Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эмоциональный фактор процесса обучения школьников: На материале современных зарубежных исследований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что проанализирован и обобщён опыт реализации эмоционально-ценностного компонента учебного процесса в зарубежной педагогической теории и практике последних трёх десятилетий на материале ведущих психолого-педагогических концепций, получивших распространение в Европе и США. Дана оценка современным педагогическим концепциям содержания образования с точки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы эмоционального фактора процесса обучения
    • 1. 1. Сущность понятия эмоциональный фактор в современной зарубежной психолого-педагогической науке
    • 1. 2. Эмоциональный интеллект: теоретико-методологические и практико-ориентированные аспекты
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмоционально-ценностный компонент учебного процесса
    • 2. 1. Эмоционально-ценностный компонент содержания учебного процесса
    • 2. 2. Организационно-деятельностный компонент как эмоционально-ценностная составляющая учебного процесса
    • 2. 3. Атмосфера учебного процесса как компонент эмоционально-ценностной образовательной среды
  • Выводы по второй главе

Эмоциональный фактор процесса обучения школьников: На материале современных зарубежных исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбора темы.

В связи с изменением социальной ситуации на современном этапе возрастает актуальность решения проблемы интеграции образовательного пространства на международном уровне. Изучение зарубежного педагогического опыта служит формированию открытого педагогического мышления и освоению всего целесообразного, что накоплено в образовании за пределами нашей страны. Кроме того, обращение к рассмотрению «проникающих» концептуальных идей гуманистической парадигмы зарубежной школы способствует интеграции российских педагогов в единое мировое образовательное пространство. Невозможно отрицать существование неких общих ориентиров педагогического поиска, несмотря на то, что каждая страна выбирает свой путь.

Известно, что педагогика последних десятилетий имеет общую интернациональную направленность на повышение роли гуманитарно-гуманистического контекста образовательного процесса, где личность рассматривается как самоценность, уникальность. Идея гуманизации реально воплощается в поиске путей эмоционально-ценностного педагогического воздействия и взаимодействия с личностью, характеризуется введением таких образовательных технологий, которые повышали бы мотивацию как образовательного процесса в целом, так и процесса обучения в частности. Становление ученика в качестве субъекта процесса обучения непосредственно связано с его потребностно-мотивационной сферой. Эмоции, в свою очередь, связаны с оценкой возможности удовлетворения той или иной потребности и рассматриваются в российской и зарубежной психолого-педагогической науке как одна из основных мотивационных составляющих деятельности. Общеизвестно, что процесс обучения, вызывающий отрицательные эмоции, равнодушие не попадает в мотивационную структуру личности и ученик остаётся на позиции его объекта. Эмоции, преломляясь через потребности и мотивацию, являются движущей силой, источником активности личности, работают на воссоединение внешней и внутренней детерминант в процессе обучения.

В отечественной дидактике проблема эмоционального фактора рассматривалась первоначально в контексте познавательного интереса. Современные исследователи стоят на аналогичных позициях. Познавательный интерес трактуется как эмоционально-ценностный мотив процесса обучения, с помощью которого происходит позитивное воздействие эмоционального фактора. В работах B.C. Данюшенкова, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, О. И. Павлюк, Г. И. Щукиной и др. подчёркивается, что познавательный интерес всегда сопряжен с положительной эмоциональной окрашенностью деятельности и положительными эмоциональными проявлениями. Российская педагогика имеет также богатые традиции исследования эмоционального фактора в процессе воспитания (JI. Ю. Гордин, А. Н. Лутошкин, 3. И. Равкин, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон, М. Г. Яновская и др.) Анализ последних диссертационных исследований выявил новый всплеск интереса к данному вопросу в области дидактики. Исследованы отдельные эмоционально-ценностные аспекты процесса обучения: роль положительной эмоциональной оценки изучаемого предмета (А.О. Куракина, 2001) — развитие эмоционально-чувственной сферы как условие формирования творческого мышления (Л.Г. Чеботарь, 2003) — создание эмоционально-предметной среды (И.В. Феттер, 2001) — активизация эмоциональной сферы студентов (М.Н. Татаринова, 2003) — эмоциональная культура учителя (H.A. Рачковская, 2001). Следует отметить, что повышенный интерес к вопросам воссоединения интеллектуального и эмоционально-потребностного в процессе обучения не пополняется системным анализом опыта зарубежных педагогов и психологов в данной области. Некоторое соприкосновение с рассматриваемой темой наблюдается в исследованиях гуманистически ориентированных методов обучения (A.A. Окунев, 2001; O.A. Толстова, 1999).

Характеризуя состояние изучаемого вопроса в теории и практике обучения за рубежом и в России, мы сформулировали ряд противоречий:

— между общепризнанными в психолого-педагогической науке теоретическими положениями о целостности личности, единстве её интеллектуальной и эмоциональной сфер и преимущественной обращённостью процесса обучения школьников к интеллекту;

— между пониманием учителем важности реализации гуманистически ориентированного обучения, формирования у учащихся системы эмоционально-ценностных отношений и ограниченной практикой применения форм, методов, приёмов обучения, ориентированных на потребностно-мотивационную сферу учащихся;

— между повышенным интересом российских педагогов к путям гармонизации рационального и эмоционального и ограниченными возможностями обращения к опыту зарубежных коллег по данному вопросумежду большим объёмом теоретических и практико-ориентированных идей и концепций по изучаемой проблеме и их разобщённостью по подходам и направлениям, т. е. отсутствием систематизированного анализа.

С учётом этих и других противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: каков эмоционально-ценностный потенциал теоретических и практико-ориентированных концепций, разработанных за рубежом?

Указанная научная проблема определила выбор темы исследования: «Эмоциональный фактор процесса обучения школьников (на материале современных зарубежных исследований)».

Цель исследования: выявить эмоционально-ценностные аспекты процесса обучения в зарубежной педагогической теории и практике.

Объект исследования: теоретико-методологические идеи об эмоциональном факторе процесса обучения в современной зарубежной педагогической науке.

Предмет исследования: структурные компоненты понятия эмоциональный фактор процесса обучения и условия их взаимодействия на материале зарубежных педагогических исследований.

Для достижения поставленной цели на основе междисциплинарного теоретического анализа необходимо решить следующие задачи:

1. Сопоставить основные подходы к трактовке понятия «эмоциональный фактор процесса обучения» в современной зарубежной психолого-педагогической науке.

2. Раскрыть структуру и сущность эмоционально-ценностного компонента процесса обучения.

3. Выявить образовательный потенциал эмоционального фактора в содержательном и организационно-деятельностном контексте на материале современной зарубежной педагогики.

4. Выявить и охарактеризовать функции атмосферы учебного процесса как компонента эмоционально-ценностной среды.

Методологическую основу исследования составляет системный подход к пониманию целостного педагогического процессаважнейшие философские положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мираконцепция самоактуализации личности А. Маслоу и челове-коцентрированный подход в психологии и образовании К. Роджерса, а также из указанных теорий фундаментальные положения о подходе к человеку как к высшей ценности и самоцели общественного развитияо неограниченных возможностях целостной личности, побуждающих её к творческому освоению внешнего мирао диалектическом единстве эмоционального и рационального факторов в процессе развития личности.

Теоретической основой исследования стали:

— при характеристике понятия «эмоциональный фактор процесса обучения» труды Д. Аусюбеля, Э. Браун, Дж. Брунера, Дж. Кампионе, А. Коллинза, Г. Лефрансуа, Э. Лоурера, А. Маслоу, Р. Мэя, Д. Нунана, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Стоунса, Дж. Фрейберга, Р. Ханта и др.

— при характеристике эмоций как сущностной составляющей эмоционального фактора работы М. Арнольда, К. Изарда, У. Кеннона, Р. Плутчика, Дж. Сингера, Э. Стевика, С. Томкинса, X. Хекхаузена, П. Шейвера, С. Шехтера, П. Экмана, Ф. Элсворта и др.

— при характеристике эмоционального интеллекта труды Р. Бар-Она, X. Вайсбаха, X. Гарднера, Д. Гоулмена, У. Дакс, Р. Кассроу, Д. Мейера, П. Саловея, Р. Стернберга и др.

— при анализе эмоционально-ценностного компонента содержания образования работы следующих авторов: Д. Баннер, Л. Бехар-Хоренштейн, Д. Грейбилл, А. Макферсон, Ф. Перрену, Д. Солтис, Г. Фенстермахер, Д. Фрейберг и др.

— при характеристике эмоционально-ценностных аспектов организаци-онно-деятельностного компонента учебного процесса труды таких педагогов как Р. Александер, А. и О. Бассис, Э. Браун, Дж. Брунер, М. Ван дер Клей, Р. Галиссон, Р. и Д. Джонсоны, М. Дюком, С. Каган, А. Космопулос, Р. Пантанелла, К. Роджерс, Р. Славин, Дж. Солтис, Г. Фенстермахер, Дж. Фрейберг, Ж. Уссэ и др.

— при анализе атмосферы учебного процесса исследования М. Бодуэна, Д. Кристофера, Г. Летьерри, Д. Овертон-Хили, Д. Труйяра, Ф. Сарразэна, Э. Стоунса и др.

Большое значение имели для нас исследования отечественных психологов (В.К. Вилюнас, Б. И. До донов, П. В. Симонов, Г. Х. Шингаров, Е. Л. Яковлева и др.) и педагогов-теоретиков образования (Ю.К. Бабанский, М. Н. Берулава, Т. В. Бондаревская, Е. О. Галицких, В. И. Загвязинский,.

В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Т. В. Машарова, M. Н. Скаткин, В.И. Слобод-чиков, Е. А. Ходырева, А. В. Хуторской и др.).

Исследование базируется также на исследованиях в области сравнительной педагогики: З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон, М. В. Кларин, В .Я. Пилиповский, Н. М. Воскресенская, А. Н. Джуринский и др.

При анализе исследуемой проблемы были широко использованы материалы зарубежной научной периодики: Revue francaise de pedagogieContemporary Educational PsychologyEducational Practice and TheoryEducational TheoryCurriculum and TeachingEducational Digest и др.

Основными методами данного исследования являются: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, учебно-методической литературы по проблемесинтез значимых для данного исследования теоретических идейсравнительно-сопоставительный метод (анализ, актуализация, систематизация).

Этапы и организация исследования.

Работа над диссертацией была осуществлена в несколько этапов:

2001 — 2002 гг. — теоретическое осмысление темы исследования, анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемеуточнение цели и построение программы исследования;

2002 — 2003 гг. — анализ иноязычных источников по проблеме исследования, переводческая работа, сопоставление результатов анализа с полученными ранее данными из отечественной психолого-педагогической литературы;

2003 — 2004 гг. — систематизация, обобщение, изложение результатов исследованияоформление текста диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы на внутривузовских, межвузовских, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях (Киров, 2001, 2003, 2004 гг.- Челябинск, 2004 г.), а также отражены в семи опубликованных автором работах.

Достоверность результатов исследования обеспечена его методологией и теоретическим анализом проблемы на междисциплинарном уровне, адекватностью комплекса методов объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования, сопоставимостью полученных исследовательских результатов с данными других педагогических поисков по рассматриваемой проблеме, а также обусловлена анализом первоисточников.

Научная новизна исследования состоит в том, что проанализирован и обобщён опыт реализации эмоционально-ценностного компонента учебного процесса в зарубежной педагогической теории и практике последних трёх десятилетий на материале ведущих психолого-педагогических концепций, получивших распространение в Европе и США. Дана оценка современным педагогическим концепциям содержания образования с точки зрения возможности реализации его эмоционально-ценностного компонента (технократизм, личностно-ориентированный подход, конструктивизм, феноменологическое направление). Кроме того, выявлено общее и различное во взглядах отечественных и зарубежных учёных относительно путей реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования, а также орга-низационно-деятельностного компонента учебного процесса. В процессе исследования уточнены и введены в аппарат сравнительной педагогики следующие определения: «эмоциональный фактор процесса обучения», «эмоциональный интеллект», «атмосфера учебного процесса».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует углублению понимания взглядов зарубежных учёных в рассматриваемой сфере педагогической науки. Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях использования теоретических положений ведущих педагогических концепций, объединённых идеей гуманизации процесса обучения, а также опыта зарубежной школы (США, Европа) в отечественном образовании в контексте эмоционально-ценностного обогащения процесса обучения.

Практическая значимость исследования обусловлена широкими возможностями использования содержащихся в исследовании ведущих идей современной зарубежной педагогики в соответствии с социокультурными условиями нашей страны, что предполагает обогащение учебных курсов по общей и сравнительной педагогике и внедрение современной интерпретации идей эмоционального фактора в процесс подготовки будущего педагога, а также повышения квалификации учителей. Значимость исследования заключается также в обосновании возможности использования опыта зарубежной педагогической практики в рамках современной школы России с целью повышения эффективности формирования системы эмоционально-ценностных отношений учащихся.

Положения выносимые на защиту:

1. Понятие «эмоциональный фактор процесса обучения» в современных зарубежных педагогических исследованиях рассматривается в двух плоскостях: как основная мотивационная система процесса обучения и как фактор, оказывающий существенное влияние на когнитивные психические процессы, значимые для процесса обучения (память, восприятие, мышление). Под эмоциональным фактором процесса обучения понимаются эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на его результативность. Эмоциональный фактор — понятие с преобладающей положительной модальностью. Эмоциональный фактор находится во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом, под которым понимаются способности к правильному восприятию, пониманию, осмыслению эмоций и управлению ими, коррелирующие с.

4. Понятие «атмосфера учебного процесса», основанное на синтезе российского и зарубежного педагогического опыта. Под педагогически целесообразной атмосферой учебного процесса понимается совокупность условий, максимально благоприятных для процесса обучения и обладающих мотивирующим, развивающим и корригирующим потенциалом. В контексте образовательного процесса понятие «атмосфера» рассматривается как компонент более широкого понятия «эмоционально-ценностная среда» образовательного процесса.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка общим объёмом 243 наименования, из них 96 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

1. Анализ различных подходов к построению содержания образования выявил, что преодоление противоречий лежит на путях смены образовательных парадигм и, как следствие, усиления эмоционально-ценностных и дея-тельностно-творческих компонентов содержания образования.

Данные приоритеты в наибольшей степени реализуются при построении содержания образования в рамках феноменологического направления, конструктивизма и личностно-ориентированного подхода.

2. Эмоционально-ценностное обогащение содержания образования связано с гуманитаризацией ядра школьных предметов, с обогащением «формального содержания» через ситуации выбора и поиска, а также с усилением мотивирующей функции школьного учебника.

3. В процессе анализа организационно-деятельностного компонента учебного процесса было обнаружено, что эмоционально-ценностный потенциал зависит от характера взаимоотношений между его участникамиот активной, субъектной позиции ученикаот направленности на воссоединение рационального и эмоционального в обучении. С другой стороны, указанные ориентиры тесно связаны с развитием эмоционального интеллекта, который имеет выход на коммуникацию и формируется в учебной деятельности, обладающей именно субъект-субъектным характером взаимоотношений. Атмосфера учебного процесса является, в свою очередь, неотъемлемым компонентом эмоционально-ценностной среды и обеспечивает успешное функционирование организационно-деятельностного компонента как эмоционально-ценностной составляющей учебного процесса. Была выявлена и обратная положительная взаимосвязь между выбором и применением эмоционально-ценностных форм, методов, средств, приемов обучения и возникновением адекватной педагогическому целеполаганию атмосферы урока.

Заключение

.

1. На основе междисциплинарного теоретического анализа были выявлены и сопоставлены основные подходы к трактовке понятия «эмоциональный фактор процесса обучения» в современной зарубежной психолого-педагогической науке. Дано определение эмоционального фактора процесса обучения. Исследование показало, что в зарубежной психолого-педагогической науке мы не находим специальных фундаментальных исследований, посвященных эмоциональному фактору процесса обучения школьников. Тем не менее, представители ведущих направлений в педагогике и психологии признают за эмоциями, переживаниями, чувствами роль важнейшего фактора учебного процесса. Выявлено, что наиболее глубоко, основательно и напрямую эмоциональный фактор задействован в гуманистических подходах к обучению, в то время как когнитивисты выходят на эмоциональную составляющую процесса обучения опосредованно. Несмотря на некоторую разницу трактовок, представители гуманистического и когнитивного направлений выделяют в качестве конституирующего признака эмоционального компонента его мотивирующий потенциал, влияющий на результативность учебного процесса. Обозначенное положение является аксиоматичным и для российской педагогики.

Благодаря взаимодействию трех основных компонентов — физиологического, когнитивного и поведенческого, эмоции выступают в качестве средства позитивного воздействия на значимые для учебного процесса когнитивные психические процессы, т. е. эмоциональный фактор имеет ценность средства. В ходе исследования также указано, что эмоциональный фактор, как явление с преобладающей положительной модальностью, сам по себе рассматривается как ценность, как источник удовольствия от деятельности, придающий процессу обучения личностно-значимый, творческий характер.

Эмоциональный фактор процесса обучения рассмотрен также в русле нового направления в психолого-педагогической науке, связанного с изучением эмоционального интеллекта. Идея эмоционального интеллекта и его дидактической интерпретации приобретает особую значимость в свете перехода к гуманистической парадигме образовательного процесса. Различные формы интеллекта оказывают друг на друга положительное взаимовлияниеследовательно, развитие эмоционального интеллекта — не только цель, но и средство спонтанного влияния на академический интеллект, соотносящийся с когнитивным компонентом учебного процесса.

2. В ходе исследования раскрыта структура и сущность эмоционально-ценностного компонента учебного процесса, который реализуется на уровне содержания образования, организационно-деятельностного компонента и создания адекватной атмосферы. Эмоционально-ценностное насыщение учебного процесса играет важную роль в повышении его мотивирующего потенциала, в формировании целостной, эмоционально-интеллектуальной личности, в усилении нравственно-воспитывающих аспектов образовательного процесса.

3. В результате анализа обучающе-воспитывающего потенциала выявленных компонентов на материале современной зарубежной педагогики доказано, что в содержательном контексте упор делается на усиление деятель-ностно-творческих и эмоционально-ценностных структур содержания образования. Выявлено общее и различное в путях реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в России и за рубежом: общее заключается в гуманитаризации базисного учебного плана, в направленности на «проживание» учащимися ситуаций выбора, в рассмотрении поисковой учебной деятельности как одной из составляющих содержания образования. Различие состоит в более эффективном использовании мотивирующего и эмоционально-ценностного потенциала иллюстративного материала школьного учебника в зарубежной педагогической практике.

Методы, формы, средства, приемы обучения, «запускающие» эмоциональный фактор, должны обладать двумя существенными признаками: вовлекать в процесс познания эмоциональное и рациональноепредоставлять возможность совместной деятельности по освоению нового опыта и установления субъект-субъектных отношений между всеми участниками учебного процесса. В зарубежной педагогике указанные ориентиры связываются с горизонтальным или мн. огополярным построением отношений между участниками учебного процесса, с идеей индивидуализма и сотрудничества в обучении, с ориентацией на целостную личность. Таким образом, в исследовании охарактеризованы и проанализированы механизмы эмоционально-ценностного обогащения организационно-деятельностного компонента учебного процессаих функционирование проиллюстрировано на примере некоторых форм, методов, средств, приемов обучения, получивших широкое распространение и признание за рубежом (кооперативное учение, мастерская, суггестопедические подходы, гуманистическое упражнение).

4. На основе синтеза российского и зарубежного опыта в исследовании охарактеризовано понятие «атмосфера учебного процесса», которое рассматривается как компонент эмоционально-ценностной образовательной среды. В основе атмосферы учебного процесса лежит направленность учителя на реализацию ее мотивирующего потенциала и, в первую очередь, на собственное эмоционально-интеллектуальное поведение. Атмосфера учебного процесса оптимальна, если она «мобилизует», «воодушевляет» учеников, создает рабочее эмоционально-волевое напряжение, обладает доброжелательным тоном коммуникации и не оставляет ощущения «отстраненности», «непричастности» к учебно-познавательной деятельности. Развивающая функция означает, что эмоционально-ценностная атмосфера создает оптимальные условия для проявления и реализации интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала школьника в процессе обучения. Атмосфера учебного процесса, помимо мотивирующей и развивающей, выполняет также корригирующую функцию, сглаживает отрицательные спонтанно-ситуативные эмоции и снимает чувство тревожности у отдельных учеников. Выявлено, что педагогически целесообразная атмосфера является ключевым условием развития эмоционального интеллекта, реализации эмоционально-ценностной составляющей содержания образования и организационно-деятельностного компонента учебного процесса, и, следовательно, функционирования эмоционального фактора процесса обучения в целом.

Все положения, изложенные выше и рассмотренные в диссертационном исследовании, представлены во взаимосвязи в констатирующей модели эмоционально-ценностного насыщения учебного процесса, построенной на материале зарубежных педагогических исследований (см. рис. 7).

Представленные выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Предметом актуальных научных поисков могут быть историко-педагогические исследования проблемы эмоционального фактора в зарубежной педагогике, а также экспериментальная работа по внедрению зарубежного опыта в практику российской школы с учетом социокультурных особенностей нашей страны.

Рис. 7. Модель эмоционально-ценностного насыщения учебного процесса (на материале зарубежных педагогических исследований) атмосфера учебного процесса.

Содержание образования.

Организационио-деятельностный компонент Эмоциональное насыщение.

Горизонтальное многополярное построение Индивидуализм, сотрудничество в обучении Целостное обучение/ эмоциональное стимулирование 1.

Эмоциональный фактор 1 атмосфера учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин, J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека Текст. / J1.M. Аболин. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. -256 с.
  2. Албала-Бертран, Л. О социогенетической конструктивистской дидактике гарждановедения Текст. / Л. Албала-Бертран // Перспективы. 1997. -№ 4.-С. 89−125.
  3. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования Текст. / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -200(Х- № 2.-С. 11 16.
  4. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  5. Ю.К., Поташник, М.М. Оптимизация педагогического процесса Текст.: (в вопросах и ответах) / Ю.К., Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Радяньска школа, 1982. — 200 с.
  6. , А.Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе США Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. Э. Бабашев. Омск, 2001. — 191 с.
  7. , A.C. Ситуация успеха. Как её создать Текст.: Кн. для учителя / A.C. Белкин. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  8. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики Текст.: (Курс лекций). Часть 1 / Д. А. Белухин. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 318 с.
  9. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  10. Ю.Берулава, М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 25 — 29.
  11. П.Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9 — 11.
  12. , М.Н. Теория и практика гуманизации образования Текст.: Учеб. пособие / М. Н. Берулава. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001.-326 с.
  13. Большой энциклопедический словарь Текст.: В 2-х т. Т. 2 / Гл. ред.
  14. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. 768 с.
  15. , Т.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Т. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 11−17.
  16. , О.С. Педагогический артистизм Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-240 с.
  17. , X., Дакс, У. Эмоциональный интеллект Текст. / X. Вайсбах, У. Дакс. -М.: Лик Пресс, 1998. 160 е.: ил.
  18. , A.A. Основные направления развития содержания общего среднего образования во Франции Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / A.A. Вахабова. Волгоград, 2003. — 24 с.
  19. , Ж. Значение некоторых основополагающих идей Пиаже для дидактики Текст. / Ж. Верньо // Перспективы. 1997. -№ 1. — С. 185 — 196.
  20. , В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания Текст. / В. В. Веселова // Педагогика -1999.- № 8.-С. 91−99.
  21. , В. К. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  22. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. /
  23. B.К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 283 с.
  24. , B.K. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилю-нас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
  25. , Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии Текст.: Учеб. пособие / Т. В. Власова. Владивосток: ДВГМА, 2000. — 84 с.
  26. , А.Ф. Некоторые социально-психологические требования к личности учителя Текст. / А. Ф. Войтко // Комплексный подход к формированию личности будущего педагога: Сборник научных трудов. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1980. — С. 20 — 27.
  27. , Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания Текст. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 79 -89.
  28. , Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века Текст. / Б. Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
  29. Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. М.: Академический Проект, 2004. — 240 с. — («Gaudeamus»),
  30. Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций Текст.: Метод, пособие / Е. О. Галицких. СПб.: «Паритет», 2003. — 160 с.
  31. , Л.Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л.Я. Гоз-ман. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с.
  32. , B.C. Практические работы с позиции педагогической технологии Текст. / B.C. Данюшенков // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 29 — 33.
  33. , А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития Текст. / А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  34. , А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие Текст. / А. Н. Джуринский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-200с.
  35. , А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей Текст. / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987.-207 с.
  36. , Б.И. В мире эмоций Текст. / Б. И. До донов. Киев: Политиздат Украины, 1987.- 139 с.
  37. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  38. , Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 35−40.
  39. , В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  40. Жор дан, А. Новые культурные и этические рамки научного знания Текст. / А. Жордан // Перспективы. 1996. — № 1. — С. 23 — 26.
  41. , В.П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -608 с.
  42. , В.П. Страсть стать человеком / В. П. Зинченко // Семья и школа. -2002.-№ 4.-С. 3−5.
  43. , Н.В. Основные направления развития содержания общего среднего образования в Германии Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н. В. Иванова. Волгоград, 2001. — 22 с.
  44. , К.Э. Психология эмоций Текст. / Перев. с англ / К. Э. Изард. -СПб.: Питер, 2000. 464 е.: ил.
  45. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  46. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / В.А. Кан-Калик. Л., 1981. -31 с.
  47. , А. Гуманистическая психология третий путь психологии? Текст. / А. Келле // Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М.: Наука, 1983. — С. 136 — 144.
  48. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст.: (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  49. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели Текст.: (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  50. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  51. , M.B. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике Текст. / М. В. Кларин // Педагогика. 1994. — № 5. -С. 104- 109.
  52. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст.: (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  53. , Э.П., Трегубова, E.H. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку Текст. / Э. П. Комарова, E.H. Трегубова // ИЯШ. 2000. — № 6. — С. 11 — 15.
  54. , М. Психология. А Я Текст.: Словарь — справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко / М. Кордуэлл. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2000. — 448 с.
  55. , Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса Текст. / Г. Б. Корнетов // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 43 — 49.
  56. , Е.Т. Роль чувств и эмоций в обучении Текст. / Е. Т. Коробов // Среднее специальное образование. 1989. — № 3. — С. 31 — 33.
  57. , В.В. Содержание образования бег на месте Текст. / В. В. Краевский // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 3 — 12.
  58. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека Текст. / Д. Кун. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 864 е.: ил.
  59. , А.О. Формирование у учащихся положительной эмоциональной оценки изучаемого предмета Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. О. Куракина. Ижевск, 2001. — 17 с.
  60. , А.Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2000.-511 с.
  61. , И .Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 47 с.
  62. , И.Я. Учебный предмет, тема, урок Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1988.-80 с.
  63. , Г. Прикладная педагогическая психология Текст. / Г. Леф-рансуа. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 е.: ил.
  64. , A.B. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций Текст. / A.B. Либин. 2-е изд., перераб. — М.: Смысл: Per Se, 2000. — 549 с.
  65. , Б.Л. Обучение всего класса Текст. / Пер. с англ. / Б. Л. Ливер. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
  66. Лук, А. Н. Эмоции и личность Текст. / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982. -192 с.
  67. , А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива Текст. / А. Н. Лутошкин. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  68. , Е.Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике Текст. / Е. Б. Лысова // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 101 — 108.
  69. , З.А. Гуманизация образования Текст. / З. А. Малькова // Образование в мире на пороге XXI века: Сборник научных трудов / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 97 с.
  70. , А.К. и др. Формирование мотивации учения Текст.: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -197 с.
  71. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: Пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. -96 с.
  72. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Маслоу. -СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. 430с.
  73. , А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. М.: Рефл — бук: Вак-лер, 1997.-300 с.
  74. , Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании Текст.: Материалы семинара / Т. В. Машарова. Киров, 2000. — 84 с.
  75. , Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение Текст.: Учеб. пособие / Т. В. Машарова. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999.- 144 с.
  76. , T.B. Моделирование учебных ситуаций в личностно ориентированной образовательной среде (на примере учреждений среднего профессионального образования) / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева / Под. ред. B.C. Данюшенкова. Екатеринбург, 2002. — 96 с.
  77. , Т.В. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Текст.: Учеб. пособие / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.-78 с.
  78. Методика преподавания иностранных языков за рубежом Текст. Вып. 2 / Пер. с англ., болгар., нем. и фр.- Сост Е. В. Синявская, М. М. Васильева, Е. В. Мусницкая. -М.: Прогресс, 1976. .с.
  79. , JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция Текст. / JI.M. Митина, Е. С. Асмаковец. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 192 с.
  80. , Н.Г. Учителю о познавательном интересе Текст. / Н. Г. Морозова.-М., 1979.-48 с.
  81. , У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии Текст. / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. — 228 с.
  82. , Б.М. Дидактика глазами художника Текст. / Б. М. Неменский // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 19 — 24.
  83. , А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. -2002.-№ 2.-С. 64−84.
  84. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  85. Педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е изд. -М.: Школа Пресс, 2000. — 512 с.
  86. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта Текст. СПб.: СПб ГУПМ, 1995. — 136 с.
  87. Педагогические мастерские: Франция Россия Текст. / Сост. Э. С. Соколова, И.А. Мухина- Под ред. Э. С. Соколовой. Пер. с фр. JI.M. Беляевой. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с.
  88. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  89. Пиаже и образование Текст.: досье // Перспективы. 1997. — № 1. — С. 21 -196.
  90. , И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  91. Практический интеллект Текст. / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. — СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  92. Психодрама вдохновение и техника Текст. / Под. ред. П. Холмса и М. Карп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с.
  93. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1998.-440 с.
  94. Психология эмоций Текст.: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
  95. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  96. , В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры Текст. / В. А. Разумный // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17 — 22.
  97. , В.А. Художественная педагогика Текст. / В. А. Разумный. -М.: Ипкрит, 1999.-70 с.
  98. , H.A. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / H.A. Рачковская. Хабаровск, 2001. — 20 с.
  99. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции Текст. / Под. ред. Б. Л. Вульфсона, Л. М. Воскресенской, З. А. Мальковой и др. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. — 272 с.
  100. , Е.И. Эмоции и воля Текст. / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»
  101. , К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
  102. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 с.
  103. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  104. , O.A. Нейропсихология эмоций Текст. / O.A. Сидорова. -М.: Наука, 2001, — 146 с.
  105. , П.В. Информационная теория эмоций Текст. // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 178 — 185.
  106. , П.В. Темперамент. Характер. Личность Текст. / П. В. Симонов, П.М. Ершов- М.: Наука, 1984. 160 с.
  107. , В.А. Дидактика Текст. / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 364 с.
  108. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст.: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995.-384 с.
  109. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  110. Словарь справочник по педагогике Текст. / Под ред. Н. М. Капустиной. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 47 с.
  111. Современный словарь иностранных слов Текст.: Ок. 20 000 слов. 3-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 2000. — 742 с.
  112. , В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей Текст.: Методическое пособие / В. А. Степихова. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. -119 с.
  113. , Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения Текст.- Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.-472 с.
  114. , M. Н. Активизация эмоциональной сферы студентов в процессе обучения Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / М. Н. Татаринова. Киров, 2003. — 20 с.
  115. , О.С. Методы реализации гуманистически направленного обучения в образовательных учреждениях США Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / О. С. Толстова. Самара, 1999. — 211 с.
  116. , Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект) Текст.: Монография / Г. С. Трофимова. 2-е изд., испр. и доп. — Ижевск: Купол, 2000. — 90 с.
  117. , А.Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребёнка и способности к самоопределению Текст. / А. Н. Тубельский // Школьные технологии. 2001. — № 6. -С. 27−38.
  118. , Ю.А. Кооперация в обучении: групповая работа Текст.: Учебно-методическое пособие / Ю. А. Уваров. МИРОС, 2001. — 224 с.
  119. , И.В. Подготовка будущего учителя к созданию эмоционально-предметной среды Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. В. Феттер. Омск, 2001.-21 с.
  120. , И.В. Подготовка будущего учителя к созданию эмоционально-предметной среды Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. В. Феттер. Омск, 2001. — 200 с.
  121. Формирование интереса к учению у школьников Текст. / Под. ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  122. , X. Мотивация и деятельность Текст.: В 2-х т. Т. 1.- Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  123. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. -272 с.
  124. , А.В. Деятельность как содержание образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 107−114.
  125. Хьелл, JL Теории личности Текст.: (Основные положения, исследования и применение) / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
  126. , JI.Г. Развитие эмоционально-чувственной сферы как условие формирования творческого мышления учащихся старших классов Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Л. Г. Чеботарь. Тюмень, 2003.-24 с.
  127. , А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности Текст. / А. Я. Чебыкин. Одесса, 192. — 162 с.
  128. , В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2002. — 156 с.
  129. , К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций Текст. / К. А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989. -208 с.
  130. , Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности Текст. / Г. Х. Шингаров. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  131. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  132. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: Кн. для учителя / Г. И. Щукина. М: Просвещение, 1986. — 144 с.
  133. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  134. , Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого саморазвития Текст. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 20 — 27.
  135. , М.Г. Педагогические принципы активизации эмоциональной сферы учащихся Текст. / М. Г. Яновская // Вестник ВятГГУ, 2003. — № 8. -С. 89−94.
  136. , М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 93 с.
  137. Alexander, R. Pedagogie, culture et comparaison: visions et versions de l’ecole elementaire / R. Alexander // Revue francaise de pedagogie. 2003. -№ 142.-P. 5−19.
  138. D’autres voies pour la didactique des langues etrangeres / R. Galisson et A. Coianiz, C. Dannequin, M. Margarito et al. Paris: Hatier — Credif, 1995. — 159 P
  139. Banner, J.M. The Elements of Learning / J.M. Banner, H.C. Cannon. New Haven- London: Yale University Press, cop. 1999. — XII, 182 p.
  140. Barnes, D. Recent Trends in American Education / D. Barnes, A. Rekkas // Educational Practice and Theory. 1995. — V. 17. — № 2. — P. 19 — 29.
  141. Barth, B.-M. Notes critiques: Gardner H. Les intelligences multiples. Pour changer l’ecole: la prise en compte des differentes formes d’intelligence / B.-M. Barth // Revue francaise de pedagogie. 1998. — № 122. — P. 171 — 176.
  142. Barth, B.-M. Presentation generale: l’emergence d’une psychologie culturelle et les processus de l’education / B.-M. Barth // Revue francaise de pedagogie. 1995. — № 111. — P. 5 — 10.
  143. Basset, F. Pour travailler efficacement en equipe / F. Basset // Le monde de l’education. -2000. -№ 280. P. 61.
  144. Bassis, O. Se construire dans le savoir, a l’ecole, en formation d’adultes / O. Bassis. Paris: ESF, 1998. — 184 p.
  145. Beaudoin, J.-M. La competence et le theme de l’activite: vers une nouvelle conceptualisation didactique de la formation / J.-M. Beaudoin // Raisons educatives. 1999.-№ 2.-P. 149−168.
  146. Beaudouin, M. Enseignement de l’oral et anxiete langagiere / M. Beaudouin // Apprendre les langues etrangeres autrement. Paris: Hachette Edicef, 1999. -P. 95−99.
  147. Behar-Horenstein, L.S. Reconceptualizing the Knowledge Base for Teachers / L.S. Behar-Horenstein // Educational Practice and Theory. 1996. — V. 18. -№ 2.-P. 51−62.
  148. Bernardin, J. Les malentendus face a l’apprentissage / J. Bernardin // Actes du colloque «Accompagnement a la scolarite et reussite des apprentissages». -Lyon: Universite Lyon 3- ESCOL Paris VIII / GFEN.
  149. Boler, M. Disciplined Emotions: Pholosophies of Educated Feelings / M. Boler // Educational Theory. 1997. — V. 47. — № 2. — P. 203 — 229.
  150. Bootzin, R. Psychology Today: An Introduction. 7 Ed / R. Bootzin, G. Bower, J. Crocker. -N.Y. etc.: Mc Graw- Hill, 1991.-728 p.
  151. Bouchard, P. Innovation ecole! De la maternelle au lycee / P. Bouchard. — Paris: Autrement frontieres, 2001. 389 p.
  152. Brody, N. Book Review: Matthews, G., Zeidner, M., Roberts, R. D. Emotional Intelligence: Science and Myth // Intelligence: a Multidisciplinary Journal.-2004.-V. 32.- № l.-P. 109−111.
  153. Brown, A.L. Concevoir une communaute de jeunes eleves: Lecons theoriques et pratiques / A.L. Brown, J.C. Campione // Revue francaise de pedagogie. 1995.-№ 11 l.-P. 11−33.
  154. Cosmopoulos, A. La relation pedagogique, condition necessaire de toute ef-ficacite educative / A. Cosmopoulos // Revue francaise de pedagogie. 1999. -№ 128.-P. 97−116.
  155. Dictionnaire de psychologie / N. Sillamy. Paris: Larousse — VUEF, 2003. -281 p.
  156. Dictionnaire de psychologie / Publ. sous la dir. de R. Doron, F. Parot. -Paris: PUF, 1991.-761 p.
  157. Ducom, M. Travailler l’etonnement dans les ateliers d’ecriture en milieu scolaire / M. Ducom // Actes du colloque «Accompagnement a la scolarite et reussite des apprentissages"/ Lyon: Universite Lyon 3- ESCOL Paris VIII / GFEN.
  158. Education et developpement: Une revue en perspective / Textes presentes par L. Raillon et J. Hassenforder. Paris- Montreal: L’Hartmann, 1998. -309 p.
  159. The Effective Teacher / Ed. by A. Paisey. London: Ward Lock Educational, 1983.-234 p.
  160. Fabre, M. Pensee pedagogique et modeles philosophiques: le cas de la situation probleme / M. Fabre // Revue francaise de pedagogie. — 1997. — № 120. -P. 49−58.
  161. Fenstermacher, G.D. Approches to Teaching / G.D. Fenstermacher, J.T. Soltis. -N. Y.: Teachers College. 1986. — 96 p.
  162. Fereshteh, H.M. A Social Foundations Perspective of the Nature of teaching / H.M. Fereshteh // Educational Practice and Theory. 1997. — V. 19. — № 2. -P. 69 — 72.
  163. Forgas, J.P. Mood Effects on Person-perception Judgments / J.P. Forgas, G.H. Bower // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. — № 53. -P. 53−60.
  164. Freiberg, H.J., Driscoll, A. Universal Teaching Strategies / H.J. Freiberg, A. Driscoll. Boston: Allyn and Bacon, 1992. — 405 p.
  165. Gardner, H. What We Do and Don’t Know about Learning / H. Gardner // Daedalus. 2004. — № 1. — P. 5 — 12.
  166. Gardner, H. L’age de l’innocence reconsideree: Preserver le meilleur de la tradition progressiste en psychologie et en pedagogie / H. Gardner, B. Torff, Th. Hatch // Revue francaise de pedagogie. 1995 — № 111. — P. 35 — 56.
  167. Gillard, M. Storyteller, Storyteacher: Discovering the Power of Stotelling for Teaching and Living / M. Gillard. York: Stenhouse Publishers, 1996. — 214 p.
  168. Giordan, A. Le modele allosteriques et les theories contemporaines sur l’apprentissage / A. Giordan, C. de Vecchi. Berne: Peter Lang, 1994. — 314 p.
  169. Graybill, E. Diversity in Education: the Hermeneutic rationale for an Alternative Pedagogy / E. Graybill // Educational Practice and Theory. 1997. -V. 19.-№ 2.-P. 39−48.
  170. Graybill, E. Hermeneutics and Education: the Case for an Emergent Curriculum / E. Graybill // Curriculum and Teaching. 1998. — V. 13. — № 1. — P. 1 -11.
  171. Grigorenko, E. School Based Tests of the Triatchic Theory of Intelligence: Three Settings, Three Samples, Three Syllabi / E. Grigorenko, L. Jarvin,
  172. R.J. Sternberg // Contemporary Educational Psychology. 2002. — № 2 -P. 167−208.
  173. Groux, D. L’education comparee: approaches actuelles et perspectives de developpement / D. Groux // Revue francaise de pedagogie. 1997. — № 121. -P. 111−139.
  174. Hardy, M. Pratiquer a l’ecole une pedagogie interactive / M. Hardy // Revue francaise de pedagogie. 199. — № 129. — P. 17 — 28.
  175. Hawes, G.R. The Concise dictionary of education / G.R. Hawes, L.S. Hawes. N. Y.- Cincinnati- Toronto- London- Melbourne: Hudson Group Book, 1982.-249 p.
  176. Hirsch, E.D. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know / E.D. Hirsch. Boston: Houghton Mifflin, 1987. — XVII, 251 p.
  177. Histoire: le monde actuel / Sous la dir. de R. Frank. Paris: Belin, 1992. -219 p.
  178. Histoires terminales: histoire depuis 1945 / Sous la dir. de C. Quetel. Paris: Bordas, 1994.-320 p.
  179. Hourst B. Superlearning, Accelerative Learning et «Mieux apprendre» / B. Hourst // Apprendre les langues etrangeres autrement. Paris: Hachette Edicef, 1999.-P. 75−79.
  180. Interactive Language Teaching / Ed. by W. M. Rivers. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1988. — 288 p.
  181. Kagan, S. Cooperative Learning / S. Kagan. Calle Cordillera: Resources for Teachers, Inc., 1994. — Numbering system.
  182. Kussrow, P.G. The Routine of Classroom Discrimination / P.G. Kussrow // Educational Practice and Theory. 1996. — V. 18. — № 1. — P. 81 — 86.
  183. Language Learning in Intercultural Perspective: Approaches through Drama and Ethnography. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1998. -310p.
  184. The Language of Emotions / S. Niemeier, R. Dirven. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1997. — 333 p.
  185. , H. (Se) former dans l’humour: murir de rire / H. Lethierry. -Lyon: Chronique Sociale, 1998. 188 p.
  186. Liberman, M. La suggestopedie en trois langues / M. Liberman, M. Matsu-moto, C. Loriot // Apprendre les langues etrangeres autrement. Paris: Hachette Edicef, 1999. — P. 80 — 88.
  187. Litterature 2de / Sous la dir. de R. Lancrey-Javal. Paris: Hachette Education, 2004. — 527 p.
  188. Loarer, E. L’education cognitive: modeles et methodes pour apprendre a penser / E. Loarer // Revue francaise de pedagogie. 1998. — № 122. — P. 121 -161.
  189. Lopriore, L. L’apprentissage cooperatif: un defi pour les professeurs de langue / L. Lopriore // Apprendre les langues etrangeres autrement. Paris: Hachette Edicef, 1999. — P. 134 — 140.
  190. Macpherson, I. Theorising Curriculum Leadership for Effective Learning and Teaching /1. Macpherson, T. Aspland, B. Elliot // Curriculum & Teaching. 1996. — V. 11 -№ l.-P. 23−33.
  191. Maley, A. Poetry and Song as Effective Language Learning Activities / A. Maley // Interactive Language teaching / Ed. by W. M. Rivers. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P. 93 — 107.
  192. Mallan, K. P (l)aying the Piper: Making Safe Spaces for Marginalised Voices / K. Mallan // Educational Practice and Theory. 1998. — V. 20. — № 2. — P. 35−43.
  193. Mallan, K. Storytelling in the School Curriculum / K. Mallan // Educational Practice and Theory. 1997. — V. 19. — № 1. — P. 75 — 82.
  194. Martin, R. Contribution a l’etude du concept de «motivation»: These. / R. Martin Lille: Univ. de Lille, 3- Paris: Champion, 1977. — 751 p.
  195. May, R. et al. Politics and Innocence: A Humanistic Debate / R. May, C. Rogers, A. Maslow and other humanistic psychologists. Dallas: Saybrook, 1986.-223 p.
  196. Montandon, C. La socialisation des emotions: un champs nouveau pour la sociologie .de l’education / C. Montandon // Revue francaise de pedagogie. -1992.-№ 101.-P. 105- 122.
  197. Nunan, D. The Self-directed Teacher: Managing the Learning Process / D. Nunan, Ch. Lamb. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1996. -296 p.
  198. Overton-Healy, J. Learning Enhancement: Utilizing Effective Teacher Communication Behaviors / J. Overton-Healy // Educational Practice and Theory.-1995. V. 17.-№ 2. -P. 71 -77.
  199. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1995.- 1428 p.
  200. Pace, T. The Relationship between Children’s Emotional Problems and the Social Responses of Elementary School Teachers / T. Pace, L. Larry et all. // Contemporary Educational Psychology. 1999. — № 2. — C. 140 — 155.
  201. Packard, R.G. Psychology of Learning and Instruction: A Performance-based Course / R.G. Packard. Columbus: Merrill: Bell & Howell, 1975. — XII, 480 p.
  202. Palmade, G. Les methodes en pedagogie / G. Palmade. Paris: Presses Universitaires de France, 1988. — 127 p.
  203. Pantanella, R. Les TPE: vers une autre pedagogie / R. Pantanella. Amiens: CRDP, 2001.-234 p.
  204. La pedagogie: une encyclopedie pour aujourd’hui / Sous la direction de J. Houssay. 4-e ed. — Issy-les-Moulineaux: ESF, 2001. — 352 p.
  205. Perrenoud, Ph. Metier de l’eleve et sens du travail scolaire / Ph. Perrenoud. — Issy-les-Moulineaux: ESF Pedagogies, 2000. 207 p.
  206. Le Petit Larousse Illustre. Paris: Larousse, 2001. — 1786 p.
  207. Plotnick, R. Introduction to Psychology / R. Plotnick. 2 Ed. — N.Y.: Random House, 1989. — 656 p.
  208. Premier en orthographe: 3-e / Sous la dir. d’E. Bled. Paris: Hachette Education, 1995.-128 p.
  209. Preteur, Y. Notes critiques: Espinosa G. L’affectivite a ecole. L’eleve dans ses rapports a l’ecole, au savoir et au maitre / Y. Preteur // Revue francaise de pedagogie. 2004. — № 146. — P. 192 — 194.
  210. Rinvolucri, M. L’exercice humaniste / M. Rinvolucri // Apprendre les langues etrangeres autrement. Paris: Hachette Edicef, 1999. — P. 49 — 58.
  211. Rivano, P. Les enseignants connassinet — ils le point de vue des eleves sur leur scolarite? / P. Rivano, M. Bru // Revue francaise de pedagogie. 2001. -№ 137.-P. 71−83.
  212. Rogers, C.R. A way of Being / C.R. Rogers. N. Y.- Boston: Houghton Mifflin Company, 1980. — 395 p.
  213. Rogers, C.R. On Becoming a Person: Therapist’s View of Psycotherapy / C.R. Rogers. -N. Y.- Boston: Houghton Mifflin Company, 1995. 420 p.
  214. Roth, M.A. Harmonized Theory of Intelligence for Educational Paradigms: East Meets West / M.A. Roth, B.A. Yang // Educational Practice and Theory. -1997. V. 19.-№ 1.-P. 27−35.
  215. Sedgwick, F. Read My Mind: Young Children, Poetry and Learning / F. Sedgwick. London- N. Y.: Routledge, 1997. -XIII, 191 p.
  216. Shachar, H. Implementing Cooperative Learning, Teacher Collaboration and Teachers' Sens of Efficacy in Heterogeneous Junior High Schools / H. Shachar, H. Shmuelevitz // Contemporary Educational Psychology. 1997. — № 1. -C. 53−72.
  217. Shaver, P. Emotion Knowledge: Further Exploration of a Prototype Approach / P. Shaver, J. Schwartz, D. Kirson, C. O Connor // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. — № 52. — P. 1061 — 1086.
  218. Slavin, R. Using Student Team Learning / R. Slavin. Maryland: John Hopkins University, 1986. — 105 p.
  219. Slavin, R.E. Reasearch on Cooperative Learning and Achievement: What We Know, What We Need to Know / R. Slavin // Contemporary Educational Psychology. 1996. — № 1. — P. 43 — 69.
  220. Social Psychology and Second Language Learning: The Role of Attitudes and Motivation / R.C. Gardner. London: Edward Arnold, 1985. — 208 p.
  221. Stamback, M. Donner a tous envie d’apprendre. Cheminement et decouvertes de l’equipe CRESAS / M. Stamback // Revue francaise de pedagogie. -1999.-№ 129.-P. 7−16.
  222. Stevick, E.W. Les approaches «humanistes» tiennent ils de l’erreur de Yo-kum? / E.W. Stevick // Apprendre les langues etrangeres autrement. — Paris: Hachette Edicef, 1999. — P. 34 — 47.
  223. Stevick, E.W. Memory, Meaning & Method: Some Psychological Perspectives on Language Learning / E.W. Stevick. Massachusetts: Newbury House Publishers, 1976.- 176 p.
  224. Les travaux personnels encadres: Rapport de l’Inspection generale de l’Education nationale / M. Baconnet, J. Bottin, M. Fort. Paris: Ed. du Ministere de l’Education nationale, 2003. — 23 p.
  225. Trouilloud, D. Les connaissances actuelles sur l’effet Pygmalion: Processus, poids et modulateurs / D. Trouilloud, Ph. Sarrazin // Revue francaise de pedagogie. 2003. — № 145. — P. 89 — 119.
  226. Van der Kley, M. Claassroom Management and How to Be an Effective Teacher / M. Van der Kley. — Chrischirch: Macprint Printing and Publishing Ltd, 1991.-55 p.
  227. Van der Kley, M. Cooperative Learning and How to Make it Happen in Your Classroom / M. Van der Kley. Chrischirch: Macprint Printing and Publishing Ltd, 1991.-43 p.
  228. Van der Kley, M. The Positive Playground: How to Impove School Dic-sipline and Enhance school tone / M. Van der Kley. Chrischirch: Macprint Printing and Publishing Ltd, 1994. — 56 p.
  229. Vaneigem, R. Avertissement aux ecoliers et lyceens / R. Vaneigem. Bruxelles: Mille et une nuits, 1995. — 75 p.
  230. Via, R. «The magic if» of Theatre: Enchancing Language Learning Through Drama / R. Via // Interactive Language teaching / Ed. by W. M. Rivers. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P. 110 — 123.
  231. Weinstein, C.F., Mayer, R.F. The Teaching of Learning strategies // M.C. Wittrock. Handbook of Reasearch of Teaching. -N. Y.: Macmillan, 1986. -P. 315−327.
  232. Witting, A.F. Introduction to Psychology / A.F. Witting, G.S. Belkin. -2 Ed. -N.Y.: Mc Grow-Hill, 1990.-441 p.
  233. Wortman, C. Psychology / C. Wortman, E. Loftus, M. Marshall. 3 Ed. -N. Y.: Alfred A. Knopf, 1998. — 622 p.
  234. Wright, A. Games for Language Learning / A. Wright et al. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1985. — 212 p.
  235. Young, M. Du «curriculum en tant que construction sociale» a la «specialisation integrative»: Quelques reflexions sur la sociologie du curriculum au Royaume Uni / M. Young // Revue francaise de pedagogie. 2001. — № 135. -P. 29−34.
Заполнить форму текущей работой