Управление взаимоотношениями таможенной системы с федеральным бюджетом
Следует обратить внимание на то, что при установлении достаточно напряженных заданий по сбору таможенных платежей таможенная система не в полной мере обеспечивается бюджетными средствами, необходимыми для выполнения ею своих функций. Вместе с тем важно, чтобы выделяемые средства, с одной стороны, были достаточными для функционирования таможенной системы, с другой, эффективно использовались… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические и организационные вопросы взаимоотношений таможенной системы с федеральным бюджетом
- 1. 1. Понятие и характеристика таможенных платежей и их влияние на доходы федерального бюджета
- 1. 2. Роль таможенной системы в регулировании внешнеэкономической деятельности и обеспечении доходов федерального бюджета
- 1. 3. Механизм бюджетного финансирования как фактор регулирования финансовых взаимоотношений таможенной системы с федеральным бюджетом
- Глава 2. Анализ механизма планирования доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами, и затрат на их содержание
- 2. 1. Практика планирования доходов федерального бюджета и затрат на содержание таможенных органов
- 2. 2. Динамика и структура доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами, в системе макроэкономических показателей
- 2. 3. Факторы, определяющие доходную часть федерального бюджета
- 2. 4. Анализ затрат на содержание таможенных органов
- Глава 3. Концептуальные и практические аспекты планирования и прогнозирования доходов федерального бюджета и расходов таможенных органов
- 3. 1. Планирование и прогнозирование как важнейшие элементы экономического развития
- 3. 2. Рекомендации по планированию и прогнозированию доходной части федерального бюджета, обеспечиваемой таможенными органами
- 3. 3. Рекомендации по планированию расходов таможенных органов на основе использования плановых нормативов затрат на их содержание
Управление взаимоотношениями таможенной системы с федеральным бюджетом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Федеральный бюджет Российской Федерации (РФ), являющийся по своей сути утвержденным директивным документом (финансовым планом государства), обусловливает объективную необходимость планирования его доходов, в том числе от внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В частности, необходимо выявление причинно-следственных связей и факторов, воздействующих на внешнеторговый оборот и, следовательно, на сбор доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенной системой. Иными словами, развитие ВЭД и объем сбора таможенных платежей должны быть предсказуемыми.
Взаимоотношения таможенной системы с федеральным бюджетом предполагают как выполнение таможенными органами своих основных функций, в том числе по сбору таможенных платежей на уровне планируемых Правительством РФ контрольных заданий, так и обеспечение таможенной системы финансовыми ресурсами.
Согласно сложившейся в последние годы в РФ практике низкая собираемость налогов от внутренней экономики вынуждает Министерство финансов (Минфин РФ) без экономического обоснования систематически увеличивать контрольные задания Государственному таможенному комитету (ГТК РФ) по сбору таможенных платежей. Это приводит к тому, что таможенная система РФ вынуждена основное внимание уделять фискальной функции, упуская из вида своей деятельности регулятивную и правоохранительную функции. Поэтому возникает необходимость повышения уровня обоснования контрольных заданий по сбору таможенных платежей при непосредственном участии таможенных органов, что позволит последним более качественно выполнять другие основные функции, возложенные на таможенную систему.
Следует обратить внимание на то, что при установлении достаточно напряженных заданий по сбору таможенных платежей таможенная система не в полной мере обеспечивается бюджетными средствами, необходимыми для выполнения ею своих функций. Вместе с тем важно, чтобы выделяемые средства, с одной стороны, были достаточными для функционирования таможенной системы, с другой, эффективно использовались таможенной системой по своему назначению. При этом необходимо, чтобы полнота сбора таможенных платежей обеспечивалась не только ростом внешнеторгового оборота, но и за счет внутренних резервов таможенной системы, к которым можно отнести упорядочение взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД.
Учитывая, что Россия продолжает вести переговоры по международным соглашениям в сфере ВЭД, а также то, что нередко эти переговоры зависят от степени согласованности законодательного обеспечения национального торгового режима с правилами и положениями Всемирной торговой организации (ВТО), затрагивающими основы сбора таможенных пошлин и налогов, упомянутая выше проблема, по мнению автора, приобретает особую значимость в российской таможенной практике, что очень важно для формирования федерального бюджета, работы таможенных органов и Правительства РФ.
Все это определяет актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы. В экономической литературе приводится много аргументов государственного «вмешательства» в экономику.
Пристальное внимание этой проблеме уделили Дж. М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон, А. Пезенти, К. Эклунд и др. Этими же вопросами занимались советские и российские экономисты: Абалкин Л. И., Драгилев М. С., Глазьев С. Ю., Куликов В. В., Меньшиков С. М., Радаев В. В., Цаго-лов Н.А. и др. Особенно велика была роль государства в экономике в переходные и переломные моменты истории (законы и преобразования Петра Великого в России, «Кодекс» Наполеона во Франции, новая экономическая политика (нэп) в бывшем СССР и т. п.).
Особое внимание проблеме регулирования ВЭД уделили ученые Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей при Министерстве экономики РФ, Всероссийского научноисследовательского конъюнктурного института, Института экономики РАН, Российской таможенной академии: Блинов Н. М., Барамзин С. В., Городецкий А. Е., Крашенинников В. М., Кокорев М. В., Кухаренко В. Б., Наумов В. В., Новиков В. Е., Орешкин В. А., Петров Ю. М., Пресняков В. Ю., Съедин С. И., Фаминский И. П. и другие.
Таможенными службами развитых стран накоплен богатый опыт регулирования ВЭД и планирования доходов бюджета от их деятельности при непосредственном взаимодействии с участниками ВЭД. Применительно к таможенной службе РФ эта проблема не получила достаточного освещения в научной литературе. Осталась нерешенной проблема непосредственного участия таможенных органов в прогнозировании таможенных платежей. Недостаточно изучена совокупность факторов, определяющих доходную часть федерального бюджета, обеспечиваемую таможенной системой. Отсутствует единая методика прогнозирования сбора таможенных платежей на микроуровне, то есть на уровне таможен и таможенных постов, учитывающая количественное влияние факторов на размер сбора таможенных платежей.
Вместе с тем сокращение ассигнований, выделяемых на содержание таможенных органов, требует разработки плановых нормативов затрат по многим статьям материальных расходов.
Целью диссертационного исследования является совершенствование механизма взаимодействия таможенной системы с федеральным бюджетом в интересах полноты сбора таможенных платежей и повышения эффективности деятельности таможенной системы по исполнению своих функций.
Цель и логика исследования обусловили постановку и решение следующих основных задач:
• конкретизировать методические подходы к планированию внешнеторгового оборота и методологию прогнозирования таможенных платежей;
• определить факторы, влияющие на доходную часть федерального бюджета, обеспечиваемую таможенными органами;
• раскрыть механизм бюджетного финансирования таможенной системы;
• показать роль таможенной системы в регулировании ВЭД и в обеспечении доходов федерального бюджета;
• уточнить понятие «таможенные платежи» ;
• определить обоснованность заданий по сбору таможенных платежей;
• рассмотреть необходимость применения плановых нормативов затрат на содержание таможенных органов с учетом специфики их деятельности.
Хронологические рамки исследования охватывают, в основном, 19 941 999 гг., а также и более ранние года текущего века.
Объектом исследования являются управление системой сбора таможенных платежей и механизм формирования и исполнения затрат на содержание таможенных органов.
Предметом исследования является существующий механизм функционирования взаимоотношений таможенной системы с федеральным бюджетом в условиях проводимой в России социально-экономической реформы.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам роли государства в экономике, в том числе в ВЭД, проблемам теории и практики таможенного дела, а также законодательные акты РФ, материалы Всемирной торговой организации (ВТО) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные документы органов государственного управления, научно-исследовательские работы РТА.
Информационную основу исследования составляют статистические материалы Госкомстата РФ, Минфина РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен РФ, данные Департамента казначейства и таможенной службы США, а также данные, опубликованные в российских и зарубежных изданиях.
При проведении диссертационного исследования были использованы методы аналитического, экономического и статистического анализов, логические умозаключения, элементы диалектико-системного анализа и ситуационного подхода, выборочные исследования, графические построения. Обработка данных велась на ПВЭМ с использованием пакета MS Excel. Научная новизна работы заключается в следующем:
• разработаны методические подходы к планированию внешнеторгового оборота на основе использования данных бизнес-планов участников ВЭД;
• выявлены факторы, определяющие доходную часть федерального бюджета, обеспечиваемую таможенными органами;
• разработана методология прогнозирования таможенных поступлений в доходную часть федерального бюджета с целью установления обоснованности контрольных заданий по сбору таможенных платежей;
• разработаны плановые нормативы затрат на содержание таможенных органов.
Теоретическая значимость работы. В диссертационном исследовании теоретически обоснована возможность и необходимость планирования и прогнозирования внешнеторгового оборота и доходов федерального бюджета при непосредственном участии таможенных органов. Конкретизирован понятийный аппарат, в частности, уточнены понятия «таможенные платежи», «факторы, определяющие доходную часть федерального бюджета, обеспечиваемую таможенной системой», «индикативное планирование». Раскрыт механизм бюджетного финансирования таможенной системы и выделена сущность и значимость проблемы планирования расходов на содержание таможенных органов.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов диссертационного исследования в экономической деятельности таможенных органов, а также в учебном процессе. Практическое применение разработанных рекомендаций позволит:
— совершенствовать механизм прогнозирования и планирования доходов федерального бюджета от деятельности таможенной системы;
— обеспечить полноту сбора таможенных платежей;
— упорядочить взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД;
— усилить контроль за более экономным использованием ассигнований на содержание таможенных органов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены на научно-практической конференции «Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России», состоявшейся в РТА 22−23 октября 1996 г., на российско-германском семинаре (РТА, сентябрь 1997 г.). Материалы к диссертации также использованы автором при подготовке статьи для методического сборника РТА «Форум» (выпуск 7). Плановые нормативы затрат на содержание таможенных органов, разработанные диссертантом ранее при работе над темой «Разработка укрупненных плановых нормативов затрат на содержание таможенных органов», осуществленной в РТА в 1998 г., также включены в диссертацию.
Положения и выводы данной работы нашли свое отражение в девяти публикациях автора общим объемом 4,1 п.л. (список работ приводится в заключительной части автореферата).
Логика диссертации обусловлена поставленными в ней задачами и определяет структуру работы.
Основные выводы и предложения.
На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Государственное регулирование ВЭД должно опираться на индикативные планы развития внешней торговли, ориентирующие участников внешнеторговой деятельности на достижение целей, обусловленных задачами социально-экономического развития общества.
2. Организация государственного регулирования ВЭД, по мнению автора, предполагает:
• информацию участников ВЭД о задачах, определяемых государством в сфере внешнеторговой деятельности, и их ориентацию на выполнение этих задач, в том числе создание мотивационных механизмов по координации действий и интересов как государства, так и участников ВЭД;
• совершенствование методических подходов к планированию внешнеторгового оборота, а также методологии и организации процесса сбора таможенных платежей, потребует соответствующей настройки мотиваци-онного внешнеэкономического механизма (включая торговое и валютное регулирование, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, акцизы, НДС, государственное страхование ВЭД, субсидии, кредитование экспорта и т. д.), стимулирующего каждого участника ВЭД на реализацию своих собственных интересов только в строгом соответствии с общегосударственными интересами;
• создание системы баланса экономических интересов всех участников ВЭД, включая государство, для целей развития ВЭД, нацеленной на устойчивый рост внешнеторгового товарооборота;
3. Таможенная система является государственной структурой, которая осуществляет свои функции в рыночных условиях. В ее деятельности сочетаются государственные (например, взимание пошлин, налогов) и рыночные начала (например, оказание услуг по информированию и консультированию участников ВЭД, реализация товаров, обращенных в федеральную собственность). При этом основные параметры деятельности таможенной системы определяются государством (так, государство планирует и обеспечивает расходы на содержание и развитие таможенной системы, доводит до таможенных органов контрольные задания по сбору таможенных платежей в бюджет). Вместе с тем деятельность таможенный системы в значительной степени зависит от состояния внутренней экономики и конъюнктуры мирового рынка, которые оказывают решающее влияние на процессы, происходящие в сфере ВЭД. Поэтому в положениях о деятельности таможенных органов, необходимо предусмотреть право на осуществление ими предпринимательской деятельности, при этом важным должно стать отражение в положении о деятельности таможенных органов перечня видов внебюджетной деятельности, которые можно будет осуществлять.
4. В целом взаимоотношения таможенной системы с федеральным бюджетом можно определить как соотношение доходов бюджета от таможенной системы и расходов на содержание этой системы. При этом, как считает автор, эффективность данных взаимоотношений характеризуется получением наиболее высоких результатов по наполняемости таможенными платежами федерального бюджета при ограниченных финансовых расходах на содержание таможенных органов. Поэтому рациональное использование таможенной системой финансовых ресурсов является основной предпосылкой и показателем улучшения качества работы таможенной системы по исполнению ею своих функций.
5. Взаимоотношения таможенной системы с федеральным бюджетом не должны замыкаться только рамками существующих источников ее финансирования. Предложенные автором методологические и организационные подходы к планированию доходов федерального бюджета от ВЭД, методические рекомендации по составлению комплексного плана внешнеторгового оборота, этапы методики прогнозирования потенциального объема таможенных платежей на основе обобщающей формулы и рекомендации по планированию расходов на содержание таможенных органов являются одним из путей решения проблем во взаимоотношениях таможенной системы с федеральным бюджетом. При этом самостоятельная разработка и утверждение планов по доходам бюджета от ВЭД таможенными постами, таможнями и РТУ на основе бизнес-планов участников ВЭД и внешнеторговых договоров, по мнению автора, явится одним из ключевых моментов перехода к преимущественно экономическим методам государственного регулирования ВЭД. Отражение в планах по сбору таможенных платежей влияния деятельности участников ВЭД на величину, структуру и динамику этих платежей, положительно скажется на обоснованности формирования федерального бюджета и тем самым обеспечит на практике реальность поступлений доходов в бюджет.
6. На основе имеющегося опыта автором обоснованы факторы, определяющие доходную часть федерального бюджета, и показано их экономическое содержание. Учет влияния предложенных автором факторов при установлении потенциального объема таможенных платежей может способствовать дальнейшему исследованию теоретических и прикладных аспектов наполнения бюджета. При этом фискальная политика должна учитывать реальное состояние ВЭД и стимулировать дальнейшее ее развитие.
7. Впервые раскрыто существенное содержание взаимоотношений таможенной системы с федеральным бюджетом. Данные взаимоотношения, как считает автор, представляют собой совокупность элементов, нацеленных на выполнение таможенной системой своих основных функций. К этим элементам, в первую очередь, относятся: механизм планирования и прогнозирования внешнеторгового оборота;
— механизм планирования и прогнозирования доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенной системой;
— управление финансовыми ресурсами, выделяемыми на содержание таможенной системы;
— управление отношениями таможенной системы с участниками ВЭД, возникающими при перемещении последними товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
8. При решении организационных проблем предлагается разработать Программу по взаимодействию таможенной системы РФ с участниками ВЭД (с учетом опыта таможенных служб развитых стран, в том числе США).
Список литературы
- Законодательные акты РФ. Иные нормативно-правовые акты
- Указ Президента РФ «О Государственном таможенном комитете РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44, статья 1479.
- Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» // Российская газета. 1991. 19 ноября.
- Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» // Экономика и жизнь. Специальный выпуск. 1991. Декабрь.
- Указ Президента РФ «О Государственном таможенном комитете РСФСР» от 25 октября 1991 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44, статья 1479.
- Указ Президента РФ «О Временном импортном таможенном тарифе Российской Федерации» от 14.06.1992 г. № 630 // Экономика и жизнь. 1992. № 26.
- Указ Президента РФ «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта» от 22.11.1993 г. № 1973.
- Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки деятельности общественных объединений инвалидов» от 22.12.1993 г. № 2254.
- Указ Президента РФ от 23.12.1993 г. № 2273.
- Указ Президента РФ «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 19 марта.
- Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению экономики государственных расходов» от 26.05.1998 г.
- Распоряжение Президента РФ «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР» от 25.08.1991 г.
- Постановление Правительства РФ (на основании статьи 37 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе») от 02.11.1993 г. № 1102 и от 10.03.94 г. № 195.
- Федеральный закон РФ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» от 13.03.1995 г. № 31-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 11. Статьи 1803−1804.
- Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.09.95 г. № 157-ФЗ // Российская газета. 1995. 24 октября.
- Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 1995 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.
- Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 1996 год» от 31.12.1995 г. № 228 -ФЗ // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Выпуск 1 (19). М.: Известия. 1996.
- Федеральный закон РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ.
- Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 1997 год» от 26.02.1997 г. № 29 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9.
- Федеральный закон РФ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1997 год» от 17.12.1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 1. 1998. Ст. 3.
- Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 1998 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 3.
- Закон РФ «О акцизах» от 06.12.1991 г. № 1993−1.
- Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от2712.1991 г.
- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от0910.1992 г. № 4730−1 // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 42.
- Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 822.
- Бюджетный кодекс РФ от 17.08.1998 г. // Полный сборник Кодексов РФ. М.: «Информ ЭКСПО», Воронеж: издательство Борисова, 1999.
- Налоговый кодекс РФ. Часть первая // Экономика и жизнь. 1999. № 30.
- Таможенный кодекс СССР // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 17. ст. 484.
- Таможенный кодекс РФ // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» от 19.08.86 г. № 991 // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1986. № 33. Ст. 172.
- Постановление Совета Министров СССР «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 07.03.1989 г. // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1989. № 16. Ст. 50.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О мерах, необходимых для исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 11. Ст. 1242.
- Постановление Правительство РСФСР «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете РСФСР» от 26.12.1991 г. // Таможенный вестник. 1992. № 1.
- Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» от 24.05.1993 г. № 486 .
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о внебюджетном Фонде развития таможенной системы Российской Федерации» от 28.02.1994 г. № 173 // Собрание актов президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» от 10.03.1994 г. № 196.
- Постановление Правительства РФ «О частичном изменении ставок вывозных таможенных пошлин» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4326.
- Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996−1997 годы и на период до 2000 года» от 01.12.1996 г. № 1052.
- Программа приоритетов в финансировании основных направлений деятельности ГТК РФ в 1992—1995 гг.
- Комплексная программа повышения роли таможенной системы как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 19 931 995 г.
- Разъяснения Главного управления федерального казначейства Минфина России от 10.02.1997 г. № 3-Е2−8.
- Инструкция Минфина России «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете» от 03.11.1993 г. № 122.
- Письмо Минфина России от 15.02.1993 г. № 12.
- Приказ ГТК РФ «О частичном изменении порядка перечисления денежных средств с депозитных счетов таможен в доход федерального бюджета Российской Федерации» от 19.12.1992 г. № 619.
- Приказ ГТК РФ «О частичном изменении порядка перечисления таможенных платежей в иностранной валюте в доход федерального бюджета Российской Федерации» от 15.09.1993 г. № 230.
- Приказ ГТК РФ «О применении ставок ввозных таможенных пошлин» от 18.04.1994 г. № 142.
- Приказа ГТК РФ «Об информационном обеспечении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей» от 19.04.1994 г. № 145.
- Приказ ГТК РФ № 390 «О порядке учета и перечисления авансовых средств» от 02.08.1994 г
- Приказ ГТК РФ «О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей» от 04.01.1995 г. № 2.
- Приказ ГТК РФ ««Об утвержденной Методике проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ» от 09.01.1998 г. № 8.
- Приказ ГТК РФ «Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам» от 15.05.1995 г. № 318.
- Приказ ГТК РФ «О мероприятиях, направленных на усиление борьбы с коррупцией и должностными преступлениями» от 09.09.1995 г. № 488.
- Приказ ГТК РФ «О повышении окладов работникам таможенной системы Российской Федерации» от 04.11.1995 г. № 660.
- Приказ ГТК РФ «О ставках ввозных таможенных пошлин» от 26.04.1996 г. № 258.
- Приказ ГТК РФ «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости» от 30.05.1996 г. № 332.
- Приказ ГТК РФ «Об организации по модернизации таможенной службы Российской Федерации «от 22.11.1996 г. № 711.
- Приказ ГТК РФ «О классификаторах и списках нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» от 25.12.1996 г. № 774.