Экономико-организационные основы регионального регулирования предпринимательской деятельности
Абсолютным лидером в стране по количеству малых предприятий стала Москва, здесь свыше 20% их общего количества в России. В Санкт-Петербурге малых предприятий существенно меньше, но высок удельный вес производства — 21%, строительства — 20% и науки — 12%. На остальной же российской территории малый бизнес развивается весьма неравномерно. Если, скажем, в Московской области более 40 тысяч… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 1. 1. Проблемы социально-экономического развития регионов
- 1. 2. Основы регулирования предпринимательства
- 1. 2. 1. Практика регулирования предпринимательства в России
- 1. 2. 2. Мировой опыт регулирования предпринимательства
- 1. 2. 3. Теоретические основы регионального регулирования предпринимательства
- 2. 1. Предпринимательство региона как подсистема предпринимательства страны
- 2. 2. Моделирование процесса развития предпринимательства
- 2. 3. Принципы и условия оптимального развития системы предпринимательства региона
- 3. 1. Методы регионального регулирования предпринимательства региона
- 3. 2. Методические основы формирования и использования ресурсного потенциала предпринимательства региона
- 3. 3. Апробация методов формирования и использования ресурсного потенциала предпринимательства региона
- 3. 3. 1. Обоснование основных параметров программы
- 3. 3. 2. Оценка эффективности регулирования предпринимательства региона
Экономико-организационные основы регионального регулирования предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие предпринимательства в России началось в 1986 году, с принятием закона СССР «О кооперации». Этот закон создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики. Согласно этому закону, разрешалась предпринимательская деятельность в ограниченном масштабе.
К 1990 году количество кооперативов в стране составляло около 190 тысяч [40], [2]. Эффективность «кооперативного» предпринимательства подтверждается следующими данными: объем реализованной продукции вырос с 4,3 мли. руб в 1988 году до 67 млн. руб в 1990 году. Доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативами в объеме валового национального продукта возросла с 0,7% в 1988 году до 6,1% в 1990 [8], [14].
Второй этап развития предпринимательства был связан с законодательным актом, ускорившим возникновение малого бизнеса. Постановление Совета Министров СССР № 790 от 8 августа 1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем впервые разрешалось юридическим и физическим лицам создавать частные предприятия с использованием (в ограниченных размерах) наемного труда. Постановление вводило ряд льгот для малых предприятий, определенных, приоритетных для экономики сфер производства. Это способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия: новый статус давал им заметные налоговые и иные преимущества [89], [78].
Предоставление льгот малым предприятиям, кроме того, стимулировало процесс разукрупнения государственных предприятий и организаций и создания малых предприятий в государственном секторе. В основном они создавались в строительстве и науке, в большинстве случаев — как «крыша» для руководства крупных государственных структур, получивших возможность через них осуществлять не только реальные, но и фиктивные сделки. Таким образом принятая система стимулирования создания малых предприятий имела как положительную, так и отрицательную стороны [42], [89].
Результаты производственно-хозяйственной деятельности малых предприятий говорят в их пользу. Так, в 1994 году они произвели товаров и услуг в объеме 137,7 трлн. руб («12% валового выпуска продукции России, располагая по стоимости 3,4% основными фондами). Балансовая прибыль МП в 1994 составила 19,5 трлн. руб — треть от прибыли во всех сферах экономики. В то же время «20% предприятий по итогам 1994 года получили убыток. Рассматривая эти цифры, надо учитывать, что они носят приблизительный характер, так как часть предпринимательской деятельности носит «теневой» характер [44], [100].
В регионах существовали разные стартовые условия к началу развития предпринимательства: в одних было развито молодежное хозрасчетное движение, в других — нетв одних регионах развита тяжелая или перерабатывающая промышленность, в других — легкая. Эти и другие причины привели к тому, что в настоящее время в России сложилась довольно пестрая картина развития предпринимательства [100], [32], [5]. В Центральном регионе в 1995 году насчитывалось 267 тысяч МП (в 1994 — 270 тысяч МП), в Западно-Сибирском, соответственно, 101 тысяча и 86 тысяч МПа в Волго-Вятском, соответственно, 27 тысяч и 24 тысячи МП. Значительная концентрация малых предприятий (около трети общего количества) находится в центральном районе [2].
Абсолютным лидером в стране по количеству малых предприятий стала Москва, здесь свыше 20% их общего количества в России. В Санкт-Петербурге малых предприятий существенно меньше, но высок удельный вес производства — 21%, строительства — 20% и науки — 12%. На остальной же российской территории малый бизнес развивается весьма неравномерно. Если, скажем, в Московской области более 40 тысяч, Краснодарском крае — почти 29, в Тюменской области — 27 тысяч малых предприятий, то в Псковской, Костромской, Орловской, Смоленской, Тамбовской и многих других областях — в среднем по 2−3 тысячи. А эти территории особенно нуждаются в развитии малого бизнеса, поскольку здесь спад производства примерно в 10 раз превысил общероссийские показатели, подняв уровень безработицы выше 10%. Малый бизнес, быстро создающий новые рабочие места, наверняка помог бы уйти от серьезных социальных проблем. К сожалению эта возможность не используется, многие из названных регионов повернули в сторону, что дало право называть их «красным поясом» .
Самым распространенным видом предпринимательской деятельности является торговля и посреднические услуги. В 1995 году этим видом деятельности занимались 419 тысяч МП, на которых работало 2,1 млн.человек. Товарооборот этих предприятий составлял свыше 18 трл. руб, причем более пятой части его приходилось на Центральный район, Москву, Уральский регион. В строительстве работает около 120 тысяч МП. Они выполнили объем работ на сумму 24 трлн. руб, в промышленности в 1994 году — 127,2 тысячи МП (в машиностроении, металлообработке, лесной деревообрабатывающей промышленности и т. д.) [32].
Несмотря на трудности, стоящие перед российскими предпринимателями, следует отметить наличие определенных положительных тенденций:
— сам факт его существования и развития в столь сложных условиях;
— возникновение слоя мелких и средних собственников, создавших свое дело и борющихся за его выживание и развитие;
— наличие предпринимательского потенциала, профессиональных и психологических возможностей для предпринимательской деятельности у значительной части населения;
— осознание обществом того, что проблемы безработицы без развития предпринимательства не решить;
— осознание государством роли и значения предпринимательства для подъема экономики страны.
Итоги развития малого и среднего предпринимательства в России рассматривались на 1-м Всероссийском съезде представителей малых предприятий: 70% опрошенных делегатов съезда отметили, что темпы развития предпринимательства в стране уменьшаются, а 71% отметил отрицательные финансовые условия для предпринимательской деятельности.
Значительное негативное влияние на становление малого предпринимательства оказал общий глубокий системный кризис экономики страны.
Начинает проявляться тенденция экстенсивного развития малого бизнеса, -вызванная тем, что при количественном росте МП их производственный потенциал почти не увеличивается, и соответственно, не наблюдается значительного прироста рабочих мест.
Наблюдается переход к коммерческой, посреднической деятельности многих МП, первоначально планирующих заниматься производством.
Труднейшая для малого бизнеса проблема финансирования, имеет своим фоном спад производства, чудовищный монополизм и распад традиционной системы как внутреннего, так и международного разделения труда. В этих условиях малому бизнесу, не располагающему, как правило, ни достаточно полной информацией о рынке, ни широкими финансовыми возможностями, подчас трудно осуществлять не только инвестиционную деятельность, но и кредитовать текущие издержки. Отсюда — появление неформального финансового рынка, тесное (по необходимости) переплетение легальных и полулегальных, а подчас и криминальных операций в деятельности мелких предпринимателей.
В настоящее время важнейшими проблемами, стоящими перед малыми, предприятиями, можно с уверенностью считать следующие проблемы (ранжированы в порядке значимости по результатам опроса Мирового Бан-ка)[76], [100]:
1. Нестабильная макроэкономика и постоянно меняющееся законодательство.
Эта проблема в высшей степени волнует предпринимателей.
С другой стороны, в прессе довольно часто можно встретить требования предпринимателей откорректировать тот или иной закон, как не соответствующий экономической целесообразности, цивилизованному рынку и т. п.
2. Налогообложение и высокие проценты за кредит.
Предприниматели единодушно отмечают чрезмерно высокий и постоянно растущий уровень налогообложения, что зачастую лишает предпринимателя возможности получить прибыль и толкает к сокрытию доходов предприятия. В этом же направлении действует порочная практика, когда все налоги взимаются вперед.
3. Проблемы обустройства.
Важнейший аспект проблемы — недоступность зданий, помещений, которая связывается с высокими ценами.
Большинство предпринимателей получают рабочую площадь посредством долгосрочной аренды, но этот тип договора не обеспечивает устойчивости. Арендаторов иногда «вытесняют» и предоставляют место тем, кому отдается предпочтение.
4. Найм работников.
Предпринимателям нелегко найти профессионала, к тому же обладающего квалификацией рыночного типа. Это обусловлено отчасти тем, что найм осуществляется через личные контакты, и лишь небольшое количество сотрудников берется «с улицы». Кроме того, надо иметь в виду принципиальные различия между квалификацией работника, подготовленного для работы в плановой экстенсивной экономике (навыки в выполнении отдельной части стандартной производственной операции на основе инструкций, высокие оценки свободного времени, социальных гарантий и т. п.), и квалификацией, соответствующей потребностям частного предпринимательства.
5. Падение спроса.
Слабый спрос является препятствием развития и причиной малого объема продаж и низкой доходности для многих фирм. Из-за низкого спроса часть фирм работает ниже своих возможностей.
6. Взаимодействие с властными структурами.
Многие предприниматели по данным опроса Мирового Банка, видят в государственных служащих коррумпированных бюрократов. Лишь 19% положительно отзывались о городских чиновниках и говорили о необходимости «неофициальных взносов». Помимо взяток, личные связи нужны для положительного разрешения просьб. Регистрация кажется более дорогой и долгой, чем это должно бы быть, но многие фирмы нуждаются в разного рода специальных лицензиях. Многим, хотя не всем, фирмам становится все труднее учредить новое предприятие. Жалобы на услуги касаются, главным образом, телефонной связи и внутригородского транспорта. Предметом озабоченности также является ухудшение криминальной ситуации. Многие фирмы для защиты платят деньги либо «мафии», либо милиции. Большинство фирм до сего дня не получило технического содействия ни от городских властей, ни от кого-либо еще.
Трудности становления малого бизнеса в России определяются проблемами: экономическими, политическими, правовыми, социальными, моральными, организационными [75], [76], [100].
Экономические проблемы характеризуются:
— низким уровнем доходов населения, падением ВНП, монополизмом;
— в июне 1996 года опрос показал, что поиск финансирования — основная проблема малого бизнеса (57% опрошенных).
Моральные проблемы характеризуются:
— давлением мафиозных структур — по данным МВД России мафия контролирует около 40 тысяч хозяйственных единиц в России, в том числе 7 тысяч МП, 400 банков и бирж, 700 рынков [98];
— отсутствием деловой этики и морали и, как следствие, — нарушение договоров, контрактов, обязательств.
Политические проблемы характеризуются:
— отсутствием стабильности в экономической политике правительства;
— незащищенностью правовой и физической предпринимателей и частной собственности;
— отсутствием государственной поддержки предпринимательству и малому бизнесу;
— неэффективной финансовой и налоговой политикой государства.
Правовые проблемы характеризуются:
— несовершенностью законодательной базы, регулирующей все аспекты предпринимательской деятельности;
— отсутствием законов, эффективно защищающих частную собственность;
Организационные проблемы характеризуются:
— неэффективным государственным регулированием предпринимательской деятельности.
Указанные проблемы свидетельствуют о невозможности выживания и эффективного развития малого предпринимательства без целенаправленной и мощной государственной поддержки.
Развитие предпринимательства в значительной степени обусловлено внешней средой: государственной политикой в данной области, деятельно- ' стью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти, внешними условиями конкретных регионов.
Анализ развития предпринимательства в стране и регионах показывает, что его неудовлетворительное состояние объясняется как общими недостатками на государственном уровне, так и отсутствием во многих регионах четко сформулированной политики и стратегии развития предпринимательства с учетом своих особенностей и потребностей. Определенные трудности развития предпринимательства в регионах создаются отсутствием теоретических разработок и методических рекомендаций, позволяющих оптимизировать данный процесс.
Данная работа призвана создать научно-методическую основу для решения выявленной проблемы.
Целью диссертационного исследования являлась разработка концепции и механизма регулирования предпринимательства в регионе. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие задачи:
— проведение анализа практики социально-экономического регулирования развития региона;
— определение сущности, цели, задачи эффективного регулирования предпринимательства;
— моделирование процесса развития предпринимательства региона;
— разработка экономико-организационного механизма регулирования предпринимательства региона;
— технико-экономическое обоснование разработки и реализации комплексной целевой программы развития предпринимательства региона.
Предметом исследования являлся процесс развития предпринимательства региона.
Объект исследования — организационно-экономический механизм регулирования развития предпринимательства в регионе.
Теоретическими основами исследования являлись труды ученых:
— заложивших научно-методические основы развития предпринимательства: М. Вебера, Дж. М. Кейнса, А. Рикардо, А. Смита, Ф. Хайека и др.;
— изучавших проблемы социально-экономического развития регионов: С. Б. Байзакова, А. Е. Когута и В. Е. Рохчина, В. С. Немчинова, В. Ф. Новикова и JI. Ю. Манюлис и др.;
— труды ученых, исследовавших особенности становления и развития предпринимательства в России: Г. J1. Багиева, А. Блинова, В. Ф. Богачева, В. К. Кабакова, А. Н. Кочетова, А. А. Крупанина, А. И. Муравьева В. В. Томилова, Г. П. Черникова и др.
В основе исследования лежит: диалектический метод, предопределяющий изучение явления в динамике и во взаимосвязяхсистемный подход и функционально-параметрическое моделирование исследуемого процессаклассификация и анкетирование, логический и сравнительный анализ.
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике предпринимательства.
В исследовании используются материалы Госкомстата РФ и соответст-вущих ведомств и учреждений.
Научная новизна заключается в следующем:
— разработана концепция регионального регулирования предпринимательства;
— сформулированы принципы и методы формирования оптимальной региональной программы развития предпринимательства и стратегия ее реализации;
— вводится понятие «ресурсного потенциала предпринимательства региона», предлагаются методы его анализа, оценки, формирования и рационального использования;
— сформулированы требования благоприятности внешней среды для предпринимательской деятельности, дается методика ее оценки и улучшения;
— обоснованы методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма регулирования предпринимательства региона;
— предлагается методика расчета эффективности регулирования предпринимательства региона с учетом интересов всех участников данного процесса: государства, региона, предпринимателей.
Практическая значимость определяется тем, что исследование направлено на решение крупной народнохозяйственной проблемы развития предпринимательства с учетом целей и потребностей регионов. Выводы, рекомендации, методические разработки позволяют осуществлять практическую деятельность по эффективному развитию предпринимательства в регионе.
3. Выводы и рекомендации.
Формирование реестров элементов ресурсного потенциала было рассмотрено выше. Рассмотрим методы определения основных техникоэкономических показателей ресурсного потенциала развития предпринимательства. Такими показателями являются:
— количественная характеристика имеющихся ресурсов;
— стоимость имеющихся ресурсов;
— доходность имеющихся ресурсов;
— их конкурентные преимущества на межрегиональном уровне.
Стоимостный эквивалент ресурсного потенциала развития региона оценивается по формуле:
RH = фрпт + Српт + ВрПкт + ВрП°т+ ДрПТ+ ЭрПт" + СрРт.
Предпринимательский потенциал ресурсов региона можно оценить в условных единицах, которые представляют собой количество типовых ПО, которые возможно создать на данном количестве ресурсов соответствующего вида.
В качестве типовой предпринимательской организации в малом бизнесе примем малое предприятие, в котором работают 20 человек. Стоимость создания бизнеса, исходя из ставок кредитов для создания своего дела, предоставленные Европейским Банком Реконструкции и Развития (EBRD). Они составляют от 20 тыс. $ до 75 тыс. $, что в среднем составит около 200 млн руб. Усредненные ТЭПы подобных малых предприятий приводятся в приложении 3.5.
Для расчета предлагается следующее выражение: где:
Npf — количество условных единиц предпринимательского потенциала f-ого вида ресурсов;
Npf — количество f-oro вида ресурсов в натуральных показателях (рублях, тоннах, штуках и т. д.);
Npf° - количество ресурсов f-oro вида в натуральных показателях, соответствующее одной условной единицы.
Так, например, в регионе имеются финансовые ресурсы для развития предпринимательства ФрПТ= 10 000 млн руб. Тогда финансовая компонента предпринимательского потенциала в условиях единицы составит:
N^ = 10 000: 200=50 у.е.
Анализ ресурсного потенциала создает базу для составления целевой программы развития предпринимательства региона и позволяет: оценить предпринимательские и имеющиеся ограниченияопределить возможные пути развития предпринимательстваограничения ресурсные, которые возникают на этом путиустановить возможности их преодоленияоценить (укрупненно) экономическую целесообразность этой деятельности.
3.3. Апробация методов формирования целевой комплексной программы развития предпринимательства региона.
3.3.1. Обоснование основных параметров программы.
Основные принципы, положения. Методы оптимального развития предпринимательства региона, сформулированные выше, реализуются через специальную целевую комплексную программу. Она является эффективным методом долгосрочного планирования развития народнохозяйственных объектов и широко используется для решения наиболее важных научно-технических и социально-экономических проблем. Основные этапы разработки программы приводятся на рисунке 3.4.
Для апробации методов формирования целевой комплексной программы развития предпринимательства региона (ЦКПРПР) в качестве типового объекта выбираем регион-представитель с населением в 1000 тыс.чел.
Рис. 3.4. Основные этапы разработки целевой комплексной программы развития предпринимательства (ЦКПРПР).
Данные о состоянии предпринимательства в регионе-представителе приводятся в табл. 3.5.
Обоснование экономических целей региона и их значимости проводится на основе анализа его экономического состояния в базовый период (по итогам года) и прогноза изменения основных ТЭПов на плановый период [32], [53].
Проводится укрупненный анализ технико-экономических показателей по следующим направлениям:
— соотношение доходов и расходов региона и наличия и степени финансового дефицита;
— структура доходов и возможность их увеличения за счет развития предпринимательства;
— структура расходов и возможности их уменьшения за счет привлечения предпринимательства на конкурентной основе к выполнению региональных (муниципальных) заказов;
— отраслевая структура народного хозяйства региона, степень ее прогрессивности (соответствие номенклатуры товаров и услуг структуре спроса);
— наличие, возможность и степень использования новых технологий и НОУ-ХАУ в регионе;
— организационно-технический уровень предприятий и необходимость технического перевооружения.
Очевидно, что такие цели, как желание получить дополнительную прибыль и желание увеличить экономический потенциал региона, объективно присутствуют всегда и во всех регионах. Относительная значимость этих целей (по сравнению с другими) зависит от конкретных условий.
На основе проведенного выше анализа устанавливается перечень экономических целей региона. С помощью экспертного анализа устанавливается рейтинг или относительная значимость каждой цели развития предпринимательства региона. Результаты анализа представлены в табл. 3.2.
В соответствии с анализом ведущих целей развития предпринимательства обследуемого региона являются:
— на 1-м месте — ликвидация бюджетного дефицита за счет роста доходов от предпринимательства;
— на 2-м месте — снижение региона затрат бюджета за счет создания конкурентной среды при выполнении заказов региона;
— на 3-м месте — структурная перестройка промышленности региона. Дифференциация целей по иерархическому уровню системы предпринимательства региона приводится в приложении 3.7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. Дальнейшее развитие предпринимательства в России связано с решением стоящих перед ним множеством проблем: политических, правовых, экономических, организационных, моральных. Они в значительной степени обусловлены государственной политикой в данной области, деятельностью центральной и региональных законодательных и исполнительных властей, социально-экономической ситуацией, сложившейся в регионах.
Выживание и дальнейшее развитие предпринимательства невозможно без его целенаправленной государственной и региональной поддержки.
2. Эффективное развитие рыночной экономики возможно только в условиях децентрализации управления страной на принципах реального федерализма, передачи значительной части функций по управлению развития территорий в регионы. Необходимо создание условий для стимулирования хозяйственной активности и максимального использования экономического потенциала региона.
Ввиду различного уровня социально-экономического развития регионов, их производственных и ресурсных возможностей, демографических и территориально-географических особенностей и т. п., необходим индивидуальный подход к решению их проблем. Реализация региональных интересов связана с территориальным хозяйствованием и, прежде всего, с развитием предпринимательства, В современных условиях развития экономики, производственной сферы теряет самостоятельное значение и должно рассматриваться как средство обеспечения эффективного социального развития территории.
В качестве причин, вызывающих необходимость сосредоточения экономических реформ и их основы — предпринимательства на региональном уровне — можно выделить следующие:
— необходимость учета специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной, финансовой и пр. политики;
— возможность эффективно реализовать конкурентные преимущества конкретных регионов;
— возможность эффективно развивать предпринимательство с учетом местных условий, местного рынка и местных ресурсов.
3. Анализ практики регулирования предпринимательства в России показал, что используемые методы позволили возродиться предпринимательству и создать соответствующий сектор экономики страны.
В то же время действия государства в 1994;96 годах по поддержке предпринимательства следует оценить как мало эффективные, вызвавшие снижение за последние два года количества малых предприятий в России в целом и в большинстве регионов. Во многих регионах одновременно с формальной поддержкой предпринимательства устанавливаются дополнительные административные барьеры на его пути (нередко с фактическим нарушением действующего законодательства).
Велика региональная дифференциация состояния малого и среднего бизнеса. Государство не создает благоприятной внешней среды для предпринимательской деятельности.
Для устранения этих недостатков необходимо разработать программы развития предпринимательства в стране и регионе с учетом их конкретных особенностей, на научно обоснованных рекомендациях, на правовой методической и организационной поддержке их реализации на государственном, муниципальном и региональном уровнях.
4. В работе дается системный анализ регионального предпринимательства. На его основе дается логическое и математическое описание общей картины объекта как системы во всей ее сложности и взаимообусловленности.
В процессе системного анализа были обоснованы параметры входа в систему, описывающие потребности и цели ее функционирования, параметры состояния, обуславливающие определенные результаты ее функционирования и т. п. Дана система параметров, всесторонне описывающих результаты как степень достижения экономических и социальных потребностей внешней среды и участников процесса. Обоснована система показателей, описывающих внешнюю среду функционирования системы и позволяющая установить направление управленческого воздействия по ее рационализации.
В качестве главной цели развития предпринимательства региона выступает удовлетворение потребностей общества, а ее подцелями верхнего уровня является удовлетворение потребностей региона (как административно-хозяйственной территориальной единицы) и удовлетворение потребностей предпринимателей региона.
Условием оптимального развития предпринимательства региона является формирование таких рычагов воздействия на систему, которые обеспечат на планируемый период достижение наилучших параметров ее состояния и позволят получить наилучшие результаты ее функционирования.
В работе дается комплекс целевых функций системы регионального предпринимательства в целом и по отдельным подсистемам. Результаты системного анализа позволили формализовать процесс регулирования регионального предпринимательства и создать методическую основу для его оптимизации.
5. Процесс регулирования предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью количественного и качественного изменения предпринимательского сектора народного хозяйства. Предлагается механизм регионального регулирования предпринимательства, представляющий собой совокупность форм, методов, средств, посредством которых органы управления данной территории оказывают воздействие на предпринимательскую среду с целью определенного изменения предпринимательской деятельности и получения желаемых результатов. Оптимальное регулирование предпринимательства региона заключается в создании благоприятных условий для его развития в соответствии с целями и задачами региона при минимальных затратах на его осуществление.
При разработке (формировании) мероприятий по регулированию развития регионального предпринимательства необходимо придерживаться следующих принципов:
— системности, то есть предлагаемые мероприятия должны быть направлены на достижение целей развития всего регионального предпринимательства;
— комплексности, то есть мероприятия по регулированию должны обеспечивать экономическое, организационное и социально-психологическое регулирующее воздействие на развитие СПР;
— приоритетной ориентации, то есть прежде всего формируется набор мероприятий по приоритетным направлениям развития, с учетом разной значимости для региона отдельных целей и с учетом разной значимости для региона отдельных целей и с учетом ресурсной ограниченности;
— конкретности, то есть мероприятие должно описывать конкретное действие, положение, которое приводит при его реализации к достижению поставленной цели;
— реализуемости, то есть предлагаемое мероприятие должно соответствовать реальным условиям, ресурсным возможностям и прочему по его реализации;
— сочетаемости, непротиворечивости каждого мероприятия с другими, направленными на решение различных задач, подчиненных общей цели;
— оптимальности, то есть набор предлагаемых мероприятий по развитию СПР должен в максимальной степени способствовать достижению поставленной цели при минимизации затрат на его разработку и реализацию.
6. Предпринимательская деятельность осуществляется в определенной внешней среде. В работе дается анализ структуры внешней среды предпринимательства региона и система параметров, характеризующая ее элементы.
В работе сформулированы принципы благоприятности предпринимательству внешней среды, даются методы ее оценки. Анализу подвергаются такие составляющие внешней среды, как: рынок региона, ресурсы региона, условия предпринимательской деятельности, инфраструктура предпринимательства. Аналитическая оценка степени благоприятности предпринимательству основных элементов внешней среды позволяет обосновать мероприятия, обеспечивающие комфортные условия предпринимательской деятельности в регионе.
Предлагается алгоритм формирования благоприятной внешней среды предпринимательства региона.
В основе регулирования предпринимательства лежит комплекс мероприятий экономических, социальных, организационных и т. п. В диссертации дается классификация данных мероприятий, обосновываются параметры, которые необходимо устанавливать при их разработке. Даются рекомендации по выбору видов и методов воздействия на среду в зависимости от конкретных региональных условий.
7. Активное развитие предпринимательства региона должно базироваться на мобилизации всех его ресурсов. Для достижения этих целей вводится понятие «ресурсный потенциал предпринимательства региона» и предлагаются методы его формирования и использования. Ресурсный потенциал региона характеризуется наличием и доступностью всех видов ресурсов, необходимых для создания и функционирования предпринимательской организации (МП) финансовые, трудовые ресурсы, наличие сырья, техники, технологии, площадей и т. п.).
В качестве важнейшей компоненты ресурсного потенциала предлагаются так называемые специфические ресурсы: природно-климатические объекты (пляжи, минеральные воды, целебные грязи и т. п.) и объекты, обладающие культурно-исторической ценностью (памятники старины, архитектурно-исторические объекты и т. п.). Эти ресурсы могут стать основой предпринимательской деятельности. В работе предлагаются методы анализа данных ресурсов и формулы для их количественной, стоимостной оценки. Рассматриваются источники формирования всех видов ресурсов, даются формулы для их количественной и стоимостной оценки. Приводятся рекомендации и пополнению отдельных ресурсов региона.
Предлагаемый метод оценки ресурсного потенциала региона создает основу для мобилизации всех ресурсов региона и для составления реальной ресурсно обоснованной программы развития предпринимательства в конкретных условиях. Оценка производится в физических единицах соответствующих ресурсов, в стоимостном выражении и в условных единицах (условных МП, которые возможно создать на данном запасе ресурса). Она позволяет сопоставить цели, возможности и результаты регулирования предпринимательства.
Экономическая эффективность регулирования предпринимательства региона рассчитывается как отношение дополнительного дохода от количественных и качественных изменений предпринимательского сектора народного хозяйства к затратам, связанным с разработкой и реализацией целевой комплексной программы развития предпринимательства региона.
8. Предлагаемый метод оценки экономической эффективности регулирования предпринимательства региона отличается от традиционного тем, что учитывается не только показатель прибыльности предпринимательского объекта (дохода предпринимателя), но и тот доход, который получает регион и государство от развития предпринимательства. Дается определение регионального и государственного дохода, предлагаются формулы для учета затрат, связанных с созданием благоприятной предпринимательской среды и для учета всех прочих затрат, связанных с разработкой и реализацией целевой комплексной программы развития предпринимательства региона.
9. Основным элементом организационно-экономического механизма регулирования регионального предпринимательства является целевая комплексная программа. Она должна включать в себя следующие разделы:
— социально-экономический анализ состояния и потребностей региона, обуславливающих цели развития предпринимательства;
— анализ и оценка ресурсного потенциала развития предпринимательства региона;
— обоснование приоритетных направлений развития предпринимательства региона;
— обоснование комплекса мероприятий по созданию благоприятных внешних условий для реализации данной программы;
— технико-экономическое обоснование программы развития предпринимательства региона.
В работе предлагаются принципы, методы, процедуры разработки всех разделов программы.
10. Предложенная в работе концепция регулирования развития предпринимательства региона, включающая принципы, методы, модели, алгоритмы, базирующаяся на целевой направленности решения приоритетных проблем региона с учетом возможностей его ресурсного потенциала, и разработанный организационно-экономический механизм ее реализации создают научно методическую основу для оптимального развития предпринимательства конкретного региона.
Анализ проблем регулирования социально-экономического развития регионов позволяет сделать следующие выводы:
1. Основой исследования проблем региональной экономики становится конкретная определенная территориальная единица, имеющая свои определенные ресурсы и наделенная правами планирования и регулирования ее социально-экономического функционирования и развития.
2. Планирование региональной экономики при социализме базировалось на использовании прогрессивного инструментария: экономико-математических принципов и методов выработки планово-прогнозных решений, методов прогнозирования, элементов системного анализа, целевых программах и т. п.
В то же время принципы демократического централизма, идеологические подходы, превалирование отраслевых решений, бесправность регионов приводили к неэффективным экономическим решениям.
3. Практика экономического развития регионов показывает прирост производства в регионах, специализирующихся на черной металлургии, богатых сырьевыми ресурсами. В то же время, в большей части регионов снижение промышленного производства в 1995 году превышало среднероссийский уровень. Замедление спада в большей части регионов свидетельствует об исчерпании возможностей ликвидации неконкурентоспособных и нерентабельных производств.
4. Недостаточная разработка вопросов региональных макроэкономических процессов в условиях перехода к рыночной экономике затрудняет выработку и реализацию программы выхода регионов из экономического кризиса.
5. Для эффективного управления социально-экономическим развитием регионов необходима децентрализация государственного управления и передача значительной части функций управления территорией в регион, что позволит обеспечить индивидуальный подход к решению его проблем с учетом местных условий.
6. Представляется целесообразной следующая иерархия региональной экономической политики, свойственной федеративному устройству страны:
— экономическая политика и стратегия развития государства на перспективу;
— стратегия социально-экономического развития региона;
— набор программ (проектов) реализации экономической стратегии региона.
7. Улучшение социально-экономического положения регионов должно базироваться на научно обоснованной программе развития предпринимательства, которая представляет роль своеобразного «локомотива». Эта программа должна стать основой для многостороннего системного подхода к развитию территории для разработки отдельных проектов, программ, нормативных документов и организационно-управленческих решений, направленных на решение отдельных аспектов общей проблемы.
Список литературы
- АГЕЕВ А. П. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991.
- АФАНАСЬЕВ В. Анатомия отечественного малого бизнеса «Российский экономический журнал» № 2, 1994.
- АДАМЕСКУ А., КИДАНОВ В. Региональные программы: перспективные вопросы. «Экономист» № 3, 1997.
- АЛИМОВ Т. И др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. «Вопросы экономики» № 11, 1994.
- АХМЕДУЕВ А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование. «Экономист» № 12, 1994.
- АМЕРИКАНСКАЯ помощь российскому предпринимательству. Справочник по программам технической помощи предпринимательству Санкт-Петербурга. СПб.: 1996.
- БЛИНОВ А. Государственная политика малого предпринимательства в США и Японии. «Маркетинг» № 2, 1995.
- БЛИНОВ А. Малое предпринимательство. М.: Ось-89, 1997.
- БЛИНОВ А. О., ПЛАКСЕЯ В. И. Модель регионального центра поддержки предпринимательства. М.: Луч, 1993.
- БАБАЕВА Л. Развитие малого бизнеса в России. Деловой мир, 1996.
- БОЙКО И. П. Предпринимательство в современной России. Вестник СПб университета, сер. 5 «Экономика», 1994.
- БАНКИ и реальный сектор -они, как известно, не пара? (По следам Петербургского экономического форума) «Час пик» № 100 от 9.07.97.
- БАЙЗАКОВ С. Б. Оптимизация региональной экономики. М.: Наука, 1980
- БАБИЙ В. С. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии региона. Саратов: 1992.
- БОГАЧЕВ В., КАБАКОВ В., ХОДАЧЕК А. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: 1995.
- БАГИЕВ Г. Л., ТОМИЛОВ В. В., ЧЕРНЫШЕВА 3. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: 1995.
- БЛАГОВ 3. И. Предпринимательство в российской экономике. -СПб. :1995.
- БОГАЧЕВ В. Ф. Поддержка малого бизнеса фондами и консультационными агентствами. Материалы международной конференции «Малый бизнес в России». СПб.: 1994.
- БЕРГ Г. Создать свою фирму. М.: Дело ЛТД, 1994.
- БЕРГ О. В. Организация арендных отношений. М.: Финансы и статистика, 1995.
- БУЛЫГА Р. П., МИКРЮКОВ В. А. Финансовый менеджмент и финансовый анализ. М.: Финансы, 1995.
- БРИЛЬ А. Р. Экономическая оценка инвестиций в предпринимательской деятельности. СПб.: ЛДНДП, 1992.
- БАРКАН Д. И. Маркетинг для всех. Л.: Культ-инфо-пресс, 1991.
- БУСЛЕНКО Н. П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978.
- ВЕРХАН П. X. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Минск, 1992.
- ВАСИЛЬЧУК Е. В. Эксперты подтверждают вероятность осеннего развития производства. «Финансовые известия» № 46 (397) от 26.06 1996.
- ВОЛЬСКИЙ А. Регионы в одиночку не выживут. «Финансовые известия» № 46 (397) от 26.06.1996.
- ВЕБУА Р., МАРЗЕЕВА С. Большие деньги для малого бизнеса. «Известия» № 195 от 16.10.1996.29. 1-Й ВСЕРОССИЙСКИЙ съезд представителей малых предприятий 20−21 февраля. Тезисы докладов. М.: 1996.
- ГЭЛБРАЙТ Д. К. Экономическая теория и цели общества. М.: Экономика, 1988.
- ГУСЕВ К., ФЕДОТОВ А. Повышение инвестиционной активности и региональная стратегия структурных преобразований. «Экономист» № 19, 1994.
- ДМИТРИЕВА О. Г. Региональная диагностика. СПб, 1993.
- ДОЛГОПЕТОВА Т. И др. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России. «Вопросы экономики» № 11, 1994.
- ДОКУЧАЕВ Д. Как чувствуют себя новые структуры российского бизнеса. «Известия» № 33 от 20.02.1996.
- ДЕМЧЕНКОВ В. С., МИЛЕТА В. И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1990.
- ДОКУЧАЕВ Д., КАРПЕНКО И. Малый бизнес громко заявляет о своих интересах. «Известия» № 33 от 20.02.1996.
- ЕРМОШЕНКО Н. Н., БАРСУЧЕНКО Э. Н. Формы предпринимательства за рубежом. Киев: УкрНИИНТИ, 1991.
- ЕВРОПЕЙСКИЙ обзор малых и средних предприятий. Европейская сеть по исследованию малых и средних предприятий, 1993.
- ЖИЗЛЕВ В. В. Устойчивое развитие регионов: новые тенденции в политической, экономической, социальной сфере. Сыктывкарский ун-т, 1995.
- ЗАКОН РСФСР «О кооперации». М.: 1987.
- ЗАКОН РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Ведомости СНД и ВС РСФСР № 14, 1991.
- ЗАКОН РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». М.: 1994.
- ЗЯБ ЛЮК Н. Г. Государство и малый бизнес США: социально-политический аспект. М.: Наука, 1987.
- ИТОГИ и прогнозы развития рыночных отношений в России. «Российский экономический журнал» № 12, 1994.
- ИНВЕСТИЦИОННОЕ проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов. М.: Минстатин-форм, 1995.
- КРУПАНИН А. А. Основы предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1992.
- КАРЛОВ Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1992.
- КОРНАЙ Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990.
- КЕЙНС Д. М. Избранные произведения. М.: 1993.
- КЕЙНС Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1978.
- КАБАКОВ B.C., ШАТРОВА Е. В. Стратегия предпринимательства. -СПб.: СПбГИЭА, 1996.
- КАК получить европейский деньги. «Бизнес-шанс» № 15 (158) от 1.05.1996.
- КОГУТ А. Е., РОХЧИН В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: 1995.
- КОГУТ А. Е., ЕРЕМИН В. А. Реформы и развитие предпринимательства в Росси. -СПб.: 1993.
- КРИТИЧЕСКАЯ зона рынка труда. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояние рынка труда. СПб.: 1996.
- КЛАРК Дж. Б. Распределение богатства. М.: 1934.
- КОМПАС российского предпринимательства. СПб.: И. Аура, 1992.
- КОШКИН Б. К. Начинающему предпринимателю. СПб.: Зеро, 1992.
- КУДРЯШ OB Н. Дело, доступное всем (по материалам 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий). «Наука и жизнь» № 5, 1996.
- КРАВЧЕНКО Р. Г., СКРИПКА А. Г. Основы кибернетики. М.: Экономика, 1994.
- КУНЦ Г., О’ДОННЕЛ С. Управление: системный и ситуационныйанализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1991.
- КУШ ЛИН В. Становление «сервисной» экономики. «Проблемы теории и практики управления» № 1, 1995.
- КОГУТ А. Е. Эффективность промышленного производства. Л.: Наука, 1983.
- ЛЕБЕДЕВА И. П. Японские корпорации: стратегия выживания. М. :1995.
- ЛОПАТНИКОВ Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1993.
- ЛИПСИЦ И. В. Бизнес-план основа успеха. — М.: Дело, 1994.
- МАРКОВ Н. М. Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ. «Экономист» № 3, 1996.
- МИНЕРВИН Н. Г. Система государственной поддержки предпринимательства. М.: 1993.
- МЕЛКОЕ и среднее предпринимательство в экономике зарубежных стран. М.: 1991.
- МАТЕРИАЛЫ Санкт-Петербургского экономического форума. СПб. :1997.
- МИСКО К. Ресурсный потенциал регионов. Теоретические и методические аспекты. М.: Наука, 1991.
- МОРГАЧЕВ В. Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: 1987.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ указания по составлению плана комплексного развития хозяйств области. Киев, 1974.
- МОДЕЛИРОВАНИЕ народнохозяйственных процессов. М.: Экономика, 1973.
- МАЛОЕ предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта (Под ред. А. Ю. Чепуренко). М.: РНИСиНП, 1995.
- МАЛОЕ предпринимательство в России. Проблемы и перспективы (аналитический вестник). М.: РАМРН, 1996.
- МУИЖЕТИК Д. М. Комплексный территориальный план в условиях отраслевого управления. Киев: Наукова думка, 1974.
- МАЛЫЕ предприятия в РСФСР. Пакет документов М.: Паритет, 1991.
- МАТВЕЕВ Ф. Р. Основы системного анализа. М.: 1988.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. -М.: 1994.
- МАРШАЛЛ А. Принципы экономической науки. М.: Экономика, 1990.
- НОВИКОВ В. Ф., МАНЮЛИС А. Ю. Территориальное управление: проблемы и пути перестройки. М.: Экономика, 1989.
- НЕКРАСОВ Н. Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975.
- НЕМЧИНОВ В. С. Избранные произведения. М.: Наука, 1968.
- ОСНОВЫ предпринимательства. Словарь-справочник. М.: Луч-2,1993.
- ОСНОВЫ местной социально-экономической политики (под редакцией А. Е. Когута) ИСЭП РАН, 1995.
- ОСНОВЫ научного управления социально-экономическими процессами: Учебник. М.: Мысль, 1989.
- ПОРХОВНИК Ю. М., ЛИСИЦИНА Е. Б. Инвестиционный менеджмент. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР. М.: 1991.
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ социально-экономического развития регионов в условиях рынка. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 1996.
- ПРОГНОЗ социально-экономического Российской Федерации на 1995 ГОД. Министерство экономики РФ. «Российская газета» от 12.11.1994.
- ПЕТРОВ А. Н., ЖИХАРЕВ Б. С. Основы стратегического планирования регионально-экономического развития. В сб. Прогнозирование социально-экономического развития регионов в условиях рынка. Чебоксары, 1996.
- ПРОГРАММА социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2000 ГОДА. СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга, 1994.
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: итоги, проблемы, перспективы. (Под ред. академика А. И. Муравьева). СПб.: Изд-во СПбУЭФ.
- ПРОБЛЕМЫ оптимального функционирования социалистической экономики (Под ред. академика Н. П. Федорова). М.: Наука, 1972.
- ПИНЦОВ С. И. Управление в регионе: актуализация мотивов хозяйственной и трудовой деятельности. 1994.
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО и новые формы управления производством. СПбГИЭА, 1993.
- ПОТЕМКИН В. К., ЯКОВЛЕВА Н. В. Предпринимательская деятельность: методы вхождения и бюджетное руководство. Л.: 1991.
- ПРОБЛЕМЫ малого бизнеса. «Сегодня» № 94 от 18.05.1994.
- РАЗВИТИЕ малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции «Малый бизнес в России». СПб.: 1994.
- РЮТТИНГЕР Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992.
- РЕЧМЕН Д., МЕСКОН М. и др. Современный бизнес. М.: Изд-во «Республика», 1996.
- РАЗУМОВ Н. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989.
- РИКАРДО Д. Собрание сочинений. СПб.: 1908.
- РАТНЕР Н. М., НЕСТЕРЕНКО О. Н. Развитие региона: методический подход. Екатеринбург, 1995.
- РЕГИОНАЛЬНОЕ сообщество: многостороннее развитие и управление. (Под ред. профессора Р. Е. Тихонова). РАУ, Москва, 1993.
- РОЛЬ государства в становлении и регулировании рыночной экономики. Материалы научно-практической конференции. Москва, 1997.
- РУСИНОВ Ф. М. Основы государственного управления смешанной рыночной экономикой. М.: Росэкономакадемия, 1996.
- РАЗВИТИЕ малого бизнеса в России, состояние проблемы и перспективы. Материалы международной конференции «Малый бизнес в России». СПб.: 1994.
- РОССИЙСКАЯ Федерация в цифрах в 1995 ГОДУ. М.: Госкомстат РФ, 1995.
- САВЧЕНКО В. Е. Феномен государственного предпринимательства, теоретические и практические аспекты. М.: Российский экономический журнал, 1996.
- САДЧИКОВ И. А., АМЕЛЬЧЕНКО А. В. Системный анализ развития химических производств. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
- СИСТЕМНЫЙ анализ и структура управления (Под общей редакцией В. Б. Шорина). М.: Знание, 1975.
- САНТО Б. Инновация как средство экономического развития. М. :1990.
- СИСТЕМНЫЙ анализ в экономике и организации производства (Под общей редакцией С. А. Вацева и В. И. Войсовой). JI.: Политехника, 1991.
- ТОМИЛОВ В. В., КРУПАНИН А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: СПбУЭФ, 1996.
- ТОМИЛОВ В. В. Организационная культура и предпринимательство. СПб.: СПбУЭФ, 1994.
- ТВИСС Б. Управление научно-техническими нововведениями. М. :1989.
- ТИЧИ Н., ДЕВАННА М. А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций. М.: Экономика, 1990.
- УПРАВЛЕНИЕ исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993.
- УОТМЕН Р. Факторы обновления. М.: Прогресс, 1988.
- УТКИН Э. А. Экономика, рынок, предприниматель. М.: 1996.
- УТКИН Э., КОЧЕТНОВ А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 1996.
- УСПЕНСКИЙ В. Предприниматели и регионы. «МН» № 19, 11−19 мая 1997.
- ФИНАНСИРОВАНИЕ вашего малого предприятия в России. Программа развития предпринимательства US AID, 1995.
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 1994−95 гг. «Российская газета», 31 мая 1994.
- ФИНАНСОВЫЙ менеджмент М.: Перспектива, 1993.
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996−97 гг. «Российская газета», 30 августа 1995.
- ХАКУНОВ Т. Д. Формирование и развитие предпринимательства на принципах интрапренерства. Автореферат. СПб.: СПбУЭФ, 1997.
- ХОЛЛАНД С. Планирование и смешанная экономика. «Вопросы экономики» № 1, 1993.
- ХИЗРИЧ М., ПИТЕРС Т. Предпринимательство (выпуски 1−5). М.: Прогресс-Университет, 1991.
- ХАЙЕР В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990.
- ХОСКИНГ А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
- ХАЙНЕ П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Дело», 1993.
- ЧЕПУРЕНКО А. Проблемы финансирования в российском малом бизнесе. «Вопросы экономики» № 7, 1996.
- ЧЕРНИКОВ Г. П. Предприниматель кто он? — М.: Международные отношения, 1992.
- ШАМХАЛОВ Ф. И, Новое российское предпринимательство. М.: Экономика, 1994.
- ЧЕЛОВЕК в системе рыночных отношений. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (1−3 декабря 1992 г.). СПбУ-ЭФ, 1992.
- ШВАЛЬБЕ X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М.: Республика, 1995.
- ШУМПЕРТ И. Теория экономического развития. М.: 1982.
- ШЛЕЗИНГЕР А. М. Циклы американской истории. М.: 1992.
- ШОНБЕРГ Р. Японские методы управления предприятием. М.: Экономика, 1988.
- ЭКОНОМИКО-математические методы и модели планирования и управления. М.: Знание, 1983.
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ аспекты региональной политики в странах Европы. Опыт для России. Сборник обзоров. М.: 1996.