Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воздействие институтов рынка на государственное регулирование экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Албегов И., и др. Государственная экономическая политика. М., 1998; Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Финансы и статистика, 2003; Балацкий Е. В. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // ПТиПУ, 2001, № 1- Гайдар, Е. Т. Государственная нагрузка на экономику // Вопросы экономики, 2004, № 9- Гутник В. Политика хозяйственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Глава 2.
  • РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО: СПОНТАННОЕ ВЛИЯНИЕ РЫНКА НА ГОСУДАРСТВО
    • 1. 1. Закономерности взаимосвязи и взаимовлияния рынка и государства
    • 1. 2. Эволюция воздействия национальной экономической системы на государство
    • 1. 3. Усиление рыночных черт современного государства на мирохозяйственном уровне: влияние глобализации
    • 1. 4. Мировой финансовый рынок как фактор ограничения государственного регулирования
  • ФИРМЫ И ГОСУДАРСТВО: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ
    • 2. 1. Лоббизм как экономический метод прямого воздействия на государство
    • 2. 2. Развитие косвенных форм влияния на экономическую политику
    • 2. 3. Специфика экспансии фирм в условиях глобализации: задачи государства

Воздействие институтов рынка на государственное регулирование экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Характер развития экономики во многом определяется взаимодействием рынка и государства. За последние два столетия система взаимосвязи двух институтов претерпела немалые изменения. Оба института непрерывно развивались, однако характер динамики в каждом случае был различным. С конца XIX в. до 70-х годов XX в. наблюдалось усиление функциональной роли государства как макроорганизатора общественного и экономического порядка. Этот институт постоянно вносил коррекции в работу рыночного механизма, исправляя периодически возникавшие сбои.

Перемены в данном взаимодействии наступили, начиная с последней трети XX в., когда рыночная система смогла достичь нового качественного состояния (чему способствовало государство). Сформировался феномен «новой экономики», что позволило расширить экспансию рыночных субъектов на мировом уровне. Развернулся процесс глобализации, основу которого преимущественно заложил частный бизнес, и в чем государство сыграло в основном вспомогательную роль. В современных условиях глобализация превратилась в ведущий фактор, предопределяющий характер большинства экономических процессов.

Усложнение взаимосвязи между институтом рынка и государства, происходящие изменения в ролевых функциях, возрастание макроэкономической значимости крупных корпораций, их экспансия в экономическое пространство государства — все это представляет собою актуальный комплекс проблем для исследователей.

Степень разработанности проблемы. Проблема взаимодействия рыночной системы и государства является областью активного изучения как в мировой, так и в российской экономической науке.

Наиболее серьезные исследования, давшие общий анализ экономической политики государства, содержатся в работах таких зарубежных экономистов, как А. Вагнер, Дж. Бьюкенен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, Р. Масгрейв, К. Мюллер-Армак, В. Ойкен, Дж. Стиглиц, В. Танци, Я. Тинберген, Л.Эрхард. Обращает на себя внимание различие в научных подходах к проблеме. Так, представители европейского ордолиберализма (неолибералы) исследовали практические аспекты экономической политики (цели, их иерархию и противоречия, субъекты, механизмы реализации и направлений экономической политики), что было важно для практического осуществления мер правительства в реальной экономике1. Экономисты американской институциональной школы ориентируются преимущественно на исследование других аспектов, например, — проблем общественного выбора, взаимосвязи политической системы и принимаемых государством мер. Особо значимое место в научном подходе заняла в последнее время проблема бюрократии (сначала в работах американских ученых, затем — европейских)3.

1 См., напр.: Tuchtfeldt Е. Bausteine zur Theorie der Wirtschaftspolitik. — Bern, Stuttgart, 1983.

2 См., напр.: McNutt P.A. The Economics of Public Choice. — Cheltnham: Edward Elgar, 2002; Mueller D.C. Public Choice. — Cambridge: CUP, 2003.

3 См., напр.: Niskanen W. Bureaucracy and Public Economics. — Vermont: Edward Elgar, 1994; Kroker R., Lichtblau К., Rohl K-H. Abbau von Burokratie in Deutschland.- Koln: IWD, 2003.

Говоря о вкладе российской экономической науки в дело изучения взаимодействия рынка и государства, следует упомянуть имена таких экономистов, как И. Албегов, Е. Бабашкина, Е. Балацкий, Е. Гайдар, В. Гутник, М. Ершов, В. Кушлин, А. Сорокин, В. Тамбовцев, Л. Ходов, Ф. Шамхалов, Г. Явлинский, Л. Якобсон, Е. Ясин4.

Однако следует отметить, что в теории взаимодействия частной экономики и государства имеются области недостаточно исследованные. Речь идет о проблеме влияния рыночной системы на государство. Правда, этот аспект 5 активно изучается политологами и юристами .

Обращаясь к чисто экономическим разработкам по проблеме воздействия экономики на государство, следует отметить, в первую очередь, те положения, которые были сформулированы в рамках социальных концепций в начале XX в. в России. Известное положение в работах В. И. Ленина определяло тот факт, что политика государства есть концентрированное выражение эко.

4 См.: Албегов И., и др. Государственная экономическая политика. М., 1998; Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Финансы и статистика, 2003; Балацкий Е. В. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // ПТиПУ, 2001, № 1- Гайдар, Е. Т. Государственная нагрузка на экономику // Вопросы экономики, 2004, № 9- Гутник В. Политика хозяйственного порядка в Германии. — М.: Экономика, 2002; Ершов М. Важнейшие механизмы экономической политики // МЭиМО, 2004, № 6, с. 3−12- Кушлин В. И. Траектории экономических трансформаций. -М.: Экономика, 2004; Сорокин А. Экономическая политика государства. М., 1998; Там-бовцев В. Государство и экономика. — М.: Изд. Магистр, 1997; Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики. — М.: БЕК, 1997; Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика: Власть и бизнес. — М.: Экономика, 1999; Явлинский Г. А. Реформы 1990;х и экономическая система современной России: генезис «периферийного капитализма» // Экономический Журнал ВШЭ, 2005, Том 9, № 1- Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. — М.: ГУ ВШЭ, 2000; Ясин Е. Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня? // Экономический Журнал ВШЭ, 2001, Том 5, № 2.

5 См., напр.: Arnim H.H. von. Die Partei, die Abgeordnete und das Geld. — Mainz, 1991; Michalowski R., Kramer R. State-Corporate Crime: Wrongdoing at the Intersection of Business and Government.- N.Y., 2005; номики. Термин «политика» следует понимать в данном контексте расширительно. Он охватывает не только общественно-политическую сферу, но и экономическую.

В мировой экономической науке вопрос о воздействии фирм, корпораций на государство был поднят в работах немецкого ордолиберала В. Ойкена6. Дальнейшее развитие эта проблема получила в произведениях американскоп го экономиста Дж.Гэлбрейта. Свой критически настроенный подход выражаg ет современный экономист Д. Кортен .

В настоящее время преобладает прикладной аспект в исследовании рассматриваемого вопроса, например, — проблема влияния фирм на политический расклад сил в обществе.9 Анализируются также конкретные методы воздействия фирм — через лоббизм, использование СМИ.10 Влияние международных финансовых рынков на параметры действия государства отражены в работах К. Бухаи Р. Дорнбуша11.

6 Eucken W. Staatliche Strukturwandlungen und die Kriese des Kapitalismus // Weltwirtschaftliches Archiv. Bd. XXXVI, 1932, N II.

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество /Пер. с англ. — М.: Прогресс. 1969; Гэл-брейт Дж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. — M.: Прогресс. 1979. о.

Кортен Д. Когда корпорации правят миром / Пер. с англ. — СПб.: Агентство ВитПринт, 2002. (В оригинале: Korten D.C. When Corporations Rule the World. -N.Y., 2000).

9 Ryan M., Swanson C., Buchholz R. Corporate Strategy, Public Policy, and the Fortune 500: How America’s Major Corporations Influence Government. — N.Y., 2004.

10 Besley T., Burgess R. Does Media Make Government More Responsive? Theory and Evidence from Indian Famine Relief Policy. — L., 2000; The Political Impact of Mass Media / Ed. by C. Seymour-Ure. — L, 1974;

11 Buch C.M. Globalisation of Financial Markets. Causes of Incomplete Integration and Consequences for Economic Policy // Kiel Studies 328. Kiel: IfW. 2004; Dornbusch R. The Folly, the Crash and Beyond: Economic Policies and the Crisis in Mexico 1994.// Anatomy of Emerging-Market Crash. — Washington D.C. 1997.

Аспекты воздействия фирм на государство, а также общая проблематика взаимодействия бизнеса и власти обстоятельно исследованы в работах не только зарубежных, но и российских экономистов: С. Ю. Барсуковой, Н. Д. Берлина, З. Л. Бештоевой, Э. Н. Волковой, Г. Э. Григора, Л. Е. Ильичевой, П. Д. Половинкина, Ф.И.Шамхалова12.

В целом в мировой литературе исследованы многие прикладные аспекты, связанные с воздействием экономических субъектов на государство. Однако работ, содержащих общий систематизированный подход к вопросу о данном влиянии, в настоящее время опубликовано мало.

Следует отметить определенную специфику в процессе исследования проблем взаимодействия рынка и государства. Она заключается в наличии определенной импульсивности (или волнообразности) в подходах к данной области науки. Главной причиной этого является неравномерный характер возникновения и развития экономических проблем в реальной жизни общества. Целесообразно отметить и такой фактор, как наличие феномена «политического цикла». Например, перемена акцентов в значимости решения альтернативных проблем (безработица-инфляция) определяется, как правило, тем, в руках какой партии находится в настоящее время власть. В определен.

См., напр.: Берлин А. Д Григор Г. Э. Корпоративный лоббизм. Теория и практика. — М.: ИД Международного университета в Москве, 2005; Волкова Э. Н. Объективные предпосылки формирования механизма предпринимательского лоббизма в условиях структурной перестройки экономики России // Вестник научной информации РАН «Реформы вчера, сегодня, завтра».- М. 1999, № 9- Половинкин П. Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательства. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1995; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: Основы взаимодействия. — М.: Экономика, 2005. ной мере расклад политических сил в зрелом обществе обусловливает и интенсивность теоретических работ по проблеме государства.

Цель и задачи исследования

состояли в выявлении новых аспектов закономерностей взаимодействия двух институтов — рыночной системы и государства. В соответствии с общей целью исследования в работе решаются следующие задачи:

• выявление природы взаимодействия институтов рыночной экономики и государстваопределение направлений взаимного влияния;

• выработка системной структуры, представляющей собою совокупность и соподчиненность форм воздействия рыночного хозяйства на институт государства;

• раскрытие сущности и форм влияния рыночной системы на государство в масштабах национальной экономики;

• характеристика природы воздействия рыночной системы на государство в мирохозяйственных условиях;

• выявление специфики прямых методов воздействия фирм на государство;

• определение косвенных форм влияния корпораций на государственные структуры и процесс экономического регулирования;

• выявление роль экспансионистской политики фирм в условиях глобализацииопределение задач, стоящих в этой ситуации перед государством.

Объектом исследования являются закономерности формирования современной модели взаимодействия и взаимовлияния институтов рынка и государства в условиях постоянно меняющихся внешних условий, главным элементом которых в настоящее время выступает глобализация.

Предмет исследования — изучение механизма воздействия рыночной системы на институт государства.

Теоретико-методологической основой исследования выступает совокупность положений ряда теоретических школ. Особую значимость имела опора на методологические положения институциональной школы. Это дало возможность выйти за пределы категорий равновесного анализа, осуществляемого в пределах трансакций стоимостных величин (что является типичным подходом неоклассической школы), активно подключить к экономическому исследованию как новые предметные области, так и методологические элементы социально-политических наук. Активно использовался метод структурного анализа и синтеза, статистический и компаративистский подходы. В ходе исследования нашел применение также синтез методов познания: общетеоретического (включая философский) и конкретно-исторического.

Исследование осуществлено в рамках п. 1.1 «Политическая экономия: взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структурвоздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур и институтовтеория хозяйственного механизма» Паспорта ВАК по специальности 08.00.01. — «Экономическая теория».

Работа выполнена в рамках НИР Финансовой академии при Правительстве РФ, проводимых в соответствии с комплексной темой: «Пути развития финансово-экономического сектора России».

Информационной и фактологической базой диссертации послужили работы классиков политической экономии, экономической теории, аналитические материалы правительственных вестников, статистические сборники РФ и международных организаций, материалы научно-теоретических конференций, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики, философии хозяйства, экономической истории.

Научная новизна исследования заключается в получении следующих результатов:

1. разработаны теоретические аспекты, позволяющие дополнить научную трактовку природы взаимодействия рыночного хозяйства и государства, а также их коэволюцииопределены варианты позитивного и противоречивого взаимодействия двух институтов;

2. выработан подход, дающий возможность анализировать влияние рыночной системы на государство в структурированной форме: определена система классификации форм воздействия рыночного хозяйства на государство, основанная на выделении двух подсистем (рынок и фирма), а также — вычленения спонтанных и стратегически обусловленных (в прямой и косвенной форме) методов влияния;

3. выявлены особенности коммерциализации государства в условиях усиливающейся конкуренции. Определена сущность данного явления — заимствование ряда рыночных черт, а также — специфика обусловливающих этот процесс фактороввыработана классификация новых форм коммерциализации государства, основанная на поведении бюрократии как на национальном (рентоискательство), так и на международном уровнях (создание рынка рамочных услуг для зарубежных инвесторов);

4. обоснована закономерность, проявляющаяся в усилении экспансии со стороны рыночной экономики в направлении экономического пространства государства. Выявлены общие причины данного явления (процесс глобализации), а также конкретные формы его выражения (развитие наиболее совершенной формы рыночного хозяйства — международных финансовых рынков, снижающих потребность экономики в коррекции со стороны государства);

5. раскрыты и систематизированы пути стратегического воздействия фирм на государство. Выделены как прямые формы влияния на структуры государства и его экономическую политику (механизм лоббизма), так и косвенные (кооперация с государством в области бизнес-проектов, а также финансирования науки и образованияфинансовая поддержка либеральных политических движений, выборов, негосударственных СМИ). Обозначены аспекты задач, стоящих перед государством в новых условиях.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научные результаты, полученные в диссертации, развивают теоретические положения современной экономической науки по проблемам становления и развития социально-экономической модели национальной экономики. Работа дает основание по-новому подходить к анализу ряда аспектов в анализе взаимодействия рыночной системы и государства.

Диссертант придерживается мнения о том, что нецелесообразно замыкаться относительно узкими границами неоклассической теории при теоретическом анализе экономики, находящейся в трансформируемом состоянии. В пользу расширительного подхода свидетельствует и факт глобальных перемен. Экономический мир становится все более сложным и противоречивым.

Содержание диссертации нацелено на раскрытие новых аспектов в процессе «разделения труда» между институтами рынка и государства. Работа показывает, что наблюдается определенное взаимопереплетение и взаимопроникновение функциональных установок двух институтов.

Высказанные положения могут найти применение в процессе экономического образования по следующим дисциплинам: макроэкономика, экономическая политика (т.е. государственное регулирование экономики), институциональная экономика. Положения диссертации могут быть использованы при разработке обучающих методических материалов.

Выводы диссертации ориентированы на их использование работниками тех институтов и научных центров, которые занимаются проблемами стратегических и тактических задач экономической политики для российской национальной модели.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были использованы в ходе участия диссертанта в работе конференции на тему: «Россия в мировой экономике» (Москва, Московский гуманитарный институт, 2005 г.), конференции, организованной Европейской финансовой ассоциацией по теме: «Мировые финансовые рынки» (Москва, Государственный университет — Высшая школа экономики, 2005 г.), ежегодной межвузовской научной конференции студентов и аспирантов «Актуальные проблемы экономического и правового развития России» (Москва, Московский институт экономики, менеджмента и права, 2006 г.), ежегодной научно-практической конференции «Молодежь и экономика: новые взгляды и решения» (Волгоград, Волгоградский государственный технический университет, 2006 г.). Материалы диссертации обсуждались на дискуссионной встрече ученых в Международном исследовательском институте им. Я. Тинбергена (Роттердам, Нидерланды- 2006 г).

Научные и методические аспекты диссертации используются кафедрой «Экономическая теория» Финансовой академии при Правительстве РФ в ходе преподавании учебного курса «Макроэкономика» (при изучении тем: «Роль государства в рыночной экономике», «Теоретические проблемы международной экономики»).

Основные положения работы опубликованы в открытой печати. По результатам исследования опубликовано 8 статей, в т. ч. 1 — в журнале ВАК. Авторский объем публикаций — 3,9 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа содержит 155 страниц, 17 таблиц, 3 схемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование процесса взаимодействия рыночной системы и государства, влияния институтов рынка на экономическое регулирование позволило сделать следующие выводы:

1. Процесс взаимодействия рыночной экономики и государства относится к числу сложных феноменов развития человеческого общества. Данный симбиоз двух институтов представляет собою систему, в функционировании которой можно обозначить три закономерности: 1) оба института взаимно обусловливают друг друга- 2) между бизнесом и государством существует позитивное взаимовлияние, служащее основой «синергетического эффекта" — 3) каждый из двух институтов обладает относительной самостоятельностью, что обусловливает наличие различных, иногда противостоящих интересов.

Особую многогранность взаимодействие рыночной экономики и государства приобретает в трансформационный период, в условиях которого не все компоненты рыночной системы достигли должного состояния развития, а государство, деформированное на стартовом этапе реформации, находится в состоянии восстановления своих функциональных возможностей.

2. В процессе анализа взаимодействия двух институтов большой теоретический и практический интерес представляют обе стороны анализа: 1) изучение влияния государства на рыночную экономику (процесс экономической политики), 2) воздействие бизнеса на государство. Развитие экономической науки предопределило преимущественный уклон в сторону исследования закономерностей экономического регулирования государства, в частности, -коррекции сбоев рыночного механизма. Наступление нового этапа в развитии мировой экономики, обусловленного, в первую очередь, глобализацией, а также новым этапом «самоопределения» предпринимательских структур, привело к заметному повышению активности рыночного механизма в деле макроэкономического регулирования. Это делает необходимым поворот исследовательской линии в сторону того воздействия, которое оказывает бизнес на государственные структуры и их регулирующие функции.

3. Структурированный подход к анализу вариантов влияния частной экономики на государство дает основание выделить несколько уровней в общем процессе воздействия: 1) спонтанное влияние со стороны рынка (проявляемое как на уровне национальной экономики, так и на уровне мирохозяйственных связей) — в свою очередь, данное направление воздействия может принимать как общеэкономическое воздействие, так и рыночно-специфическое- 2) стратегически определенное влияние со стороны фирм (особенно — корпораций), что реализуется в форме как прямых методов, так и косвенных (порой искусственно закамуфлированных).

4. Анализ влияния спонтанного воздействия рынка на государство показывает, что симбиоз «рынок-государство» эволюционирует, демонстрируя на разных этапах развития человеческого общества различное соотношение сил двух институтов. Если на этапе индустриального развития доля государственного сектора повышалась (что заметно отражалось в показателе квоты расходов государственного бюджета), то на постиндустриальном этапе проявляется замедление или даже стагнация относительной динамики государственного сектора.

Приобретя новые качественные черты в условиях глобализации (формирование международного финансового рынка, образование большого слоя транснациональных структур) рыночная система овладела новыми возможностями в деле саморегулирования. Это обстоятельство стало сдерживающим образом влиять на функционирование государственных институтов.

5. Изменение экономической ситуации в глобализирующемся мире сказалось и на самом государстве как таковом. Наряду с функционированием прежних его экономических секторов (система бюджетных отношений, договорные связи с частным сектором в области производства гражданской и военной продукции, закупки создаваемых благ), государство стало все больше прибегать к заимствованию ряда специфических рыночных черт, порой не всегда «достойных». Поведение госслужащих, т. е. бюрократов стало демонстрировать, выражаясь языком институционалистов, оппортунизм. Тем не менее, бюрократические сделки превратились в реально существующее явление, придав государству дополнительный рыночно-теневой признак. Изменившаяся мирохозяйственная ситуация побудила государство также к стимулированию новых форм рыночной деятельности, связанной с привлечением зарубежных инвесторов, что также усилило его рыночную ориентацию.

Итак, новые свойства, приобретаемые государством, имеют рыночную природу. В связи с этим, повышается позитивная зависимость между затратами и результатами. На этапе постиндустриального развития государство становится менее крупным и, в связи с этим, — более эффективным. В этом и проявляется определенное воздействие рынка на государство по линии устранения ряда сбоев данного института.

6. Современное государство находится под влиянием не только спонтанно действующего рынка, но и четко обозначенной стратегии конкурентных фирм. На протяжении последнего столетия лоббизм, как прямой механизм влияния со стороны корпораций, стал традиционным инструментом. В условиях трансформируемой экономики России он получил, к сожалению, не только легальный, но и нелегальный, скрытый характер. В развитых странах практика показала, что лоббизм, несмотря на его негативы, — неизбежный вариант поиска компромиссов. Однако он должен быть под контролем, которого в условиях России пока, к сожалению, еще мало.

7. Актуальной проблемой для российской экономической политики является проблема отслеживания тех косвенных форм, с помощью которых бизнес может влиять на экономическое мировоззрение населения, его потребительские предпочтения (через демонстрацию массовой культуры), на поведение бюрократов (через аспекты образования и экономической науки). Следует учитывать то обстоятельство, что в условиях становящейся все более открытой экономики, Россия оказывается в русле экспансии многих транснациональных корпораций. Реагируя на давление со стороны своих национальных обществ, ТНК выносят из экономического пространства развитых стран ряд производств (или потоков сбыта) за рубеж, перемещая их, в частности, на территорию России. С помощью СМИ, средств массовой культуры, ТНК способствуют формированию в России образцов потребительского поведения, необходимого, в первую очередь, корпорациям. Активная кампания о ценности свободы СМИ имеет не только общечеловеческий смысл, но и в значительной мере — прикладной, чисто коммерческий. При этом проявляется вариант косвенного влияния зарубежных корпораций на российское государство.

Понимание того, что приток активности ТНК в Россию означает не только привнесение новой технологии и стимулов роста, но и немалых издержек (связанных с влиянием потребительской, массовой культуры), должно быть составным элементом в построении экономической политики в нашей стране.

8. В условиях мощной экспансии национального и зарубежного рыночного капитала должна меняться и структура экономической политики государства. Современная задача этого института состоит в создании разумных границ тем свойствам рыночной экономики, которые изначально, базируясь на эгоизме, нацелены на победу одной, малой, но наиболее подготовленной части человечества над другой, обделенной равным потенциалом. Именно социальная область должна стать ведущей в регулирующих мерах правительств. Задачи же конъюнктурной и структурной политики в значительной мере должны стать прерогативой действия самого частного сектора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Современное состояние экономического мышления в России//РЭЖ, 2002, № 11−12.- С. 80.
  2. Л.И. Россия. Поиск самоопределения. М.: Наука, 2002.
  3. A.C. Нефтяной лоббизм: опыт американских и российских корпораций // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995, № 3.
  4. А. Трансформация экономики и роль государства в процессе перехода к рынку. М.: МПУ, 2000.
  5. A.M. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Финансы и статистика, 2003.-480 с.
  6. Е.В., Конышев В. А. Глобализация мировой экономики и «корпоративная модель» формирования государственного сектора // Общество и экономика. 2003, № 9.
  7. Е.В., Конышев В. А. Институциональная поддержка государственного сектора экономики // Вестник РАН. 2004, № 4.
  8. С. Ю. Теневая экономика и теневая политика: механизм сращивания. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  9. А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. 2006, № 1.
  10. Берлин А. Д, Григор Г. Э. Корпоративный лоббизм. Теория и практика. М.: ИД Международного университета в Москве, 2005. — 200 с.
  11. З.Л. Лоббизм в системе связей бизнеса и власти. — М.: МАКС Пресс. 2004.
  12. Т., Берджес Р., Прат А., СМИ и политическая подотчетность. В кн.: Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. Институт Всемирного банка. М.: Весь Мир, 2005. — С.57.
  13. , А.Л.- Протасова, Л.Е. Государственное регулирование экономики и экономическая политика. Казань, 2000.
  14. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: ДЕЛО ЛТД, 1994.
  15. Э.Н. Объективные предпосылки формирования механизма предпринимательского лоббизма в условиях структурной перестройкиэкономики России // Вестник научной информации РАН «Реформы вчера, сегодня, завтра».- М. 1999, № 9.
  16. Э.Н. Особенности воздействия механизма предпринимательского лоббизма на государственное регулирование экономики России. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.э.н. М. 2000.
  17. В.А., Корягина Г. И. Современная многоярусная экономика: монополизм и государство // Экономическая наука современной России. 2005, № 4.
  18. , Е.Т. Государственная нагрузка на экономику // Вопросы экономики, 2004, № 9.
  19. Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 2005 г. / Ран ИМЭМО. М.: Экономика, 2005. — 475 с.
  20. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина. -М.: РАГС, 2006.
  21. Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. 1997. -М.: Прайм-Тайме, 1997.
  22. Государство и бизнес: институциональные аспекты /Отв. ред. И. М. Осадчая. М.: ИМЭМО РАН, 2006. — 155 с.
  23. Г. Э. Использование лоббизма в реализации экономических интересов предприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. М.: МГУ, 2004.
  24. И.В. Экономические реформы России через призму русской ментальности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6.
  25. В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002.-271 с.
  26. Дж. Новое индустриальное общество /Пер. с англ. М.: Прогресс. 1969.
  27. Дж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. -М.: Прогресс. 1979.
  28. М. Перспективы экономических реформ в России // Вопросы экономики.-2005.- № 11.
  29. И. Современные финансовые рынки: тенденции и перспективы //МЭиМО. 2003, № 6.
  30. М. Важнейшие механизмы экономической политики // МЭиМО. 2004.-№ 6.-С. 3−12.
  31. А. Экономическая теория бюрократии по Нисканену // Экономическая школа. Аналитическое приложение. 2002. С. 148— 180.
  32. Ильичева J1.E. Лоббизм и интересы предпринимательства. М.: Мысль, 2000.
  33. Институциональная экономика: Учебник / Под ред. А. Олейника М.: ИНФРА-М, 2005, 556 с.
  34. Дж. М. Общая теория занятости процента и денег. М., 1978.
  35. Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004, № 4.
  36. А. Невеселые размышления об экономической политике. //Русский предприниматель.-2005.-№ 1−2 С.42−43
  37. В.А. Государственный сектор России в системе макроэкономического регулирования. М.: Экономика, 2004.
  38. В.А. Государственный сектор России: проблемы формирования и направления совершенствования. М.: ИМЭИ. 2003.
  39. Д. Когда корпорации правят миром / Пер. с англ. СПб.: Агентство Вит- Принт, 2002. — 326 с.
  40. В. Государство и экономика: меняющееся равновесие // ПТи-ПУ, 2002, № 3, с. 8−13.
  41. Я.И. Тезисы о коррупции. Материалы международной конференции «Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России». М.: 2002.
  42. К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика, 1994, № 1.
  43. Р., Савка А. Экономическая политика: институциональный подход // Экономист, 2004. № 4.
  44. В.И. Траектории экономических трансформаций. М.: Экономика, 2004-
  45. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 4.
  46. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
  47. А.П. Классификация видов лоббизма. М.: AHO, 1999.
  48. Д.С. Промышленная политика и лоббирование: может ли слабое правительство исправить провалы рынка? М.: РЭШ, 2003.
  49. Мак-Киннон Р., Пилл X. Заслуживающая доверия либерализация в международные потоки капитала: синдром «чрезмерного заимствования» // Экономика и математические методы. 1996. Вып. 4.
  50. A.M. Макроэкономическое регулирование в условиях глобализации // США, Канада, 2005. № 4.
  51. Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит / Под общей ред. В. П. Гутника. М.: ВдаДар, 1995.
  52. JI. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993.
  53. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003. — 604 с.
  54. Н.В., Найденов В. В. Конкурентный порядок: эволюция взаимодействия государства и предпринимательства. Саратов: Изд. ГОУ ВПО, 2004.
  55. , С. Бизнес и партии: им не жить друг без друга? (http://www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=10 952 338 246 779 557 888)
  56. М., Махотаева М. Эволюция государственной экономической политики России // МЭиМО, 2003, № 5.
  57. P.M. Теория общественного выбора. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2005. -531 с.
  58. В. Основные принципы экономической политики / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1995.
  59. В. Структурные изменения государства и кризис капитализма. В кн.: Теория хозяйственного порядка. «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм. -М.: Экономика, 2002.
  60. А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000. -415 с.
  61. Д. 1984 /Пер с англ. М.: Прогресс, 1984.
  62. И. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // МЭиМО.-2002, № 11.
  63. А. Рентоориентированное поведение в российской переходной экономике // Вопросы экономики. 1996, № 8. С. 99−108.
  64. . СМИ как индустрия: экономические основы массовых коммуникаций. В кн.: Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. Институт Всемирного банка. М.: Весь Мир, 2005.
  65. В. Близка ли к завершению налоговая реформа?// РЭЖ, 2004, № 3.
  66. С. Закон Паркинсона. М.: Прогресс, 1989.
  67. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Отв. Ред. В. А. Мартынов, В. С. Автономов, И.М.Осадчая- ИМЭМО РАН. М.: Экономика, 2004. — 719 с.
  68. Пинто-Душинский М. Организованная преступность, коррупция и финансирование политический деятельности. -М.: МФИС. 1998.
  69. Политические проблемы экономических реформ: сравнительный анализ. Научные труды. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.
  70. П. Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательства. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1995.
  71. Ю.Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М.: Дело, Экономика, 2005. — 240 с.
  72. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. Институт Всемирного банка. М.: Весь Мир, 2005. — 350 с.
  73. С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем // Полис. 2002, № 2.
  74. Романенко О. В, Финансирование политических партий в России: конституционально-правовые проблемы. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.ю.н. М. 2004.
  75. С.Ф. Государство и экономика: анализ взаимодействия в свете теории самоорганизации. М., 2001.
  76. В.М. Государство и экономика. М.: Финансы и статистика, 1997.-136 с.
  77. В.М., Исалова М. Н. Макроэкономическая политика в переходный период. М.: Зенит, 1994. — 160 с.
  78. А. Экономическая политика государства. М., 1998-
  79. Социально-институциональное направление и его модификации в XX веке /Рук. авт. колл. доц. О. В. Карамова. М.: ФА, 2003.
  80. Дж. Прозрачность правительства. В кн.: Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2005.
  81. Дж. Экономика государственного сектора. М.: ИНФРА-М, 1997.
  82. В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М.: Анкил, 2001. — 152 с.
  83. В.Л. Государство и экономика. М.: Изд. Магистр, 1997.
  84. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭи-МО, 2002, № п.
  85. , П. Технологии лоббистской деятельности в государственной думе РФ. (http://www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=cr36pl 116 129 437).
  86. Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992 2015. — М.: Экономика, 2005. — 606 с.
  87. Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997.
  88. Л.С. Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию. М.: Наука, 2000. — 236 с.
  89. Ф.И. Государство и экономика: Власть и бизнес. М.: Экономика, 1999.
  90. Ф.И. Государство и экономика: Основы взаимодействия. -М.: Экономика, 2005.
  91. Ю.В. Мирохозяйственный механизм: движение к глобализации. В кн.: Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет /Под ред. чл.-корр. РАН И. С. Королева. -М.: Экономисть, 2003.
  92. Г. А. Периферийный капитализм. Лекции об экономической системе России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. М.: ЭПИцентр, Интеграл-Информ, 2003.
  93. Г. А. Реформы 1990-х и экономическая система современной России: генезис «периферийного капитализма» // Экономический Журнал ВШЭ, 2005, Том 9, № 1, с. 82−96
  94. Л. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.
  95. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2000. — 366 с.
  96. Е. Российская экономика и экономическая политика // Общество и экономика, 1998, № 1, с. 28−40.
  97. Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня? // Экономический Журнал ВШЭ, 2001, Том 5, № 2, с. 157−178.
  98. Akerlof, G. The market for lemons: Quality uncertainty and the market mechanism// Quarterly Journal of Economics 89, 1970, pp. 488−500.
  99. Arnim H.H. von. Die Partei, die Abgeordnete und das Geld. Mainz: v. Hase und Koehler, 1991.
  100. Bardhan P. Corruption and Development: A Review of Issues // Journal of Economic Literature. 1997. Vol. 34. pp. 1320—1346.
  101. Berger P. The Capitalist Revolution. 50 Prepositions about Prosperity, Equality and Freedom. -N.Y.: Basis Books Ink., 1986.
  102. Besley Т., Prat A. Handcuffs for the Grabbing Hand? Media Capture and Political Accountability. London: London School of Economics. 2001.
  103. Brennan G., Buchanan J.M. The Power to Tax. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.
  104. Breton A. The Economic Theory of Representative Government. L.: Mac-millan Press, 1974.
  105. Buch C.M. Globalisation of Financial Markets. Causes of Incomplete Integration and Consequences for Economic Policy // Kiel Studies 328. Kiel: IfW. 2004.
  106. Buchanan J.M. Public Finance in Democratic Process: Fiscal Institutions and Individual Choice. (Library of Economics and Liberty: www.econlib.org).
  107. Buchanan J.M. The Demand and Supply of Public Goods. (Library of Economics and Liberty: www.econlib.org).
  108. Der Wettbewerb der Staaten. Tubingen: Mohr Siebek, 1999.
  109. Deutschland in Zahlen. 2006. Koln: IDW, 2006.- S. 10.
  110. Dongens J., Eekhoff J., Hamm W. Globalisierter Wettbewerb. Schicksal und Chance. Bad Homburg: FI, 1998.
  111. Dornbusch R. The Folly, the Crash and Beyond: Economic Policies and the Crisis in Mexico 1994.//Anatomy of Emerging-Market Crash. Washington D.C. 1997. pp. 165−200.
  112. Downs A. Inside Bureaucracy. Boston: Little & Brown, 1967.
  113. Elliot L., Atkinson D. The Age of Insecurity. London, 1998.
  114. Encyclopedia Britannica, (http://www.britannica.com/ebi/article-203 999).
  115. Encyclopedia of Political Economy / Ed. P.A. O’Hara. London and N.Y.: Rout ledge, 1998.
  116. Epstein, G.S., Nitzan, S. Lobbying and Compromise. CESIFO Working Paper № 1413, February 2005.
  117. Fama, E.F. Efficient Capital Markets // Journal of Finance, 1991, Volume 46, Issue 5, pp. 1575−1617.
  118. Figueiredo, de, J.M., and Garrett, E. Paying for Politics. HPPS Law School, Seminar: Law and Economics, Draft: August 2004.
  119. Garelli, S. The World Competitiveness Landscape in 2006. (www.imd.ch)
  120. Gerber R., Hewitt D. Decentralized Tax Competition for Business Capital and National Economic Efficiency // Journal of Regional Science. 1987, № 27.
  121. Giersch H. Allgemeine Wirtschaftspolitik. Grundlagen.- Wiesbaden, 1960.
  122. Graham, J.R., Harvey, C.R. The Theory and Practice of Finance: Evidence from the Field // Journal of Financial Economics. 2001, № 61, pp. 187−243.
  123. Grossman, G. and Helpman, E. Electoral Competition and Special Interests Politics // Review of Economic Studies, 1996, Vol. 63, pp. 265−286.
  124. Grossman, G. Helpman, E. Special Interest Politics, Cambridge: MIT Press. 2001.
  125. Grossman, S. J., Stiglitz, J.E. On the Impossibility of Informationally Efficient Markets // The American Economic Review, 1980, Vol. 70, No. 3. pp. 393−408.
  126. Kerber W. Erfordern Globalisierung und Standortwettbewerb einen Paradigmenwechsel in der Theorie der Wirtschaftspolitik? // ORDO, Stuttgart, 1998, Bd. 49.
  127. Korten D.C. When Corporations Rule the World. N.Y., 2000.
  128. Kroker R., Lichtblau K., Rohl K-H. Abbau von Burokratie in Deutschland. Gutachten fur den Gemeinschaftsausschuss der Deutschen Gewerblichen Wirtschaft. — Koln: IWD, 2003.
  129. La Porta, Lopez-de-Silanes, Shleifer and Vishny. Investor Protection and Corporate Governance, Working Paper № 1882, Harvard Institute for Economic Research, Harvard University, October 1999.
  130. Laffont J.-J. Fundamentals of Public Economics. Cambridge, Mass.: MIT Press.
  131. Lambsdorff J. von. Making corrupt deals: contracting in the shadow of the law // Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 48, 4 May 2000.
  132. Lambsdorff, J. von. An empirical investigation of bribery in international trade I I European Journal of Development Research X, 1998. pp. 40−59.
  133. McNutt P. The Economics of Public Choice. Cheltenham: Edward Elgar, 2002.
  134. Meier A., Slembeck T. Wirtschaftspolitik. Ein kognitiv- evolutionarer Ansatz. Munchen, 1994.
  135. Moody-Stuart, G. Grand Corruption in Third World Development. Transparency International // Working Paper. Transparency International, Berlin, 1994.
  136. McNutt P.A. The Economics of Public Choice. Cheltnham: Edward Elgar, 2002
  137. Mueller D.C. Public Choice. Cambridge: CUP, 2003.
  138. Nash, J.F. Non-cooperative games. Annals of Mathematics, 54, 1951. pp. 289−295.
  139. Nell V. von. Korruption im offentlichen Raum: ein internationaler Vergleich. Wiesbaden: Univ.-Verl, 2006.
  140. Neumann, J. von, Morgenstern, O. Theory of Games and Economic Behavior. Princeton: Princeton University Press, 1944.
  141. Niskanen W. Bureaucracy and Public Economics. Vermont: Edward Elgar, 1994- Niskanen, W.A. Bureaucracy and Public Economics (The John Locke Series). Edward Elgar Publishing, 2nd edition. June 1996.
  142. Niskanen W. Bureaucracy and Representative Government. Chicago: Al-dine-Atherton, 1971.
  143. Perspectives on Public Choice. A Handbook / Ed. By D.C. Mueller. Cambridge: CUP, 1997.
  144. Posner, R. The Social Costs of Monopoly and Regulation //Journal of Political Economy, Vol. 83, 1975, pp. 807−827.
  145. Ryan M., Swanson C., Buchholz R. Corporate Strategy, Public Policy and the Fortune 500: How Americas Major Corporations Influence Government. N.Y., 1987.
  146. Rose-Ackerman, S. The Challenge of Poor Governance and Corruption. Copenhagen Consensus Challenge Paper, 2004.
  147. Sarbanes-Oxley Act of2002 (news.findlaw.com/cnn/docs/gwbush/sarbanesoxley072302.pdf).
  148. Siebert H. The Paradigm of Location Competition // Kieler Diskussionbeitraege. 2000, August.
  149. Stiglitz, J. Ethics, Market and Government Failure, and Globalization. In: The Governance of Globalization, The proceedings of the Ninth Plenary Session of the Pontifical Academy of Social Sciences, Acta 9, Casina Pio IV, 2−6 May 2003.
  150. Stiglitz, J. The Private Uses of Public Interests: Incentives and Institutions. Distinguished Lecture on Economics in Government. Journal of Economic Perspectives, Vol. 12, No. 2, Spring 1998, pp. 3−22
  151. Streit M. Theorie der Wirtschaftspolitik. Dusseldorf, 1991.
  152. Svensson, J. Eight Questions about Corruption// Journal of Economic Perspectives, Summer 2005, Vol. 19, Number 3, pp. 19−42.
  153. Svensson, J. Who must pay bribes and how much? Evidence from a Cross Section of Firm//The Quarterly Journal of Economics, February 2003.
  154. Tirole, J. The Regulation of Multiproduct Firms // Journal of Public Economics, 1990, № 43, Vol.1. pp. 1−36.
  155. Tuchtfeldt E. Bausteine zur Theorie der Wirtschaftspolitik. Bern, Stuttgart, 1983.
  156. Tuchtfeldt E. Zielprobleme in der modernen Wirtschaftspolitik. Tubingen: Mohr Siebeck. 1971.
  157. Tullock G. Dynamic Hypothesis on Bureaucracy // Public Choice. 1974. Vol. 19. pp. 127—131.
  158. Tullock G. The Politics of Bureaucracy. Washington: Public Affairs Press, 1965.
  159. Williamson, O.E. Economic Institutions of Capitalism.// Free Press. 1987, October.
  160. Дополнительные ресурсы Интернета:160. http://www.anti-corr. ru/awbreport/indextxt.asp?filename=mtxt/0 1/xml.161. http://www.dbresearch.de/servlet/reweb2.Re WEB? rwkey=u6134563162. http://www.svobodanews.ru.
  161. Library of Economics and Liberty (www.econlib.org).
Заполнить форму текущей работой