Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм модернизации высшего образования как фактор его устойчивого развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XXI веке, как показывает исследование, роль образования будет возрастать и возникает необходимость принятия мер по поддержке и обновлению системы высшего образования, проведению серьёзных научных и методологических исследований в этой сфере. Роль высшего образования должна существенно возрасти и в российском обществе. В настоящее время его развитие сдерживается несовершенством институциональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ФАКТОР ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Современные концепции сущности и роли высшего образования в развитии народного хозяйства
    • 1. 2. Рыночные отношения в системе высшего образования -объективная закономерность социально-экономического развития общества
    • 1. 3. Сущность и экономический механизм модернизации высшего образования
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Франчайзинг и развитие филиалов высших учебных заведений
    • 2. 2. Контрактирование в системе высшего образования
    • 2. 3. Государственные именные финансовые обязательства
    • 2. 4. Преодоление дискриминации негосударственных вузов и повышение эффективности функционирования системы высшего образования
  • Глава III. ВНУТРИВУЗОВСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Разделение обязанностей и контроллинг в повышении конкурентоспособности высшего учебного заведения
    • 3. 2. Оптимизация управления кадрами высшего учебного заведения
    • 3. 3. Система оплаты труда — фактор внутривузовской модернизации образования

Экономический механизм модернизации высшего образования как фактор его устойчивого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из важнейших проблем при переходе России к рыночной экономике является становление адекватных ей систем производства и реализации услуг, в том числе, в образовательной сфере на рынке образовательных услуг.

Положение страны в мире определяется, прежде всего, ее экономическим потенциалом, главными составляющими которого являются не только запасы природных ресурсов или уровень развития материального производства, но и человеческий фактор, интеллектуальный и образовательный потенциал общества, формирующиеся, в первую очередь, в системе высшего образования.

В XXI веке, как показывает исследование, роль образования будет возрастать и возникает необходимость принятия мер по поддержке и обновлению системы высшего образования, проведению серьёзных научных и методологических исследований в этой сфере. Роль высшего образования должна существенно возрасти и в российском обществе. В настоящее время его развитие сдерживается несовершенством институциональной среды, недостатком финансовых средств. Совершенствование функционирования системы высшего образования требует её модернизации. Экономический механизм модернизации системы высшего образования как экономическая категория имеет широкое распространение, но его экономическая природа, необходимость, сущность, эффективность, направления изучены слабо, в том числе и в области экономической теории.

Требуют методологического обоснования вопросы повышения доступности высшего образования для граждан в условиях рыночной экономики вне зависимости от их социального и имущественного статуса, территориальных, религиозных, национальных и других различий. В серьёзном обосновании нуждаются вопросы финансирования высшего образования, обеспечивающего не только текущие потребности народного хозяйства в специалистах, но и гарантирующего успешное развитие экономики в перспективе, вызывающего мощный мультипликационный эффект во всём народном хозяйстве.

Происходящее формирование рынка образовательных услуг, подготовка и принятие адекватных рыночной системе хозяйствования решений в сфере высшего образования также требуют научной и методологической ясности в концепции экономического механизма модернизации высшего образования, что, в свою очередь, делает исследования по этой проблеме также весьма актуальными.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы эффективности функционирования высшего образования, экономического механизма этой сферы, его влияния на социально-экономическое развитие общества привлекают внимание представителей экономической науки с XVIII века. Среди экономистов, чьи имена и научные концепции прочно вошли в экономическую теорию и практику экономики образования, следует прежде всего выделить А. Смита, Т. Р. Мальтуса, Дж.С.Милля, К. Маркса, А. Маршалла,.

A.Пигу, И. Шумпетера, Д. Гелбрейта, Р. Коуза, М.Фридмана. Современная наука также проявляет большой интерес к проблемам развития рынка услуг, роли человеческого фактора, функционирования образовательных систем. Видными учеными, внёсшими значительный вклад в это направление экономической науки, являются М. Блауг, Г. Беккер, Д. Бок, М. Вест, М. Либерман, Д. Норт, Г. Сорман, Л. Хайек, Т.Шульц. Все они высоко оценивали роль человеческого фактора, образования, экономического механизма развития сферы образования, рынка образовательных услуг, государственного регулирования образовательных систем.

Большое внимание проблемам модернизации образования уделяют и российские ученые. Видными исследователями этой проблемы являются.

B.А.Жамин, Е. Н. Жильцов, Г. А. Егиазарян, С. А. Костанян, В. Н. Розов,.

С.Г.Струмилин, В. Н. Усанов. Хотя работы этих ученых отражают специфику развития экономики в условиях государственного социализма и отсутствия рыночных отношений в системе образования, они дают достаточно глубокие определения механизма государственного влияния на формирование образовательных структур и повышение их роли в обществе.

В настоящее время проблемы экономики непроизводственной сферы, экономического механизма модернизации высшего образования в России являются предметом острых научных дискуссий. Целый ряд отечественных учёных — А. М. Бабич, А. И. Галаган, О. В. Долженко, Е. В. Егоров, С. Ф. Егоров, И. В. Зайцевский, Р. И. Капелюшников, С. М. Климов, Я. И. Кузьминов, В. И. Марцинкевич, И. И. Мельников, П. Д. Саркисов, О. Н. Смолин, Н. Г. Типенко, А. Н. Тихонов, Ю. Д. Чурьянов, В. П. Щетинин, Л. И. Якобсон считают, что образование должно быть приоритетным направлением развития общества, что инвестиции в него имеют исключительно высокую социально-экономическую, текущую и долгосрочную эффективность. Ряд учёных считает, что в условиях переходной экономики необходима модернизация образовательной системы, основанная на принципах смешанной экономики. Так, В. Д. Муха, В. В. Сафронов видят модернизацию высшего образования на основе формирования либерального рынка образовательных услуг, многообразия форм собственности и организационно-правовых форм экономической деятельности вузов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в разработке концептуальных подходов формирования экономического механизма модернизации высшего образования как фактора его устойчивого развития в условиях рыночной системы хозяйствования.

Цель исследования определила и решение следующих задач: — определить экономическую природу модернизации высшего образования на основе развития рыночных отношений в системе высшего образования и формирования рынка образовательных услуг;

— провести экономическую оценку роли образования как условия формирования человеческого капитала, выявить роль образования как сигнала и потребления, определить значение каждого из подходов в разработке механизма модернизации системы высшего образования;

— определить качественные и количественные зависимости между уровнем развития образовательного сектора и эффективностью народного хозяйства;

— разработать внутривузовский экономический механизм повышения эффективности работы высшего учебного заведения в условиях конкуренции;

— выявить тенденции развития, оценить состояние и выделить особенности современной российской системы высшего образования, разработать меры по повышению эффективности ее функционирования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система высших учебных заведений Российской Федерации в условиях перехода общества к рыночной экономике. Предметом исследования являются экономические отношения и экономический механизм функционирования высших учебных заведений России в условиях их разгосударствления и формирования рынка образовательных услуг.

Методы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, работы западных и отечественных исследователей рынка труда, экономики высшего образования. В диссертации использованы диалектический, исторический, абстрактно-логический, аналитический, монографический, социологический и таблично-графический методы исследования. Информационной базой исследования послужили статистические материалы, опубликованные в статистических сборниках Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в информационных бюллетенях Министерства образования (Вестник образования РоссииБюллетень Министерства образования Российской ФедерацииВысшее образование в России), в периодической печати, данные Мирового банка, ЮНЕСКО.

Научная новизна полученных результатов. На основе исследований, проведенных лично автором, получены научные выводы и предложения, которые будут способствовать модернизации высшего образования. Научная новизна, по мнению автора, состоит в следующем:

— определена социально-экономическая и мультипликационная роль и эффективность высшего образования в системе воспроизводства и общественных приоритетов развития народного хозяйства;

— уточнено содержание экономического механизма модернизации системы высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг;

— разработаны предложения по внедрению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в систему высшего образования как одного из методов государственной поддержки обучения определённой части населения;

— предложена типологизация филиалов учебных заведений в системе высшего образования как условия формирования системы субъектов рынка образовательных услуг;

— обоснованы предложения по совершенствованию показателей аттестации и аккредитации как количественных характеристик конкурентоспособности высших учебных заведений;

— разработаны принципы совершенствования системы материального стимулирования труда профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях в условиях рынка преподавательских услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Значение диссертационного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы для углубления теоретических и методологических положений о рыночной экономике, рынке услуг, рынках образовательных и преподавательских услуг, принципах их функционирования, модернизации как форме перехода к новым принципам функционирования экономики. Полученные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в преподавании экономической теории, экономики общественного сектора и экономики образования. Основные выводы и предложения могут быть использованы при разработке общей стратегии и конкретных программ развития высшего образования России в новых условиях, управлении и текущей экономической деятельности как негосударственных, так и государственных высших учебных заведений, при определении емкости рынка образовательных услуг в системе образования, при формировании политики оплаты услуг образовательных учреждений, разработке перспектив долгосрочного роста, форм и систем материального стимулирования труда профессорско-преподавательского состава.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международной конференции в Македонии -«Вклад образования для взрослых в решении актуальных проблем на рынке труда» (1998 г.), на научно-методических конференциях Курского филиала Орловского юридического института — «Политика, право, образование: проблемы переходного периода» (1999 г.), Курской государственной сельскохозяйственной академии — «Экономические и социальные проблемы агропромышленного комплекса в условиях становления рыночной экономики» (2001 г.). Автор выступала на научно-практических конференциях, посвященных проблемам улучшения функционирования системы образования (Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса, 1999, 2000, 2001 гг.).

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, Курского колледжа экономики и права, Регионального открытого социального института, Курской государственной сельскохозяйственной академии.

Основные итоги диссертационного исследования отражены в работе «Современное состояние и проблемы развития высшего негосударственного образования в России» — Коллектив авторов — Курск, Изд-во МЭБИК, 2001. -81 е., в 13 статьях и тезисах общим объемом 7,56 печатных листа.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, выводов и предложений, списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 151 страницу, включая 16 таблиц, 4 схемы и 9 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Исследование экономического механизма модернизации высшего образования как фактора его развития позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Высшее образование является одним из ключевых факторов развития общества и его экономики, оно содержит элементы как частного, так и общественного блага, имеет значительные положительные внешние эффекты. Образование является условием формирования человеческого капитала, как общего, так и специфичного, выгодной сферой инвестиций. Потребитель рассматривает образование и как инвестицию, и как разновидность потребления.

2. Изучение эффективности высшего образования в России указывает на необходимость снятия ресурсного и институционального ограничений с развития этой сферы, оптимального сочетания в ней частного и государственного секторов. Развитие негосударственного сектора и более активное внедрение рыночных отношений в государственном секторе способствует устойчивому прогрессу как в текущей, так и в долгосрочной перспективе, формированию рынка образовательных услуг, который сегодня во многом формируется стихийно.

3. Система контроля за качеством высшего образования и подготовкой специалистов должна включать не только входные параметры, но и отслеживать профессиональные характеристики выпускников. К ключевым критериям оценки качества подготовки специалистов следует отнести степень востребованности специалистов обществом, время, затраченное выпускниками вуза на поиск работы и их доходы от деятельности после окончания вуза.

4. Приемлемым механизмом развития рыночных отношений в высшем образовании является расширение системы внешнего и внутреннего контрактирования. Данный рыночный механизм отвечает критериям социальной и экономической эффективности и способствует модернизации государственной и негосударственной форм образования.

5. Механизм франчайзинга является эффективным способом стимулирования развития вузов, внедрения передовых методик обучения. Типологизация существующих филиалов вузов в системе высшего образования приводит к выводу о необходимости более жесткого контроля за деятельностью данных образовательных структур со стороны государства.

6. Увеличение частных расходов на высшее образование снимает часть проблем с его финансирования за счёт государства и приводит к значительному увеличению общественного и социального капитала. Содействие со стороны государственных органов управления формированию рынка образовательных услуг может проявляться в виде налоговых льгот, разрешения системы экстерната, образовательных кредитов студентам.

7. Нежелательными способами модернизации образовательной системы применительно к российскому обществу являются сокращение финансирования системы высшего образования и введение системы ваучеров любого типа без учета интересов негосударственной системы образования.

8. Основное направление модернизации российской системы высшего образования в настоящее время должно заключаться не в создании новых образовательных учреждений, а в повышении эффективности работы уже существующих вузов путём совершенствования внутривузовского механизма их управления.

9. Государство должно поддерживать цивилизованные рынки консалтинговых услуг в системе образования, способствовать развитию системы внутренней и внешней отчетности, успеху образовательных учреждений на основе стандартизированных показателей и аудита в системе образования, внедрения контроллинга, что позволит снизить остроту проблемы информационной асимметрии в системе высшего образования.

10.Государственные образовательные учреждения функционируют в особых условиях, в то время как негосударственные вузы полностью находятся на самофинансировании, принимая на себя и бремя налоговых платежей. Данная ситуация увеличивает степень социальной и экономической несправедливости в обществе и негативно сказывается на эффективности функционирования системы высшего образования в целом.

11 .Модернизация высшей школы должна предусматривать оптимальное решение кадрового вопроса за счёт создания первоначального человеческого капитала, совершенствования форм и систем оплаты труда, материального стимулирования профессорско-преподавательского состава, что должно предполагать использование не только формальных, но и неформальных критериев их деятельности. Основой их оплаты должно быть определение вклада преподавателя в качество и эффективность учебного процесса, развитие науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.-. Юрист. 1998. 56 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1, часть 2) М.: «Акамс», 1995.-315 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 1999. -160 с.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая М.: «Проспект», 2001. — 304 с.
  5. Федеральный Закон «Об образовании». 13 января 1996 года. № 12-ФЗ. Консультант-плюс.
  6. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 22 августа 1996 года. № 125-ФЗ. Консультант-плюс.
  7. Федеральный Закон «Федеральная программа развития образования» 10.04. 2000 г. № 51-ФЗ. // Официальные документы в образовании. Апрель. 2000. № 8.
  8. Федеральный Закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и мораторий на их приватизацию». 16 мая 1995. № 74-ФЗ. КонсультантПлюс, Версия Проф.
  9. Постановление правительства РФ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» 04.10.2000 г. № 751/ / Официальные документы в образовании. Ноябрь. 2000. № 21.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» // Официальные документы в образовании. Октябрь. 2001. № 28.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». // Официальные документы в образовании. Февраль. 2002. № 4.
  12. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию
  13. Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). // Официальные документы в образовании. Май. 2001. № 14.
  14. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». Москва. 2002.
  15. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году и первоочередных мерах по их реализации». // Бюллетень Министерства Российской Федерации, № 4, 2001.
  16. Приказ Министерства образования России «О формировании Федеральной программы развития образования на 2002 г.» //f
  17. Официальные документы в образовании. Март. 2002. № 8.
  18. Приказ Министерства образования России «Об утверждении на 2002 год величины государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в зависимости от их категорий» // Официальные документы в образовании. Май. 2002. № 15.
  19. Приказ Министерства образования России «Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. Июнь. 2002. № 18.
  20. Приказ Министерства образования России «О рейтинге высших учебных заведений» // Официальные документы в образовании. Май. 2001. № 13.
  21. Приказ Министерства образования России «Об утверждения перечня показателей государственной аккредитации учреждений высшегопрофессионального образования» // Официальные документы в образовании. Март. 2000. № 5.
  22. Письмо Министерства образования России «О введении показателей экономической устойчивости образовательного учреждения при его лицензировании и аккредитации» // Официальные документы в образовании. Февраль. 2002. № 4.
  23. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань. 1996. 243 с.
  24. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994. -720 с.
  25. Бок Д. Университеты и будущее Америки, М.: изд-во МГУ, 1993. 128с.
  26. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. СПб: Лань, 2001. — 544 с.
  27. Всероссийское совещание работников образования. Москва. Кремль. 1415 января 2000 г. Стенографический отчет. М.: Высш. школа, 2000. -424 с.
  28. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. Под ред. Цейкович К. Н., Тарасюк Л. Н. и др. М., 1994. 189 с.
  29. X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997. — 767 с.
  30. А. И. Университеты в региональных, экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии. НИИ высш. образования. М., 1994. — 128 с.
  31. Г. Реформирование образования, (в программе «Основные направление социально-экономической политики). Сайт Центра стратегических исследований. 2001.
  32. Дж. Новое индустриальное общество. М.: „Прогресс“, 1969. -483 с.
  33. С.А. Международная статистика образования и ее отражение в статистике занятости. М., 1993.
  34. Е.В. Социальная инфраструктура вузов: управление и планирование. М.: 1991. 322 с.
  35. Е.В., Кокорев В. Ю., Чупринов Д. И. Формирование и использование внебюджетных средств университетов. Обзорная информация. М., НИИ ВО, 1992. 119 с.
  36. С.Ф. Российское образование: история и современность. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 253 с.
  37. В. А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда, М., 1968.-298 с.
  38. В.А., Костанян С. JL, Розов В. К., Усанов В. Н. „Экономика народного образования: Учебник для пединститутов“ М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  39. Е. Н. „Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг“ М.: МГУ, 1991.- 192 с.
  40. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 185 с.
  41. Р. И. Экономическая теория прав собственности, (методология, основные понятия, круг проблем) ГПСИ ИМЭМО АН СССР, М., 1990.-90 с.
  42. П., Ушаков К. Управление в образовании (проблемы и подходы). М.: изд-во Частная школа, 1995. — 346 с.
  43. Дж. Мейнард „Общая теория занятости процента и денег“ М.: Прогресс, 1984. — 345 с.
  44. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России. М.: Республика, 1995. — 328 с.
  45. И.В. Финансирование высшей школы в России в к. XIX- н. ХХ вв.-М.: 1993.- 126 с.
  46. Н.Д. Институциональные изменения в образовательной системе как способ увеличения общественного благосостояния. Монография. Курск, изд-во МЭБИК, 2000. — 183 с.
  47. С.М. Просветительская деятельность: экономика, организация, менеджмент. Диссертация. Санкт-Петербург. 1996 .-147 с.
  48. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М., 1985.
  49. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты. Под ред. Е. Н. Жильцова, Ю. А. Кудрявцева. М.: МГУ, 1991.
  50. Коуз Рональд. Фирма, рынок и право. М., „Дело“, 1993. — 192 с.
  51. П. X. Экономика мирохозяйственных связей. М.: „Прогресс“ Универс, 1992. — 520 с.
  52. А.П. Государственное управление системой высшего образования в регионе: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. унта, 1999.-281 с.
  53. Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей./ Пер. с англ. М., 1996. 416 с.
  54. Т. Опыт о законе народонаселения. // Антология экономической классики. М.: „Эконов“, 2001. С. 5−137.
  55. К. Капитал. Собрание сочинений, том 23, 24, 25 (1, 2)
  56. В.И. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М.: Рос. акад., институт мир. экон. и межд. отношений, 1994. — 210 с.
  57. А. Принципы экономической науки. В 3-х томах. Том 1.- М.: „Прогресс“ „Универс“, 1993.
  58. Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966. -486 с.
  59. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие. / Ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  60. Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело., 1993. — 234 с.
  61. Дж. С. „Принципы политической экономии“ том III М.: „Прогресс“, 1980. — 446 с.
  62. Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий. Под ред. B.C. Автономова и Т. П. Субботиной. СПб.: Экономическая школа, 1999. 146с.
  63. Н.Г. Принципы экономике. СПб: Питер Ком, 1999. — 784 с.
  64. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.:Эгвес, 2000. — 272 с.
  65. Норт Дуглас. Институты, идеология и эффективность экономики. (От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик). М:, 1993. -С. 35−78.
  66. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс. 1985. -475с.
  67. Проблемы качества образования. Книга 1. // Материалы XI всероссийской научно-методической конференции. М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-74 с.
  68. Проблемы многоуровневой системы образования. Сборник научных статей. Томск. Апрель 1994. с.
  69. Россия в цифрах: Кратк. стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000. — 396 с.
  70. А.И., Ерохина Р. И., Пшеничный В. П., Стрейко В. Т. Экономика труда. М.: ООО МИК, 1995. — 188 с.
  71. Э. С. Приватизация: ключ к рынку. М. :"Дело», 1992. — 413 с.
  72. В.А. Доклад на VI съезде Российского Союза ректоров. -М.:Изд-во МГУ, 6 декабря 2000. Раздаточный материал участникам съезда.
  73. В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.:Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. — 240 с.
  74. Система статистических показателей высшей школы в отечественной и международной практике. Под ред. Борисова В. И., Веденина О. А. и других. М.: НИИ ВШ, 1994. — 56 с.
  75. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000.-375 с.
  76. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1 М. 1993.-345 с.
  77. Современное состояние и проблемы развития высшего негосударственного образования в России. Ред. Кликунов Н. Д., Окорокова Г. П. — Курск, изд-во МЭБИК, 2001. — 81 с.
  78. Ги. Либеральное решение. М.: изд-во «Новости», 1992. — 272 с.
  79. Сорокин Питрим. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992,-444 с.
  80. Л.Н. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании.// Вуз и рынок. Кн.1. М., 1992. С. 308−310
  81. Социально-экономические проблемы трансформации российского общества: Сборник статей./ Под ред. С. М. Моор. Тюмень: Из-во Тюменьского государственного университета. 1998. 153 с.
  82. С.Г. Хозяйственное значение народного образования. Экономическая жизнь. М. Д., 1924.
  83. Сфера услуг: проблема обеспечения кадрами. Сборник научных трудов. М., 1992.- 117 с.
  84. JI. Н. Развитие системы образования в Канаде. М., 1993.
  85. Н. Г., Лившиц В. Б. Концепция реформирования экономики системы образования. М.: Новая школа, 1994. — 30 с.
  86. А.Н. Вуз и рынок. М.: 1994. 445 с.
  87. А.Н. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  88. Учебная нагрузка и оплата труда преподавателей российских вузов. Материалы сайта http://www.infonnika.ru, 2002.
  89. Финансово-хозяйственная деятельность в педагогическом институте: Справочник ректора. М., 1992. 277 с.
  90. Р., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: «Дело Лтд», 1993. — 829 с.
  91. Флекснер Курт Ф. «Просвещенное общество» М., Международные отношения, 1994. — 274 с.
  92. Хайек Фридрих Август. Пагубная самонадеянность М.: Новости, 1992. — 304 с.
  93. П. Экономический образ мышления М.: изд-во «Дело», 1993. — 704 с.
  94. Ф., Росс. Д. Структура отраслевых рынков./ Пер. с англ. М., 1997. 698 с.
  95. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982. -455с.
  96. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: МПУ, 2000.
  97. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления. / Ред. A.M. Шаммазов и др. Уфа: Полиграфкомбинат, 1998. — 434 с.
  98. Экономика образования: учеб. для студентов пед. ин-тов. Под редакцией С. Л. Костаняна. 2-ое изд. М., 1986, 319 с.
  99. Экономические проблемы организации общественного труда и образования в условиях рынка. Сборник научных трудов. Екатеринбург., 1993. 211 с.
  100. Эренберг Рональд Дж., Смит Роберт С. Современная экономика труда: теория и государственная политика. М.:МГУ, 1996. 800 с.
  101. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Прогресс-Универс, 1995. — 715с.101. .Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 2000. 276с.102. 102. Barro Roberto. Macroeconomics. U.S.: Harvard Univ. Press, 1992. 599 P
  102. Blaug Mark. Economics of Education in developing countries: current trends and new priorities. // Third World Quately, January, 1979. P. 75−83.
  103. Blaug Mark. Where are we now in the Economics of Education. // Economics of Education Review. 4 (1), 1985. P. 17−28
  104. Blaug Mark. Economics of education in developing countries: current trends and new priorities. N.Y.: University press, 1987. 288 p.
  105. Blaug Mark. Educational Voucher: It all Depends on What You Mean. // Economics of Privatization, London, 1985. P. 234−286.
  106. Bok Derek. Higher Learning. U.S.: Harvard Univ. Press, 1986. — 201 p.
  107. The economics of American universities: Managments, operations, a fiscal environment. By Hoenack S.A. a. Collins E.L. N.Y.: Albany, 1990. — 285 p.
  108. Friedman Milton. Capitalism and Freedom. U.S.: by the Univ. of Chicago, 1982.-202 p.
  109. Green Andy. Education and State Formation. London, 1992. — 353 p.
  110. Katz Michael L., Rosen Harvey S. Microeconomics. Richard D. IRWIN, INC., 1991.-731 p.
  111. Lieberman M. Privatization and educational choice. -Basingstoke- L.: Macmillan, 1989. XIV, 386 p.
  112. RUSSIA. Education in the Transition./ The World Bank, Novermber, 1995. 65 p.
  113. Private education. Ed. by Daniel C. Levy. Oxford Universuty Press, 1986. — 272 p.
  114. Rotschild Michael. Bionomics: The inevitability of capitalism. Ed. by A. John Macrae book, 1990. 416 p.
  115. Schultz Theodore W. Investing in People. (The Economics of Population Quality). Cal.: univ. of California press, 1981. — 143 p.
  116. Schultz Theodore W. Restoring Economic Equilibrium. (Human Capital in the Modernizing Economy) U. K.: Basil Blackwell Ltd, 1990. — 234 p.
  117. World Education Encyclopedia. Ed. by George Thomas Kurian. U.S.: N.Y., 1988.- 1720 p.
  118. В., Астахов E. О государственной ответственности негосударственных вузов. // Высшее образование в России, № 2, 2001.
  119. Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации. // Alma mater. Вестник высшей школы. № 6, 2001. С.39−42
  120. Г. Государственное возвратное субсидирование граждан на образовательные цели: концепция Минобразования России. // Российский экономический журнал. № 2, 2002. С. 86−94.
  121. Беккер Гари. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 11- 12.
  122. С. Финансирование расходов на образование: нормативный метод. // Финансы. № 7, 2002. С. 18−20.
  123. Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования.// Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика. 1995, № 6.
  124. Э. Задача будущего Образование. // Deutschland, № 1, февраль/март, 2001.
  125. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2
  126. О., Яценко В. Современное состояние негосударственных вузов России. // Вопросы статистики. № 1, 1999. С. 45−50.
  127. А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг. // Финансы. № 12, 2001. С. 21−23.
  128. М. Современные тенденции развития высшего образования в Китае. // Alma mater, № 1, 2001.
  129. М. Хуже только в Африке.// Коммерсантъ, № 120, среда, 5 июля 2000.
  130. И. Оценка студентами качества преподавания в вузе. // Alma mater. Вестник высшей школы. № 5, 2001. С. 20−21
  131. А. К вопросу о реформировании высшей школы. // Высшее образование в России. № 5, 1999. С. 10−12.
  132. A.M. Между государственными и негосударственными вузам не существует серьезных противоречий. // Управление персоналом, № 4 (58), 2001.
  133. Е.Н., Зуев В. М., Косов Р. П. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы // Вестник высшей школы, Сер.6, Экономика. 1993, № 6.
  134. В. Университетские комплексы: цели и задачи. // Alma mater. Вестник высшей школы. № 1, 2002. С. 5−8.
  135. Н. Из истории развития коммерческого образования в России (XVIII нач. XX века) // Экономика (вопросы школьного экономического образования). № 3, 2001. — С. 14−16.
  136. П. Либерализация элитарного образования. // Alma mater. Вестник высшей школы. № 10, 2000. С. 10−11.
  137. Л. Сравнительный анализ систем подготовки экономистов в ведущих университетах России и западноевропейских стран. // Вопросы статистики. № 1, 1999. С. 50−54.
  138. М., Кибакин М, Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза. // Высшее образование в России. № 3, 2000. -С. 99−104.
  139. Н. Д. Окорокова Г. П. О статусе филиала. Высшее образование в России. № 5,2001
  140. Н. Д. Шаповалов В.Л. К вопросу о едином национальном экзамене. Almar mater № 10, 2001.
  141. Н. Д. Окорокова Г. П. О дискриминации негосударственных вузов. // Новые знания. № 1, 2002
  142. Н. Д. Окорокова Г. П. ГИФО: плюсы и минусы. // Высшее образование в России. № 2, 2002.
  143. Н. Д. Окорокова Г. П. Доводы за и против введения ГИФО. // Российский экономический журнал. № 3, 2002.
  144. М. Образование и государство. // Мэ и МО. № 10,2001. С. 75−84.
  145. Ю. Прогнозирование и стоимостной анализ рынка образовательных услуг. Alma mater. Вестник высшей школы. № 9, 2000.
  146. Я. Конец мифа о российском образовании. // Независимая газета. 06.12.2000.
  147. М. Вертикальная интеграция в системе образования. // Высшее образование в России. № 2002. С. 10−24.
  148. А. Открытие образования. // Эксперт. № 1−2, 2001.
  149. А. Лучше быть ученым, но богатым. // Эксперт. № 21,5 июня 2000.
  150. На пути к устойчивому развитию России. // Исполком Всероссийских съездов по охране природы. № 5 (16), ноябрь, 2000.
  151. A.M. Экономика неконкурентоспособна, а образование? // Специалист, № 4, 2001.
  152. Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. № 4
  153. В.П., Климова О. В. Особенности воспроизводства кадров народного образования в условиях перехода к рынку // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 1994, № 1.
  154. А. Об образовании и фальшивом центризме. // Эксперт. 3 сентября 2001, № 32 (292).
  155. Пол ищу к Л. Реформы экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация. // Вопросы экономики. № 7,2002. С. 44−53
  156. В. Бюджетное финансирование образования в 2002 г. // Официальные документы в образовании. Март. 2002. № 9.
  157. А., Романкова Л. Кадры высшей школы: молодежная политика. // Высшее образование в России. № 4, 2001. С. 3−12.
  158. Решение правления Российского союза ректоров «О задачах Советов ректоров вузов, федеральных округов по реализации Концепции модернизации образования» // Официальные документы в образовании. Апрель. 2002. № 12.
  159. Ру Янг. Вступление Китая в ВТО и высшее образование. //. Alma mater. Вестник высшей школы. № 1, 2002. С. 33−34
  160. ., С. Шишкин, Л. Якобсон. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы. // Вопросы экономики. 1996. № 4.
  161. В. В поисках подхода к развитию образования и производительных сил в России. // Alma mater. Вестник высшей школы. № 10, 2000.
  162. Г. В. Проблемы реформы управления высшим образованием в Японии. // Экономика образования. № 4(5), 2001. С. 72−77.
  163. А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала. // Мировая экономика и межд. отношения. 1995. № 9,
  164. П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточное Европы: попытка анализа. Alma mater. Вестник высшей школы. № 8, 2001. С.47−52
  165. О.Н. Законодательное регулирование экономики образования как идеологическая проблема. //. Alma mater. Вестник высшей школы. № 2, 2002.-С. 3−9.
  166. О.Н. Битва за школу. // Советская Россия. № 134,21 ноября 2000.
  167. В. Высшая школа Беларуси: некоторые аспекты развития. // Alma mater, № 2, 2001.
  168. С. Г. Эффективность образования в СССР// Экономическая газета. 1962, № 14
  169. И. И. Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. // Полис. № 2, 2001. С. 159−162
  170. В. Об итогах работы системы образования в 2000 г. и задачах на 2001 г. // Alma mater. Вестник высшей школы. № 3,2001 С.3−7
  171. В. Высшая школа России перед вызовами XXI века. // Высшее образование в России, № 1, 2001.
  172. В.М. Правда и домыслы о российском образовании. // Официальные документы в образовании. № 13, 2001.
  173. Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала -необходимый элемент экономической стратегии. // Человек и труд. № 3, 2001. С.26−32.
  174. Ю. Д. Финансирование ВУЗов: опыт некоторых зарубежных стран. Вестник Московск. университета. Серия 6 «Экономика», 1995. № 4.
  175. В., Геворкян Е., Наводнов В. и др. О показателях государственной аккредитации вузов. // Высшее образование в России. № 2, 2001.-С. 18−23.
  176. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. // МЭ и МО. № 12, 2001. С. 42−50.
  177. Экономика обучения в вузе.// США: экономика, политика, идеология. №Ю, 1996.
  178. О. Есть вещи важнее железок.// Эксперт. 2000, № 41.
  179. В.А. Материалы конференции ректоров негосударственных вузов. Курск, Май, 2000.
Заполнить форму текущей работой