Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инфраструктурное обеспечение инновационного развития: На примере регионов Приволжского федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, его докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на международных и межрегиональных научно-практических конференциях «Предпринимательство и реформы в России» (Санкт-Петербург, 1998), «Аспекты финансово-экономического развития регионов России» (Челябинск… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Различные типы региональных экономических систем
    • 1. 2. Инфраструктурный фактор в инновационном развитии 30 региона
    • 1. 3. Методология и практика инфраструктурного обеспечения 46 инновационного развития региональной экономической системы
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ * 2.1. Структурно-функциональная модель экономического развития региона
    • 2. 2. Анализ инфраструктурного обеспечения регионов 78 Приволжского федерального округа
    • 2. 3. Взаимодействие элементов инфраструктуры и его 94% моделирование
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 104 ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ. ТАТАРСТАН
    • 3. 1. Организационно-экономическая составляющая 104 инфраструктурного обеспечения инновационного развития Республики Татарстан (в рамках реализуемых целевых программ)
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию инфраструктуры 114 регионального экономического развития

Инфраструктурное обеспечение инновационного развития: На примере регионов Приволжского федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Региональные исследования в Российской Федерации предполагают адекватное отражение всего разнообразия социально-экономических, природных, геополитических, научно-технических и организационных условий для формирования стратегий эффективного развития региональных экономических систем. При этом одним из важнейших условий структурных изменений и дальнейшего экономического роста в значительном числе российских регионов становится их ориентация на инновационный тип развития. Последнее, в свою очередь, требует соответствующего инфраструктурного обеспечения.

Между тем, вследствие имеющихся региональных особенностей организация такого инфраструктурного обеспечения в регионах во многом различна. Различна и эффективность ее воздействия на динамику инновационных процессов, макроэкономические и эволюционные характеристики региональных экономических систем. В то же время неоднозначна трактовка и самого понятия «инновационный тип развития». В современной экономической науке все чаще используются дополняющие его представления об инновационных кластерах. При этом анализируются возможности, условия и структурная специфика перехода региональной экономики в тот или инновационный кластер.

Инфраструктурное обеспечение инновационного развития региона также в значительной степени определяется сложившейся в нем системой институциональных условий, существующим типом экономического неравновесия. Переход в национальной и региональной экономике от одного типа хозяйственных систем к другому означает часто и переход от одной инфраструктуры, обеспечивающей инновационный процесс, к другой. При этом возникают значительные различия формирования и развития инфраструктуры в системах, где наблюдается тенденция сближения научного и производственного секторов, и в системах, где усиливается их обособление и преобладающей является логика их постепенного «расхождения».

Наконец, следует подчеркнуть, что независимо от типа хозяйственных систем формирование инфраструктуры, обеспечивающей инновационную направленность, невозможно без активного государственного участия и регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Применительно к экономике российских регионов имеют место все перечисленные особенности и тенденции. Вместе с тем, как показал проведенный теоретический и практический анализ, весьма несовершенными и незаконченными оказались существующие методы оценки инфраструктурного обеспечения инновационного развития региональных систем.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы проведенного исследования.

В диссертации рассматривается региональный аспект инфраструктурного обеспечения инновационного развития на примере ряда регионов Приволжского округа, в которых наиболее ярко выражена инновационная направленность развития экономики.

Степень научной разработанности проблемы: исследование инфраструктурного обеспечения инновационного развития не является новым в экономической науке. Так процессы инновационного развития и формирования, обслуживающей их инфраструктуры были исследованы в работах целого ряда зарубежных авторов: Р. А. Абетти, Р. Акоффа, В. Беренса, Л. Водачек, О. Водачковой, Д. Кларка, Г. Менша, Р. Ротвелла, Б. Санто, П. А. Уиллера, Б. Твисса, Р. Фостера, Й.Шумпетера. и др. При этом результаты и выводы зарубежных экономистов ориентированы, как правило, на вполне сформировавшиеся и хорошо развитые рыночные отношения.

Среди отечественных исследователей в данной области, можно выделить работы: А. И. Анчишкина, C.B. Валдайцева, Я. Д. Вишнякова,.

A.А.Дагаева, В. Г. Колосова, Э. М. Короткова, Е. А. Лурье, А. Г. Поршнева, Н. Д. Рогалева, О. Б. Стрекалова, А. А. Харина, Ю. В. Шленова и др. Однако и они не адаптированы к решению региональных проблем при инфраструктурном обеспечении инновационных процессов. В центре внимания указанных авторов находятся общие системные и отраслевые аспекты использования.

Вопросы взаимодействия различных составляющих региональных систем, выделение групп региональных интересов, определение параметров развития территорий, влияние региональной специфики на выбор экономического типа развития рассматриваются в работах: C.B. Валентея, А. И. Добрынина, С. Ю. Глазьева, В. Лексина, Ю. В. Матвеева,.

B.Ф.Семенова, Г. В. Семенова, М. Р. Сафиуллина, В. Я. Федоритова, А. Г. Фонатова, А. Швецова, А. Ю. Юданова, Ю. В. Яковца и др.

Вместе с тем, в процессе экономического развития происходит постоянное усложнение исследуемых процессов. Все это требует новых научных обобщений и выводов.

Целью диссертационного исследования является выявление основных элементов региональной инновационной инфраструктуры, анализ особенностей их организации в региональных системах различного типа, разработка практических рекомендаций по формированию соответствующего инфраструктурного обеспечения на основе сравнительного анализа региональных моделей инновационного развития, сопоставления различных научных подходов и практических методик.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— проведение сравнительного анализа существующих моделей инфраструктурного обеспечения инновационного развития регионов Приволжского федерального округа на основе выявления существующих в них региональных особенностей;

— определение теоретических и организационных принципов эффективного инфраструктурного обеспечения инновационных процессов с учетом развивающихся в нем инновационных и индустриальных кластеров;

— выявление условий необходимых для становления единого инновационного пространства на территории Российской Федерации;

— проведение анализа взаимодействия элементов инфраструктурного обеспечения инновационного развития региона на основе исследования структуры и типа экономического развития в регионе;

— изучение организационно-экономической составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного развития и определения рекомендаций по совершенствованию существующей региональной инфраструктуры.

Объектом исследования является экономика регионов Приволжского федерального округа, а также инфраструктура, обеспечивающая в них развитие инновационных процессов.

Предметом исследования является организация и взаимодействие элементов и подсистем инфраструктурного обеспечения инновационного развития региона, научные подходы и методология моделирования исследуемых процессов.

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления инновациями, изучения инфраструктуры инновационного развития, научные труды посвященные анализу инфраструктуры и типов развития региональных экономических систем в Российской Федерации и подсистем региональной инфраструктуры инновационного развития, а также применению методов классификации, моделирования и прогнозирования в региональных исследованиях.

Методологическую основу исследования также составили общенаучные методы познания — метод научной абстракции, общего и особенного, исторического и логического, системного анализа, моделирования, статистического анализа, экспертных оценок, экономико-математические методы.

Информационной базой исследования послужили законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательные и нормативные акты Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской, Нижегородской, Пензенской областей, отражающие процесс формирования и функционирования инфраструктуры инновационного развития регионов. Вместе с тем информационную основу исследования составили статистические материалы Государственных комитетов по статистике РФ и РТ, ресурсы глобальной системы ИНТЕРНЕТ, а также имеющиеся в экономической литературе и периодической научной печати данные по теме диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -уточнена содержательная характеристика инфраструктуры, обеспечивающей инновационное развитие регионапоказано, что региональная инновационная инфраструктура, соотношение и взаимодействие ее составляющих существенно зависят от типа хозяйственной системы и сформировавшегося в регионах, в предшествующие периоды развития соответствующих индустриальных кластеров;

— обосновано положение, в соответствии с которым, понятие инфраструктурного обеспечения инновационного регионального развития рассматривается как комплекс элементов инновационной и рыночной инфраструктуры, а также составляющих инновационной и инфраструктурной политики;

— выявлены каналы и факторы влияния структурно-отраслевого типа региона на процесс формирования инфраструктурного обеспечения инновационного развитияна этой основе определены следующие элементы инфраструктурного обеспечения инновационного развития региона: региональные инновационные центры, инновационные, инвестиционные фонды, банки инновационного развития, центры коммерциализации технологий и т. д;

— на основе проведенного анализа, предложены рекомендации, ориентированные на развитие инфраструктурного обеспечения инновационного развития исследуемых регионов;

— предложены рекомендации по формированию единого инновационного пространства Российской Федерации построена математическая модель и с ее помощью проведен сравнительный анализ эффективности инфраструктурного обеспечениядана прогностическая оценка развития инновационной инфраструктуры исследуемых регионов Приволжского федерального округа;

— разработана организационная структура интеграции элементов инфраструктурного обеспечения инновационного развития (на примере Республики Татарстан).

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, его докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на международных и межрегиональных научно-практических конференциях «Предпринимательство и реформы в России» (Санкт-Петербург, 1998), «Аспекты финансово-экономического развития регионов России» (Челябинск, 2001), «Проблемы городского хозяйства и социально-культурной сферы города» (Казань, 2000), «Управление устойчивым развитием социально-экономических систем» (Челябинск, 2001), «Инновационная сфера» (Казань 2002).

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы региональными органами исполнительной власти для исследования состояния инфраструктуры инновационного развития регионов Российской Федерации, разработки положений государственной инфраструктурной и региональной инновационной политики. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов «Региональная экономика», «Инновационный менеджмент», «Государственная инновационная политика», а также при подготовке новых спецкурсов по проблемам коммерциализации технологий.

Логика и структура работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, приложений и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате поведенного исследования инфраструктурного обеспечения экономического развития региона в реальных экономических системах можно сделать следующие выводы:

1. Обострение проблем регионального развития связано с неравномерностью социально-экономического положения регионов, что подразумевает исполнение новых эффективных методов воздействия на региональную экономику. Переход на инновационный тип развития требует от региональных систем создания новых предпосылок, примером выступает создание промышленных и инновационных кластеров.

2. Формирование инновационных и промышленных кластеров основано на том, что инновации являются ключом к конкурентоспособному экономическому росту. Поэтому кластеры инновационных фирм будут являться базисом более конкурентоспособных городов и регионов.

В основу формирования инновационных кластеров заложено взаимодействие между местными экономическими агентами, интенсивные вертикальные и горизонтальные связи и сеть учреждений, поддерживающих развитие инновационного предпринимательства и оказывающих инфраструктурное обеспечение инновационного типа развития региона.

3. Формирование инновационной инфраструктуры в региональных экономических системах предопределяет товарную природу результатов инновационных кластеров и вызывает необходимость исследования содержания и особенностей функционирования инфраструктурных институтов в инновационной сфере регионов, более того, способствует решению следующих глобальных задач:

— облегчению технологической модернизации предприятий и реиндустриализации отдельных регионов, а также реанимации для производственного использования территорий промышленных зон;

— облегчению организации инновационных и индустриальных кластеров на базе развития инфраструктурных комплексов конвертируемых предприятий ВПК;

— укреплению экономической базы средних по размерам городов в проблемных регионах;

— стимулированию притока инвестиций в реальный сектор, вследствие благоприятного инвестиционного микроклимата в инфраструктурных элементах.

Первостепенной задачей элементов инфраструктуры становится создание и поддержание устойчивых хозяйственных связей между экономическими субъектами. Поэтому инфраструктурный фактор в инновационном развитии региона выполняет функцию формирования внешних условий хозяйствования как экономических субъектов внутри инновационных кластеров, так и региональной экономики в целом.

4. Становление инфраструктуры должно способствовать разрушению межрегиональных барьеров, развивать взаимодействие между различными областями науки и хозяйственных систем. Инновационное развитие регионов может прогрессировать лишь в условиях взаимообогащения практикой формирования инфраструктурного обеспечения и социокультурной близости.

5. Анализ формирования инфраструктуры инновационного развития регионов Приволжского федерального округа позволяет говорить о том, что механизм становления инфраструктурного обеспечения инновационного типа в приведенных выше регионах происходит параллельно по двум направлениям:

— кредитно-инвестиционная поддержка на основе партнерских отношений российских государственных фондов федерального и регионального уровней;

— создание стабильных условий эффективного развития процессов коммерциализации и трансфера наукоемких технологий исходя из специфики региональной модели инновационного развития.

6. Предложенная нами структурно-функциональная модель экономического развития региона предполагает наличие следующих принципов:

— системность, целенаправленность и координация основных элементов инфраструктуры инновационного развития — основа модели экономического развития;

— необходимость создания единого информационного пространства, объединяющего в единую сеть крупные научные центры, региональные центры содействия развитию инновационного предпринимательства.

— учет существующего градиента финансового, информационного, технологического обеспечения, а также специфики становления элементов инфраструктуры инновационного развития в различных по социально-экономическому типу развития регионах.

— формирование структурно-функциональной модели экономического развития через единство мотивации по всему спектру инфраструктурных услуг с учетом того что модель характеризоваться, прежде всего целевым единством ее элементов при наличии своей функциональной специфики.

7. Процесс формирования инфраструктурного обеспечения инновационного регионального развития требует наличия определенных факторов в виде параметров эффективности инновационного пространства. Наиболее характерными являются структурообразующие факторы, которые образуют «подпространство» элементов и находятся в тесной зависимости.

8. Максимальный эффект от инновационной инфраструктуры достигается в том случае, когда региональный ресурс развития разделен поровну между развитием производственной инфраструктуры и развитием инновационной инфраструктуры.

Особый интерес представляет механизм бинарной интеграции, т. е.:

— одновременное включение инфраструктур инновационного развития нескольких регионов РФ;

— сочетание инновационной и рыночной инфраструктур как неотъемлемых компонентов формирования инфраструктуры инновационного развития региона.

Для многих регионов глобальный максимум (когда все элементы инфраструктурных факторов максимально развиты и имеют место) -недостижим, так как существует ряд ограничений, не позволяющих выйти в область максимальных решений. Одним из них, является неразвитость инновационных кластеров, хотя именно они являются базой регионального эндогенного экономического роста посредством инновационного развития.

9. Одной из ключевых задач экономического развития и формирования инфраструктуры инновационного развития Республики Татарстан заключается в переходе от отраслевого принципа управления к функционально-целевому (программно-целевому). В настоящее время реализация приоритетных направлений государственной научно-технической политики Республики Татарстан осуществляется на основе федеральных целевых программ.

Элементом целевой региональной программы социально-экономического развития выступают городские (местные) программы социального развития.

Для активизации инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур «среды поддержки» инновационного развития республики.

10. Нами предлагается модель регионального агентства по развитию инновационной деятельности и интеграции существующих инновационных элементов, входящих в инновационные кластеры Республики Татарстан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996- ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31.12.1999 № 1460.
  3. Модельный закон «Об инновационно инвестиционной инфраструктуре» от 8 июня 1997 г. № 9−11.
  4. И., Бабенко И. Методология анализа научно-технического потенциала и государственных научных программ// Проблемы теории и практики управления. -М., 1998.-ЖЗ.С.55−58.
  5. Р.Т. Теория и практика регионального инжиниринга. -СПб.: Политехника, 1998.-278 с.
  6. Анализ и основные направления развития и размещения производственных сил Республики Татарстан/ Гос. Ком Республики Татарстан по экономике и прогнозированию. Казань, 1996.-384 с.
  7. Г. А. Стимулирование инновационной деятельности в зарубежной практике // Вопросы изобретательства. М., 1989.- № 12. -С.52−56.
  8. А.И. Наука техника-экономика. — М.: Экономика, 1986.
  9. В.М. Технологический бизнес: формы, проблемы, перспективы: Аналит. обзор.-М.: ВНТИЦ, 1993.-60 с.
  10. В.М., Шмелев В. Ф. Научно-технический уровень отрасли: методы оценки, измерения, анализа.-М.:ВНТИЦ, 1990.-115 с.
  11. Н.В. Основные положения государственной инновационно-технологической политики России: Сб. материалов 6-ой научно-практической конференции. -Тверь, 1999. С.30−37.
  12. C.C. Региональная политика России: обзор современного положения // Регион: экономика и социология.-1999.-№ 3.-С.21−37.
  13. В.Р., Малетин В. В. Технопарк и регион: формы сотрудничества и взаимодействия: Сборник материалов 5-ой научно-практической конференции по программе «Технопарки и инновации» Тверь, — 1997. С.122−129.
  14. Н.С., Кузнецова Н. П. Региональная экономика: предмет и принципы исследования // Весник С-Пбгу. Сер.5.-1996.-Вып.2.-С. 75−78.
  15. Г. И. Государственная инновационная политика: новые акценты: Сборник материалов 5-ой научно-практической конференции по программе «Технопарки и инновации». Тверь.- 1997. С.67−71.
  16. Г. Без инновационной активности подъем экономики невозможен //Экономист.-1995.-№ 11.-С.32−36.
  17. Г. Инвестиции в научно-образовательный комплекс//Экономист.-2001 ,-№ 9.-С. 13−16.
  18. В. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий //Экономист.-2001 .-№ 5.-С.37−42.
  19. JI. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. -М., 1996.-№ 3.- С.23−33.
  20. В. М., Дагаев A.A. Приватизация и сфера НИОКР // Мировая экономика и международные отношения. -М., 1993.-№ 3.- С. 110−121.
  21. А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии.-М.:ВАФ, 1991.-218 с.
  22. В.А. Маркетинг технологических нововведений // ЭКО.- М., 1997. -№ 2.-С. 100−1006.
  23. Т.В. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности. Инновационные и инвестиционные процессы в переходный период. М.-С. 58.
  24. К. Инновации и проблема качества //Вопросы экономики.-2001.-№ 7.-С.ЗЗ-47.т133
  25. А.Н. Динамика экстенсивных и интенсивных факторов развития регионов России // Регион: экономика и социология. 1999.-№ 3.-С.97−111.
  26. C.B. Формирование инновационной политики в регионах И Вестник СПбГУ. Сер.5.-1995.-Вьш.4(№ 26).-С.74−78
  27. И.Н. Экономические основы технологического развития / ЮНИТИ.-М.: Банки и биржи, 1995.-240 с.
  28. А. Стратегия инновационного развития региона // Экономист.-М., 1998.-№ 6.- С.58−63.
  29. А.И. Развитие малого предпринимательства один из ключевых выводов российской экономики из кризиса: Тезисы докладов 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий. М., 1996. С.14−15.
  30. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития //Вопросы экономики. -М., 1999.-№ 1.С.4−12.
  31. в. Инновационные технологии в малом предпринимательстве -ключ к импортозамещению// Экономист.-2001.-№ 7.-С. 19−23.
  32. А. Кадровое обеспечение инновационного механизма управления экономикой // Экономист. -М., 1999.-№ 4.С.76−80
  33. В. Конструктивная региональная политика в условиях кризисной экономики // Проблемы теории и практики управления. -M., 1996.-№ 2.-С.С.58−62.
  34. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку //Вопросы экономики. М., 1997.-№ 9.-С.84−97.
  35. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник.СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 1998.-659 с.
  36. Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России //Инвестиции в России.-М., 2000.-№ 3.- С.25−33.
  37. С.Ю. Экономическая политика: проблемы нынешней и императивы новой модели //Российский экономический журнал.-М., 1994.5.6.-С.-3−14.
  38. A.A., Еремин С. Н., Плюскин Ю. М. «Бизнес и наука: опыт взаимодействия» // ЭКО.- 1999.-№ 8.-С.155−160.
  39. JI.E. Тенденции инновационных процессов в ведущих индустриальных странах. -М.: РАН, Ин-т систем. анализа, 1993.-32 с.
  40. Е.В. Экономическое развитие региона: Приоритеты, механизмы, модели.-Тверь, 1999.-160 с.
  41. Гохберг J1, Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы //Экономист.-2002.-№ 2.-С. 50−59.
  42. М.Я., Кузнецова И. А. Промышленность России и инновационная деятельность: Отраслевые и региональные аспекты.-М.: Центр исследований и статистики науки, 1997.-157 с.
  43. Ш. Ш. Об инвестиционном климате Республики Татарстан И Российский экономический журнал.-1999.-№ 2.-С.95−96.
  44. В.Н. Управление инновациями. Модуль 7.-М.: Инфра-М, 1999.
  45. И., Авраамова Е. и др. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий//Вопросы экономики.-2001 .-№ 7.-С.71−86.
  46. М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист.-М., 1999.-№ 2.C.33−38.
  47. Гуськова Н. Д, Филиппова H.A., Горина А. П. Государственное регулирование экономического и социального развития. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-176 с.
  48. A.A. Передача технологий из промышленного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики //Проблемы теории и практики управления. -М., 1999.-№ 5. С.65−70.
  49. A.A. Фактор НТП в современной рыночной экономике. -М.: Наука, 1994.-208 с.
  50. В. О научно-промышленной политике России на рубеже веков// Проблемы теории и практики управления. -М., 2000.-№ 1. С.40−43.
  51. П.Н., Ипатов A.A., Кулагин A.C. Инновационная деятельность в условиях рынка.-С.-Пб.: Наука, 1994.-192 с.
  52. М.В. Государственная поддержка инновационных процессов как один из приоритетов региональной научно-технической политики: Сборник материалов 5-ой конференции по научно-промышленным паркам. Тверь.- 1997. С.42−49.
  53. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации.-М.: Н. Новгород, 1995.-177 с.
  54. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики.-2001 .-№ 7.-С.59−71.
  55. М. Экономико-правовые аспекты венчурного предпринимательства в инновационной сфере// Хозяйство и право.-2000.-№ 2.-С.31−41.
  56. Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика венчурный капитал /Под ред. Фонштейн Н. М. М: Акад.нар.хоз-ва при Правительстве РФ. 1996.-172 с.
  57. Инновационные и инвестиционные процессы в переходный период / Под. Ред. Б. Н. Рудзицкого.- М.: РАН, ИНИОН, 1993.-192 с.
  58. Инновации плюс инвестиции. Организационный механизм поддержки инновационно-инвестиционной деятельности / Под. Ред. В. В. Глухова., В. Г. Колосова.- С-Пб.: Изд-во С-ПбГТУ, 1996.-130 с.
  59. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях//Вопросы экономики.-2001 .-№ 7.-С. 18−33.
  60. В.Ш. Развитие инкубаторов бизнеса в составе региональной инновационной инфраструктуры: Сборник материалов 6-й научно-практической конференции. -Тверь, 1999. С. 100−107.
  61. Каталог университетских научно-технологических парков России / Под. Ред. Шленова Ю. В., Лурье Е. А. Тверь, 1998. 360 с.
  62. В.Л. Управление научно-техническим прогрессом: региональный аспект.-М.:Наука, 1986.-216 с.
  63. В.Г., Смирнов Б. М., Тихонов А. Н. Доктрина развития российской науки.-СПб.:СП6ГТУ, 1995. 22 с.
  64. В., Саверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики // Российский экономический журнал.-1995.-№ 1.-С.47−54.
  65. Ф.Н., Абдыкулова Г. М. Проблемы прогнозирования // Проблемы прогнозирования 1997.-№ 4.- С.98−110.
  66. Д.И. Инновационная деятельность. М .: Экзамен, 2001.-576 с.
  67. Д.И. Финансовые источники инновационной деятельности отечественных предприятий.//Финансы.-М., 2001 1.-C.3−13.
  68. В.Г. Стратегия совместного инновационного развития государств-участников СНГ. -.СПбГТУ 1998.- 530 С.
  69. В.Г. Инновационно инвестиционный механизм экономического развития.// Вестник машиностроения, 1996. № 8.-С.12−15.
  70. Коммерциализация технологий. Мировой опыт российским регионам /Сост. и общ.ред. Фонштейн Н. М. Пер. с англ. -М.: «Moscow News», 1995.-228 с.
  71. Э.М. Концепция менеджмента. -М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «Дека», 1996.-304 с.
  72. В., Грачев В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития // Экономист. -М., 2000.-ЖЗ. С.33−37.
  73. В.В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой ассиметрии в развитии регионов РФ.// Регион: экономика и социология. М., 1999.- № 2. С. 3−7.
  74. И. Условия инновационного развития//Экономист.-2001.-№ 7.-С.9−19.
  75. В.И., Фоломьев А. Н. и др. Инновационность хозяйственных систем. Эдиториал УРСС, М., 2000.- 203 с.
  76. . Измерение региональной асимметрии на примере России// Вопросы экономики. 1999.-№ 3 .-С.42−52.
  77. В. Н., А. Н. Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. (стереотипное) — М.: УРСС, 2000. — 368 с.
  78. В., Шевцов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал.-1999.-№ 4.-С.53−65.
  79. И.А., Павель Е. В. Поддержка и регулирование деятельности инновационных фирм в регионах // Вестник СпбГУ.Сер.5.-С-Пб., 1996.-Вып.1 (№ 5).-С.125−128.
  80. В. Условия инновационного развития экономики // Экономист. -2001 .-№ 3 .-С.21 -28.
  81. В., КулагинА. Инновационная политика: меры по активизации // Экономист.-М., 1994.-№ 10.-С.31−34.
  82. Т. Имидж региона как фактор инвестиционной привлекательности // Рынок ценных бумаг.-1999.-№ 11.-С.48−50.
  83. Е.А. Технопарки и инновации // Инновации. -С-Пб., 1998.- № 1.- С. 36−39.
  84. Е.А. Инновационная основа реформирования и развития экономики региона: Сб. материалов 6-ой научно-практической конференции. -Тверь, 1999. С 147−161.
  85. С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. 1997.-№ 8.-С.77−86.
  86. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. (А.Д.Иоффе, руководитель Бондаренко В. А., Горелик О. С и др.).М.: Изд-во Русслит, 1996.314 с.
  87. Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений. -Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1995. -174 с.
  88. Р.Ф., Нугаев Р. А. Об основных направлениях экономического и социального реформирования в Республике Татарстан.-Казань: Пути прогресса, 1996.-288 с.
  89. Е.Б. Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры —.М.: Изд-во Института экономики АНСССР, 1991.-41 с.
  90. Наука России. Атлас./ ЦИСН. М.-1999.-122 с.
  91. Наука России в цифрах: 2000: Статистический сборник /ЦИСН. М., 2000. 144 с.
  92. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития/Под.ре д. А. А. Румянцева.-С-Пб.:Наука, 1996.-192 с.
  93. Наука в Республике Татарстан: Статистический сборник /Госкомстат РТ.-Казань.-2000.-60 с.
  94. Наука в Республике Татарстан: Статистический сборник /Госкомстат РТ.-Казань.-1997.-76 с.
  95. А. Пути преодоления кризиса научно-технологического комплекса России // Проблемы теории и практики управления.-М., 1996.-№ 1.-С.93−97.
  96. Н. Инновационный путь развития экономики// Экономист. -1999.-№ 6. С.34−41.
  97. В. Перспективы развития экономики в условиях глобализации и научно-технического прогресса // Экономист. 2000.10. С.-.
  98. К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики // Вопросы экономики. -М., 1996.-№ 10.-С.117−124.
  99. Организация наукоемкого бизнеса /Под ред. В. Е. Шукшунова. -С-Пб, МГП Поликом, 1992.-216 с.
  100. Е.В. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного период. -.М: 1998.- 120 С.
  101. Ю.В., Голова И. М., Суховей А. Ф. Инновационная политика в регионе: организационно-управленческие аспекты.-Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1996.
  102. А. Межрегиональная экономическая дифференциация и вопросы ее регулирования // Федерализм.-1999.-№ 1.-С.39−52.
  103. С.Г. Государственный фонд стимулирует создание современной инновационной инфраструктуры в регионах России. Сборник докладов 6-ой научно-практической конференции Тверь, 1999.С.30−37.
  104. А. Административно-территориальное управление и новая политическая роль регионов //Социальные и гуманитарные знания.-2000.-№ 5.-С.259−269.
  105. Преобразования научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования / A.A. Румянцева, М. А. Гусаков, В. В. Максимов и др.- Под.ред. А. Е. Когута. -С.-Пб.: РАН. Ин-т соц.-экон.продл., 1995.-50 с.
  106. А.Н. Нововведения: стимулы и препятствия.-М.:Политиздат, 1998.-221 с.
  107. О. Регионы России: современное состояние и проблемы перехода к устойчивому развитию //Проблемы прогнозирования.-2001.-№ 1.-С. 102−115.
  108. Республика Татарстан: время больших перемен / Под.ред. Ф. Х. Мухаметшина. -Казань: Изд-е Кабинета Министров Республики Татарстан, 1996.-383 с.
  109. Регионы России: Стат. сборник. В 2 т./Госкомстат России М., 1998.-797 с.
  110. Н.Д. Технологические инновации в техническом университете.-М.:Изд-во МЭИ, 1997.-316 с.
  111. С., Соколов В., Ямович А. Инновационная деятельность и венчурное инвестирование: региональный аспект//Рынок ценных бумаг.-1999.-№ 23. -С.46−48.
  112. М.Р. Особенности государственной инновационной политики //Инновационная среда: проблема формирования и перспективы развития. Сб. материалов Всеросийской научно-практической конференции. Казань.-2002.-С.78−81.
  113. . Инновация как средство экономического развития.-М.: Прогресс, 1990.-296 с.
  114. А. Бюджетное финансирование науки // Экономист.-2002.-№ 1.-С.41−49
  115. Ю. Социально-экономическая ситуация на предприятиях ВПК в регионах России // Вопросы экономики.-1999.-№ 3.-С.53−58.
  116. Стратегическое видение приоритетов развития Поволжского макрорегиона. Нижний Новгород, 2002.-56с., картосхемы.
  117. А. Научно-технический прогноз как ориентир для предпринимателя (опыт развитых стран) // Проблемы теории и практики управления. -М, 1998.-№З.С.50−57.
  118. А. Национальная инновационная система объединения регионов//Малое предприятие. 1998.-№ 6.- С. 17−20.
  119. О.Б. Инновационное развитие региона: состояние и перспективы.-Казань:Казан.гос.технол.ун-т, 1997.-148 с.
  120. И. О технократизме и экономическом рационализме в инновационном процессе//Вопросы экономики.-2001.-№ 7.-С.47−59.
  121. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: «Экономика», 1989.-271 с. т
  122. Управление исследованиями и инновациями./ Под ред. А. Форти -М.: Наука, 1994.-144 с.
  123. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции.-М.:ГАУ, 1995 .-270 с.
  124. P.A. Организационные структуры государственного управления научно-технической политики//Стандарты и качество.-2000.-№ 1.-С.53−58.
  125. А. Россия от мобилизационного общества к инновационному. -М.:Наука, 1993.-272 с.
  126. A.A. Определяющая роль инновационной инфраструктуры в развитии малого наукоемкого сектора экономики региона: Сб. материалов 6-й научно-практической конференции. -Тверь, 1999. С.77−87.
  127. В.Г., Коваленко О. О. Совершенство механизма управления хозяйственным комплексом региона. -Владикавказ, 1999.-223 с.
  128. М.И., Цициева О. Т. Формирование региональной научно-технической и внешнеэкономической политики // ВестникС-Пб.ун-та.Сер.5.-С-Пб., 1996.-Вып.З (№ 19).-С. 100−102.
  129. М.Ю., Ждан П. В. Оценка инвестиционного потенциала и региональная инвестиционная политика // Регион: экономика и социология.-2000.-№ 2.-С.
  130. Шайбакова JL Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист. -1996.-№ 9.- С.59−64.
  131. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой мониторинг.-М.:Экономика, 1997.-352 С.
  132. М.А. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства. Особенности и приоритеты: Сб. материалов 4-й научно-практической конференции «Технопарки и инновации». -Тверь, 1996. С.51−55.
  133. Ю.В. Региональная инновационная инфраструктура: важнейший фактор преобразования в экономике, производстве, социальной сфере: Сб. материалов 6-й научно-практической конференции. -Тверь, 1999. С Л 4−30.
  134. В.Е. Научно-технологические парки- важнейший фактор усиления отдачи вузовской науки и ее развития в интересах региона : Сб. материалов 1-го международного семинара по научным паркам.-Томск, 1990.-С.20−23.
  135. В.Е., Варюха A.M. Технопарки: определения, признаки, показатели деятельности //Инновации.-С-Пб., 1998.-№ 2−3.-С.101 -103.
  136. Й. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.- 455 с.
  137. В. Сбалансированность макро, -микроэкономических и региональных процессов на базе маркетинга и выставочных технологий // Экономика и производство.-1999.-№ 10−12.-С.5−10.
  138. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.-332 с.
  139. Ю.В. Истоки и перспективы формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения //Формирование новой парадигмы обществоведения. -М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1996.-С.21.
  140. A.M. Венчурные, инжиниринговые, внедренческие фирмы // ЭКО. -1995.-№ 7.-С.48−52.
  141. Borde J. And J.-P. Chevillot. French R& D Policy: Recent Trends and Current Issues. In: Science and Technology Policy. London. -1995.- P.48−54.
  142. Fitzgerald D.J. The Tennessee Innovation Center: Turning Results into Beginnings. In Federal Lab Technology Transfer. Issues and Policies / edited by G.R. Bopp. Praeger, 1988.
  143. Klimenko A. Rogalev N. Serebrermikov S. University Technology Transfer Networks. International Conference on Technology Management: University / Industry / Government Collaboration. June 24−26, 1996. Istanbul, Turkey. P.434−438.
  144. Moore J.H. Aspects of technology transfer: US policy and practice. In: East -West Technology Transfer.- Academic Publishers.- 1996- Technology transfer and public policy/ by Lee Y.S. Westport: London.: Quorum books.- 1997.
  145. Roberts E.B. The success of high-technology firms: Early technological and marketing influences // Inter face.-Providence, 1992.-Vol.22, № 4.-P.3−12.
  146. Romer P.M. Endogenous technological change. Journal of Political Economy.-1990.-V.98.- N 5.-pp.S 71-S102.
  147. Smilor R. Creating the technopolis: Linking technology commercialization and economic development. Compridge. MA: Balinger, 1988.
  148. Technology Transfer Mechanisms in the UK and Leading Competitor Nations. London: National Economic Development Office.-1998.P.52.
  149. Simmie, James: National Institute Economic Review 87−98 no. 170 (Oct/1999).
Заполнить форму текущей работой