Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обоснование медико-психологической тактики лечения пациентов врачом стаматологом общей практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационной работы обусловлена тенденциями развития современной медицинской науки, нацеленной на выявление глубинных причин возникновения и развития у человека стоматологических заболеваний, а также методов их эффективной профилактики, своевременной диагностики и высокорезультативной терапии. Важное место в изменении ландшафта медицинской науки и практики, в соответствии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕДИЦИНСКОЕ (СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ) И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЫБОРА ВРАЧЕБНОЙ ТАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО
  • СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Медицинская (стоматологическая) составляющая врачебной тактики лечения стоматологических больных
    • 1. 2. Психологическая составляющая врачебной тактики лечения стоматологических больных
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика экспериментальной базы исследования экспериментальных групп 38 2.2. Методика изучения коммуникативных стилей врачей-стоматологов
    • 2. 3. Методика изучения моделей взаимодействия врачей-стоматологов с пациентами
    • 2. 4. Методика изучения субъективной удовлетворенности пациента ходом и результатом лечения
    • 2. 5. Статистическая обработка результатов исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 90 3.1. Модели взаимодействия врача-стоматолога с пациентом как предмет психологического теоретического осмысления и экспериментального изучения
    • 3. 2. Теоретические и прикладные аспекты изучения степени эффективности моделей взаимодействия врача-стоматолога с пациентом
    • 3. 3. Формирование у врача-стоматолога умений и навыков выстраивания диалога с пациентом в соответствии с эффективной моделью взаимодействия

Обоснование медико-психологической тактики лечения пациентов врачом стаматологом общей практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы, связанные с разработкой тактики лечения, всегда находились в фокусе внимания научной медицины. В разные исторические периоды представления о том, какой должна быть тактика лечения были различными. Эти представления по-разному обосновывались и потому получали различное практическое воплощение. Не исключением, в этом отношении, является и наше время. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнения то, что эффективная и результативная тактика лечения должна в полной мере учитывать психологические факторы, определяющие специфику всего человеческого бытия [1, 2, 40, 70, 88,168,173,179,186, 198, 201].

Попытки учета психологической проблематики в процессе разработки тактики лечения предпринимались многократно. Вполне можно утверждать, что, начиная со второй половины XX века, с момента вхождения психологии в число наиболее перспективных научных дисциплин, медицина стала искать отвечающие требованиям времени пути сближения с психологией в части совместного формирования оправданной в конкретной ситуации и условиях тактики лечения. Такое сближение наметилось и в стоматологии. Однако, несмотря на многочисленные усилия, направленные на оптимизацию процесса определения тактики лечения стоматологических больных, в частности, на выработку медико-психологической тактики их реабилитации, эта проблема ещё далека от полного решения [12, 24, 31, 43, 72, 75, 76,147].

Есть ряд причин, не позволивших достичь желаемого результата в интеграции медицинского и психологического знания, не позволивших теоретически обосновать способы формирования и выбора медико-психологической тактики лечения стоматологических больных. Среди них: отсутствие выверенного определения понятия «медико-психологическая тактика лечения» (наличествует лишь определение медицинской тактики лечения) — недостаточность научного осмысления концептуального, функционального, прагматического аспектов понятия «медико-психологическая тактика лечения" — неразработанность нормативных, методологических, методических, алгоритмических основ процесса выработки врачом медико-психологической тактики леченияи, наконец, недостаточное количество исследовательских данных, позволяющих в широкой экспериментальной перспективе увидеть роль и место медико-психологической тактики лечения в общем взаимодействии врача и пациента [114,123,129,130,141,147,150,158,161,162,176,188,192].

Значимость для развития медицинской науки и практики, в том числе и в сфере стоматологии, устранения перечисленных выше причин, тормозящих глубинную интеграцию медицинской и психологической наук, очевидна.

Одним из шагов на пути устранения этих причин, должно стать изучение того, как нужно в процессе выработки медико-психологической тактики лечения стоматологических больных учитывать такие психологические составляющие взаимодействия врача-стоматолога и пациента как: модель профессионального поведения врача, его коммуникативный стиль, психологические особенности стоматологического пациента, его психологическое состояние. Изучение этой проблематики и составляет основной предмет настоящего диссертационного исследования.

Актуальность диссертационной работы обусловлена тенденциями развития современной медицинской науки, нацеленной на выявление глубинных причин возникновения и развития у человека стоматологических заболеваний, а также методов их эффективной профилактики, своевременной диагностики и высокорезультативной терапии. Важное место в изменении ландшафта медицинской науки и практики, в соответствии с современными тенденциями развития медицинской мысли, принадлежит никогда не уходившей на вторые планы проблематике обоснования, выработки и реализации научно-обоснованных тактик лечения, в частности стоматологических заболеваний. В настоящее время эта проблематика приобрела соответствующее духу развития науки звучание, она наполнилась междисциплинарным содержанием. Следствием такой трансформации выступила необходимость обосновать, разработать и широко апробировать тактики лечения, базирующиеся на медико-психологическом фундаменте. Попытка обосновать медико-психологическую тактику лечения стоматологических больных и предпринята в настоящей диссертационной работе. Поскольку исследования, выполненные в таком направлении, практически отсутствуют в стоматологии, тема диссертационной работы является актуальной.

Цель исследования.

Повышение эффективности стоматологического лечения больных путем разработки и реализации врачом-стоматологом медико-психологической тактики их ведения.

Задачи исследования.

Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:

1. Определить концептуальное содержание, функциональный смысл, прагматическое значение понятия «медико-психологическая тактика лечения».

2. Определить медицинские и психологические условия эффективной реализации медико-психологической тактики диагностики и лечения больных с патологией твердых тканей зубов.

3. Определить совокупность медицинских и психологических факторов, необходимых и достаточных для обоснованного выбора врачом-стоматологом медико-психологической тактики лечения стоматологических заболеваний.

4. Разработать эффективную методику выявления специфики взаимодействия врача-стоматолога общей практики с пациентом на этапах диагностики и лечения кариеса зубов.

5. Разработать алгоритм использования в практике врача-стоматолога приемов и способов выбора оптимальной медико-психологической тактики лечения стоматологических больных.

Научная новизна Научно обосновано и содержательно определено понятие «медико-психологическая тактика лечения» пациентов врачом-стоматологом. Разработана совокупность способов и приемов, позволяющих врачу-стоматологу общей практики на выверенных научных основаниях осуществлять выбор соответствующей медико-психологической тактики лечения стоматологических больных. Создана и апробирована методика определения модели взаимодействия врача-стоматолога общей практики с пациентом в процессе лечения патологии твердых тканей зубов. Сформулирован ряд методических рекомендаций для врача-стоматолога общей практики, касающихся выбора обоснованной медико-психологической тактики лечения.

Практическая значимость.

Результаты осуществленной исследовательской работы могут быть использованы в стоматологической практике для оптимизации выбора врачом-стоматологом медико-психологической тактики лечения больных. По итогам исследования разработана программа для обучения в тренинговой форме студентов стоматологических факультетов и слушателей системы повышения квалификации медицинских вузов использованию в лечебной практике эффективных стилей общения со стоматологическим пациентом. Материалы диссертационного исследования в условиях их практического использования в контексте лечебно-диагностического процесса позволяют повысить качество врачебного вмешательства и удовлетворенность стоматологического больного ходом и результатами терапии.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность терапии кариеса зубов повышается, если алгоритм профессионального врачебного вмешательства, являющийся частью структуры медико-психологической тактики лечения стоматологических больных, выстраивается с учетом психологической компоненты, реализуемой через совокупность действий, операций, приемов, способов взаимодействия с пациентом, отбираемых врачом-стоматологом общей практики в соответствии с целями и порядком лечения для: стимулирования эффективного поведения больного, минимизации его негативных переживаний, связанных с процессом лечения.

2. Удовлетворенность стоматологического пациента ходом и результатом стоматологического лечения повышается при использовании врачом-стоматологом общей практики коллегиальной (оптимальной) модели взаимодействия с больным.

Личный вклад.

Личный вклад автора заключается в самостоятельном комплексном обследовании 400 пациентов, а также в психодиагностическом тестировании 200 врачей-стоматологов общей практики, которых распределили на 4 группы в соответствии с разработанными критериями включения, не включения и исключения, в контроле при лечении стоматологических больных — бойцов ОМОН г. Москвы по поводу среднего кариеса жевательной группы зубов. Соискатель самостоятельно проанализировала полученные данные, осуществила их статистическую обработку, подготовила диссертацию и автореферат.

Апробация диссертации Основные положения диссертации доложены, обсуждены и одобрены на VII Всероссийской научно-практическая конференция «Образование, наука и практика в стоматологии» по объединенной тематике «ЗБ-технологии» новое развитие стоматологии" ЪТ> — «Думать. Действовать. Достигать» (Москва, 2010) и на заседании кафедр стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО, педагогики и психологии, микробиологии, иммунологии и вирусологии, госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ 14 апреля 2010 года (протокол № 29).

Внедрение результатов исследования Результаты исследования внедрены в клиническую практику кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО ГОУ ВПО МГМСУ, в учебный процесс студентов, интернов и ординаторов, слушателей ФПДО, а также в работу научно-практических подразделений Московского государственного медико-стоматологического университета.

Публикации.

По материалам диссертации опубликованы 3 печатные работы, в том числе 1 в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Объем и структура диссертации Диссертация изложена на 137 страницах компьютерного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной материалам и методам исследований, двух глав собственных наблюдений, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, содержащего 168 отечественных и 40 иностранных источников. Диссертационная работа иллюстрирована 19 таблицами и 25 рисунками.

выводы.

1. Анализ структуры и содержания процесса повышения качества лечения стоматологических больных позволил сформулировать определение психологической компоненты медико-психологической тактики лечения, как совокупности врачебных действий, операций, приемов, способов, ориентированных на достижение оптимальных поведенческих реакций пациента и на сведение к минимуму его негативных переживаний, связанных с процессом лечения.

2. Врачи-стоматологи, пользующиеся преимущественно коммуникативным стилем «подавление», взаимодействуют с пациентом посредством инженерной модели, стилем «подчинение» — патерналистской, стилем «избегание» — контрактной, а стилем «сотрудничество» и «компромисс» коллегиальной модели.

3. Величины коэффициентов ранговой корреляции Спирмена демонстрируют, что связь между стилями коммуникации и моделями взаимодействия врача-стоматолога со стоматологическим больным по всей выборке и всем группам (№№ 1−4), статистически значимые, сильные г = 0,8).

4. Большинство стоматологических больных предпочитают взаимодействовать с врачом стоматологом по схеме коллегиальной модели взаимодействия (38,3%), в то время как инженерная модель принимается пациента в 3 раза реже (11,7).

5. Коммуникативный стиль «сотрудничество» и коллегиальная модель взаимодействия в процессе диагностики и лечения стоматологических больных является оптимальным алгоритмом медико-психологической тактики лечения стоматологических больных в практике врача-стоматолога.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Разработанный нами социально-психологический опросник «Модели взаимодействия врача-стоматолога со стоматологическим больным по Р. Витчу» может быть рекомендован для определения предпочитаемой врачом-стоматологом модели взаимодействия со стоматологическими больными, с целью последующей ее коррекции, что позволит повысить эффективность профессиональной лечебно-диагностической помощи.

2. Разработанный нами социально-психологический опросник -«Удовлетворенность стоматологического пациента взаимодействием с врачом-стоматологом» может быть рекомендован для изучения отношения больного к установившимся взаимоотношениям с врачом-стоматологом, к ходу и результатам лечения. Результаты, полученные с помощью опросника, являются одним из показателей, характеризующих качество жизни больного.

3. Разработанная нами учебная программа курса «Социально-психологический тренинг делового и партнерского общения (в рамках коллегиальной модели взаимодействия) для врачей-стоматологов» может стать основой для процесса обучения студентов стоматологических факультетов и слушателей системы повышения квалификации медицинских вузов использованию в лечебной практике эффективных стилей общения со стоматологическими пациентами.

4. При составлении типового договора на оказание лечебных стоматологических услуг необходимо закладывать в его текст характеристики коллегиальной модели взаимодействия врача-стоматолога с пациентом.

5. Уверенное владение коллегиальной моделью взаимодействия с больным следует считать профессионально важным качеством врача-стоматолога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Номенклатура специальностей специалистов с высшим образованием и рекомендации по внесению в неё изменений. //Стоматология нового тысячелетия. Сб. тезисов МГМСУ. М., 2002. -С.111−112.
  2. С.И. Перспективы совершенствования образовательной системы подготовки специалистов стоматологического профиля в РФ. //Институт стоматологии. 2002. — № 1. — С.7−8.
  3. Г. М. Состояние краевой адаптации пломб в зубах, леченных композитным материалом Quixfil. / Г. М. Акмалова, Г. И. Ронь // Новости Densply. 2006. — № 12 — С.28−29.
  4. Д.Н. Риторика: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 1999.
  5. Н.В., Тарабанова В. А., Эйдемиллер Э. Г. Коммуникативная компетентность эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. — 1999.
  6. Ю.К., Ситников В. П., Лорченко В. Е. Эффективность подготовки врачей-оториноларингологов через интернатуру. // III съезд оториноларингологов республики Беларусь. Сб. науч. тр. Минск, 1992. -С.9−10.
  7. А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991
  8. A.B. Проблемы последипломной подготовки врачей-стоматологов. //Стоматология. 1997. — № 2. — С.66−67.
  9. Альбуханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы обшения // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  10. Ю.Алямовский В. В. Клинико-технологические условия применения светоотверждаемых композиционных пломбировочных материалов. / В. В. Алямовский // Красноярск: изд-во КГПУ 2000 — 128 с.
  11. И.Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.
  12. Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
  13. Г. М., Яноушека Я. Общение и оптимизация совместной деятельности М.: Изд-во МГУ, — 1987.
  14. Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, 2000.
  15. Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2002.
  16. Р.Г., Фёдорова Т. А., Крыман Г. А., Евсеева Т. И. Об эффективности одногодичной специализации (интернатуры) по клиническим специальностям и путях её повышения. //'Клиническая медицина. 1991. — № 11. — С.101−103.
  17. Г. В. Результаты объективной оценки качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях// Бюлл. НИИ социальной гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Н. А. Семашко. 2002. — Вып.1. — С.80.
  18. С.Д., Цветкова Л. А. Методика обучения в клинической интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» //Кафедра. 2002. — № 3. — С.40−42.
  19. С.Д., Цветкова Л. А. Рабочая учебная программа первичной профессиональной подготовки (интернатуры) по специальности 40 401 «Стоматология». Утверждена на заседании методической комиссии по специальности 40 400 «Стоматология». М., 2002. — С. 12.
  20. С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерности, основы и методы. М., 1980. — С.143−156.
  21. И. Я вас слушаю. М., 1984.
  22. Ю.Н., Строганов A.C. и Шеховцев С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. М.: Изд. РГГУ, 1999. — 55 с.
  23. О.Ю., Воронин В. А., Табатадзе В. Г. Права пациентов при оказании стоматологической помощи // Социальное и пенсионное право, 2006, № 6
  24. Бадалян К. Ю, Григорьянц Л. А., Томазов М. В., Рабинович С. А. и соавт. Врачебная тактика при болевом синдроме, связанном с выведением пломбировочного материала в нижнечелюстной канал. // Зндодонтия. -М., 2002. — Том.2.№ 1−2. — С.15−18.
  25. К.Ю. Тактика лечения и профилактика при выведении пломбировочного материала.// Клиническая стоматология. М., — 2001. -№ 1. — С.38−42.
  26. К. Ю. Григорьянцем Л.А., Измайловой З.В.Тактика оказания помощи при обострении хронических периапикальных процессов. // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. М., — 2001. — С.92−93.
  27. М. Композиты с микронаполнителями «прошлое или будущее»./ Маркус Балькенхоль, Нитзан Бичачо // Клиническая стоматология — 2002 — № 4 — С.4−8.
  28. Г. М. Реализация концепции совершенствования стоматологического образования в России. //Методические проблемы совершенствования высшего медицинского образования. Сб. науч. тр. МГМСУ, Ч. 2. М., 2001. — С.41−45.
  29. A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999
  30. A.B. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004.
  31. Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. Киев: София, 2002.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  33. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997. — С.115.
  34. Д.А. Химическое удаление кариозного дентина: обзор техник и последних разработок. / Д. А. Билли, Х. П. Иип, А. Г. Стивенсон. // ДентАрт 2000. — № 2 — С.57−61.
  35. В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. -М.: ФАИР-Пресс, 2002.
  36. У. Адгезивные системы: обзор и сравнение / У. Блунк // ДентАрт — 2003. № 2 — С.5−11 (часть I).
  37. У. Адгезивные системы: обзор и сравнение / У. Блунк // ДентАрт — 2003. № 3 — С.25−30 (часть II).
  38. В. Как стать врачом в Америке. // Кафедра. 2002. — № 3. — С. 6979.
  39. A.A. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  40. В.В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том 1. «Ккиника -под ключ». СПб., — 2009. — 1008 с.
  41. Э.Г. Методические подходы к оценке качества техники прямой эстетической реставрации зубов. Дис. .канд. мед. наук. М., — 2009. — 145 с.
  42. A.B. Композиционные пломбировочные материалы. / A.B. Борисенко // Киев: Книга плюс. 1998. — С.64−71.
  43. Е.В. Кариес зубов: препарирование и пломбирование. М.: «Стоматология» — 2001. — 143 с.
  44. E.B. Проблемы стоматологии. //Стоматология. 1992. — № 3−6. — С.6−8.
  45. Е.В. Терапевтическая стоматология./ Е. В. Боровский М: «Медицинское информационное агенство». — 2003. — 797 с.
  46. Е.В. Пути повышения качества лечебной работы / Е. В. Боровский // Стоматология. 1997. — № 1. — С.65−68.
  47. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
  48. A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач). 2-е изд., дораб. -Самара: Самар. Дом печати, 1999.
  49. И.Б. Методические основы формирования профессионально значимых качеств специалиста в условиях колледжа. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.- 169 с.
  50. И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М., 1985.
  51. JI.A., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие. -Ростов н/Д.: Март, 2001.
  52. C.B. Выбор пломбировочного материала серии X для восстановления зубов./ C.B. Введенская. // Новости Densply. 2005. — № 11 — С. 14−17.
  53. C.B. Долговечная реставрация, мифы и реальность./ C.B. Введенская. // Новости Densply. 2006. — № 12. — С.24−26.
  54. Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.- М.: Прайм-ЕВРОЗНАК- ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  55. Вимлерсхаузен-Ценхен Б. Показания и ограничения. / Б. Вимлерсхаузен-Ценхен, К. П. Эрнст. //Клиническая стоматология 1999. — № 2. — С.4.
  56. В.В. Современный процесс стандартизации в российской медицине. Международный журнал медицинской практики, (2000)2:5−12.
  57. B.B. Введение в доказательную медицину, М.: МедиаСфера, 2001.-392с.
  58. В.В. Эпидемиология ГЭОТАР-МЕД, (2004) 464с.
  59. JI.B., Сементовская В. К. Деловое общение: заметки о служебных разговорах, спорах. JL, 1980.
  60. В.Е. Последипломная подготовка врачей (мнение интерна). //Здравоохранение РФ. 1996. — № 1. — С.3−5.
  61. В.Е., Бирг Н. А., Сапёров В. Н., Максимов Ю. Г., Макарова Н. В., Борисов В. Г. Одногодичная последипломная специализация врачей (интернатура). Время перемен. //Вопросы клинической медицины. -Чебоксары, 1991. С.10−12.
  62. В.Е., Шарапова О. В., Бирг H.A., Борисов В. Г. Суждение интернов о современном состоянии первичной специализации. //Медицинский журнал Чувашии. 1995. — № 1−2. — С.3−4.
  63. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989. — 59 с.
  64. Н. Н. Панорама стоматологического образования. //Кефедра.2002.-№ 1.-С. 10−15.
  65. H.H. Где в России учат на стоматолога? //Кафедра. 2002. № 2. -С. 16−17.
  66. К.П. (2005С) Доказательная медицина в теории и практике лечения критических состояний. Украшський журнал екстремально!' медицини, 1(Д): 15−24.
  67. К.П. Доказательная медицина новая методология медицинской практики. Часть III. Клиническая эпидемиология -методологическая основа доказательной медицины. Украшський медичний альманах, (2005А) 2: 32−36- Часть IY. (2005В) 3: С.35−39.
  68. JI.C., Волкова А. Г., Гридина B.C., Ионин А. П., Игнатова Г. Л. Методология подготовки врачей-интернов в терапевтической клинике.
  69. Новые технологии профилактики, диагностики, лечения в клинике внутренних болезней. //Материалы научно практической конференции Башкирии. 18−19 ноября 1996 г. — Челябинск, 1996. -Вып.1. — С.83−85.
  70. Г. М. Контроль качества и эффективности медицинской помощи в клинике медицинского ВУЗа // Проблема социальной гигиены и история медицины. 1996. — № 3. — С.3−6.
  71. В.Н., Воронин С. В., Кузнецова Э. В., Лебедева Т. В., Терешкина Л. В. Проблемы последипломной подготовки врачей-стоматологов. — Смоленск, 1999.- Юс.
  72. .М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
  73. И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.
  74. В.А. Концепция и концептуальные модели психофармакологии // Вестник РАМН. 1996. — № 4. — С.51−54.
  75. Л.А., Бадалян К. Ю., Насырова Н. В. Тактика лечения больных с выведенным пломбировочным материалом за пределы корня зуба. // Труды VI Международного съезда челюстно- лицевых хирургов и стоматологов. М., — 2000. — С.81−82.
  76. Л.А., Бадалян К. Ю., Арутюнян К.Э Врачебная тактика при выведении пломбировочного материала в верхнечелюстной синус.-Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стоматология сегодня и завтра» М., — 2003. — С. 17−18.
  77. А. ИксПи Бойд универсальная адгезивная система для техники тотального протравливания. Краевое прилегание и микроморфология. / А. Грютцнер // ДентАрт 2007. — № 3 — С.49−55.
  78. А. Ксено V однокомпонентный самопротравливающий адгезив./ А. Грютцнер.// ДентАрт — 2008. — № 1 — С.49−53.
  79. А. Новые адгезивные системы. / А. Грютцнер // ДентАрт -1996. № 3 — С.9−13.
  80. Н.Б., Лукашевич Г. М., Загоренко Ю. А., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Газета «Новости медицины и фармации» 3−4(269−270) 2009 / Справочник специалиста
  81. А.И. Организация и совершенствование работы врача-стоматолога общей практики. Дис. канд. мед. наук. Минск, 2000. — 141 с.
  82. И.Н., Косарев И. И. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы: учебное пособие. М., -- 1998. — 141 с.
  83. Е.И., Варганова Н. В. О постдипломной подготовке врачей-стоматологов. //Стоматология. 2000. — № 3. — 2000. — С.59.
  84. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб: Речь, 2004.
  85. Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2000.
  86. А.Г. Клинико-лабораторное обоснование применения адгезионных мостовидных протезов из ормокеров и волоконных материалов: Дисс.. канд. мед. наук. -М., 2005. — 140 с.
  87. E.H. Эффективное общение и конфликты. СПб, 1997.
  88. С.И. Выбор стратегии лечения у пациентов с дистальной окклюзией I подкласса’II класса.//Стоматология М., — 2005. — № 4. -С.23−26.
  89. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., — 1995.
  90. Ю.Р. Клинические возможности материала Esthet-X. / Ю. Р. Каримов // Новости Densply. 2006. — № 12 — С.20−23.
  91. М.М., Шапкин Ю. Г., Моррисон В. В., Краснова Л. В. Проблемы клинической интернатуры по терапии. -М., 1999. С. 6.
  92. В.М., Попова Е. В., Вагнер В. Д. Врач-стоматолог семейный позитивная реальность. //Стоматология для всех. — 2001. — № 1. — С.4−5.
  93. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга / Ярославль НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 1992.
  94. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дис. канд. наук. -М., -1981.
  95. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариан тные аспекты. -М., 1999. — С. 144.
  96. Е.П., Ронгинский М. Ю., Тутушкина М. К. Методы диагностики стратегии поведения в ситуации общения /. СПб., -- 1993.
  97. Ю. Устойчивость зубной эмали к декальцинирующим реагентам в контексте этиопатогенеза кариеса / Ю. Костиленко, Я. Бойко // ДентАрт 2007 — № 3 — С.24−29.
  98. Т.М., Щербаха В. И., Бутуев С. М. Обоснование тактики лечения гемангиом челюстно-лицевой области у детей в ранние сроки. Материал конференции «Стоматология» С.Пб., — 2003. — С.73−75.
  99. Т.В. Оптимизация подготовки стоматологических кадров в условиях реформирования высшего медицинского образования. Дисс. докт. мед. наук. СПб., 2000. — 361 с.
  100. Т.В. Профессиональная подготовка стоматологических кадров в странах Европы. //Пародонтология. 2000. — № 1. — С.3−6.
  101. М.Ф. Роль (значение) клинической базы в последипломной подготовке врачей. //11-е Захарьинские чтения. Тез. Науч. докл. Пенза, 1995.-С.114−116.
  102. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., — 1999.
  103. В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения Ростов н/Д, — 1990.
  104. К., Хельвиг Э. Основы терапевтической и ортопедической стоматологии. // Под ред. Абакарова С. И., Макеева В. Ф. пер. с нем. -Львов: ГалДент, 1999. — 262 с.
  105. Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  106. A.A. Психология общения: Учеб. пособие. 3-е изд. — М.: Смысл, -1999.
  107. В.К., Алимский A.B., Шестаков В. Г. Состояние стоматологической помощи населению и перспективы её развития. //Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны. Сб. науч. тр. М., — 1991. — С.5−11.
  108. В.К., Бородина Т. В. Стоматолог как семейный врач. //Медпомощь. 1995. — № 6. — С.6−7.
  109. В.К. Основные направления профилактики кариеса зубов, механизм их действия и тенденции развития / В. К. Леонтьев, О. Г. Авраамова // Актуальные проблемы стоматологии: Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф М., — 2001. — С.321−328.
  110. В.М., Вороненко Ю. В., Максименко О. П. Ешдем1олопчш методи вивчення нешфекцшних захворювань. Навчальний пос1опик.-Дншропетровськ: «АРТ-ПРЕС», (2004) 184с.
  111. .Ф. Проблема общения в психологии М.: Наука, 1981.
  112. .Ф., Беляева A.B., Носуленко В. Н. Психологические исследования общения М.: Наука, 1985.
  113. М.А., Остренкова М. Е. Психология. Учебник для медицинских вузов М., — 2010.
  114. О.П. Возвращение к врачебному подходу при лечении кариеса зубов. / О. П. Максимова, Е. П. Рыбникова, С. А. Пстлев // Клиническая стоматология 2004 — № 1 (29). — С. 10−13.
  115. Ю.М. Терапевтическая стоматология. Учебник под ред.// М.:Медицина, — 2002. — 640 с.
  116. А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, — 1997. — С.32.
  117. Г., Нгоу X. Минимальная интервенция: новая концепция оперативной стоматологии //ДентАрт 2001. — № 4 — С.12−19.
  118. Г. Дж. Стоматология минимального вмешательства: классификация полостей./ Греэхем Дж. Маут// ДентАрт 2005. — .N"3 -С.10−13.
  119. Е. Я Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986.
  120. А.Л. Трудности в общении, конфликты к пути их преодоления. СПб., 2004.
  121. В.В. Активные методы обучения в медицинском ВУЗе. М.: МЗРФ, 1991.-119 с.
  122. В.Д. Руководство по терапевтической стоматологии // Пер. с нем. А. Г. Файнберга. Н. Новгород: Изд-во НГМА «Медицинская книга». -1998. — С.240.
  123. C.B. Медицина, основанная на доказательствах // Доказательная медицина в России. —1999. С. 18−21.
  124. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
  125. Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -СПб., 1997.-20с.
  126. В.Н. Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева. -М., Воронеж, 1995.
  127. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., МГУ, 1998. — С. 14−18.
  128. А.И., Цепов JI.M. Реставрационные системы будущее терапевтической стоматологии // Маэстро стоматологии. — № 6. — 2002. С. 18−27.
  129. С.А. Влияние зернистости боров и скорости их вращения на величину адгезии композитов к эмали. // Клиническая стоматология -2004.-№ 1(29)-С.32−34.
  130. A.A., Ионова Т. Н. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: «OJIMA-ПРЕСС Звездный мир», 2002. — 320 с.
  131. A.A., Ионова Т. И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. СПб.: «Элби», 1999. — 140 с.
  132. М. Невербальное общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  133. H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, -1990.
  134. Е. Прорыв в образовании психология в медвузах. // Кафедра. — 2002. — № 3. — С.36.
  135. М.Е. Управление межличностными конфликтами в организации: теоретические и прикладные аспекты. Методические указания к курсу «Психология и педагогика». -М., 2007.
  136. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, -1989.
  137. A.B., Ярошевского М. Г. Психология. Словарь. М., -1990.- 175 с.
  138. Пиз А. Говорите точно. Радость общения и польза убеждения. М.: Эксмо-Пресс, — 2003.
  139. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т.Новикова. М.: Эксмо, 2007.
  140. Н. (2004) Высокоспециализированная медпомощь стала недоступной. Зеркало недели, 10−16 июля.
  141. Л.П. Критерий самооценки как метод контроля в системе последипломного обучения врачей. //Военно-медицинский журнал, -1992.- № 11. С.24−26.
  142. И.М. Теоретическое обоснование формирования профессионального мышления в системе непрерывного образования. //Организационно-экономические аспекты совершенствования медицинских кадров: Сб. науч. тр. -М., 1993. С. 102−106.
  143. Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2004.
  144. A.B. Восстановление контактного пункта зубов с применением новой матричной системы ЗМ и композитного материала ЗМ «Filtek Р60» / A.B. Салова, Б. Т. Мороз, В. М. Рехачев // Институт стоматологии 1999- № 4 С.54−56.
  145. K.M., Гирш В. М. (2001) Ешдемюлопя з основами медичноУ паразитолог^'. Кшв: Здоров’я, 630с.
  146. A.A. Лечебно-диагностическая тактика при оказании стоматологической помощи детям с системными заболеваниями соединительной ткани// Стоматология детского возраста и профилактика.- М., 2004. — Том 3, № 2 — С.43−48.
  147. М.П. (2005) Основи доказовси медицини. Терношль: «Укрмедкнига», 242с.
  148. О.В. Обратная связь в межличностном общении. M., 1992.
  149. В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 1993.
  150. В.Г. Врач и пациент: проблемы межличностного общения в ортодонтической практике // Философия социальных коммуникаций. Волгоград, изд-во ВИЭСП, 1999.
  151. В.Г. Профессиональные требования к врачу-ортодонту в клинике детской стоматологии. Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2001.
  152. Т.А. Экспертная оценка неблагоприятных исходов оказания стоматологической помощи у пациентов с факторами риска. /7 Автореф. дис.. к.м.н. М., — 2004. — 26 с.
  153. X. Я хороший, ты хороший. М., — 1993.
  154. Р. Новая техника применения композитов для боковых зубов. / Р. Трушковский // ДентАрт 2008. — № 1 — С.70−72.
  155. А.Р. (2005) Доказова медицина у спектр! науково"1 ¦ <1едичяо'1 шформацп та галузево'1 гановацшно"1 полггики. Житомip: «Полюсяж 188с.
  156. С. Взаимосвязь между состоянием реставраций и гигиеной полости рта. / С. Улитовский // ДентАрт 2005. — № 4 — С.63- 66.
  157. С.Б. Практическая гигиена полости рта / С. Б. Улитозский. М.: Новое в стоматологии, 2002. — 328 с.
  158. С.Б. Роль гигиены полости рта в развитии» заболеваний пародонта / С. Б. Улитовский // Пародонтология. 2000. — № 3. — C.2I -23.
  159. Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология: основы доказательной медицины, М.: МедиаСфера, (1998) — 350с.
  160. Дж. Изготовление композитных реставраций после иссечения фиссур./ Джордж Фридман, Фэйт Голдстеп //Клиническая стомai ология — 2004-№ 2-С. 14−18.
  161. Р. Стоматология Германии и портрет немецкого стоматолога. / Р. Хаак.// ДентАрт 1998. — № 1 — С. 64.
  162. Р.К., Хэтфилд Дж.Д. Фактор справедливости, или «И это после всего, что я для тебя сделал.», -М., 1992, с. 23.
  163. А. В. Бабич П.Н., Лапач С. Н. (2004) Медицина, основанная на доказательствах, и современные информационные технологи. Украшський медичний часопис, 2: 49−56.
  164. В.Т. Социальные факторы в системе профессиональных стандартов по стоматологии. //Стоматология. Специальный выпуск. Материалы 4 съезда стоматологической ассоциации России. Москва, 15- 19 сентября 1998 года. — С.13−14.
  165. В.Т., Янушевич О. О., Леонтьев В. К. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
  166. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор, М., 1992.
  167. Л.Г. Обоснование протоколов диагностики и лечения гингивита: Дисс.. кандидата медицинских наук. Казань, 200?. — 211 с.
  168. Ahmad I. Protocols for predictable aesthetic dental restorations. -- Oxford, 2006. C. 3−21
  169. Ashheim K.W., Dale B.G. Esthetic Dentistry: a Clinical Approach to Techniques and Materials. St. Louis: Mosby, 2001. — P. 499 — 508.
  170. J. Гармонизация стоматологического образования и учебного плана в Европе. //Маэстро. 2000. — № 2. — С.95−96.
  171. Ben-Sira Z. The function of the professional’s affective behavior in client satisfaction: A revised approach to social interaction theory. Journal of Health and Social Behavior, 1999.1: 73−79.
  172. Borgotta E.F. Franschel D. and Meyer H.J. Sotial Workers’Perception of Clients: A Study of the Caseload of a Social Agency. New York: Russell Sage Foundation, 1997. 2: 56−62.
  173. Bricker S.L., Langais R.P., Miller C.S. Oral diagnosis, oiai medicine- and oral treatment planning. Philadelphia, PA: Lea & Febiger, 1994.
  174. Bumann A., Lotzmann U. Diagnosen und Klassificationen: Angeborene Fehlbidungen und Syndrome //Funktiondiagnostik und Therapieprinzipien / Hrsg.:K.H.Ratenitschak, H.F.Wolf. Stuttgard, New York thieme, (Farbatlanten der Zahnmedizin Bdl2) 2000. — P. 274.
  175. Crawford A. Bain. Treatment planning in general dental practice: a problem-based approach. London, 2003. — C. 35−133
  176. Decup F. Restauration semi directe au composite. In: Quiicsseuce du Congres, 2000. — Paris: ADF, 2000. — P.114.
  177. Doyle W. Cuzziculum in Teacher Education. Paper presented at the annual meeting, of the American Educational Research Association, New Orleans, Apr. 1998. P.62.
  178. Faria P.T., de Oliveria Ruellas A.S., Ruellas O., Matsumoto M.A., Anselmo Lima W.T. Dentofacial Morphology of Month Breathing Children /, M.A. Matsumoto, W.T. Anselmo Lima // Braz. Dent. J. 2002. — Vol. 13. — № 2. -P. 129−132.
  179. Galgut P.N., Kowolik M.J., Dowsett S.A. Periodontics: current concepts and treatment strategies. London, 2001. — C. 85−103.
  180. Hickel R., Manhart J. Longevity of Restorations in Posterior Teeth Reasons for Failure // J. Adhesive Dent. 2001. — V. 3. — № 1. — P.45−64.
  181. Jedynakiewicz N., Martin N. Posterior Restorations A clinical View // The Journal of Adhesive Dentistry, 2001. — Vol. 3. — Num. 1. — F.7 — 31.
  182. Kantsler M.H., Gorsulowsky D.C. Patient’s attitudes regarding physical characteristics of medical care providers in dermatologic practices. Archives of Dermatology. W, 1999. C. 11−19/
  183. Langland O.E., Langlais R.P. Principle of dental imaging. Baltimore, MD: Williams & Wilkins, 1997
  184. Lee I. Treatment planning and Operative dentistry. Reader’s Digest, 1997
  185. Liddell A., Locker D. Dental visit satisfaction in a group if adults aged 50 years and over. Journal of Behavioral Medicine- New York, 2001. C.531−537.
  186. Lindsay S.J., Millar K., Milgrom P. Dental health psycology. Harwood Academic. New York, 1993
  187. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. in: Challenges of Humanistic Psychology. N.Y., 1967.
  188. Mitchell D.A., Mitchell L., Brunton P. Oxford handbook of clinical dentistry. N.Y., 2009. — C.703−755
  189. Morris R.B. Strategies in dental diagnosis and treatment planning. London, 1999. — P.125−191.
  190. Odell E.W. Clinical problem solving in dentistry. London, 2010, — C. 163 167.
  191. Robert R.E. Essential dental handbook: clinical and practice management advice from the experts. Oklahoma, 2003. — C. 161−251
  192. Roulet J.F. The Revolution Goes On. Adhesion: The Silent Revolution in Dentistry. Berlin: Quintessence Publ. — 2000 -№ 1. P. 355 — 358.
  193. Rufenacht C.R. Principles of Esthetic integration / C.R. Rufenacht // Berlin: Quintessence Publishing Co, Inc, 2000 P. 37 — 43.
  194. Serio F.G. Understanding Dental Health. Mississipi, 1998. — C. 6i>-87
  195. Szasz T., Hollender M. A contribution to the philosophy of medicine: The basic models of the doctor-patient relationship. Archives of internal Medicine.
  196. Veatch R.M. Medical ethics. Boston, 1997.
  197. Wills T.A. Perseptions of clients by professional helpers. Psychological Bulletin, NY. 1987.
Заполнить форму текущей работой