Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объединение субъектов федеративного государства в составе единого государства предопределяет необходимость проведения единой федеральной политики в масштабах всей страны. Федеральные органы государственной власти в соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации наделены правом для осуществления своих полномочий создавать административно-территориальные единицы, в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие административно-территориального устройства государства
    • 1. 1. Понятие административно-территориального устройства государства. Соотношение государственного и административнотерриториального устройства
    • 1. 2. Классификация административно-территориальных единиц в
  • Российской Федерации
  • Глава 2. Конституционно-правовые основы административнотерриториального устройства государства
    • 2. 1. Конституционно-правовое регулирование вопросов административно-территориального устройства в зарубежных странах
    • 2. 2. Развитие конституционного законодательства об административно -территориальном устройстве в Российской Федерации
    • 2. 3. Соотношение конституционно-правового и иного отраслевого регулирования административно-территориального устройства
  • Глава 3. Совершенствования законодательства об административно-территориальном устройстве Российской Федерации и ее субъектов
    • 3. 1. Разграничение полномочий в сфере правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации
    • 3. 2. Проблемы правового регулирования административно-территориального устройства субъектов и территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации
    • 3. 3. Реформирование административно-территориального деления Российской Федерации и её субъектах: задачи перспективы

Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Понятие территории является одной из центральных категорий в юридической науке. С ней неразрывно связаны практически все фундаментальные явления политико-правовой жизни современного общества и государства. Рассматривая территорию в качестве одного из основных признаков любого государства, необходимо иметь ввиду, что территория является также жизненным пространством людей. Поэтому для каждого государства вопросы территориального устройства имеют первостепенное значение. Страна подразделяется на административно-территориальные единицы, в которых создаются органы власти и налаживается управление этими территориями. Жизненное пространство тем самым упорядочивается в государственное, экономическое, правовое, информационное и иное пространство.

Россия является не только самым большим по территории, но и одним из самых сложноуправляемых государств мира. Это определяется размером государственной территории, числом субъектов федерации (88), количеством их видов (6) и разницей между ними по численности населения (более чем в 400 раз). Прошедшие конституционные реформы (учреждение федеральных округов, объединение ряда субъектов) существенно изменили облик публичной власти в Российской Федерации, принципы ее организации, что требует применения новых подходов к регулированию административно-территориального устройства.

Вместе с тем, сегодня в сфере регулирования государственно-территориальной структуры России еще много нерешенных вопросов. В частности, отсутствует единое понимание термина «административно-территориальное устройство государства» как в науке, так и в законодательстве Российской Федерации, нет единства в определении правового статуса федеральных округов, административно-территориальных единиц, образуемых на базе бывших автономных округов.

Отсутствие в федеральном законодательстве четко выраженных подходов к решению существующих проблем ставит реализацию политических, социальных прав граждан в зависимость от регионального нормотворчества, которое далеко не всегда развивается по оптимальному пути, приводя в ряде случаев к массовому нарушению этих прав либо создавая предпосылки для такого нарушения. Неслучайно различные аспекты территориальной организации власти в субъектах Российской Федерации неоднократно становились предметом судебного рассмотрения, в том числе в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации.

Противоречивость действующего законодательства об административно-территориальном устройстве, наличие пробелов в регулировании многих концептуальных вопросов территориальной организации государственной власти и местного самоуправления в значительной мере, на наш взгляд, обусловлены отсутствием в современной государственно-правовой науке комплексных исследований, посвященных административно-территориальному устройству Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов.

Предметом исследования является содержание понятия административно-территориального устройства Российской Федерации, регулирующие его нормы конституционного и межотраслевого законодательства, а также судебная и правоприменительная практика в данной сфере.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа проблем административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов сформулировать предложения о наиболее эффективных способах правового регулирования территориальной организации власти в Российской Федерации.

Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:

1. Определение понятия «административно-территориальное устройство государства», отвечающего современному уровню знаний. Классификация административно-территориальных единиц Российской Федерации.

2. Изучение конституционно-правовых основ административно-территориального устройства Российской Федерации.

3. Выявление существующих проблем в сфере правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов, предложение путей их разрешения.

Методологическая основа исследования. Методологию исследования составили: общенаучные методы — диалектико-материалистический, сравнения, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системного и структурного подходовспециальные методы — социологический, исторический, функциональныйчастнонаучные методы — логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод выработки правовых решений, метод токования норм права, а также метод моделирования при определении научных понятий, внесения конкретных рекомендаций по модернизации законодательства.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области общей теории права (В. М. Корельского, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца, В. Д. Перевалова, В. С. Петрова, Б. Н. Топорина, В. Н. Хропанюка и др.), конституционного, административного, земельного и международного права (С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, Н. Т. Абрамовой, Г. В. Атаманчука, М. В. Баглая, Р. В. Бабуна, Д. Н. Бахраха, JI. Ф. Болтенковой, А. А. Безуглова, И. А. Василенко, Н. В. Витрука, И. В. Выдрина, А. А. Высоковского, Б. Н. Габричидзе, А. П. Елисеева, Р. В. Енгибаряна, Б. В. Ерофеева, В. Т. Кабышева, Б. М. Клименко, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, Н.

М. Конина, О. Е. Кутафина, Ю. И. Лейбо, М. С. Матейковича, В. В. Невинского, В. Д. Плесовских, В. Е. Севрюгина, Б. А. Страшун, Б. Н. Топорина, Г. Н. Чеботарева, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева, А. А. Югова и др.), а также зарубежных исследователей (Г. Бребана, Ж. Веделья, Д. Гарнера, Г. Еллинека, Е. Ланга, Ж. Марку, Р. Хендлера).

В работе использовались исследования ученых — представителей других отраслевых наук: В. В. Воронина, В. П. Петровой, Д. Н. Замятина, Г. М. Кржижановского, С. А. Кузнецова, Ю. А. Семагина, А. П. Хаврака, М. Д. Шарыги, М. К. Шишкова.

Более подробно отдельные аспекты исследуемой проблемы были проанализированы в работах: А. А. Адамеску, В. Г. Анненковой, С. Н. Бабурина, М. В. Глигич-Золотаревой, А. Г. Гранберга, А. Н. Дементьева, Н. М. Добрынина, С. П. Калинина, В. А Лапина, В. Я. Любовного, А. С. Саломаткина, Ю. А. Тихомирова, Б. С. Хорева, М. А. Шафира, Б. М. Штульбрега.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые в отечественной юридической науке в современных конституционно-правовых условиях проведено комплексное исследование административно-территориального устройства не только субъектов Российской Федерации, но и Российской Федерации в целом.

Предложены дефиниции либо уточнены понятия: «административно-территориальное устройство Российской Федерации», «административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации», определения отдельных видов административно-территориальных единиц: «федеральный округ», «субъект федерации», «географический объект».

В диссертации проводится одна из первых классификаций административно-территориального устройства России, включающая такие основания как:

— уровень осуществляемой в государстве власти;

— вид осуществляемых государством функций;

— географические признаки территории.

Автором определяется соотношение конституционного и межотраслевого правового регулирования административно-территориального устройства, при этом отмечается, что конституционно-правовое регулирование является превалирующим. В работе предложены новые подходы к унификации административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1 .Административно-территориальное устройство государства представляет собой разделение территории государства на части, осуществляемое органами публичной власти в целях организации наиболее эффективного осуществления функций государственного управления и местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — это часть территории государства, на которой осуществляется государственное управление или местное самоуправление.

Наряду с другими подсистемами государства (политической, налоговой, гражданства, системой государственных органов и т. д.) административно-территориальное устройство является составной частью государственного устройства, определяющей важный, но не единственный, признак государстваорганизация власти в пространственных пределах принадлежащей ему территории. Данные понятия соотносятся как часть и целое.

2. Существующие в Российской Федерации виды административно-территориальных единиц могут быть классифицированы по трем основаниям:

— в зависимости от географических признаков территории (базовая) -географические объекты;

— в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (властные): федеральные округа, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

— в зависимости от вида осуществляемых государством функций (ведомственные): военные, образовательные округа, округа МЧС Российской Федерации, экономические районы, закрытые административно-территориальные образования и т. д.

3.Первичными элементами для формирования системы административно-территориальных единиц являются географические объекты, к которым относятся: населенные пункты (города, поселки, села, деревни и подобные им объекты) и природные объекты (материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и подобные им объекты). Фиксирование географических характеристик территории — это объективно существующая потребность в систематизации объектов пространства для каждого государства. На основе полученных данных (о природных и населенных объектах — первичных признаках территории) властные органы создают различные виды административно-территориальных единиц.

4. Субъекты федерации являются не только государственными образованиями (государствами), но и административно-территориальными единицами федеративного государства, поскольку они входят в состав территории федерации и управляемы ею посредством формирования единой системы исполнительной власти и возможности применения мер федерального принуждения.

5. Объединение субъектов федеративного государства в составе единого государства предопределяет необходимость проведения единой федеральной политики в масштабах всей страны. Федеральные органы государственной власти в соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации наделены правом для осуществления своих полномочий создавать административно-территориальные единицы, в том числе, используя территории субъектов. Федеральные округа, образованные Указом Президента Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений в субъектах Российской Федерации, являются административно-территориальными единицами.

6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации является составной частью (подсистемой) территориальной организации Российской Федерации и должно строиться на основе унифицированных подходов. В частности, для поселка могут быть юридически зафиксированы следующие критерии:

— численность населения;

— процентное соотношение занятого населения в отраслях народного хозяйства;

— инфраструктурные требования (наличие промышленных предприятий, объектов строительства, железнодорожных узлов, гидротехнических сооружений, предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, объектов социальной сферы).

7. Конституционное право обеспечивает не только общее нормирование, но и детальное правовое регулирование большинства аспектов административно-территориального устройства, в том числе:

— поименное перечисление субъектов в Конституции Российской Федерации;

— регулирование в федеральном конституционном законодательстве вопросов образования новых субъектов Российской Федерации и закрепление статуса новых видов административно-территориальных единиц, образуемых на основе бывших автономных округов;

— поименное перечисление в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации видов административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации;

— признание регулирования вопросов административно-территориального устройства частью законодательного регулирования общих принципов и организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Особенностями правового статуса бывших автономных округов, вошедших в состав вновь образованных краев в качестве административно-территориальных единиц, являются: наличие национально-культурных факторов при создании административно-территориальной единицы;

— определение границ административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации не законом субъекта федерации, а федеральным конституционным законом;

— частичное регулирование правового статуса административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации федеральным конституционным законом. В частности, закрепление требования о неделимости территории данной административно-территориальной единицы и о необходимости оказания помощи коренным малочисленным народам, проживающим на ее территории в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что автор существенно дополняет теорию конституционного права, в частности, в вопросах категориального аппарата административно-территориального устройства. Полученные диссертантом общетеоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования федерального и регионального законодательства об административно-территориальном устройстве Российской Федерации и ее субъектов.

Исследование имеет системный характер, решает задачи, актуальные для смежных отраслей права (муниципального, административного, земельного). Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации, а также фактический материал, могут быть использованы учеными в дальнейших научных исследованиях в рамках конституционного и муниципального права.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, где проводилось ее рецензирование и обсуждение. Основные идеи излагались автором в сообщениях на заседаниях кафедры, на всероссийской научно-практической конференции, проходившей в Тюменском юридическом институте МВД Российской Федерации, нашли отражение в опубликованных статьях.

Материалы исследования используются диссертантом при проведении занятий по дисциплинам «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право Российской Федерации».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие основные его выводы.

1. Административно-территориальное устройство Российской Федерации представляет собой деление территории Российской Федерации на части (административно-территориальные единицы), осуществляемое органами публичной власти в целях организации наиболее эффективного осуществления функций государственного управления и местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство Российской Федерациисложное структурное явление, имеющее несколько уровней организации. В самом общем разрезе оно предстает как система видов административно-территориальных единиц и структурных связей между ниЦи.

Административно-территориальное устройство Российской Федерации, реализованное в практической территориальной организации, представляет собой совокупность конкретных административно-территориальных единиц с их индивидуальными наименованиями и границами. Данное, конкретное содержание административно-территориального устройства Российской Федерации, наполняющее его структуру, может быть обозначено термином административно-территориальное деление Российской Федерации.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, соподчиненностью государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях и направлениях в процессе осуществления государственного управления.

2. Наряду с другими подсистемами государства (политической, налоговой, гражданства, системой государственных органов и т. д.) административно-территориальное устройство является составной частью государственного устройства, определяющей важный, но не единственный, признак государства — организация власти в пространственных пределах принадлежащей ему территории. Данные понятия соотносятся как часть и целое.

3 .Классификацию всех видов административно-территориальных единиц I в Российской Федерации можно провести по трем основаниям: в зависимости от уровня осуществляемой власти (вертикаль), в соответствии с направлениями осуществляемых государством функций (горизонталь) — ведомственное, а также в зависимости от географических (первичных) признаков территории.

Фиксирование географических (первичных) признаков территорииприродных объектов и населенных объектов — это объективно существующая потребность систематизации объектов пространства для каждого государства. Используя данные о составе своей территории, государство применяет различные модели организации управления в масштабах принадлежащей ему территории.

4. Из анализа норм Конституции Российской Федерации следует отнесение административно-территориального устройства Российской Федерации, а также отдельных вопросов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится в совместной компетенции Российской федерации и субъекта.

5. Конституционное право обеспечивает не только общее нормирование, но и детальное правовое регулирование большинства аспектов административно-территориального устройства, в том числе:

— поименное перечисление субъектов в Конституции Российской Федерации;

— регулирование в федеральном конституционном законодательстве вопросов образования новых субъектов Российской Федерации и закрепление статуса новых видов административно-территориальных единиц, образуемых на основе бывших автономных округов;

— поименное перечисление в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации видов административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации;

— признание регулирования вопросов административно-территориального устройства частью законодательного регулирования общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Объединение субъектов федеративного государства в составе единого государства предопределяет необходимость проведения единой федеральной политики в масштабах всей страны. Федеральные органы государственной власти в соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации наделены правом для осуществления своих полномочий создавать административно-территориальные единицы, в том числе, используя территории субъектов. Федеральные округа, образованные Указом Президента Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений в субъектах Российской Федерации, являются административно-территориальными единицами.

7. В основе административно-территориального устройства Российской Федерации лежат принципы:

— соответствия системе расселения населения;

— многоуровневой территориальной организации;

— соответствия условиям экономического развития территории (экономический принцип);

— учета природно-географических условий;

— учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.

8. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации является составной частью (подсистемой) территориальной организации Российской Федерации и должно строиться на основе унифицированных подходов. В частности, для поселка могут быть юридически зафиксированы следующие критерии:

— численность населения;

— процентное соотношение занятого населения в отраслях народного хозяйства;

— инфраструктурные требования (наличие промышленных предприятий, объектов строительства, железнодорожных узлов, гидротехнических сооружений, предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, объектов социальной сферы).

9. Как из теоретических, так и из правовых оснований следует вывод о том, что территориальная организация местного самоуправления является составной частью административно-территориального устройства Российской Федерации. Они формируются на единой основе — базовой классификации административно-территориальных единиц — географических объектов.

10. Особенностями правового статуса бывших автономных округов, вошедших в состав вновь образованных краев в качестве административно-территориальных единиц, являются: наличие национально-культурных факторов при создании административно-территориальной единицы;

— определение границ административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации не законом субъекта федерации, а федеральным конституционным законом;

— частичное регулирование правового статуса административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации федеральным конституционным законом. В частности, закрепление требования о неделимости территории данной административно-территориальной единицы и о необходимости оказания помощи коренным малочисленным народам, проживающим на ее территории в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур.

11. Основными направлениями совершенствования федерального законодательства, регулирующего административно-территориальное устройство Российской Федерации и ее субъектов, являются:

— устранение противоречий между действующими законодательными актами Российской Федерации, регулирующими отдельные вопросы административно-территориального устройства Российской Федерации;

— разграничение полномочий по регулированию административно-территориального устройства Российской Федерации между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

— систематизация видов административно-территориальных единиц Российской Федерации и ее субъектов, общие критерии образования и упразднения административно-территориальных единиц.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты
  2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.2. Федеральные правовые акты
  3. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. М.: Юрист, 2006. 31 с.
  4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4916.
  5. Закон Российской Федерации от 3 июля 1992 г. № 3198−1 «Об установлении переходного периода по государственно-территориальномуразграничению в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 199.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.
  7. Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5718.
  8. Федеральный закон от 14 июля 1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Совета Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N33. Ст. 1915.
  9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.
  10. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965.
  11. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 15. Ст. 1750.
  12. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2208.
  13. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3266−1 «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150.
  14. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 2.
  15. Указ Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 34. Ст. 1271.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2756.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации» (с изменениями от 24 марта 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N31. Ст. 3839.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 24. Ст. 2370. :
  19. Правовые акты субъектов Российской Федерации
  20. Устав Калининградской области от 18 января 1996 г. N 30 (в редакции от 1.06.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  21. Устав (основной закон) Томской области от 26 июля 1995 г. (в редакции от 12.04.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  22. Устав Пензенской области от 10 сентября 1996 г. (в редакции от2212.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  23. Конституция Республики Алтай от 7 июня 1997 г. (в редакции от1201.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  24. Устав Красноярского края от 29 февраля 1996 N 8−252 (редакции от 02.02.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  25. Устав (основной закон) Омской области от 26 декабря 1995 г. № 193 (в редакции от 04.05.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  26. Устав (основной закон) Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  27. Устав Архангельской области от 23 мая 1995 г. (в редакции от2106.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  28. Устав Липецкой области от 9 апреля 2003 г. N 46−03 (в редакции от1804.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  29. Устав Приморского края от 6 октября 1995 г. N 14-КЗ (в редакции от 01.06.2004) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  30. Устав Московской области от И декабря 1996 г. N 55/ 96−03 (в редакции от 24.11.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  31. Устав Оренбургской области от 25 октября 2000 г. N 724 (в редакции от 11.11.2005) Электронный ресурс. II режим доступа: http://constitution.garant.ru
  32. Устав Астраханской области от 28 марта 1997 г. N 6 (в редакции от0711.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  33. Устав Хабаровского края от 30 ноября 1995 г. N 150 (в редакции от0101.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  34. Устав Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6 03 (в редакции от 29.12.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http:// constitution.garant.ru
  35. Устав (основной закон) Ставропольского края от 12 октября 1994 г. N 6-кз (в редакции от 20.06.2005) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  36. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г. (в редакции от 21.2004) Электронный ресурс. // режим доступа: http://constitution.garant.ru
  37. Устав (основной закон) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 31.03.2006) Электронный ресурс. // режим доступа: http:// constitution.garant.ru
  38. Закон Амурской области от 1 декабря 1997 г. № 44−03 «Об административно-территориальном устройстве Амурской области» (в редакции Закона Амурской области от 17 декабря 2001 г. N 55−03) // Амурская Правда. 1998. 20 января. N 11 12- 2001. 10 января. № 5.
  39. Закон Краснодарского края от 6 октября 2004 г. N 780-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края и порядке его изменения» // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2004. N 22.
  40. Областной закон Ленинградской области от 17 апреля 1996 г. N 903 «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 1996. № 3.
  41. Закон Липецкой области от 7 мая 1996 г. N 38−03 «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области» (в редакции закона Липецкой области от 31 октября 2000 г. N 113−03) // Липецкая газета. 1996. 17 мая. N 90- 2000. 8 ноября. № 145.
  42. Закон Рязанской области от 25 января 1996 года N5 «Об административно-территориальном устройстве Рязанской области» // Приокская газета. 1996. 14 февраля. N 35.
  43. Закон Смоленской области от 28 декабря 2004 г. N 120−3 «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области» // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области.2005. N 1.Стр. 129.
  44. Закон Ульяновской области от 29 декабря 1997 г. N 046−30 «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области» // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Ульяновской области. 1997. N11.
  45. Закон Республики Хакасия от 5 мая 2004 г. N 20 «Об административно-территориальном устройстве Республика Хакасия» // Вестник Хакасии. 2004. N 22.
  46. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) Алтайского края // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 4. Ст. 409.
  47. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N3. Ст. 429.
  48. Федерации" 11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. I1. Ст. 2728.
  49. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М.: «Республика», 1994. 376 с.
  50. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. 253 с.
  51. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. 528 с.
  52. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII-XX вв.) / под ред. В. П. Петровой. Тюмень: ООО ТНЦ «ТюменНИИГипрогаз». ФГУ ИПП Тюмень, 2003. 201 с.
  53. Г. В. Теория государственного управления. М.: 1997, 435 с. 240.
  54. Атлас мира. М.: ГУГК СССР, 1990. 940 с.
  55. К.В. Государственное право зарубежных стран: учебник для ВУЗов. М.: Форум ИНФРА-М, 1998. 498 с.
  56. С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 376 с.
  57. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: ИНФРА’М-НОРМА, 1997. 752 с.
  58. Д.Н. О предмете административного права России // Государство и право. 2003. № 10. С. 29−36.
  59. Большая советская энциклопедия. Т.54. М.: ОГИЗ СССР, 1946. 978 с.
  60. Большой толковый словарь русского языка. Под. ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998. 765 с.
  61. Большой юридический словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. 790 с.
  62. Г. Французское административное право. Под ред. С. В. Боботова. М: Прогресс, 1988. 439 с.
  63. И.А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия: уч. пособ. М.: Логос, 1998. 380 с.
  64. В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления //Журнал Российского права. 2006. № 3. С.
  65. . Административное право Франции. М., 1973. 487 с.
  66. Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации. Под. ред. К. Г. Пандакова. Саратов, 2003. 386 с.
  67. Вопросы экономического районирования СССР. Сб. материалов и статей (1917−1929 г. г.). Под ред. Г. М. Кржижановского. М:., 1957. 216 с.
  68. В.В., Шарыги М. Д. Социально-экономическая география на рубеже тысячелетий: (теоретико-методологический аспект). Самара: СГЭА, 1998.268 с.
  69. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, 1998. 383 с.
  70. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: учебник для вузов. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2000. 519 с.
  71. А.А., Трутнев Э. К. Концепция правового зонирования города: методы разработки на примере Хабаровска. М.: Мысль, 1999. 268 с.
  72. .Н., Елисеев А. П. Российское административное право: учебник для вузов. М., 1998. 345 с.
  73. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права.2002. № 7. С. 7 -13.
  74. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. А. А. Адамеску, П. Е. Семенов, Ю. А. Тихомиров, Б. М. Штульбрег. М.: ДеКА, 2003. 473 с.
  75. А.Г. Государственно-территориальное устройство России. М.: ДеКА, 2003.359 с.
  76. В. Реформа местного управления при Екатерине II (Учреждение о губерниях 7 ноября 1775 г.). СПб., 1910. 325 с.
  77. А. Н. Проблемы реформирования территориальной организации местного самоуправления // Федерализм. 2005. № 1. С.92−97.
  78. А., Иванов В. Два подхода к межрегиональным ассоциациям //Российская Федерация. 1997. № 8. С. 13−18.
  79. Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2003. 407 с.
  80. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года. О состоянии законодательства в Российской Федерации.
  81. Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики. Издание Совета Федерации. М. 2005. 257 с.
  82. А.Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения. Москва: НОРМА, 1998. 254 с.
  83. Ю. Вопросы истории государства и права Эстонской ССР до Октябрьской революции ч. 1. Тарту, 1996. 237с.
  84. Г. Общее учение о государстве. М. СПб., 1908. 323 с.
  85. Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. М.: Юристъ. 2005. 412 с.
  86. .В. Земельное право России: учебник. 8-е изд., перераб. М.: Юрайт, 2004.370 с.
  87. Д.В. Унитарное государство Российской империи // История государства и права. 2004.№ 4. С. 6−10.
  88. Д.Н. Научные концепции в области экономического районирования России и СССР // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. № 1. 1997. С. 67−71.
  89. Д.Л. Государственное устройство СССР. М.: Госюриздат, 1960. 374 с.
  90. .Н. Общественный строй Киевской Руси XI—XII вв.. // История государства и права. 2001. № 5. С.45−50.
  91. История России XIX начала XX в: учебник для исторических факультетов университетов. Под. ред. В. А. Федорова. 2-е изд., исправл. и доп. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. 458 с.
  92. В.Т. Народовластие развитого социализма. Конституционные вопросы. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1979. 145 с.
  93. А.А. Посадская община в России XVIII столетия. М., 1903.287 с.
  94. Конституция СССР: политико-правовой комментарий. М.: Политиздат. 1982. 398 с.
  95. А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. № 8. С. 28−34.
  96. .М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения, 1974. 168 с.
  97. .М., Порк А. Л. Территория и граница СССР. М.: Международные отношения. 1985. 219 с.
  98. В.О. Сочинение в девяти томах T.IV. М., 1989. 387 с.
  99. Е. И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 1999. 520 с.
  100. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 1996. 552 с.
  101. Н.М. Российское административное право: курс лекций Саратов, 2001. 163 с.
  102. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. Под. ред. А. С. Автономова. М.: Юриспруденция, 2001. 389 с.
  103. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002. 540 с.
  104. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Сост. проф.
  105. B.В. Маклаков. М.: БЕК, 2002. 592 с.
  106. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под. ред. Б. А. Страшун. М., 1996. 653 с. 412.
  107. Е.А. Административное право: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 320 с.
  108. Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 9450.
  109. И.Н. История государства и права России (курс лекций) / И. Н. Кузнецов. Мн.: Амалфея, 1999. 128 с.
  110. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2002. 380 с.
  111. В.А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М.: Дело, 2005. 235 с.
  112. Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). М.: БЕК, 1998. 223 с.
  113. В.И. Основы конституционного строя США. М.: НОРМА, 1998. 376 с.
  114. Н.Л. Правовой режим земель поселений: учеб. практ. Пособие. М., 2004. 150 с.
  115. В.Н. Полномочные представители Президента и будущее федерализма в России. Тезисы доклада // Настоящее и будущее федерализма в России: Сб. материалов всеросс. науч.-практич. конф., ФГНУ. Москва, 2002.1. C.12−18.
  116. В.В. Государственный суверенитет и территориальнаяцелостность главные принципы современной российской государственности //
  117. Государство и право. 2004. № 4. С.5−10.
  118. ., Распределение властных полномочий в Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств членов Совета Европы // Журнал российского права. 2002. № 9. С. 125 -131.
  119. . Распределение властных полномочий в Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств членов Совета Европы // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 108−114.
  120. Международное право: учебник /Ю.М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1994. 608 с.
  121. Международное право: учебник для вузов / Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2000. 604 с.
  122. Т.Л. Административно-территориальное деление России и Европы в XVII—XIX вв.. // История государства и права. 2004. № 2. С.55−60.
  123. Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. № 4. С. 36−42. {
  124. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. 599 с.
  125. Общая теория государства и права: в 2 т. Т.1. Общая теория государства. Под ред. Д. А. Керимова, B.C. Петрова. Л.: ЛГУ, 1968. С. 587 с.
  126. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М. Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. 640 с.
  127. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: ООО ИТИ Технологии, 2003. 944 с.
  128. С.Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М.: АЗЬ, 1992. 927 с.
  129. О ходе реформы местного самоуправления. Департамент закон8дательства и мониторинга муниципальной реформы Конгресса муниципальных образований // Муниципальное право. 2005. № 1. С. 3−10.
  130. Р.С., Шафир М. А. Административно-территориальное устройство советского государства. М.: Госюриздат, 1961. 443 с.
  131. Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903. 321 с.
  132. И.В. Системный подход . и общесистемныезакономерности. М.: СИНТЕГ, 2000. 320 с. !
  133. В. Д. Правовые и научные проблемы порядка управления в России: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000, 160 с.
  134. Популярный юридический энциклопедический словарь. Редкол.- О. Е. Кутафин, В. А. Туманов, И. В. Шмаров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 800 с.
  135. Проблема расселения в СССР. Под. ред. Б. С. Хорева. М.: Статистика, 1980. 503 с.
  136. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. Под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 1999. 414 с.
  137. В.А. История государства и права России IX начало ХХвеков. М.: Зерцало, 1995. 304 с.
  138. , В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов, 1966. 298 с.
  139. А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М.: Манускрипт. 1995. 374 с.
  140. Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства. М.: КНОРУС, 2005.356 с.
  141. С.С. Централизация и децентрализация власти в современном федеративном государстве (сравнительно-правовой анализ) // Федерализм. 2006. № 2. С. 64−73.
  142. Диссертации и авторефераты диссертационных исследований
  143. В.Г. Единство Российского государства: проблемы конституционной теории и практики: Автореф. дис. доктор, юрид. наук. Москва, 2006. 45 с.
  144. С.Н. Территория государства (правовые проблемы): Автореф. дис. доктор, юрид. наук. Москва, 1998. 50 с.
  145. М.К. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореферат дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 29 с.
  146. С.П. Правовое регулирование административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Омск, 2001. 210 с.
  147. О.А. Территориальная организация публичной власти в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Автореферат дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 25 с.
  148. А.Н. Объединение российских территорий должно проходить постепенно Электронный ресурс. / Информационно-Аналитическое Интернет-Издание режим доступа: // http// www.politics.pravda.ru .
Заполнить форму текущей работой