Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Альтерглобализм в условиях современного процесса демократизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гармонизация может быть достигнута только на основе фундаментальных ценностей, разделяемых всеми основными культурно — цивилизацион-ными общностями. А именно любовь к ближнему без разделения человечества на «своих» и «чужих». При таком понимании она может быть выражена как в юридических формах прав и свобод граждан, так и в понятиях справедливости и ответственности. Понимание и восприятие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ: ГРАНИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
    • 1. Появление альтерглобализма в процессе демократизации
    • 2. Концепции альтерглобализма
    • 3. Альтернативные модели общественно-политического порядка в процессе демократизации
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ
    • 1. Воздействие альтерглобализма на общественные отношения в условиях демократизации
    • 2. Политика альтерглобализма в странах «третьего мира» как ответ на утверждение западной модели демократизации
    • 3. Движение антиглобализма как новая форма социально-политической интеграции

Альтерглобализм в условиях современного процесса демократизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что последние десятилетия демократизация, отчетливо приобретая черты глобального процесса, стала проблемой, вызывающей наиболее острые споры. Анализ процесса глобальной демократизации показал необходимость детального изучения альтерглобализма — общественно-политического течения1, направленного на критику современной одновариантной формы демократизации и поиск ее альтернативных моделей в настоящее время (на этапе «третьей волны» демократизации). Необходимо изучить и антиглобализм — современное социальное движение, отрицающее нынешний процесс глобализации (обозначенный также терминами «американизация», «вестернизация», «неолиберализация» и т. д.) как разрушительный для всего мира. Это связано с тем, что аль-терглобализм явился одним из объективных последствий кризиса ценностей всех тех классических идеологем (социал-демократии, либерализма, неолиберализма), которые уже не способны соответствовать потребностям общества.

Становление альтернативной, отличной от неолиберальной, теоретико-идеологической парадигмы способствует развитию достаточно мощных и качественно новых оппозиционных течений. Одним из них сегодня является альтерглобализм. Его положения, отражающие массовое недовольство нынешней формой глобальной одновариантной демократизации, критические оценки неолиберализма и конкретные проявления протеста, сегодня нашли отражение в программах, тезисах и действиях многих современных государственных и надгосударственных образований, партий, общественных движений.

Приобретая глобальный характер, процесс демократизации привел не только к демократическому спаду в мире, увеличению кризисных явлений во всех сферах жизни общества (к неконтролируемому росту сосредоточения капитала в руках мировой олигархии, к снижению роли национального государ

1 под общественно-политическим течением понимается независимая, некоординируемая деятельность не связанных межу собой людей и/или групп, реализующих одну общественно — политическую инициативу. ства в принятии политических решений, к сомнениям политических элит в универсальности демократических ценностей, к потери культурной идентичности народов и т. д.), к переходу национально-политической проблематики на глобальный уровень, но и к стремительному росту независимых организаций, ассоциаций и союзов.

Это повлияло на возрождение так называемого «левого фронта», яркими представителями которого стали антиглобалисты. Их деятельность способствовала созданию новой политической динамики, обнаружению воли всех общественных структур к мобилизации, что давно не удается ни партиям, ни властям. Этот процесс можно объяснить с точки зрения концепции «волн демократизации». Особый интерес представляют «третья волна», в концепции С. Хантингтона и «четвертая волна», в концепции Ф. Шмиттера. Отличием современной волны от других волн, является ее нисходящая линия. В работе распространение процесса глобальной демократизации рассматривается как новый этап постмодернизации современного общества в политической, экономической и других сферах. Демократизация не всегда ведет к демократии и утверждению демократических принципов, она способствует многовариантности конечных форм общественных трансформаций. Такой подход позволяет определить альтерглобализм в качестве элемента современной волны процесса демократизации.

Актуальность темы

исследования заключается в том, что альтерглобализм оказывает влияние на трансформацию международных и национальных политических, экономических, социальных институтов и формирование глобального гражданского общества. Пристальное внимание сосредоточено на проблеме отождествления альтерглобализма с любыми протестными явлениями. Мы считаем, что такой подход в науке искажает и упрощает представление о роли и значении альтерглобализма в изучении всей современной идейно-политической борьбы. В целом, анализ проблемы взаимосвязи альтерглобализма и процесса демократизации может служить основой для будущих исследований.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение и анализ проблемы диссертационного исследования проведены в контексте двух научно-исследовательских направлений: теории глобализации и теории демократизации. Условно работы по проблемам демократизации можно разделить на два объемных блока: это теоретико-обобщающие исследования, посвященные изучению процесса демократизации, его причин, условий, предпосылок перехода к демократии, таких ученых, как Л. Даймонд, Г. О’Доннелл, И. И. Кузнецов, А. Лейпхарт, X. Линц, С. Липсет, А. Ю. Мельвиль, А. Пше-ворский, Д. А. Растоу, Л. В. Сморгунов, А. Степан, О. Г. Харитонова, и исследования ученых, изучающих проблемы демократического развития через призму теорий глобализации и модернизации. Наиболее широко освещено их соотношение в работах А. Н. Данилова, М. Г. Делягина, М. В. Ильина, В. И. Пантина, А.И. Соловьева3. Известность получили идеи волн демократизации С. Хантингтона, Ф. Шмиттера4. Особая проблематика обозначилась в русле «третьей» и «четвертой волн» демократизации.

В целом можно выделить три научных направления: либеральный интернационализм, космополитическая демократия и радикальный республиканизм, которые предлагают три взаимопересекающиеся программы по регулированию и демократизации современной глобализации.

2 Даймонд JI. Прошла ли «третья волна» демократизации?// Полис, — 1999. — № 1. — С.10−26- O’Donnell G. Delegative Democracy. — Journal of Democracy, vol. 5, — № 1, 1994. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. — М., 1997. Linz J.J., Stepan А. Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe, South America and Post-Communist Europe. Baltimore-L., 1996. Липсет С. Американская демократия в сравнительной перспективе// Сравнительная социология / Ред. И. Орлова. — М., 1995. Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). — М., 1999. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. — М., 2000. Пшеворский А. Переходы к демократии // Путь. 1993. № 3. Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис, — 1996, -№ 5. — С.5 -16. Харитонова О. Г. Генезис демократии // Полис, -1996. -№ 5. — С.70−80.

3 Данилов А. Н. Переходное общество: проблемы системных трансформаций. — Минск., 1998. Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. — М., 2003. Пантин В. И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России. Политические институты на рубеже тысячелетий. — Дубна, 2001.

4 Хантингтон С. Третья волна: Демократизация на исходе XX века. — М., 2003. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии. // Полис, — 1996. — № 5. — С. 16— 28.

В ключевых вопросах первое направление — либеральный интернационализм — является нормативной теорией, в которой существует попытка превращения утратившей силу формы национальной либерал-демократии в модель демократического мирового порядка. В общем плане близки позиции К. Омаэ и С. Стрейнджа5.

Представители второго направления — космополитической демократии обращают внимание на наделение гражданина космополитического общества посредническими и контролирующими функциями, то есть гражданин не только должен будет включиться в глобальный демократический политический процесс, но и сможет осуществлять контроль над основными политическими, экономическими и социальными процессами. С этим направлением совпадают в некоторой степени взгляды таких исследователей, как Э. Гид-денс, М. Кастельс, Дж. Рагги, Дж. Розенау6.

Особый интерес для диссертационного исследования представляет третье направление — радикальный республиканизм, внутри которого формируются новые альтернативные концепции. В его основе лежит создание альтернативных механизмов мировой политической, экономической и социальной организации.

К концепциям, в которых отражена экономическая суть последствий процесса глобализации и альтернативность существующей посткапиталистической системы, относят концепции С. Амина, С. Джорджа, Н. Кляйна, Д. Сороса — политическая альтернативность широко представлена работами о.

С. Маркоса, А. Негри, М. Хардта, Н. Хомского — актуализация проблем соци.

5 Ohmae К. The End of the Nation State. — N.Y.: Free Press, 1995. Strange S. The Retreat of the State: The diffusion of Power in the World Economy. — Cambridge.: Cambridge University Press, 1996.

6 Giddens A. The Last Modernist. — London and N. Y.: Routledge, 1998. Кастельс M. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред.

B.JI. Иноземцева. — М., 1999. Rosenau J. N. The Complexities and Contradictions of Globalization // Robert M. Jackson Global issues 98/99 Fourteenth ed dushkin/ Mc Grow-Hill, sluice pock. 1999.

7 Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. — М., 2007. Джордж.

C. Доклад Лугано. О сохранении капитализма в XXI веке. — Екатеринбург, 2005. Кляйн Н. No logo. Люди против брэндов. — М., 2003. Сорос Дж. Заметки о глобализации — М., 2001.

8 Субкоманданте Маркое. Другая революция: Сапатисты против нового мирового порядка. — М., 2002. Хардт М., Негри А. Империя. — М., 2004. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи — М., 2006. Хомский Н. Неолиберализм и мировой порядок. — М., 2002. Хомский Н. Прибыль на людях. — М., 2002. альной сферы процесса глобальной демократизации обусловлена переосмыслением постиндустриальной теории представителями альтерглобализма (Дж. Гэлбрейтом, П. Дракером, М. Кастельсом, Л. Туроу, Ф. Фукуяма9) и теории гражданского общества.

Новое осмысление теория гражданского общества нашла в тех работах альтерглобалистов, в которых заложена идея перевода старых вертикальных социальных связей в новые горизонтальные, децентрализованные и деиерар-хизованные, выводящие их на новый глобальный уровень (А.В. Бузгалина, Б. Кагарлицкого, Ф. Утара10). В них речь идет о построении глобального гражданского общества (И.Б. Левин11). В альтерглобализме широкое развитие получили цивилизационные концепции, например, гибель западного мира предрекают исследователи самых разных направлений и ориентаций: реакционер П. Дж. Бьюкененумеренные либералы Ж. Аттали, Л. Туроу В разной степени касаются этого в своих работах В. В. Игрунов, Н. Кляйн, В.А. Тураев13. Однако все исследователи отмечают появление новой системы глобальных ценностей. По их мнению, возникает культура глобального социума — массовая культура.

В целом проблемы трансформации общественных отношений освещены в работах авторов, которых справедливо можно отнести к сравнительно новому общественно-политическому течению — альтерглобализму: К. Агито-на, С. Амина, И. Валлерстайна, С. Джорджа, С. Жижека, А. Каллиникоса, Н. Кляйна, С. Маркоса, А. Негри, Ф. Утара, М. Хардта, Н. Хомского. Однако в.

9 Гэлбрейт Дж. К. Капитализм, социализм, сосуществование. — М., 1998. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. — N. Y, 1995. Кастельс M. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В. Иноземцева — М., 1999. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — №.3. — С. 134—148.

10 Альтерглобализм: Теория и практика антиглобалистского движения / Под ред. А. В. Бузгалина. — М., 2003. Кагарлицкий, Б. Ю. Политология революции. — М., 2007. Утар Ф. Социализм для XXI века. Синтетический взгляд как основа для размышлений // «Альтернативы». URL: http://altemativy.ru/ru/socialism21/ houtart/s 21сеп (дата обращения: 10.01.2009).

11 Левин И. Б. Глобализация и демократия // Полис — 2003, — № 2. — С. 53−71.

12 П. Дж. Бьюкенен Смерть Запада. — М., 2003. Туроу J1.K. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир — Новосибирск, 1999.

13 Игрунов В. В. Фантом свободы, равенства и братства. Европейская толерантность, как форма отчуждения // Политический класс — 2005, — № 11. [Электронный ресурс] - М.: Независимая издательская группа. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) — Кляйн Н. No logo. Люди против брэндов. -М., 2003. Тураев В. А. Глобальные вызовы человечеству. — М., 2002. вопросе о названии течения в рядах самих альтерглобалистов нет единодушия: в частности, К. Агитон использует двусмысленный и расплывчатый термин «альтернативный глобализм», 14 а А. Каллиникос говорит об «антикапиталистическом движении"15.

Относительно теоретических основ альтерглобализма следует отметить, что появились они сначала в результате критики теорий глобализации (И. Валлерстайн, Р. Робертсон16), а затем — критики существующей капиталистической и прежней социалистической систем. Р. Робертсону первым удалось интегрировать в понятие «глобализация» возможность существования оппозиции, которая действует глобально и не только её (глобализацию) использует, но и отрицает.

Кроме того, радикальные республиканцы обосновали тезис о формировании новых агентов, то есть современных протестных социальных движений, направленных на критику в адрес неолиберализма, порожденного современной формой капиталистической системы. Эти движения, предполагается, в дальнейшем должны составить основу глобального гражданского общества. Подобным движением, на наш взгляд, сегодня является антиглобализм, критикующий и отрицающий процесс глобализации в её нынешней неолиберальной форме.

Первым к выводу о качественном отличии капитализма периферийных.

17 стран от капитализма стран центра, пришел Р. Пребиш. Эта мысль была подтверждена в работах А. Агиляра, С. Амина, Т. Дус-Сантуса, Ф. Кардозо,.

1 Я.

Г. Мюрдаля, Э. Фалетто, С. Фуртаду и других. Сегодня акцент исследований сместился с изучения проблемного поля последствий глобализации на.

14 Агитон К. Альтерглобализм. Новые мировые движения протеста. -М., 2004.

15 Callinicos A. The Anti-Capitalist Movement and the Revolutionary Left. URL: http://www.marxists.de/ intsoctend/callinicos/isodoc.htm (дата обращения: 23.09.2009).

16 Wallerstein I. The Rise and Future Demise of the World Capitalist System// Kurt Finsterbush, Janet S. Schwartz Sousces: Notable Selections in sociology/ Dushkin publishing group, 2000. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. — London, 1992. п Пребиш P. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? — М., 1992.

18 Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. — М., 2007. Dos Santos Т. The Crisis of Development Theory and the Problem of Dependence Latin America // Underdevelopment and Development. The Third World Today. Ed. by H. Bernstein. Harmondsworth, 1976. Кардозо Ф. Э, Фалетто Э. Зависимость и развитие Латинской Америки. Опыт социологической интерпретации. — М., 2002. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». — М., 1972. критические оценки капитализма и прежнего социализма в условиях процесса глобальной демократизации. Именно критика объединяет как всех несогласных с нынешним миропорядком, так и всех протестующий против него. Подобная позиция отражена не только в господствующей в мире западноевропейской политической науке, но и широко освещена в работах представителей незападной общественно-политической мысли Р. Гароди, Г. Джемаля, А. Иб-рахима, М. Каддафи, С. Кутба, Ч. Музаффара, Д. Неру, Т. Рамадана, Р. Сан-чеса19.

По проблемам демократизации на сегодняшний день существует большое количество диссертационных исследований, но к изучению взаимосвязи альтерглобализма с современным периодом демократизации (подъемами и спадами демократии) еще не обращались. В большинстве своём альтерглоба-лизм в диссертационных исследованиях рассматривается как современная идеологическая конструкция (А.О. Кузнецова), как форма протестных современных движений в глобальном (Е.К. Жирновой) и региональном масштабах 20.

А.Н. Пятакова). Состояние недостаточной изученности проблемы в сочетании с её актуальностью определило необходимость и важность настоящей диссертационной работы.

Объектом исследования является альтерглобализм — общественно-политическое течение, направленное на критику современной одновариант-ной формы демократизации и поиск её альтернативных моделей в настоящее время (на этапе «третьей волны»).

Предмет исследования — взаимосвязь альтерглобализма и процесса демократизации.

Цель работы заключается в том, чтобы определить роль и значение альтерглобализма в процессе демократизации.

19 Гароди Р. Альтернатива. — М., 1972. Джемаль Г. Освобождение ислама. — М., 2004. Каддафи М. Зеленая книга. — М., 2000. Кутб С. Под сенью корана. — М., 2003. Рамадан Т. Мусульмане Запада и будущее ИсламаЧто значит быть европейским мусульманином? URL: http:// www.tariqramadan.com/ spip. php?Iang=en. (Дата обращения: 04.03.08).

20 Кузнецов А. О. Дискурс глобализма и альтерглобализма в современном политическим процессе: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — Пермь, 2008. Жирнова Е. А. Сущность и основные особенности антиглобализма: Автореф. дисс. .канд.фил ос. наук. — Иркутск, 2007. Пятаков А. Н. Латиноамериканский альтерглобализм — новый фактор региональной политики: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — М., 2007.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1. Проанализировать причины появления альтерглобализма и определить его значение в процессе перехода к современной волне демократизации.

2. Концептуализировать современные идеи альтерглобализма и определить возможности их реализации в условиях демократизации.

3. Провести политологический анализ альтернативных моделей построения общественно-политического порядка и выяснить их соотношение с моделями демократического процесса.

4. Выявить особенности влияния альтерглобализма на общественно-политические отношения в условиях демократизации.

5. Исследовать современное протестное движение «антиглобализм» как новую форму социально-политической интеграции и сравнить положения антиглобализма с альтерглобализмом.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие методы: политологический анализсравнительный анализ, который позволяет определить основополагающие характеристики современной политической и экономической системы по отношению к дискурсам прошлого и настоящегоисторико-генетический метод, с помощью которого выявляется пространственно-временная последовательность событий и факторов, повлиявших на появление и развитие альтерглобализма.

Важным методологическим основанием работы стали системный и структурно-функциональный подходы. Это позволило рассматривать политическую трансформацию не только как комплексный процесс, объединяющий множество компонентов, способствующих модернизации политической, экономической, социальной и т. п. систем, но и детально изучить сущность современного этапа демократизации и демократического транзита. В диссертации использовался исторический подход, с помощью которого удалось проследить появление и развитие альтерглобализма в той исторической обстановке, которая способствовала его становлению.

Основными источниками исследования являются теоретические работы, статьи, тексты выступлений и интервью круга исследователей, изучающих вопросы трансформации процесса демократизации, и исследования в рамках теории модернизации.

Для диссертационного исследования особое значение имели работы зарубежных и отечественных исследователей, в которых раскрываются и анализируются особенности процесса демократизации, исследуется её современный этап («третья волна»), а также появление на этом этапе альтерглоба-лизма как элемента «третьей волны» демократизации, являющегося результатом трансформации демократических структур, культур и институтов. Эти труды представляли особый интерес, так как их можно считать альтернативными по отношению к господствующей западноевропейской политической мысли.

В качестве одного из источников были использованы материалы средств массовой информации (на разных языках, включая русский), освещающие проблемы альтерглобализма и антиглобализма, в первую очередь, наиболее известных журналов: «Альтернативы», «Азия и Африка сегодня», «Le Monde diplomatique», «Guardian» и других. Рассматривались также материалы, размещенные на информационно-аналитических сайтах: на сайте национального информационного агентства Венесуэлы, на сайте политического еженедельника «Левая Россия», на Информационно-аналитическом сайте «Left Беларус», на сайте Независимого Медиа-центра, на сайте журнала четвертого интернационала «Inprekorr», на сайте журнала «Социологическое обозрение», на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис», на сайте газеты «Sozialistischen Zeitung», на сайте «Независимый исламский инфор

21 мационныи канал" .

21 Национальное информационное агентство Венесуэлы. [Сайт] URL: http://www.abn.info.ve/- Политический еженедельник «Левая Россия». [Сайт] URL: http://left.ru/index.phtmlИнформационно-аналитический сайт «Left Беларус». [Сайт] URL: http://leftbelarus.org/- Независимый Медиа-центр. [Сайт] URL: http:// www.indymedia.org/en/index.shtmlЖурнал четвертого интернационала «Inprekorr». [Сайт] URL: http://www.inprekorr.de/- Журнал «Социологическое обозрение». [Сайт] URL: http://www.sociologica.net/ Ref. htmlНаучно-просветительский журнал «Скепсис». [Сайт] URL: http://www.scepsis.ruГазета «Sozialistischen Zeitung [Сайт] URL: http://www.vsp.

К одному из отдельных типов источников можно отнести пропагандистскую литературу, представленную на так называемых «антиглобалистских» сайтах. К ним относятся как манифесты движений, организаций (в частности профсоюзных), так и официальных партий: Фронта Национального Освобождения им. Фарабундо Марти (Сальвадор), Сапатисткого блока, Общественно-политической организации «АТТАК», Института глобализации и социальных движений, Международных социалистических левых, Reclaim the Streets, Globalize Resistance, Всемирного социального форума, Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов (МКСП), Конфедерации профсоюзов Южной Кореи (KCTU), Института «Коллективное действие», Международного комитета четвертого интернационала (МКЧИ), Коммунистической партии Кубы, Коммунистической партии Венесуэлы22. Ввиду того, что большая часть информации представлена в сети Интернета, нами была проделана работа по исследованию интернет-ресурсов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Определено значение альтерглобализма в процессе перехода к современной (третьей) волне демократизации. Утверждается, что демократизация представляет собой волновой процесс, сопровождающийся не только заvernetzt. de/sozkoeIn/index2.htmНезависимый исламский информационный канал. [Сайт] URL: http://www.islam.ru.

22 Фронт Национального Освобождения им. Фарабундо Марти (Сальвадор). [Сайт] URL: http://www.finln.org.sv/ (дата обращения: 10.11.2007) — Сапатисткий блок (Zapatista Block) [CaftT]URL: http://www.zapatistas.de.vu (дата обращения: 10.11.2007) — Общественно-политическая организация «АТТАК». [Сайт] URL: // http://www.attak.com (дата обращения: 10.11.2007) — Институт глобализации и социальных движений. [Сайт] URL:// http://www.tni.org/ (дата обращения: 10.11.2007) — Международные социалистические левые, МСЛ (de. Die internationale sozialistische linke, «isl»). [Сайт] URL: http://www.die-welt-ist-keine-ware.de/isl/ (дата обращения: 10.11.2007) — Организация «Reclaim the Streets». [Сайт] URL: http://www.rts.squat.net/ (дата обращения: 10.11.2007) — Организация «Globalize Resistance». [Сайт] URL: http://wvvw.resist. org.uk/ (дата обращения: 10.11.2007) — Всемирный социальный форум. [Сайт] URL: //http://www.wsvvs.com (дата обращения: 10.11.2007) — Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП). [Сайт] URL: http://www.icftu.org/ default. asp? Language=EN (дата обращения: 10.11.2007) — Конфедерации профсоюзов Южной Кореи (KCTU). [Сайт] URL: http://www.kctu.org/ (дата обращения: 10.11.2007) — Институт «Коллективное действие». [Сайт] URL: http://ikd.ni/node/6 (дата обращения: 10.11.2007) — Международный комитет четвертого интернационала (МКЧИ). [Сайт] URL: http://www.wsws.org/ (дата обращения: 10.11.2007) — Коммунистическая партия Кубы. [Сайт] URL: http://www.pcc.cu/ (дата обращения: 10.11.2007) — Коммунистическая партия Венесуэлы. [Сайт] URL: http://www.pcv-venezuela.org/(flaTa обращения: 10.11.2007). имствованием и установлением демократических ценностей, институтов, но и увеличением кризисных явлений, в результате чего актуализируются и популяризируются альтернативные парадигмы, активизируются протестные движения. Выявлено, что альтерглобализм является элементом, интегрированным в процесс глобальной демократизации, нынешняя стадия которой характеризуется демократическим спадом.

2. Концептуализированы современные идеи альтерглобализма и определены возможности их реализации в условиях демократизации, детерминирующих изменение неолиберального мышления в итоге критики современной формы глобальной демократизации.

3. В результате политологического анализа альтернативных моделей построения общественно-политического порядка раскрыто их соотношение с моделями демократического процесса. Оно заключается в особенностях современных форм общественных отношений, существование которых зависит от создания определенных условий для демократического процесса. Специфика условий, в которых возможна реализация альтернативных моделей общественно-политического порядка, отражена в существующих моделях демократического процесса.

4. Выявлены особенности влияния альтерглобализма на общественно-политические отношения в условиях демократизации, выражающиеся в изменении неолиберального мышления в результате критики современной формы глобальной демократизации, в политике альтерглобализма в некоторых странах «третьего мира» как ответ на утверждение западной модели демократизации, в появлении движения антиглобализма как новой формы социально-политической интеграции.

5. Исследованы причины появления и развития антиглобализма как реакции на экономическую эксплуатацию «периферии» в интересах глобальных игроков (ТНК, правительства стран первого мира), на идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление, что приводит к новой интеграции общественных и политических сил на глобальном уровнепроанализированы основные положения антиглобализма и альтерглобализма.

Положения, выносимые на защиту:

1. В процессе демократизации, приобретающей глобальный характер, происходит как заимствование и установление демократических ценностей, так и параллельные процессы в политической, экономической и социокультурной жизни, что характеризуется нисходящей линией современной (третьей) волны демократизации. Возникновение альтерглобализма как элемента нисходящей линии современной (третьей) волны демократизации обусловлено появлением качественно новых взглядов, отличных от западноевропейских, основанных на понимании «либеральной демократии» как некой идеальной модели.

2. В условиях отсутствия единого способа построения демократии и развития тенденции к универсализации либеральной демократической модели становится объяснимой популярность альтерглобализма. Тенденции в политическом процессе, проанализированные в работе, дают возможность выделить модели построения общественно-политического порядка в рамках существующих моделей демократического процесса. Первая модель демократического общественно-политического порядка связана с оформлением господства глобальных акторов, таких, как ТНК, и крупнейших национальных государств, и осуществима в контексте утверждения элитарной демократии. Вторая модель построения нового социального государства возможна в рамках интегралистской концепции демократии. Третья модель контролируемой глобализации — в рамках плюралистической демократии. Реализация четвертой модели предполагает построение нового мира в концепциях представителей ислама и зависит от утверждения делегативной демократии.

3. Современная волна демократизации привела к распространению демократических норм как в экономически развитых странах, так и в тех, которые только идут по пути экономического процветания. С одной стороны, элиты большинства немодернизованных обществ готовы воспринять важнейшие ценности современности, в основном касающиеся политической независимости, экономического развития, образования, а с другой стороны, это их воеприятие имеет четко очерченные границы распространения западноевропейских процессов, таких как демократизация. Критика альтерглобалистов направлена на систему одновариантного (либерального) пути развития глобальной демократизации.

4. Общая тенденция разочарования, а в некоторых случаях и отторжения либеральной формы демократизации на практике, актуализировала деятельность протестных движений, среди которых особое значение имеет антиглобализм. Сегодня антиглобализм является одним из практических выражений альтерглобализма. Его отличает новый, интернациональный, массовый подход к решению глобальных проблем как западного, так и незападного типа обществ, сетевой принцип деятельности и отсутствие единого центра принятия решений.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретическое осмысление альтерглобализма в современном политическом процессе необходимо для понимания специфики демократического процесса, тенденции к его глобализации. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут быть использованы в преподавании, разработке и написании методических пособий для таких курсов, как: «Теория политики», «Сравнительная политология», «Геополитика», «Глобалистика и экополитология», «Политические отношения и политический процесс», «Политическая социология», а также спецкурса «Политическая регионали-стика». Основные положения и выводы работы могут представлять интерес для исследователей процесса демократизации, международных отношений, политических партий и различного рода социальных движений.

Апробация результатов исследования. Материалы работы использовались автором в докладах на Международных молодежных политологических форумах «Форос — Сибирь — 2007» (Новосибирск, 29 января — 2 февраля 2007 г.), «Форос — Сибирь — 2010 (Новосибирск, 1 — 4 февраля 2010 г.) — Забайкальской межрегиональной школе молодых ученых (Чита, 2008 г.) — на аспирантских семинарах кафедры философии ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

Основные результаты исследования были отражены в 8 публикациях, общим объемом в 3,33 п.л., а также использовались автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и библиографии.

I. АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ: ГРАНИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.

Выводы по второй главе: а) Позиция посткапиталистического образа мышления заключается в том, что необходимо полностью изменить логику капитализма. Вероятны два варианта:

1. Капитал, вырвавшийся за пределы национальных ограничений, расколет человечество на враждующие группы и общности.

2. Возможна гармонизация политических и социально-экономических отношений на партнерских началах, взаимного уважения, равенства и взаи.

166 Маркес Г. Г. Интервью субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсиа Маркесу. URL: http://www. cambio.com.co/web/interior.php?idp=21&ids=:l&ida=898 (Дата обращения: 22.09.2008) мовыгодного сотрудничества и т. п., но при условии, что социалистическому движению удастся создать глобальные механизмы гармонизации.

Гармонизация может быть достигнута только на основе фундаментальных ценностей, разделяемых всеми основными культурно — цивилизацион-ными общностями. А именно любовь к ближнему без разделения человечества на «своих» и «чужих». При таком понимании она может быть выражена как в юридических формах прав и свобод граждан, так и в понятиях справедливости и ответственности. Понимание и восприятие конфессиями фундаментальной ценности личности человека, а также равенства прав всех людей вне зависимости от их национальной и какой-либо еще принадлежности, вероисповедания должно быть признано всеми. Вовлечение конфессий в формирование социальной политики подведет под государственные решения нравственное основание. Это будет способствовать восстановлению понимания социальной ответственности власти перед обществом. Пошатнувшиеся сегодня ценности социального государства получат сильную идеологическую поддержку. Имеется в виду не отказ от капитализма, а исключение из новых отношений тех негативных последствий, к которым привел современный капитализм. Актуализация данных последствий свидетельствует о попытке сменить мировоззренческие позиции современного постмодерна, а не о вынужденном противопоставлении двух противоположных систем (капиталистическая/социалистическая). б) На сегодняшний день в политическом и общественном дискурсе не сложилось единой позиции по поводу наиболее оптимальной формы политической организации обществ незападной традиции. Перспективы развития государств незападного типа в русле демократии, ее приживаемость вне рамок западного общества, да и в целом сущность демократизации также ставятся под сомнение. Внимания заслуживает концепция нелиберальной демократии, выдвинутая в конце 80-х гг. и официально признанная политическим руководством Америки. Америка фактически признала возможность существования особых моделей демократии для стран Ближнего Востока а, следовательно, для всех стран незападной политической традиции. в) Тезис о том, что сегодня осталась только одна модель — либеральная, не означает необходимость ее реализации в глобальном масштабе. Противоречие между либеральной моделью глобальной демократизации и национально-государственными системами регулирования, социальной защиты характеризуют то, что национальное регулирование оказывается тормозом развития процесса демократизации. Ситуация нарастающего недовольства и разочарования в универсальности западной модели демократизации активизировала те политические силы, которые свой выход нашли в освободительной теологии. Таким выходом сегодня выступает актуальный ислам. Актуальный ислам ставит своей задачей методическое проделывание брешей в оболочке западного мира, чтобы постепенно лишить запад своих ценностей.

Позиция альтерглобалистов исходит из того, что ислам не предпринимает каких-либо революционных наступлений на западный мир, он вообще не стремится к его покорению и завоеванию, он лишь пытается изменить существующий мир таким образом, чтобы предоставить альтернативу существующей западной системе. Его можно рассматривать как альтерглобализм, имеющий нечто общее, но все же расходящийся с левым дискурсом. Следует подчеркнуть актуальность политики освобождения и неприсоединения на современном этапе трансформаций национально-государственных систем. Некогда такую политику проводил идейный вдохновитель фронта сопротивления и протеста в Индии Д. Неру. Он не только воплотил в своей политике некоторые типичные для афро-азиатских государств тенденции, но и прямо повлиял на формирование их курса внутренней и внешней политики. Сегодня альтернативы пытаются реализовать политические элиты стран «третьего мира». В разной степени успешно реализованы социалистические принципы в Ливии, под идеологическим руководством М. Каддафипобеду «левых» партий на выборах президента осуществлена в Венесуэле, Боливии, Эквадора и Др.

Процесс формирования новой общественной структуры приводит к резкому делению мира на «богатых» и «бедных». Если признать то, что экономическое развитие может изменить культуру страны для создания благоприятной атмосферы демократии, то прогресс экономики должен оказать воздействие и на мусульманские, буддийские, православные и конфуцианские общества, но изменения, могут произойти только спустя многие годы. При такой ситуации сохранить (то есть остановить процесс разграбления ее ресурсов) периферию сможет только кризис лидеров, а это основание усилит тенденцию эскалации конфронтационности, что приведет к культурной оппозиционности. Примерами в настоящее время являются фундаментализм, терроризм и т. д. г) Появление на международной сцене антиглобализма способствовало активизации общественных масс по всему миру. Рассеянность и фрагментарность является одним из необходимых компонентов построения альтернатив. Когда движение имеет четкую структурную иерархию, это может привести к возможности взять под контроль основной идеологический источник и тогда борьба станет бессмысленной. Пока существует рассеянность и фрагментарность движений, это дает возможность движениям в мире наращивать свой ресурсный потенциал, так как никакими идеологическими и структурными рамками эти движения не ограничены, а значит, существует перспектива их существования в будущем. Движения сопротивления не имеют четкой и ясной идеологической платформы, однако подлинные альтернативы всегда подразумевают под собой концепцию или теорию, соотносимую к какому-либо идеологическому направлению. Это дает возможность предположить о своеобразной логике построения нового современного сопротивления, основанного на альтерглобалистских концепциях, но выраженных в антиглобалистских методах воздействия на окружающую действительность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной науке изучению вопросов, связанных с политическими процессами, посвящено большое количество литературы. Политические процессы изучают как в мировом масштабе, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Основной вопрос, вокруг которого формируются все современные дискурсы — это какие тенденции в политическом процессе влияют на характер изменений политики, экономики, культуры и общества. Одни авторы связывают современные тенденции общественных преобразований с процессом глобализации, другие — с процессом демократизации, а некоторые — с появлением феномена альтерглобализма. Однако, на наш взгляд, современный период характеризуется, прежде всего, переплетением развития демократии с процессами глобализации и результат этого переплетения — возникновение и развитие «альтерглобализма». Сегодня можно с уверенностью отметить ее глобальный характер.

Анализируя особенности, формы протекания и последствия глобальной демократизации, мы пришли к следующим основным выводам:

1. Альтерглобализм является сравнительно новым общественно-политическим течением, возникновение и развитие которого можно рассматривать в контексте теории политической транзитологии. Его появление носит противоречивый характер: с одной стороны, альтерглобализм возник в период роста активности участников демократического процесса, а с другой стороны, говорит об увеличении кризисных явлений во всех сферах жизни общества в период демократизации.

Объяснить эту ситуацию возможно следующим образом: — появление и активизация социальных структур конца ХХв. и начала ХХ1 В., отличных от аналогичных структур XIX — ХХвв., происходят на фоне спада демократической активности в мире, что является исторически обусловленным явлением с точки зрения концепции волн демократизации. Параллельно провозглашению и утверждению прав и свобод каждого индивида, освобождению экономических субъектов от политических институтов, идут процессы, способствующие быстрому росту независимых организаций. Это характеризует, фазу либерализации и демократизации, но не гарантирует создание условий, которые бы способствовали выживаемости и жизнеспособности демократических структур, что характерно для фазы консолидации демократии. Проблему, связанную с формированием устойчивых демократических структур можно объяснить состоянием отката демократии в рамках современной (третьей) волны. Следует отметить, что современная стадия демократизации отличается от предыдущих двух, прежде всего, масштабом распространения демократии. возникновение и развитие альтерглобализма, как элемента нисходящей линии современной волны демократизации, способствует возникновению альтернативной, отличной от неолиберальной теоретико-идеологической парадигме, появлению новых и активизации прежних общественных движений. Это с одной стороны, происходит в рамках демократического транзита, а с другой стороны, альтерглобализм показывает многовариантность путей построения демократии при переходе ко второй фазе демократизации. Современный одновариантный переход подвергается критике со стороны альтерглобалистов и находит свое выражение в концепциях альтерглобализма.

2. О динамике современного процесса в науке существует несколько точек зрения, это: либеральный интернационализм, космополитическая демократия и радикальный республиканизм, которые предлагают взаимопересе-кающиеся программы по регулированию и демократизации современной глобализации. Следует отметить, что именно в рамках радикального республиканизма было исследовано создание альтернативных механизмов функционирования глобальной политической, экономической и социокультурной систем.

В политическом отношении альтерглобализм поставил под сомнение идею эталонности модели представительной демократии. Существует множество примеров эффективного управления в авторитарных режимах (как правило, страны незападного типа обществ). В развивающихся странах процесс консолидации демократии часто бывает не завершен до конца, создавая образования, которые можно определить, как «демократический авторитаризм» или «авторитарная демократия». Во многом это зависит от социокультурной среды, в рамках которой осуществляется политический переход и реакцией так называемого «отторжения» ценностей и норм доминирующей культуры. Альтерглобализм представляет собой форму такого отторжения и заставляет усомниться в должном характере представительной демократии. Развитие политической системы в каждом конкретном государстве зависит от специфики внутренних особенностей развития общества, типа политической культуры и т. д., что напрямую влияет на характер восприятия демократических преобразований.

Ныне современная мировая экономическая система, перейдя к неконтролируемому типу хозяйствования и накопительства, находится в кризисном состоянии. Необходим новый подход в решении глобальных экономических проблем. Альтернативные пути выхода из глобального кризиса предлагают альтерглобалисты, например введение налога Тобина. Более того, благодаря развитию и популяризации концепций альтерглобапизма можно наблюдать тенденцию к открытости финансовых потоков.

В социокультурном отношении также можно отметить определенную динамику: посредством активизации масс формируется новый тип общества, общество «участия», освобождающийся от манипулирования общественным сознанием. Его отличает высокая степень толерантности, открытости и участия в принятии политических решений. Утверждается новая система координат от вертикальных (иерархических и бюрократизированных) взаимосвязей, которые сегодня характеризуют развитие общественных сил, к горизонтальным (независимым и способным быстро изменяться в современных условиях). Эта тенденция формируется благодаря альтерглобализму.

Несмотря на то, что сегодня на мировой арене господствует «западно-центристкий» тип культурного глобализма, альтернативой ему выступает ислам, как «незападный» тип культурного глобализма. Однако если первый вариант принял форму своего рода «американизации» и современный этап развития культуры можно охарактеризовать появлением такого понятия, как «мировая культура», которая обладает отчетливыми признаками «реально существующего капитализма», то второй «незападный» тип культурного глобализма не готов к восприятию подобной формы. А пока преодоление циви-лизационного отчуждения выражается в двух типах фундаментализма: с фундаментализмом запада, не желающим качественно менять «планетарную» культуру, и с ответным фундаментализмом востока, выбравшего единственный путь в разрушении западной цивилизации, как главного источника планетарной дестабилизации.

В индустриальную эпоху вызов запада выступает как угроза национальной идентичности, подрывом морали и культуры в ходе всепроникающей вес-тернизации (понимается американизация). Исследователи также отмечают, что западное мировоззрение изменяется в результате проникновения и воздействии альтернативной ментальности. Поэтому, преодоление культурных и иных противоречий возможно путем разработки реализации моделей общественно-политического порядка.

3. Роль и значение альтерглобализма для научного изучения современных тенденций в политическом процессе заключается не только в критике, которая создает почву для активизации и актуализации общественных структур в период парадигмальных перестроек, но и в представлении собственных моделей развития общества и политической системы в целом.

Первая модель — оформление господства глобальных игроков и крупнейшие национальные государства современного мира в контексте утверждения элитарной демократии. Вторая модель раскрывает особенности построения нового социального государства, как правило, отождествляемого с «социалистическим» в рамках интегралистской концепции демократии. Действительной альтернативой неолиберализму, которая отличается от двух предыдущих, прежде всего, своей не категоричностью, может стать модель контролируемой глобализации. Она вполне осуществима в рамках плюралистической демократии. Четвертая модель обусловлена своей внутренней незападной логикой построения новых общественно-политических отношений и представлена сторонниками ислама. Здесь выделяют три течения: трансфор-мистское, изоляционистское и «джихадистское». В целом реализация данной многосоставной модели зависит от утверждения делегативной демократии.

Эти модели не претендуют на универсальность, а предлагают лишь альтернативы. В теоретическом отношении альтерглобализм только закрепляет свои позиции на науке, но уже сегодня его влияние отразилось на политике многих государств, позиция, которых не совпадает с адептами глобальной либеральной демократизации.

4. Альтернативная ментальность выражается не только идейным противостоянием, но и практическим, выраженным в увеличении гражданской инициативы и солидарности в борьбе с распространением одновариантной формой демократизации. Примером пропаганды новых альтерглобалистских взглядов, под воздействием которых меняется не только сущность общественных инициатив, но и политическая коньюктура, стали: приход к власти «левых» партий в Эквадоре, Венесуэле, Сальвадоре, Франции и т. д.- бурный рост движений, выступающих за сохранение своих прав и свободдемонстрациипроведение форумов, в том числе на постсоветском пространстве.

Альтерглобализм своим появлением способствовал объяснению причин порождения социальных противоречий в обществе с точки зрения отсутствия альтернатив в демократическом переходе. Позиция представителей альтерг-лобализма базируется на утверждении, что они выступают не против процесса глобальной демократизации, а против навязывания одновариантной (либеральной) ее формы. В целом, альтерглобализм оказался представлен исследователями разных идеологических парадигм: неомарксизма, социал-либерализма, «антиамериканизма» и «антирыночной» парадигмы.

5. Недавняя волна демократизации привела к распространению демократических норм как на экономически развитые страны, так и развивающиеся, с преобладанием западной культуры. Попытки дальнейшего продвижения современной формы демократии столкнутся, со значительными препятствиями экономического и/или культурного характера. Реакцией на несогласие утверждения западом ценностей модерна становится попытка развивающихся стран выступить в роли активного субъекта в глобализационных процессах. Появляется ситуация обмена агрессивным фундаментализмом запада с ответным фундаментализмом востока. Более того идеи альтерглобализма стали реальностью реализовавшись не только в победе «левых» партий во многих странах (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Сальвадор, Франция и т. д.), развитии гражданских инициатив, активизации протестных движений, но и в проведении политики неприсоединения стран развивающихся стран к западному типу глобализма. Проводниками альтернативных представлений были и остаются Дж. Неру, М. Кадафи, У. Чавес, Э. Моралес и другие. В развивающихся странах альтернативы представлены «исламским альтерглобализмом», акценты в котором расставлены на теме ликвидации несправедливости, угнетении и попрании прав человека.

Результатом исследования также стало вычленение смыслообразующего тезиса альтерглобализма, который заключается в актуализации потребностей глубоких изменений с тем, чтобы противопоставить нынешней форме глобализма: культу рынка, процессу «новой поляризации» и т. п., альтернативу.

6. В научном отношении альтерглобализм соотносим с направлением, где обосновывается позиция о формировании новых агентов, то есть современных протестных социальных движений, которые в дальнейшем должны составить основу глобального гражданского общества, направленных с критикой в адрес неолиберализма, порожденного современным видом капиталистической системы. Подобными движениями на наш взгляд сегодня выступают антиглобалисты, критикующие и отрицающие процесс глобализации в ее нынешней неолиберальной форме.

Особенность антиглобалистского движения состоит в том, что оно стремится разрушить процесс неолиберальной глобализации мировой экономики, посредством принуждения к диалогу мировую неолиберальную политическую элиту. Новые социальные движения, как правило, используют не традиционные политические средства борьбы, а способы влияния на изменение массовых ценностных.ориентаций. Поэтому такие движения предпочитают сетевые структуры, без строго определенных центров власти. Они отвергают традиционные бюрократические и в целом, формальные способы организации. Однако оказываясь вовлеченными в существующие политические процессы, новые социальные движения частично приобретают черты традиционных социальных движений и используют традиционные политические формы (например, форму партии).

Тем не менее, при всей противоречивости альтерглобализма, его не сформированность, как целостного явления и выраженного в деятельности антиглобалистского движения, средства которого часто не совпадают с реальными альтернативами, на сегодняшний день кроме альтерглобализма не сформировалось другой общественно-политической силы, способной противопоставить современной мировой системе определенную альтернативу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов В А., Волнина, H.H. Глобализирующейся человек: грани социокультурного измерения: монография / В. А. Абрамов, H.H. Волнина. — Чита: Изд. Читинского гос. ун-та, 2006. — 274 с.
  2. К. Альтерглобализм: новые мировые движения протеста: Пер. с франц. Е. Константиновой и Е. Кочетыговой под общ. ред. Ю. Марковой./ К. Агитон. М.: Гилея, 2004, — 208 с.
  3. Альтерглобализм: Теория и практика «антиглобалистского» движения / Под ред. A.B. Бузгалина. М., 2003, — 375 с.
  4. С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира: Пер. с англ. Ш. Нагиба, С. Кастальского / С. Амин. М.: Изд-во Европа, 2007.-168 с.
  5. С. Империя и множество / С. Амин. URL: http://www. left.ru (Дата обращения: 24.09.2008)
  6. К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XX веке: Доклад на саммите тысячелетия в ООН / К. Аннан // Международная жизнь. 2000. — № 10. — 153с.
  7. А. П. Империалистическая концепция «глобализации» и теоретические изыскания современного ревизионизма (Большевизм и современный мир) / А. П. Барышев. URL: http://www.barichev.ru/vist/ imper, htm. (Дата обращения: 20.07.2008)
  8. Р., Э. Камерон Калифорнийская идеология. URL: http:// spinton-ques.vladivostok.com/calif.htm#q23 (Дата обращения: 08.06.2008)
  9. О.Ю. Массовая культура: онтологический смысл и тенденции концептуальной эволюции / О. Ю. Биричевская //credo new. URL: http://www.orenburg.rU/culture./credo/32 006/5.html (Дата обращения: 21.04.2009)
  10. . Америка: Пер. с франц. Калугин Д. / Ж. Бодрийяр. -Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2000. 351с.
  11. В.М. Процесс демократических преобразований, как проблема национальной и региональной безопасности / В. М. Бондарец. URL: http://bondarets.com/?p=97 (Дата обращения: 22.09.2009)
  12. Ф. Динамика капитализма: Пер. с франц. / Ф. Бродель. — Смоленск: Полиграмма, 1993. — 128с.
  13. А.В. Постмодернизм устарел. Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии» / А. В. Бузгалин // Вопросы философии. 2004. -№ 2. -С. 36−41.
  14. Бьюкенен Патрик Дж. Смерть Запада / Патрик Дж Бьюкенен. — М.: АСТ, 2004. 448 с.
  15. И. Растущая сила Всемирного социального форума / И. Валлерстайн.: Commentary №. 226, Feb. 1, 2008 «2008: The Demise of Neoliberal Globalization». URL: http://fbc.binghamton.edu/ com-mentr.htm (Дата обращения: 22.07.2009)
  16. Всемирный социальный форум. Сайт. URL: http://www.wsws.com (Дата обращения: 10.11.2007)
  17. Р. Альтернатива / Р. Гароди. -М., 1972. 236 с.
  18. Э. Последствия модернити / Э. Гидденс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М., 1999.-С. 103−104
  19. Глобализация сопротивления: борьба в мире: Отв. ред. С. Амин и Ф. Утар: пер. с англ. / под ред. и с предисл. Бузгалина A.B. М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2004. — 304 с.
  20. Глобализация и мультикультурализм: Отв. ред. Н. С. Кирабаев — М.: Изд-во РУДН, 2005. С. 105 — 110.
  21. М.М. Будущее мировой экономики и перспективы России: современное видение versus постулаты Маркса / М. М. Голанский. — М.: Наука, 1994. 143 с.
  22. М. Н., Мадатов А. С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив / М. Н. Грачев, A.C. Мадатов. Монография. — М.: Ал-кигамма, 2004. -128 с.
  23. Дж. К. Капитализм, социализм, сосуществование: Пер. с англ., предисл. Меньшикова С. / Дж. К Гэлбрейт, С. Меньшиков — М.: Прогресс, 1998. -412 с.
  24. В.М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма / В. М. Давыдов. М.: Наука, 1991, — 240 с.
  25. Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.
  26. JI. Прошла ли «третья волна» демократизации? / Л. Даймонд // Полис, — 1999.- № 1. — С. 10−26.
  27. А.Н. Переходное общество: проблемы системных трансформаций / А. Н. Данилов. Минск, 1998. -289с.
  28. М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций /М.Г. Делягин.-М.: Инфрам-М, 2003.-768 с.
  29. Г. Освобождение ислама / Г. Джемаль. УММА, 2004. — 416с.
  30. Г. Сайт. URL: http://www.kontrudar.ru (Дата обращения: (Дата обращения: 07.11.2008)
  31. С. Доклад Лугано. О сохранении капитализма в XXI веке / С. Джордж. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 315 с.
  32. С. Никто не должен быть отвратительным. URL: http://www.contr.info:80/content/view/1703/43/ (Дата обращения: 12.06.2009)
  33. Е.А. Сущность и основные особенности антиглобализма: Ав-тореф. дисс. .канд.филос. Наук / Е. А. Жирнова. Иркутск, 2007. — 21с.
  34. А. Н. Предпосылки и основные этапы альтерглобализма Электр, ресурс. / А. Н. Захаров. Режим доступа: http://www.mosgu.ru/ nauchnaya/publications/2007/scientificarticles/Zakharov AN/#
  35. В.В. Фантом свободы, равенства и братства. Европейская толерантность, как форма отчуждения/ В.В. Игрунов// Политический класс-2005, № 11. Электронный ресурс. — М.: Независимая издательская группа. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
  36. Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе / Р. Инглегарт // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page1245.html (Дата обращения: 15.09.2009)
  37. Институт глобализации и социальных движений. Сайт. URL: http://www.tni.org/ (Дата обращения: (Дата обращения: 04.03.2008)
  38. Ю.В. Политология: Учебник / Ю. В Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. М.: Юристъ, 2002. — 511 с.
  39. История леворадикального движения. Сайт. URL: http://leftdv.narod.ru/ basikyvoomzennayaradost. html (Дата обращения: (Дата обращения: 10.11.2007)
  40. Кавказ центр. Сайт. URL: http://www.kavkazcenter.com (Дата обращения: (Дата обращения: 04.03.2008)
  41. . Ю. Политология революции / Б. Ю. Кагарлицкий. — М.: Алгоритм, 2007. — 576 с.
  42. М. Зеленая книга. Ч. 1. Решение проблемы демократии (Власть народа) / М. Каддафи. М., 2000. — 128 с.
  43. М. официальный сайт. URL: www.AlGathafi.org (Дата обращения: (18.02.2008)
  44. А. Маркс: Хит и Миф // Скепсис /А. Каллиникос URL: http://scepsis.ru/library/id174.html (Дата обращения: 19.03.2009)
  45. Ф., Фалетто Э. Зависимость и развитие Латинской Америки. Опыт социологической интерпретации / Ф. Э. Кардозо, Э. Фалетто. — М., 2002. 366 с.
  46. Т., Шмиттер Ф. Что есть демократия. / Т. Карл, Ф. Шмиттер. Электронная библиотека политологии. URL: http://www.gumer.info/ biblio-tekBuks/Polit/Article/karldem.php (Дата обращения: 22.09.2009)
  47. М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. — 468 с.
  48. Каталог левых организаций. Сайт. URL: http://goscap.narod.ru/ leftcatalog. html (Дата обращения: 10.11.2007)
  49. Кляйн Н. No logo. Люди против брэндов: пер. с англ. А. Дорман / Н. Кляйн М.: Изд-во Добрая книга, 2003. — 616 с.
  50. . Индуизм: от глобальной адаптации — к альтернативному гло-балистскому проекту / Б. Кнорре. Религия и глобализация на просторах Евразии под ред. Малашенко А., Филатова С.- Моск. центр Карнеги. -М.: Неостром, 2005. 343 с.
  51. А. Другой Давос / А. Кокшаров // «Эксперт-Онлайн». URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/ 2004/24/24ex-marrkec/ (Дата обращения: 04.03.2008)
  52. Коммунистическая партия Кубы. Сайт. URL: http://www.pcc.cu/ (Дата обращения: 04.03.2008)
  53. Коммунистическая партия Венесуэлы. Сайт. URL: http://www.pcv-venezuela.org/ (Дата обращения: 04.03.2008)
  54. Л.И. Глобализация и альтернативы общественного развития / Л. И. Кондрашова. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/D29 Kondras hova. htm (Дата обращения: 04.03.2008)
  55. А.О. Дискурс глобализма и альтерглобализма в современном политическим процессе: Автореф. дисс. .канд. полит. Наук /А.О. Кузнецов. — Пермь, 2008. — 20 с.
  56. В.П. Незападные концепции глобализации / В. П. Култыгин // Личность. Культура. Общество. Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. Т.4. Вып. 1−2 (11−12), М. 2002. — С. 90−95.
  57. В.Л. Восток-Россия-Запад: Теория и практика межкультурной коммуникации: Очерки лекционного курса. / В. Л. Кургузов. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2003. — 351с.
  58. С. Под сенью корана / С. Кутб. М., 2003.
  59. И.Б. Глобализация и демократия / И. Б. Левин // Полис.— 2003. -№ 2. -С. 53−71.
  60. А. Демократия в многосоставных обществах /А. Лейпхарт. — М., Аспект Пресс, 1997, 288с.
  61. М. Развитие цивилизации в Америке: Т. 2. / М. Лернер. М.: Изд-во Радуга. 1992. — 546с.
  62. С. Американская демократия в сравнительной перспективе // Сравнительная социология/ Ред. И. Орлова. М., 1995.
  63. A.C. Демократизация: особенности ее современной волны /A.C. Мадатов // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. 2001. — № 3. -С. 45−56.
  64. У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2003. — № 1. — С 8−12.
  65. Д. А. Соблазны дискурса протеста / Д. А. Максимов // Альманах «Дискурс Пи» URL: http://www.discourse-pm.ur.ru/discours7/ maksimov. php (Дата обращения: 22.06.2009)
  66. У.М. От протеста к сопротивлению/ У. М. Майнхоф. URL: http://saint-juste.narod.ru:80/soprotivlenie.htm (Дата обращения: 04.03.2008)
  67. , В.А. Глобализация в пространстве культуры: векторы развития В. А. Мамонова // «Credo New» Теоретический философский журнал. 2006. № 1. URL: http:/www.orenburg.ru/culture/credo/12 006/ ll. html (Дата обращения: 21.04.2009)
  68. К. Избранное: Социология культуры / К. Манхейм. М.- СПб.: Университетская книга, 2000, — 412с.
  69. Марио Магайон Анайя Латиноамериканский утопический дискурс XIX -начала XX веков / Марио Магайон Анайя // Альманах «Дискурс Пи». URL: http://www.discourse-pm.ur.ru/discours7/anaya.php (Дата обращения: 22.06.2009)
  70. Г. Г. Интервью субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсиа Маркесу / Г. Г. Маркес. URL: http://www.cambio.com.co/web/interior. php? idp= 21 &ids= 1 &ida=898 (Дата обращения: 22.09.2008)
  71. Маркое Другая революция: сапатисты против нового мирового порядка. / Маркое. М., 2003. — 379 с.
  72. Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина- сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. / Г. Маркузе. М.: ACT. 2002. — 526 с.
  73. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию: Пер. с нем. / Г.-П. Мартин, X. Шуман. — М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001. 335 с.
  74. O.B. Политические взгляды Джавахарлала Неру / О.В. Мар-тышин. -М.: Наука, 1981.-321 с.
  75. Международные социалистические левые (MCJI). Сайт. URL: (de. Die internationale sozialistische linke, «isl») http://www.die-welt-ist-keine-ware.de/isl/ (Дата обращения: 23.05.2008)
  76. В. Идеология и проблема «Восток — Запад» / В. Мейстер // Скепсис. URL: http://scepsis.ru/library/id77.html#8 (Дата обращения: 26.04.2009)
  77. А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам / А. Ю. Мельвиль // Полис, 1998. — № 2. С. 6 — 38.
  78. А.Ю. Демократические транзиты (теоретико- методологические и прикладные аспекты) /А.Ю. Мельвиль. — М., 1999.
  79. И. Необходимость радикальной альтернативы Электр, ресурс. / И. Месарош. Режим доступа: ttp://scepsis.ru/library/id2222.html
  80. С. Проблемы построения Исламского Государства Электр, ресурс. / С. Минкаилов. Режим доступа: http://www.kavkazcenter.com /russ/content/2007/07/l 9/51 936.shtml
  81. М. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? / М. Молчанов // Полис № 5. — 1999. — С. 106- 110.
  82. А. Революционный процесс длится вечно/ Интервью С. Лотринге с А. Негри. // Научно-просветительский журнал «Скепсис». URL: http://scepsis.ru/authors/id589.html (Дата обращения: 24.09.2008)
  83. С. Н. Социализм между формацией и цивилизацией: Внециви-лизационный процесс или возвращение в лоно цивилизации? // Альманах «Дискурс-Пи». URL: http://www.discourse-pm.ur.ru/discours7/nekrasov. php (Дата обращения: 22.06.2009)
  84. Ю. В защиту глобального капитализма / Ю. Норберг. Институт Катона. пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2007. — 270,
  85. A.A. Толерантность и диалог цивилизаций помогут спасти Запад и мир в целом / A.A. Нуруллаев. URL: http://www.humanities.edu. ru/db/msg/44 339 (Дата обращения: 12.09.2009)
  86. Общественно-политическая организация «АТТАК». Сайт. URL: http://www.attak.com (Дата обращения: 23.05.2008)
  87. Ортег-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортег-и-Гассет. М.: Изд-во Ас-трель, 2007.-269 с.
  88. К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе / К. Оффе. // Полис. 1996. — № 2. — С. 27−45.
  89. Пай JI. Незападный политический процесс / JI. Пай // Политическая наука. 2003. — № 2. — С. 66−86.
  90. A.C. Глобальное политическое прогнозирование: Учебник для студентов вузов. / A.C. Панарин. -М.: Изд-во Алгоритм, 2002. 352с.
  91. A.C. Агенты глобализма: Гл. 6 / A.C. Панарин. URL: http//www. moskvam.ru/2000/02/panarin.htm (Дата обращения: 28.11.2007)
  92. В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России / В. И. Пантин. Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс+», 2001. — 294 с.
  93. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс /Пер, с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
  94. Ш. Новый Ближний Восток /Ш. Перес. Электронная библиотека Истории Ближнего Востока. URL: http://www.gumer.info/ bibliotekBuks /History/peres/04.php (Дата обращения: 18.09.2009)
  95. Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? / Р. Пребиш. М., 1992. — 331с.
  96. Предпосылки и основные этапы альтерглобализма // Марсиада: дайджест новостей: URL: http://www.marsiada.ru /359/519/4140/4590/ (Дата обращения: 14.06.2009)
  97. А. Переходы к демократии / А. Пшеворский // Путь.- 1993. -№ 3.- С. 18−22.
  98. А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / А. Пшеворский -М., 2000,-375 с.
  99. А.Н. Латиноамериканский альтерглобализм — новый фактор региональной политики: Автореф. дисс. .канд. полит. Наук./ А. Н. Пятаков. М., 2007.
  100. Рамадан-Т. Мусульмане Запада и будущее Ислама (Western Muslims and the Future of Islam) — Что значит быть европейским мусульманином? (То be a European Muslim). / Т. Рамадан. URL: http://www.tariqramadan. com/spip.php?lang=en (Дата обращения: 04.03.08)
  101. Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели / Д. А. Растоу // Полис. № 5. — С. 5−16.
  102. Н.В. Иммануил Валлерстайн предупреждает. (еще раз о глобализации) / Н. В. Романовский.//Социс. -2001. № 5. С. 117 — 123.
  103. К.Д. Государственное регулирование в либерально-демократической системе / К. Д. Ростиашвили // Полис — 1996. № 6.- С. 65 82.
  104. О. Ф. Дискурс новых латиноамериканских левых: от Че Ге-вары до Чавеса. Концепт «наша Америка». / О. Ф. Русакова // Альманах «Дискурс — Пи». URL: http://www.discourse-pm.ur.ru/discours7/ rusakova2. php (Дата обращения: 22.06.2009)
  105. Сапатисткий блок (Zapatista Block). Сайт. URL: http://www.zapatistas. de. vu/ (Дата обращения: 10.11.2007)
  106. Д. Пересматривая теорию демократии /Д. Сартори // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т. А. Алексеева. М., 1997.-С. 713−729.
  107. Ю. Современный мир и основные тенденции его развития. / Ю. Семенов // Скепсис, 2008. № 5. URL: http://scepsis.ru/library/id 594. html (Дата обращения: 24.06.2009)
  108. . От «реального социализма» к . (перспективы модернизации России) / Б. Славин // Международный общественно политический и аналитический журнал. Альтернативы. — 1996. — № 3 -С. 118 — 125.
  109. К. Ислам занимает место марксизма в Европе / К. Смит. URL: http://www.inopressa.ru/iht/2004/12/30/islam (Дата обращения: 20.07.2008)
  110. . М., Кузнецова Т. А. Противоречия глобализации мировой экономики. Современный антиглобализм и альтерглобализм: монография / Б. М. Смитиенко, Т. А. Кузнецова. М.: Моск. гос. ун-т печати, 2005.- 315с.
  111. П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М., 1992. -461с.
  112. Дж. Заметки о глобализации / Дж. Сорос. М., 2001. -327 с.
  113. Теория и практика демократии: избр. тексты /пер. с англ. под ред. В. JI. Иноземцева, Б. Г. Капустина. М.: Ладомир, 2006. — 462 с.
  114. В.А. Глобальные вызовы человечеству / В. А. Тураев — М.: Логос, 2002. 268 с.
  115. Л.К. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир / Л. К. Туроу. Новосибирск, 1999. -328с.
  116. Ф. Социализм для XXI века. Синтетический взгляд как основа для размышлений / Ф. Утар // Альтернативы. URL: http://alternativy.ru/ru/ so-cialism21/houtart/s21cen (Дата обращения: 10.01.2009)
  117. А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин. М.: Логос, 2001.-294 с.
  118. Фан И. Б. (Интервью с Б. Ю. Кагарлицким) «революции делаются властью» «марксизм умрет со смертью капитализма» /И.Б. Фан // Альманах «Дискурс-Пи». URL: http://www.discourse-pm.ur.ru/discours7/ kagarlickiy. php (Дата обращения: 22.06.2009)
  119. H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / H.H. Федотова. // Философские науки. 2004. — № 4. -С.14−18.
  120. О. Свобода выбора: идеология, полная преимуществ / Рец. на книгу Сороса Дж. Доклад Лугано. О сохранении капитализма в XXI веке/ О. Федотова // Критическая Масса, —2006. — № 3. URL: http: www. magazines.russ.ru (Дата обращения: 02.09.2008)
  121. И. 2008: Год межкультурного диалога / И. Фигель // Вестник Европы 2007. — № 19 — 20. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2007/19/ (Дата обращения: 12.09.2009)
  122. Фронт Национального Освобождения им. Фарабундо Марти (Сальвадор). Сайт. URL: http://www.fmln.org.sv (Дата обращения: 10.11.2007)
  123. Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. М., 2007. — 588с.
  124. Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния / Ф. Фукуяма. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/ inozemcev/page 1123. html (Дата обращения: 12.09.2009)
  125. С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: ACT, 2003.-603 с.
  126. С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / С. Хантингтон. М., 2003. — 467 с.
  127. С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации / С. Хантингтон // Мировая экономика и международные отношения. 1995. — № 10. — С. 16−23.
  128. Д. Краткая история неолиберализма / Д. Харви. М.: Поколение, 2007. — 277с.
  129. М., Негри А. Империя / М. Хардт, А. Негри. М.: Праксис, 2004. — 440с.
  130. М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи / М. Хардт, А. Негри. М.: Культурная Революция, 2006. — 510с.
  131. О.Г. Генезис демократии // Полис, —1996. -№ 5. С.70−80.
  132. Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Э. Хейвуд / Пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Вельского. М., 2005.
  133. Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура: Пер. с англ. Сапова В. В. и др./ Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. М.: Праксис, 2004. — 576 с.
  134. Н. Прибыль на людях / Н. Хомский. М.: Праксис, 2002. -310с.
  135. М. Национализация SIDOR историческая победа венесуэльских рабочих / М. Хорхе. URL http://l 917.com/International/ LatAm/A+ ZqFyXrcjIAy9ditBBye6GlL44. htm (Дата обращения: 11.07.2008)
  136. А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А. П. Цыганков. — М.: Интерпракс. 1995. — 175 с.
  137. М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы / М. А. Чешков // Общественные науки и современность. —1998. — № 5. -С. 19−22.
  138. А. Г. Концепт (не)справедливости в новом левом дискурсе / А. Г. Шабуров // Альманах «Дискурс-Пи» URL: http://www.discourse-pm.ur.ru/discours7/shaburov.php (Дата обращения: 22.06.2009)
  139. Г. Историко-экономическая «анатомия» глобализации / Г. Широков // Международные процессы. — 2003. — № 2. — С. 8 — 10.
  140. Шишков Ю. В Глобализация и антиглобалисты / Ю. В. Шишков // Наука и жизнь. 2002. — № 9. — С. 6 — 9.
  141. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии Ф. Шмиттер // Полис, — 1996. № 5. — С. 16 — 28.
  142. О. Закат Европы /О. Шпенглер. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 592 с.
  143. В. Альтер-тупик Садового кольца / В. Штепа// Аналитический еженедельник «Дело» URL: http://www.idelo.ru/349/15.html (Дата обращения: 10.08.2008)
  144. Й. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. — • М., 1995,-355с.
  145. Ш. Эволюция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций / Ш. Эйзенштад. — М., 1999, — 276с.
  146. Bookchin М. The Ecology of Freedom /М. Bookchin/ Palo Alto, California, 1982.-342 p.
  147. Callinicos A. The Anti-Capitalist Movement and the Revolutionary Left /А. Callinicos. URL: http://www.marxists.de/intsoctend/callinicos/isodoc. htm (Дата обращения: 23.09.2009)
  148. Dos Santos Т. The Crisis of Development Theory and the Problem of Dependence Latin America / Dos Santos T. // Underdevelopment and Development. The Third World Today. Ed. by H. Bernstein. Harmondsworth, 1976.- 23 Op.
  149. Drucker P.F. Post-Capitalist Society / Drucker P.F. N. Y, 1995. 287p.
  150. Foster J. B. Naked Imperialism / J. B. Foster// Monthly review, vol. 57, — № 4. URL: http://monthlyreview.org: 80/0905jbf.htm (Дата обращения: 19.03.2009)
  151. Giddens A. The Last Modernist / A. Giddens. London and N. Y.: Rout-ledge, 1998.-242p.
  152. Inglehard R. Modernization and Postmodernization. Cultural, economic, and political change in 43 societies / Inglehard R. Prinston, 1997. — 314p.
  153. Globalize Resistance. Организация. Сайт. URL: http://www.resist.org.uk/ (Дата обращения: 11.10.2007)
  154. Kissinger Н. The Three Revolutions / H. Kissinger. URL: http://Уwww.realclearpolitics.com/articles/ 2008/04/thethreerevolutions.html (Дата обращения: 14.07.2009)
  155. Linz J J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe, South America and Post-Communist Europe / J.J. Linz J.J., A. Stepan/ Baltimore-L., 1996. Johns Hopkins University Press, — 504p.
  156. Michael S. Bassis, Richard J. Gelles, Ann Levine Sociology: an introbuc-tion / Michael S. Bassis, Richard J. Gelles / 4-ed, Craig Calhoun consulting Editor University of North Carolin Chapel Hill. -N. Y., 1991. -504p.
  157. O’Donnell, G. Delegative Democracy / G. O’Donnell //Journal of Democracy, vol. 5, -№ 1, 1994. — P.27 — 36.
  158. Ohmae K. The End of the Nation State. -N.Y.: Free Press, 1995. -214p.
  159. Real clear politics Wednesday. Сайт. URL: http://www. realclearpoli-tics.com/ (Дата обращения: 11.10.2007)
  160. Reclaim the Streets. Организация. Сайт. URL: http://www.rts.squat.net/ (Дата обращения: 11.10.2007)
  161. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. — London, 1992.
  162. Rosenau J. N. The Complexities and Contradictions of Globalization// Robert M. Jackson Global issues 98/99 Fourteenth ed dushkin/ Mc Grow-Hill, sluice pock. 1999. 377 p.
  163. Strange S. The Retreat of the State: The diffusion of Power in the World Economy. Cambridge.: Cambridge University Press, 1996. -240 p.
  164. Taha Mahmoud Mohamed. The Second Message of Islam / Taha, Mahmoud Mohamed / Translated by Abdullahi A. An-Na'im. Syracuse: Syracuse University Press, 1987. 380p.
  165. Wallerstein I. The Rise and Future Demise of the World Capitalist System// Kurt Finsterbush, Janet S. Schwartz Sousces: Notable Selections in sociology/ Dushkin publishing group, 2000. -421p.
Заполнить форму текущей работой