Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования опубликованы в статьях и методических рекомендациях, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, семинарах, чтениях: «Актуальные проблемы педагогической науки» (Москва, 1997), «Апрельские чтения» (Москва, 1998, 1999), «Международная научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования основ экологической культуры и их формирования .у младших школьников
    • 1. 1. Экологическая культура как социально-педагогический фено
    • 1. 2. Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Современное состояние проблемы и методологические подходы к ее решению
  • ГЛАВА 2. Образовательные технологии подготовки учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников
    • 2. 1. Теоретическая модель готовности учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников
    • 2. 2. Психолого-педагогические технологии и условия подготовки учителя к формированию основ экологической культуры у младших школьников
    • 2. 3. Динамика готовности учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников

Подготовка учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ориентация российского общества на устойчивое развитие составляет сегодня одно из важнейших направлений материального и духовного возрождения страны. Оно предполагает такую социально-экономическую стратегию, которая рассчитана на длительную перспективу и учитывает долгосрочные экологические последствия.

Одним из необходимых условий данного процесса признано формирование экологической культуры личности. В связи с этим экологическое образование подрастающего поколения стало одной из главных задач общеобразовательной школы, решение которой объективно требует соответствующей подготовки учителя.

Эта задача непосредственно вытекает из установок Международной комиссии по окружающей среде, согласно которым решить проблемы взаимодействия человека, природы и общества невозможно без соответствующей подготовки учителя.

Экологическое образование сегодня неизменно привлекает внимание исследователей. Его философские и социологические проблемы представлены в работах Э. В. Гирусова [68], М. С. Кунафина [135], А. И. Корнеева [129], СЛ. Липина [148], В. А. Мартынова [165], Н. Н. Моисеева [173, 174, 175], Т. А. Штейнберга [250], Е. Н. Шульги [251] и др.

В последнее время появляется большое число исследований, посвященных экологическому образованию школьников. А. Н. Захлебный [102], И. Д. Зверев [105, 106, 107], Б. Г. Иоганзен [110], И .Т. Суравегина [224], А. П. Сидельковский [206]. Также правомерно добавить труды С. Н. Глазачева [69, 70, 71, 72, 73], И. А. Добровольского [96], B.C. Ильина [111], А.В. Ми-хеева [168], В. В. Пасечника [189], И. Н. Пономаревой [195, 196], Н.М. Рома-ненко [200], Г. Д. Филатовой [235] и др.

Сложившаяся практика экологического образования была направлена, прежде всего, на внешнюю, «охранную» сторону данного процесса. Однако изменение социальной ситуации в стране, гуманизация образования привели к необходимости пересмотра и поиска новых технологий формир-^ воания экологической культуры личности.

Современный учитель должен быть вооружен системой экологических и психолого-педагогических знаний, профессионально владеть умениями организации образовательного процесса, проектирования, реализации, оценивания и коррекции собственной деятельности по формированию экологической культуры личности школьника.

К настоящему времени выполнен ряд исследования, посвященных подготовке учителей к осуществлению экологического образования школьников Е. М. Алексахина [8], С. Н. Глазачев [71, 72, 73], Б. Г. Иоганзен [110], B.C. Ильин [111], Д. В. Миронов [170], Н. С. Назарова [179], В. В. Пасечник [189], Н. М. Романенко [200], А. А. Сотникова [225], Е. С. Сластенина [220], А. В. Тихонова [226] и др.

В настоящее время в рамках концепции устойчивого развития провеч дены исследования по изучению возможностей формирования экологической культуры в процессе обучения и воспитания (И.Д. Зверев [106, 107], А.Н. За-хлебный [102], Б. Г. Иоганзен [110], Б. Т. Лихачев [152, 153], И. Г. Суравегина [224]).

В этих исследованиях отмечается, что экологизация образования требует усиления эколого-мировоззренческой нагрузкиэкологизации дошкольного, начального, среднего и высшего образованияподготовки специалистов в данной области.

Между тем процесс подготовки учителя начальных классов к формированию основ экологической культуры младших школьников до сих пор не получил всестороннего научного освещения, что приходит в противоречие с объективными потребностями общественной и образовательной практики.

Учитывая это противоречие, мы осуществили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические предпосылки и психолого-педагогические условия, обеспечивающие готовность учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования — процесс подготовки учителя начальных классов к формированию основ экологической культуры младших школьни-? ков.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования потребовалось решение следующих задач:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретическую основу исследования экологической культуры и особенностей ее формирования у младших школьников.

2. Раскрыть сущностные и содержательно-функциональные характеристики подготовки учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников.

3. Разработать технологии профессионально-личностного становления учителя в процессе его подготовки к деятельности по формированию основ экологической культуры младших школьников.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников может быть существенно улучшена, если:

— формирование основ экологической культуры младших школьников выступает как неотъемлемая часть профессионального образования на всех этапах подготовки учителя;

— разработана научно обоснованная модель профессиональной готовности учителя к формированию основ экологической культуры младшего школьника;

— технологии подготовки строятся как процесс поэтапного решения задач профессионально-личностной готовности учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философии о функционировании системы «биосферачеловек — общество», о целостности сознания и поведения, о личности как субъекте отношений и собственной жизни, как высшей ценности и самоценности бытияо культуре как процессе творческой самореализации сущностных сил личностио диалектике общего, особенного и единичного, внешнего и внутреннего, формы и содержания, теории и практики в овладении профессионально-педагогической культуры. Методологическим ориентиром исследования служат культурологический, аксиологический, системно-целостный, личностно-деятельный подходы.

В концептуальном плане исследование опирается на закономерности педагогического и экологического образования (О.Л. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, А. А. Иноземцев, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. В. Михеев, Н. Д. Никандров, В. А. Поляков, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин, И. Т. Суравегина, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.), теорию формирования профессиональной культуры учителя (Е.И. Артамонова, М. Я. Виленский, Н. И. Вьюнова, Н. Е. Мажар, Л. С. Подымова, Е. Г. Силяева и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования был использован комплекс методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный) — диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, опрос, экспертная оценка, ранжирование) — эмпирические (изучение нормативной и программно-методической литературы, практического опыта, прямое, косвенное, включенное наблюдение) — проективные (метод свободных самоописаний, составление замыслов профессиональной дея-jy тельности, микропреподавание) методыопытно-экспериментальная работаметоды качественной и количественной обработки данных.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1998 — 1999) проанализированы литературные источники, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования, уточнено содержание понятий «педагогическая культура», «эко-ф логическая культура», «основы экологической культуры», «экологопедагогическая деятельность», «готовность учителя к профессиональной деятельности» и др., намечены программа и методика эмпирического исследования, создана база опытно-экспериментальной работыосуществлен пилотажный и констатирующий варианты эксперимента.

На втором этапе (1999;2000) был выполнен созидающий эксперимент, связанный с моделированием и реализацией психолого педагогических условий эффективной подготовки учителя к формированию у младших школьников основ экологической культуры.

На третьем этапе (2000 — 2001) осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования и их апробация, сформулированы основные теоретические выводы и научно-практические рекомендации, завершено литературное и графическое оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования. ГТедагогиче-ский колледж № 5 г. Москвы, школы № 904, 1212, 84, 62, 153, 148. В основной контингент лонгитюдного исследования входило 105 студентов экспериментальной и контрольной групп.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: раскрыты структурно-содержательные характеристики основ экологической культуры личностиразработана теоретическая модель подготовки учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников, включающая структурные компоненты (мотивационно-ценностный, операци-онно-деятельностный, индивидуально-творческий), уровни (адаптивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий), критерии (системные и функциональные) и этапы подготовки (адаптационно-информационный, репродуктивно-развивающий, прогностическо-творческий) — определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия и критерии эффективности поэтапной подготовки педагога к формированию основ экологической культуры младших школьников.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методические рекомендации способствуют становлению и развитию готовности учителя к формированию основ экологической культуры младших школьников. Они создают предпосылки для диагностики исходного уровня и динамики формирвоания готовности будущего учителя, проектирования учебного процесса применительно к каждому этапу его профессионального становления.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций, связанных с антропологическим, аксиологическим и культурологическим подходами, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам и логикедлительным характером и возможностью повторения опытной работы, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

На защиту выносятся следующие положения: деятельность по формированию основ экологической культуры является составной частью учебно-воспитательного процесса начальной школы, выступает как неотъемлемая его подсистема и определяется как планируемый и особым образом организуемый процессмладший школьный возраст является сенситивным периодом формирования ценностных представлений ребенка об окружающей природной средеподготовка учителя к деятельности по формированию основ экологической культуры младших школьников представляет собой процесс и результат его готовности к профессиональной деятельности, в которой сочетается: мотивационно-ценностная (основанием которой является сформированность ценностных ориентаций и отношения к природе), операционно-деятельностная (сформированность теоретической и практической готовности) и индивидуально-творческая готовность (которая рассматривается как готовность и способность к творчеству в процессе экологического образования) — технологии подготовки учителя к деятельности по формированию основ экологической культуры младших школьников строятся на основе определения конечной цели подготовки учителя начальных классовпоэтапного продвижения к достижению поставленной цели и эффективного решения педагогических задач на каждом этапесодержательного обеспечения процесса подготовки, опирающегося на междисциплинарное взаимодействие предметов культурологического, естественно-научного и психолого-педагогического блоковуспешного овладения совокупностью профессиональных умений по управлению процессом формирования основ экологической культурыналичия у учителей высокого уровня потребности и стремления к профессионально-личностному развитию и формированию профессионально значимых качествразвития субъектной профессионально-личностной позиции в деятельности по формированию экологической культуры личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования опубликованы в статьях и методических рекомендациях, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, семинарах, чтениях: «Актуальные проблемы педагогической науки» (Москва, 1997), «Апрельские чтения» (Москва, 1998, 1999), «Международная научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения П.Ф. Каптерева» (Москва, 1999), «Организационно — управленческие инновации в системе педагогического образования» (Барнаул, 1999), «Становление гуманитарной культуры личности в системе образования» (Барнаул, 2000), «Ценностные приоритеты общего и профессионального образования» (Москва, 2000), «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования» (Москва, 2001), «Научно-практическая конференция, посвященная 40-летию РУДН» (Москва 2001). Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс педагогического колледжа № 5.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из главных источников развития общества является обновление системы образования путем ее приведения в соответствие с изменяющимися потребностями личности и запросами общества, наполнения ее содержание развивающим потенциалом, использования личностно-ориентированных технологий.

В этих условиях обостряется необходимость совершенствования системы педагогического образования, призванной актуализировать имеющиеся мотивационно-ценностные отношения к развитию педагогической культуры и ориентировать студента на обеспечение ее востребованности в профессиональной деятельностиопределять вектор направленности развития педагогической культуры и поиска эффективных технологий ее адекватной реализации в процессе взаимодействия с детьми и взрослыми.

Это становится возможным при понимании будущим учителем сущности своего профессионального образования, которое не сводится к обозначению процесса получения профессии или овладения определенным ремеслом. Оно состоит в достижении единства теоретической и практической профессиональной подготовки, на основе чего развивающийся специалист естественным образом приобретает собственный педагогический опыт, профессионально-гуманитарные ценности и технологии их воплощения в трудовой деятельности.

Социальный характер труда учителя обуславливает необходимость актуализации, и реализации его экологической культуры как части педагогической. Это предопределило наш интерес к проблеме исследования психолого-педагогических условий эффективной подготовки учителя к деятельности по формированию основ экологической культуры младшего школьника в системе педагогического образования.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал наличие интереса к разным аспектам этой проблемы. В данном исследовании мы сосредоточились на определении сущности подготовки учителя к формированию основ экологической культуры младшего школьника.

Анализ результатов теоретического и опытно-экспериментального исследования позволил сделать ряд выводов. Экологическая культура — это неотъемлемый компонент духовного мира личности, который представляет собой совокупность научно обоснованных, глубоко осознанных и эмоционально принятых личностью идей, касающихся взаимодействия общества и природы, проявляющихся в системе знаний, ценностей, установок, мотивов, в различных видах человеческой деятельности, непосредственно связанных с осознанием, освоением и преобразованием природы.

Формирование экологической культуры это не одномоментный акт, а процесс, протекающий в течение значительного времени: экологическая культура никогда не бывает сформирована окончательно. Важное место в процессе формирования экологической культуры занимают детские годы, в особенности, младший школьный возраст.

Под основами экологической культуры мы понимаем совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человекприрода», существующего отношения к природе, а также соответствующих умений и навыков взаимодействия с ней. Основы экологической культурыэто начальный уровень сформированности экологической культуры личности. У младших школьников этот показатель имеет уровневую структуру.

Рассматривая формирования основ экологической культуры в младшем школьном возрасте, следует подчеркнуть следующее особенности данного процесса: в развитии экологической культуры младших школьников наблюдается разрыв между уровнем экологических представлений и уровнем их поведенияразвитие представлений об окружающем мире и экологической активности у детей младшего школьного возраста, идет от совершения поступков по прямой или косвенной просьбе со стороны учителя к действиям по внутреннему побуждению, но и на более высоком уровне оказывается необходимым систематическое педагогическое подкрепление их экологической деятельностив формировании основ экологической культуры личности необходима целенаправленная и систематическая работа по организации нравственного поведения школьников, развитию моральных представлений и чувств, усвоению моральных норм.

Перечисленные особенности формирования основ экологической культуры в младшем школьном возрасте позволяют выделить научно-познавательный (комплекс знаний, обеспечивающий развитие познавательного интереса к окружающей среде), ценностный (формирующий нравственное отношение к природной среде), нормативный (включающий комплекс правил человека и его деятельности в природном и социальном окружении), практически-деятельностный (связанный с организацией практической деятельности младших школьников в природе) компоненты, которые составляют содержание экологического образования в начальной школе. Подготовка учителя к деятельности по формированию основ экологической культуры младших школьников представляет собой процесс и результат его готовности к профессиональной деятельности, в которой сочетаются следующие компоненты:

Мотивационно-ценностный, в рамках которого решаются задачи формирвоания экологического сознания и экологического мышления будущего учителяценностных ориентаций и ценностного отношения к природеосознанности общественной значимости формирвоания экологической культуры личности в школе.

Операционно-деятельностный компонент, включающий в себя практическую и теоретическую готовность, полученную студентами в ходе освоения блока естественно-научных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, овладения ими технологиями формирования экологической культуры.

Индивидуально-творческий компонент, который включает совокупность предпосылок для успешного овладения деятельностью по формированию основ экологической культуры и проявляется как готовность и способность к педагогическому творчеству в процессе экологического образования.

Формирование и развитие всех компонентов профессиональной готовности проходит ряд взаимосвязанных этапов подготовки: адаптационно-информационный, репродуктивно-развивающий и прогностиче-ско-творческий.

Каждому этапу подготовки учителя к формированию основ экологической культуры соответствует тот или иной уровень готовности.

Адаптивный уровень, преобладает, как правило, на первом этапе. Этому уровню соответствует стремление к освоению основ профессиональной деятельностипонимание значимости психолого-педагогической и экологической подготовки в профессиональном становлении личности учителянизкий уровень экологических и специальных знаний и умений применять их в практической деятельности. Репродуктивный уровень отражает устойчивое положительное отношение к педагогической деятельности, понимание роли и места в ней деятельности по формированию основ экологической культуры личности младшего школьникакритическую самооценку своих психолого-педагогических и специальных умений и профессионально-личностных способностей в деятельности по формир-воания основ экологической культуры. Репродуктивно-творческий уровень характеризуется сформированностью ценностно-мотивационного компонента готовностиналичием необходимого объема общепедагогических экологических и специальных знаний, умений и навыковпоиском нестандартных решений, стремлением к самоутверждению и самореализации в различных видах деятельности по формирования основ экологической культуры личности. Для выявления уровня готовности учителя к формированию основ экологической культуры использовались системные и функциональные критерии.

4 Технологии подготовки учителя к деятельности по формированию основ экологической культуры младших школьников строятся на основе определения конечной цели подготовки учителя начальных классовпоэтапного продвижения к достижению поставленной цели и эффективного решения педагогических задач на каждом этапесодержательного обеспечения процесса подготовки, опирающегося на междисциплинарное взаимодействие предметов культурологического, естественно-научного и психолого-педагогического блоковуспешного овладения совокупностью профессиональных умений по управлению процессом формирования основ экологической культурыналичия у учителей высокого уровня потребности и стремления к профессионально-личностному развитию и формированию профессионально значимых качествразвития субъектной профессионально-личностной позиции в деятельности по формированию экологической культуры личности.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Требуют дальнейшего исследования и детальной проработки междисциплинарное взаимодействие блоков социально-гуманитарных, естественнонаучных, предметно-методических и психолого-педагогических дисциплинразвитие проблемы подготовки учителя к деятельности по формированию основ экологической культуры младших школьников в системе непрерывного педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  2. Т.А. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс. Фрунзе. Кыргызстан, 1990.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 336 с.
  4. Адамов А, К. Философские проблемы ноосферы: (Тезисы). Саратов, 1995. V
  5. Ю.А. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.
  6. АД. Взаимодействие природы и общества: встречный характер эволюции как альтернатива глобальному экологическому кризису. -Владивосток, 1991.
  7. Актуальные проблемы культуры XX века: Учебное пособие / Под ред. В. И. Добрынина. М.: Знание России, 1993. — 190 с. 4 8. Алексахина Е. М. Подготовка студентов педвузов к экологическомувоспитанию учащихся начальных классов. Дис. канд. пед. наук. — М., 1989.
  8. .Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1969.-338с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  10. Антипенко А. И Социокультурный и нормативный аспекты исследования взаимоотношений человека и природы. Дис. к.ф.н. Минск, 1986.
  11. В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: МГУ, 1986.
  12. А.В. Экология и мировоззрение: Учебное пособие. -Комсомольск на Амуре гос. пед. ин-т., 1995.
  13. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  14. Е.И. Развитие духовной культуры личности учителя: теория и методика. М.: «Прометей», 2000. — 128 с.
  15. С.А. Народы и культуры. М., 1983.
  16. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  18. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Советская Россия, 1984. — 14 с.
  19. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.: Наука, 1987.
  20. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. К вопросу о сущности педагогической культуры // Советская педагогика. 1981. — № 1. — С. 72−77.
  21. С.П., Буров Л. И. Авторская программа: Окружающий мир. Начальная школа (1−3 кл.) Вологда, 1993.
  22. Н. Природа, человек, технология. Л., Гидропромиздат, 1974.
  23. Т. Кризис окружающей среды. Кардинальный вопрос предотвращения войны. С.Пб., 1995.
  24. В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.
  25. В.Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения. М., 1993.
  26. В.Р. Экология и мораль. Сухуми, 1991.
  27. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  28. О. Звездный корсарь. М.: Советский писатель, 1991.
  29. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: БиГПИ, 1996. — 31 с.
  30. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та профессионального образования Министерства образования России, 1995. — 336 с.
  31. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
  32. B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика, 1988.-№ И.-С. 29−34.
  33. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.
  34. В.И. Введение в педагогическую технологию. Пятигорск: 1994. — 34 с.
  35. А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  36. Божович J7.M. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 435 с.
  37. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  38. А.А., Мурзин И. В. Основные критерии безопасности для человека и природы. М., 1993.
  39. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.
  40. М. Современная экологическая ситуация и экологическое воспитание. Дис. к.п.н. М., 1993.
  41. Ю.В. Экологические проблемы и мышление: Научный доклад. Владивосток. ДВО АН СССР. 1989.
  42. Л.И. Формирование у младшего школьника первоначальной системы знаний о природе. М.: Череповец. 1996.
  43. В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига:1. Эксперимент, 1995. 212 с.
  44. Е.К. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход. М.: Наука, 1990. — 300 с.
  45. С.М. Общество и окружающая среда. Алма — Ата: Казахстан, 1981.
  46. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. — 353 с.
  47. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  48. В.И. Биосфера. М., 1967.
  49. В.И. и современность. Сборник статей. М., 1986.
  50. В.И. Химическое строение биосферы и ее окружения. -М., 1987.
  51. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  52. Взаимодействие общества и природы: философско-4 методологические аспекты экологической проблемы. М.: Наука, 1986.
  53. М.Я. Формирование физической культуры личности в ^ процессе его профессиональной подготовки. Дис. на соиск. уч. ст. докторапед. наук. В форме научного доклада. М., 1990. — 84 с.
  54. М.Д. и др. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  55. Власть и природа. М.: Знание, 1989.
  56. И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. М., 1986., С. 89−125.
  57. Д.И. Гармония. Вариативная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. С-Пб., 1995.
  58. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН, 1960. 500с.
  59. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии 1966. № 6. С. 62−76.
  60. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. — С. 417−424.
  61. Е.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук. Киев, 1990. — 16с.
  62. Д.М. Техника, общество, человек. М: Знание, 1981.
  63. Гегель. Философия природы // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — С. 294.
  64. А.А. Человек и природа: Критика религиозно-идеалистической интерпретации экологической проблемы. Киев: Киевский Университет, 1981.
  65. Ю.П. Как общаться с ребенком. Как? М.: Mass Media, 1995. — 235 с.
  66. Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989.
  67. С.Н. Педагогическое образование: экологический аспект // В. Сб.: «Экология и образованность» Тезисы докладов Второй Международной конференции, Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1994.
  68. С.Н. Экологическое воспитание: вопросы методологии // В сб.: «Экология и образованность». Тезисы докладов Второй Международной конференции, Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1994. С. 3−4.
  69. С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», -1998.-432 с.
  70. Глазачев С. Н, Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: «Горизонт», — 1999. — 173 с.
  71. Н.В. Гуманизация образования как фактор экологической подготовки будущего учителя // В сб.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Сб. научн. статей аспирантов. М.: МГОПИ, 1994. С. 1−6.
  72. Н.В. Становление профессионального идеала как фактора направленности личности будущего учителя: Автореф. .дис. канд. псих, наук.-Л., 1985.
  73. А.А. Человек Гармония — Природа. — М.: Наука, 1990.
  74. . Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986.
  75. Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  76. Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. // Народное образование. -1993. № 1. — С. 17−27.- № 2. — С. 3−7.- 20 с.
  77. В.Д. Культура и творческая деятельность. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. — 85 с.
  78. Гуманистическая парадигма и личностио-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. Под общей редакцией академика РАО В. Л. Матросова. М.: Прометей, 1999. -116 с.
  79. М.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
  80. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. 2-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 1995.
  81. Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.
  82. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1977. — 180 с.
  83. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1992. № 3−4. С. 14−19- С. 15.
  84. М. Социальная экология. М.: Прогресс, 1992.
  85. В.М. Педагогические условия в индивидуально-творческой подготовке будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993.- 236 с.
  86. В.И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе: Методические рекомендации. Москва — Волгоград: 1986. — 36с.
  87. И.С. К концепции развития экологической культуры личности // В сб.: «Экологическое образование в Голландии и России». М.: ИООМОРФ, 1994.-С. 10−12.
  88. С.Д., Ясвин В. А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания. Kultura un vards, no-vembris, 1994. с. 1−2.
  89. Дерябо С Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. М., 1995.
  90. С.Д., Левин В. А. Экологическая психодиагностика. Дау-гавпилс, 1994.
  91. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителей начальных классов // Начальная школа. 1990. — № 7. — С. 64.
  92. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев: Лыбидь, 1990.
  93. И.А. Введение в экологию человека: Человек и природа, природа самого человека. Изд-во Нижегородского университета, 1994.
  94. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис.. доктора пед. наук. -М., 1983.-356 с.
  95. П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. М., 1968.-268 с.
  96. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  97. А.К. Плата за безответственность: (Экологический кризис в современном буржуазном обществе и идейно-политическая борьба).- М.: Политиздат, 1979.
  98. ЮД. Природа человека и общества: Введение в эко-лого-философскую антропологию М., МНЭПУ, 1996.
  99. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации. Дис. док. пед. наук. — М., 1985.
  100. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
  101. Звезду нова Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1998. 22 с.
  102. ИД. Подготовка учителя по проблемам охраны природы- Материалы Научного совета по природоохранительному просвещению. -М., 1972. Вып 1. С. 37−47.
  103. ИД. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М., 1980. — 95 с.
  104. Зверев И Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. М., 1981. — 159 с.
  105. Г. Г. Экологический контекст современных концепций общественного развития. М.: Просвещение, 1994.
  106. А.А. Состояние и основные тенденции развития школьного природоохранительного просвещения. М., 1977.
  107. ПО. Иоганзен Б. Г. Содержание экологического образования в школе. -М., 1986.- 156 с.
  108. B.C. Формирование личности школьника (целостный аспект). М.: Педагогика, 1984.
  109. Исаев 14. Ф. Дидактическое обеспечение интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Белгород: БГПИ, 1988. — 125 с.
  110. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. -Белгород: БГПИ, 1992. 52 с.
  111. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дис.. докт. пед. наук, М., 1993. 468с.
  112. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород: Московский пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Белгородский гос. пед. ит-т им. М. С. Ольминского, 1993. — 219 с.
  113. И.Ф., Шеховская И. Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессиональнопедагогической культуры. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. — 144 с.
  114. В.П. Феномен человека. Новосибирск. Кн. издательство, 1991.
  115. В.П. Становление индивидуальности. М.: МГУ, 1993.
  116. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М.: НИИ ВШ, 1977. — 64 с.
  117. Капичникова О Б. Профессиональная деятельность учителя. -Саратов: СГУ, 1994. 124 с.
  118. В.А. Школа в свободном плавании // Знание сила. — 1994. — № 10. — С. 90−93.
  119. В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 196 с.
  120. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  121. В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л.: Наука, 1990.
  122. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1965. — С. 600.
  123. . Замыкающийся круг. Л., 1974.
  124. В.Н. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. — Хабаровск, 1994.
  125. С.В. Учитель ученик. — М.: Просвещение, 1984.- 80 с.
  126. В.А. Общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1985.
  127. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  128. М.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
  129. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976. — 57 с.
  130. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л., 1995.
  131. . Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1970. — С.16. — 114 с.
  132. М.С. Технократический и экологический стереотипы мышления. Уфа, 1991.
  133. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  134. К. Межкультурные и глобальные потребности учителей и учащихся в XXI веке: американская модель // Магистр. 1994. -№ 6. — С. 14−19.
  135. Л.Я. Развитие экологической воспитанности старшего школьника в условиях учебно-воспитательного комплекса. Дис. к.п.н. -М, 1996.
  136. Д., Тоттерделл М. Подготовка учителей завтрашнего дня: подход к сотрудничеству в обучении учителя // Магистр. 1994. -№ 6. — С. 8−13.
  137. И.Д. Мир людей в мире Природы. М.: Молодая гвардия, 1978. — 236 с.
  138. С.М. Экологические проблемы. М., 1982. — 247с.
  139. Т.Н. Общая культура учителя. Л.: ЛГУ, 1977.168 с.
  140. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998. — 344 с.
  141. М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания // Разработка и внедрение гибких технологий обученияпедагогическим дисциплинам. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 6.
  142. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  143. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  144. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  145. С.А. Человек глазами природы: Монография, М.: Сов. писатель, 1985. — 232с.
  146. B.C. Человек, Природа, воспитание. М.: МГУ, 1977.- 56 с.
  147. М.И. Общение личности и психика ребенка. М.: Инт практич. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 384 с.
  148. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М.: Педагогика, 1978.
  149. .Т. Экология личности // Педагогика, 1993. № 2. -С. 19−24.
  150. . Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
  151. А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы. Дис. к.ф.н. Минск, 1989.
  152. В.А. Взаимоотношение общества и природы. М.: Знание, 1989.
  153. Н. Навыки и умения, требующиеся учителю будущего // Магистр. 1994. — № 6. — С. 30−33.
  154. Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: 1996. -33 с.
  155. .М., Дубсон Б. И. В поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов. М.: Международные отношения, 1992.
  156. С.Р. Мнимые контраверзы и реальные проблемы теории развития науки. // Вопросы философии. № 11, 1977. С. 89−90.
  157. В.А. Культура и человеческая ценность. Киев, 1984. — 119 с.
  158. Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977. — 202с.
  159. П. Как спасти ваши города, поселки и местность рядом с вами: Рук. Сьерра клуба по организации действий в защиту окружающей среды. Пер с анг. М.: Агенство «Олимп», 1955.
  160. Э.С. Вопросы системного исследования общества. -М., 1972.
  161. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  162. В.А., Новиков Р. А. Разрушение природной среды: Экологический кризис империализма. М.: Экономика, 1981.
  163. П. П. Формирование общей и педагогической культуры будущего учителя: В помощь начинающему учителю: Учебное пособие. Даугавпилс, 1990. — 174 с.
  164. Е.М. Анализ структуры учебной деятельности: Воспитание, обучение и психологическое развитие // Тез. науч. сообщений сов. психологов к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР. -Ч. III. М., 1983. — С. 518−520.
  165. А.В. Современная экологическая ситуация и самоопределение личности. -Баку, 1991.
  166. Б. М. Наумова Л.Г. Социальная экология. Уфа, 1994.
  167. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989. — 220 с.
  168. М.И. Проблемы экологии и религии J1.: Ленинградская организация о-ва Знание РСФСР, 1985.
  169. А.И. Педагогический процесс как целостное явление: Учебное пособие. М.: МОСУ. — 1993. — 52 с.
  170. НН. Современный антропогенез и цивилизованные разломы. Эколого-политологический анализ. -М.: МНЭПУ, 1994. 47с.
  171. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Наука, 1989.
  172. Н.Н. Экология, нравственность и политика. // Вопросы философии, № 5, 1989.
  173. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 163 с.
  174. А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987.
  175. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  176. Н.С. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1998.
  177. . Наука об окружающей среде. М., 1993.
  178. Л.А. К вопросу о понятии педагогическая культура: В помощь начинающему учителю: Методологические рекомендации. -Даугавпилс, 1990. 62 с.
  179. Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Автореферат дис. докт. философских, наук. М., 1994.
  180. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры // Педагогика и общество. М., 1996. — С. 39 -52.
  181. Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991.
  182. Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Просвещение, 1978. 233 с.
  183. Новые исследования в педагогических науках. /Сост. И. К. Журавлев, В. С, Шубинский. М.: Педагогика, 1990. — 80с.
  184. Т.Н. Международный форум философов: мировоззренческий спор // Вопросы философии. 1984. — № 5. — С. 32.
  185. А.А. Социальный оптимизм и экологический пессимизм: (Критика современных буржуазных концепций о взаимодействии общества и природы) М.: Мысль, 1977.
  186. В.В. О функциях педагогических ситуаций в формировании личности школьника. М., 1987. — 108 с.
  187. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности. Иркутск, 1994.
  188. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  189. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М., 1980.
  190. А.А. Экология для младшего школьника. М.: Просвещение, 1995.
  191. В.А. Приоритеты экологического образования. М., 1995.- 128 с.
  192. И.П., Соломин И. Н., Корнилов В. П. Экологическое образование в профессионально-педагогической подготовке студентов // В сб.: «Экология в теории и практике». Белгород: ИО РФ, БГПИ, 1993.-С. 4−5.
  193. JJ.B. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. Дис.. канд. псих. наук. М., 1990.167с.
  194. Н.Ф. Начало экологических знаний. Учеб. Пособие -М.: Изд-во МПЭПУ, 1993. -262с.
  195. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992.
  196. ЮО.Романенко Н. М. Методологические аспекты взаимодействияЧобщества и природы. М., 1978.
  197. Рой О. М. Социальная экология: опыт системно-аналитических исследований. Омск, ГТУ, 1994.
  198. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.
  199. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. М., 1989.
  200. Ю.М. К вопросу о формировании культуры учителя // В сб.: «Современный специалист: проблемы становления» Нижний Новгород, 1991. — С.40−46.
  201. АЛ. Человек и природа. Формирование отношений. Ставрополь. 1975. 145 с.
  202. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М.: 1995. 36 с.
  203. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. 1994.132 с.
  204. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб.: Речь, 2000.
  205. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. — С 2−7.
  206. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. — № 45. — С. 16−25.
  207. В.А. Методологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — С. 7.
  208. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  209. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
  210. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  211. В.А., Подымова Л. С., Руденко И. Г. Теоретические предпосылки инновационных технологий обучения // Проблемы педагогического образования. Сб. научн. статей. Вып. IV. — М.: МПГУ, 1999.42 с.
  212. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 65.
  213. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования // Современная высшая школа 1991. — № 4. — С. 83−96.
  214. Е.С. Подготовка учителя к природоохранительной работе с учащимися. М.: Педагогика, 1997. — 132с.
  215. Смирнов И. Н Диалектика взаимоотношений социального и биологического. М., 1984.
  216. Совершенствование обучения младшего школьника. / Под ред. A.M. Пышкало, Л. К. Назарова. М.: Педагогика, 1984. — 128с.
  217. Л.Ф. и др. Основы педагогического анализа: Уч. пособие. Ярославль- Кострома. 1985. — 85 с.
  218. И.Т. Экологическое воспитание школьников: методологические аспекты. М, 1986.
  219. А.А. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  220. А.В. Природа, цивилизация, человек. Л., 1987.
  221. И.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1975. — 173 с.
  222. Е.И. Духовная культура учителя: теоретические основы развития. М., 1998. — 122 с.
  223. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.
  224. К. Экология и управление природными ресурсами. М., 1971.
  225. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологических исследований. М.: Мысль, 1980.
  226. К.Д. Избранные педагогические сочинения / Подред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1978. — Т. II. — 557 с.
  227. П.Н. Социальные проблемы экологии. // Вопросы философии, № 4, 1989.
  228. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. -С. 294.
  229. Г. Д. Проблемы экологического производства. М., 1983.
  230. Формирование личности будущего учителя начальной школы: Сб. научн. тр. Тверь гос. институт, 1991. 197 с.
  231. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учебно-методическое пособие. -Белгород: БГПИ, 1992. 73 с.
  232. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 177 с.
  233. О.В. Культура и деятельность. Саратов, 1978.158 с.
  234. Ф.С. Природа и мораль. М., 1983.
  235. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.191 с.
  236. Е.А. Формирование профессионального мастерства будущего учителя начальных классов и музыки во внеаудиторной работе: Дис.. канд. пед. наук, Минск, 1990 — 214с.
  237. И.В. Всеохватывающий феномен эволюции и человечество. Томск, 1994.
  238. М. Психология жизненной среды. Пер. с чешского. И. И. Попа: М.: Мысль, 1989.
  239. Р.А., Юхнель Н. В. Капитализм и кризис окружающей среды: Критика буржуазных концепций о взаимодействии общества и природы. Минск, 1978.
  240. А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994.
  241. Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород: 1997. — С. 24.
  242. Е.Н. Гуманизация педагогического образования // Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. — С. 17−38.
  243. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дис. канд.. пед. наук. М, 1982. — 192 с.
  244. Т.А. Социально-философские аспекты экологии человека. Рига, 1990.
  245. Е.Н. Соотношение природного и социального в глобальной экологии. М.: Наука, 1991.
  246. А.И., Рыков НА. Научно-педагогическая подготовка учителя биологии // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии.-Л., 1973.-С.11.
  247. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащегося в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  248. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с. — С. 49.
  249. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. -110 с.
  250. Экологическая онтология. Москва — Бостон, 1992.
  251. Экология и культура: Сб. научн. Трудов // Под ред. Кучер Т. В., -Красноярск: МО РСФСР, 1991. 183с.
  252. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
  253. Я. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.
  254. И.С. Личностио-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  255. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  256. В.А., Пупинь М. Ф. Организационные основы социально-педагогического движения «ЭКО-ДО» («Экологический путь»). Culture. Ecology. Pedagogical Process. Daugavpils, 1993, с. 22.
  257. Gayford Ch. Environmental education 5−16: in-service training (INSET) for teachers //journal of biological education. 1994. — Vol. 28, № 4. — P. 284−290.
  258. Biological university. Environmental Education Module. UNESCO-UNEP, 1995/WS/2.
  259. Jennifer L. Tomsen and Jonn F. Pisenger. A method for Assessing Effects of Introductory environmental history Course on student World views. The journal of Environmental Education, Volume 29, № 2, 1998.
  260. A.S. Bell, C.L. Russell and R. Plotkin. Environmental Learning and the study of Extinction. The journal of Environmental education, Volume 29, № 2, 1998.
  261. Orr David W. Educating for the Environment. Higher Education' s Challenge of the Next Gentry, 1995, Change, May/June, pp 43−46.
Заполнить форму текущей работой