Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством труда преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность теоретических и научно-эмпирических методов: анализ экономической, управленческой и научно-методической литературы по исследуемой проблеместатистические и социологические измерения (наблюдение за деятельностью преподавателейанкетирование студентов, слушателей, преподавателейизучение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Содержание и качество труда преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
    • 1. 2. Факторы, влияющие на качество труда преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
    • 1. 3. Управление качеством труда в среднем профессиональном образовательном учреждении
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 2. 1. Методика подбора преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
    • 2. 2. Процедура аттестации преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
    • 2. 3. Развитие профессиональных качеств преподавателей
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Вопросы проведения аттестационных мероприятий для преподавателей на примере образовательных учреждений Банка России
    • 3. 2. Организация обучения, повышения квалификации и переподготовки как условие повышения качества труда преподавателей
    • 3. 3. Оценка качества труда преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения

Управление качеством труда преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Повышению роли персонала на современном этапе развития общества способствует принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов управления деятельностью. На изменение содержания труда существенно повлиял начавшийся в середине XX века процесс автоматизации, компьютеризации различных сфер деятельности персонала. Кроме того, возрастанию роли персонала способствовало повышение образовательного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности. Применение новых технологий и методов требовало более четкой организации труда персонала. Это привело к увеличению значимости человеческого фактора и выдвинуло управление персоналом на передний план управленческой деятельности, стимулировало развитие научных исследований в этой области. Проблемы организации труда, контроля за деятельностью персонала, оценки расходов на заработную плату и многие другие стали рассматриваться как основные и в образовательных учреждениях. Поэтому проблема управления качеством труда персонала, в том числе среднего профессионального образовательного учреждения (СПОУ), является одной из существенных в современной теории и практике управления. Вопросы оценки качества труда персонала СПОУ, в частности преподавателей, приобрели актуальность в связи со вступлением российского профессионального образования на путь экономических преобразований.

Укрепление позиций преподавателей в управлении образовательным процессом, конкурентоспособности, успешной деятельности образовательного учреждения привело к постановке таких задач: как организовать управление деятельностью преподавателей, а именно, оценку и развитие профессиональных качеств преподавателейкакие действия необходимо предпринять, чтобы повысить качество труда преподавателей (КТП).

Настоящее диссертационное исследование направлено на изучение вопросов, связанных с управлением персоналом СПОУ, и аспектов оценки КТП.

Происходящие в среднем профессиональном образовании (СПО) правовые, экономические, организационные, методические, научные преобразования сделали возможным вхождение средней профессиональной школы в методическое образовательное и информационное пространство и международный рынок образовательных услуг. Пересмотр стратегии и политики образовательного учреждения в отношении оценки КТП особенно важен сейчас, когда внешняя среда часто меняется и иногда непредсказуема, а некоторые образовательные учреждения испытывают финансовые затруднения. Важнейшая роль в управления качеством труда принадлежит кадрам высокопрофессиональных преподавателей. Появление новых и развитие традиционных функций в образовательных учреждениях вызывает необходимость прогрессивных подходов к организации управления качеством труда, поэтому исследования в области управления КТП СПОУ, методах его оценки являются особенно актуальными.

Степень научной разработанности проблемы. Отечественная и международная практика со всей очевидностью свидетельствует, что управление КТП зависит от различных факторов, в том числе от обучения, повышения квалификации, переподготовки преподавателей.

Следует отметить, что современная наука имеет серьезные достижения в области исследования управления персоналом. К наиболее выдающимся представителям экономической мысли, занимавшимися и занимающимися проблемами управления персоналом, трудовыми отношениями относятся В. В. Адамчук, Т. Ю. Базаров, Н. А. Волгин, JI.A. Еловиков, А. Е. Карлик,.

A.И. Ковалев, М. Н. Магура, Г. Г. Руденко, Ф. М. Русинов, M.JI. Раз,.

B.C. Половинко, В. П. Пугачев, А. Я. Кибанов, З. П. Поршнев, А. Шире, 5.

Н.П. Зазнобина, Ю. Г. Одегов, Р. Олкорд, С. В. Шекшня, П. Э. Шлендер [10- 13- 38- 39- 44- 49- 57- 58- 60- 64- 66- 74- 78- 84- 85- 86- 87].

Вопросы управления персоналом образовательной сферы освещались в работах Н. Я. Гарафутдиновой, О. Ю. Василенко, В. М. Демина, А. П. Егоршина, A.M. Новикова, М. М. Поташника, Б. С. Гершунского, Б. Л. Вульфсона, Э. Н. Гусинского, А. К. Казанцева, В. И. Подлесных, Л. С. Серова, Ю. И. Турчаниковой, С. И. Змеева, А. Н. Тихонова, Т. Н. Шамовой, Ю. С. Васильева, [23- 26- 27- 33- 43- 40- 53- 73- 80- 83- 89- 90- 102- 121].

Отдельные аспекты организации управления персоналом рассматривались в работах А. В. Бездольного, Е. А. Борисовой, Э. Е. Старобинского, Е. Д. Липкиной, И. В. Бизюковой, И. Б. Дуракова, С. В. Калининой, М. В. Куринского, М. Э. Миллер, Т. В. Оплетаевой, А. Ф. Шепотина [14- 16- 21- 36- 48- 71- 91- 93- 94- 96- 128].

В то же время исследователями недостаточно изучены вопросы управления КТП образовательного учреждения, существующие критерии и показатели оценки КТП не отражают те изменения в содержании труда, которые характерны для СПОУ. Таким образом, обнаруживаются противоречия между:

— общим характером рекомендаций вышестоящих органов управления образованием и существующими конкретными научно-методическими рекомендациями по оценки КТП СПОУ;

— потребностями практики в четких научно обоснованных критериях и показателях оценки КТП и субъективным подходом к их выбору и оценки;

— необходимостью внедрения и расширения специальных видов профессиональной деятельности (СВПД) и неподготовленностью преподавателей к этой деятельности.

Эти противоречия и обусловили проблему исследования, сущность которой заключается в определении набора критериев и показателей оценки КТП, а также методах оценки КТП СПОУ.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в экономической науке позволили определить тему диссертационного исследования: «Управление качеством труда преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения».

Цель исследования состоит в формировании системы оценки КТП СПОУ с учетом изменения содержания труда.

Гипотеза исследования: если учесть в управлении КТП изменения, происходящие на рынке образовательных услуг, в рамках СПОУ, то можно добиться следующего результата — сформировать систему оценки КТП СПОУ через которую возможно:

— выделить особенности управления КТП СПОУ;

— определить необходимый набор критериев и показателей для оценки КТП СПОУ при выполнении СВПД;

— разработать процедуру проведения аттестационных мероприятий для преподавательского состава, имеющего неоднородную структуру;

— повысить КТП через подбор, аттестацию, и развитие профессиональных качеств преподавателей.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

— уточнение факторов влияния на управление КТП в СПОУ с учетом изменений, происходящих на рынке труда.

— определение критериев и показателей оценки КТП в рамках СПОУ при выполнении СВПД.

— разработка процедуры проведения аттестационных мероприятий для преподавательского состава, имеющего неоднородную структуру.

— разработка метода оценки КТП СПОУ.

Объектом исследования является совокупность образовательных учреждений Банка России, в том числе Омская банковская школа (ОБШ) (колледж).

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты управления КТП СПОУ.

Теоретическую и методическую основу исследования составляют положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Базовые аспекты диссертационной работы сформулированы на основе использования взглядов и подходов В. В. Адамчука, А. П. Егоршина, А. Я. Кибанова, Ю. Г. Одегова, B.C. Половинко, З. П. Поршнева, С. В. Шекшни, Б. С. Гершунского. [10- 28- 37- 60- 74- 78- 84].

Большое внимание было уделено исследованию работ зарубежных авторов, среди которых Г. Десслер, У. Бреддик, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Н. Худоури, Р. Олдкорн, Д. Ж. Гласс, Д. Ж. Стэнли, Дж. Обер-Крие [22- 29- 34- 35- 53- 58].

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность теоретических и научно-эмпирических методов: анализ экономической, управленческой и научно-методической литературы по исследуемой проблеместатистические и социологические измерения (наблюдение за деятельностью преподавателейанкетирование студентов, слушателей, преподавателейизучение самооценки преподавателейизучение документации образовательных учрежденийэкспертная оценка аттестуемых преподавателей), обобщение опыта работы по оценке КТП СПОУ, анализ документов образовательных учреждений (смета, учебные планы, программы, индивидуальные планы преподавателей, государственный образовательный стандарт (ГОС) СПО специальности и др.), анализ качества результатов деятельности преподавателей.

Информационную базу исследования на ряду с монографической и периодической литературой отечественных и зарубежных авторов составили законы и законодательные акты, принятые в образовании, в том числе Федеральный закон «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Программа развития дополнительного профессионального 8 образования в РФ на 2002;2005 гг. локальные нормативные документы: уставы образовательных учреждений Банка России, годовые отчеты, положения о структурных подразделениях, справочник о типовых квалификационных характеристиках на должности руководителей и специалистов.

Основные научные и практические результаты, полученные соискателем:

— уточнено понятие «содержание и качество труда преподавателя» (КТП);

— уточнено понятие «специальные виды профессиональной деятельности» (СВПД);

— уточнены факторы, влияющие на управление КТП СПОУ;

— предложен метод оценки КТП СПОУ;

— проведена апробация предложенной процедуры проведения аттестационных мероприятий для преподавателей в Омской, Санкт-Петербургской банковских школах.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических аспектов управления КТП СПОУ с учетом современных тенденций в изменении характера и содержания труда преподавателей, что раскрывается посредством следующих элементов научной новизны:

1. Выделены особенности управления КТП СПОУ с учетом изменений, происходящих на рынке труда, заключающиеся в роли государства, методах, принципах управления, способах финансирования, процедуре оценки, поиске направлений развития профессиональных качеств преподавателей, выборе путей формирования преподавательского состава;

2. Определен авторский набор критериев и показателей для оценки качества труда при выполнении специальных видов профессиональной деятельности (СВПД) преподавателями СПОУ;

3. Предложены процедуры проведения аттестационных мероприятий, учитывающие неоднородность преподавательского состава;

4. Предложен метод оценки КТП через подбор, аттестацию и развитие профессиональных качеств преподавателей, отличающийся учетом изменений в характере и содержании труда преподавателя.

Научная и практическая значимость исследования.

Предложенная в работе система оценки КТП СПОУ может рассматриваться как инструмент повышения качества труда персонала с учетом изменения содержания труда при выполнении СВПД внутри образовательного учреждения. Результаты исследования могут быть использованы руководителями образовательных учреждений при формировании преподавательского состава, организации аттестационных мероприятий, обучении, повышении квалификации, переподготовки персонала, при планировании деятельности преподавателей и определении затрат на оплату квалифицированного труда.

Отдельные положения диссертационной работы использовались в качестве рекомендаций для проведения аттестационных мероприятий для персонала банковских школ, образовательных учреждений г. Омска и территориальных главных управлений Банка России, центров подготовки и переподготовки персонала г. Омска.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, многолетним практическим опытом автора, тщательным отбором фактического материала и документальных источников, применением теоретических и научно-экспериментальных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, разнообразием источников информации, длительностью, положительными результатами и личным участием автора в экспериментальной работе по аттестации преподавателей.

Апробация работы. Проведена в образовательных учреждениях Банка России, а также ОБШ в 1999;2003 г. Ход и результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались в процессе научных сообщений, докладов и выступлениях на межрегиональных и региональных научно.

10 практических конференциях: «Повышение качества жизни — основа устойчивого развития региона» (Омск, март, 2003), «Банковский бизнес в регионе» (Омск, октябрь, 2003), «Управление банковским персоналом: опыт, проблемы, перспективы» (Омск, декабрь, 2002), «Проблема зависимости и насилия среди молодежи» (Омск, март, 2002), совещаниях, семинарах, круглых столах.

Ряд положений и выводов, содержащихся в исследовании, использованы автором в образовательном процессе по должности руководителя и преподавателя высших категорий.

Публикации. Основные положения диссертации нашли свое отражение в девяти публикациях общим объемом 5,4 п. л.

Структура и объем диссертационной работы. Логика и цель исследования определяют структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, шести приложений. Работа содержит 31 рисунок, 17 таблиц. В списке литературы 130 наименований.

7. Результаты исследования в области управления КТП образовательного учреждения позволяют выделить общие для всех СПОУ проблемы:

— оценки КТП;

— финансирования профессионального развития преподавательского состава.

8. Развитие профессиональных качеств преподавателей с учетом рынка труда в настоящее время характеризуется следующими факторами:

— изменение роли учредителей по финансированию процесса развития профессиональных качеств преподавателей, перенос большей части финансовых вопросов на уровень руководителей региональных образовательных учреждений;

— предпочтительное финансирование повышения квалификации преподавателей в отличие от обучения и переподготовки;

— создание условий для преподавателей, стимулирующих научно-методическую работу в СПОУ.

В качестве рекомендаций повышения КТП СПОУ, учитывающих изменения содержания труда, предлагаем следующие:

— обеспечение руководителем образовательного учреждения соответствия стратегии профессионального развития преподавательского состава с целью получения дополнительных источников финансирования стратегическим задачам образовательного учреждения;

— использование системного подхода к оценке КТП;

— содействие развитию нетрадиционных подразделений внутри образовательного учреждения, создающих условия для повышения КТП;

— применение предлагаемого метода оценки КТП отделами (менеджерами) по работе с персоналом образовательного учреждения;

— улучшение значений показателей качества труда по сравнению с предыдущим периодом за счет увеличения степени влияния руководителей СПОУ на данные показатели, что возможно при достижении максимальной подконтрольности КТП в СПОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного в диссертационной работе исследования были обоснованы приоритеты и целевые установки решения проблемы управления качеством труда преподавателей как исходного основания для формирования высококвалифицированного преподавательского состава образовательного учреждения, что нашло свое подтверждение в подведенных итогах исследования и основных выводах.

Итоги исследования следующие:

1. В сфере образования на современном этапе наиболее существенное влияние на КТП оказывают внешние факторы, которые представлены, с одной стороны, действиями органов государственно-общественного управления образованием, с другой — ГОС. Результатом действия внешних факторов стало повышение уровня квалификационных требований к профессиональной компетентности преподавателей образовательного учреждения. Внутренние факторы воздействия на управление КТП связаны с целями и задачами образовательного учреждения, а также источниками финансирования его деятельностью.

2. Появление новых и развитие традиционных функций образовательного учреждения обусловило постановку и решение стратегической задачи — развитие профессиональных качеств преподавателей.

3. Труд преподавателя относится к одному из наиболее сложных, поскольку предполагает выполнение учебно-воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской и организационно-управленческой функций. По характеру труд преподавателя является индивидуальным, коллективным, общественным. За последние десятилетия произошли значительные изменения в методах и способах передачи знаний, а следовательно, изменилось и содержание преподавательского труда.

Особенности и изменения преподавательского труда были учтены автором при формировании системы оценки качества труда преподавателей.

4. С учетом изменений, происходящих на рынке труда, выделены следующие особенности управления КТП СПОУ:

— Изменение роли государства в сфере профессионального образования: наряду с государственными создаются общественные органы управления образовательным учреждением;

— Дозированное и дифференцированное применение административных, экономических и социально-психологических методов управления КТП СПОУ экономического профиля;

— Использование принципа организации и оплаты труда в зависимости от квалификационной категории преподавателя и результатов профессиональной деятельности преподавателя;

— Использование сметного и договорного способов финансирования при формировании преподавательского состава неоднородной структуры;

— Привлечение к процедуре оценки преподавателей, как представителей органов государственного управления, так и учредителя, через организацию аттестационных мероприятий и фиксирование требований к уровню квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности преподавателей;

— Поиск направлений дальнейшего развития профессиональных качеств преподавателей привело к самостоятельному решению таких вопросов управления КТП, как выбор образовательных методик и новых информационных технологий в ходе обучения, повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

— Возможность формирования высококвалифицированного преподавательского состава через подбор, аттестацию и развитие профессиональных качеств преподавателей внутри образовательного учреждения.

5. На основе социологического опроса, обобщения опыта, анализа для оценки КТП нами разработан авторский набор критериев и показателей оценки КТП СПОУ, отличающийся содержанием труда для выполнения СВПД. Деятельность преподавателей, выполняющих СВПД, мы оценили с помощью критериев, наименование которых отражает современные особенности содержания труда преподавателей, связанных с управлением, обучением, работой с электронными источниками информации. Кроме того, критерии оценки КТП мы соединили с тремя условными уровнями оценки, А (низкий), В (средний), С (высокий), которые соответствуют требованиям квалификационных категорий (второй, первой, высшей) для преподавателей по уровню продуктивности деятельности. Введенный уровень КТП нами был рассчитан через коэффициент — темпа роста КТП (К,) по каждому критерию оценки выполнения СВПД и в целом.

6. Для характеристики факторов управления в исследовании были применены критерии, характеризующие вещественные факторы управления и показатели, характеризующие личностные факторы управления.

7. Для полной характеристики СВПД мы разработали набор показателей оценки личных качеств (потенциала) преподавателя, учитывающий изменения содержания труда (см. приложение 6).

8. Выявлено, что в центре управления качеством труда в образовательном учреждении находится совокупность индивидуумовпреподавателей. Анализ литературы и реальной практики наглядно показал, что сегодня не существует универсального метода оценки КТП. Практически везде оценка осуществляется косвенно через конечные результаты деятельности. Проведенные нами исследования показывают, что оценить КТП можно только после того, как будет оценена результативность деятельности преподавателей по выполнению СВПД. Оценка КТП включает:

— сбор и анализ информации о деятельности преподавателей по выполнению СВПД;

— выбор и расчет критериев и показателей, характеризующих КТП;

— анализ полученных данных и выявление путей повышения КТП.

9. Задача оценки КТП состоит в выявлении трудового потенциала преподавателя, степени использования этого потенциала, соответствие преподавателя занимаемой должности, в том, чтобы охарактеризовать эффективность его трудовой деятельности, а, следовательно, и ценность преподавателя для образовательного учреждения. Оценка КТП необходима для совершенствования всех сторон функционирования СПОУэкономического механизма, структуры, технологии, методов управления. Важной целью оценки КТП является оптимизация затрат на организацию развития профессиональных качеств преподавателей и оплаты труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 05.12.2002 № 39−52−85 ИН/39−20 «О программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002−2005 годы». -М., 2002.- 22с.
  3. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ. -Екатеринбург: Уральское юридическое изд-во, 1998. -60с.
  4. О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования: Сборник нормативных правовых документов/ Сост.: П. Ф. Анисимов, В. Н. Антонов, Т.Д. Барер- Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НПЦ «Профессионал», 1998. — 151с.
  5. О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Положение. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16.06.2000 г. № 1908.- 14с.
  6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2002 г. № 18−52−117 ин/18−15−5с.
  7. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» Зс.
  8. Разъяснения к Положению, утвержденному приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908. Письмо Министерства образования РФ от 28.12.2000 № 22−06−1448. 6с.
  9. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.04.96 г. № 125-ФЗ.
  10. Научные издания, монографии, учебники
  11. В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев- Под ред. В. В. Адамчука. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 431с.
  12. П.Алавердов А. Р. Управление персоналом в коммерческом банке/ А. Р. Алавердов.-М.: «Соминтэк», 1997.-256с.
  13. Н.Н. Основы управление персоналом: Ч.З. Оценка-механизм формирования мотивации персонала/ Андреева Н. Н., Зазнобина Н. П., Хохлова Н. М. М.: ЦПП ЦБ РФ, 1996. — 123с.
  14. Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Т. Ю. Базаров. М.: Мастерство, 2002. — 224с.
  15. А.В. Главный капитал банка кадры: опыт, размышления, проблемы/ Бездольный А. В., Луковников Н. Н. — М., 1999, — 203с.
  16. Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н. П. Беляцкий. Мн.- Выш.шк., 2001. — 302с.- пп.
  17. И.В. Кадры управления. Подбор и оценка: Учеб. пособие/ И. В. Бизюкова. М.: «Экономика», 1998. -150с.
  18. Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с фр./ Ж.-П. Бодуан М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — Инфра-М, 2001, — 233с. — (Серия „Современные консалтинговые технологии“).
  19. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. Т. 13. М.- Изд-во „Сов. Энциклопедия“, 1973. — 608с.
  20. Большой экономический словарь./Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд164
  21. Правовая культура», 1994. 528с.
  22. Бор М. З. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование/ М. З. Бор, В. В. Пятенко, М.: ИКЦ «ДИС», 1997. — 288 с.
  23. Е.А. Оценка и аттестация персонала/ Е. А. Борисова. -СПб.: Питер, 2002. 256с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  24. У. Менеджмент в организации/ У. Брэдик. М.: «Инфра-М», 1997, — 344с.
  25. В.Н. Основы управление персоналом: (для работников служб персонала): 4.1/ Воронин В. Н., Зазнобина Н. П., Хохлова Н. М. М.: ЦПП ЦБ РФ, 1994.-74с.
  26. В.Н. Основы управление персоналом: (для работников служб персонала): 4.2 (приложения)/ Воронин В. Н., Зазнобина Н. П., Хохлова Н. М. М.: ЦПП ЦБ РФ. — 1994. — 72с.
  27. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века/ Б. Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208с.
  28. .С. Философия образования для 21 века: В поисках практико-ориентированных концепций/ Б.С. Гершунский- Российская Академия образования. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  29. .С. Философия образования/ Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта. — 1998. — 432 с.
  30. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой/ Гласс Дж., Стенли Дж. М.: Издательство «Прогресс», 1976.-495с.
  31. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: напараметрические методы/ Грабарь М. И., Краснянская К. А. -М.: Педагогика, 1977.- 136с.
  32. .М., Экономика и социология труда. Учеб. для вузов/ Б. М. Генкин.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРА М, 2000. — 412 с.
  33. С.В. Эффективный преподаватель: Методич. пособие/ С. В. Губарьков. Тверь: УМЦ ЦБ РФ, 1999. — 78с.
  34. Э.Н. Введение в философию образования/ Гусинский Э. Н., Турчаникова Ю. И. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 24с.
  35. Г. Управление персоналом: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Г. Десслер- Под общ. ред. Ю. В. Шленова. -М.: «Изд-во БИНОМ», 1997. -432с.:ил.
  36. Дж. Обэр-Крие. Управление предприятием/ Дж. Обер-Крие.- Сирин, 1998.
  37. И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: Исследование зарубежного опыта/ И. Б. Дуракова. -М.: «Центр». 1998. -160с.
  38. А.П. Управление персоналом/ А. П. Егоршин.- Нижний Новгород, 1999. 622 с.
  39. JI.A. Экономика труда: Учеб. пособие/ JI.A. Еловиков.- Омск, 2000.-335 с.
  40. П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учеб. пособие / П. В. Журавлев, Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 448с.
  41. С.И. Основы андрогогики: Учеб. пособие для вузов/ С. И. Змеев. -М.: Флинта- Наука, 1999. 152с.
  42. JI.H. Организация управленческого труда: Учеб. пособие/ НГАЭиУ. Новосибирск, 1995. — 185с.
  43. В.Г. Управление учреждением профессионального образования в новых экономических условиях М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 1999. — 37с.
  44. А.К. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие/ Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. М.: ИНФРА — М, 1998. — 367с.
  45. В.А. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг: образование, бизнес, коммуникации: монография/ Ковалев В. А., Ковалев А. И. Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. — 268с.
  46. Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и средних педагогич. учеб. заведений/ Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176с.
  47. Г. А. Методика проведения аттестации педагогического персонала в системе дополнительного профессионального образования: Методич. пособие/ Лаврененко Г. А., Верхоробин В. И. Тверь: УМЦ Банка России, 2003. — 54с.
  48. Г. С. Актуальные вопросы управления персоналом: Учеб.-методич. пособие. Тверь.: УМЦ ЦБ РФ, 1999. — 152с.
  49. Е.Д. Концепция эффективной системы непрерывного образования/Е.Д. Липкина. Омск.: Издательство ОмГПУ, 2002. — 140с.
  50. М.И. Поиск и отбор персонала: Настольная кн. для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров/ Магура М. И. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.-160с.
  51. Л.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учеб. пособие/ Л. В. Мелихова. -Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 320с.-(Серия «Учебники XXI века»).
  52. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учеб./ Под ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Разу, М.: ФБК — ПРЕСС, 1999. — 504 с.
  53. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие/ Под. ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624с.
  54. М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./ Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. М. М.: «Дело», 1992. — 702с.
  55. В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. — 342с.
  56. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.167- М.: «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. 264с.
  57. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. — 512с.
  58. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 304с.
  59. Р. Основы менеджмента: Учебник: Пер. с англ./ Предисл. к русск. изд. Голубкова Е. П. М.: Издательство «Финпресс», 1999.- 320с.
  60. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н. Н. Малофеев, Э. Н. Макшанцева, Н. М. Назарова и др.- Под ред. Д. С. Шилова. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336с.
  61. B.C., Управление персоналом: системный подход и его реализация: Моногр./ Под науч. ред. Ю. Г. Одегова.- М.: Информ Знание, 2002.-484с.
  62. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по педагогич. специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация профессиональное образование», 1997. 512с.
  63. A.M. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 885с.
  64. Психологические аспекты подбора и проверки персонала/ Сост. Н. А. Литвинцева. -М.: Управление персоналом, 1997.-400с.:ил. («Управление персоналом»).
  65. В.П. Руководство персоналом организации: Учеб. М.: Аспект Пресс, 1998. — 279с. — (Серия «Управление персоналом»).
  66. .А. Современный экономический словарь/ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496с.
  67. Г. Г. Формирование рынков труда: Учеб. пособие / Г. Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев- Под ред. Ю. Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 416 с.
  68. А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса/ Семенов А. К., Маслова E.JT. 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.-200с.
  69. Современные методики дополнительного образования и проблемы менеджмента: Программа семинара. М., 1998. — 104с.
  70. Справочник менеджера образования. В 2 т.:Т.2 /Сост. B.C. Першович. -М.: Новая школа, 1995 400 с.
  71. Среднее профессиональное образование на рубеже веков: (Доклад о состоянии и развитии среднего профессионального образования). М., 1999.-80 с.
  72. Э.Е. Как управлять персоналом/ 6-е изд., перераб. и доп. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 384с.
  73. В.В. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практич. пособие/ Травин В. В., Дятлов В. А. -М.: Дело, 1998. -272с.
  74. Управление качеством образования: Практикоориентированная моногр. и методич. пособие/ Под ред. М. М. Поташника. М: Педагогическое общество России, 2000, — 448с.
  75. Управление персоналом организации: Учеб./ Под ред. А. Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1998.-512с.
  76. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. А. А. Крылова, Ю. В. Прушинского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 495с.
  77. Управление персоналом: Учеб. пособие для эконом, спец. вузов/ Под ред. Б. Ю. Сербиновского, С. И. Самыгина. -М.: «Приор», 1999. —432с.
  78. Управление персоналом в организации: Учеб. пособие для вузов/ А. К. Саакян, Г. Г. Зайцев, Н. В. Лашманова, Н. В. Дягилева. СПб.: ПИТЕР, 2001. -176с. — (Учебные пособия)
  79. Управление организацией: Учеб./ Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА -М, 1999.-669с.
  80. Управление персоналом: Энцикл. словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.:169
  81. ИНФРА-М, 1998. VIII, 453с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  82. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ Под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998. 256с.: ил.
  83. Философский словарь/ Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. 2-е изд.-М.: Политиздат, 1968. 432с.
  84. В.Н. Подготовка персонала: Словарь/ Чернышев В. Н., Двинин А.П.- СПб.- Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 2000. -144с.: ил.
  85. Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. — Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 320с.
  86. С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб,-практич. пособие/ С. В. Шекшня. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез», 1998. — 344с.
  87. А. Подготовка преподавателей курса менеджмента/ А. Ширс М.: Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров- Международный центр финансово-экономического развития, 1998. — 176с.
  88. Экономика труда: Учеб./ Под ред. П. Э. Шлендера, Ю. П. Кокина.- М.: Юристъ, 2003.- 592 с.
  89. Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА М, 2003. — 432. — (Серия «Высшее образование»).
  90. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. — 623с.1. Диссертации, авторефераты
  91. Н.Я. Формирование затрат на подготовку специалиста как фактор воспроизводства рабочей силы: Автореф. дис. на соискание ученой степени, .канд. эконом, наук. 2000.-26 с.
  92. О.Ю. Пути совершенствования стимулирования труда преподавателей ВУЗОВ: Дис.. канд. экон. наук. Омск, 2002 — 139 с.170
  93. С.В. Повышение эффективности управленческих решений в образовательных учреждения: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. эконом, наук. Екатеринбург, 2001. — 23с.
  94. А.И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе: Дис.. док экон. наук. Екатеринбург, 2003.
  95. М.В. Эффективность управления образовательным процессом в вузе по выполнению заказа на подготовку специалистов: Автореф.дис. на соискание ученой степени канд. эконом, наук. Омск., 2002. — 25с.
  96. М.Э. Подбор персонала: системный подход: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. эконом, наук.- Омск, 2001. 24с.
  97. К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 175с.
  98. Т.В. Оценка социально-экономической эффективности управления ВУЗом: Дис.. канд. эконом, наук. Екатеринбург, 2003. -198 с.
  99. Н.Н. Педагогические особенности подготовки студентов колледжа к самообразованию средствами новых информационных технологий: Дис. .канд. пед. наук. Сургут, 2003. — 197с.
  100. И.В. Нормирование управленческого труда в экономических службах банков: Автореф.дис. на соискание ученой степени канд. эконом, наук.- Омск, 2002. 24с.
  101. В.Н. Совершенствование методов управления персоналом в коммерческом банке: Дис.. канд. эконом, наук.- Омск, 1997. 195 с.
  102. Е.Е. Административно-общественное управление как условие развития профессионально-педагогического колледжа: Автореф.дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- Омск, 2003 23с.
  103. Статьи в журналах, сборниках
  104. Банковский персонал: подготовка, повышение квалификации и171управление: Сб. ст. / Сост. О. Ю. Кузнецова. М.: ЦПП ЦБ РФ, 1996. -116с.
  105. В.М. Доступность, качество и эффективность основа образовательной политики России// Специалист. — 2002. — № 1.- С. 2−5.
  106. В.М. Среднее профессиональное образование России -состояние, проблемы, перспективы развития/ В. М. Демин //Специалист. -2001. № 5. -С.2−7.-(Трибуна «Специалиста»).
  107. А.В. Будущее современного банкира// Банковский аудит и консультации. 2002 — № 2 .-С.9−15.
  108. О.С. Научное обеспечение среднего профессионального образования: Организационная работа/ Елфимова О. С., Михайлина Л. В. // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 1. — С.21−22.
  109. А.Ю. Рынок учебных услуг в финансово-банковской сфере: Вопросы подготовки банковских кадров // Деньги и кредит. 1997. — № 2. — С.64−70.
  110. B.C. Подготовка и повышение квалификации кадров для коммерческих банков: Вопросы подготовки банковских кадров// Деньги и кредит. 1997. — № 4. — С.26−29.
  111. Г. Проблема управления качеством в дополнительном профессиональном образовании// Новые знания. 2002. — № 4 .-С. 11−16.
  112. В.В. Концепция последипломного дополнительного образования// Среднее специальное образование. 1999. — № 2.-С. 18−23.
  113. Кодекс этических принципов банковского дела: Проект// Деньги и кредит. 2002. — № 3. -С. 5−9.
  114. Концепция профессионального образования в банковских школах Банка России // Деньги и кредит. 1996. — № 6.- С.45−52.
  115. Л. Опыт послевузовского обучения по финансово-банковским специальностям: Финансовое образование. // Финансовая газета. 1997. — № 37. — С.7.
  116. Н.Б. Совершенствование организации подготовки172специалистов регионального банка для повышения его конкурентоспособности // Вестник банковского дела. 2002. — № .-С.82−84.
  117. Н.М. Московский Банковский Институт ВУЗ XXI века// Банковские услуги. — 1999. — № 10. -С. 6−12.
  118. Л.В. Центр подготовки персонала в системе дополнительного профессионального образования персонала Банка России: Подготовка банковских кадров /Л.В. Манукова //Деньги и кредит.-2001 .-№ 10.-С.41−44.
  119. В.П. Непрерывность и интеграция профессионального образования: Научно-исследовательская работа// Среднее профессиональное образование. 2001. — № 1. — С.31−36.
  120. Е.А. Опыт аттестации средних профессиональных учебных заведений на региональном уровне / Музыченко Е. А., Атаманцева Ф.С.// Специалист. 1998. — № 3. — С. 36−38.
  121. В., Аитова Р. Организационные аспекты управления// Народное образование. -1999. № ½.- С. 141−150.
  122. С. Аттестация кадров: Кубанский вариант// Народное образование. № '/г.- 1999.-С. 104−113.
  123. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования. // Специалист. 1998. — № 1. — С.2 — 8.
  124. B.C. Современный этап развития управления персоналом в банках // Управление банковским персоналом: Материалы науч.-практич. конф. 5−6 дек. 2002 г. Омск Омск, 2002 .- С. 16−21.
  125. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы// Специалист. -2000.- № 8, 10−12.
  126. Т.А. Специфика труда преподавателя вуза // Вестник Омского университета. Омск, 1996. — 180с.
  127. С. Курский вариант аттестации: стремление к объективности// Народное образование. -1999.- № '/г. С. 114−121.
  128. В.П. Омской банковской школе 30 лет// Деньги и кредит. -2001. № 11. -С.65−68.
  129. А.Ф. Способствовать повышению эффективности профессионального обучения// Специалист. 1998. — № 2. — С. 15 -17.-(Учебно-методическая работа: поиск, решения, проблемы).
  130. Г. В. Об инфраструктуре профессиональной подготовки специалистов для Банка России: Банковский персонал. // Деньги и кредит. 1998.-№ 6.-С.20−26.
  131. Н.Г., Гунявина Н. Я. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования// Среднее профессиональное образование.- 2001.- № 10.- С.2−5.
Заполнить форму текущей работой