Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности: На примере уроков физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются обучение в сотрудничестве и метод проектов, использование которых, с одной стороны, позволяют школьникам овладеть наиболее эффективными способами и оптимальными методами преобразования материи, энергии и информации, а с f другой, в процессе совместного обучения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава 1: Теоретические аспекты проблемы формирования технологической культуры личности школьника Р на уроках физики
    • 2. 1. Характеристика содержания понятия технологическая культура личности"
    • 2. 2. Педагогические технологии как средство формирования ^ технологической культуры личности школьника на уроках физики
  • 3. Глава 2: Педагогические особенности формирования технологической культуры личности школьника, л
    • 3. 1. Процесс формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики в условиях развивающего обучения
    • 3. 2. Формирование технологической культуры личности школьника на уроках физики через учебный физический эксперимент
  • 4. Глава 3: Экспериментальная разработка и оценка уровня сформированности технологической культуры личности школьника на уроках физики. щ
    • 4. 1. Дидактический отбор лабораторных работ и технологических проектов для f формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики
    • 4. 2. Экспериментальная проверка теоретических положений и оценка уровня сформированности технологической культуры личности школьника на уроках физики

Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности: На примере уроков физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние десятилетия проблемы технического прогресса, сущности техники и технологии, перспектив их развития для общества, соотношение научно-технического прогресса, технологии и культуры привлекают большое внимание общественной мысли.

Обусловленный социальными факторами научно-технический прогресс, в свою очередь, оказывает все большее воздействие на самого человека. В настоящее время развитие научно-технического прогресса затрагивает фактически все области человеческого бытия, накладывает глубокую печать на взаимодействие между человеком и природой, на отношения между людьми, на самосознание человека.

На протяжении своей истории человечество пережило две технологические революции, связанные с радикальным изменением технологий производства: аграрную (сельскохозяйственную, неолитическую — 10 тыс. лет до н.э.) и индустриальную (XVIII в.). Во второй половине XX века человечество переживает третью технологическую революцию. Появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве способствовало резкому росту мирового общественного производства. Создание вычислительных машин привело к появлению информационного мира и высоких технологий. Резко увеличился объем информации, используемой человечеством. Информационная революция последних десятилетий, превратившая мир в единое информационное пространство, является одним из глубочайших технологических переворотов за всю его историю. На смену индустриальному обществу конвейерного производства и «синих воротничков» приходит постиндустриальное общество «белых воротничков». Главным в современном производстве становится работа с новой информацией и творческое решение постоянно возникающих производственных задач [59].

Появившиеся новые технологии обусловили кардинальную перестройку не только многочисленных отраслей производства, они неумолимо вторглись в сферу культуры. В соответствии с этим встает вопрос о взаимодействии новых технологий и культуры. Стоит отметить, что широкое внедрение и использование новых технологий, чем далее, тем более требует перемещение «центра тяжести» человеческой деятельности с исполнительства на творчество как в духовном, так и в материальном производстве. Более того, речь идет не только о превращении через творчество возможностей, таящихся в культуре, но и проектирование новых возможностей, «новой» культуры. Такой «новой» культурой, на наш взгляд, является технологическая культура.

Технологическая культура — важная сфера общей культуры человечества, отражающая на каждом историческом этапе его развития цели, характер и уровень преобразующей природосообразной творческой деятельности людей, осуществляемой на основе достижений науки и техники, этики производственных отношений.

Проведенный анализ мирового опыта свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек бывает нередко вынужден неоднократно менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности людей, оценить свои способности и выбрать направление профессиональной деятельности, поэтому необходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомство с миром технологий, овладение ими технологической культурой.

Технологическая революция и возникшее постиндустриальное общество привели к тому, что к работнику стали предъявляться новые функциональные требования: от него теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу [59]. Ведь если один из членов общества оказывается на низком уровне развития технологий, то он несет угрозу всему обществу.

Высокий уровень технологий требует и высокого профессионального уровня ^ людей, вовлеченных в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принимать вер-щ ные решения. Все перечисленные качества должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.

Физика — одна из фундаментальных наук, на которую опираются прикладные технические науки и технологии. Исходя из того, что практически все новые технологии обязаны фундаментальным исследованиям и достижениям физики, наиболее актуальным становится вопрос о формировании технологической культуры личности школьника в учебной деятельности на примере уроков ^ физики.

Однако, как показывает практика, в настоящее время существуют определенные противоречия в изучаемой проблеме между:

— социальным заказом общества на подготовку специалиста в современном технологическом мире и целями и задачами обучения физике;

— постоянно растущим объемом технологических процессов и информации и ограниченными возможностями знакомства с ними с позиции физических закоф нов и явлений;

— тенденцией к передаче «готовых» знаний при ведущей роли учителя и необI ходимостью повышения совместной и индивидуальной «добычи» знаний учащихся;

— тенденцией к единым стандартам и критериям оценки и дифференциацией и индивидуализацией обучения, вытекающим из логики процесса усвоения;

— необходимостью партнерских и кооперативных отношений в процессе обучения между учениками и реально существующими различиями их социального и ф профессионального опыта, в частности, различной степенью владения оптимальными методами преобразования и применения материи, энергии и инфор-^ мации.

По нашему мнению, выпускник средней общеобразовательной школы должен владеть не только знаниями по школьному курсу физики, но и умениями и навыками по применению полученных и самостоятельно добытых знаний в разнообразных технологических процессах. Ведь современное технологическое общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и прежде всего перед школой, задачу подготовки выпускников, способных:

• сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих технологических проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможности найти в ней свое место;

• самостоятельно критически, системно и комплексно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологиичетко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей их действительностибыть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения возникшей проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для выявления и решения новых проблем), самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;

• непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразующей деятельности;

• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, р уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций- ^ • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [59, 78].

Данные противоречия позволяют определить проблему и сформулировать тему педагогического исследования — «Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности» (на примере уроков физики).

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и внедрение технологической культуры личности школьника на уроках физики в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования — учебно-познавательная деятельность школьников по формированию технологической культуры в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — процесс формирования технологической культуры личности школьника, ф В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование технологической культуры личности школьника будет эффективным, ес.

R ли:

1) сформирована потребность и познавательный интерес у учащихся к осмыслению и практическому использованию новых технологий в процессе обучения физике;

2) обоснованы требования к организации учебного процесса, обеспечивающего формирование технологической культуры и готовности учеников к новым виф дам совместной и индивидуальной деятельности;

3) реализованы дидактические условия формирования технологической культу, ры личности школьника посредством учебного физического эксперимента. щ у.

В соответствии с объектом, предметом, проблемой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Научно обосновать понятие «технологическая культура личности», раскрыть сущность, структуру, функции, критерии технологической культуры личности.

ТТТТГАТТТ 11Т11ГЛ uiivuj шппп а.

2. Выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования технологической культуры личности школьника.

3. Разработать требования к организации совместной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения и определить дидактические условия поэтапного формирования технологической культуры личности школьника.

4. Апробировать методику формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики, основанную на отборе технических средств обучения.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды видных ученых, а именно: философские подходы к вопросам о соотношении духовной культуры общества и цивилизации (В.Н. Ильин, JI.H. Коган, Ю. М. Лотман, Ж. Маритен, Ж.-П. Сартр, Й. Хейзинга, О. Шпенглер и др.) — о взаимоотношении личности и культуры (Н.А. Бердяев, Н. С. Злобин, JI.B. Лесков, М. М. Пришвин, А. И. Ракитов, В. В. Столин, П. А. Флоренский, В. Франки и др.) — теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и др.) — дидактические особенности технологического образования и формирования технологической культуры (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, О. А. Кожина, П.С. Лер-нер, В. П. Овечкин, М. Б. Павлова, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотун-цев и др.) — f основы постро сон, В. П. Беспаг Ильина, М. В. Клдидактические физический эксп ский, А.В. Перы] Шахмаев и др.) — использование зике (В .А. Извоз Ревунов, А. В. См.

В исследо ная сложности и: ки исходных пре ческое изучение культурологичес] ческого опыта i учителей, школь структурный ана стандартизирова] учащихся и учил ственного констг использовались ' пьютерный анал!

Опытно-з негосударственн" колледж. Исслед f.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996 — 1997 гг.) была выделена проблема и намечена тема исследования, определены объект, предмет, цели, задачи, научный аппарат ^ и база исследованияисследовалось содержание понятия «технологическая культура личности" — рассматривалось состояние проблемы в теории и практике, а именно: осуществлялось изучение и анализ современных подходов к формированию технологической культуры, исследовались психолого-педагогические особенности и средства формирования технологической культуры. Проводился анализ содержания курса физики средней школы с целью выявления учебного материала технологической направленности, а также конструировались различные методики его преподаваниясоздана программа и методика эмпирической проверки гипотезы. Выполнен констатирующий вариант эксперимента.

На втором этапе (1997 — 1999 гг.) были выявлены критерии и уровни технологической культуры, разрабатывалась и апробировалась методика формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики. Разрабатывались дидактические материалы, лабораторные работы и технологические проблемы и задачи для выполнения учащимися их в рамках физических Щ практикумов. Проводился формирующий вариант эксперимента.

На третьем этапе (1999 г.) были обобщены результаты опытно-£ экспериментальной работы по исследованию влияния разработанной методики на формирование технологической культуры личности школьника на уроках физики. Проводился качественный, количественный анализ и теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Осуществлена систематизация, обобщение и статистическая обработка полученных данных. Сформулированы выводы, ф Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования заключается:

— в выявлении сущности технологической культуры личности школьника;

— в определении требований к организации процесса формирования технологи-I' ческой культуры личности школьника на уроках физики;

— в выявлении системообразующей роли совместной и индивидуальной работы ^ учащихся как базовой при формировании технологической культуры;

— в использовании новых педагогических и информационных технологий, позволяющих успешно формировать и, в случае необходимости, осуществлять коррекцию процесса становления технологической культуры личности школьника на уроках физики;

— в разработке методики поэтапного формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики в условиях развивающего обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработанная методика формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики может быть использована в практике работы средних общеобразовательных учреждений всех типов;

2) эта методика адаптивна и может быть использована при изучении других предметов естественно-научного и технологического циклов на разных ступенях системы непрерывного образования;

Ш 3) сформулированные технологические задачи и разработанные лабораторные работы обеспечивают формирование технологической культуры личности i' школьника и могут быть успешно использованы на уроках физики в средних общеобразовательных учреждений всех типов, в организации процесса подготовки учителей физики и технологии, на курсах повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием соответствующих цели, объекту, предмету и задачам иссле-ф дования, получением достаточного количества материалов для научного анализа и обобщения, проверкой в работе средних общеобразовательных учреждений, количественным и качественным анализом уровня технологической культуры личности школьника на уроках физики на начальном и конечном этапе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся:

1. Сущность понятия «технологическая культура личности» проявляется в мере и способе самореализации личности во всех видах творческой деятельности и общении, направленных на освоение наиболее эффективных приемов и оптимальных методов преобразования материи, энергии и информации в интересах человека, общества и охраны природы.

2. Дидактические условия формирования технологической культуры личности школьника основаны на совместной деятельности учащихся в группе для разрешения поставленных перед ними технологических проблем и задач, на умении самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.

3. Формирование технологической культуры личности школьника основано на знании и понимании учащимися физических явлений, процессов и законов, с помощью которых можно преобразовывать, контролировать явления окружающего мира, на которых базируется преобразующая деятельность человека, практические технологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и материалы, основные идеи и результаты исследования были изложены на заседаниях кафедры общетехнических дисциплин, на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного педагогического университета, на П Международной выставке «Мир детства — 96» (1996 г.) в г. Москве, на Международной конференции «Школьный физический эксперимент: проблемы и решения» (1997, 1998, 1999 гг.) в г. Глазов, на I Международной выставке «Школа — 97» (1997 г.) в г. Москве, на IV Международном совещании-семинаре.

Использование новых информационных технологий в учебном процессе кафедр физики и математики" (1997 г.) в г. Ульяновске, на Всероссийской научной конференции «Современные методы подготовки специалистов и совершенствование систем и средств наземного обеспечения авиации» (1997 г.) в г. Воронеже, на IV конференции стран Содружества «Современный физический эксперимент» (1997 г.) в г. Челябинске, на II региональной научно-практической конференции «Педагогические проблемы в контексте системы многоуровневого образования» (1997 г.) в г. Липецке, на IV Международной конференции «Роль и место образовательной области „Технология“ в содержании общего среднего образования» (1998 г.) в г. Брянске, на Всероссийской научно-методической конференции «Качество образования: проблемы, оценки, управление» (1998 г.) в г. Новосибирске, на I Международном конгрессе-выставке «Образование — 98» (1998 г.) в г. Москве, на IX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (1998 г.) в г. Троицке, на II Межвузовской научно-практической конференции «Совершенствование теории и методики обучения физике в системе непрерывного образования» (1998 г.) в г. Тамбове, на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики» (1998 г.) в г. Туле, на выставке «Информационные технологии в образовании» (1999 г.) в г. Москве, в учебном пособии «Современный учебный физический эксперимент» (1999 г.).

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, проведенный анализ и сравнение областей физика и технология позволил нам определить методы и способы построения лабораторных работ для совместного выполнения учащимися и выбора технологических проблем и задач для последующего их разрешения учениками на физических практикумах.

Исходя из того, что по своей сущности физика является наукой предметной, а технология — деятельностной, построение лабораторных работ основано на исследовании школьниками 7−9 классов сути рассматриваемого физического явления, процесса или закона, «открытии» для себя информации об их применении в технологических процессах и «добыче» и приведении других примеров использования исследуемого физического явления в технологии. Иными словами, каким образом с помощью данного физического закона или явления человечество, учащийся может контролировать и преобразовывать мир.

Выбор тем технологических проектов для их разрешения учениками 10 -11 классов на физических практикумах связано с решением реальных технологических проблем и задач через законы и явления физики, положенные в их основу. Предлагая школьникам реальные технологические проблемы и задачи, мы, тем самым, предоставляем им возможность разобраться в том, на каких физических явлениях и законах основана преобразующая деятельность человека, практические технологии.

Проведенная опытно-экспериментальная проверка и оценка уровня сформированности технологической культуры личности школьников на уроках физики, показала, что:

— применение педагогической технологии обучение в сотрудничестве позволяет сформировать ряд критериев и составляющих технологической культуры личности школьников 7−9 классов, выполняющих лабораторные работы в рамках физического практикума с использованием измерительно-вычислительного комплекса ИВК-З/Э;

— при выполнении учениками 10−11 классов технологических проектов, основанных на решении технологических проблем и задач, у них формируются и развиваются ряд критериев технологической культуры, которые не были сформированы при обучении в сотрудничестве;

— наибольший прогресс при формировании технологической культуры личности школьника на уроках физики происходит у, так называемых, средних учеников;

— последовательное применение новых педагогических технологий: обучения в сотрудничестве и метода проектов позволило осуществить поэтапное формирование технологической культуры личности школьника на уроках физики;

— использование новых педагогических и информационных технологий в процессе формирования технологической культуры личности школьника несколько изменяет форму обучения: происходит смещение центра тяжести от классно-урочной формы к групповой и индивидуальной форме обучения.

Поскольку результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о формировании технологической культуры личности школьника, можно сделать вывод о том, что предлагаемый подход к формированию технологической культуры личности школьника более эффективен по сравнению с традиционным. Результаты опытно-экспериментальной проверки и оценки уровня сформированности технологической культуры личности школьника на уроках физики подтвердили исходную гипотезу и доказали, что использование новых педагогических и адекватных им новых информационных технологий при выполнении учащимися лабораторных работ и решении технологических проблем и задач способствует формированию технологической культуры личности школьника на уроках физики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в основном подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу и дало основание сформулировать следующие выводы.

1. Проведенный анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, позволил научно обосновать и определить теоретический статус процесса формирования технологической культуры в личностном развитии. На основе этого мы определяем технологическую культуру как меру и способ творческой самореализации личности во всех видах творческой деятельности и общении, направленных на освоение наиболее эффективных способов и оптимальных методов преобразования материи, энергии и информации в интересах человека, общества и охраны природы.

При этом важнейшими составляющими технологической культуры личности являются: открытие чего-либо ранее для данной личности неизвестного, умения видеть технологические проблемы, выдвигать новые проблемы и самостоятельно находить пути их решения, созидая в процессе движения к цели новый продукт, используя при этом различные источники информацииоригинальность, гибкость, ассоциативность и антиконформизм мышления, предвидение последствий принимаемых решений, последовательное и аргументированное отстаивание своей точки зрения, умения проводить тщательный и всесторонний анализ изучаемых и (или) рассматриваемых физических процессов, явлений и законов и технологических задач, подобрать и использовать имеющееся в наличии оборудование для решения увиденных проблем с последующим упорядочением, систематизацией и структурированием полученных данных и знаний для решения новых проблем.

2. Психолого-педагогические особенности и средства формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики опираются на теорию развивающего обучения, главным элементом которой является совместная деятельность между детьми, а также детьми и взрослыми. В этой совместной деятельности происходит, так называемый, обмен деятельностями как между обучаемым и обучающим, так и между обучаемыми. Этот обмен возможен, осуществляя совместную и (или) кооперативную деятельность при разрешении возникающих технологических проблем и задач путем поиска неожиданных решений, приводящих учеников к выдвижению и постановке новых проблем и задач технологического характера.

Следовательно, необходимость эффективного формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики и, соответственно, полноценное и свободное развитие творческой личности позволила нам сделать вывод о том, что становление, развитие и выявление выделенных критериев и характеристик технологической культуры личности школьника на уроках физики возможно лишь при широком внедрении в процесс обучения физике педагогических технологий, основанных на обучении самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения все новых задач.

Понимая под педагогическими технологиями иерархизированную и упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата, мы отмечаем, что они все более ориентируются на групповую работу учащихся, в ходе которой решаются как задачи индивидуального творческого развития, так и развиваются коммуникативные навыки, способность к кооперативной деятельности. «Я концепция» заменяется на концепцию «Я и мы».

Исследование показало, что среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются обучение в сотрудничестве и метод проектов, использование которых, с одной стороны, позволяют школьникам овладеть наиболее эффективными способами и оптимальными методами преобразования материи, энергии и информации, а с f другой, в процессе совместного обучения осознать, что все, что они познают, они знают, для чего это им надо и где и как они могут эти знания применить. 3. Требования к организации деятельности учащихся в условиях развивающего обучения и дидактические условия формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики основаны на совместном выполнении лабораторных работ и разрешении поставленных перед ними технологических проблем и задач в рамках физических практикумов, что позволяет осуществить поэтапное формирование технологической культуры личности школьника в процессе всего обучения физике.

На начальном этапе обучения физике ученики 7−9 классов, разделенные на равноценные группы по 3 человека, в которой обязательно находится «сильный», «средний» и «слабый» учащиеся, самостоятельно распределяя роли внутри группы, выполняют лабораторные работу и решают творческие задания, предложенные им после выполнения лабораторной работы. Следовательно, использование обучения в сотрудничестве позволяет нам сформировать и развить ряд составляющих и критериев, которые являют собой наличие технологической культуры личности школьника на уроках физики:

• умение видеть проблему;

• самостоятельность поиска решения проблемы;

• умение использовать имеющиеся в наличие и необходимые для решения проблемы физическое оборудование;

• владение технологией работы со средствами новых информационных технологий при выполнении лабораторных работ;

• производить сбор и обработку полученных данных;

• умение самостоятельно учиться;

• умение работать с информацией;

• способность иметь самостоятельную точку зрения и умение ее аргументироватьt предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводысвободно обсуждать физические темы, излагать свои суждения ясно, последовательно, грамотно, ярко.

Метод проектов наиболее эффективно применяется нами в 10 — 11 классах естественно-научного и технического профиля, когда у школьников существует определенный запас знаний по физике, а также экспериментальных умений и навыков, которые они приобрели выполняя лабораторные работы в процессе обучения в сотрудничестве. Разделенные на равнозначные группы учащиеся выполняют технологические проекты двух категорий информационного и исследовательского типа, что позволяет нам сформировать и развить такие критерии технологической культуры личности школьника на уроках физики, как: открытие чего-либо для данной личности ранее неизвестногоумение видеть технологическую проблемусамостоятельность поиска решения технологической проблемыумение производить критический анализ литературысамостоятельность выявления потребности в информационном обеспечении своей деятельности" поиск источников информацииумение подобрать и использовать имеющееся в наличие и необходимые для решения технологической проблемы физическое оборудованиевладение технологией работы со средствами новых информационных технологийсбор и обработка полученных данныхумение упорядочения, систематизации, структурирования данных и знанийоригинальность мышления, т. е. способность смотреть на исследуемое явление или закон не трафаретнолегкость ассоциатирования, предусматривающая способность мысли двигаться и преобразовываться быстро и легкогибкость мышления — способность к преодолению функциональной фиксиро-ванностиантиконформизм мышления — неподчинение общепринятому мнению, умению высказывать свое мнение, отрешаясь от традиционных формвидение и выдвижение новых технологических проблемумение выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач при решении новых технологических проблемсоздание в процессе движения к цели нового продуктапредвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводысвободно обсуждать физические темы и сущность технологических процессов, излагая свои суждения ясно, последовательно, грамотно, яркопоследовательно и аргументировано отстаивать свою точку зренияиспользовать для анализа изучаемых процессов, явлений и законов исследовательские методы, в частности, методы «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов и т. д.

4. Вследствие того, что одним из проявлений педагогических технологий на данном этапе являются новые информационные технологии, учебный физический эксперимент, через который осуществляется формирование технологической культуры личности школьника на уроках физики, в настоящее время развивается в трех направлениях: а) модернизация традиционного метрологического оборудования для выполнения демонстрационного и лабораторного физического экспериментаб) моделирование физических процессов с помощью компьютерав) использование интерфейсных блоков, сопрягаемых с ЭВМ, и датчиков физических величин для демонстрационного и лабораторного учебного физического эксперимента. Наиболее эффективным является третье направление, поэтому при формировании технологической культуры мы применяем измерительно-вычислительного комплекса ИВК-З/Э при выполнении учащимися лабораторных работ и решении технологических проблем в рамках физических практикумов.

Методика формирования технологической культуры личности школьника на уроках физики основана на разрешении учениками поставленных перед ними технологических проблем и задач и выполнении лабораторных работ в рамках физических практикумов. Исходя из того, что по своей сущности физика является наукой предметной, а технология — деятельностной, построение лабораторных работ основано на исследовании учащимися 7−9 классов сути рассматриваемого физического явления, процесса или закона, «открытии» для себя информации об их применении в технологических процессах и «добыче» и приведении других примеров использования исследуемого физического явления в технологии. Иными словами, каким образом с помощью данного физического закона или явления, человечество, учащийся может преобразовывать и контролировать мир.

Выбор тем технологических проектов для их разрешения учениками 10 -11 классов на физических практикумах связано с решением реальных технологических проблем и задач через законы и явления физики, положенные в их основу. Предлагая школьникам реальные технологические проблемы и задачи, мы предоставляем им возможность разобраться в том, на каких физических явлениях и законах основана преобразующая деятельность человечества, практические технологии.

Поскольку результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о формировании технологической культуры личности школьника, можно сделать вывод о том, что предлагаемый подход к формированию технологической культуры личности школьника более эффективен по сравнению с традиционным. Результаты педагогического эксперимента подтвердили исходную гипотезу и доказали, что использование новых педагогических и адекватных им новых информационных технологий при выполнении учащимися лабораторных работ и решении технологических проблем и задач способствует формированию технологической культуры личности школьника на уроках физики.

В процессе исследования гипотеза, в основной своей части, подтвердилась.

Наше исследование является лишь одним из подходов к разработке сложнейшей проблемы формирования технологической культуры. Очевидно, более подробного изучения требуют содержание и организация процесса формирования технологической культуры личности не только на уроках физики, но и в системе естественных и технических наук, в рамках осуществления непрерывной подготовки специалистов физического и технологического профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение филос., методол. и конкретно-науч. подходов к проблеме индивида) М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  2. Автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ. М.: Знание, 1982. — 98 с.
  3. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та 1988. — 236 с.
  4. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  5. А.С. Россия: критика исторического опыта. В трех томах. М.: ФО СССР, 1991. Том!-318 с.
  6. А.С. Россия: критика исторического опыта. В трех томах. М.: ФО СССР, 1991. Том Ш. Социокультурный словарь. — 470 с.
  7. Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. — 446 с.
  8. Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство. Лига, 1994. — Т. 1. — 356 с.
  9. В.П. Программированное обучение (Дидакт. основы). М.: Наука, 1970. — 300 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  11. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 13. — 608 с.
  12. Болыпая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. j М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25. — с. 537. 1
  13. Р.А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. -270 с.
  14. С.И. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1956, т. IV. — 470 с.
  15. В.А. Технические средства. Минск: Вышэйная школа, 1987. — 245 с.
  16. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. — 333с.
  17. Ю.А., Чудинский P.M. Новые информационные технологии в процессе подготовки учителя. // Педагогические проблемы в контексте многоуровневой системы образования: Материалы Второй регион, науч.-практ. конф. -Липецк, 1997. С. 113−115.
  18. Ю.А., Чудинский P.M. Современная учебная физическая лаборатория // Сб. тез. докл. IV учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». // Под ред. М. Б. Шапочкина. М., 1997. — С. 48−49.
  19. Ю.А., Чудинский P.M. Современная технология выполнения лабораторных работ по разделу «Тепловые явления». // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. и метод, работ. Глазов, 1998. Вып. 5. — С. 64−67.
  20. Ю.А., Чудинский P.M. Формирование технологической культуры личности школьника через физический эксперимент. // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. трудов. Глазов-СПб., 1999. Вып. 8. — С. 4−7.
  21. JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  22. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 246 с.
  23. А.И. Политехническая направленность курса «Технические средства обучения»: Автореф. дис. канд.пед.наук. М.: МГПУ, 1985. — 14 с.
  24. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. — 432 с.
  25. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Наука, 1992. — 336 с.
  26. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. / Перевод с англ. А. Н. Полюдова, В. А. Панченко. М.: Мир, 1990, ч. I. — 349 с.
  27. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. / Перевод с англ. А. Н. Полюдова, В. А. Панченко. М.: Мир, 1990, ч. П. — 399 с.
  28. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  29. Дж.К. Методы проектирования. / Пер с англ. Т. П. Бурмистровой, И.В. Фриденберга- Под ред. В. Ф. Венды, В. М. Мунипова. М.: Мир, 1986. — 326 с. f
  30. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1998. — 230 с.
  31. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. / Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
  32. Дик Ю.И., Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидакт. материал: 9−11 кл. / Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1993. — 208 с.
  33. Дрига И.И., Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  34. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Информатика и образование, 1992, № 5−6, с. 3−13.41.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  35. П.А. Методика преподавания физики в средней школе. Пособие для учителей. Л.: Учпедгиз, 1954. — 552 с.
  36. П.А. Лабораторные занятия по физике в средней школе, ч.1. Л.: Учпедгиз, 1955. — 324 с.
  37. В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ, 1987. — 89 с.
  38. В.А., Ревунов А. Д. Электронно-вычислительная техника в обучении физике в школе. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  39. В.Н. Религия революции и гибель культуры. Париж: YMCA PRESS, к 1987.- 139 с.
  40. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения Щ (материалы лекций, прочит, в Политехи, музее на фак. программир. обучения).
  41. Вып. 2.-М.: Знание, 1972. 88 с.
  42. Использование новых информационных технологий в учебном процессе кафедр физики и математики. // Тезисы докл. четвертого международ, совещания-семинара. Часть I-III. Ульяновск: УлГТУ, 1997.
  43. С.Е., Назаров Н. Н., Смирнов А. В. Современный школьный физический кабинет. // Физика в школе, 1994, № 2, с. 66−68.
  44. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 365 с.
  45. И.К., Кикоин А. К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1992.- 192 с.
  46. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ педагогического опыта. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  47. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  48. Компьютерно-измерительный комплекс Philip Harris. www. school, edu. ф ru/int/ soft/ phl.html.
  49. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя. / Под ред. * Е. С. Полат. — М.: ИСО РАО, 1995. — 168 с.
  50. А.С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. Л.: ЛГПИ, 1989. — 324 с.
  51. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе. / Авт.: П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В.Д. Симо-ненко, Ю. Л. Хотунцев. // Школа и производство, № 1, 1999, с. 5−12.
  52. Т.А. Экспериментальные задачи как элемент расширения лабора-а торно-экспериментального практикума по физике. // Проблемы учебного физи-- ческого эксперимента: Сб. научн. и метод, работ. Глазов, 1998. Вып. 5. — С. 79. f
  53. С.И. Основы применения средств обучения в профтехучилищах -М.: Высшая школа, 1986. 159 с.
  54. Ю.А., Мансуров А. Н., Птицина Н. Г., Сперантов В. В., Стручков В. В. Лабораторный практикум по общей физике: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. ин-тов. / Под ред. Е. М. Гершензона, Н. Н. Малова. -М.: Просвещение, 1985. 351 с.
  55. С.В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагогических институтов и слушателей ИПК и ФПК. Ростов н / Д., 1995. Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. — 165 с.
  56. Лабораторный практикум по физике. / Под ред. К. А. Барсукова, Ю.И. Ухано-ва. М.: Высшая школа, 1988. — 348 с.
  57. Лаборатория L-микро. www.school.edu.ru/int/soft/lml.html.
  58. Д.А. Культура: понятие и существование (материалы к лекциям по философии культуры). Воронеж: изд-во Воронежского педуниверситета, 1996. — 100 с.
  59. В.И. Маркс. Энгельс. Марксизм. ОГИЗ. — Госполитиздат, 1941. — 464 с.
  60. П.С. Проектирование по «Технологии». // Школа и производство, № 3, с. 15−19.
  61. Л.В. Возможна ли эволюция Homo Sapiens? // Общественные науки и современность, 1994, № 6, с. 147−154.
  62. Л.В. Семантическая Вселенная. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1994, № 2, с. 3−18.
  63. Малая Советская Энциклопедия. / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: Советская энциклопедия, 1960. — 1216 стлб.
  64. JI.И. Полное собрание трудов. Т. III. М.: Изд. АН СССР, 1950.-423 с.
  65. . Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. — 192 с.
  66. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  67. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  68. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, № 3, 1997, с. 20−27.
  69. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. / Под общ. ред. Е. С. Полат. М.: ИОСО РАО, 1997.- 127 с.
  70. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1992. — 955 с.
  71. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. -191 с. 81,Осипова Е. Систематизация программных педагогических средств. // Наука и школа, 1998, № 2, с. 55−56.
  72. К.И. Из опыта организации лабораторного практикума. М.: Учпедгиз, 1956. — 88 с.
  73. А.В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 7 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  74. А.В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  75. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  76. А.А. Практикум по физике в старших классах средней школы. -М.: Учпедгиз, 1951. 195 с.
  77. А.А. Практикум по физике в средней школе. /Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. — 256 с.
  78. А.А., Зворыкин Б. С. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. Руководство для учителя. М.: Учпедгиз, 1956. — 200 с.
  79. Е.С. Проблемы образования в канун XXI века. // Эйдос, 1998, № 1, с. 1−3.
  80. Практикум по физике в средней школе. / Под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика. -М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  81. Практикум по физике в средней школе: Дидакт. Материал. / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, О. Ф. Кабардин. / Под ред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, 1977. — 192 с.
  82. М.М. Дневник писателя 1931−1932 // Октябрь. / Сост., предисл. и коммент. Ю. А. Козловского. -М.: Правда, 1990. 478 с.
  83. Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. и метод, работ. -Глазов, 1996. Вып. 2.-112 с.
  84. Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных и методических работ. Глазов, 1996. Вып. 3. — 108 с.
  85. Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. и метод, работ. -Глазов-СПб, 1998. Вып. 6. 104 с.
  86. Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. и метод, работ. -Глазов-Спб, 1999. Вып. 7. 104 с.
  87. Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. и метод, работ. -Глазов-Спб, 1999. Вып. 8. 104 с.
  88. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Сост. Дик Ю. А., Коровин В. А. М.: Просвещение, 1994. — 287 с.
  89. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  90. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  91. В.Г. Проблемы компьютерного обучения. М.: Знание, 1986.
  92. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. //Вопросы философии, 1994, № 4, с. 14−34.
  93. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994. -205 с.
  94. И. Эксперименты по физике с использованием компьютерной лаборатории Philip Harris. // Наука и школа, 1998, № 2, с. 52−53.
  95. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 703 с.
  96. И.М. Методика подготовки учащихся к практикуму по физике, «Известия АПН РСФСР», вып. 106. М.: изд. АПН РСФСР, 1959, с. 149−164.
  97. В.А. Об оценке эффективности педагогического процесса. // Педагогическая информатика, 1994, № 2, с. 23−27.
  98. К.А. Человек как творение и творец культуры. // Вопросы философии. 1987. -№ 6, с. 132−138.
  99. ПЗ.Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993, с. 13.
  100. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 308 с. — с. 36.
  101. В.А., Руденко Н. Г. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя. // Педагог, 1998, № 3, с. 1−5.
  102. Словарь терминов школьного оборудования. Проект для обсуждения. / Под ред. С. Г. Шаповаленко. М.: НИИ ШОТСО, 1980.
  103. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 686 с.
  104. А.В. Средства новых информационных технологий в обучении физике. М.: Прометей, 1996. — 184 с.
  105. А.В. Технические средства обучения на базе современных информационных технологий. // Наука и школа, 1996, № 1, с. 17−18.
  106. Современный учебный физический эксперимент: Учебное пособие / Авт.: Ю. А. Воронин, P.M. Чудинский, И. Т. Бовин, Ю. Е. Сахаров. Под ред. Ю. А. Воронина. Воронеж: Изд-во Воронеж.пед.ун-та, 1999. — 295 с.
  107. В.И., Вербицкая С. Б., Лабунская Н. А. Разработка и применение дидактических средств в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1986. — 159 с.
  108. Сопряжение датчиков и устройств ввода данных с компьютерами ЮМ PC: Пер. с англ. / Под ред. У. Томпкинса, Дж. Уэбстера. М.: Мир, 1992. — 592 с.
  109. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1982. — 286 с.
  110. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пискуно-ва, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  111. O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. Учеб пособие для слушателей ФПК. / Моск. гос. ун-т и др. М.: Изд-во МГУ, 1986. -203 с.
  112. B.C. Применение технических средств в учебном процессе средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1979. — 151 с.
Заполнить форму текущей работой