Роль и место молодежных организаций в политической системе современного российского общества
См.: Белов Е. А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект): Автореф. дис. канд. социол. наук. — Казань, 2000; Вавилипа Н. Д., Винокуров С. Б. и др. Социальный мир молодежи. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999; Выборнова В. В., Дунаева Е. А. Социальное неблагополучие подростков — угроза национальной безопасности // Безопасность Евразии. — 2003. — № 4. — С… Читать ещё >
Содержание
- Г
- Глава 1. Молодежь в политике: теоретические проблемы анализа
- 1. 1. Молодежь как объект и социальный субъект политического процесса
- 1. 2. Основные модели политического участия молодежи в современных государствах
- 1. 3. Социально-политический характер современных российских молодежных организаций
- Глава 2. Влияние российских молодежных организаций на политиче-щ скую систему общества в начале XXI века
- 2. 1. Идеология и деятельность политических молодежных организаций в России
- 2. 2. Основные механизмы артикуляции и агрегирования интересов молодежи политической системой России
- 2. 3. Основные направления оптимизации политической системы российского общества под влиянием политических молодежных организа- 122 ций. f ^J^hf
Роль и место молодежных организаций в политической системе современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономическое и политическое положение различных социальных групп в современной России, конечно, не является статичным. Сложные процессы реформирования 90-х гг. XX века уже привели к неоднозначным результатам и оценкам, а в первой половине 2005 г. вызвали волну социально-политического противостояния, что свидетельствует о серьезных конфликтах в российском социуме и слабом понимании большинством населения проводимой государственной политики. К сожалению, пока ни одна из реформ, проведенных в конце XX — начале XXI века в Российской Федерации, не может быть признана успешной.
Одной из социальных групп, чье положение не только не улучшилось, но и ухудшилось, является молодежь нашей страны. В так называемом «обществе риска» социальное становление молодежи и ее политическая социализация обусловлены, с одной стороны, социальным потенциалом молодежи и ее притязаниями, а с другой — качеством проводимой в стране молодежной политики. Социально-политическое положение молодежи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества и регулируется многочисленными институтами.
В ситуации, когда государство и общество оказываются не в состоянии (по самым различным причинам) влиять на процесс политической социализации молодых людей, многие из них оказываются вне социокультурного пространства нации. Более того, многочисленные представители молодого поколения втягиваются в деятельность группировок антисоциальной направленности, оказываются способными на радикальные действия по защите собственных или групповых интересов. Отсутствие в современном российском обществе для большинства молодых людей необходимых условий для вертикальной мобильности также не способствует социально-политической стабильности в нашей стране.
Самоутверждение молодежи через отрицание традиционных постулатов социума не имеет при этом однозначных последствий. Поэтому основная проблема заключается в сохранении баланса между воспроизводственной и инновационными функциями молодежи. Несомненно, позитивным моментом является отрицание молодежью устаревших, отживших ценностей и отношений, характерных для эпохи тоталитаризма. С другой стороны, огульное отрицание всего прошлого разрушает историческое, а значит, и политическое, сознание молодежи, приводит к ценностно-нормативной неопределенности, релятивизму и нигилизму как его крайней форме. И тогда уже риск, деформирующий форму воспроизводственного процесса в первом его звене — на этапе преемственности, становится очевидным.
Таким образом, многие процессы в молодежной среде априори носят социально-политический характер, связаны с политической стабильностью и правопорядком в социуме и поэтому активно обсуждаются в российском обществе.
Актуальность обращения автора к исследованию роли и места молодежных организаций в политической системе современного российского общества обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие.
1. В конце XX — начале XXI века молодежь является одной из наиболее активных и массовых групп российского общества. Действительно, количество молодых людей в России в возрасте от 14 до 30 лет оставляет примерно 30% населения страны. Участники многих молодежных политических и хулиганствующих групп и группировок в последние годы оказались привлечены к административной и уголовной ответственности. Средний возраст участников незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе снизился до 20−25 лет, а нижняя планка опустилась до 16 лет. Опыт так называемых «оранжевых революций», прошедших в Украине и Киргизии, позволяет определить молодежь как основную движущую политическую силу в начале третьего тысячелетия, способную своими массовыми публичными действиями существенно изменить характер политического режима.
2. Проблемам молодежи уделяют внимание и ЮНЕСКО и ООН, и многие другие международные организации. Проблемы молодежной политики, социального положения молодежи активно обсуждаются на национальном и региональном уровнях. Вместе с этим, несмотря на немалое количество диссертаций и других научных работ, особенности молодежной субкультуры изучены пока явно недостаточно. Неуверенно и даже довольно робко в научном сообществе только формируется запрос на становление ювентоло-гии — интегративной науки о молодежи.
Фактически процессы в российской молодежной среде в основном идут за счет самоорганизации и пока еще довольно слабо поддаются политико-правовому регулированию. Трагические события начала XXI века в ряде городов России, когда были совершены десятки нападений на гастарбайтеров и жителей других стран, показывают популярность в части молодежной среды националистических и религиозных идеологий. В целом для молодежи присуща значительно большая, по сравнению со старшими возрастами, степень экстремизма и ориентации на радикальные методы борьбы.
3. Пока в Российской Федерации еще не сформирована устойчивая и эффективная система агрегирования и артикуляции интересов различных социальных групп. В полной мере это относится и к молодежи. Старая, но довольно эффективная система, существовавшая в Советском Союзе, после 1991 года была разрушена, а новая пока еще не сформировалась. Если в СССР пионерская и комсомольская организации служили надежными массовыми структурами политической социализации молодежи, то, несмотря на свою относительную многочисленность, современные молодежные организации еще не в состоянии охватить большинство молодых россиян и не пользуются их доверием.
Большинство современных молодежных организаций в нашей стране по сути не являются политическими и не пользуются вниманием и поддержкой со стороны государственных органов, политических партий и средств массовой информации. Такое положение может означать только одно: пока властные структуры всерьез не рассматривают молодежь как социальную группу в качестве партнера и надежного проводника современных политических новаций и решений. Однако после ряда так называемых «оранжевых революций» власти в России пришлось обратить внимание на молодежь.
4. Политическая система современного российского общества пока не демонстрирует системной готовности адекватно реагировать на вызовы, опасности и угрозы, исходящие от некоторых молодежных политических организаций. В первую очередь это касается идеологии и действий ваххабитских структур и скинхедов. Приходится констатировать, что пока не налажены каналы обратной связи из молодежной среды на те или иные действия государства. Созданные при непосредственном участии политического руководства государства молодежные организации «Идущие вместе» и «Наши» пока еще не способны сплотить молодежь и стать эффективными механизмами реализации интересов большинства молодых россиян. Оппозиционные же молодежные организации малочисленны и пока не готовы к конструктивному диалогу с органами государственной власти.
5. В изменении отношения к молодежи нуждаются и взрослое население, и политические лидеры, и политические элиты, и государственный аппарат. Трансформировавшиеся общественные отношения предполагают существенные изменения психологии политической элиты, государственных служащих и большинства населения.
Степень научной разработанности проблемы.
Диссертантом изучены работы по молодежной проблематике Л. В. Владимировой, И. Н. Гавриловой, В. Л. Гусева, П. А. Добряева, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, А. В. Кирнос, А. И. Ковалевой, В. Т. Лисовского, С. И. Левиковой, Р. А. Логуа, В. А. Лукова, Г. М. Мансурова, А. А. Мартыненко,.
Д.Н.Нечаева, В. В. Павловского, С. В. Разуваева, Л. С. Рубан, В. К. Сергеева, С. Ю. Хлыстунова, С. В. Чекушкина, А. В. Шабанова и ряда других авторов.
В ходе анализа имеющихся научных работ по молодежной проблематике диссертант пришел к выводу, что исследование ее политических аспектов в основном сводилось к нескольким аспектам. Чаще всего в научных работах изучались процессы политической социализации молодежи в целом или отдельных ее групп: учащихся, студенчества1. В них довольно основательно и подробно рассматриваются различные проблемы политической социализации молодого поколения россиян.
Второй аспект, достаточно основательно разработанный в отечественной научной мысли, связан с социально-экономическими и трудовыми аспектами положения молодежи2. В этих работах чаще анализируется социально-экономическое положение молодежи в целом или ее отдельных групп, социальные ценности молодежи, интеграция в рыночную экономику, либо эффективность социальной политики государства в отношении молодых граж.
1 См.: Владимирова JI.B. Политическая социализация учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2001; Гаврилова И. Н. Проблемы политической социализации молодежи России: по итогам социологических исследований молодежи 1991;1993 гг.
— М.: Ин-т сравнительной политологии проблем рабочего движения, 1995; Логуа Р. А. Проблемы социализации молодежи в условиях становления рыночной экономики: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1992; Разуваев С. В. Политическая социализация студенческой молодежи в современных условиях (опыт социологического анализа): Автореф. дис. канд. социол. наук. — Волгоград, 1999 и др.
2 См.: Белов Е. А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Казань, 2000; Вавилипа Н. Д., Винокуров С. Б. и др. Социальный мир молодежи. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999; Выборнова В. В., Дунаева Е. А. Социальное неблагополучие подростков — угроза национальной безопасности // Безопасность Евразии. — 2003. — № 4. — С. 310−329- Гладченко А. А., Немировский В. Г. Социальный облик молодежи Красноярского края. — Красноярск, 1995 Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. — М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии «Социум», 2002; Зубок 10.А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. -2003. — № 3. — С. 124−141- Иваненков СЛ. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург: Дишур, 1999; Константиновский Д. Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе (ориентации и пути в сфере образования от 1960;х гг. к 2000;му). — М.: Эдиториал УРСС, 1999; Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья.
— СПб.: Наука, 2003 и др. дан.
В последние годы также появилось немалое количество фундаментальных исследований, посвященных анализу социально-политических ориентации молодежи, политических особенностей молодежной субкультуры и политической субъектности современной российской молодежи, молодежной политики Российского государства1.
Особенно актуальными и полезными для отечественной науки являются исследования политических аспектов положения и поведения молодежи в ведущих государствах мира2, на которые автор опирается в своем исследовании.
Однако диссертант обратил внимание на тот факт, что институциональная сторона политических проблем молодежи, институционализация и молодежной политики, и процессов отстаивания российской молодежью своих интересов практически остается вне научного анализа. Более того, сложная, разветвленная и динамично развивающаяся система молодежных политических организаций пока изучена явно недостаточно. Кроме того, пока в научном сообществе не нашли должного рассмотрения вопросы инте.
1 См.: Бокарев В. А. Становление и развитие социально-политических ориентации учащейся молодежи в конце 80-х — начале 90-х гг.: (По материалам г. Москвы): Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 1994; Гусев В. Л. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 2005; Добряев П. А. Студенческая молодежь как субъект политического процесса: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Минск, 1993; Ершов В. В. Особенности проявления политической позиции молодежи в современных условиях: Автореф. дис.. канд. социол. наук. — М., 1992; Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия, история, теория. — М.: Голос, 2001; Колтаков К. Г., Москви-чев И.И., Рыков В. В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997; Махмудов З. Ч. Молодежные общественные объединения России, история и социальная роль // Приоритеты развития России. — М.: РАГС, 2005; Молодежные движения как форма гражданской инициативы // Политическая социология. — М.: Юнити, 2002. — С. 220−238 и др .
2 См.: Городецкая И. Е. Добровольчество и благотворительность в США // Политические институты на рубеже тысячелетий. — Дубна: Феникс+, 2001. — С. 216−237- Кирнос А. В. Французская молодежь 80-х годов: Новые тенденции в политическом участии: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — Воронеж, 1995; Нечаев Д. Н. Место и роль молодежных организаций в политической системе ФРГ (80-е годы): Автореф. дис.. канд.полит.наук. грации молодежных организаций в политическую систему российского общества.
Исходя из этого, автором сформулированы объект, предмет, цели и за-ф дачи исследования.
Объект исследования — молодежь в политике современного Российского государства.
Предмет исследования — особенности и механизм влияния молодежных организаций на политическую систему российского общества в начале XXI века.
Цель исследования — осуществить институциональный анализ процесса влияния молодежных политических организаций на политическую систему современного российского общества в начале XXI столетия. # Задачи исследования:
1. Уточнить теоретические проблемы молодежи как объекта и соци-I ального субъекта политического процесса.
2. Осуществить анализ моделей политического участия молодежи в современных государствах (на примере Франции и ФРГ).
3. Выявить социально-политический характер ряда современных российских молодежных организаций. Проанализировать особенности идеологии и деятельности политических молодежных организаций в России.
4. В прикладном аспекте проанализировать механизмы артикуляции и агрегирования интересов молодежи политической системой России.
5. Определить основные направления оптимизации влияния политических молодежных организаций на политическую систему современного российского общества.
Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей — политологов, философов, правоведов, государственных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических.
— Воронеж, 1994 и др. конференций международного и национального масштабов, многочисленные теоретические труды, авторефераты и материалы диссертаций, публицистические материалы, материалы многочисленных политологических и социологических сайтов Интернета. Достаточно подробно рассмотрены выступления Президента Российской Федерации по молодежной тематике. Самостоятельный блок составляют аналитические материалы о деятельности молодежной организации «Идущие вместе».
Исследование опирается на положения и выводы, категориальный аппарат политологии, философии, юриспруденции, социологии и ювентологии. Особое внимание было уделено научному анализу соответствующих положений Конституции Российской Федерации, российского законодательства, посвященных актуальным проблемам молодежной политики и социально-политического положения молодежи.
Методологической основой рассмотрения проблем диссертации явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования и моделирования. Автором активно использовались текущие материалы нескольких сайтов Интернет (www.ytro.ru, www.romir.ru, www.un.org, www.buIletin.region.7w, www.imperativ.net, www.kreml.org, www.rian.ru, www.profile.ru, www. programs-gov.ru, www.screen.ru, www.minjust.ru, www.fom.ru, www.vciom.ru, http: ns-legion.org, www.spb.org.ru, www.fnpr.org.ru, www. edinros35.ru, www.boris.nemtsov.ru, www.ypclub.com, www.dumai.ru и другие).
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических и политологических исследований, проведенных как государственными органами и учреждениями, так и профессиональными социологическими центрами (ВЦИОМ, РОМИР, Фонд «Общественное мнение», «Левада-центр»), а также средствами массовой информации (журналы «Власть»,.
Профиль"). Также были использованы данные мониторинга молодежной среды России, лично осуществленного автором в период с 2002 по 2006 годы.
Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации были рассмотрены теоретические основы участия молодежи и российских молодежных организаций в политике российского государства и их неоднозначное влияние на политическую систему общества в конце XX — начале XXI века. Также были сформулированы основные направления оптимизации влияния политических молодежных организаций на политическую систему российского общества. Системный, структурно-функциональный и институциональный анализ, осуществленный в диссертационном исследовании, позволил сделать несколько основных принципиальных выводов.
В результате теоретического анализа участия молодежи в политике диссертант пришел к выводу, что под молодежью обычно подразумевается довольно многочисленная социальная группа (до 30% и более от общего населения страны), находящаяся в процессе общей и политической социализации. Это означает, что, как правило, у молодежи еще не сформировались групповые политические интересы, поэтому она при необходимости активно используется другими социальными группами (как правило, более старшими) или политическими институтами. Такая, если можно так выразиться, политическая «незрелость», молодежи создает возможности для манипулирования молодыми людьми и молодежными организациями со стороны более сильных политических субъектов.
Современный опыт государственного строительства и политической жизни во многих государствах мира свидетельствует: молодежь играет в ней значительную роль и в таком качестве является как социальным субъектом, так и постоянным объектом политики. Во многих странах планируется и довольно успешно осуществляется молодежная политика, а молодые люди имеют значительные льготы и существенные послабления в получении образования, занятии бизнесом, решении собственных социальных проблем. В i полной мере можно отметить, что участие или неучастие молодежи в политической жизни многих стран мира рассматривается как серьезная политическая проблема, решением которой занимаются многочисленные институты ® политической системы общества.
История знает немало случаев, когда молодежь эффективно используют в борьбе за политическую власть. И для этого совсем не обязательно ожидать наступления кризисной ситуации. Достаточно изучить электоральные кампании, когда со стороны политических партий и государственных структур в довольно ограниченном временном интервале раздаются многочисленные обещания. В таких ситуациях молодежь может выступать активным социальным субъектом политики. При анализе политической субъектности молодого поколения выявлена зависимость политического участия молодежи от ® формы политического режима, степени открытости и эффективности функционирования политической власти. > Это означает, что в различных государствах, в условиях функционирования различных типов политических режимов будут реализовываться и различные типы молодежной политики. Диссертант пришел к выводу, что в большой степени положение молодежи в обществе зависит от проводимой государственной политики, ее социальной ориентации и эффективности в решении, в первую очередь, социально-экономических проблем общества. В ф мировом сообществе в этом направлении накоплен значительный опыт, который нуждается в изучении, обобщении и конструктивно-критическом использовании.
На уровне концептуального осмысления в западной научной мысли сложилось общее представление о молодежи как о сложной социальной группе со своей субкультурой. Многими исследователями отмечается устойчивое снижение интереса молодежи к политике в конце XX — начале XXI столетия. Это характерно для большинства развитых стран мира, особенно, * для европейских стран (например, для Франции и ФРГ) и США. В этих странах на уровне политической элиты сформировалось понимание «особости», не тривиальности молодежной субкультуры. Анализ политической практики в развитых странах мира позволил прийти к выводу о невозможности прямого управления современными молодежными политическими группами и группировками, которые зачастую не поддаются давлению или силовому воздействию со стороны государственных структур. Порой молодежные политические организации координируют интересы и действия в рамках сетевых структур, то есть, они могут и не иметь единого центра и в них может вообще отсутствовать властная вертикаль управления.
Такая ситуация выдвигает особые требования к качеству государственной молодежной политике. Если раньше можно было рассчитывать на подавление в случае необходимости каких-либо действий молодежных группировок, вплоть до силового, то в настоящее время такой путь может не дать желаемого результата. Кроме решения социально-экономических проблем молодежи в настоящее время во многих странах мира политическая элита в рамках существующих демократических процедур занята поиском оптимальных путей артикуляции и агрегирования многочисленных (как политических, так и не политических) интересов молодежи на уровне муниципалитетов, регионов и политической системы общества в целом.
В настоящее время в демократических странах мира также имеет место процесс старения действующих публичных политиков и сотрудников высшего государственного аппарата, а действия различных молодежных организаций становятся все более неформальными и менее контролируемыми. Диссертант пришел к выводу о том, что такая тенденция характерна и для современной Российской Федерации. И это не кажется чем-то надуманным или оторванным от жизни, поскольку с распадом СССР, российский социум активно включился в международные информационные обмены, в глобальное информационное сообщество.
В результате этого закономерности организации политической жизни, осуществления государственной молодежной политики и особенности молодежной субкультуры, присущие западному миру, стали довольно быстро распространяться и в России. Исчезли централизованные молодежные организации, появились новомодные, разрозненные молодежные течения, а их деятельность не всегда носит легальный и легитимный характер. Вместе с этим политическая власть нашей страны пока, как показывает проведенный анализ, не всегда готова адекватно действовать демократическими методами в политике, поскольку демократическая политическая и правовая культура в России до сих пор не носит всеобъемлюще массового характера.
В такой ситуации политические организации молодежи в основном создаются государственными или политическим структурами (политическими партиями) и в связи с этим преимущественно отражают интересы их создателей, то есть взрослых организаций. В таком качестве большинство молодежных организаций неизвестны большинству населения (за исключением случаев их активного информационного сопровождения ведущими телеканалами и печатными СМИ), а их деятельность пока не в должной мере поддерживается как молодыми людьми, так и другими социальными группами российского общества. В случае же прекращения деятельности взрослой политической организации или прекращения по иным причинам политической и/или государственной поддержки молодежные структуры также прекращают функционировать или теряют свой общественно-политический вес.
Реальное фактическое влияние на социально-политическую жизнь современной России большинства молодежных организаций, находящихся под патронажем политических и государственных структур, довольно незначительно. Фактически же в большей степени влияние на политику оказывают маргинальные слои и группы. Такие группы исповедуют, как правило, экстремистскую идеологию, они преимущественно ориентированы на авторитарные методы в достижении собственных политических целей или на бескомпромиссную борьбу с политическим режимом. Наиболее известными в настоящее время являются скинхеды и ваххабитские организации, состоящие в основном из молодых людей. Такие организации совершают уголовные преступления, не поддаются государственному, контролю, они достаточно самостоятельны и малочисленны в масштабе страны.
В диссертации деятельность молодежных политических организаций нашей страны рассматривается в общем процессе политической социализации молодого поколения. Действительно, с распадом Советского Союза практически перестали функционировать многие институты политической социализации молодежи (комсомол, пионерия, октябрятская организация). Некогда стройная и эффективная система приобщения детей и молодых людей к политическим ценностям и к жизни в прежней системе политических отношений распалась. На месте прежде монолитной системы образовалось большое количество политических и общественных, взрослых и молодежных, формальных и неформальных, легальных и криминальных организаций. То есть, система политической социализации молодежи в нашей стране в конце XX века значительно усложнилась и перестала быть подконтрольной единому политическому центру.
Идеология современных молодежных организаций определяется, как правило, по двум основным направлениям. Во-первых, она формируется политическими партиями, различными общественно-политическими, общественными структурами, так называемыми «взрослыми» организациями, либо государственными органами. В этом случае молодежные организации изначально могут опираться на финансовые, идеологические, организационные и информационные ресурсы создающей «взрослой» организации.
Второй путь более сложен для молодежи и связан с процессами самоорганизации в молодежной среде. В своей последующей деятельности молодежные политические организации, как показывает современная политическая практика, могут изменить идеологическую ориентацию, либо вообще перестать существовать. Но в этом случае, как показывает анализ, самоорганизованные молодежные структуры, действительно, значительно чаще отражают интересы больших или малых групп молодых людей. Именно через них артикулируются те или иные интересы молодежи.
В целом отметим, что современное российское общество и российская политическая система становятся все более сложными и разнообразными, что требует более сложных механизмов и институтов для их настройки и управления ими. Думается, что эта тенденция, присущая глобальному сообществу, будет в дальнейшем иметь место и в России. Но одновременно эта же тенденция предъявляет и более высокие требования к гибкости и эффективности политической системы, к ее готовности обеспечить развитие современного российского социума.
По всей видимости, пока политическая система нашего общества еще не вполне готова эффективно работать с молодежью современными методами и способами. И для такого вывода есть немало оснований. Так, например, несмотря на наличие молодежных программ на федеральном и региональном уровнях в решении вопросов молодежной политики российская молодежь пока реально не рассматривается в качестве стратегического ресурса в демократическом продвижении страны. Диссертант полагает, что такую позицию занимают как ряд структур государственной власти, так и некоторые общественные организации. Для того чтобы сделать такой вывод, достаточно ознакомиться с ежегодными посланиями Президента страны Федеральному Собранию. Также в диссертации отмечается практически ежегодное сокращение количества официальных институтов, осуществляющих молодежную политику в Российском государстве.
Поэтому абсолютное большинство молодежных политических организаций пока не интегрировано в политическую систему российского общества, за исключением, пожалуй, только тех структур, которые созданы при непосредственном участии руководства государства. В результате получается, что разнообразные интересы молодежи не только не изучаются, но и не реализуются в политике Российского государства. В результате этого в процессе проводимых в стране реформ в основной своей массе молодежь оказалась в стороне от основных трансформационных процессов (предоставлена сама себе), что сказалось на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, социального и политического поведения, в том числе и электорального.
В результате этого за годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориен-таций и ярко выраженной аполитичности и нежелания участвовать в политической жизни. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение большинства молодежи возможно лишь с помощью реальных проектов политических и социальных институтов, путем создания для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектно активное отношение к проводимым в стране реформам и проектам.
В то же время в диссертации показаны некоторые позитивные тенденции в деятельности многих отечественных молодежных организаций. На примере «Идущих вместе» и «Наши» рассмотрена специфика реализации этими организациями обширных социальных и политических проектов, в первую очередь это — помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда, детским домам, детям Чечни. Действительно, «Идущие вместе» за последние несколько лет проделали большой объем социальной помощи детям и молодежи Чеченской Республики. Однако в связи с тем, что эта социальная волонтерская деятельность была слабо освещена федеральными СМИ, она не приобрела должного размаха.
В диссертации проанализированы несколько базовых механизмов артикуляции и агрегирования интересов молодежи. Это, прежде всего, создание с помощью властного ресурса молодежных организаций, влияние на самоорганизующиеся молодежные организации, более активное решение властью социальных проблем молодежи и повышение роли молодежи в электоральных процессах. В целом молодежная политика современного Российского государства нуждается в совершенствовании, причем в совершенствовании не только идеологическом, концептуальном, но и новом институциональном наполнении.
Анализ различных программ, принимаемых на государственном уровне, позволяет увидеть понимание политическим руководством государства ряда необходимых мер. Однако на практике зачастую получается обратный результат. Например, сокращение бюрократического аппарата в ходе первого этапа административной реформы привело к уменьшению госструктур (качественному и количественному), работающих с молодежью. Думается, что подобная тенденция, скорее всего, будет проявляться и в дальнейшем.
В ходе проведенного анализа диссертантом выделены несколько основополагающих направлений оптимизации влияния молодежных организаций на политическую систему.
По мнению автора — это, в первую очередь, дальнейшее совершенствование патриотического воспитания, особенно в тесной связи с проведением эффективной социальной политикой. Российское общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Представляется верным, если во всех государственных программах и стратегиях социального и политического развития молодежная проблематика будет занимать приоритетное место.
Диссертант полагает, что на повестке дня в политике России в настоящее время с особой остротой должен быть поставлен вопрос о повышении электоральной активности молодежи. Сделать это не удастся только в рамках отдельных пиар-кампаний, нужны системные действия государственных структур, политических и общественных организаций, которые смогут дать молодежи политический, по сути, сигнал. Сутью этого сигнала со стороны власти в адрес молодежи должно стать понимание молодыми людьми и их организациями своей важной субъектности для России, а не только роли пассивного объекта политики.
Диссертант полагает, что в дальнейшем стоит пересмотреть некоторые функции существующих политических институтов (например, Центральной избирательной комиссии), либо создать новые, которые могли бы сделать молодежную политику эффективной и легитимной в обществе. Таким органом мог бы, например, стать информационно-аналитический молодежный центр при Правительстве Российской Федерации, не обладающий властно-распорядительными функциями. Думается, что в рамках проводимых руководством государства кампаний по сокращению количества чиновников, все органы по работе с молодежью от федерального до регионального уровня (и на уровне местного самоуправления) не должны иметь властно-распорядительных функций.
По всей видимости, так называемым взрослым организациям в настоящее время пора перейти к квотированию для молодежи мест в руководящих органах государственной власти, политических партий и общественных организациях. Таким образом, молодежные организации, действительно отражающие интересы российской молодежи, являются «полем» отбора надежных и эффективных кадров для современного Российского государства и формирующегося гражданского общества. Диссертант полагает, что в обществе, которое будет активно развиваться в XXI столетии, иного варианта участия молодежи в политике государства фактически не существует.
Скорее в настоящее время нужны структуры с информационно-аналитическими функциями, способные проводить экспертные оценки и готовить научно-выверенные рекомендации властным политическим органам. Такая деятельность позволит в ближайшее время сделать молодежную политику эффективной и легитимной как в обществе в целом, так и в среде российской молодежи.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. — М.: ACT АСТРЕ ЛЬ, 2004. -63 с.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М.: Известия, 2005. — 47 с.
- Артюхов А.В., Павлов Б. С., Стожаров А. В. Молодежь на Крайнем Севере: проблема социализации и жизненного самоопределения. Екатеринбург- Салехард: Ин-т экономики УО РАН, 2000. — 437 с.
- Барышева С. Лагерная правда // Профиль. 2005. — № 28. — С. 32−33.
- Белов Е.А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. Казань, 2000. — 23 с.
- Бессолицына Н., Сергеев В. Негативные явления в молодёжной среде // Наука. Политика. Предпринимательство. 2004. — № 3. — С.49−57.
- Бокарев В.А. Становление и развитие социально-политических ориентации учащейся молодежи в конце 80-х начале 90-х гг.: (По материалам г. Москвы): Автореф. дис. канд. полит, наук. -М., 1994.- 15 с.
- Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. -Л.: Наука, 1973.- 154 с.
- Вавилина Н.Д., Винокуров С. Б. и др. Социальный мир молодежи. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. 208 с.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В. Г. Социология молодежи. Екатеринбург: ЕГУ, 1995.-336 с.
- Владимирова JI.B. Политическая социализация учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 2001. 24 с.
- Военная служба по контракту: основные направления патриотического воспитания военнослужащих. М.: ВУ, 2005. — 169 с.
- В поисках объединяющей идеи: отношение молодежи к созданию единой общероссийской организации // Россия на старте века. М.: РИЦ
- ИСПИ РАН, 2004. Т. 4. — С. 133−151.
- Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Прогресс, 1998. — С. 144−186.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Отечество. Армия. Церковь». М.: Росвоенцентр, 2003. — 108 с.
- Выборнова В.В., Дунаева Е. А. Социальное неблагополучие подростков угроза национальной безопасности // Безопасность Евразии. — 2003. -№ 4.-С. 310−329.
- Гаврилова И.Н. Проблемы политической социализации молодежи России: по итогам социологических исследований молодежи 1991−1993 гг. -М.: Ин-т сравнительной политологии проблем рабочего движения, 1995. 55 с.
- Герасимова А., Агашина И. Молодежь сегодня: проблемы, поиски, решения (Ярославский опыт) // Безопасность Евразии. 2003. — № 3. — С. 733−735.
- Ю.Гладченко А. А., Немировский В. Г. Социальный облик молодежи Красноярского края. Красноярск, 1995. — 160 с. 21 .Глушкова В. Г. Социальный портрет Москвы на пороге XXI века. -М.: Мысль, 1999.-262 с.
- Государственная и корпоративная политика занятости. М.: МЦК, 1998.- 179 с.
- Готовить молодежь к защите Отечества и военной службе необходимо // Безопасность. — 2002. — № 9−10. — С. 85−92.
- Гусев B.JI. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 2005.-26 с.
- Дунаева Е.А. Инертность молодёжной политики как угроза безопасности и будущему России // Безопасность. 2002. — № 7−8. — С. 70−79.
- Емелин П.В. Антикриминальная молодежная политика как способ регулирования социальных делинквенций в подростковой среде: Автореф. дис. канд. социол. наук. Казань, 1999. — 22 с.
- Ершов В.В. Особенности проявления политической позиции молодежи в современных условиях: Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1992.-21 с.
- Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: СПб. гуманитарный ун-т профсоюзов, 1996. — 348 с.
- ЪЪ.Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002. — 567 с.
- Землш А.И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. 1999. — № 6. — С. 50−55.
- Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. — 142 с.3 В.Зубок Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. 2003. — № 3.-С. 124−141.
- Ъ1.Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: Дишур, 1999.-291 с.
- ЪЪ.Ильинский ИМ. Молодежь и молодежная политика: Философия, история, теория. М.: Голос, 2001. — 696 с.
- Инертность молодежной политики как угроза безопасности и будущему России // Безопасность. 2002. — № 7−8. — С. 70−79.
- Как поднять энтузиазм сотрудников. М.: Астрель, 2004. — 332 с. АХ. Кирнос А. В. Французская молодежь 80-х годов: Новые тенденции вполитическом участии: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Воронеж, 1995. -23 с.
- Ковалева А. И, Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. 351 с.
- Ковалева А.И., Реут М. Н. Социология неслышащей молодежи. М.: Социум, 2001.-312 с.
- Кризис государственной власти и массовое сознание россиян // Россия на старте века. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. — Т. 1. — С. 66−86.
- Кудинов О.П. Большая книга выборов: как проводятся выборы в России. М.: Арт Бизнес Центр, 2003. — 663 с.
- Кузнецов В.Л. Идеология. М.: Книга и бизнес, 2005. — 815 с.
- Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. СПб.: Наука, 2003. -366 с.
- Лобанов В.П. Моральные ценности российской молодежи: социологический аспект. М.: МГСА, 2002. — 912 с.
- Ы.Левикова С. И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект): Дис.. докт. филос. наук. -М., 2002. 338 с.
- Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ГРАНД ФАИР, 2004. -608 с.
- Логуа Р.А. Проблемы социализации молодежи в условиях становления рыночной экономики: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. — 22 с.
- Махмудов З.Ч. Молодежные общественные объединения России, история и социальная роль // Приоритеты развития России. М.: РАГС, 2005. -С. 162−164.
- Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2000. — 271 с.
- Молодежные движения как форма гражданской инициативы // Политическая социология. М.: Юнити, 2002. — С. 220−238.
- Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ. СПб.: Норма, 1999. — 304 с.
- Молодежные субкультуры. Самара: СГУ, 1999. — 80 с.
- Молодежь и политика // Общая и прикладная политология. М.: Союз, 1997.-С. 589−597.
- Молодежь Кубани в зеркале социологии (к некоторым итогам регионального социологического исследования). Краснодар: ККК ВЛКСМ, 1989.-30 с.
- Молодежь Москвы: история и современность (по материалам социологических исследований). -М: Столица, 2003.-202 с.
- Молодежь в СССР: статистический сборник. М.: ИИЦ, 1990. — 255с.
- Молодежь: будущее России. -М.: Мысль, 1995.-314 с.
- Молодежь и будущее Вооруженных Сил: Сборник материалов «круглого стола». -М.: Мир семьи, 2003. 313 с.
- Мартыненко А.А. Административно-правовая организация обеспечения трудовой занятости молодежи: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Хабаровск, 2004. 22 с.
- Мусаев Э.Я. Динамика ценностного содержания и политизация массового молодежного сознания в процессе перестройки: Автореф. дис. докт. социол. наук. М., 1990. — 48 с.
- Назаренко С. Наша молодежь: какая она? // Безопасность Евразии. -2004. -№ 3. С. 618−621.
- Население России на рубеже XX—XXI вв.еков: проблемы и перспектив. М.: Макс Пресс, 2002. — 350 с.
- Опасности и риски развития молодежной среды // Россия на старте века. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. — Т. 5. — С. 81−105.
- Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науке о молодежи. М.: Академический проект, 2001. — 302 с. 77.0причнина нового типа // Политический журнал. 2005. — № 21. -С. 2−5.
- Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи // Социология: Хрестоматия. М.: СПЖ, 1993. — С. 99−109.
- Политическая психология: Хрестоматия. М.: Инфра, 2002. — 304 с.
- Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: Фе-никс+, 2001.-478 с.
- Проблемы развития российского парламентаризма // Россия на старте века. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. — Т. 1. — С. 87−136.
- Разуваев С.В. Политическая социализация студенческой молодежи в современных условиях (опыт социологического анализа): Автореф. дис.. канд. социол. наук. Волгоград, 1999. — 16 с.
- Рубан JI.C. Молодежь на пути к культуре мира и согласия. М.: ДУМЕР, 2003.- 132 с.
- Ы.Рубан JI.C. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, ИСПИ РАН, 2006. — 240 с.
- Русская молодежь. Демографическая ситуация. Миграции: Сборник статей / Под редакцией Е. С. Троицкого. М.: АКИРН, 2004. — 314 с.
- Салагаев А.Л., Шашкин А. В. Молодежные группировки опыт пилотного исследования // Политические исследования. — 2004. — № 9. — С. 5058.
- Сергеев В., Бессолицина Н. Негативные явления в молодежной среде // Наука. Политика. Предпринимательство. 2004. — № 3. — С. 49−57.
- Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу (молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). М., 2002. — 384 с.
- Состояние преступности в России за 2004 год. М.: ГИЦ МВД, 2005.-68 с.
- Социально-политические процессы и экономическое состояние России: Материалы научного семинара. М.: Научный эксперт, 2005. — 116 с.
- Социология молодежи: проблемы политической культуры. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. — 336 с.
- Социология молодежи // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». М.: МГУ, 2003. — Т. 3. -С. 55−156.
- Тихонов А. Исключение из мировых правил: Российская молодежь окончательно отворачивается от печатной продукции // Профиль. 2005. — № 28.-С. 54−55.
- Урнов М, Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы. М.: Экспертиза, 2005.-237 с.
- Харсеева B.JI. Социально-деструктивная роль молодежной наркомании в современном российском обществе: авторе. Дис.. канд. социол. наук. Краснодар, 2005. — 24 с.
- Хлыстунов С.Ю. Политическое сознание молодежи в условиях обновления российского общества: состояние и перспективы: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1999. — 18 с.
- Чекмарев Э.В. Мотивация политического участия молодежи // Электоральные процессы и формирование политической власти в современной России: региональная практика. Саратов: СГУ, 2003. — С. 233−238.
- Чекушкин С.В. Проблемы социальной ориентации молодежи в современных условиях: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Чебоксары, 2005. -28 с.
- Чупров В.И., Зубок Ю. А., Ульямс К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука, 2001.-230 с.
- Шабанов А.В. Участие молодежи в политической модернизации современной России (проблемы и перспективы): Автореф. дис.. канд. полит. наук. М., 1996. — 23 с. ^
- Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. — Ч. 2. — 216 с.
- Яхно В.Н. Студенческое самоуправление: становление и развитие в условиях перестройки: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск, 1989. -21 с.