Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие двойной компетенции педагога дополнительного образования в условиях мастер-класса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены педагогические условия процесса развития двойной компетенции педагога учреждения дополнительного образования, это — высокая мотивация, явно проявленные способности к предметной профильной деятельности, позитивный опыт профильной деятельности. Определены этапы, критерии этого процесса, которые дают возможность констатировать промежуточные результаты, вносить коррективы и оптимально… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Практические и теоретические предпосылки формирования двойной компетенции педагога дополнительного образования
    • 1. 1. Система дополнительного образования. Состояние, становление и развитие. Постановка проблемы
    • 1. 2. Логика подготовки педагогических кадров для учреждений дополнительного образования
    • 1. 3. Характеристики компетенций педагога дополнительного образования
  • Глава II. Основные составляющие второй компетенции педагога дополнительного образования
    • 2. 1. Теоретические условия развития воображения человека в разных типах интеллекта
    • 2. 2. Понимание способности и одаренности с позиций учреждений дополнительного образования
  • Глава III. Методика организации процесса подготовки педагогов дополнительного образования по второй компетенции

Развитие двойной компетенции педагога дополнительного образования в условиях мастер-класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Многоаспектный процесс развития системы образования, перехода к концепции профильного обучения со всей остротой поднимает проблему поиска новой философии образования, иных форм образовательной деятельности, технологий, направленных на развитие личности, на профильное воспитание молодого поколения, которое сможет подготовить человека к жизни, сделать его конкурентоспособным.

Общепризнанна необходимость усвоения фундаментальных знаний, умений, навыков, но важны и профильные конкретные знания, умения, навыки.

Эта проблема значимо решается и посредством «неформальных» учреждений образования, которые в силу своей природной гибкости и отсутствия бюрократической регламентации способны стать своеобразной образовательной системой быстрого реагирования, позволяющей оперативно откликаться на потребности родителей и детей в углублении и уточнении личностного профильного образования.

В отличие от традиций западной системы образования, где только в конце двадцатого столетия стали осознавать необходимость организованного внешкольного воспитания в России уже имеется бесценный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы.

П.П.Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, Л. С. Рубинштейн, С. Т. Шацкий, П. Д. Юркевич и др. [20, 35, 84, 99, 116, 119, 150, 184, 191] заложили теоретические и практические основы психолого-педагогического поиска человеком своего профессионального будущего. В «опытных станциях» С.Т.Шацкого[184], колонии А. С. Макаренко [119] учащиеся становились специалистами высокого класса (слесарь седьмого разряда, шлифовщик оптических линз и др.), по сути это реальный компетентностный подход к процессу обучения.

Известно, любая, даже совершенная, модель образования со временем не может отвечать новым запросам социума. Именно на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий началась трансформация системы внешкольной работы в принципиально иную систему дополнительного образования. За период реформирования (порядка десяти лет) были разработаны основы нормативной базы дополнительного образования, определена номенклатура учреждений, идет работа по конструированию программно-методического обеспечения, но практически даже не наметилась система подготовки педагогических кадров, не считая подготовки воспитателей детских садов, которые также входят в систему учреждений дополнительного образования. Именно проблема подготовки педагогических кадров для учреждений дополнительного образования избрана в качестве ключевой для исследования процесса профильного воспитания детей.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольной воспитательной работы получило свое последующее развитие в работах В. И. Андреева, Д. З. Ахметовой, А. К. Бруднова, О. С. Газмана, А. Я. Журкиной В.Г.Каташева и других [5, 11, 28, 48, 65, 87].

Целенаправленно разрабатывались общие проблемы дополнительного образования в диссертационных исследованиях: Андрейченко А. Г., Антыгиной H.A., Валеева М. А., Васильченко СЛ., Гурова В. А., Гущина Т. Н., Калиш И. В., Обоева C.B., Семеновой В. И., Щетинской А. И., Чекова М. О., Яковлева Д. Е. и др. [8, 9, 32, 34, 57, 58, 82, 134, 153, 186, 178, 194].

Закономерно исследовались и отдельные проблемы: это — профилизация обучения детей во внешкольном учреждении и учреждении дополнительного образования (Нугуманова J1.H., Парамонов А. И., Сальцева C.B., Углицкая М. А) — [133,138,152,172] социализация школьников в учреждениях дополнительного образования (Золотарева A.B., Левкина Т. И., Макашин В. В.,.

Соколова H.A.) — [75, 115, 120, 160] взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования (Белова В.В.) [14]- социально-досуговая деятельность в учреждении дополнительного образования (Болотова М.И., Парамонов А. И., Титов Б.А.) [24,138,168]- работа с кадрами педагогов дополнительного образования (Валеева М.А., Васильченко С. Л., Гущина Т. Н., Калиш И. В., Обоева С. В., Щетинская А. И., Яковлев Д.Е.) [32, 34, 58, 82, 134, 186, 194]- но проблеме непрерывного образования педагога посвящены работы Гильманова С. А., Каташева В. Г., Матушанского Г. У., Скрипниченко М. Ф., Соломко Л. И. и других [52, 87, 123, 157, 156], но практически не исследуется проблема подготовки ключевого участника учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования — педагога по двойной компетенции.

Считается, что педагогические учебные заведения готовят специалистов по всем направлениям педагогической деятельности, в некоторых из них открываются кафедры дополнительного образования, целью которых является педагогическая подготовка специалистов, учитывающая психолого-педагогические особенности детей поступивших в такие учреждения, но даже в этих педагогических вузах не готовят руководителя авиамодельного или судомодельного или другого технического кружка и т. д., то есть педагог дополнительного образования — это человек, умеющий делать что-то сам, показать, как надо делать, научить, как надо делать. Это касается не традиционных школьных видов деятельности, а профильных, где педагог дополнительного образования умеет танцевать, конструировать авиамодели, судомодели, декламировать и т. д.

Проведенный анализ теории и практики дополнительного образования выявил противоречие между потребностью учреждений дополнительного образования в конкретных профильных специалистах с педагогическим образованием и отсутствием системы целенаправленной подготовки таких педагогов, что позволило сформулировать проблему исследования. В теоретическом аспекте — это проблема подготовки педагога по второй компетенции, а в практическом — это разработка методическим кабинетом дополнительного образования программы для обучения педагога по второй профильной компетенции.

Объект исследования: Процесс подготовки педагога дополнительного образования по двойной компетенции.

Предмет исследования: Педагогические условия развития двойной компетенции педагога дополнительного образования в мастер — классе. Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития двойной компетенции педагога на основе профильного саморазвития и совершенствования компетенции в условиях мастер класса.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие двойной компетенции педагога дополнительного образования будут эффективным, если:

— выявить и реализовать инварианты развития и саморазвития педагога по второй компетенции на основе профилезначимых личностных качеств;

— выделить, систематизировать и целенаправленно развивать профильные направления учреждений дополнительного образования по основным типам личностных способностей детей;

— разработать и реализовать инновационную программу самообразования и саморазвития педагога по двойной компетенции в мастер-классе;

— периодически, на основе педагогического консилиума, осуществлять оценку динамики развития профильной компетенции педагога, при этом можно ожидать, что педагог, владея двойной компетенцией, сможет реально влиять на продуктивную профиленаправленную деятельность ребенка, развивая его способности.

Исходя из гипотезы необходимо сформулировать следующие задачи: 1. Исследовать становление, состояние, перспективы развития системы дополнительного образования и определить возможности реализации концепции профильного обучения в этом направлении.

2.Определить сущность базовых понятий исследования «двойная компетенция педагога учреждения дополнительного образования», «основные профилезначимые качества педагога учреждения дополнительного образования», «типология способностей».

3.Разработать программу инновационной работы районного методического кабинета определяющую деятельность мастер — класса, ведущей целью которого должно быть развитие двойной компетенции педагога. 4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития двойной компетенции педагога в мастер-классе.

Методологической основой исследования явилась диалектическая логика, системный подход к исследованию причинно-следственных связей в социальных, экономических и образовательных процессах. Идеи демократизации и диверсификации образования, гуманистический подход к формированию профессионального самосознания личности, принципы деятельностно-личностного и профильного обучения, теории самопознания и саморазвития.

Теоретической основой исследования послужили:

1. Концепция профильного обучения — как основная государственная программа развития образования.

2.0сновные положения методологии педагогики и методики педагогических исследований (В.И.Андреев, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, Л. Н. Казанцева, В. Г. Каташев, В. В. Краевский, и др. [5, 65, 67, 81, 87, 98] ь 7.

3.Концепция личностно-ориентированного образования и развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, М. И. Махмутов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) [45, 5, 26,59, 104, 124, 154, 193].

4. Идеи активного влияния профессионально направленной социальной среды на развитие личности (А.Г.Асмолов, В. Г. Каташев, В. М. Минияров, Ю. П. Поваренков и др.) [10, 87, 127, 140].

5.Концепции управления педагогическими системами (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург и др.) [106, 144, 195].

Методы исследования. На основе анализа исторического развития системы дополнительного образования исследовался генезис процесса реализации принципа профильного обучения. Моделирование процесса развития двойной компетенции педагога учреждения дополнительного образования позволило выявить возможное влияние на этот процесс участие педагога в деятельности профильного предметного объединения и мастер-класса.

Теоретическое обобщение результатов исследования дало возможность интерпретировать двойную компетенцию педагога учреждения дополнительного образования с позиций новых социально-педагогических условий.

На протяжении исследования проводилась контрольная оценка, констатирующая динамику развития двойной компетенции педагога. Комплексные методики психолого-педагогической диагностики, пилотажный, констатирующий и формирующий эксперименты по определению влияния деятельности педагога в профильном предметном объединении и мастер-классе на развитие его двойной компетенции, позволило определить зависимость между активной профильной деятельностью с более опытными коллегами и развитием собственной компетенции.

Математическая обработка данных эксперимента позволила статистически подтвердить предполагаемый результат.

На протяжении эксперимента проводилось анкетирование родителей, педагогов, методистов, руководителей учреждений дополнительного образования, анализа продуктов творческой профиленаправленной деятельности и педагогов и их учеников.

Научная новизна заключается в диверсифицированном понимании сущности и целей профильного обучения, в основу которого ложиться выдвинутая автором идея развития двойной компетенции педагога для работы во внешкольных учреждениях дополнительного образования через деятельностное участие в профильном методическом объединении и мастер-классе. Развитие двойной компетенции педагога выступает как процесс перехода из одного состояния в последующее в результате активной профиленаправленной взаимообучающей деятельности в мастер-классе.

Определены педагогические условия процесса развития двойной компетенции педагога учреждения дополнительного образования, это — высокая мотивация, явно проявленные способности к предметной профильной деятельности, позитивный опыт профильной деятельности. Определены этапы, критерии этого процесса, которые дают возможность констатировать промежуточные результаты, вносить коррективы и оптимально продолжать процесс развития двойной компетенции педагога. Конечным результатом является убежденность педагога учреждения дополнительного образования в необходимости овладения двойной компетентностью, в удовлетворенности результатами деятельности как личностно, так и профессионально-социальной средой. Разработано методическое обеспечение процесса развития двойной компетенции педагога учреждения дополнительного образования, которое способствует получению позитивных конечных результатов. В основу этого обеспечения положены диагностика профильных потенций (способностей) педагога, последующая мотивация его самоактуализации. Представлена система методической работы районного методического кабинета, профильного объединения и мастер-класса.

Теоретическое значение исследования выражается в разработке для теории профессионального становления педагога по двойной компетенции необходимых условий, определяющих успешную профиленаправленную учебно-воспитательную деятельность в учреждении дополнительного образования, где мастер — класс становится интегративной формой развития двойной компетенции педагога. Двойная компетенция педагога выступает и как цель профессионального образования и как средство реализации концепции профильного обучения. В общем, это дополняет и развивает теорию профессионального образования педагога, включая совершенствование содержания образования, переключение на более прагматические его цели, предполагая иное моделирование процесса развития двойной компетенции педагога.

Практическая значимость исследования^ Полученные в исследовании теоретические положения позволяют совершенствовать процесс развития двойной компетенции педагога для работы в учреждении дополнительного образования.

Разработанная автором экспериментальная программа научно-методического обеспечения процесса развития двойной компетенции педагога предполагает его активное участие в профильном методическом объединении, мастер-классе. Представленная в диссертации диагностическая методика позволяет определить состояние и результат развития двойной компетенции педагога, а общие методические рекомендации по развитию двойной компетенции педагога могут быть использованы в практике работы районных методических кабинетов дополнительного образования.

Достоверность результатов полученных в ходе исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позицийадекватностью категориального аппарата поставленной цели и задачамопытом работы автора в качестве ведущего методиста районного методического кабинета Приволжского района г. Казани, обеспечивающего дидактико-методическое обеспечение процесса развития двойной компетенции педагогов учреждений дополнительного образования.

Базой исследования явились учебно-методические материалы методического кабинета дополнительного образования Приволжского района города Казани, учреждения дополнительного образования. Исследование проводилось в течение пяти лет и включало три этапа:

Первый этап (2000;2002 г. г.) накопление и осмысление личного педагогического опыта методического руководства учреждениями дополнительного образования, вычленение общих и частных проблем деятельности этих учреждений. Анализ методолого-педагогической, психологической, философской литературы и формирование стратегии исследования. Основное внимание на этом этапе было обращено на определение исходных параметров исследования и его общей гипотезы. В качестве исходного рабочего предположения было взято то, что эффективность профильности дополнительного образования обеспечивается профильной компетентностью педагога, которое, как правило, не является предметом профессиональной наработки в педагогических учебных заведениях, поэтому необходимо создавать условия развития профильной компетенции на базе кабинета дополнительного образования.

Второй этап (2002;2004 г. г.) был посвящен практико-исследовательской работе. Совершенствованию целостного опыта на основе выдвинутого предположения, выявлению новых условий эффективной работы педагогов дополнительного образования. Текстовое оформление диссертационного исследования. Третий этап (2004;2005 г. г.). Завершение опытно-экспериментальной работы, направленной на подтвержденные гипотезы исследования сформулирован общий вывод, который не противоречит полученным результатам. На основе результатов исследования скорректированы планы инновационной работы кабинета дополнительного образования. Разработанная автором программа развитая двойной компетенции педагога внедрена в практику учреждений дополнительного образования. Результаты исследования оформлены в виде кандидатской диссертации. На защиту выносятся следующие положения^.

1.Деятельность профильного мастер — класса выступает условием реализации личностного подхода к развитию двойной компетенции педагога. В профессиональной деятельности педагог учреждения дополнительного образования выполняет две основные компетенции: Это — педагогическая, по которой педагог получил высшее образование и успешно выполняет предписанные функции: воспитательные, коммуникативные, организационные и др. Но в учреждении дополнительного образования практически не реализуется его предметно-содержательная функция. Вместо нее необходимо выполнять профильную: руководитель авиамодельной студии, фотокиностудии, картингового полигона и т. д. Это обязывает предусмотреть в общей системе подготовки педагога учреждения дополнительного образования по второй компетентности проведения специальных мероприятий по развитию профильных умений, навыков.

Наиболее реально это осуществляется в профильном методическом объединении и мастер-классе. Мастер — класс — это обобщенное понятие, которое подразумевает и мастер — студию и мастер-полигон и т. д. Основное отличие от традиционных мастер — классов заключается в том, что ведущий мастер — класса не делится своим мастерством перед аудиторией, а работает вместе с начинающим коллегой в своей студии, передавая опыт в процессе совместной профильной деятельности, что обуславливает обоюдное развитие их профильной компетентности.

2.Дидактико-методическое обеспечение процесса подготовки педагога дополнительного образования к профессиональной деятельности по второй компетенции в мастер — классе.

Это предполагает: во — первых, разработку и реализацию инновационной программы районного методического кабинета (нормативноправовые и дидактико-методические документы лежащие в основе учебно-воспитательного процесса по каждому профилю учреждения дополнительного образования). Вовторых, подготовку педагогов к активному участию в работе профильного методического объединения и мастер-класса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования, подведомственных методическому кабинету. Результаты исследования апробированы в докладах и сообщениях, представленных на конференциях и педагогических чтениях:

1. Выступление на заседании районного экспертного совета при Приволжском районном отделе образования: «Логика подбора и подготовки педагогических кадров для учреждений дополнительного образования» (Казань, 2002 г.).

2.Выступление на заседании кафедры и лаборатории дошкольного и начального образования института повышения квалификации Республики Татарстан.

Характеристика компетенций педагога дополнительного образования" (Казань, 2003 г.).

3.Выступление на расширенном заседании кафедры и лаборатории дошкольного воспитания и начального обучения института развития образования Республики Татарстан «Понимание способностей и одаренности с позиций учреждений дополнительного образования» (Казань, 2004 г.).

4.Доклад на заседании районного экспертного совета при Приволжском отделе образования «Концепция методического кабинета, по организации системы формирования и развития двойной компетенции педагога дополнительного образования» (Казань, 2005 г.).

5.Выступление на республиканском семинаре института развития образования: «Системно-деятельностный подход к проектированию предметно-развивающей среды в учреждениях образования» для специалистов отделов (управлений) образования Республики Татарстан (г. Буинск 2005 г.).

6. На Всероссийской научно-практической конференции: «Саморазвитие и самовоспитание личности руководителя — важный фактор оптимизации управления» (КСЮИ, 2004 г.).

7.Выступление на Республиканском семинаре института развития образования специалистов и методистов отделов (управлений) образования Республики Татарстан «Методика разработки концепции и программы ДОУ в процессе модернизации образовательного пространства» (Казань, 2005 г.). Результаты исследования обобщены в методических рекомендациях для подготовки молодых педагогов учреждений дополнительного образования по второй компетенции.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Выводы по третьей главе.

Исследование проблемы развития двойной компетенции педагога дополнительного образования показывает практическую значимость комплексной работы методиста районного методического кабинета по инициации профильных мастер-классов.

В первом параграфе данной главы обоснована концепция районного методического кабинета по организации работы учреждений дополнительного образования, которая строится на следующих положениях:

1.Учреждения дополнительного образования организуют свою работу по вариативным стандартам, учитывающим особенности каждого профиля.

2.Учреждения дополнительного образования характеризуются профильной атмосферой, которая создается творческими мастер-классами.

3.Деятельность учреждения дополнительного образования планируется на основе концепции, учитывающей особенности района, его традиции, профильные предпочтения детей и возможности района.

4.Педагогический коллектив учреждения дополнительного образования отличается устойчивым профильным самосознанием, двойной компетенцией, что является залогом высокого авторитета учреждения и успешного формирования профильных предпочтений учащихся.

Во втором параграфе рассмотрены особенности инновационной деятельности профильных методических объединений и мастер-классов, что позволяет констатировать компетентностное развитие молодого педагога учреждения дополнительного образования, а основными критериями профессионального становления педагога проявились следующие:

1.Профессиональная активность, инициативность педагога, он самостоятелен, самодостаточен, предприимчив в своей профессиональной деятельности.

2.Сформировавшийся авторитет у педагогов, учеников, родителей.

3.Экономическая рентабельность профильной деятельности (конкурс на комплектацию группы учеников, выбор учениками сопряженной с профилем профессией).

В заключительном параграфе подведен итог опытно-экспериментальной работы, где констатируется, что идея формирования и развития двойной компетенции педагога учреждения дополнительного образования в системе работы методического кабинета достаточно эффективна, практически решает проблемы адаптации педагога, как к профильной, так и социальным условиям учреждения дополнительного образования.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сформулировать основные выводы и наметить перспективы дальнейших научных поисков. На данном этапе полностью подтверждена выдвинутая гипотеза и можно подвести основные итоги.

1. Проведенный анализ исторического развития системы дополнительного образования в России, педагогической литературы, посвященный дидактическим проблемам внешкольного обучения детей выявил, что реализация концепции профильного обучения возможна в разных педагогических структурах. Одной, из которых является система дополнительного образования, но ее развитие тоже проходило, разные этапы и трансформировалось по различным направлениям: это и крупные полигоны, объединяющие в масштабах города все учреждения дополнительного образования. Это и автономные учреждения, находящиеся ближе к потребителю и объединяемые районным методическим кабинетом. Все-таки большее распространение получили отдельные учреждения дополнительного образования, которые и ближе к потребителю и более гибки к удовлетворению потребностей родителей и детей.

Но у всех учреждений дополнительного образования в условиях реализации концепции профильного обучения проявился общий недостатокэто недостаточная профильная компетенция педагогов. Именно поэтому тема исследования была сформулирована «развитие двойной компетенции педагога дополнительного образования в мастер-класах».

2.Целенаправленная подготовка педагогических кадров в педагогических учебных заведениях, в которых студенты приобретают педагогическую компетенцию, позволяющую им успешно выполнять предписанные функции: воспитательную, предметно обучающую, организационную, коммуникативную и др., но в процессе педагогической деятельности в школе некоторые из них проявляются в разных видах внеклассной работы — это технические, спортивные и другие кружки. Такая дополнительная деятельность учителя в школе может совпадать с профилем учреждения дополнительного образования, где более оснащена база и целенаправленная профильная деятельность. Педагог переходит работать в учреждения дополнительного образования.

3.В учреждении дополнительного образования на первый план выступает профильная деятельность педагога, а это вторая (другая) компетенция. Как показало исследование, процесс развития профильной компетенции должен строится в соответствии с этапами дидактического процесса. Схематично это представляется следующим образом: профильная деятельность педагога высокомотивирована, возможность творческого исполнения, преемственность и состязательность в условиях мастер-класса, коррекция результатов продуктивной профильной деятельности. Этот процесс проектируется научно-методическим инновационным обеспечением.

4. Эффективность развития двойной компетенции педагога дополнительного образования повышается при создании следующих педагогических условий:

Разработка и реализация инновационной программы районного методического кабинета, а это нормативно-правовые и дидактико-методические документы лежащие в основе учебно-воспитательного процесса по каждому профилю учреждения дополнительного образования. — стимулирование готовности педагога к научно-методическому и профильному самосовершенствованию в условиях активной деятельности в методическом объединении и профильном мастер-классе.

Рассмотренные в работе педагогические условия развития двойной компетенции педагога учреждения дополнительного образования не претендует на раскрытие всей полноты этой многогранной проблемы.

Последующего изучения требуют проблемы: дидактическое обоснование более полной структуры профилей в учреждениях дополнительного образования, совершенствования системы подготовки педагогов дополнительного образования на более ранних стадиях профильного обучения, обеспечение учреждений дополнительного образования методическими рекомендациями по всем спектрам профилей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. А. Профессиональное становление учителя / 3. А. Абасов // Советская педагогика. — 1992. — № ½. — С. 120−123.
  2. О. А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О. А. Абдуллина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989.- 175 с.
  3. Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Jl. М. Аболин. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 261 с.
  4. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. М.: ИПП- Воронеж: МОДЭК, 1998. — 539 с.
  5. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — Кн. 1.-567 с.
  6. Г. М. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность / Г. М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. — С. 6−20.
  7. Ю. В. Психология имиджа руководителя / 10. В. Андреева. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 236 с.
  8. А. Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждения дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / А. Г. Андрейченко. Казань, 1997. — 249 с.
  9. Н. А. Воспитание общественно-политической активности старшеклассников в деятельности внешкольных учреждений: дис. канд. пед. наук / Н. А. Антыгина. М., 1987. — 148 с.
  10. А. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // Внешкольник. — 1997. — № 9. — С. 6−8.
  11. АхметоваД. 3. Уникальным может стать каждый / Д. 3. Ахметова // Народное образование. 1995. — № 7. — С. 52−55.
  12. Ю. К. Избранные педагогические труды / 10. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. Л. В. Школа творчества: (Опыт создания воспитателей системы школы-комплекса) / Л. В. Байбородова, О. Г. Важнова, М. И. Рожков. -Ярославль, 1995. 28 с.
  14. В. В. Взаимодействие внешкольного учреждения и школы в воспитании творческой индивидуальности подростка: дис.. канд. пед. наук / В. В. Белова. М., 1986. — 183 с.
  15. Н. А. Философия неравенства / Н.А.Бердяев- сост., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М.: ИМА-пресс, 1990. — 286 с.
  16. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: пер. с англ. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  17. В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, 10. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. — 141 с.
  18. В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В. П. Беспалько // Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 16−25.
  19. БиблерВ. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975−339 с.
  20. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 399 с.
  21. А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 65−71.
  22. А. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова // Советская педагогика. 1991. -№ 5. — С. 11−19.
  23. Л. И. Избранные педагогические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 209 с.
  24. М. И. Организация семейно-досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. И. Болотова. Оренбург, 2001. — 19 с.
  25. К. Г. Соотношение базисного и вариативного компонентов предметов естественнонаучного цикла профессионального лицея: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1996. — 21 с.
  26. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4.-С. 11−17.
  27. БуеваЛ. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  28. А. К. Неформальное и непрерывное: О развитии дополнительного образования детей / А. К. Бруднов // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 2−5.
  29. А. К. Неформальное и непрерывное: О развитии дополнительного образования детей / А. К. Бруднов // Директор школы. 1995. — № 2. — С. 56−59.
  30. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психол. труды / А. В. Брушлинский. -М.- Воронеж: МОДЭК, 1996. 391 с.
  31. И. И. Научное обеспечение развития дополнительного образования / И. И. Буева //Бюллютень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). 2001. -№ 1.-С. 2−5.
  32. М. А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Валеева. Оренбург, 1999. -18 с.
  33. Ю. В. Новые подходы в теории управления школой / 10. В. Васильев // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 57−63.
  34. С. JI. Формирование готовности работников внешкольных учреждений к педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Л. Васильченко. М., 1989. — 24 с.
  35. В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1913.-583 с.
  36. К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. — Т. 4. С. 41.
  37. К. Н. Свободное воспитание / К. Н. Вентцель. М.: АПО, 1993. -172 с.
  38. К. Н. Психологи о педагогических проблемах: книга для учителя / К. Н. Волков- под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  39. Будем работать вместе!: программы деятельности детских и подростковых организаций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996. -147 с.
  40. Вол охов А. В. Вариативно-программный подход к деятельности детских организаций и объединений / А. В. Волохов // Социальное становление учащихся. Ярославль, 1996. — С. 53.
  41. Войтенко А. J1. Управление педагогическим процессом переподготовки специалистов как средство повышения ее эффективности: дис.. канд. пед. наук / А. Л. Войтенко. М., 1990. — 273 с.
  42. Воспитательная система учебного заведения: (материалы Всесоюз. научно-практ. конф.). Николаев- М., 1992. — 16 с.
  43. . 3. Основы педагогики: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов. М.: УРАО, 2000.-614 с.
  44. . 3. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Семенов. -М.: Знание, 1981. 94 с.
  45. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. М. Просвещение, 1991.-121 с.
  46. Л. С. Педагогическая психология: краткий курс / Л. С. Выготский. М.: Работник просвещения, 1926. — 348 с.
  47. Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский- гл. ред.
  48. A. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 367с.
  49. О. С. Ответственность школы за воспитание детей / О. С. Газман // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 45−52.
  50. П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образования / П. И. Гальперин // Вопросы философии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
  51. В. А. Воспитание общественной активности в системе домов пионеров и школьников: дис.. канд. пед. наук / В. А. Георгиевский. -Петрозоводск, 1966.-231 с.
  52. . С. Основы свободного общества: учеб.-практ. пособие. М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1999. — 286 с.
  53. С. А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Гильманов. Красноярск, 1990. — 24 с.
  54. С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: дис. .д-ра пед. наук / С. А. Гильманов. Казань, 1996.-350 с.
  55. В. А. Концепция дополнительного образования детей /
  56. B. А. Горский // Внешкольник. 1996. -№ 1. — С. 6−11.
  57. В. А. Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО / В. А. Горский, А. Я. Журкина и др. // Дополнительное образование. 1999. — № ¾.-С. 6−14.
  58. О. И. Педагогические проблемы управления воспитательной деятельностью внешкольного учреждения: дис.. канд. пед. наук / О. И. Грекова. М., 1987. — 148 с.
  59. В. А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук / В. А. Гуров. -Калининград, 2005. 196 с.
  60. Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Гущина. -Ярославль, 2001. 20 с.
  61. В. В. Вклад JI. С. Выготского в развитие психологической науки /
  62. B.В.Давыдов, В. П. Зинченко // Советская педагогика. 1986. — № 11.1. C.108−115.
  63. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1998. — Т. 1−4.- С.-52.
  64. М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон- пер. с англ. В. И. Голода. М.: Педагогика, 1985. — 191 с.
  65. Дополнительное образование: словарь-справочник / авт.-сост. Д. Е. Яковлев. -М.: АРКТИ, 2002.- 112 с.
  66. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. — 86 с.
  67. В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: книга для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  68. В. И. Методы педагогического исследования: лекции / В. И. Журавлев. -М.: Просвещение, 1972. 159 с.
  69. А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования /
  70. A. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. — № 9. — С. 6−9.
  71. В. И. Методология и методика дидактического исследования /
  72. B. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  73. В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980.-96 с.
  74. Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Дом педагогики, 1999. — 606 с.
  75. Об образовании: закон Российской Федерации // Высшее образование России. 1992. — № 3. — С. 5−33.
  76. Л. В. Обучение и развитие: (Экспериментально-педагогическое исследование) / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  77. А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психологическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. -320 с.
  78. В. П. Мирообразование и (или) образование мира / В. П. Зинченко // Мир образования. М., 1996. — № 3. — С. 17.
  79. И. В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Золотухин. Казань, 1997. — 21 с.
  80. Л. Единство естественнонаучной и гуманитарной культур в условиях дифференцированного обучения / Л. Зорина // Школа. 1996. — № 6. — С. 10.
  81. А. В. Приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей Ярославской области / А. В. Золотарева // Педагогический калейдоскоп. Ярославль, 2001. — № 1. — С. 21−24.
  82. В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: книга для старшеклассников / В. Д. Иванов. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
  83. В. К. Педагогические условия личностного самоопределения подростков в процессе дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. К. Игнатович. Сочи, 2001.-20 с.
  84. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы: Проблема, опыт, решения: тез. обд. научно-практ. конф. Псков: Псков, обл. ин-т усоверш. учителей, 1992. — 233 с.
  85. Н. Д. Школа глазами учеников и учителей / Н. Д. Исайчева // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 68−74.
  86. Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего учителя / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слабодчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
  87. Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Казанцева. Казань, 1999. — 41 с.
  88. И. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования / И. В. Калиш: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  89. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе / В. А. Кан-Калик // Сб. науч. тр. Грозный, 1980. -С.15−27.
  90. П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев- под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  91. В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский- Науч.-метод, объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа». -М.: Б. и., 1993.-80 с.
  92. В. Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / В. Г. Каташев, Л. И. Соломко, Г. У. Матушанский, О. В. Захарова, Л. И. Тарарина- под общ. ред. В. Г. Каташева. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002 — 395 с.
  93. В. Г. Профессиональное саморазвитие учащихся / В. Г. Каташев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994. 102 с.
  94. В. А. Развитие профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований в Болгарии: дис.. д-ра социол. наук / В. А. Клименко. Минск, 1997 — 325 с.
  95. М. Б. Внешкольные учреждения в системе общественного воспитания / М. Б. Коваль // Воспитательная деятельность внешкольных учреждений. М., 1986. — С. 5−13.
  96. М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: дис.. д-ра пед. наук / М. Б. Коваль. М., 1991. -331 с.
  97. О. В. Методологические основы управления: текст лекций по курсу «Теория управления соц. производством» для студентов всех специальностей / О. В. Козлова, Н. Д. Байков, Э. М. Коротков, А. И. Иванов. М.: МИУ, 1979. -55 с.
  98. Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1955. — С. 68−75.
  99. В. В. Региональная модель управления качеством дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Комаров. Казань, 2002. — 24 с.
  100. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  101. Конаржевский 10. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса /10. А. Конаржевский. М.: Пед. поиск, 1997. -77 с.
  102. Конаржевский 10. А. Формирование педагогического коллектива / Ю. А. Конаржевский. М.: Пед. поиск, 1997. — 59 с.
  103. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 254−268.
  104. В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики / В. В. Краевский // Советская педагогика. 1998. — № 7. — С. 23−29.
  105. Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. / Н. К. Крупская. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — Т. 5. — 688 с.
  106. ЮО.Крутецкий В. А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ / В. А. Крутецкий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  107. Г. Л. Образование и учитель в меняющемся мире / Г. Л. Кручинина // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 123−124.
  108. Т. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 86−93.
  109. Ю4.Кулюткин Ю. Н. Мировосприятие и образ жизни / 10. Н. Кулюткин. СПб.: Образование: Культура, 1999. — 104 с.
  110. Ю5.Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогики / А. А. Коверялг. -Таллин: Валгус, 1980. 333 с.
  111. В. С. Как разработать программу развития школы: метод, пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
  112. Ю7.Латыпова Р. И. Педагогические условия профилизации обучения в развитии двойной компетенции педагога / Р. И. Латыпова // Метод, рекомендации. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005-С. 50.
  113. Р. И. Антинаркотическое воспитание учащихся и студентов / Р. И. Латыпова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: материалы 10-й Всерос. научно-практ. конф. Казань, 2002.-С. 142.
  114. Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. — 423 с.
  115. Т. И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждении дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. И. Левкина. -Владимир, 2000. 20 с.
  116. П. Ф. Руководство к физическому воспитанию детей школьного возраста/П. Ф. Лесгафт. СПб., 1912.-Ч. 1.-384 с.
  117. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Модэк, 1997. — 448 с.
  118. . Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 21−26.
  119. А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко- сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. — 334 с.
  120. В. В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в муниципальной системе дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук/В. В. Макашин. М., 2001. — 27 с.
  121. В. И. К истории московского общества «Сеттльмент» / В. И. Малинин // Советская педагогика. 1985. -№ 4. — С. 108−112.
  122. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
  123. A. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  124. А. Г. Туристско-краеведческое движение обучающихся в Российской Федерации «Отечество» / А. Г. Маслов // Внешкольник. 1998. — № 12. — С. 2022.
  125. М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. -Казань: Таткнигоиздат, 1972. 551 с.
  126. М. И. Как мыслим так и живем: (О понятиях интеллект и менталитет) / М. И. Махмутов // Профессиональное образование. — М., 1997.
  127. Е. Н. Просвещение в СССР / Е. Н. Медынский. М.: Учпедгиз, 1955.-239 с.
  128. В. М. Коррекционно-диагностическая работа учителя /
  129. B. М. Миннияров. Самара: СамГПУ, 1996. — 199 с.
  130. В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии. 1994.-№ 5. — С. 86−95.
  131. Р. С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива / Р. С. Немов. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  132. Н. Д. Ценности в жизни и образовании / Н. Д. Никандров // Высшее образование сегодня. 2004. — № 11. — С. 34−40.
  133. Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 246с.
  134. . Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Н. Б. Никитин. -М.: Просвещение, 1990. 135 с.
  135. И. Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе / И. Т. Огородников // Советская педагогика. 1975. — № 2. — С. 85−94.
  136. С. И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов- под ред. Н. 10. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
  137. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др. / под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  138. А. И. Организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки учащихся (в системе дополнительного образования детей): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Пароамонова. М., 2000.-21 с.
  139. Песталоцци / сост. и авт. предисл. В. М. Кларин. М.: Издательский дом «Шалвы Амонашвили», 1998. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
  140. МО.Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности: дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. — 359 с.
  141. К. К. Проблема способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972. -311 с.
  142. Н. А. Система воспитания познавательных сил школьников / Н. А. Половникова. Казань: Изд-во Казан, пед. ин-та, 1975. — 100 с.
  143. Я. А. Психология творчества: перспективы развития / Я. А. Пономарев // Психол. журн. 1994. — № 6. — С. 38−50.
  144. М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. М.: Пед. о-во России, 2000. — 441 с.
  145. МолякоВ.А. Проблема психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии. 1994. — № 5. -С. 86−95.
  146. Ф. JI. Подготовка учителей за рубежом / Ф. JI. Ратнер, Г. В. Матушевская. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 116 с.
  147. Е. С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству / Е. С. Рапацевич. Минск: ЭТОНИМ, 1995. — 383 с.
  148. И. М. Психология фантазии: Эксперименталыю-теорет. исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности / И. М. Розет. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Университетское, 1991. — 342 с.
  149. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1964.-488 с. 151 .Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973.- 151 с.
  150. С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждении дополнительного образования: дис.. д-ра пед. наук / С. В. Сальцева. М., 1996. — 340 с.
  151. В. И. Воспитание профессиональных интересов старших школьников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Семенова. Чебоксары, 2001. — 18 с.
  152. В. В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000. — 147 с.
  153. Э. С. Педагогика веры в человека / Э. С. Соколова. М., 1990 — 36 с.
  154. Л. И. Педагогические условия непрерывного образования преподавателей высшей школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Соломко. Казань, 1998. — 18 с.
  155. М. Ф. Педагогические условия профессионального самоопределения учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Ф. Скрипиченко. Казань, 2000. — 26 с.
  156. В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Савельев. -М.: Магистр, 1997.-221 с.
  157. Современная дидактика: теория практике / И. Я. Лернер и др. — М.: ИТПИМИО, 1994.-288 с.
  158. Н. А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Соколова. -Челябинск, 2000.- 171 с.
  159. А. М. Логическая структура учебного материала / А. М. Сохор. М.: Педагогика, 1974. — 189 с.
  160. Стратегия развития образования в России: сб. документов Правительства России и Министерства образования. -М., 1992.
  161. Ф. Н. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей в полинациональном регионе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Н. Страчкова. Ставрополь, 2001. — 20 с.
  162. В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  163. В. А. Избранные произведения: в 5 т. / В. А. Сухомлинский- редкол.: А. Г. Дзеверин и др. Киев: Ряданьская школа. — Т. 1. — 1979. — 686 е.- Т. 2. — 1979. — 718 е.- Т. 4. — 1980. — 670 с.
  164. Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики / Н. М. Таланчук // Профессиональное образование. Казань, 1995. — № 1.-С.8.
  165. . М. Избранные труды: в 2 т. / Б. М. Теплов- ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. -329 с.
  166. . А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Б. А. Теплов. СПб, 1994.-40 с.
  167. Л. Н. Общие замечания для учителя / Л. Н. Толстой // История педагогики в России: хрестоматия для студентов гуманит. фак. высших учеб. заведений. М. 1999. — С. 245−248.
  168. ПО.Тайгина С. И. Многопрофильная направленность школы как условие формирования профессионально-ориентированной личности учащихся. Авторф. Дис.. канд. пед. наук-Казань, 1996. 20 с.
  169. М. А. Формирование профессиональной направленности учащихся в деятельности внешкольных учреждений: дис.. канд. пед. наук / М. А. Углицкая. М., 1981. — 174 с.
  170. А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: учеб. пособие / А. В. Усова. Челябинск: Факел, 1997. — 31 с.
  171. К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М., 1948. — Т. 2, — С. 41−67.
  172. Об общественных объединениях: федеральный закон. М.: Ось-89, 1999. — 47
  173. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  174. М. О. Видовая дифференциация учреждений дополнительного образования детей / М. О. Чеков. Самара: Самар. ун-т, 2001. — 64 с.
  175. М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. О. Чеков. Самара, 2003- 36 с.
  176. Н. Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационных школ: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ш. Чинкина. Казань, 1995. — 21 с.
  177. Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р. X. Шакуров. М.: Педагогика, 1982. — 207 с.
  178. Ш. Шакуров Р. X. Творческий рост педагога / Р. X. Шакуров. М.: Знание, 1985. -80 с. — (Новое в жизни, науке, технике- № 5. Педагогика и психология).
  179. А. И. Эстетическое воспитание подростков во внешкольном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Шамова. М., 1982. — 24 с.
  180. С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С. Т. Шацкий. -М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-304 с.
  181. С. Т. На пути к новой школе / С. Т. Шацкий // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. -№ 10−12.
  182. Т. П. Педагогические условия развития личности подростков в разновозрастном внешкольном объединении: дис.. канд. пед. наук / Т. П. Щербакова. М., 2000 — 200 с.
  183. А. И. Педагогическое управление деятельностью учреждением дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / А. И. Щетинская. М., 1995.- 158 с.
  184. А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Щетинская. Казань, 1999. — 39 с.
  185. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999.-358 с.
  186. И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская М.: Педагогика, 1979.- 142 с.
  187. Д. Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагога дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / Д. Е. Яковлев. -М., 2000.- 175 с.
  188. Е. А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика / Е. А. Ямбург. М.: PerSe, 2000. — 351 с.
  189. Gardner Н. Frames of Mind. The Theory of Multiply Intelligences / H. Gardner. N. Y, 1985.-270 p.
  190. Csirszentmihalyi M. Intrinsic motivation and effective teaching: a flow analysis / Csirszentmihalyi M. // New directions for teaching and learning. San Francisco, 1982. -№ 10.-P. 15−26.
  191. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80s. / Rogers C. R. Columbus- Toronto- London- Sydney: Ch. Merrill Publ. Company, 1983. — 312 p.
  192. Verziz Aifa Szulletik. Budapest, 1980.
  193. Schults E. W. The influence of teacher behavior jn clinical gans in ovithnietic titoring / E. W. Schults // Journal of Research in Mathematics Education. 1972. — P. 33.
Заполнить форму текущей работой