Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников: на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преемственность в технологической предпрофильной подготовке и профильном обучении актуализирована потребностью общества в специализированной профессиональной подготовке старшеклассников в условиях школьного образования, а личности учащегося — в самоопределении с ориентацией на сферу будущей профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями. Преемственность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (на примере элективного курса «Дизайн национальной одеады»)
    • 1. 1. Технологическая предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников как социальная и педагогическая проблема
    • 1. 2. Анализ современных программ технологического предпрофильно-го и профильного образования в современной школе дизайну национальной одежды в контексте преемственности обучения
    • 1. 3. Педагогические условия, обеспечивающие преемственность в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников дизайну национальной одежды
  • Выводы по I главе

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по реализации преемственности в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды»).

2.1. Планирование и ход опытно-экспериментальной работы по реализации преемственности в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения (на материале дизайна национальной одежды).

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по II главе.

Педагогические условия преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников: на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенные изменения, происходящие в последние годы в системе образования, обусловлены тенденциями социально-экономического развития общества, потребностью государства в профессионально подготовленных специалистах. Они выявляют острую необходимость обновления старшей ступени общего образования путем введения профильного обучения. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что оно должно стать более функциональным, индивидуализированным и эффективным.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 года важное место занимают вопросы создания условий для профессионального самоопределения подрастающего поколения, отсюда одной из главных задач является разработка проблем профессиональной ориентации молодежи в современных условиях. Известно, что смысл обучения в школе заключается в получении базового образования, следовательно, оно должно быть единым для всех, но если не ограничиваться одним лишь обучением, а готовить старшеклассников к выбору профессии, к жизненному самоопределению, то появляется необходимость поиска оптимальных вариантов правильного соотношения между базовым и профильным образованием.

Современная система образования должна создать все условия для реализации интересов, способностей и дальнейших жизненных планов каждого старшеклассника, начиная со средней ступени школьного образования. Общеобразовательная школа, функционирующая в условиях социальных преобразований, должна готовить ученика к реальной жизни, к адаптации в деловой сфере, поэтому важно, в какой степени будут реализованы его личностные качества, влияющие на профессиональный выбор. В воспитании творческой личности ученика важная роль принадлежит среде, в которой он развивает свои сущностные силы, творческий потенциал. Особо ценно, когда эту среду он создает сам, свою предметную среду, где красота и целесообразность, традиции и нововведения согласуются, образуя комфортную основу для формирования творческой личности. В этом искусство дизайна, в частности одежды, является самым приспособленным для любого, ведь искусство одежды практически, жизненно ориентировано, всегда востребовано, оно показывает уникальность и творческую изюминку каждого, кто соприкасается с ним.

Перед системой образования ставится задача создания необходимых условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников, в чем решающую роль может сыграть введение предпрофильной и профильной подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе. Профильное обучение, рассматриваемое как особый вид обучения на основе дифференциации и индивидуализации, создает условия для максимального развития школьников в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями и реализуется с учетом их интересов, склонностей, способностей. Предпрофильная подготовка является первоначальным этапом профессионального самоопределения, осознания необходимости выбора сферы профессиональной деятельности выпускниками основной школы общеобразовательных учреждений.

Преемственность в предпрофильной подготовке и профильном обучении понимается как поступательное движение образовательного процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, обеспечивающее неразрывную связь между отдельными этапами и ступенями обучения, способствующее расширению и углублению знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения, что позволяет выявлять готовность учащихся к переходу на новые ступени образования и самообразования. Следовательно, преемственность обеспечивает не только подготовку к чему-то новому, но и сохранение уже имеющегося, как основы для дальнейшего поступательного развития процесса. Одним из условий преемственности в обучении для преодоления разрыва между разными ступенями образования является соответствие содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся.

Реализация преемственности в предпрофильной подготовке и профильном обучении уже в общеобразовательной школе актуализирована теми обстоятельствами, которые отражают имеющиеся потенциальные возможности непрерывного технологического образования. Обозначим их:

— общество и государство заинтересованы в практических результатах работы школы, готовящей учащихся к выбору жизненных профессиональных ориентиров соответственно осуществляющей начальную профессиональную подготовку;

— в высшей школе существует определенное мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для поступления в вузы;

— содержание образовательных, а также жизненных установок большинства старшеклассников соответствует профилизации обучения в старших классах;

— подавляющее большинство учащихся к 15 годам имеет определенную ориентацию на сферу будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного становится очевидной потребность в осуществлении преемственности технологического профильного обучения школьников дизайну национальной одежды, выявления и обоснования необходимых для этого процесса педагогических условий.

В связи с этим особую важность приобретает деятельность школы по реализации профильного обучения, ориентированного на максимальное раскрытие в школьниках природных задатков, интересов, увлечений, способствующих их профессиональному самоопределению.

Большое внимание проблемам профессиональной ориентации уделяли выдающиеся педагоги и деятели народного образования Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий.

В работах современных ученых (П.Р. Атутов, О. Г. Максимова, В. Г. Максимов, В. А. Поляков, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистякова и др.) нашли отражение разнообразные аспекты жизненного и социально-профессионального самоопределения личности.

Проблемам профильного образования школьников посвящены труды К. Ш. Ахиярова, Р. Т. Гарданова, Н. А. Долговой, Л. П. Жуковой, Ч.Г. Машие-ва, А. А. Пинского, Т. В. Феоктистовой, С. Н. Чистяковой и др.

В условиях становления современной России и поиска новых путей в системе образования с учетом изменившихся социально-экономических условий активизируется процесс развития национально-региональных систем образования. На этом пути необходимо понимать, что одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой и технологической культуры выступает народное искусство.

Именно в области интеграции традиций и современности, когда культурные явления современности надо рассматривать как продолжение традиций, то есть прошлого, следует искать методы педагогического воздействия. Вопросы преподавания народной художественной культуры в системе образования поднимали И. Я. Богуславская, С. П. Исенко, М. А. Некрасова, одновременно рассматривая роль и значение местных национальных традиций в развитии современного искусства.

Исследованием материальной и духовной культуры чувашского народа занимались такие ученые, как Н. И. Ашмарин, В. Ф. Каховский, В. К. Магницкий, Н. В. Никольский. В исследованиях Ю. В. Викторова, А. Г. Григорьева, М. Г. Кондратьева, Г. А. Никитина, М. И. Скворцова, А. А. Трофимова и др. определено место и роль чувашского народного искусства в процессе воспитания. Педагогический аспект данной проблемы вызывает особый интерес, так как мы рассматриваем воспитание и образование учащихся как передачу им культурных традиций в педагогическом процессе.

Изучением народных традиций, национального костюма занимаются этнографы, искусствоведы, историки, культурологи, филологи, а также представители других областей науки. Однако в их исследованиях недостаточно освещенным остается образовательный аспект этой проблемы: использование традиций национального костюма в школьном технологическом пред-профильном и профильном образовании (швейное дело, дизайн, декоративно-прикладное искусство).

Народный костюм — это национальный символ, в нем нашли отражение разнообразные виды народного прикладного искусства, где ярко выражены художественно-эстетические вкусы народа, его нравственные устои, самобытное понимание устройства мира и его взаимосвязь с человеком. Народный костюм вызывает чувство красоты в душе каждого человека, неповторимости и оригинальности в художественном оформлении, соприкосновения с вечными законами мироздания. Знание традиций народного костюма намного обогатит и расширит кругозор учащихся, позволит определить ценности в духовной и материальной сфере жизни каждого, поможет понять многие современные тенденции и направления в дизайне одежды. Модельеры-дизайнеры, постоянно обращаясь в своем творчестве к традициям народного костюма, рассматривают его не только как уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, но и как неиссякаемый источник для создания современной одежды.

Дизайн рассматривается как комплексная междисциплинарная проект-но-художественная деятельность, которая интегрирует естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерно-техническое и художественное мышление. Спецификой деятельности дизайнера, занимающегося проектированием и созданием одежды, является то, что объектом его творчества служит человек, его облик и образ жизни. А задача школы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению определить свое место в поликультурном пространстве мира и принять этот мир в его многообразии.

Однако соотнесение теории с образовательной практикой позволяет выявить противоречия между пониманием социальной значимости школьного технологического образования как подготовки к выбору профессии и недостаточной научно-методической обеспеченностью его поэтапной реализации и преемственности в рамках основной и полной средней школытребованием школьной практики к установлению преемственности предпрофильной подготовки и профильного технологического обучения как основы его практической значимости для учащихся старших классов, в частности в области дизайна национальной одежды, и неготовностью учителей к этому.

Целью настоящего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников дизайну национальной одежды.

Объект исследования — система технологического предпрофильного и профильного образования школьников.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие преемственность технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды»).

Гипотеза исследования основана на том, что преемственность в системе технологического предпрофильного и профильного образования (на примере дизайна национальной одежды) будет осуществляться эффективно, если:

— содержание технологического образования имеет социальную и профессиональную ориентированность и реализуется на основе дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся;

— внедрены педагогические условия преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на основе свободного выбора в соответствии с их интересамиинтегрированный подход к тематическому планированию предпрофильной подготовки и профильного обученияразработка и реализация авторской программы «Дизайн национальной одежды" — оснащение учебной дисциплины соответствующим оборудованием — мастерскими по пошиву изделий и рукоделию, выставочными стендами и образцами народной одежды, современным мультимедийным обеспечением, библиотекой этнографической и методической литературы и др.- подготовленность учителей технологии в содержательном, методическом и личностном аспектах).

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать технологическую предпрофильную подготовку и профильное обучение школьников дизайну национальной одежды в социальном и педагогическом аспектах;

— проанализировать современные программы технологического пред-профильного и профильного образования в современной школе в контексте преемственности обучения (на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды»);

— разработать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие преемственность в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников дизайну национальной одежды;

— выявить и обосновать показатели готовности учащихся к использованию традиций дизайна национальной одежды в проектировании современной одежды.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— концептуальные подходы к развитию личности (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), теория деятельности, выявляющая профессионально-личностное становление (Л.И. Божович, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников и др-);

— труды ученых в области дифференцированного обучения (Н.К. Гончаров, И. М. Осмоловская, Н. И. Ремизова, Н.М. Шахмаев), профориентации и профессионального самоопределения обучающихся (П.Р. Атутов, С.Я. Баты-шев, О. Г. Максимова, В. Г. Максимов, В. А. Поляков, М. В. Ретивых, С. Н. Чистякова, и др.) — исследования дидактических аспектов технологического образования (Ю.П. Аверичев, П. Р. Атутов, С .Я. Батышев, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) — положения профильного образования школьников (К.Ш. Ахияров, Р. Т. Гарданов, Л. П. Жукова, Ч. Г. Машиев, А. А. Пинский и др.);

— теоретические труды, рассматривающие преемственность в организационном аспекте (Н.К. Крупская, М. М. Пашкова, Е. И. Тихеева, С. Т. Шацкий и др.) — в психолого-педагогическом аспекте (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, B.C. Мухина, И. А. Сикорский, Д. Б. Эльконин и др.) — дидактическую преемственность (Я.А.Коменский, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский и др.) — преемственность содержания воспитания (О.И. Бадулина, Г. Н. Волков, В. А. Сухомлинский и др.);

— идеи в исследованиях И. Я. Богуславской, С. П. Исенко, Г. С. Масловой, М. А. Некрасовой, Т. Н. Смешко и др. затрагивающих традиции народных ремесел как часть культуры, преподавание народной художественной культуры в системе образованияположения о роли чувашского народного искусства в образовательном процессе в трудах Г. Н. Волкова, Ю. В. Викторова, А. Г. Григорьева, М. Г. Кондратьева, Г. А. Никитина, М. И. Скворцова, А. А. Трофимова.

В исследовании использовалась система методов: изучение и анализ психолого-педагогической, исторической, этнографической литературы и нормативных документов в целях разработки основных положений исследованиясравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта, изучение и использование передового опыта предпрофильной подготовки и профильного обучения, продуктов деятельности учащихсянаблюдениеанкетированиетестированиепедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — статистический анализ, содержательная и графическая интерпретация результатов исследования. Выбранные методы адекватны поставленным задачам, позволяют проверить исходные положения исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 35 г. Чебоксары, технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Различными видами исследования было охвачено 120 учащихся 9−11 классов, 43 учителя технологии, 70 родителей, 42 студента.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2002;2003 гг.) — определение направления исследованияизучение научной, психолого-педагогической литературыанализ диссертационных работ по теме профессионального самоопределенияанализ и оценка современного состояния проблемывыявление противоречийопределение цели и задач исследованияформулировка гипотезыразработка педагогических условий для проведения опытно-экспериментальной работыпроведение анкетирования учителей и учащихся, выбора экспериментальной и контрольной групп. Выполнение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2003;2005 гг.) — формирующий педагогический эксперимент, включающий: внедрение и проверку эффективности выявленных педагогических условийопределение уровня теоретических и практических знаний, получаемых учащимися в процессе занятий (предпрофильная и профильная подготовка) по авторской программе «Дизайн национальной одежды" — выполнение школьниками творческих проектов и исследовательских работ и их защитаизготовление практических прикладных и швейны:. работ учащимися и студентамиучастие школьников в выставках, конференциях, семинарах, олимпиадах по результатам исследовательской и проектной деятельности. Выполнение формирующего этапа эксперимента.

Третий этап (2005;2006 гг.) — завершение педагогического экспериментаобработка полученных результатов исследования, обобщение и систематизация, формулирование выводовоформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

— осуществлен анализ технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников дизайну национальной одежды в современном социально-педагогическом аспекте;

— на основе анализа современных программ технологического образования в школе выявлены потенциальные возможности реализации преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения (на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды»);

— дано обоснование педагогических условий, обеспечивающих преемственность в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на основе свободного выбора в соответствии с их интересамиинтегрированный подход к тематическому планированию предпрофильной подготовки и профильного обученияразработка и реализация авторской программы «Дизайн национальной одежды" — оснащение учебной дисциплины соответствующим оборудованием — мастерскими по пошиву изделий и рукоделию, выставочными стендами и образцами народной одежды, современным мультимедийным обеспечением, библиотекой этнографической и методической литературы и др.- подготовленность учителей технологии в содержательном, методическом и личностном аспектах);

— выявлены и обоснованы показатели готовности учащихся к использованию традиций русского и чувашского народного костюма в дизайне современной одежды.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют существующие концепции профессионального самоопределения личности обоснованием преемственности в технологической предпрофильной подготовке и профильном обучении старшеклассников дизайну национальной одежды как важнейшего фактора выбора профессии. В нем определены и обоснованы подходы к реализации преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе использования традиций русского и чувашского народного искусства в дизайне одежды. Материалы исследования открывают перспективы для разработки элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и экспериментально проверенная программа «Дизайн национальной одежды» для учащихся старших классов как элективный курс технологического профильного обучения может быть использована в процессе подготовки школьников к профессиональному самоопределению. Полученные результаты исследования универсальны, они могут быть использованы педагогами и руководителями общеобразовательных школ в решении реализации преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, разносторонним и тщательным анализом данных, разнообразием используемых методов, их согласованностью и соответствием предмету, цели и задачам исследованиясодержательным анализом выявленных фактов и полученных экспериментальных данных, апробацией материалов исследования, также многолетней работой автора в средней общеобразовательной школе учителем технологии и преподавателем технолого-экономического факультета педвуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и материалы, основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогических советов и совещаниях МОУ «COLLI № 35» г. Чебоксары, заседаниях кафедры технологии и предпринимательства технолого-экономического факультета Чувашгоспедуниверситета им. И. Я. Яковлева (2003;2006 г. г.), научных семинарах аспирантовосновные положения исследования отражены в научных и методических публикациях, в выступлениях автора с докладами на Республиканской научно-практической конференции «Традиции народного ткачества в образовательном процессе» (Чебоксары, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Эт-ноэстетика ремесел и рукоделия в современных образовательных учреждениях» (Чебоксары, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование учащейся молодежи: состояние, проблемы, тенденции» (Чебоксары, 2005 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагогизация процесса обучения и воспитания в современном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2005 г.), через участие во II Всероссийском фестивале национального костюма городов России (Йошкар-Ола, 2005 г.) — организации Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование профильного технологического образования учащейся молодежи» (Чебоксары, 2005 г.), городского семинара учителей технологии «Проектная деятельность в деятельно-творческом образовании» (Чебоксары, 2006 г.). Основные результаты работы внедрены в учебный процесс МОУ «СОШ № 35» г. Чебоксары.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность в технологической предпрофильной подготовке и профильном обучении актуализирована потребностью общества в специализированной профессиональной подготовке старшеклассников в условиях школьного образования, а личности учащегося — в самоопределении с ориентацией на сферу будущей профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями. Преемственность является оптимальным механизмом обеспечения непрерывного образования, характеризуется поступательным движением образовательного процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, позволяет выявлять готовность учащихся к переходу на новые ступени образования и самообразования. Технологическая предпрофильная подготовка и профильное обучение, построенные на основе преемственности, обеспечиваются согласованием действий, методов, форм и способов взаимодействия, что позволяет учащимся достигать высокого уровня знаний в основных областях наук (в частности в области дизайна национальной одежды) и продолжать в дальнейшем обучение по специальности исходя из способностей и наклонностей каждого старшеклассника.

2. Эффективному осуществлению преемственности в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников дизайну национальной одежды способствуют следующие педагогические условия:

— реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на основе свободного выбора в соответствии с их интересами;

— интегрированный подход к тематическому планированию предпрофильной подготовки и профильного обучения;

— разработка и реализация авторской программы «Дизайн национальной одежды»;

— оснащение учебной дисциплины соответствующим оборудованиеммастерскими по пошиву изделий и рукоделию, выставочными стендами и образцами народной одежды, современным мультимедийным обеспечением, библиотекой этнографической и методической литературы и др.;

— подготовленность учителей технологии в содержательном, методическом и личностном аспектах.

3. Показателями готовности учащихся к использованию традиций русского и чувашского народного костюма в дизайне современной одежды являются: знание особенностей русского и чувашского народного костюмаумение анализировать и оценивать изделия и аксессуары, выполненные в традициях русского и чувашского народного искусстваумение пользоваться различными инструментами, приспособлениями и оборудованием, предназначенными для изготовления изделий и аксессуаров к одеждевладение умениями и навыками конструировать и изготавливать национальную одежду и дополнения, а также предметы быта и украшения, применяя народные виды рукоделий, и их творческое использование в изготовлении современных изделий одежды. В разработке дизайна национальной одежды учащимся необходимо понимание и умение решать проблему использования традиций и современности в оптимальном сочетании знаний и умений в области народных художественных традиций (виды рукоделия, национальный костюм), их современная интерпретация на основе творческой переработки.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 работ и из них 1 учебно-методическое пособие с грифом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Сгруюура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Выводы по II главе.

Итоги опытно-экспериментальной работы показали эффективность разработанных нами для обеспечения преемственности системы технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе в области дизайна национальной одежды следующих педагогических условий:

1. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на основе свободного выбора в соответствии с их интересами.

2. Интегрированный подход к тематическому планированию предпрофильной подготовки и профильного обучения.

3. Разработка и реализация авторской программы «Дизайн национальной одежды».

4. Оснащение учебной дисциплины соответствующим оборудованиеммастерскими по пошиву изделий и рукоделию, выставочными стендами и образцами народной одежды, современным мультимедийным обеспечением, библиотекой этнографической и методической литературы и др.

5. Подготовленность учителей технологии в содержательном, методическом и личностном аспектах.

Поставленные задачи решались через организацию преобразующей творческой деятельности учащихся на этапах технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения. В ходе эксперимента необходимо было пронаблюдать:

— как изменится соотношение между контрольной и экспериментальной группами по показателям готовности к использованию традиций русского и чувашского народного искусства в дизайне одежды, в изготовлении изделий;

— какова будет динамика в подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп к использованию традиций русского и чувашского народного искусства в изготовлении соответствующих изделий.

Проводя анализ программ технологических предпрофильных и профильных курсов, стало очевидной возможность включения материала по дизайну одежды в их содержание.

Введение

предпрофильной подготовки и профильного обучения в школьное образование дает нам право на разработку своих экспериментальных программ курсов по выбору для 9 классов и элективных курсов для 10−11 классов на основе преемственности учебного материала. Рассматривая и используя национальные традиции русского и чувашского народов в современном воспитательном процессе, необходимо не слепо копировать и переносить их на современные изделия, а, соблюдая традиции, последовательность и принципы работы, использовать современные технологии, совершенствующие процесс изготовления, новые материалы и область применения.

Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования, дает основание утверждать, что преемственность в технологическом обучении привело к тому, что:

— у учащихся значительно вырос уровень теоретических знаний о традициях русского и чувашского костюма и искусства (знание специфики и взаимосвязей, общих закономерностей);

— умения использовать полученные знания выросли до уровня творческого их применения;

— уровень готовности учащихся к использованию традиций русского и чувашского народного искусства в дизайне современной одежды в экспериментальной группе стал значительно выше, чем в контрольной;

— учащиеся связывают свой выбор будущей профессиональной деятельности именно со школьной технологической подготовкой.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы профильной программы «Дизайн национальной одежды» в подготовке учащихся к использованию традиций русского и чувашского народного искусства в дизайне одежды для создания современной одежды показал заметное повышение мотивации учащихся: выросло количество участников выставок, презентаций художественных проектов, повысился уровень и качество художественно-творческих работ. Отличными результатами стали и участие наших учащихся экспериментальной группы в научно-практических конференциях на уровне школ и вуза (день науки технолого-экономического факультета), победы на Всероссийской научно-практической конференции с исследовательскими работами (первое, второе, третье места), победа на Всероссийской олимпиаде по технологии (диплом 1 степени).

Важным показателем стало также и то, что наши учащиеся, прошедшие предпрофильную и профильную подготовку, стали поступать на технолого-экономический факультет 4111У им. И. Я. Яковлева и в другие вузы, связанные с дизайном одежды, то есть они действительно получили возможность профессионального самоопределения еще в школе. Так, по итогам поступления в вузы за последние 3 года количество учащихся данной школы, поступивших на технолого-экономический факультет ЧГПУ им. И. Я. Яковлева увеличилось в три раза.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой нами гипотезы и позволило сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического характера.

1. В процессе исследования обоснована преемственность в школьном технологическом обучении, которая рассматривается как реализация последовательных этапов обучения для успешного прохождения адаптационного периода от предпрофильной к профильной подготовке и обеспечения комплексного подхода в обучении. На этапе ориентации учащихся на выбор профессии или просто интересного и необходимого для жизни занятия преемственность необходима для практических достижений, так как они являются результатом длительного непрерывного овладения знаниями и практическими умениями.

2. На основе теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта предпрофильного и профильного обучения выявлено, что общее образование на старшей ступени в развитых странах является профильным, доля учащихся в профильной школе составляет 70%. Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования, но выявляется необходимость его расширения. Доказано, что преемственность в предпрофильной подготовке и профильном технологическом обучении является эффективной формой организации учебной деятельности, способствующей развитию школьников в соответствии с их интересами и способностямипозволяет обеспечить подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования.

3. Проведенный анализ содержания предмета «Технология», современных программ и передовой практики профильного технологического образования в общеобразовательной школе показывает, что одним из главных моментов в решении поставленных задач исследования является усиление роли предмета «Технология» в развитии познавательных и творческих способностей, социализации и воспитании учащихся, их трудовом становлении и профориентации, подготовке к жизни, продолжении профессионального образования. Этим актуализирована необходимость введения в содержание технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения региональных национальных традиций народных ремесел, в частности народного костюма. Здесь большую роль играет умение учителей реконструировать традиции национального костюма и адаптировать их к современным условиям, в связи с чем возрастает роль их подготовленности в содержательном, методическом и личностном аспектах.

4. В ходе исследования научное и экспериментальное обоснование получили педагогические условия, обеспечивающие преемственность в системе технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе на примере дизайна национальной одежды: реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на основе свободного выбора в соответствии с их интересамиинтегрированный подход к тематическому планированию предпрофильной подготовки и профильного обученияразработка и реализация авторской программы «Дизайн национальной одежды" — оснащение учебной дисциплины соответствующим оборудованием — мастерскими по пошиву изделий и рукоделию, выставочными стендами и образцами народной одежды, современным мультимедийным обеспечением, библиотекой этнографической и методической литературы и др.- подготовленность учителей технологии в содержательном, методическом и личностном аспектах.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что внедрение в учебно-воспитательный процесс профильной программы «Дизайн национальной одежды» способствует подготовке учащихся к использованию традиций русского и чувашского народного искусства для создания современной одежды, а также заметному повышению их учебной мотивации: выросло количество участников выставок, презентаций художественных проектов, художественно-творческих работ. Важным показателем стало то, что учащиеся, прошедшие предпрофильную и профильную подготовку, получили возможность профессионального самоопределения — стали поступать на технолого-экономический факультет. Полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных школ по реализации преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения как необходимого условия подготовки выпускников школы к профессиональному образованию.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер, дальнейшая разработка проблемы внедрения традиций русского и чувашского искусства в дизайне одежды в образовательный процесс может идти по пути создания непрерывной системы «предпрофильная подготовкапрофильное обучение в школе — профессиональное образование».

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Н. Профессиональные качества преподавателя / В. Н. Абросимов // Стандарты мониторинга в образовании. — 2001. — № 6. — С. 61 -64.
  2. Ю. П. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ / Ю. П. Аверичев — Под ред. В. М. Коротова. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  3. Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985.- 178 с.
  4. Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. -М.: Флинта, 2000.-320 с.
  5. Э. А. Допрофессиональная подготовка школьников в ФРГ / Э. А. Аксенова // Школа и производство. 2004. — № 7. — С. 11−15.
  6. Э. А. Подготовка старших школьников США к жизни и труду / Э. А. Аксенова // Школа и производство. 2005. — № 5. — С. 12−16.
  7. . JI. Чуваши: культура жизнеобеспечения / Б. JI. Алексеев, Г. Б. Матвеев, П. П. Фокин Чебоксары, 1995. — 271 с.
  8. В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев -Казань: Изд-во КГУ, 1996. Кн. 1 567 с.
  9. Г. Н. Профессиональная ориентация школьников фактор повышения профмастерства выпускников / Г. Н. Ануров // Профессиональное образование. — 2000. -№ 9. — С. 28.
  10. JI. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования / JI. К. Артемова Институт общ. сред, образования РАО, МОРФ, Новокузнец. гос. пед. ун-т, 2002. -117 с.
  11. И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И. С Артюхова // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 28 — 33.
  12. О. В. Профессионально-творческое становление будущих учителей технологии в процессе изучения декоративно-прикладного искусства : Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.08 / О. В. Атаулова Чебоксары, 1997.-16 с.
  13. П. Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  14. П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11 — 14.
  15. П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях / П. Р. Атутов // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 17 — 20.
  16. Э. Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «дошкольное образовательное учреждение школа — вуз» (средствами изо): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. Г. Ахметшина. — Казань, 2000. — 22 с.
  17. Н. И. Болгары и чуваши. / Н. И. Ашмарин. Казань: Типо-литогр. императ. ун-та, 1902. — 76 с.
  18. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  19. Н. Ф. Методическое обеспечение уроков технологии для развития творческих способностей учащихся : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Ф. Бабина. Воронеж, 2001. — 182 с.
  20. В. В. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1. — С. 52 — 58.
  21. А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе : Теоретико-методологический аспект / А. В. Батаршев — Под. ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — 80 с.
  22. С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики / С. Я. Батышев. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  23. JI. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе /JI. Н. Бахарева // Начальная школа. 1991. — № 8. — С. 48−51.
  24. О. С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  25. И. Я. Русское народное искусство / И. Я. Богуславская. -JL: Советский художник, 1968. 120 с.
  26. JI. Н. Обоснование интегрированного курса «Обществоведение» на базовом уровне / JI. Н. Боголюбов // Профильная школа. 2004. -№ 2.-С. 14.
  27. JI. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков / JI. И. Божович — Под. ред. Л. И. Божович, JL В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  28. В. А. Перспективы перехода школы на профильное обучение / В. А. Болотов // Воспитание школьников. 2004. — № 1. — С. 2−7.
  29. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е. изд. М.: Советская Энциклопедия, 1975. — Т. 21. — 640 с.
  30. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 23 — 26.
  31. Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Г. Вакуленко. Краснодар, 1998. — 26 с.
  32. С. В. Способности и выбор профессии / С. В. Вершинин // Школа и производство. 1996. — № 4. — С. 8−11.
  33. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие — Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  34. Г. Н. Трудовое воспитание в народной педагогике / Г. Н. Волков // Школа и производство. 2000. — № 3. — С. 26−31.
  35. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1965. -59 с.
  36. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Г. Н. Волков // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 98 — 103.
  37. Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. 3-е изд., доп. — Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева, 2004. — 488 с.
  38. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Изд. центр «Академия», 2000.-161 с.
  39. Н. М. Дифференциация обучения в школах Англии / Н. М. Воскресенская // Советская педагогика. 1988. -№ 3. — С. 118 — 124.
  40. Вопросы теории эстетического воспитания / Под. ред. Г. 3. Апресяна. -М.: Просвещение, 1970. 110 с.
  41. А. Ф. Педагогика досуга : Учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: Флинта, 1998. — 240 с.
  42. Н. И. Чуваши. Этнографические исследования: Часть первая / Н. И. Воробьев. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1956. — 136 с.
  43. А. М. Педагогические теории, системы, технологии / А. М. Воронин. Брянск.: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та им. И. Г. Петровского, 1996.- 133 с.
  44. Вульфсон Б. JL Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон. М, 1999. — 320 с.
  45. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1967. — 127 с.
  46. Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  47. Выпускник перед выбором пути: Социал.- нравств. облик / Е. М. Баба-сов и др.- Под ред. Е. М. Бабасова. Минск, -1988.-239 с.
  48. М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1986.-271 с.
  49. Л. А. Национальный и региональный компоненты Государственного образовательного стандарта / Л. А. Гаранин, И. П. Смирнов. М.: Ореол, 1997.- 140 с.
  50. М. Р. Психология личностного самоопределения : Автореф. дис. .док. пед. наук: 00.00.00 /М. Р. Гинсбург. -М., 1996. 52 с.
  51. С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М. Годник. = Воронеж, 1981. 206 с.
  52. О. И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в школе / О. И. Голованёва // Научно-информационный вестник докторантов и аспирантов. 2005. — № 2 (6) — С. 74 — 79.
  53. О. И. Эстетика национального костюма / О. И. Голованёва // Этноэстетика ремесел и рукоделия в современном образовательном процессе: (Сб. науч. тр.). Чебоксары: ЧГПУ, 2005. — С. 149 — 153.
  54. О. И. Пространство красоты: дизайн национальной одежды / О. И. Голованёва // Культурно-образовательная среда школьника: (Сб. науч. ст.). Чебоксары: ЧГПУ, 2004. — С. 56 — 66.
  55. О. И. Предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной школе в системе модернизации образования / О. И. Голованёва // Научно-информационный вестник докторантов и аспирантов. 2006. -№ 1(7) Том 2. — С. 46−51.
  56. Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей / Ф. Н. Гоноболин -Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1962. — 239 с.
  57. Н. К. Еще раз о дифференциации обучения в старших классах общеобразовательных школ / Н. К. Гончаров // Советская педагогика. -1963.-№ 2.-С. 3−9.
  58. И. Восемь с половиной по-испански: (Профильное обучение в Испании) / И. Горская II Первое сентября. 2001. — 24 апреля.
  59. М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: «Педагогика», 1977.-136 с.
  60. Г. Н. Трудовое воспитание старших школьников в воспитательном пространстве Чувашской республики: общее и регионально-особенное / Г. Н. Григорьев. Чебоксары: ЧГПУ, 2001. — 138с.
  61. С. С. Самооценка и выбор профессии / С. С. Гриншпун // Школа и производство. 1995. — № 1.- С. 9 — 13.
  62. О. П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении / О. П. Гришакина // Профильная школа.2004.-№ 4.-С. 22−24.
  63. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  64. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. / Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  65. Т. Д. Исследование учащихся с целью определения профиля обучения / Т. Д. Дубовицкая // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы. Стерлитамак, — 1999. — С. 29 — 38.
  66. Т. М. Организация и проведение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов основной школы : Пособие для слушателей дистанционного курса / Т. М. Егорова. Чебоксары, 2006. — 64 с.
  67. Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д. Ермаков // Народное образование. 2004. -№ 7. — С. 101 -107.
  68. А. И. Формирование мировоззрения школьников в процессе художественной деятельности / А. И. Ефимов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.-88 с.
  69. А. Ж. Гуманизация школьного образования через профильное обучение / А. Ж. Жафяров. Новосибирск.: Hi НУ, 2000. — 27 с.
  70. В. Одежда дней веселых и кручинных / В. Жигулева // Народное творчество. 2001. — № 4. — С. 15−16.
  71. . В. А. Педагогическое проектирование / В. А. Жуков. М. 1996. -178 с.
  72. JI. П. Предпрофильное обучение школьников в системе довузовской подготовки : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / J1. П. Жукова. М.: РГБ, 2005.-175 с.
  73. В. Н. Вузовский преподаватель сегодня и завтра : Педагогический и квалификационный аспекты / В. Н. Жураковский, В. С. Приходько, И. К. Фёдоров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 3 -12.
  74. В. И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты / В. И. Загвязинский // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 8 -15.
  75. О. И. Технологическая подготовка путь в профессию / О. И. Заичкина, В. А. Поляков // Школа и производство. — 1998. — № 2. — С. 53 -56.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-57 с.
  77. Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Пособие для студентов / Н. Н. Захаров. М.: Просвещение, 1988.- 272 с.
  78. Т. Б. Дифференциация содержания образования основное средство осуществления профильного обучения / Т. Б. Захарова // Профильная школа. — 2003. — № 1. — С. 32 — 34.
  79. В. А. Министерство народного просвещения: первые годы деятельности / В. А. Змеев // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6. -С. 197−212.
  80. . Б. Знакомство с национальной одеждой / Ж. Б. Зубаирова // Школа и производство. 2004. — № 8 — С. 26 — 28.
  81. И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине : Пособие для преподавателей / И. И. Ильясов. М.: Логос, 1994. — 207 с.
  82. Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки / Г. Н. Исаенко. М.: Знание, 1969. — 24 с.
  83. Информационный центр «Образование». Андрей Фурсенко подчеркнул важность профилизации образования // Профильная школа. 2004. — № 4.-С. 53.
  84. В. М. Основы методики трудового обучения / В. М. Казакевич. -М.: Просвещение, 1983. 148 с.
  85. В. М. Стандартизация «технологии» в условиях профильного обучения / В. М. Казакевич // Профильная школа. 2004. — № 1. — С. 43.
  86. В. М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду / В. М. Казакевич // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 38 — 45.
  87. А. Г. Проблемы политехнического образования. Избр. труды. / А. Г. Калашников. М.: Педагогика, 1990. — 368 с.
  88. Н. И. Народное декоративное искусство РСФСР / Н. И. Каплан.- Москва: Всесоюзное кооперативное изд-во, 1957. — 378 с.
  89. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  90. В. Ф. Происхождение чувашского народа / В. Ф. Каховский- 3-е изд., перераб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, — 2003. — 463 с.
  91. Jl. М. Концепция непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан на 2003−2010 гг. / JI. М. Кашапова. Уфа: БГПУ, 2004.-63 с.
  92. Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  93. О. А. Технологическое образование взгляд в будущее / О. А. Кожина, Ю. А. Огородников // Стандарт и мониторинг в образовании. -2000.-№ 5.-С. 27−30.
  94. К. И. Этнография народов Поволжья / К. И. Козлова М., 1964.-176 с.
  95. И. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования) / И. Кололожвари, JI. Сеченикова // Народное образование. 1996. — № 1. — С. 87 — 89.
  96. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 4. — С. 97 — 126.
  97. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе. Программа «Технология. Трудовое обучение. 1−4, 5−11 классы» // Школа и производство. 1999. — № 1. — С. 2 — 11.
  98. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 1998. — 10 с.
  99. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Науч. ред. С. Н. Чистякова. Ярославль, 1993. — 24 с.
  100. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник Образования: Сб. приказов и инструкций Минобразования России. М.: Просвещение, 2002. — С. 6 — 8.
  101. Копылова 3. Г. Спасибо тебе, дворец! 1936−1996: Дворцу детского и юношеского творчества -60/3. Г. Копылова и др. Чебоксары: Медиум, 1996.-52 с.
  102. В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов исследователей / В. В. Краевский Чебоксары, 2001. — 244 с.
  103. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001. — 526 с.
  104. Д. Г. Политехнические основы трудовой подготовки учащихся старших классов городской средней школы (на примере машиностроения и металлообработки): Дис.. канд. пед. наук: 1 188 / Д. Г. Крылов. М., 1965.-326 с.
  105. Д. Г. Теория и практика трудовой подготовки учащихся общеобразовательной школы / Д. Г. Крылов. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998.-350 с.
  106. Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф. А. Кузин. 2-е изд. — М.: Ось — 89,2001. — 320 с.
  107. Л. В. Воспитательные возможности художественной культуры чувашского народа / JI. В. Кузнецова // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов. Чебоксары: 4111У им. И. Я. Яковлева, 1999.-С. 232−233.
  108. Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Ленинград: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  109. Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина Ленинград: ЛГУ, 1961. — 183 с.
  110. Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие. / В. П. Иванов [ и др.]. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1994. — 351 с.
  111. Е. Г. Профессиональное самоопределение школьников / Е. Г. Лаптева. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. — 25 с.
  112. Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.: Институт практической психологии «МО-ДЭК», 1998.-288 с.
  113. И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  114. П. С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П. С. Лернер // Профильная школа. 2004. — № 3. — С. 12 — 17.
  115. П. С. Социальное и профессиональное самоопределение учащихся важнейшая задача школы / П. С. Лернер // Школа и производство. -2004. — № 2 — С. 2 — 3.
  116. Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей / Д. Ф. Мадуров. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2004. — 287 с.: ил.
  117. В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности / В. Г. Максимов. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1996.-227 с.
  118. В. Г. Учителю о трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников : Метод, пособие / В. Г. Максимов, О. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1991.-300 с.
  119. О. Г. Подготовка школьников к труду в условиях рыночных отношений / О. Г. Максимова // Формирование системы технологического образования детей и молодёжи: (Межвузовский сб. науч. тр.). Чебоксары: ЧГПУ, 1999. — С. 20 — 24.
  120. О. Г. Система профессиональной ориентации учащейся молодежи : Монография / О. Г. Максимова. Чебоксары: Чуваш, пед. ин-т., 1995.-233 с.
  121. А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. = М.: Просвещение, 1993. = 192 с.
  122. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособ. для учителей / А. К. Маркова. М.: Просвещение, — 1983. — 96 с.
  123. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  124. Г. Б. Материальная культура чувашского народа : Метод, рек. / Г. Б. Матвеев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991. — 49 с.
  125. Г. Б. Материальная культура чувашей / Г. Б. Матвеев Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гуманитарных наук, 1995. — 200 с.
  126. Н. В. Проектная деятельность в контексте парадигмы личност-но-ориентированнош обучения / Н. В. Матяш // Технологическое образованиешкольников и студентов: вопросы теории и практики: (Сб. науч. тр.). Брянск, 2000.-С. 7−10.
  127. Методы системного педагогического исследования: Уч. пособ. / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Ленинград: ЛГУ, 1980. — 112 с.
  128. Методика выявления готовности старших школьников к выбору профиля обучения: Сб. / Под ред. С. Н. Чистяковой. М.: ИОСО РАО, 2003. -126 с.
  129. Л. М. Личностное и профессионально развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии.-1997.-№ 4.-С. 28−38.
  130. Н. П. Контуры нового содержания образования / Н. П. Мирошниченко // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 53 — 57.
  131. И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа : Учеб. метод, пособие / И. В. Михайлова. Чебоксары, 2003. -256 с.
  132. А. И. Введение в педагогическую профессию / А. И. Мищенко. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. — 148 с.
  133. В. М. Дифференциация обучения в средней школе / В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 42=48.
  134. А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза : Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Г. Мороз. Киев, 1972. — 24 с.
  135. Е. А. Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «Школа-вуз» / Е. А. Мороз // Школа и производство. 2005. — № 5 — С. 2 — 7.
  136. В. Преемственность как условие развития реабилитационной педагогики / В. Морозов // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 208 -216.
  137. А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик — Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, — 2000. -192 с.
  138. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. М.: Академия, 2003. — 456 с.
  139. В. Н. Психология отношений : избр. Психол. труды / В. С. Мухина — Под ред. А. А. Бодалёва. М.: Модек, 1995. — 356 с.
  140. А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Найн // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10 — 15.
  141. Народные художественные промыслы / О. С. Попова и др. М.: Легкая промышленность, 1984. — 192 с.
  142. М. А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. М.: Совет. Россия, 1983. — 219 с.
  143. М. А. Современное народное искусство: по материалам выставок 1977−1978 гг. / М. А. Некрасова Ленинград: Художник РСФСР, 1980.-206 с.
  144. Г. А. Чувашское народное изобразительное искусство / Г. А. Никитин, Т. А. Крюкова. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1960. — 168 с.
  145. Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе / Г. А. Никитин. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 1999. — 111 с.
  146. Н. В. Краткий курс этнографии чуваш / Н. В. Никольский. Чебоксары, 1929. — Вып. 1 — 154 с.
  147. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Пост. Апрельского пленума ЦК КПСС // Известия. -1984. 11 апреля.
  148. Об отмене преподавания труда как самостоятельного предмета в школе: Приказ Народного комиссара просвещения РСФСР № 393 от 4 марта 1937 г. // Ордженикидзевский учитель. 1937. — № 2. — С. 48 — 49.
  149. Ю. А. Образовательная область «Технология»: от философии к практике / Ю. А. Огородников // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 21- 25.
  150. С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1993. — 955 с.
  151. А. Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы / А. Н. Орлов. М., 1991.- 196 с.
  152. П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П. Н. Осипов. Казань: Изд-во КГУ, 1997. — 234 с.
  153. П. Н. Новые социально-экономические условия переходного периода, общественные требования к личности / П. Н. Осипов. Казань: ИС-СО РАО, 1996.- 100 с.
  154. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт. сост.: В. М. Казакевич, А. В. Марченко. — М.: Дрофа, -2000.-256 с.
  155. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР (1961−1986) / Под ред. Ф. Н. Паначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1987.-416 с.
  156. И. В. Воспитание на традициях / И. В. Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988.-95 с.
  157. М. Б. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации / М. Б. Павлова, Д. Питт. Иорк: Технологическое и предпринимательское образование в России. 1997. — 81 с.
  158. Ф. М. Композиция костюма : Учебник для студентов вузов / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1985. -264 с.
  159. А. Будут ли перенесены сроки перехода старшей школы на профильное обучение? / А. Пинский, С. Кириллова // Первое сентября. -2003. 26 апреля.
  160. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  161. Т. Профильное образование: скорее «за», чем «против» / Т. Песоцкая // Ежедневные новости. Подмосковье. 2003. — 30 октября.
  162. Т. Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 2000. — 201с.
  163. О. В. Кукла-манекен / О. В Петровская // Школа и производство. 2004. — № 2. — С. 31.
  164. А. А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента / А. А. Пинский // Профильная школа. 2003. — № 1. — С. 41 — 45.
  165. Г. В. Компетентностный подход к разработке стандартов технологической подготовки школьников и его реализация в учебном процессе / Г. В. Пичугина // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 23 — 32.
  166. И. П. Педагогика : Новый курс: Кн. 1 / И. П. Подласый. -М. :ВЛАДОС, 2000.-576 с.
  167. И. П. Педагогика : Новый курс: Кн. 2 / И. П. Подласый. -М. :ВЛАДОС, 2000.-256 с.
  168. В. А. Общая методика трудового обучения в старших классах / В. А. Поляков, А. Е. Ставровский. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980. -111с.
  169. Т. С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного капитала / Т. С. Попова // Социально-гуманитарные знания -2005. -№ 2. С. 237.
  170. Г. А. Основы профильной дифференциации обучения / Г. А. Постовалова, С. С. Постовалов // Открытая школа. 2000. — № 2. — С. 28−33.
  171. Н. С. Профориентация: игровые упражнения / Н. С. Пряж-ников // Школа и производство. 1996. — № 2. — С. 92 — 97.
  172. Примерные программы основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1998. — № 6.- С. 6 -38.
  173. Проблемы педагогической инноватики. Профильное образование. Материалы VIII региональной научно-практической конференции. В 2-х ч. / Под ред. Т. А. Ярковой. Тобольск: 111 ЛИ им. Д. И. Менделеева, 2004 — Ч. 1.-176 с.
  174. Программа совместных мероприятий Минобразования России и РАО по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования // Вестник образования. 2004. — № 6. — С. 25 — 30.
  175. Программа «Технология» / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1998.-170 с.
  176. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие / Под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  177. В. А. Профессиональное самоопределение молодежи / В. А. Попов, С. Н. Чистякова // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 34 — 36.
  178. Профильное обучение: эксперимент, совершенствование структуры и содержания общего образования / Под ред. А. Ф. Киселева. М., 2001. — 112 с.
  179. Профильное и предпрофильное обучение в школе. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001. — 86 с.
  180. Проект концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования / Науч. рук.: Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова // Директор школы. 2002. — № 4. — С. 97 — 144.
  181. Психолого-педагогический словарь / Автор-сост. В. А. Мижериков. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  182. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М., 1998.- 440 с.
  183. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. 8-е изд. — СПб.: Питер, — 2002. — 656 с.
  184. Рекомендации по организации профильного обучения: Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. № 14−51−102/13 // Директор школы. -2004.-№ 9.-С. 12−24.
  185. Н. И. Дифференциация обучения в средней школе Франции / Н. И. Ремизова // Советская педагогика. -1988. № 6. — С. 129 — 136.
  186. Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников смыслооб-разующий элемент предпрофильной подготовки / Н. Ф. Родичев // Профильная школа. — 2003. — № 2. — С. 20 — 23.
  187. Т. В. Развитие системы общего образования Чувашии между двумя ее реформами (1959−1984 гг.) / Т. В. Романова. Чебоксары, 1999. -209 с.
  188. М. Б. Преемственность профильного и профессионального образования / М. Б. Романовская // Школа и производство. 2005. — № 2. -С. 6−8.
  189. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 345 с.
  190. Рубинштейн С. JL Основы обшей психологии / С. JI. Рубинштейн — Сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абдульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  191. А. К. Народная обрядность чувашей / А. К. Салмин Чебоксары: Чувашский гуманитарный институт, 1994 — 338 с.
  192. Г. М. Трудовое образование как фактор повышения качества подготовки выпускников образовательных учреждений / Г. М. Салмакина // Наука и школа. 2001. — № 3. — С. 16 — 22.
  193. Н. Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. -1990.-№ 5-С. 14−15.
  194. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М .: Народное образование, 1998. — 256 с.
  195. В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения : Кн. для учителя / В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1985.-223 с.
  196. В. Д. Основные концептуальные положения технологического образования школьников / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых // Технологическое образование школьников и студентов: вопросы теории и практики: (Сб. науч. тр.) Брянск, 2000. — С. 3 — 7.
  197. В. Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш — Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, 1999. — 230 с.
  198. В. Д. Технологическая культура в содержании образования школьников / В. Д. Симоненко // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 40 — 44.
  199. В. А. Дидактика / В. А. Ситаров — Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  200. М. Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников / М. Н. Скаткин, Э. Г. Костяшкин М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
  201. М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. 96 с.
  202. М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. = М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
  203. В. А. Педагогика : Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  204. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  205. В. А. Комплексная программа «Учитель советской школы» / В. А. Сластёнин // Советская педагогика. 1986. — № 10. — С. 10.
  206. И. П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко // Педагогика. 2002. — № 5.-С. 21−24.
  207. Н. Б. Использование трудовых традиций чувашского народа в педагогике XIX- начала XX века / Н. Б. Смирнова // Вестник Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева. 1998. -№ 1(2).-С. 90−93.
  208. Н. Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета : Дис.. канд. пед. наук. 13.00.08 Чебоксары, 2003.-182 с.
  209. М. С. Орнаментация чувашской вышивки / М. С. Спиридонов // Чувашское искусство. Чебоксары, 1974. — С. 34 — 38.
  210. Толковый словарь русского языка / О. В. Михайлова СПб.: ООО «Полиграфия», 2005. — 761 с.
  211. А. А. Мастера народного искусства и художественных промыслов. Предприятия и мастерские, создающие произведения художественных промыслов: Каталог-справочник / А. А. Трофимов. Чебоксары, 2004. -128 с.
  212. А. А. Проблемы народного искусства Чувашии / А. А. Трофимов. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1985. — 112 с.
  213. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1998. — 200 с.
  214. П. И. Народные художественные промыслы / П. И. Уткин. М.: Высш. школа, 1992. — 159 с.
  215. К. Д. О народности в общественном воспитании : Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974.-Т. 1.-548 с.
  216. К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский. М.: Академия педагогических наук, 1950. — Т. 10. — 685 с.
  217. Федеральный закон: Выпуск 84(159). Об образовании. М.: ИНФРА-М, 2003. — 56 с.
  218. Федеральный компонент государственного стандарта образования по технологии // Школа и производство. 2004. — № 4. — С. 6 — 16.
  219. JI. О. Преемственность общего и вузовского образования / JT. О. Филатова // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 63 — 69.
  220. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  221. JI. О. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения / JT. О. Филатова // Профильная школа. № 2. — 2004. — С. 19 — 22.
  222. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 113 с.
  223. А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ : Доклад на заседании Правительства РФ от 09.12.2004 г. / А. Фурсенко // Народное образование. 2005. — № 1. — С. 7 — 14.
  224. К. М. Культурология: Энциклопедический словарь/ К. М. Хоруженко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
  225. Хотунцев Ю. J1. Технологическое образование молодежи / Ю. JI. Хо-тунцев // Мир образования = образование в мире. = 2005. № 1(17). = С. 20 -22.
  226. Центральный государственный архив (ЦТА) Чувашской Республики. Ф. 33. Д. 423, Лл. 1,10,18,96.
  227. Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система : Автореф. дис.. док. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. / Т. В. Челышева. Москва, 2003. — 23 с.
  228. И. Д. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях / И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 76 с.
  229. С. Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Профильная школа. -2004.-№ 5.-С. 5−10.
  230. С. Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С. Н. Чистякова // Школьные технологии. 2002. — № 1. — С. 101 — 108.
  231. С. Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения / С. Н. Чистякова // Школа и производство. 2002. — № 2. — С. 75 — 76.
  232. Чувашия родина наша. Учебное пособие / Авт.-сост. JI.B. Кузнецова. — Москва — Чебоксары, 2004. — 128 с.
  233. Чувашское народное искусство. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. — 246 с.
  234. Чувашские легенды и сказки / Пер. Семена Шуртакова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. — 320 с.
  235. С. Т. Педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1965. — Т. 4. — 445 с.
  236. Н. М. Учителю о дифференциации обучения / Н. М. Шахма-ев. М.: Педагогика, 1989. — 66 с.
  237. Н. Талант или кошелек? / Н. Широкова // Обучение в России.-2003.- 9 января.
  238. Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевардин. -М.: Владос, 1998. 512 с.
  239. В. JI. Взаимосвязь обучения и развития в процессе профессиональной деятельности / В. JI. Шкаликов, В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1984. — № 5. — С. 94 -103.
  240. А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути её оптимизации в высшей школе / А. И. Щербаков // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. Л.: 1980. — С. 3 — 46.
  241. А. И. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии.- 1981.-№ 1.-е. 17−22.
  242. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351с.
  243. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология» / Мин-во образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 48 с.
  244. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. -144 с.
  245. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304с.
  246. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. -М.: Наука, 1988.-225 с.
  247. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская — Отв. ред. М. А. Ушакова. 2-е изд. — М: Сентябрь, 2000.-111 с.
  248. Piaget J. The development in children of the idea of the homeland and relations with other countries / J. Piaget, A. M. Weil 11 International Social Science Bulletin. 1951. — Vol 3. — P. 561 — 578
  249. Education for Democracy / Edited by David Rubinstein and Colin Stone-man. Penguin Books, 1973 — 219 p.
Заполнить форму текущей работой