Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из-за вхождения в ассоциированную технологическую цепь разнообразных хозяйствующих субъектов текущее и стратегическое управление представляет собой сложную систему организационно-управленческих связей. Ее качество во многом определяется тем, насколько в управлении ассоциированной технологической цепи достигнуто единство реализации решений на всех уровнях управления. Практическим инструментом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В АССОЦИИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
    • 1. 1. Система менеджмента ка чества как объект развития в современных хозяйствующих субъектах
    • 1. 2. Компонентный состав системы менеджмента ка чества в ассоциированных технологических цепях
    • 1. 3. Этапы формирования системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В АССОЦИИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
    • 2. 1. Подходы к управлению затратами на ка чество в ассоциированных технологических цепях
    • 2. 2. Особенности стандартизации в рамках системы менеджмента ка чества ассоциированной технологической цепи
    • 2. 3. Обоснование критериев отбора участников в ассоциированную технологическую цепь
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В АССОЦИИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ В НЕФТЯНОМ КОМПЛЕКСЕ
    • 3. 1. Механизм реализации системы менеджмента ка чества в ассоциированных технологических цепях в нефтяном комплексе
    • 3. 2. Оценка результативности системы технического регулирования в неф тяном комплексе и направлений ее развития

Развитие системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность развития системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях подтверждается следующими обстоятельствами.

Во-первых, ассоциированная технологическая цепь — это стихийно создаваемая последовательность хозяйствующих субъектов, которая возникает для удовлетворения рыночных потребностей в каких-либо продуктов и услугах. В связи с динамичным изменением ситуации на рынке сама по себе структура технологической цепи тоже может динамично меняться. Зачастую ассоциированная технологическая цепь имеет низкую конкурентоспособность из-за того, что не установлены требования по качеству. Поскольку на рынке подобных стихийных технологических цепей возникает достаточно большое количество, существует большая научная задача разработки методологического инструментария управления качеством именно в таких неорганизованных, с точки зрения отношений собственности и систем управления, производственных образованиях.

Во-вторых, в настоящее время наиболее важным инструментом с точки зрения упорядочивания управления качеством является построение в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, корпораций, ассоциаций и т. п. системы менеджмента качества, основными задачами которой являются формирование стандартов управления качеством, формирование стандартов для производимой продукции, формирование стандартов взаимодействия между подразделениями. Поскольку в ассоциированных технологических цепях не существует отношений собственности, то управление качеством существенно затруднено. В этой связи возникает научная задача формирования и развития системы менеджмента качества в технологических цепях с такой «аморфной» организационной структурой.

В-третьих, сама по себе ассоциированная технологическая цепь является нечетким объектом управления, где нечеткость проявляется в степени участия конкретного хозяйствующего субъекта в технологической цепи, в связи с чем, сама технологическая цепь имеет разное на них влияние. Если для бюрократической системы управления достаточно четко построить систему управления какой-то конкретной функцией, в частности, управления качествомто для нечетких организационных структур, таких как: ассоциация, конгломерат, эту систему построить достаточно сложно. В этой связи необходимо использовать инструментарий баланса интересов, согласование различных требований, в том числе принятие единых стандартов для тех компаний, которые хотят войти в эту технологическую цепь. Отмеченные проблемы обусловливают актуальность исследования и предопределяют высокую практическую значимость разработок по их решению.

Степень разработанности проблемы.

Проблеме развития эффективной системы менеджмента качества в настоящее время уделяется достаточно большое внимание в отечественной науке. Однако эта проблема имеет, как правило, только частичное описание и большинство работ не охватывают прикладные аспекты развития системы менеджмента качества в крупных ассоциированных хозяйствующих субъектах различных отраслей национальной экономики. Различные аспекты управления качеством на отечественных предприятиях и основные проблемы разработки и внедрения систем менеджмента качества рассматривали такие ученые как Адлер Ю. П., Белобрагин В. Я., Брызгалова С. А., Версан В. Г., Гладышев С. А., Гличев A.B., Горина Е. А., Докукин A.B., Дудкина И. М., Карпачева Т. Г., Кирбякова М. А., Круглов М. Г., Лапидус В. А., Логанина В. И., Ломакин М. И., Лотов Н. Д., Мишин В. М., Николаева Л. Н., Окрепилов В. В., Стекольщиков П. А., Шарипов C.B., Шестаков А. Л., Щепетова С. Е., Элькин Г. И. и др.

Отдельными проблемами управления затратами на развитие системы менеджмента качества, оценки ее эффективности занимались такие ученые как Драбкин Г. М., Еналеева Ю. Р., Маянский В. Д., Овчинников С. А., 4.

Сажин Ю.В., Степанов A.B. и др. Особенности управления хозяйствующих субъектов с нечеткой структурой были рассмотрены в работах Абалкина Л. И., Бандурина A.B., Бримжаровой С. У., Гориной Е. А., Евплова A.B., Зельднера А. Г., Клейнера Г. Б., Кукуры С. П., Либерман А. Е., Поляруса A.B., Радыгина А. Д., Телегина Д. А., Французова А. Ю., Ширяева С. И. и др.

Наиболее известными зарубежными авторами, исследовавшими проблемы развития системы менеджмента качества, являются Болл Р., Винтер Р., Зейдман X., Коебел Т., Митчелл Дж., Каплан Р. и Нортон Д., Пракаш О., Хит Дж.

Целью диссертационного исследования является решение научной задачи по разработке направлений развития системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепочках.

С учетом поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:

1) обосновать субъектный состав технологической цепи как объекта управления качеством;

2) выявить особенности системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях;

3) исследовать особенности стандартизации в рамках системы менеджмента качества ассоциированной технологической цепи;

4) обосновать критерии отбора участников в ассоциированную технологическую цепь;

5) разработать механизм реализации системы менеджмента качества ассоциированной технологической цепи.

Объектом исследования является ассоциированная технологическая цепь.

Предметом исследования является ассоциированная система менеджмента качества как интерпретация классической системы управления субъектно-объектной), применительно к элементам качества в производственных технологических цепях.

Теоретической основой диссертации послужили научные труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам управления качеством. В качестве методологических основ исследования соискателем использованы различные способы научного познания: системный подход к ^ анализу изучаемых процессов и явлений, единство логического и исторического, диалектика общего, особенного и единичного. В работе использованы приемы и методы классификации, группировок, статистического и экспертного анализов.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области стратегического управления, экономики и управления крупных хозяйствующих субъектов, создании и развития систем менеджмента качества на отечественных и зарубежных предприятиях.

Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые, статистические, информационные, аналитические источники, данные реальных компаний, данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), а также материалы периодической печати.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней решена научная проблема по разработке приоритетных направлений формирования и развития системы менеджмента качества в производственных системах с нечеткой организационной структурой, с учетом особенностей ассоциированной технологической цепи на основе алгоритма формирования системы менеджмента качества, оптимизации затрат на качество, организации и проведения стандартизации в масштабах технологической цепи, с использованием бенчмаркинга для отбора участников в ассоциированную технологическую цепь.

На защиту выносятся следующие научные результаты:

1. Выявлен и конкретизирован субъектный состав ассоциированной технологической цепи как объекта управления качеством. Проведено сравнение корпоративного и ассоциативного форматов технологических цепей, выявлены особенности ассоциированного формата технологической цепи, на основании чего обоснован компонентный состав системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях.

2. Сформулированы особенности системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях по основным компонентам, на основании которых обоснован субъектный состав системы менеджмента качества, построен алгоритм формирования системы менеджмента качества с дополнительными этапами, направленными на согласование между участниками основных процедур и стандартизацию мероприятий. Таюке адаптирована модель оптимальных затрат на качество, учитывающая особенности системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях.

3. Выявлены особенности стандартизации в рамках системы менеджмента качества ассоциированной технологической цепи: во-первых, возможность использования различных подходов при проведении стандартизацииво-вторых, целесообразность использования повторных экспертиз для оценки эффективности процедуры стандартизациив-третьих, необходимость использования разношаговых моделей стандартизации для учета индивидуальных характеристик участников технологической цепив-четвертых, эффективность критериальных механизмов отсеивания потенциальных участников технологической цепи. Реализация указанных особенностей напрямую влияет на эффективность внедрения системы менеджмента качества. На основании выявленных особенностей стандартизации адаптирован механизм оценки эффективности СМК, в основе которого положена балльная оценка достижений технологической цепи по каждому из четырех блоков показателей — «стоимостные» и «натуральные» показатели, «внешний имидж и репутация», «корпоративная культура».

4. Обоснованы критерии отбора участников в ассоциированную технологическую цепь. Предложено использовать бенчмаркинг для отбора участников в ассоциированную технологическую цепь, на основании данных критериев. Предлагаемая модель основывается на методе бенчмаркинга, где эталоном является среднее среди претендентов значение и заключается в расчете площади «эталонного многоугольника» с последующим сравнением значения интегрального критерия каждого из претендентов со значением эталона. Основным критерием отбора участников в ассоциированную технологическую цепь является критерий соответствия участника по качеству интерпродукта.

5. Разработан экономический механизм реализации системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи, учитывающий уровень гармонизации механизма управления качеством в узлах технологической цепи и проблемы повышения эффективности корпоративных связей между управляющей компанией и хозяйствующими структурами, входящими в ассоциированную технологическую цепь, а также между хозяйствующими субъектами как таковыми.

По своему содержанию работа соответствует п. 13.5 «Анализ и оценка результативности и эффективности систем менеджмента качества предприятия (организации)», п. 13.30 «Стандартизация и управление качеством продукции (услуг) в социально-экономических системах» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные в диссертации результаты развивают теорию управления качеством в части создания новых институциональных инструментов управления качеством в нечетких производственных системах, не имеющих структуры собственности. В результате исследования создано методическое 8 обеспечение, которое может быть использовано для создания и развития системы менеджмента качества в технологических цепях, имеющих ассоциированный характеруправления затратами на систему менеджмента качества, в научно-исследовательской деятельности, в сфере экономики и управления недропользованием, в учебном процессе отраслевых учебных заведений. Органы управления ассоциированных технологических цепей получат возможность применения разработанных в диссертации положений в ходе развития системы менеджмента качества, а также повышения эффективности отбора участников в технологическую цепь.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на ряде международных и российских конференций, в том числе на У-м Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (г. Москва, НОУ ВПО «Московская финансово-промышленная академия», 2010 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие конкуренции на рынке информационных технологий» (г. Москва, НОУ ВПО Московская финансово-промышленная академия", 2009 г.). Кроме того, отдельные результаты апробированы на конкретных предприятиях: ОАО «ТНК-ВР», Ассоциация «Восток-Сервис» и на материалах других компаний.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ общим объемом 4,8 пл., в том числе 5 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов научных исследований на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем 173 стр., в том числе 11 таблиц и 29 рисунков. Библиографический список включает 164 наименований использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для удобства рассмотрения основных выводов диссертационного исследования структурируем их по полученным научным результатам.

В первом научном результате выявлен и конкретизирован субъектный состав технологической цепи как объекта управления качеством. На основе анализа характера кооперационных связей в технологических цепочках в диссертации сделан вывод о том, что в современных условиях базовыми моделями организации производства продукции являются технологические цепи. По нашему мнению, производственная цепь — это последовательные звенья различного масштаба, участвующие в технологическом процессе. Технологическая цепь — это цепь, в которой элементы упорядочиваются по последовательности прохождению сырья в рамках создания продукта.

В рамках диссертационного исследования рассмотрен ассоциативный принцип технологической цепочки. Ассоциированная технологическая цепь (АТЦ) — это технологическая цепь, в которой участниками могут быть любые звенья, изъявившие желание и удовлетворяющие критериям качества самой цепи. Для целей диссертационного исследования под качеством понимается соответствие определенных характеристик какого-то явления ожиданиям субъекта управления. Соответственно развитие системы менеджмента качества при производстве продукции в ассоциированных технологических цепях должно учитывать особенности функционирования таких цепей в современных условиях.

Одной из главных особенностей ассоциированной технологической цепи является ее институциональная неопределенность — отсутствие жестких взаимоотношений между участниками. Для выявления наиболее существенных особенностей совместного функционирования предприятий в формате АТЦ в диссертации проведено сравнение форматов технологических цепей (корпоративный форматассоциативный формат). Корпоративный формат — это формат, при котором имеются четкие отношения собственности, например, холдинг, корпорация, вертикально-интегрированная нефтяная компания.

На основании выявленных особенностей ассоциированного формата технологической цепи обоснован компонентный состав системы менеджмента качества (СМК) в ассоциированных технологических цепях. Главным субъектом управления в системе менеджмента качества ассоциированной технологической цепи является виртуальный центр менеджмента качества, которому придаются функции координации стандартов качества по переходным изделиям, выборочного контроля качества переходных изделий, а также составление регламентов и нормативных требований по взаимодействию участников цепи.

В рамках системы менеджмента качества в АТЦ выделяются следующие объекты управления: качество процессов — два уровнякачество персонала — первый уровень (на местах) — качество решений — два уровнякачество продукции — второй уровенькачество документов — два уровнякачество информации (обратной связи) — два уровня.

Для построения эффективной системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи, прежде всего, необходимо четко представлять ее структуру и взаимосвязь между элементами СМК. Система менеджмента качества состоит из следующих элементов: процессыперсоналрешенияпродукциядокументыинформация. Структурные элементы СМК формируются при реализации проекта по внедрению системы.

2. Во втором научном результате выявлены особенности системы менеджмента качества в ассоциированных технологических цепях по основным компонентам. Обоснован субъектный состав системы менеджмента качества. Внедрение СМК может быть осуществлено собственными силами ассоциированной технологической цепи либо с привлечением к работе консультантов. Преимущества и недостатки данных альтернатив необходимо оценить до начала проекта по созданию системы менеджмента качества. Практика показывает, что при использовании внутренних ресурсов ассоциированной технологической цепи необходимо в штате иметь сотрудника (или сотрудников), обладающего знаниями в области менеджмента качества, не занятого другими обязанностями.

В отдельных случаях к реализации проекта целесообразно привлекать квалифицированных консультантов, при этом важным представляется контроль над созданием системы, учитывающей специфику ассоциированной технологической цепи, документирование собственной практики хозяйствования, а не переложение чужого опыта. На основе анализа альтернативных подходов к выделению этапов формирования СМК в рамках ассоциированной технологической цепи, в диссертации данный процесс представлен в виде схемы, изображенной на рисунке 4.

Основные этапы схемы соответствуют порядку сертификации системы менеджмента качества отдельных предприятий, однако в рамках ассоциированной технологической цепи существуют дополнительные этапы, направленные на согласование между участниками основных процедур и стандартизацию мероприятий. В частности на этапе подготовки и проведения сертификации требуется согласование между всеми участниками технологической цепи не только графика, но и состава специализированного органа, на который будут возложены полномочия по сертификации.

Модель оптимальных затрат на качество видоизменялась в течение всего периода её исследования. Данная модель показывает взаимосвязь между группами затрат на качество, общими затратами и уровнем достигнутого качества.

Некоторые ассоциированные технологические цепи ставят перед собой еще более конкретные задачи в области управления затратами на качество, например, повышение конкурентоспособности продукции на внешнем и.

156 внутреннем рынкахобеспечение требуемого уровня качества выпускаемой продукции при минимизации общих затрат на ее производствоопределение размеров необходимых инвестиций, их распределение и эффективность вложениясовершенствование организации производства и системы обеспечения качества с целью уменьшения общих производственных затрат в масштабах цепи.

3. В третьем научном результате выявлены особенности стандартизации в рамках системы менеджмента качества ассоциированной технологической цепи. В диссертации выявлены следующие особенности стандартизации: во-первых, возможность использования различных подходов при проведении стандартизацииво-вторых, целесообразность использования повторных экспертиз для оценки эффективности процедуры стандартизациив-третьих, необходимость использования разношаговых моделей стандартизации для учета индивидуальных характеристик участников технологической цепив-четвертых, эффективность критериальных механизмов отсеивания потенциальных участников технологической цепи.

Реализация указанных особенностей напрямую влияет на эффективность внедрения системы менеджмента качества. На основании выявленных особенностей стандартизации в работе предложено адаптировать механизм оценки эффективности СМК. В основу механизма положена балльная оценка достижений технологической цепи по каждому из четырех блоков показателей — «стоимостные» и «натуральные» показатели, «внешний имидж и репутация», «корпоративная культура». Поскольку в рамках ассоциированной технологической цепи организационная структура участников практически отсутствует, или имеет слабую иерархическую упорядоченность, целесообразно использовать различные подходы к организации и проведению стандартизации в масштабах технологической цепи. Наиболее приоритетными подходами для проведения стандартизации являются: общий, при котором применяется единая система стандартов для всех участников ассоциированной технологической цепиузловой, в процессе реализации которого наиболее важные стандарты инициируются из технологических узловзвеньевой, при котором используется единая система стандартов для каждой пары смежных звеньев ассоциированной технологической цепиточечный, реализация которого предполагает, что каждый участник принимает стандарты по требованию рынка.

С учетом указанных особенностей и подходов к стандартизации существенно корректируется алгоритм оценки эффективности процесса стандартизации. В частности, наибольшую проблему представляет выбор базовых блоков показателей эффективности.

4. В четвертом научном результате разработаны критерии отбора участников в ассоциированную технологическую цепь. Ассоциированное членство дает каждому участнику и всей цепи ряд преимуществ. Прежде всего, гибкость субъектного состава технологической цепи. При установлении несоответствия конкретного участника требованиям цепи достаточно разорвать договоры и включить нового участника. Никаких проблем с изменением статуса собственности не возникает. Также сам участник может легко выйти из технологической цепи, если не видит стратегических выгод от участия. Таким образом, простота изменения субъектного состава предполагает наличие достаточно оперативного инструментария отбора участников для включения конкретного хозяйствующего субъекта в технологическую цепь.

В диссертации для решения этой задачи предложено использовать критерий соответствия участника по качеству интерпродукта. Основным признаком ассоциирования в технологической цепи является совокупностью необходимого и достаточных условий. К необходимому относится — желание вступить в цепьк достаточным условиям относятся требования качества.

На основании бенчмаркинга руководство ассоциированной технологической цепи может разработать программу развития для приближения своих значений к эталонным. Степень близости конкретного участника к эталону позволяет отбирать для участия в технологической цепи наиболее привлекательные хозяйствующие субъекты.

5. В качестве пятого научного результата выступает экономический механизм реализации системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи. В рамках реализации системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи можно выделить основные экономические роли, которые выполняются основными органами управления АТЦ. К экономическим методам создания и управления системой менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи можно отнести те методы, которые позволяют осуществлять повышение качества основных параметров деятельности ассоциированной технологической цепи, например, со стороны виртуального центра менеджмента качества.

Таким образом, в экономический механизм управления качеством ассоциированной технологической цепи входят структурные элементы ее виртуального организационного построения: органы, формирующие систему менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи, посредством которой консолидируются технологические права и инвестиционные ресурсыв результате чего формируются технологические взаимосвязи. Результатом технологических взаимосвязей является производственная система, в рамках которой утверждаются управляемые переменные, посредством которых, в свою очередь, регулируется система менеджмента качества для всех участников технологической цепи.

Нечеткие органы управления в ассоциированной технологической цепи сосредоточивают внимание на стратегической координации, решении важных задач управления качеством, контроля деятельности участников ассоциированной технологической цепи, финансировании развития взаимоотношений в ассоциированной технологической цепи, обновления продукции и технологии, освоения новых сегментов рынка. При этом финансовый модуль ассоциированной технологической цепи, обслуживает и контролирует финансовую деятельность подразделений, хозяйствующих субъектов и подчиняется только Совету Собственников.

Из-за вхождения в ассоциированную технологическую цепь разнообразных хозяйствующих субъектов текущее и стратегическое управление представляет собой сложную систему организационно-управленческих связей. Ее качество во многом определяется тем, насколько в управлении ассоциированной технологической цепи достигнуто единство реализации решений на всех уровнях управления. Практическим инструментом решения этой проблемы является разработка соответствующего организационно-методического обеспечения, позволяющего обосновать потенциальные возможности реализации системы менеджмента качества с учетом особенностей функционирования ассоциированной технологической цепи. В этом случае реализацию системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи следует рассматривать. как процесс выявления потенциально эффективных возможностей ее реализации.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что реализация системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи во многом зависит от уровня гармонизации механизма управления качеством в узлах технологической цепи. Но это первая сторона, влияющая систему менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи. Вторая, не менее важная, относится к вопросам повышения эффективности корпоративных связей между управляющей компанией и хозяйствующими структурами, входящими в ассоциированную технологическую цепь, а также между хозяйствующими субъектами как таковыми.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1.
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145. .
  5. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470.
  7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2000 г. № 29н.
  8. Письмо Министерства промышленности и науки России №АС-429/08−297 от 13 декабря 2002 г.
  9. Книги, монографии, учебники:
  10. Л. И. Абрамова М.А. Алексеев А. И. Национальная экономика. — М.: Экономиста, 2007.
  11. Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. под ред. JI.A. Волковой Спб.: Питер, 2002.
  12. Ю.Андронов В. В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. М: Экономика, 2003.
  13. П.Аристов О. В. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.
  14. A.B. Теория и практика управления корпорациями. М.: ИНИОНРАН, 2006.
  15. В.Я. Основы технического регулирования. М.: Стандарты и качество, 2008.
  16. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  17. A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. С-Пб.: Питер, 2002.
  18. .И. Управление качеством: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
  19. С. А. Управление качеством: учебное пособие: в 2/х т. -Старый Оскол: ТНТ, 2008. Т 1. — 424 с.
  20. С.А. Управление качеством: учебное пособие: в 2/х т. -Старый Оскол: ТНТ, 2008. Т1.
  21. Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
  22. ГОСТ Р ИСО 15 489−1-2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования. М.: Стандартинформ, 2007.
  23. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИГЖ Издательство стандартов, 2001.
  24. ГОСТ Р ИСО 9000−2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2008.
  25. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  26. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  27. ГОСТ Р ИСО 9001−96 Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. М.: ИПК Издательство стандартов, 1996.
  28. A.B. Внедрение автоматизированной системы управления взаимоотношениями с клиентами информационного обеспечения технического регулирования. М.: НИЦИ при МИД России, 2007.
  29. A.B. Зарубежная практика использования стандартизации в целях инновационного развития. -М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2007.
  30. A.B. Экономические основы развития информационного обеспечения технического регулирования. — М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2007.
  31. И.М., Кирбякова М. А., Николаева JI.H. Влияние организационно-технического уровня производства на качество продукции // Легпромбытиздат М.: 1987.
  32. , Н. И. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности : учеб. пособие / Н. И. Дунченко, М. Д. Магомедов, A.B. Рыбин. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2008.
  33. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 9. М.: НТК «Трек», 2001. Исикава К. Японские методы управления качеством. -М., Экономика, 1988.
  34. М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
  35. В.М. Интегрированные системы менеджмента в пищевой промышленности: Монография. — М., 2008.
  36. Г. Б. Предприятие ключевое звено современной российской экономики / Труды Вольного экономического общества. Т. 122. -М.: ВЭО, 2009.
  37. Г. Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении М.: ЦЭМИ РАН, 2010.
  38. Г. Б., Петраков Н. Я., Хасбулатов Р. И., Ивантер В. В. и др. Проблемы и текущее состояние российской экономики и перспективы ее развития. М.: ОМЭПИ ИЭ РАН, 2009
  39. А.И. Менеджмент качества. Многое в немногих словах. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.
  40. ЗБ.Конти Т. Качество: упущенная возможность? М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.
  41. Кросби Ф. Б Качество и я. Жизнь бизнесмена в Америке / Пер. с англ. -М.: Стандарты и качество, 2003.
  42. М. Г. Менеджмент качества как он есть / М, Г. Круглов, Г. М. Шишков. М.: ЭСКИМО, 2006. — 544 с.
  43. С.П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004.
  44. Г., ОДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. / Под ред. Д. М. Гвишиани -М.: Прогресс, 1981.
  45. В.А. Всеобщее качество в российских компаниях // ОАО «типография «НОВОСТИ». М, 2002.
  46. В. А. Проактивная компания. Модели менеджмента. Модель 1 менеджмент роста. — В сб. «Созвездие качества-2003». — Киев: Украинская ассоциация качества, 2003.
  47. А.Е. Проблемы повышения эффективности стратегического управления промышленным предприятием / Под ред. Н. С. Яшина: Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 2001.
  48. ЛоганинаВ. И. Системы качества: учеб. пособие. -М.: КДУ, 2008.
  49. , В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях. Практическое руководство: учебное пособие / В. И. Логанина, О. В. Карпова, Р. В. Тарасов. М.: КДУ, 2008. — 148 с.
  50. В.И. Информационные системы и технологии в экономике, -М.: Финансы и статистика, 2003.
  51. М.Г. Управление качеством: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
  52. E.H. Управление качеством: Учебник / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009.
  53. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. Электрон, дан. — М.: «Русский язык», 2000.52.0крепилов В. В. Эволюция качества / В. В. Окрепилов. СПб.: Наука, 2008.
  54. А.Д. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления М.: Ин-т экономики переходного периода, 2003.
  55. Ю.И. Управление качеством — учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  56. Управление качеством: учеб.-метод. пособие / В. Е. Сыцко и др.- под общ. ред. В. Е. Сыцко. Минск: Выш. шк., 2008.
  57. A.A. Стратегическая конкурентоспособность. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
  58. А. Контроль качества продукции. М: Экономика, 1986.
  59. А. Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества- Учебное пособие. М: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  60. C.B., Толстова Ю. В. Система менеджмента качества. СПб.: Питер, 2004.
  61. В.А. Стандартизация и управление качеством проекции -М.: ЮНИТИ, 2000.
  62. Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Новое американское тотальное управление качеством. — М: Экономика, 1986.
  63. Диссертации и авторефераты:
  64. A.C. Развитие системы менеджмента качества промышленного предприятия в условиях неравновесности. — дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2008.
  65. С.У. Механизм внедрения системы менеджмента качества на предприятиях нефтедобывающей промышленности. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 -М., 2006.
  66. Е.А. Формирование системы менеджмента качества в ассоциированной технологической цепи пищевой промышленности. — дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Саранск, 2010.
  67. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. Дисс. докт. Экон. наук — СПб, 1996.
  68. A.B. Формирование эффективной системы качества менеджмента на промышленном предприятии. — дисс. канд. экон. наук: 08.00.05.-М., 2009.
  69. Ю.Р. Управление затратами на качество на промышленных предприятиях //Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Саранск, 2005.
  70. Н.И. Управление затратами на качество в системе калькуляционного учета // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Тамбов, 2005.
  71. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции // Дисс. на соиск. учен, степ, доктора экон. наук, С-П., 1996.
  72. Д.А. Развитие системы менеджмента качества вертикально интегрированной нефтяной компании. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 -Саратов, 2007.
  73. Л. В. Повышение качества корпоративного управления в организациях автомобилестроения России: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 -М, 2006.
  74. Публикации в периодических источников:
  75. С.И. Основные проблемы повышения эффективности деятельности ТРК легкой промышленности. // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России М.: ИНИОН РАН, 2007.
  76. С.И. Принципы построения экономического механизма корпоративного управления в ТРК легкой промышленности. // Актуальные166экономико-правовые проблемы современной экономики России. Вып. 2 — М.: ИНИОН РАН, 2007.
  77. , Е.К. Первые идеи о будущем стандарте ISO 9001:20ХХ (по итогам 26-го совещания ISO/TC 176) // Методы менеджмента качества, 2009. № 8.
  78. Ю.П. Восемь принципов которые меняют мир // Стандарты и качество, 2001. № 5−6.
  79. Ю.П. Пути развития менеджмента // Менеджмент качества, 2008.-№ 1.
  80. Ю.П. Чего нет в восьми принципах, но без чего нет смысла в стандартах ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество, 2001. № 11.
  81. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам система экономики качества. Неужели да? // Стандарты и качество, 2001. № 12.
  82. JI. Освоение стандартов ИСО серии 9000:2000 по правилам переходного периода// Стандарты и качество, 2001. № 2.
  83. И.З., Версан В. Г. О модели систем управления: нужна ли альтернатива модели ИСО серии 9000? Какова стратегия действий в этой области // Стандарты и качество, 2003. № 2.
  84. С. Роль высшего руководства в создании и развитии системы менеджмента качества // Стандарты и качество, 2009. № 4.
  85. В.Я. Вектор движения // Стандарты и качество, 2009. —2.
  86. , В.Я. О странностях вектора движения. Анализ отчета ИСО «The Iso Survey 2007»: отраслевой разрез // Стандарты и качество. 2009.-№ 4.
  87. В.Б. Управление промышленным производством в функции конкурентоспособности // Методы менеджмента качества, 2007 — № 11.
  88. М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 1.
  89. Н.И. Структурная политика продовольственной безопасности России // Пищевая промышленность, 2009. № 4.
  90. В.Г. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества // Стандарты и качество, 2005. —№ 11.
  91. В.Г. Менеджмент качества как подсистема матричной структуры управления предприятием // Стандарты и качество, 2008 № 5.
  92. В.Г. Стандарты ИСО серии 9000: закономерности развития // Стандарты и качество, 2008. № 1.
  93. В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия // Стандарты и качество, 2005. -№ 12.
  94. A.B. Предел или плацдарм развития? Размышления о будущем систем качества // Стандарты и качество, 2007 № 11.
  95. Е.А. Формирование системы менеджмента качества на предприятиях: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика, 2009. -№ 33(126).
  96. A.B., Коновалов В. А. Проблемы оценки экономической эффективности работ по стандартизации // Транспортное дело России, 2006.-№ 12.
  97. Г. М. О работе с показателями «затраты на качество» // Стандарты и качество, 1992. № 10.
  98. Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии // Методы менеджмента качества, 2004. № 1.
  99. В.В., Попова T.B. Разработка и внедрение системы управленческого учета по местам возникновения затрат// Методы менеджмента качества, 2007 — № 3.
  100. Ю. Построение системы менеджмента качества организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов. // Стандарты и качество, 2006. № 4.
  101. Е. Л. Интегрированные системы: игра по правилам? // Методы менеджмента качества, 2005. — № 5.
  102. Т.Г. Модель оценки затрат на качество продукции. // Автоматизация и новые технологии, 1996. — № 6.
  103. В.А. 41-й Конгресс ЕОК: зарубежный опыт развития методов менеджмента качества. // Стандарты и качество, 1997. № 10.
  104. Э.М. Концепция менеджмента. М.:ДЕКА, 1996.- Ляпоров В, Мировой и российский рынки интерактивной рекламы// ИнфоБизнес, 2001. — № 2.
  105. Л. Модель управления по целям и результатам //1. J.
  106. Проблемы теории и практики управления, 2005 № 4.
  107. Ю.В., Кузнецов М. А. Образ качества // Стандарты и качество, 1997. № 4.
  108. М.И. Метод формирования оптимального портфеля ценных бумаг // Методы менеджмента качества, 2002. — № 1.
  109. М.И., Докукин A.B., Галкин В. Е. Стратегия развития национальной системы информационного обеспечения технического регулирования // Стандарты и качество, 2009. № 1.
  110. Н.Д. Мировой опыт внедрения систем менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика, 2004. -№ 3.
  111. В.Д., С.А. Овчинников Оценка результативности СМК промышленных предприятий // Методы менеджмента качества, 2009. № 4.
  112. , В. Д., Овчинников С. А. Оценка результативности СМК промышленных предприятий. // Методы менеджмента качества, 2009. — № 4.
  113. Т., Система менеджмента качества организации: почему она не дает отдачи? // Стандарты и качество, 2004. — № 5.
  114. A.B. Определение эффективности выбора управленческих решений. Часть 2. // Российское предпринимательство, 2002. -№ 9.
  115. О.М., Сурсяков В.Н. TQM и проблема устойчивого развития // Стандарты и качество, 2002 — № 8.
  116. Ю.В., Плетнева Н. П. Аудит системы менеджмента качества как средство повышения ее результативности // Справочник. Инженерный журнал, 2008. № 12.
  117. Г., Фазел Ф. Оценка препятствий на пути к TQM // Стандарты и качество, 2001 № 1.
  118. М.З. Что привнесли стандарты ISO серии 9000 в методологию и практику менеджмента компаний // Методы менеджмента качества. 2009. — № 1.
  119. П.С., Соломахо B.JI. Концепция инженерной составляющей СМК как организационно-техническая основа их создания и совершенствования, 2008 № 7.
  120. В.М., Стоякин Е. А. Интегрированная система менеджмента основа устойчивого развития предприятия // Методы менеджмента качества, 2004. — № 8.
  121. В. Роль неформальных процессов в формировании СМК // Стандарты и качество, 2009. № 4.
  122. A. JI. Как выполнить требования стандартов ИСО к обеспечению удовлетворенности потребителей / A. JI. Солин // Стандарты и качество. 2006. — № 4
  123. A.B. Результативность процессов и СМК: терминологический аспект // Методы менеджмента качества, 2008. — № 2.
  124. A.B. Цели в области качества: измеримость и виды // Стандарты и качество, 2007. — № 5.
  125. Е.И. Объект управления при управлении качеством // Стандарты и качество, 2001. — № 2.
  126. Т. В. MC ИСО серии 9000:2000 косметический ремонт СМК или шанс измениться // Методы менеджмента качества, 2003. — № 10.
  127. А. Ю. и др. Разработка системы показателей эффективности межкластерного информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов // Транспортное дело России, 2008. № 1.
  128. А. Ю. Использование проектного подхода к управлению межкластерным информационным взаимодействием хозяйствующих субъектов // В сб. научных трудов «Экономические науки», 2008,-№ 4.
  129. А.Ю. Особенности использования одноэтапной модель отбора хозяйствующих субъектов для участия в кластере // Экономика России: тенденции, перспективы, возможности. — М.: ИНИОН РАН, 2006.
  130. Т.М. Разработка, внедрение и подготовка к сертификации систем менеджмента качества по MC ИСО серии 9000 на малых и средних предприятиях // Стандарты и качество, 2002. № 10.
  131. И.И. Рынок качество — система качества — благополучие предприятия. // Стандарты и качество, 2003. — № 11
  132. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. // Стандарты и качество, 2000. -№ 1.
  133. В.Е. О проблемах терминологии, «менеджменте качества» и эффективности внедрения ИСО серии 9000. // Стандарты и качество, 1996. -№ 3.
  134. A.JI. Методы внедрения систем // Методы менеджмента качества, 2008. № 7.
  135. А.Л. Методы внедрения систем // Методы менеджмента качества, 2008. № 7.
  136. Alchian, A. A. Economic Forces at Work, Indianapolis, Liberty Press, 1977.
  137. Alston L. J., Eggertsson Т., and North D. C. Empirical Studies in Institutional Change, Cambridge, Cambridge University Press, 1986.
  138. Bierman H., Jr., Smidt S. The Capital Budgeting Decision. Economic Analysis of Investment Projects. 8 th ed. — NY: Macmillan Publishing Company, 1993.
  139. Crewe I. Elites in Western Democracy. N.Y.: Wiley, 1974.
  140. Davis, L., North, D. Institutional Change and American Economic Growth: A First Step Towards a Theory of Institutional Innovation, Journal of Economic History, 1970, 30, 1.
  141. Feigenbaum A. V. Quality and Productivity // Quality Progress, 1977. -Nov.
  142. Financial Review of ATT, 1994: FR of Boeing Company, 1993.
  143. Frydman R., Gray C, Hessel M., Rapaczynsky A. Private Ownership and Corporate Performance: Some Lessons from Transition Economics. The World Bank. Working Paper No 1830. Wash. D.C., 1997, September.
  144. Heinrich A. Factors influencing the corporate governance of post-socialist companies. Examples from the oil industry / A. Heinrich, H. Pleines M.: ГУ ВШЭ, 2006.
  145. Helfert E.A. Techniques of Financial Analysis. 8th ed. — IRWIN, 1994.
  146. Japan Quality Award Criteria 2002/ Performance Excellence Driven by customer// Japan Quality Award Committee, 2002.
  147. Joseph M. Juran, A.B. Godfrey Juran’s Quality Handbook McGraw-Hill, 1999.
  148. Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard Measures then drive Performance // Harvard Business Review. — 1992. — Vol.70. — N l.-p. 7179.
  149. Kaplan R. S., Norton D.P. Linking the balanced scorecard the strategy // California Manadgement Review. 1996. — Vol. 4. — pp. 53−79.
  150. National Railroad Passenger Corporation and Subsidiaries (Amtrak) Consolidated Financial Statements For the Years Ended September 30, 2007 and 2006. http://www.amtrak.com/
  151. OECD Principles of Corporate Governmance. Organization for Economic Cooperation and Development, 1999.
  152. W. Edwards Deming The New Economics for Industry, Government, Education. 2nd. — MIT Press, 2000.
  153. Nedosekin A. Fuzzy financial management. Russia, Moscow, AFA Library, 2003. Перевод на русский язык на сайте http://www.finansy.ru/eco/nao/
  154. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument Profile and Interpretive Report. // http://www.cpp.com/detail/detailprod.asp?pc=142
  155. В.Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода Сайт ВНИИС, 2009.
  156. А.Г. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. inecon.ru
  157. П.М. Менеджмент качества -http://www.proteu.ru/seminartqm.html
  158. Национальный доклад «Корпоративное управление и экономический рост в России» ttp://nccg.ru/site.xp/49 052 050 052 124.html
  159. JI.A., Черная И. П. Экономическая теория: Учебник. -http://bookz.ru/authors/nikolaeva-la-4ernaa-ip/nikolaevachernaya0 l. html
  160. Официальный сайт Института исследования переходного периода -www.iet.ru
  161. Официальный сайт ОАО ТНК-ВР www. tnk-bp.ru
  162. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
  163. П.А. Взаимовыгодные отношения строительно-монтажных организаций с поставщиками материалов и субподрядными организациями. http://www.cnio.ru/page10.html
  164. Электронная бблиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Заполнить форму текущей работой