Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тенденции развития современной даргинской поэзии: Жанрово-стилевые, композиционно-строфические и ритмико-интонационные новации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Просвещение, 1972: Тынянов Ю, Н, Поэтика, История литературы. Кино. -М=: Наука, 1977; Веселовский А, Историческая поэтика, -М: Выош, шк, 1989; Холщевников В. Е, Стиховедение и поэзия. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; Аминов М,~3,А. Тенденции развития дагестанского стихосложения, -Махачкала: дат, кн, изд-во, 1974; Султанов К, К, Поэзии неугасимый свет: Размышления, -Махачкала: Дат, кн, изд-во, 1975; Вагидов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение,
  • Глава I. Жанрово-стилевые и композиционно-строфические новаций в современной даргинской поэзии
    • 1. Сонет и венок сонетов
    • 2. Стихотворение в прозе
    • 3. Пародия
    • 4. Эпитафия
  • Глава I. L Традиции и новаторские поиски в современном даргинском стихосложении
    • 1. Многообразие форм даргинской силлабики
    • 2. Свободный стих
    • 3. Звуковое оформление стиха
    • 4. Строфическая организация поэтической речи

Тенденции развития современной даргинской поэзии: Жанрово-стилевые, композиционно-строфические и ритмико-интонационные новации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественная литература нанимает ведущее место в духовной культуре даргинцев. На сегодняшний день она представляет собой развитую эстетическую систему, в которой заметную роль играет поэзия, вобравшая в себя традиции национальной литературы и опыт мировой поэзии.

Современная поэзия создается художниками слова, в основном начавшими писать в 50−60-е годы. Многие ив них — воспитанники Литературного института им, М. Горького или филологического Факультета Даггооунивероитета, получившие хорошее общефилологическое образование и специальные литературоведческие знания, имеющие не только дар художественного творчества, но и достаточно хорошо осведомленные в истории и теории литературы, способные обогатить национальные традиции родной литературы достижениями и опытом близких и отдаленных эстетических систем.

Даргинская поэзия дореволюционного периода преимущественно опиралась на Фольклор и традиции арабо-мусульманской культуры. Поэзия даргинцев советского периода, как заметил А, Вагидов5 •'продолжает развиваться в русле национальных традиций. Но она набирает высоту и выходит за узконациональные рамки особенно тогда, когда вплотную соприкасается с опытом других развитых литератур" 1,.

В советский период наибольшее отражение в поэзии находили вопросы общественной жизни, обусловленное идеологией эпохи, т. е.

1Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии, -МахачкалаДат, кн. изд-во, 1979, -и, 4, орией партийности литературыв ней преобладала идеализация изображаемого, стремление выдать желаемое за действительное, романтически-возвышенное отношение поэта к изображаемой жизни, открытая тенденциозность, публицистичность, ооциологизирован-ность,.

Современная дагестанская литература претерпела существенные изменения, «Современный этап развития характеризуется не только ростом числа работающих в той или иной из восьми литератур народов Дагестана, — пишет А. Вагидов, — но и качественными сдвигами, обусловленными всемирным интересом к искусству слова дагестанцев» *,.

Казбек Султанов отмечает, что в 60-е годы в нашей поэзии расширяется сфера «лирического самовыражения», что с этого времени изменилась эстетическая платформа, наметился «ее качественный рывок вперед» **,.

Суждения авторитетного исследователя о современной дагестанской поэзии в целом касаются и состояния даргинской поэзии указанного исследователем периода, С 60-х годов, по сравнению с 20−50 годами, даргинская поэзия начала интенсивно обогащаться в идейно-тематическом, жанрово-стилевом, ритмико-интонационном аспектах, что свидетельствует о ее подъеме и вхождении в общее русло развития мировой литературы, С этого времени начинает возрастать уровень художественного мышления даргинских поэтов. Этому она, в первую очередь, обязана творческим поискам масте.

1Вагвдов А. М, Претворение заповеди, — М. .-Современник, 1988,-С. 174.

Султанов К, К, Поэзии неугасимый свет: Размышления, -Махачкала: Дат, кн. изд-во. 1975, -0,88−90, ров слова, опыту русской, а через нее и мировой поэзии.

В 60-е годы даргинская поэзия пережила настоящее обновление: она, в отличие от поэзии первой половины XX века, углубляется во внутренний мир человека, в его мысли и переживания, чувства и страдания. В ее центре оказывается конкретный человек с его мыслями и побуждениями, желаниями и стремлениями. Обновление поэзии проявилось не только в проблемно-тематическом, но и в жанрово-стилевом, ритмико-интонационном, технико-творческом аспектах. Изучению этих аспектов развития даргинской поэзии посвящена настоящая диссертация.

Научная актуальность темы. Сегодня исследователи литературы и сами писатели подвергают критическому пересмотру метод социалистического реализма о заданными и предопределенными принципами творчества, в соответствии с которыми создано огромное количество литературных произведений советского периода. Одной из негативных сторон этого метода было подчинение литературы идеологическим постулатам руководящей партии и политическим пристрастиям автора, что в большинстве случаев отрицательно сказывалось на художественной ценности, значимости произведения. Объектом исследования художественных произведений в критических работах советских литературоведов становились, как правило, тематика, проблематикапроизведения, как правило, анализировались о точки зрения тенденциозности, классовости, партийностиони зачастую мерились «степенью остроты и социальной значимостью проблем111, В настоящее время, в этот сложный период,.

1Ерофеев к, поминки по советской литературе // Лит, газета, -1990, — 4 июля, — с, 8, когда происходит переоценка старых ценностей, качественно иным стал и подход к пониманию сути литературы советского периода, Современный этап раввития литературы характеризуется отказом от уекоклассовых критериев и переходом «на признание общечеловеческих ценностей» 1.

Предпочтение в современных литературно-критических исследованиях отдается эстетической, художественно-образной, идейно-содержательной стороне произведений, хотя иные работы не свободны от открытой тенденциозности.

Актуальность избранной темы обусловлена отсутствием исследования, посвященного сложным проблемам современного литературного процесса у народов Дагестана вообще, у даргинцев в частности, и весьма важной литературоведческой проблемы продолжения традиций и новаторских поисков в творчестве современных поэтов, обогащению ими жанровой системы национальной литературы, ее композиционно-строфической структуры, художественных видов и форм стихосложения, ритмико-интонационной специфики, метрических, строфических. Фонических ее качеств.

Изучение стиховедческого аспекта и ритмических особенностей играют огромную роль в выявлении национальной специфики художественного мышления того или иного народа, В, Брюсов писал, что понимание поэтических творений!! без знакомства с техникой стиха всегда останется недостаточно полным1^,.

1 Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы, -ЧЛ, -Махачкала, 1995, -С. 122.

Брюсов В, Основы стиховедения: Курс ВУЗ, Общее введение. Метрика и ритмика, — Ч, 1 и 2, — 2 изд-е, — М: Госиздат, 1924, — 0,3,.

Избранный в исследовании подход позволяет проследить процесс развития поэзии 60−90-х годов в целом, уловить закономерности этого процесса, определить взаимоотношения художественного содержания и художественной формы.

Анализ современной даргинской поэзии в жанровом, композиционно-строфическом, ритмико-интонационном плане дает возможность осветить картину традиций и новаторства в исследуемой литературе, позволяет наметить основные линии и стадии его движения, отразить важные ценностные ориентации даргинской поэзии, ее национальное своеобразие, выявить художественно-эстетические тенденции в развитии поэзии, изучить индивидуальные особенности в творчестве того или иного поэта,.

В данной работе предпринята попытка исследования современной даргинской поэзии по вышеназванным аспектам,.

Степень разработки темы. Проблема идейно-художественного, жанрово-стилевого многообразия даргинской литературы достаточно изучена. Благодаря трудам Ф. Абакаровой, А, Алихановой, А. Вагидо-ва, М,-Р, Раоулова, З. Магомедова, X, Алиева, З. Осмашвои1 материхАбакарова Ф, 0, Очерки даргинской дореволюционной литературы, -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1963; Она же: Очерки даргинской советской литературы (1917;1965), -Махачкала: Изд-во дагфилиала АН СССР. 1969; Алнханова А, А, Даргинская лирика (Становление и развитие жанров): Канд, дис, -М, 1969; Она же: Поэтика Батырая // Омарла Батырай: Материалы научной сессии, посвященной 150-летию поэта: Сборник статей, — Махачкала, 1977, — С, 25−42- Она же: Песенное творчество даргинцев // Жанры фольклора народов Дагестана: Сборник научных трудов, — Махачкала: Изд-во ал даргинской поэзии систематизирован} что дает возможность для историко-теоретического осмысления литературных явлений, позво.

Дагфилиала АН СССР, 1979.-С.49−68- Она же: К истории становления жанров даргинской советской поэзии (сатиры А. Иминагаева и пародии С, Абдуллаева) // Жанры дагестанской советской литературы: Сборник статей, -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1979,-С, 28−47- Она же: Песня-посвящение в даргинском фольклоре и ее художественные особенности //Поэтика Фольклора народов Дагестана, Сборник научных трудов, — Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1981, — С, 110−123- Вагидов A.M. По пути традиций и поиска, -Махачкала: Дат, кн, изд-во, 1976; Он же: Становление и развитие даргинской поэзии, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1979; Он же: Социалистический реализм и развитие даргинской литературы, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1987; Он же: Восхождение к единству, -МахачкалаДагучпедгиз, 1991; Расулов М.-Р. О.Еатырай. С. Курбан, Р, Нуров. Вопросы мастерства и новаторских тенденций, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1971; Магомедов 3, А, Творчество Еатырая: Авторе®-, дис, канд, Филол, наук, -М., 1966; Он же: Жизнь и творчество Батырая, — Махачкала: йзд-во Дагфилиала АН СССР, 1971; Он же: Даргинская народная лирика, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1983; Алиев X, Поэзия мысли и чувства, // Литература Дагестана и жизнь: Сборник статей,-Махачкала:Даг, кн, изд-во, 1978, -С,£7−47- иоманова 3, Поиски новых форм в современном даргинском стихосложении, // Художественные искания современной дагестанской литературы-Сборник статей,-Махачкала-Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1983, -С, 58−77- Она же: Жанры современной даргинской поэзии: Канд, дио, -Махачкала, 1986, ляет проследить эволюцию народной и авторской поэзии в проблемнотематическом, жанрово-стилевом аспектах.

Вопросы жанровой специфики и поэтических форм дагестанской лирики в последние годы целенаправленно разрабатываются в работах З. Гаджиевой, ГЛемирхановой, С. Хайбуллаева1. В них в основном исследуется аварская и лезгинская поэзия, Что касается даргинской, то к сегодняшнему дню мы располагаем рядом работ, в которых рассматриваются вопросы жанровой специфики, композиционно-строфические особенности, традиции и поиски в стихосложении, В частности, в кандидатской диссертации З. Магомедова «Творчество Еатырая» (1966) анализируются жанры поэзии даргинского классика, сгруппированные на следующие тематические циклы: песни о любви, песни о герое, песни о жизни, А в книге «Даргинская народная лирика» (1983) того же автора освещаются жанры устно-поэтического фольклора, которые ученый систематизирует по тематическому принципу: любовные, семейно-бытовые, шуточные и т, д, В кандидатской диссертации А, Алихановой «Даргинская лирика (Становление и развитие жанров)» (1969) впервые объектом дифференцированного научного исследования стали жанры даргинской поэзии, их становление, развитие в процессе взаимодействия их с другими литературами, В ней выявляются и систематизируются жанры даргинской народной лирики (хабкуб, далай, деза, какари,.

Хаджиева 3, Песни борьбы и побед, -Махачкала: Дат, кн. изд-во, 1980: Она же: Аварская элегическая лирика, — Махачкала, 1998; Темирханова Г, Современная лезгинская поэзия, -Махачкала: дат, кн. изд-во, 1988; хайбуллаев С, Современная дагестанская поэзия (система жанров), -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996; лаила), жанры поэзии Батырая (песни и хабкубы о любви, рассуждения о жизни, песни и дева о герое, песни-воспоминания, философские песни медитативного характера), жанры авторской поэзии (тулки, сатира, пародия, назму), Эти проблемы дальнейшее развитие получили в многочисленных статьях А, Алихановой (см, выше).

Диссертация З. Османовой «Жанры современной даргинской поэзии» (1986) посвящена изучению литературных жанров современной поэзии (60−80-е годы). Ученый классифицирует лирические жанры по принципу «содержательной формы», исходя из которого выведены следующие тематические подгруппы: гражданская, философская, любовная, пейзажная, а также — поэма, баллада, элегия, миниатюра. Проблемы дагестанского стихосложения освещаются в работах Х. Халилова, У, Далгат, С. Хайбуллаева, А. Ахлакова, Ф, Вагабовой, М,-3,Аминова, А. Гусейнаева1. Наиболее полно эти вопросы освещаются в книге «Тенденции развития дагестанского стихосложения» .

1Халилов X, Лакский песенный фольклор, (Традиционное наследие), -Махачкала: Изд-во Дагфшшала АН СССР, 1959; Далгат У, Фольклор и литература народов Дагестана, -М.: Изд-во воет, лит, 1962; Хайбуллаев С. Поэтика аварской народной лирики, -Махачкала: Дат, кн, изд-во, 1967; Он же: Страницы аварской литературы, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991; Ахлаков А, Героико-исторические песни аварцев, -Махачкала: Изд-во Дагфшшала АН СССР, 1968; Ва-габова Ф, Формирование лезгинской национальной литературы,-Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1970; Аминов М,-3, Тенденции развития дагестанского стихосложения, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1974; Гусейнаев А, Г, Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии), -М: Наука, 1979,.

М.-З.Аминова, «Основы дагестанского стихосложения .» А. Гусей-наева, «Страницы аварской литературы» С.Хайбуллаева.

Монография М.-З.Аминова «Тенденции развития дагестанского стихосложения» — первая крупная работа, где автор впервые на общедагестанским материале в системном порядке исследует роль ударения, цезуру, рифму, строфику, метрику. Он же первый рассматривает свободный стих народной и авторской поэзии, пишет о наличии у дагестанских народов акцентной, тонической системы, впервые ставит вопрос о возможности использования поэтами Дагестана силлабо-тонической системы стихосложения.

Книга А, Гуоейнаева «Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии)», как и «Тенденции развития дагестанского стихосложения», интересна ценными наблюдениями и выводами, вносит значительный вклад в дело изучения поэтической культуры народов Дагестана, А. Гусейнаев в системном порядке анализирует метрику, строфику, Фонику, интонацию стихотворной речи дагестанского стихосложения, привлекая для анализа творчество дагестанских поэтов прошлого и настоящего.

В монографии С. Хайбуялаева «Страницы аварской литературы» тоже большое место уделено вопросам стихосложения. Ученый рассматривает систему аварского стихосложения, метрику, стопу, рифму, интонационный стих,.

В статье З. Османовой «Поиски новых форм в современном даргинском стихосложении» объектом научного анализа впервые стали метрика, строфика, рифма, У 3, Семаковой есть верные наблюдения, но вопросы, затронутые в этой статье, не исследованы во всей полноте,.

Имеющиеся общетеоретические работы по теории и технике стиха, исследования дагестанских авторов по общи проблемам стихосложения и его частным аспектам, конкретные работы по даргинской поэзии помогли автору найти исходные позиции и дальнейшие ориентиры в изучении современной поэзии, в ее художественном многоообразии.

Цель и задачи диссертации, Данная работа посвящена раскрытию тенденций развития современной даргинской поэзии, выявлению нетрадиционных поэтических форм, жанровых разновидностей и новых форм стихостроения, которые появились в современной даргинской поэзии под влиянием традиций родной литературы и опыта мировой поэзии.

Диссертант предпринимает попытку осмыслить общую картину развития даргинской поэзии 60−90-х годов в ее композиционно-строфическом, жанрово-стилевом и стиховедческом контекстах. Указывая на преемственность в развитии поэзии с традициями фольклора, акцентируется внимание на обновлении жанровой структуры, ритмического арсенала, на отображении национального своеобразия, ее соотнесенности с дагестанской поэзией,.

Создание целостной картины современной даргинской поэзии через анализ новаторских тенденций — главная цель настоящей диссертации.

Цель работы реализуется путем решения ряда взаимосвязанных задач:

— общая литературоведческая оценка современной даргинской поэзии, ее состояния и специфики:

— выявление положительных и негативных тенденций на современном этапе ее развития;

— характеристика композиционно-строфических, жанрово-стилевых, ритмики-интонационных новаций современной лирики и объяснение причин их появления в национально-художественной словесности;

— анализ системы даргинского стихосложения, ритмических особенностей поэзии и создание картины многообразных приемов стихоотроения, их значения для ритмического строя стиха.

Поставленные задачи определили общую структуру работы, содержание и последовательность глав,.

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологической и теоретической основой послужили произведения классиков научно-критической, эстетики-философской мысли, в которых заложен фундамент научного познания идейно-эстетической роли поэзии, разработаны основные методологические положения и намечены направления исследования поэзии.

Диссертация базируется на трудах как крупных русских литературоведов и критиков (В.Ерюсова, В, Жирмунского, Б, Томашевоко-го, Г, Шенгели, Л, Тимофеева, Ю, Лотмана, Ю, Тынянова, А. Веселовс-кого, В. Холшевникова и других), так и исследователей дагестанских литератур (М,-3,Аминова, К, Султанова, А. Вагидова, А, Гусей-наева, и, Хайбуллзева, А,-К, Абдуллатипова и других) х,.

1Брюоов В, Основы стиховедения: Курс ВУЗ, Общее введение. Метрика и ритмика, — 4,1 и 4,2, — 2-е изд-е, -М, Госиздат, 1924; Жирмунский В, Н, Вопросы теории литературы, -Л, 1929; То-машевский Б, Г, Теория литературы, Поэтика, -М.-Л., 1930; Шен-гели Г, Техника стиха, -М: ГИХЛ, 1960; Тимофеев Л, И, Основы теории литературы, -3-е изд, иопр, -М: Просвещение, 1966; Лотман Ю, М, Анализ поэтического текста, Структура стиха, -Л:

Автор отдает предпочтение системно-структурному, проблемному типу исследования, В диссертации сочетается конкретный историко-литературный анализ избранной проблемы с ее теоретическим рассмотрением.

Научная новизна работы. Проблема литературных жанров современной даргинской лирики (1960;1990 гг,), особенно разных ее видов, новых приобретений различных форм стихостроения и компонентов стихосложения: метрика, строфика, фоника недостаточно исследована в дагестанской литературной науке, немного работ и по даргинской поэзии. Автор диссертации в меру своих сил восполняет этот пробел.

Теоретическая и практическая значимость диссертации, йзу.

Просвещение, 1972: Тынянов Ю, Н, Поэтика, История литературы. Кино. -М=: Наука, 1977; Веселовский А, Историческая поэтика, -М: Выош, шк, 1989; Холщевников В. Е, Стиховедение и поэзия. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; Аминов М,~3,А. Тенденции развития дагестанского стихосложения, -Махачкала: дат, кн, изд-во, 1974; Султанов К, К, Поэзии неугасимый свет: Размышления, -Махачкала: Дат, кн, изд-во, 1975; Вагидов A.M. По пути традиций и поиска, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1976; Вагидов А, М. Восхождение к единству, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991; Гусейнаев А, Г, Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии), -М: Наука, 1979; Хайбуллаев С, М= Страницы аварской литературы, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991; хайбуллаев С, М, Современная дагестанская поэзия (система жанров), -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996; Абдуллатипов А.-К.Ю, История кумыкской литературы (до 1917 г.), — Ч, 1. — Махачкала. 1995,.

— -1 я чение жанров, композиционно-строфических форм, компонентов современного стихосложения помогает характеристике основных тенденций развития даргинской поэзии, сформировавшейся как новый тип художественности, исследование этих аспектов современного литературного процесса будет благоприятствовать цельной объективной картины движения национальной литературы, особенно ее поэтических форм.

Материал диссертации, ее выводы и обобщения могут быть использованы при создании теории даргинской литературы, в частности поэзии, учебников, учебных пособий по дагестанской и даргинской поэзии для вузов, средних и специальных учебных заведений и школ республики. На основе данной работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на филологических факультетах ЛГУ и ДГПУ,.

Объект исследования, Литературной основой данной работы являются поэтические произведения Р, Рашидова, С, Рабаданова, М=Гамидова, А, Гази, Г, Еагандова, О, Алиевой, А, Муртазалиева, К, Миграбова, опубликованные на даргинском языке,.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на объединенном заседании кафедры литератур народов Дагестана и Востока и кафедры литератур народов России даггосунивероитета (ноябрь, 1996 г,). Основные теоретические положения и выводы диссертации автором опубликованы в журналах и сборниках. По теме диссертации имеется 10 публикаций.

Структура и объем диссертации

Диссертация включает 174 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, Приложен список использованной литературы, включающий 160 наименований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой