Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическое наследие Н.М. Соколова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда в конце 30-х годов и позже стали выходить статьи и книги по истории преподавания литературы, имя Н. М. Соколова оказалось уже полузабытым, и авторы-историографы, упоминая о нем, не пытались дать полноценного анализа его идей и деятельности. В списках авторов, рекомендуемых студентам по курсу методики преподавания литературы в пединститутах, Н. М. Соколов отсутствовал. И лишь в 60-е годы Я… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.4 — II
  • ГЛАВА I. Н.М.СОКОЛОВ КАК ЧЕЛОВЕК И ПВДАГОГ
    • I. Биографические сведения и воспоминания о
  • Н.М.Соколове
    • 2. Общественно-педагогические и методические взгляды Н. М. Соколова в дореволюционные годы
    • 3. Состояние преподавания, литературы в школе в первые послереволюционные годы
  • ГЛАВА 2. НАГЛЯДНОСТЬ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Н.М.СОКОЛОВА
    • 1. Общее понимание Н. М. Соколовым принципа наглядности
    • 2. Использование изобразительного искусства
    • 3. «Живые группы»
    • 4. Экскурсии
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАСЛЕДИИ Н.М.СОКОЛОВА
    • 1. Структура и основные особенности книги
  • Н.М.Соколова «Изучение литературных произведений в школе»
    • 2. Предварительный этап работы над произведением
    • 3. Разбор литературного произведения
    • 4. Работа над композицией произведения
    • 5. Завершающие этапы работы над произведением
  • ГЛАВА 4. Н.М.СОКОЛОВ О РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Методическое наследие Н.М. Соколова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Школьная реформа с особой остротой поставила задачи совершенствования литературного образования учащихся и усиления роли литературы в их идейно-полити-ческоы, нравственном и эстетическом воспитании.

В решении этих задач немаловажную роль может сыграть обращение к наследию и опыту прошлого. На роль и значение педагогического наследия, на необходимость его критического освоения и творческого претворения в современных условиях обращали внимание крупнейшие деятели советской методики В. В. Голубков, A.M. Красноусов, НЛ. Кудряшев, Я. А. Роткович, М. А. Рыбникова. Показательно, что в одном из последних партийных и государственных документов по вопросам образования «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается необходимость бережного отношения ко всему ценному, что добыто «трудом нескольких поколений педагогов советской школы и педагогической наукой» (0 реформе., 1984). Причем это ценное важно не только изучить, но и «активно использовать» .

Современная методика литературы опирается на прогрессивные традиции преподавания словесности. Теоретический и практический опыт лучших учителей и методистов исследован в капитальных трудах Я. А. Ротковича «История преподавания литературы в советской школе», «Вопросы преподавания литературы (историко-методические очерки)1 и др., в статьях Д. К. Мотольской «Исторический обзор методики преподавания в дореволюционной школе», А. П. Скафтымова «Преподавания литературы в дореволюционной школе», в кандидатских диссертациях Е. А. Богуславской, М. Е. Бойцовой, Т. В. Витторф, М. Ф. Калининой, Р. А. Титовой, Е. С. Роговера.

Однако до сих пор не изучено во всем объеме методическое наследие известного ленинградского ученого Николая Михайловича Соколова. Начав свою педагогическую деятельность в первое десятилетие XX века, Н. М. Соколов приобрел известность как методист еще в дореволюционные годы. Но в полной мере его талант раскрылся в 20-е годы, когда он вел интенсивную методическую работу по многим направлениям, являясь профессором ЛГПЙ им. А.й.Герцена и заместителем председателя Петроградского общества изучения и преподавания языка и словесности. Его имя и труды были широко известны научно-педагогической и учительской общественности тех лет. Он принимал активное участие в составлении школьных программ, в разработке новых методов преподавания, в организации экскурсионного дела. Будучи профессором ленинградского пединститута, он явился учителем первого поколения советских словесников. Однако длительное время попыток освоить его наследие не предпринималось. Лишь в середине 60-х годов появилась первая содержательная статья о нем, написанная Я.А.Ротко-вичем. В книге об истории преподавания литературы в советской школе Я. А. Роткович посвятил Н. М. Соколову небольшую главу, где охарактеризовал основные методические проблемы, которыми последний занимался, и выявил значение его трудов для развития советской методики. Заключая главу, Я. А. Роткович отметил, что «современное поколение учителей-словесников не знает имени Н. М. Соколова и не знакомо с его трудами, умаление роли Н. М. Соколова в истории советской школы ничем не может быть оправдано» (Роткович, с.238).

С момента выхода 1-го издания книги Я. А. Ротковича прошло более двадцати лет, но положение с тех пор существенно не изменилось. Лишь в кандидатской диссертации В. С. Парыгиной «Внеклассная работа по литературе в 20-е годы» показана роль Н. М. Соколова как теоретика и практика экскурсионного дела.

Меаду тем важнейшие труды ученого посвящены кардинальным проблемам преподавания литературы — изучению литературного произведения и развитию речи, наглядности обучения. Поэтому изучение его наследия, помимо долга перед памятью об этом выдающемся деятеле отечественной методики, важно для обогащения современной методической теории и школьной практики.

Н.М.Соколов был образованнейшим педагогом. Его методика связана с классическими традициями В. И. Водовозова, В.Я.Стоюни-на, В. П. Острогорского. Он был хорошо знаком с идеями В.П.Шере-метевского и Ц. П. Балталона. В дореволюционные годы рядом с ним работали в области методики такие известные ученые, как Н. С. Державин и А. Д. Алферов. Но, помимо названных имен, Н. М. Соколов опирался в своем творчестве на многочисленные труды других деятелей науки и просвещения как отечественных, так и зарубежных. Об этом свидетельствуют обширнейшие библиографические сноски, которыми он завершает свои книги «Изучение литературных произведений в школе» и «Устное и письменное слово учащихся». В советское время параллельно с Н. М. Соколовым работали в методике С. А. Абакумов, В. В. Голубков, Е. И. Досычева, М. А. Рыбникова и др.- долгое время его коллегой и соавтором был Г. Г. Тумим. Их деятельность и выступления были хорошо известны Н. М. Соколову, о чем свидетельствуют прямые ссылки и указания в его трудах. В кругу методистов 20-х годов имя Соколова было авторитетным. Его статьи и выступления высоко оценивались современниками. Однако самые крупные итоговые работы ученого «Изучение литературных произведений в школе» и «Устное и письменное слово учащихся», раскрывшие его истинный масштаб, вышли уже после смерти — в 1927 — 1928 годах. Проводившаяся в 30-е годы перестройка школы и связанный с ней пересмотр программ как бы отодвинули в прошлое эти труды, а их небольшой тираж и отсутствие переизданий вскоре сделали их библиографической редкостью.

Когда в конце 30-х годов и позже стали выходить статьи и книги по истории преподавания литературы, имя Н. М. Соколова оказалось уже полузабытым, и авторы-историографы, упоминая о нем, не пытались дать полноценного анализа его идей и деятельности. В списках авторов, рекомендуемых студентам по курсу методики преподавания литературы в пединститутах, Н. М. Соколов отсутствовал. И лишь в 60-е годы Я. А. Роткович, как уже говорилось, возвратил методике это имя. После первой статьи он опубликовал в хрестоматии по методике преподавания литературы в советский период главу «Разбор» из книги Н. М. Соколова «Изучение литературных произведений в школе», сопроводив ее воспоминаниями А. М. Докусова о личности Н. М. Соколова.

Однако многое в судьбе и творчестве этого ученого продолжает оставаться неизвестным. Поэтому целью нашего исследования стало изучение наследия Н. М. Соколова, выяснение его вклада в методическую теорию и практику преподавания литературы в советской школе.

Предмет исследования — методическая система Н. М. Соколова, его понимание кардинальных проблем преподавания литературы в школе.

Объектом исследования являются опубликованные статьи и книги Н. М. Соколова.

Рабочая гипотеза состояла в следующем:

— анализ наследия Н. М. Соколова позволит выявить истинный масштаб его деятельности и восстановить историческую справедливость в отношении этого методиста;

— основные труды Н. М. Соколова, рассмотренные с учетом конкретной исторической обстановки, обогатят новыми идеями методическую науку и школьную практику;

— освоение методикой опыта Н. М. Соколова будет способствовать оживлению творческих поисков в преподавании литературы на современном этапе.

Изучение трудов Н. М. Соколова позволило выделить несколько проблем, которые были центральными для ученого на протяжении всех лет его учительской и научно-педагогической деятельности. Осмысление их определило конкретные задачи исследования:

1) охарактеризовать общепедагогические взгляды Н. М. Соколова и его личность;

2) показать понимание Н. М. Соколовым наглядности как принципа обучения;

3) описать и проанализировать обоснованную им методику изучения литературных произведений в школе;

4) раскрыть ведущие идеи методиста в области развития речи учащихся.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о роли литературы и искусства в жизни человека и обществаруководящие материалы коммунистической, партии о развитии советской литературы, о совершенствовании народного образования в СССР, труды по истории методики и педагогики.

В процессе исследования нами были, кроме того, изучены:

— монографические исследования, посвященные русским и советским методистам;

— литературоведческие и методические материалы, опубликованные в периодике 10 — 20-х годов XX века («Вестник воспитания», «Родной язык и литература в советской школе», «Народное образование», «Вестник просвещения», «Русская школа»);

— методические труды Н. М. Соколова в количестве 31 работы (статьи и книги);

— личное дело Н. М. Соколова (Ленинград, архив Октябрьской революции и социалистического строительства).

Нами изучены все опубликованные работы Н. М. Соколова, основные из них проанализированы с трех точек зрения:

— как эти работы характеризуют Соколова-ученого, отражают его взгляды;

— как они соотносятся с требованиями времени и вписываются в общую историю советской методики преподавания литературы;

— какова ценность произведений Н. М. Соколова для настоящего времени.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Изучение наследия Н. М. Соколова является историческим долгом методики по отношению к этому ученому. Его идеи и принципы должны быть известны современным учителям и методистам.

2. Многочисленные работы Н. М. Соколова охватывали важнейшие проблемы преподавания литературы в школе и отвечали прогрессивным педагогическим традициям, в связи с чем анализ их актуален для современной методической теории и практики.

3. Теоретические принципы, которым следовал Н. М. Соколов, и его практическая деятельность в области отечественного просвещения позволяют считать его, наряду с В. В. Голубковым и М. А. Рыбниковой, основоположником методики преподавания литературы в советской школе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые описаны и проанализированы все основные методические труды Н. М. Соколова, исследовано значение его наследия для современного преподавания литературы.

Практическая значимость работы связана с тем, что она вооружает педагогическую общественность знанием наследия выдающегося советского ученого Н. М. Соколова и восполняет пробел в исюрии методики преподавания литературы в советской школе.

Апробация исследования. По ее результатам написаны и депонированы статьи: «Гуманитарные и литературные экскурсии (в методическом наследии Н.М.Соколова)», статья депонирована в ОДНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР, № 14−82,15.02.82. «О принципах и приемах анализа литературного произведения (в методическом наследии Н.М.Соколова)», статья депонирована в ОДНИ «Школа и педагогика», МП СССР и АПН СССР, Ш 13−82, 14 с. 15.02.82. «Выявление авторской индивидуальности при анализе литературных произведений» — опубликована в сб." Проблемы личности автора в процессе изучения литературы в школе" (с. 107 -115) г. Вологда, 1984.

Результаты исследования докладывались на занятиях аспирантского семинара (1981), на заседаниях кафедры методики преподавания литературы в ЛГПИ им. А. И. Герценаиспользовались в курсе методики преподавания литературы для студентов филологического факультета ЧГПИ им. А. В. Луначарского (Череповец), в спецсеминарах «Приемы работы при изучении текста художественного произведения», «Письменные творческие работы» (на ваочном и очном отделениях 1980 — 1984 гг.).

Быв оды.

Краткий обзор книги Н. М. Соколова «Устное и письменное слово учащихся» позволяет судить о глубоко продуманной и детально разработанной им системе развития речи школьников старшего возраста. Особенно ценным в этой системе является связь обучения речи с чтением художественной литературы, проведенное последовательно и четко. Уместно отметить близость в данном вопросе позиций Н. М. Соколова и М. А. Рыбниковой, которая писала: «Сколько бы грузов ни накладывали на уроки грамматики, они не в силах их сдвинуть, если к урокам грамматики не придут на помощь хорошо поставленные уроки литературного чтения» (Рыбникова, с.155). У Соколова можно отметить и «обратное» влияние: его упражнения по развитию речи заставляют по-новому видеть литературное произведение, проникнуть в его идейно-художественный смысл, «ощутить» форму и пр.

Свою систему развития речи Н. М. Соколов создал на основе богатого собственного опыта и изучения многочисленных источников, в том числе иностранных. Но в дальнейшем, после выхода книги, она (система) не была полностью осуществлена в практике школ. Однако в 30-е годы воздействие ев сказывалось, хотя и не' всегда благоприятным образом. Совершенно очевидно, что полная реализация развития речи по Соколову требует большого количества времени, наисерьезнейшего отношения педагога к своему делу, четкости, последовательности.

Далеко не каждому учителю все это поссилам. Напомним также, что книга Н. М. Соколова не переиздавалась и вышла сравнительно небольшим тиражом. Поэтому о системе его знали не все, а на практике использовали лишь отдельные упражнения из богатого арсенала уже умершего методиста. Сам он популяризировать свою систему, естественно, уже не имел возможности. Отдельные же упражнения, особенно по методике рассуждений, могли выглядеть и формально, и необязательно, и рассудочно.

Известно, что М. А. Рыбникова не приняла книги Н. М. Соколова. Назвав его «талантливейшим ленинградским методистом», она пишет, что он «строит всю работу над детскими сочинениями на основе изучения композиционных приемов зрелого и большого писателя, оставляя на заднем плане детские впечатления и самое жизнь как первоисточник творчества» (Рыбникова, с.155). С этой оценкой согласиться трудно. Николай Михайлович везде подчеркивает, что сначала ученики самостоятельно наблюдают, впитывают жизненные впечатления и лишь потом обращаются к писателям. И обращаются не затем, чтобы «перевоплощаться» или копировать их, а именно учиться у них.

Кстати, сама же Рыбникова пишет в «Очерках.»: «.каждое новое поколение. ищет своих слов и выражений, учась одновременно у тех, кому, удалось когда-то сказать о том же с высшей степенью мастерства и красоты», то есть учась у писателей. Николай Михайлович стремится «меньше стеснять творческую инициативу детей», постоянно обращаетоя к их «построительному» и творческому воображению. Но одновременно он учит их читать литературу, видеть мастерство художника, осваивать художественный опыт — без этого невозможно по-настоящему овладеть речью, ни устной, ни письменной. Методика развития речи у Соколова еще ждет своего исследования в методике русского языка и исследования в практике современной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение педагогического наследия Н. М. Соколова и сведения о его личности показали, что в начале XX века и в первое десятилетие становления советской школы он являлся крупнейшим ученым, чьи труды способствовали прогрессивному решению многих кардинальных проблем обучения и воспитания школьников.

В предреволюционные годы для него были характерны широта педагогических интересов, гуманистическая направленность и демократизм в подходе к решению всех вопросов. Он являлся автором статей о совместном обучении и семейном воспитании, о женском и начальном народном образовании, о принципиальном значении наглядности в преподавании словесности и пр.

Все эти выступления объединяло стремление преодолеть рутинность и косность постановки школьного дела в предреволюционной России.

Но главное направление его научных и практических поисков было связано с обновлением и перестройкой методики преподавания русского языка и литературы.

В дореволюционный период основными методическими проблемами, на которых сосредоточивался его интерес, были наглядность в обучении и развитие речи.

В этих вопросах Н. М. Соколов явился крупнейшим теоретиком и одновременно практикомобосновав принцип наглядности в обучении и теоретические посылки развития речи учащихся, он дал практические образцы применения наглядности и конкретную методику обучения сочинениям.

В полной мере как методист Н. М. Соколов сформировался после революции, когда с особой яркостью проявились его литературоведческая эрудированность, педагогический талант и общественная активность.

Труды Н. М. Соколова, появившиеся в 20-е годы, позволяют видеть в нем универсального методиста. К решению всех методических проблем он подходит с передовых позиций, связывая обучение с жизнью, постоянно учитывая возраст и психологию школьников, стремясь развить их самостоятельность и творческую инициативу.

Анализ трудов ученого, появившихся в советский период, убеждают в том, что говорить о методических принципах Н. М. Соколова недостаточно, — речь должна идти о системе. Методическая система Н. М. Соколова охватывает три центральных проблемы преподавания литературы — широко понимаемую им проблему наглядности, изучение литературных произведений и развитие устной и письменной речи. Все они выступают у него во взаимосвязи, имеют единую методологическую основу и реализуют практические принципы: а) связь обучения с жизнью, б) учет возрастных и психологических особенностей учащихся, в) развитие их творческой инициативы и самостоятельности.

Наглядность должна быть, по убеждению Н. М. Соколова, положена в основу всей учебно-воспитательной работы, использование ее — не самоцель, а возможность изучить личность учащегося, развить его активность, дать ему эстетическое наслаздение. Наглядности он придает большое значение в осмыслении текста произведения и развития речи.

Изучение литературных произведений Н. М. Соколова строит, исходя из эстетической природы искусства и целостного подхода к тексту. Он впервые описывает этапы работы над произведением, показывая возможные варианты методов и приемов его разбора.

Методика изучения произведений у него базируется на богатейшем арсенале приемов, вводящих ученика в творческую лабораторию писателя и позволяющих организовать анализ разнообразно, опираясь на воображение и фантазию школьников.

В системе развития речи у Соколова особенно ценной является связь обучения речи с чтением художественной литературы. Его упражнения по развитию речи заставляют учеников по-новому видеть литературное произведение, проникать в его идейно-художественный смысл, ощущать «форму». Обучая речи, Соколов сначала побуждает ученика самостоятельно наблюдать и впитывать жизненные впечатления, осмыслять их, а затем обращаться к писателям, чтобы, не копируя их и не «порабощаясь», учиться у них.

В 20-е годы методика Н. М. Соколова имела широкое распространение и популярность. Основные идеи его по вопросам наглядности, изучения произведений, развития речи не устарели и сегодня, вошли в практику школ. Его методические принципы также остаются жизненными и сегодня. Большое значение для современного преподавания имеют: а) описание Соколовым таких приемов работы над произведением, как драматизация, инсценировка, устное словесное рисование и синтетическая беседаб) понимание наглядности как общего принципа обученияв) использование смежных искусств как равноправных на уроках литературы.

Многие приемы, рекомендации, упражнения и задания Н. М. Соколова не нашли реализации в последующие годы и оказались незаслуженно забытыми. В диссертации мы показали их уместность и оправданность в системе Н. М. Соколова. Дело будущего — внедрить их в практику преподавания для развития творческой активности учащихся и повышения их интереса к процессу учения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Программа КПСС. — М.: Госполитиздат, 1974. — 82 с.
  2. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: АПН СССР, 1967. — 360 с.
  3. В.И. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1970. — 678 с.
  4. Н.К. О воспитании и обучении. М.: Учпедгиз, 1976. — 238 с.
  5. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -112 с.
  6. С.И. Творческое чтение на младшей ступени трудовой школы. Л., 1918. — 128 с.
  7. С.И. Развитие речи учащихся. Бюллетень Казанского отдела народного образования. — Казань, 1919. — III с.
  8. А.Д. Родной язык в средней школе.(опыт методики). -М., I9II, 556 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  10. B.C. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. М.: Просвещение, 1969. — 228 с.
  11. Д.П. и В.Д. Воспитательное чтение. 4-е изд., М., 1914, — 226 с.
  12. Ф.М. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. — 340 с.
  13. Бюллетени казанского губернского отдела народного образования. Казань, 1918, № I. — 47 с.
  14. В.И. Словесность в образцах и разборах. 5-е изд., С.-П., 1885. — 437 с.
  15. Вопросы педагогики. 1927, т. П, с. 206 — 209.
  16. Всероссийский съезд преподавателей русского языка и словесности (программа съезда). Вестник воспитания, 1916, № 3, с. 28 — 32.
  17. И.И. Очерки по истории средней школы в России П половины 19 века./Под ред.Н. Т. Казанского. М.-Л.: Учпедгиз, 1950. — 212 с.
  18. В.В. Письменные работы в младших классах средней школы. Вестник воспитания, 1912, N2 5, — 112 с.
  19. В.В. Пособие к изучению художественных произведений. М., 1915. — 223 с.
  20. А.Д. Виды письменных работ в современной школе. Вестник просвещения, 1925, № 2−3, с. 24 — 26.
  21. А.Я., Евгеньев-Максимов В.Н., Липовский А. А. Спутник преподавателя-словесника. М.-Л.: Госиздат, 1930. -122 с.
  22. Е.И. Творческое чтение и письменные работы учащихся на 2-й ступени обучения. М.: Педагогика, 1922, е.21−22.
  23. Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.: В защиту живого слова. — М., 1966, с. 21 — 24.
  24. Н.П. Экскурсии на завод как подход к изучению пролетарской поэзии. Родной язык в школе, 1925, № 7, с. 21 — 27.
  25. Комплексное преподавание в живом опыте./Под ред.А. М. Лебедева. М., 1925. — 127 с.
  26. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917−20 гг.). М.: АПН РСФСР, 1958, с. 31 — 33.
  27. Ф.Ф., Корнейчик П. Д., Ревкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921 1931 гг.) — М.: АПН РСФСР, 1961. — 121 с.
  28. Н.О. Очерки по методике анализа художественного произведения. М., 1964. — 267 с.
  29. Н.И. Взаимосвязь методов обучения. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  30. Культурно-исторические экскурсии./Под ред.Гейнеке. М.: 1923. — 87 с.
  31. Т.А. Система обучения сочинению в 1У У111 классах. — М.: Просвещение, 1973. — 188 с.
  32. В.В. Сочинения в старших классах средней школы. -М.: Просвещение, 1965. 168 с.
  33. С.Н. Наследие и наследники. М.: Советский писатель, 1967. — 128 с.
  34. Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1966. — 127 с.
  35. Д.К. Исторический обзор методики преподавания в дореволюционной школе. В кн.: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т.2, выпуск I, 1936, с. 28 — 32.
  36. Новые программы для единой трудовой школы. Выпуск I, 1923.
  37. В.П. Беседы о преподавании словесности. -СПб., 1913. 76 с.
  38. Педагогическая энциклопедия. М.: Просвещение, 1966. -с.9.
  39. И.М. Родной язык в комплексе. Л., 1925. — 28 с.
  40. Примерный учебный план и программа школы П ступени. М.: Информационный бюллетень «Моно», 1921, с. 16 — 17.
  41. Программа для I и П ступени семилетней единой трудовой школы. Сост.Т. Н. Сакулин. 1921.
  42. Постановка теоретических работ. Русский язык в школе, 1930, № I, с. 24 — 26.
  43. .С. Методика и техника ведения экскурсий. 1922, с. 34 — 35.
  44. Родной язык в школе. Педагогический сборник./Под ред.A.M. Лебедева, книга I. М., 1919 — 1922, с. 92 — 93.
  45. Родной язык в школе. СПб., 1927, с. 241 — 245.
  46. М.А. Избранные труды. М.: АН РСФСР, 1958. -612 с.
  47. М.А. Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев. Вестник воспитания, 1917, № 3, с. 21 — 23.
  48. М.А. Работа словесника в школе. М., 1922, с.41−48.
  49. М.А. Бывшие школьники о школьных сочинениях. -Родной язык в школе, 1927, № б, с. З б.
  50. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  51. A.M. Методы школьного чтения. Родной язык в школе, 1922, № 7, с. 38 — 41.
  52. Н.И. О методике классификации экскурсий. Вестник просвещения, 1925, № 8, с. 21 — 24.
  53. Л.С. К вопросу об анализе художественных произведений в средней школе. Л., 1935. — 87 с.
  54. Труды курсов для учителей средней школы./ Под ред.А.Я.Зак-са и С. Ф. Знаменского. С.-П., 1908, с. 31 — 33.
  55. Чирковская T. Bw Устное словесное рисование. В сб.: Эстетическое воспитание в школе. — Л., 1962, с. 374 — 376.
  56. В.П. Слово в защиту живого слова. М., 1910. — 137 с.
  57. П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  58. М.Д. Письменные работы учащихся на краеведческом материале. Курган, 1964, с. 42 — 46.1. Работы о Н.М.Соколове
  59. Личное дело Н. М. Соколова. Ленинградский архив Октябрьской революции и социалистического строительства, Ф 4331, on I, Д 2755.
  60. А.А. Н.М.Соколов (некролог). Вопросы педагогики, 1927, с. 207 — 208.
  61. Н.Н. Ленинградское общество изучения и преподавания языка и словесности. Родной язык в школе, 1927, № 4, с. 24 — 242.
  62. Работы Н. М. Соколова (в хронологическом порядке)
  63. Н.М. О гуманитарных экскурсиях. Спб., 1910, с. 2 -26.
  64. Н.М. «Живые группы» как метод развития наблюдательности. 1-е изд., 1910, 2-е изд., 1915, с. 36 44.
  65. Н.М. и Тумим Г.Г. Вопросник по грамматике. Спб., 1912. — 88 с.
  66. Н.М. и Тумим Г.Г. Таблицы по методике родного языка. Спб., 1912 — 13. — 121 с.
  67. Н.М. Картина как пособие на уроках родного языка. -Русская школа, 1912, Ш I, с. 52 74.
  68. Н.М. Обзор наглядных пособий по развитию речи (таблицы, картины, книги). Русская школа, 1912 — 13, с-23 -184.
  69. Н.М. Исторический кабинет гимназии и реального училища К.Мая. Спб., 1913, с. 21 — 64.
  70. Н.М. Вопросник по орфографии. Спб., 1913. — 82 с.
  71. Н.М. Кабинет родного языка (указатель книг и пособий). Спб., 1913, 2-е изд., 1917. — 72 с.
  72. Н.М. Вопросы школьной политики в постановлениях съезда по народному образованию. Русская школа, 1914, № 3, с. 82 — 99.
  73. Н.М. Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Русская школа, 1914, № 2, с. 100 — 101.
  74. Н.М. Практические вопросы совместного обучения в средней школе. В сб.: Совместное образование./Под ред. Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима. — Спб., 1914, с. 84 — 96.
  75. Н.М. Вопросы совместного обучения и воспитания на съезде по семейному воспитанию. Русская школа, 1913, № 4, с. 100 — 104.
  76. Н.М. Художественная критика на уроках русского языка и гуманитарных беседах. Русская школа, 1914, № I, с.1−5.
  77. Н.М. Объяснительное чтение и письменные работы по родному языку. Труды педагогической Академии. П., 1914, с. 18 — 21.
  78. Н.М. Наглядность на уроках родного языка. Учебно-воспитательное образование школы, П., 1914, с. 17 — 23.
  79. Н.М. О повышении интереса учеников к русскому языку. Родной язык в школе, 1915 — 16, № I, с. 21 — 21.
  80. Н.М. Русский язык в высшей начальной школе книга для чтения. — М., 1917. — 102 с.
  81. Н.М. и Тумим Г.Г. На уроках русского языка. Пг., 1917, с.182 395.
  82. Н.М. Методика русского языка (автореферат лекций). В сб.: Воспитание и обучение дефективных детей. Пг., 1918. 384 с.
  83. Н.М. Задачи гуманитарных экскурсий. В сб.: Школьные экскурсии. — Пг., 1921, с. 2 — 8.
  84. Н.М. Синтетические темы и внутренние экскурсии. -Доклад в педагогическом отделе Всероссийского педагогичес-ского музея. 1922, июль.
  85. Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М.-Л., 1927, с. 7 — 107.
Заполнить форму текущей работой