Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В числе других принципов формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания можно выделить: принцип синкретичности, который отражает единство в выборе средств и методов воздействия на ребенка, обеспечивает объединение знаний о явлениях природы, о взаимодействии природы с человеком, использовании явлений природы в жизни, в быту, в различной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. з
  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
    • 1. 1. Содержание и структура экологической культуры личности
    • 1. 2. Особенности детей младшего школьного возраста как субъектов экологического воспитания
    • 1. 3. Интегративный подход к формированию экологической культуры младших школьников
  • Глава 2. Система формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
    • 2. 1. Педагогические условия и принципы формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные хозяйственные и научно-^ технические достижения человечества в последние десятилетия обусловили невиданные в истории масштабы воздействия общества на природную среду обитания. Начало XXI века ознаменовано не только ускоренным развитием человеческой цивилизации, но и небывалым обострением глобального экологического кризиса. Назрела жизненная необходимость воспитания ^ нового, планетарного характера экологического мировоззрения и поведения подрастающего поколения, направленного на сохранение естественных природных ландшафтов и посильное восстановление разрушенных и загубленных неразумной хозяйственной политикой предыдущих поколений природных объектов.

В то же время практика организации экологического образования и -> воспитания в отечественной школе оставляет желать лучшего. До сих пор она носит преимущественно познавательный, информационный, в лучшем случае, исследовательский характер, в то время как перед современной школой встают актуальные задачи воспитания ответственного отношения к окружающей среде, формирования готовности и способности к практическим действиям по ее бережному использованию, защите и улучшению. На смену старому, технократическому и функционально-прагматическому подходу приходит культурологический подход, означающий восприятие и взаимодействие с окружающим миром с ценностных позиций человеческой культуры как квинтэссенции человеческого разума и духа. Новая культура человечества — экологическая — определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные поведение и деятельность, и новый качественный уровень отношении между человеком и социоприроднои средой.

В узком смысле экологическая культура выступает как часть общечеловеческой культуры, основным содержанием которой является грамотное природопользование. В широком смысле она представляет собой новое содержание общечеловеческой культуры. Универсальные, смысложизненные и духовные ценности, идея их сохранения, экологический и нравственный императивы составляют ее базис и пронизывают все ее сферы.

В сложившихся условиях одной из стратегических задач системы образования становится задача формирования личности с высоким уровнем экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем.

В проведенных до сих пор исследованиях в большей мере «разрабатывался содержательно-когнитивный аспект экологического образования (С.А. Арутюнов, А. В. Гирусов, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, В. П. Казначеев, Н. Н. Киселев, Т. В. Кучер, А. Н. Кочергин, Н. Н. Родзевич, JI.B. Романенко, Л. П. Салеева, Н. Т. Суравегина, В. Н. Сенкевич, И. Е. Сластенин, Н. М. Черасова и др.), тогда как его ценностный, личностный аспекты изучены в меньшей степени.

В то же время личностный подход к экологическому образованию предполагает создание педагогических условий, позволяющих в единстве с формированием знаний, умений и навыков в экологической области стимулировать личностные функции обучаемых, их готовность к проявлению личностной позиции в различных сферах деятельности, связанных с экологической проблематикой. Одним из проявлений * личностного подхода является направленность образовательной деятельности школы на формирование экологической культуры учащихся — составной части общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, сосредотачивающей ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Она способствует гармонизации отношений личности с природой как средой ее обитания и деятельности.

Сущность экологической культуры, ведущие ее признаки, пути формирования раскрываются в трудах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Л. П. Печко. Э. В. Гирусовым, Д. С. Лихачевым, Н. Н. Моисеевым, А. Д. Урсул, К. И. Шилиным в рамках социально-философского направления анализируется сущность экологической культуры, ее структура, место в системе общечеловеческой культуры, прослеживаются основные пути ее развития. Проблемы формирования экологической культуры в контексте гуманизации образования разносторонне исследованы в работах А. А. Вербицкого, Э. В. Гирусова, Н. С. Дежниковой, И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, И. Н. Пономаревой, А. В. Сахно, К. О. Стошкус, И. Т. Суравегиной и других. Психологические аспекты формирования экологической культуры у школьников рассматриваются в исследованиях Н. Н. Вересова, С. Д. Дерябо, В. А. Левина и др. Внимание психологов направлено на исследование внутренних механизмов этого процесса.

Одним из наиболее продуктивных периодов для формирования основ.

I4 экологической культуры личности является младший школьный возраст. Дети 7−9 лет обладают непосредственностью, нестандартным мышлением, эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, у них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки, закладываются основы природоохранительной деятельности. Поэтому работа по формированию экологической культуры младших школьников имеет огромное значение для становления и дальнейшего развития экологической культуры личности.

Проблемами формирования экологической культуры и отдельных ее компонентов у учащихся начальной школы занимались Е. В. Арефьева, С. А. Карпеев, В. Д. Милаш, Е. В. Орлов. А. А. Плешаков, Л. П. Салеева,.

J1.A. Чистякова, Е. В. Яковлева и др. Так, стали предметом научного исследования проблемы экологического воспитания и образования младших школьников в школе и семье (А.А. Вахрушев, Н. Ф. Виноградова, Л. П. Симонова, Г. Г. Парфилова, А. А. Плешаков, О. Т. Поглазова и др.) — организации внеклассной работы природоведческого содержания в начальной школе (Д.М. Китижева, В. М. Минаева, А. П. Молодова, И. В. Цветкова и др.), ознакомления детей с приемами труда по уходу за живыми существами Л. С. Игнаткина, Л .Я. Мусатова, Д. Ф. Петяева. Е. Ф. Терентьева, A.M. Федотова, И. А. Хайдурова и др.) — опыт воспитания бережного и заботливого отношения к природе (В.Г. Грецова, М. К. Ибраим, • Г. В. Кирикэ, И. А. Комарова, З. П. Плохий, Л. П. Салеева и др.).

Многие исследователи отмечают возрастную целостность восприятия * младших школьников, их стремление к созданию системной и непротиворечивой картины мира. В своих психолого-педагогических исследованиях В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков и др. показывают, что у младших школьников можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействии общества и природы, т. е. о целостности природы, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, позволяющих осознавать себя частью природы. Поэтому особую значимость в работе с учащимися начальных классов приобретают различные формы образовательной интеграции, реализации межпредметных связей.

Проблемы использования межпредметных связей в работе по формированию экологической культуры подростков и старшеклассников разработаны в отечественной науке достаточно хорошо. Важность и необходимость формирования экологической культуры школьников на основе межпредметного подхода показывают в своих работах Ч. М. Алирзаев, Д. А. Данилов, ЕД. Макаров, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев,.

Т.Г. Калленникова, JI.B. Моисеева. Они считают межпредметные связи % одним из принципов экологического образования, обосновывают равное участие разных предметов в формировании экологической культуры школьников.

Гораздо меньше исследованы возможности формирования на межпредметной основе экологической культуры младших школьников. ^ Большинство исследований посвящены формированию отдельных ее компонентов, таких как формирование экологических знаний с использованием межпредметных связей (Е.А. Гринева, Г. П. Логовеева) — значение межпредметного подхода в формировании экологической деятельности на уроках трудового обучения (Г.П. Логовеева, Е.А. Постникова) — необходимость использования межпредметных связей в процессе становления ответственного отношения младших школьников к природе (Л.П. Салеева). Наряду с этим практически не разработана проблема использования в формировании экологической культуры учащихся начальных классов, потенциала физического воспитания.

В то же время оно, на наш взгляд, тесно связано с экологическим и таит в себе значительные возможности в области формирования экологического I* сознания и поведения младших школьников, в первую очередь, по отношению к своему собственному организму как объекту экологической заботы. Ни один из предметов учебного плана начальной школы кроме физической культуры не связан так тесно и непосредственно с окружающей природой как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности человека. Значительная часть занятий * физическими упражнениями разворачивается на свежем воздухе в непосредственном соприкосновении с окружающей природной средой — естественными природными ландшафтами и водоемами.

Таким образом, налицо выраженное противоречие. между значительными потенциальными возможностями физического воспитания в решении проблем формирования экологической культуры младших школьников и отсутствием научно разработанной системы практической реализации этих возможностей. Необходимость практического решения данного противоречия определяет проблему диссертационного исследования, заключающуюся в научно-теоретическом осмыслении потенциальных возможностей формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания» .

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания будет происходить наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий: введение в круг задач физического воспитания элементов экологического просвещения и воспитания;

— выделение в качестве предмета экологического восприятия и изучения своего собственного организма, а также разнообразных природных объектов, включенных в процесс физического воспитания;

— моделирование в процессе физического воспитания личностно ориентированных ситуаций экологической направленности;

— организация разнообразной имитационно-игровой деятельности, обеспечивающей активную природную идентификацию учащихся;

— гармоничное сочетание когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-практического компонентов формирования экологической культуры младших школьников.

Конкретным выражением эффективности данного процесса станет устойчивая динамика роста уровня сформированности экологической культуры младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены ^ следующие задачи:

1. Определить содержание и структуру экологической культуры младших школьников.

2. Выявить потенциальные возможности, условия и принципы формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания.

3. Разработать и экспериментально проверить систему формирования экологической культуры младших школьников, реализующую выявленные педагогические условия и принципы.

Методологическую основу исследования составили: философское учение о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, положения диалектической теории познаниятеория целостного, системного подхода к изучению педагогических процессов (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. В. Краевский, Э.Г. Юдин) — идея личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, JI.A. Волович, А. А. Кирсанов, В. В. Сериков,.

И.С. Якиманская) — идеи гуманизации образования (В.П. Бездухов, Р. А. Валеева, Г. Г. Габдуллин, Б. С. Гершунский, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, З. И. Равкин, А. Н. Хузиахметов, Е. Н. Шиянов и др.) — * аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (В.П. Зинченко, В. Г. Мещеряков, Л. Ю. Сироткин, B.C. Собкин, В.Н. Родин) — отечественные и зарубежные теории и концепции культуры (А.И. Арнольдов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, Ю. А. Жданов, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, П. А. Флоренский и др.) — культурологический подход к взаимодействию в, 4 системе «человек — природа» (А.В. Ахутин, А. А. Вербицкий, Г. Д. Гачев) — фундаментальные положения философии, экономики, культурологии, социологии, педагогики о сущности экологической культуры личности, социальной обусловленности ее развития (И.Т. Гайсин, Э. В. Гирусов, С. Н. Глазычев, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, Е. В. Никанорова и др.) — методология и методика исследования процессов интеграции в ^ педагогических системах (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, В. Р. Ильиченко, В. Н. Максимова, М. В. Тарасов, Л. Д. Федотова, Н. К. Чапаев и др.).

Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической, философской, социологической литературысинтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, обобщение педагогического опыта, методы педагогической ^ диагностики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос) — педагогический экспериментметоды математической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились школы г. Казани № 22, 58, 101, 140- гимназия № 27.

В эксперименте приняло участие 12 учителей, 438 учащихся 3−4-х классов. '" Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2000;2001 гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, культурологической, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, определение основных противоречий и проблем в данной областиформулировку гипотезы исследования, определение его целей и задач, разработку научно-логического аппаратарешение основных теоретических задач исследованияпроведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2001;2002 гг.) разрабатывалась методика реализации педагогических условий, способствующих эффективному формированию экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась данная методика.

Третий этап (2003 г.) предусматривал анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление, уточнение и обобщение отдельных положений исследования, формулировку научных выводов и рекомендаций по их внедрению в педагогическую практику, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) раскрыто содержание и определена структура экологической культуры младших школьников, разработана ее теоретическая модель, включающая такие компоненты, как опыт эмоционального общения с природой, основы экологических знаний и умений, экологическая направленность личности, основы экологического мышления;

2) определены основные принципы формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: принцип интеграции экологического и физического воспитания на основе учета их внешних и внутренних (сущностных) взаимосвязей, принцип синкретичности, принцип фасцинации, принцип субъектификации природных объектов и явлений, принцип творческой направленности физического воспитания;

3) выявлены ключевые подходы к формированию экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: интегративный подход, антропологический или аутоэкологический подход, субъектно-экологический подход, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, средовой подход;

4) определены педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: введение в круг задач физического воспитания элементов экологического просвещения и воспитаниявыделение в качестве предмета экологического восприятия и изучения своего собственного организма, а также разнообразных природных объектов как средств закаливания (солнце, воздух, вода), условий обеспечения нормальной двигательной активности (атмосфера, земной покров, природные явления), предмета эстетического переживания (красота родной природы) и т. д.- моделирование в процессе физического воспитания личностно ориентированных ситуаций, требующих от учащихся проявления личностно смыслового отношения к экологическим проблемам и рефлексивного поведения в природеорганизация разнообразной имитационно-игровой деятельности, обеспечивающей активную природную идентификацию учащихсягармоничное сочетание когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-практического компонентов формирования экологической культуры младших школьников путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств;

5) разработаны и обоснованы критерии сформированности экологической культуры младших школьников (эмоционально-эстетический, информационный, ценностно-мотивационный, интеллектуальный и деятельностно-инструментальный), а также определены четыре основных уровня ее сформированности, соответствующие психологическим особенностям детей данного возраста;

6) разработана и экспериментально проверена система формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания, реализующая выявленные в процессе исследования педагогические условия и предполагающая последовательную экологизацию целей, задач и содержания физического воспитания, использование разнообразных личностно ориентированных, проблемно-развивающих, имитационно-игровых и деятельностно-практических методов и средств.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «экологическая культура личности» применительно к учащимся младшего школьного возраста, в определении критериев сформированности экологической культуры младших школьников, в переосмыслении интегративного подхода к формированию экологической культуры младших школьников с позиций взаимосвязи физического и экологического воспитания, что дает возможность осуществить комплексные исследования проблем формирования экологической культуры учащихся разных возрастных периодов средствами физического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе были разработаны и внедрены в школьную практику научно-методические рекомендации по формированию экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания. Материалы исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ формирования экологической культуры младших школьников. Результаты исследования могут быть положены в основу профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей физической культуры и классных руководителей.

Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов исследования обеспечены его методологической основой, адекватностью методов, взаимодополняющих друг друга, его объекту, предмету, целям и задачам, репрезентативностью выборки, большим фактическим материалом, корректной обработкой полученных данных, привлечением методов математической статистики.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая модель основ экологической культуры младших школьников.

2. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.

3. Система формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики естественно-математических факультетов, кафедры теоретических основ физической культуры Казанского государственного педагогического университета, на Международных научно-практических конференциях: «Формы и методы воспитательной работы в вузе» (Казань, 2001 г.), «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск. 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании личности будущего учителя» (Казань, 2003 г.), Республиканском научно-практическом конкурсе им. Лобачевского (Казань, 2002 г.) и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности и оказалась неспособной обеспечить дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Преодоление этой ситуации лежит в переходе к новым моделям общественного развития, основу которых составляет коэволюционная стратегия. Ее реализация связана с выработкой нового цивилизационного мышления, новой социальной идеологии, нравственности и культуры, важнейшим признаком которых является экологическая направленность. Одной из современных острейших общественных проблем является проблема охраны окружающей среды. Преобразующее воздействие человека на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста народонаселения, в результате научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Среди множества задач, которые предстоит решить человеческому сообществу, чтобы не допустить экологического кризиса и, как следствие, гибели цивилизации, наиболее остро стоит вопрос формирования экологической культуры.

В сложившихся условиях одной из стратегических задач системы образования становится задача формирования личности с высоким уровнем экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной воспринимать и осуществлять идеи ко эволюции и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Успешность ее решения зависит от множества факторов, немаловажную роль среди которых играет время приобщения подрастающего человека к экологической культуре. Одним из наиболее продуктивных периодов формирования основ экологической культуры личности является младший школьный возраст. Дети этого возраста обладают большим эмоциональным, интеллектуальным и деятельностным потенциалом, у них активно формируются ценностные ориентации, нравственные установки, закладываются основы деятельности. Поэтому работа по формированию экологической культуры у младших школьников может иметь большой эффект и оказать значительное влияние на становление экологически культурной личности.

Проведенное диссертационное исследование выявило большой педагогический потенциал физического воспитания, направленный на решение задач формирования экологической культуры младших школьников. Были определены основные принципы формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания, прежде всего принцип интеграции экологического и физического воспитания на основе учета их внешних и внутренних (сущностных) взаимосвязей. К выявленным в исследовании сущностным взаимосвязям физического и экологического воспитания относятся: междисциплинарные проблемы экологии человека, связанные с охраной самого человека как биосоциального существа, представителя биологического вида «Homo Sapiens» — проблемы экологии физической культуры личности (физических нагрузок учащихся, чередования нагрузок и отдыха и т. п.), экологии биологических свойств человека (кожного дыхания, потребления организмом кислорода, реализации двигательных рефлексов, питания и т. п.) — возможность идентификации ребенка с природными объектами и явлениями в процессе физических упражнений (в игровой форме), в процессе которой он способен осознать и пережить свое родство с окружающей природой.

Менее затрагивающими внутреннюю сущность предметной области «Физическая культура» являются другие аспекты взаимосвязи физического и экологического воспитания: возможность непосредственного общения с природой в процессе занятий физической культуройорганизация в процессе физического воспитания взаимодействия младших школьников с природными объектами как средствами закаливания (солнце, воздух, вода, снег), условиями обеспечения двигательной активности (вода — для плавания, снег — для ходьбы на лыжах, лед — для фигурного катания и бега на коньках, земля — для кросса по пересеченной местности и т. п.), предметами эстетического наслаждения (красота природы) и т. д.- экологическое просвещение и решение эколого-познавательных проблем на занятиях и во внеклассной работе по физической культуре.

В числе других принципов формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания можно выделить: принцип синкретичности, который отражает единство в выборе средств и методов воздействия на ребенка, обеспечивает объединение знаний о явлениях природы, о взаимодействии природы с человеком, использовании явлений природы в жизни, в быту, в различной деятельности, насыщение детей эмоциями эстетического характера, связанными с восприятием природы, слияние ребенка с природой явлений и природой движений и т. д.- принцип фасцинации, реализуя который учитель с помощью необходимых слов очаровывает ребенка предметом действия, самим действием, действиями окружающих, самим собой, и, что особенно важно с точки зрения задач настоящего исследования, — окружающей занятия природной действительностьюпринцип субъектификации природных объектов и явлений, который предусматривает наделение их способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты. В результате того, что при субъектификации природный объект наделяется способностью осуществлять специфически субъектные функции, кардинально меняется характер взаимодействия с ним: из субъект-объектного оно трансформируется в субъект-субъектное, становится подлинным взаимодействием. В соответствии с принципами субъектификации природный объект может становиться для личности настоящим «значимым другим» — принцип творческой направленности физического воспитания младших школьников.

Как показало исследование, последовательное осуществление данных принципов проявляется в реализации целого ряда научно-методологических подходов к формированию экологической культуры младших школьников, в частности: а) интегративного подхода, ориентирующего на всестороннее использование межпредметных связей между физической культурой и экологиейб) антропологического (аутоэкологического) подхода, согласно которому важнейшей стороной экологической культуры личности, формированию которой способствует физическое воспитание, является формирование правильного отношения ребенка к самому себе как к природному объекту, к своему организму, своему здоровью, своим взаимоотношениям с природной и техногенной средойв) субъектно-экологического подхода, требующего, чтобы природные объекты:

— относились личностью к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включалось в сферу действия этических норм, правил и т. д.;

— могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям;

— могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельностиг) личностно ориентированного подхода, в соответствии с которым на первое место выдвигается не объективная составляющая содержания образования, не связанная с реальными интересами и потребностями ребенка, а субъективный личностный смысл образования для каждого ученикад) деятельностного подхода, который обеспечивает развитие деятельности в приоритетных направлениях на каждой ступени образования в интересах ребенка, позволяет ориентировать образовательный процесс на освоение исторически сложившихся продуктов человеческой культуры, адекватно возрасту воспроизводить в себе черты той деятельности людей, которая аккумулирована в данном предмете или явлениие) средового подхода, направленного на всемерную экологизацию педагогической среды (как школьных интерьеров, так и пришкольной территории), а также организацию (насколько это возможно) физической активности учащихся в естественных условиях и обстоятельствах, когда дети получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе.

Теоретический анализ выявленных интегративных связей, принципов и подходов позволил определить педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания:

1.

Введение

в круг задач физического воспитания элементов экологического просвещения и воспитания.

2. Выделение в качестве предмета экологического восприятия и изучения учащимися в процессе физического воспитания своего собственного организма, а также разнообразных природных объектов как средств закаливания (солнце, воздух, вода), условий обеспечения нормальной двигательной активности (атмосфера, земной покров, природные явления), предмета эстетического переживания (красота родной природы) и т. д.

3. Моделирование в процессе физического воспитания личностно ориентированных ситуаций, требующих от учащихся проявления личностно смыслового отношения к экологическим проблемам и рефлексивного поведения в природе.

4. Организация разнообразной имитационно-игровой деятельности, обеспечивающей активную природную идентификацию учащихся.

5. Гармоничное сочетание когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-практического компонентов формирования экологической культуры младших школьников путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств.

Эффективная реализация данных условий потребовала разработки целостной системы формирования экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания.

Результаты экспериментальной проверки статистически достоверно подтвердили гипотезу исследования об эффективности формирования экологической культуры младших школьников на основе выявленных в процессе исследования педагогических условий. Таким образом, данные условия прошли убедительную проверку и являются факторами повышения эффективности процесса формирования экологической культуры учащихся начальных классов на основе взаимосвязи физического и экологического воспитания.

В то же время полученные положительные результаты обосновывают перспективность дальнейшего продолжения исследований по изучению экологического аспекта физического воспитания применительно к детям среднего и старшего школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбзаловР.А. Теория физической культуры (курс лекций). — Казань: Матбугат йорты, 2002. — 206 с.
  2. АбзаловР.А., Зиятдинова А. И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 7.
  3. А.Н. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1984.-196 с.
  4. О.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: Дис.. докт. пед. наук. — М., 1991. — 399 с.
  5. Ш. А., Алексин А. Г. Педагогика здоровья. — М.: Педагогика, 1990.-288 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.-338 с.
  7. Р.С. Интеграция как условие повышения качества обучения // Наука и школа. — 1998. — № 3. — С. 19−23.
  8. Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников: Из опыта работы сельских учителей. М.: Просвещение, 1978. — 70 с.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1994. — 105 с.
  10. С.А. Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2001.-184 с.
  11. В.К., ЛубышеваА.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 5.
  12. БарбашовС.В. Теоретико-методологические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Омск, 2000. — 48 с.
  13. Г. Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов // Ярослав, пед. вестник. -2002. -№ 1. — С. 138−148.
  14. Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 253 с.
  15. Г. И. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе // Советская педагогика. — 1974. № 5. — С. 56−62.
  16. М.М., Сонкин В. Д., Фарьер Д. А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. — М.: Академия, 2002. 416 с.
  17. В.В. Опыт разработки интегративный психологии развития // Вопросы психологии. 1998. — № 2 — С. 10−17.
  18. JI.M. К вопросу о компетентности массового экологического сознания // Социологические очерки. Ежегодник. Вып. 1. — М., 1991.-№ 11.
  19. Г. Интеграция как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса // Наука и школа. — 1998. № 11−12.— С. 40−41.
  20. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986. — 317 с.
  21. М.Я. Интеграция общего и профессионального образования // Советская педагогика. — 1990. — № 4. С. 57−60.
  22. Р.К. Воспитание личности на занятиях физической культурой в учебных заведениях / Методические рекомендации. — Казань: КГПУ, 1997.-20 с.
  23. Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1983.- 184 с.
  24. О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.-176 с.
  25. О.С., Петрова В. Н. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  27. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение поведения детей и подростков. М., 1972. — С. 7−44.
  28. Л.И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 340 с.
  29. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  30. БрехманИ.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  31. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  32. Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -192 с.
  33. Л.И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Дис.. канд. пед. наук, 1983. — 245 с.
  34. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.
  35. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспертной учебной программы по основам экологии для детей 6-ти лет): Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1991.-16 с.
  36. Ю. Связь между предметами в области экологии // Проблемы формирования экологической ответственности школьников. Сб. науч. тр. / Под ред. И. Д. Зверева. М., 1984. — С. 25−27.
  37. Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. — Кишинев: Штиинца, 1989. -104 с.
  38. М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры. — 1987.-№ 6.-С. 18−20.
  39. Д.В. Педагогическая психология. — Казань: Изд-во КГПУ, 2001.-262 с.
  40. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дис. докт. пед. наук. М., 1994.
  41. B.C., Толоконцев Н. А. Экологические проблемы городов и здоровье человека. Л., 1982. — 32 с.
  42. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования). М., 1997.-64 с.
  43. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. — Казань: Тат. книж. изд-во, 1990.-206 с.
  44. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  45. И.Т. Непрерывность экологического образования. Казань: Тан-Заря, 2002.-198 с.
  46. И.Т., Хусаинов З. А., Хазеев Г. Х. Экологическое образование дошкольников. Казань: КГПУ, 2002. — 96 с.
  47. С.Г., Чернышева И. В. Об экологической культуре как необходимой предпосылке преодоления экологического кризиса // Научно-технический прогресс: Ускорение и гуманизация. М, 1990. — 73 с.
  48. A.M., Курок M.J1. Метологические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе 1981. -№ 2. — С. 6−12.
  49. Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1990.-21 с.
  50. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Общество и природная среда М.: Знание, 1980. -С. 66−86.
  51. ГирусовЭ.В. Опасность «дыр» в экологическом образовании // Народное образование. 1989. -№ 4. — С. 120−127.
  52. Э.В. Природное основы экологической культуры // Экология, культура, образование. -М., 1989.
  53. ГирусовЭ.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии-М.: Наука, 1983.-С. 105−120.
  54. Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура: В помощь лектору.-М., 1989.- 174 с.
  55. С.Н., Петров С. Е., Сериков В. В. Экологическое воспитание учащихся на уроке // Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию школьников. Волгоград, 1980. — С. 16−41.
  56. Л.Д. Физическая культура — дошкольникам: Программа и программные требования. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
  57. JT.И., Лукьянов А. И. К вопросу о содержании экологического образования и его экологическом аспекте // Экология и культура: Методологические аспекты. Ставрополь, 1982. — С. 115−131.
  58. А.А. Экологические уроки прошлого и современности. — Л.: Наука, 1991.-252 с.
  59. Е.А. Формирование экологических знаний учащихся на межпредметной основе в курсе природоведения 4 класса: Дис.. канд. пед. наук. М., 1985.-226 с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения — М.: Педагогика, 1986.-435 с.
  61. В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М., 1979. — С. 69−100
  62. Н.С. Об использовании технологии экологического воспитания подрастающего поколения: Тезисы докл. междунар. конф-ции. — М., 1996.-С. 23−25.
  63. Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педогогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). — М., 1997. — с.5−13.
  64. Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Ситко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Пед. об-во России, 2000. — 63 с.
  65. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: Москов. психолого-социал. ин-т, 1999. — 310 с.
  66. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 480 с.
  67. В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М.: 1967. 16 с.
  68. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. -М.: Агропромиздат, 1988. — 239 с.
  69. О.М. Экологическая культура: Педагогический аспект. — Гродно: ГрГУ, 2001. 234 с.
  70. В.А. Экологическая культура личности // Общественные науки и перестройка. Тюмень, 1990. — С. 12−15.
  71. Л.И. Основы начального экологического воспитания: (Учебное пособие). М.: Прометей, 1996. — 177 с.
  72. Д.Н. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. -М.: АРКТИ, 2001.- 128 с.
  73. ЖолдакВ.И. Спортивно-валеологическое воспитание // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Сов. спорт, 1996. С. 62−70.
  74. А.А., Володарская А. А. Личностно и мирвозречески ориентированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы. М.: АПК и ПРО, 2002. — 23 с.
  75. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М., 1982. -С. 89−90.
  76. С. Экология и культура // Новый мир. 1992. — № 9. — С. 312.
  77. Л.В. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1975. — 90 с.
  78. В.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966. -С. 5−11.
  79. Л.А. Теория и практика экологического воспитания в школах России 70-х- 80-х годов 20 столетия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: 1993.-16 с.
  80. А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. — М.: Знание, 1986. 80 с.
  81. А.Н. Принципы и условия экологического образования в школе // Педагогические принципы и условия экологического образования. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1983. С. 10−20.
  82. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: (Содержание природоохранительного образования). М., 1981. — 184 с.
  83. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  84. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. -64 с.
  85. И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Сов. педагогика.-1983.-№ 12.-С. 12−19.
  86. И.Д. Что такое экологическое культура школьника? // Семья и школа.-1979.-№ 10.-С. 16−19.
  87. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под. ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград: Перемена, 1996. С. 72−84.
  88. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.: Знание, 1986. — 26 с.
  89. И.Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. М.: Педагогика, 1972. — 200 с.
  90. И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. — М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  91. ЗелеевР.М. Экология и культура // Твой день: Альманах. Казань, б/г.-С. 4−5.
  92. А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 8. — С. 15−17.
  93. Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. -М.: ЦГЛ, 2003. 56 с.
  94. B.C. Формирование личности школьника. — М., 1984. 144 с.
  95. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  96. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей дошкольного и младшего возраста / В. А. Баландин и др. — Краснодар, 1999. 154 с.
  97. Е.В. Формирование экологической культуры учащихся средних школ на современном этапе: Дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2000. — 171 с.
  98. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1983.-260 с.
  99. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? («Круглый стол») // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 40−56.
  100. С.А. Формирование нравственно-экологической культуры младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 1992. — 230 с.
  101. В.Н. Педагогика здоровья. М.: Линка-Пресс, 1998. — 335 с.
  102. В.Н., ХарисовФ.Ф., Чечельницкая В. Н. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан. Казань: Хэтер, 2000. — 128 с.
  103. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: ЛГУ, 1992.- 167 с.
  104. КитаевП.М. Культура: человеческое измерение. СПб.: ЛГУ, 1997. -123 с.
  105. М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей М., 1993. — С. 68−69.
  106. Е.Б. Значение «диалога с природой» в современный период // Наука и школа. -№ 3 1997.-е. 12−17.
  107. В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования //Педагогика. 2001. С. 32−41.
  108. Т.А. Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы: Автореф. дис. канд. пед.наук. — М., 2001. — 23 с.
  109. М.М. Звонок на урок здоровья: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991.-160 с.
  110. А.Н. Экологическое сознание как элемент ноосферы // Экологизация во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1994.
  111. А.И. Теория формирования личности. В 2-х ч. — Ч. 1. Факторы, структура, сущность формирования личности. — Минск: НИО, 1997.-208 с.
  112. КошминаИ.В. Межпредметные связи в начальной школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 187 с.
  113. И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: Теоретико-методологический аспект: Автореф. дисс.. канд. социол. наук.-М., 1997.-21 с.
  114. Критерии, методы и методики изучения информирования школьников о природе: Методич. рекомендации и разработки / Автор-сост. А. П. Сидельковский. Ставрополь, 1988.-201 с.
  115. Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995. — 21 с.
  116. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 225 с.
  117. Е.М. О некоторых психологических принципах и условиях экологического образования // Педагогические принципы и условия экологического образования. — М., 1983. С. 34−37.
  118. А.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  119. Т.В. Формирование экологической культуры учащихся средних школ на современном этапе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 159 с.
  120. .А. Экологическая культура как важный фактор решения экологической проблемы. — Ярославль, 1988. 38 с.
  121. Г. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1981, —96 с.
  122. .Е. Вопросы природоохранительного просвещения. — Тбилиси: Мецнисреба, 1988. — 32 с.
  123. Я.И. Экологическое воспитание школьников // География в школе. -1989.- № 5. С. 51−54.
  124. В. Формирование экологической культуры // Воспитание школьников. — 2004. — № 3. С. 43−46.
  125. Т.Н. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998. — 220 с.
  126. Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1995. — 22 с.
  127. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1977. — 107 с.
  128. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. -№ 2.
  129. А.Ф. Проблема формирования социально-экологической культуры // Проблемы соц. экологии. — Львов, 1986. — С. 188 190.
  130. А.Ф. Экологическая культура как гармонизация взаимодействия общества и природы: Дис. канд.пед.наук. — Минск, 1988. -167 с.
  131. И. Развитие личности и педагогическая организация деятельности учащихся // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — № 1. -С. 27−37.
  132. В.А. Экологический срез современного научного знания. — М., 1986. -90 с.
  133. Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. — М.: Изд-во МГПИ, 1981.-100 с.
  134. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977.-244 с.
  135. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Дроченко Т. А., Полянска Н. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути организации // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 7.
  136. Лях В.И., МейксонГ.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996.-№ 1.-С. 5−10.
  137. P.P. Интеграция образования, науки и производства -настоятельное влияние времени. — М., 1996.
  138. В.И. Организация воспитания младших школьников. -М.: Просвещение, 2003. — 254 с.
  139. Н.М. Экологическое воспитание в процессе учебно-воспитательной работы по физике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Баку, 1988.-23 с.
  140. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школе. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  141. А.Г. Экологическая культура как социологическое явление. -Свердловск, 1982. 176 с.
  142. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории.-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  143. А.П. Ведение в физическую культуру. М.: ФИС, 1983. — 128 с.
  144. Методика комплексного эксперимента / Под. ред. А. А. Кирсанова. — М.: АПН СССР, 1988. 231 с.
  145. С. Психология игры (пер. с англ.). СПб.: Университетская книга, 1990. -390 с.
  146. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. Мн.: Нар. асвета, 1987. — 112 с.
  147. Мировоззренческая культура личности. Киев, 1986. — 225 с.
  148. А.В. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьников: Пособие для учителей. — Казань: Таткнигоиздат, 1989.-С. 37−88.
  149. Н.М. Интеграция экологических знаний школьников: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1995. — 183 с.
  150. Моисеев Н. Н Экология, образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. — № 3. — С. 29−32.
  151. В.О. Педагогические условия формирования валеологических ориентаций школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1998.-201 с.
  152. Е.Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 2002. -№ 7.
  153. Мотивы охраны природы // Природоохранительное образование в средней школе. Сборник научных трудов. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978.-С. 34−70.
  154. B.C. Возрастная психология. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
  155. Н.Х. Экологическое воспитание эстетическими средствами: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 230 с.
  156. З.Г. Методические рекомендации к изучению воспитанности учащихся. — Казань, 1985. — 24 с.
  157. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. З. Г. Нигматова. Казань, 1996. — 182 с.
  158. .А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников: Дис.. канд. социол. наук. -М., 1996. 144 с.
  159. Ю.М. Теоретические аспекты интегрального содержания и человекотворческой сущности физической культуры 7/ Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 16−23.
  160. С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.
  161. Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы: Автореф. дис.. докт. филос. наук. М., 1994. — 52 с.
  162. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: ФАИР-Пресс, 2000. — 320 с.
  163. Е.Ю. Аксиологические основы развития экологической культуры учащихся в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук. Вологда, 2001.-190 с.
  164. Л.Ф. Возрастная психология. М.: 1999. — 442 с.
  165. Организация экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1990. — 149 с.
  166. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997. 22 с.
  167. Отношение школьников к природе. / Под ред. И. Д. Зверева., И. Т. Суравегиной. М., 1988. — 123 с.
  168. Охрана окружающей среды. Проблемы просвещения (пер. с франц.) / Ред. и послесловие А. Г. Воронова. — М., 1983.— 151 с.
  169. С.Е. Взаимосвязь экологических знаний и практической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1984. — 179 с.
  170. Ф.А., Платонов Г. В. Экологическое отношение, сознание, деятельность // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1987.-№ 4.
  171. Р.А., Голов В. П., Сизоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 176 с.
  172. В.В. Игра для интенсивного обучения. — М., 1991. — 168 с.
  173. Г. В. Оптимизация отношений общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания // Вестник Московского университета. — Серия 7. .Философия. 1986. — № 1. — С. 35−44.
  174. В.А., АяшевО.А. Физическая культура и становление личности. М., 1991.
  175. В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ростов-н/Д., 1996.-23 с.
  176. В.П. Уроки здоровья. -М.: Просвещение, 1992. 130 с.
  177. Программа «Образование и здоровье школьников РТ». — Казань, 1998.-69 с.
  178. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. и справоч. пособие. -2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000.-672 с.
  179. Е.В. Духовно-экологическое воспитание и формы народных игр как средство развития младших подростков: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 203 с.
  180. А.И. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в областифизической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1985.-№ 5.
  181. ПустовитН.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду: Дисс.. канд. пед. наук. — Киев, 1988.-197 с.
  182. А.Г., Пырин Г. А. Воспитание экологической культуры личности // Философия и экологическая проблема. — М., 1990. С. 307−308.
  183. В.Г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Сов. педагогика. 1988. — № 7. — С. 3−10.
  184. Ю.Н. Интегративные процессы в педагогической науке о физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. -1987.-№ 4.-С. 27−29.
  185. Н.Ф. Новая тенденция в развитии современной культуры // Вестник АН СССР. 1980.-№ 12. — С. 86−91.
  186. Ю. Поведенческие привычки надо формировать с детства // Педагогика. 1991. — № 1. — С. 18−21.
  187. Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа. 1991. — № 4.
  188. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Дис. канд. пед. наук. -М., 1978.
  189. А.В. Экологическое воспитание учащихся. Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1988. 79 с.
  190. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. — 1989. — № 5. — С. 15−19.
  191. А.П. Процесс формирования эстетического восприятия природы и его влияние на личность школьника (На материале экскурсионно-туристической работы в средних и старших классах): Дисс.. .канд. пед. наук. М., 1967. — 287 с.
  192. JI. Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. Н. Хузиахметова. — Казань: Изд-во «Дом печати», 1998.— 210 с.
  193. И.Г. Ежедневные занятия с учащимися на воздухе: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  194. Н.Н. Формирование ориентированных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2001. — 195 с.
  195. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. — М., 1989.- 170 с.
  196. И.Ю. Формирование экологической культуры личности как проблема экологического воспитания: Дисс.. канд. филос. наук. — М., 1985.- 187 с.
  197. С.С. Тенденция развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 18 с.
  198. Т.Н. Противоборство идей в свете проблем формирования экологической культуры // Проблемы духовной культуры и задачи идеологической и воспитательной работы кафедр общественных наук. Тезисы докл. научной конференции. Таллин, 1981.
  199. А.А. Подготовка будущего учителя к осуществлению нравственного аспекта экологического образования школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1988. — 23 с.
  200. М.И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физкультурой. -М.: Просвещение, 1975. 136 с.
  201. Л.Я., СтаписЕ.В. Проблемы философского статуса экологической формы общественного сознания // Философские проблемы социальной экологии. — М., 1989. 47 с.
  202. О.А. Игры и оздоровительная работа в начальной школе.- М: ТХ Сфера, 2003. 144 с.
  203. Д.А. Формирование экологической культуры младших школьников на основе межпредметных связей: Дисс.. канд. пед. наук. — Брянск, 2001.-216 с.
  204. А.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-544 с.
  205. К.О. О понятии экологической культуры общества // Проблемы формирования современной экологической культуры. — Вильнюс: Изд-во Литовского университета, 1987. — С. 14−42.
  206. О.П. Роль экологической культуры личности в ускорении научно-технического процесса // Методологические проблемы создания новой техники и технологии. Новосибирск, 1989. — С. 210−211.
  207. И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в школе. — 1988. — № 3. — С. 32−40.
  208. И.Т. Экологическое образование — важное направление работы общеобразовательной школы // Биология в школе — 1987. № 3 — С. 20−28.
  209. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика, 1990. — № 12. С. 47−51.
  210. Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 87−92.
  211. Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2003. — 128 с.
  212. Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.-288 с.
  213. Л.Г. Педагогическая валеология. СПб., 1997. — 187 с.
  214. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
  215. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  216. В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образование. Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 1998. — 78 с.
  217. Ю.П. О предмете и основных идеях экологии // Философские проблемы глобальной экологии. — М., 1983.
  218. Уголок живой природы как экологическая лаборатория школьников: Методич. пособие / Сост. И. Т. Гайсин и др. Казань: КГПУ, 1997.-51 с.
  219. А.Н. Структура экологической культуры личности и пути ее формирования // Формирование целостного мировоззрения: Методологические и научно-практические проблемы. М., 1989. — 118 с.
  220. Физическая культура и спорт как средство формирования активной жизненной позиции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ЦС по РСФСР, 1983.-144 с.
  221. В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Ростов н/Д: Феникс, 1994. — С. 90−102.
  222. В.П. Туристко-краеведческая экспедиция, как форма экологического воспитания старшеклассника: Автореф. дис.. канд. канд. пед. наук. М. 1998. — 18 с.
  223. С.И. Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики // Начальная школа. — 1993. № 3. — С.11−15.
  224. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 189 с.
  225. В.И., Ким В.В., Ненашева А. В., Личагина С. А. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образажизни и здоровья учащихся // Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 1.-С. 19−23.
  226. Р.З. Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1988. 159 с.
  227. Ю.Л. Пути формирования экологической культуры школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 6. — С. 54−58.
  228. З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: Монография. — Казань: Экоцентр, 2002. 160 с.
  229. А.В. О культуре физической и духовной. — М.: Знание, 1989. — 191 с.
  230. И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время: Дис.. докт. пед. наук. М., 1999. — 269 с.
  231. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. об-во России, 2000. — 176с.
  232. Н.З. Человек — культура — ценности // Вопросы философии.-1981.-№ 6. С. 56−61.
  233. Н.М., БыловаА.И. Экология. — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  234. Л.А. Формирование экологической культуры учащихся младших классов: Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1992. — 230 с.
  235. В.Г. Содержательное обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в школе // Физическая культура в школе. 1998. — № 1.-С. 18−20.
  236. И.П., Андреев А. К. Значение мировоззренческой ориентации в формировании экологической культуры. М., 1990. — 135 с.
  237. К.И. Понятие экологической культуры // Экология и культура: Методологические аспекты. — Ставрополь, 1982. — С. 62.
  238. Н.В. О путях развития экологического образования // Советская педагогика. 1983. — № 1. — С. 24−28.
  239. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева., И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  240. М.А. Формирование природоохранительной деятельности учащихся начальной школы Узбекистана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1997−16 с.
  241. И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  242. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1998.-178 с.
  243. Great Books of the Western World. Vol.56: Natural Science: Selections from the Twentieth Century. — Chicago. — 749 p.
  244. Erickson, J. Greenhouse Earth: Tomorrow’s Disaster Today. USA: TABB Boors, 1990.-167 p.
  245. Jmera, Maya, Regan, Michael J. Let the Games Begin / Forew. By Bill Bradley. Watertown, MA: Charles bridge Publ., 2000. — 32 p.
  246. Odom E. Ecology/ N.Y., London, 1963, 205 p.
  247. The Politics of sport. USA: Manchester University Press, 1986. — 263 p.
  248. Resources in Education. Vol. 30, № 2. — Washington, D.C.: ERIC, 1995. -340 p.
Заполнить форму текущей работой