Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и эффективное использование ресурсов в социальном обслуживании региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены эффективные организационно-управленческие формы привлечения и использования ресурсов и ресурсосбережения в СО, экономические условия реализации факторов повышения эффективности оказания услуг социальными учреждениями в Республике Татарстан для вхождения их в единую систему аккредитации: инвентаризация на основе установленных индикаторов и стандартов существующей сети учреждений и служб… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и использования ресурсов социального обслуживания
    • 1. 1. Социальное обслуживание в социальной системе государства
    • 1. 2. Ресурсы социального обслуживания
    • 1. 3. Методологические особенности определения эффективности социального обслуживания
    • 1. 4. Ресурсосбережение в учреждениях социального обслуживания
  • Глава 2. Управление ресурсами социального обслуживания
    • 2. 1. Программы развития и оптимизации системы социального обслуживания
    • 2. 2. Система социальных стандартов и индикаторов как элемент управления ресурсами социального обслуживания
    • 2. 3. Энергосбережение как элемент комплексной программы управления ресурсами системы социального обслуживания Республики Татарстан
      • 2. 3. 1. Механизм реализации программы энергосбережения в учреждениях социальной защиты
      • 2. 3. 2. Энергетическая паспортизация учреждений социального обслуживания
  • Глава 3. Новые организационно-экономические формы мобилизации и управления ресурсами учреждений социального обслуживания
    • 3. 1. Инвентаризация учреждений социального обслуживания
    • 3. 2. Стимулирование, мотивация ресурсосбережения в учреждениях социального обслуживания
    • 3. 3. Общественная инициатива, волонтерство (добровольчество), паблик рилейшнз как новые источники ресурсов учреждений социального обслуживания
  • Глава 4. Оценка эффективности деятельности учреждений социального обслуживания
    • 4. 1. Методики оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания

    4.2. Анализ эффективности деятельности центров социального обслуживания населения при оказании платных услуг (на примере отделений социального обслуживания на дому и специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому).

    4.3. Практические проблемы оценки эффективности деятельности социальных служб.

Формирование и эффективное использование ресурсов в социальном обслуживании региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность обозначенной темы определяется ролью и значением социального обслуживания в социальной сфере, в жизни страны, а также государственными социальными стратегиями, необходимостью научного обобщения проходящих в социальной сфере реформ. Учреждения социального обслуживания, выступая в качестве основных производителей и потребителей социальных услуг и товаров, оказывают существенное регулирующее воздействие как на экономику социальной сферы, так и экономику страны в целом. Даже в период глубокого экономического кризиса общество стремится сохранить уровень развития социальной защиты, социального обслуживания, образующих важную часть системы жизнеобеспечения населения. Поэтому спрос, предъявляемый к услугам социального обслуживания, характеризуется стабильностью.

Более того, система социального обслуживания, участвуя в формировании и сохранении трудового потенциала общества — главной ее производительной силы, создает условия для экономического роста, поступательного развития общества. Сохранение достигнутого уровня, его развитие само служит залогом экономического роста. Система социального обслуживания является нравственным критерием экономики и проводимой государством социальной политики.

Система социального обслуживания, являясь неотъемлемой частью социально-экономической структуры страны, в своем развитии подчинена тем же законам, закономерностям. Поэтому и экономический рост, и экономический кризис отражаются на развитии данной системы. Особенностью развития системы социального обслуживания на современном этапе являются постоянное увеличение потребности в необходимых и разнообразных ресурсах, сокращение бюджетного финансирования, возникновение дефицита, ограниченность ресурсов, необходимых для оказания социальных услуг и развития.

Особенностью развития социального обслуживания являются также необходимость сохранения достигнутого уровня, расширение ассортимента услуг и привлечение новых внебюджетных ресурсов. Данные задачи решаются за счет повышения эффективности деятельности социальных учреждений в условиях реорганизации сферы социального обслуживания, ее подчинения задачам, сформулированным на данном этапе экономического и социального развития страны. Этим обусловлены и глубокие реформы, начавшиеся в социальном обслуживании. Между тем, теоретическое обобщение хода реформ, механизмов его осуществления отсутствует. Это обусловливает несогласованность преобразований, несвоевременное или медленное освобождение от старых и не оправдавших себя новых форм, затрудняет создание целостного экономического механизма функционирования социального обслуживания в условиях рыночных отношений.

Особенностью социального обслуживания как отрасли социальной сферы является то, что нет однозначных решений при теоретическом обосновании направлений повышения эффективности социального обслуживания. В большинстве случаев речь идет о целесообразности тех или иных видов затрат. Остается «в тени» действие основных факторов повышения эффективности социального обслуживания: использование новых организационных форм управления, привлечения и системного использования ресурсов, ресурсосбережения, научно-технического прогресса, развития системы материального стимулирования работников, повышения качества государственного регулирования деятельности учреждений и организаций и др.

Особенностью социального обслуживания выступает и территориальный, региональный характер действия большинства факторов повышения его эффективности, что определяется спецификой формирования спроса и предложения услуг, развитостью системы социальных учреждений, структуры и возможностей клиентов и др. Финансирование учреждений данной сферы идет из федерального и региональных бюджетов. В структуре учреждений и организаций социального обслуживания преобладают учреждения субъектной собственности. Поэтому возникает необходимость анализа проблем повышения эффективности социального обслуживания на уровне конкретных регионов, территорий. В этом отношении представляет интерес опыт организации и работы социального обслуживания Республики Татарстан как одного из крупных субъектов Российской Федерации с бездотационным бюджетом. Это и осуществление Программы адресной социальной защиты населения РТ, программ ресурсосбережения, и реализация индикативного планирования, эффективных форм социального обслуживания на уровне местных, муниципальных образований, социальных учреждений.

Изучение проблем повышения эффективности социального обслуживания на примере конкретных регионов наиболее актуально еще и потому, что в современном механизме управления России ведущее место принадлежит органам государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципальной власти. Существующее федеральное законодательство делегировало значительную часть управления социальным обслуживанием субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Важным структурным элементом в управлении и регулировании социального обслуживания выступает обеспечение ресурсами, эффективное их использование — ресурсосбережение. Актуальность рационального использования и сбережения ресурсов признана учеными всех стран и с течением времени будет только возрастать. Связано это со многими причинами, в данном случае с тем, что социально-экономическая деятельность вызывает необходимость наращивания ресурсопотребления. Рост ресурсопотребления в социальном обслуживании вызван также происходящими демографическими изменениями: старением населения, миграционными процессами, снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни и др. Рост ресурсопотребления и необходимость ресурсосбережения связаны с поиском, изучением и анализом новых источников ресурсов, бережливым, максимально эффективным использованием имеющихся ресурсов.

Важно решение проблемы ресурсосбережения как системы социального обслуживания в целом, так и ее составляющих элементов в частностиэкономии потребления топливно-энергетических ресурсов. Потребление энергоресурсов увеличивается по многим причинам: 1) Россия — страна с холодным климатом и самая большая по занимаемой площади, 2) НТП, 3) расширение ассортимента и качества товаров и услуг и др. Эти обстоятельства неизбежно предопределяют больший расход ресурсов, в том числе и топливно-энергетических при прочих равных условиях.

Долгие годы в общественном сознании существовало мнение о дешевизне и неисчерпаемости ресурсов страны, отсутствовали действенные экономические стимулы к их бережливому использованию. В последние годы происходит понимание этого опасного заблуждения. Однако, как и всякий процесс, требующий кардинального изменения общественной психологии, отказа от принятых стереотипов, он идет медленно и трудно.

Особую актуальность вопросы ресурсосбережения имею для эффективного развития системы социального обслуживания, испытывающей постоянный недостаток ресурсов. Поэтому вопрос о рациональном, максимально эффективном управлении ресурсопотреблением, энергопотреблением пусть и не так быстро, но уверенно выходит на первый план. Следует подчеркнуть, что в целом в стране и в этой сфере деятельности в частности предпринимаются определенные шаги в направлении рационального использования ресурсов и ресурсосбережения. Но процессы эти осуществляются медленно.

Современное состояние в области ресурсосбережения можно оценить как период параллельных действий: перевода основных направлений работ от формирования идеологии и нормативно-правовых положений в сферу практической деятельности, последовательной поэтапной отработки технологии «реального ресурсосбережения» по федеральным, региональным и отраслевым целевым программам.

Начала формироваться нормативно-правовая база по ресурсосбережению. Разработаны законы по энергосбережению, как на уровне Российской Федерации (РФ), так и на уровне субъектов и территорий, например, Республики Татарстан (РТ). В рамках законов создана система лимитирования энергопотребления организациями, финансируемыми из федерального бюджета, разрабатывается процесс переноса положительного опыта на бюджетополучателей всех уровней. Одним из направлений ресурсосбережения разрабатывается ресурсосбережение в учреждениях социального обслуживания.

Система Министерства социальной защиты РТ была одной из первых социальных отраслей республики, системы социального обслуживания, которая подняла и начала решать вопрос о рациональном использовании и экономии ресурсов в целом и энергоресурсов в частности. До 1999 г. в системе социальной защиты внимание уделялось в основном экстенсивным факторам развития. Это объяснялось как этапом формирования ее структуры, социальных служб, подбора кадров, освоением и внедрением используемых технологий, так и в целом затратным механизмом подходов к развитию отраслей социальной сферы.

Степень разработанность темы. В отечественной экономической науке анализ вопросов отраслей непроизводственной сферы, сферы обслуживания представлен в работах М. А. Абрамова, Э. М. Агабабьяна, А. А. Астахова, Г. А. Ахинова, Г. Х. Гендлера, Е. Н. Жильцова, С. В. Кадомцевой, С. В. Киселева, В. Е. Козак, В. Е. Комрова, А. И. Кочерги, П. И. Малахинова, А. Г. Новицкого, В. Н. Новикова, В. В. Пациоровского, Ю. В. Пешехова, Д. И. Правдина, М. И. Скаржинского, М. В. Солодкова, В. М. Рутгайзера, М. Н. Федоровой, И. М. Шнайдермана, Л. И. Якобсона и др. Большой вклад в изучение проблем эффективности образования внесли А. В. Дайновский, В. А. Жамин, Г. А. Иванов, С. А. Костанян, Б. М. Ременников, С.Г. — Струмилин, Л. И. Тульчинский и Г. И. Ушаков. Вопросам повышения эффективности здравоохранения посвятили свои труды С. П. Буренков, В. В. Головтеев, В. В. Канеп, М. И. Маламут, Г. А. Попов и М. П. Ройтман. Эффективности бытового обслуживания посвящены работы З. Г. Булатовой, А. И. Горанина, И. Г. Дуденкова. Исследованию проблем жилищно-коммунальнного хозяйства посвящены работы А. С. Садыковой и Л. Б. Шейнина.

Большинство экономистов суть проблемы сводили к вопросу о содержании услуги как формы производительного и непроизводительного труда. Только в начале 80-х гг. началось активное обсуждение вопроса об эффективности как сферы услуг в целом, так и отдельных ее отраслей.

Становление в России в 1991 г. новой сферы деятельности и специальности — социальная работа, института социального обслуживания (принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.)) потребовало анализа деятельности созданных систем. В последние годы активно проводят исследования по теории и практике, методике и методологии социальной работы, социальной защиты, социального обслуживания ученые различных направлений и специальностей: С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. С. Данакина, В. И. Жуков, П. Д. Павленок, A.M. Панов, В.Н. Смирнова-Ярская, А. С. Сорвина, JI.B. Топчий, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.

В тоже время в отечественной экономической науке в дореформенный период не были достаточно раскрыты территориальные, региональные, местные аспекты формирования, развития и повышения эффективности социального обслуживания. Не разработан механизм стимулирования учреждений и организаций, конкретных работников социальных учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней. Поэтому возникла необходимость теоретического осмысления и анализа проблем осуществления изменений в сфере социального обслуживания населения.

В западной экономической литературе эффективность сферы обслуживания рассматривается в системе производства и расширения общественных благ. Механизм функционирования данного сектора экономики исследовался У. Поувеллом, JI. Саламоном, Дж.Ю. Стиглицом и др. В работах этих ученых учреждения, оказывающие платные и бесплатные услуги, рассматриваются в двух плоскостях: платные — как производство частных благ, бесплатные — общественных. В результате исчезает возможность полной оценки эффективности учреждений и организаций социального обслуживания в целом, для которых в большинстве случаев характерна смешанная форма.

Вопросам ресурсосбережения до начала 90-х гг. XX в. в СССР был посвящен ряд работ, что во многом обусловлено директивно планируемой «экономной экономикой». Среди них стоит отметить работы Н. Т. Чуманенко, А. С. Булатова, В. М. Дегтяревой, Г. А. Соколовской, Т. С. Сигаревой, А. Э. Оксанича, Ю. М. Плескачевского. Однако все эти работы связаны с анализом особенностей ресурсосбережения промышленно-производственной сферы. Среди авторов, занимающихся экономикой сферы услуг, вопросы использования ресурсов отражены в работах Г. А. Ахинова, A.M. Бабашкиной,.

Н.А. Волгина, Е. Ш. Гонтмахера, Е. И. Жильцова, Р. А. Фатхутдинова, Якобсона Л. И. и др. Среди работ, в какой-то степени отражающих современные реалии, следует отметить работы Р. Я. Ахмадиева, Г. Ф. Мингалеева, К. А. Альмяшева, А. И. Татаркина и др. Относительно небольшое количество работ посвящено изучению рационального использования энергоресурсов и ресурсосбережения в социальных отраслях, например: «Институциональные механизмы эффективного энергосбережения в учреждениях здравоохранения и образования Ростовской области», выпущенная фондом «Социальные проекты" — Г. А. Балыхина «Управление развитием образования: организационно-экономический анализ" — B.JI. Куракова «Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона» и «Ресурсное обеспечение социальной сферы», К. Н. Новикова «Управленческие ресурсы системы социальной защиты населения» и др.

Цель исследования — раскрыть социально-экономические основы механизма ресурсообеспечения социального обслуживания как отрасли социального жизнеобеспечения и современные тенденции развития эффективного управления ресурсами и ресурсосбережением на уровне экономического субъекта.

В соответствии со сформулированной целью были поставлены следующие основные задачи:

1. Выявить теоретико-методологические особенности развития и функционирования отрасли социального обслуживания, критерии оценки ее эффективности.

2. Раскрыть социально-экономическое содержание ресурсов СО и осуществить их структуризацию.

3. Обосновать объективную необходимость проведения политики ресурсосбережения в СО и применения механизма программного подхода к управлению мобилизацией ресурсов и ресурсосбережением на уровне экономического субъекта.

4. Проанализировать механизм управления энергосбережением учреждений СО.

5. Определить эффективные организационные меры по привлечению ресурсов, в том числе за счет внебюджетных источников, а также по их использованию и ресурсосбережению в СО.

6. Систематизировать факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности учреждений СО, выделив из их числа специфические.

7. Разработать методические подходы к оценке эффективности деятельности социальных служб и провести апробацию данной методики.

Объектом диссертационного исследования являются ресурсы, обеспечивающие функционирование и развитие социального обслуживания.

Предмет исследования — механизм формирования и использования ресурсов отрасли социального обслуживания.

Методы исследования. При выполнении работы, проанализированы, обобщены научные разработки, монографии, статьи значительного числа учёных-экономистов, социологов и других специалистов, посвященные исследованию проблем сферы услуг, сферы социального обслуживания, социальной защиты, социальной работы.

В процессе исследования применены статистические, социологические, монографические и другие методы. В диссертации содержание экономического механизма, экономических отношений, складывающихся в СО, раскрыты путём сравнительного анализа. Структура работы соответствует восхождению от абстрактного анализа сущности ресурсов СО и оказания социальных услуг, эффективности использования и ресурсосбережения к разработке конкретных предложений по совершенствованию территориального и отраслевого механизма организации ресурсной базы СО.

Информационным источником явились данные Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства социальной защиты РТ, Министерства экономики и промышленности РТ, территориального органа.

Федеральной службы государственной статистики по РТ, учреждений социальной защиты РТ, результаты инвентаризации и энергетические паспорта учреждений социальной защиты РТ. В работе обобщён и проанализирован значительный объём фактического материала, научные доклады и публикации международных и российских конференций, отчетные и прогнозные данные, результаты научных исследований и практических разработок, выполненных при участии автора.

При проведении анализа использовалось действующее законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СО и вопросы ресурсосбережения на федеральном и на региональном уровне.

Научная новизна работы состоит в обосновании следующих методологических и концептуальных положений развития социального обслуживания:

• теоретически обоснованы особенности и роль СО как важной и самостоятельной части социальной системы. Показано, что эффективное функционирование и развитие отрасли, качество оказываемых услуг СО определяются спецификой ресурсообеспечения, в первую очередь, на уровне региона, конкретной территории, учреждения СО;

• дана развернутая характеристика социально-экономической структуры, особенностей, источников и факторов формирования основных видов ресурсов СО: финансовых, материальных, трудовых, предпринимательских. Обоснованы выделение, формирование, мобилизация и использование новых источников ресурсов, дополнительных внебюджетных источников финансирования СО. Актуализированы процессы закрепления недвижимого имущества за государственными учреждениями СО. Выделены особые требования к кадровому ресурсу социальных учреждений. Обозначены особенности информационного ресурса. Клиент СО рассматривается одновременно как ресурсополучатель, как источник ресурсов, как ответственный ресурсопользователь;

• раскрыт механизм управления мобилизацией ресурсов и ресурсосбережением на уровне экономического субъекта СО — региона, территории и социального учреждения. Обоснована необходимость программного подхода к управлению привлечением, использованием ресурсов и ресурсосбережением при помощи социальных индикаторов, нормативов и стандартов, установленных для учреждений СО, охватывающих качественные и количественные стороны СО;

• проанализирован механизм обеспечения оптимального энергосбережения учреждениями СО, позволяющий определить величину бюджетных инвестиций с учетом отраслевой специфики использования энергоресурсов, финансовых возможностей социальных учрежденийстимулирования энергосбережения и финансового оздоровления регионов и учреждений. Предложены: обязательное определение уровня ресурсопотребления учреждениями и регионамитипологии взаимодействия между министерствами и ведомствами, муниципальными образованиями в зависимости от их возможности самофинансирования и ресурсосбереженияпаспортизация социальных учреждений, в том числе энергетический паспорт, для выявления резервов выделяемых финансовых государственных средств, лимитирования энергопотребления;

• определены эффективные организационно-управленческие формы привлечения и использования ресурсов и ресурсосбережения в СО, экономические условия реализации факторов повышения эффективности оказания услуг социальными учреждениями в Республике Татарстан для вхождения их в единую систему аккредитации: инвентаризация на основе установленных индикаторов и стандартов существующей сети учреждений и служб СОмеханизм мотивации ресурсосбережения, материального стимулирования руководителей и работников учреждений СО за счет сэкономленных средств. Доказана необходимость использования новых форм привлечения внебюджетных источников ресурсов: межсекторного взаимодействия, партнерства государственных, коммерческих и некоммерческих организаций через конкурсы, ярмарки социальных проектовдобровольчество (волонтерство), связи с общественностью;

• обобщены, систематизированы факторы, оказывающие как прямое, так и косвенное влияние на эффективность деятельности учреждений СО, с выделением специфических: ориентация на специфику потребностей клиентовквалифицированное оказание услуг на основе законодательства, стандартов, нормативовпартнерские отношения с клиентоминдивидуальный подход в работе с каждым клиентом. Трактуются критерии эффективности деятельности учреждений СО с точки зрения нравственного подхода к использованию ресурсов и ресурсосбережению;

• в рамках Концепции модернизации и развития системы СО разработаны методические подходы к оценке эффективности деятельности социальных служб и проведено исследование их применения всоциальных учреждениях (в Центрах социального обслуживания населения Республики Татарстан) при оказании социальных услуг.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы исследования позволяют создать эффективно функционирующую систему ресурсообеспечения учреждений и организаций СО, социальной защиты, направленных на повышение уровня и качества жизни людей, на решение проблем людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Определённая часть уже внедрена в практику и приносит соответствующий эффект.

Методические подходы к решению проблем ресурсообеспечения отрасли и сети учреждений социального обслуживания, включая анализ особенностей социального обслуживания, как отрасли социальной сферы, формирования и развития новых источников ресурсов, программно-целевого управления эффективного использования ресурсов и ресурсосбережением, оценки эффективности деятельности социальных учреждений, предложенные автором, нашли свое применение в практике учреждений социального обслуживания и органов управления, образовательных учреждений по подготовке и повышению квалификации специалистов социальной работы, государственных служащих Республики Татарстан.

Апробация результатов исследования. Основные выводы исследования апробированы в учреждениях и организациях социальной защиты Республики Татарстан, нашли отражение в документах Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства социальной защиты Республики Татарстан, в работе Координационного совета по управлению ресурсосбережением Министерства социальной защиты Республики Татарстан, коллегий Минсоцзащиты РТ, рабочей группы для подготовки предложений по перспективам развития учреждений социального обслуживания в условиях оптимизации бюджетных средств при Кабинете Министров Республики Татарстан, комиссии Республиканского конкурса социальных проектов «Общественная инициатива», в составе рабочей группы по разработке проекта республиканской программы «Здоровая семья» на 2008;2010 гг. и др. ч.

Основные положения диссертационной работы отражены в Программе ресурсосбережения отрасли социальной защиты Республики Татарстан.

Теоретические и практические положения, содержащиеся в работе, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских, муниципальных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам социального обслуживания.

Материалы диссертации использованы при разработке учебных программ и учебно-методических пособий по дисциплинам, преподаваемым студентам, которые обучаются по специальности 350 500 — социальная работа: «Организация социального обслуживания», «Экономика», «Введение в специальность», «Социальная политика», «Занятость населения и ее регулирование», «Социальная работа за рубежом», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Разработка управленческого решения», «Управление персоналом», «Основы предпринимательства», «Имидж социального работника» и др. На три издания получен гриф УМО вузов России по образованию в области социальной работы: 1) Добровольцы (волонтеры). Добровольческие (волонтерские) организации: учебное пособие /.

Максимова М.Н., Гинсбург М. В., Красильников С. Н., Куклина А. Л., Спрингис О. Н., P. Low, М. Prede — Казань: КГМУ, 2003. — 95 с. 2) Связи с общественностью (паблик рилейшнз) в социальной работе: учебное пособие / Максимова М. Н., Аксенова О. Н., Хафизова J1.H. — Казань: КГМУ, 2003. — 56 с. 3) Максимова М. Н. Тесты по дисциплине «Социальная работа за рубежом»: учебное пособие. — Казань: КГМУ, 2003. — 221 с.

Практические рекомендации, выработанные в ходе исследования, изложены в 7 методических рекомендациях и пособиях для работников социальных служб: 1) Социальный проект «На пороге взрослой жизни». Комплексные программы для работы с детьми-сиротами по адаптации их к самостоятельной жизни. / Под ред. Ларионовой Т. П., Максимовой М. Н. -Казань: «Образовательные технологии», 2004. — 90 с. 2) Социальный проект «На пороге взрослой жизни». Результаты социологического и психологического исследований особенностей детей-сирот. / Под ред. Ларионовой Т. П., Максимовой М. Н. — Казань: «Образовательные технологии», 2004. — 52 е.- 3) Общественная инициатива — 2003. Часть 1. Тезисы докладов республиканского научно-практического семинара, 21 ноября, 2003 года / Под ред. Новиковой К. Н., Валиева Р. Ш., Максимовой М. Н., Шатрова А. В., Аржакова В. В. — Казань: «Отечество», 2003. — 52 е.- 4) Институализация социальной работы как важнейший фактор развития межсекторного взаимодействия. — Общественная инициатива — 2003. Часть 1. Тезисы докладов республиканского научно-практического семинара, 21 ноября, 2003 года / Под ред. Новиковой К. Н., Валиева Р. Ш., Максимовой М. Н., Шатрова А. В., Аржакова В. В. — Казань: «Отечество», 2003. — 52 е.- 5) Общественная инициатива — 2003. Часть 2. Тезисы докладов республиканского научно-практического семинара, 21 ноября, 2003 года / Под ред. Новиковой К. Н., Валиева Р. Ш., Максимовой М. Н., Шатрова А. В., Аржакова В. В. — Казань: «Отечество», 2003. — 96 е.- 6) Общественная инициатива — 2004. Часть 1. (Ноябрь, 2004 года) / Под ред. Новиковой К. Н., Сафиуллина Л. К., Максимовой М. Н., Аржакова В. В., Милюкова И. И., Семеновой Н. И. — Казань: «Отечество»,.

2004. — 95 е.- 7) Общественная инициатива 2002;2004: итоги и перспективы развития. Часть 2. (Ноябрь, 2004 года) / Под ред. Новиковой К. Н., Сафиуллина Л. К., Максимовой М. Н., Аржакова В. В., Милюкова И. И., Семеновой Н. И. — Казань: «Отечество», 2004. — 98 с.

По проблемам и результатам диссертационной работы проводились консультации специалистов СО, повышение квалификации в различных социальных учреждениях, министерствах и ведомствах, на факультете повышения квалификации в институте Государственной службы при Президенте Республики Татарстанв Республиканском учебно-методическом центре Министерства социальной защиты РТ для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения РТ.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 262 источника, 12 приложений. Текст диссертации содержит 27 таблиц, 4 схемы и 12 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проводимые в российском обществе социально-экономические реформы, реализация национальных государственных проектов способствуют радикальным изменениям в системе управления, эффективному использованию имеющихся ресурсов социального обслуживания. Исследование социального обслуживания и его основных субъектов — социальных учреждений потребовало уяснения его сущности, содержания и структуры, раскрытия основных источников ресурсов и направлений их привлечения и эффективного использования.

Автор прежде всего стремился описать и проанализировать современные ресурсы социального обслуживания в целом и в сфере социальной защиты населения в частности. Необходимо отметить, что ни составные элементы ресурсной базы социального обслуживания, ни рассмотренные направления ресурсосбережения и эффективности использования ресурсов в социальных учреждениях не являются окончательными и бесспорными. Автор далек от мысли, что все поставленные в работе вопросы решены окончательно. Напротив, предлагаемые социально-экономические концепции ставят ряд теоретических и практических задач, еще только ждущих своего решения. Тем не менее, проделанный социально-экономический анализ ресурсов социального обслуживания позволяет автору прийти к ряду следующих выводов:

1. Современный этап развития социального обслуживания в России и ее субъектах характеризуется переходом от экстенсивных к интенсивным направлениям развития, модернизацией и реорганизацией системы. Поэтому нами проведены учет и оценка всех имеющихся ресурсов данной системы, определены структурные составляющие ресурсной базы социального обслуживания, даны их количественная и качественная характеристики.

2. Особенность развития социального обслуживания на современном этапе — это увеличение потребности в необходимых и разнообразных ресурсах, возникновение дефицита ресурсов, необходимых для развития отрасли. Анализ всех имеющихся источников ресурсов социального обслуживания, в том числе клиентов социальных служб и их семей, позволяет расширять границы используемой ресурсной базы системы социального обслуживания.

3. Оценивая ресурсы социального обслуживания, вряд ли можно опираться только на целесообразность тех или иных видов затрат на их финансирование. Не должно оставаться в тени воздействие основных факторов повышения эффективности социального обслуживания, это: ресурсосбережение, научно-технический прогресс, совершенствование материального стимулирования работников, повышение качества государственного регулирования деятельности социальных учреждений и организаций.

4. Особенностью социального обслуживания является территориальный характер действия большинства факторов повышения его эффективности, формирования спроса и предложения услуг. Финансирование большинства учреждений данной системы осуществляется из региональных бюджетов. Опыт Республики Татарстан как одного из крупных, не дотационных субъектов Российской Федерации дает возможность проанализировать основные источники ресурсов социального обслуживания и вопросы ресурсосбережения.

5. Вопросы актуальности сбережения ресурсов для страны в целом понятны, а для системы социального обслуживания, возможно, звучат не гуманно. Социальная деятельность вызывает необходимость постоянного наращивания ресурсопотребления. Поэтому в рамках повышения качества услуг и эффективной деятельности учреждений социального обслуживания необходимо поднимать планку требований к бережливому и максимально эффективному использованию ресурсов.

6. Можно выделить множество направлений ресурсосбережения в различных сферах и системах. Одно из них — энергосбережение в системе социальной защиты населения Республики Татарстан проанализировано в настоящей монографии. Автор считает, что в этом направлении у учреждений социального обслуживания есть резервы, но и они требуют определенных затрат.

7. Решение вопросов управления системой социального обслуживания связано с реализацией в республике индикативного планирования. Адаптация конкретной схемы индикативного планирования в системе социальных министерств и ведомств Республики Татарстан позволяет решать вопросы повышения качества и эффективности социального обслуживания.

8. Сформированная нормативно-правовая база социального обслуживания не регламентирует все источники ресурсов, нет документов на российском уровне, регламентирующих вопросы ресурсосбережения в сфере социальной защиты. Анализ первых таких шагов в Республике Татарстан можно оценить как период перевода основных направлений работ от формирования идеологии и нормативно-правовых положений в сферу практической деятельности, последовательной поэтапной отработки технологии «реального ресурсосбережения» по федеральным, региональным и отраслевым целевым программам.

9. Одним из направлений ресурсосбережения в социальном обслуживании является ресурсосбережение в учреждениях отрасли социальной защиты. Достигнутые результаты: энергетический аудит социальных учреждений, стимулирование ресурсосбережения, привлечение благотворительных средств, добровольчества, общественной инициативы — говорят о новых источниках ресурсов в социальном обслуживании, признании их обществом, специалистами и клиентами социальных учреждений.

10. Эффективность использования и привлечения ресурсов социальными учреждениями находит свое выражение в оказании платных услуг, расширении их ассортимента и контингента обслуживаемых. В свою очередь платные услуги требуют от работников социальных учреждений повышения навыков, умения координировать свою работу и усилия с другими специалистами и учреждениями.

11. Анализ эффективности оказания услуг социальными службами показывает необходимость решения управленческих проблем в их деятельности, совершенствования государственного регулирования.

12. Важнейшими задачами в сфере привлечения ресурсов и ресурсосбережения в. социальном обслуживании Российской Федерации и ее субъектов в настоящее время являются: завершение формирования законодательства в данной сфере и его реальная реализацияусиление контроля за реализацией данного законодательства на всех уровнях управленияразвитие различных направлений и источников привлечения ресурсов и ресурсосбереженияформирование и развитие материального и морального стимулирования учреждений и работников за ресурсосбережениеразработка и тиражирование наиболее эффективных методов управления вопросами ресурсосбережения.

13. Принципы формирования, содержания, развития и перспективы платных услуг в сфере социальной защиты в Республике Татарстан должны быть выведены из эмпирического исследования отношений клиентов и работников социальных учреждений к платным услугам, к их ассортименту, цене. По итогам проведенного опроса клиентов и специалистов о платных услугах в сфере социальной защиты населения получен дифференцированный спектр представлений. Основные выводы социологического исследования о проблемах развития и внедрения платных услуг следующие:

1) Проявляется психологическое сопротивление введению платных услуг социального обслуживания как со стороны специалистов социальной работы, так и со стороны клиентов.

2) Нежелание клиентов оплачивать услуги.

3) Отсутствие у сотрудников стимулов оказывать платные услуги, так как вознаграждение, получаемое за их оказание, незначительно, а объем, непривлекательность работы велики.

4) Элементарное нежелание самих специалистов заниматься вопросами разработки платных услуг в силу их неподготовленности к данному направлению деятельности, отсутствие знаний по налогообложению, оформлению отчетности.

5) Высокие налоги на средства, полученные центрами от платных услуг.

6) Высокий комиссионный сбор банка за оплату оказываемых центрами услуг.

7) Неактуальность некоторых видов услуг, предоставляемых гражданам.

8) Отсутствие в центрах ставки бухгалтера по платным услугам.

9) Низкие тарифы на услуги не позволяют полностью покрывать затраты на их предоставление.

10) Отсутствие возможности заменить социального работника, оказывающего платные социальные услуги на дому, на время отпуска.

11) Для предоставления определенного вида услуг, например социально-медицинских, требуется лицензия.

12) Асимметричность информации о содержании и качестве услуг, которой располагают производитель и потребитель, настолько велика, что потребитель не в состоянии самостоятельно осуществить обоснованный выбор услуг.

13) На часть услуг, содержащихся в перечне, не существует платежеспособного спроса клиентов центра.

14) Низкие тарифы на оказываемые услуги.

Исследование перспектив развития платных услуг в результате опроса специалистов центров, анализа отчетной информации, спроса на платные услуги социального обслуживания показало, что спрос растет как в целом на услуги, так и на платные услуги. Ежегодно количество обслуженных граждан и суммы полученных средств увеличиваются. Однако дальнейшее развитие требует проведения маркетингового исследования с целью определения категорий платежеспособного населения, готовых заплатить за социальные платные услуги, и определения, в каких именно услугах нуждаются клиенты центров социального обслуживания населения.

Необходимо не только развивать уже существующие формы услуг, оговоренные в перечне, но и внедрять и развивать инновационные для социального обслуживания (социальное такси, социальные прачечные, службы приходящих нянь и др.).

Оплата услуг должна быть адресной, исходя из уровня дохода отдельного гражданина или семьи. Для оплаты услуг следует также привлекать благотворителей, спонсоров.

Перспективное внедрение платных услуг социального обслуживания предполагает активную работу самих учреждений социального обслуживания по разработке новых форм и их апробации. Для привлечения платежеспособных клиентов необходима реклама и PR как самих учреждений, так и услуг, оказываемых ими. Необходимо отойти от идеи, что социальные услуги оказываются только пожилым, инвалидам и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Платные социальные услуги по дифференцированным тарифам должны предоставляться всему платежеспособному населению. Платные социальные услуги могут и должны выступать одним из дополнительных ресурсов привлечения внебюджетных средств для учреждений социального обслуживания.

Платность услуг социального обслуживания ведет к их более бережному использованию клиентами, что снижает затраты на их оказание. Они помогают повысить качество и бесплатных услуг, а также развивать материально-техническую базу учреждений, стимулировать и оплачивать труд социальных работников, их оказывающих, повышать уровень и качество жизни населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Новый экономический и юридический словарь. — М.: Институт новой экономики, 2003. — 1088 с.
  2. Г. На ком дело держится // Социальное обеспечение. — 2000. —№ 1. —С. 24.
  3. Г. Чужой беды не бывает // Социальное обеспечение. — 1999. — № 1. — С. 30.
  4. К.А. Формирование системы ресурсного обеспечения муниципального образования // Регионология. — 2001. — № 4. — С. 23—27.
  5. К. Значение добровольческих организаций в социальной работе в Дании // Работник социальной службы. — 1998. — № 2(4). — С. 94—99.
  6. Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6. — С. 56—67.
  7. В.В. О развитии добровольчества в Республике Татарстан // О добровольческой деятельности (волонтерстве) в Республике Татарстан / Авт.-сост. М. Ю. Несмелова. — Казань: Отечество, 2005. — С. 25—40.
  8. М. Бюджетирование, ориентированное на результат// Вопросы экономики. — 2004. — № 9. — С. 130—139.
  9. Г. А. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях / Под ред. Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломакова. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. — 134 с.
  10. Г. А. Основы экономики социальной сферы: Курс лекций. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. — 148 с.
  11. Г. А., Камилов Д. А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики. М.: ИНФРА-М, 2006. -280 с.
  12. Р.Я. Факторы, влияющие на ресурсосбережение в промышленности // Экономический вестник. — 2002. — № 3. — С. 21—25.
  13. Р.Я. Экономическое обоснование освоения потенциала ресурсосбережения: Автореф. дис. канд. экон. наук- КГТУ им. А. Н. Туполева. — Казань, 2002, —20 с.
  14. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. —М.: Финансы и статистика, 2004. — 480 с.
  15. Н.Т. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 164 с,
  16. Р. Словарь социальной работы / Пер с англ. — М.: Институт социальной работы, 1994. — 134 с.
  17. В. Индикативное управление от Франции до Татарстана // Время и деньги. — 2001. — 14 марта. — С. 2.
  18. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. -М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2003. 428 с.
  19. И.В. Благое дело: меценатство // Банковское дело. — 1995. — № 1. —С. 38—39.
  20. Благотворительное законодательство: типичные недостатки и эксклюзивная благоглупость // Вестник благотворительности. — 1995. — № 6. — С. 6—15.
  21. . Есть проблемы? Вступайте в ассоциацию // Социальное обеспечение. — 1994. — № 11, 12. — С. 10.
  22. .Н. Проблема оценки эффективности практической социальной работы // Работник социальной службы. — 1997. —№ 2. — С. 46—51.
  23. А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2005. — 860 с.
  24. А.В., Колганов А. И. Теория социально-экономических трансформаций. (Прошлое, настоящее и будущее экономик „реального социализма“ в глобальном постиндустриальном мире): Учебник для студентов эконом, спец. — М.: ТЕИС, 2003. — 680 с.
  25. Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат — половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу / Под ред. Г. А. Месяца. — М.: Academia, 2000. — 400 с.
  26. Ш. М., Бакеев Б. В. Индикативное планирование в экономических системах разного уровня. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. — 264 с.
  27. О.Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В. и др. Государственное регулирование социальной сферы. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — 209 с.
  28. Виноградова и др. Индикативное управление экономикой Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. — 2000. — № 2— 3. — С. 38—40.
  29. НА. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (анализ, проблемы, решения). — М.: Экзамен, 2004. — 223 с.
  30. Волонтеры (добровольцы). Волонтерские (добровольческие) организации: Учеб. пособие / Peter Low, Mike Prede, Максимова M.H., Красильников С. Н., Кук-лина А.Л., Спрингис О. Н., Гинсбург М. В. — Казань: КГМУ, 2003. — 95 с.
  31. Э.Л. Социальное обслуживание: концептуальные основы и анализ современной практики (на материалах регионального исследования) // Социальное обслуживание. — 2006. — № 1. — С. 5—30.
  32. Всеобщая декларация волонтеров. Париж, 14 сентября 1990 года // Вестник благотворительности. — 1995. — № 5(21), сентябрь—октябрь.
  33. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  34. КН. Менеджмент: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 501 с.
  35. С. О правительственном плане действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 годы // РЭЖ. — 2000. — № 8.
  36. М. Расчет финансового эффекта при внедрении ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий в энергетике // Практический маркетинг. — 2003. — № 7. — С. 12—17.
  37. Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. — М.: Ге-лиос АРВ, 2000. — 336 с.
  38. В.И. Материалоемкость и качество продукции (аспекты управления). — Киев: Наук, думка, 1988. — 144 с.
  39. Н.Г. Мотивы и стимулы ресурсосберегающей деятельности на предприятии. — Киев: Свобода, 1990 — 110 с.
  40. И. Возрождение благотворительности в России //Общество и экономика. — 1996. —№ 8, —С. 127—134.
  41. И. Возрождение благотворительности в России // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 2. — С.131—138.
  42. И. Добровольческое движение в США // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 1. — С. 78—86.
  43. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. — М.: ОАО „НПО „Экономика““, 2000. — 735 с.
  44. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. — М.: Юристь, 2003. —420 с.
  45. Да не оскудеет рука дающего (О благотворительности в США: Из англ. журн. „Экономист“) // Учительская газета. — 1998. — 14—20 авг. (32). — С. 6.
  46. Г. Л. Энергосбережение — основа устойчивого развития экономики // Экономический вестник Республики Татарстан. — 2001. — № 1. — С. 41—42.
  47. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. — 1999. — № 2. — С. 53—64.
  48. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Мин-здравсоцразвития РФ как субъекта бюджетного планирования на 2006 год и на период до 2008 года.
  49. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2007 год и на период до 2009 года.
  50. Доктрина процветания // Финансовая Россия. — 1998. — № 21 (июнь). —С. 10—11.
  51. И. Разработка и использование социальных нормативов // Экономист. — 1999. — № 4. — С. 54—60.
  52. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 288 с.
  53. Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 79 с.
  54. В.М., Алексеева О. А., Землянская В. Н. Ресурсный потенциал стадий жизненного цикла семьи // Вопросы статистики. — 2005. — № 8. — С. 33—44.
  55. Е.И. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 192 с.
  56. Э.А., Давыдов ИВ. Пути повышения эффективности социальной защиты населения Астраханской области // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1/5. — С. 65—73.
  57. А.Н. Добровольческий центр в г. Елабуга — молодежь продолжает традиции // О добровольческой деятельности (волонтерстве) в Республике Татарстан / Авт.-сост. М. Ю. Несмелова.— Казань: Отечество, 2005. — С. 19— 25.
  58. В.Н. Основы социального управления. — М.: Высшая школа, 2001. —271 с.
  59. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. — СПб.: Знание, 2000, —96 с.
  60. Институциональные механизмы эффективного энергосбережения в учреждениях здравоохранения и образования Ростовской области. — М.: Фонд социальных проектов, 2003. — 368 с.
  61. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 10.07.2000 г. № 65н // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  62. С.В. Основы системы социальной защиты. — М., 1997.
  63. С.В. Социальная защита населения. — М.: РАГС, 2001.
  64. Как управлять использованием ресурсов // ЭКО.— 1998.— № 2.— С. 90—93.
  65. С.В. Функциональная теория социального государства. — М.: ЗАО „Изд-во „Экономика““, 2002. — 190 с.
  66. Г. И., Позднякова Т. С. Традиции российской благотворительности // Работник социальной службы. — 1999. — № 1—2. — С. 44—53.
  67. О.В., Кот Ю.Д., Трофимов С. Г. Проблемы ресурсосбережения в промышленности. — М.: Экономика, 1990. — 78 с.
  68. Е.П., Парашутш Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет. — 3-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 576 с.
  69. В.Е., Улановская В Д. Эффективность и интенсификация непроизводственной сферы. — М.: Экономика, 1987. — 160 с.
  70. Концепция и проект Закона об индикативном планировании // РоС. экон. журн. — 1998. — № 7—8. — С. 60—69.72.¦ Крестов А. В. О понятии эффективности социальной защиты населения// Российский журнал социальной работы. — 1998. — № 1/7. — С. 18—21.
  71. О.А. Материально-техническое снабжение: ресурсосберегающая деятельность. — М: Экономика, 1988. — 205 с.
  72. А. Потенциал энергосбережения // Экономист.— 2000.— № 5 —С. 35—39.
  73. В.В. Ресурсы: экономика и бережливость. — Новосибирск: Наука, 1990. —127 с.
  74. B.JI. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. — М: Гелиос АРВ, 1999. — 187 с.
  75. В.Л. Ресурсное обеспечение социальной сферы. — М.: Гелиос АРВ, 1999. —216 с.
  76. В.Л., Березина Н. В. Методологические основы и механизм реформирования социальной сферы. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. — 160 с.
  77. Курс экономической теории / Под общ. ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселева. — Киров: АСА, 2002. — 832 с.
  78. Ю. Благотворительные фонды в рыночном хозяйстве: американская модель // Инвестиции в России. — 1998. — № 5. — С. 61—65.
  79. М.А. и др. Финансы и экономия материальных ресурсов. — М.: Фин. и стат., 1989. — 112 с.
  80. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент. — М., 2003. — 280 с.
  81. Г. С. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие.— М.: ИНФРА-М, 2003. —350 с.
  82. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М., 1972. — Т. 46, ч. 1. — 648 с.
  83. Материалы XXVII съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
  84. Материалы Пленума ЦК КПСС, 25—26 июня 1987 г. — М.: Политиздат, 1987, — 112 с.
  85. Материалы Пленума ЦК КПСС, 19—20 сентября 1989 г. — М.: Политиздат, 1989. — 112 с. 89.'Менеджмент: Учебник / Под ред. В. В. Томилова.— М.: Юрайт-Издат, 2003. —591 с.
  86. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело, 2002. — 704 с.
  87. Методика расчета значения целевых показателей энергопотребления и энергосбережения в учреждениях социального обслуживания. — Казань: МСЗ РТ, 2005. — 17 с.
  88. Г. Ф. Экономические методы и модели управления процессом энергосбережения в регионе. — Казань: КГТУ, 1998. — 160 с.
  89. Г. Ф., Ахмадиев Р. Я. Экономическое обоснование ресурсосбережения на предприятии и в народном хозяйстве.— Казань: Унипресс, 2002. — 96 с.
  90. Михайлова-Станюта И. А. Экономический механизм снижения материалоемкости производства. — Минск: Наука и техника, 1988. — 136 с.
  91. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения / Сост. и ред. Н. Ю. Слабжанин. — М., 2003. — 154 с.
  92. Г. Н. Верить ли в благотворительные займы? // ЭКО. — 1999.—№ 3, —С. 154—165.98.-Национальная экономика / Под ред. П. В. Савченко. М.: Экономисту 2005.
  93. КН. Отчет о работе отрасли социальной защиты РТ в 2003 году. — Казань: МСЗ РТ, 2004. — 35 с.
  94. К.Н. Управленческие ресурсы системы социальной защиты населения (на материалах Республики Татарстан). — Казань.: Центр инновационных технологий, 2003. — 152 с.
  95. К.Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 4. — С. 4—14.
  96. Новый экономический юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2003. — 1088 с.
  97. О бюджете Республики Татарстан на 2004 год: Закон РТ от 16 декабря 2003 г. № 52-ЗРТ // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  98. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Закон Российской Федерации от 7 июля 1995 г. (со всеми изм.) // www.garant.ru.
  99. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ: Федеральный закон от 14.04.95 г. № 41-ФЗ // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  100. О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1998 г. № 938.
  101. О добровольческой деятельности (волонтерстве) в Республике Татарстан / Авт.-сост. М. Ю. Несмелова. — Казань: Отечество, 2005. — 52 с.
  102. О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России: Постановление Правительства РФ от 15.06.98 г. № 588 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  103. О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления РТ: Постановление Кабинета Министров РТ № 22 от 15 января 2000 г. // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  104. О модернизации и развитии системы социального обслуживания населения Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров РТ от 03.07.2006 г. № 335.
  105. О неотложных мерах по энергосбережению: Постановление Правительства РФ от 02.11.95 г. № 1087 // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  106. О первоочередных мерах по реализации Республиканской целевой программы „Энергосбережение в РТ на 2000—2005 гг.“ в отрасли „Социальная защита“ РТ»: Приказ МСЗ РТ от 17.11.03 г. № 137 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  107. О первоочередных мерах по энергосбережению в бюджетных организациях Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.99 г. № 417 // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  108. Российской Федерации. Иваново. 22—23 марта 2006 г. — М.: Минздравсоцраз-вития РФ, 2006.
  109. О проведении инвентаризации основных средств и мероприятий по уточнению показателей, характеризующих основные средства: Приказ МСЗ РТ от 21.03.02 № 30 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  110. О программе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан: Постановление Верховного Совета РТ от 23.03.1993 г. № 1790-XII.
  111. О разработке отраслевой программы «Энергосбережение в отрасли „Социальная защита Республики Татарстан“: Приказ МСЗ РТ от 08.12.03 г. № 154 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  112. О региональных системах ресурсосбережения: Распоряжение КМ РТ от 16.10.2002 г. № 1158 // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  113. О режиме экономики: Постановление ЦИК и Совнаркома СССР, июнь, 1926 г.
  114. О республиканских конкурсах социальных проектов в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.02. № 312 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  115. О республиканской целевой программе „Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000—2005 годы“»: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2000 г. № 468 // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  116. О состоянии и мерах совершенствования социального обслуживания населения в Республике Татарстан: утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2001 г. № 748
  117. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (с изм. от 10.01.2003 г.- 22.08.2004 г.): ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  118. О социальных стандартах и социальных, натуральных нормах в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров РТ от 9 декабря 1996 г. № 1022.
  119. О федеральной целевой программе «Энергосбережение России» на 1998—2005 гг.: Постановление Правительства РФ от 24.01.98 г. № 80 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  120. О ходе выполнения Республиканской целевой программы «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000—2005 гг. и задачах на 2003 г.»: Постановление Кабинета Министров РТ от 28.12.2002 г. № 745 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  121. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  122. Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июня, 1981 г. // Правда, 1981, 4 июля.
  123. Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности социальными услугами: утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 14.06.2002 г. № 330.
  124. Об утверждении концепции эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.04.2003 г. № 199 // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  125. Об утверждении отраслевой программы рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на объектах Министерства социальной защиты Республики Татарстан: Приказ МСЗ РТ от 05.08.2004 г. № 77.
  126. Об энергосбережении: Закон РТ от 21.10.98 г. № 1816 (в редакции ЗРТ от 15.10.02. № 1303 ЗРТ) // Гарант— справочная правовая система // www.garant.ru.
  127. Об энергосбережении: ФЗ от 03.04.96 г. № 28-ФЗ (с изм. от 05.04.2003 г.) // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  128. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий: Учеб. пособие для эконом, вузов по специальности 06.11 / Под общ. ред. Ф. П. Висюлина, Л. М. Михневича. — Минск: Высш. экономическая школа, 1991. —270 с.
  129. Общественная инициатива-2002. (Октябрь 2002) / Под ред. К. Н. Новиковой, Р. Ш. Валеева. — Казань: МСЗ РТ, 2002. — 72 с.
  130. Общественная инициатива-2003. Часть 1: Тезисы докладов республиканского научно-практического семинара, 21 ноября, 2003 года / Под ред. К. Н. Новиковой, Р. Ш. Валиева, М. Н. Максимовой, А. В. Шатрова, В. В. Аржакова. — Казань: Отечество, 2003. — 52 с.
  131. Общественная инициатива-2003. Часть 2: Тезисы докладов республиканского научно-практического семинара, 21 ноября, 2003 года / Под ред. К. Н. Новиковой, Р. Ш. Валиева, М. Н. Максимовой, А. В. Шатрова, В. В. Аржакова. — Казань: Отечество, 2003. — 96 с.
  132. Общественная инициатива-2004. Часть 1. (Ноябрь, 2004 года) / Под ред. К. Н. Новиковой, Л. К. Сафиуллина, М. Н. Максимовой, В. В. Аржакова, И. И. Милюкова, Н. И. Семеновой. — Казань: Отечество, 2004. — 95 с.
  133. Общественная инициатива-2002—2004: итоги и перспективы развития. Часть 2. (Ноябрь, 2004 года) / Под ред. К. Н. Новиковой, Л. К. Сафиуллина, М. Н. Максимовой, В. В. Аржакова, И. И. Милюкова, Н. И. Семеновой. — Казань: Отечество, 2003. — 98 с.
  134. Общественная инициатива-2005. (Ноябрь 2005) / Под ред. К. Н. Новиковой. — Казань: МСЗ РТ, 2005. — 64 с.
  135. А.Э. Экономические проблемы ресурсосбережения. — Киев: Наук, думка, 1990. — 92 с.
  136. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 288 с.
  137. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2001. —395 с.
  138. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2004 г. — Казань: МСЗ РТ, 2005. — 40 с.
  139. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2006 г. — Казань: МСЗ РТ, 2007. — 43 с.
  140. П.Д. Введение в профессию «социальная работа».— М.: ИНФРА-М, 1998. — 174 с.
  141. П.Д. Теория, история и методика социальной работы. — М., 2003.
  142. Е.А. Молодежное добровольчество как элемент социальной работы в России // Работник социальной службы. — 1998. — № 2(4). — С. 43—48.
  143. Т.С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 160 с.
  144. Г. А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты). — М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. —223 с.
  145. Е.С., Люейер Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. — М.: Ред.-издат. центр «Муниципальная власть», 2000. — 203 с.
  146. Ю.А. Стратегии развития и федеральные целевые программы // ЭКО. — 2005. — № 10. — С. 37—39.
  147. Перечень целевых показателей энергопотребления и энергосбережения в учреждениях социального обслуживания: Приказ МСЗ РТ от 16.04.2004 г. № 37 // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  148. А., Демидова Л. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. — СПб: СПб ГУЭФ, 2000. — 240 с.
  149. М.В. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии: Автореф. диС. канд. экон. наук. — Казань, 2000. — 23 с.
  150. Ю.М. и др. Новый подход к ресурсосбережению.— Минск: Беларусь, 1989. — 79 с.
  151. Повышение эффективности производства: Т.1 Использование производственных ресурсов предприятия / Под ред. Н. Т. Чуманенко, В. М. Дегтяревой, Я. Т. Барсуцкой. — Киев: Наук, думка, 1990. — 243 с.
  152. Г. М. Ресурсосбережение: проблемы и решения. — М: Экономика, 1990. — 143 с.
  153. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. — СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
  154. Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 26.12.1994 г. № 170) // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  155. В.Г. Эффективность социальной работы— общий взгляд // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1/5. — С. 34—37.
  156. Г. Х., Косое Н. С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. — М.: Экономика, 1980. — 40 с.
  157. Порядок проведения инвентаризации основных средств, уточнения показателей, характеризующих основные средства и деятельность учреждений социального обслуживания населения МСЗ РТ от 30.04.2002 г. // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  158. В.И. Ресурсосбережение— закон интенсификации.— М: Знание, 1987, —62 с.
  159. Привлечение дополнительных ресурсов для реализации целей некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения / В. В. Аржаков, Я. С. Ясницкая. — Казань: Отечество, 2003. — 48 с.
  160. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма и управления в сфере услуг: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. Г. Певзнера. — М: НИИПИН, 1989. —80 с.
  161. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005—2010 годы.
  162. Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения,—М., 1990. — 122 с.
  163. С.В. Добровольческое движение молодежи в г. Елабуге // Развитие внебюджетных направлений деятельности в сфере социальной защиты населения Республики Татарстан. — Казань: МСЗ РТ, 2003. — С. 18—21.
  164. .А. Современный экономический словарь. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 480 с.
  165. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. АЛ. Гапоненко и Ю. С. Дулыцикова. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 616 с.
  166. Регламент системы индикативного планирования экономики Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29. 05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан».
  167. Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 402 с.
  168. Рекомендации МСЗ РТ по заполнению форм «Энергетического паспорта учреждения». — Казань: МСЗ РТ, 2002. — 10 с.
  169. Рекомендации по заполнению форм «Энергетического паспорта учреждения» МСЗ РТ от 2002 г. — Казань, 2002. — 12 с.
  170. Республиканская целевая программа «Развитие отрасли „Социальная защита Республики Татарстан“ на 2004—2007 годы». — Казань: МСЗ РТ2004. —58 с.
  171. Республиканская целевая программа «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000—2005 годы» (утверждена постановлением КМ РТ от 3 июля 2000 г. № 468) // Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.
  172. Ресурсосбережение в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», декабрь 2004 г. Информационный вестник № 1.— Казань: МСЗ РТ2005. — 18 с.
  173. Ресурсосбережение в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», январь 2005 г. Информационный вестник № 2.— Казань: МСЗ РТ 2005. — 11 с.
  174. Ресурсосбережение в условиях перестройки экономики: Материалы семинара. — М.: МДНТП, 1989. — 142 с.
  175. Ресурсосбережение— объективная потребность производства: Сб. / Ред. Р. С. Герасимова. — М: Знание, 1982. — 63 с.
  176. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России / Под общ. ред. П. П. Безруких. — СПб.: Наука, 2002. — 314 с.
  177. ИМ. Человек и реформы. Секреты выживания.— М.: ИСЭПН РАН, 2003.
  178. КВ. Экономика предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
  179. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М.: Институт CP, 1997. Т.2. — 406 с.
  180. П. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // Вопросы экономики. — 2000. — № 7.
  181. Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2004. — 400 с.
  182. З.Х. Семья — клиент социальной работы: Учеб. пособие. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. — 287 с.
  183. С.Н. О выборе стратегии развития. — М.: РАГС, 2000. — 240 с.
  184. Г. Э. Социальная экономика. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. —368 с.
  185. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424 с.
  186. К. А. Нормирование и рациональное использование материальных ресурсов. — М: Высш. школа, 1990. — 303 с.
  187. С.Н. Региональные аспекты социальной политики.— М.: ГЕЛИОС АВР, 1999. — 317 с.
  188. А.А. Трудовая мотивация в механизме управления трудом на зарубежных предприятиях // Труд за рубежом. — 1998. — № 1. — С. 32—41.
  189. Современная экономика: Учеб. курс / Под ред. О. Ю. Мамедова.— Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 672 с.
  190. Современные проблемы ресурсосбережения: Ретроспективный библиографический указатель (1986—1989 гг.). — М.: ГПНТБ СССР, 1990. — 160 с.
  191. Г. А., Сигарева Т. С. Ресурсосбережение на предприятиях. — М.: Экономика, 1990. — 156 с.
  192. Социальная благотворительная организация // Деловая жизнь.— 1996. —№ 12. —С. 44−48.
  193. Социальная защита населения Республики Татарстан в 2005 году: Статистический сборник. — Казань: МСЗ РТ, 2006. — 34 с.
  194. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Наука, 2000. — 280 с.
  195. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — 548 с.
  196. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Экзамен, 2003. — 736 с.
  197. Социальная политика, уровень и качество жизни.— Словарь.— М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. — 288 с.
  198. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. — М.: Контур, 1998. — 480 с.
  199. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. проф. Е. И. Холостова, проф. А. С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 427 с.
  200. Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы, перспективы / Под ред. А. М. Панова, Л. В. Топчий, Э. А. Манукяна. — М.: Институт CP, 1998. — 224 с.
  201. Социальные процессы и институты модернизирующегося общества (на материалах Республики Татарстан). — Казань: Центр инновационных технологий, 2002, — 194 с.
  202. Социальные стандарты и натуральные нормы расходов на содержание учреждений отрасли «Социальное обеспечение»: Постановление Кабинета Министров РТ от 5.07.2000 г. № 470 // Гарант— справочная правовая система. // www.garant.ru.
  203. Ю. Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость // Человек и труд. — 2005. — № 2. — С.18—22.
  204. А.И. Ресурсы хозрасчетного предприятия: механизм управления. — М.: Экономика, 1983. — 94 с.
  205. Теоретические и методические проблемы ресурсосбережения // Сб. науч. трудов. — М.: Изд-во НИИПиНа при Госплане СССР, 1988. — 119 с.
  206. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юристь, 2001. —334 с.
  207. Е.В. Социальная защита населения при переходе к рыночной экономике. — СПб.: ИСЭП РАН, 1993.
  208. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Эксмо, 2004. — 544 с.
  209. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф.Лииса. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 586 с.
  210. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А.Г.Поршнев- ГоС. ун-т упр., отд-ние экономики РАН. — М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2002. — 702 с.
  211. Учет основных средств: Метод, рекомендации. — 2-е изд. — М: ПРИОР, 2000. — 80 с.
  212. Учет основных средств: современная концепция и тенденция развития / Л. И. Куликова. — Казань: Изд-во КФЭИ, 2000. — 308 с.
  213. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002. — 888 с.
  214. М.Н. Трансформация институтов некоммерческих организаций в Российской Федерации. М.: ИЭРАН, 2004. — 277 с.
  215. П.В. Государственная поддержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. — М.: Экономика, 2000. — 239 с.
  216. И. Две методики — один подход // Моя газета. — 2004. — № 36 (238), Юсент. —С.2.
  217. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования: Учеб. пособие. —М.: Российское пед. агентство, 1998. —306 с.
  218. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юрист, 2001. — 896 с.
  219. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко. М.: РАГС, 2006. — 352 с.
  220. Экономика предприятия и отрасли промышленности: Учеб. пособие / Науч. ред. А. С. Пелих. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 607 с.
  221. Экономика ресурсосбережения / Под ред. A.M. Невелева. — Киев: Наук, думка, 1989. — 248 с.
  222. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 528 с.
  223. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. — М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 592 с.
  224. Экономия энергоресурсов в промышленных технологиях. — Н. Новгород: НГТУ, НИЦЭ, 2001. — 296 с.
  225. Энергоаудит промышленных и коммунальных предприятий: Учеб. пособие. Изд.2-е, доп. / Под ред. Б. П. Варнавского, А. И. Колесникова, М. Н. Федорова. — М.: Ассоциация энергоменеджеров, 1999. — 220 с.
  226. Энергосбережение — теория и практика: Труды Первой всероссийской школы-семинара молодых ученых и специалистов. — М.: Изд-во МЭИ, 2002. —275 с.
  227. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — Т.З. — 498 с.
  228. Эффективность социальной работы: методологический семинар / Под ред. В. В. Колкова. — М.: Институт CP, 1998. — 174 с.
  229. Е. Управленческий труд: оценка, мотивация, стимулирование // Человек и труд. — 2005. — № 2. — С. 73— 75.
  230. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1996. 319 с.
  231. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // American journal of Sociology. — 1988. — Vol. 94, Supplement. — P. 95—120.
  232. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. — The Free Press, New York, 1995.
  233. Oncology social work: a clinician’s guide/ (edited by) Naomi V. Stearns. (et al.), 1993 p. 347 cm. The Amerikan Cancer Sociaty, Inc. GA 30 329.
  234. The Formation of Social Capital // J.F. Helliwell (ed.), The Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Well-being: International Symposium Report, Human Resources Development Canada and OECD.
  235. Usben Liz. Self—help groups in palliative care // European Journal of Palliative Care. — 1997. — Vol 4, № 1. — P. 26—28. (См.: Паллиативная медицина и реабилитация.— 1997. —№ 1. —С. 19—21.)
Заполнить форму текущей работой