Малое предпринимательство: Теория и практика развития в трансформационной экономике
Актуальность исследования. В связи с происходящими в России процессами реформирования экономической системы особый интерес представляет определение тех факторов, которые обусловливают динамизм и эффективность развития экономики. Среди них большое значение имеет развитие предпринимательства и создание соответствующего слоя самостоятельных субъектов хозяйствования, тесно связанное с демократизацией… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблем малого предпринимательства
- 1. 1. Природа и сущность малого предпринимательства как экономической категории
- 1. 2. Место и роль малого предпринимательства в развитии рыночных отношений
- Глава 2. Малое предпринимательство как структурный элемент переходной экономики
- 2. 1. Особенности становления и развития малого предпринимательства в России
- 2. 2. Формирование предпринимательской среды
- Глава 3. Государственное регулирование малого предпринимательства в условиях рыночных реформ
- 3. 1.Организационно-управленческие методы государственной поддержки малого предпринимательства
- 3. 2. Финансово-кредитиные методы государственного регулирования развития малого предпринимательства
- 3. 1.Организационно-управленческие методы государственной поддержки малого предпринимательства
Малое предпринимательство: Теория и практика развития в трансформационной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В связи с происходящими в России процессами реформирования экономической системы особый интерес представляет определение тех факторов, которые обусловливают динамизм и эффективность развития экономики. Среди них большое значение имеет развитие предпринимательства и создание соответствующего слоя самостоятельных субъектов хозяйствования, тесно связанное с демократизацией в сфере экономических отношений, формированием рынка и его разветвленной инфраструктуры, приватизацией и изменением принципов макрорегулирования. Особую роль здесь играет развитие малого предпринимательства, так как оно является не только основным структурообразующим фактором экономики рыночного типа, но и важной движущей силой ее развития. Гибкий и динамичный сектор малых форм хозяйствования способствует сохранению конкурентного характера экономических отношений в условиях рынка, так как является антимонопольным по самой своей природе. Кроме того, малый бизнес выступает неким гарантом социальной стабильности экономической системы и необратимости рыночных преобразований.
Сложность и противоречивость продвижения экономики России путем рыночных реформ во многом обусловлены недооценкой общей роли малого предпринимательства, как рынкообразующего фактора, что также подчеркивает актуальность исследования проблем малого бизнеса. Развитие данной сферы экономики должно стать катализатором в динамике таких направлений реформирования как развитие разных форм собственности, осуществление разгосударствления и приватизации, формирование конкурентной среды, проведение антимонопольной политики.
Современный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует об особенной экономической роли и определенных преимуществах малого предпринимательства. В нашей стране необходимо еще преодолевать стереотипы восприятия малого бизнеса как архаичной маломощной формы хозяйствования.
Как в экономике рыночного типа, так и в переходной экономике малые формы хозяйствования являются наиболее уязвимыми, подверженными влиянию таких факторов как инфляция, налоговое бремя, монополизация экономики, уровень развития финансовых отношений. Поэтому, для становления и развития малого предпринимательства в России актуальное значение имеет также изучение направлений его государственного регулирования и поддержки.
Таким образом, актуальность политэкономического исследования теории и практики малого предпринимательства обусловлена тем, что, во-первых, развитие малого бизнеса — одно из основных направлений рыночных преобразований в России, во-вторых, необходимостью усиления роли государства в регулировании данного сектора экономики, в-третьих, потребностью изучения специфики механизма внутреннего саморегулирования и практического укрепления потенциала малого бизнеса. В связи с этим, научный анализ экономических проблем малого предпринимательства в России приобретает все новые аспекты в рамках проблем структурной перестройки, стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения устойчивого экономического роста.
Степень разработанности проблемы. Научное исследование проблем функционирования малых предпринимательских структур получило свое развитие только в последние несколько лет. Объясняется это тем, что сам процесс возрождения малого предпринимательства начался в России на рубеже 8о-90-х годов. До этого момента для научных исследований не существовало ни теоретической, ни фактологической базы, иными словами, сам предмет исследования либо существовал в неразвитой форме, либо отсутствовал вообще.
Методологическая основа данного исследования формировалась в синтезе взглядов на малое предпринимательство таких видных ученых как Ж. Сэй, А. Смит, А. Маршалл, Дж. Гэлбрейт и многих других. Необходимость обобщения и критического анализа зарубежного опыта привела к изучению работ С. Брю, Р. Галагера, П. Друкера, Р. Макконела, М. Мескона, Р. Хирзича, Д. Линдсея, Й. Шумпетера и др.
Теоретические основы российского предпринимательства были заложены А. Волынским, Д. Голицыным, А. Радищевым, М. Сперанским, М. Чулковым и др. В период послереволюционный, а точнее в годы новой экономической политики, когда наблюдалось увеличение предпринимательской активности населения проблемы функционирования и развития предпринимательства исследовались в трудах И. Гиндина, Н. Кондратьева, Н. Макарова, М. Туган-Барановского, А. Чаянова, Л. Юровского и др.
В последние годы в России начали появляться работы по проблемам рыночного предпринимательства и, в частности, по проблемам малого бизнеса. Среди наиболее важных исследований, которые освещают те или иные аспекты становления и развития малых форм хозяйствования в переходной экономике России следует отметить таких авторов как В. Афанасьев, А. Блинов, А. Виленский, Ю. Воробьёв В.Горфинкель, А. Крутик, М. Лапуста, Ф. Русинов, А. Орлов, Г. Поляк, Ф. Шахмалова, Н. Шмелев, А. Шулус и др. Монографии и статьи, прямо или косвенно обращенные к сектору малой экономики, отражают его суть, рассматривают с позиций теории и практики отдельные стороны сложного, многогранного процесса динамики предпринимательства. В отдельных работах проведен детальный анализ, а некоторые — посвящены частным вопросам конкретно экономического анализа.
В целом же такое явление как малое предпринимательство еще только получает свое теоретическое обоснование как важный источник экономического роста. Поэтому, несмотря на большое количество публикаций, посвященных различным аспектам малого предпринимательства, исследования этой важной проблемы требуют дальнейшей разработки. Об этом свидетельствует существование терминологической несогласованности, теоретической неопределенности ряда вопросов исследуемой проблемы. Кроме того, большинство публикаций ограничиваются рассмотрением частных вопросов функционирования малых форм хозяйствования и, поэтому, носят фрагментарный характер. Действительно, современным исследованиям свойственен узкоэкономический подход к рассмотрению проблем, что, в свою очередь, ограничивает их анализ в условиях системных трансформационных преобразований. Таким образом, возникает необходимость в исследовании современных возможностей малого предпринимательства, его различных функций, реакций на изменения предпринимательской среды, механизма его государственной поддержки.
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработка обусловили выбор темы диссертации, ее объект и предмет, определили цель и задачи исследования, а также его логику и структуру.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономическую природу российского предпринимательства в сфере малого бизнеса, проанализировать его истоки и специфические черты, определить роль малого предпринимательства в развитии рыночных отношений трансформирующейся экономической системы и возможные перспективные пути развития.
Реализация указанной цели выдвинули необходимость решения следующих научных задач: раскрыть экономическую сущность и природу предпринимательства в малом бизнесевыделить количественные и качественные критерии объектов малых форм хозяйствованиявыявить место и роль малых предприятий в формировании рыночных экономических отношенийисследовать тенденции развития и выявить специфические социально-экономические функции малого предпринимательствапроанализировать предпринимательскую среду и определить влияние ее составляющих на развитие малого предпринимательствапровести анализ форм государственного регулирования развития малого предпринимательства, взаимодействия государственных и предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях- —разработать основные направления государственной поддержки интенсивного развития малого предпринимательства на стратегическую перспективу;
Предметом исследования является система экономических отношений в становлении и развитии малого предпринимательства как отдельного сектора экономики рыночного типа в условиях трансформационных процессов.
Объект исследования — отечественные малые предприятия в условиях переходной экономики России, а также институциональные образования обеспечивающие инфраструктуру малого предпринимательства в региональном аспекте.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование основывается на классических и современных трудах российских и зарубежных экономистов. В работе рассмотрены и проанализированы законодательные и нормативные акты, законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
Информационной базой исследования служили статистические сборники Госкомитета статистики РФ, материалы региональных и особенно Орловских областных органов статистики и др. Активно использовалась документация аналитических органов и научных учреждений по изучаемой проблеме.
При разработке научных положений диссертационной работы использовались общенаучные логические приемы и методы исследования: абстрактно-логический, функционально-структурный, экономикостатистический, экспертных оценок и другие методы сравнительного социально-экономического анализа.
Научная новизна диссертации заключается в том, что: —разработан теоретико-методологический подход к выяснению социально-экономической сущности и природы малого предпринимательства и уточнено его категориальное определениесформулированы и систематизированы количественные и качественные параметры, характеризующие малые формы хозяйствования- —обосновано, что малому предпринимательству свойственен плюрализм форм собственности, которые реализуются в соответствующих организационно-правовых формах предпринимательстваопределены место и роль малого предпринимательства как системообразующего фактора экономики в процессе формирования рыночных отношенийустановлено, что в отраслевой структуре малого предпринимательства в условиях переходной экономики закономерным является преобладание доли предприятий торгово-посредническая деятельностидан анализ предпринимательской среды и обоснованы направления создания комплексной поддержки и государственного регулирования процессов формирования и развития малого предпринимательства;
Положения, выносимые на защиту. В работе защищаются следующие наиболее существенные новые конечные результаты, полученные автором:
1 .При разработке проблемы экономической сущности и природы малого предпринимательства, уточнении его категориального понятия в исследовании использованы теоретико-методологические положения, представляющие единство исторического, логического, системного и воспроизводственного подходов.
2.С возрастанием значимости, места и роли малых предприятий в рыночной экономике обостряется объективная потребность в более четком и научном обосновании признаков отнесения их к этому подвиду предпринимательской деятельности. С этой целью в работе систематизированы классификационные количественные параметры и качественные характеристики признаков, адекватных организационно-правовых структур хозяйствования.
3.На основе выявления места малого бизнеса в институциональных структурах смешанно-рыночной и переходной экономики доказано, что малому бизнесу присущ плюрализм форм собственности (индивидуальная, частная, коллективная, государственная), которые реализуются в соответствующих организационно-правовых формах предпринимательства.
4.Анализ тенденций развития российского малого предпринимательства в условиях переходной экономики позволяет сделать вывод, что на этот процесс оказывают влияние позитивные и негативные факторы, определяющие его специфические особенности. Однако, как в переходной к рынку, так и в стабильной рыночной экономике наличие особенностей не умоляет роли малого предпринимательства, которая четко проявляется в присущих ему социально-экономических функциях.
5.На фоне особенностей становления и развития российского малого бизнеса рассматривается предпринимательская среда, определяемая общими экономическими условиями в стране, а также правовыми, институциональными, информационными, хозяйственно-культурными и социально-политическими элементами макросреды.
6. Обоснована необходимость создания целостной государственной системы регулирования становления и развития малого предпринимательства в переходной экономике России. Выделены такие основные направления, как: 1) обеспечение эффективной организационно-управленческой поддержки малого бизнеса- 2) создание системы дифференцированного и льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства- 3) формирование достаточных кредитно-финансовых стимулов для дальнейшего развития малого бизнеса.
Теоретическая и практическая значимость работы. Научные положения диссертации могут служить теоретической базой для дальнейших исследований актуальных проблем развития малого предпринимательства, дальнейшей разработки теоретико-методологических положений переходной экономки.
Теоретические обобщения, сделанные в диссертации о сущности, месте и роли малого предпринимательства, его специфических чертах в условиях переходного периода и концепции государственной поддержки его развития могут быть использованы в преподавании спецкурсов по малому предпринимательству для студентов вузов и для повышения квалификации руководителей малых форм хозяйствования и работников, государственных и региональных структур по поддержке предпринимательства.
Апробация работы. Результаты научных исследований докладывались на международных научно-практических, межвузовских и вузовских научных конференциях, на заседаниях кафедры экономической теории Орловского государственного аграрного университета. По результатам исследования опубликовано 9 научных статей общим объемом 2,2 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединенных в шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение
.
Проведенное исследование проблем становления и развития малого предпринимательства дает возможность сделать следующие выводы.
Предпринимательство, вообще, и малое предпринимательство, в частности, играет решающую роль в развитии экономики, поэтому формирование рыночной системы хозяйствования в России неразрывно связано с ростом предпринимательской активности малого бизнеса во всех сферах народного хозяйства.
Как предмет экономического исследования, малое предпринимательство требует, прежде всего, своего категориального определения. Эта необходимость является следствием, во-первых, общего теоретического и практического значения исследуемой проблемы, а, во-вторых, наличием различных вариантов толкований этого термина.
В зарубежной литературе очень мало внимания уделяется вопросу выяснения социально-экономической сути малого предпринимательства, а, в основном, изучаются практические аспекты его существования. Это можно объяснить традиционностью и продолжительным интегрированием данного сектора в экономическую систему развитых стран, беспрерывным историческим процессом его развития.
Обобщая методологические подходы к определению сущности малого предпринимательства, удалось установить следующее.
Малые предприятия характеризуются критериями, имеющими количественный и качественный аспект.
В разных странах под влиянием технико-технологических, экономических, социальных и прочих факторов количественные критерии малых форм хозяйствования существенно отличаются. Их варьирование зависит от национальных и региональных особенностей, отраслевой принадлежности фирмы и т. д. Российское законодательство определяет малое предприятие по одному из количественных параметров — численности занятых в соответствующей отрасли или вида деятельности. Такой подход не является адекватным и, не отражает сущность малого предпринимательства, ограничивает возможности его развития.
Что касается качественной характеристики малого предпринимательства, то оно определяется, прежде всего, его участием в системе общественного разделения труда, формировании целостной экономической системы, а также, характером и теснотой связей между предприятиями.
В исследовании установлено, что малому предпринимательству как сектору экономики присущи такие черты как, во-первых, экономическая самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов в выборе направлений и методов деятельности, во-вторых, ответственность за принятие решений, их последствия и связанный с этим риск, в-третьих, ориентация на достижение коммерческого успеха.
Обобщение качественных особенностей малого предпринимательства дало возможность систематизировать его преимущества и недостатки.
При исследовании роли и значения малого предпринимательства в развитии экономической системы рыночного типа, доказано, что оно является важным сектором экономики, составляет основу мелкотоварного производства, влияет на темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику внутреннего валового продуктаобеспечивает насыщение рынка товарами и услугами, реализацию инноваций, развитие научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики, информатикиобладает высокой гибкостью, мобильностью, рациональной формой управленияявляется стабильным и достаточно существенным источником налоговых поступлений. Специфичными, на наш взгляд, функциями малого предпринимательства, присущими преимущественно переходной экономике, которая находится в состоянии рыночных трансформационных преобразований, следует считать: способность к рынкообразованию, разгосударствлению и демонополизации, формированию конкурентной средыучастие в обеспечении занятости экономически активного населения, способствуя тем самым его самовыживанию в условиях экономического кризисаформирование новой социальной прослойки предпринимателей-собственниковспособствует структурным сдвигам и предупреждению структурной безработицы.
Особая ситуация, складывающаяся сегодня в сфере малого предпринимательства во многом вытекает из общего состояния предпринимательской среды. Последняя представляет собой совокупность элементов, оказывающих непосредственное влияние на процесс образования и функционирования малых форм хозяйствования. Для анализа особенностей предпринимательской среды в современных условиях мы подразделили ее элементы на экономические, правовые, институциональные, информационные, хозяйственно-культурные, социально-политические.
Анализ статистических и монографических данных дают нам возможность сделать вывод, что большая часть первых кооперативов и других форм малого бизнеса функционировала в сфере общественного питания, оптово-розничной торговли, производства строительных материалов, промышленной продукции массового спроса, бытового обслуживания населения. За годы реформ отраслевая структура малого предпринимательства менялась, однако, на всем протяжении данного периода отмечается явное преобладание торгово-посреднической деятельности. Такое предпочтение объясняется наличием и социально-психологических и экономических особенностей. Дело в том, что в отличие от производственного предпринимательства в торговле не требуется привлечения больших финансовых, материальных и трудовых ресурсов, наличия производственных помещений и налаживания технологического процесса для изготовления продукции. Кроме того, привлекательность торговли, являющейся завершающим звеном в продвижении товара от производителя к потребителю, заключается в том, что за счет денежной выручки от реализации можно быстрее возмещать свои затраты и получать прибыль, что немаловажно в условиях инфлирования денежной единицы.
Исследование особенностей развития малого предпринимательства в России и элементов его внешней предпринимательской среды позволили заключить что, во-первых, малое предпринимательство находится на начальной стадии своего развития и существует в неблагоприятных условиях, во-вторых, наиболее распространенным малое предпринимательство стало в традиционных отраслях экономики (торговля, общественное питание, строительство), которые не связаны непосредственно с процессами возникновения и реализации нововведений, и, в-третьих, в условиях России, развитие малого предпринимательства, как сектора экономики возможно только при проведении государством соответствующей политики поддержки.
Проведенное исследование современного состояния развития отечественного малого бизнеса свидетельствует, что отсутствие стабильной, взвешенной политики по отношению к нему со стороны государства негативно отражается на динамике развития всех показателей, которые характеризуют данный сектор экономики.
Выяснение сущности и особенностей развития малого предпринимательства предопределяют вывод об объективной необходимости создания системы государственного регулирования процессов становления и развития малого предпринимательства.
Государственная поддержка развития малого предпринимательства должна сочетать в себе финансовые и нефинансовые (организационно-управленческие) методы.
Обобщение многочисленной фактологической и статистической информации позволило выделить и сгруппировать следующие составные элементы государственного организационно-экономического способствовании развитию малого предпринимательства:
1)создание разветвленной системы государственной поддержки малого предпринимательства и соответствующих организационных общественных объединений;
2)разработка адекватной нормативно-правовой базы создания и функционирования малых форм хозяйствования;
3)развитие рыночной инфраструктуры малого предпринимательства;
4)оказание государственной консультативной и юридической помощи и обеспечение свободного доступа к информации в различных сферах деятельности;
5)повышение качества профессиональной подготовки кадров и создание адекватной системы образования;
6)оказание малым предприятиям содействия в сфере сбыта (через размещение на них государственных заказов).
Анализ практики функционирования малого предпринимательства и обобщение мирового опыта позволило определить структурную модель национальной системы его госрегулирования, которая должна состоять из четырех основных звеньев, первое — соответствующие организационно-координирующие правительственные структурывторое — региональные государственные структуры развития малого предпринимательства, представляющие местные органы властитретье — государственные программы данного сектора экономики, с системой органов по их составлению и реализациичетвертое — общественные союзы и объединения. При этом если на органы государственной власти возлагается задача выполнения стратегических и координационных функций, то в регионах, местные органы власти должны быть ориентированы на решение текущих проблем конкретного сектора экономики.
Организация поддержки малого предпринимательства в регионе должна тесно увязываться с основными направлениями государственной политики поддержки предпринимательских структур, но в то же время строиться с учетом взаимодействия ряда факторов конкретной территории.
Анализ правового поля деятельности малых форм хозяйствования свидетельствует о том, что законодательная база данной области далека от совершенства и, тем самым, не способствует развитию данного сектора экономики.
В соответствии с логикой исследования финансовые приемы регулирования малого предпринимательства включают налоговые и кредитные методы.
В рамках налоговой политики, с целью создания благоприятной предпринимательской среды необходимо осуществить следующие мероприятия: максимизировать стимулирующую функцию налогообложения, унифицировать налоги и упростить порядок сборауменьшить общее количество налогов и обязательных платежей, понизить размеры налоговых ставокнаучно обосновать виды и размеры налогов для российского предпринимателяразработать дифференцированную систему налоговых льгот в зависимости от отраслевой принадлежности, и значимости данного вида деятельности для экономики, а, также, от сроков функционирования малого предприятия.
Известно, что малые предприятия испытывают недостаток в собственных средствах и не выдерживают конкуренции с крупными предприятиями в соперничестве за доступ к необходимым для них ресурсам.
В целях государственной поддержки развития малого предпринимательства необходимо разработать и реализовать механизм создания равных условий доступа к кредитным ресурсам, как для данного сектора экономики, так и для крупного предпринимательства.
Для полноценного функционирования малого предпринимательства необходимо совершенствовать действующую систему кредита путем обеспечения благоприятных условий для создания кредитных учреждений различных форм собственности, уровня и функций.
Развитие малого предпринимательства — важная экономико-политическая проблема, решение которой требует целостной системной методологии развития данного сектора экономики с точки зрения как бюджета и налогов, так и отношения государства к нему. Начало действительного подъема в развитии малого предпринимательства, в целом, неизбежно, однако, оно в значительной степени будет детерминироваться реальным подъемом и оживлением всей экономической системы России.
Список литературы
- Абова Т. Новое законодательство о кооперативах // Предпринимательство, 1996. -№ 4−5, — С.62−73.
- Автомонов В. Политическая экономия переходного периода // МЭ И МО. — 1996. — С.5−15.
- Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционного проекта) // Российский экономический журнал. —№ 3. — 1998. — С. 53−57.
- Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий // Вопросы экономики. — 1997. — № 6, — С. 130−137
- Американская экономика: Человек, технический прогресс и предпринимательство / РАН. Ин-т США и Канады. — М.: Наука, 1993. — 240 С.
- Ананьич Б. В. Банкирские дома в России. 1860−1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1991. — 196 С.
- Аристер Н., Половинкин П., Сахарнов Ю. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. — СПб.: Из-во СПб УЭФ, 1996.— 126 С.
- Архангельский И.Ю., Голубович А. Д., Иванов М. М. США. условия для бизнеса (Рекомендации предпринимателям) / Отв. ред. к.э.н. М. М. Иванов. — М.: АО «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», «Междунар. отношения, 1991 —272 С.
- Аукуционек С. Теория переходной экономики и её место в ряду экономических наук // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. —№ 10. — С. 11 -20.
- Афанасьев В. С. Антология отечественного малого бизнеса// Российский экономический журнал,—1994.— № 2.— С.55−64.
- П.Афанасьев В., Крылова Е. Малое предприятие в решении проблемызанятости.// Российский экономический журнал. — № 10. — 1996. — С.40−46.
- Афонин Ю.А. Российский промышленный малый бизнес: социальноэкономические и духовные предпосылки становления. Самар. гос. экон. акад. — Самара: Самар, кн. изд-во, 1994. — 106 С.
- Белолипецкий В. Г. Эффективность внешних инвестиций и экономические интересы// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. — 1997.— № 1. — С.28−41.
- М.Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика// Вопросы экономики. — 1996. — № 7. — С.39.
- Блинов А. О. Российские проблемы и зарубежный опыт (о проблемах малого предпринимательства).// МЭ и МО — 1993.— № 9. — С.125−129.
- Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики. — 1994. — № 11. — С.121−124.
- Блинов А., Н. Ерматова. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнесаУ/Российский экономический журнал. — 1994. — № 1. — С.44−47.
- Блохин С. Н., Шкарин А. Ю. Индивидуальное предпринимательство. — М.: Изд-во Торговый дом «Герда», 1995. — 413 С.
- Брагина Е. Малый бизнес. Состояние и перспективы. // Свободная мысль. — 1995.— № 11, — С.88−90.
- Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. — 1999 г.— № 12. — С.66−78.
- Вагина М. М., Тюканова Т. Н. Как помочь малому бизнесу в России. // ЭКО. — 1996. — № 12 — С.132−139.
- Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики. — 1996. — № 7. — С.30−38.
- Виленский А. Парадоксы государственной поддержки малого бизнеса// Вопросы экономики. — 1997. — № 6. — С. 104.
- Воробьёв Ю. Штрихи к исследованию русского предпринимательства// Предпринимательство. — 1998. — № 2−3. — С.42−45.
- Ворохалина Л. Финансово-кредитный механизм регулирования малого бизнеса// Вопросы экономики. — 1996. — № 7. — С. 112−116.
- Гаранькина Л. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель // Российский экономический журнал. — 1996. — № 8. — С.44−49.
- Гатовский Л. Реформа и интересы. // Вопросы экономики. — 1995. — № 6.— С.121−130.
- Гержа Е. Н. Малые предприятия — вопросы становления и развития // Деньги и кредит. — 1998. — № 2. — С.62−65.
- Глисин Ф., Остапкович Г. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательтве.// Вопросы статистики.—1997.— № 6.— С.59−64.
- Горбунов Э. Малая экономика как фактор формирования общественного рынка.// Вопросы экономики.— 1990. — № 12. — С.79.
- Государство и малый бизнес: Сб. обзоров / Ред.-сост. B.C. Ажаева- ИНИОН РАН. М&bdquo- 1993. — 163 С.
- Грачёв И. Д., И. В. Белова. Развитие малого предпринимательства. 1997,-№ 1. — С.45−47
- Динкевич А. И., Игнацкая М. А. Россия 90-х: системный кризис переходной экономики // Деньги и кредит.— 1998. — № 8.— С.45−58.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ./ Под общ. ред. Б. Лисовина, В. Лукашевич — СПб.:Автокомп, 1992 — 462 С.
- Елаховский В. Прогнозирование развития малого предпринимательства.// Вопросы статистики.— 1998. —№ 3. — С.39−45.
- Иванова Н. Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой// Российский экономический журнал. — № 12. — 1995. — С.76−81.
- Игнатов В. Г., Бородина О. Ю. органы власти и поддержка малого бизнеса. Учебно-справочное пособие. М. ПРИОР, 1998. — 156 С.
- Игнатова Т. В. Приватизация и развитие российского предпринимательства. -Ростов-на-Дону, 1995. — 139 С.
- Иншаков О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. — 450 С.
- Инструкция по предоставлению кредитов, займов, гарантий Орловским областным фондом поддержки малого предпринимательства. — Орёл, 1997. — 21 С.
- История российского предпринимательства: Справ.-информ. пособие дляпреподавателей и учащихся. — Тюмень. —1994. — 48 С.
- Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования.— М.: Экономика, 1991. — 197 С.
- Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений. // Вопросы экономики. — 1996. — № 4. — С.46−58.
- Компас российского предпринимательства/ Под ред. В. К. Потемкина. — Спб.: Аура, 1992.— 212 С.
- Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика// МЭ и МО. — 1996. — № 7. — С.59−69- № 8. — С.78−85.
- Коссов В. Инвестиционный климат в России зависит от развития предпринимательства // Политэконом. — 1996. — № 4. — С.111−112.
- Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М.: Прогресс-Академия, 1995. — 185 С.
- З.Князев В. Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства // Финансы. — 1997. — № 8. — С.36−41.
- Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА — М., 1997. 320 С.
- Львов Д. Экономическая наука в новой России//Вопросы экономики.—1997. — № 1.— С.145−160.
- Лукин В. П., Соболев В. П. Система государственного экономического регулирования малого предпринимательства. — Орёл, 1998. — 105 С.
- Люсов А. Н. Развитие малого предпринимательства.//Деньги и кредит. — 1993,—№ 6,—С.33−34.
- Ляменков А. К. Переход России к рыночной экономике: чем нам полезен опыт других стран. — М.: Магистр, 1997. — 40 С.
- Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий)// Российский экономический журнал. —1996. — № 3.— С.51−59- № 4 — С.29−36.
- Малухов К. Малое предпринимательство усиливает общественную активность// Российский экономический журнал. — 1996. — № 7. — С.72−73.
- Малый бизнес // Экономическая газета. —1992. — № 36. — С.17.
- Малый бизнес в высшей школе (по мат. Круглого стола) // Российский экономический журнал. — 1994. № 11. — С.56−63.
- Малый бизнес в России: проблемы становления и развития // Вопросы экономики —1994,—№ 11.— С.92−160.
- Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Российская Ассоциация развития малого предпринимательства. — М., 1996.— 292 С.
- Маршалл А. Принципы политической экономии./ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1983. — Т. 1 — 415 С.
- Марьяновский В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия: (постановка проблемы) // Вопросы экономики. — 1996. — № 9.— С.158−160.
- May В. Экономика и политика в условиях радикальной экономической реформы // Вестник МУ. Серия 6, экономика. 1996. — № 1. — С.47−57.
- May В. Стабилизация, выборы и перспективы экономического роста (политическая экономия реформы в России) // Вопросы экономики. — 1997.— № 2.— С.58−75.
- Мишин А. мелкий бизнес: сущность и практика // Малый бизнес, рынок и общество. — 1992. — № 3−4. — С.36−39.
- Мишин А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса // Российский экономический журнал. — № 5. — 1998. — С.61−71.
- Морозова Г. Г. Малый бизнес.// Финансовая Россия .—1997.— № 9.— С. 12.
- Нехамкин А. Стратегия и тактика российского предпринимательства// Предпринимательство. — 1994. —№ 3−4. —С.104−109.
- Никитин С., Трофимова И. Зависимость эффективности производства от степени концентрации (на примере обрабатывающей промышленности США) / Соревнование двух систем. — М.: Наука. 1988. — 280 С.
- Никитов А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России // Диалог, — 1995. — № 2. — С.30−40.
- Новиков В., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. — 1999. — № 9−10. — С.51−59.
- О Федеральной программе государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 2000−2001 годы: Постановление Правительства РФ // СЗ, — 2000. —№ 8. — С.959.
- Общая экономическая теория (политэкономия): учебник / Под общ. ред. В. И. Ведяпина, Г. П. Журавлёвой. — М.: ПРОМО-Медиа, 1995. — 608 С. 78.0лейник А. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопросы экономики. — 1997. —№ 5. — С.71−83.
- Организация проведения конкурсов и финансирования инвестиционных и инновационных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства: Метод, и правовые аспекты / Под ред. В. J1. Белоусова. М. РИНКЦЭ, 1995. — 74 С.
- Орлов А. Предпринимательство в России // Вопросы экономики. — 1999.— № 12. — С.79−89.
- Орлов Н. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики, 1997. — № 4 —С.81−87.
- Орловская область 1970−1999 годы. Статистический сборник. — Орёл: Госкомстат, 2000. — 402 С.
- Орловская область. Инвестиционное представление. Ярмарка инвестиций «Орёл-98». — Орёл, Администрация Орл. обл., 1998. — 16 С.
- Платонова Е. Экономические системы и их трансформация // МЭ И МО.— 1998,—№ 7,—С.30−40.
- Ползиков С. Д. Пути развития современного предпринимательства. — М.: Луч, 1993 — 192 С.
- Половинкин П., Савченко В. проблема определения экономическойсущности и содержания предпринимательства II вестник МГУ, Серия 6. Экономика, 1996. — № 2. — С.34−48.
- Пономарев В. Помогаем развитию предпринимательства: Опыт регионов. Московская область // Человек и труд. — 1995. — № 4. — С.25−30.
- Пороховский А. Национальные рыночные модели экономического развития // Российский экономический журнал. — 1997. — № 11−12. — С.85−100.
- Постановление Правительства РФ «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1999 года, № 1045.
- Предпринимательство в конце XX века/ А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. — М.: Наука, 1992. — 312 С.
- Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей / Т. Алимова, В. Буев,
- B.Голикова, Т. Долгопятова // Вопросы экономики.—1994. .— № 11. —1. C.108−123.
- Прусак М. М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере Новгородской области). — Новгород, 1995. — 56 С.
- Психология предпринимательской деятельности: Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов / Под общ. ред. В. А. Бодрова.
- М.: Ин-т психологии РАН, — 1995. — 175 С.
- Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность 11 Вопросы экономики.—1996.— № 7.— С.72−82.
- Райзберг Б. А. Предпринимательство и риск. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Экономика». — М.: Знание, 1992. — 61 С.
- Ратанин П. И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку,— М.: ИНЭЙ, 1993, — 174 С.
- Российский статистический ежегодник. Стат. сборник (Госкомстат России).1. М.:Р76, 1999.— 621 С.
- Рынкина Р. Переходное экономическое сознание в российском обществе // Вопросы экономики. — 1997. — № 5. — С.71−83.
- Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: пер. с англ. — М.: Экономика, 1994.— 331 С.
- Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе.// Российский экономический журнал. — № 5−6. — 1997.—С. 78−83.
- Смена курса: Перспективы развития и проблемы окружающей среды: Подход предпринимателя: Пер. с англ. / С. Шмидхейни и члены Совета предпринимателей. — М: Геликон, 1994. — 356 С.
- Современный бизнес: Учебник. В 2 т. Т.1. / Д. Дж. Регмен, М. X. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. В. Тилл-М.: Республика, 1995. — 413 С.
- Соломенникова Е. А. Малая экономика в историческом диапазоне.// ЭКО, 1996, —№ 7 —С.150−160.
- Солопенко Н. Большие проблемы малого бизнеса. Орловский вариант // Орловская правда, 2000. — № 14(25 января). — С.2.
- Строев Е. С. Предприниматели являются одной из тех сил, которые способны вытянуть страну из пропасти. Выступление на областном совещании 20.01.2000 // Орловская правда, 2000, — № 14(25 января). — С. 1−2.
- Тагиров Э. Р. и др. Предпринимательство: История, стратегия развития / Э. Р. Тагиров, В. А. Мальгин, Г. С. Спирчагов. Казань, Изд-во КФЭИ, 1994. — 127 С.
- Тамбовцев В. П. Государство и экономика. — М.: Магистр, 1997. 48 С.
- Тамбовцев В.Л. О предмете теории переходной экономики // Вестник МУ. Серия 6. Экономика. — 1996. — № 3. — С.15−32.
- Торкановский Е. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса // Хозяйство и право.— 1998.— № 5.— С.20−27.
- Традиции и опыт российского предпринимательства. История и современность: Сб. науч. трудов. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997.— 192с.
- Устинова Н. Лизинговый аспект столичной системы поддержки малого предпринимательства // Российский экономический журнал. — 1996. —11.12. —С.56−61.
- Федеральный закон «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» от 18 июля 1998 г. № 148−03.
- Федеральный закон «О производственных кооперативах» // Рос. газета. — 1996. — 16 мая. — С.3−4.
- Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1995 года, № 222-ФЗ.
- Хакамада И. Большие дела малого бизнеса. // Закон. — 1998. — № 3 — С.16−18.
- Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. // МЭ и МО. — 1989. — № 12.— С. 17−21.
- Хачатуров Ю. Государственная поддержка предпринимательства// Предпринимательство. — 1994. —№ 1−2. — С.54−64.
- Чепуренко А. Проблемы финансирования в Российском малом бизнесе // Вопросы экономики, 1996. — № 5. — С.59.
- Черника Д. Г. О малом предпринимательстве // Налоговый вестник.— 1998,—№ 1,—С.97−98.
- Черников Г. П. Предприниматель — кто он?: Из опыта рос. и зарубеж. предпринимательства.— М.: Междунар. отношения, 1992. — 216 С.
- Шамалов Ф. Малое предпринимательство // Экономист.— 1994.— № 11, — С.69−78.
- Шамхалов Ф. И. Новое российское предпринимательство/ Под ред. А. И. Архипова. —М.: Экономика, 1994. — 175 С.
- Шехет Н. Политэкономический подход к проблеме диспропорциональной советской и постсоветской экономики // Российский экономический журнал, — 1996. — № 5 —С.81−91.
- Шишкин А.Ф. Экономическая теория. — Воронеж, ВГАУ, 1996. — 520 С.
- Шокорев С. Судьбы российского предпринимательства // Политэконом.1996. — № 3. — С.89−94.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры./ Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1985. — 455 С.
- Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. — 1997. — № 56, — С.84−100.- № 7, — С.83−98.
- Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. — № 5−6.1996, —С.65−76.
- Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка.// Деньги и кредит.— 1992,—№ 1,—С.66−69.
- Экономическая теория / Под. ред. А. И. Добрынина, JI. С. Тарасевича: Учебник для вузов. — СПб: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997.480 С.
- Экономическая энциклопедия. — М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999. — 1055 С.
- Юрьева ТВ. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор: Альтернатива бизнесу и государству. М., Анкил, 1994, — 54 С.