Оценка экономической эффективности применения систем, повышающих безопасность эксплуатации грузовых автомобилей производства Российской Федерации: На примере антиблокировочных систем
С учетом возможности комплектации отечественных АТС дополнительными системами и устройствами зарубежного и отечественного производства, имеющих различную эксплуатационную надежность, в работе предложена методика оценки экономической эффективности установки указанных систем. Данная методика позволила сравнить по критерию чистой реальной ценности экономическую эффективность установки АБС… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современное состояние грузового автомобилестроения в
- 1. 1. Грузовое автомобилестроение России в рыночных условиях
- 1. 2. Управление техническим состоянием АТС на основе их сертификации
- 1. 3. Системы повышающие безопасность и экологичность АТС
- ГЛАВА 2. Исследования условий применения систем повышающих безопасность и экологичность АТС в соответствии с 65 международными стандартами
- 2. 1. Постановка задачи
- 2. 2. Оценка первоочередности примененйя’дополнительных систем повышающих безопасность и экологичность АТС
- 2. 3. Методы и источники инвестирования для осуществления установки дополнительных систем на грузовые автомобили производства РФ
- ГЛАВА 3. Оценка экономической эффективности применения АБС gg на отечественных грузовых автомобилях
- 3. 1. Оценочный анализ автотранспортных средств
- 3. 2. Оценка экономической эффективности применения АБС
- 3. 2. 1. Вариант установки отечественной системы АБС
- 3. 2. 2. Вариант установки импортной системы АБС
Оценка экономической эффективности применения систем, повышающих безопасность эксплуатации грузовых автомобилей производства Российской Федерации: На примере антиблокировочных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы.
Вхождение народного хозяйства РФ в интегрированную систему мирового общественного производства в значительной мере требует скорейшей адаптации технико-технологических процессов национальных компаний и предприятий к требованиям международных стандартов и законодательных актов.
Особенно актуальной указанная задача является для хозяйствующих субъектов транспортного комплекса, уже в настоящее время остро конкурирующими с зарубежными производителями автотранспортных средств (АТС) и перевозчиками. Одним из аспектов конкуренции на рынке транспортных услуг являются проблемы технической конкурентоспособности автомобилей отечественного и зарубежного производства. К сожалению автотранспортные средства, выпускаемые в Российской Федерации до настоящего времени не оборудованы современными устройствами и системами, обеспечивающими безопасность и экологичность АТС. В то же время, за рубежом, в силу действующих стандартов и нормативов, указанное оборудование устанавливается на все грузовые транспортные средства, что предусмотрено международными и национальными стандартами. В ближайшей перспективе введение данных стандартов в полном объеме станет необходимым для Российской Федерации.
В данной ситуации важными становятся вопросы по определению приоритетов в выборе тех систем, которые, с точки зрения безопасности и конкурентоспособности, являются наиболее значимыми. Существует ряд дополнительных устройств, устанавливаемых на автомобили, которые в соответствии с международными соглашениями, применяемыми в ЕС являются обязательными к установке. При оснащении данными системами отечественных грузовых автотранспортных средств возникает ряд объективных проблем технического и экономического характера. Для оценки эффективности внедрения данных систем на АТС производства РФ необходимо исследование доходно-затратных характеристик проектов по установке систем и определении наиболее выгодных.
Существенным также является выбор источников покрытия дополнительных расходов на производство, переоборудование автомобилей с учетом их целевого назначения. В связи с тем, что внедрение данного оборудования потребует значительных дополнительных затрат при производстве или переоборудовании отечественного автомобиля, необходимой является, в соответствии с мировой практикой, оценка целесообразности предоставления государством льгот по налогообложению предприятий автомобилестроения и таможенных льгот при закупке зарубежного оборудования для установки дополнительных систем, а также целесообразность отнесения затрат по оборудованию дополнительными системами АТС отечественного производства на счет покупателя и производителя.
Цель исследования состоит в разработке и оценке с методологических и теоретических позиций комплекса проблем, связанных с применением и внедрением дополнительного оборудования, устанавливаемого на АТС, влияющего на безопасность и экологичность эксплуатации грузовых автотранспортных средств отечественного производства.
Для реализации поставленной цели в диссертационной работе • были сформулированы и решены следующие задачи:
• Оценить современное состояние грузового автомобилестроения в РФ.
• Провести анализ технической конкурентоспособности и сертификации АТС в РФ.
• Проанализировать системы повышающие безопасность и экологичность АТС.
• Разработать методику определения целесообразности введения в РФ дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобили, предусмотренного нормативными документами применяемыми в ЕС.
• Разработать методику оценки экономической эффективности применения указанных систем.
• Осуществить оценку экономической эффективности внедрения указанных систем на отечественных грузовых АТС с определением источников покрытия дополнительных затрат на их установку.
• На примере антиблокировочных систем (АБС) осуществить оценку экономической эффективности, с определением источников покрытия расходов по внедрению дополнительного оборудования.
Объектом исследования являются экономические отношения по внедрению дополнительного оборудования, влияющего на безопасность и экологичность эксплуатации автотранспортных средств в РФ.
Теоретической основой исследования являются работы российских и зарубежных ученых и специалистов в области экономики и эксплуатации автомобильного транспорта.
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам технико-экономического анализа технических объектов и систем, их сертификации и стандартизации, а также экономики автомобильного транспорта. В работе использованы методы экономико-математического анализа и математической статистики, аппарат профессиональной экспертной оценки. Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью компьютерных программ Microsoft Exel, Microsoft Word. При выполнении работы использовались статистические данные о развитии автомобильной промышленности и автотранспорта в РФ и за рубежом, международные и национальные стандарты транспортной деятельности.
Научная новизна проведенного исследования заключается в:
1. разработке методологий комплексного анализа проблемы технической конкурентоспособности отечественной автотранспортной техники с учетом действующих на рынке транспортных услуг международных стандартов и требований;
2. формировании экономической концепции перевода отечественной автотранспортной техники на международные стандарты производства и эксплуатации, обеспечивающих определение экономически эффективных технологий указанного перехода, на основе установки специальных систем и устройств, повышающих безопасность и экологичность грузовых АТС;
3. разработке методики оценки экономической эффективности, позволяющей определить целесообразность установки на грузовые автомобили отечественного производства указанных систем и устройств;
4. обосновании источников покрытия дополнительных расходов при проведении рекомендуемых мероприятий, обеспечивающих снижение дополнительных издержек потребителей автотранспортной техники с использованием мирового опыта.
Практическая значимость выполненных исследований состоит в использовании разработанных в диссертации методик предприятиями и организациями РФ, осуществляющими производство и предпродажную подготовку автомобильной техники, для оценки затрат необходимых для оснащения АТС системами, повышающими конкурентоспособность отечественных автомобилей и экономический эффект от их использования, а также министерствами и ведомствами РФ, осуществляющими экономическое регулирование деятельности указанных предприятий и организаций.
Публикации и апробация работы. По результатам выполненных исследований автором подготовлены 3 статьи.
Реализация работы. Основные результаты работы использованы Московским автомобильно-дорожным институтом (техническим университетом) при чтении курса «Экономика инновационной деятельности» для студентов технических специальностей. Разработанная в диссертации методика оценки экономической эффективности внедрения дополнительных систем и устройств, устанавливаемых на АТС используется органом по сертификации «МАДИ-фонд» при проведении работ по сертификации зарубежных автотранспортных средств, систем и устройств, ввозимых в Российскую Федерацию.
На защиту выносится комплекс методик определения целесообразности введения в РФ дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобили и предусмотренного нормативными документами применяемыми в ЕС и оценки экономической эффективности применения АБС.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Проведенные в диссертации исследования позволяют сделать следующие выводы и предложения:
1. Результаты качественного анализа развития автомобильной промышленности в РФ показывают, что новый подход к разработке АТС на перспективу должен исходить не только из сложившейся структуры производства отрасли и возможностей отдельных предприятий, но и из оптимальной схемы их взаимодействия, направленной на минимизацию общественных затрат на производство и одновременно на максимальное расширение номенклатуры, диапазона технических параметров выпускаемой техники, а следовательно, на максимальный учет разнообразных требований потребителя.
2. На основе анализа рынка автомобильных перевозок в РФ можно заключить о необходимости отказа от двойных стандартов по перевозкам на AT в РФ, — т. е. доведение отечественных стандартов по перевозкам грузов автомобильным транспортом до уровня международных.
3. В диссертации разработана методика определения приоритетных дополнительных систем и устройств, повышающих безопасность дорожного движения и экологичность автомобильного транспорта, базирующаяся на аппарате профессиональной экспертной оценки, а также методов ранговой корреляции. Проведенные по данной методике исследования позволили определить в качестве приоритетных систем и устройств АБС, сменные каталитические нейтрализаторы, АБС на ТС для перевозки опасных грузов;
4. С учетом необходимости снижения затрат потребителей, связанных с приобретением дорогостоящих систем и устройств, в работе установлены формы и источники компенсации части затрат на их установку за счет государственных льгот по таможенным платежам, а также полных льгот по уплате НДС в федеральный бюджет.
5. По результатам экспертной оценки в работе сделан вывод о том, что наиболее целесообразным источником указанных компенсаций является распределение расходов по приобретению, установке, уплате налогов и таможенных сборов между 3 сторонами: 1) государствомпосредством предоставления налоговых и таможенных льгот 2) производителем грузовых АТС — посредством снижения издержек производства 3) потребителем грузовых АТС. Даны рекомендации по пропорциям распределения расходов.
6. С учетом возможности комплектации отечественных АТС дополнительными системами и устройствами зарубежного и отечественного производства, имеющих различную эксплуатационную надежность, в работе предложена методика оценки экономической эффективности установки указанных систем. Данная методика позволила сравнить по критерию чистой реальной ценности экономическую эффективность установки АБС отечественного и зарубежного производства с учетом их эксплуатационной надежности и стоимости. Проведенные расчеты позволяют сделать вывод о целесообразности установки на грузовые автомобили производства РФ АБС отечественного производства.
Список литературы
- Абалонин С.М. Конкуренты АТП. Кто они? // Автомобильный транспорт, 1995 № 4 с 12
- Абалонин С.М. О конкурентоспособности транспортной продукции // Автомобильный транспорт., 1994 № 6 с. ЗО
- Абалонин С.М. Ценовая конкуренция и тарифная политика в деятельности АТП Автомобильный транспорт 1996 № 4 с.24−25.
- АБС как результат логики развития тормозного управления. Ревин А. А. //Автомобильная промышленность 1996, № 1
- АБС: импортная или отечественная? Опыт ГАЗа Мордашов Ю. Ф., Медведев Ю. М., АО «ГАЗ» //Автомобильная промышленность, 1997 № 5
- Аганбегян А.Г. Экономика СССР в 2005 г. М. 1989 -328с.
- Аксенов П.В. Многоосные автомобили. М: Машиностроение 1989.
- Аксенова З.И. Анализ производственно-финансовой деятельности автотранспортных предприятий. 3-е изд., перераб. М.: Транспорт, 1981. -224 с.
- Американская школа управления. Бизнес-план, или Как повысить доходность вашего предприятия. М&bdquo- СО"Анкил".-1992.
- Анисимов А.П., Юфин В. К. Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта. М. Транспорт 1986. 248с.
- Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий МОСКВА «Транспорт» 1998 245с.
- Ансофф И. Стратегическое управление /Под ред. Л. И. Евенко. —М.: Экономика, 1989 -355с.
- Барнс М. Основы управления проектами. Мир управления проектами. Перевод с англ. М. Алане, 1994. -248 с.
- Беренс В., Хавранек ГШ. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Новое переработанное и дополненное издание. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995.
- Бизнес-план. Практические рекомендации по составлению и оформлению. Москва, АСМАП, 1995 г. 85 с.
- Воронцова С.Д. Экономический механизм управления системами крупного города. -СпБ, 1992. -133с.
- Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука, 1990 -208с.
- Градов А. П. Рыночные отношения: как стимулировать производственную деятельность. Ч. 1. 2, 3. —Л.: ВНОЭТ, 1991 -243с.
- Градов А. П. Стратегия экономического управления предприятием. Учебное пособие. — СПб.: СПГТУ. 1993 -144с.
- Градов А.П. Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия/— М.: Экономика, 1990 -235с.
- Единая транспортная система и автомобильные перевозки. Афанасьев Л. Л., Островский Н. Б., Москва Транспорт 1984., 430 с.
- Единая транспортная система: Учеб. для Вузов (В.Г. Галабурда, В. А. Персианов и др. / Под ред. В. Г. Галабурды. М.: Транспорт, 1996. 226с.
- Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. —М.: АО Бизнес школа «Интел-Синтез», 1994 -355с,
- Зайцев А.А. Словарь-справочник рыночной экономики. Саратов, 1991 -297с.
- Залманова М.Е. Управление системами переработки, хранения и доставки продукции. Логистическая концепция: Учеб. пособ. Саратов, 1990.64с.
- Иванов A.M. Совершенствование конструкции и повышение эксплуатационных свойств автомобиля. М: МАДИ 1987. 174 с.
- Иванов М.М. и др. США: управление наукой и нововведениями. М&bdquo- «Наука», 1990. -124с.
- Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. -М.- «ПРО-ИНВЕСТ Консалтинг», 1995. -435с.
- Инвестиционная политика на транспорте. Минтранс РФ — 1995 г. -210 с.
- Казаров Ю.К. Анализ и синтез новых транспортных систем // Транспорт. Сб. ВИНТИ. № 3.1994
- Казаров Ю.К., Чембровский О. А. Построение блок-схемы решения целевой функции и синтез новых транспортных систем: Отчет по НИР Моск. филиала Ин-та проблем транспорта РАН, 1992
- Калачев Е. С. Калачева С.А. Оформление транспортных операций. М. «Приор» 1996. 128с.
- Колик А.В., Белоус Э. В. Новые методы управления транспортным обслуживанием промышленных предприятий за рубежом. М., 1989. 44с.
- Конарев Н.С. Методологические вопросы совершенствования управления развитием транспорта России на современном этапе // Транспорт. Сб. ВИНТИ. № 5. 1993
- Конарев Н.С. Об основных направлениях совершенствования управления транспортным комплексом России в современных условиях / Вестник Академии транспорта РФ. СПб.-Москва: ВИНИТИ, 1992. Юс.
- Конкурентоспособность или таможенный «зонтик»? Дажин В. Г. //Автомобильная промышленность, 1996, № 3
- Конторович Л.В., Горстко А. Б. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука, 1972−244с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М."Ось-89″ 1997.208с.
- Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США М. Транспорт 1992. 352с.
- Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. Москва. Транспорт. 360 с.
- Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. Москва «ДеКА» 1997. 184с.
- Материалы расширенного заседания коллегии Минтранса РФ «Об итогах работы за 1997 г. и социально-экономическом развитии транспортно-дорожного комплекса в 1997 г. Минтранс РФ — 1997 г. -125с.
- Международное объединение „Ассоциация качества“. Система сертификации. —М.: Линф, 1992. -422с
- Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М.: НИИАТ, 1993.32 с.
- Методические документы ИСО/МЭК по сертификации продукции, оценке систем обеспечения качества продукции и аккредитации испытательных лабораторий. — М.: Стандарты, 1988. -523с.
- Методические рекомендации по выбору способа инвестирования для предприятий, осуществляющих международные автомобильные перевозки. АСМАП 1997. -95с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М&bdquo- 1994. -142с.
- Мир управления проектами под редакцией X. Решке. X Шелле, Москва, „Алане“, 1995 г. -185 с.
- Миротин А.Б., Николин В. И., Ташбаев Ы.Э Транспортная логистика., Омск 1994., 220 с.
- Миротин Л.Б., Гольдин А. Г., Колик А. В. Основы маркетинга на грузовом автомобильном транспорте. МАДИ М. 1990, 250 с.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: „ЮНИСАМ“, 1996. -192 с.
- Морозов К.А. Токсичность автомобильных двигателей. МАДИ М., 1997 г. -84 с.
- Новожилов В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. — М.: Наука, 1972. -147с.
- Новые требования Правил ЕЭК ООН. САТР 1998, -58с
- Нормы на предельно допустимые выбросы вредных веществ. Состояние и перспективы развития. Каменев В. Ф., Куров Б. А., Олейник А. В. //Автомобильная промышленность 1998 № 5
- О совершенствовании системы сертификации автомототехники. Гришин В. Ф., Рубцов С. В. //Автомобильная промышленность 1996, № 4
- Обыденков А. П. Организация системы управления автотранспортом в условиях рыночной экономики. -Москва, 1993. -301с.
- Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: М. П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н. Ф. Билибина и др.- Под ред. М. П. Улицкого. М. Транспорт 1994. 328с.
- Отечественные АБС на пути к потребителю. Марков Н. И., Конюхов В. В. //Автомобильная промышленность 1996, № 9
- Оценка безубыточности производства узлов АТС при их создании. Картавин Ю. А. //Автомобильная промышленность 1996, № 11
- Павлова Е.И., Буралев Ю. В. Экология транспорта. М. Транспорт 1998.232с.
- Пешина Э.В. Бюджетное регулирование социального развития крупного города.-Екатеринбург, 1993. -322с.
- Поздникова Т.Н. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики.- СпБ, 1993. -153с.
- Поносов Ю.К., Хрусталев М. М. Динамическая модель развития транспортной системы РФ // Транспорт. Сб. ВИНТИ. № 3. 1994
- Принципы и практика отечественной сертификации Никульников Э, Н., Давыдов А. Д. //Автомобильная промышленность 1996, № 11
- Прокофьев М.В. Конструкция и эксплуатация автотранспортных средств. М. АСМАП. 92с.
- Рынок международных автомобильных перевозок в Российской Федерации (экономико-социологический анализ)/АСМАП М. 1998. 92с.
- Рынок международных автомобильных перевозок в Российской Федерации. АСМАП 1998. -143с.
- Самуэльсон П. Экономика: Пер. с англ. — М.: НПО „Апгон“, 1992
- Сертификация АТС. Задача: выйти на мировой уровень. Фотин Р. К., Гусаров А. П., Кисуленко Б. В. //Автомобильная промышленность, 1996, № 2
- Сертификация продукции и услуг в РФ. Москва. Изд. Ось-89 -1997.— -129с.
- Сертификация продукции и услуг. Москва. Изд. Юр. лит-ра. 1998
- Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции. — М.: ВНИИС, 1994. -478с.
- Соломенко Н.С., Кейзер Л. С., Пшенкин В. Н. Системные принципы в экологической проблематике транспорта. // Транспорт. Сб. ВИНТИ. № 6. 1993
- Справочник: Надежность в машиностроении. / Под ред. В. В. Шашкина. СПб.: Машиностроение, 1992−365с.
- Сухин Ю.С. Международные автомобильные перевозки и перспективы их развития. АСМАП —1996 г. -105 с.
- Технико-экономические проблемы стратегии развития российского автомобилестроения. Кутенев В. Ф., Гируцкий О. И., Корольков Ю. А., Ипатов А. А. //Автомобильная промышленность997 № 1,№ 2
- Тормозные системы АТС. Мордашов Ю. Ф. // Автомобильная промышленность 1996,№ 1
- Транспортные перевозки. Устав автомобильного транспорта. М. „Приор“ 1998. 160с.
- Указатель правила ЕЭК ООН, стандарты ИСО и директивы ЕЭС в области автомобилестроения. „Информавто“ Москва 1998. 280 с.
- Управление проектом (PROJECT MAMAGEMENT)/nofl общей ред. В. Д. Шапиро СПб., „ДваТрИ“, 1996.
- Управление техническим состоянием автотранспортных средств. Рошаль Л. Я., Андрианов Ю. В., Донченко В. В. //Автомобильная промышленность, 1996, № 2
- Фиттерман Б.М., С.К. Леоничева „Конкурентоспособность автомобиля“ Информ-авто 1994 -130с.
- X о до ш М. С. Грузовые атвомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1986. -208 с.144
- Хизрич Р., Питере М, Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс, 1992. 256 с.
- Экология и природоохранная деятельность на транспорте. Тематический сборник нормативно-справочных материалов. М.: Министерство транспорта РФ, 1993. -201 с.
- Экономическое регулирование транспортной деятельности в условиях рыночного хозяйства. Сборник научных трудов МАДИ. Москва 1998.-76 с.
- Юркина Н.И. Автотранспортные средства. М, Филинъ 1996. -360с.
- ABS: reality or myth? Harvy M. // The Automotive Engineer 1998 № 7
- Business International’s Global Management Desk Reference/ Ed. by S. B. Dreyfus. N.Y. etc.: Me Grow-Hill Inc., 1992.
- Doggart C. Tax Havens and Their Uses. L., 1987. Dunning J. Explaining International Production. L., 1988. -422.
- Hardwick Ph., Khan Bahadur, Langnied J. An introduction to modem economics. 2nd edition, Longinan, London & New- Jork, 1986
- National Legislation and Regulations Relating to Transnational Corporations. Vol. Ill, IV, V, VI, VII. N.Y.: UN, 1983, 1986, 1988,1989.
- Porter M. E. Compitetive Strategy: Techniques for Analizing Industries and Competitors. New York: Tile Free Press, 1980
- Problems of breaking control systems. Ring F // SAE Australasia 1998 № 5
- Thinking about breaking control. Assy C. // Volkswagen Audi Car 1998 № 2
- Thompson Arthur A. „Strategies for Staying Cost Competitive“, Harvard Business Review, Vol.62, Nol, January-February, 1984, pp 110—117
- Thompson Arthur A. Economics of the Firm: Theory and Practice, 5th ed» 19 891. УТВЕРЖДАЮ"
- Зам.зав.кафедрой «Экономика автомобильного транспорта"к.т.н., доцент1. В.И.Ляско1. Утверждаю