Оценка эффективности инновационного проекта и методы учета изменения качества его продукции во времени
Для продукции, особые свойства и характеристики которой меняются достаточно быстро, точный учет изменения качества представляет серьезную проблему. Ускорение научно-технического прогресса и развитие технологий расширили возможности появления на рынке принципиально новых товаров или товаров со значительно улучшенными технико-экономическими характеристиками, многие из которых показывают очень… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
- 1. 1. Сущность инновационных проектов и особенности оценки их экономической эффективности
- 1. 2. Проблемы расширения инновационной деятельности в условиях нестабильности цен
- 1. 3. Методы учета влияния инфляции в оценке эффективности инновационных проектов
- 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ ВО ВРЕМЕНИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕДОНИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ ЦЕН
- 2. 1. Теория гедонических индексов и ее значение в совершенствовании методов оценки экономической эффективности инновационных проектов
- 2. 2. Анализ практики использования гедонических индексов цен для инновационных товаров
- 2. 3. Анализ динамики цен на различные товары и услуги в российской экономике в сравнении с общим уровнем инфляции
- 3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО ПРОДУКЦИИ ВО ВРЕМЕНИ
- 3. 1. Методика прогнозирования цен на инновационные товары с учетом изменения качества по времени
- 3. 2. Методика построения критериев оценки экономической эффективности инновационных проектов с учетомизменения качества его продукта по времени
- 3. 3. Анализ чувствительности показателей эффективности инновационных проектов к корректировке цен с учетом качества продукта
Оценка эффективности инновационного проекта и методы учета изменения качества его продукции во времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современной России инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики. Однако при оценке эффективности инновационных проектов в российской практике используются, в основном, традиционные показатели, то есть такие же, как для оценки инвестиций, которые не способы обеспечить приемлемую достоверность эффективности инноваций.
В этой связи необходимо сформировать систему показателей оценки инновационного проекта, которая позволяет учитывать специфические особенности его реализации,*.в том числе: использование различных норм дисконта для доходов и инвестиций, а также несовпадение нулевого периода с началом инвестирования в инновационный проект.
Более того, при оценке инновационного проекта возникает необходимость использовать гедонический индекс цен для учета изменений качества инновационной продукции во времени, то есть в будущем. При этом понятие качества определяется таким образом, чтобы учесть не только физические характеристики товара, но и ряд других факторов. Иначе говоря, гедонический индекс цен с течением времени (учетом инфляции в стране и других факторов экономики, влияющих на цену) позволяет учитывать еще и устаревание прежних характеристик продукции, и появление новых (в новых моделях).
Российский практический опыт использования гедонических индексов цен при оценке эффективности инновационных проектов, где требуется прогноз динамики цен на создаваемые в рамках этих проектов новых товаров (технологий услуг), отсутствует. Поэтому необходимо рассмотреть границы и возможности применения адекватных методов построения гедонических ценовых индексов при оценке инновационного проекта с учетом изменения качества его продукции во времени.
Степень разработанности проблемы. Основы теоретических исследований инноваций заложены такими зарубежными учеными, как: Т. Брайан, Ф. Валента, Дж. Доси, Б. Лундвалл, М. Мак Коун, Г. Менш, Р. Нельсон, К. Фримен, Й. Шумпетер, и их российскими коллегами: Ф. Ф. Бездудным, C.B. Валдайцевым, С. Ю. Глазьевым, И. Е. Грековым, П. Н. Завлиным, С. Д. Ильенковой, А. К. Казанцевым, В. В. Кобзевым, Г. Д. Ковалевым, Г. А. Краю-хиным, В. Г. Медынским, Ю. П. Морозовым, А. И. Пригожиным, К.Ф. Пузы-ней, A.A. Румянцевым, В. А. Устиновым, А. Н. Цветковым, Ю. В. Яковцем.
Вопросы оценки экономической эффективности инвестиционно инновационных проектов проработаны в трудах известных отечественных и зарубежных экономистов, таких как: М. А. Бендиков, И. А. Бланк, C.B. Вал-дайцев, П. Л. Виленский, Л. П. Гончаренко, И. В. Журавкова, П. Н. Завлин, В. В. Ковалев, В. Н. Лившиц, В. Г. Медынский, Ю. П. Морозов, С. А. Смоляк, Г. С. Староверова, В. Л. Попова. Однако практически все они предлагают универсальные методические положения, что значительно снижает практические возможности учета специфики инновационных проектов при оценке его эффективности.
Теоретико-методические положения по исследованию влияния характеристик инновационной продукции на ее цену посредством построения гедонических индексов цен, широко представлены в трудах таких зарубежных и российских ученых, как Э. Берндт, М. Боскин, Ф. Вог, Р. Гордон, Ц. Грилихес, Э. Корт, Р. Коул, Р. Макдональд, Дж. Николсон, Н. Раппапорт, Р. Стоун, Дж. Триплетт, Ф. Тэйлор, Дж. Хаусман, Г. Чоу, Ю. Н. Иванов, А. Ю. Редькина, A.B. Пархоменко.
Отдавая должное вышеперечисленным авторам, следует отметить, что, несмотря на значительное количество выполненных исследований, методы оценки инновационных проектов не учитывают их специфические особенно сти. Российская практика-применения гедонических индексов цен в оценке эффективности инновационных проектов практически отсутствует. Недостаточная разработанность вышеуказанных проблем обусловила необходимость их дальнейшего изучения, что определило цель и задачи диссертационного исследования.
Область диссертационного исследования соответствует: пп 2.2.
Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах- 2.23. Теория, методология и методы оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ Паспорта специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).
Объектом исследованияявляется система показателей оценки эффективности инновационного проекта с учетом специфических особенностей его реализации.
Предмет исследованиявыявление, анализ и разрешение проблем адекватной оценки эффективности инновационных проектов с учетом изменения качества его продукции во времени.
Цель диссертационной работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений, определяющих новые требования к оценке инновационного проекта с учетом изменения качества продукции во времени посредством гедонических индексов цен.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач диссертационного исследования:
1) разработать новую методику оценки эффективности инновационного проекта с учетом специфики его реализации;
2) обосновать целесообразность использования при оценке инновационных проектов гедонический индекс цен, который позволяет учесть изменение качества продукции во времени (в будущем);
3) проанализировать-ценовые индексы на различные товары и услуги в российской экономике с целью выявления «отстающей" — и «опережающей» динамики цен;
4) изучить проблемы прогнозирования цен на инновационную продукцию с учетом изменения качества его продукции во времени;
5) разработать методику оценки эффективности инновационных товаров с учетом изменения качества его продукции во времени;
6) провести анализ чувствительности показателей эффективности инновационных проектов к учету изменения качества его продукции во времени.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых в области анализа и разрешения проблем оценки эффективности инновационных проектов, материалы научно-практических конференций по актуальным проблемам управления инновациями, международные и российские стандарты и руководства по оценке инновационных проектов и расчету индексов цен.
Основные методы научного исследования. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов системного, сравнительного и ретроспективного анализа, экономико-математических и статистических методов анализакритического анализа и синтезаспециальных методов исследования: эконометриче-ского моделирования и прогнозирования. Основные результаты получены опираясь на ключевые положения теории и практики применения гедонических индексов цен.
Информационную основу исследования официальные статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, статистических органов ООН, Банка Россииобзорно-аналитические материалы, опубликованные в научной литературе, периодических изданиях, сети «Интернет», материалы научно-практических конференций.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений по формированию адекватной системы показателей оценки эффективности инновационного проекта с учетом специфических особенностей его реализации. Авторская методика позволяет обеспечить приемлемую достоверность оценки эффективности инновационных проектов, а также значительно снизить инвестиционный риск на основе адекватных методов учета изменения качества инновационной продукции во времени с использованием гедонических индексов цен.
Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:
— разработана новая методика оценки эффективности инновационных проектов. В отличие от существующих подходов, авторская система показателей оценки инновационного проекта построена так, что позволяет учитывать специфические особенности его реализации, в том числе: использование различных норм дисконта для доходов и инвестиций, а также несовпадение нулевого периода с началом инвестирования в инновационный проект (п. 2.23 Паспорта специальности 08.00.05);
— в отличие от существующих подходов установлено, что при оценке эффективности инновационного проекта необходимо учитывать влияние характеристик реализуемой продукции (товаров и услуг) на ее цену. Автором обоснована целесообразность использования гедонического индекса цен, который позволяет учесть изменение качества продукции во времени (в будущем). При этом понятие качества определяется таким образом, чтобы учесть не только физические характеристики товара, но и ряд других факторов, таких как устаревание прежних характеристик продукции и появление новых моделей (пп. 2.2,2.23 Паспорта специальности 08.00.05);
— выполнен анализ практики использования гедонических индексов цен для различных товаров и услуг в развитых странах и анализ динамики цен на различные товары и услуги в российской экономике. Выделены товары и услуги с «отстающей» динамикой цен, для которых целесообразно использовать гедонические методы при оценке инновационных проектов (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.05);
— предложена методика прогнозирования цен на эволюционные и революционные товары с использованием различных методов учета изменения их качества во времени, в том числе гедонических методов. Авторская методика позволяет обеспечить приемлемую достоверность оценки эффективности инновационных проектов (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.05) — разработана методика оценки эффективности инновационного проекта с учетом изменения качества его продукции во времени. Гедонические методы реализуются: во-первых, при определении текущей цены продукта или «улучшений» в начальный период реализации проекта, что осуществляется с помощью гедонической регрессииво-вторых, при прогнозировании цен на инновационный продукт или его отдельные опции, когда используются гедонические индексы цен вместо обычных (п. 2.23 Паспорта специальности.
08.00.05);
— выполнен анализ чувствительности показателей эффективности инновационного проекта к учету изменения качества его продукции во времени, который показал, что для проектов, рентабельность инвестиций которых находится на уровне ниже 20−30%, неравномерность цен оказывает значительное влияние на показатели проекта, поэтому необходимо использовать методы учета изменения качества продукции, в частности, гедонические индексы цен (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.05).
Практическая значимость полученных в результате диссертационного исследования теоретико-методических положений заключается в возможности их использования в процессе управления инновациями, в частности, в оценке, анализе, моделировании и прогнозировании результатов инновационной деятельности. Рекомендации автора, в отличие от существующих подходов, позволяют учесть изменение качества инновационной продукции во времени посредством использования гедонических индексов цен.
Предложения, выводы и рекомендации, сделанные в работе, могут быть использованы в практике учебных заведений при чтении следующих дисциплин: «Управление инновациями», «Методы оценки эффективности инновационных проектов» студентам вузов, а также в системе подготовки и переподготовки руководителей и специалистов инновационно-активных предприятий.
Апробация и реализация результатов работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались и были опубликованы на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на: Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования и повышения эффективности региональных инновационных систем» (Орел 2010) — XXI Международной конференции «Новые технологии в машиностроении» (Харьков — Рыбачье, 2011)-УШ Международной научно-практической конференции «Дни науки-2012» (Чехия, 2012) — Международной научно-практической конференции «Европейская наука XXI века» (Польша, 2012)-Международной научно-практическая конференция «Стратегия инновационного развития регионов России и повышение эффективности малого бизнеса» (Орел, 2012)-УШ Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации -2012» (Польша, 2012).
Результаты диссертационного исследования были использованы в деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 12 научных работ, в том числе 3 работы — в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации, общим объёмом 7,3 п.л., из них авторских — 6,4 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 151 страницу основного текста, 15 рисунков, 22 таблиц, 2 приложения. Библиография включает 116 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненные в диссертационной работе исследования позволилисфор-мулировать теоретические положения и разработать прикладные методы оценки экономической эффективности инновационных проектов в условиях нестабильности цен и качества инновационных товаров.
1.На основе изучения понятий инвестиционного и инновационного проекта выявлено, что определения инвестиционного и инновационного проекта неоднородны и их нельзя напрямую сопоставлять. Более того, можно отметить некоторое пересечение данных понятий. Например, инвестиционный проект может быть (но далеко не всегда) инновационным. Но инновационный проект, практически всегда включает инвестиционную фазу, в рамках которой он может рассматриваться как инвестиционный.
Исходя из того, что инновационные проекты являются подмножеством инвестиционных проектов, категория «эффективность инновационных проектов» может быть рассмотрена в рамках более широкой категории «эффективность инвестиционных проектов». К тому же можно констатировать, что для инновационных проектов применимы все инструменты финансовой и экономической оценки, свойственные для оценки инвестиционных проектов.
2.В диссертационной работе выделены специфические особенности инновационных проектов, которые должны быть учтены при их оценке. В настоящее время для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов пользуются Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов. Несмотря на применимость всех методов оценки экономической эффективности инвестиций для инновационных проектов, следует отметить, что инновационные проекты имеют свои специфические особенности по сравнению с инвестиционными проектами, а потому и «Методические рекомендации» не в полной мере подходят для оценки инноваций. Специфическими особенностями инновационных проектов, которые не учитываются в существующей Методике, и которые, очевидно, должны быть учтены в целях более качественной оценки инноваций являются следующие.
В реализации инновационного проекта, как правило, намного больше участников в сравнении с инвестиционным проектом. Это намного усложнят инновационный проект, увеличивает риски при его реализации, поскольку каждый дополнительный участник проекта — это дополнительный источник неопределенности или риска.
В инновационном проекте предынвестиционная и инвестиционная стадии длятся, как правило, дольше, чем в инвестиционном проекте. Это связано с длительностью этапов фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, проектирования и строительства. Указанные этапы инновационных проектов требуют огромных вложений, которые оказывают существенное влияние на эффективность инновационного проекта.
Цена на инновационную продукцию, как правило, неизвестна и устанавливается производителем, в лучшем случае, на основе маркетинговых исследований потенциального рынка, а в худшем — спонтанно. В отличие от этого, цены на продукцию инвестиционных проектов обычно известны. То есть инновационный проект связан с большей степенью риска изменения цен, чем инвестиционный.
З.В работе на основе анализа специфики оценки экономической эффективности инновационных проектов и выявленных проблем применения стандартных показателей при оценке инновационных проектов разработана методика расчета соответствующих показателей эффективности. В ней, в частности, учтено следующее.
Неравномерность получения прибыли по годам реализации проекта и длительный характер инвестиций требуют расчета показателя на основе данных по всему периоду проекта.
Сложность прогнозирования прибыли по инновационному проекту в связи с непредсказуемостью реагирования рынка на нововведение (особенно, продуктовое). Также сложно оценить остаточную стоимость проекта, поскольку большую долю в инновационных проектах занимает интеллектуальная собственность. Данный показатель должен использоваться только в рамках предварительной оценки проектов.
Инвестиционные затраты в инновационных проектах осуществляются, как правило, не единовременно, а в несколько этапов, даже после начала продаж. Поэтому затраты также должны быть продисконтированы. Однако необязательно по той же норме дисконта, что и доходы. Разница дисконта может объясняться, например, тем, что при дисконтировании доходов необходимо учитывать быстрое моральное устаревание инноваций на ранней стадии внедрения.
Длительность инновационных проектов требует применения расчетного «нулевого периода», который может не совпадать с осуществлением первоначальных денежных затрат. В качестве «нулевого периода» можно использовать средневзвешенный период осуществления затрат.
Внутренняя норма доходности в зависимости от стороны, для которой она рассчитывается, должна учитывать не только основные денежные потоки проекта, но и стоимостную оценку дополнительных эффектов от инновационного проекта.
Расчет срока окупаемости инноваций должен учитывать сложные многоэтапные схемы финансирования. Для этого, в первую очередь, необходимо определить «нулевой период» расчетов.
4. В диссертационной работе раскрыты механизмы взаимосвязи научно-технического прогресса и инфляционных процессов как на макро-, так и на микроуровне. На основе построенных моделей для макроуровня выявлено, что не только инфляция влияет на уровень инновационной активности, но и наоборот, научно-технический прогресс влияет на уровень цен. В частности, вследствие внедрения новой техники могут снижаться издержки производства. Эффект снижения себестоимости будет направлен в первую очередь на получение сверхприбыли, а во-вторых, на снижение цены товара. Если в результате инноваций произошло не снижение себестоимости, а улучшение качества товара при неизменной цене, то справедливо говорить об изменении набора потребительских благ, которые получает покупатель за ту же цену. При этом старый товар или услуга, как правило, дешевеют, прежде чем окончательно морально устареть. Поэтому правомерно говорить о фактическом снижении уровня цен, во всяком случае, в данном товарном сегменте. Такое снижение можно оценить с помощью гедонистических методов.
На микроэкономическом уровне (или на уровне отдельного инновационного проекта) также можно говорить о влиянии инфляции на инновационную деятельность. В частности, закладываемые параметры инфляции в расчет показателей эффективности проектов способны значительно менять результаты такой оценки и, соответственно, влиять на решение инвестора о принятии (или непринятии) проекта. Это делает оценки показателей проекта даже с заложенной инфляцией в норму дисконта менее состоятельными.
5. В диссертационной работе проведено обобщение методов корректировки цен на изменение качества товара, которые могут быть использованы при оценке, анализе, моделировании и прогнозировании инновационной деятельности в экономических системах, а также при оценке эффективности инновационных проектов.
Для продукции, особые свойства и характеристики которой меняются достаточно быстро, точный учет изменения качества представляет серьезную проблему. Ускорение научно-технического прогресса и развитие технологий расширили возможности появления на рынке принципиально новых товаров или товаров со значительно улучшенными технико-экономическими характеристиками, многие из которых показывают очень высокие темпы качественных изменений, и, соответственно, создают необходимость корректировки индексов цен с учетом изменения качества. При этом цены на новые товары или новые модификации могут как снижаться, так и расти. В этих условиях потребовалась разработка таких методов, которые бы позволяли определить «чистое» изменение цен, очищенное от влияния изменения качества товаров. В некоторых случаях это требует применения достаточно сложных математических методов, таких как гедонические регрессии и гедонические индексы цен.
Практический опыт использования гедонических индексов в оценке эффективности инновационных проектов, где требуется прогноз динамики цен на создаваемые в рамках этих проектов инновационные товары, отсутствует. Поэтому в работе были рассмотрены границы и возможности применения этих относительно молодых методов построения ценовых индексов в инвестиционном анализе.
Выявлено, что практика построения официальных индексов цен в России отличается от зарубежной практики, где уже давно применяются гедонические методы. Это приводит, в частности, к тому, что оцениваемые инновационные проекты (в России и за рубежом) имеют различное макроэкономическое окружение, описываемое, в том числе, индексами цен. Если изменение качества на многие товары за рубежом уже учтено в официальных индексах, а инвестор, пользуясь этими индексами, получает достоверную информацию о возможном изменении цен на инновационный продукт в будущем, то в российских условиях возникает необходимость корректировки ценовых индексов, закладываемых в проект. Теоретически такая ситуация может привести к тому, что один и тот же проект, рассчитываемый в «стабильных» ценах в России и за рубежом может иметь разные показатели эффективности. Также показано, что пренебрежение качеством в ценовых индексах может вести к завышению для периода реализации проекта прогнозных индексов цен на товары, особенно инновационные, в сравнении с товарами, которые качественно не изменяются (или меняют качество медленнее), то есть неоднородности цен. Это даст ложные оценки относительно окупаемости, внутренней доходности и чистой стоимости проекта со смещением в «оптимистическую» сторону. В лучшем случае это приведет к тому, что ожидания инвестора не оправдаются и фактические результаты окажутся ниже расчетных, а в худшем случае это может привести к полной неокупаемости проекта.
Для характеристики такого смещения показателей эффективности проектов предлагается ввести в оборот термины «гедонический риск» инновационного проекта и «гедоническое смещение» показателей проекта. Гедонический риск инновационного проекта — представляет собой риск, связанный с недостаточным учетом в индексах цен изменения качества товаров и услуг, реализуемых или получаемых на выходе инновационного проекта, выражающийся в отклонении фактических показателей эффективности проекта от расчетных, то есть «гедоническом смещении».
6. На основе изученной практики использования гедонических индексов для различных товаров в развитых странах и результатах анализа динамики цен на различные товары и услуги в российской экономике были выделены товары и услуги с «отстающей» динамикой цен, которым должно быть уделено особое внимание при оценке инновационных проектов и для которых целесообразно использовать гедонические методы.
Как показано, многие развитые страны перешли на гедонические индексы цен для товаров информационных технологий (компьютеры, мобильные телефоны) и технологически сложных товаров — бытовая электроника, автомобили и т. д.Качество многих товаров, особенно высокотехнологичных (компьютеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и т. д.) продолжает расти, все чаще происходит смена моделей и поколений товаров. Это приводит к тому, что использование традиционной методологии для построения индексов цен дает неадекватную оценку инфляции. Большинство зарубежных исследований обнаружило значительные различия между традиционными и гедоническими индексами цен для инновационных и высокодифференциро-ванных товаров.
В работе выявлены товары и услуги, для которых рекомендуется использовать данные методы. Для этого проанализированы официальные индексы цен на различные товары и сравнены с общей инфляцией. Например, проекты, в которых доля затрат на грузоперевозки, полезные ископаемые, а также на электроэнергию, газ и воду значительны, следует принимать во внимание более высокую динамику их цен в сравнении с ИПЦ.
Также в работе была изучена динамика цен на отдельные товары и услуги, входящие в ИПЦ. Выявлены товары и услуги, цены на которые росли медленнее ИПЦ. Таким образом, осуществляя проекты по производству товаров с «отстающей» динамикой цен, необходимо осуществлять корректировку цен доходной части проекта.
7.В ходе исследования разработан алгоритм выбора метода корректировки ценовых индексов на качество при прогнозировании цен на эволюционные и революционные товары, что позволяет более точно определять первоначальную цену на товар, по которой он должен выходить на рынок, и прогнозировать индексы цен на инновационный товар в течение срока реализации проекта.
В работе предложена методика прогнозирования цен на инновационные товары с использованием различных методов корректировки цен на изменение качества товара, в том числе гедонических методов. Для разных рынков и разных товаров могут применяться различные методы, что вызвано неодинаковыми возможностями доступа к данным, отношениями с управляющими торговых точек, ресурсами, а также особенностями производства данного продукта в этих странах. Существенную роль при выборе оптимального метода играют хорошее понимание методов и их явных и неявных предположений.
Алгоритм процесса выбора метода корректировки на качество при прогнозировании цен на инновационные товары показывает траектории принятия решения для эволюционных и революционных товаров. Эволюционные товары в свою очередь разделены на две описанные выше группы: новый товар-дубликат и новая модификация товара.
8. В диссертационной работе предложена методика построения критериев оценки экономической эффективности инновационных проектов с учетом корректировки цен на изменение качества товара для новых и действующих производств. Поскольку методы оценки инновационных проектов для революционных и эволюционных продуктов отличаются, методику оценки экономической эффективности проектов с учетом корректировки цен на изменение качества товара предлагается разрабатывать по двум направлениям. Для революционных продуктов создаются новые предприятия или, по крайней мере, отдельные подразделения на предприятии. Поэтому оценка такого проекта может осуществляться независимо от основной деятельности предприятия. Здесь любой проект может рассматриваться как бы «с нуля», учитывая все валовые доходы и расходы. Сложности в таких проектах могут возникать при определении первоначальной цены революционного продукта, а также при прогнозировании динамики цены на продукт в течение выполнения проекта.
В случае с эволюционными продуктами, проекты, как правило, направлены «на улучшение», то есть они реализуются в рамках действующего производства. Поэтому оценивать такой проект сложнее. Улучшение может касаться не всего продукта, а отдельных его опций. В этой связи предлагается оценивать проект относительно отдельных опций.
Представленная методика расчета показателей позволяет установить взаимосвязь изменения стоимости различных опций с показателями эффективности проекта, направленного на улучшение продукта. Гедонические методы реализуются в расчете показателей эффективности по двум направлениям. Во-первых, при определении текущей цены продукта или «улучшений» в начальный период реализации проекта, что осуществляется с помощью гедонической регрессии. Во-вторых, при прогнозировании цен на инновационный продукт или его отдельные опции, когда используются гедонические индексы цен вместо обычных.
9. В работе проведен анализ чувствительности показателей эффективности проекта к корректировке цен на изменение качества товара. Используя предложенную методику оценки инновационных проектов, было изучено, как отличаются показатели оценки эффективности инновационных проектов без учета и с учетом корректировки цен на качество.
В качестве экспериментальной модели был рассмотрен гипотетический проект по производству инновационной продукции.
Также проанализировано, насколько данная чувствительность может варьироваться в проектах различной величины и структуры. Выявлено, что чувствительность показателей к учету неоднородности цен не зависит от масштаба проекта. Также выявлено, что их чувствительность к включению в расчет гедонического индекса цен снижается при росте рентабельности проекта.
Было выявлено, что для проектов, рентабельность инвестиций которых находится на уровне ниже 20−30%, неравномерность цен оказывает сильное влияние на показатели проекта, поэтому необходимо использовать гедонические индексы цен для более точной их оценки.
Список литературы
- Федеральный закон от 2 июня 1999 г. № 13−03 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» в редакции от 22.08.2004 г. // СПС «Консультант».
- Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002−2005 годы // Инновации. 2002. — № 4 — С.32−34.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477.
- Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен. Утверждены Федеральнойслужбойгосударственной статистики Постановлением от 30.12.2005 № 110.
- Агабеков, С.И. Инновации в России. Системно-институциональный анализ / С. И. Агабеков, Д. И. Кокурин, К. Н. Назин. М.: ТрансЛит, 2011. — 376 с.
- Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для вузов / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. -М.: Юрайт, 2012. 720 с.
- Барышева, A.B. Инновации / А. В. Барышева, К. В. Балдин, И. И. Пе-редеряев, Р. С. Голосов, Н. А. Кочкин. -М.: Дашков и Ко, 2013. 382 с.
- Берндт, Э.Р. Практика эконометрики: классика и современность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 60 000 экономики и управления / Пер. с англ. под ред. проф. С. А. Айвазяна / Э. Р. Берндт. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 863 с.
- Бирман, Г. Капиталовложения. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт. Переводчики: Е. Ананькина, Л. Белых. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 632 с.
- Боди, Ц. Инвестиции / ЦвиБоди, Алан Дж. Маркус, Алекс Кейн.
- М.: Олимп-Бизнес, 2013.-993 с.
- Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учеб.пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. М.: Дело, 2002. — 888 с.
- Гершман, М. А. Инновационный менеджмент / М. А. Гершман. М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с.
- Гутникова, Т. Инновации в бизнесе: антология./ Т. Гутникова, Н. Скворцова, М. Мацковская. -М.: Юнайтед Пресс, 2007.-190с.
- Друкер, П. Бизнес и инновации/ Питер Ф. Друкер- М.:Вильямс, 2007.-432с.
- Игонина, Л.Л. Инвестиции / Л. Л. Игонина. М.: Магистр, 2010.752 с.
- Ковалев, В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2000. — 144 с.
- Ковалев, Г. Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. А. Швандера -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 208 с.
- Кольцова, И.В. Практика финансовой диагностики и оценки проектов / И. В. Кольцова, Д. А. Рябых. М.: Вильяме, 2007. — 416 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1991. 698 с.
- Крылов, Э.И. Методологические вопросы управления процессами реализации инновационно-инвестиционных проектов / Э. И. Крылов, В. М. Власова, Г. Ю. Пешкова. -М.: ГУАП, 2011. 252 с.
- Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова.- М.: Финансы и статистика, 2003.-608 с.
- Лукасевич, В.Н. Финансовый менеджмент: учебник/И.Я. Лукасе-вич.-М: Эксмо, 2009. 461с.
- Любушин, Н.Б. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия: Учеб. пособие для вузов/ Н. Б. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 470с.
- Марголии, A.M. Экономическая оценка инвестиционных проектов /
- A.M. Марголин. М.: Экономика, 2007. — 368 с.
- Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие. 2-е изд./ A.M. Мухамедьяров. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 137 с.
- Орлова, Е.Р. Инвестиции / Е. Р. Орлова. М.: Омега-Л, 2012. — 240 с.
- Орлова, Е.Р. Инвестиции и инновации / Е. Р. Орлова. М.: Ленанд, 2009. — 200 с.
- Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л. С. Барютин и др.- под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. пе-рераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 518 с.
- Петруненков A.A. Организация разработки нового товара. Учебно -методическое пособие/А.А. Петруннков. -М.: Монолит, 2002. 288 с.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., пе-рераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева- М.: ИНФРА-М, 2007.-495 с.
- Сергеев, И.В. Инвестиции / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В.
- B. Шеховцов. М.: Юрайт, 2013. — 320 с.
- Сироткин, С.А. Экономическая оценка инвестиционных проектов /
- C. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 312 с.
- Советский энциклопедический словарь, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1981.
- Соловьев, Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. / Б. А. Соловьев М.:ИНФРА-М, 2000. — 153 с.
- Староверова, Г. С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Г. С. Староверова, А. Ю. Медведев, И. В. Сорокина. М.: КноРус, 2006.-312 с.
- Стрелкова, Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория ипрактика / JI. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -236 с.
- Сурии, A.B. Инновационный менеджмент: Учебник./ A.B. Сурин, О. П. Молчанова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 368 с.
- Ткаченко, И.Ю. Инвестиции / И. Ю. Ткаченко, Н. И. Малых. М.: Академия, 2009 — 240 с.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 19 351 940.
- Управление инновационными проектами: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В. Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 336 с.
- Фатхутдинов, P.A. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. / P.A. Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
- Хазанович, Э.С. Инвестиции / Э. С. Хазанович. М.: КноРус, 2011.320 с.
- Харгадон, Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний / Э. Харгадон М.: Вильяме, 2007. — 304 с.
- Хомутский, Д.Ю. Управление инновациями в компании / Д.Ю. Хо-мутский. -М.: Солон-Пресс, 2008. 160 с.
- Чиненов, М.В. Инвестиции / М. В. Чиненов, А. И. Черноусенко, В. И. Зозуля, Н. А. Хрусталева. М.: КноРус, 2011. — 368 с.
- Шлекин, С.И. Философское постижение проблемы инноваций / С. И. Шлекин. М.: Либроком, 2012.-122 с.
- Шумпетер, И. Теория экономического развития. / И. Шумпетер. -М.: Прогресс, 1982.
- Греков, И.Е. Об оптимальном уровне инфляции / И. Е .Греков // ЭКО. 2009. — № 8. — С.2−13.
- Дмитриева, О.Г. Инфляция и экономический рост: теория и практика (по материалам обсуждения, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) / О. Г. Дмитриева // Деньги и кредит.-2006.-№ 7.-С. 52−65.
- Иванов, Ю.Н. Новые международные стандарты по статистике цен и практика стран СНГ / Ю. Н. Иванов // Экономический журнал ВШЭ. -2007.-№ 3.
- Илларионов, А.Н. Инфляция и экономический рост / А. Н. Илларионов // Вопросы экономики. 1997. — № 8. — С. 91−111.
- Красавина, Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. 2006. — № 9. — С. 12−20.
- Пархоменко, A.B. Разработка системы гедонических индексов для продуктов информационных технологий в Российской Федерации/ A.B. Пархоменко, А. Ю. Редькина // ЭКОВЕСТ. 2006. -№ 5. — С. 343−350.
- Фетисов, Г. Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики / Г. Г. Фетисов // Вопросы экономики. 2004. — № 2. — С. 4−19.
- Архив тарифных планов компании «НовЛайн» //Электронный ресурс.: http://www.novline.ru/index.php?do=static&page=arhiv
- Гавриленков, Е. Хотите инноваций? Победите инфляцию // Электронный ресурс. :http://www.strf.ru
- Глазьев, С. О практичности количественной теории денег, или сколько стоит догматизм денежных властей / С. Глазьев // Электронный ресурс.: http://institutiones.com/theories/1067-o-praktichnosti-kolichestvennoj-teorii-deneg.html
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ Электронный ресурс.: http://gks.ru
- Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с англ. ОЭСР, Евростат. 2010 // Электронный ресурс.: http://www.sibai.ru/images/news-images/ruk.oslo.doc
- Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика Международная организация труда/Международный Валютный Фонд / Организация экономического сотрудничества и развития / Статистическое бюро
- Европейских сообществ / Организация Объединенных Наций / Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2007 // Электронный ресурс.: http. V/www.imf.org/external/pubs/ft/cpi/manual/2004/rus/cpiru.pdf
- Aures R.U. Trends in Factory Automatoin // HAS A Working Paper 22.1987.
- BernankeB., LaubachTh., MishkinF., PosenA. «Inflation Targeting: Lessons from the International Experience», Princeton University Press: Princeton, 1999.
- Berndt, Ernst R. and Neal J. Rappaport (2001), «Price and Quality of Desktop and Mobile Personal Computers: A Quarter-Century Historical Overview», American Economic Review, 91(2) (May), pp. 268−73.
- Berndt, Ernst R., ZviGriliches and Joshua G. Rosett (1993), «Auditing the Producer Price Index: Micro Evidence from Prescription Pharmaceutical Preparations», Journal of Business and Economic Statistics, 11(3) (July), pp. 251−64.
- Bils, Mark (2004) «Measuring growth from better and better goods». Paper presented to the Twelfth Texas Monetary Conference.
- Bils, Mark, and Klenow, Peter J. (2001) «Quantifying quality growth». American Economic Review, Vol.91, pp.1006−1030.
- Boskin, M.J., (Chair). E.R. Dullberger, R.J. Gordon, Z. Griliches and D.W. Jorgenson. 1996. Final Report of the Commission to Study the Consumer Price Index, U.S. Senate, Committee on Finance (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office).
- Bruno, Michael, and William Easterly. Inflation Crises and Long-Run Growth. Journal of Monetary Economics, vol. 41 (February 1998), p. 3−26.
- Cartwright, David W. (1986), «Improved Deflation of Purchases of Computers», Survey of Current Business, 66(3) (March), pp. 7−9.
- Chow, Gregory С. (1967), «Technological Change and the Demand for Computers», American Economic Review, 57(5) (December), pp. 1117−30.
- Christoffersen, Peter F., and Peter Doyle. From Inflation to Growth: Eight Years of Transition. IMF Working Paper 98/99 (Washington: International Monetary Fund).
- Colwell, Peter and Gene Dilmore (1999), «Who Was First? An Examination of an Early Hedonic Study», Land Economics, 75(4), pp. 620−26.
- Court, Andrew T. (1939), «Hedonic Price Indexes with Automotive Examples», in: The Dynamics of Automobile Demand, New York, NY: General Motors Corporation, pp. 99−117.
- Crawford, Allan (1998), «Measurement biases in the Canadian CPI: An update?», Bank of Canada Review, Spring, pp. 38−56.
- Cunningham, A.W.F. 1996. Measurement Bias in Price Indices: An Application to the UK’s RPI, Bank of England Working Paper 47 (London: Bank of England).
- Dosi, Giovanni (1982). «Technological paradigms and technological trajectories». ResearchPolicy11 (3): 147−162.
- Ducharme, L.M. 1997. «The Canadian Consumer Price Index and the Bias Issue: Present and Future Outlooks» in L.M. Ducharme (ed.): Bias in the CPI: Experiences from Five OECD Countries, Prices Division Analytical Series, No. 10
- Ottawa: Statistics Canada), pp. 13−24.
- Eurostat (1999), Compendium of HICP Reference Documents: Harmonisation of Price Indices, Eurostat, September.
- Fischer, Stanley. The Role of Macroeconomic Factors in Growth. Journal of Monetary Economics, vol. 32 (December 1993), p. 485−512.
- Freeman, Christopher (1982). The Economics of Industrial Innovation. Frances Pinter, London.
- Ghosh, Atish, and Steven Phillips. Warning: Inflation May Be Harmful to Your Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, vol. 45, № 4, 1998, p. 672−710.
- Gordon, Richard, and Todd vanGoethem (2003) «A Century of housing shelter prices: How big is the CPI Bias?». Paper presented CRIW conference in memory of ZviGriliches, September, 2003.
- Gordon, Richard (2001) «Apparel prices and the Hulten-Bruegel paradox». Paper presented to CEPR/ECB Workshop on Measurement, November 2001.
- Griliches, Zvi (ed.) (1971), Price Indexes and Quality Change: Studies in New Methods of Measurement, Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Hausman, Jerry (2003), «Sources of Bias and Solutions to Bias in the Consumer Price Index». The Journal of Economic Perspective, Vol.17, No. l, pp.23- 44.
- Heyne, Paul- Peter J. Boettke, David L. Prychitko (2010). The Economic Way of Thinking (12th ed.). Prentice Hall. pp. 163, 317−318.
- Hoffmann, J. 1998. Problems of Inflation Measurement in Germany, Discussion Paper 1/98, Economic Research Group of the Deutsche Bundesbank (Frankfurt: Deutsche Bundesbank).
- Khan Mohsin S., SenhadjiAbdelhak S. Threshold Effects in the Relationship Between Inflation and Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, vol. 48, № 1, 2001.
- Konijn, Paul, DietmarMoch and JorgenDalen (2003), «Comparison of Hedonic Functions for PCs across EU Countries», Eurostat discussion paper, presented at 54th ISI Session, Berlin, August 13−20.
- Lequiller, F. 1997. «Does the French Consumer Price Index Overstate Inflation?», in L.M. Ducharme (ed.): Bias in the CPI: Experiences from Five OECD Countries, Prices Division Analytical Series, No. 10 (Ottawa: Statistics Canada), pp. 2543.
- McKeown, Max (2008). The Truth About Innovation. London, UK: Prentice Hall.
- Merkel, F.K. 2000. Addressing New Item Bias in the Producer Price Indexes: A PPI Quality Improvement Initiative, опубликованнаяработа (Washington, D.C.: Bureau of Labor Statistics).
- Mishkin, Frederic S. and Adam Posen. «Inflation Targeting: Lessonsf зfrom Four Countries», Federal Reserve Bank of New York, Economic Policy Review, vol. 3 (August 1997), p. 9−110.
- Nicholson, J. L. (1967), «The Measurement of Quality Changes», The Economic Journal, 77(307), (September), pp. 512−30.
- Oi, W.Y. 1997. «The Welfare Implications of Invention», in T.F. Bres-nahan and R.J. Gordon (eds.): The Economics of New Goods, NBER Studies in Income and Wealth (Chicago, IL: University of Chicago Press), pp. 109−141.
- Pakes, Ariel (2003), «A Reconsideration of Hedonic Price Indexes with an Application to PCs», American Economic Review, 93(5) (December), pp. 157 896.
- Sarel, Michael. Nonlinear Effects of Inflation on Economic Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, vol. 43 (March 1996), p. 199−215.
- Sbordone and Kuttner (1994).
- Schumpeter, Joseph (1934). The Theory of Economic Development. Harvard University Press, Boston.
- Shiratsuka, S. 1999. «Measurement Errors in the Japanese Consumer Price Index», in Monetary and Economic Studies, Vol. 17, No. 3, pp. 69−102.
- Silver, M. and S. Heravi. 2002. Why the CPI Matched Models Method May Fail Us, Working Paper 144 (Frankfurt: European Central Bank)
- Stone, Richard (1956), Quantity and Price Indexes in National Accounts, Paris, France: Organization for European Economic Cooperation.
- Taylor, Fred (1916), «Relation Between Primary Market Prices and Qualities of Cotton», US Department of Agriculture Bulletin No. 457, November 24.
- The Measurement of Scientific and Technological Activities. Frascati
- Manual 2002. Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. Published by: OECD Publishing, Publication date: 16 Jan 2003, 256 p.
- Triplett, J. (2004), «Handbook on Hedonic Indexes and Quality Adjustments in Price Indexes: Special Application to Information Technology Products», OECD Science, Technology and Industry Working Papers, 2004/9, OECD
- Triplett, Jack E. and Richard J. McDonald (1977), «Assessing the Quality Error in Output Measures: The Case of Refrigerators», Review of Income and Wealth, 23(2) (June), pp. 137−56.
- Waugh, Frederick Vail (1928), «Quality Factors Influencing Vegetable Prices», Journal of Farm Economics, 10 (April), pp. 185−96.
- Wyckoff, Andrew W. (1995), «The Impact of Computer Prices on International Comparisons of Labour Productivity», Economics of Innovation and New Technology, 3(3−4), pp. 277−93.