Методические основы прогнозирования развития сервисных услуг в условиях рынка
В процессе рыночных реформ и трансформации системы общественных ценностей российский сервис перешел в разряд престижной сферы деятельности, привлекая в свои ряды высококвалифицированных специалистов и менеджеров. Нельзя не отметить и то, что функционирование предприятий сферы услуг стало осуществляться в условиях достаточно ощутимой конкуренции, а, как известно, конкуренция — это путь к прогрессу. Читать ещё >
Содержание
- ВЖДЕЕПШЕ
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
- 1. 1. РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ в
- СИСТЕМЕ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
- 1. 2. Специфика условий развития объектов сферы услуг в период становления рыночных отношений
- 1. 3. Адаптация зарубежного опыта функционирования сферы услуг к российским условиям
- ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Ы
- 2. 1. Анализ микроэкономических механизмов трансформации сферы услуг
- 2. 2. Индикаторы оценки экономической деятельности предприятий сферы услуг
- 2. 3. Особенности прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг в условиях формирования рыночных отношений
- ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОСЕРВИСНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
- 3. 1. Методические основы и инструментальные средства прогнозирования развития и размещения предприятий автосервиса
- 3. 2. Особенности формирования и прогнозирования развития сети автосервисных услуг в депрессивных регионах (на примере Республики Дагестан)
- ЗАХЛЮЧЕЕШЕ
Методические основы прогнозирования развития сервисных услуг в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Сфера услуг является важнейшим видом хозяйственной деятельности. Если представить экономику страны (региона) в терминах секторного развития, включающую в себя аграрный сектор, индустриальный сектор и сектор сервиса (сфера услуг), то, в зависимости от удельного веса каждого из них в ВВП и в общей й численности занятых, определяется тип ее секторальной структуры, который характеризует тот или иной этап процесса индустриального развития. Принято считать, что на завершающем этапе такого процесса структурных преобразований экономики, по указанным выше показателям, на первом месте должен находится сектор сервиса, на втором — индустриальный сектор, на третьем — аграрный. Действительно, в экономике развитых стран на долю сферы услуг в ВВП приходится до 60−70%. Развитие этого сектора формирует уровень развития экономики страны (региона) в целом, предопределяет перераспределение на этот участок хозяйства новых материальных и трудовых ресурсов.
Сфера услуг имеет свою специфику. В условиях перехода к рынку именно здесь был достигнут определенный экономический рост. Именно в этой сфере в более ранние сроки стали формироваться новые экономические отношения, возникать малые и средние предприятия, основанные на частной ш инициативе. Именно здесь стали внедряться общемировые стандарты оказания услуг.
В процессе рыночных реформ и трансформации системы общественных ценностей российский сервис перешел в разряд престижной сферы деятельности, привлекая в свои ряды высококвалифицированных специалистов и менеджеров. Нельзя не отметить и то, что функционирование предприятий сферы услуг стало осуществляться в условиях достаточно ощутимой конкуренции, а, как известно, конкуренция — это путь к прогрессу.
Более того, совершенствование и развитие сферы услуг позволяет не только удовлетворять возрастающие потребности населения в этих услугах, но и, как следствие обратной связи, способствовать развитию тех отраслей материального производства, которые выпускают продукцию, нуждающуюся в обслуживании и ремонте. Немалую роль может сыграть использование мирового опыта, такого как преди послепродажное обслуживание, информационный сервис, сервис финансово-кредитных услуг и т. п.
Все это предъявляет новые требования к деятельности предприятий служб сервиса, ориентированной на обеспечение качественного удовлетворения растущего спроса населения на различного рода услуги. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании методов прогнозирования развития различных отраслей сферы услуг в новых условиях хозяйствования.
Важность решения данных проблем для предприятий и отраслей сферы услуг, а также недостаточное теоретическое и методическое обеспечение процесса прогнозирования их развития предопределили выбор и актуальность темы исследования.
Целью диссертационной работы являются обоснование теоретических основ, разработка и уточнение методических положений прогнозирования развития сервисных услуг в условиях рынка с более детальной проработкой вопросов применительно к специфике деятельности предприятий автосервиса.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
— выявление специфических особенностей функционирования сферы услуг и ее отдельных отраслей в системе народного хозяйства в переходный период;
— осуществление комплексного анализа и обобщение отечественного и зарубежного опыта хозяйственной деятельности предприятий и отраслей сферы услуг;
— обоснование путей адаптации и направлений развития новых форм организации функционирования сервисных служб на российском рынке услуг;
— исследование с позиций системной методологии базовых положений прогнозирования спроса на услуги сервиса в рыночных условиях хозяйствования;
— разработка методических положений анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг;
— разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию методов прогнозирования развития сервисных услуг применительно к специфике и условиям автосервиса.
Объектом исследования являются предприятия и отрасли сферы услуг Российской Федерации и Республики Дагестан.
Предметом исследования являются принципы, методы и модели прогнозирования развития сферы услуг в условиях рынка.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют научные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в областях организации и управления хозяйственными системами, системного анализа деятельности и прогнозирования развития объектов сферы услуг, экономико-математического моделирования, микроэкономики, развития региональной экономики, среди которых можно отметить А. Аганбегяна, М. М. Албегова, А. Ахмедуева, К. Багриновского, Н. Егорову, М. Завельского, И. Заславского, Б. Карлофа, А. Кашепова, Дж. Кейнса, Г. Клейнера, Я. Корнай, Т. Корягину, Ф. Котлера, А. Котляра, В. Лебедева, В. Лексина, В. Маневича, Р. Норманна,.
Л.Панову, Ф. Прокопова, В. Рутгайзера, С. Смирнова, Л. Сосновскую, Г. Стендинга, А. Хлявича, Р. Шнипера, Я. Ядгарова и др.
При выполнении диссертации использовались методы системного, логического, статистического и сравнительного анализа, экономико-математического моделирования, экспертных оценок и др.
Информационной базой исследования послужили данные Комитета государственной статистики РФ и РД, Министерства бытового обслуживания РД, Министерства экономики РД, а также соответствующие нормативно-правовые положения и справочные материалы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических рекомендаций и инструментальных средств прогнозирования развития сервисных услуг, способствующих более полному удовлетворению потребностей населения на перспективу. ф К числу основных результатов, определяющих научную новизну исследования, относятся следующие:
— определены с позиций системного подхода роль и значение сферы услуг в структуре народного хозяйства страны и региона;
— предложены меры по организационно-экономической адаптации предприятий сферы услуг к колебаниям рыночной конъюнктуры;
— систематизированы показатели комплексной оценки экономического ® состояния предприятий сферы услуг и их положения на рынке;
— сформулированы основные принципы и уточнены методические положения прогнозирования спроса на услуги сервисных служб в условиях рынка;
— разработаны методические основы прогнозирования размещения и развития сети автосервиса в регионе;
— предложена система моделей прогнозирования спроса на услуги автосервиса;
— разработана балансовая модель расчета потребных мощностей автосервисных услуг в регионе.
Апробация результатов исследования. Научно-методические и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались, обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях и семинарах ДГУ, ДГТУ и ИСЭИ ДНЦ РАН. Отдельные положения и выводы исследования были использованы Министерством экономики РД при разработке перспектив развития сферы услуг на территории республики.
Практическая значимость исследования. Теоретические и прикладные результаты исследования могут быть использованы региональными и отраслевыми органами управления, а также предприятиями различных отраслей сферы услуг в процессе формирования стратегии социально — экономического развития.
Объегл и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, включает список использованной литературы и приложения.