Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическое мышление как объект социологического исследования: содержание, типы, условия и факторы формирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе использовался системный подход к анализу экономического мышления. Экономическое мышление как система есть упорядоченная совокупность экономических представлений, ассоциаций, понятий, суждений и умозаключений, а также норм экономического поведения, на которые воздействуют множество разнообразных факторов. Прежде всего, следует выделить детерминирующий фактор экономического мышления… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 22.00.03. — экономическая социология и демография
  • На правах рукописи
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук доктор социологических наук,
  • Научный руководитель — профессор В.Д. Голиков
  • Уфа
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 1. 1. Системно-субстанциальный подход к изучению экономического мышления
    • 1. 2. Экономическое мышление как предмет системного анализа
    • 1. 3. Характеристика основных типов экономического мышления
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 1. Классификация факторов формирования экономического мышления в России
    • 2. 2. Формирование экономического мышления в ходе экономического воспитания и образования
    • 2. 3. Культура экономического мышления как характеристика уровня его развития

Экономическое мышление как объект социологического исследования: содержание, типы, условия и факторы формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования и формированию с его помощью современного, развитого экономического мышления. При этом само наличие развитого экономического мышления у субъектов хозяйствования является одним из важнейших условий функционирования рыночной экономики, развития всей системы общественного производства. Особенно актуальными вопросы формирования и развития экономического мышления становятся в условиях российского общества, рыночных преобразований и интеграции России в международное экономическое пространство.

Необходимость исследования экономического мышления в системе российских социально-экономических отношений обусловлена важностью осмысления происходящих в современной экономике России противоречивых процессов, поиском средств и методов реформирования экономической сферы, в основе функционирования которой лежат экономическая деятельность, сознание, поведение и мышление индивидов. Все эти явления экономической действительности тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены, однако экономическое мышление в определенной степени составляет тот фундамент, на котором и основывается поведение хозяйствующих субъектов. В условиях же перехода к постиндустриальной фазе развития человеческого общества, когда изменяются мотивы, цели и ценности экономической деятельности и поведения людей, необходимо четкое понимание содержания и механизмов, формирования и развития экономического мышления, что и определяет актуальность выбранной темы.

Состояние научной разработанности проблемы.

Экономическое мышление, представляя собой сложный феномен, выступает объектом исследования различных обществоведческих наук. Проблема развития мышления получила освещение еще в наследии античных философов — Аристотеля, Демокрита, Парменида, Сократа, Эпикура1. Различные аспекты проблемы развития системно-логического мышления нашли отражение в философских трудах И. Канта, Г. Гегеля, Ф.В. Шеллинга2, в трудах отечественных исследователей Блауберга, А. А. Петрушенко, Э. Г. Юдина, А.Г. Спиркина3. В их работах исследуется сущность и специфика мышления в диалектике обыденного и научного сознания, выявляется его структура, описываются функции мышления, анализируется его операционный состав и характер протекания. В работах А. Смита, Ж. Б. Сэя, К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена, С. Булгакова и др4. содержится анализ соотношения экономического сознания, мышления и хозяйственной практики.

В отечественной экономической науке с середины 80-х годов эти проблемы активно исследовались в работах Л. И. Абалкина, Л. С. Бляхмана, В. И. Мирошникова, В. В. Радченко, К. А. Улыбина и других5. Особое внимание.

1 см.: Аристотель. Метафизика. Соч. T.l. М., 1986. Парменид. О природе. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1.М., 1989.

2 Kant. Kritik der reinen Vernunft. Berlin, 1900,. Auft. 5.S.19. Гегель Г. Разных лет. Изд-во: МысльСерия Философское наследие.Т.1., 1972. Schelling’s, Heidegger М. Abhandlung (iber des Wesen der menschlichen Freiheit // Heidegger M. Gesamtausgabe,-1988. Abt. 2. Vorlesungen, 1919.

3 Блауберг И. В, проблемы целостности и системный подход. Философы России XX века. Изд-во: Эдиториал УРСС., 1997; Спиркин Л. Г. Сознание и самосознание. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

4 Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1962; Сэй Ж. Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. M.: Дело, 2000. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. T 4- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: прогресс, 1984; Булгаков C.:pro et contra, Т. 1. Спб.: РХТИ, 2003.

3 Абалкин Л. И. Новый тип мышления. М., 1987; Бляхман Л. С. Перестройка экономического мышления М.: Политиздат, 1990; Мирошников Б. И. Новое экономическое мышление: Вопросы методологии. — Харьков, 1989; Улыбин К. Современное экономическое мышлениеРадченко В.В. анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России: Сб. науч. Тр.- Новосибирск, 1996. Вып 1. этими авторами уделялось вопросам понятия, функций и форм экономического мышления, давалась критика существовавшего и характеристика «нового» экономического мышления. Западными экономистами — Г. Беккером, М. Блаугом, Х. Лампертом, П. Самуэльсоном, Г. Саймоном, Ф. Хайеком, Р. Хайлбронером, П. Хейне, Л. Эрхардом и др6. — исследовались вопросы функционирования, преимуществ рыночной экономики, социального рыночного хозяйства, форм проявления, особенностей развития экономического мышления.

Вопросы изменений в экономическом мышлении в связи с экономическими преобразованиями в нашей стране получили достаточно полное освещение в работах современных отечественных исследователей — в частности, В. Автономова, Л. Горичевой, Л. Гребнева, Е. Майминаса, В. Марьяновского, Ю. Ольсевича, О. Платонова, В. Радаева, Р. Рывкиной и др7.

В то же время, многие вопросы оставались не раскрытыми, дискуссионными — это в частности, вопросы методологии исследования, определения типов и содержания экономического мышления, условий и факторов формирования экономического мышление. Кроме того, в научной литературе не нашли соответствующего отражения и системное исследование.

6 Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. — М.: Руссико: Ордынка. 1993; Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления. // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М.: 1993. Вып.З.- Самуэльсон П. Экономика. — М., 1992. Т. 1. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М., 1993; П. Хейне Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М.: 1991; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. -М.: Дело ЛТД, 1994; Хайек Ф. А. познание, конкуренция и свобода. Изд-во: Пневма, 2000.

7 Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: «Экономическая школа.» 1998; Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание //Вопросы экономики, 1993, № 3- Гребнев Л. С. Человек в экономике: теоретико-методологический анализ. М.: 1993; Майминас Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики, 1996. № 9-. Марьяновский В. А. Российский экономический менталитет//Государство и право. 1999.-N 6. — С. 11−16- Ольсевич Ю., Горин Н. Особенности психологического склада жителей России. // Вопросы экономики. 1996. № 9- Платонов О. Экономика русской цивилизации//Наш современник.-1994.-ШРадаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998; Рывкина Р. Экономическая социология переходной России: люди и реформы. М.: Дело, 1998. содержания, функций, сущности, структуры экономического мышления как социально-экономического явления, моделирование процесса формирования экономического мышления. Все это и послужило причиной выбора указанной темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в раскрытии социологических аспектов экономического мышления, социальных условий и факторов, формирующих экономическое мышление, механизмов ее развития.

Эта цель определила многие теоретические и прикладные задачи исследования:

— исследовать сущность, содержание и структуру экономического мышления, ее взаимосвязь с экономическими отношениями и хозяйственной практикойпроанализировать основные понятия, раскрывающие предмет исследования (экономическое сознание, общественное и экономическое мышление, экономическая деятельность, экономическая культура и т. д.);

— проанализировать теоретический и прикладной аспекты экономического мышления как социальной системы, общественного процесса и процесса функционирования экономического субъекта, как носителя экономического мышления, экономического сознания и культуры в целомвыявить типы экономического мышления, их генезис, дать характеристику каждого из типовраскрыть роль экономического образования, воспитания и экономической науки как основных инструментов формирования экономического мышления;

— исследовать экономическую культуру как фактор формирования экономического мышления.

Объектом исследования выступает экономическое мышление как процессуальная характеристика человеческой жизнедеятельности.

Предметом диссертационного исследования являются особенности и процесс формирования экономического мышления в современных условиях российского общества.

Научной задачей, решаемой в диссертации, является раскрытие сущности и содержания экономического мышления как социального явления и процесса, выявление факторов его развития и формирования.

Принятый для изучения предмет исследования потребовал теоретического и методологического обоснования, в котором позиции общесоциологического уровня обобщения координированы с позициями специальной социологической теории и конкретно — социологического исследования:

— диалектико-материалистический и системный подход позволяют раскрыть сущность экономического мышления и выработать методологические принципы его изученияидея социальной дифференциации со структурно-функционалистической методологией применена при описании экономического мышления как социального процесса;

— исторический анализ способствует раскрытию генезиса типов экономического мышления, общие закономерности и особенности в различные периоды развития человечества.

В работе использован опыт отечественных и зарубежных исследователей западных ученых в области исследования экономического сознания, экономического мышлении, личности, образования, культуры, построения моделей, проведение аналитических расчетов и экспертных оценок.

Эмпирической базой исследования являются материалы социологических исследований, проведенных автором в 1998;2003 годах на базе типового региона — Республики Башкортостан, где в полной мере представлены все отрасли общественного производства и культурного строительства. Генеральная совокупность составили около 1,4 млн. человек, выборочная, построенная с помощью математических методов — около 1700 человек. Были использованы также материалы периодической печати и социологическая информация, содержащиеся в различных публикациях, а также статистические сборники. Основными методами, использованными в ходе исследования, явились: опросы и анализ документов. Опросы проводились среди учащихся старших классов Республики Башкортостан, студентов уфимских Вузов, работающего населения Республики Башкортостан.

Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций обеспечена научной методологией, теоретической концепцией и системным подходом к изучению экономического мышления как социального явлениянадежной методикойобоснованной репрезентативной выборкойадекватно поставленными задачами исследованиятщательным подбором опросных показателей и индикаторов.

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, которые составляют научную новизну:

— уточнено понятие «экономическое мышление» как выражение экономического сознания, направленного на познание и отражение экономических отношений, потребностей и интересов, экономической действительности в целом и ее преобразования, в ходе практической хозяйственной деятельности через проявление экономического поведения;

— экономическое мышление представлено как система, как целостное и комплексное образование, включающее упорядоченную совокупность экономических представлений, ассоциаций, понятий, суждений и умозаключений, а также норм экономического поведения, на которые воздействуют множество разнообразных факторов (материально-производственная, культурная среда общества, образовательная, политическая и правовая сферы общественной жизни) — выявлены источники, движущие силы, механизмы саморазвития экономического мышления;

— определены типы экономического мышления, характер которых определяется особенностями общественных отношений, общественно-экономической формации;

— проведена классификация факторов экономического мышления, которые делятся на две большие группы — объективные и субъективные, по характеру действия этих факторов на субъекта экономической действительности;

— определены основные факторы формирования экономического мышления: экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая культура;

— дано определение культуры экономического мышления как его качественной характеристики, раскрыт ее структурный состав.

Теоретическое и практическое значение работы. Методологическая схема изучения экономического мышления дает возможность:

1) углубить знания о социально-психологических, организационных, этических аспектах экономического мышления;

2) выявить новые пути формирования экономического мышления в новых меняющихся социально-экономических, политических, духовных условиях развития общества.

Вскрытые тенденции и выводы об источниках, движущих силах и механизмах влияния социальных факторов на развитие экономического мышления во всех общественно-экономических формациях дополняют теоретические знания о них.

Теоретическое значение работы состоит и в том, что более детально изучено одно из звеньев цепи: «экономические отношения —> экономическое сознание —» экономическое мышление -> экономическая деятельность —" экономическое поведение", составляющей по сути основу дисциплины экономическая социология. Материалы диссертационного исследования могут быть также использованы и в процессе преподавания курсов ряда тем общей социологи, экономической социологии, социологии управления, а также социальной философии и культурологии, при разработке учебников, учебных пособий и методических материалов для студентов Вузов и преподавателей.

Практическое значение исследования определяется тем, что его результаты дают возможность классифицировать и оценивать на основе выработанных критериев исторические и современные типы мышления.

Апробация итогов исследования и внедрение его результатов на практике.

Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, а также докладывались на международной (г. Екатеринбург 2003 г.), российских (г. Уфа, 1999, 2000, 2001 г. г. и г. Пермь, 2000 г.) и межрегиональных (г. Уфа, 1997, 1999, 2001, 2004 г. г.) научно-практических конференциях.

Выводы:

1. Важнейшим детерминирующим фактором формирования экономического мышления выступают производственные отношения, так как они являются отношениями материальными и основы на научном подходе.

2. Все многообразные факторы, оказывающие влияние на формирование экономического мышления индивида можно разделить на субъективные (состояние здоровья, самооценка и уровень притязаний, профессиональные навыки субъекта, стаж и должность субъекта) и объективные (материальное производство и всю систему общественных отношений, воспитательную среду, образовательную систему, политическую сферу, правовую сферу, культурную среду, менталитет, стратификационная структура общества).

3. Весьма существенное влияние на формирование и развитие экономического мышления оказывают социальные институты общества: институт семьи и брака, институты образования и культуры, политические и экономические институты. Современные тенденции развития этих социальных институтов в значительной степени определяет характер и направленность экономического мышления.

4. Экономическое мышление может быть охарактеризовано с помощью такого понятия как понятие «культура экономического мышления». Культура экономического мышления является характеристикой его развитости и широты кругозора, то есть выступает как определенный уровень развития способностей субъекта и возможному, адекватному отражению в понятиях явлений экономической действительности и хозяйственной практики, к рациональной постановке и решению экономических задач. Культурному, то есть ясному, четкому и последовательному мышлению противостоит мышление хаотичное, путаное, алогично-иррациональное. Таким образом, высокая культура экономического мышления характеризует его способность выявлять наиболее существенные связи, обобщать, делать выводы относительно природы, сущности экономических явления и событий, разрабатывать стратегии экономического поведения в конкретных практических ситуациях. Неразвитость же культуры экономического мышления субъекта ведет к противоречиям в экономических представлениях и как следствие к нерациональному экономическому поведению хозяйствующих субъектов.

5. В структуре культуры экономического мышления как его качественной характеристики можно выделить четыре компонента:

— деятельностный компонент (ведущий в структуре культуры экономического мышления);

— интеллектуальный;

— мотивационный;

— эмоциональный.

Подобная структура культуры экономического мышления как понятия характеризующего его качество обусловлено тесной связью экономического мышления и деятельности, в основе которого лежат побудительные мотивы, а также субъективные оценки и эмоции хозяйствующих субъектов, осознаваемые на основе интеллекта.

Заключение

.

Исходя из поставленных в начале работы целей и задач исследования в диссертации были проанализированы социологические аспекты экономического мышления как социального явления, условия и факторы его развития и функционирования и получены следующие выводы:

1 .Экономическое мышление рассматривается как специфический процесс экономической действительности, направленный на постановку и решение хозяйственно-практических задач, путем отражения в понятиях и представлениях сущности экономических явлений. Под экономическим мышлением понимается деятельность экономического сознания, направленная на познание и отражение экономических отношений, потребностей и интересов, экономической действительности в целом и ее преобразования, в ходе практической хозяйственной деятельности через проявление экономического поведения.

2. В работе использовался системный подход к анализу экономического мышления. Экономическое мышление как система есть упорядоченная совокупность экономических представлений, ассоциаций, понятий, суждений и умозаключений, а также норм экономического поведения, на которые воздействуют множество разнообразных факторов. Прежде всего, следует выделить детерминирующий фактор экономического мышления, в качестве которого выступает материально-производственные отношения, внутри которого собственно и осуществляется процесс экономического мышления. Кроме того, существенную роль в формировании экономического мышления играют важнейшие социальные институты общества: экономический, политический, культурный, образовательный, институт семьи и брака, нормативно-санкционирующий институт. Следующим не менее важным фактором формирования экономического мышления является процесс экономического воспитания и образования. В семье, в процессе первичного экономического воспитания индивид приобретает первоначальные, простейшие навыки экономического мышления, которое становится теоретически оформленным только в процессе экономического образования в различных учебных заведениях и в первую очередь в высших. Именно в процессе профессионального экономического образования индивид приобретает качественные экономические знания, позволяющие ему вырабатывать экономические представления, а также навыки и умения, необходимые ему в практической хозяйственной деятельности.

3. Экономическое мышление развивается путем отказа от устаревших, привычных экономических представлений и норм с заменой их новыми экономическими идеями и теориями, соответствующие современным экономическим требованиям. При этом, основными чертами экономического мышления на данном этапе экономического развития в России с учетом третьего уровня в определении критериев развитости экономического мышления, который носит ситуационный характер можно назвать следующее: глобализация, переориентация российской экономики на глобальные экономические критерииинформатизация и компьютеризация мыслительной деятельности в экономической сфере (умение эффективно использовать достижения НТП), творческий, нестандартный, нешаблонный подход к решению экономических задач и проблемкритичность (способность воспринимать критические замечания, проявлять инициативу и восприимчивость) — панорамность мышления (его системность, широта и глубокие знания всего того, что связан с функционированием и развитием рыночной экономики) — способность в интересах дела использовать хозяйственные предложения противоположные собственной позицииприоритет общественных интересов (готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей).

4. Экономическое мышление выполняет определенный ряд функций, среди которых наиболее значимыми являются: познавательная (когнитивная) предполагает познание экономической действительностипрактическо-преобразовательная и практически-мобилизующая функции (преобразование экономических отношений, выработка новых способов хозяйствования и решения экономических задач) — воспитательная (воспитание у каждого члена общества определенных качеств) — критическая (критическое отношение к существующей экономической действительности, преодоление устаревших стереотипов) — прогностическая функция (прогнозы экономического развития). Все функции взаимосвязаны и взаимопереплетаются.

5. В различные исторические периоды экономическое мышление имело свои собственные специфические черты и соответственно присущие им типы экономического мышления. Можно выделить: кризисный тип экономического мышленияпериод новой экономической политикипериод развития экономики- «перестроечный» типсистемно-кризисный типсоциально-ориентированный. На современном этапе экономического развития в России экономическое мышление приобретает несколько новых направлений: либеральноеконсервативноеутилитарноемонополистическое.

6. Качественной характеристикой экономического мышления выступает его культура. Культура экономического мышления является характеристикой его развитости и широты кругозора, то есть выступает как определенный уровень развития способностей субъекта, позволяет адекватно отражать в понятиях явления экономической действительности и хозяйственной практики, к рациональной постановке и решению экономических задач. Высокий уровень культуры экономического мышления характеризует способность субъекта выявлять наиболее существенные связи, обобщать, делать выводы относительно природы, сущности экономических явления и событий, разрабатывать стратегии экономического поведения в конкретных практических ситуациях. Неразвитость же культуры экономического мышления субъекта ведет к противоречиям в экономических представлениях и как следствие к нерациональному экономическому поведению субъектов.

Конечно, далеко не все вопросы, фигурирующие в диссертационном исследовании в одинаковой мере раскрыты. В силу этого в дальнейшем предлагается более глубокое и детальное исследование следующих вопросов:

— раскрытие взаимоотношений и взаимосвязей между экономическим мышлением и другими видами мыслительной деятельности человека (политической, педагогической и т. д.);

— углубление и детализация рассмотрения экономического поведения в его взаимосвязи с экономическим мышлением хозяйствующего субъекта, выявление их взаимного влияния;

— специальное рассмотрение региональной компоненты (экономического мышления субъектов хозяйственной деятельности РБ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин J1.И.//Российский экономический журнал.-2001.- № 9.-С.83.
  2. Л.И. К цели через кризис. Спустя год, — М.: Прогресс, 1999.- 198с.
  3. А.Н., Кулькин A.M. Власть, наука, общество: Система государственной поддержки научно-технической деятельности: Опыт США. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 105 с.
  4. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 228 с.
  5. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Политиздат, 1993.- 320 с.
  6. В. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты. / В. Автономов // Мировая экономика и международные отношения. -1997.-№ 12.-С. 10−13.
  7. П.В. Социальная философия: Учебное пособие, М.: Мысль, 2001.- 138 с.
  8. A.M., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.480 с.
  9. Аристотель. Метафизика // Соч. Т. 1. М., 1986.- 780 с.
  10. Артхашастра, или Наука политики. М.: Вестн. Древней истории, 1950, -230 с.
  11. А.Ю., Джораев В.О, Джораева С. В. Экономическое мышление и ислам./ Архипов А. Ю., Джораев В.О, Джораева С. В. // Экономические условия реструктуризации российской экономики. — 2000. № 3. — С. 3035.
  12. А.И. Предпринимательские проблемы собственности. М.: Прогресс. 1999.-98 с.
  13. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс. 1995. С. 15- 22.
  14. Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. М: Тетра Системе, 2004. 224 с.
  15. Е.Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления. М.: Изд-во РАГС, 2003.-с. 9.
  16. И.В. Проблемы целостности и системный подход. Философы России XX века. Изд-во: Эдиториал УРСС, 1997.- 245 с.
  17. И.В., В.Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Системный подход в современной науке" — В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970. 148 с.
  18. Бляхман J1.C. Перестройка экономического мышления М.: Политиздат, 1990. 273 с.
  19. Е.ф., Аношкин А. В. Роль лекций в формировании экономического мышления М.: Знание, 1986. 64 с.
  20. Ю.М., Келле В. Ж., Примак Е. Г. Наследие К.Маркса и проблемы теории общественно экономической формации. М.: Наука, 1974, — 125 с.
  21. А.С. Типы организаций и их структуры / А. С. Брайович // Социологические исследования. 1998.- № 1. — С. 123−126.
  22. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. Наука, 1968. 128 с.
  23. С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. / С. Н. Булгаков Т.2. М.: Прогресс, 347 с.
  24. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М.: Издательство «Дело и сервис», 1998.- 105 с.
  25. Ш. Роль образования в общественном воспроизводстве: социальный аспект / Ш. Валеев. // Экономика и управление. 2001. — № 5. -С.65.
  26. Н.В. Дополнительное образование взрослых как институциональная форма экономического образования //Аспектысовременного развития экономики России. Сборник научных статей.-СПб:Инфо-да, 2002, С.49−52.
  27. М. Протестанская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, с. 85.
  28. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.- 230 с.
  29. Г. Д. Российская ментальность / А. Н. Ерыгин, И. К. Пантин //Вопр.философии. 1994. — № 1. — С.25−53.
  30. Г. Разных лет. Т.1. М.: Мысль, Серия Философское наследие. -1972.-458 с.
  31. Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития // Международная жизнь. 2000. — № 11. — С. 3−25.
  32. В.Д. Социология управления: Учебное пособие. Уфа, 1998.101 с.
  33. В.Д. Теория менеджмента: Учеб пособие. 4.1. Уфа: «Восточный университет», 1997. -97 с.
  34. JI. К вопросу о целостности национального хозяйства (постановка проблемы)./Л. Горичева // Вопросы экономики,-1996. № 9,С. 157.
  35. JI. Экономические проблемы и национальное самосознание / JI. Горичева//Вопр. экономики. 1993. — № 8. — С.46−51
  36. Гребнев J1.C. Человек в экономике: теоретико-методологический анализ. М.-Наука, 1993.- 103 с.
  37. В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учеб. пособие для вузов / В. Е. Гребцова Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 380 с.
  38. Р. «Социальная рента» в контексте теории рационального поведения государства / Р., Гринберг, Рубинштейн А. // Российский экономический журнал. — 1998. № 3. — С.48−52.
  39. А.Г. Роль экономической науки и образования в создании институциональных предпосылок долговременного подъема в России / А.Г. Грязнова//Вестник ФА. №. 1. — 2001. — С. 3−10.
  40. В.В. Очерк истории общественного сознания Древней Руси XI—XIII вв.еков: Уч. пособие. Ижевск, 1999. 147 с.
  41. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов //Вопр. психологии. 1993.-№ 5.- С.20−30.
  42. Д. И. Психические явления и мозг. М.: Инфра-М, 1971.-225с.
  43. Г. Основные типы экономического сознания и поведения населения в переходный период / Г. Евелькин // Общество и экономика, 2000, № 9−10,-С. 237−246.
  44. В.Я. Экономическое мировоззрение древних греков. М., 1916.
  45. Журавлев AJL, Позняков В П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства. М.: Мысль, 1995.-89 с.
  46. Д. В. О роли концепции «экономического человека» в постановке проблемы мотивации / Д. В. Запав // Мотивация экономической деятельности. Сб. трудов ВНИИСИ. М., 1980. № 7. — с.72−79.
  47. Т.И. Социализм, перестройка и общественное мнение / Т. И. Заславская // Социс. 1999.- № 8. — С.10−12.
  48. А.Г. Социология Российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. М.: Наука, 1999. — 118 с.
  49. Э. В. Философия и культура. М.:Наука, 1991.- 130с.
  50. Э. В. Что такое личность. М., 1967.- 169 с.
  51. В. JI. Очерки истории общественной экономической формации.- М.: Политиздат, 1996.- 225с.
  52. Иноземцев B. J1. За пределами экономического общества. М. гНаука, 1998. — 267с.
  53. История экономических учений: Учебное пособие. / Под редакцией Автономова B.C., Ананьина О. А., Макашевой Н А., М.: Мысль, 1999.-198с.
  54. Э., Чиркова Е. Концепция постклассической экономической рациональности / Калинин Э., Чиркова Е. // Вопросы экономики. 1998. -№ 5. — С. 77 — 78.
  55. В.П. Роль исторического сознания в развитии интеллектуального и творческого потенциала человека. // Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1992.- С. 67.
  56. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 354 с.
  57. М., Э Киселева. Россия и сетевое общество: Пер. с англ. С. Ю. Барсуковой // Мир России. 2000. — № 1. — С. 3−12.
  58. В. Роль общественной науки в управлении социальными процессами. Коммунист, 1974. 59 с.
  59. И.В. Т. 1.-Пг., 1911.- 115 с.
  60. В.О. Курс русской истории. // Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. 1. 315 с.
  61. Краткий философский словарь./Под редакцией А. П. Алексеева. М.: «Проспект», 1999, — с. 193−194.
  62. Ю.Д. Феноменология экономического поведения/ Красовский Ю. Д. // Социс. 2004.- № 1.- С.124−131.
  63. Е. Диалектика производства и потребностей. М., 1987. — 21с.
  64. Культурная среда и ее освоение. — М., 1988. 97 с.
  65. Курс политической экономии. Социализм. /Под ред. Н. А. Цаголова. М., 1963.- 121 с.
  66. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993.
  67. Н., Чирикова А. Региональные экономические элиты: менталитет, поведение, взаимодействие с властью / Лапина Н., Чирикова А. //Общество и экономика. 1999. — № 5. — С. 127- № 6, С. 230.
  68. В.И. Поли. собр. соч. Т. 5. М.: Политиздат, 1951.
  69. Л.В. Менталитет россиян: история и современность / Лесная Л. В. //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1996.- № 1.- С.103−106.
  70. М.А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. — 1984.-№ Ю.-С. 57.59.
  71. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мылении. М.: Педагогика-пресс, 1990. 608 с.
  72. Е. Российский социально экономический генотип. // Вопросы экономики. — 1996. — № 9.- С. 152.
  73. О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1997. 127 с.
  74. К., Ф.Энгельс Ф. Соч. Т. З, 4, 32, 46 (ч.Н). М.: Политиздат, 1974.
  75. В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия. //Вопросы экономики.-1996. № 9. — С. 160.
  76. И. Перспективные направления социально-экономических преобразований при модернизации России / Матеров И. //Общество и экономика. 2001.- № 11. — С. 20.
  77. В. Экономическое образование и развитие творческой активности трудящихся. — «Политическое самообразование», 1972. 134 с.
  78. JI. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Gatalaxy, 1994. 277 с.
  79. . И. Новое экономическое мышление: Вопросы методологии. Харьков, 1989. — с. 10.
  80. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
  81. А. Процесс глобализации и выбор странами СНГ сценариев социально-экономического развития / Некипелов А. //Общество и экономика. 2002. — № 2. — С. 18.
  82. Ю., Горин Н. Особенности психологического склада жителей России / Ольсевич Ю., Горин Н. //Вопросы экономики.-1996.-№ 9.-С. 142−147.
  83. П.Хейне Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Политиздат 1991,-с. 23.
  84. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
  85. М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. -J1.: Наука, 1974, 143 с.
  86. О. Экономика русской цивилизации//Наш современник.-1994.-№ 4.-С.135−150- № 6.-С.190−195- № 7.-С.139−149- № 11.-С.193−201
  87. Ю. Формационная и цивилизационная триады. // Свободная мысль. 1998.- № 3.- С.104 108.
  88. В.П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование / Позняков В. П. // Психология и бизнес. 1997. — С.43.
  89. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М., 1981, — 146 с.
  90. Н. Динамика производства при переходе к рынку: влияние объективных условий и экономической политики / Попов Н. // Вопросы экономики. 1998. — № 7. — С. 58−61.
  91. В.П. Глобализация в мире и гуманитарное развитие России // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С.4.
  92. В.В. Экономическая социология: Курс лекций: Учеб. Пособие для вузов / Радаев В. В. М.: Аспект Пресс, 1998. — 368 е.
  93. А.И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу // Социально-гуманитарные знания.- 2000.- № 5. С. 155−174.
  94. A.JI. Экономическое учение рабовладельческого общества. М., 1959.
  95. Ф.Ф., Цветаев В. М. Российский путь в экономике//Вестн.СПб.Сер.5.Экономика.-1995. № 4. -С.117−134.
  96. А.И., Чистяков Б. Б. Политическая культура.// Вестник МГУ. Сер. 12.-1994. -№ 1.-С.45−52.
  97. В.Н. «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» М.: Наука, 1980. 98 с.
  98. Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления. // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М.: 1993. -Вып.З.-С. 26.
  99. П. Экономика. Т. 1- М., 1992. с. 38.
  100. В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, психология, политология, социология, право .-1997.-№ 4.-С.59−67.
  101. Интересы и управление / Сигов И. // Экономические науки. 1991. — № 4. — С. 75.
  102. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, РНИТИ, 1998. 144 е.
  103. . А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. — с. 253.
  104. Д.А. Рынок и современная экономическая культура общества. // Культура производства, ее экономическая и социальная эффективность: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. -Уфа, 1990.- С. 9.
  105. В.Г. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля. // Социально политический журнал. -1998. — № 1.- С. 155 -163.
  106. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т. И. Кухтера и В. Г. Прокопенко М.: Изд-во МГУ, 1992.-c.46.
  107. В. Экономическая психология, (спецкурс). // Российский экономический журнал. 1997. № 8. — С. 12- 1998. — № 1. — С. 6.
  108. Г. Н. Социологические законы: механизм познания и использования // Методологические основы социологического познания. Мн., 1994,-с.58.
  109. Г. Н., Кобяк О. В., Александрова А. Б. Экономическая социология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов/Г.Н. Соколова. Минск: Белорусская наука, 2001. — 335 с.
  110. Г. Н. Экономическое мышление как социальный феномен// Экономический образ мышление: реальность и перспективы. Мн., 1994, -с. 134.
  111. П. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.- 138с.
  112. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  113. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Башкортостан по статистике, 2003, с. 185.
  114. Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991, — с.310−321.
  115. Л.Г. Сознание и самосознание. Человек как предмет познания. — Л., 1968.-440С.
  116. Сэй Ж.Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М.: Дело, 2000.-320с.
  117. Э. Первобытная культура. М., 1989.- 148с.
  118. Ф. К теории общественных формаций. Пер. с венг. М.: Прогресс. 1975.- 122с.
  119. О. Третья волна: Пер. с англ. / О. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — с.776.
  120. . Д.И. Психологические исследования. М., 1966. 405 с.
  121. К. Современное экономическое мышление.М., 1996.
  122. В. Экономический образ мышления и его национальные особенности в России. // Вестник СПб ГУ. Сер. 5. Экономика. 1993. Вып. 2, № 12. -С. 41.
  123. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» М.: ИНФРА — М, 2002.-c.29.
  124. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.- С.280−281.
  125. Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.
  126. П. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1994. -с. 644.
  127. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Изд-во Наука, 1979.-267 с.
  128. Ф. // Вопросы философии. 1990. — № 10.- с. 24.
  129. X. Мотивация и деятельность Т. 2.- М.: Педагогика, 1988,-406.С
  130. К. Так устроен мир. Экономика для юношества. Пер. с англ. М., 1992.-с. 95.
  131. М.Н. Основы теории переходной экономики. Киров, 1996, с. 76 -86.
  132. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2001.
  133. К., Соколов, а Л.Б. Становление культуры мышления студентов в процессе интеграции знаний / Шаруханова К., Соколова Л. Б. // Вестник ОГУ. 2003. -№ 7. — С. 45−51.
  134. А. Модели рационального экономического поведения человека / Шаститко А. // Вопросы экономики. 1998. — № 5.- С.65−67.
  135. Ф. Государтсво и экономика: власть и бизнес М.: Экономика, 1999. 387 с.
  136. Шаталин С. С Современное экономическое мышление как фактор интенсификации общественного производства // Вестник Ленинградского университета. Серия 5. Экономика 1987, Вып.2. С. 90.
  137. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.
  138. О.И. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. -М., 1970.
  139. П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения / Штомпка П. // Социс. 2001.- № 9.- С. 3.
  140. Г. П. «Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок»— М.: Наука, 1981.-227 с.
  141. П. Г. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
  142. П.Г. Понятия рынка в системе мыследеятельностного подхода. //Программирование культурного развития: региональный аспект, Вып.2, 1993. с.20−58.
  143. Экономика знаний. / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. СПб.: Питер, 2003. -149 с.
  144. Экономическое производство и потребление в системе культуры. М., 1994.
  145. А. Россия на пути в техногенную цивилизацию: мирохозяйственный аспект / Эльянов А. // Мировая экономика и международные отношения.-1996.- № 7. С. 5.
  146. К. Информация и экономическое поведение / Эрроу К. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 98 — 103.
  147. Эрхард JL Благосостояние для всех. М., 1991.
  148. JI. Полвека размышлений: Речи и статьи. М.: Руссико: Ордынка. 1993.
  149. В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. — № 2. — С.23.
  150. Н.В. Современные концепции экономической мысли: Учебное пособие / Ярцева Н. В. Новосибирск: НГУ, 2002. — 167 с.
  151. Gibson, James L. Organizations: behaviour, structure, processes. / 7-th ed. Richard D. IRWIN, IHTC., 1991.
  152. Kant. Kritik der reinen Vernunft. Berlin, 1900., Auft 5.
  153. Lea Stephen E. G., Webley Paul and Young Brian M. Economic psychology: A new sense of directions. //New directions in economic psychology. Theory, Experiment and Application. Worcester (UK).: Billing & Song Ltd 1992. P. 1 -12.
  154. Schelling’s, Heidegger M. Abhandlung iiber des Wesen der menschlichen Freiheit // Heidegger M. Gesamtausgabe,-1988.- Abt. 2. Vorlesungen, 1919.
Заполнить форму текущей работой