Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В заключении следует отметить, что мы затронули, лишь некоторые дидактические проблемы, связанные с формированием мотивационносамоорганизационных состояний личности ученика в естественных условиях процесса обучения физике и математике в основной сельской школе. Эти проблемы требуют пристального внимания в условиях повышенного интереса к сельской школе, тенденциям ее развития и особенностям, прямо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мотивация и самоорганизация учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема мотивации и самоорганизации учебной деятельности в истории развития науки
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьника
  • Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию мотивации и са моорганизации учебной деятельности сельских школьников
    • 2. 1. Цели и задачи педагогической системы формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности сельских школьников
    • 2. 2. Методика организации и проведений педагогического эксперимен
    • 2. 3. Анализ результатов и критерии оценки эффективности педагоги-V ческого эсперимента по формированию мотивации и самоорганизации сельских школьников

Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. 12 октября 1999 года коллегия Министерства образования России во главе с министром В.М. Филлипо-вым приняла федерально-региональную программу «Развитие системы образования на селе». Цель программы — разработка комплексного нормативно-правового, организационно-управленческого, учебно-методического обеспечения развития образования на селе, сельской школы как особого социокультурного явления общественной жизни и организационной части единого образовательного пространства страны. Это говорит о важности проблем сельской школы и актуальности исследований, проводимых на ее базе.

Сельская школа — особый тип образовательного учреждения, требующий к себе пристального внимания, учета своих особенностей как в общеконцептуальном, так и методическом подходах. В число особенностей, отличающих сельскую школу от городской и накладывающих свой отпечаток на преподавательскую практику, в результате чего традиционно используемые методические приемы «несрабатывают», можно включить малокомплектность, близость сельскохозяйственного производства и мно-гопрофильность практики учителей-предметников.

Школа на селе не только источник знаний для подрастающего поколения, ее роль не только в обучении и воспитании учащихся. Сельская школа является одним из основных, а может быть основным очагом просвещения, воспитания и духовного воздействия на всех сельских жителей. Тем самым она призвана оказывать активное воздействие и на решение всех производственных, хозяйственно-экономических вопросов села. Свое воздействие на дела хозяйства сельская школа оказывает, воспитывая и подготавливая новое сельское поколение, в том числе и молодые кадры для сельского хозяйства (М.П. Гурьянова)[40- 185].

Задача сельской школы растить, обучать и воспитывать ребят, ориентировать их сознание таким образом, чтобы они чувствовали и понимали причастность к делам и судьбам своего родного села или деревни, чтобы они были готовы активно участвовать в производственных делах колхозов и совхозов, в экономическом и культурном развитии своих населенных пунктов. Задача состоит в том, чтобы выпускники сельских школ не только были сориентированы на активную работу в родных местах, но и были готовы практически включиться в работу.

Мы рассматриваем сельскую школу как педагогическую систему. В современной теории познания понятие «система» является общеметодологическим. Оно определяется как множество взаимосвязанных элементов, образующих целостность, устойчивое единство со средой, обладающей интегральными свойствами и закономерностями. Системный подход предполагает выделение целого, структуры, элемента как на уровне системы, так и каждой ее подсистемы, исходя из искомого конечного результата, достижению которого подчинено функционирование системы.

На основе сказанного педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в условиях последующей системы. Главным критерием оценки педагогической системы являются показатели вхождения выпускников данной системы в последующую (Н.В. Кузьмина)[88].

Анализ психолого-педагогической литературы, взаимодействие с районным отделом образования и управлением образования Ивановской области на предмет диагностики состояния образовательной системы выявили отсутствие четкого единого представления о сельской малокомплектной школе как общеобразовательном учреждении. Однако, на наш взгляд, частое употребление этого термина требует единообразия в представлениях об объекте, который он обозначает.

Сельская малокомплектная школа — это: образовательное учреждение, расположенное в сельской местности или считающейся таковойшкола, имеющая в структурных звеньях образовательного маршрута менее двух класс-комплектов на параллелиучебное заведение, содержащее в каждом класс-комплекте не более 15 детейшкола, в которой педагогический коллектив насчитывает не более 10 человекшкола, в которой учебно-воспитательный процесс имеет прикладную, чаще сельскохозяйственную, направленность. В дальнейшем по отншении к сельской школе мы будем употреблять термин «образовательная система» .

В настоящее время сохранились единые учебные программы и учебники как для городских, так и для сельских школ. Однако, изучение общеобразовательных предметов в сельской школе имеет свои особенности, которые не всегда учитываются в работе учебного заведения.

Так городские и сельские школьники области изучают математику, физику, химию и биологию по единым учебным пособиям (программам и учебникам). Приводимые в них прикладные сведения о применении учебных знаний в сельскохозяйственном производстве, его химизации, механизации, электрификации имеют общеобразовательное значение. Это обязывает учителя привлекать материал того или иного учебного предмета, в целом науки, для раскрытия роли в развитии сельскохозяйственного производства, давать учащимся элементарные основы знаний, применяемых в специфичном территориальном хозяйственном комплексе.

Отметим, что в сельских школах основная масса учащихся получает обычное общее образование за счет усредненного, унифицированного подхода к содержанию образования и обучения (Г.Ф. Суворова)[131- 194- 197]. И это не от того, что из 8−11-и классных комплектов некого учить, что нет здесь одаренных, талантливых, имеющих особый склад ума детей.

Пусть не так часто они встречаются, как в городских школах, но они есть. Речь идет здесь вовсе не о том, чтобы упростить содержание образования для сельских школ, ссылаясь на удаленность от мегаполиса и отчужденность представлений о его технологических процессах. Необходимо в соответствии с уточненными частнодидактическими и общеметодическими задачами изменить материал с целью организации учебно-познавательной деятельности учащихся на материале, связанном с окружающей жизнью (С.А. Рогачев, H.A. Морозова)[177].

Наша позиция, основанная на так называемом практическом обучении, известном в образовательной практике нашей страны еще с 20-х годов XX века, состоит в максимальном приближении традиционного общего образования в сельской школе к жизненной действительности села. Учителя сельских школ сами преобразуют содержание учебного материала, вводя практические работы по соответствующим предметам, используя конкретные местные данные, жизненный опыт сельских детей. Коррекция учебной программы должна учитывать специфику местности, производства, индивидуальные особенности, интересы детей, а также профессионально-жизненный опыт самого учителя. В этом случае учебные знания будут запоминаться непроизвольно, при этом без специальной дополнительной дидактической нагрузки на учащихся и учителя, так как являются неотчужденными от реальной личности и ее жизненного опыта (М.А. Архипова, JI.A. Завацкая, А. Е. Кондратенков, П. Г. Фролова, О. Н. Смуканова, Л. И. Федорова, Е.Г. Шаин)[7- 57- 79- 130- 147- 184- 193- 205- 222].

Однако, кроме получаемого образования, присутствует и ряд других важных качеств, характеристик, которые отличают сельских учащихся от городских, что приводит к существующей дефиниции сельской школы как образовательной системы. Процесс формирования личности сельского школьника протекает в условиях замкнутой общности людей, узкого круга общения, ограниченной речевой среды. В своем стремлении к развитию он равняется на окружающую среду, стремясь все больше походить на окружающих его взрослых. Такое приближение осуществляется сравнительно быстро в силу простоты и понятности бытовой действительности. В сельской семье деятельность отца и матери на виду у ребенка, она доступна для подражания. Овладев этой деятельностью, приблизившись по своим навыкам к взрослым, ребенок лишается одного из сильнейших стимулов развития. Расширение общения с односельчанами для ребенка привносит территориальная близость жителей села, постоянное пребывание взрослых на глазах детей, сравнительно невысокий уровень их образовательного развития, раннее участие детей в сфере материального производства. Через таковое общение дети усваивают нормы нравственного поведения и знания.

Как и для городского школьника, для сельского доступны средства массовой информации, но сказывается дефицит общения, недоступность очагов культуры города (театров, выставок, музеев, библиотек). Отсюда у сельского школьника более медленный темп развития, меньший уровень развития коммуникативных навыков, общей образованности. Вместе с тем, внимание у сельского школьника медленно приспосабливается к новым условиям, переключается на новые раздражители, оно имеет сравнительно пассивный статичный характер. Режим жизни на селе менее напряженный, чем в городе, поэтому сельский школьник испытывает гораздо меньше психологических нагрузок, чем его городской сверстник. Это сказывается на его нервной системе, спокойном и обстоятельном поведении.

Кроме того, существуют различия у сельских и городских школьников и в характере мыслительных процессов. Законченность, результативность окружающих предметов порождает у городского школьника синтетическое мышление, стремящееся охватывать весь предмет целиком. У городского ребенка нет возможности видеть трудоемкий процесс рождения предмета, но такая возможность есть у ребенка на селе. Благодаря этому, сельскому школьнику легче сформировать представление о нецелостности предметов окружающей действительности. Имея ограниченный круг представлений, дарованных природой, сельский ребенок не просто наблюдает элементы окружающей среды, он активно с ней знакомится, воспринимает всесторонне, основательно.

Особенности личности сельского школьника, а также связанные с самой школой специфические механизмы накладывают серьезным образом свой отпечаток на характер учебно-воспитательного процесса, стиль руководства учебным заведением этого типа, субкультуру и воспитанников, и воспитателей. Среди прочих можно назвать следующие характеристики:

1. Особая близость села к природной зоне. В учебно-воспитательном процессе природа привлекается в разноаспектных направлениях.

2. Специфика сельскохозяйственного производства данной местности или региона. Сельское хозяйство в последнее время стало для учащихся сельских школ основной сферой их трудовой жизнедеятельности и жизненных интересов. Дети на селе привлекаются к труду с самых ранних лет, благодаря многообразию по сложности трудовых операций и наличию среди них сравнительно простыха также владению каждой сельской семьей собственным подсобным хозяйством. Безусловно, вместе с тем, это влечет за собой постановку задачи обеспечения безопасного детского труда, охраны детского здоровья, создания условий для их всестороннего развития и недопущения их замыкания на выполнении только лишь наиболее простых элементов сельскохозяйственных операций.

3. Слабая развитость сети внешкольных культурно-просветительских учреждений. Эта особенность требует от профессиональной подготовки и переподготовки учителя сельской школы включения многообразного спектра обязанностей, которые возлагаются на них условиями работы. При этом руководству и районному отделу образования вменяется в обязанности такого подбора преподавателей в педагогический коллектив, чтобы на каждом участке школьной жизни был свой талантливый мастер.

4. Малая укомплектованность классами и малочисленность детского контингента. Количество детей в одном классе порой доходит до 1−5-ти человек. Это обстоятельство дает возможность учитывать индивидуальные особенности психики каждого ученика в отдельности. Учитель волен применять любые технические методики преподавания, варьируя их и свою помощь индивидуально для каждого ученика. Но это же обстоятельство не гарантирует свободы от излишней опеки учителя, проявляемой им к своим ученикам, когда всякая активная самостоятельность подавляется жестким внешним контролем.

5. Малочисленность педагогического состава. Эта особенность зачастую вызывает необходимость ведения одним учителем до 3−5-ти учебных, и притом неродственных, предметов (например: химия и русский языкбиология, немецкий язык и математика и т. п.). В связи с этим на всех факультетах ШГПУ, одного из ведущих российских вузов, специализирующихся на подготовке высококвалифицированных кадров для сельского региона, ведется интегрированное обучение будущих педагогов: учителя математики, физики и информатикиучителя биологии, химии и физической культурыучителя истории, литературы, русского и иностранного языков и т. п.

6. Близость местожительства и обширность родственных связей селян.

7. Разобщенность территории школьного микрорайона. Зачастую школу посещают дети из нескольких деревень, что требует организации питания, подвоза, создания интересной внешкольной жизни, создания интернатов и групп продленного дня. Иногда воспитанники начальных, а также воспитанники основных школ обучаются вне своего села. При этом психологический дискомфорт, вызываемый процессом адаптации к новым условиям, пагубно отражается на учебной работе, ее успешности.

8. Малочисленность руководства школы. Эта особенность вызывает вынужденное совмещение нескольких административных функций одним человеком: директор становится делопроизводителем, завхозом, завучем и т. п.

9. Недостаточная оснащенность современным оборудованием, сложность организации кабинетов, мастерских и т. д.

Выделенные общие особенности, порожденные природно-территориальными, финансовыми, административными, социальными и многими другими факторами, в свою очередь влекут за собой существенные специфические особенности в организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе.

Оценивая работу сельских основных школ Верхнеландеховского района Ивановской области как образовательных систем с позиций акмеологии, можно констатировать, что налицо проблема неготовности выпускников продолжать свою учебную деятельность в других образовательных системах. На наш взгляд, основа этой проблемы находится в отсутствии или низкоуровневой сформированности мотивации к учебной деятельности и невладении или владении на низком уровне приемами самоорганизации учебной деятельности у учащихся малокомплектной школы. Обучив учителя сельской школы формирования мотивации и самоорганизации учащихся средствами своего предмета, можно, тем самым, решить ряд других побочных проблем.

Под мотивацией понимается система соподчиненных и взаимосвязанных мотивов деятельности, сознательно определяющих линию поведения личности (С.Л. Рубинштейн, В. И. Ковалев, В.Г. Асеев) [8- 76- 178]. Основы теории формирования мотивации учения были заложены в психологии в 1947 году А. Н. Леонтьевым и его учениками (Л.И. Божович, A.B. Запорожцем, П. Я Гальпериным, П. И. Зинченко, Г. Д. Луковым, В.А. Асниным) в связи с исследованиями отдельных мотивов учения и их связью с деятельностной основой поведения [14- 94]. Позднее более углубленное изучение этой проблемы было проведено М. В. Матюхиной, В. В. Давыдовым, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным, А. К. Марковой в русле исследований по развитию мотивов в условиях формирующего эксперимента [42- 105- 200]. В дидактике мотивацию связывают с B.C. Ильиным и его сотрудниками [67]. С них начинается рассмотрение мотивации как целостного процесса, исключающего функциональный подход, который позволял изучать частные проблемы, отдельные стороны, сущность и условия воспитания отдельных мотивов, пути и средства их формирования [33- 34- 98- 99- 209- 228- 233- 234].

Как показали последние исследования 90-х годов, мотивация неразрывно связана с самоорганизацией личности [150- 151- 152- 220]. Под самоорганизацией понимается совокупность мотивационно-личностных и индивидуальных свойств субъекта, которая воплощается в приемах и результатах деятельности (Н.С. Копеина) [85].

Учитывая значимость и многоаспектность проведенных исследований по проблеме формирования мотивации и самоорганизации, следует тем не менее отметить, что в них недостаточно уделено внимания изучению особенностей формирования мотивации и самоорганизации в условиях сельской мало комплектной школы. В соответствии со складывающейся социокультурной ситуацией это вступает в противоречие с необходимостью обеспечения общеобразовательной подготовки школьников. В настоящее время перед педагогической наукой стоит задача определения новых подходов к процессу обучения в условиях перехода от единой трудовой общеобразовательной школы к дифференциации средних учебных заведений.

Необходимо ответить на вопрос: какой должна быть система деятельности сельского учителя, чтобы обеспечить успешное формирование мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников средствами физики и математики.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования «Педагогическая система формирования мотивации и самоорганиазции учебной деятельности у учащихся сельской школы», которое является частью комплексного педагогического исследования по проблеме «Теоретические основы методики формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников» .

Гипотеза исследования заключалась в следующем: система деятельности учителя будет давать положительные результаты в формировании мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников (5−9-е классы), если учебно-воспитательная работа будет строиться в соответствии с разработанной педагогической системой, включающей совокупность трехуровневых задач формирования указанных свойств личности учащихся, педагогические принципы, основные формы, методы и средства дидактической реализации этого процесса, и обеспечивающей эффективное обучение физике и математике в 5−9-х классах.

Общая цель исследования: разработать педагогическую систему формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся сельской основной школы.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в 5−9-х классах базовой сельской школы, ориентированный на формирование у учащихся мотивации и самоорганизации их учебной деятельности.

Предмет исследования: формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у сельских школьников в процессе изучения физики и математики (5−6, 7−9 классы).

Реализация темы исследования предполагала решение следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по диссертационной проблеме. '.

2. Выявить условия и особенности формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся девятилетней сельской школы.

3. Разработать модель педагогической деятельности учителя сельской школы, обеспечивающую продуктивное формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у сельских школьников.

4. Проверить разработанную нами теоретическую модель на уроках физики и математики в сельской школе.

5. Разработать дидактическое обеспечение процесса формирования мотивации и самоорганизации учения, включающее средства психолого-педагогического и методического воздействия, основные формы занятий и виды организации деятельности учения школьников на уроках по естественно-математическим предметам.

За теоретическую основу нашего исследования взяты положения психологии и педагогики о развитии мотивации и самоорганизации учебной деятельности (Г.И.Щукина, А. К. Маркова, Н. С. Копеина и др.) — концепция формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности посредством развития мотивационно-самоорганизационных состояний (А.Т.Цветкова) — система научных воззрений по проблемам сельской школы (А.Е. Кондратенков, Е. М. Осовский, С. А. Рогачев, H.A. Морозова и др.) — идея интеграции педагогического процесса в сельской школе (Гуртовой Е.С.).

В исследовании для решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературыпедагогический эксперимент с планомерными соответствующими измерениями (анкетирование, шкалирование, анализ продуктов творческой деятельности) — монографическое. наблюдениелонгитюдное изучение и последующее обобщение передового позитивного педагогического опыта учителей физики и математики по развитию мотивации и самоорганизации учениякачественный и количественный анализ полученных данных с помощью методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется:

— рядом выявленных условий и особенностей процесса формирования мотивации и самоорганизации у учащихся сельской малокомплектной школы;

— разработанной педагогической системой деятельности сельского учителя по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников на уроках математики и физики.

— конкретизацией общетеоретических представлений о возможности формирования мотивации и самоорганизации учащихся средствами учебных предметов на материале сельской школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке дидактического обеспечения процесса формирования мотивационно-самоорагнизационных состояний учащихся в естественных условиях обучения на уроках физики и математики.

Апробация работы и внедрение ее опытно-экспериментальных результатов в практику осуществлялось в ходе преподавательско-исследовательской деятельности в Барановской, Шатуновской и Симаковской основных, Верхнеландеховской и Мытской средних школах Верхнеландеховского района Ивановской области.

Основные результаты экспериментальной работы и ее теоретические положения были изложены: 1) на заседаниях методического объединения преподавателей учебных предметов естественно-математического цикла школ Верхнеландеховского района Ивановской области- 2) на ежегодных августовских педагогических конференциях учителей школ.

Верхнеландеховского района Ивановской области- 3) на научно-практических конференциях: «Теория и практика современного образования» (Тула, Тульский госпедуниверситет, 1997 г.) — «Естествознание как учебный предмет в вузе и школе» (Н-Новгород,.

НГПУ, 1997 г.) — «Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекта по физике» (Москва, МПУ, 1997 г.) — «Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики /педвуз, общеобразовательная школа/» (Москва, МПУ, 1998 г.) — «Динамика педагогического образования от института к университету» (Тула, ТГПУ, 1998 г.) — «Социальная психология — XXI век» (Ярославль, МАПН, 1999 г.) — «Проблемы повышения качества подготовки учителя» (Шуя, ШГГГУ, 1999 г.) — 4) в дискуссии по проблемам сельской школы (Шуя, ШГПУ, 1998 г.) — 5) на ежегодных педагогических чтениях «Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы — основа фундаментализации подготовки специалиста» (Рязань, РГПУ, 1999 г.) — 6) на заседаниях кафедры акмеологии (Шуя, ШГПУ, 1996;1999 г. г.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Система педагогической деятельности сельского учителя по формированию мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников.

2. Условия и особенности формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся девятилетней сельской школы.

3. Возможное дидактическое обеспечение процесса формирования мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся, включающее описание основных форм занятий (уроки подготовки к выпускным экзаменам по предметам, уроки-практикумы, уроки с ролевыми играми детей и др.), видов организации деятельности (самостоятельные работы с сельскохозяйственным содержанием, экспериментальные задания, самоконтроль, дифференцированные контрольно-зачетные работы и др.), описание методов и приемов, средств психолого-педагогического и методического воздействия.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Итак, во второй главе рассмотрена система деятельности педагога, ориентированная на формирование мотивационно-самоорганизационных состояний учебной деятельности у сельских школьников. В качестве ее структурных элементов взяты: учитель как субъект, ученик как объект, содержание обучения, трехуровневые цели и задачи формирования мотивации и самоорганизации учения, возможность коммуникативных взаимодействий субъекта и объекта обеспечивалась средствами учебных предметов физики и математики. В качестве функциональных элементов нашей системы рассмотрены педагогические принципысовокупность основных приемов, средств и методов обеспечения учителем возбуждения мотивационно-самоорганизационных состояний у учащихся на уроках физики и математики (постановка проблемных вопросов, творческие задания, беседа на воспроизведение знаний по другим предметам, работа с учебниками по нескольким предметам на уроке, защита проекта с дозированной письменной алгоритмизацией и т. п.) — основные формы занятий (подготовка к экзаменам, семинар, практикум, лабораторная работа интегративного содержания и т. п.) — виды организации деятельности учащихся (самостоятельная работа сельскохозяйственного содержания, контрольно-зачетная работа, экспериментальные задания, творческие задания на лабораторной работе и т. п.). Педагогический эксперимент показал, что описанная система деятельности учителя в условиях сельской школы позволяет формировать устойчивые мотивацию и самоорганизацию учебной деятельности у школьников.

Выявлены факторы, влияющие на эфективность формирования мотивационно-самоорганизационных состояний деятельности учения школьников. Из них к положительно влияющим (позитивным) отнесены: малая наполняемость классов, связь с сельскохозяйственным производством, частичное знакомство учащихся с элементами сельскохозяйственных технологий, возможность привлечения в образовательных целях жизненного опыта учащихся в сфере сельского быта, родительский авторитет, дифференцированный подход к учащимся, интеграция учебной информации и процесса обучения в целом. К отрицательно влияющим (негативным) отнесены: эпизодичность контроля родителей, загруженность школьников домашней работой, неадекватное отношение родителей к школе и собственным детям, нерациональный режим дня учащихся, отсутствие индивидуального подхода к ученикам.

Отслеживать динамику сформированности мотивационно-само-организационных состояний у учащихся были призваны известные и конкретизированные нами критерии оценки, экспериментально выявленные, поуровневые внешнепроявляемые признаки.

Качественно-количественный анализ полученных в ходе исследования результатов выявил корреляционную зависимость между уровнем владения педагогическими умениями учителя и уровнем развития его учеников, полнотой усвоения ими знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поиск путей повышения качества обучения — одна из основных задач современной образовательной системы. Эффективным средством решения этой задачи становится формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности.

В ходе опытно-экспериментального исследования, основной целью которого являлось построение педагогической системы деятельности учителя, предназначенной для формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы (5−6-й, 7−9-й кл.) средствами учебных предметов, мы получили следующие практические результаты:

— Выявлены условия и особенности процесса формирования мотивации и самоорганизации учения сельского школьника. Среди них: а) приоритетность индивидуальной самостоятельной работы школьников в сочетании с коллективной формой учебной деятельностиб) приоритетность руководства учителем индивидуальной работой учащихсяв) система индивидуальных фрагментарно-тематических заданий и упражнений для учащихся любой степени отставанияг) система индивидуально-дифференцированных обучающих заданий и упражнений для подготовки к изучению раздела темы, ознакомления с новыми знаниями, закрепления и обобщения элементов знаний и т. п.- д) постоянство контроля за выполнением работы учащимися со стороны учителяе) организация воспитательного воздействия учителя на ученика в сфере связанных с мотивацией и самоорганизацией деятельности ценностных ориентаций на труд, на общество, на других людей, на самого себя, на окружающую природу.

— Определены конкретные факторы, позитивно воздействующие на формирование мотивации и самоорганизации учения. Это: а) малая наполняемость классовб) связь с сельскохозяйственным производствомв) частичное знакомство учащихся с элементами сельскохозяйственных технологийг) возможность привлечения в образовательных целях жизненного опыта учащихся в сфере сельского бытад) родительский авторитете) дифференцированный подход к учащимсяж) интеграция учебной информации и процесса обучения в целом.

— Разработана модель деятельности учителя по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся в условиях сельской школы. Эта модель включает в себя: субъектно-объектные отношения учителя и ученикасодержание обучениятрехуровневые цели и задачи формирования мотивационно-самоорганизационных состояний деятельности ученикапедагогические принципы, по которым строится работа педагогаформы, методы и средства организации взаимодействия учителя и учеников на уроках, обеспечения педагогом их мотивационной стороны.

Результаты теоретического и экспериментального исследования привели к разработке и обоснованию:

1) модели педагогической системы деятельности учителя по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся средствами преподаваемых учебных дисциплин в естественных условиях обучения физике и математике;

2) дидактического обеспечения процесса формирования мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся 5−9-х классов на уроках физики и математики;

3) комплекса психолого-дидактических средств побуждающего воздействия, которые можно применять на реальном уроке в целях формирования мотивации и самоорганизации учения у учащихся в условиях сельской школы.

Предложенная нами модель дидактического обеспечения формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности, в которой приоритетное значение отведено деятельности ученика и которая направлена на совершенствование процессов обучения математике и физике, апробирована в течение трех лет в естественных условиях преподавания указанных учебных дисциплин в Барановской, Шатуновской, Симаковской основных, Верхнеландеховской и Мытской средних школах Верхнеландеховского района Ивановской области. Репрезентативность выборки была достигнута благодаря трехлетнему монографическому эксперименту на базе одной сельской школы и положительным результатам, полученным педагогами других сельских школ, применявших компоненты разработанного проекта теоретико-практической системы педагогической деятельности учителя по развитию личности сельского ученика средствами формирования мотивации и самоорганизации. Подтвердившаяся практическая эффективность разработанной модели в диссертации оценена методом расчета статистик 1-критерия Стьюдента (критерий Госсета) и «хи — квадрат» -критерия (критерий согласия Пирсона). Расчетами с достоверностью 95% по критерию Госсета и 99% по критерию согласия «хи-квадрат» на заключительном этапе нашего экспериментального исследования было показано, что применение на уроках физики и математики средств побуждающего воздействия, учитывающего особенности и специфику сельской школы, их частичное интегративное взаимопроникновение дает возможность дидактически обеспечить формирование мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся, т. е. повысить мотивацию и самоорганизацию учения школьников по сравнению с исходными уровневыми состояниями этих интегративных взаимосвязанных качеств личности. Иными словами, полученные расчетные данные подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о возможности дидактического обеспечения формирования мотивации и самоорганизации при соблюдении системного подхода к этому процессу.

В заключении следует отметить, что мы затронули, лишь некоторые дидактические проблемы, связанные с формированием мотивационносамоорганизационных состояний личности ученика в естественных условиях процесса обучения физике и математике в основной сельской школе. Эти проблемы требуют пристального внимания в условиях повышенного интереса к сельской школе, тенденциям ее развития и особенностям, прямо или косвенно влияющим на учебно-воспитательный процесс. Для понимания природы мотивационо-самоорганизационного развития личности учащихся недостаточно выделения отдельных его компонентов (внимание, самооценка и т. д.) и выяснения соотношения между ними. Для этого требуется рассматривать его как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей и на этой основе строить соответствующие изыскания. Необходимы специальные научно организованные исследования, которые бы помогли понять не только природу мотивационно-самоорганизационного развития личности учащегося сельской школы, но и обогатить практику его дидактического обеспечения. Иными словами, целесообразно дальнейшее выявление и обсуждение насущных и актуальных проблем, связанных с мотивационно-самоорганизационным развитие. В этом направление мы и планируем строить свои дальнейшие исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. //Вопросы психологии.- 1985.- N6.- С. 38−45.
  2. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики. Обучение обобщению и конкретизации. Пособие для учителей, — М.: Просвещение, 1978.- 64 с.
  3. Активизация обучения математике в сельской школе: Сб. ст. /Сост. Ю. М. Колягин, — М.: Просвещение, 1975.- 94 с.
  4. Г. В. Формирование готовности будущих учителей сельских школ к общественно-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  5. С.С., Мосолов В. М., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения. // Педагогика, — 1993.- N5.- С. 49−52.
  6. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968.- 548 с.
  7. М.А. Подготовка студентов педагогических институтов к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1986.- 16 с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: Мысль, 1976.- 157 с.
  9. А.Г. Психология личности.- М.: МГУ, 1990.- 340 с.
  10. В.А. Развитие у учащихся творческой самостоятельности при изучении физики в школе. /Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики.- Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1976.-С. 124.
  11. М.Р. Математика и сельское хозяйство (пособие для учителей).- М.: Просвещение, 1968.- 295 с.
  12. H.A. О ловкости и ее развитии,— М.: Физкультура и спорт, 1991, — 287 с.
  13. И.П., Черватюк А. И. Письменные контрольные работы по арифметике для 5−6 кл.: Пособие для учителя, — Киев: Ряданська школа, 1970.-240 с.
  14. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности, — М.: Наука, 1980, — 212 с.
  15. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. /Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М.: Педагогика, 1972, — С. 7−43.
  16. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  17. Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний.- Владивосток: ВГПУ, 1995.- 92 с.
  18. П.Я. Сборник задач по геометрии для 6−8 классов: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1971.- 207 с.
  19. Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики. Педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения.- М.: МПУ, 1998.-207 с.
  20. Н., Розенблют А., Бигелоу Дж. Поведение, целенаправленность и теология. //Кибернетика или управление и связь в животном и машине.- М.: Наука, 1983.- С. 297−307.
  21. Внеурочная работа по физике. /Под ред. О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
  22. М.Б. Математика без перегрузок.- М.: Педагогика, 1991.- 144 с.
  23. Всероссийский съезд учителей, 13−14 апреля 1978 года. Стеногр. отчет.- М.: Просвещение, 1979.- 320 с.
  24. Jl.С. Овладение вниманием. //Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. /Под ред. A.M. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983, — С. 205−238.
  25. Л.С. Учение об эмоциях: Историко-психологическое исследование. //Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство. /Под ред. М. Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1984.- С. 91−318.
  26. П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырея, В. Я. Романова, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- С. 220−228.
  27. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.- М.: МГУ, 1974.- 29 с.
  28. Геометрия: дополнительный материал для 8, 9 кл.- М.: Просвещение, 1967.-48 с.
  29. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 496 с.
  30. Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Педагогика, 1972, — 160 с.
  31. Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся: Лекция для учителей.- М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1955.- 39 с.
  32. Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского.- М.: Педагогика, 1974.- 272 с.
  33. О.С. Формирование мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект, — М.: Педагогика, 1985. 152 с.
  34. О.С. Формирование мотивации учения и труда учащихся средних профтехучилищ. //Сов. педагогика.- 1985.-N1.- С. 93−95.
  35. О.С., Цветкова А. Т. Мотивация учения и пути ее формирования на уроке физики в средних ПТУ: Методические рекомендации.- М.: АПН СССР, 1985.- 64 с.
  36. Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей, — М.: Просвещение, 1981.- 96 с.
  37. Т.А. Особенности самоорганизации студентов в условиях целевого интенсивного обучения: Дисс.. канд. пед. наук, — JL, 1989, — 191 с.
  38. Е.С. Психологические вопросы подготовки и труда учителя малокомплектной школы в новых экономических условиях.- Шуя: ШГПУ, 1997, — 100 с.
  39. Е.С., Добродеева И. Ю., Каплина Л. Я., Молодцов М. С. Профессиональная подготовка учителя сельской школы.- СПб.: Образование, 1995.- 116 с.
  40. М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1994.- 191 с.
  41. C.B. Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младшего школьника: Дисс.. канд. психол. наук.- М., 1997.- 169 с.
  42. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. //Вопросы психологии.- 1991.- N6.- С. 5−14.
  43. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 80 с.
  44. И.А. Обучение подростков постановке учебных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Ярославль, 1998.- 19 с.
  45. В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1971.287 с.
  46. И.Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5−6 кл. средней школы.- М.: Просвещение, 1989.- 287 с.
  47. Н.Д. Из опыта преподавания физики в грузинской сельской школе. //Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики. Педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения, — М.: МПУ, 1998,-С. 176−177.
  48. Н.Ф. Внимание и память,— М.: Знание, 1958, — 32 с.
  49. Н.Ф. О теории и воспитании внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, — С. 243- 259.
  50. О.И. Формирование мотивации учения школьников в процессе усвоения аэрокосмических знаний: Дис.. канд. пед. наук в форме научн. докл.- М., 1997.- 18 с.
  51. А.И. и др. Разработка критериев анализа совместной деятельности. //Вопросы психологии, — 1998, — N2, — С. 61−71.
  52. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости (на материале динамики младших курсов): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Л., 1977.- 16 с.
  53. Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания.- М.: Триво-ла, 1995, — 352 с.
  54. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
  55. О.Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника.- М.: Знание, 1987.- 80 с.
  56. А.Н. История психологии: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 1990, — 367 с.
  57. Л.А. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе в микрорайонах сельских школ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. 17 с.
  58. Л.В. Беседы с учителями: (Вопросы обучения в нач. классах).-М.: Просвещение, 1975.- 191 с.
  59. И.П. Из опыта использования ЭВТ на факультативных занятиях по физике. //Физика в школе.- 1991.- N4.- С. 39−43.
  60. Зив Б.Г. и др. Задачи по геометрии для 7−11 классов.- М.: Просвещение, 1991.- 171 с.
  61. В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. //Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 8.- М., 1983.-С. 78.
  62. В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии.- М.: Новая школа, 1997, — 336 с.
  63. И.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983, — 160 с.
  64. Иванов-Муромский К. А. Физиологические основы психической саморегуляции. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции.- Казань: КГУ, 1976.- С. 65−67.
  65. Из опыта преподавания математики в 4−5 классах: Сб. статей учителей Ростовской области. /Сост. Э. Г. Якуба.- М.: Просвещение, 1974.176 с.
  66. Из опыта преподавания математики (6−8 кл.): Пособие для учителей. /Сост. М. Р. Леонтьева.- М.: Просвещение, 1977.- 175 с.
  67. B.C., Бородаева Г. Г. Об особенностях мотивации в структуре ответственного отношения к учению. /Отношение школьников к учению: Межвуз. сб. науч. тр.- Ростов н/д: РГПИ, 1985.- С. 82−87.
  68. Е.В. Особенности управления чувашской сельской средней малокомплектной школой как образовательной системой: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Чебоксары, 1998.- 17 с.
  69. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.- М.: Знание, 1985.- 80 с.
  70. Н.П. Обучение математике в малокомплектной школе (4−8 кл.): Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  71. Н.П. Организация обучения математике в 4−5 классах сельской школы: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1977.176 с.
  72. Использование технических средств обучения и наглядности в сельской малокомплектной школе. Метод, рекомендации, — Иваново, 1983.24 с.
  73. Г. А. Формирование самооценки младших школьников в условиях совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Волгоград, 1998, — 18 с.
  74. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: КГУ, 1982.- 224 с.
  75. А.П., Рыбкин H.A. Геометрия: Планиметрия: 7−9 кл.: Учебник и задачник.- М.: Дрофа, 1995.-352 с.
  76. В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М.: Наука, 1988.- 192 с.
  77. В.А. и др. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для экон. спец. вузов.- М.: Высш. шк., 1991.- 400 с.
  78. A.A. Внеклассная работа по математике.- М.: Учпедгиз, 1955.- 64 с.
  79. А.Е. Подготовка будущих учителей к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск, 1985. — 157 с.
  80. А.Е., Осовский Е. В. Сельская малокомплектная школа: целевая программа исследования. //Сов. педагогика.- 1987.- N7.- С. 53−57.
  81. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Просвещение, 1980.- 206 с.
  82. O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции. //Вопросы психологии.- 1984.- N3.- С. 42.
  83. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышление.- М.: Наука, 1994.- 207 с.
  84. Н.С. Самоорганизация в системе психодиагностики и психологического консультирования в вузе.- М.: ЛГУ, 1984, — С. 144−150.
  85. Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности. //Личность в системе общественных отношений. Ч. 1, — М.: АН СССР, 1983, — С. 214−215.
  86. АЛ. Вечера занимательной арифметики: для учащихся 4-х класса начальной школы.- М.: Просвещение, 1967.- 184 с.
  87. Н.В. Предмет акмеологии.- СПб., 1995.- 24 с.
  88. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М.: Высш. шк., 1989, — 167 с.
  89. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения,— М.: Высш.шк., 1990.- 119 с.
  90. Ю.Н., Сухобская Г. И., Сластенина В. Д. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.- Л., 1971.-21 с.
  91. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  92. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  93. Т.Н. Научиться придумывать.- СПб.: СПГУПМ, 1994.54 с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. //Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1983.- С. 94−231.
  95. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Мысль, 1965.572 с.
  96. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987.- 92 с.
  97. В.Г. Учение о природе и формировании мотивации в зарубежной и советской психологии. /Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1985.-С. 3−28.
  98. И. Процесс и структура человеческого учения.- М.: Прогресс, 1970.- 685 с.
  99. А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения.- М.: Учпедгиз, 1961.- 164 с.
  100. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности.- М.: Просвещение, 1968.- 141 с.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 446 с.
  102. В.И. Сборник вопросов и заданий по физике для восьмилетней школы.- М.: Просвещение, 1966.- 196 с.
  103. К.В. и др. МК на занятиях по физике в 7 классе: Учебное пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.- 47 с.
  104. Ю.Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. учеб. 8 кл.: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изучением математики.- М.: Просвещение, 1996, — 207 с.
  105. А.К. Мотивация учебной деятельности школьника. //Вопросы психологии.- 1978.-N3, — С. 136−142.
  106. А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности. //Сов. педагогика.- 1979.- N11.- С.63−71.
  107. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. //Вопросы психологии. 1980. — N5. — С.47−60.
  108. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
  109. А.К., Орлов А. Б., Фридман JIM. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 64 с.
  110. Математика в 4 классе: В помощь учителю. /Под ред. А.И. Мар-кушевича.- М.: Просвещение, 1970, — 254 с.
  111. О.И. Жизненные цели личности: понятия, структура, механизмы формирования.- Киев: Наук. Думка, 1997.- 196 с.
  112. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1983.- 72 с.
  113. М.В. Мотивация учения младших школьников.- М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
  114. Межпредметные связи в курсе физики в средней школе. /Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева.- М.: Просвещение, 1987, — 191 с.
  115. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.224 с.
  116. Н.В. Дидактика математики: Лекции по общим вопросам.- Мн.: Изд-во БГУ, 1975.- 256 с.
  117. Н.В. Очерки истории методики математики: К вопросу о реформе преподавания математики.- Мн.: Высш. шк., 1968.- 340 с.
  118. Н.В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной методики математики.- Мн.: Университетское, 1989.- 160 с.
  119. В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом. //Психологический журнал.- 1985.- N5.- С. 62−72.
  120. А.И. Функциональная гибкость психического отражения в регуляции действия. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции, — Казань: КГУ, 1976.- С. 10−14.
  121. JI.A. Дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на вуз. лекции: Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Магнитогорск, 1998.- 24 с.
  122. Ф. 50 занимательных вероятностных задач с решением." М.: Наука, Гл. ред. физ-мат. лит., 1975.- 112 с.
  123. Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4−8 кл. сред, шк.- М.: Просвещение, 1988.- 160 с.
  124. Ю.С. Оценка качества психической саморегуляции. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции.-Казань: КГУ, 1976.- С. 14−20.
  125. A.B. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Калининград, 1999.- 19 с.
  126. М.А. Управление учебной деятельностью учащихся в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1993.- 167 с.
  127. И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся.- М.: просвещение, 1990.- 96 с.
  128. H.H. Геометрия: Учебник для 6−8 классов.- М.: Учпедгиз, 1962.- 216 с.
  129. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5−9 кл.: Кн. для учителя. /Под ред. Г. Ф. Суворовой.- М.: просвещение, 1990.- 159 с.
  130. Обязательный минимум содержания образования по физике для основной общеобразовательной школы. //Физика в школе.- 1998.- N1.- С. 17−41.
  131. В. Введение в общую дидактику.- М.: Высш. шк., 1990.382 с.
  132. Организационно-психологические аспекты управленческой деятельности руководителя школы. /Сост. В. Я. Назмутдинов, P.M. Аитова.-Чебоксары: Клио, 1997.- 72 с.
  133. А.К. К вопросу о развитии мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников. //Взаимосвязь систем научных знаний и методов преподавания физики (педвуз, общеобразовательные учреждения).- М.: МПУ, 1998,-С. 115−117.
  134. А.К. Об одной из проблем сельской малокомплектной школы. //Основные принципы технологии обучения в сельской малокомплектной школе и подготовки учителя для села: Сб. науч. тр.-Шуя, 1999.-С. 60−61.
  135. А.К. О развитии мотивации и самоорганизации профессионально-педагогической деятельности. //Динамика педагогического образования: от института к университету.- Тула: ТГПУ, 1998.-С. 49−51.
  136. А.К. Попытка определения термина «мотивационно-самоорганизационное развитие». //Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы международ, научн. конференции.- Шуя: ШГПУ, 1999.-С. 178.
  137. А.К. Приемы развития самоорганизации в курсе естествознания. //Естестовзнание как учебный предмет в вузе и школе: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции.- Н-Новгород: НГПУ, 1997.- С. 18−19.
  138. А.К. Сельская школа и специфика обучения в ней. //Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы международ, научн. конференции.- Шуя: ШГПУ, 1999.- С. 179.
  139. А.К., Сенцов C.B., Цветкова А. Т. Формирование мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников на уроках физики. //Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы международ, научн. конференции.- Шуя: ШГПУ, 1999.- С. 254.
  140. А.К. Экспериментальные задачи с производственным содержанием. //Социальная психология XXI век. /Под ред. Козлова В. В. В 2-х т. Т. 2.-Ярославль: МАПН, 1999.- С. 167−170.
  141. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие. /Под ред Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1972.-312 с.
  142. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. /Под ред. B.C. Иванова.- М.: Физкультура и спорт, 1990.176 с.
  143. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. /Под ред. П. Г. Фролова.- М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  144. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. /Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Панагина, Б. И. Тебиева.- М.: Педагогика, 1991.- 448 с.
  145. Н.Е., Царенко В. И. Формы и методы учебной работы в малокомплектной школе. /Физика в школе.- 1991.- N4.- С. 27−31.
  146. Н.М. Проблема самоуправления и психологическая служба в вузе. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции.- Казань: КГУ, 1987.- С. 26−27.
  147. Н.М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции, — Казань: КГУ, 1976.- С. 67−78.
  148. Н.М. Система понятий теории психического самоуправления. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции.- Казань: КГУ, 1982.- С. 5−8.
  149. Д.И., Худайбердиев А. Программированные задания по физике для 6−7 классов средней школы: Дидакт. материал: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1973.- 144 с.
  150. Я.И. Живая математика: математические рассказы и головоломки.- М.: Наука, 1967.- 160 с.
  151. Я.И. Занимательная алгебра.- М.: Наука, 1967.- 200с.
  152. Я.И. Занимательная арифметика,— М.: Детгиз, 1954.192 с.
  153. A.B., Родина H.A., Рошовская Х. Д. Преподавание физики в 6 классе.- М.: Просвещение, 1968.- 126 с.
  154. A.B., Родина H.A., Рошовская Х. Д. Преподавание физики в 8 классе по новой программе. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1969.- 160 с.
  155. A.B., Родина H.A., Рошовская Х. Д. Преподавание физики в 6−7 классах средней школы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 256 с.
  156. A.B., Чемакин В. П. Факультативный курс физики, 7 кл. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1975.- 127 с.
  157. В.А. Преподавание математики в сельской школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
  158. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1984, — 272 с.
  159. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке.- М.: Знание, 1985.- 80 с.
  160. Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7−9 кл. сред, шк.- М.: Просвещение, 1990.- 224 с.
  161. Л.Ф. О наиболее распространенных ошибках в работе начинающих учителей математики. //Воспитание школьников в процессе обучения математике.- М.: Просвещение, 1981.- С. 17−24.
  162. К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1981.- 223 с.
  163. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986, — 256 с.
  164. Поиски рациональных способов преподавания математики: Из опыта учителей Татарии.- М.: Просвещение, 1968.- 144 с.
  165. Г. Б. Занимательные задачи.- М.: Учпедгиз, 1948, — 94 с.
  166. Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекта по физике. Педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения.- М.: МПУ, 1997.- 149 с.
  167. A.B. Педагогические задачи формирования у младшего подростка управления вниманием: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Калининград, 1999.- 16 с.
  168. Психология. Словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М.С. Яро-шевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  169. Развитие мотивационно-познавательной сферы личности школьника в условиях учебной деятельности: Сб. науч. тр.- Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1985.- 120 с.
  170. В.Г. Реализация важнейших направлений реформы школы в преподавании физики. //Физика в школе.- 1985, — N2.- С. 3−9.
  171. В.Г., Перышкин A.B., Фабрикант В. А. Преподавание физики в школе: успехи и задачи //Физика в школе.- 1977.- N6.- С. 3−8.
  172. В.И. К диагностике сдвигов в умственной деятельности школьников. //Структура познавательной деятельности.- Владимир: ВГПИ, 1975, — С. 43−65.
  173. С.А., Морозова H.A. Концепция сельской школы.-Воронеж, 1995.- 116 с.
  174. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2, — М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
  175. А.П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 810 классов средней школы.- М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  176. Самоорганизация личности в процессе обучения.- М.: «Джет», 1993.- 152 с.
  177. Г. И., Якунчев М. А., Деслева Н. Д. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе. //Педагогика.- 1996.- N3.- С. 39−42.
  178. Сборник вопросов и задач по физике для 8−10 классов средней школы. /Под ред. П. А. Знаменского.- М.: Учпедгиз, 1954.- 192 с.
  179. Н.Г. Вариативные учебные технологии как средство формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках физики: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Екатеринберг, 1998.- 18 с.
  180. Ф.А. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе с родителями сельских школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1986.- 17 с.
  181. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе.-М.: Педагогика, 1979.- 174 с.
  182. Э.В. Самоорганизация вариабельных механических и биотехнических систем на основе принципа наименьшего действия. /Под ред. О. Я. Боксера.- Шуя: ШГПИ, 1995, — 71 с.
  183. В.Н., Наживин Ю. С. Автокорреляционный анализ как метод изучения психической саморегуляции. //Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции, — Казань: КГУ, 1976.- С. 20−25.
  184. Скаткин J1.H. Обучение решению простых арифметических задач, — М.: Учпедгиз, 1954.- 104 с.
  185. Г. Н. Контроль на уроках математики: Пособие для учителя, — Мн.: Нар. асвета, 1986.- 104 с.
  186. Л.И. Дидактический материал по физике: 8 кл. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1979, — 143 с.
  187. В.А. Доминанта деятельности. //Народное образование." 1997,-N9,-С. 41−42.
  188. В.А. Опыты и самоделки по физике.- Л.: Детгиз, 1955.- 112 с.
  189. О.Н. О некоторых особенностях учебной и воспитательной работы учителей математики в малокомплектных школах. //Воспитание школьников в процессе обучения математике: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1981, — С. 34−39.
  190. Содержание, организация и методы обучения в сельской школе, — М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1990.- 152 с. °
  191. И.В. Воспитание внимания у школьников.- М.: Учпедгиз, 1958.- 128 с.
  192. И.В. Психологическая практика студентов в школе. (Методика и материалы.) — Саратов, 1949.- 164 с.
  193. Г. Ф. Чему учить в сельской школе. //Педагогика,-1992.- N3−4.-С. 31−36.
  194. В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянська школа, 1988.- 272 с.
  195. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  196. В.Т. Педагогические условия обучения школьников предметам естественно-математического цикла в сельских национальных школах: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Уфа, 1998.- 17 с.
  197. A.B. Формирование обобщенных умений и навыков в условиях осуществления межпредметных связей. //Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики. Вып. 3.- Челябинск: ЧГПИ, 1974.- С. 3−21.
  198. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  199. A.B., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1981.- 158 с.
  200. Л.И. Совершенствование подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе в сельской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1982.- 16 с.
  201. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Международная пед. академия, 1995.- 368 с.
  202. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  203. Физико-математические олимпиады. Сборник.- М.: Знание, 1977, — 160 с.
  204. Формирование интереса к учению у школьников. /Под ред. А. К. Марковой.- М.: Педагогика, 1986.- 192 с.
  205. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск: НГПИ, 1985.- 136 с.
  206. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
  207. Г. Математика как педагогическая задача. Ч. 1. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982, — 208 с.
  208. Э.Н., Мартынов И. М. Дидактический материал по физике для 8 класса.- М.: Просвещение, 1975.- 135 с.
  209. С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 кл.- М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  210. Хрестоматия по истории психологии. /Под ред. ПЛ. Гальперина, А. Н. Ждан.- М.: Просвещение, 1980.- 360 с.
  211. А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике: Монография.- М.: Прометей, 1999.- 130 с.
  212. А.Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности у учащихся средних ПТУ в процессе обучения физике. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1988.- 16 с.
  213. А.Т. Мотивация учения на уроках физики. Методические рекомендации.- Шуя: ШГПИ, 1991.- 29 с.
  214. А.Т. Побуждение учащихся профессиональных учебных заведений к получению знаний. //Физика в школе.- 1998.- N1.- С. 36−40.
  215. А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики.- М.: МПУ, 1997.- 233 с.
  216. Г. А. Диагностика умения строить совместные действия. //Новые исследования в психологии. N1 (34).- М.: Педагогика, 1986.-С. 51−56.
  217. Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе. //Вопросы психологии.- 1983.- N4.- С. 4653.
  218. A.B. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6−7 классах: Дидактический материал. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 158 с.
  219. Я.Ф., Снигирев В. Г. Методика преподавания арифметики: Пособие для педучилищ, — М.: Просвещение, 1968.- 357 с.
  220. Е.Г. Исследование готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности в сельской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ташкент, 1977.- 24 с.
  221. Т.И. Активизация обучения школьников. //Активизация обучения математике в сельской школе: Сб. ст.- М.: Просвещение, 1975.94 с.
  222. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 208 с.
  223. Ю.В. Осознание учащимися значимости знаний -условие формирования их познавательных интересов. //Сов. педагогика.-1974, — N6, — С. 41−49.
  224. Н.М., Шилов В. Ф. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика.- М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  225. Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся. //Педагогика.- 1996.- N3.- С. 25−30.
  226. В.В., Намятышев C.B. Использование «разрезных» теорем на уроках геометрии. //Математика в школе.- 1995.- N3.- С. 34−35.
  227. В.Д. Деятельность и способности.- М.: Логос, 1994.320 с.
  228. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  229. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения в восьмилетней школе.- М.: Учпедгиз, 1962.- 229 с.
  230. Э.Е., Шамаш С. Я. Контрольные работы в 7−11 классах средней школы: Дидакт. материал.- М.: Просвещение, 1991.- 208 с.
  231. Элементы математической статистики. Учебно-методическая разработка.- Шуя: ШГПИ? 1996.- 38 с.
  232. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Международная педакадемия, 1995.- 224 с.
  233. У.Р. Принципы самоорганизации. //Принципы самоорганизации.- М.: Мир, 1966.- С. 314−343.
  234. .Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем. //Проблемы методологии системного исследования.- М.: Педагогика, 1970.- С. 359−382.
  235. В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология: Теория. История. Эмпирические исследования.- Д.: Феликс, 1998, — 147 с.
  236. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979, — 144 с.
  237. П.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю.- М.: Просвещение, 1970.- 286 с.
  238. М.Г. История психологии.- М.: Мысль, 1985.- 575с.
  239. М.Г. Психология в XX столетии.-М.: Политиздат, 1971.-368 с.
  240. А.И. Целеполагание и идеалы.- Киев: Наук. Думка, 1977, — 201 с.
  241. Heckhausen H. Motivation und Handeln.-Heidelberg, 1980.
  242. Lowe H Die Probleme des Leistungfarsagens.- Berlin: Wissen und Wolk, 1976.
Заполнить форму текущей работой