Дебора — Мать в Израиле
Видно, что Дебора была сильной предводительницей, исполняющей волю Господа. Она по-настоящему могла называться «матерью в Израиле», показывая этим, что Господь говорит не только с мужчинами, и что женщина также может исполнять обязанности судьи. Она по-женски рассудительна, когда пытается убедить Барака, что, если отправится с ним, победа будет приписана женщине. Она беспокоится о чести мужчины… Читать ещё >
Дебора — Мать в Израиле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дебора единственная судья-женщина и одна из главных судей в истории о победе над ханаанским царем Иавином.
Эта история рассказана в двух главах, одна из которых нарративного характера, а вторая содержит песнь Деборы и Барака, являющуюся самой древней частью Библии. Возможно, она была сложена сразу после реальных событий самой Деборой.
В начале четвертой главы Книги Судей Дебора сразу представлена, как судья, но из повествования неясно, как она достигла этого положения. Она жила под Пальмою Дебориною и израильтяне к ней приходили на суд. Обычно в Библии судьями становятся после военной победы, но Дебора уже является судьей до описанной битвы. Неизвестно также, почему она названа пророчицей и как Господь приказал ей дать отпор Иавину. Ханаанский царь имел девятьсот железных колесниц, которыми не обладали тогда евреи, и «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3).
В синодальном переводе про Дебору сказано «жена Лапидофова», но некоторые исследователи считают, что словосочетание на иврите «eshet lappidot» может значит также «женщина из города Лапидоф» или «пылкая женщина»44 Deborah: Bible // Tikva Frymer-Kensky. — URL: http://jwa.org.
Дебора призывает Барака стать ее военачальником, ибо так говорит Господь, взять десять тысяч людей ополчения из колена Неффалима и колена Завулона и привести их на гору Фавор. Когда он отвечает, что согласится пойти, если она тоже пойдет, она идет с ним, но говорит, что тогда вся слава достанется женщине, а не ему, Бараку. Сисара, военачальник хананеев, разворачивает свою армию против Деборы, и Барак становится на горе Фавор. Дебора говорит ему, что настал тот день, в который Господь предаст Сисару в его руки и «Сам Господь пойдет перед тобою» (Суд. 4:14). Барак с его воинами уничтожает всех хананеев, кроме Сисары, который сбежал с поля боя и укрылся в шатре Иаиль, жены Хевера Кенеянина. Она же и убила его, воткнув кол в его висок.
Видно, что Дебора была сильной предводительницей, исполняющей волю Господа. Она по-настоящему могла называться «матерью в Израиле», показывая этим, что Господь говорит не только с мужчинами, и что женщина также может исполнять обязанности судьи. Она по-женски рассудительна, когда пытается убедить Барака, что, если отправится с ним, победа будет приписана женщине. Она беспокоится о чести мужчины и это ставит ее высоко в глазах читателя. Она, как мать, заботится не только о своем благе.
Победа израильтян сломила могущество Иавина. Его царство вскоре пало под натиском евреев (Суд. 4:24).
Песнь Деборы, которая представлена в пятой главе Книги Судей Израилевых, проливает свет на некоторые детали битвы и на состояние Израиля до прихода решительной женщины-судьи. В Песне описываются ужасные условия, существовавшие до того, как «не восстала я, Дебора, доколе не восстала я, мать в Израиле» (Суд. 5:7). Песнь также намекает на то, что судью на битву подвигли евреи: «Воспряни, воспряни, Дебора! воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Барак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!» (Суд. 5:12). Отсюда можно предположить, что Дебора изначально не хотела повиноваться воле Господа и вести Израиль к победе над Иавином, возможно она была стара. Но это перекликается с рассказами о других важнейших библейских пророках, таких, как Моисей. Деборе самой не нужно будет сражаться, ее работа, как предводителя-пророчицы, — воспевать военные гимны и победные песни (как в пятой главе Книги Судей). Сражаться Ї обязанность Барака.
Господь принимает участие в битве: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их» (Суд. 5:20−21). Это уничтожило хананейскую конницу, состоявшую из девятисот железных колесниц, и позволило израильской пехоте победить.
Песнь Деборы также содержит изображение Иаили, как женщины-воина и колкую насмешку над матерью Сисары, которая взволнованно, но напрасно ждет сына с битвы. Дебора никак не выражает симпатии к другой женщине Ї матери Сисары Ї и даже совсем наоборот. Для Деборы она — воплощение всех пороков вражеской женщины: мать Сисары с нетерпением ждет трофеев, которые должен будет принести ее сын. И для Деборы это неприемлемо. Как настоящая израильтянка, Дебора не испытывает жалости к врагам, что в глазах последующих поколений после установления монархии довершает её образ настоящей героини.
В Еврейской Библии больше нет таких женских персонажей, как Дебора, однако в образах многих женщин в Священном Писании можно найти разные ее аспекты. Она названа «мать в Израиле», возможно, она сама была матерью, имела детей. Было важно показать, что матери могут добиться политического возвышения. Скорее всего, фраза означает, что ее юридическая сила и отношение к народу было больше материнским. «Мать», как и «отец» может быть почетным титулом для авторитетной фигуры в обществе. Возможно также, что она была сильным руководителем для исполнения планов Господа, как матриархи в Бытие. Как у уважаемой представительницы политико-судейской власти, у нее есть двойник Ї женщина из города Авель, которая спасает его своим умом и авторитетом, говоря, что в нем израильтяне решали свои дела. Как воспевающая победные песни, Дебора вторит Мириам и предзнаменует женщин, которые предвещают военные победы Давида. Однако во всех этих ролях есть различия. Женщины, воспевающие песни и гимны, и пророчицы существовали на протяжении всей истории Израиля, но с утверждением монархии у евреев, политико-судейская власть, которой обладала Дебора и женщина в Авеле, перешла к чиновникам. И, за исключением некоторых цариц, женщинам среди этого чиновничества места не было.