Роль семьи в условиях этнокультурного воспитания
На сегодняшний день в школе в начальном звене и в 5−6-х классах преподаётся татарский язык и литература 3 часа в неделю. В чём мы видим и роль наших родителей, которые поддерживают и считают нужным обучение детей родному языку. Высоким результатом в данном направлении можно отметить роль мам, воспитавших у дочерей любовь к родному языку и трудолюбие в сфере умственного развития Рамазанову А… Читать ещё >
Роль семьи в условиях этнокультурного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном обществе в результате унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России за последнее столетие, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия. Значительно затрудняется связь между поколениями и связанная с ней этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытности. Ориентация на данную идею способствует становлению «человека культуры», укорененного, в первую очередь, в ценности «родного народа», взаимодействие национальных и глобальных ценностей, развитие ментальных черт каждого народа являются необходимыми условиями духовно-нравственного развития гражданина России. Неотъемлемым при этом становится использование в воспитательной деятельности этнопедагогического подхода. Этнопедагогический подход — это воспитание подрастающих поколений с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, каноны, ритуалы, привычки.
Важным компонентом этнопедагогического подхода выступает этнокультурное воспитание в семье. Развитие этнокультурного воспитания направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническую идентификацию и общекультурную национальную интеграцию.
Цель этнокультурного воспитания в семье — приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Воспитание детей в семье — дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Благодаря совместным действиям школы и семьи можно добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у учащихся и воспитанников. семья социологический этнокультурный В настоящее время в Тукузском поселении Вагайского района Тюменской области действует при МАОУ Тукузская СОШ группа кратковременного пребывания детей от 3-х лет до 6 лет. Их численность составляет 66 детей. Над формированием этнокультурного воспитания работают два воспитателя. Именно воспитание в семье является основой дальнейших действий воспитателя.
К. Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [6, с. 120].
Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции.
Наблюдения и социологический опрос родителей показывают, что методы воспитания детей в семье представляют собой способы, с помощью которых совершаются различные педагогические воздействия, направленные на формирование у них нужных качеств.
Восприятие национального воспитания происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и пр. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. является необходимым компонентом умственного развития ребёнка. Все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе. Проведённый опрос детей показывает, что в 65% семей развитию детского мышления помогает общение родителей с ребёнком.
На сегодняшний день в школе в начальном звене и в 5−6-х классах преподаётся татарский язык и литература 3 часа в неделю. В чём мы видим и роль наших родителей, которые поддерживают и считают нужным обучение детей родному языку. Высоким результатом в данном направлении можно отметить роль мам, воспитавших у дочерей любовь к родному языку и трудолюбие в сфере умственного развития Рамазанову А. Т и Сайдуллину З. С. Несмотря на то, что одни воспитывают дочерей, стараются всесторонне поддержать их и не препятствуют различным поездкам и изнуряющим подготовкам к конкурсам и олимпиадам. Сайдуллина Нина стала призёром муниципальных и региональных туров олимпиад по татарскому языку, призёром научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее» в 2012 г. Во всём активная участница интеллектуальных конкурсов, олимпиад, Диана Демчук старается реализовать свои умственные возможности. Она у нас победитель межрегиональной олимпиады по татарскому языку в 2014 году, который прошёл в г. Казани.
Как справедливо пишут Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед» [2, с. 4]. Духовная среда семьи — мощный фактор, влияющий на развитие личности детей и на их последующую судьбу.
Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения. На данное время в нашей школе состоят на внутришкольном учёте три подростка, совершившие социально-опасное деяние. Это дети тех родителей, которые не обратили должного внимания при воспитании социально-этических норм поведения у своих детей.
Организация традиционных праздников в школе «Сомбеля», «Новый год», «Семейные ярмарки», «День здоровья», «День семьи» не проходит без участия родителей. Активно участвуют родители учащихся начальных классов: изготавливают карнавальные костюмы, помогают при проведении творческих конкурсов, участвуют в соревнованиях да и просто присутствие родителей на таких праздниках создает для ребенка ситуацию успеха. Есть родители подростков, постоянно участвующие в поддержку своих детей и классных руководителей в различных акциях, проводимых в школе с целью воспитания патриотизма, моральных качеств, любви к ближним.
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное — пример родителей. В нашем селе есть родители, которые с азартом участвуют спортивных соревнованиях, турнирах, состязаниях, национальном празднике Сабантуй, организуемых на базе нашей школы. Активными участниками прослыли Муратов И. Р. отец двух сыновей Дамира и Тимура (8,9 кл), многодетный отец Кунакбаев Ф. Ш. отец четверых детей, лыжники, призеры совместных родительско-детских конкурсов. В семье Нигматуллиных Фатимы Шараповны и Фаниля Клиусовича выросла спортсменка-бегунья Эльнара, которая покоряет уже вершины пьедесталов в г. Тобольске. Выросший в семье Мухаметшиных Марсельвыпускник 2014 года стал победителем по гиревому спорту в г. Тобольске. Имя Алеева Салавата читаем на страницах местной газеты «Сельский труженник» призёра и победителя муниципального тура по пауэрлифтингу. Участники «Веселых эстафет» Манняпов И. М. отец пятерых детей, старшая из корорых окончила школу, двое учатся в 3, 7 классах и двое дошкольники. Аблазисов Х., Айбатова А. К., Садыкова Т. Б. и др.
Хочется отметить чету Шамратовых, родителей нашей звезды Шамратова Тимура, ребёнка с ограниченными возможностями, но достигшего высоких вершин в спорте. Он победитель Всероссийского паралимпийского состязания по бегу и призер по метанию гири. Сегодня студент ФФК филиала ТГУ в г. Тобольске. Без поддержки родителей он, естественно, не смог бы добиться этих наград.
Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи — воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.
За последнее время в этой сфере у нас из родителей преуспевают Сайдуллина З. С. с дочерью Нурией, Айбатова А. К., которая вместе с сыном Тимуром учащимся 6 класса участвуют в концертах, конкурсах лучший чтец к юбилейным датам писателей и поэтов. Сагиров Ф. А. помогает дочери ученице 3 класса Владе при создании презентаций и проектов к различным конкурсам. Шамратова Р. Р. мать ребенка инвалида детства Самата (4 класс) участвует в конкурсах по лепке из соленого теста. Аблазисова Р. Ш. мама ребенка с ОВЗ активно участвует с сыном Даниелем 5 класс в конкурсах по изготовлению оригинальных блюд к различным праздникам. Садыкова Т. Б. и Хакимова А. Х. родители учащихся 8 класса, Марата и Вильнара, постоянные призеры конкурсов поделок из природного материала. Ибукова В. Н. работает над воспитанием у дочери Дианиры (3 класс) сценического мастерства по чтению стихотворений татарских авторов на конкурсах «Сибирская росинка» и «Утренняя звезда» («Та? йолдызы»).Дианира стала призером второй и третьей степени. Родители Муначевой Дианы (3 класс) Муначева Ю. А. и бабушка Муначева А. М. приняли участие в конкурсе проектов «О моем дедушке Азисове Мавлюте Речабовиче Ветеране Великой отечественной» в сборе материала и систематизации на муниципальном туре.
Каждое лето на базе МАОУ Тукузская СОШ работает летний этнокультурный лагерь «Бабочка». Здесь одно из главных направлений трудовое воспитание подрастающего поколения. Немаловажную роль играет согласие родителей на проведение социально-значимой деятельности учащихся. Важная задача родителей не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу. В 2013;2014 году дали согласие 95% родителей. Это те родители, которые являются примером трудового воспитания и оказывают безвозмездную помощь во время ремонта школы: уборкой территории школы от мусора, побелкой стен и покраской пола.
Сфера свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива. Данные опроса показывают, что в большинстве семей проводятся совместные посиделки, праздники, такие как день рождения члена семьи, Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества, 9 мая, День семьи, Сабантуй, 1 сентября. Некоторые семьи знают и проводят у себя дома религиозные мусульманские праздники, которые сохранились в семье как традиционные: Цым, Курбан байрам, Ураза байрам, священный месяц Рамазан.
У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребёнка. С целью приобщения родителей к педагогике в школе проводятся всеобучи, родительские лектории, родительские собрания на различные темы. Учитель, имеющий педагогическое образование, может правильно донести до родителей роль этнокультурного воздействия на детей. В этом направлении прошёл ряд мероприятий в школе с привлечением родительской общественности: родительский лекторий «Как воспитать духовно-нравственную личность», «Связь поколений в воспитании всесторонне развитой личности» обмен опытом среди родителей, «Работа с детьми девиантного поведения с опорой на национальные игры» заседание школьного родительского комитета.
В школе есть стенд «Семья-лепесток любви» (М?х?бб?тне? та? ы — гаил?). Два раза в год размещаем информацию о семьях, воспитавших достойных детей, граждан общества. Это семьи Кунакбаевых, Курманбакиевых, Ибуковых, Нигматуллиных, чьи дети добились высоких результатов и в учебе и других сферах воспитания и образования.
Проведение диагностик, социологических опросов даёт возможность сделать следующий вывод. Без родительского участия и любви никакой ребёнок не может хороших результатов ни в спорте, ни в учёбе. Мы педагоги МАОУ Тукузской СОШ преклоняем колени перед такими самоотверженными родителями, объявляем им благодарности и говорим сердечное: «Спасибо!».
Использованная литература
- 1. Асадуллина М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] / М. Н. Асадуллина, Т. П. Колодяжная // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93−95.
- 2. Батурина Г. И, Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с.
- 3. Бузаров К. И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48−50.
- 4. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988. 160 с.
- 5. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, № 4, С. 68−71.
- 6. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 592 с.
- 7. Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека. Вопросы психологии 2001, № 5