Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учение И. Берлина о политической свободе, либерализме и плюрализме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переводами отдельных работ Берлина занимался В. Сапов1. В статье «Роковой фитиль Макиавелли» он выделяет идею «контрпросвещения» и ставит основной вопрос идей И. Берлина «о плюрализме ценностей, о целях, которые могут противоречить друг другу, о целых системах ценностей, которые вступают в конфликт — и происходит это не в результате какой то аномалии, трагической ошибки, а является элементом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЙРОВОЗЗРЕЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ МЫСЛИТЕЛЯ
    • 1. 1. Политическая социализация мыслителя
    • 1. 2. Позитивная и негативная свобода, их место среди высших ценностей
    • 1. 3. Либеральные взгляды И. Берлина
  • ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТНОГО ПЛЮРАЛИЗМА
    • 2. 1. Плюрализм в понимании И. Берлина
    • 2. 2. Трагичность плюрализма. Атональный плюрализм

Учение И. Берлина о политической свободе, либерализме и плюрализме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен свободы является объектом философско-политического дискурса с момента становления философской мысли. Этот объект остается в центре внимания и сегодня. Поэтому необходимо попытаться определить новые значения, дать современную интерпретацию классических определений свободы.

Для России вопрос переосмысления ключевых принципов и идеалов имеет важнейшее значение. Помимо кризиса идентичности, связанного с существованием таких характерных мировых тенденций, как множественность, фрагментарность, плюрализм, мультикультурность и т. д., в российском обществе кризис обусловливается сменой не только социально-культурных, но и социально-политических парадигм, что обостряет ситуацию. Поэтому постановка проблемы идеала свободы и ее практических форм реализации представляется необходимой и своевременной.

Актуальность исследования обусловлена возрастанием темпов трансформации современных обществ, динамикой происходящих в них процессов.

Постановка вопроса о свободе с необходимостью требует обращения к философским и политологическим концепциям, репрезентирующим своеобразные трактовки свободы. Будучи ключевым понятием, центральным ориентиром либеральных течений эпохи Просвещения, для современного мира и теоретиков новейшего подхода к либерализму она представляется в коалиции с высшими ценностями, такими как равенство, например. Плюрализм ценностей характерен для реалий сегодняшнего дня, что находит отражение и в теориях либерализма XX — XXI века.

Анализ ключевых проблем развития нашего общества с позиций переходящих гуманитарных, политических и нравственных ценностей провозвестником которых является мыслитель И. Берлин, становится актуальным в свете социально-политического реформирования нашего общественного строя. Его жизнь и идеи напрямую связаны с формированием российской политической действительности. Знание культуры российского общества и приобретенный опыт Оксфордской политической школы позволили ему^ оценить политико-философские проблемы с учетом двух социокультурных начал, русского и английского.

Исследуемая тема актуализируется и необыкновенно разносторонним и широким кругозором Берлина. Он признанный философ с мировым именем, политолог, социолог, культуролог, гуманист, чей взгляд на мир следует изучать в рамках всех общественных наук с учетом междисциплинарных позиций. А потому в данном научном исследовании гармонично соединены с феноменом свободы, идеология либерализма и плюрализма как триединая сущность бытия.

И.Берлин рассматривал политическую реальность — как реальность плюралистическую, что является прямым отражением сегодняшней действительности: наличие разнообразных и противоречащих, противоборствующих культур и ценностных систем. Провозглашенный им плюрализм ценностей признан классикой западноевропейского либерализма и заслуживает изучения и внедрения в развитие политической культуры России.

Существенной проблемой, которую ставит И. Берлин, является право выбора человеком вида свободы, при которой он будет считать себя полностью свободным. Обсуждение допустимых границ различных свобод является актуальной темой политических дебатов в демократическом обществе сегодняшнего дня.

В политической практике и теоретических исследованиях современной России становление гражданского общества, основой которого провозглашается свободно мыслящее и развивающееся общество, живущее по принципам толерантности и признающее плюрализм, определяется одной из важнейших задач новой политической системы.

Изучение идей и творческого наследия И. Берлина поможет освоению таких ценностей как свобода, толерантность, плюрализм и приведет к формированию новых политических идеалов и принципов.

Степень научной разработанности темы исследования.

Политические взгляды И. Берлина признаны классикой современной школы английского либерализма и подвергаются пристальному вниманию со стороны зарубежных исследователей. Об этом свидетельствует большое количество как восторженных, так и критических статей и м онографий, посвященных его творчеству.

Одним из первых исследователей, еще при жизни И. Берлина стал Клод Галипо (С. Galipeau)1, представляющий идеи Берлина как совокупность жизненных идеалов либеральной направленности.

Более поздними исследователями признаются Дж. Грей (J. Gray)2 и М. Игнатьев (М. Ignatieff)3. В исследовании Дж. Грея уделяется большое внимание не только проблеме свободы Берлина, но также анализируется и плюрализм ценностей. Грей вводит в научный оборот понятие «атонального либерализма» И. Берлина, определяя его как определенную форму политической жизни общества, основанную на ценностных установках, лишенных абсолютных оснований, между которыми происходит конфликт, состязание.

1 Galipeau С. Isaiah Berlin’s liberalism / C.J. Galipeau. — Oxford: Claredon press, 1994. — 115 P.

2 Gray J. Berlin / J. Gray. — Princeton: Princeton Univ. Press, 1996. — 194 P.

3 Ignatieff M. Isaiah Berlin: A Life / M.Ignatieff. — London: Vintage Press, 2000. — 249 P.

Работа М. Игнатьева (М. Ignatieff) представляет интерес с той точки зрения, что актуализирует идеи Берлина, показывая влияние истории на формирование его личности. Данная работа написана в последние годы жизни И. Берлина, однако имеет и его собственную критическую оценку по ряду вопросов. Автор показал влияние жизненного пути и окружения Берлина на формирование его мировоззрения, что раскрывает значимость его наследия для политической, исторической и философской науки.

Книга «Conversation with Isaiah Berlin. Recollection of an Historian of Ideas» P. Джаханбеглу (R. Jahanbegloo)1, написанная в форме диалога, отражает не только факты жизни И. Берлина, но и развитие философских и политических идей, а также их значения для современной политической ситуации общества.

Интересным монографическим исследованием является книга Р. Кокиса (R. Kocis) «А critical appraisal of Sir Isaiah Berlin’s political philosophy"2. Данное исследование показывает конструктивно-критический анализ мышления И.Берлина. Автор показывает философское мышление Берлина не как «абсолютную истину», но как постоянное к ней приближение, т. е. интерпретацию политической жизни как своеобразной реальности, в сфере которой только и осуществляется формирование нравственно свободной и политически разумной личности.

Научно значимой представляется трактовка берлиновских концептов политическим философом Б. Уильямсом (В. Williams), осуществленная в предисловии к сборнику работ Берлина «Concepts and categories"3. Здесь.

1 Jahanbegloo R. The conversations with Isaiah Berlin: Recollections of an historian of ideas / R. Jahanbegloo. -London: Phoenix, 1992. — 144 P.

2 Kocis R. A critical appraisal of Sir Isaiah Berlin’s Political Philosophy / R. Kocis. — New York, 1989. — 138 P.

3 Williams, B. Introduction / B. Williams // Berlin I. Concepts and categories / I.Berlin. — Oxford: Oxford Univ. Press, 1980.-xviii. автор делает теоретическую аргументацию берлиновских положений, демонстрируя, что основанием его либеральной теории является разработанная им теория ценностного плюрализма.

Представляется возможным найти отражение идей Берлина в работах английских и американских философов и политологов свободы, таких как М. Сандел, Дж. Ролз, Р. Дворкин, Р. Рорти, Дж. Рэз.

Однако, несмотря на то, что распространения берлиновских концепций в англо-американском обществе является очевидным, интерес к его творчеству растет и у европейских исследователей, чье внимание направлено на изучение свободы, плюрализма, и ценности выбора. Этими авторами являются Badaloni N.1, Simonovic I.2, Pippin R.3, Stranga A.4, Kleckin А.5 и др.

Внимание к наследию И. Берлина в отечественной литературе представлено работами историков, литераторов и лингвистов. Связано это в первую очередь с тем, что первое русскоязычное издание данного автора появилось в России лишь в 1992 году, до этого времени на работы И. Берлина была установлена жесточайшая цензура, в связи с чем А. Ахматова была подвергнута многочисленным допросам, после одной единственной встречи с И. Берлином в Ленинграде.

В статье Б. С. Дынина мы можем найти анализ взглядов Берлина на исторический детерминизм и моральную ответственность6.

1 Badaloni N. Le «Тге liberta» е il marxismo // Critica marxista. — 1992. — № 2. — P. 53−57.

2 Simonovic I. О Isaiahu Berlinu //Nova revija. — 1996. — № 176. — P. 100−107.

3 Pippin R. Philosophic and geschichtlicher Wandel // Deutsche Zeitschrift fur Philosophic. — 1999. — № 47. — P. 851 -861.

4 Stranga A. Liberalism in Latvia // Publication of the conference «Jews in the changing world». — Riga, Latvia, October 1999. — P. 469.

5 Kleckin A. Philosophy of I. Berlin and the problems of transformation society // Publication of the conference «Jews in the changing world». — Riga, Latvia, October 1999. — P. 479.

6 Дынин Б. Стихи свидетелю (памяти И. Берлина) // Вопросы философии. — 1999. — № 5. — С. 86−90.

Переводами отдельных работ Берлина занимался В. Сапов1. В статье «Роковой фитиль Макиавелли» он выделяет идею «контрпросвещения» и ставит основной вопрос идей И. Берлина «о плюрализме ценностей, о целях, которые могут противоречить друг другу, о целых системах ценностей, которые вступают в конфликт — и происходит это не в результате какой то аномалии, трагической ошибки, а является элементом нормальной человеческой жизни». Сапов указывает, что идеи Макиавелли находят отражения в мыслях Берлина, провозглашающего плюрализм ценностей, между которыми надо делать сознательный выбор. Этой идеей Макиавелли, а далее и И. Берлин подорвали один из главных постулатов западноевропейской мысли о ценности одной правильной идеи, отрицая что «где-то, когда-то, в будущем или прошлом, в этом мире или в последующем, в умозрениях метафизика, открытиях социального ученого или в неиспорченном сердце простого добродетельного человека, будет найдено окончательное решение вопроса о том, как следует жить людям».

Переводами творческого наследия Берлина занимался А. Эткинд2, чьи работы являются предисловием к первой опубликованной в 2001 году в России книге И. Берлина «Философия Свободы: Европа».

Работы С.В. Утехина3 заслуживают особое внимание, как источник, связанный близким личным знакомством с И. Берлином. В статье «И. М. Берлин и его идейное наследие» Утехин отражает не только историческую значимость идейного наследия, но также анализирует философские концепции аксиологизма, плюрализма, реализма. А также сожалеет о том, что.

1 Сапов В. В. «Роковой фитиль» Макиавелли / В. Сапов // Человек. — 2001. — № 3. — С. 138−140. 2.

Эткинд А. Предисловие /А. Эткинд // Берлин И. История свободы. Россия / И.Берлин. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — С. 5−6.

3 Утехин С. В. И. М. Берлин и его идейное наследие / С. В. Утехин // Вопросы философии. — 2000. — № 5. — С. 45−50. идеи мыслителя мало доступны русскоязычным читателям, и советует тем, кто читает по-английски, начать знакомиться с ними в оригинале. По его мнению «.особенно важно познакомится с Берлином, как политическим мыслителем. В российских дисскусиях, на идейно-политические темы его ясного, мудрого голоса очень не хватает.».

Найман А.Г. в литературном сборнике, посвященном творчеству А. Ахматовой, опубликовал произведение под названием «Сэр», которое рассказывает о жизни мыслителя в публицистическом жанре1.

Из работ современных и зарубежных философов и политологов, занимающихся проблемами либерализма и его критическим анализом можно выделить труды Дж. Грея, Р. Джаханбеглу, Б. Уильямса, К. Галипо, Р. Кокиса, Р. Дворкина, Дж. Ролза, Дж. Рэза, Р. Рорти.

Таким образом, современная литература в достаточной степени отражает необходимость более детального и глубокого исследования политико-философского наследия И. Берлина, направленного на политическую значимость его идей, что и определяет выбор темы данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является политическое мировоззрение И. Берлина.

Предметом исследования выступают политическая свобода, либерализм и плюрализм в идейном наследии И. Берлина.

Цель работы раскрыть содержание и значимость политико-философских воззрений И. М. Берлина выявляя сущность, своеобразие, значение для современных научных изысканий в области либерализма как научной категории, а также политики свободы как средства регулятора общественных отношений.

1 Найман А. Г. Сэр / Найман А. Г. Рассказы об Анне Ахматовой // Найман А. Г. — М.: «Вагриус», 1999. — 432 с.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

• охарактеризовать идейные истоки и процесс формирования политических взглядов И. Берлина;

• выявить методологические основания политической философии И. Берлина;

• проанализировать учение Берлина о свободе и его конструктивный подход к позитивным и негативным концепциям свободы;

• раскрыть интерпретацию берлиновской концепции плюрализма ценностей, как необходимого элемента становления либерально демократического общества;

• обосновать признание Берлином «трагичности» выбора ценностей для политической жизни.

Методологическая и теоретическая база диссертационного исследования определяется структурой работы и особенностями историко-философского мышления И. Берлина.

Автор использовал междисциплинарный подход при анализе основных политико-философских проблем в наследии И. Берлина. Исследование опирается на исторический, логический метод, который позволяет установить влияние идей мыслителей либеральной школы (Дж. Локк, Вольтер, Т. Пейн, Дж. Милль, И. Кант, Б. Констан) на концепции И. Берлина. Особое место отводится сравнительно-историческому методу, который позволяет реконструировать политические и философские взгляды Берлина, уяснить истоки их происхождения, и раскрыть особенности воззрений Берлина на политику, общество и философию.

В контексте работы уделяется внимание категориальному аппарату мыслителя в связи с необходимостью определения значения таких понятий, как «свобода», «плюрализм ценностей», «гибкий баланс ценностей», их непростой эквилибриум", а также показана их роль в научном наследии И. Берлина.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют российские и зарубежные издания работ И. Берлина, материалы аудиои видеоконференций, лекций и радиоинтервью мыслителя, полученные из архива виртуальной библиотеки И. Берлина.

Научная новизна исследования определяется актуальностью рассматриваемой темы. Положения диссертационного исследования вносят вклад в разработку как научной, так и практической концепции политической свободы, теории неолиберализма XX века, а также подтверждают значимость плюрализма ценностей в реалиях сегодняшнего дня.

В диссертационном исследовании, применительно к учению И. Берлина, во-первых, раскрыта сущность теории плюрализма, в анализе которого заложена основа понимания сущности человека плюралистичного от природыотражены трагичность последствий необходимости выбора.

Во-вторых, обосновано одинаково равное отношение И. Берлина к ценностям как негативной так и позитивной свободы, но отдающего особое место возможности выбора в жизни человека;

В-третьих, выявлен вклад И. Берлина в возрождение идей либерализма и их связи с неолиберализмом XX века;

В-четвертых, доказана необходимость введения в научный оборот и внедрения в политическую практику, достижений зарубежной политической мысли, в частности мировосприятия И. Берлина, в области политической философии, теории политики, политических процессов проистекающих в России и участия граждан в них.

В-пятых, раскрыт ценностный смысл принципов плюрализма и либерализма, как идеологий становления гуманистических ориентиров развития российского общества.

Сегодня изучение трудов философа и политолога И. М. Берлина позволяет сформировать новое направление в развитии мышления, направленности политики и философии, а также ряда других научных дисциплин, выступающих транзитным звеном при формировании идеологии общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется потребностью и необходимостью дальнейшего изучения политических идеологий XX века, а также их влияния на формирование и построение либерально-демократического строя. Сформулированные положения и выводы исследования расширяют сферу общественного и научного знания в политических, политико-правовых, юридических, исторических и философских дисциплинах. Положения и материалы исследования могут быть применимы в дальнейшем изучении, преподавании и учебно-методическом обеспечении таких учебных курсов, как политология, политическая история, основы правовых знаний, история политических и правовых учений, история философии, философия права, теория и история прав человека.

Апробация результатов проведенного исследования.

Положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в научных публикациях диссертанта, а также в выступлениях и сообщениях на научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровня. В частности на Международной научно-практической конференции посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России «Актуальные вопросы государства и гражданского общества на современном этапе» (Уфа, 10−11 апреля 2007 г.) — региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Развитие гражданственности и права человека» (Уфа, .14 декабря 2005 г.) — III международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Правовая система и вызовы современности» (Уфа, 4−6 декабря 2006 г.) и других. Результаты исследования использовались в учебном процессе при проведении семинарских занятий по курсу «История политико-правовых учений» и «Юридическая риторика».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание изложено на 145 страницах машинописного текста, список литературы содержит 131 источник.

Заключение

.

Осмыслением политических проблем общества занимаются разные школы правовой, политической и философской мысли, однако наиболее ярким, спорным, неоднозначным представителем является Сэр Исайя Берлин (1909 — 1997). Англичанин с русским происхождением — так называли его современники, воплощение интеллектуальной открытости и моральной чуткости к широкому спектру человеческих проблем.

Для одних он является «классическим либералом», для других философом, чей взгляд на мир с трудом можно изучить на протяжении столетия.

Концептуальное содержание политической философии И. Берлина интересно с позиций восприятия не только оксфордской философской школы (А.Айер, Ст. Гемпшир), но также влияния принадлежности его родовых корней к России, что наложило несгладимый отпечаток на его восприятие действительности.

Современное политическое пространство — это множество политических культур, ценностных систем и типов идентичности. В последнее время стало очевидным, что не существует универсального устройства общественно-политических отношений со строгой, раз и навсегда определенной иерархией ценностей.

Плюралистичность — принципиальная характеристика политической реальности сегодняшнего дня. Именно в этой области и раскрывается мысль И. Берлина, он размышляет над такими понятиями как «свобода», «толерантность», «легитимность», «либерализм», «демократия». Он убедительно продемонстрировал, что в реальном либерализме нет точного соответствия заданным извне ценностям, нет изначальной либеральной конструкциив каждой стране своя система ценностей и соответственно своя конструкция.

Модель политической мысли Берлина бросает вызов не только содержанию, но также форме основного подхода к политической теории. Он предлагает оригинальное видение того, чем является политическая мысль и как ее можно использовать с большей пользой. Политическая теория Берлина касается того круга вопросов, которые, как считают современники, «в первой половине XX века, инфицировали политическую теорию болезнью, завершающуюся смертью», но получив новое прочтение, стали ее сутью и источником для дальнейшего Возрождения. Вот почему мы справедливо можем назвать Сэра Исайю Берлина, «возродителем» либеральной политической мысли Европы.

В настоящее время, наблюдается поступательный рост интереса к политической мысли Берлина не только за рубежом, но и в России, и связано это, прежде всего, с запретом на публикацию работ данного автора в период советской власти, а также с жесточайшей цензурой, которые определяли единственную и господствующую идеологию тоталитарного государства. Первые работы Исайи Берлина были опубликованы только в 1998 году, через год после его смерти, вызвав волну, как поддержки, так и негодования. Однако автора уже не было, и ответить на такую реакцию он не смог.

В недавнем выпуске Американская политическая наука, обзор (American Political Science Review): Уильям Галетой восхваляет Берлина за то, что «он вдохновил или, по меньшей мере, катализировал „ценное плюралистическое“ движение, которое становиться все более влиятельным в современном политическом и философском мире».

Для современной политической теории, вклад мысли Берлина кажется радикальным и, определенно, резко отклоняющемся от устоявшихся концепций политической теории основного потока англо-американской школы.

С растущим интересом к работам Берлина, не уменьшается и число толкователей его идей. Однако, все они почти единодушно согласны в том, что существуют серьезные трудности, противоречия, и парадоксы в структуре мысли философа. Мысль Берлина не имеет определенной системы, как написал Михаэль Уолцер (Michael Walzer), «система не его стиль"1. Следует отметить, что И. Берлин показывал строгое призрение, и даже антагонизм, к строго продуманным системам мысли. Как выражает это сам Берлин: «Я не нахожу всеобъемлющих систем, огромных метафизических сооружений ведущими». Мысль Берлина не является тщательно разработанной или выраженной в каком бы то ни было одном месте, но она является довольно-таки распространенной в огромном количестве эссе.

Берлин был высоко риторическим писателем и его использование терминов имеет тенденцию быть несколько идиосинкразическим, и он может часто отличаться от его ключевых терминов. Ценности, цели, блага используются взаимозаменяемо, так же, как и выражения вроде политической теории и политической философии. Подобным образом, Великие Блага, высшие ценности или цели, кажется, обозначают, в основном, одно и то же.

Для построения собственной политической модели, отвечающей и отражающей политическую философию сегодняшнего дня Берлин синтезировал взгляды различных мыслителей, поэтому затруднительно однозначно обозначить философское направление его мысли. Его, как политического философа, интересовали общефилософские вопросы в контексте анализа проблем «политического человека» и политики как таковой.

Предмет его теоретического исследования — действительность, рассматриваемая через призму соответсвия его основному принципу: плюрализму.

Берлин часто переходит от дискуссии по поводу концепций к дискуссии по поводу ценностей.

Агональный характер либерализма И. Берлина связан с его оригинальной политико-философской концепцией, построенной на признании существования разлиных несовместимых, и иногда несоизмеримых ценностных миров.

Наше понимание Берлина сводится к двум заявлениям по поводу его политической мысли. Его главное внимание направлено на сильный плюрализм современного Запада, то есть как специфический, с открытыми целями ряд высших ценностей, которые, как он утверждает, гарантирует признание в современной западной общественной жизни, идею о гибком балансе, как основном вопросе общественного обсуждения и важности уважения не просто личностей как таковых, но также их выраженных целей и возможности рационально не судимых коллизий между ними.

Берлин развивает понимание либерализма, включающего в себя, но основанного не только на этом, его взгляд на плюрализм, т. е. отчетливо плюралистический либерализм. Это концентрирует внимание на понятнии гибкого баланса соперничающих высших ценностей. Этот баланс, доказывает он, является объективно признанным, защищающим себя и стоящим того, чтобы его поддерживать. Этот более поздний смысл плюрализма является частью более критичной и аргументированной интерпретацией того, что представляют из себя люди, и какими они хотели бы быть.

Берлин исследует и защищает идеи, которые он считает центральными для либерализма — свободу, равенство, чувство принадлежности, справедливость, гражданственность, толерантность и плюрализм — и одновременно он относит эти ценности к другим, которые он считает не менее основными — истина, искренность. Но в его представлении эти ценности являются соперничающими.

Берлин рисует широкий ряд доказательств, исторических, аналитических, эмпирических, нормативных, чтобы рекомендовать логически неточный, гибкий, неопределенный политический баланс соперничающих высших ценностей. Он изначально против заявлений традиционных и современных форм монизма, которые настаивают на самоочевидности единственной человеческой истины, которая заявляет изначально о своей моральной или политической определенности. Либерализм защищается как единый набор ценностей среди других, которые тоже являются важнейшими.

Занимаясь политической философией, Берлин пришел к осмыслению одного из ее важнейших вопросов сегодня, — проблеме совместимости либерализма с различными формами существоавания культур.

Защита Берлином политического либерализма предлагает преимущества сегодняшнего дня. Как плюралист он не заявляет, что все государства мира должны быть похожими на государства Западной Европы. И. Берлин указывает на минимум свободы, которая нужна в обществе, для того, чтобы оно было гуманным и пристойным. За пределами этого минимума он признает, что государства могут и должны предоставлять различные блага помимо свободы. Минимальный набор таких ценностей устанавливается из модели человеческой природы и общества. Она включает в себя следующее: а) мы являемся социальными и культурными существами, имеющими язык, и внутреннюю жизньб) как моральные существа мы должны иметь свободу волив) мы являемся изменяющимися, выражающими себя существами, имеющими цельг) мы живем и развиваемся в специфичных социальных и культурных обстоятельствахд) у нас есть потребность принадлежать к особым сообществам.

По такой модели человек получается наделенным достаточным моральным и политическим разнообразием. Обычаи, нравы, традиции, историческое наследие, которое формирует большую часть нашего самоопределения, нельзя охватить универсальными утверждениями о людях как природных существах, как моральных существах. Именно это признание границ абстрактной теории в этике и политике, которое ставит Берлин, есть разногласие с большей частью англо-американской политической теорией. Эта школа политических взглядов касается выработки универсальных моральных принципов и решений для политики, следуя утилитаристской традиции. Признание Берлином границ большей моральной теории, без сомнения, идет благодаря его уверенности в моральном плюрализме, в несопоставимости и несоизмеримости ценностей. Наряду с теми, чьи мысли он реанимировал, он был мыслителем и ученым, идущим против течения рационалистической традиции.

Свобода и плюрализм являются колесами его модели человеческой природы и общества. В его различных произведениях он эффективно показал историю свободы и плюрализма в западной цивилизации. В этом отношении он следует традиции Вико, Канта, Гегеля, и Гросса. Многие из его учений являются версиями истории свободы. В этой истории он переигрывает старые дебаты между древними и современниками. Сцены действия включают в себя французскую и русскую революции, подъем сопротивления советскому коммунизму, приход и уход нацизма, и рождение Израиля. Герои и враги празднуют победу и страдают от поражения. Уроки ведутся с верой и идеологией, и достижениями и падением исторических фигур.

Берлин не заявляет, что историческое развитие обязательно освободит людей, но он убежден, что в западной цивилизации люди добились прогресса как морально, так и материально.

Что касается видов свободы, Берлин ищет возможность сделать наши желания, волю и необходимость коллективного управления независимыми. Как доказывал Б. Констан, объединить индивидуальную и позитивную свободу под представительными формами правительства, является уникальным достижением современной политики. Это, продолжающееся согласование того, что мы называем, нашу политику «либеральной демократией».

Понятие свободы, которое было у древних людей, отличается от современного понятия. Древняя свобода не соответствует современным условиям, так говорит И. Берлин, так как имеет историческое чутье, которое является проводником от истории идей к моральной и политической теории.

В истории есть потери. Хороший пример — позитивная свобода. В современных обществах есть потеря солидарности, корпоративного единства, политического участия и чувства принадлежности. Но многое было приобретено: моральные и политические права, личные свободы, закон, основывающийся на принципах фундаментальной справедливости, богатая гражданская жизнь.

Знание Берлином истории и плюрализма, говорит против того, что есть только одна форма лучшей жизни, одна форма свободы, один вид индивидуальности, одно хорошее государство. Его видение спасает мир от таких монистских суждений. Его чувство истории и политического реализма стоят на страже против демократического нигилизма. Берлин знает, что политические решения могут убить тысячи людей, что многие политические решения являются бесповоротными. Для Берлина, исторические примеры террора и нацизма подтверждают взгляд Платона на то, что демократия и тирания одинаково неограниченны и неумеренны. Он видит историюединственным критиком современных гражданских гуманистов.

Берлин показывает, как мы получили знания о добре и зле, об истории, жизни и смертии должны использовать эти знания для дальнейшей организации нашего государства. Берлин всегда касался защиты свободных институтов против узурпаторов и других противников, будь они теоретиками, технократами, или убийцами. Он разоблачал фашистов, коммунистов и другого рода диктаторов.

Негативная свобода" стала его знаменем против всех тех, кто верил, что политика может жертвовать всеми гражданскими свободами ради других целей, таких как экономическое равенство или демократия, революционная солидарность или чистота расы называя ее погоней за истинной свободой.

Идеи И. Берлина уместны сегодня из-за его плюрализма, и того, как он защищает политический либерализм. Все, что он говорит по поводу важности индивидуальной свободы, человеческой жизни, современной жизни проверено опытом.

Как политический теоретик Берлин исследует плюрализм, конфликт благ, историческую специфичность морали и множественности институтов, которые характеризуют современную социальную и политическую жизнь. В отличие от рационалистической традиции, Берлин не является пренебрежительным по отношению к сложности и разнородности моральной жизни. Это объясняет то, почему он не предлагает законченных правил по тому, когда и как ограничивать свободы. Стиль Берлина в политическом мышлении, поощряет моральные и политические дебаты. В вопросах политического порядка, политические дебаты подводят нас к задаче, судить о ценности особых свобод. Общество без морального конфликта и несправедливости не может обойтись без философии и политики, уверен И. Берлин.

Синтез Берлинской мысли нельзя постичь, не уяснив, что:

— либерализм как политическая теория рассматривается не как всеобъемлющая универсальная истина или как кульминационный момент исторического развития, или же имеет больше привилегии среди других доктрин;

— моральная и политическая мысль Берлина, и в особенности его либерализм, заключают в себе различный набор особых, исторических базовых моделей, которые показывают внутренний, постоянно соперничающий, переменный, плюралистический ряд высших ценностей. Это разнообразие базовых моделей и ценностей представляет опасность радикального выбора и, морального риска, присутствующего в моральной и политической мысли, и непосредственно в конструкции либерализма И.Берлина.

По признанию Берлина, ему пришлось жить в век надругательства над высшими европейскими ценностями. Хочется верить, что знакомство с духовным наследием Великого человека приведет наше общество к пониманию необходимости утверждения в современной духовной жизни идеала свободы, а также культурного, интеллектуального плюрализма, которые являются центральными в разработанной им политико — филосовской концепции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Воздух свободы / М. А. Абрамов // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). -М.: Прогресс Традиция, 2000. — С. 7−28.
  2. Т.А. Политическая культура России: метаморфозы или инерционный дрейф? / Т. А. Алексеева // Алексеева Т. А. Нужна ли философия политике? / Т. А. Алексеева. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — С. 60−70.
  3. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. 1. 832с.
  4. М.В. Дорога к свободе. М.: Международные отношения, 1994. 320 с.
  5. Балашов J1.E. Либерализм и свобода / Л. Е. Балашов. М.: Academia, 1999.- 19 с.
  6. И. Введение / И. Берлин // Берлин И. Четыре эссе о свободе / И. Берлин. Лондон: Overseas publications interchange ltd, 1992.-С. 7−79
  7. И. Джон Стюарт Мил ль и цели жизни/ И. Берлин // Берлин И. Четыре эссе о свободе / И. Берлин. Лондон: Overseas publications interchange ltd, 1992. — С.303—348.
  8. И. Из воспоминаний «Встречи с русскими писателями» // Воспоминания об Анне Ахматовой: Сборник / сост. В. Я. Виленкин, В. А. Черных. М.: Советский писатель, 1991. — С. 4389. Берлин И. Мой интеллектуальный путь/Пер. с англ. О.Л.
  9. Мартыненко// Логос. 2001. № 4 С.49
  10. И.А. «Исайя Берлин в восемьдесят лет» // Бродский И. А. Набережная неисцелимых: тринадцать эссе / пер. с анг. Дашевский. М.: СП «Слово», 1992. — С. 202.
  11. А.А. Философия в истории ее идей и концепций. Кн. 3. Философия Запада. Новое и Новейшее время / А. А. Биневский. Владивосток: Изд — во Дальневост. Ун — та, 2001. -171 с.
  12. И.Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. -С. 726.
  13. Великие мыслители Запада/ Под ред. Я. Мак Грила: Пер. с англ. В. Федорина. М.: КРОН — ПРЕСС, 1999. 656 с.
  14. Р. Либерализм / Р. Дворкин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллект. Книги, 1998. — С. 44 — 75.
  15. Д. Либерализм: размышления о свободе/ Пер. с нем. М.: Комплекс Пресс, 1996. 48с.
  16. . От переводчика / Б. Дынин // Вопросы философии. -1999. № 5. С.86−90.
  17. .С. Стихи свидетелю (памяти Исайи Берлина). // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 86−90
  18. Ильин М. В .Политическая философия в России. Настоящее и будущее // Вопросы философии. 2002. — № 4. — С. 23 -30.
  19. .Г. Что такое политическая философия?/ Б. Г. Капустин //Полис. 1996. № 6. — С. 83−96.
  20. У. Либеральное равенство / У. Кимплика // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллект. Книги, 1998. -С.138 -190.
  21. Л.Б. Предисловие / Л. Б. Макеева // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллект. Книги, 1998. — С. 7−18.
  22. Д.С. Утилитарианизм. О свободе / Д. С. Милль // СПб.: Перевозников и Комелов, 1990. 427 с.
  23. А.Г. Расказы об Анне Ахматовой. М.: Вагриус, 1999. 432 с.
  24. А.Г. Сэр. М.: ЭКСМО- Пресс, 2001.320 с. 280 свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. 461 с.
  25. . Политическая теория: Политико философские традиции / Б. Парех // Политическая наука: новые направления. -М.: Вече, 1999.-С. 481.
  26. С. Теории сознания / С. Прист. М.: Дом интеллект, книги, 2000. — С. 87.
  27. Р. Рорти. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменол. об во, 1996. 282 с.
  28. Дж. Идеи блага и приоритет права / Дж. Ролз // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллект. Книги, 1998. — С. 76- 107.
  29. В.В. «Роковой фитиль» Макиавелли / В. В. Сапов // Человек. 2001. — № 3. — С7 138−140.
  30. М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / М.Дж. Сэндел // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллект. Книги, 1998.-С.191 -218.
  31. Ч. Пересечение целей: Спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. — М.: Дом интеллект. Книги, 1998. С. 219 -248.
  32. С.В. И.М. Берлин и его идейное наследие // Вопосы философии. 2000. № 5. С. 45−50.
  33. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. Спб.: Наука, 2001. 417 с.
  34. Р. Утопическое эксперементирование Ричарда Рорти / Р. Хестанов // Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти. М.: Рус. Феноменол. о-во, 1996. — С. 259 -276.
  35. Р. Утопическое экспериментирование Ричарда Рорти / Р. Хестанов // Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти. М.: Рус. Феноменол. Об-во 1996. — С. 259−276.
  36. Annan N. Foreword/ N. Annan // Berlin I. The proper study of mankind / I. Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000. P. Ix -xv.
  37. Ayer A.J. Philosophy in the twenthieth century/ A.J. Ayer. -London, Sydney, Wellington: Unwin paperbacks, 1990. vii, 280p.
  38. Badaloni N. Le «Tre liberta» e il marxismo // Critica marxista. — 1992. -№ 2. -P. 53−57.
  39. Berlin I. Does political theory still exist? / I. Berlin // Berlin I. Concepts and Categories: Philosophical Essays/ I.Berlin. Oxford: Oxford Univ. Press, 1980. — P. 143 -172
  40. Berlin I. Does political theory still exist? / I. Berlin // Berlin I. The proper study of mankind / I.Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000. — P.82
  41. Berlin I. Equality / I. Berlin // Berlin I. Concepts and categories: Philosophical Essays / I. Berlin. Oxford.: Oxford Univ. Press, 1980.-P. 81
  42. Berlin I. A reply to David West / I. Berlin // Political studies, 1993. Vol.XLI.
  43. Berlin I. and Galipeua. All souls' interview/ Tape interview. June, 1, 1988. P.14 -44
  44. Berlin I. and Williams B. Pluralism and liberalism: A reply / I. Berlin and B. Williams // Berlin I. and Williams B. //Political studies, 1994. Vol.XLI. — P. 306 -308
  45. Berlin I. Apotheosis of the Romantic Will / I. Berlin // Berlin I. The Proper Study of Mankind: An anthology of Essays. London.- Pimlico, 1998. — P.553
  46. Berlin I. Does political theory still exist? / H. Hardy and R. Hauheer. The Proper Study of Mankind: An anthology of Essays. London.- Pimlico, 1998.-P.68
  47. Berlin I. Does political theory still exist? / I. Berlin // Berlin I. Concepts and categories/ I. Berlin. Oxford: Oxford Univ. Press, 1980.-P. 44.
  48. Berlin I. European unity and its vicissitudes / I. Berlin// Berlin I. The crooked timber of humanity. London.: John Murray, 1990. — P.175 -206
  49. Berlin I. Emperical propositions and hypothetical statements / I. Berlin // Berlin I. Concepts and categories / I.Berlin. — Oxford: Oxford Univ. Press, 1980. P.52.
  50. Berlin I. From hope and fear free / I. Berlin // Berlin I. The proper study of mankind / I. Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000.-P. 107−198
  51. Berlin I. From Hope and Fear Set Free/ I. Berlin // Berlin I. Concepts and Categories: Philosophical Essays/ H. Hardy Oxford: Oxford University Press, 1980, p. 173 — 198
  52. Berlin I. Giambattista Vico and cultural history/ LBerlin// Berlin I. The crooked timber of humanity. London.: John Murray, 1990. — P. 52
  53. Berlin I. Herder and the Enlightenment/ I. Berlin // Berlin I. The proper study of mankind / I. Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000. — P.359 — 435
  54. Berlin I. Introduction/ I. Berlin // Berlin I. Four Essays on Liberty. — London. 1992.- P. 7−78
  55. Berlin I. John Stuart Mill and the end of the life / I. Berlin // Berlin I. The four essay on liberty / I. Berlin. London: Overseas publications interchange Ltd, 1992. P. 176- 181
  56. Berlin I. Kant as an unfamiliar source of nationalism/ I. Berlin // Berlin I. The sense of reality: studies in the ideas and their history / LBerlin. London: Chatto & Windus, 1996. P. 232- 248
  57. Berlin I. Liberty / I. Berlin // Berlin I. The Power of Ideas/ I. Berlin. Princeton: Princeton Univ. Press, 2000. — P. l 13.
  58. Berlin I. Logical translation. Verification. / I. Berlin // Berlin I. Concepts and categories / Berlin I. London.: Viking. Press, 1979
  59. Berlin I. Marxism and the international in the nineteenth century / I. Berlin // Berlin I. The sense of reality: studies in the ideas and their history / LBerlin. London: Chatto & Windus, 1996. — P. 161
  60. Berlin I. My Intellectual Path./ I. Berlin// Berlin.I. The Power of Ideas/H. Hardy London: Chatto &Windus, 2000. — P. 14−23
  61. Berlin I. Nationalism: past neglect and present power. / H. Hardy and R. Hauheer. The Proper Study of Mankind: An anthology of Essays. -London.: Pimlico, 1998.-P.580
  62. Berlin I. On education / I. Berlin// Berlin I. The power of ideas. -Princeton: Princeton Univ. Press, 2000. P. 214−215
  63. Berlin I. Political ideas in the twentieth century/ I. Berlin // Berlin I. Four Essays on Liberty / I. Berlin. Oxford: Oxford Univ. Press, 1969.-P.26
  64. Berlin I. Political ideas in the twentieth century /1. Berlin // Berlin I. Four Essays on Liberty. London. — 1992.- P.28- 40
  65. Berlin I. The divorce between the sciences and the humanities / I. Berlin // Berlin I. The proper study of mankind / I. Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000. — P. 320- 350
  66. Berlin I. The origin of Israel Я. Berlin//Berlin I. The power of Ideas/ I. Berlin. -Princeton- Princeton Univ. Press, 2000. P. 150
  67. Berlin I. The originality of Machiavelli / I. Berlin// Berlin I. The proper study of mankind / I. Berlin. N.Y.: Farrar, 2000. — P.63 -320
  68. Berlin I. The Power of Ideas/I. Berlin//Berlin I. Liberty/ H. Hardy -Princeton: Princeton University Press, 2000, p. 111−112
  69. Berlin I. The pursuit of ideal/ I. Berlin// Berlin I. The proper study of mankind / I.Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000. — P. 8 -19
  70. Berlin I. The two concepts of liberty / I. Berlin // Berlin I. Four Essays on Liberty /1. Berlin. Oxford: Oxford Univ. Press, 1969. -P. 136
  71. Berlin I. The two concepts of liberty / I. Berlin // Berlin I. The proper study of mankind / I. Berlin. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000.-P. 191−272
  72. Berlin I. Verification / I. Berlin // Berlin I. Concepts and categories/ I. Berlin. Oxford.: Oxford Univ. Press, 1980. — P. 12−31
  73. Berlin IHistorical Inevitability / I. Berlin // Berlin I. The Proper Study of Mankind: An anthology of Essays. London.- Pimlico, 1998.-P. 136−137
  74. Cohen M. Berlin and the liberal tradition/ M. Cohen // Philosophical Qurterly, 1960. Vol. 10. — № 40. — P. 225
  75. Collingwood R.G. An essay on metaphysics / R.G. Collingwood. -Oxford: Oxford Univ. Press, 1940. P. 47.
  76. Craston M. The encyclopaedia of philosophy. N.Y.: Macmillan, 1967.-P. 459
  77. Crowder G. Pluralism and liberalism / G. Crowder // G. Crowder // Political studies. 1994. — Vol. XLII. — P. 292
  78. Crower G. John Gray’s pluralist critique of liberalism/G. Crowder// Journal of applied philosophy, 1998. Vol. 15. — № 3. — P. 288
  79. Cymlica W. Contemporary Political Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 1992. 310 p.
  80. Dworkin R. Taking rights seriously / R. Dworkin. Cambridge: Harvard Univ. press, 1977. — 470 p.
  81. Dworkin R. Two concepts of liberty / E Margalit and A. Margalit //Margalit E. and Margalit A. Isaiah Berlin: A Celebration. -London: The Hogarth Press, 1991. P.100
  82. Dworkin R. Foundations of liberal equality / R. Dworkin// Darwall S. Equal freedom: selected tanner lectures on human values/ S.
  83. Darwall. Ann Arbor: Univ. Of Michigan Press, 1995. — P. 233 -238
  84. Galipeau C. Isaiah Berlin’s liberalism / C.J. Galipeau. Oxford: Claredonpress, 1994.-P. 115
  85. Galston W. Pluralism and Social Unity / W. Galston. Ethics, 1989.- Vol. 99. Issue 4. — P. 711−726, 722
  86. Galston W. Two concepts of liberalism / W. Galston. Ethics, 1995. — Vol. 105. — Issue 3. — P.523
  87. Gray J. Agonistic liberalism / J. Gray // Social philosophy a policy.- 1995.-N l.-P. 111−135.
  88. Gray J. Berlin / J. Gray. Princeton: Princeton Univ. Press, 1996. -194p.
  89. Gray J. Enlightenment’s wake/ J. Gray. London- Routledge, 1995.- P.77 78
  90. Gray J. Post liberalism: Studies in political thought / J. Gray // N.Y.: Routledge, 1993. x, 358p.
  91. Gray J. Where pluralists and liberals part company/ J. Gray // Baghramanian M. And Ingram A. Pluralism: the orilosophy and politics of diversity // M. Baghramanian and A. Ingram. N.Y.: Poutledge, 2000. P. 86
  92. Hardy H. A bibliography of Isaiah Berlin / H. Hardy // Berlin I. Against the current/ I. Berlin. Oxford: Clarendon Press, 1989. -P.356 -378.
  93. Ignatieff M. Isaiah Berlin: A Life / M.Ignatieff. London: Vintage Press, 2000. — P. 21
  94. Ignatieff M. Isaiah Berlin: a life / М/ Ignatieff. Toronto: Viking, 1998.- P.249
  95. Jahanbegloo R. Introduction / R. Jahanbegloo// Jahanbegloo R. The conversations with Isaiah Berlin: Recollections of an historian of ideas/R. Jahanbegloo. London: Phoanix, 1992. — P. 41−144
  96. Kant I. The critique of practical reason / I. Kant. N.Y.: Prometheus books, 1996. — P.48 -50
  97. Kekes J. Liberalism and pluralism/ J. Kekes // Kekes J. — Princeton: Princeton Univ. Press, 1993. P. 145
  98. Kekes J. The incompatibility of liberalism and pluralism/ J. Kekes // American Philosorhical Quarterly. April, 1992. — Vol. 29. — № 2. — P.141
  99. Kekes J. The morality of pluralism / J. Kekes// Kekes J. The morality of pluralism. Princeton.: Princeton University Press. — 1993.-P.63 -216
  100. Kleckin A. Philosophy of I. Berlin and the problems of transformation society // Publication of the conference «Jews in the changing world». Riga, Latvia, October 1999. — P. 479.
  101. Lawrence M. Pluralism, liberalism and overriding values/ M. Lawrence // Pacific Philosophical quarterly, 1996. Vol. 77. — P. 343
  102. Locke J. Two treatises of government / J. Locke. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P.269
  103. Lukes S.ed. Isaiah Berlin in Conversation with Stephen Lukes /S. Lukes// Salmagundi. 1998. — № 120. — P. 106 — 113
  104. MacCallum G.C. B.n. / G.C. MacCallum // Philosophical review. 1967. — vol. 76. N.3. — P.312 — 334.
  105. Mack E. Isaiah Berlin and the quest for liberal pluralism / E. Mack//Public affairs quarterly, 1993. Vol. 7. — № 3, — 15−30
  106. Margalit E. Isaiah Berlin: A Celebration. London: Hogarth Press, 1991. 122 p.
  107. Nussbaum M. The fragility of goodness / M. Nussbaum // Nussbaum M. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. — P. 20
  108. Pippin R. Philosophie and geschichtlicher Wandel // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. 1999. — № 47. — P. 851 -861.
  109. Procter P. The Cambridge international dictionary of English / P. Procter. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2001
  110. Rawls J. A theory of justice / J. Rawls. Cambridge, Mass: The Belknap press of Harvard Univ. Press, 1971. — P. 568
  111. Rawls J. The idea of public reason revisited / J. Rawls. -University of Chicago Law Review, 1997. Vol. 64. — № 3. — P. 774−775
  112. Raz J. Incommensurability and agency/ J. Raz. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1997. — P. 127
  113. Raz J. The morality of freedom / J. Raz. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1986.-P. 1
  114. Riley J. Interpreting Berlin’s Liberalism / J. Riley. American Political Science Review, 2001. — № 95. — p. 290
  115. Rorty R. Contingency, irony and solidarity/ R. Rorty -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1989. 294p.
  116. Sandel M. Introduction / M. Sandel // Liberalism and its critics / ed. By M. J. Sandel. -N.Y.: New York Univ. Press, 1984. p.3−12.
  117. Sandel M. Liberalism and the limits of Justice/ M. Sandel. -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. P. 56
  118. Sandel M. Morality and the liberal ideal / M. Sandel. The new republic, 1984
  119. I. О Isaiahu Berlinu // Nova revija. 1996. — № 176. -P. 100−107.
  120. Stranga A. Liberalism in Latvia // Publication of the conference «Jews in the changing world». Riga, Latvia, October 1999. — P. 469.
  121. Walzer M. Introduction / M. Walzer // Berlin I. The hedgehog and the fox: An essay on Tolstoy’s view of history / I. Berlin. N.Y.: Simon& Schuster, 1986. P. xii. — xvii.
  122. Williams B. Introduction / B. Williams // Berlin I. Concepts and categories /1. Berlin. — Oxford Univ. Press, 1980. xviii.
  123. Woolcock P. Hunt and Berlin on positive and negative freedom / P. Woolcock// Australian Journal of Philosophy. Sept. 1995. Vol. 73.-№ 3.- P. 458−464.
Заполнить форму текущей работой