Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не менее важной сферой деятельности Г. Баруди является издание I им журнала «Ад-дин ва аль-адаб», занимающего особое место среди средств массовой информации начала XX века. Во всем существовавшем на тот период многообразии периодических изданий, «Ад-дин ва аль-адаб» принадлежит своеобразная и четкая позиция. Анализируя содержание статей и общую направленность журнала, его можно отнести к изданию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Основные вехи жизни и общественно-политической деятельности Галимджана Баруди
    • 1. 1. Становление и формирование мировоззрения
    • 1. 2. Участие в общественно — политической жизни татарского общества
    • 1. 3. Во главе Духовного управления мусульман
  • ГЛАВА II. Общественно-просветительская деятельность
    • 2. 1. Организатор и руководитель медресе «Мухаммадия»
    • 2. 2. Идеология татарского образования в трудах Г. Баруди
    • 2. 3. Издатель журнала «Ад-дин ва аль-адаб»
    • 2. 4. Библиотека Г. Баруди и ее роль в повышение образовательного уровня татарского населения г. Казани

Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Подходы к осмыслению истории татарского народа в последние годы претерпели значительные изменения. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в последние десятилетия появилась возможность объективного исследования различных аспектов исторического прошлого народов России. В этих условиях неизмеримо возрастает актуальность выявления и изучения духовного наследия, обобщения исторического опыта, восстановления исторической справедливости путем объективного исследования жизни и творчества представителей национальной интеллигенции. Изучение их наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной общественно-политической мысли и определить основные ориентиры развития идеологии в будущем. Выяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания.

Культурно-исторические и политико-идеологические основы современной жизни татарского народа во многом определяются теми условиями,' в которых формировалась его самобытность, а также вкладом мыслителей, ученых, просветителей, привнесших новые идеи, свежую струю в сложившиеся общественно-культурные отношения и идеологию своего народа. В этой связи выявление новых исторических фактов и объективный анализ наследия крупнейших представителей национальной интеллигенции, в том числе вклада Г. Баруди, является актуальным предметом научного исследования.

Развитие духовной культуры татарского народа в конце XIX — начале XX веков, формирование ее новых направлений способствовали выявлению в ней тех тенденций, которые во многом определили ее самобытность. Именно в этот период культура мусульманских народов Российской империи под влиянием русской и западноевропейской культуры претерпевала значительные изменения.

В этот период вклад конкретных деятелей в формирование духовных ценностей своего народа, в определение основных ориентиров идейно-политического развития татарского общества значительно возрастает. Это вполне естественно, поскольку новые экономические и общественно-политические условия требовали интенсивного развития теоретической мысли, определения новых подходов, формирования принципиально новых идеологических ориентиров. Ярким свидетельством формирования нового взгляда на развитие культуры и образования татарского народа, определившим в них новые тенденции, является многосторонняя деятельность просветителя, издателя и богослова Га-лимджана Баруди, продолжившего лучшие традиции татарской общественно-политической мысли в конце XIX — начале XX веков.

Чтобы понять роль и место Г. Баруди в общественно-политической жизни татарского народа начала XX в., необходимо остановиться на некоторых закономерностях развития общества, которые во многом подготовили почву для формирования его как известного деятеля, внесшего огромный вклад в духовную культуру своей нации.

Татарская общественно-политическая мысль конца XIXначала XX вв. во всей совокупности проблематики различных течений и направлений имела общую нацеленность на определение основных идей национально-освободительного движения, национального самосознания. Этот период ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались основные направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации теоретической мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905;1907 годов, когда широкое распространение получили периодические издания, сЬетское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.

В освоении многих теорий и идей, обретающих в этот период решающее значение для татарской общественной мысли, огромную роль сыграло печатное слово. Царизм, прекрасно понимая роль и значение печатного слова, особенно периодической печати, в распространении новых идей и информации, не всегда приемлемой для официальных властей, в течение почти сто лет не разрешал создавать газеты и журналы. Только в годы революции 1905;1907 гг. татары добились разрешения на издания газет и журналов. Так, уже в 1905;1907 гг. на татарском языке легально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов)1. В России после 1906 года ежегодно издавалось около 8000 книг общим тиражом 5,6 миллион экземпляров2. Газеты и журналы знакомили татарского читателя с новейшими течениями философской и социологической мысли, литературной жизнью Запада и России. Пресса развертывала перед чита.

1 Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать (1905;1907). — М., 1986. — С. 10.

2 Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века. — Казань, 1974. — С. 21, 185. телем все перипетии борьбы между старым и новым, практически став мощным средством формирования общественного сознания.

Роль татарских учебных заведений, сыгравших и на предыдущих этапах развития общества определяющую роль в формировании общественного сознания, в новых условиях возросла еще больше. Не случайно, в центре внимания оказалась задача просвещения народа, без чего и не мыслилась возможность дальнейшего прогресса общества и нации. По* этому вполне естественно, что 779 медресе, 8117 мектебов России, где получали образование 267 476 учащихся3, оказались в эпицентре довольно жесткой идеологической борьбы за умы подрастающего поколения. Но и в этой сфере наметились довольно определенные тенденции. Так, к 1910 году до 90% всех мектебов и медресе Казанской губернии примкнули к звуковому методу4, тем самым, отдав предпочтение не только новой системе образования, но и идеологии национального обновления общества. Практически во всех регионах компактного проживания татар появились крупнейшие джадидские медресе, ставшие очагами татарской культуры: 'Талия", «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Мухаммадия», «Марджания», Апанаевское (Казань), «Буби» (Иж — Бобья) и др. Эти учебные заведения появились, в первую очередь, благодаря представителям крупной татарской буржуазии, которые были заинтересованы в подготовке молодежь, адекватно воспринимающую изменения, происходящие в татарской и российской действительности.

В художественной культуре начала XX века также отчетливо проявляло себя растущее самосознание. В этот период возник широкий интерес к наследию прошлого, к национальным корням, духовным и религиозно-этическим традициям. Одновременно изучались и осмыслива.

3 Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать. -М, 1988.-С.82.

4 Народное, просвещение у татар в дооктябрьский период. — Казань, 1992. — С. 50 лись литературные и культурно-политические взаимосвязи с Западом и Востоком. На страницах периодической печати развернулись дискуссии вокруг трактовки культурного наследия прошлого и отношения к проблеме «Запад-Восток» и западной цивилизации в широком плане. В связи с этим особое значение приобрели вопросы политической организации общества. Недовольство условиями существования народа пробуждало у татарской интеллигенции особый интерес к проблемам государственной власти. Идеи свободы, конституционализма и парламентаризма получили в начале XX века широкое распространение. Пытаясь решить вопросы общественного бытия, татарские мыслители проявили сознательное стремление к усвоению достижений западной культуры и европейских форм политического устройства. В конституции и парламенте большинство представителей татарской интеллигенции видело политический рычаг, могущий повернуть Россию на путь прогресса, что, в свою очередь, дало бы возможность использовать более реальные пути для политического переустройства татарского общества.

Эти тенденции в общественной мысли, ставящие во главу угла проблему синтеза элементов традиционной и европейской культур, не снимали противостояния между старым и новым во всех сферах идеологической жизни, наоборот, борьба между старым и новым в общественном сознании приобрела необыкновенную остроту, потому что в противоборство вступали едва ли не все полярные силы, опирающиеся на институты, критерии, поведенческие установки традиционного и современного общества. Эта борьба породила многие парадоксы в татарском обществе, сложные мировоззренческие и нравственные коллизии, социальные потрясения, ибо перемены, формировавшие новые понятия и новые представления, одновременно действовали и в обратном направлении, создавая определенную почву для сохранения традиционалистских тенденций. Дело в том, что общественная мысль обращалась к западным идеям и ценностям в поисках решения проблем, связанных с современными аспектами политической, экономической, социальной и культурной сфер жизни, а к традиционному прошлому — в поисках опоры для национальной самоидентификации.

Общественное сознание в татарском обществе формировалось не без значительного влияния социально-экономических факторов. Поэтому вполне естественно, что для татарской общественной мысли начала XX века характерны попытки осмысления этих факторов. В этот период значительно возрос интерес и к проблемам экономики. Татарские мыслители пытались выявить общие тенденции развития экономических отношений с учетом их национальной специфики5.

В начале XX века на общественную арену вышли новые силы, произошли качественные изменения в общественном сознании. На базе просветительства, религиозного реформаторства, джадидизма и других либеральных течений формировались основные направления общественной мысли. Это был период осознания новыми социальными силами национальных идей, политизации религиозной и радикализации политической мысли.

Как видим, социально-экономические изменения в начале XX века, особенно революция 1905;1907 годов ускорили развитие политического сознания татар, способствовали зарождению и укреплению в них национального самосознания и приверженности демократическим принципам. Ориентация татарской общественной мысли более чем когда-либо определяется соотношением и взаимодействием национальных и интернациональных факторов на основе унаследованного от прошлого.

5 Об этом подробно см.: Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. — Казань, 2003. — С. 65−80. своеобразного комплекса идей и поведенческих установок. Татарская общественная мысль вырабатывает свое отношение к национальному культурному наследию и традициям, а также к инонациональным ценностям. Для нее характерно соединение разноречивых и противоречивых идей, отражающих движение по пути обновления общества, которое, в свою очередь, ускоряло процесс секуляризации общественной мысли. В общественном сознании можно констатировать ослабление влияния религии. Но при этом нужно иметь в виду, что общественное сознание всегда в немалой степени зависит от унаследованных от прежних эпох представлений, культурных ценностей, традиций. Общество использует идейный материал прошлого как основу при осмысливании жизненной обстановки, привлекая его в поддержку своих идейных позиций.

И так, становление Галимджана Баруди как общественно-политического деятеля и педагога, период его активной деятельности происходило в условиях бурного социально-экономического развития и кардинальных изменений в духовно-идеологической сфере. Безусловно, эти перемены нашли своеобразное отражение в его общественно-политических представлениях и определили направление и сферу его практической деятельности.

Хронологические рамки исследования обусловлены годами жизни Г. Баруди — это 1857−1921 гг.

Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и деятельность Галимджана Баруди, как крупнейшего общественного деятеля, педагога и богослова, привнесшего в татарскую общественно-политическую мысль новые идеи и подходы, направленную на преобразование различных сторон жизни татарского общества до сих пор изучена недостаточно.

Первые сведения о Г. Баруди, как автора новометодных учебников для шакирдов, содержатся в книге Г. Фаезханова «Мухаррик аль-афкяр» («Движущие мысли»), посвященной известным татарским личностям, внесшим вклад в духовную жизнь народа. Г. Фаезханов, отметив огром ное значение этих учебников в распространение новых методов обучения в мусульманских учебных заведениях, возлагал большие надежды на Г. Баруди как идеолога джадидизма в деле просвещения татарского народа6.

В начале XX века медресе «Мухаммадия» и деятельность Г. Баруди широко освещались на страницах газет и журналов, таких как «Мек-теб"7, «Тэрбияи атфаль"8, «Аль-ислах"9, «Казан мухбире"10, «Йолдыз».11.

Небольшие статьи, посвященные учебникам Г. Баруди и его педагогической деятельности, содержатся в таких популярных календарях как «25 еллык адресной календарь» («Двадцатипятилетний адресной календарь») Ф. Халиди (1898)12 и «Заман календаре» («Современный календарь») Ш. Шахидуллина (1910)13.

Из дореволюционных изданий наиболее полные биографические сведения о Г. Баруди содержит работа Юсуфа Акчуры, написанная по поводу двадцатипятилетнего юбилея его педагогической деятельности.

6 Фэезхан Г. Мехэррик ел-эфкэр. — Казан, 1893. — Б.20−21.

7 Баттал Г. Безнен мактэплэргэ дэ нэубэт йитде// Мэктэп. — 1913. — № 14. — Б.339- Г. Ф. Ибтидия программасы // Мэктэб. — 1913. — № 10. — Б. 254- № 11. — Б. 271. Сэнэвия про-граммасы. -№ 12. -Б. 290- Сейфи Ф. Программалар хакында // Мэктеб. — 1913. — № 14. -Б.355.

8 МешаЬире медвррисеннэн Галимжан Эл-Баруди хэзрэтлвренец хезмэте миллия вэ ди-ниясенец 25 нче елы // Тэрбияи — этфаль. -1907. — № 3. — Б. 44−46.

9На страницах каждого номера этого издания публиковались небольшие статьи о медресе «Мухаммадия». См.: Эл-ислах. — 1907. — № 5. — Б.8- № 14. — Б.14- - № 20. — Б.14- № 21. -Б. 9- № 24. — Б. 13- № 25. — Б. 12- № 26. — Б. 14.

10 На страницах «Казан мохбире» нашли отражение события, связанные с уходом шакирдов из медресе «Мухаммадия» в 1906 году. См.: Казан мохбире. -1906. — № 42,45.

11 Мегаллимнэр жэмгыяте // Йолдыз. г1907. — 27 февр. Йолдыз. — 1913. — № 1024.

12 Халиди Ф. 25 еллык адресной календарь. — Казан, 1898. — 85 б.

13 ШэЬидуллин Ш. Заман календаре (1910). — Казан, 1910. — Б. 34−35.

Работа посвящена периодам его учебы и становления его как личности. Ю. Акчура дал высокую оценку деятельности Г. Баруди как первопроходца, сумевшего преодолеть огромные трудности в деле изменения системы обучения в мусульманских учебных заведениях, возглавившего целое направление в народном образовании и подготовившего целую плеяду единомышленников и последователей14.

Данная книга представляет ценность, в первую очередь тем, что в ней подробно описываются условия обучения в мусульманских медресе, что дает возможность проследить процесс становления Г. Баруди как богослова и педагога. В работе освещаются предпосылки становления Г. Баруди как родоначальника джадидизма и крупного общественного деятеля, посвятившего всю свою жизнь просвещению своего народа. Следует отметить, что книга написана его современником и соратником, хорошо знавшим самого Г. Баруди и его окружение.

Деятельность новометодного медресе «Мухаммадия», возглавлявшегося Г. Баруди, также вызывала живой интерес. Из дореволюционных исследований можно назвать книгу Я. Д. Коблова «Конфессиональные школы казанских татар» (1916), в котором, наряду с другими мусульманскими учебными заведениями рассматривается деятельность основанного Г. Баруди медресе15. Эта работа, по сути дела, является первым исследованием на русском языке, разносторонне освещающим различные аспекты функционирования мусульманских учебных заведений. В нем дан анализ программ обучения, описаны преподаваемые в медресе предметы, а также рассмотрены существовавшие учебники и вклад отдельных педагогов в развитие мусульманского образования.

14 Акчура Й. Дамелла Галимжан эл — Баруди. — Казан, 1997.

15 Коблов Я. Д. Конфессиональные школы казанских татар. — Казань, 1916. — 119с.

Среди работ советского периода некоторую информацию о Г. Баруди, в частности о его педагогической деятельности, можно почерпнуть из книги Дж. Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар», написанной в 1923 году16. Автор книги обращает внимание, что Г. Баруди славился во всей России как самый известный представитель нового метода обучения в татарских медресе. Правда, Дж. Валидов больше внимания уделил медресе «Мухаммадия» и организации шакирдов «Ислах», нежели деятельности Г. Баруди как заведующего медресе. Исследуя историю возникновения медресе «Мухаммадия», автор не преминул отметить наличие у Г. Баруди меркантильных интересов, направленных на привлечение капитала богатых купцов и промышленников при создании медресе нового типа.

Книга Дж. Валиди стала в какой-то степени отражением проникновения в науку новой марксистско-ленинской методологии исследования, которая все явления, связанные с религией, относила в разряд если и не реакционных, то отсталых и нежелательных. Такой подход к деятельности и наследию Г. Баруди еще более четко проявляется в таких публика.

1 7 циях 1930;1940;х годов как «История татарской литературы» Г. Сагди, «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление» Б. Ишемгулова18, «Ишаны-дервишы» 3. Мозаффари19 и др. Авторы этих публикаций педагогическую деятельность Г. Баруди рассматривали как тормозящий фактор в развитии педагогической мысли татар, поскольку она была направлена на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей. Его популярность как педагога, как автора учебников, по мнению авторов, достигнута, прежде всего, наличием капитала и принадлежно.

16 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. — Казань, 1998. — 81с.

17 Сэгьди ГТатар эдэбияты тарихы — Казан, 1926. — 72−73. б.

18 Ишемгулов Б. Урыс самодержавиясе Ьэм меселман диния нэзарэте. — Мэскэу, 1930. -326. стью Г. Баруди к классу национальной буржуазии. Особой критике 3. Мозаффари и Б. Ишемгуловым подвергалась деятельность Г. Баруди как муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ).

В 1940;1950;е годы в отечественной и зарубежной историографии трудов, посвященных деятельности Г. Баруди и возглавившим им медресе «Мухаммадия» практически не появились. Исключение составляют монографии В. М. Горохова и Г. Баттал. В исследовании В. М. Горохова «Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья"20 дается позитивная оценка первому новометодному медресе в Казани. Правда, многие сведения о «Мухаммадии» перекликаются с материалами, представленными серией статей о новой программе обучения в медресе, опубликованных в журнале «Мектеб» за 1913 год. Тем не менее, новизна этой книги заключается в том, что ее автор, исследуя мусульманские учебные заведения, пытается раскрыть причины возникновения и условия распространения нового метода обучения в различных регионах России.

В 1958 году в Турции вышла работа татарского эмигранта Г. Баттала «Галимджан Баруди», где автор называет Г. Баруди последователем идей А. Курсави и Ш. Марджани21. Книга состоит из нескольких частей и посвящена разным годам его жизни. В исследовании много внимания уделяется освещению детских лет Г. Баруди. Правда, здесь во многом повторяются сведения, приведенные в книге Ю. Акчуры. Между тем, в книге значительный интерес представляет позиция автора, направленная против использования марксистской методологии в изучении наследия Г. Баруди и деятельности медресе «Мухаммадия». Кни.

19 Мозаффари 3. Ишаннар — дэрвишлэр. — Казан, 1931. — Б. 104−106.

20 Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -Казань, 1941.-С. 206−210.

21 A. Battal — Taymas. Kazanli turk meshurlarindan. Alimcan Barudi. — Istanbul. — 1958. га Г. Баттала носит биографический характер, в ней освещаются разные этапы жизни с акцентом на вклад Г. Баруди в новую систему мусульманского образования.

В 1960;1980;е годы в отечественной историографии не появились какие-либо серьезные исследования, анализирующие деятельность и наследие Г. Баруди. Можно выделить лишь небольшие публикации А. Фатхиева и М. Галеева. В 1962 году A.C. Ф’атхиев в книге «Рукописи татарских писателей и ученых», помимо обзора рукописей и документов, хранящихся в отделе рукописей и редких книг и научной библиотеки Казанского университета, поместил небольшую статью о Г. Баруди, в которой делается попытка объективно, без идеологической зашоренно-сти, оценить его деятельность в области просвещения. В статье впервые приведена информация о библиотеке мыслителя и содержащихся в ней книгах, а также анализируются некоторые рукописи и документы, касающиеся жизни и деятельности Г. Баруди22. В 1983 году на страницах журнала «Казан утлары» была опубликована статья М. Галеева «От медресе «Мухаммадия» к сфере просвещения"23. В ней дается высокая оценка системе обучения в медресе «Мухаммадия», но имя Г. Баруди лишь упоминается.

В 1990;е гг. одним из первых на наследие Галимджана Баруди обратил внимание Р. У. Амирханов, автор статей «Известный реформатор и философ"24 и «Медресе «Мухаммадия"25. В них исследователь рассказывает об истории возникновения медресе, об особенностях программы, о личном вкладе Г. Баруди и возглавлявшегося им учебного заведения в.

Фэтхиев A.C. Татар эдиплэре Ьэм галимнэренец кулъязмалары. — Казан, 1962. -Б. 6−11.

Галиев М. «Мехэммэдия» мэдрэсэсеннэн мэгариф елкэсенэ// Казан утлары. -1983. -№ 11.-Б. 156−162.

24 Эмирхан Р. У. Иманга тугрылык. — Казан, 1997. — Б. 226−234.

25 Там же.-С. 212−226. дело образования татарского народа, дается краткий анализ его учебников. Ценность данных публикаций в том, что они в постперестроечный период обратили внимание на актуальные проблемы национальной культуры и йаметили новые методологические подходы ее исследования. Наиболее полная информация о медресе представлена также в книге «Медресе «Мухаммадия"26.

В последние годы появился целый ряд трудов, посвященных исследованию джадидизма и мусульманского реформаторства, которые дают возможность по-новому оценить различные стороны деятельности Г. Барудй. В этих работах в той или иной степени раскрыты причины, условия, характерные особенности, как самого явления мусульманского реформаторства, так и наследие наиболее видных его идеологов .

Новые подходы и идеи, способствующие воссозданию картины деятельности местных либеральных организаций, находят свое отражение и в ряде региональных диссертационных исследований — в частности, в работах В. И. Седугина, Р. Р. Фахрутдинова, Н. С. Низамовой и др28. В них нашли отражение вопросы, связанные с возникновением и деятельностью партий либерального направления в регионе Среднего Поволжья в период революции 1905 — 1907 гг.

26 Ханзафар Н. Г. Эмирхан Р. У. Эхмэтжан Р. Г. Мехэммэдия мэдрэсэсе. — Казан, 1998. -99 6.

27 Абдуллин Я. Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. — Казань, 1979; Исха-ков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. — Казань, 1997; Хабутдинов А. Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце 18 -19 вв. — Казань, 2000; Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.еков. -Казань, 1998; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. — Казань, 2003.

28 Седугин В. И. Социал-демократы и кадеты Поволжья в начале XX века (1905;март 1917гг.): дисс.. д-ра истор. Наук. — Казань, 1995; Низамова М. С. Казанское земство в конце 19-начале 20 вв.: местное самоуправление и земское общественное движение: Дисс.. к-та истор. Наук. — Казань, 1995; Фахрутдинов P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце 19-начале 20 вв.: идеология и политическая программа: Дисс. канд. Истор. Наук. — Казань, 1996.

Весьма важными для нас являются также работы исследователей, выявивших новые источники и обосновавших теоретическое осмысление общественно — политической обстановки в регионе — Р. И. Нафигова, И. Р. Тагирова, С. М. Михайловой, Ю. И. Смыкова, В. А. Шагалова, Д. Э. Кабирова, Д.М.Усмановой29.

Тем не менее, нужно признать то, что деятельность Г. Баруди до сих пор рассматривается в основном как организатора медресе «Мухам-мадия». Несомненно, созданное им в конце XIX века учебное заведение сыграло заметную роль в истории татарского народа и заслуживает особого внимания. Между тем, деятельность Г. Баруди не ограничивается только организацией учебного процесса в медресе, он так же написал и опубликовал около тридцати учебников, которые во многом способствовали распространению нового метода, издавал религиозно-литературный журнал «Ад-дин ва аль-адаб», открыл публичную библиотеку, предоставив населению Казани, возможность ознакомиться с редкой и ценной литературой, исполнял обязанности имам-хатиба, дважды был избран муфтием Центрального духовного управления мусульман России.

Среди публикаций 1990;х годов особого внимания заслуживает стаЛ тья P.P. Салихова «Великий реформатор», в которой автор, используя богатый архивный материал, характеризует Г: Баруди как реформатора и видного общественно-политического деятеля начала XX века.

Значительный интерес с точки зрения ввода в научный оборот новых материалов о Г. Баруди представляет статья С. Т. Рахимова «Га.

Нафигов Р.И. В становлении и борьбе против самодержавия. — Казань, 1990; его же — Поиск продолжается. — Казань, 1993; Михайлова С. М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (19 век). — Казань, 1991; Тагиров И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХв). — Казань, 1999; Шагалов В. А., Кабиров Д. Э. Сотрудничество политических партий Поволжья в этап буржуазно-демократической революции// Новейшие политические партии и общественные движения национальных республик Поволжья: сб. ст. — Чебоксары, 1993. Вып. 2. Усманова Д. М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906;1917). — Казань, 1999. лимджана Баруди: «Мусульмане ожидали от Советской власти особой милости."31, в которой автор приводит уникальные документы из Центрального государственного исторического архива Республики Башкор-тстан. Статья дает возможность по-новому взглянуть на общественно-политическую деятельность Г. Баруди как муфтия, особенно в годы голода 1921 года в Поволжье.

Из появившихся в последние годы обобщающих работ, посвященных жизни и творчеству Г. Баруди, особо следует выделить книгу М. Х. Юсупова «Галимджана Баруди». Автор исследования, опираясь на широкий круг источников, дает подробную биографию мыслителя, анализирует его общественно-политическую деятельность. Основное место в книге занимают разделы, посвященные рассмотрению становления мировоззрения Г. Баруди, формированию его просветительских взглядов и определению места мыслителя в джадидском движении.

Но, не смотря на то, что в последние годы интерес к различным аспектам жизни и наследия значительно возрос, еще нельзя утверждать, что все стороны его сложной и многогранной деятельности достаточно проанализированы и освещены на страницах научных публикаций. В первую очередь, это касается его издательской деятельности. Выпускавшимся им журнал «Ад-дин ва аль-адаб», который до последних лет считался изданием татарских традиционалистов-кадимистов и поэтому получивший негативную оценку в советской историографии33, нуждается в разностороннем изучении.

30 Салихов Р. Р. Беек яцарышчы // Казан. — 1997. — № 10−11. — Б.54−64.

31 Рахимов С. Галимджан Баруди: «Мусульмане ожидали от Советской власти особой милости."//Эхо веков.-1997.-№ 1−2.-С. 171−177.

32 Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. — Казань, 2003. — 206с.

33 См.: Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты. Альбом. — Казан, 1926 — Б. 37−38- ИбраЬимов Г. Эсерлер. Сигез томда. Т. 7. — Казан, 1984. — 453 б.- Гайнуллин М. Х. Татарская литература и публицистика начала XX века. — Казан, 1966. — 112с.- Нуруллин И. З. XX йоз башы татар эдэбияты. — Казан, 1982. — Б. 13.

Педагогическое наследие Г. Баруди, состоящее из 28 учебников и многочисленных статей, написанных для обучения шакирдов по новому методу, практически также не исследовано.

История создания и функционирование публичной библиотеки, открытой Г. Баруди также не изучены. Единственной публикацией по этой теме можно назвать статью И, Ю. Крачковского «Собрание арабских рукописей в Казани», в которой автор утверждал о наличии среди рукописей ученого неизвестных источников Х1-ХП веков34.

Объектом диссертационного исследования является общественно-политические взгляды и деятельность Галимджана Баруди.

Предметом изучения выстуйает просветительский аспект социально-политических взглядов и общественной деятельности Г. Баруди.

Целью диссертационной работы является по возможности полное выявление общественно-публицистического, научного и богословского наследия Галимджана Баруди: чтобы определить различные аспекты его деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:

— через изучение биографии мыслителя показать формирование его общественно-политических взглядов и идеологических представлений о перспективах переустройства татарского общества;

— определить роль и место Г. Баруди в реформировании мусульманского образования в Казани;

— проанализировать учебники, написанные Г. Баруди для новоме-тодных медресе, определить значение его наследия для функционирования новометодных медресе;

34 Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 6. — М., 1960. — С. 454- 459.

— выявить идейно-теоретическую направленность и цели журнала «Ад-дин ва аль-адаб» и охарактеризовать деятельность Г. Баруди как издателя и публициста;

— показать роль и место библиотеки Г. Баруди в формировании новых подходов в распространении среди населения разносторонних знаний.

Источниковедческую базу диссертации составили:

1) Материалы делопроизводства. В ходе работы нами были изучены источники из фондов Национального архива Республики Татарстан (НА РТ). Сведения о Г. Баруди разбросаны в самых различных фондах архива, личного фонда мыслителя, к сожалению, не существует.

В ходе исследования выяснилось, что в фондах Национального архива Татарстана хранится большое количество дел, касающихся биографии Г. Баруди и основных направлений его деятельности и как организатора медресе «Мухаммадия», и как редактора и издателя журнала «Ад-дин ва аль-адаб», и как владельца богатой публичной библиотеки. Значительная часть документов впервые была введена в научный оборот. Поиск велся по проблемно-хронологическому методу. По содержащейся в документах информации, архивные дела можно рассматривать в определенных группах:

1. Для исследования деятельности медресе «Мухаммадия» исключительно важными являются документы фондов казанского губернатора (Ф. 1.) и директора народных училищ (Ф. 160), в которых хранится информация в виде секретной переписки о татарских школах, где указывается число учащихся, преподавателей, дается некоторая информация о приходских медресе. Документы этих фондов наглядно свидетельствуют о том, что медресе «Мухаммадия», как первое новометодное мусульманское учебное заведение, вызывало живой интерес со стороны властей и подвергалось постоянным проверкам.

2. Документы о журнале «Ад-дин ва аль-адаб» сохранились в фондах Канцелярии казанского губернатора (Ф. 1) и по делам печати (Ф. 420), которые дают богатый материал для изучения процесса становления этого издания, о его авторах и характере основных публикаций.

3. Об открытии «Галеевской библиотеки» и различные сведения о типографиях и библиотеках в Казани можно обнаружить в фондах Канцелярии казанского губернатора (Ф. 1), используя которые можно определить роль и значение этой библиотеки в повышении образовательного уровня татарского населения города Казани.

4. Дела по исследованию политической благонадежности муллы Г. Баруди, донесения и рапорты с различными справками, постановлением, отчетом об обыске, дела по так называемому «панисламистскому» движению сохранились в фондах казанского губернатора (Ф. 1.) и в фондах городского жандармского управления (Ф. 199). Эти документы дают возможность всесторонне анализировать общественно-политическую деятельность Г. Баруди, его отношение к существующему режиму, видение им перспектив обустройства России и татарского общества.

5. Обзоры татарской печати (Ф. 1) содержат дополнительные сведения о Г. Баруди, дают возможность рассматривать его деятельность как издателя и редактора журнала в контексте процессов, происходящих в России вокруг национальных периодических изданий и издательств.

Помимо архивных материалов в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета хранятся неопубликованные документы, касающиеся библиотеки Г. Баруди. Среди них четыре каталога книг фондов этой библиотеки, составленные в разные годыдокументы, свидетельствовавшие передачу книг и здания библиотеки Исламской библиотекесведения о книгах и рукописях, докладные записки о приеме библиотеки. Там же хранятся личные бумаги и письма Г. Баруди, относящиеся к разным годам его жизни, рукописный вариант книги Ш. Шараф, посвященной разъяснению хадисов и стихотворных строк, приведенных в качестве примера в книге Г. Баруди «Хусну-ль-машраб фи наху лисан аль-араб».

Информационно насыщенным источником являются материалы, собранные А. Галиевым о женском медресе Л. Хусаиновой. В них содержится информация о медресе «Мухаммадия» и о педагогической деятельности супруги Г. Баруди Бибимагруй, которая основала первое женское новометодное мектебе в Казани.

2) Материалы периодической печати. Особый интерес представляют издания, выходившие в начале XX века такие как «Волжский листок», «Ислах», «Иолдыз», «Казан мехбире», «Мэктэб», «Тербияи етфаль», «Шура».

Среди них особо следует выделить журнал «Ад-дин ва аль-адаб», издателем и редактором которого был сам Г. Баруди. Именно в этом издании представлен огромный материал для более четкого представления основных направлений татарской богословской мысли и религиозно-теоретических представлений самого Г. Баруди.

3) Материалы личного происхождения. Важными источниками при изучении жизни и деятельности Г. Баруди являются его дневники. Исследователям известны три дневника, относящиеся к разным годам его жизни. По хронологии первый дневник — «Путешествие в Стамбул» написан в 1907 году, во время путешествия Г. Баруди в Турцию35. Неполный вариант дневника был опубликован на страницах журнала «Ад-дин ва аль-адаб». После ареста редактора в 1908 г. журнал не выходил, предположительно, записи дневника были отобраны при обыске и были утеряны. Об этом в свое время писал и Р. Фахрутдинов36.

В этом дневнике Г. Баруди также предупреждает, что он не стремится к подробному описанию событий, тем не менее, в нем представлено очень много фактического материала, проливающего свет на различные стороны его жизни. На страницах дневника нашли отражение философские взгляды Г. Баруди, его оценка различных событий, происходящих. в России и в татарском обществе, описываются различные города и села, особое внимание уделяется деятельности находящихся там медресе и мечетям.

XI.

Второй дневник — «Памятная тетрадь» — относится к 1918 году, когда Г. Баруди вместе с членами Милли идара уехал в Казахстан. В нем описываются его встречи с имамами, мугаллимами в Петропавловске, Троицке, Челябинске, изложены его мысли относительно казахских учебных заведений, о состоянии мечетей в этом регионе и т. д. о.

Самый объемный дневник «Памятная книжка» был написан в 1920 году. На его страницах описываются события, связанные с поездкой муфтия Г. Баруди из Уфы в Москву через Казань, для решения накопившихся проблем Центрального духовного управления мусульман. Дневник дает ценную информацию для изучения очень сложного и насыщенного событиями периода жизни Г. Баруди, когда он исполнял.

35 Баруди Г. Истамбулга сэяхвтем// Эд-дин вэ эл-эдэб. — 1908. — № 1. -22−25 б.- — № 2. -57−61 б.- -№ 3. -86−91 б.- - № 5. -149−153 б.- - № 6. -183−184 б.- -№ 7. -209−215 б.

36 Фэхретдин Р. Болгар вэ Казан теркилэре. — Казан, 1993. — 157 б.

37 Баруди Г. Истэлек дафтэре // Татарстан. — № 6. -Б. 59−66 б.

38 Баруди Г. Памятная книжка. — Казань, 2000. — 147с. Также: Хатирэ дэфтэре// Казан. -1997.-№ 10−12, — 1998;№ 1,2. обязанности муфтия ЦДУМ. Помимо описаний встреч с различными людьми, на его страницах Г. Баруди делился своими мыслями о воспитании, образовании, политических катаклизмах, происходивших в России, войне, положении мусульманских стран и т. д.

4) Опубликованные документы и материалы. Использованный ис-точниковый материал был разделен нами на следующие виды:

1. Труды самого Г. Баруди. Среди них большую ценность представляют его учебники по новометодным формам обучения, написанные на татарском и арабском языках и научно-просветительские публикации. Учебники хранятся в фондах Научной библиотеки Казанского университета и Национальной библиотеки РТ.

2.

Литература

содержащая сведения о Г. Баруди биографического плана.

3. Библиографические указатели различных газет и журналов, позволяющие лучше ориентироваться в материалах, опубликованных в начале века.

4.

Литература

посвященная работе медресе «Мухаммадия», новометодным учебникам, журналу «Ад-дин ва аль-адаб» и частично открытию публичной библиотеки Г. Баруди.

Таким образом, сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, с его помощью представляется возможным решить поставленные перед исследованием задачи. Но все это может быть достигнуто I только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Для этого в процессе подготовки диссертации была изучена литература, характеризующая татарское общество конца XIX — начала XX веков.

Методологические основы исследования. В основу исследования положены принципы историзма и объективности: автор стремился рассмотреть процессы и явления, имевшие место в истории татарской общественной мысли, в развитии, во взаимосвязи с другими социальными процессами, в той конкретно-исторической форме, которую они принимали в разное времяисследование направлялось по пути познания объективной истины и объективных закономерностей истории.

Методологические основы исследования обусловлены целью и задачами диссертации и требуют комплексного подхода, включающего в себя как сравнительно-исторический, так и ряд других видов исторических методов познания: типологический, структурно-функциональный и системный. При изучении и изложении материала использовались также и общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные диахронный (метод периодизации), проблемный, хронологически-проблемный, метод синхронного анализа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— с привлечением широкого круга источников и литературы воссоздана научная биография Г. Баруди;

— выявлен многогранный вклад Г. Баруди в организацию принципиально новой системы просвещения мусульман Поволжья;

— систематизированы все сведения об учебниках, написанных Г. Баруди, был дан анализ учебников, определено их место в распространении нового метода обучения;

— обобщены и проанализированы статьи Г. Баруди в журнале «Ад-дин ва аль-адаб" — изучив и проанализировав материалы данного журнала, был составлен библиографический указатель;

— обозначено место библиотеки Г. Баруди в просвещении мусульманского населения г. Казани, а также выявлена ценность и значимость редких книг и рукописей из этой библиотеки.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы, содержащиеся в диссертации, выводы и обобщения автора, положения исследования могут способствовать дальнейшему углублению изучения наследия Галимджана Баруди и татарской общественно-политической мысли в конце XIX — начале XX веков.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий, в разработке спецкурсов по истории татарского народа и Республики Татарстан, при подготовке монографий, посвященных общественной мысли конца XIX — начала XX веков, при исследовании национальных движений в условиях царизма, при подготовке методических пособий по изучению истории просветительства Поволжья начала XX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Конец XIX — начало XX века характеризуется как переломный пеi риод в истории не только татарского народа, но России в целом. Весь ход исторического, политического и социально-экономического развития Российского государства привел к формированию общества, пере живающего в начале XX века серьезную трансформацию. Духовная культура и многовековой уклад жизни подверглись переосмыслению на фоне распространения новых идеологических ценностей, составляющих основу европейской цивилизации.

В этот период в татарском обществе формируются важные общественно-политические движения. Их возникновение было вызвано поступательным развитием российского промышленного капитала в условиях ущемления татарской буржуазии, а также правовой и политической дискриминации татарского народа. Но, тем не менее, постепенно складывались условия для формирования новой идеологии татарского народа. В процессе поисков новых ориентиров развития нации формируется широкое общественное движение, получившее название джадидизм, которое, не ограничиваясь рамками методов обучения и переустройства мусульманских учебных заведений, со временем охватило все области общественной жизни татарского народа.

Исследуя роль Галимджана Баруди в общественной и политической жизни татарского народа, можно с уверенностью сказать, что он был одним из видных общественных деятелей начала XX века, заслуги которого перед своим народом трудно переоценить. Его жизнь и деятельность условно можно разделить на три основных периода: годы станов.

346 Фэтхиев А. С. Татар эдиплэре Ьем галимнэренец кулъязмалары. — Б. 6−7. — Также см.: Салихов P.P. Беек янарышчы // Казан. — 1997. — № 10−11. — Б.64. ления, педагогической деятельности и период исполнения обязанностей муфтия ЦДУМ.

Г. Баруди, будучи педагогом-практиком, претворил в жизнь самые заветные мечты и идеи своих предшественников и просветителей. Его деятельность была многогранной. Некоторым он известен как педагог-новатор, некоторым — как достопочтенный имам, а многим — как мудрый муфтий ЦДУМ, стремившийся регулировать государственно-исламские отношения. Сам Г. Баруди видел себя религиозным и общественным деятелем, желавшем видеть свой народ свободным, образованным и включенным в процесс мировой интеграции народов.

Важной стороной его деятельности являлась неутомимая тяга к образованию. Именно поэтому им был реализован целый комплекс мероприятий, включающий в себя открытие медресе «Мухаммадия», подготовку учебников для преподавания по новому методу, издание журнала для распространения идей джадидизма и религиозного просветительства, а также открытие бесплатной мусульманской библиотеки.

В Казани именно в медресе «Мухаммадия» впервые была реализована реформа школьного образования и обучения шакирдов по новому методу. Пытаясь претворить идеи просветительства в жизнь, Г. Баруди во многом добился успехов. Являясь оплотом джадидизма, его медресе стало одним из центральных звеньев в деле просвещения татарского народа. Выпускники медресе в свою очередь продолжили дело реформирования системы мусульманского образования и формирования новых идеологических принципов функционирования татарского общества. Г. Баруди, как религиозный реформатор доказывал, что ислам не только не противоречит науке, новому методу обучения, но и призван их использовать.

Введение

в медресе «Мухаммадия» новых методов обучения потребовало обеспечения его учебниками и соответствующими программам. Г. Баруди был одним из первых, кто отмечал необходимость издания новых учебников для шакирдов и в 1890—1891 годах стал автором многих из них.

Написанные Г. Баруди в 1890—1913 гг. двадцать девять учебников и методических пособий составляют значительную часть его наследия. Учебники Г. Баруди для своего времени несли передовые знания и были написаны учитывая возрастные особенности шакирдов и национально-религиозные особенности татарского народа. Все учебники ставили перед собой цель и нравственного воспитания: в качестве примеров приводилось большое количество пословиц, поговорок, хадисов о необходимости быть нравственным, воспитанным и грамотным. Они пользовались большой популярностью во всех новометодных медресе и переиздавались десятки раз. Нужно признать, что ряд учебников Г. Баруди в основном носили компилятивный характер и написаны в виде перевода книг арабских богословов. При определении значимости данных трудов немаловажным является тот факт, что они зиждились на мусульманских канонах, заложенных в основу обучения много столетий назад.

Не менее важной сферой деятельности Г. Баруди является издание I им журнала «Ад-дин ва аль-адаб», занимающего особое место среди средств массовой информации начала XX века. Во всем существовавшем на тот период многообразии периодических изданий, «Ад-дин ва аль-адаб» принадлежит своеобразная и четкая позиция. Анализируя содержание статей и общую направленность журнала, его можно отнести к изданию джадидов с просветительским уклоном. Отметив, что главной задачей «Ад-дин ва аль-адаб» является правильное объяснение сущности ислама, в каждом номере публиковались религиозные статьи, призывающие мусульман обратиться к истокам мусульманской религии: к хадисам и к Корану. В данном журнале проблема использования новых потенциальных возможностей ислама умело переплеталась с вопросами переустройства мусульманского общества. Следовательно, издание, находясь на позиции необходимости переустройства жизни мусульман, предлагало начать его с мектебе и медресе, изменив систему обучения и введя в программу светские науки. Заботясь о будущем татарского народа, «Ад-дин ва аль-адаб» огромное значение придавал правильному воспитанию молодежи, материальной и духовной поддержке шакирдов и педагогов. На его страницах публиковались материалы, отражающие основные проблемы, волнующие мусульманское общество, а также находили отражение политические события начала XX века.

В трудах, посвященных татарской периодической печати начала XX века, до настоящего времени «Ад-дин ва аль-адаб» отождествлялся с I журналом «Дин ва магишат», который являлся печатным органом наиболее консервативной части мусульманского духовенства. Следует обратить внимание на то, что «Ад-дин ва аль-адаб» никогда не стремился, как «Дин ва магишат», удержать в рамках Корана и шариата духовную и светскую жизнь мусульман. Он не выступал против эмансипации женщин, секуляризации духовной и общественной жизни мусульман. Рассматривая светскую культуру и светское образование в разных плоскостях, «Ад-дин ва аль-адаб» публиковал материалы, прежде всего направленные на распространение идей джадидизма и светского образования, тем самым журнал являлся своеобразным рупором идей просвещения татарского общества. Основным отличием журнала наряду с другими является то, что он выступал против слепого подражания европейской культуре. Называя исламскую культуру самой высокой культурой,.

Ад-дин ва аль-адаб" призывал мусульман жить, опираясь, прежде всего на законы шариата.

Еще одним направлением деятельности Г. Баруди явилось повышение уровня образованности своего народа посредством открытия публичной библиотеки, состоящей из большого количества ценных изданий, накопленных самим Г. Баруди, его отцом Мухаммаджаном, а также его наставником — Саляхутдин-хазретом.

Анализируя деятельность Г. Баруди как муфтия Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, можно отметить, что он, представляя интересы мусульман, за четыре года осуществил две официальных поездки в Москву с целью отстоять их права. Проявляя талант политика, он сохранил Духовное управление мусульман как организующее звено мусульман России. Одной из самых важных заслуг муфтия Г. Баруди перед всей Россией и в частности перед татарской нацией, была организация активной борьбы с голодом в Поволжье.

Следует отметить, что деятельность Галимджана Баруди сопровожI далась постоянными обвинениями в национализме, пантюркизме и панисламизме. Царское правительство приписывало джадидизму прежде всего националистический характер и в учебных заведениях нового типа видело угрозу самодержавию. Самодержавие за представителями джа-дидизма прочно закрепило звание националистов, граничащих с идеями шовинизма, а большевики, опасались национализма и отвергали джади-дизм, следуя принципу интернационализма.

Джадиды, осуществляя защиту прав своей нации, не имеющей свою государственность и реальной политической силы, старались определить место татарской нации в мировом сообществе. Являясь защитниками интересов нации, джадиды заботились о будущем татарского народа.

Именно они стремились поставить на качественно новый уровень преподавание в мусульманских учебных заведениях, издавали газеты и журналы на татарском языке, открывали бесплатные публичные библиотеки, создавали различные национальные организации, благотворительные общества.

Г. Баруди был лидером мусульман Поволжья и, борясь за интересы татарского народа, всегда и повсеместно старался поддерживать хорошие отношения с правительством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)
  2. Фонд 1 Канцелярия Казанского губернатора Опись 3:
  3. Д. 9126. По ходатайству Казанского магометанского общества о разрешении отправления депутатов в С. Петербург для переговоров по делам магометанской веры.
  4. Д. 9606. Об открытии в г. Казани новых медресе и мектебе гласным Казанской городской Думы купцом М. Галеевым.1. Опись 4:
  5. Д. 2002. По ходатайству Г. Галеева о разрешении ему приобрести гектограф (1906г.).
  6. Д. 2142. О самовольном съезде в г. Казани всех шакирдов России для обсуждения разных вопросов.
  7. Д. 2670. Дело по сообщению инспектора по делам печати в г. Казани по поводу брожения среди татар — мусульман Казанской губернии вызванного утвержденными 31.3.1906 правилами о начальных училищах для инородцев.
  8. Д. 5384. По заявлению потомственного почетного гр. Г. Галеева о желании продолжить издание научного журнала «Дин ва адаб» на татарском, арабском и восточных языках.
  9. Д. 5482. По обследованию фактического положения дела в новометодных мектебе и медресе Казанской губернии.
  10. Д. 6146. Собрание обзоров периодических изданий.
  11. Д. 6166. Сведения о библиотеках и типографиях за 1913 г.
  12. Д. 6188. По обозрению содержания татарских газет, брошюр и др. произведений печати.
  13. Д. 6189. Собрание обзоров, записок, донесений и сообщений по обозрению и содержания татарских газет, книг, брошюр и др. произведений печати, а также по выяснению течений среди татар.
  14. Д.6532(а) По ходатайству потомственного почетного гр. г. Казани, муллы Г. Галеева о разрешении ему открытия в г. Казани бесплатной публичной библиотеки.
  15. Д. 7142. О мусульманских манифестах.
  16. Д. 7392. Донос муллы д. Тумутук Бугульминского уезда Аделева Казанскому губернатору на деятельность Бобинских и других мулл в распространении новометодного обучения.1. Опись 6:
  17. Д. 505. О возникшей среди шакирдов г. Казани агитации с целью организованиясоюза под названием «Бреги» стремящегося к низвержениюсамодержавия и созыву учредительного Собрания. t
  18. ДЛЮ. О возбуждении при КГЖУ переписке по исследованию политической неблагонадежности мулл. (Г. Галеев, С. Галеев, А. Апанаев, А. Максудов).I
  19. Фонд 2 Казанское губернское правление Опись 2:
  20. Д. 2263. Об определении сына Казанского купца Галимзяна Мухаме-товича Галеева вторым муллою к соборной мечети, состоявшей во второй части г. Казани, на Средне Ямской улице.(1882).
  21. Д. 3995. Об избрании прихожанами приходской № 10 мечети, сост. в г. Казани по 5 части в Новотатарской слободе на Малосимбирской улице к той мечети 2 муллою сына Казанского купца Салихзяна Галеева.
  22. Д. 8119. Об увольнении мулл мечетей г. Казани Апанаева Салихзяна и Галимджана Галеевых (1908).
  23. Д. 8377. Об утверждении сына Абдрахмана Мухаметзянова Галеева муллою к 5 соборной мечети г. Казани (1909).
  24. Д. 9171. Об утверждении 11 января Г. Галеева муллою к 5 соборной мечети (1913).
  25. Д. 12 936. О магометанских приходах, школах и прочих мусульманских делах. (Заявление Г. Галеева об отправлении в Туркестан в 1917 г.). Фонд 98 Казанская городская дума1. Опись 3:
  26. Думы, Казанского второй гильдии купца М. Галеева.
  27. Фонд 160 директора народных училищ Казанского учебного округаt1. Опись 1:
  28. Д. 1441. Ведомости о магометанских школах, медресе за 1911 г.
  29. Д. 1576. Директор народных училищ Казанской губернии. Секретная переписка: о татарских школах, характеристики учителей и т. д. (19 121 913).
  30. Фонд 199 Казанское Губернское Жандармское Управление Опись 1:
  31. Д. 785. Об исследовании политической благонадежности бывших Казанских мулл Г. Галеева, А. Максудова, А. Апанаева.(1911).1
  32. Фонд 420 фонд по делам печати Опись 1:
  33. Д. 68. О дозволении указному имаму г. Казани Галимжану Галееву издавать журнал «Дин ва адаб».
  34. Фонд 1118 фонд инспектора народных училищ г. Казани Опись 1:
  35. Д. 32. Ведомости о Казанских медресе и частных мектебе.
  36. Документы, хранящиеся в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Казанского университета)
  37. Баруди Галимждн кетепханесен, китаплары сакланган бинасы белен бергэ вакыф итуе турында васыятнамесе вакыфнамэсе. — 1920. (т. 1598).
  38. Г Баруди Галимясан кетепханесен кабул итеп алу турында. 1923. (т. 1597).
  39. Г. Баруди китапханесенец китаплар исемлеге. (т. 1011).
  40. Г. Баруди китапханесенец китаплар исемлеге. Медресе «Мехеммедия» (т. 1010).
  41. Г. Баруди китапханесенец китаплар исемлеге. — 1926. (т. 1212).
  42. В. Лебибе Хесеенова тарафыннан ачылган беренче татар кызлары мектебе ве медресесе. (т 1 2391).
  43. Ш. МентеЬа-т-талеб фи шерхе ебъят «Хеснел-мешреб фи неху лисан-ел-гареб». 1902. — 516.12. Периодические издания
  44. Волжский листок. Казань, 1905. — № 91- 94- 95.
  45. Гасырлар авазы. Эхо веков. Казань, 1997. — № 10−11. — С. 171 -177.
  46. Ислах. 1907. — № 5. — 8 б.- 1907. — № 14. — 14 б.- 1907. — № 21. — 9 б.- 1907. — № 24. — 13 б.- 1907. — № 47. — 12 б.- 1908. — № 30. — 14 б.- 1908. -№ 43.-126.24. Йолдыз. 1907. — 27 февр.
  47. Казан мехбире. 1906. — № 42. — 27февр- - 1906. — № 45. — 5 март.
  48. Мектеп.- 1913. № 10. — 253−254 б.- № 11. — 271−272 б. — 1913. -№ 14.-355 б.
  49. Тербияи етфаль. 1907. — № 3. — 44−47 б28. Шура.-1910.-№ 8.-3 июль
  50. Г. Истамбулга сэяхатем /Г.Баруди // Эд-дин ве ол-эдвб. -1908. № 1. — 22−25 б. — № 2. — 57−61 б.- № 3. — 86−91 б.- № 5. — 149−153 б.- № 6. — 183−184 б.- № 7. — 209−215 б.
  51. Г. Истэлек дэфтере /Г.Баруди // Татарстан. — 1997. № 6. -59−66 б.
  52. Г. Памятная книжка /Г.Баруди. Казань: Иман, 2000. — 147 е.- Также: Хатирэ дэфтэре // Казан. — 1997. — № 10−11. — 71−896.- - № 12.106.150 б.- 1998. — № 1. — 21−486.- - № 2. — 66−866.
  53. Опубликованные материалы и документы на русском языке:
  54. Ф. Медресе Туркестанского края // Журнал Министерства просвещения. С.-Петербург: Тип. В. С. Балашова, 1892. — Ч. 284. — С. 274.2. Коблов Я. Д. Конфессиональные школы казанских татар/ Я. Д. Коблов. — Казань: Тип. Импер. ун-та, 1916. — 119с.
  55. Я.Д. Мечты татарских магометан о национальной общеобразовательной школе/ Я. Д. Коблов. Казань: Тип. Импер. ун-та, 1908. — 20с.
  56. Мир ислама / Под ред. Д. Позднева. 1913. — Т. И, вып. 1. — С. 41 -42.
  57. Мусульманская печать России в 1910 г. / Сост. под ред. В.Гольмстрема. Оксфорд, 1987. — 103с.
  58. Отчет о командировочной поездке тайного советника A.C. Будило-вича в Казанский, Оренбургский и Западно-Сибирский учебные округа. (1904 г.) С.-Петербург: Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1905.
  59. Й. Дамелла Галимжан ел-Баруди/ Й.Акчура. Казан: Иман, 1997.-76 б.
  60. И. Вакытлы татар матбугаты. Альбом/И. Рэмиев. Казан: Гэжурбасм., 1925.-2326.
  61. Г. Мехэррик ел-эфкяр. (Русия мэхкумендэ булган татар исламларыньщ гыйлем ве мэгърифетлере Ьэм кесеп во 1юнерлэре)/ Г. Феезхан. Казан: Типо-литография императорского университета, 1893. -44 6.
  62. Ф. Дамелла Галимжан хэзретнец яца тэсныйф кылган китаплары. 25 еллык адресной календарь/ Ф.Халиди. Казан, 1898. — 856.
  63. Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основные проблемы /Я.Г.Абдуллин. Казань: Таткнигоиздат, 1976. -319с.
  64. Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период /Р.У. Амирхан // Магариф. 1992. — № 9. — С. 40−43.
  65. Р.У. Татарская демократическая печать (1905−1907)/ Р. У. Амирханов. М.: Наука, 1988. — 188с.
  66. A.M. Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России/ A.M. Аршаруни, Х.Габидуллин. М.: Безбожник, тип. Мос-полиграфа в Рязани, 1931. — 138с.
  67. Дж.Валидов. Казань: Изд-во «Иман», 1998. — 157с.
  68. Е.А. История России: XIX век. Курс лекций/ Е. А. Вишленкова, Ю. И. Смыков. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2003. — 292с.
  69. . По следам последних дел Галимджана Баруди/ Б. Галеев // Казань. 1998. — № 2. — С. 63−85.I
  70. Ф. Садри Максуди/ Ф.Гаффарова. — Казань, 1998. 160с.
  71. В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья/ В. М. Горохов Казань: Татгосиздат. Учебно-педагогич. центр. — 1941. — 260с.
  72. И. К. Перепись 1897 г. и причины выступления противнее татарских крестьян Казанской губернии/ И. К. Загидуллин // Ученые за"писки. Казань: Изд-во Татарского гос. гум. ин-та — 1997. — № 2. — С. 5297.
  73. История Татарской АССР/ З. И. Гильманов, М. К. Мухарямов, Ю. И. Смыков и др. Казань: Таткнигоиздат, 1980. — 256с.
  74. Г. Идель -Урал/ Г. Исхаки. Набережные Челны: Изд-во «Камаз», 1993. — 63с.
  75. Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению/ Д. М. Исхаков. Казань: Изд-во «Иман», 1997.- 80с.
  76. А.Г. Татарская книга начала XX века/ А. Г. Каримуллин.- Казань: Таткнигоиздат, 1974. — 319с.
  77. А.Г. У истоков татарской книги: От начала возникновения до 60-х гг. XIX в. 2-е изд. / А. Г. Каримуллин. — Казань: Таткнигоиздат, 1992.-208с.
  78. И. Ю. Избранные сочинения. Описание рукописей. В 6 т. /И.Ю. Крачковский. М.: АН СССР, 1960. — Т. VI. — С. 455−459.
  79. А.Х. Становление светского образования у татар. (Борьба вокруг школьного вопроса 1861−1917)/ А. Х. Махмутова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 96с.
  80. С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800−1861) / С. М. Михайлова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. -228с.
  81. С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век)/ С. М. Михайлова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979.-224 с.
  82. С.М. Казанский университет в духовной культуре народов востока России (XIX век) / С. М. Михайлова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.-358 с.
  83. С.М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья/ С. М. Михайлова, О. Н. Коршунова. Казань: Изд-во «Фэн», 1997. -110 с.
  84. С.М. Поволжье и Приуралье: Культура многонациональной провинции/ С. М. Михайлова, О. Н. Коршунова. Казань: Изд-во «Фэн», 2001.-204 с.
  85. P.M. Ислам в татарской общественной мысли начала 20 века/ P.M. Мухаметшин. Казань: Изд-во «Иман», 2000. — 130с.
  86. М.К. Культурное строительство в Татарии. 1917−1941 гг. /М.К.Мухарямов, М. З. Тутаева. Казань: Таткнигоиздат, 1971. — 170с.
  87. Р.И. Формирование и развитие передовой общественно-политической мысли: Очерк истории 1895−1917 гг. /Р.И.Нафигов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964. — 446с.
  88. Р.И. В становлении и борьбе против самодержавия/ Р. И. Нафигов. Казань, 1990. — 213с.
  89. Очерки истории татарской общественной мысли / P.M. Амирханов, А. Н. Юзеев, Я. Г. Абдуллин и др. Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. — 191с.
  90. М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. 2-ое доп. издание, посвященное 160-летию Ахмет бая Хусаинова/ М. Ф. Рахимкулова.I
  91. Оренбург: Изд-во «Яна вакыт», 1997. 254 с.
  92. С.Т. Галимджан Баруди: «Мусульмане ожидали от Советской власти особой милости/ С. Т. Рахимов // Гасырлар авазы Эхо веков. — 1997. -№ ½. — С. 171−177.
  93. М.А. Декрет Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его осуществление /М.А.Сайдашева
  94. М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного востока/ М. Т. Степанянц. М.: «Наука», 1974. — 89 с.
  95. Ф.М. Татарское национальное движение: история и современность/ Ф. М. Султанов. Казань: Изд-во «Магариф», 2000. — 207 с.
  96. .Ф. История Татарстана. Часть 4. / Б. Ф. Султанбеков, Л. А. Харисова, А. Г. Галлямова. Казань: Изд-во «Хэтер», 1998. -447 с.
  97. И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX в.)/ И. Р. Тагиров. Казань: Татар, кн. изд-во, 1999. — 468 с.
  98. Р.Р. Татарский либерализм в конце 1ХХ начале XX века. Очерки политической истории/ Р. Р. Фахрутдинов. — Казань: Изд-во «Магариф», 1998. — 127 с.
  99. А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце 18−19 веках/ А. Ю. Хабутдинов Казань: Изд-во «Иман», 2000 — 159 с.
  100. А.Г. Последний татарский богослов/ А. Г. Хайрутдинов.- Казань: Изд-во «Иман», 1999. 137 с.
  101. З.Т. История педагогики Татарстана/ З.Т. Шарафут-динов, Я. И. Ханбиков. Казань: Изд-во КГПУ, ?998. — С. 124−176.
  102. А.Н. Татарская философская мысль конца 18−19 веков/ А. Н. Юзеев. Казань: «Иман», 1998. — 123 с.
  103. М.Х. Галимджан Баруди/ М. Х. Юсупов. Казань: Таткнигоиздат, 2003. — 206с.1. На татарском языке:
  104. Р.У. Иманга тугрылык/ Р. У. Эмирхан. Казан: Тат. китап нешр., 1997.-384 б.
  105. Ф. Эсерлер: дурт томда. Т.З. Публицистика/ Ф.Эмирхан. -Казан: Татар, кит. нешр., 1989. 512 б.
  106. Г. Казан теркилэре/ Г. Баттал. Казан: Татар, кит. нешр., 1996.-191 б.
  107. Р. Ждциди мектеп-медреселерде гуманитар феннер бу-енча дереслеклер/ Р. Велиуллин // Иман нуры. 1996. — № 4. — Б. 65−66.
  108. М. «Мехеммедия» медресесеннен мегариф елкесене/ М. Галиев // Казан утлары. 1983. — № 11. — Б. 158.
  109. P.P. Татар вакытлы матбугаты (1905−1924)/ Р. Р. Гайнанов, Р. Ф. Мерданов, Ф. Н. Шекуров. Казан: «Рухият», 1999. — 310 б.
  110. Н. Галимжан Баруди мегьрифетче, ислахчы / Н. Деулет// Татарстан. — 1991. — № 7. -Б. 56−58.
  111. Мерданов P. XX йез башы татар тегълим-тербия журналларыныц библиографик курсеткече («Тербияи етфаль», «Тербия», «Мектеп», «Мегаллим»), Хезметтешлек сер./ Р. Мерданов, И. Галлемев, М. Госманов. Казан: «Милли китап» нешр., 1997. — 67 б.
  112. Г. Эсерлер: Сигез томда. Т. 7. Тарихи хезметлер (19 111 927)/ Г. Ибра1шмов. Казан: Татар, кит. нешр., 1984. — 538 б.
  113. . Урыс самодержавиясе Ьем меселман диния незарете/Б.Ишемгулов. М.: Центриздат, 1930. — 32 б.
  114. Э.Г. Китап деньясына сэяхэт. Татар басма сузенец сэхифэлэреннэн/ Э.Г. Кэримуллин- Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. — 207 б.
  115. Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе.: Ждлентык /Тез. Р. МэЬдиев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992.-238 б. I
  116. Р.Ф. «Эл-ислах» газетасыньщ библиографик курсэткече/ Р.Ф. Мэрдэнов- Казан университет нэшр., 1991. 69 б.
  117. А. Казандагы кызлар очен мэктэп-мэдрэсэлэр / А. Мэхмутова/ Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. Б. 130−132.
  118. Мозаффари 3. Ишаннар-дэрвишлэр/ З.Мозаффари. Казан: Татиз-дат, 1931.- 135 6.
  119. Нуруллин И.З. XX йвз башы татар эдэбияты/ И. З. Нуруллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1982.-286 б.
  120. Ризаэтдин Фэхретдин. Фэнни-биографик.жыентык. — Казан: «Рухи-ят» нэшр., 1999.-223 б.
  121. P.P. Боек яцарышчы/ Р. Р. Салихов // Казан. 1997. — № 10−11.-Б. 54−64.
  122. Г. Татар эдэбияты тарихы. Дэреслек кулланма/ Г. Сэгъди. -Казан: Татарстан дэулэт нэшрияты, 1926. — 300 б.
  123. Татарстан Ж^мЪурияте: татар халкыньщ тарихи Ьэм мэдэни Ьэйкэллэре (18 гасыр ахыры 20 башы) / P.P. Салихов, P.P. Хайрутдинов. — Казан: -«Фест» нэшр., 1995. — 278 б.
  124. ТаЬиров И. Р. Ачлык фажигасы/ И.Р. ТаЬиров // Мирас. 1996. -№ 4.-Б. 104−106.
  125. А.С. Татар эдиплэре Ьэм галимнэренец кулъязмалары. 2 булек/ А. С. Фэтхиев. Казан: КДУ нэшр., 1962. — 48 б.
  126. Р. Болгар вэ Казан тереклэре/ Р. Фэхретдин. Казан: Татар. кит. нэшр., 1993. — 287 б.
  127. М. Мэдресэлэрдэ чуалышлар // Мектэп. 1913. — № 3. — Б. 71.
  128. Ханзафар Н. Г «Мехэммэдия» мэдрэсэсе/ Н. Г. Ханзафар, Р. У. Эмирхан, Р. Г. Эхмэтжан. Казан: «Мегариф», 1998. — 99 б.
  129. Г. «Икътисад» журналынын (1908−1913) фенни-библиографик курсеткече/ Г. Хисматова // Гасырлар авазы. 2001. — № ½. — Б. 284−320.на турецком языке:
  130. Battal-Taymas. Kazanli turk meshurlarindan Alimcan Barudi. Istanbul: M. Siralar matbaasi, 1958.
  131. Авторефераты и диссертации
  132. P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. 20-е годы ХХв.): Автореф. дис. .д-ра истор. наук /Р.М.Валеев- Каз. гос. ун-т. -К., 1999.-36с.
  133. Ф.Ю. Садри Максуди в истории татарского народа начала XX века (1906−1924): автореф. дис.. канд. истор. наук/ Ф.Ю.Гаффарова- Каз. гос. ун-т. Казань, 1997. — 23с.
  134. З.Х. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли XIX нач. XX в. / З.Х.Еналиев- Каз. гос. ун-т. — Казань, 1998. — 20с.
  135. Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII начала XIX вв. (По материалам трактата «ал-Иршад ли-л-ибад»): Дис.. канд. истор. наук/ Г. Г.Идиятуллина- Каз. гос. ун-т. — Казань, 2001. — 205с.
  136. Р.Ф. Ю. Акчура и Зия Гекалп: формирование идеологии тюркизма (70-е гг. XIX в. 30-е гг. XX в.):. Дис.. канд. истор. Наук/ Р.Ф.Мухаметдинов- Каз. гос. ун-т. — Казань, 1996. — 150с.
  137. P.P. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина 19 начало 20 вв.): Дисс.. канд. истор. наук / Р.Р.Салихов- Каз. гос. ун-т. — Казань, 1997. — 192с.
  138. Д.М. Вопросы национально-государственного самоопределения на страницах татарской периодической печати. (1917 апр. 1918 март): Дисс.. канд. истор. Наук / Д.М.Усманова- Каз. гос. ун-т. — Казань, 1994.-274 с.
Заполнить форму текущей работой