Обоснование медико-психологической тактики лечения пациентов врачом стаматологом общей практики
Актуальность диссертационной работы обусловлена тенденциями развития современной медицинской науки, нацеленной на выявление глубинных причин возникновения и развития у человека стоматологических заболеваний, а также методов их эффективной профилактики, своевременной диагностики и высокорезультативной терапии. Важное место в изменении ландшафта медицинской науки и практики, в соответствии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕДИЦИНСКОЕ (СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ) И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЫБОРА ВРАЧЕБНОЙ ТАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО
- СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
- 1. 1. Медицинская (стоматологическая) составляющая врачебной тактики лечения стоматологических больных
- 1. 2. Психологическая составляющая врачебной тактики лечения стоматологических больных
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Характеристика экспериментальной базы исследования экспериментальных групп 38 2.2. Методика изучения коммуникативных стилей врачей-стоматологов
- 2. 3. Методика изучения моделей взаимодействия врачей-стоматологов с пациентами
- 2. 4. Методика изучения субъективной удовлетворенности пациента ходом и результатом лечения
- 2. 5. Статистическая обработка результатов исследования
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 90 3.1. Модели взаимодействия врача-стоматолога с пациентом как предмет психологического теоретического осмысления и экспериментального изучения
- 3. 2. Теоретические и прикладные аспекты изучения степени эффективности моделей взаимодействия врача-стоматолога с пациентом
- 3. 3. Формирование у врача-стоматолога умений и навыков выстраивания диалога с пациентом в соответствии с эффективной моделью взаимодействия
Обоснование медико-психологической тактики лечения пациентов врачом стаматологом общей практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы, связанные с разработкой тактики лечения, всегда находились в фокусе внимания научной медицины. В разные исторические периоды представления о том, какой должна быть тактика лечения были различными. Эти представления по-разному обосновывались и потому получали различное практическое воплощение. Не исключением, в этом отношении, является и наше время. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнения то, что эффективная и результативная тактика лечения должна в полной мере учитывать психологические факторы, определяющие специфику всего человеческого бытия [1, 2, 40, 70, 88,168,173,179,186, 198, 201].
Попытки учета психологической проблематики в процессе разработки тактики лечения предпринимались многократно. Вполне можно утверждать, что, начиная со второй половины XX века, с момента вхождения психологии в число наиболее перспективных научных дисциплин, медицина стала искать отвечающие требованиям времени пути сближения с психологией в части совместного формирования оправданной в конкретной ситуации и условиях тактики лечения. Такое сближение наметилось и в стоматологии. Однако, несмотря на многочисленные усилия, направленные на оптимизацию процесса определения тактики лечения стоматологических больных, в частности, на выработку медико-психологической тактики их реабилитации, эта проблема ещё далека от полного решения [12, 24, 31, 43, 72, 75, 76,147].
Есть ряд причин, не позволивших достичь желаемого результата в интеграции медицинского и психологического знания, не позволивших теоретически обосновать способы формирования и выбора медико-психологической тактики лечения стоматологических больных. Среди них: отсутствие выверенного определения понятия «медико-психологическая тактика лечения» (наличествует лишь определение медицинской тактики лечения) — недостаточность научного осмысления концептуального, функционального, прагматического аспектов понятия «медико-психологическая тактика лечения" — неразработанность нормативных, методологических, методических, алгоритмических основ процесса выработки врачом медико-психологической тактики леченияи, наконец, недостаточное количество исследовательских данных, позволяющих в широкой экспериментальной перспективе увидеть роль и место медико-психологической тактики лечения в общем взаимодействии врача и пациента [114,123,129,130,141,147,150,158,161,162,176,188,192].
Значимость для развития медицинской науки и практики, в том числе и в сфере стоматологии, устранения перечисленных выше причин, тормозящих глубинную интеграцию медицинской и психологической наук, очевидна.
Одним из шагов на пути устранения этих причин, должно стать изучение того, как нужно в процессе выработки медико-психологической тактики лечения стоматологических больных учитывать такие психологические составляющие взаимодействия врача-стоматолога и пациента как: модель профессионального поведения врача, его коммуникативный стиль, психологические особенности стоматологического пациента, его психологическое состояние. Изучение этой проблематики и составляет основной предмет настоящего диссертационного исследования.
Актуальность диссертационной работы обусловлена тенденциями развития современной медицинской науки, нацеленной на выявление глубинных причин возникновения и развития у человека стоматологических заболеваний, а также методов их эффективной профилактики, своевременной диагностики и высокорезультативной терапии. Важное место в изменении ландшафта медицинской науки и практики, в соответствии с современными тенденциями развития медицинской мысли, принадлежит никогда не уходившей на вторые планы проблематике обоснования, выработки и реализации научно-обоснованных тактик лечения, в частности стоматологических заболеваний. В настоящее время эта проблематика приобрела соответствующее духу развития науки звучание, она наполнилась междисциплинарным содержанием. Следствием такой трансформации выступила необходимость обосновать, разработать и широко апробировать тактики лечения, базирующиеся на медико-психологическом фундаменте. Попытка обосновать медико-психологическую тактику лечения стоматологических больных и предпринята в настоящей диссертационной работе. Поскольку исследования, выполненные в таком направлении, практически отсутствуют в стоматологии, тема диссертационной работы является актуальной.
Цель исследования.
Повышение эффективности стоматологического лечения больных путем разработки и реализации врачом-стоматологом медико-психологической тактики их ведения.
Задачи исследования.
Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:
1. Определить концептуальное содержание, функциональный смысл, прагматическое значение понятия «медико-психологическая тактика лечения».
2. Определить медицинские и психологические условия эффективной реализации медико-психологической тактики диагностики и лечения больных с патологией твердых тканей зубов.
3. Определить совокупность медицинских и психологических факторов, необходимых и достаточных для обоснованного выбора врачом-стоматологом медико-психологической тактики лечения стоматологических заболеваний.
4. Разработать эффективную методику выявления специфики взаимодействия врача-стоматолога общей практики с пациентом на этапах диагностики и лечения кариеса зубов.
5. Разработать алгоритм использования в практике врача-стоматолога приемов и способов выбора оптимальной медико-психологической тактики лечения стоматологических больных.
Научная новизна Научно обосновано и содержательно определено понятие «медико-психологическая тактика лечения» пациентов врачом-стоматологом. Разработана совокупность способов и приемов, позволяющих врачу-стоматологу общей практики на выверенных научных основаниях осуществлять выбор соответствующей медико-психологической тактики лечения стоматологических больных. Создана и апробирована методика определения модели взаимодействия врача-стоматолога общей практики с пациентом в процессе лечения патологии твердых тканей зубов. Сформулирован ряд методических рекомендаций для врача-стоматолога общей практики, касающихся выбора обоснованной медико-психологической тактики лечения.
Практическая значимость.
Результаты осуществленной исследовательской работы могут быть использованы в стоматологической практике для оптимизации выбора врачом-стоматологом медико-психологической тактики лечения больных. По итогам исследования разработана программа для обучения в тренинговой форме студентов стоматологических факультетов и слушателей системы повышения квалификации медицинских вузов использованию в лечебной практике эффективных стилей общения со стоматологическим пациентом. Материалы диссертационного исследования в условиях их практического использования в контексте лечебно-диагностического процесса позволяют повысить качество врачебного вмешательства и удовлетворенность стоматологического больного ходом и результатами терапии.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Эффективность терапии кариеса зубов повышается, если алгоритм профессионального врачебного вмешательства, являющийся частью структуры медико-психологической тактики лечения стоматологических больных, выстраивается с учетом психологической компоненты, реализуемой через совокупность действий, операций, приемов, способов взаимодействия с пациентом, отбираемых врачом-стоматологом общей практики в соответствии с целями и порядком лечения для: стимулирования эффективного поведения больного, минимизации его негативных переживаний, связанных с процессом лечения.
2. Удовлетворенность стоматологического пациента ходом и результатом стоматологического лечения повышается при использовании врачом-стоматологом общей практики коллегиальной (оптимальной) модели взаимодействия с больным.
Личный вклад.
Личный вклад автора заключается в самостоятельном комплексном обследовании 400 пациентов, а также в психодиагностическом тестировании 200 врачей-стоматологов общей практики, которых распределили на 4 группы в соответствии с разработанными критериями включения, не включения и исключения, в контроле при лечении стоматологических больных — бойцов ОМОН г. Москвы по поводу среднего кариеса жевательной группы зубов. Соискатель самостоятельно проанализировала полученные данные, осуществила их статистическую обработку, подготовила диссертацию и автореферат.
Апробация диссертации Основные положения диссертации доложены, обсуждены и одобрены на VII Всероссийской научно-практическая конференция «Образование, наука и практика в стоматологии» по объединенной тематике «ЗБ-технологии» новое развитие стоматологии" ЪТ> — «Думать. Действовать. Достигать» (Москва, 2010) и на заседании кафедр стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО, педагогики и психологии, микробиологии, иммунологии и вирусологии, госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ 14 апреля 2010 года (протокол № 29).
Внедрение результатов исследования Результаты исследования внедрены в клиническую практику кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО ГОУ ВПО МГМСУ, в учебный процесс студентов, интернов и ординаторов, слушателей ФПДО, а также в работу научно-практических подразделений Московского государственного медико-стоматологического университета.
Публикации.
По материалам диссертации опубликованы 3 печатные работы, в том числе 1 в журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Объем и структура диссертации Диссертация изложена на 137 страницах компьютерного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной материалам и методам исследований, двух глав собственных наблюдений, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, содержащего 168 отечественных и 40 иностранных источников. Диссертационная работа иллюстрирована 19 таблицами и 25 рисунками.
выводы.
1. Анализ структуры и содержания процесса повышения качества лечения стоматологических больных позволил сформулировать определение психологической компоненты медико-психологической тактики лечения, как совокупности врачебных действий, операций, приемов, способов, ориентированных на достижение оптимальных поведенческих реакций пациента и на сведение к минимуму его негативных переживаний, связанных с процессом лечения.
2. Врачи-стоматологи, пользующиеся преимущественно коммуникативным стилем «подавление», взаимодействуют с пациентом посредством инженерной модели, стилем «подчинение» — патерналистской, стилем «избегание» — контрактной, а стилем «сотрудничество» и «компромисс» коллегиальной модели.
3. Величины коэффициентов ранговой корреляции Спирмена демонстрируют, что связь между стилями коммуникации и моделями взаимодействия врача-стоматолога со стоматологическим больным по всей выборке и всем группам (№№ 1−4), статистически значимые, сильные г = 0,8).
4. Большинство стоматологических больных предпочитают взаимодействовать с врачом стоматологом по схеме коллегиальной модели взаимодействия (38,3%), в то время как инженерная модель принимается пациента в 3 раза реже (11,7).
5. Коммуникативный стиль «сотрудничество» и коллегиальная модель взаимодействия в процессе диагностики и лечения стоматологических больных является оптимальным алгоритмом медико-психологической тактики лечения стоматологических больных в практике врача-стоматолога.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Разработанный нами социально-психологический опросник «Модели взаимодействия врача-стоматолога со стоматологическим больным по Р. Витчу» может быть рекомендован для определения предпочитаемой врачом-стоматологом модели взаимодействия со стоматологическими больными, с целью последующей ее коррекции, что позволит повысить эффективность профессиональной лечебно-диагностической помощи.
2. Разработанный нами социально-психологический опросник -«Удовлетворенность стоматологического пациента взаимодействием с врачом-стоматологом» может быть рекомендован для изучения отношения больного к установившимся взаимоотношениям с врачом-стоматологом, к ходу и результатам лечения. Результаты, полученные с помощью опросника, являются одним из показателей, характеризующих качество жизни больного.
3. Разработанная нами учебная программа курса «Социально-психологический тренинг делового и партнерского общения (в рамках коллегиальной модели взаимодействия) для врачей-стоматологов» может стать основой для процесса обучения студентов стоматологических факультетов и слушателей системы повышения квалификации медицинских вузов использованию в лечебной практике эффективных стилей общения со стоматологическими пациентами.
4. При составлении типового договора на оказание лечебных стоматологических услуг необходимо закладывать в его текст характеристики коллегиальной модели взаимодействия врача-стоматолога с пациентом.
5. Уверенное владение коллегиальной моделью взаимодействия с больным следует считать профессионально важным качеством врача-стоматолога.
Список литературы
- Абакаров С.И. Номенклатура специальностей специалистов с высшим образованием и рекомендации по внесению в неё изменений. //Стоматология нового тысячелетия. Сб. тезисов МГМСУ. М., 2002. -С.111−112.
- Абакаров С.И. Перспективы совершенствования образовательной системы подготовки специалистов стоматологического профиля в РФ. //Институт стоматологии. 2002. — № 1. — С.7−8.
- Акмалова Г. М. Состояние краевой адаптации пломб в зубах, леченных композитным материалом Quixfil. / Г. М. Акмалова, Г. И. Ронь // Новости Densply. 2006. — № 12 — С.28−29.
- Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 1999.
- Александрова Н.В., Тарабанова В. А., Эйдемиллер Э. Г. Коммуникативная компетентность эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. — 1999.
- Александровский Ю.К., Ситников В. П., Лорченко В. Е. Эффективность подготовки врачей-оториноларингологов через интернатуру. // III съезд оториноларингологов республики Беларусь. Сб. науч. тр. Минск, 1992. -С.9−10.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991
- Алимский A.B. Проблемы последипломной подготовки врачей-стоматологов. //Стоматология. 1997. — № 2. — С.66−67.
- Альбуханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы обшения // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Ю.Алямовский В. В. Клинико-технологические условия применения светоотверждаемых композиционных пломбировочных материалов. / В. В. Алямовский // Красноярск: изд-во КГПУ 2000 — 128 с.
- И.Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.
- Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
- Андреевой Г. М., Яноушека Я. Общение и оптимизация совместной деятельности М.: Изд-во МГУ, — 1987.
- Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, 2000.
- Анисимова Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2002.
- Артамонов Р.Г., Фёдорова Т. А., Крыман Г. А., Евсеева Т. И. Об эффективности одногодичной специализации (интернатуры) по клиническим специальностям и путях её повышения. //'Клиническая медицина. 1991. — № 11. — С.101−103.
- Артамонова Г. В. Результаты объективной оценки качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях// Бюлл. НИИ социальной гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Н. А. Семашко. 2002. — Вып.1. — С.80.
- Арутюнов С.Д., Цветкова Л. А. Методика обучения в клинической интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» //Кафедра. 2002. — № 3. — С.40−42.
- Арутюнов С.Д., Цветкова Л. А. Рабочая учебная программа первичной профессиональной подготовки (интернатуры) по специальности 40 401 «Стоматология». Утверждена на заседании методической комиссии по специальности 40 400 «Стоматология». М., 2002. — С. 12.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерности, основы и методы. М., 1980. — С.143−156.
- Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.
- Афанасьев Ю.Н., Строганов A.C. и Шеховцев С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. М.: Изд. РГГУ, 1999. — 55 с.
- Афанасьева О.Ю., Воронин В. А., Табатадзе В. Г. Права пациентов при оказании стоматологической помощи // Социальное и пенсионное право, 2006, № 6
- Бадалян К. Ю, Григорьянц Л. А., Томазов М. В., Рабинович С. А. и соавт. Врачебная тактика при болевом синдроме, связанном с выведением пломбировочного материала в нижнечелюстной канал. // Зндодонтия. -М., 2002. — Том.2.№ 1−2. — С.15−18.
- Бадалян К.Ю. Тактика лечения и профилактика при выведении пломбировочного материала.// Клиническая стоматология. М., — 2001. -№ 1. — С.38−42.
- Бадалян К. Ю. Григорьянцем Л.А., Измайловой З.В.Тактика оказания помощи при обострении хронических периапикальных процессов. // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. М., — 2001. — С.92−93.
- Балькенхоль М. Композиты с микронаполнителями «прошлое или будущее»./ Маркус Балькенхоль, Нитзан Бичачо // Клиническая стоматология — 2002 — № 4 — С.4−8.
- Барер Г. М. Реализация концепции совершенствования стоматологического образования в России. //Методические проблемы совершенствования высшего медицинского образования. Сб. науч. тр. МГМСУ, Ч. 2. М., 2001. — С.41−45.
- Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999
- Батаршев A.B. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004.
- Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. Киев: София, 2002.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997. — С.115.
- Билли Д.А. Химическое удаление кариозного дентина: обзор техник и последних разработок. / Д. А. Билли, Х. П. Иип, А. Г. Стивенсон. // ДентАрт 2000. — № 2 — С.57−61.
- Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. -М.: ФАИР-Пресс, 2002.
- Блунк У. Адгезивные системы: обзор и сравнение / У. Блунк // ДентАрт — 2003. № 2 — С.5−11 (часть I).
- Блунк У. Адгезивные системы: обзор и сравнение / У. Блунк // ДентАрт — 2003. № 3 — С.25−30 (часть II).
- Богин В. Как стать врачом в Америке. // Кафедра. 2002. — № 3. — С. 6979.
- Бодапев A.A. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бойко В.В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том 1. «Ккиника -под ключ». СПб., — 2009. — 1008 с.
- Бокучава Э.Г. Методические подходы к оценке качества техники прямой эстетической реставрации зубов. Дис. .канд. мед. наук. М., — 2009. — 145 с.
- Борисенко A.B. Композиционные пломбировочные материалы. / A.B. Борисенко // Киев: Книга плюс. 1998. — С.64−71.
- Боровский Е.В. Кариес зубов: препарирование и пломбирование. М.: «Стоматология» — 2001. — 143 с.
- Боровский E.B. Проблемы стоматологии. //Стоматология. 1992. — № 3−6. — С.6−8.
- Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология./ Е. В. Боровский М: «Медицинское информационное агенство». — 2003. — 797 с.
- Боровский Е.В. Пути повышения качества лечебной работы / Е. В. Боровский // Стоматология. 1997. — № 1. — С.65−68.
- Брудный A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
- Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач). 2-е изд., дораб. -Самара: Самар. Дом печати, 1999.
- Будик И.Б. Методические основы формирования профессионально значимых качеств специалиста в условиях колледжа. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.- 169 с.
- Васильева И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М., 1985.
- Введенская JI.A., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие. -Ростов н/Д.: Март, 2001.
- Введенская C.B. Выбор пломбировочного материала серии X для восстановления зубов./ C.B. Введенская. // Новости Densply. 2005. — № 11 — С. 14−17.
- Введенская C.B. Долговечная реставрация, мифы и реальность./ C.B. Введенская. // Новости Densply. 2006. — № 12. — С.24−26.
- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.- М.: Прайм-ЕВРОЗНАК- ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Вимлерсхаузен-Ценхен Б. Показания и ограничения. / Б. Вимлерсхаузен-Ценхен, К. П. Эрнст. //Клиническая стоматология 1999. — № 2. — С.4.
- Власов В.В. Современный процесс стандартизации в российской медицине. Международный журнал медицинской практики, (2000)2:5−12.
- Власов B.B. Введение в доказательную медицину, М.: МедиаСфера, 2001.-392с.
- Власов В.В. Эпидемиология ГЭОТАР-МЕД, (2004) 464с.
- Власов JI.B., Сементовская В. К. Деловое общение: заметки о служебных разговорах, спорах. JL, 1980.
- Волков В.Е. Последипломная подготовка врачей (мнение интерна). //Здравоохранение РФ. 1996. — № 1. — С.3−5.
- Волков В.Е., Бирг Н. А., Сапёров В. Н., Максимов Ю. Г., Макарова Н. В., Борисов В. Г. Одногодичная последипломная специализация врачей (интернатура). Время перемен. //Вопросы клинической медицины. -Чебоксары, 1991. С.10−12.
- Волков В.Е., Шарапова О. В., Бирг H.A., Борисов В. Г. Суждение интернов о современном состоянии первичной специализации. //Медицинский журнал Чувашии. 1995. — № 1−2. — С.3−4.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989. — 59 с.
- Володин Н. Н. Панорама стоматологического образования. //Кефедра.2002.-№ 1.-С. 10−15.
- Володин H.H. Где в России учат на стоматолога? //Кафедра. 2002. № 2. -С. 16−17.
- Воробьев К.П. (2005С) Доказательная медицина в теории и практике лечения критических состояний. Украшський журнал екстремально!' медицини, 1(Д): 15−24.
- Воробьев К.П. Доказательная медицина новая методология медицинской практики. Часть III. Клиническая эпидемиология -методологическая основа доказательной медицины. Украшський медичний альманах, (2005А) 2: 32−36- Часть IY. (2005В) 3: С.35−39.
- Выготский JI.C., Волкова А. Г., Гридина B.C., Ионин А. П., Игнатова Г. Л. Методология подготовки врачей-интернов в терапевтической клинике.
- Новые технологии профилактики, диагностики, лечения в клинике внутренних болезней. //Материалы научно практической конференции Башкирии. 18−19 ноября 1996 г. — Челябинск, 1996. -Вып.1. — С.83−85.
- Гайдаров Г. М. Контроль качества и эффективности медицинской помощи в клинике медицинского ВУЗа // Проблема социальной гигиены и история медицины. 1996. — № 3. — С.3−6.
- Гинали В.Н., Воронин С. В., Кузнецова Э. В., Лебедева Т. В., Терешкина Л. В. Проблемы последипломной подготовки врачей-стоматологов. — Смоленск, 1999.- Юс.
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
- Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.
- Горьков В.А. Концепция и концептуальные модели психофармакологии // Вестник РАМН. 1996. — № 4. — С.51−54.
- Григорьянц Л.А., Бадалян К. Ю., Насырова Н. В. Тактика лечения больных с выведенным пломбировочным материалом за пределы корня зуба. // Труды VI Международного съезда челюстно- лицевых хирургов и стоматологов. М., — 2000. — С.81−82.
- Григорьянцем Л.А., Бадалян К. Ю., Арутюнян К.Э Врачебная тактика при выведении пломбировочного материала в верхнечелюстной синус.-Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стоматология сегодня и завтра» М., — 2003. — С. 17−18.
- Грютцнер А. ИксПи Бойд универсальная адгезивная система для техники тотального протравливания. Краевое прилегание и микроморфология. / А. Грютцнер // ДентАрт 2007. — № 3 — С.49−55.
- Грютцнер А. Ксено V однокомпонентный самопротравливающий адгезив./ А. Грютцнер.// ДентАрт — 2008. — № 1 — С.49−53.
- Грютцнер А. Новые адгезивные системы. / А. Грютцнер // ДентАрт -1996. № 3 — С.9−13.
- Губергриц Н.Б., Лукашевич Г. М., Загоренко Ю. А., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Газета «Новости медицины и фармации» 3−4(269−270) 2009 / Справочник специалиста
- Делендик А.И. Организация и совершенствование работы врача-стоматолога общей практики. Дис. канд. мед. наук. Минск, 2000. — 141 с.
- Денисов И.Н., Косарев И. И. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы: учебное пособие. М., -- 1998. — 141 с.
- Дерябин Е.И., Варганова Н. В. О постдипломной подготовке врачей-стоматологов. //Стоматология. 2000. — № 3. — 2000. — С.59.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб: Речь, 2004.
- Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2000.
- Ервандян А.Г. Клинико-лабораторное обоснование применения адгезионных мостовидных протезов из ормокеров и волоконных материалов: Дисс.. канд. мед. наук. -М., 2005. — 140 с.
- Иванова E.H. Эффективное общение и конфликты. СПб, 1997.
- Калганова С.И. Выбор стратегии лечения у пациентов с дистальной окклюзией I подкласса’II класса.//Стоматология М., — 2005. — № 4. -С.23−26.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., — 1995.
- Каримов Ю.Р. Клинические возможности материала Esthet-X. / Ю. Р. Каримов // Новости Densply. 2006. — № 12 — С.20−23.
- Кироглов М.М., Шапкин Ю. Г., Моррисон В. В., Краснова Л. В. Проблемы клинической интернатуры по терапии. -М., 1999. С. 6.
- Кирюшенков В.М., Попова Е. В., Вагнер В. Д. Врач-стоматолог семейный позитивная реальность. //Стоматология для всех. — 2001. — № 1. — С.4−5.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга / Ярославль НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 1992.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дис. канд. наук. -М., -1981.
- Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариан тные аспекты. -М., 1999. — С. 144.
- Кораблина Е.П., Ронгинский М. Ю., Тутушкина М. К. Методы диагностики стратегии поведения в ситуации общения /. СПб., -- 1993.
- Костиленко Ю. Устойчивость зубной эмали к декальцинирующим реагентам в контексте этиопатогенеза кариеса / Ю. Костиленко, Я. Бойко // ДентАрт 2007 — № 3 — С.24−29.
- Косырева Т.М., Щербаха В. И., Бутуев С. М. Обоснование тактики лечения гемангиом челюстно-лицевой области у детей в ранние сроки. Материал конференции «Стоматология» С.Пб., — 2003. — С.73−75.
- Кудрявцева Т.В. Оптимизация подготовки стоматологических кадров в условиях реформирования высшего медицинского образования. Дисс. докт. мед. наук. СПб., 2000. — 361 с.
- Кудрявцева Т.В. Профессиональная подготовка стоматологических кадров в странах Европы. //Пародонтология. 2000. — № 1. — С.3−6.
- Купцова М.Ф. Роль (значение) клинической базы в последипломной подготовке врачей. //11-е Захарьинские чтения. Тез. Науч. докл. Пенза, 1995.-С.114−116.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., — 1999.
- Лабунской В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения Ростов н/Д, — 1990.
- Леман К., Хельвиг Э. Основы терапевтической и ортопедической стоматологии. // Под ред. Абакарова С. И., Макеева В. Ф. пер. с нем. -Львов: ГалДент, 1999. — 262 с.
- Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
- Леонтьев A.A. Психология общения: Учеб. пособие. 3-е изд. — М.: Смысл, -1999.
- Леонтьев В.К., Алимский A.B., Шестаков В. Г. Состояние стоматологической помощи населению и перспективы её развития. //Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны. Сб. науч. тр. М., — 1991. — С.5−11.
- Леонтьев В.К., Бородина Т. В. Стоматолог как семейный врач. //Медпомощь. 1995. — № 6. — С.6−7.
- Леонтьев В.К. Основные направления профилактики кариеса зубов, механизм их действия и тенденции развития / В. К. Леонтьев, О. Г. Авраамова // Актуальные проблемы стоматологии: Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф М., — 2001. — С.321−328.
- Лехан В.М., Вороненко Ю. В., Максименко О. П. Ешдем1олопчш методи вивчення нешфекцшних захворювань. Навчальний пос1опик.-Дншропетровськ: «АРТ-ПРЕС», (2004) 184с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии М.: Наука, 1981.
- Ломов Б.Ф., Беляева A.B., Носуленко В. Н. Психологические исследования общения М.: Наука, 1985.
- Лукацкий М.А., Остренкова М. Е. Психология. Учебник для медицинских вузов М., — 2010.
- Максимова О.П. Возвращение к врачебному подходу при лечении кариеса зубов. / О. П. Максимова, Е. П. Рыбникова, С. А. Пстлев // Клиническая стоматология 2004 — № 1 (29). — С. 10−13.
- Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. Учебник под ред.// М.:Медицина, — 2002. — 640 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, — 1997. — С.32.
- Маунт Г., Нгоу X. Минимальная интервенция: новая концепция оперативной стоматологии //ДентАрт 2001. — № 4 — С.12−19.
- Маут Г. Дж. Стоматология минимального вмешательства: классификация полостей./ Греэхем Дж. Маут// ДентАрт 2005. — .N"3 -С.10−13.
- Мелибруда Е. Я Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986.
- Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты к пути их преодоления. СПб., 2004.
- Меркушев В.В. Активные методы обучения в медицинском ВУЗе. М.: МЗРФ, 1991.-119 с.
- Миллер В.Д. Руководство по терапевтической стоматологии // Пер. с нем. А. Г. Файнберга. Н. Новгород: Изд-во НГМА «Медицинская книга». -1998. — С.240.
- Моисеев C.B. Медицина, основанная на доказательствах // Доказательная медицина в России. —1999. С. 18−21.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
- Мчелидзе Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -СПб., 1997.-20с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева. -М., Воронеж, 1995.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., МГУ, 1998. — С. 14−18.
- Николаев А.И., Цепов JI.M. Реставрационные системы будущее терапевтической стоматологии // Маэстро стоматологии. — № 6. — 2002. С. 18−27.
- Николаенко С.А. Влияние зернистости боров и скорости их вращения на величину адгезии композитов к эмали. // Клиническая стоматология -2004.-№ 1(29)-С.32−34.
- Новик A.A., Ионова Т. Н. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: «OJIMA-ПРЕСС Звездный мир», 2002. — 320 с.
- Новик A.A., Ионова Т. И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. СПб.: «Элби», 1999. — 140 с.
- Нэпн М. Невербальное общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, -1990.
- Орестова Е. Прорыв в образовании психология в медвузах. // Кафедра. — 2002. — № 3. — С.36.
- Остренкова М.Е. Управление межличностными конфликтами в организации: теоретические и прикладные аспекты. Методические указания к курсу «Психология и педагогика». -М., 2007.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, -1989.
- Петровского A.B., Ярошевского М. Г. Психология. Словарь. М., -1990.- 175 с.
- Пиз А. Говорите точно. Радость общения и польза убеждения. М.: Эксмо-Пресс, — 2003.
- Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т.Новикова. М.: Эксмо, 2007.
- Полищук Н. (2004) Высокоспециализированная медпомощь стала недоступной. Зеркало недели, 10−16 июля.
- Пукач Л.П. Критерий самооценки как метод контроля в системе последипломного обучения врачей. //Военно-медицинский журнал, -1992.- № 11. С.24−26.
- Раздорская И.М. Теоретическое обоснование формирования профессионального мышления в системе непрерывного образования. //Организационно-экономические аспекты совершенствования медицинских кадров: Сб. науч. тр. -М., 1993. С. 102−106.
- Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2004.
- Салова A.B. Восстановление контактного пункта зубов с применением новой матричной системы ЗМ и композитного материала ЗМ «Filtek Р60» / A.B. Салова, Б. Т. Мороз, В. М. Рехачев // Институт стоматологии 1999- № 4 С.54−56.
- Синяк K.M., Гирш В. М. (2001) Ешдемюлопя з основами медичноУ паразитолог^'. Кшв: Здоров’я, 630с.
- Скакодуб A.A. Лечебно-диагностическая тактика при оказании стоматологической помощи детям с системными заболеваниями соединительной ткани// Стоматология детского возраста и профилактика.- М., 2004. — Том 3, № 2 — С.43−48.
- Скакун М.П. (2005) Основи доказовси медицини. Терношль: «Укрмедкнига», 242с.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. M., 1992.
- Соснин В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 1993.
- Табатадзе В.Г. Врач и пациент: проблемы межличностного общения в ортодонтической практике // Философия социальных коммуникаций. Волгоград, изд-во ВИЭСП, 1999.
- Табатадзе В.Г. Профессиональные требования к врачу-ортодонту в клинике детской стоматологии. Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2001.
- Тангиева Т.А. Экспертная оценка неблагоприятных исходов оказания стоматологической помощи у пациентов с факторами риска. /7 Автореф. дис.. к.м.н. М., — 2004. — 26 с.
- Томас X. Я хороший, ты хороший. М., — 1993.
- Трушковский Р. Новая техника применения композитов для боковых зубов. / Р. Трушковский // ДентАрт 2008. — № 1 — С.70−72.
- Уваренко А.Р. (2005) Доказова медицина у спектр! науково"1 ¦ <1едичяо'1 шформацп та галузево'1 гановацшно"1 полггики. Житомip: «Полюсяж 188с.
- Улитовский С. Взаимосвязь между состоянием реставраций и гигиеной полости рта. / С. Улитовский // ДентАрт 2005. — № 4 — С.63- 66.
- Улитовский С.Б. Практическая гигиена полости рта / С. Б. Улитозский. М.: Новое в стоматологии, 2002. — 328 с.
- Улитовский С.Б. Роль гигиены полости рта в развитии» заболеваний пародонта / С. Б. Улитовский // Пародонтология. 2000. — № 3. — C.2I -23.
- Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология: основы доказательной медицины, М.: МедиаСфера, (1998) — 350с.
- Фридман Дж. Изготовление композитных реставраций после иссечения фиссур./ Джордж Фридман, Фэйт Голдстеп //Клиническая стомai ология — 2004-№ 2-С. 14−18.
- Хаак Р. Стоматология Германии и портрет немецкого стоматолога. / Р. Хаак.// ДентАрт 1998. — № 1 — С. 64.
- Хьюсман Р.К., Хэтфилд Дж.Д. Фактор справедливости, или «И это после всего, что я для тебя сделал.», -М., 1992, с. 23.
- Чубенко А. В. Бабич П.Н., Лапач С. Н. (2004) Медицина, основанная на доказательствах, и современные информационные технологи. Украшський медичний часопис, 2: 49−56.
- Шестаков В.Т. Социальные факторы в системе профессиональных стандартов по стоматологии. //Стоматология. Специальный выпуск. Материалы 4 съезда стоматологической ассоциации России. Москва, 15- 19 сентября 1998 года. — С.13−14.
- Шестаков В.Т., Янушевич О. О., Леонтьев В. К. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор, М., 1992.
- Юсупова Л.Г. Обоснование протоколов диагностики и лечения гингивита: Дисс.. кандидата медицинских наук. Казань, 200?. — 211 с.
- Ahmad I. Protocols for predictable aesthetic dental restorations. -- Oxford, 2006. C. 3−21
- Ashheim K.W., Dale B.G. Esthetic Dentistry: a Clinical Approach to Techniques and Materials. St. Louis: Mosby, 2001. — P. 499 — 508.
- Banoezy J. Гармонизация стоматологического образования и учебного плана в Европе. //Маэстро. 2000. — № 2. — С.95−96.
- Ben-Sira Z. The function of the professional’s affective behavior in client satisfaction: A revised approach to social interaction theory. Journal of Health and Social Behavior, 1999.1: 73−79.
- Borgotta E.F. Franschel D. and Meyer H.J. Sotial Workers’Perception of Clients: A Study of the Caseload of a Social Agency. New York: Russell Sage Foundation, 1997. 2: 56−62.
- Bricker S.L., Langais R.P., Miller C.S. Oral diagnosis, oiai medicine- and oral treatment planning. Philadelphia, PA: Lea & Febiger, 1994.
- Bumann A., Lotzmann U. Diagnosen und Klassificationen: Angeborene Fehlbidungen und Syndrome //Funktiondiagnostik und Therapieprinzipien / Hrsg.:K.H.Ratenitschak, H.F.Wolf. Stuttgard, New York thieme, (Farbatlanten der Zahnmedizin Bdl2) 2000. — P. 274.
- Crawford A. Bain. Treatment planning in general dental practice: a problem-based approach. London, 2003. — C. 35−133
- Decup F. Restauration semi directe au composite. In: Quiicsseuce du Congres, 2000. — Paris: ADF, 2000. — P.114.
- Doyle W. Cuzziculum in Teacher Education. Paper presented at the annual meeting, of the American Educational Research Association, New Orleans, Apr. 1998. P.62.
- Faria P.T., de Oliveria Ruellas A.S., Ruellas O., Matsumoto M.A., Anselmo Lima W.T. Dentofacial Morphology of Month Breathing Children /, M.A. Matsumoto, W.T. Anselmo Lima // Braz. Dent. J. 2002. — Vol. 13. — № 2. -P. 129−132.
- Galgut P.N., Kowolik M.J., Dowsett S.A. Periodontics: current concepts and treatment strategies. London, 2001. — C. 85−103.
- Hickel R., Manhart J. Longevity of Restorations in Posterior Teeth Reasons for Failure // J. Adhesive Dent. 2001. — V. 3. — № 1. — P.45−64.
- Jedynakiewicz N., Martin N. Posterior Restorations A clinical View // The Journal of Adhesive Dentistry, 2001. — Vol. 3. — Num. 1. — F.7 — 31.
- Kantsler M.H., Gorsulowsky D.C. Patient’s attitudes regarding physical characteristics of medical care providers in dermatologic practices. Archives of Dermatology. W, 1999. C. 11−19/
- Langland O.E., Langlais R.P. Principle of dental imaging. Baltimore, MD: Williams & Wilkins, 1997
- Lee I. Treatment planning and Operative dentistry. Reader’s Digest, 1997
- Liddell A., Locker D. Dental visit satisfaction in a group if adults aged 50 years and over. Journal of Behavioral Medicine- New York, 2001. C.531−537.
- Lindsay S.J., Millar K., Milgrom P. Dental health psycology. Harwood Academic. New York, 1993
- Maslow A. Self-actualizing and Beyond. in: Challenges of Humanistic Psychology. N.Y., 1967.
- Mitchell D.A., Mitchell L., Brunton P. Oxford handbook of clinical dentistry. N.Y., 2009. — C.703−755
- Morris R.B. Strategies in dental diagnosis and treatment planning. London, 1999. — P.125−191.
- Odell E.W. Clinical problem solving in dentistry. London, 2010, — C. 163 167.
- Robert R.E. Essential dental handbook: clinical and practice management advice from the experts. Oklahoma, 2003. — C. 161−251
- Roulet J.F. The Revolution Goes On. Adhesion: The Silent Revolution in Dentistry. Berlin: Quintessence Publ. — 2000 -№ 1. P. 355 — 358.
- Rufenacht C.R. Principles of Esthetic integration / C.R. Rufenacht // Berlin: Quintessence Publishing Co, Inc, 2000 P. 37 — 43.
- Serio F.G. Understanding Dental Health. Mississipi, 1998. — C. 6i>-87
- Szasz T., Hollender M. A contribution to the philosophy of medicine: The basic models of the doctor-patient relationship. Archives of internal Medicine.
- Veatch R.M. Medical ethics. Boston, 1997.
- Wills T.A. Perseptions of clients by professional helpers. Psychological Bulletin, NY. 1987.