Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эколого-экономическая оценка формирования условий жизнедеятельности населения в городском подземном пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эколого-экономическую оценку формирования условий жизнедеятельности населения в подземном пространстве необходимо осуществлять на основе предложенного в работе механизма, включающего последовательную разработку вариантов мер по улучшению подземных условий, определение эколого-экономических показателей использования подземного пространства, а также оценку вариантов мер и выбор из них наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
    • 1. 1. Опыт использования подземного пространства в городах
    • 1. 2. Современные экологические проблемы крупных городов
    • 1. 3. Исследования в области эколого-экономической оценки, планирования и регулирования деятельности по использованию городского подземного пространства
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОРОДСКОГО 63 ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 2. 1. Анализ и выявление основных поверхностных и подземных условий жизнедеятельности населения
    • 2. 2. исследование эколого-экономических показателей, определяющих оценку мер по улучшению условий
    • 2. 3. Выявление зависимостей экономических, экологических и социальных показателей оценки от изменения условий жизнедеятельности населения в подземном пространстве
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 3. 1. Разработка методики эколого-экономического оценки
    • 3. 2. Разработка экономико-математической модели эколого-экономической оценки формирования условий жизнедеятельности населения при использовании городского подземного пространства
    • 3. 3. Обоснование механизма эколого-экономической оценки формирования условий жизнедеятельности населения
  • Выводы
  • ГЛАВА 4. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ
  • ТОННЕЛЬНО-ЭСТАКАДНОГО ВАРИАНТА ТРАССЫ ТРЕТЬЕГО ТРАНСПОРТНОГО КОЛЬЦА В ЛЕФОРТОВО
    • 4. 1. Характеристики и описание тоннельно-эстакадного варианта трассы третьего транспортного кольца в Лефортово
    • 4. 2. Эколого-экономическая оценка вариантов мер по улучшению условий жизнедеятельности населения для тоннельно-эстакадного варианта трассы третьего транспортного кольца в Лефортово
  • Выводы

Эколого-экономическая оценка формирования условий жизнедеятельности населения в городском подземном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие современных крупных городов связано с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, что вызывает загрязнение окружающей среды, повышение заболеваемости населения и множество других неблагоприятных последствий. Одной из причин этого является нехватка жизненного пространства.

Важным направлением в решении указанных проблем является освоение подземного пространства для размещения различных объектов городской инфраструктуры (промышленных, складских, транспортных, энергетических, коммунальных и др.). Так, считается, что в перспективе (через 20−30 лет) в недрах города будет размещено более половины всех гаражей, складов, треть учреждений культурно-бытового обслуживания, административных помещений и половина всех коммунальных предприятий.

Все больше времени городские жители проводят в подземном пространстве, которое таким образом становится частью их среды обитания. Однако естественные условия жизнедеятельности в нем существенно отличаются от аналогичных на поверхности и не совсем привычны для людей в психологическом, физиологическом и других аспектах. Приведение характеристик подземной среды к благоприятным для людей и не оказывающим на них отрицательного влияния требует значительных затрат и в ряде случаев может оказать существенное влияние на окружающую среду на поверхности. В этой связи создание комфортных, безвредных и безопасных условий в подземном пространстве требует учета ряда экономических, экологических и социальных факторов.

Существующие исследования в области эколого-экономической оценки использования подземного пространства не позволяют в полной мере учитывать его особенности как части среды обитания людей и его взаимосвязи с поверхностной средой. Таким образом, эколого-экономическая оценка формирования условий жизнедеятельности населения в подземном пространстве при его использовании является актуальной научной задачей.

Цель работы заключается в разработке методических основ эколого-экономической оценки формирования условий жизнедеятельности населения в городском подземном пространстве при его использовании.

Основная идея работы состоит в учете влияния характеристик создаваемых в подземном пространстве условий на экономические, экологические и социальные показатели его использования.

Объект исследования — подземное пространство как часть среды обитания населения крупных городов при формировании в нем комфортных, безвредных и безопасных для людей условий.

Предметом исследования являются закономерности формирования благоприятных условий жизнедеятельности населения в городском подземном пространстве при его использовании.

Научные положения, выносимые па защиту:

1. Влияние характеристик создаваемых в подземном пространстве условий жизнедеятельности населения на экономические, экологические и социальные показатели его использования следует учитывать посредством предложенной методики, основанной на определяемых с применением выявленных в работе зависимостей поправочных коэффициентах к данным показателям.

2. Эколого-экономическую оценку вариантов мер по улучшению условий жизнедеятельности населения при использовании подземного пространства, целесообразно производить с применением предложенной экономико-математической модели, целевой функцией которой является максимизация эффекта, составляющие которого определяются исходя из характеристик создаваемой среды.

3. Эколого-экономическую оценку формирования условий жизнедеятельности населения в подземном пространстве необходимо осуществлять на основе предложенного в работе механизма, включающего последовательную разработку вариантов мер по улучшению подземных условий, определение эколого-экономических показателей использования подземного пространства, а также оценку вариантов мер и выбор из них наиболее эффективного.

Научная новизна исследований: в выявлены зависимости эколого-экономических показателей использования подземного пространства от характеристик создаваемых в нем условийв для учета влияния условий жизнедеятельности населения на эколого-экономические показатели использования подземного пространства предложено применять соответствующие поправочные коэффициентыв целевая функция экономико-математической модели эколого-экономической оценки вариантов мер по улучшению условий жизнедеятельности в проектных решениях по использованию подземного пространства предусматривает возможность учета различной значимости основных составляющих эффекта.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверяедаются: в анализом достаточно большого объема информации об использовании подземного пространствакорректной постановкой задачи исследования и применением современных научных методов, включая регрессионный анализ, метод экспертных оценок, статистическое и экономико-математическое моделированиеположительными результатами реализации разработанной эколого-экономической модели в ЗАО «Объединение «Ингеоком» для оценки вариантов строительства автодорожных тоннелей.

Научное значение работы заключается в обосновании методического подхода к эколого-экономической оценке формирования условий жизнедеятельности населения в городском подземном пространстве, основанного на учете влияния характеристик создаваемой среды на экономические, экологические и социальные показатели его использования.

Практическое значение состоит в использовании результатов работы при оценке проектных решений по созданию объектов подземной инфраструктуры для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности городского населения.

Реализация выводов и рекомендаций работы. Разработанный механизм эколого-экономической оценки формирования благоприятных условий жизнедеятельности населения в городском подземном пространстве принят к внедрению в ЗАО «Объединение «Ингеоком» и использован для оценки вариантов строительства автодорожных тоннелей и других подземных объектов г. Москвы.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на научных симпозиумах «Неделя горняка» (2002г., 2005 г., 2007 г.) на семинарах кафедр «Экономика природопользования», «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона» Московского государственного горного университета (2004;2007гг.).

Публикации. По результатам проведенных исследований опубликовано 9 научных статей.

Автор благодарит коллектив кафедры «Экономика природопользования» Московского государственного горного университета за поддержку, оказанную при выполнении работы. Неоценимой является помощь зав. кафедрой «Экономика природопользования» проф., д.т.н. В. А. Харченко и научного руководителя, зав. кафедрой «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона» проф., д.э.н. В. А. Умнова.

Выводы.

1. Принято решение реализовать результаты исследований при проектировании тоннельно-эстакадного варианта трассы третьего транспортного кольца в Лефортово.

2. Механизм эколого-экономической оценки формирования условий жизнедеятельности населения при использовании городского подземного пространства, применен при оценке вариантов по снижению ущерба окружающей среде в тоннельно-эстакадном варианте трассы третьего транспортного кольца в Лефортово.

3. Реализация результатов исследований на примере тоннельно-эстакадного варианта трассы третьего транспортного кольца в Лефортово позволила значительно снизить ущерб окружающей среде в подземном пространстве, не значительно увеличив его на поверхности и получить экономический эффект в размере 1,504 млн. руб/год. источники.

1. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов / С. Н. Власов, JI.B. Маковский, В. Е. Меркин при участии А. Э. Куплиса, В. Ф. Сарабеева, В. В. Торгалова. — М.: ТИМР, 1997.

2. Адамович Б. А., Вестяк A.B., Кучеров В. П. Социальная экология — М.: «РАУ-Университет», 2002 —240 с.

3. Архитектурно-планировочная организация подземного пространства в промышленных районах больших городов. Обзорная информация Выпуск 18 М., МГЦНТИ, 1984 г.

4. Астахов A.C. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. — М.: Недра, 1981. 287 с. 50.

5. Астахов. A.C.,. Малышев Ю. Н, Пучков J1. A, Харченко В. А. «Экология: горное дело и природная среда», М.: Изд-во Академии горных наук, 1999 г.

6. Астахов A.C., Краснянский Г. Л., Малышев Ю. Н., Яновский А.Б.

Экономика горного предприятия" (горная микроэкономика), М.:

Издательство Академии горных наук, 1997 г.

7. В. А. Акимов. Решение проблем безопасности жизнедеятельности как междисциплинарное исследование. // Проблемы анализа риска, 2006, том 3, № 2, С. 124.

8. В. П. Абрамчук, С. Н. Власов, В. М. Мостков. Подземные сооружения — М.: ТА Инжиниринг, 2005 — 464 с.

9. Большая советская энциклопедия, русский толковый словарь. http://encycl.accoona.ru.

10.Е. Н. Боровик. ТУП НИиПИ генплана г. Москвы. «Гаражное строительство в столице: планы и прогнозы», Промышленное и гражданское строительство 2/200.

11.Генеральный план развития Москвы до 2020 г. и его реализация http: //www.mos.ru/progr/genplan2020.htm.

12.Глебов В. Н. Состояние техники безопасности на объектах подземного строительства в Москве. World mining space. № 6, 2006 г., с. 20−23.

13.Глоссарий.ру. http://www.glossary.ru.

14.Голубев Г. Е. Метрополитены и город. World mining space. № 2, 1995 г., с. 21−22.

15.Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1984. Т. 1..Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды.

РФ в 2003 году". -М.: Зеленый мир, 2003, № 15. 17. Гофман К. Г. Методы экономической оценки природных ресурсов.

Учебное пособие. М.: Изд-во АНХ, 1980. /49.Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 декабря 2004 года, № 190-ФЗ. 19. Дерфель И. В., Ростовцев И. Е. Современные методики городского коммунального строительства. Метро и тоннели. № 5, 2002 г., с. 14−15. 20.3айцева Н.В. Эколого-экономическая оценка размещения городских подземных объектов с учетом инфраструктуры на поверхности. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2003.

21.3ильберборд А. Ф. Швецов П.Ф. Под землю чтобы сберечь землю — М., 1983.

22.3отов В.Б., Козлов A.A. Управление землепользованием в крупном городе (практика, проблемы): Монография — М.: Издательство «Прима-Пресс «, 1998.-212с./19.

23.Иватанова Н. П. К вопросу о необходимости экономической оцени природного капитала. // Сб. научных работ «Известия», ТулГУ серия «Экономика. Управление. Финансы», 2006, — С. 251−260.

24.Иватанова Н. П., Стоянова И. А., Харченко В. А. Направления комплексного использования природных и техногенных месторождений. — М.: МГГУ, 2006, — 68с.

25.К проблеме оценки социально-экономического ущерба с использованием показателя цены риска. A.A. Быков, М. И. Фалеев. Проблемы анализа риска. 2005, Том 2, № 2. с. 114−131.

26.Картозия Б. А. Горная наука «Строительная геотехнология». World mining space. № 6,1997. с. 12−15.

27.Картозия Б. А. МГГУ. Сборник научных трудов — М., МГИ, 1989 — № 196. Комплексное освоение подземного пространства крупных городов / Отв. ред. Б. А. Картозия — 1989, 110 с.

28.Картозия Б. А., Оськина Г. А., Мельникова С. А. Методические подходы к выработке единой экологической концепции освоения городского подземного пространства.// Комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых, вып. 1, МГИ, 1991 — с. 30−40.

29.Келемен Я., Вайда 3. Город под землей М., Стройиздат // под ред. Голубева Г. Е. перев. венгерск. Попова С. С. 345 с.

30.Кириченко Е. И. «Архитектурно-градостроительное развитие Москвы в середине XIX — начале XX вв.» «Архитектурно-градостроительное развитие Москвы», под рук. Н. Ф. Гуляницкого, И. А. Бондаренко, М., 1997.

31.Климов М. Н. Эколого-экономическая оценка использования городского подземного пространства для строительства автодорог. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2002.

32.Климов М. Н., Рудяк М. С., Умнов В. А., Обоснование подходов к оценке использования городского подземного пространства для строительства автодорог — Шахты, ЮРО АГН, Сборник научных работ — Эколого-экономические проблемы природопользования в горной промышленности, 2002 г., стр. 51−53.

33. Коваль В. Т., Агапов H.H., Ларионова E.H., Коваль Е. В. Управление природопользованием. Экологический менеджмент. Учеб. пособие. — М.: МГГУ, 1999. 89 с. /59.

34. Коробова О. С. Перспективы реализации механизмов Киотского протокола в России. МГГУ. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. № 7.

35.Корчак A.B. Обоснование и разработка методологии проектирования строительства и повторного использования подземных сооружений в сложных горно-геологических условиях. Дисс. на соиск. уч. степ, д.т.н., М., 1998.

36.Куликова ЕЛО. Экологическая безопасность при освоении подземного пространства в крупных городах: Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2001. — 376 с.

37.Макаров О. Н., С. Н. Власов. Современный город: подземные транспортные системы. World mining space. № 5−6, 1998 г., с. 10−15.

38.Малкин A.C. Использование технологического подземного пространства (ТПП) для экологического оздоровления промышленных регионов // Научн.-техн. конф. «Экологические проблемы горного производства», Москва, 1−5 февр., 1993. тез. докл. -М., МГГУ, 1993.

39.Малыхин В. И., Статкус A.B. Теория принятия решений. — М.: МИУ, 1989/ 69.

40.Меркин В. Е. Комплексное использование подземного пространства при строительстве метрополитенов. World mining space. № 2, 1995 г., с. 19−20.

41.Микони C.B. Метода и алгоритмы принятия решений: Учебное пособие. Часть I. — СПб: ПГУПС, 1994. — 55 с. / 68.

42.Москва. Планировка и застройка города 1945;57 гг. Ред. Н. Баранов, В. Шквариков. М., Госстройиздат — ВНИИТоргиздат, 1958.

43.Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки/ Под ред. A.C. Астаховаредкол. сер:. Е. М. Сергеев и др. — М.: Экономика, 1984. 248 с.-(Экономика и управление/ Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР). / 55.

44.Неретин В. В., Артемов В. И. Строительство подземной автостоянки для МАМТ. Метро и тоннели. № 5, 2002 г., с. 16−20.

45.Официальный сайт Московского метро: www.metro.molot.ru.

46.Певзнер М. Е. «Горное дело и охрана окружающей среды», М.: Изд-во МГГУ, 1997 г.

47.Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: Учеб. 2-е изд., доп. — Томск: Изд-во HTJ1. 1991;396 е.: ил. /66.

48.Петренко Е. В. Освоение подземного пространства. — М.: Недра, 1988. — 150 с.

49.Петренко Е. В. Повторное использование выработанного пространства в народно-хозяйственных целях.// Подземное и шахтное строительство. 1992.-№ 1.С. 3−7.

50.Петренко Е. В., Петренко И. Е. Подземный город: геотехнология и архитектура. Промышленное и гражданское строительство 5/1998.

51.Петренко Е. В., Федунец Б. И., Умнов В. А. Международный тоннельный конгресс в Стамбуле и 31-я Генеральная ассамблей МТА. Подземное пространство Мира № 3−4, 2005.С. 3−6.

52.Подземные автостоянки и гаражи в городской застройке. Г. Е. Голубев М., ЦНИИП градостроительства, 1976.

53.Подземный урбанизм — М, ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1973.

54.Правила безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ 3 428−02). Серия 03. Выпуск 12 / Колл. авт. — М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2002. — 432 с.

55.Разовский Ю. В. Горная рента: экономика и законодательство, — М.: Издательство «БОНД», 1999. /53.

56.В. Ресин Невидимые этажи столицы. Вести союза архитекторов России. http://www.uar.ru/vesti/index.htrn.

57.Ренн О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты // Вопрос анализа риска. — 1999. Т.1. № 1- С.80−99.

58.А. В. Рогачев. Москвоведение. Москва: город, человек, природа. М.: МИРОС — Междунар. Отношения, 1996.

59.Рой О. М., Чуканов С. Н. Город как предмет экономической и социально-экономической оценки: Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 249 с.

60.Рудяк М. С. Рациональное использование городского подземного пространства для гражданских объектов. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003. — 235 с.

61.Систер В. Г. Экологические проблемы мегаполисов/ В. Г. Систер, А. Н. Мирный, Л. И. Гюнтер. — М.: Акад. коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, 2004. 431 е.: ил.

62.Скуба В. И., Шишкин В. И., Чупахин М. В., О направлениях применения горнотехнологических способов при освоении подземного пространства.// Комплексное освоение подземного пространства./ М. МГИ. -1990.

63.Современные способы строительства транспортных тоннелей хмелкого заложения в больших городах Обзоры по проблемам больших городовМ., ГОСИНТИ, № 15 1983 г.

64.Спектор И. П. Использование подземного пространства в градостроительстве, ГК по гражд. стр-ву и архитектуре при ГОССТРОЕ СССР.-М., 1983 г.

65.Строительство транспортных тоннелей и подземных пешеходных переходов в больших городах Обзоры по проблемам больших городовМ., ГОСИНТИ, № 13 1979 г.

66.Субботин А. И. Управление безопасностью труда: Учебное пособие для горных вузов. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004. — 266 с.:ил.

67.Тарасевич Е. И. Оценка недвижимости. — М.: «Дело Лтд», 1997. — 420с.

68.Титов В. В. Морфологический подход. Уч. пособие, ВНИИПИ, 1990.

69.Удальцова М. В., Аверченко J1.K. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. пособие. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 204 с.

70.Умнов В. А. Использование подземного выработанного пространства и окружающая среда. Горный информационно-аналитический бюллетень. М.: МГГУ, 1995. — 4 с.

71.Умнов В. А. Пространство недр как ресурс. В сб. научн. трудов «10 лет кафедре «Экономика природопользования». М.: Изд-во АГН, 1997. С. 102−107.

72.Умнов В. А. Экономическая оценка и рациональное использование ресурсов подземного пространства. — М.: МГГУ, 1999. 204 с. /30.

73.Умнов В. А. Экономическая оценка природных ресурсов. Учебное пособие. М.: МГГУ, 2001. — 62 с. /52.

74.Управление крупным городом в чрезвычайных ситуациях. B.C. Боголюбов, О. Т. Лебедев, A.A. Косячный. Текст лекций. 2001.

75.Ушаков С. А., Комарова Н. Г., Ромина Л. В. Москвоведение. Природа и экология., — М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. — 206 с.

76.Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ приносящей доход недвижимости. Пер. с англ., — М.: «Дело Лтд», 1995. 480 с.

77.Харченко A.B. Рациональное использование подземного пространства большого города для размещения транспортной инфраструктуры. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2005. -245 с.

78.Харченко В. А., H.A. Архипов, В. Д. Аюров и др. Рациональное природопользование в горной промышленности: Учебн. для студ. спец. ЭП-М, МГГУ, 1995,443 с.

79.Швецов П. Ф., Зильберборд А. Ф., Папернов М. М. Подземное пространство и его освоение. — М.: Наука, 1992. — 196 с.

80.Шемякин Е. Геомеханические и экологические аспекты освоения подземного пространства/Подземное пространство мира, 1993. — № 4 с. 21.

81.Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие /Под общей ред. д.б.н. АЛ. Минина/. — М.: Изд-во «ПАСЬВА», 2001. — 192 с. 82. Экономика природопользования: Учеб. для вузов/ М. А. Ревазов, Н. Я. Лобанов, Ю. А. Маляров, В. З. Персиц. — М.: Недра, 1992. — 351 с. /51.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой