
  35. П.С. Проблема целостности человека. М., 2004. — 178с.
  36. Демографическая ситуация в России // Междунар. журнал „Спорт для всех“. 2000. — № 4. — С. 36−43.
  37. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х томах, т. 1. -М., 1972.-317 с.
  38. . Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс „Спорт в современном обществе“: Сборник научных материалов.-М» 1974.-С. 122−130.
  39. А.Г. Олимпизм и либерализм: общность судьбы и принципов // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы II Всерос. научно-практич. конф. Челябинск, 1991. — С. 34−39.
  40. А.Г. Социокультурная трансформация знания. М., 1996. -212 с.
  41. А.Г. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физ. культуры. 2001. — № 7. — С. 18−23.
  42. JI.B. Человеческая телесность: философский анализ. -Изд-во Ростовского университета, 1988. 128 с.
  43. И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. -М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. 240 с.
  44. Заключительный документ XII Олимпийского конгресса 1994 г. в Париже (перевод с англ.) // Олимпийская панорама. 1995. — № 61. — С. 1822.
  45. Л.А., Дахин А. В., Ананьев Ю. В., Кутырев В. А. Культурология: Учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 1993. — 92 с.
  46. Л., Кеда Е. Все знать, все уметь." О всестороннем развитии человека. Горький, 1966. — 95 с.
  47. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.319с.
  48. Интервью президента МОК Х. А. Самаранча // Междунар. спортивное и олимпийское движение. 1989. № 10. — С. 3−5.
  49. А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. М: ФиС, 1998.-240 с.
  50. А.А. Спортивная политика России. М.: Сов. спорт, 2002. -512 с.
  51. Каган М С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.416с.
  52. И. Соч. в 6-ти томах, т. 4, ч. 2. М., 1965. — 382 с.
  53. Х.М. Олимпизм как зеркало и модель общества // Международное спортивное движение: Экспресс-информация. М.: ВНИИФК. — 1983. — № 5. — С. 15−29.
  54. Х.М. Олимпизм как зеркало и модель общества // Международное спортивное движение: Экспресс-информация. М.: ВНИИФК. — 1983. — № 6. — С. 21−27.
  55. Ким В.В., Латыпов М. М., Линькова Н. А., Хам Г. С. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001. — № 3. — С. 17−21.
  56. Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Пенза, 2007. — 21 с.
  57. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  58. Кон И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI в. // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 29−41.
  59. Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Новосибирск, 1992. — 41 с.
  60. Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки. 1992. № 2. — С. 49−61.
  61. В.А. Эпистемология человеческой телесности. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002. — 362 с.
  62. В.А. Человек и его телесность в разных формах культуры: опыт философской интеграции: Дис.. докт. филос. наук. Сумы, 2006. -430 с.
  63. Кравчик Барбара. Социальный облик польского спортсмена // Инф. вестник. 1977. — № 21. — С. 10−13.
  64. . Спортивная карьера // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта /Сост.: В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков, Е. В. Стопникова. М.: Физ. культура, 2005. — Часть 2. — С. 384−388.
  65. Кравчик 3. Аксиология тела // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта /Сост.: В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков, Е. В. Стопникова. М.: Физ. культура, 2005. — Часть 1. — С. 168−175.
  66. А. Жертвоприношение. Жизнь спортсмена это борьба. Сначала за медали, потом за здоровье // Между нар. журнал спортивной информации «Спорт для всех». — 1998. — № 1. — С. 17−20.
  67. Культурные миры молодых россиян: три жизненных ситуации. -М., 2000. 86 с.
  68. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 22−28.
  69. Г. Отчуждение и манипуляция личностью спортсмена // Спорт и образ жизни: Сб. статей. / Сост. В. И. Столяров, 3. Кравчик. М., ФиС, 1979.-С. 112−125.
  70. Г. Современный олимпизм: идеалы и реальность (перевод с англ.) // Международное спортивное и олимпийское движение. М.: ВНИИФК. — 1993. — № 3. — С. 13−19.
  71. Ленк Ганс. Спорт как современный миф? // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. М.: Изд-во «УРСС», 1997. — С. 156−179.
  72. Ленк Ганс. Собственное достижение: социально-философский анализ и «адамическая» защита позитивной культуры достижений // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4: Сб. ст. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. С. 6−24.
  73. Ленк Ганс. Задачи философии спорта: между гласностью и антропологией // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. первый: Сб./Сост. и ред. В. И. Столяров, С. И. Курило, Е. В. Стопникова. М.: МГИУ, 1999.-С. 177−194.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  75. В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Спб, 2000. — 519 с.
  76. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Изд-во СИУ, 1997. — 85 с.
  77. С.В. Психологическая антропология. Екатеринбург, 2003.-624 с.
  78. Г. Взаимозависимость между спортом и культурой // Спорт и образ жизни: Сб. ст./Сост. В. И. Столяров, З.Кравчик. М.: ФиС, 1979.-С. 35−51.
  79. Ляйпер Жан М. Олимпийский идеал является ли он по-прежнему философской основой Олимпийских игр? // Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск второй: Сб. — М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 102−109.
  80. Манифест о спорте (подготовленный СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО после консультаций с правительствами). М., 1971. — 35 с.
  81. Манифест СИЕПС о честной игре // Информационный вестник ВНИИФК. 1977. — № 10. — С. 29−50.
  82. Л.Н. Допинг. Не станут ли очередные Олимпиады состязаниями фармакологов? // Междунар. журнал спортивной информации «Спорт для всех». 1998. — № 1. — С. 8−9.
  83. Г. Одномерный человек. М., 1986. — 336 с.
  84. А. Мотивация и личность /пер. с англ. СПб: Евразия, 2001.-478 с.
  85. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян»: Доклад. М.: Сов. спорт, 2002. — 44 с.
  86. Медведев Рой. Удобной истории не бывает // Аргументы недели, 9 июля 2009 г.-С. 3.
  87. В.М. Культура и история. М: Политиздат, 1977.237с.
  88. О.А., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: ФиС, 1979. — 144 с.
  89. Г. Олимпизм идея и действительность // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта /Сост.: В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков, Е. В. Стопникова. — М.: Физическая культура, 2005. — Часть 1. — С. 369−379.
  90. Многомерный образ человека: Комплексное исследование человека. М.: Наука, 2001. — 237 с.
  91. Многомерный человек. Введение в интервальную антропологию. Симферополь: СОНАТ, 2001. — 264 с.
  92. Н. Некоторые общие особенности цивилизации наступающего века. М., 1994. — 312 с.
  93. У.Р. Олимпизм пережиток викторианской эпохи // Междунар. спортивное движение. Экспресс-информация. № 1. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1987. — С. 21−27.
  94. Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. — С. 65−75.
  95. Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона: Тез. докл. на XVII межзон. симп. -Горький, 1983.-221 с.
  96. М.А. Совершенство как феномен культуры: Автореф. дис.. канд. культурологии. Кемерово, 2004. — 22 с.
  97. А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. № 3. — С. 5−17
  98. А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. № 4. — С. 18−27.
  99. Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. — С. 32−36.
  100. Окончательный доклад «Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи». I Междунап. конф. министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт". Париж: ЮНЕСКО, 1976.-65 с.
  101. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М.: Советский спорт, 1996.96 с.
  102. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных вузах /B.C. Родиченко и др. М. — Сов. спорт, 2003. — 128 с.
  103. Т. Культурные ценности олимпийского движения // Междунар. спортивное движение. 1986. — № 3. — М.: ЦООНТИ-ФиС. — С. 29−35.
  104. Э.А. Введение // Культурная среда и ее освоение (Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу «Философское понимание человека», Великобритания, Брайтон, 21−27 авг. 1988 г.). М., 1988. — С. 3−6.
  105. Основы культурологии: Учебное пособие / Отв. ред. И. М. Быховская. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 496 с.
  106. Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985. — 485 с.
  107. Петров Райко. Идейно-этическое наследие Пьера не Кубертена // Актуальные проблемы международного олимпийского движения/ Сост. Ангел Солаков. София Пресс, 1980. — С. 7−27.
  108. Петрова Наталия. Общественно-экономические системы и развитие олимпийского движения // Актуальные проблемы междунар. олимпийского движения. София Пресс, 1980. — С. 28−44.
  109. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: учебное пос. для студентов ИФК. Изд. 2-е. Волгоград: Перемена, 1997. -152 с.
  110. А. Человеческие качества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.-302 с.
  111. Подорога Валерий. Семиозис тела // Подорога Валерий. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. — С. 166−209.
  112. В.Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии. 2005. № 11. — С. 2436.
  113. В.М. Кто такой олимпиец? Взгляд из Олимпии в настоящее время // Теория и практика физ. культуры. 2006. — № 12. — С. 54−57.
  114. Президент МОК на трибуне ООН // Междунар. журнал спортивной информации «Спорт для всех».- 1996. № 1−2. — С. 6−7.
  115. Приглашение в страну «Фэйр Плэй». М.: Исследовательский центр «Фэйр Плэй», 1993. — 37 с.
  116. А.В. Идея нравственного совершенства в социальной этике // Человек. 2004. — № 4. — С. 64—75.
  117. Пуре Анри. Вклад олимпизма в развитие отношений между людьми // Межд. спортивное движение. 1980 — № 3−4. — М.: ВНИИФК. -С. 29−36.
  118. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Изд. центр «Россия молодая». Экология, 1992.-367 с.
  119. А.Б. Структурная реформа международного олимпийского движения, осуществленная Х.А. Самаранчем // Материалы Всеросс. науч. конф. «Современные проблемы физической культуры и спорта». СПб: Изд-во «Шатон», 2003. — С. 175−177.
  120. А.Б. Международное олимпийское движение в начале XXI века: перспективы развития // Вестник спортивной науки. 2004. — № 1 (3). — С. 17−20.
  121. Т.М. Проблема всестороннего развития личностиметодологический аспект): Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1989.- 16 с.
  122. Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб, 1911.413 с.
  123. B.C. Фэйр плэй в спорте и в повседневной жизни: императив или утопия? // Теория и практика физ. культуры. 2003. — № 11.-С. 2−5.
  124. Родиченко Владимир. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). М.: Сов. спорт, 2004. — 248 с.
  125. B.C. Олимпийское образование в новой России. М.: Физкультура и спорт, 2005. — 48 с.
  126. B.C. Спорт и совесть: Учебно-методическое пособие для системы олимпийского образования. М.: Физкультура и спорт, 2007.- 144 с.
  127. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека / Пер. с аигл. М.: Изд. группа «Прогресс" — Универс, 1994. — 480 с.
  128. И.Д. Античный человек. О человеческом в человеке.- М.: Политиздат, 1991. 304 с.
  129. П.А. Развитие физической культуры и спорта -приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 1. — С. 2−8.
  130. В.М. Введение в культурологию. М.: Междунар. педагогическая академия, 1994. — 104 с.
  131. Рыхтецки Антонин, Науль Роланд. Восприятие олимпийских идеалов занимающимися и не занимающимися спортом 12- и 15-летними детьми // Междунар. форум «Молодежь-Наука-Олимпизм» 14—18 июля 1998 г., Москва: Материалы. М.: Сов. спорт, 1998. — С. 204−207.
  132. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 61−74.
  133. Х.А. Спорт, культура и искусство // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый: Сб. ст. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 9−11.
  134. О.И. Педагогическая технология реализации культурного потенциала игровых видов спорта. Москва-Малаховка, МГИУ, 2000. — 204 с.
  135. М.Я. Олимпийская идея в противоречиях российского общественного сознания // Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория, практика: Межвуз. сб. научных материалов. -Воронеж, 1998.-С. 35−39.
  136. М.Я. Очерки социокультурных процессов. Голицыно, 2005.- 112 с.
  137. Сеилерова Божена. Философские аспекты проблемы всесторонне развитой личности: Автореф. дис.. докт. филос. наук. М., 1988.-56 с.
  138. H.JI. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: М: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  139. В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 24 с.
  140. С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование 1999. — № 8. — С. 159−167.
  141. Симпозиум «Актуальность П. де Кубертена» // Международное спортивное движение. Экспресс-информация, вып. 11. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986.-С. 9−11.
  142. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.
  143. Совершенный Человек. Теология и философия образа. М.: Валент, 1997.-448 с.
  144. Современный человек: Цели, ценности, идеалы. Вып. I.: Реферативный сборник. М., 1988. — 236 с.
  145. П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.1056 с.
  146. Социология: Учеб. пос. Под ред. Д. С. Клементьева. М.: Филол. о-во «СЛОВО"Ж Изд-во Эксмо, 2004. — 479 с.
  147. Л.П. Социально-философская концепция целостности личности: Автореферат дис.. докт. филос. наук. М., 1989. -36 с.
  148. М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (Опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. 1991. — № 3. -С. 140−151.
  149. B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии 1994. — № 6. — С. 10−21.
  150. В.И. К вопросу об идеалах и целях современного олимпийского движения // Роль, функции и актуальные проблемы олимпийского движения. М., ВНИИФК, 1984. — С. 22−33.
  151. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. — № 4. — С. 78−92.
  152. В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи: Методические разработки для аспирантов и слушателей ВШТ. М.: ГЦОЛИФК, 1989.-33 с.
  153. В.И. Гуманистический потенциал спорта и его реализация в современных условиях // СпАрт (Духовность. Спорт. Искусство). Вып. первый: Сб. Москва-Смоленск: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, СОА, 1996. — С. 42−56.
  154. В.И. Кубертеновский идеал олимпийца и его реализация в современных условиях // Олимпийское движение и социальные процесс: Материалы V Всеросс. научно-практич. конф., посвящ. 100-летию МОК. М., 1996. — С. 8−18.
  155. В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй: Сб. ст. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 141−314.
  156. В.И. Олимпийский атлет и спартианец две модели гармонично развитой личности // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй: Сб. ст. — М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. -С. 74−94.
  157. В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой: Сб./Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 71−233.
  158. В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий: сб. ст. М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 54−263.
  159. В.И. Проблема «новой философии» современного олимпийского движения на пороге XXI столетия // Междунар. журнал спортивной информации «Спорт для всех». 1998. — N° 3−4. — С. 23−24.
  160. В.И. Олимпизм как гуманистическая философская концепция // Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск первый: Сб. ст. М.: МГИУ, 2000. — С. 195−230.
  161. В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М.: Физическая культура, 2004. — 400 с.
  162. В.И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) // Гуманистика соревнования. Вып. 3: Сб. ст. -М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГУФК, 2005.-С. 5−123.i
Заполнить форму текущей работой