Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Банковская конкуренция — основа рынка финансовых услуг

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как указывал М. И. Пискотин, деньги обладают ничем не заменимой способностью, поддерживая жизнедеятельность многих миллионов клеточек экономического организма, обеспечивая их взаимодействие, превращая их в единое целое, автоматически реагировать на любые изменения, как в самом организме, так и во внешней среде. Это важнейшая саморегулирующаяся система, жизненно необходимая обществу. На нее можно… Читать ещё >

Банковская конкуренция — основа рынка финансовых услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования

" Витебский государственный технологический университет"

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

на тему: «Банковская конкуренция — основа рынка финансовых услуг»

Выполнила:

Студентка 4 курса группа ЗФК 31

Кяпсня Анна Артуровна Витебск

Содержание Введение

1. Современные особенности и закономерности банковской конкуренции

1.1 Понятие банковской конкуренции и сфера ее деятельности

1.2 Особенности банковской конкуренции

1.3 Виды банковской конкуренции

1.4 Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений

2. Аналитический обзор банковской конкуренции в РБ

2.1 Сравнительная характеристика ИТ — затрат белорусских банков

2.2 Рейтинг белорусских банков

3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Конкуренция на рынке банковских услуг является ключевым фактором эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества. А это в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределению экономических ресурсов.

Под банковской конкуренцией следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.

Данная тема является достаточно актуальной. Ее актуальность определяется большой значимостью данного вопроса в современных условиях.

При написании данной курсовой работы мною была поставлена цель, рассмотреть банковскую конкуренцию в Республике Беларусь, изучить её проблемы и выявить пути решения.

В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:

1) Определить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция» ;

2) Оценить состояние банков в Республике Беларусь;

3) Выявить проблемы банковской конкуренции в Республике Беларусь и найти пути их решения.

Объектом курсовой работы являются банки Республики Беларусь.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции институтов банковского рынка.

Основу исследования составили такие методы, как сравнительный, исторический, статистический и экономический методы.

В ходе работы мною были использованы различные источники информации, как издания известных авторов-экономистов, так и источники СМИ, а также собственные разработки.

1. Современные особенности и закономерности развития банковской конкуренции

1.1 Понятие банковской конкуренции, её возникновение и развитие Банковская конкуренция — это экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли.

Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого о как таковой конкуренции говорить было не принято. Было относительно мало банков, наблюдалась ненасыщенность рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу, также считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов.

На рубеже XX века ситуация изменилась и началась жесткая охота на клиентов (банки начали предлагать услуги прямо на дому, соревнуясь выгодностью предложений).

В ХIХ веке европейское банковское дело пережило две глубокие структурные перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. У каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния, а вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко. И если крупные банки конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве конкурентов не рассматривались.

Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Благодаря внедрению вычислительных машин банки охватывали все новые круги клиентуры, что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики.

Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-х годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны только сберкассы. В 60-х годах также началась либерализация государственного регулирования деятельности коммерческих банков, оказавшая значительное влияние на обострение конкурентной ситуации.

80-е годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленными, прежде всего странами Восточной Европы.

В настоящее время банковская конкуренция имеет важное значение для всего общества в целом — прежде всего для национальной экономики. По моему мнению, ключевой проблемой банковской конкуренции является проблема ее регулирования. Выделяют два основных способа регулирования:

1) государственное регулирование (комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов);

2) рыночное саморегулирование (способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и ее составляющих: управления, стимулирования, соотношения спроса и предложения, максимизации прибыли, согласования экономических интересов.).

Сейчас банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от конкуренций на других рынках, среди которых:

1) конкурентами могут быть как другие банки, так и небанковские институты;

2) на одних рынках банки могут выступать как продавцы, а на других как потребители;

3) внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;

4) банковские услуги могут заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних заменителей;

5) существуют проблемы управления качеством и рекламы;

6) банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии [3, c. 219].

1.2 Особенности банковской конкуренции К выявленным особенностям банковской конкуренции относятся:

1) Всеобщая эквивалентность денег. Денежные средства являются даже не высоко ликвидным, а абсолютно ликвидным товаром. В этом смысле деньги не являются товаром эластичного спроса.

Как указывал М. И. Пискотин, деньги обладают ничем не заменимой способностью, поддерживая жизнедеятельность многих миллионов клеточек экономического организма, обеспечивая их взаимодействие, превращая их в единое целое, автоматически реагировать на любые изменения, как в самом организме, так и во внешней среде. Это важнейшая саморегулирующаяся система, жизненно необходимая обществу. На нее можно воздействовать, но заменить ее целиком невозможно. Эта незаменимость придает конкуренции, осуществляемой в сфере предоставления банковских услуг, более острый характер, что обуславливает известную приверженность кредитных организаций к высокорисковым операциям.

2) Второе существенное отличие рынка банковских услуг от товарных рынков обусловлено тем, что «товаром», который обращается, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.

В большинстве случаев этот «товар» эфемерен. Его нельзя пощупать руками или ощутить на вкус. Электронные деньги для оператора являются не более чем цифрами, мелькающими на экране дисплея. Поэтому мир (действительность) финансового рынка в известном смысле виртуален [5, c. 249].

3) Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты. Банковские рынки привлекают к себе лучшие умы. Сочетание интеллектуальных способностей с компьютерными технологиями предполагает широкое поле для фантазий, которые, как показывает практика, не имеют границ [5, c. 253].

4) Мобильность (подвижность) финансового капитала. Финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение. Кредитные организации как субъекты, обеспечивающие соответствующую направленность движения финансового капитала, играют в этом процессе ключевую роль [5, c. 259].

5) Пятое отличие конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на товарных рынках состоит в том, что приближенность к экономическому центру кредитной организации создает ей более весомые конкурентные преимущества по сравнению с аналогичным местоположением предприятия, конкурирующего на товарном рынке [5, c. 265].

6) Рынок банковских услуг более глубоко вовлечен в процесс глобализации экономики по сравнению с товарными рынками. Глобализация экономики характеризуется изменениями мировой экономической структуры, которые произошли за последние два десятилетия. В рамках этих изменений наметились четыре главные структурные тенденции:

· изменения в отношениях между сырьевыми и промышленно развитыми странами;

· переход промышленно развитых стран от трудоемкого к наукоемкому производству;

· повышение значения международного движения капитала в мировой торговле;

· возрастание степени диверсификации деятельности многонациональных корпораций, в том числе международного инвестирования в современные предприятия и соглашения о партнерстве [5, c. 273].

7) Активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие уполномоченных государственных органов. Чаще всего это делается не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от риска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания [5, c. 286].

8) Создание объединений юридических лиц, т. е. объединений, предполагающих отношения власти и подчинения, а также разнообразные формы зависимости между участниками финансового рынка. Специфика рынка банковских услуг состоит в том, что:

· используются привлеченные, т. е. по сути дела чужие, а не собственные средства;

· отношения власти и подчинения (контроля и зависимости) в данном случае приобретают исключительно денежный характер;

· ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице, в то время как хозяйственная власть и господство осуществляются в условиях отсутствия хозяйственных рисков.

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:

· универсализация банковской деятельности;

· либерализация государственного регулирования банковской деятельности;

· расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;

· проникновение на банковский рынок не банков;

· возрастание значения неценовой конкуренции;

· глобализация банковской конкуренции;

· усиление интенсивности банковской конкуренции как результирующая всех названных закономерностей [5, c. 301].

1.3 Виды банковской конкуренции В экономике выделяют четыре основных вида банковской конкуренции:

1. Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.

Конкуренция продавцов — это соперничество между продавцами за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае — банковских услуг). Конкуренция покупателей — это соревнование между покупателями за доступ к этим товарам. Обе эти формы могут существовать рядом друг с другом, находясь в определённом сочетании. Так, на рынке продавца, где продавцы обладают значительными возможностями в определённой степени диктовать покупателям свои условия (вследствие ненасыщенности рынка, его монополизации и т. д.), преобладает конкуренция покупателей. Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чем продавцы (из-за перенасыщения рынка товарами, а также действия некоторых других факторов), основной формой является конкуренция продавцов [6, c. 211].

2. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предприятиями разных отраслей. Так как банковское дело — это не отдельная отрасль, а сфера экономики, включающая множество разнообразных отраслей, то эта классификация относится и к банкам [6, c. 212−213].

3. Ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта) [6, c. 213−214].

4. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция — это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. Несовершенная конкуренция — это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны [6, c. 216].

В реальной жизни несовершенная конкуренция встречается гораздо чаще, чем совершенная. Также принято различать три разновидности рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

В современных условиях банковские рынки нашей страны, как, впрочем, и западные, тяготеют к модели дифференцированной олигополии. Примечательно, что, по мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.

1.4 Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений Банковская конкуренция — понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы.

Основной уровень — конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные. Раньше между этими видами существовала чёткая грань. Во-первых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения. Во-вторых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась необязательной [7, c. 177].

Необходимо отметить, что в банковском деле свободная конкуренция неизбежно вызывает определенную концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объём операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.

Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних всё более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции разных акционерных обществ — всё чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.

Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения — это банки-гиганты, которым отведена большая роль в банковском деле [7, c. 179].

Существуют несколько форм банковских объединений:

· Банковские картели — это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т. п. [8];

· Банковские синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций [8];

· Банковские тресты — это объединения, возникающие путём полного слияния нескольких банков, причём происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими [8];

· Банковские концерны — это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

В конкурентной борьбе крупные банки имеют особые преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов, расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчётных и кредитных операций.

В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путём открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведётся и между самими банковскими объединениями.

Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях всё более серьёзную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и т. д.), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома и другие).

Помимо этих трёх уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:

· индивидуальная конкуренция (конкурентами являются отдельные кредитные институты);

· групповая конкуренция (конкурентами являются группы родственных кредитных институтов). Примерами могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику [7, c. 182].

2. Аналитический обзор банковской конкуренции в Республике Беларусь

2.1 Сравнительная характеристика ИТ — затрат белорусских банков Цель сравнительной характеристики — оценить размер и структуру затрат на ИТ в банковском секторе Республики Беларусь .

Я буду рассматривають 20 крупнейших банков по размеру активов (за 2013 год). Для удобства сравнения банки были разделены на две группы:

1.Шесть крупнейших банков: ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Банк БелВЭБ», ОАО «Приорбанк». (Более 80% активов банковской системы и 80% ИТ-бюджета банковской систем)

2.Прочие банки: ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), ЗАО «Альфа-Банк», ОАО «Банк Москва-Минск», ЗАО «МТБанк», ЗАО «Дельта Банк», ЗАО «Идея Банк», ЗАО «ТК Банк», ОАО «ХКБанк», ОАО «БНБ-Банк», ОАО «Технобанк», ЗАО «БСБ Банк», ОАО «Паритетбанк», ЗАО «РРБ-Банк»

В рамках исследования я выделяю следующие категории затрат:

> Основные средства — покупка компьютерной техники, сетевого оборудования, оборудования ЦОД и т. п.

> ПО в НМА — программное обеспечение в нематериальных активах (НМА) .

> Операционные расходы — плата за использование, поддержку, внедрение, доработку информационных систем, оборудования и процессов, плата поставщикам ИТ-услуг.

> Персонал — затраты на оплату труда ИТ-персонала, выплаты в ФСЗН.

Общий ИТ-бюджет 6 крупнейших банков растет из года в год на протяжении последних 4 лет: в 2013 году, по сравнению с 2010, он увеличился почти в полтора раза. Наиболее крупной составляющей ИТ-бюджетов стали закупки основных средств. Затраты на долгосрочные вложения в ИТ (основные средства и нематериальные активы) в 2013 году составили 60% ИТ-бюджета. [9]

Оценочный уровень затрат на ИТ в 6 крупнейших банках за 2013 год отображается на диаграмме в Приложении А.1.

ИТ-бюджет 6 крупнейших банков в 2013 году, по нашей оценке, превысил 1,368 млрд.

Не смотря на значительную разницу в численности сотрудников, ИТ-бюджеты трех крупнейших банков (Беларусбанк, Белагропромбанк, БПС-Сбербанк) различаются не столь значительно.

Оценочный уровень затрат на ИТ в прочих банках за 2013 год отображается на диаграмме в Приложении А.2.

ИТ-бюджет прочих банков в 2013 году оценке превысил 388 млрд. рублей. Из прочих банков самый большой уровень затрат у ХКБанка.

Общий ИТ-бюджет 20 крупнейших банков составил 1,758 млрд. рублей Динамика ИТ-затрат в 6 крупнейших банках за 2010; 2013 годы В отличие от мирового тренда по минимизации капитальных затрат в пользу операционных затрат у крупнейших банков Беларуси стабильно растут вложения в основные средства и ПО в НМА. [9]

Подведу оценку уровня годовых ИТ-затрат белорусских банков.

Затраты на ИТ 8 банков (Беларусбанк, Белагропромбанк, БПС — Банк, Белинвестбанк, Банк БелВЭБ, Белгазпромбанк, МТБанк) в 2013 году составили 355 млрд. рублей, что равняется стоимости строительства Национальной библиотеки Республики Беларусь.

Динамика роста общих ИТ-затрат 10 крупнейших банков Республики Беларусь В прошлые годы в банках Беларуси наблюдался ежегодный существенный рост расходов на ИТ

> Годовые ИТ-затраты банков за последние 4 года увеличились на 60%

> В 2014 году ИТзатраты увеличились на 33,8%.

Отношение расходов на ИТ к чистым процентным и комиссионным доходам* (½)

На фоне роста доходов банков доля ИТ-затрат в них также увеличивается. В 2013 году затраты на ИТ составили 8% банковских доходов Отношение расходов на ИТ к чистым процентным и комиссионным доходам* (2/2)

Отношение расходов на ИТ к доходам* в банках меньших размеров демонстрирует гораздо больший разброс показателей, хотя среднее значение составляет также 8%

* Чистые процентные и комиссионные доходы — ключевые доходы банков от основной деятельности ИТ-затраты и доходы на одного сотрудника в банках Беларуси за 2013 год Шесть банков, лидировавшие по ИТ-затратам на одного сотрудника в 2013 году (Приорбанк, БПС-Сбербанк, Банк БелВЭБ, Белгазпромбанк, Белагропромбанк, МТБанк), также являются лидерами по доходам на одного сотрудника.

Шесть банков, лидировавшие по ИТ-затратам на одного сотрудника в 2012 году (Приорбанк, БПС-Сбербанк, Банк БелВЭБ, МТБанк, Белгазпромбанк, Банк ВТБ Беларусь), также являлись лидерами по доходам на одного сотрудника.

Наблюдения этого года подтверждают зависимость между ИТ-расходами банка и доходами, в расчете на одного сотрудника, которая четко наблюдалась также в исследовании за прошлый год. [9]

2.2 Рейтинг белорусских банков

1)Активы

Совокупные активы банковской системы Беларуси по состоянию на 1 октября 2014 года составили 447 740 348 млн белорусских рублей. Прирост совокупных активов за 3 квартал 2014 года составил 3,76%.

В Приложении Б представлена подробная информация о состоянии активов белорусских банков в 3 квартале 2014 года.

В рейтинге банков по объему активов лидируют системообразующие банки: Беларусбанк, на долю которого приходится 41,58% совокупных активов, Белагропромбанк (16,01%), БПС-Сбербанк (10,31%), Белинвестбанк (6,4%), Банк БелВЭБ (5,13%), Приорбанк (4,51%).

Оставшиеся четыре места в десятке лучших принадлежат банкам с российским капиталом. Так, на седьмом месте — Белгазпромбанк, активы которого составили 4,03% от совокупных активов банковской системы, на восьмом — Банк ВТБ (Беларусь) (2,32%), на девятом — Альфа-Банк (1,52%), на десятом — Банк Москва-Минск (1,27%). На долю оставшихся банков приходится всего 6,92% совокупных активов.

Отметим, что перестановок в десятке лидеров по итогам 3 квартала не произошло.

На рисунке ниже наглядно представлена информация о долях банков в совокупных активах банковской системы в 3 квартале 2014 года.

По темпам прироста активов в 3 квартале 2014 года лидирует Евроторгинвестбанк (плюс 35,8%). На втором месте расположился Евробанк (плюс 29,09%), на третьем — Паритетбанк (16,18%).

Идея-Банк увеличил свои активы на 12,17%, БНБ-Банк — на 10,49%, Абсолютбанк — на 10,24%, Дельта-Банк — на 9,82%, Банк БелВЭБ — на 9,75%.

В общей сложности 25 банков нарастили свои активы в 3 квартале.

6 банков сократили активы в 3 квартале. Наиболее значительное снижение отмечено в Банке ББМБ (на 60,44%), Н.Е. Б. Банке (на 11,93%), Банке Москва-Минск (на 4,89%). [11]

2)Капитал По состоянию на 1 октября 2014 года совокупный капитал банков Беларуси составил 61 145 373 млн рублей. Таким образом, прирост совокупного капитала белорусских банков за 3 квартал 2014 года составил 4,6%.

Подробная информация о состоянии капитала банков Беларуси представлена в Приложении В.

Как видно из таблицы, лидерами по объемам капитала по-прежнему являются 6 системообразующих банков: Беларусбанк, Белагропромбанк, БПС-Сбербанк, Банк БелВЭБ, Белинвестбанк и Приорбанк. Догоняет их Белгазпромбанк, капитал которого отстает от капитала Приорбанка на 400 млрд рублей.

Отметим, что в 3 квартале никаких перестановок среди шестерки крупнейших не случилось. А десятку лидеров покинул Банк Москва-Минск, к слову, недавно приобретенный Нацбанком. Свои позиции он уступил Альфа-Банку, который в 3 квартале нарастил капитал более чем на 10%.

В общей сложности на 10 крупнейших банков приходится почти 90% совокупного капитала банковской системы. Из них Беларусбанку принадлежит 38,98%, Белагропромбанку — 18,88%, БПС-Сбербанку — 6,41%, Банку БелВЭБ — 5,37%, Белинвестбанку — 5,34%, Приорбанку — 5,34%.

В десятке крупнейших по капиталу банков — три игрока с российским капиталом (Белгазпромбанк, Банк ВТБ (Беларусь) и Альфа-Банк), а также иранский ТК Банк, который, несмотря на то что давно лишен лицензии на осуществление ряда операций, может похвастаться собственным капиталом в размере 831 млрд рублей.

На долю всех остальных банков (а их 21) приходится всего 10,72% совокупного капитала.

На рисунке ниже представлена информация о долях банков в совокупном капитале банковской системы по состоянию на 1 октября 2014 года.

25 банков в 3 квартале увеличили свой капитал. В лидерах по темпам прироста капитала Евроторгинвестбанк, капитал которого вырос на 91,42%. В результате банк улучшил своё место в рейтинг на 4 строчки и занял 26-е место. На втором месте МТБанк с показателем 11,13% - он улучшил свои позиции на 1 строчку, заняв 12-е место. На третьей ступени пьедестала Альфа-Банк — прирост составил 10,36%, что обеспечило ему место в десятке лидеров по объему капитала.

В целом резких скачков капитала и ощутимых перестановок в рейтинге, помимо Евротогринвестбанка, не отмечено. Несколько банков поменялись местами, ряд банков сумел нарастить капитал на 5−7%, два банка — более чем на 10%.

6 банков сократили капитал. Наиболее существенные изменения отмечены в капитале Банка ББМБ — минус 11,34%. В остальных банках сокращение капитала не превысило 4%. Так, в Абсолютбанке капитал просел на 3,72%, в Н.Е. Б. Банке — на 3,08%, во Франсабанке — на 1,33%, в БСБ Банке — на 0,91%, в ХКБанке — на 0,12%. [11]

3)Прибыль Совокупная прибыль банковской системы в 3 квартале 2014 года составила 5 456 136 млн рублей. Таким образом, совокупная прибыль банков Беларуси по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 11,82%.

В Приложении Г представлена подробная информация о состоянии прибыли белорусских банков в рассматриваемом периоде.

Обратите внимание, что показатель прибыли для сопоставимости сравнивался не со 2 кварталом 2014 года, а со 3 кварталом 2013 года.

По сравнению с 3 кварталом 2013 года в рейтинге произошли внушительные изменения. Первые два места остались неизменными — лидирует Беларусбанк (22,45% совокупной прибыли), далее следует Белагропромбанк (16,71%). Примечательно, что по итогам 2 квартала в лидерах по прибыли был Белагропромбанк, а Беларусбанк занимал второе место.

Приорбанк улучшил свои позиции на 1 строчку и переместился на 3 место, заработав 11,3% совокупной прибыли. БПС-Сбербанк в результате опустился на 1 строчку ниже — 4 место и 10,08% совокупной прибыли.

Кроме того, поменялись местами Белгазпромбанк и Банк БелВЭБ. Первый улучшил свои позиции на одну строчку и занял 5 место с показателем 9,39% совокупной прибыли, второй — соответственно свои позиции ухудшил и теперь располагается на 6-ой строчке с показателем 6,67% совокупной прибыли.

На седьмом месте расположился системообразующий Белинвестбанк с показателем 4,82%.

Банк Москва-Минск переместился с 10 на 8 место, на его долю приходится 2,58% совокупной прибыли. МТБанк, как и год назад, занимает 9 место с показателем 2,42%.

Альфа-Банк улучшил свои позиции сразу на 4 строчки и замыкает десятку лучших с показателем 2,15% совокупной прибыли банковской системы.

А вот Идея Банк, который год назад занимал 8-е место, покинул список лидеров и расположился на 16 месте нашего рейтинга.

Отметим, что Абсолютбанк по итогам 3 квартала 2014 года снова получил убыток, на этот раз в размере -11 305 млн рублей. Положение банка было незавидным еще в 1 квартале — тогда его убыток составил 3 653,60 млн рублей, ко второму кварталу увеличившись до 8 105 млн. А буквально на днях Абсолютбанк был продан новым акционерам.

Кстати, год назад убытков не получил никто.

Перестановки в рейтинге по прибыли колоссальные, лишь 7 банков остались на прежних местах. Розничные Дельта Банк, Идея Банк и ХКБанк ухудшили свои позиции сразу на 6−8 строчек — сказывается вето Национального банка на выдачу кредитов без справок о доходах.

На рисунке ниже наглядно представлена информация о долях банков в совокупной прибыли банковской системы за 3 квартал 2014 года.

Пока одни банки подсчитывают убытки и огорчаются отрицательной динамике по сравнению с прошлым годом, другие наращивают показатель с крейсерской скоростью. Так, прибыль ТК Банка (лишение лицензий которого, кстати, никто не отменял) в 3 квартале 2014 года приросла на 175,05% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибыль Альфа-Банка — на 102,93%, БСБ Банка — на 91,98%, БНБ-Банка — на 91,5%, Евроторгинвестбанка — на 88,21%, Банка ББМБ — на 85,08%, Евробанка — на 84,46%, Белгазпромбанка — на 83,33%.

На рисунке ниже наглядно представлена информация о темпах прироста прибыли банков в 3 квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 12 банках отмечено сокращение прибыли. Про убытки Абсолютбанка мы уже упоминали, а среди игроков, наиболее ощутимо сокративших свою прибыль, можно выделить ИнтерПэйБанк (93,16%), ХКБанк (78,68%), Идея Банк (77,06%), Трастбанк (67,47%), Паритетбанк (47,43%), Франсабанк (38,28%), Н.Е. Б. Банк (35,33%). На рисунке ниже наглядно представлена информация о темпах снижения прибыли белорусских банков в 3 квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. [11]

4)Теперь можно подвести итоги 3 квартала 2014 года.

Прирост совокупных активов в 3 квартале составил 3,76%, совокупного кредитного портфеля 3,47% и объема средств клиентов в банках 5,67%.

Нужно понимать, что капиталы банков, сформированные в белорусских рублях, страдают от девальвации. А прирост средств в банках во многом обеспечен за счет процентов по рублевым вкладам, ставки по которым по-прежнему велики. То есть реальный прирост на практике окажется ниже, чем заявленные 5,67%.

Совокупная прибыль банков в 3 квартале выросла на 11,82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как во 2 квартале она сократилась на 4,58%.

Если рассматривать показатели не в целом, а в частности, то очевидно, что ряд банков испытывает определенные трудности. Так, снижение прибыли наблюдается в 12 банках — а это почти 40% всех игроков банковской системы. Один банк — Абсолютбанк — получил в 3 квартале 2014 года убыток, после чего был продан.

На сокращении прибыли банков сказываются нововведения Национального банка на рынке кредитования. Во-первых, это ограничение справок по кредитам для юридических лиц, во-вторых — запрет на выдачу кредитов без справок о доходах. Розничные ХКБанк, Дельта Банк и Идея Банк, которые раньше занимали ведущие позиции на рынке так называемых «кредитов на товар», сократили прибыль более чем на 70%.

Все более уверенные позиции в рейтинге занимают банки с российским капиталом, особенно — Белгазпромбанк и Альфа-Банк. Активно растут Евроторгинвестбанк, МТБанк, БНБ-Банк. [11]

3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать как возврат к усилению методов административного воздействия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров [12, c. 7].

Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

· полное обособление производителей как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

· множественность производителей однородной продукции, развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;

· заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности;

· экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, отсутствие диктата со стороны правительства (государства);

· наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики;

· ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

· преодоление монополизма государственных управленческих структур;

· контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий;

· государственное регулирование естественных монополий;

· обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах;

· превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента (конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности) [13, c. 255−266].

Для совершенствования маркетинговой деятельности необходимо:

· проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга (создать службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить должностные обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие квалификационные требования к образованию и специальности);

· осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;

· выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;

· проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;

· проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;

· осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

Для улучшения финансового состояния предприятий следует:

· разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;

· ускорять оборачиваемость оборотных средств;

· при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.

В целях совершенствования менеджмента нужно:

· выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам комплекса маркетинга, по финансам, производству);

· совершенствовать организацию управления предприятием,

· разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.

Возможно, что решение всех этих задач позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд [14, c. 19].

По моему мнению, Республике Беларусь необходима своя концепция, которая будет не только создавать условия для возникновения конкуренции, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке, но и предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса [13, c. 261 — 262].

Заключение

В рамках данной курсовой работы, изучив банковскую конкуренцию нашей страны были выявлены следующие факты:

1) за 3 квартал 2014 года количество коммерческих банков составило 31 финансово-кредитное учреждение;

2) количество банков с преобладанием частного белорусского капитала 6 (Беларуссбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, Паритетбанк, Технобанк, Евроторгинвестбанк);

3) все частные белорусские банки по-прежнему относятся к группе малых банков (к крупным банкам Национальный банк Республики Беларусь относит лишь те банки, активы которых превышают 5% от совокупных активов банковской системы страны, к средним банкам — банки, активы которых превышают 5% от активов банков, не относящихся к крупным, а к малым банкам — все остальные);

4) в Республике Беларусь 24 банка с преобладанием иностранного капитала к концу 2014 года; Хотелось бы ещё отметить, что банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы, характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка и сети коммерческих банков. Но несмотря на многочисленные проблемы, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

Список использованных источников

1. Википедия [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. — Дата доступа: 17.03.2015 г.

2. Николаева, Т. П. Банковская конкуренция: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2009. — 224 с.

3. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 2003. — 512 с.

4. Особенности банковской конкуренции [Электронный ресурс]. — 2015. Режим доступа: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/03.shtml? printversion. Дата доступа: 11.04.2015 г.

5. Экономика. Университетский курс: Учебное пособие / П. С. Лемещенко, И. А. Лаврухина, Н. А. Мельникова, И. А. Руденко и др.; Под ред. П. С. Лемещенко, С. В. Лукина. — Мн.: Книжный Дом, 2007. — 704 с.

6. Бондарь, А.В., Рудак, А. А. Экономическая теория: Учебное пособие. — Мн: БГЭУ. 2010 г., 138 стр.

7. Аблязова, О. Н. Конкуренция на разных уровнях / О. Н. Аблязова, С. В. Павловская, В. В. Почекина. — Мн.: Право и экономика, 2008. -159 с.

8. Экономический словарь терминов [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru. — Дата доступа: 28.03.2015 г.

9. Исследование ИТ — затрат белорусских банков[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bankit.by/files/2014/presentations/upravlenie-it/17−00-issledovanie-it-zatrat-belorusskih-bankov-za-2010;2013;gody-voroshilov-domnich.pdf — Дата доступа: 02.04.2015 г.

10. Абакумова, Ю. Г. Национальный банк Республики Беларусь Структурная модель банковской системы Республики Беларусь / Ю. Г. Абакумова // Экономический бюллетень НИЭН. — 2011. — № 6. — с. 4−12.

11. Рейтинг белорусских банков за квартал III 2014 года [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://myfin.by/stati/view/4107-rejting-belorusskih-bankov-po-itogam-3-kvartala-2014;goda. — Дата доступа: 02.04.2015 г.

12. Целикова, Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки / Л. В. Целикова // Вестник Московского университета. — 2000. — № 2. — С. 57−67.

13. Санько, Г. Г. Монополия и конкуренция / Г. Г. Санько. — Минск: БГЭУ, 1999. — 302 с.

14. Яшева, Г. А. Конкурентоспособность предприятий: методика оценок и результаты. // Финансы, учет, аудит". — 2000, № 4. — с. 314

банковский конкуренция финансовый рынок Приложение, А Оценочный уровень затрат на ИТ в 6 крупнейших банках за 2013 год Оценочный уровень затрат на ИТ в прочих банках за 2013 год

Приложение Б

Таблица Б — Активы белорусских банков по итогам 3 квартала 2014 года

Приложение В

Таблица В — Капитал белорусских банков по итогам 3 квартала 2014 года.

Приложение Г

Таблица Г Прибыль белорусских банков по итогам 3 квартала 2014 года.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой