Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономическая безопасность региона в условиях инновационного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ этих показателей в регионах России указывает на опасную и весьма медленно уменьшающуюся дифференциацию между регионами и группами населения. Продовольственной безопасности угрожает высокая доля импорта мясо-, молоко-, рыбопродуктов, а также овощей, особенно в наиболее развитых регионах (эта доля сократилась в 2000;2004 гг., но затем снова стала расти), недостаточность ресурсов основных… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1 Социально-экономическая безопасность региона и её слагаемые 8 в современных условиях
    • 1. 1. Социально-экономическая безопасность, её слагаемые и показа- 8 тели
    • 1. 2. Изменение структуры региональной безопасности при переходе 21 к инновационному развитию
    • 1. 3. Возрастание роли социальных факторов конкурентоспособно- 44 сти и безопасности региональной экономики
  • Гл. 2 Продовольственная безопасность региона и пути её повышения
    • 2. 1. Продовольственная безопасность региона и ее индикаторы
    • 2. 2. Пути повышения продовольственной безопасности региона
  • Гл.З Транспортная безопасность региона в современных условиях
    • 3. 1. Дорожно-транспортная безопасность региона и её показатели
    • 3. 2. Комплексное развитие транспорта — основное звено повыше- 120 ния дорожно-транспортной безопасности
    • 3. 3. Модернизация регионального и внутригородского дорожного 127 хозяйства
    • 3. 4. Реорганизация системы управления транспортным комплекс- 131 ном и движением транспорта в городах
    • 3. 5. Создание современной системы сбора и транспортировки отхо- 135 дов производства и потребления

Социально-экономическая безопасность региона в условиях инновационного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономическая безопасность страны и её регионов определяет устойчивость их развития и угрозу многообразных политических и экономических рисков, от которых зависит социальный, инновационный, инвестиционный и деловой климат. В 90-х гг. эти риски резко усилились, но в последние годы в России достигнута социально-экономическая стабилизация. Прёодолён спад производства, развитие экономики переориентируется на внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Укрепляются позиции России как энергетического лидера Евразии, её отношения со многими зарубежными странами. Политическая стабильность предотвратила угрозу распада России, модернизация армии укрепляет её оборонную безопасность. Все эти аспекты социально-экономической безопасности исследованы в ряде работ.

Переход от стабилизации к экономике развития, основанной на создании и эффективном использовании новых знаний, приоритетном развитии человеческого капитала порождает новые проблемы. Экономика России пока ещё остаётся ресурсной, а не инновационной, зависит от непредсказуемой конъюнктуры на внешних сырьевых рынках. Из-за слабости и несистемности региональной политики угрожающих размеров достигла социально-экономическая дифференциация российских регионов, предпосылки для устойчивого развития многих из них, особенно расположенных на Дальнем Востоке, в Сибири, республиках Северного Кавказа, в аграрной зоне Центральной России всё ещё не созданы. Это определяет актуальность темы исследования.

Его цель — развитие концепции региональной социально-экономической безопасности в условиях перехода к инновационной экономике, экономике знаний.

Эту цель конкретизируют следующие задачи исследования:

— уточнить содержание понятия «социально-экономическая безопасность» и её слагаемых в условиях глобализации и информатизации экономики;

— развить концепцию оценки социально-экономической безопасности регионов России в условиях перехода от стабилизации к инновационному развитию;

— обосновать основные направления совершенствования управления социально-экономической безопасностью регионов в условиях административной реформы;

— определить индикаторы оценки и пути развития управления продовольственной безопасностью российских регионов в современных условиях;

— развить представление о системном управлении региональной дорожно-транспортной безопасностью как интегративной категорией.

Объект исследования — социально-экономическая безопасность российских регионов в условиях перехода от ресурсной к инновационной экономике.

Предмет исследования — управление региональной социальной, экономической, инновационной, продовольственной и дорожно-транспортной безопасностью в современных условиях.

Степень разработанности проблемы. Концепция экономической и социальной безопасности представлена в работах Г. В. Дваса, В.А. Дворян-кова, А. Г. Зельднера, Е. Б. Завяловой, М. А. Горенбургова, A.JI. Медведева, С. И. Максимова, В. К. Сенчагова, И. В. Васильевой, Т. А. Голиковой, Л. И. Рубцовой, Ю. И. Сизова, Е. Б. Смирнова, В. Б. Фраймовича, Д. В. Шопенко, О. В. Бушуева и других авторов.

Вопросы дорожно-транспортной безопасности рассмотрены в публикациях Е. В. Будриной, А. Г. Будрина, B.C. Лукинского, А. Э. Горева, Е.И.

Зайцева, Г. А. Кононова, A.B. Ковтуна, Е. А. Королёвой и E.H. Чекуновой, А. Е. Рубцова.

Продовольственная безопасность исследована в работах В. И. Афанасьева, B.C. Балабанова, E.H. Борисенко, А. З. Гордеева, Е. А. Савицкой и ряде других.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ исследований по теории социально-экономической безопасности показал, что её определение в условиях перехода российской экономики от фазы восстановления и стабилизации к инновационному развитию нуждается в уточнении и конкретизации.

Среди слагаемых региональной социально-экономической безопасности выделяется институциональная, экономическая, энергетическая, инновационная, дорожно-транспортная, экологическая, продовольственная, финансовая и социальная. Социально-экономическая безопасность региона определяет его инновационный и деловой климат, инвестиционные риски и рейтинг, конкурентоспособность, качество экономического роста и устойчивость регионального развития. Эти взаимосвязи исследуются на материалах региональной статистики 2004;2006 гг.

2. Переход от ресурсного к инновационному развитию изменяет содержание и задачи обеспечения экономической, энергетической, инновационной, экологической и финансовой безопасности региона, а также систему соответствующих индикаторов. В диссертации уточняется определение этих слагаемых региональной безопасности, индикаторы их оценки, пути обеспечения безопасности российских регионов в современных условиях.

При этом региональные комплексы рассматриваются как сложные организационно-технические и социотехнические системы, включающие материально-техническую базу, кадровое обеспечение и обслуживающие структуры. Управление различными слагаемыми региональной безопасности основано на системном подходе.

3. В диссертации исследованы новые тенденции, связанные с возрастанием роли социальных факторов безопасности, конкурентоспособности и устойчивого развития регионов. Предложено определение социальной и институциональной безопасности, уточнен перечень характеризующих их показателей.

Основой совершенствования управления социальной и институциональной безопасностью регионов является разработка, законодательное утверждение и исполнение социальных стандартов, устанавливающих минимальный и гарантируемый местной властью уровень доходов, потребления и качества жилищных, коммунальных, образовательных, здравоохранительных, культурных, торговых, транспортных и институциональных услуг, оказываемых региональными и муниципальными организациями и учреждениями.

4. Продовольственная безопасность региона — наличие в регионе ресурсов, достаточных для бесперебойного снабжения населения базовыми видами продовольствия по нормам прожиточного минимума (пороговая безопасность) и рациональным нормам питания (безопасность по социальным стандартам). Анализ показателей продовольственной безопасности на макро-, мезои микроуровне показал, что в регионе её характеризуют 1) объем потребления хлебопродуктов, мяса и мясопродуктов, молока и молокопро-дуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, растительного масла, сахара, картофеля, овощей и бахчевых, фруктов и ягод в год на человека- 2) объем потребления в % по отношению к нормам прожиточного минимума и социальным стандартам- 3) дифференциация душевого потребления продовольствия по социальным группам- 4) запасы зерна и других базовых видов продовольствия в днях и в % к годовому потреблению- 5) доля импорта продовольствия в его совокупном потреблении по различным продуктовым комплексам- 6) объем поставок из других регионов по отношению к собственному производству- 7) объем производства конечного продукта АПК в расчёте на душу населения и ёгб динамика.

Анализ этих показателей в регионах России указывает на опасную и весьма медленно уменьшающуюся дифференциацию между регионами и группами населения. Продовольственной безопасности угрожает высокая доля импорта мясо-, молоко-, рыбопродуктов, а также овощей, особенно в наиболее развитых регионах (эта доля сократилась в 2000;2004 гг., но затем снова стала расти), недостаточность ресурсов основных видов сельхозпродукции (кроме продовольственного зерна, масличного сырья, а в отдельные годы — сахарной свёклы) для обеспечения потребностей населения большинства регионов в продовольствии, несоответствие пищевой ценности (витаминов, микроэлементов, калорий) и особенно структуры питания ряда групп населения депрессивных регионов и микрорегионов рациональным и даже минимальным нормам.

Анализируется классификация регионов РФ по обеспеченности собственным продовольствием и покупательной способности населения.

5. К числу главных направлений повышения продовольственной безопасности российских регионов относится: 1) интенсивное развитие и повышение конкурентоспособности АПК по отношению к импорту на базе развёрнутой оценки природно-климатического и производственного потенциала региона- 2) увеличение реальных располагаемых доходов населения, особенно его социально уязвимых групп на основе повышения квалификации, занятости и производительности труда, а также целевого обеспечения социальных учреждений, учебных заведений, малоимущих семей- 3) содействие экспорту продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью, а не сырья, подлежащего переработке в России, широкое использование нетарифных методов регулирования импорта- 4) государственная поддержка цен на сельхозпродукцию с помощью создания резервных фондов, субвенций на развитие инфраструктуры и кредитование сельхозпредприятий, компенсации диспаритета цен на сельхозпродукцию и ресурсы для её производства- 5) развитие региональных кластеров по производству продовольствия, в т. ч. в северных регионах.

6. Дорожно-транспортная безопасность региона — способность его транспортной системы удовлетворить спрос населения, хозяйственных субъектов и государственных организаций на перевозки грузов и пассажиров при обеспечении их безопасности, высокого качества услуг и рационального расходования средств.

В диссертации предложена система показателей региональной дорожно-транспортной безопасности и проведён их анализ по регионам РФ в сопоставлении с зарубежными странами, выявлены новые условия и тенденции развития дорожно-транспортного комплекса в последние годы.

Особое внимание уделено развитию автотранспортного комплекса в условиях резкого увеличения числа предприятий, особенно мелких, осуществляющих грузовые перевозки, формирования крупных транспортно.

148 экспедиторских холдингов, усиления конкуренции иностранных перевозчиков. Анализируется загруженность дорог и их состояние в Северо-Западном ФО, динамика цен на перевозки в условиях монополизации транспортной инфраструктуры.

Обобщается опыт координации развития различных видов транспорта и разработки концепции развития транспортно-логистического комплекса в регионах, в частности, в Санкт-Петербурге с учётом изменения конкурентной обстановки в сфере морских, речных, железнодорожных, авиационных перевозок, поэтапного отделения государства от производства транспортных услуг и собственности на подвижной состав.

7. Повышение дорожно-транспортной безопасности региона предполагает завершение разделения мезоэкономических и микроэкономических функций управления транспортным комплексомсоздание региональных и городских органов управления движением, системы логистических центровпередачу регионам ряда функций управления объектами региональной транспортной инфраструктуры, которые не подлежат приватизацииразвитие государственно-частного партнёрства в сфере транспортного строительства и эксплуатации объектов инфраструктурырационализацию структуры внутригородских перевозок и формирование системы автоматизированного управления движением.

На материалах Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов проведён анализ основных тенденций развития региональных транспортных систем и их воздействия на безопасность движения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Римская декларация по Всемирной продовольственной безопасности // АПК:
  2. АПК: экономика, управление.- 1997. № 12. С.43−48.
  3. JI. Россия. Поиск самоопределения: Очерки М.: Экономика, 2002.
  4. С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой. СПб, 1998.
  5. Аспекты потребительского бюджета // Проблемы прогнозирования. 1995. № 6.
  6. В.И. Импорт продовольствия и финансовые проблемы сельского хозяйства. Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы.- М.: Экономика, 2002.
  7. .Д., Берендеева А. Б., Гусев И. Ю. Социальная роль промышленности в регионе // Вопросы статистики. -2005. № 11.
  8. B.C. Продовольственная безопасность (Международные и внутренние аспекты). М. Экономика, 2000.
  9. Н.В., Ковров Р.С, Павлова СП. Оценка инновационного потенциала региона М., 2004.
  10. А. Производство и потребление зерна // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. № 5.
  11. О. С. Ченко И.Б. Экономическая безопасность и ее роль в обеспечении общественного благосостояния. 2003.
  12. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.
  13. И. Россия. Экономика. Безопасность. М., 1996.
  14. E.H. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы М.: Экономика, 1997.
  15. Е.В., Будрин А. Г., Лукинский B.C. и др. Развитие транспорта и логистики: выявление и оценка синергетических эффектов. СПб.: ГИЭУ, 2006.
  16. Е.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М.-Рязань, 2002.
  17. С.Д. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. М.:Изд. СФ, 1998.
  18. Н.П., Азлиев М. Н., Урсул А. Д. Экономическая безопасность институциональный подход. М.: изд-во МГУ, 2000.
  19. Т.Р. Экономические аспекты утилизации твердых бытовых отходов // Вестник МГУ, Сер.6. 1998.-№ 11.
  20. Я.Д., Лозинский СВ, Взаимосвязь коэффициента враждебности окружающей среды с местным территориальным окружением.// Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1.
  21. В.П., Чернышева Е. А. Некоторые принципы формирования региональных экологических фондов (на примере территории Иркутского Прибайкалья).// Вести. Иркут. гос. экон. акад.- 1998. № 15.
  22. O.A. Городское хозяйство как объект институциональных преобразований. СПб., 2006.
  23. Я.Д., Измалков JI.B. У правление безопасностью специальных и экономических систем //Вестн.Гос. Цит-Угцэавл, М., 2000, № 1.
  24. Вопросы инновационной политики экономической безопасности деятельности предприятий (под ред. Олейникова Е.А.).М., 1992.
  25. В.А. Региональная экономика (концепция, функции и развитие). СПб, 1993.
  26. А., Черняков Б. Некоторые аспекты продовольственной проблемы мира // Вопросы экономики. 2001. № 6.
  27. А., Черняков Б. Некоторые аспекты продовольственной проблемы мира.// Вопросы экономики. 2001. № 6.
  28. A.B. Продовольственное обеспечение России (Вопросы теории и практики). М: Колос, 1999.
  29. А.Э. Информационные технологии в управлении информационными системами. СПБ.: .СПБГИЭУ, 2004.
  30. В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2002.
  31. М.А., Медведев A.C. Стратегическое планирование в регионе. СПБ, СПБ ГИЭУ, 2006.
  32. М. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект//МА и МО. 2006. № 5.
  33. О. Московский опыт социальной поддержки населения.// Экономист. 2005. № 5.
  34. Р. К разработке методолого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России// Российский экономический журнал. 2003. № 7.
  35. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона. Теория и практика. М.: Наука, 1996.
  36. В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.
  37. Г. В. Механизм Реализации государственной политики устойчивого социально-экономического развития региона. СПб.: СПб. ГИЭУ, 2003.
  38. В.А. Экономическая безопасность: Теория и реальность угроз -М., 2000.
  39. М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003.
  40. Демографический ежегодник России: Стат сборник / Госкомстат России.- М, 2001.
  41. Ю.С. Региональная политика и управление. М.: РАГС, 1998.
  42. Е.Г. Коллизии становления многоукладное&trade- аграрного сектора экономики//. Рос.эконом. журнал.1999. № 56.
  43. Ефимова Е. Г Концессии в транспортной инфраструктуре: зарубежный опыт ироссийская практика.
  44. Е.Б. Экономическая безопасность РФ М.: МГИМО, 2004.
  45. Е.К., Лукицкий B.C. и др. Логистика автомобильного транспорта. М.: Финансы и статистика, 2004.
  46. Е.И. Устойчивое развитие стран СНГ: теоретическая характеристика и система индикаторов // Вестник СпбГУ, сер5, 2004, № 1.
  47. М.А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения региона.// Регион экономика и социология. Новосибирск. 2006. № 1.
  48. И. Управление отходами на уровне регионов: Состояние, тенденции и перспективы.// Бизнес- Информ Харьков. 1998. № 13−14 (июль) — № 15 (авг.) — № 17−18 (сент.).
  49. A.B. Основы теории формирования транспортно логистических центров регионов. Самара, 2004.
  50. A.B. Экономическая безопасность: Учеб. Пособие для вузов. М., 1999.
  51. Конкурентоспособность и модернизация экономики В 2-х томах / под. ред. Е. Г. Ясина. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  52. Г. А. и др. Экономика автомобильного транспорта М.: Академия, 2005.
  53. Королева Е, А., Чекунова Л. Н. Организация международных транспортных систем. СПб, СП б ГУВК, 2005.
  54. М.Д. Народосбережение как основа стратегии региона.// Вопросы экономики.2005.№ 5.
  55. Ю.В. Инфраструктура как бизнес.// Экономист. 2003. № 45.
  56. Кузьминов Я, Радаев В., Яковлев А. Институты: от заимствования к выращиванию // Вопросы экономики. 2005. № 5.
  57. A.A. Экологически безопасное устойчивое экономическое развитие: возможные показатели.// Веста. СпбГУ, Сер.5. 1887. Вып.4.
  58. Р.П., Бурмистрова И. К. Новые подходы к анализу результатов обследования бюджетных семей// Вопросы статистики. 2000. № 3.
  59. А.Е., Слуцкий Е. Г. Социальные резервы регионального развития СПб., 2006.
  60. Д. Новая экономическая политика в России должна быть социально справедливой и нравственной.// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2005. № 6.
  61. С.Н., Васильева И. В., Голикова Т.А.и др. Социальные факторы экономического развития регионов России. СПб, СПб ГИЭУ, 2006.
  62. Т.В., Родионов Д. Г. Формы и методы регулирования сферы услуг в крупнейших городах. Гатчина, 2004.
  63. С.В. Формирование и развитие региональных и макроэкономических инновационных систем. СПб, 2007.
  64. Ю.К. Управление регионами в условиях рыночной экономики. Владивосток, 1992.
  65. A.M. Регионы экономика, стратегия, безопасность. М.: Центрполиграф, 1998.
  66. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности. Екатеринбург, Изд. Уральского университета, 1999.
  67. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности России// Российский экономический журнал. 1999. № 5−6.
  68. Научно-технологическая безопасность регионов России (под ред. А. И. Татаркина, A.A. Куклина). ИЭ УрО РАН, 2000.
  69. H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1995.
  70. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. М., 1987.
  71. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) (под ред. Олейникова Е.А.). М., 1997.
  72. Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: анализ новых возможностей.//Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. 1998. № 4.
  73. Погруба (н) М.Н., Максутов Г. К., Орлова Т. А. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности.// Соц. гуманит. Знаний. 2000. № 3.
  74. Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН, 1995.
  75. Россия в глобализирующемся мире (под ред. Д.С. Львова). М.: Наука, 2004.
  76. А.Е. Стратегия управления транспортным предприятием. СПб, СПб ГИЭУ, 2006.
  77. Е.А. Продовольственная безопасность: вопросы теории и диагностики. Тюмень, 2004.
  78. П. Экономика. М., 1992.
  79. Ф., Батов Г. Проблемы социальной сферы в депрессивном регионе // Экономист. 2006. № 9.
  80. В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6.
  81. В.К. Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Книга 4. М.: Финстатинформ, 2002.
  82. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002
  83. В.К. Экономическая реформа в России. М., 1993.
  84. В.К., Губин Б. В., Иванов Е. А. Долгосрочная стратегия экономической безопасности РФ на период до 2010 г. / в Сб. «Россия в глобализирующемся мире». М.: Наука, 2004.
  85. Ю.И. Экономическая безопасность региона: регионализация, устойчивость бизнеса, стратегия. М.: Наука, 2004.
  86. JI. Обеспечение продовольственной безопасности России при вступлении в ВТО// АПК- экономика, управление .2004. № 12.
  87. Скульская Л.В. К вопросу о соотношении биологических и экономических
  88. Смирнов Б. Б, Васильева Н. В., Голикова Т. А. и др. Региональные факторы экономического роста. СПб., СПб ГИЭУ, 2006.
  89. Д. Вызовы нового века и стратегический ответ России. М.: ИЭ РАН,.2001.
  90. А.Н. Российский экспорт: проблемы и перспективы.// Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2003. № 7 (8533).
  91. Стратегический ответ России на вызовы XXI века (под ред. Л.И. Абалкина). М.: Экзамен, 2004.
  92. А. О продовольственной безопасности государств участников СНГ// Международный сельскохозяйственный журнал.2001. № 3.
  93. А. О продовольственной безопасности и пути ее решения // АПК-.экономика, управление.2001. № 1.
  94. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику./ Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995.
  95. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук.авт.колл.: Д. С. Львов, А. Г. Поршнев М.: Гос. ун-т упр. Отд-е экономики РАН, 2002.
  96. И. Синергетические связи как новая модель организации производства.// МЭИ М0.2000. № 3.
  97. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.
  98. С., Дорнбуш А., Шмалези Р. Экономика. М.: Дело Лтд., 1993.
  99. В. Б., Попков В. Д., Круганин А. А. Организационно-экономические основы управления развитием малых предприятий в административных районах крупных городов. СПб., 2005.
  100. B.C., Мобарская Н. А. Инновационный подход к управлению обращением с твердыми отходами в регионе на основе принципов логистики. СПб.: Итр, 2005.
  101. Д.В., Бушуев О. В. Государственное и муниципальное управление. СПб., СПб. ГИЭУ, 2006.
  102. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта / Под ред. Р. А. Кожевникова, З. П. Межох. И., 2005.
  103. Экономическая безопасность России (тенденции, методология, 154организация).Книга 3. М.: ИЭ РАН, 2000.
  104. Экономическая безопасность России. Общий курс. М.: Дело, 2005.
  105. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки / Под ред Сенчагова В. К. М.: Финстатинформ, 1998.
  106. Экономическая безопасность. Финансы. Банки / Под ред. Сенчагова В. К. -М.:ИЭ РАН, 1996.
Заполнить форму текущей работой