Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка альтернативных подходов к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования: На примере Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации предложен альтернативный подход, позволяющий произвести оценку и разработать критерии социально-экономической и управленческой эффективности региональных моделей аграрного образования. Альтернативный подход состоит из методов управления прибылью и затратами, методов управления мотиваторов, метода контроля и наблюдения. Первые включают в себя нормативный и маржинальный методы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Объективные предпосылки и необходимость совершенствования подходов к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования
    • 1. 1. Понятие эффективности моделей образования
    • 1. 2. Модели образования в России и развитых зарубежных странах
      • 1. 2. 1. Модели образования в Российской Федерации
      • 1. 2. 2. Особенности региональных моделей образования в Алтайском крае
      • 1. 2. 3. Модели образования в Нидерландах
      • 1. 2. 4. Модели образования в Соединенных Штатах Америки
    • 1. 3. Государственная политика в области непрерывного образования
    • 1. 4. Методологические и методические подходы к оценке эффективности
      • 1. 4. 1. Оценка экономической эффективности
      • 1. 4. 2. Оценка социальной эффективности
      • 1. 4. 3. Оценка управленческой эффективности
    • 1. 5. Проблемы оценки эффективности региональных моделей аграрного образования
  • Глава 2. Анализ состояния и функционирования региональных моделей аграрного образования
    • 2. 1. Современное состояние региональных моделей аграрного образования Алтайского края
    • 2. 2. Нормативный метод анализа издержек учебных заведений
    • 2. 3. Мотивация как фактор управления набором в учебные заведения
      • 2. 3. 1. Анализ мотивации поступления абитуриентов в учебные заведения
      • 2. 3. 2. Анализ мотивации обучения студентов в учебных заведениях
    • 2. 4. Особенности оценки эффективности региональных моделей аграрного образования
  • Глава 3. Основные направления совершенствования подходов к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования
    • 3. 1. Разработка альтернативного подхода к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования
    • 3. 2. Маржинальный метод анализа издержек учебных заведений
    • 3. 3. Оценка социально-экономической эффективности региональных моделей аграрного образования
    • 3. 4. Оценка управленческой эффективности региональных моделей аграрного образования
    • 3. 5. Мониторинг региональных моделей аграрного образования
    • 3. 6. Рейтинг региональных моделей аграрного образования

Разработка альтернативных подходов к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования: На примере Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические процессы, протекающие в российском обществе, оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на развитие системы образования. Одной из негативных сторон является то, что прежняя по форме иерархическая система не всегда адекватно справлялась со своими функциями сохранения единого образовательного пространства, обеспечения равенства доступа к качественному образованию и управления развитием образования. Сегодня сеть учебных заведений не всегда имеет возможность полностью удовлетворять требования общества и эффективно использовать имеющиеся материальные, финансовые, трудовые ресурсы. Ограничение возможности миграции, вызванное финансовыми причинами, повысило требования к качеству высшего, среднего и начального профессионального образования в регионах. В результате возникли замкнутые региональные образовательные системы, включающие все уровни образования и существенно различающиеся как по качеству, так и по содержанию образования. В то же время их развитие в большой степени зависит от социально-экономических условий каждого региона и финансовых возможностей населения, что находится в противоречии с реальными условиями функционирования рынка образовательных услуг. Цель и функции системы профессионального образования одинаковы для всех регионов, а структура территориальных образовательных систем различна.

Специфические особенности Алтайского края как аграрного региона обусловили исследование экономических проблем региональной системы аграрного образования. Главной особенностью является то, что в Алтайском крае впервые создан уникальный и единственный в стране Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс, благодаря чему была реализована идея интеграции науки и образования. В рамках данного комплекса возникают различные возможности получения профессионального образования: модели, своеобразные цепочки, которые отражают наиболее существенные взаимосвязи и закономерности уровней образования и позволяют проводить исследования.

Эти модели отличаются с позиций социально-экономических и управленческих отношений престижностью, периодом и стоимостью обучения и т. д. В рамках Алтайского аграрного научно-образовательного комплекса мы рассмотрим модели «колледж — вуз», «профессиональное училище — вуз», «профессиональное училище — колледж — вуз» .

В условиях социализма эффективность образования измерялась показателями экономического и социального развития: уровень заработной платы преподавателей, количество мест в общежитии и т. д. Модели образования в исследованиях не выделялись, и не существовало ни методов, ни инструментария для их оценки, каждая единица образовательной системы была самостоятельна. При рыночной экономике этот механизм перестал соответствовать реалиям. С 2002 года произошли изменения в российском законодательстве, и в сферу образования была введена категория прибыли. В результате этого, а также в связи с развитием интеграции учебных заведений возникла необходимость оценки моделей образования. Единого методологического и методического подхода к данной оценке нет, но существует потребность в его разработке. Актуальность проблемы исследований методологических и методических подходов к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования определила выбор темы и целевую направленность данной диссертационной работы.

Основные исследования эффективности находят отражение в классических трудах П. Самуэльсона, А. С. Булатова, В. В. Новожилова, К. П. Оболенского, А. И. Добрынина и др. Попытка определения экономической эффективности образования через зарплату рабочих была впервые предпринята С. Г. Струмилиным в 20-х годах XX века. Сопоставляя зарплату рабочих и производительность труда с образованием, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность рабочего на 30%. По его мнению, эффект затрат сказывается на увеличении заработной платы у работников более высокого образовательного уровня.

В послевоенные годы о поиске адекватных методов оценки экономической эффективности образования и способах ее повышения писали в своих работах А. П. Владиславлев, В. А. Жамин, C. JL Костанян, А. Б. Дайновский и др. Исследования этих ученых составили основу науки «Экономика образования» .

Среди современных исследований, посвященных особенностям функционирования рынка образовательных услуг, проблемам формирования кадров следует отметить работы А. П. Панкрухина, Н. В. Москалева, на региональном уровне — работы А. К. Мишина, JI.A. Мочаловой, В. И. Беляева и др. Большой вклад в исследование системы образования как территориальной экономической подсистемы региональной экономики внесли, А .Я. Троцковский, В. В. Мищенко, Н. А. Чертов и др. В своих работах они отразили специфические особенности Алтайского края, обусловившие развитие региональных моделей образования: низкий уровень доходов населения по сравнению с другими регионами, аграрная направленность региона, доминирующая доля сельских жителей в структуре населения, небольшая плотность населения.

О социальной эффективности образования писали в своих работах Ф. Филиппов, Ж. Тощенко и другие. В работах М. Н. Руткевич, В. П. Потапова, П. Н. Осипова, В. Т. Лисовского рассматриваются критерии социальной и профессиональной ориентации выпускников школ, их мотивации при выборе учебного заведения для дальнейшего обучения, проблемы адаптации первокурсников к студенческой жизни, но не показано влияние мотиваторов на принятие управленческих решений в самом учебном заведении.

Таким образом, несмотря на многочисленность работ, посвященных аспектам социологии и экономике образования, они разрознены методологически и содержат оценку эффективности либо сферы образования в целом, либо отдельного учебного заведения. Научные проблемы разработки подходов к оценке эффективности в литературе изучены недостаточно, что предопределило необходимость их дальнейшего исследования в региональном аспекте.

Цель исследования — на основе критического анализа методов и опыта оценки эффективности разработать подходы к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования, включающих экономические, социальные и управленческие аспекты.

В соответствии с намеченной целью в работе решаются следующие исследовательские задачи:

1) систематизировать и уточнить понятийный аппарат относительно поставленной цели;

2) исследовать опыт функционирования моделей образования в России и развитых зарубежных странах;

3) выявить специфические особенности региональных моделей аграрного образования в Алтайском крае;

4) провести анализ методов и инструментария оценки экономической, социальной, управленческой эффективности моделей образования;

5) выявить проблемы оценки эффективности региональных моделей аграрного образования;

6) разработать альтернативный подход к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования, включающий методы оценки экономической, социальной и управленческой эффективности;

7) разработать показатели рейтинга для комплексной оценки эффективности региональных моделей аграрного образования.

Объект исследования — методы исследования системы регионального 1 аграрного профессионального образования, функционирующей на базе.

Алтайского аграрного научно-образовательного комплекса.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования региональной системы аграрного профессионального образования.

Методологией проведения исследования послужили идеи и концепции, представленные в классической и современной литературе по региональной экономике, в трудах отечественных и зарубежных экономистов, нормативноправовые акты Российской Федерации и Алтайского края по исследуемой проблеме.

Информационной базой послужили данные Государственного комитета статистики России, Алтайского краевого комитета государственной статистики, материалы периодической печати, научно-теоретических и методических изданий.

Для достижения целей исследования в диссертации были использованы методы анализа и синтеза, экспертных оценок, анкетирования, ранжирования и другие.

Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем:

1) уточнены понятия «модель образования», «региональная модель аграрного образования», «эффективность модели образования»;

2) разработан альтернативный подход к оценке эффективности региональных моделей аграрного образования, включающий экономический, социальный и управленческий аспекты;

3) разработан и апробирован маржинальный метод внутреннего анализа издержек для управления затратами и прибылью учебных заведений;

4) разработан и апробирован рейтинг для комплексной оценки эффективности региональных моделей аграрного образования;

5) разработано Положение об отделе «Служба мониторинга» в высших и средних специальных учебных заведениях.

Практическая значимость работы заключается в том, что маржинальный метод анализа издержек и управления доходами учебного заведения, а также алгоритм оценки рейтинга региональных моделей аграрного образования использовались в практике функционирования учебных заведений АПК региона. Разработанные нами анкеты исследования мотивации абитуриентов и студентов, а также Положение об отделе «Служба мониторинга» приняты к внедрению в Алтайском аграрном научно-образовательном комплексе.

Теоретические положения и практические результаты исследования приняты к внедрению, пройдя апробацию на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Алтайского государственного аграрного университета «Региональный АПК: проблемы и пути их решения» (2000 г.) — «XXI век: перспективы развития АПК» (2002 г.) — Алтайской академии экономики и права «Специалист XXI века: традиции и инновации в высшем профессиональном образовании» (2001 г.) — на 6 Международной научно-практической конференции Независимого научного аграрно-экономического общества России «Научные основы функционирования и управления АПК» (2002 г.) — на научно-техническом совете Алтайского аграрного научно-образовательного комплекса. Основные положения исследования опубликованы в семи научных статьях и в монографии — общим объемом 10 п. л.

Структура работы включает в себя введение, три главы, выводы и рекомендации, список использованной литературы, приложения.

Выводы и рекомендации.

Интеграция учебных заведений вызвала необходимость исследования моделей образования и подходов к оценке их эффективности. Специфические особенности Алтайского края как аграрного региона и создание Алтайского аграрного научно-образовательного комплекса (ААНОК) обусловили актуальность исследования эффективности региональных моделей аграрного образования, функционирующих в рамках ААНОК.

В диссертации дана авторская формулировка понятий «модель образования», «региональная модель аграрного образования», «эффективность региональных моделей аграрного образования». Модель образования — аналог, отображающий взаимосвязи и закономерности организационных схем в системе профессионального образования. Региональная модель аграрного образованияаналог, отображающий взаимосвязи и закономерности региональных организационных схем, основанных на интеграции учебных заведений начального, среднего и высшего аграрного профессионального образования Алтайского аграрного научно-образовательного комплекса. Эффективность региональных моделей аграрного образования — совокупная категория, которая характеризует полученный эффект от деятельности региональных учебных заведений АПК, и включает в себя экономический, социальный и управленческий аспекты.

Реализация принципов непрерывного образования обеспечивает взаимосвязь образовательных учреждений нескольких уровней и построение моделей образования. В зависимости от того, сколько уровней в модели, можно выделить следующие модели образования: «школа-вуз», «школа-колледж (техникум)», «школа-колледж-вуз», «школа-профессиональное училище (лицей)». В моделях профессионального образования общеобразовательный уровень опускается.

Построение моделей аграрного образования базируется на опыте Нидерландов, где система сельскохозяйственного образования является одной из лучших. Создание Алтайского аграрного научно-образовательного комплекса и построение региональных моделей аграрного образования в рамках ААНОК базируется на опыте Соединенных Штатов Америки, где многоуровневая образовательная система признана эталоном.

На региональном уровне система подготовки кадров строится по общим принципам, присущим отечественной системе образования, и имеет те же ступени, но аграрная направленность Алтайского края, наряду с другими специфическими особенностями, обусловила развитие аграрного профессионального образования. К таким специфическим особенностям относятся: низкие доходы населенияслабовыраженная межрегиональная миграциянебольшая плотность населения и специфика сельского расселениявысокая доля сельских жителей в структуре населениянизкий финансовый потенциалотносительно высокий уровень образованиясамообеспечение региона профессиональными кадрами, в том числе для сферы АПК.

Анализ нормативно-правовой базы показал, что непрерывность образования, экономические и социальные аспекты моделей образования на федеральном и региональном уровнях регламентируются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и администрацией региона, программами развития системы образования. Нормативно-правовая база непрерывности образования признана достаточной для функционирования моделей образования, так как охватывает все уровни моделей и их интеграцию.

Изучение существующего опыта оценки эффективности выявило следующие проблемы: до настоящего времени не выработано единого методического подхода к оценке эффективности моделей образования в целом и региональных моделей образования в частностине разработаны критерии оценки эффективности данных моделейне произведена попытка адаптации методов оценки эффективности относительно моделей образования. Решение проблем заключается в разработке альтернативных методов оценки эффективности данных моделей, которые будут действовать в рамках механизма регулирования управленческих отношений в системе образования.

Механизм включает компоненты государственного, рыночного и внутреннего регулирования, а также способы, методы, приемы измерения и процессы контроля. Работа механизма обеспечивается действием принципа синергизма.

Анализ современного состояния региональных моделей аграрного образования показал, что в Алтайском крае в последние годы неуклонно растут показатели приема и выпуска в учебных заведениях, функционирующих в рамках региональных моделей аграрного образования на базе ААНОК, что свидетельствует о возросшей роли аграрного образования в регионе. Проведенный анализ позволил выявить четыре основные модели: «ПУ-колледж-вуз», «ПУ-вуз», «колледж-вуз» на базе 9 классов, «колледж-вуз» на базе 11 классов.

Проведенные исследования мотивации абитуриентов и студентов при выборе региональной модели образования позволили судить о необходимости управления мотиваторами со стороны учебных заведений для контроля над поступлением. Анализ полученных результатов выявил следующие мотиваторы: наличие пользующихся спросом (престижных, востребованных) специальностейвысокий уровень профессиональной подготовкипредоставление определенной самостоятельностиравномерность учебной нагрузкиналичие подготовительных курсов. Причем мотиватор наличия в учебном заведении престижных специальностей был назван и абитуриентами, и студентами.

Введение

категории прибыли в сфере образования показало необходимость анализа затрат на подготовку специалистов в учебных заведениях и разработки методов управления прибылью. Анализ издержек нормативным методом выявил специфику учета в государственных образовательных учреждениях, которая связана с большой долей бюджетного финансирования в общей сумме поступлений. Для более эффективного управления прибылью автором данной работы предложено дополнить нормативный метод, регламентированный российским законодательством, маржинальным методом внутреннего учета и анализа издержек учебных заведений. Маржинальный метод позволяет прогнозировать величину прибыли и стоимость подготовки обучения.

В диссертации предложен альтернативный подход, позволяющий произвести оценку и разработать критерии социально-экономической и управленческой эффективности региональных моделей аграрного образования. Альтернативный подход состоит из методов управления прибылью и затратами, методов управления мотиваторов, метода контроля и наблюдения. Первые включают в себя нормативный и маржинальный методы, вторыеанкетирование и опрос, третий — мониторинг. Каждый из этих методов выступает инструментарием для оценки эффективности региональных моделей аграрного образования. Нормативным методом исчисляется «затратная» цена подготовки специалистовмаржинальным методом — пороговая цена и пороговая численность студентов. Мотиваторы, которые должны исходить со стороны учебного заведения для управления набором, выявляются с помощью анкетирования и опросов. Основной функцией мониторинга является проведение постоянных наблюдений и измерений показателей эффективности исследуемых моделей.

Для комплексной оценки региональных моделей аграрного образования в диссертации разработан рейтинг моделей, включающий ранжированные по весу показатели социально-экономической и управленческой эффективности. Основная функция рейтинга — обоснование предпочтения одной модели перед другими. Апробированный на практике рейтинг показал, что с позиции разработанных показателей наиболее эффективной является модель «колледж-вуз» на базе 9 классов, а наименее эффективной — модель «ПУ-колледж-вуз» .

Реализация альтернативного подхода позволит сконструировать оптимальную модель, наиболее адаптированную к рыночным условиям хозяйствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.07.92 г. № 3266−1 (в последней редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 11-ФЗ) «Об образовании» // Консультант-Плюс.
  2. Федеральный закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. -29 августа (№ 35). — С. 8398−8425.
  3. Письмо Минобразования РФ от 8 июня 1998 г. № 30 «О статусе образовательных учреждений» // Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в РФ. М.: Институт управления и менеджмента, АНВУЗ, 1999. — Т. 3. — С. 365−368.
  4. Закон Алтайского края от 16.01.96 г. № 27 «О народном образовании в Алтайском крае» // Алтайская правда. 1996. — 21 февраля. — С. 5−6.
  5. Порядок организации и утверждения образовательных учреждений г. Барнаула // Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений: Информ. сб. Барнаул, 1995. — № 2. — С. 4−17.
  6. Федеральная целевая Программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы» // Поиск. 1996. — 28 сент. -4 окт. (№ 40). — С. 4−5.
  7. Алтайский краевой комитет государственной статистики. Высшее и среднее специальное образование. 2000. — 64 с.
  8. М. Условия эффективности в экономике: Пер. с франц. Л. Б. Акимова, А. В. Белякина, И. А. Егорова, Н. М. Калмыковой. М.: Научно-издательский центр «Наука для общества», 1998. — 304 с.
  9. В., Чикота С. Содружество колледжей и вузов // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 58−59.
  10. П.Ф., Демин В. М., Олейникова О. Н. Формирование профессионального образования за рубежом. М.: Мастерство, 2001. — 88 с.
  11. Армстронг Гари, Котлер Филип. Введение в маркетинг: Пер. с англ. М.- СПб.- Киев: Вильяме, 2000. — 638 с.
  12. Н., Гордеев А. Колледж и вуз: опыт интеграции // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 69−70.
  13. А., Михелькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 111−121.
  14. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2001. — 319 с.
  15. М.М. К оценке эффективности образовательных технологий в АПК Алтайского края // Альма-матер. 2000. — № 8. — С. 6−8.
  16. М.М. Об эффективности образовательных технологий в АПК Алтайского края // Специалист. 2000. — № 7. — С. 34−35.
  17. М.М. Понятие и сущность социальной и экономической эффективности образовательного процесса // Региональный АПК: проблемы и пути их решения: Сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2000.-С. 45−49.
  18. М.М. Современный студент // Специалист. 2001. — № 6. — С. 6.
  19. М.М. Сравнительный анализ методов оценки экономической эффективности образовательных услуг // XXI век: перспективы развития АПК: Сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. — С. 213 217.
  20. М.М. Структура оценки социально-экономической эффективности образовательных технологий // Научные основы функционирования и управления АПК. Научные труды НАЭКОР. М.: Изд-во МСХА, 2002. Вып. 6. Т. 3.-С. 334−339.
  21. М.М., Мочалова JI.A. Развитие инновационных подходов к оценке эффективности моделей образовательных технологий. Монография / Под ред. JI.A. Мочаловой. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. — 114 с.
  22. И.А. Основы инновационного менеджмент: В 2 т. Киев: Ника-Центр- Эльга-Н, 2001.
  23. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. — 816 с.
  24. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1978.
  25. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы. М.: Инфра-М, 2001.-255 с.
  26. А.В. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000. — 1056 с.
  27. С.В. Управление инновационным бизнесом. М.: ЮНИТИ, 2001.-343 с.
  28. А., Акинфиева Н. Современное образование: политика выживания или развития? // Альма-матер. 2001. — № 10. — С. 3−7.
  29. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  30. Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. 2001. — № 6. — С. 3−11.
  31. Вуд Фрэнк. Бухгалтерский учет для предпринимателей: В 2 т.: Пер. с англ. -М.: Аскери, 1999.
  32. Вузы Алтая: Справочник / Под ред. А. Н. Токарева. Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 1998. — 78 с.
  33. А.И. Федеральные и региональные проблемы образования в Алтайском крае // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Барнаул, 1996. — 126 с.
  34. Н.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2002. -384 с.
  35. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2000. — 641 с.
  36. Т.Н., Шелгунов B.C. Колледж и вуз в системе непрерывного педагогического образования // Начальная школа. 1997. — № 18. — С. 6−8.
  37. Г. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 175 с.
  38. А.Б. Экономика высшего образования (планирование, кадры, эффективность). М.: Экономика, 1976. — 156 с.
  39. А.И. Человеческий капитал в традиционной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука, 1999. -309 с.
  40. Инновации в системе непрерывного образования: Материалы региональной научно-практической конференции (школа-вуз). Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. — 167 с.
  41. А.П. Управление персоналом Нижний Новгород: НИМБ, 1997. — 607 с.
  42. Г. Законодательная деятельность в образовательной сфере // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 3−15.
  43. А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Изд-во МГУП, 1999.- 198 с.
  44. В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). М.: Просвещение, 1069. — 335 с.
  45. Г. П. Экономика. М.: Юристъ, 2001. — 574 с.
  46. М.Г. Экономика и социология труда. М.: Палеотип, Логос, 2001.-203 с.
  47. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Изд. Дом «Бизнесс-пресса», 1998. — 215 с.
  48. Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: Инфра-М, 2000. -357 с.
  49. Н.Д. Спрос: анализ и управление / Под ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 2000. 255 с.
  50. С. Реформа высшей школы // Независимая газета. 1998. — 7 окт. — С. 6.
  51. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000. — 446 с.
  52. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Науч.-теорет. пособие. -М.: Высшая школа, 1990. 144 с.
  53. Н.В. Оценка затрат на высшее образование // Альма-матер. 1996. -№ 1.-С. 15−16.
  54. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 54−57.
  55. В.Э. Управленческий учет: Учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 268 с.
  56. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Е. М. Гриженко, 2000. — 424 с.
  57. Н.Я. Экономика сельского хозяйства: с основами аграрных рынков. М.: ЭКМОС, 1998. — 445 с.
  58. В.П. Мотивация в управлении. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. — 247 с.
  59. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  60. Н.А., Эйдельнант В. И. Адаптация профессионального образования в рыночных условиях // Специалист. 1997. — № 5. — С. 4−8.
  61. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001 -383 с.
  62. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  63. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  64. Г. Н., Мочалова JI.A., Шавандина О. А. Стратегия развития кадрового потенциала АПК Алтайского края: Монография / Под ред. д.э.н., проф. JI.A. Мочаловой. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. — 174 с.
  65. Т.М. Повышение эффективности профессионального образования // Специалист. 1997. — № 4. — С. 18−19.
  66. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 516 с.
  67. В.И. Социология образования и формирование личности. Барнаул: АО «Полиграфист», 1995. — 181 с.
  68. Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 123 с.
  69. Е. Россия США: технологии формирования образовательного потенциала // Альма-матер. — 1998. — № 6. — С. 37−44.
  70. Т. Образование как товар // Альма-матер. 2001. — № 10. — С. 49−50.
  71. Н.А., Галенская JI.H. Менеджмент в социально-культурной сфере: (Социально-экономические механизмы и методы управления). СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 168 с.
  72. А. К. Состояние профессионального образования Алтайского края. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. — 43 с.
  73. В.В. Государственное регулирование экономики. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. — 309 с.
  74. Н.В., Еникеев В. Г., Беляков В. В., Чингин Ю. А. Формирование кадрового потенциала и рынка труда в аграрной сфере региона. С.-Пб.: С.-П. Госагроуниверситет, 1999. — 143 с.
  75. JI.A. Информационные технологии управления экономическим риском в агропроизводстве: Монография. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2000. -171 с.
  76. JI.A. Система формирования кадров и управления персоналом в сельском хозяйстве: Лекция. Барнаул: АГАУ, 1998. — 18 с.
  77. Ю.А. Образовательный комплекс: эффективность, перспективы // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2000. -№ 10.-С. 26−30.
  78. A.M. Колледж модель для России? // Специалист. — 1995. — № 8. — С. 2−4.
  79. К.П. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства (теория и практика). М.: Экономика, 1974. — 159 с.
  80. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
  81. П.Н. Социально-психологический портрет студента // Среднее профессиональное образование: Специальный выпуск. 1999. — № 11. — С. 22−25.
  82. А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7−8. — С. 79−85.
  83. Г. И., Пилипенко В. П. Учет в некоммерческих организациях. -СПб.: Питер, 2002. 176 с.
  84. П.В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения. М.: Инфра-М, 2001.-219 с.
  85. Показатели работы средних специальных учебных заведений Минсельхоза России за 1999/2000 учебный год по очной форме обучения // Департамент кадровой политики и образования при Минсельхозе России. М., 2001.
  86. Н.А. Экономика сельского хозяйства. М.: Дело и Сервис, 2000. -368 с.
  87. .В. Экономический анализ предприятия. М.: ЮНИТИ, 2000. -360 с.
  88. Региональная экономика / Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. -Ростов-на-Дону: Феликс, 2001.-319 с.
  89. Регионы России / Госкомстат РФ. М., 2000. — Т. 2. — 894 с.
  90. Риполь-Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого анализа. -М.: Приор, 2000.-221 с.
  91. А.И. Об эффективности высшего образования в условиях общественного кризиса // Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений: Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1993. — С. 28−39.
  92. Российский статистический ежегодник / Госкомстат РФ. М., 2000. -780 с.
  93. М.Н., Потапов В. П. После школы. Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995. — 224 с.
  94. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. — 224 с.
  95. Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. -Минск: Новое знание, 2001. 686 с.
  96. В.А. Высшая школа: ориентиры на будущее // За науку. -2001.-№ 1−2.-С. 3.
  97. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ. / Под ред. JI.C. Тарасевича, А. И. Леусского. М.: Лаборатория базовых данных, 2000. — 800 с.
  98. П.Н., Сидоренко Л. М. Совершенствование системы аграрного образования в условиях развития рыночных отношений // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2000. — № 10. — С. 24−26.
  99. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2001 — 272 с.
  100. Е.В. Аграрная экономика. М.: Высшая школа экономики, 1999. -477 с.
  101. Сио К. К. Управленческая экономика: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000. -670 с.
  102. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 784 с.
  103. О.В. Некоторые проблемы ценообразования на образовательные услуги в вузах Сибири // Экономика для менеджеров: Межвузовский сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 1998.- 148 с.
  104. Социально-экономическое положение России / Госкомстат РФ. М., 2000.-405 с.
  105. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА, 2000. 488 с.
  106. Среднее профессиональное образование на рубеже веков. М.: ИПР СПО, 2001.-52 с.
  107. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -672 с.
  108. Стоун Дерек, Хитчинг Клод. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Пер. с англ. М.: Сирин, 1998. — 271 с.
  109. С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М. -Л., 1924.
  110. С.Г. Эффективность образования в СССР // Экономическая газета. М., 1962. — № 14.
  111. Ю. Кодекс для вузов // Ваше право. 1996. — ноябрь (№ 35). — С. 11
  112. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. — СПб.: Питер, 2001. -230 с.
  113. .Е. Методы сбора и исследования маркетинговой информации. М.: Юристъ, 2001. — 254 с.
  114. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. М.: Инфра-М, 2001. -559 с.
  115. .Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 1999. — 512 с.
  116. М. Высшее сельскохозяйственное образование: Итоги и перспективы // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 25−29.
  117. А .Я. Социально-территориальная структура региона: строение и основные тенденции трансформации. Новосибирск: Изд-во Института экономики и организации промышленного производства, 1997. -250 с.
  118. А .Я., Чертов Н. А. Экономика Алтайского края в условиях реформирования. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — 140 с.
  119. Управление затратами на предприятии / Под ред. Г. А. Краюхина. СПб.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 2000. — 276 с.
  120. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 319 с.
  121. Э.А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. — 271 с.
  122. В.М. На ответственном этапе развития // За науку. 2001. — № 1−2.-С. 4.
  123. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 200 с.
  124. Финансовый бизнес-план / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2000. — 480 с.
  125. М.Ч., Соколов М. М. Регионы, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-271 с.
  126. Черчилль Гилберт А. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 748 с.
  127. Л.М. Экономика строительства. СПб.: Питер, 2001. — 383 с.
  128. О.И. Организационно-экономические аспекты развития рынка образовательных услуг малых и средних городов (на примере Алтайского края). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Рубцовск: Выбор, 2002. — 26 с.
  129. А.Д., нежаев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. — 207 с.
  130. IIТим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализом затрат. -М.: Филинъ, 1996.
  131. Н.И. Ссузы Алтайского края в системе непрерывного образования: проблемы и перспективы развития // Среднее профессиональное образование: Специальный выпуск. 1999. — № 11. — С. 46−48.
  132. В.И. Правовые аспекты государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования // Социально-политический журнал. 1997. — С. 148−153.
  133. В.П. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 306 с.
  134. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с. англ. М.: Сирин, 2001.
  135. Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИ высшего образования. -М.:Б. и., 1998.-Вып. 6.-44 с.
  136. Экономика и организация управления вузом / Под ред. В. В. Глухова. -СПб.: Лань, 2001.-448 с.
  137. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
  138. Экономика России / Под ред. Б. М. Маклярского. М.: Международные отношения, 2001. — 303 с.
  139. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.-415 с.
  140. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1995. — 632 с.
  141. Экономический анализ / Под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ, 2001. -527 с.
  142. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: Российская академия образования АПО, 1999.
  143. An Agrikultural Edukation Programme developed for the North-West Region of Russia focussing on Operational Farm Management. The Danisch Agrikultural Advisore Centre, Orhus. Denmark, 2000.
  144. Egan G. Adding Value, Jossey-Bass. San Francisco, 1993.
  145. Nuffic-Passage Programme «Management of Educational Change for Vocational Schools in Russia». STOAS. Netherlands, 1997.
Заполнить форму текущей работой