Ассоциация рыбохозяйственных предприятий в системе корпоративного управления рыбной промышленностью: на примере Приморского края
В настоящее время завершается очередная реорганизация системы управления рыболовством страны. Однако проводимые преобразования, как и все предыдущие, могут не принести положительного результата, так как рыбохозяйственное бизнес-сообщество не является субъектом управления отрасли. Требуется реализация комплекса мер, направленных на формирование эффективных многофункциональных производственных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления производственными системами
- 1. 1. Экономическая сущность корпоративного управления
- 1. 2. Методические подходы к организации корпоративного управления в производственных системах
- 1. 3. Проблемы организации корпоративного управления в рыбной промышленности
- Глава 2. Основные тенденции и проблемы развития систем управления рыбохозяйственными предприятиями
- 2. 1. Особенности функционирования рыбохозяйственных предприятий в постприватизациоппый период
- 2. 2. Трансформация систем управления рыбохозяйственными предприятиями на различных уровнях
- 2. 3. Качественный анализ управляющих воздействий в рыбной отрасли на современном этапе
- Глава 3. Современный подход к организации корпоративного управления рыбной промышленностью
- 3. 1. Концепция развития рыбной промышленности и новые требования к управлению
- 3. 2. Корпоративное самоуправление как форма реанимации и устойчивого развития регионального рыбохозяйственного комплекса
- 3. 3. Организационно-методическое обеспечение формирования системы корпоративного самоуправления в рыбной отрасли
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий в системе корпоративного управления рыбной промышленностью: на примере Приморского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Несмотря на сокращение уловов и связанное с этим существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов по сравнению с деприватизационным периодом, рыбное хозяйство России по-прежнему вносит значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Доля рыбной продукции в общем балансе потребления полноценных белков животного происхождения составляет около 16%, а в мясо-рыбном балансе — не менее 40%.
Немногим более пятнадцати лет назад рыбная промышленность России представляла собой единый производственно-хозяйственный комплекс с многоотраслевой кооперацией и международными связями. Основной объем вылова и переработки рыбопродукции обеспечивало примерно 50 крупных организаций, каждая из которых имела не менее 50 единиц океанического флота. В настоящее время рыбная отрасль страны представлена почти 5 тысячами предприятий, в которых за редким исключением имеется по 1−2 судна, что не позволяет государству эффективно управлять биоресурсами, а бизнесу эффективно их осваивать.
В то же время административная реформа, проводимая в России, предусматривает сокращение государственного вмешательства в рыночные отношения и уход от избыточного государственного регулирования, в пользу свободного функционирования рынка на основе саморегулируемых структур.
В этих условиях возникает потребность в координации совместных усилий и потенциалов рыбохозяйствеиных предприятий в целях построения эффективных схем управления, что возможно только при интеграции предприятий. Однако создание «жестких» интеграционных структур типа холдингов, концернов, ФПГ в рыбной промышленности в настоящее время, в силу ряда причин, малоперспективпо. В то же время объединение рыбохозяйствеиных предприятий на добровольных началах в форме «мягкой» интеграции — в виде самоуправляемых союзов и ассоциаций широко применяется, начиная с 1990;х годов.
Проблемы становления и развития интеграционных процессов и тенденций в современной экономике нашли отражение в работах зарубежных исследователей: Р. Акоффа, Дж. Гэлбрейта, Т. Коно, М. Маритани, Ф. Махлупа, М. Портера, Дж. Райта, Ю. Ройшеля и др.
Современные тенденции становления интегрированных структур, использование принципов корпоративного управления в экономике России рассматривались в трудах М. Ю. Афанасьева, А. В. Бандурина, И. Ю. Беляевой, В. Н. Буркова, Д. Ю. Голубкова, Л. Ф Зинатулина, Г. Б. Клейнера, Д. С. Львова, В. Н. Петухова, А. Д. Радыгина, Е. В. Семенковой, И. А. Храбровой, Б. А. Чуба,.
A.П. Шихвердиева, Ю. В. Якутина и др.
В настоящее время большое внимание проблемам развития методологии интеграционных процессов на основе самоорганизации, возникших вследствие значительных изменений условий хозяйственной деятельности организаций, уделяется такими авторами, как: Г. Д. Антонов, С. В. Батчиков, И. Ю. Беляева,.
B.И. Бовыкин, А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик, В. В. Курченков, В. И. Патрушев, Н. В. Правдина, Ф. М. Русинов, В. И. Токмаков и др.
Общеэкономическое содержание рыбохозяйственной деятельности, включая региональные аспекты совершенствования управления, рассматривалось в работах отечественных ученых, среди которых следует выделить В. К. Зиланова, В. Б. Ерухумовича, Е. П. Жарикова, С. Н. Князеву, А. П. Латкина, О. Ю. Ворожбит, А. И. Макарова, С. А. Синякова, Г. И. Сухомирова, Т. В. Терентьеву, Д. К. Шевченко и др.
Результаты исследований этих авторов внесли существенный вклад в развитие теоретико-методических основ организации процесса управления рыбохозяйственной деятельностью. Однако до настоящего времени остается малоизученной проблема корпоративного самоуправления в условиях перехода России к рыночным отношениям и снижения продуктивности сырьевой базы рыболовства. В экономической литературе и в научных публикациях пока недостаточно разработано организационно-методическое обеспечение формирования саморегулируемых рыбохозяйственных организаций.
Все это обусловливает актуальность, теоретическую и практическую значимость настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является система корпоративного управления рыбохозяйственными предприятиями на региональном уровне.
Предметом диссертационного исследования являются организационно-методические аспекты эффективной реализации моделей корпоративного управления в рыбохозяйственной деятельности.
Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теоретических положений и методических рекомендаций по созданию системы корпоративного управления как инструмента повышения эффективности рыбохозяйственной деятельности в регионе.
Указанная цель исследования определила постановку следующих задач: обосновать использование корпоративного управления в качестве необходимого условия повышения эффективности производства, определив его экономическая сущностьвыполнить анализ существующих методических подходов к организации корпоративного управления как основы повышения эффективности производстваисследовать проблемы организации корпоративного управления в рыбной промышленности на различных уровнях и сформулировать новые требования к управлениюпроанализировать особенности функционирования рыбохозяйственных предприятий в постприватизационпый период — дать экономическую оценку результатов управляющих воздействий в рыбной отрасли на современном этапеисследовать корпоративное самоуправление в качестве формы устойчивого развития регионального рыбохозяйственного комплексаразработать организационно-методическое обеспечение формирования системы корпоративного самоуправления в рыбной отрасли.
Методы исследования. В процессе диссертационного исследования использовались общенаучные и специальные методы, которые раскрывают взаимосвязь и взаимозависимость звеньев и элементов организационноэкономического механизма корпоративного управления: методы сравнительного анализа и синтеза, сравнения, обобщения, а также методы статистического, финансово-экономического и инвестиционного анализа.
Методологической основой диссертационного исследования явились базовые положения экономической теории, теории управления и государственного регулирования, стратегического менеджмента.
В качестве источников информации использовались труды известных зарубежных и отечественных ученых-экономистов, законодательные, нормативные и программные документы федерального и регионального уровней по вопросам рыбохозяйственной деятельности, статистические данные и результаты специальных обследований ряда предприятий.
Результаты исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем: уточнена классификация особенностей рыбопромышленных предприятий в постприватизационный периодпредложена классификация факторов влияния внешней и внутренней среды на предпосылки и мотивы интеграции рыбохозяйственных предприятийпредложен новый тип частно-государственного партнерстваделегирование полномочий и ответственности специализированным общественным организациямпредложены принципы реорганизации структуры и функций Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров — ВАРПЭразработана структура взаимодействия государства и бизнеса в рыбохозяйственной деятельностиразработано организационно-методическое обеспечение взаимодействия рыбохозяйственного сообщества и государства через общественные организации.
На защиту выносятся следующие научные положения: новый тип частно-государственного партнерства — делегирование полномочий и ответственности специализированным общественным организациям;
• структура взаимодействия государства и бизнеса в рыбохозяйственной деятельности;
• организационно-методическое обеспечение взаимодействия рыбохозяйственного сообщества и государства через общественные организации.
Достоверность полученных результатов диссертационной работы основывается на проведенном теоретическом обобщении большого количества исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам использования корпоративного управления в развитии промышленности стран с переходной экономикой, иа корректном использовании статистических данных по добыче и переработке водных биоресурсов за последние десять лет, а также практическом опыте автора в организации управления рыбохозяйственными предприятиями.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в обосновании нового методического подхода к формированию корпоративного самоуправления, что вносит определенный вклад в совершенствование теории управления промышленными предприятиями.
Практическая ценность полученных результатов состоит в их доведении до уровня методических рекомендаций по выбору управленческих решений в области организации корпоративного самоуправления в рыбной отрасли.
Отдельные разделы диссертации включены в учебные дисциплины, читаемые в Институте экономики и управления Дальрыбвтуза.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования излагались в докладах и сообщениях на конференции ВАРПЭ.
Задачи и принципы деятельности ВАРПЭ на современном этапе", г. Москва, 8 июня 2005; на Втором Дальневосточном Форуме рыбной отрасли, г.
Владивосток 8 сентября 2005; на международной научно-практической конференции «Повышение эффективности использования водных. биологических ресурсов Мирового океана», г. Москва 9 ноября 2005; на парламентских слушаниях в Государственной Думе «Совершенствование законодательства в целях повышения эффективности использования биоресурсов», г. Москва 10 ноября 2005; на международной научной 7 конференции «Стратегические вызовы на рынке морепродуктов России», г. Москва июнь 2006.
Публикации. По результатам выполненных в диссертации исследований опубликовано 6 печатных работ, включая одну монографию, общим авторским объемом 5,65 п. л.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников, содержащего 124 наименования. Основной текст диссертации изложен на 162 страницах и включает 12 таблиц и 30 рисунков.
Основные результаты опроса представлены па рис. 1.3.1 в виде пирамиды, где ее основание составляют наиболее значимые, с точки зрения респондентов, проблемы, а вершину — наименее актуальные аспекты функционирования и развития рыбной отрасли.
Анализ результатов опроса показывает, что означенные проблемы можно объединить в две основные группы: финансовые проблемы и организационные. Они наиболее эффективно могут быть решены в рамках корпоративного управления, так как основной причиной возникновения этих проблем является, по нашему мнению, дезинтеграция предприятий отрасли.
В 90-х гг. XX в. произошел развал рыбохозяйственного комплекса как интегрированного макрорегионального (в рамках РФ) производственного комплекса. Формирование самостоятельных компаний привело к дезинтеграции отрасли, потере общей технической политики и распылению инвестиционного капитала. В составе готовой продукции рыбохозяйственных предприятий выросла доля непереработанного биологического сырья (идущего в основном на экспорт) и сократилась доля рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью [61].
В настоящее время на всех уровнях управления, включая производственный, идет интенсивный поиск эффективных мер по нормализации ситуации, устранению негативных факторов и проблем, оживлению экономики рыбохозяйственных предприятий. Поэтому важнейшим условием активизации деятельности предприятий рыбной отрасли, по нашему мнению, является развитие интеграционных процессов как важнейшего фактора стабилизации экономики.
В экономике, как известно, существует несколько уровней управления и координации. Верхний — макроуровень — это само государство, осуществляющее экономическую политику. Нижний — микроуровепь — это огромная совокупность отдельных хозяйствующих субъектов. Средний уровень — это объединения, внутри которых осуществляется эффективное управление и координация деятельности входящих в них предприятий [116].
Средний уровень координации в рыбной отрасли России, па наш взгляд, в настоящее время практически отсутствует. Острый кризис вызван развалом прежней системы управления народным хозяйством без замены её альтернативными органами управления.
В результате приватизации бывшей государственной собственности возникло большое количество самостоятельных предприятий, каждое из которых занялось добычей, обработкой и сбытом рыбопродукции, привлекая к своей деятельности массу посредников, что ведет к удорожанию продукции. Увеличение числа добывающих компаний в условиях ограниченных сырьевых ресурсов происходит за счет их перераспределения, а не освоения новых объектов лова. Выделением лимитов па добычу рыбы и морепродуктов в малых объемах рыбохозяйственные предприятия подталкиваются на браконьерство, ибо полученная квота не дает возможности возместить произведенные затраты на промысловую деятельность [35].
Современная ситуация в рыбной отрасли привела к тому, что в ней сложился феномен рыночных отношений, который, по нашему мнению, выражается в следующих чертах:
1. Расширение масштабов приватизации обычно в рыночной экономике сопровождается повышением эффективности производства, но в российской рыбной промышленности наблюдается обратное — сокращается объем сбыта продукции, резко снижается рентабельность, увеличивается число убыточных приватизированных предприятий.
2. По закону макроэкономики следствием снижения потребительского спроса является снижение цен или уменьшение выпуска продукции. В рыбной промышленности происходит одновременно и снижение выпуска продукции и рост цен.
3. В нормальной рыночной экономике эффективность основного производственного капитала, как правило, превышает эффективность торгового или финансового капитала. Поэтому в рыночной экономике инвестиции идут в производство. В рыбной промышленности, как и в целом в российской экономике, рентабельность реального сектора в несколько раз ниже рентабельности торгового и, тем более, финансового сектора экономики.
Проведенные исследования показали, что в отрасли недостаточно собственных финансовых ресурсов, а привлечь извне так необходимые для развития «длинные» деньги большинство рыбохозяйственных компаний не могут из-за низкой инвестиционной привлекательности и непрозрачности бизнеса. Выделяются следующие типовые, на наш взгляд, для рыбохозяйственных предприятий негативные проявления их кризисного состояния (табл. 1.3.1).
В силу этих проявлений рыбохозяйствепные предприятия не имеют того уровня прозрачности и управляемости, который должны иметь предприятия, способные аккумулировать капитал и рассчитывающие на инвестиции. Поэтому они не способны производить конкурентостойкую по отношению к зарубежным аналогам продукцию. Сложившаяся ситуация определила возникновение ряда существенных проблем на пути развития корпоративного управления в рыбной отрасли России, среди которых, на наш взгляд, можно выделить следующие:
— акционерные общества, входящие в рыбную отрасль, практически не восприняли современные тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управления;
— акционерный капитал не стал основополагающим источником роста организованного фондового рынка;
— современный уровень российского законодательства в сфере корпоративного управления не отвечает общепризнанным международным стандартам. В нем нет эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а также норм закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами своими правами [72].
Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению масштабных инвестиций в рыбную промышленность, снижают эффективность функционирования акционерных компаний, а также приводят к возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных отношений.
Заключение
.
Проведенное диссертационное исследование позволило выделить основные положения решаемой проблемы и получить следующие результаты теоретического, научно-методического и практического характера.
В деприватизационный период при административпо-плановых методах управления рыбным хозяйством, была выстроена четкая, стройная система вертикали государственного управления, дополненная на местах также четкой системой управления по горизонтали. Причем на всех уровнях иерархии государственного управления каждый орган обладал необходимой полнотой власти для решения тех задач и вопросов, за которые он отвечал. Результатом активного государственного управления отраслью в бывшем СССР явилось то, что рыбное хозяйство страны на протяжении многих лет занимало передовые позиции в мировом рыболовстве.
Экономические преобразования, проводимые в России с 1992 г., негативно отразились на работе рыбной отрасли. Поскольку приватизация и акционирование предприятий при отсутствии реальных организационных, правовых и экономических рычагов воздействия не решили вопросов создания нормально функционирующей рыночной инфраструктуры и существенно ограничили регулирующую роль государства в вопросах управления и развития рыбного хозяйства страны.
В настоящее время завершается очередная реорганизация системы управления рыболовством страны. Однако проводимые преобразования, как и все предыдущие, могут не принести положительного результата, так как рыбохозяйственное бизнес-сообщество не является субъектом управления отрасли. Требуется реализация комплекса мер, направленных на формирование эффективных многофункциональных производственных комплексов и многовидовых корпораций, обеспечивающих выпуск и сбыт конкурентной продукции и способных консолидировать финансовые, материальные и технические ресурсы для обеспечения устойчивой производственно-хозяйственной деятельности рыбохозяйствеиных предприятий в рыночных условиях.
Отличительное свойство социального управления, к которому относится управление рыбной отраслью, состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития. В постприватизационный период из-за того, что роль государства свелась к распределению сырьевых ресурсов, утеряна цель функционирования рыбохозяйственного комплекса как единого целого. Поэтому результаты управляющих воздействий руководством отрасли являются неудовлетворительными, поскольку за период реформирования рыбохозяйственного комплекса в 1992;2005 гг. общероссийский улов рыбы и добыча морепродуктов сократились с 5,3 до 3,2 млн. т.
Оценивая результаты управляющих воздействий в рыбной отрасли на современном этапе и методы, применяемые в теории систем, следует обратить внимание на фактическое отсутствие в управляющей системе звена, обладающего властными полномочиями, ответственного за консолидацию многочисленных рыбохозяйствеиных предприятий. В прежней системе управления рыбохозяйственным комплексом эту функцию выполняли бассейновые органы управления.
Основной причиной возникновения многих проблем в рыбохозяйственной деятельности России является дезинтеграция предприятий отрасли. Эти проблемы наиболее эффективно могут быть решены в рамках корпоративного управления, которое включает в себя систему принципов, норм, правил, методов поведения участников корпоративных отношений, определяющих достижение определенных целей в результате совместной деятельности. Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга предприятий, которые взаимодействуют между собой.
Корпорация представляет собой форму организации предпринимательской деятельности, предусматривающую долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках наемных управляющих (менеджеров). Многоуровневая, иерархическая структура управления корпорацией позволяет отделить корпоративное управление — отношения между верхним и средним уровнем иерархии от управления деятельностью корпорации, которое осуществляется посредством отношений между средним и нижним уровнем иерархии.
Существование различных моделей корпоративного управления обусловлено отличием в формировании всей экономической политики той или иной страны. Ни одна из моделей не обладает исключительными преимуществами и в то же время разные модели не являются взаимоисключающими, поскольку в последнее время наблюдается процесс сближения моделей корпоративного управления ведущих стран мира. Происходящее в настоящее время формирование систем корпоративного управления в странах с переходной экономикой, включая Россию, осуществляется путем комбинации элементов различных моделей.
Ввиду того, что корпорация является сложным объектом управления, включающим разноплановые бизнесы, ее деятельность может быть представлена в виде многопотоковой модели, для управления которой на разных уровнях должны использоваться различные концептуальные подходы. Потоковый подход позволяет управляющей компании в рамках корпорации объединить все бизнесы на надфункциональном уровне, что обеспечивает получение синергического эффекта вследствие достигаемой эмерджентпости.
Эффективная система корпоративного управления строится на сочетании механизмов внешнего и внутреннего контроля. Внутренние механизмы контроля призваны снизить риски за счет определения отношений между управленческим аппаратом, акционерами, членами правления и другими заинтересованными сторонами. Вместе с тем, функционирование системы корпоративного управления зависит от наличия соответствующих институтов (законов, регулирующих актов, контрактного права и прочих норм), позволяющих самоуправляемым фирмам функционировать в качестве центрального элемента конкурентоспособной рыночной экономики.
Существенные недоработки, имеющиеся в основополагающих для рыбной отрасли документах — Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. и федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» — снижают их значение. Так в отличие от бассейновых научно-промысловых советов, функции территориальных рыбохозяйственных советов, формируемых на региональном уровне, законом о рыболовстве не определены. Таким образом, региональные администрации, органы местной власти, равно как и рыбацкое бизнес-сообщество фактически отстранены от решения вопросов управления, пользования и воспроизводства водными биоресурсами.
Намерение руководителей Росрыболовства наделять квотами не предприятия, а каждое судно в отдельности, является ошибочным, поскольку будет способствовать не консолидации предприятий отрасли, а их дальнейшему дроблению. Мы предлагаем наоборот выделять пользователям квоты крупными лотами, которые способны освоить не менее 10−12 судов. В этом случае мелкие предприятия, имеющие 1−2 судна, будут вынуждены объединяться, создавая своеобразные корпорации, что повысит эффективность рыбохозяйственной деятельности.
Организация вторичного рынка долей, принадлежащих рыбохозяйственным предприятиям, может лишить отрасль значительных инвестиционных ресурсов, которые будут перенаправляться в другие секторы экономики. Необходимо проработать такой механизм оборота долей, который будет способствовать не только консолидации, но и специализации рыбохозяйственных компаний на определенных видах деятельности.
15. Некогда единый рыбохозяйственный комплекс (РХК) фактически может рассматриваться в настоящее время как простая совокупность близких по некоторым хозяйственным функциям экономических единиц. Несмотря па наличие в нем нескольких крупных компаний, комплекс разобщен и слабо структурирован. В нем практически отсутствуют вертикальноинтегрированные компании, созданные в форме «жесткой» интеграции, целиком охватывающие основные направления деятельности РХК. В то же время объединение рыбохозяйственных предприятий на добровольных началах в форме «мягкой» интеграции — в виде самоуправляемых союзов и ассоциаций широко применяется, начиная с начала 1990;х годов.
Восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка рыбной отрасли, невозможны, на наш взгляд, без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения значительных финансовых ресурсов, которые доступны только крупным объединениям. Поэтому поворот рыбохозяйственных предприятий к интеграции и кооперации является объективной потребностью дальнейшего технологического развития, преодоления издержек трансформационного спада и разрушения ранее существовавших связей.
С целью повышения экономической эффективности деятельности многочисленных пользователей водных биологических ресурсов, включая их экспортную деятельность, необходимо, на наш взгляд, восстановить бассейновые принципы управления, придав им совершенно другие, чем они имели в дореформенный период функции и права. Для рационального использования водных биоресурсов, оперативного распределения и перераспределения квот по отдельным объектам лова в течение года между пользователями, эффективной борьбы с браконьерством целесообразно выделение квот на вылов водных биоресурсов, осуществляемое федеральными органами по рыболовству, производить региональным ассоциациям рыбаков и рыбопереработчиков. Часть из функций и полномочий бывших бассейновых рыбопромышленных объединений, вместе с соответствующей ответственностью, требуется передать этим ассоциациям, законодательно закрепив их роль, как па федеральном, так и на региональном уровнях. Эти структуры, таким образом, становятся, отсутствующим в настоящее время, средним уровнем управления отраслью, который даст возможность приблизить принятие практических решений к месту промысла и производства — в регионы.
Проводимая в России в настоящее время административная реформа предусматривает сокращение государственного вмешательства в рыночные отношения и уход от избыточного государственного регулирования, в пользу свободного функционирования рынка на основе саморегулируемых структур, что предлагает организацию частно-государственных партнерств (ЧГП). Для решения проблем рыбной отрасли нами предлагается организовать дополнительный тип ЧГП — делегирование полномочий и ответственности самоуправляемым, саморегулируемым общественным организациям по управлению рыбохозяйственными предприятиями. Развитие корпоративных отношений между рыбохозяйственными предприятиями предполагает возникновение организационного порядка, который, обладая свойством саморегуляции, создает предпосылки для системной дифференциации производств и освобождения от неэффективных предприятий. При этом структурная политика, проводимая в рыбной отрасли, должна стимулировать интеграционные процессы «снизу», а не заниматься перераспределением фондов «сверху». В этом отношении она должна создавать условия на макроуровне, способствующие реализации внутренних стимулов эффективной интеграции и роста организационных зависимостей на микроуровне.
Для реализации структурной политики, консолидации рыбной отрасли автором разработана схема координации взаимодействия рыбохозяйственных предприятий, научных учреждений, администраций регионов с федеральными органами власти через общественные организации, которая позволяет отделить корпоративное управление рыбной отраслью от управления рыбохозяйственной деятельностью, осуществляемое непосредственно предприятиями отрасли.
Внедрение предлагаемых принципов управления отраслью будет, по нашему мнению, способствовать повышению эффективности работы рыбной отрасли, укреплению ее конкурентоспособности и обеспечению продовольственной безопасности России.
Список литературы
- Акофф. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1995.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебпо-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999.-416 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Анташов В.А., Уварова Г. В. Экономический советник менеджера: Учебно-практическое пособие. М.: Финансы, учет, аудит, 1996. — 318 с.
- Антонов Г. Д., Иванова О. П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России. /Менеджмент в России и за рубежом № 5 2003-с. 31−52.
- Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Афанасьев М. Ю. Корпоративное управление глазами директора (по материалам обследований 2000−2002 гг.) // Вопросы экономики № 5 2003 с. 1632.
- Багов В.П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам/ Финансы 2000, № 11, с.59−61
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 288 с.
- Бандурин А. В. Деятельность корпораций. М.: БУКВИЦА, 1999. — 600с.
- И. Бандурин А. В, Дроздов С. А., Кушаков С. Н. Проблемы управления корпоративной собственностью. М.: «БУКВИЦА», 2000 — 160 с.
- Батчиков С., Петров 10. Корпоративный сектор в переходной российской экономике. / Российский экономический журнал 1997. № 8 с.12−20
- Беляева И.Ю., Эскиндаров М. А. Корпоративные формы хозяйствования в российской экономике и проблемы взаимодействия менеджмента и мелких акционеров / Вопросы экономики, 2000, № 10, с.44−48
- Бендиков М.А., Хрусталев Е. Ю. Программное планирование развития корпорации в современных экономических условиях. / Микроэкономические предпосылки экономического роста. Сб. статей под ред. Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
- Блинов А.Ю. Система государственного управления экономикой на отраслевом уровне (на примере рыбной промышленности) // Научные труды Дальрыбвтуза. Вып. 15. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2003. — С.25−27.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). -М.: Экономика, 1997.
- Большой экономический словарь. /Под ред. Азриляна А. И. М., 1998. 864с.
- Бурков В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994, — 269 с.
- Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999, 128 с.
- Волков J1.B. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства / ЭКО 2000, № 10 с.77−85
- Галазова С. Макроэкономизация корпораций. / Общество и экономика 1998. № 6 стр.22−30.
- Гладышев А.Г., Иванов В. Н., Патрушев В. И. Основы социального управления. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2001. 271 с.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. -Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997.-400 с.
- Голубков Д. 10. Особенности корпоративного управления в России, М. Издательский Дом «Альпина», 1999 272 с.
- Гончаров В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: 1998, — 176 с.
- Горшкова J1.A. Оценка современного состояния анализа систем управления. / Менеджмент в России и за рубежом № 3 / 2002 с. 24−32.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 15 февраля 1998 г. М.: ИНФРА-М -НОРМА, 1998.
- Друкер П. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы.: Пер. с англ. М.: ТШБ, 1992. — 192 с.
- Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики.: Пер. с англ. -М.: Дело, 1996−476 с.
- Евневич М. Проблемы управления интегрированными бизнес-группами в современной России. Менеджмент сегодня, № 3,4 2004
- Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования.-М.: Финпресс, 1998, 192 с.
- Забелин П. В. Основы корпоративного управления концернами. М.: ПРИОР, 1998,176 с.
- Зинатулин JI. Ф. Корпоративное управление. Сб. Документов. М.: «Нива России». 1997. — 304 с.
- Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Предприятия в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2002 — 216 с.
- Ильясов С. В. Значение рыбного хозяйства // Право и безопасность. 2004. № 4(13).
- Кашанина Т. В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-815 с.
- Клейнер Г. Б. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике / Вопросы экономики 2000 № 8 с.64−79
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы истатистика, 2002. 560 с.
- Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2000.- 256 с.
- Концепция развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации (проект). Второе издание, переработанное и дополненное. М.: Изд-во ВНИРО. — 2004 — 56 с.
- Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2003 года № 1265-р. Правовая система Консультант плюс
- Концепция развития рыбного хозяйства Дальнего Востока на период до 2010 г.- Владивосток Изд-во Тинро-центр -1996 -220 с.
- Корпоративное управление. Учебное пособие / Под ред. Шихвердиева А. П. Издательство Академии Госслужбы при Главе Республики Коми, 2002 г, 92с.
- Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества/Под ред. М. Хесселя. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. -240 с.
- Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков / Под редакцией Махихо Аоки и Хыонг Ки Кима -СПб.: Лениздат, 1997 558 с.
- Крук М.Д. Корпорации в современной России / ЭКО 2000, № 12 с. 55−63
- Латкин А.П. Влияние новых отношений собственности на эффективность управления рыбной промышленностью / Материалы Первой конференции рыбаков Приморского края, МИКП, Дальрыбвтуз, г. Владивосток. 1998
- Львов Д.С., Гребенников В. Г., Ерзнкян Б. А. Тенденции и проблемы развития корпоративной формы предприятия в России. / Препринт # WP/2000/101. М.:ЦЭМИ РАН, 2000. — 79 с.
- Макаров А.И. Дерегулирование рыбной отрасли./Журпал «Экономика России: XXI век» № 14,2004. с. 32−37.
- Масютин С. Корпоративное управление в России: первые шаги // Консультант. — 2005. — № 5. — С. 79−81.
- Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы па этапе перехода к рыночным отношениям. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 — 318 с.
- Менеджмент организации: Учебное пособие./ Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
- Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998,704 с.
- Мильнер Б. Крупные корпорации основа подъема и ускорения развития экономики / Российский экономический журнал 1998 — с. 23−34
- Мовсесян А. Слияние, поглощение и интеграция как взаимодополняющие процессы. / Деньги и кредит 1999 № 1 с.46−50.
- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. № Пр-1387 от 27 июля 2001 г.- Правовая система Консультант плюс.
- Нанивская В.Г., Пленкина В. В., Тонышева J1.J1. Управление предприятиями в рыночной экономической системе: Учебное пособие. Тюмень, 1995.-80 с.
- Материалы с официального сайта Минсельхоза России), http://www.mcx.ru.
- Петров Ю. Реформа корпоративных институтов и создание социального рыночного хозяйства /Российский экономический журнал № 4 2000.
- Петухов В. Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М.: Городец, 1999 — 208 с.
- Поршаков С.А. Корпоративное управление в России и странах ЕС: пути совершенствования / Россия в глобальной политике. № 1, Январь Февраль 2006 с. 18−32.
- Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. — М.: «Альпина Биз нес Букс», 2004. Т. 1: Часть I. Введение в корпоративное управление. — 2004 — 93 с.
- Правдина Н. В. Управление и самоорганизация в производственной интеграции. / Автореферат диссертации кэн. Ульяновск 2006 23 с.
- Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейпер, B. J1. Тамбовцев, P.M. Качалов- под общ. ред. С. А. Панова. М.: ОАО «Изд-во „Экономика“, 1997. — 288 с.
- Радыгин А. Д. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России / Вопросы экономики 2000 № 8 с.80 100.
- Радыгин А.Д. О некоторых проблемах корпоративного управления в России Издания ИЭПП. М., 2001 -45 с.
- Развитие и повышение конкурентоспособности рыбной промышленности России. Доклад государственного совета РФ. Материалы к докладу Государственного совета РФ. М. 2005. — 325 с.
- Развитие корпоративных форм хозяйствования в России (материалы к международной конференции 3−5.11.1997 г., г. Москва). М., МАЦ МАКУ, 1997.
- Развитие рыбной промышленности Дальнего Востока / под. ред. Заусаева В. К. Быстрицкого С.П.- Хабаровск.- 2003.-142 с.
- Райдмаи А. Российская модель корпораций. /Журнал для акционеров, 1999 № 4 с. 16−28.
- Райзберг Б. А., Лозовский JI. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999.-479 с.
- Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. Серия „Бизнес-Тезаурус“. М.: ЗАО „КОНСЭКО“, 2002 — 264 с.
- Реформы предприятий (организаций). Методические рекомендации. М.: Ось-89, 1998−74 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М.: 2004−621 с.
- Русинов Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА-М, 1996 — 263 с.
- Рыбная промышленность в Дальневосточном федеральном округе / статистический ежегодник Владивосток: Приморский краевой комитет государственной статистики — 2005 — 26 с.
- Рыбная промышленность Приморья на рубеже веков / Под ред. проф А.П.
- Латкина. М.: Изд-во „Море“, 1999 — 170 с.
- Семенкова Е. В. Корпоративные слияния. Методическое пособие для финансовых директоров, инвестиционных аналитиков, специалистов по операциям с ценными бумагами. М.: Тор-Консультант, 1998,92 с.
- Сергиенко Я. Кооперативная модель управления бизнесом. /Вопросы экономики 1999 -№ 10 с.76−84
- Синяков С. А. Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока. -Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2006 64 с.
- Совершенствование законодательства в целях повышения эффективности использования биоресурсов. Стенограмма парламентских слушаний в Государственной Думе 10 ноября 2005 г. http://arpp.pk.ru
- Совершенствование системы управления рыбохозяйственным комплексом России в перспективе. Отчет по НИР. Владивосток, Дальрыбвтуз -2002
- Современное управление. Энциклопедический справочник, под ред. Карпухина Н. Д., Мильнера Б. З. 1-й том — М.: ИЗДАТ-ЦЕНТР, 1997 — 870 с.
- Состояние биологических ресурсов северо-западной Пацифики. Петропавловск-Камчатский- Изд-во КамчатНИРО, 2002 124 с.
- Социальный менеджмент, под ред. Валового Д. В. М.: Бизнес-школа
- ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 1999. 384 с.
- Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2000, 352 с.
- Справочник-словарь менеджера- под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1999−468 с.
- Степанов Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом /Хозяйственное право, 2000, № 10, с.60−73
- Стратегии бизнеса: аналитический справочник. М. „Бизнес Тезаурус“ -2003,214 с.
- Сухомиров Г. И. Проблемы использования и воспроизводства водно-биологических ресурсов Дальнего Востока. ИЭИ ДВО РАН, г. Хабаровск. http://www.assoc.fareast.ru
- Теплякова Н.В. Развитие рыбохозяйственного комплекса / Рыбное хозяйство 2002 — № 6 — с.9−11
- Тоболев А.Н. Интеграция в рыбной отрасли как фактор роста социально-экономической эффективности / Рыбное хозяйство- 2002- № 2 c. l 113
- Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе / Под ред. Е. П. Губина. М.: Юрист. 1999. — 248 с
- Уткин Э.А. Управление фирмой.— М.: Акалис, 1996 516 с.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. М.: ЗАО Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1997 — 352 с.
- Федеральный закон „О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ № 166-ФЗ. 20.12.2004.
- Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“. Проект № 348 631−3
- Фельдман А. Российская модель корпораций / Журнал для акционеров 1999 № 4 с.16−20
- Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М., АЛЬПИНА, 2000- 134 с.
- Чуб Б.А., Курчаков Р. С. Корпоративное управление Казань, 1. ДАС», 2000 398 с.
- Шевченко В. В., Никоноров И. В., Никоноров С. И. Проблемы российского рыболовства и возможные пути их разрешения // Вопросы рыболовства. 2000. Т. 1 (№ 1). С. 7−44.
- Шихвердиев А.П., Гусятников Н. В., Беликов И. В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер», 2001. — 192 с.
- Шпотов Б. Корпоративное управление в 20 веке: история и перспективы, Проблемы теории и практики управления 2000 г. № 1 с.89−94
- Экономика и статистика фирм. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 240 с.
- Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Базгулина. М.: Изд-во МГУ, 1995 337 с.
- Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 1997 — 416 с.
- Экономическая энциклопедия / под ред. Абалкина Л. И. М.: Экономика, 1999.- 1056 с.
- Экономические проблемы развития рыбного хозяйства России. Сборник научных статей. М.: Изд-во ВНИЭРХ, 2003. — 322 с.
- Якутии 10. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность М. 1999, — 368 с.
- Глотов Д.Б. Методические вопросы оценки эффективности управления рыбохозяйственными предприятиями / Журнал Известия ТИНРО № 4, том 160, г. Владивосток 2006 — 0,8 п.л.
- Глотов Д.Б., Блинов А. Ю. Оценка ущерба от незаконного промысла водных биоресурсов в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне. Экономические меры противодействия браконьерству / Монография, г. Москва, ТЕЗАУРУС 2005 — 5,5 п.л. (авт. 4,0 п.л.)
- Глотов Д.Б. Экономический ущерб от незаконного промысла камчатского и синего краба в Дальневосточном бассейне / Журнал «Рыбное хозяйство» № 4, г. Москва 2005 — 0,2 п.л.
- Глотов Д.Б. Промысел минтая на Дальневосточном бассейне: итоги 2005 г. / Журнал «Рыбная промышленность «№ 4, г. Москва 2005 — 0,2 п.л.
- Глотов Д.Б. Оценка экономической эффективности глубокой переработки водных биоресурсов / Сборник научных трудов Дальрыбвтуза № 18, г. Владивосток 2006 — 0,2 п.л.
- Латкин А.П., Глотов Д. Б. Методические основы организации управления корпорацией в различных производственных системах / Сборник научных трудов Дальрыбвтуза № 18, г. Владивосток 2006 — 0,5 п.л. (авт. 0,25 п.л.)