Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и структура многопрофильной профессиональной подготовки студентов туристского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты педагогических наблюдений и опытно-экспериментальная работа позволили разработать функциональную модель многопрофильной подготовки студента туристского вуза. Структурными единицами модели являются индивид и рефлексия личной профессиональной деятельности, специально организуемые процессы обучения, информационная среда, которые корректируются преподавательским составом в процессах… Читать ещё >

Содержание

  • ТУРИСТСКОГО ВУЗА
    • 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Чепик В. Д. г. Сходня, Московская обл. 2001 год
  • ВВЕДЕНИЕ
    • ГЛАВА 1. Многопрофильная подготовка студента как предмет научного исследования
    • 1. 1. Анализ состояния профессионального туристского образования в современных условиях
    • 1. 2. Характеристика видов профессиональной деятельности как основа многопрофильного обучения в туристском вузе
  • ГЛАВА 2. Содержание и структура многопрофильной подготовки студентов в процессе их обучения в туристском вузе
    • 2. 1. Исследование понятия «многопрофильная подготовка студента» и роли личностно-ориентированного поведения в процессах ее формирования
    • 2. 2. Анализ педагогических условий многопрофильной подготовки студента
    • 2. 3. Исследование видов учебной деятельности в процессах многопрофильной подготовки студента (построение модели многопрофильной подготовки студента вуза туристского профиля)
    • 2. 4. Исследование показателей многопрофильной подготовки студента (на примере РМАТ) и анализ результатов адресного воздействия педагогических условий ее формирования

Содержание и структура многопрофильной профессиональной подготовки студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Туризм и экскурсии прочно вошли в систему социальных отношений, стали наиболее распространенной формой досуга различных категорий населения. Функции туризма в нашем обществе разнообразны. Они могут быть рассмотрены по отношению к обществу в целом, его экономике, отдельным географическим районам, потребителям туристско-экскурсионных услуг, по отношению к системам воспитания, образования и социализации личности средствами туризма (Сергеева С.А., 1996; Ильина Е. Н., 1999; Курило Л. В, 1999; Поспелова А. А., 1999; Лаврова Г. Н., 2000; и др.).

Формирование профессиональной зрелости специалиста происходит на протяжении многих лет его практической деятельности. На процессы профессионализации личности значительное влияние оказывает система вузовской подготовки, средства формирования духовных запросов человека, нравственного воспитания, которые молодой человек усваивает на начальных этапах профессионального образования. Социальные функции образования, являясь носителями нравственных ценностей, рассматриваются в широком аспекте их роли в формировании творческих качеств личности и способности молодых людей усваивать профессиональные знания, умения, навыки, видеть перспективу своей профессиональной деятельности (Шадриков В.Д., 1992; Климов Е. А., 1990; Шаронин Ю. В., 1998; и др.).

Развитие туризма как многопрофильной отрасли народохозяйственного комплекса зависит от эффективности деятельности кадровых ресурсов и способности работников к переходу на новые виды профессиональной деятельности, умения взаимодействовать со специалистами смежных профессий (Квартальное В.А., 1998; 1999; Чепик В. Д., 1995; 2000; 2001;).

Профессиональная составляющая туристского образования предполагает подготовку будущего специалиста к решению задач и обязанностей, для выполнения которых он должен обладать системой психологопедагогических знаний, культурой общения с различными возрастными группами населения (Пироженко Н.Т., 1998; Алилуйко Е. А., 2000; и др.). При этом методы обучения должны обеспечить профессиональную ориентацию молодежи, выбор профессии, а также возможность перемены вида профессиональной деятельности в дальнейшем, в случае изменения жизненных обстоятельств. Более того, профессиональная ориентация должна проводиться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей личности (Горский В.А., 1998; Виленский М. Я., 2000;).

Выбор профессии молодежью является осознанным актом и способствует глубокому и прочному освоению профессии. Важным этапом в развитии интереса, увлеченности, направленности на определенный вид профессиональной деятельности является подростковый возраст и период ранней юности. Становление профессиональной активности будущего специалиста характеризуется такими важными качествами, как коммуникативность, самостоятельность принятия решений, способность к взаимодействию в коллективе и т. п.

В сфере туристского образования активно формируется система профессиональной ориентации, начинающаяся с лицейского образования (Зорина Г. И., 1999; Лукьянченко С. И., 2000;). Отдельные элементы профориентации проявляются в работе крупных туристских объединений, в рекламной деятельности турпредприятий. Получает свое развитие профориентационная работа в сети Internet с использованием современных информационных технологий.

Интенсивность развития информационных технологий обусловила ряд противоречий, возникших в системе туристского образования. Одной из проблем, с которой столкнулись предприятия туриндустрии при внедрении в свою деятельность компьютерных систем на базе новых информационных технологий, является неподготовленность персонала к работе в условиях с так называемой «компьютерной информационной средой», с обработкой различных по составу информационных материалов. Другой проблемой является разработка и реализация анимационных программ для различных возрастных групп населения.

Эффективность работы специалистов во многом связана с содержанием и методами вузовской подготовки, обеспечивающими профессиональную мобильность кадровых ресурсов в случае изменения востребованности профессий на рынке труда. Анализ специальной литературы и практика вузовской подготовки менеджеров туризма показывают, что многопрофильная подготовка основана на личной активности обучаемого и профессионально-ориентированного содержания туристского образования, обеспечивающего широкий диапазон знаний о видах профессиональной деятельности, дающего устойчивые предпосылки к формированию разносторонних интересов студента.

Многопрофильная подготовка студента, в контексте нашей работы, рассматривается как способность личности сохранять устойчивую профессиональную ориентацию, обеспечивающую возможность перехода на смежные виды профессиональной деятельности, как процесс сознательного овладения индивидом содержанием профессиональной подготовки, как следствие рефлексии личной профессиональной роли и изменения мотивов получения профессионального образования.1.

О том, как должны быть организованы в связи с этим процессы подготовки студентов, и каковы особенности использования современных информационных технологий в процессах многопрофильной профессиональной ориентации частично раскрыто в исследованиях ряда авторов: Шангина В. Ф., 1999; Ильиной Н. Л., 1998; Стамбуловой Н. Б., 1999; Кальней B.C., 1999; Васильева В. В., 2000; Соломатиной Т. Б., 2001; Ершовой Е. А., 2001; и др. Одна.

1 Нормативно-правовое регулирование процессов многопрофильной подготовки студентов обеспечивается содержанием образовательных стандартов (национально-региональный компонент), а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996 г.), представляющем возможности перехода на смежные области профессионального образования (ст. 6) и параллельное получение второго высшего образования со статусом «слушатель» (ст. 18). ко целостного представления об особенностях процессов многопрофильной профессиональной ориентации и формирования профессиональной мобильности студентов вузов туристского профиля еще не создано, в связи с чем проблемой нашего исследования выступают процессы многопрофильной профессиональной подготовки студентов туристского вуза.

Цель исследования — разработка содержания и структуры многопрофильного туристского образования.

Объект исследования — многопрофильная профессиональная подготовка студентов туристского вуза.

Предмет исследования — содержание и методика формирования многопрофильной профессиональной подготовки студентов туристского вуза.

Гипотеза исследования состоит в том, что высокий уровень качества многопрофильной подготовки и профессиональной мобильности студентов туристского вуза будет достигнут, если:

— будет разработана модель многопрофильной подготовки, учитывающая динамично-изменяющиеся требования рынка труда и запросы личности;

— будут выявлены педагогические условия, обеспечивающие многопро-фильность подготовки студентов туристского вуза;

— будут выявлены виды учебной деятельности процессов многопрофильной профессиональной подготовки студентов туристского вуза;

— будут выявлены инновационные технологии, обеспечивающие личностное развитие специалиста в соответствии с требованиями рынка труда1.

Задачи исследования:

1) выявить перспективные направления профессиональной деятельности в туризме как основу многопрофильного обучения в туристском вузе;

2) проанализировать состояние профессионального туристского образования с учетом требования рынка труда и на этой основе разработать модель многопрофильного туристского образования;

1 Исследование проведено в рамках общероссийского эксперимента (Приказ Минобразования РФ и Госком-спорта России № 3391/413 от 23.11.2000 г.

3) выявить педагогические условия многопрофильной профессиональной подготовки в туристском вузе.

Выводы:

1. В процессе исследования выявлены перспективные направления профессиональной деятельности в туризме как основа многопрофильного обучения в туристском вузе.

Действующая система профессионального обучения в вузах туристского профиля не в полной мере реализует возможности выбора студентами образовательных программ с учетом рефлексии личной профессиональной роли и профессионального статуса как фактора самоопределения в будущей профессиональной деятельности (до 96% опрошенных студентов старших курсов).

Нами систематизирован состав действующих и прогнозируемых направлений профессиональной деятельности специалистов в сфере туризма, группируемых по технологиям обслуживания туристов, коммуникациям, системам организованного досуга, воспитания, образования и оздоровления населения с использованием средств туристско-экскурсионной деятельности. Структура профессиональной деятельности в туризме имеет существенные различия по предмету труда и представляет собой основу образовательного пространства, в котором многопрофильная подготовка студента является ведущим фактором формирования профессиональной деятельности специалистов сферы туризма.

2. Проанализировано состояние профессионального туристского образования, учитывая требования рынка труда, и разработана модель многопрофильного туристского образования.

Установлено, что главными условиями многопрофильной подготовки являются мотивы и интересы студентов, их социальные и профессиональные притязания, формируемые в процессах довузовской подготовки, профессионально-ориентированного вузовского образования. На многопрофильную подготовку студентов оказывают влияние элементы рекламной деятельности, социальная и информационная средаприоритет информационной среды, как средства изучения рынка трудовой занятости, основан на широком распространении информационных технологий и освоении учащимися навыков анализа получаемой информации (98% обследованных студентов). Опосредованными стимулами многопрофильной подготовки студентов, как средства расширения диапазона профессиональной деятельности и возможных вариантов профессиональной переориентации, является распространение в сфере туризма новых технологий обслуживания, развитие индустрии отдыха и развлечений, использования средств туризма в воспитании, образовании и оздоровления населения.

Результаты педагогических наблюдений и опытно-экспериментальная работа позволили разработать функциональную модель многопрофильной подготовки студента туристского вуза. Структурными единицами модели являются индивид и рефлексия личной профессиональной деятельности, специально организуемые процессы обучения, информационная среда, которые корректируются преподавательским составом в процессах обучения и поведением обучаемых. В качестве управляющих воздействий выступают выбор новых специальностей и специализации (исследовано в обучении студентов заочного и вечернего отделений академии) — выбор элективных курсов (исследовано в обучении студентов дневной формы) — расширение состава преподавателей и выбор академической школы обучениявыбор тематики научных исследований, новаторских тем дипломных работ, творческих проектовпараллельное обучение и получение высшего образования по другой профессии. Формирование многопрофильной подготовки студента обеспечило выбор образовательных программ и полную (до 90% студентов), либо частичную (до 60% студентов) профессиональную переориентацию, как следствие приобретения опыта индивидуально-творческой деятельности в сфере туризма.

3. Выявлены педагогические условия многопрофильной профессиональной подготовки студентов в туристском вузе: обеспечение доступности восприятия информации о многообразии видов профессиональной деятельностиувеличение объемов учебной практикиадекватный выбор информационных технологийрасширение состава средств самоподготовки и методов научного исследованиярасширение состава преподавателейиспользование методов переподготовки во внеучебной практике и овладение содержанием образования в новых областях знанийактивная самоподготовка и участие в научных экспедициях, регулярное извлечение информации из сети Internet и из средств массовой информации.

4. Изучены и систематизированы показатели многопрофильной подготовки студента. Они характеризуют информированность студента о содержании действующих и прогнозируемых сфер профессиональной деятельностичастичную, либо полную профессиональную переориентацию студентов старших курсовспособность студентов обосновать результаты своей научной работы. В показатели многопрофильной подготовки входит состав инвариантов производственной деятельностикачественное выполнение учебных заданий по смежным профессиямэффективность владения компьютерными технологиями.

Положительные результаты многопрофильной подготовки, выявленные нами в ходе проведенных исследований, обеспечивают высокую конкурентоспособность выпускников академии, а работа по созданию новых специальностей является главной задачей общероссийского эксперимента, где частным результатом является расширение возможностей профессиональной мобильности и высокого качества работы специалистов сферы туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многопрофильная подготовка студента рассмотрена нами в аспекте проблем освоения видов профессиональной деятельности и выбора различных профессий. Нами дано толкование сущности явления «многопрофильной подготовки» и адресности педагогических воздействий на ее компоненты. Профессиональная устойчивость и многопрофильная подготовка есть результат системы образования, оценку которой можно производить с помощью показателей, достигаемых в различных формах учебной деятельности. Первая группа показателей многопрофильной подготовки является итогом аудиторных форм работы и педагогических условий, обеспечивающих выбор студентом специальностей, специализаций, элективных курсов, расширение состава преподавателей, выбор творческих проектов, новаторских тем рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Хорошо известно, что выбор профессии абитуриентами изначально происходит, в основном, под влиянием родителей и знакомых. Выбор профессии, либо специализации после окончания первого года обучения приобретает уже личностно-ориентированный характер. Оценить выбор студентов можно по изменению наполняемости групп специализаций и структуры студенческих потоков. Так, на протяжении 19 971 999 гг. из 10 групп второго курса РМАТ две группы были представлены специализацией «Финансовый менеджмент», две группы — «Менеджмент гостеприимства», шесть групп — «Менеджмент туризма и путешествий».

Проблема выбора специализации постоянно возникает перед студентами также и на старших курсах. В связи с образованием РМАТ-Туристского университета и возможности параллельного обучения по смежным программам нами был организован опрос мнений старшекурсников о возможном выборе новой специальности и специализации. Результаты опроса показали консервативность не проявивших интереса к новым профессиям большинства второкурсников, и желание изменить специальность и специализации студентов III курса. Экспериментальная апробация разработанной нами схемы многопрофильной подготовки студентов обеспечила ее частичное, либо полное изменение выбора новых специализаций (см. рис. 2). Количество студентов, желающих изменить выбранную специальность или специализацию является показателем профессиональной устойчивости, а количество студентов, изъявивших желание параллельно освоить новую специализацию (специальность) — показателем профессиональной мобильности студента, которая является следствием процессов многопрофильной подготовки студента.

А. Выбор новых специализаций студентами II курса.

10%.

Ш финансовый менеджмент менеджмент гостеприимства менеджмент туризма новые специализаци.

Б. Выбор новых специализаций студентами III курса.

Ш финансовый менеджмент менеджмент гостеприимства менеджмент туризма новые специальности.

Рис. 2. Структура показателей профессиональной устойчивости и мобильности студента в процессе обучения.

К показателям многопрофильной подготовки относятся желание изучать и качество освоения элективных курсов, желание обучаться у конкретного преподавателя (имеются в виду не должности, а академические школы). Существенным показателем профессиональной мобильности является творчество студентов в постановке и решении конкретных задач профессиональной подготовки. Нами оценивался удельный вес тематики дипломных работ, не имеющих аналогов, выбор студентами форм контроля качества их подготовленности путем сдачи устных зачетов и экзаменов, либо в виде рефератов-исследований.

Внеаудиторные формы работы, в том числе так называемая «выездная практика» способствует освоению студентом новых квалификаций, смежных специализаций и специальностей, других профессий. Показатели профессиональной мобильности здесь отражаются в выборе студента новых должностей. В процессах первой выездной практики студенты осваивают новые квалификации, которые не входят в учебно-тематические планы первого курса, например, квалификация аниматора с преподаванием информатики для русских туристов в отелях Турции.

Далее, на старших курсах, по мере расширения профессиональных знаний, студенты осваивают смежные специализации, например, студент, обучающийся по специализации «Менеджмент гостеприимства» работает аниматором или гидом-экскурсоводом. Другой вариант, студент учится по специализации «Менеджмент туризма и путешествий», а практикуется в административных структурах гостиницы. Наиболее мобильными в выборе вариантов решения проблем обслуживания оказались студенты специализации «Финансовый менеджмент», которые успешно выполняли производственные задания по всему спектру специализаций специальности 61 100 «Менеджмент организации».

В числе показателей многопрофильной подготовки и профессиональной мобильности студента, важное место занимает способность освоения других профессий, непосредственно не связанных с туристской отраслью. Например, студенты, работающие в автосервисе, торговле и прочих отраслях, и осваивающие образовательные программы в сфере туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные обучающие системы: Учеб. пособие. С. Петербург, 1987. — 87 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под общ. ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения.//ИНФО. 1993. — № 5. — С. 7−25
  4. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути реформирования. М.: Экономика, 1991. — 301 с.
  5. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОШ РАО, 1994. 228 с.
  6. Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростков. М.: Высшая школа, 1990. — 206 с.
  7. А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.: Политиздат, 1984. — 174 с.
  8. Э.З. Формирование практической готовности студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 15 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод. основы). -М., 1982. 192 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  11. Базовый курс информатики: Программа, требования к уровню знаний и умений, примерное поурочное планирование, диагностические тесты. -М&bdquo- 1998.-44 с.
  12. М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб., 1997.-400 с.
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. -144 с.
  15. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  16. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов. -Екатеринбург, 1995. 144 с.
  17. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 399 с.
  18. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. — № 3 -С.8−13.
  19. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основа информатизации общества и достижения нового качества образования /Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». 1997. — № 1. -С. 38−45.
  20. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. Прохорова A.M. М., 1976. — 489 с.
  21. Я.А., Грачев Б. Н., Пронина Л. М. Информационная среда для народного образования//Педагогика. 1994. — № 3. — С. 28−31.
  22. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — 487 е.- т.2. — 504 е.- т. З, — 367 е.- т.4. — 432 е.- т.5. — 369 е.- т.6. — 397 с.
  23. Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме. М.: РМАТ, 1996. — 111 с.
  24. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педаглгика, 1989. — 264 с.
  25. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: ГКРФ по высшему образованию, 1995. — 36 с.
  26. И.В. Методические проблемы компьютеризации в школе// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−49
  27. А.П. Активные методы обучения в повышении качества подготовки туристских кадров // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы НПК. М.: РМАТ, 1997. — С. 158−160.
  28. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 166 с.
  29. В.И. Методология и методика дидактических исследований.-М., 1982.- 160 с.
  30. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  31. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. СПб.: УМЦ, 1995.-24 с.
  32. И.В. Образование и карьера в туризме. Учебное пособие. М.: Советский спорт., 2000. — 224 с.
  33. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -141 с.
  34. Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  35. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. / Под ред. Н. В. Макарова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 62 с.
  36. B.C. Теория и методика обучения компьютерному прогнозированию в процессе академической подготовки менеджеров туризма. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 114 с.
  37. Е.Н. Формирование профессионально-значимых качеств у студентов туристского вуза в процессе изучения информатики. Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 137 с.
  38. А.В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга. Дис. канд. пед. наук. -М., 1999.- 169 с.
  39. В. А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000. — 360 с.
  40. В.А. Становление системы образования для целей туризма.- М.: РМАТ, 1997.-96 с.
  41. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 192 е.- Т. 2. — 256 е.- Т. 3. -384 е.- Т. 4.-312 е.- Т. 5.-248 с.
  42. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. / Из опыта образовательных учреждений социального туризма 19 871 997 гг.-М.: РМАТ.-212 с.
  43. С. Новые информационные технологии и реформа школы.//ИНФО.- 1993, — № 5. с. 117−123
  44. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. -328 с.
  45. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 257 с.
  46. JI. Проблемы теории обучения. М., 1986. — 176 с.
  47. Е.Я., Сыченков И. А. Основы оптимизации учебного процесса в вузе. -М., 1987. 128 с.
  48. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. М., 1999.
  49. Концепция информатизации образования//Информатика и образование. -1990.-№ 1.-87 с.
  50. В.В. Педагогика между философией и психологией. // Педагогика, 1994. № 6. — С. 24−31.
  51. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография. М., 1996. — 176 с.
  52. Т.В. Формирование профессиональной подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 143 с.
  53. К.В., Курило Л. В., Зорина Г. И., Бабий Г. И. Культурология и экс-курсоведение. М.: РМАТ, 1998. — 76 с.
  54. И.Н. Взаимосвязь допрофессиональной компетентности преподавателя образовательных учреждений. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -24 с.
  55. Ю.М. Целостный педагогический процесс в туристском образовании. // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 11. — С. 40.
  56. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // ИНФО. 1992. — № 1 — С. 3−6.
  57. Т.В. Содержание образования в системе подготовки специалистов для туризма / Актуальные проблемы туризма '98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. М., 1998. — Ч. 1. — С. 70−72 .
  58. B.C. Непрерывное образование. Структура и содержание. М., 1988.- 171 с.
  59. B.C. Содержание образования: сущность структура, перспективы.-М., 1991.-86 с.
  60. А.А. Педагогическое общение. М., 1996. — 93 с.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  62. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-115 с.
  63. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 1999. — 523 с.
  64. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4.-С. 123−203.
  65. С.П. Основы культурологии. М.: РОУ, 1996. — 272 с.
  66. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  67. Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986, — 80 с.
  68. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  69. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 223 с.
  70. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. — 192 с.
  71. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М., 1988. — С. 56
  72. А.В. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах. Дис. канд. пед. наук. М., 2000.- 119 с.
  73. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знамя, 1977. — 63 с.
  74. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. -112с.
  75. А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 30 с.
  76. Р.С. Психология: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1990 — 239 с.
  77. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997. -253 с.
  78. A.M. Профессиональное образование России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  79. С.И. Словарь русского языка. М., 1989. — 900 с.
  80. Основы информатики и вычислительной техники. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992 г. — 49 с.
  81. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков. Дис. канд. пед. наук. -М., 1974.- 172 с.
  82. А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М., 1992. — 70 с.
  83. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект.- Казань: КГУ, 1989. 206 с.
  84. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  85. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  86. В.Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика.- 1989.-№ 11.-С. 40−46.
  87. А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14−15 лет, проживающих в сельской местности. Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 29 с.
  88. И.А. Психолого-дидактические основы структурирования содержания и методов обучения в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1984.-27 с.
  89. В.М. Содержание воспитания личности хоккеиста в условиях спортивной школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  90. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. -С. 7.
  91. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования//Информатика и образование. 1991. -№ 4. — С. 13−16.
  92. C.JI. Задачи и мотивы деятельности // Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — С. 43.
  93. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.
  94. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 276 с.
  95. С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика: Учеб. пособие для средней школы. 5−9 класс. М.: АСТпресс, 1998. — 590 с.
  96. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.- 150 с.
  97. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 82−88.
  98. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M. М.: Советская энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  99. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Авт. Сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Афины: INFOGROUP, 1994. — 407 с.
  100. И.С. Педагогические аспекты подготовки кадров в условиях регулирования рыночных процессов. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 164 с.
  101. Туристский словарь. Справочно-методическое пособие. / Сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 1998. — 432 с.
  102. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.-839 с.
  103. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. -№ 2. — С. 35−38.
  104. С.А. Информатизация образования//ИНФО.- 1994, — № 1 -С. 13−20.
  105. М.С. Информационные технологии в обучении: Учебное пособие. Тамбов, 1997. — С. 8.
  106. Л.А. Содержание, методы и формы деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 176 с.
  107. В.Ф. Содержание, формы и методы компьютерной подготовки студентов в гуманитарном вузе. Дис. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1999. — 123 с.
  108. Т.В. Методические основы развития познавательной деятельности студентов гуманитарного вуза в процессе изучения информационных технологий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: РМАТ, 1999. — 125 с.
  109. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 269 с.
  110. Результаты анкетирования учащихся лицейских классов по анкете «Компьютер в будущей профессии» (опрошено 257 учащихся)1. Общие результаты
  111. Вопросы i 14 лет (%) 15 лет (%) 16 лет (%)
  112. Какими склонностями вы обладаете в большей степени? Точные науки 8 21 21
  113. Гуманитарные науки 24 38 40
  114. Практическая деятельность 24 16 14
  115. Спортивная деятельность 16 18 11
  116. Артистическая деятельность 28 7 14ел ¦ ¦'¦'¦¦'¦ A ft :•:¦ /гп
  117. Как л^пле проводить свободное время? Общаться с друзьями Общаться с компьютером !>U -¦-.-12 4У 16. OU: 4
  118. Заниматься любимым делом 38 35 36
  119. Как лучше общаться с друзьями? Лично встречаться 74 87 гГШШ
  120. Перезваниваться по телефону или через Internet 16 9 9
  121. Во время спортивных тренировок 5 2
  122. С помощью компьютерных игр 5 2 9
  123. Информатика сложная наука? Да 45 48 Ш&т1. Нет 45
  124. Вы можете составить программу для компьютера? Да 15 7 351. Нет 20. 7 151. Пока не могу 65 86ч — 50
  125. Работа за компьютером вредна для здоровья? Да 65 -1С 30 ?0 • 25
  126. Не очень Нет J J .ОО 2 О J 10
  127. В вашей будущей дея- Да 70 78 85тельности будет использоваться компьютер? Нет 5 15 1. Сомневаюсь 25 7 15
  128. Сколько времени вы могли бы проводить за компьютером? Нисколько 5 2 5
  129. Меньше 4-х часов в сутки 60 30 45 :
  130. Больше 4-х часов в сутки 30 4024 часа в сутки 5 19 10
Заполнить форму текущей работой