Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-правовые основы природоохранной деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комитета по охране окружающей среды Администрации Волгоградской области, а также в деятельности территориального отдела УЭБ Комитета по охране окружающей среды Волгоградской области по г. Камышину. Основные результаты исследования докладывались на семинаре-совещании с председателями, депутатами и специалистами аппаратов представительных органов местного самоуправления Волгоградской области… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общая характеристика природоохранной деятельности в системе функций местного самоуправления
    • 1. Понятие природоохранной (экологической) функции местного самоуправления
    • 2. Органы местного самоуправления — субъекты природоохранной деятельности
  • ГЛАВА 2. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления
    • 1. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов о природоохранной деятельности органов местного самоуправления
    • 2. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды
    • 3. Реализация полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды

Организационно-правовые основы природоохранной деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время весьма актуальными являются поиски путей повышения эффективности воздействия государства на различные сферы жизни общества. Это обусловило появление новых политико-правовых институтов, к числу которых относится и институт местного самоуправления. Эффективность его деятельности во многом зависит от правильного понимания сущности местного самоуправления, его функций и места во всей системе управления обществом.

Отмечая определенный рост научных исследований проблем становления местного самоуправления, необходимо признать, что вопросы организации и функционирования органов местного самоуправления в различных сферах общественных отношений, и в частности, в области охраны окружающей природной среды остаются малоизученными. К таким вопросам следует отнести исследование механизмов взаимодействия муниципальных и государственных органов, разграничение их компетенции.

Формально выделяя некие «вопросы местного значения», российское законодательство все же не смогло провести четкого разделения этих вопросов и вопросов, решение которых является прерогативой государства. Детальное рассмотрение предметов ведения органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что аналогичные предметы ведения присущи и государственным органам. К таковым относится, в частности, охрана окружающей природной среды.

Состояние окружающей среды во многих муниципальных образованиях становится самостоятельным источником опасности как для людей, проживающих на соответствующей территории, так и для самой окружающей среды, что в итоге ограничивает возможности дальнейшего нормального развития общества.

Органы местного самоуправления действуют на уровне, непосредственно приближенном к населению, и призваны решать вопросы обеспечения его жизнедеятельности. Это предполагает создание всех условий для нормального функционирования и гармоничного развития человека, включая благоприятную среду обитания в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

В связи с этим, крайне актуально как можно быстрее приступить к обсуждению новых и обновлению уже существующих подходов к решению экологических проблем в условиях меняющейся системы управления государством. Изучение соответствующих проблем имеет практическую значимость как для развития законодательства на всех уровнях, так и в плане реформирования института местного самоуправления. Это поможет решить конкретные проблемы создания эффективных механизмов обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду на территории муниципального образования. Как отмечает Т. Г. Калиниченко, местное самоуправление является одним из мощных развивающихся институтов, который необходимо использовать для формирования эффективного управления охраной окружающей природной среды1. С.А. Боголюбов2 называет органы местного самоуправления «самыми главными резервами» совершенствования природоохранной деятельности.

Таким образом, недостаточность теоретической разработанности указанной проблемы и несовершенство законодательного регулирования вопросов, связанных с деятельностью органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды определили выбор данной темы.

Степень научной разработанности темы исследования. Политико-правовая природа местного самоуправления, его соотношение с государственным управлением исследовались в трудах известных русских и зарубежных ученых XIX и начала XX веков, таких как П. Ашлей, В. П. Безобразов, А.И. Ва-сильчиков, JI.A. Велихов, Р. Гнейст, А. Д. Градовский, Г. Еллинек, Н. М. Корку.

1 Калиниченко Т. Г. Управление охраной окружающей среды и природных ресурсов регионов // Государство и право. — 1995, — № 7. С. 79.

2 Боголюбов С. А. Экологическое право. — М., 1999. — С. 72, 73. нов, Н. И. Лазаревский, В. Н. Пешков, И. Редлих, О. Ресслер, М. И. Свешников,.

A. Токвиль, Б. Н. Чичерин, JI. Штейн и др.

Общетеоретическим вопросам определения понятия местного самоуправления, а также отдельным аспектам организации и деятельности муниципальных органов власти посвящены работы С. А. Авакьяна, П. В. Анисимова, Г. В. Атаманчука, Г. В. Барабашева, В. А. Баранчикова, А. А. Безуглова, Н. С. Бондаря,.

B.И. Васильева, А. Г. Воронина, И. В. Выдрина, П. П. Глущенко, Н. И. Грачева, Ю. А. Дмитриева, Н. А. Емельянова, В. Т. Кабышева, Е. М. Ковешникова, М. Н. Козюка, А. Н. Кокотова, М. А. Краснова, В. А. Кряжкова, О. Е. Кутафина, В. А. Лапина, А. В. Мингеса, Н. В. Постового, В. В. Пылина, В. И. Сазонова, В.Д. Си-мухина, В. В. Таболина, М. Н. Тарасенко, В. И. Фадеева, А. И. Черкасова, К. Ф. Шеремета, А. Н. Широкова, Е. С. Шугриной и др.

Значительное внимание вопросам государственного управления, компетенции органов власти и управления уделено в работах А. П. Алехина, Д. Н. Бахрах, С. Н. Братановского, В. В. Денисенко, А. А. Кармолицкого, Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, И. В. Пановой, Ю. А. Тихомирова, В.Е. Чир-кина, В. А. Юсупова и др.

В эколого-правовой литературе вопросы природоохранной деятельности органов местного самоуправления затрагивались в трудах А. П. Анисимова,.

C.Л. Байдакова, Л. Е. Бандорина, И. И. Бергхольцас, А. Г. Бобковой, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. И. Васильевой, В. В. Вербицкого, Г. В. Выпхановой, А. К. Голиченкова, А. Н. Горбачева, О. Л. Дубовик, НА. Духно, Б. В. Ерофеева, Н. Г. Жаворонковой, Ю. Г. Жарикова, Э. Н. Жевлакова, А. И. Казанника, О. С. Колбасова, В. В. Круглова, И. Е. Миняева, В. В. Петрова, Г. П. Серова, Л. К. Сокол, Н. В. Сторожева, А. Г. Тарнавского, Г. В. Чубукова, Ю. С. Шемшученко и др.

Труды названных авторов стали теоретической основой исследования. В то же время, несмотря на возрастающую актуальность вопросов становления и развития института местного самоуправления, недостаточное внимание уделяется изучению организационно-правовых основ деятельности муниципальных органов власти в отдельных сферах и, в частности, в области охраны окружающей среды. Работы советского периода, посвященные анализу природоохранной деятельности местных Советов, во многом утратили актуальность в связи с качественным изменением правового статуса органов власти на местном уровне, а также изменением социально-политической и экономической обстановки в стране.

Таким образом, вопросы полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, специфика правового статуса этих органов исследованы недостаточно.

Целью диссертационного исследования является изучение правовых и организационных основ деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и разработка рекомендаций по совершенствованию данной деятельности.

Для достижения указанной цели предполагалось решить следующие задачи:

1) определить понятие природоохранной (экологической) функции местного самоуправления, выявить место данной функции среди других функций местного самоуправления и государства;

2) определить цель, формы и методы реализации природоохранной функции местного самоуправления;

3) рассмотреть органы местного самоуправления в качестве субъекта природоохранной деятельности, определить основные направления взаимоотношения этих органов с другими субъектами данной деятельности;

4) изучить и обобщить действующие правовые источники, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды;

5) выявить позитивные и негативные стороны правового регулирования природоохранной деятельности муниципальными органами власти;

6) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения по поводу реализации органами местного самоуправления своих полномочий в области охраны окружающей природной среды. Предметом исследования являются нормы конституционного, муниципального, административного и экологического права, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в актах органов местного самоуправления, и закрепляющие природоохранные полномочия органов местного самоуправления.

Методологическая основа и эмпирическая база. Рассмотренные в диссертации вопросы освещаются с учетом современных достижений философии, социологии, политологии, теории и истории государства и права, отраслевых юридических наук (конституционного, муниципального, административного, экологического права и других).

В процессе написания работы автором применялись общие и частные (метод системного подхода, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-сравнительный, статистический) научные методы исследования, используемые комплексно.

Юридическую базу диссертации составили: Конституция Российской ФедерацииМеждународные правовые акты о местном самоуправлении и охране окружающей природной средыФедеральный закон от 28 августа 1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" — иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления.

Эмпирическую базу исследования составил анализ практики органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Тамбовской областей, Краснодарского края, Республики Татарстан и ряда других субъектов Российской Федерации.

Научная новизна. Представленная работа является одним из первых исследований, посвященных как общетеоретическим проблемам правового статуса муниципальных органов власти, так и содержанию полномочий органов местного самоуправления в природоохранной сфере на основе сравнительного анализа федерального, регионального законодательства, а также правовых актов органов местного самоуправления нормативного и правоприменительного характера. В диссертации сформулировано понятие природоохранной (экологической) функции местного самоуправления, определен статус органов местного самоуправления как субъектов реализации данной функции, исследованы основные направления природоохранной деятельности органов местного самоуправления, а также разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере общественных отношений.

В работе исследованы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту:

1. Функции местного самоуправления как социально-правового института производны от функций государства, поскольку четкого разделения «вопросов местного значения» и «вопросов государственного значения» провести невозможно. Предметы ведения местного самоуправления определяются самим государством.

2. Природоохранная (экологическая) функция местного самоуправления представляет собой закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной окружающей природной среды на территории муниципального образования. Соответственно природоохранная деятельность субъектов местного самоуправления представляет собой реализацию экологической функции местного самоуправления.

3. Основным элементом системы местного самоуправления, осуществляющим деятельность по реализации природоохранной функции местного самоуправления являются органы местного самоуправления. Реализуя экологическую функцию, эти органы продолжают общее государственное дело охраны окружающей природной среды. При осуществлении этой функции они имеют возможность учитывать специфику местных условий, что позволяет более эффективно использовать их полномочия в сфере природоохранной деятельности. Необходимость создания специальных экологических служб в системе органов местного самоуправления зависит как от экологической обстановки в муниципальном образовании, так и от наличия достаточных финансово-экономических ресурсов в этих образованиях.

4. Действующее российское законодательство позволяет выделить три варианта установления полномочий муниципальных органов власти, и, соответственно, разграничения их полномочий: законодательный, уставный и договорный. В настоящий момент преимущественно применяются первые два способа.

Федеральное законодательство должно определять общие положения о полномочиях органов местного самоуправления, а задача регионального законотворчества заключается в приспособлении федерального законодательства к местным условиям с учетом интересов субъекта Российской Федерации, его особенностей природно-климатического (географического), экономического, этнографического, исторического и иного характера.

5. Существующие федеральные законы, регулирующие вопросы природоохранной деятельности органов местного самоуправления, не всегда совершенны с точки зрения юридической техники, они отличаются фрагментарностью и использованием слишком общих формулировок. В законах закрепляются, в основном, материальные нормы, определяющие общие полномочия, и игнорируется регулирование процедур реализации этих полномочий. Между тем, в таких процедурах должны определяться формы взаимодействия муниципальных органов с органами государственной власти, порядок устранения возможных противоречий. Одним из приоритетных направлений может стать заключение двухи трехсторонних договоров.

6. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.

В качестве оснований классификации природоохранных полномочий органов местного самоуправления могут выступать: 1) виды нормативных правовых актов, в которых они закреплены- 2) виды муниципальных органов власти, которым они принадлежат- 3) порядок закрепления этих полномочий- 4) характер этих полномочий- 5) предмет природоохранной деятельности.

7. Предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления практически реализуются в различных муниципальных образованиях в разном объеме. Это происходит в силу объективных и субъективных причин. К числу объективных причин относится географическое местоположение муниципального образования, тип муниципального образования (городское или сельское), экологическая обстановка на его территории, наличие или отсутствие соответствующих региональных законов. Основной субъективной причиной является уровень правовой культуры и профессиональные качества должностных лиц, осуществляющих функции управления в конкретном муниципальном образовании.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в научной и учебно-методической литературе, преподавании курсов муниципального, конституционного, административного и экологического права. Теоретические выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной практике органов местного самоуправления, а также федеральных и региональных органов государственной власти.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические разработки и положения нашли отражение в шести опубликованных научных статьях, используются в учебном процессе при проведении занятий по курсу муниципальное право в Волгоградской академии МВД России. Результаты теоретических исследований диссертанта использованы в работе.

Комитета по охране окружающей среды Администрации Волгоградской области, а также в деятельности территориального отдела УЭБ Комитета по охране окружающей среды Волгоградской области по г. Камышину. Основные результаты исследования докладывались на семинаре-совещании с председателями, депутатами и специалистами аппаратов представительных органов местного самоуправления Волгоградской области (Волгоград, 07 июня 2001 г.), научной конференции профессорско-преподавательского состава и студентов «Рыночная экономика России на современном этапе (экономико-правовые и социальные проблемы)» (Волгоград, 20 апреля 2001 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Пути развития российской юридической науки и образования в XXI веке» (Волгоград, 25−26 октября 2001 г.) и других научных конференциях, проводимых в г. Волгограде и г. Москве, на заседаниях кафедры конституционного и административного права Волгоградской академии МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного научного исследования организационно-правовых основ природоохранной деятельности органов местного самоуправления позволяют сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Современная концепция местного самоуправления, закрепленная Конституцией Российской Федерации 1993 г., предполагает формальное разделение государства и института местного самоуправления. В то же время, развивающееся на основе Конституции российское законодательство не смогло провести четкое разграничение между «вопросами местного значения» и «вопросами государственного значения».

Выделение в российском законодательстве вопросов, имеющих «местное значение», необоснованно, по нашему мнению, как по причине отсутствия универсального перечня направлений деятельности, присущих всем органам местного самоуправления в государстве, так и в силу необходимости обеспечения функционального единства органов власти на всех уровнях. Такая необходимость представляется особенно важной в условиях становления новой российской государственности.

Такое функциональное единство органов власти обусловливает прямую связь функций местного самоуправления с функциями самого государства. В то же время, существование института местного самоуправления предполагает возможность осуществления его функций в соответствии с интересами населения первичной социально-территориальной общности — муниципального образования. С этой целью местному самоуправлению предоставляется определенная самостоятельность в осуществлении своих функций, что не позволяет, однако, констатировать его оторванность от государства.

Само назначение института местного самоуправления заключается в сближении интересов гражданского общества и государства, в их согласовании.

Только в этом случае возможно нормальное развитие как общества, так и его государственных структур.

Наличие экологической функции в числе функций местного самоуправления обусловлено целью этого социально-правового института, в качестве которой выступает создание всех условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека на территории муниципального образования, а также его задачами, которые заключаются в учете интересов населения муниципального образования и обеспечении комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Одним из условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека на территории муниципального образования, является обеспечение благоприятного качества окружающей среды. С этой целью и осуществляется природоохранная деятельность субъектов местного самоуправления.

Результатом этой деятельности является создание дополнительных гарантии реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду. Основное назначение экологической функции местного самоуправления выражается в обеспечении сочетания и согласования экологических и экономических интересов населения муниципального образования, а также в создании необходимых гарантий, направленных на реализацию и защиту права человека на чистую и благоприятную окружающую природную среду.

Таким образом, экологическая функция местного самоуправления принадлежит к числу основных, постоянных и наиболее значимых функций местного самоуправления, что связано с высокой степенью актуальности решения экологических проблем в муниципальных образованиях.

Необходимо различать природоохранную (экологическую) функцию местного самоуправления, под которой понимается закрепленная в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной окружающей природной среды на территории муниципального образования, и реализацию указанной функции, представляющую собой непосредственно природоохранную деятельность субъектов местного самоуправления.

Объектом экологической функции местного самоуправления являются специфические общественные отношения по поводу окружающей человека природной среды, а объектами природоохранной деятельности являются сама окружающая природная среда в целом, а также природные и природно-антропогенные объекты. Цель этой функции заключается в сохранении (восстановлении) благоприятного состояния окружающей природной среды, повышение ее качества и поддержание экологического равновесия на территории конкретного муниципального образования в соответствии с правовыми экологическими требованиями.

Природоохранная деятельность субъектов местного самоуправления осуществляется как в правовых, так и в организационных (неправовых) формах с применением различных методов правового регулирования, основными и традиционными из которых являются методы убеждения и принуждения. Эффективность деятельности субъектов местного самоуправления зависит от обоснованного сочетания этих методов.

Экологическая функция местного самоуправления теснейшим образом связана с другими функциями этого социально-правового института. Суть сочетания и взаимосвязи этих функций заключена в установлении «баланса между социально-экономическими целями развития и экологическими требованиями"1.

Основным элементом системы местного самоуправления, осуществляющим деятельность по реализации природоохранной функции местного самоуправления являются органы местного самоуправления. Реализуя экологическую функцию, муниципальные органы продолжают общее государственное.

1 Байдаков СЛ. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан (на примере района «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г. Москвы): Ав-тореф. дисс. .канд. юрид. наук. — М., 1999. — С. 3. дело охраны окружающей природной среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям в комплексе с другими функциями, что позволяет существенно повысить эффективность природоохранной деятельности.

В действующем законодательстве, на наш взгляд, целесообразно закрепить правовой статус органов местного самоуправления как особых органов государственной власти. Местные органы в целом формируются и функционируют на основе тех же принципов, что и органы власти на вышестоящих уровнях, а их полномочия, закрепленные в действующем законодательстве вполне можно охарактеризовать как «государственно-властные». Поэтому не следует абсолютизировать понятие «самоуправление» применительно к муниципальным органам власти и противопоставлять органам государственной власти. Автономность этих органов может быть гарантирована общим запретом на вмешательство в их деятельность каких-либо иных государственных органов, отсутствием контроля за целесообразностью решений местных органов.

В различном объеме в реализации природоохранной функции участвуют все органы местного самоуправления. Центральное место в системе муниципальных органов принадлежит представительным органам, поскольку именно им предоставлено право выражать волю населения муниципального образования, придавать ей общеобязательный характер, осуществлять от имени этого населения власть. Этим же объясняется закрепление за представительными органами особых, исключительных полномочий.

Главная функция исполнительных органов местного самоуправления заключается в обеспечении исполнения решений населения, представительного органа местного самоуправления, а также реализации действующего законодательства Российской Федерации.

Необходимость создания специальных экологических служб в системе органов местного самоуправления зависит как от экологической обстановки в муниципальном образовании, так и от наличия достаточных финансово-экономических ресурсов в этих образованиях.

В целях экономии средств, а также в целях проведения взаимосвязанной природоохранной политики, на наш взгляд, на отдельных территориях экологические функции органов местного самоуправления могут осуществлять объединенные специализированные межмуниципальные службы, формируемые несколькими муниципальными образованиями по договоренности.

В настоящее время единых организационных подходов к осуществлению экологического управления в конкретных муниципальных образованиях не наблюдается. В силу этого обстоятельства во многих случаях параллельно существует несколько природоохранных органов на одном уровне. Анализ их полномочий показывает, что часто их функции дублируются, а деятельность в практическом отношении не согласованна, а порой и противоречива. Представляется в связи с этим необходимым применить два подхода к упорядочиванию практической деятельности различных природоохранных структур на местном уровне. С одной стороны, это может быть достигнуто путем заключения специальных административных договоров о разграничении полномочий, о совместной деятельности. С другой стороны, возможным вариантом может быть не создание органами местного самоуправления специальных экологических служб там, где уже существуют специально уполномоченные природоохранные территориальные органы государственной власти (федеральных или субъектов Федерации), а увеличение штатной численности этих органов путем дополнительного финансирования из муниципальных бюджетов (по аналогии с милицией общественной безопасности), обеспечение этих органов дополнительным оборудованием за счет тех же средств.

Особое положение муниципальных органов власти заключается в их приближенности к населению, способности тесно взаимодействовать как непосредственно с гражданами, так и с различными организационными формами объединений граждан — органами территориального общественного самоуправления, различными общественными и иными некоммерческими объединениями. Именно муниципальные органы должны упорядочивать всю муниципальную деятельность, создавая условия для развития различных организационных форм, посредством которых население включается в управленческие процессы, в том числе в осуществление природоохранной деятельности.

В России сегодня формируется трехуровневая система правового регулирования отношений, складывающихся по поводу осуществления местного самоуправления, в том числе по поводу природоохранной деятельности его субъ.

• ектов. Эта система включает в себя федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Действующее в этой сфере законодательство фрагментарно, несогласованно и противоречиво, характеризуется пробельностью. Это непосредственно отражается на практической деятельности органов местного самоуправления.

В связи с этим, выявленные в ходе исследования три варианта установления полномочий муниципальных органов власти должны применяться последовательно, образовывать систему. Так, если федеральное законодательство должно четко закрепить общие принципы природоохранной деятельности органов местного самоуправления, то законы субъектов Российской Федерации должны развивать эти принципы с учетом специфических условий своих территорий. Научная основа принятия регионального закона, содержащего экологические полномочия муниципальных органов власти, предполагает изучение уровня состояния природной среды в муниципальном образовании, изучение возможностей органов местного самоуправления осуществлять планируемые полномочия (организационного и финансово-экономического характера), заинтересованность органов местного самоуправления и населения муниципального образования в осуществлении этих полномочий, сочетание этих полномочий с имеющимися у органов местного самоуправления прав и обязанностей, способы осуществления. Кроме того необходим анализ практики реализации органа* ми местного самоуправления своих полномочий в близких сферах общественных отношений (ее эффективность, объем). Только в этом случае возможно установление оптимальных полномочий для органов местного самоуправления в указанной сфере. В случае невозможности четкого разграничения полномочий государственных и муниципальных органов необходимо рассмотреть варианты заключения договоров, принятия специальных законов о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, о возможности делегирования в отдельных единичных случаях (когда это необходимо, например, в срочном порядке). При этом необходимо четко разграничивать данные способы закрепления полномочий, в необходимых случаях сопровождать соответствующим финансированием.

Одним из направлений регионального законодательного регулирования природоохранной деятельности органов местного самоуправления могло бы стать принятие рекомендательных комплексных программ по оздоровлению окружающей природной среды в муниципальных образованиях, модельных нормативных актов, посвященных различным направлениям природоохранной деятельности муниципальных органов власти.

Приведенная в работе классификация природоохранных полномочий органов местного самоуправления позволяет структурировать эти полномочия определенным образом. Так, в качестве оснований этой классификации можно выделить во-первых виды нормативных правовых актов, во-вторых виды муниципальных органов власти, в-третьих порядок закрепления, в-четвертых характер этих полномочий, и в-пятых предмет природоохранной деятельности. В тоже время необходимо учитывать определенную условность этой градации, которая присуща любой классификации.

Эффективность охраны окружающей среды органами местного самоуправления затрудняет тот факт, что федеральное правовое регулирование участия органов местного самоуправления в охране окружающей среды декларативно, в нем присутствует много бланкетных норм. С одной стороны, упоминание в федеральных законах о соответствующих полномочиях субъектов Российской Федерации, необходимости учета региональных особенностей в деятельности местного самоуправления является позитивным моментом. С другой стороны, представляется обоснованным установление единых (базовых) правовых основ деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Такая задача может быть решена двумя путями.

Во-первых, необходимо внести изменения в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», предусмотрев как обязательные природоохранные полномочия органов местного самоуправления, так и полномочия, которые могут быть переданы дополнительно в порядке наделения отдельными государственными полномочиями.

Во-вторых, данная задача может решаться посредством упоминания полномочий органов местного самоуправления по конкретным экологическим вопросам (отдельным сферам охраны окружающей среды) путем выделения в соответствующих федеральных законах отдельных статей. Именно по этому пути ранее развивалось экологическое законодательство в части закрепления полномочий органов местного самоуправления. Представляется наиболее перспективным вариант с комбинированием обоих вышеназванных подходов.

Предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации экологические полномочия органов местного самоуправления практически реализуются в различных муниципальных образованиях в разном объеме. Это происходит в силу ряда причин, имеющих как объективный, так и субъективный характер. К числу объективных причин следует отнести географическое местоположение (городское или сельское) муниципального образования. Однако даже в рамках одинаковых по территориальной принадлежности (например, два городских или два сельских) муниципальных образований, экологическая обстановка на их территории может существенно различаться, а, следовательно, будут различными и основные направления деятельности. Наконец, такая динамика может быть обусловлена наличием или отсутствием соответствующих региональных законов. Представляется, что нельзя игнорировать и субъективные причины — позицию конкретных должностных лиц, осуществляющих функции управления в отдельных муниципальных образованиях.

Проведенный анализ позволяет выявить основные направления природоохранной деятельности в муниципальных образованиях, порядок осуществления которых детально предусмотрен нормативными актами органов местного самоуправления.

Специфической особенностью современного этапа правотворчества местного самоуправления является его бессистемность, противоречивость, хаотичность и несогласованность нормативно-правового массива, несоблюдение правил юридической техники, игнорирование или незнание теоретических аспектов правотворчества. Последнее обстоятельство обуславливает наличие незаконных нормативных правовых актов муниципальных образований, а также нарушение порядка их опубликования и вступления в силу.

Устранение выявленных недостатков в ходе дальнейшей практической деятельности органов местного самоуправления позволит повысить эффективность работы органов местного самоуправления и создаст надлежащие правовые гарантии реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Вместе с тем, приоритетным направлением природоохранной деятельности муниципальных органов должно стать оздоровление духовного климата в обществе. Пока не будет преодолено эгоистическое отношение человека к окружающей природной среде, стремление получить сиюминутную выгоду от использования ее объектов, экологический кризис будет продолжаться, что в конечном итоге может привести к исчезновению человека. Органы местного самоуправления должны занять свое особое место в реализации концепции устойчивого развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. — М., 1989.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления (Официальный перевод на русский язык) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 36.
  3. Декларация Стокгольмской Конференции ООН по окружающей человека среде от 16 июня 1972 г. // Действующее международное право. Том 3 / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1997.
  4. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. // Действующее международное право. Том 3 / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1997.
  5. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  6. Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. — № 40.
  7. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. № 10- - 1999. — № 7- - 2000. — № 2- - 2001. — № 21- - № 33 (Часть 1).
  8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 35.
  9. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. — № 9.
  10. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995.-№ 12.
  11. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 47.
  12. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. от 15 апреля 1998 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. — № 48- - 1998. — № 16.
  13. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 5.
  14. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с изм. от 13 апреля 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 2- - 1999. — № 16.
  15. Федеральный закон от 11 апреля 1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 15.
  16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 19.
  17. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. — № 26- - 2001. — № 1 (Часть II).
  18. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31- - 2000. — № 1- - № 32- - 2001. — № 1 (Часть 1)--№ 33 (Часть 1).
  19. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. — № 14.
  20. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. — № 18.
  21. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изм. от 24 марта, 8 августа 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 1 (Часть I) — - № 13- - № 33 (Часть1.
  22. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 // Российская газета. 2001. — 30 октября. -№ 211.
  23. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 53 (Часть I).
  24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. М.: Юрайт-М, 2002.
  25. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающейсреды» // Российская газета. 2002. — 12 января. — № 6.* *
  26. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 15.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 23.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 21- - № 39- - № 49.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1462 «О комплексе мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения г. Карабаша Челябинской области на 1998 2000 годы» // Российская газета. — 1996. — 19 декабря. — № 242.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» 11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 35.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. № 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 40.
  32. Приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» //
  33. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2000.-№ 31.
  34. Градостроительный кодекс Алтайского края от 30 апреля 1997 г. № 20-ЗС // Алтайская правда. 1997. — 7 мая.
  35. Закон Алтайского края от 18 декабря 1996 г. № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» // Алтайская правда. 1996. -26 декабря. — № 279.
  36. Закон Алтайского края от 31 декабря 1997 г. № 78-ЗС «Об экологической экспертизе» // Алтайская правда, 1998. 6 марта. — № 50−51.
  37. Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. № 16-ЗС «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Сборник законодательства Алтайского края. -2000. -№ 47.
  38. Закон Брянской области от 25 октября 1996 г. № 31−3 «О местном самоуправлении в Брянской области» // Брянский рабочий. 1996. — 16 ноября. — № 223.
  39. Закон Брянской области от 16 июля 1997 г. № 20−3 «Об обеспечении сани-тарно-технического содержания, озеленения и благоустройства территорий Брянской области» (ред. от 29 декабря 1997 г.) // Брянская неделя. 1997. — 25 июля.
  40. Закон Волгоградской области от 16 апреля 1996 г. № 57-ОД «О порядке проведения собраний (сходов) граждан Волгоградской области» (с изм. от 17
  41. ИЮЛЯ 2001 г.) // Волгоградская правда. 1996. — 23 апреля — № 76- -2001. — 17 августа. — № 151.
  42. Закон Волгоградской области от 15 ноября 1996 г. № 89-ОД «О недропользовании на территории Волгоградской области» (с изм. от 17 ноября 2000 г.) // Волгоградская правда. 1996. — 29 ноября. — № 224- - 2000. — 24 ноября. — № 219.
  43. Закон Волгоградской области от 5 мая 1998 г. № 171-ОД «О питьевой воде и системах водоснабжения» (с изм. от 28 мая 2001 г.) // Волгоградская правда. -1998.-21 мая. -№ 90--2001. 11 июля. — № 124.
  44. Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. № 347-ОД «О системе безопасного обращения с отходами производства и потребления» // Волгоградская правда. 2000. — 11 января. — № 2.
  45. Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2002. — 23 января. — № 12.
  46. Закон Волгоградской области от 26 декабря 2001 г. № 649−0Д «Об областном бюджете на 2002 год» (с изм. от 29 января 2001 г.) // Волгоградская правда. -2001.-27 декабря. № 238.
  47. Закон Вологодской области от 30 октября 1998 г. № 304−03 «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» // Губернские новости. 1998. — 26 ноября.
  48. Закон Ивановской области от 03 апреля 1996 г. № 13−03 «О местном самоуправлении в Ивановской области» (в ред. от 28 декабря 1998 г.) // Сборник законодательства Ивановской области. 1996. — № 7.
  49. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 1999 г. № ЗО-РЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 30 апреля 2001 г.) // Кабардино-Балкарская правда. 1999. — 21 июля. — № 144.
  50. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 23 октября 2000 г. № 37-P3 «Об особо охраняемых природных территориях Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 2000. — 01 ноября. — № 213.
  51. Закон Калининградской области от 10 июля 19% № 58 «Об экологической экспертизе» // Янтарный край. 1996. — 24 июля. — № 141.
  52. Закон Калининградской области от 10 января1999 г. № 108 «Об отходах производства и потребления» // Дмитрия Донского, 1. 1999. — 2 февраля. — № 6.
  53. Закон Калининградской области от 21 июня 1999 г. № 133 «Об экологической политике в Калининградской области» // Дмитрия Донского, 1. 1999. — 3 июля. — № 31.
  54. Закон Калининградской области от 03 ноября 2000 г. № 277 «Об особо охраняемых природных территориях» // Дмитрия Донского, 1. 2000. — 2 декабря. -№ 100.
  55. Закон Кировской области от 8 ноября 1995 г. № 7−30 «Об особо охраняемых природных территориях Кировской области» // Вестник Кировской областной Думы и администрации области. 1996. — № 5.
  56. Закон Кировской области от 12 марта 1997 г. № 43−30 «Об экологической экспертизе» // Вестник Кировской областной Думы и администрации области.1997. -№ 10.
  57. Закон Краснодарского края от 07 августа 1996 г. № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» // Кубанские новости. 1996. — 11 сентября. — № 168.
  58. Закон Краснодарского края от 4 марта 1998 г. № 119-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» // Кубанские новости.1998. 20 марта.
  59. Закон Краснодарского края от 13 мая 2000 г. № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления» // Кубанские новости. 2000. — 24 марта. — № 54 — 55.
  60. Закон Краснодарского края от 14 мая 2001 г. № 360-K3 «Об охране зеленого фонда городских и сельских поселений Краснодарского края» // Кубанские новости. 2001. — 22 мая. — № 81.
  61. Закон Красноярского края от 28 сентября 1995 г. № 7−175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» // Красноярский рабочий. 1995. — 14 октября. — № 195 — 196.
  62. Закон Мурманской области от 29 января 1997 г. № 46−01-ЗМО «Градостроительный кодекс Мурманской области» (с изм. от 25 марта 1999 г.) // Мурманский вестник. 1997. — 4 февраля. — № 22- - 1999. — 31 марта. — № 59.
  63. Закон Нижегородской области от 27 марта 1998 г. № 118−3 «Об особо охраняемых природных территориях» // Правовая Среда. 1998. — 6 апреля.
  64. Закон Приморского края от 10 февраля 1999 г. № 34-K3 «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края» // Ведомости Думы Приморского края. 1999. — 22 февраля. — № 26.
  65. Закон Приморского края от 15 ноября 2001 г. № 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2001. — 16 ноября. — № 98.
  66. Закон Республики Башкортостан от 31 июля 1995 г. № 8−3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Республике Башкортостан» // Ведомости Верховного Совета и Президента Республики Башкортостан. 1995. — № 4.
  67. Закон Республики Бурятия от 5 сентября 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в республике Бурятия» // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1995. — № 7.
  68. Закон Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. № 17 «Об экологическом образовании населения Республики Дагестан» // Дагестанская правда. 1996. -17 октября. — № 209.
  69. Закон Республики Татарстан от 12 февраля 1997 г. № 1040 (ред. от 27 июня 2001 г.) «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. 1997. — 18 марта. — № 55.
  70. Закон Республики Татарстан от 16 октября 1997 г. № 1360 «Об особо охраняемых природных территориях» // Республика Татарстан. 1997. — 19 ноября. -№ 230−231.
  71. Закон Республики Татарстан от 1 декабря 1999 г. № 2471 «Об экологической экспертизе» // Республика Татарстан. 2000. — 15 января. — № 9.
  72. Закон Рязанской области от 10 января 1996 № 1 «О местном самоуправлении в Рязанской области» // Приокская газета. 1996. — 17 января.
  73. Закон Рязанской области от 12 января 1999 г. № 5−03 «Об охране окружающей природной среды на территории Рязанской области» // Приокская газета. 1999. — 2 февраля.
  74. Закон Ставропольского края от 9 декабря 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1995. — № 7.
  75. Закон Тамбовской области от 27 декабря 1995 г. № 45−3 «О природных ресурсах Тамбовской области» // Тамбовская жизнь. 1996. — 10 января.
  76. Закон Томской области от 25 июля 1996 г. № 301 «О местном самоуправлении в Томской области» // Томский вестник. 1996. — 18 августа.
  77. Закон Томской области от 7 октября 1998 г. № 26−03 «Об особо охраняемых природных территориях Томской области» // Томская неделя. 1998. — 17 октября.
  78. Закон Хабаровского края от 28 июля 1999 г. № 146 «Об отходах производства и потребления» // Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края. 1999. — 24 августа. — № 7 (чЛ).
  79. Закон Челябинской области от 16 октября 1995 г. «О местном самоуправлении в Челябинской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области. 1995. — № 11.
  80. Закон Читинской области от 30 января 1997 г. № 75-ЗЧО «Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области» // Забайкальский рабочий. 1997. — 17 февраля.
  81. Устав города Астрахани от 28 декабря 1995 г. № 140 (ред. 30 июня 1998 г.) // Горожанин. 1996. — № 2- - 1998. — № 29.
  82. Устав города Волжского Волгоградской области (с изм. от 20 мая, 17 июня, 28 октября 1998 г., 20 апреля 2001 г.) // Волжская правда. 1998. — 14 июля.
  83. Устав города Воронежа // Воронежский курьер. 1995. — 7 октября. — № 128.
  84. Устав города Моршанска Тамбовской области. Моршанск, 1996.
  85. Устав города Твери // Вече Твери. 1996. — 6 июля. — № 124.
  86. Устав города-героя Волгограда от 29 марта 1996 г. // Городские вести. -1996.-29 октября. -№ 120.
  87. Постановление Воронежского городского муниципального Совета от 30 марта 1995 г. «О комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Воронежа» // Текущий архив Воронежского городского муниципального Совета за 1995 год.
  88. Решение Волжского городского Совета народных депутатов Волгоградской области от 16 июня 2000 г. № 141/5 «Об утверждении норм накоплениябытовых отходов» // Текущий архив Волжского городского Совета народных депутатов Волгоградской области за 2000 год.
  89. Решение городского Совета г. Астрахани от 1 ноября 2000 г. № 120 «Об утверждении Правил санитарного содержания территории города Астрахани» // Горожанин. 2000. — 25 ноября.
  90. Решение городского Совета депутатов г. Калининграда от 5 июля 2000 г. № 265 «О продлении экологического эксперимента по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу» // Текущий архив городского Совета депутатов г. Калининграда за 2000 год.
  91. Решение городского Совета депутатов г. Калининграда от 22 ноября 2000 г. № 385 «Об окончании экологического эксперимента по снижению выброса вредных веществ в атмосферу» // Текущий архив городского Совета депутатов г. Калининграда за 2000 год.
  92. Решение Казанского Совета народных депутатов от 19 февраля 1998 г. № 4−10 «Об итогах обсуждения Программы оздоровления окружающей среды г.
  93. Казани на 1998−2002 гг.» (с изм. от 9 декабря 1999 г., 31 октября 2001 г.) // Текущий архив Казанского Совета народных депутатов за 1998, 1999, 2001 годы.
  94. Решение Казанского Совета народных депутатов от 31 октября 2001 г. № 2−6 «О ходе выполнения Программы оздоровления окружающей среды г. Казани на 1998−2002 гг.» // Текущий архив Казанского Совета народных депутатов за 2001 год.
  95. Решение Красноярского городского Совета от 6 июня 2000 г. № 24−266 «О Программе экологического образования и воспитания населения города Красноярска на 2000−2004 годы» // Текущий архив Красноярского городского Совета за 2000 год.
  96. Решение Красноярского городского Совета от 8 июня 2001 г. № В-37 «О Программе природоохранных мероприятий в городе Красноярске на 2001 год» // Текущий архив Красноярского городского Совета за 2001 год.
  97. Постановление администрации города Астрахани от 6 августа 1998 г. № 2538 «Об утверждении Временных правил оценки и возмещения ущерба за снос зеленых насаждений в городе Астрахани» // Горожанин. 1998. — 20 сентября.
  98. Постановление администрации города Астрахани от 11 января 2002 г. № 24 «Об утверждении Норм накопления твердых бытовых отходов в год на 1 человека в г. Астрахани» // Горожанин. 2002. — 30 января.
  99. Постановление Администрации города Волгограда от 1 апреля 1994 г. № 153-п «О порядке регулирования земельных отношений на особо охраняемой территории долины реки Царицы» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1994 год.
  100. Постановление Администрации города Волгограда от 17 января 1995 г. № 63-п «Об оказании платных услуг Волгоградским городским комитетом охраны природы» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1995 год.
  101. Постановление Администрации города Волгограда от 28 августа 1995 г. № 855-п «Об утверждении зеленого хозяйства» (с изм. от 14 января 2000 г.) // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1995, 2000 годы.
  102. Постановление Администрации города Волгограда от 15 ноября 1996 г. № 910 «О комплексной программе прекращения сброса сточных вод в р. Волгу» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1996 год.
  103. Постановление Администрации г. Волгограда от 5 января 1998 г. № 2 «О мерах по снижению уровня загрязнения города от автотранспортных средств» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1998 год.
  104. Постановление Администрации г. Волгограда от 11 марта 1998 г. № 326 «О разработке концептуальных предложений по совершенствованию системы обращения с отходами» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1998 год.
  105. Постановление Администрации г. Волгограда от 7 октября 1998 г. № 1266 «О создании комиссии по рассмотрению материалов по взиманию платежей за загрязнение окружающей природной среды» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 1998 год.
  106. Постановление Администрации г. Волгограда от 22 декабря 2000 г. № 1673 «О создании муниципального учреждения «Экологический фонд Волгограда» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 2000 год.
  107. Постановление Администрации города Волгограда от 17 января 2001 г. № 35 «О создании департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда» // Текущий архив Администрации города Волгограда за 2001 год.
  108. Постановление администрации Красноярска от 26 мая 2000 г. № 307 «О проведении операции «Чистый воздух, чистая земля» // Текущий архив Администрации Красноярска за 2000 год.
  109. Постановление Главы администрации города Владивостока Приморского края от 5 июня 1995 г. № 613 «Об утверждении «Правил застройки города Владивостока» // Текущий архив Администрации города Владивостока Приморского края за 1995 год.
  110. Постановление Главы администрации города Казани от 15 октября 1997 г. № 2055 «О Правилах пользования лесопарковой зоной города Казани в культурно-оздоровительных целях» // Текущий архив Администрации города Казани за 1997 год.
  111. Постановление Главы администрации города Казани от 10 августа 2001 г. № 1708 «О дополнительных мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в г. Казани» // Текущий архив Администрации города Казани за 2001 год.
  112. Постановление мэра города Астрахани от 22 июля 1998 года № 2329-м «Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани» // Горожанин. 1998. — 28 августа.
  113. Постановление мэра города Астрахани от 14 декабря 2001 г. № 3393-м «Об утверждении Норм накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений в г. Астрахани» // Горожанин. 2001. — 28 декабря.
  114. Постановление мэра города Владивостока Приморского края от 21 апреля 1997 г. № 1077 «Об утверждении Временного положения о растительном слое почв, газонах в г. Владивостоке» // Текущий архив мэрии города Владивостока Приморского края за 1997 год.
  115. Постановление Мэра города Калининграда от 25 октября 1999 г. № 3846 «Об обеспечении радиационной безопасности населения города Калининграда» // Текущий архив мэрии города Калининграда за 1999 год.
  116. Регламент Муниципального Совета города Воронежа. Утвержден постановлением Муниципального Совета г. Воронежа от 8 июля 1997 г. № 93 // Воронежский курьер. 1997. — 7 августа.
  117. Распоряжение Мэра города Калининграда от 1 июля 1994 г. № 408-р «О порядке сбора, хранения и утилизации ртуть содержащих ламп и отходов» // Текущий архив мэрии города Калининграда за 1994 год.
  118. Распоряжение Мэра города Калининграда от 22 марта 1995 г. № 193-р «О предотвращении транзита опасных отходов через территорию г. Калининграда и поступления их в город» // Текущий архив мэрии города Калининграда за 1995 год.
  119. Соглашение между Комитетом по охране окружающей среды Администрации Волгоградской области и Администрацией Быковского района Волгоградской области от 5 марта 2002 г. // Текущий архив Администрации Волгоградской области за 2002 год.
  120. V. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
  121. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений устава Основного закона Читинской области // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 7.
  122. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ. Сравнительно-правовой анализ / Ред. С. А. Боголюбова, E. J1. Мининой. М.: Норма, 1999.
  123. А.А. Правовые основы деятельности муниципальных органов. М.: МУПК, 2000.
  124. Акции экологического движения: руководство к действию. М., 1996.
  125. А.П. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Волгоград: ВФ МУПК, 2001.
  126. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М., Административное право Российской Федерации: Учебник. -М. Зерцало, Теис, 1996.
  127. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: Инфра-М, 2000.
  128. И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. -М., 2000.
  129. Г. В. Местное самоуправление. М.: Изд. МГУ, 1996.
  130. Д.Н. Административное право России: Учебник. М. Норма -Инфра-М, 2000.
  131. В.Г., Смольков В. Г. Местное самоуправление (Социально-экономический анализ). М.: Право и закон, Луч, 2001. т 164. Бергхольцас И. И. Деятельность сельских, поселковых Советов Латвийской ССР в области охраны природы. Рига, 1976.
  132. С.А., Жариков Ю. Г. Правовая основа экологической деятельности в городе. М.: Союз российских городов, 1995.
  133. С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Норма -Инфра-М, 1999.
  134. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении (на примере г. Ростова-на-Дону). Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1996.
  135. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М. Юристъ, 1998. I1 * 169. Васильев В. И. Местное самоуправление. -М., 1999.
  136. А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских ииностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1871. — Т. III.
  137. . Административное право Франции. М., 1973.
  138. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело, 1998.
  139. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник. М.: Норма — Инфра-М, 1999.
  140. .Н. Конституционный статус органов Советского государства.-М» 1982. m 175. Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право. СПб., 2000.
  141. А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд. МГУ, 1991.
  142. Н.А., Чубуков Г. Ц. Экологическое право России.- М., 2000.
  143. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конференции / Ред. В. И. Новоселова. Саратов, 1998.
  144. А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. -М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999.
  145. Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
  146. Институты административного права России / Ред. И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. М&bdquo- 1999.
  147. В.Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974.
  148. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2001.
  149. О.С. Экология, политика право. Правовая охрана природы в СССР. М.: Наука, 1976.
  150. В.В. Формы непосредственной демократии в России. Учебное пособие. М.: Ось-89, 1998.
  151. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М.: Норма-Инфра-М, 2001.
  152. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» / Ред. С. А. Боголюбова. М., 1997.
  153. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. М. М. Бринчук. М.: БЕК, 1999.
  154. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Ред. Ю. А. Тихомирова. -М.: Норма-Инфра-М, 1999.
  155. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». М., 1997.
  156. Н.М. Русское государственное право. Том II. Часть Особенная. Изд-е 7-е. / Ред. М. Б. Горенберга. — СПб., 1913.
  157. В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1997.
  158. О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.
  159. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ, 1997.
  160. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.
  161. В.М. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Вопросы методики. Саратов: СГАП, 2000.
  162. Муниципальное право: Учебник / Ред. A.M. Никитина. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.
  163. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. / 2-е изд. / Ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000.
  164. Муниципальное право Российской Федерации: Хрестоматия. / Сост. Е. В. Белоусова. М.: Юристъ, 1999.
  165. Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М.: ПРИОР, 2001.
  166. Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность: сборник статей / Под ред. В. М. Баранов. Н. Новгород, 2002.
  167. Общая теория права / Ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  168. Общественное экологическое движение в России. М., 1995.
  169. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  170. Органы Советского общенародного государства. М., 1979.
  171. Основы муниципального права Российской Федерации: Учебное пособие / Колл. авторов. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999.
  172. В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. М.: Арена, 1993.
  173. В.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1995.
  174. Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М. Юриспруденция, 1999.
  175. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2000.
  176. Правовые вопросы охраны природы. М., 1963.
  177. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. / Ред. М. Н. Марченко. М.: Проспект, 1999.
  178. В.Б. Взаимоотношения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Омск. Юрид. институт МВД России, 1999.
  179. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд. — М.: Русский язык, 1981. — Т. 1.
  180. Советы народных депутатов и охрана окружающей среды. Колл. авторов. /Отв. ред. Ю. С. Шемшученко. Киев: Наукова Думка, 1984.
  181. Н.В., Сокол Л. К. Местные Советы и охрана природы. Минск, 1974.
  182. А.Г. Охрана природы и общественные организации: правовое вопросы. М.: Наука, 1990.
  183. Теория государства и права / Ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристь, 2000.
  184. А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.
  185. Ю.А. Публичное право. М., 1995.
  186. Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
  187. А. И. Сравнительное местное управление: теория и практика. -М.: Форум Инфра-М, 1998.
  188. В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристь, 2000.
  189. С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. — № 2.-С. 3−33.
  190. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации // Государство и право. 1997. — № 5. — С. 24−45.
  191. Г. Нам не нужны виртуальные муниципальные образования // Российская Федерация сегодня. 20 001. — № 6. — С. 34−35.
  192. В.А. Функции социальных систем // Социологические исследования. 1980. — № 2. — С. 48−54.
  193. С.Л. Защита экологических прав граждан как одна из функций органов местного самоуправления // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы конференции. М., 1999. — С. 159−166.
  194. Байдаков С Л. Компетенция органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности в регионах (применительно к району «Лефортово») // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. — № 2. С. 18−20.
  195. И.Л. Системно-функциональный анализ процесса управления // Правоведение. 1972. — № 2. С. 34−42.
  196. О.В. Система совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. — № 2. С. 7−14.
  197. С.А. Референдумы по экологическим проектам // Государство и право. 1999. -№ И. — С. 31−37.
  198. С. А. Панкратов И.Ф. Концепция развития экологического законодательства // Законодательство и экономика. 1998. — № 8. — С. 3−8.
  199. А.С. Актуальные проблемы правотворческого процесса в муниципальных образованиях Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. — № 2. С. 21−24.
  200. М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. — № 9. — С. 20−28.
  201. М.М. Теоретические проблемы формирования законодательства об окружающей среде // Государство и право. 1998. — № 12. — С. 73−81.
  202. М.М. Экологические права граждан, условия и гарантии реализации // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. — С. 102−117.
  203. М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право. 1999. — № 8. — С. 49−62.
  204. В.Ф. Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1996. — № 1. -С. 18−20.
  205. Ю.Ю., Горшков Г. А. Общественность и ее роль в принятии управленческих решений в области экологии // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы конференции. М., 1999. — С. 171−177.
  206. А.П. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений // Проблемы теории государства и права / Ред. М. Н. Марченко.-М., 1999.-С. 144−161.
  207. А.Н. Правовые проблемы оздоровления территорий Российской федерации с кризисной экологической ситуацией // Государство и право. -1996. -№ 9. С. 118−125.
  208. Н.И. Федерация, субъекты Федерации, местное самоуправление: проблемы взаимоотношений на современном этапе // Конституция России и проблемы местного самоуправления / Сост. А. Н. Вырщиков. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 28−31.
  209. А.П. О тенденциях законодательных процессов в субъектах Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Материалы конференции / Ред. В. И. Новоселова. Саратов, 1998. -С. 3−4.
  210. Н.М., Матейкович М. С. Региональное законодательство: от количества к качеству // Государство и право. 1999. — № 10. — С. 115−119.
  211. И., Комаров А. Государственное управление как функция государства // Право и жизнь. 2000. — № 25. — 35−47.
  212. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса // Зеленый мир. 1996. — № 9.
  213. Н.А. Проблемы делегирования государственных полномочий // Институты административного права России / Ред. И. Л. Бачило, Н.Ю. Хамане-ва. -М., 1999. С. 48−52.
  214. Т.Г. Управление охраной окружающей среды и природных ресурсов регионов // Государство и право. 1995, — № 7.- С. 74−81.
  215. А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. -2000. -№ 6. С. 78−84.
  216. О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. — № ю. — С. 27−37.
  217. М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное! // Советское государство и право. 1990. — № 10. С. 81−89.
  218. А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. — № 10.-С. 91−99.
  219. В.А. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры // Государство и право. 1992. — № 1. — С. 16−24.
  220. Г. А. Общественный экологический контроль // Государство и право. 1996. — № 2. — С. 65−74.
  221. О.А. Местное самоуправление и региональная экологическая политика // Становление местного самоуправления в Волгоградской области: Материалы конференции. Волгоград: Комитет по печати, 1997. — С. 43−46.
  222. И.Г. Соотношение прав Российской Федерации и прав ее субъектов в области организации местного самоуправления // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 212−234.
  223. И.Е. Вопросы организации экологической службы города (правовой статус) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. -1991. -№ 6. С. 59−65.
  224. Мирошниченко Е В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993. — № 6. — С. 141−147.
  225. Н.Н. Экологический императив. // Зеленый мир. 1997. — № 1.
  226. Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993. — № 6. — С. 98−108.
  227. В. От философии «вражды» к «философии взаимозависимости» // Зеленый мир. 1995. — № 20.
  228. Об основных элементах проекта Конвенции «Об участии общественности в принятии экологически значимых решений и о ее доступе к экологической информации» // Законодательство и экономика. 1998. — № 6. — С. 40−43.
  229. Программа курса «История, теория и практика прав человека» // Государство и право. 1992. — № 10. — С. 38−53.
  230. В.Г., Кашо B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Государство и право. -1992. -№ 7. -С. 46−53.
  231. В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления// Государство и право. 1999. — № 9. — С. 13−20.
  232. В.Н. Теоретические вопросы формирования правовой системы Саратовской области Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конференции / Под ред. В. И. Новоселова. Саратов, 1998. — С. 20−22.
  233. Старжинский Н А. Вопросы реализации права граждан Российской Федерации на проведение «экологических» референдумов//Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы конференции. М., 1999. — С. 220−227.
  234. Э.В. О месте органов государства в государственной системе // Институты административного права России / Ред. И. Л. Бачило, Н.Ю. Хамане-ва.-М., 1999.-С. 43−48.
  235. Ю.А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. — № 1. — С. 12−17.
  236. Е.Ю. Региональное регулирование экологических отношений // Экологическое право России: Сборник материалов конференций 1995−1998 гг. / Ред. А. К. Голиченкова. М.: Зерцало, 1999. — С. 232−234.
  237. Юридические аспекты участия граждан в охране окружающей среды / Подг. М. И. Васильева // Государство и право. 1995. — № 5. — С. 128−152.
  238. В.А. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации. // Становление местного самоуправления в Волгоградской области: Материалы конференции. -Волгоград: Комитет по печати, 1997. С. 16−17.
  239. VIII. Диссертации и авторефераты диссертаций
  240. А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): Дисс.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1997.
  241. С.В. Теория функций современного российского государства: Ав-тореф. дисс. .кан. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.
  242. С.Л. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан (на примере района «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г. Москвы): Ав-тореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  243. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации: Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Саратов, 1997.
  244. А.С. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях Российской Федерации: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  245. Н.М. Правовое регулирование экологических отношений в субъектах Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Уфа, 1999.
  246. А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР: Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 1991.
  247. A.M. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2000.
  248. A.M. Местное самоуправление в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  249. А.И. Государственное управление (регулирование) природопользованием и охраной окружающей природной среды в Российской Федерации (на примере Красноярского края). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1999.
  250. Е.А. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления: Автореферат дисс. канд. юрид. наук. -М., 2000.
  251. С.Г. Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления Российской Федерации: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -Волгоград, 2002.
  252. В.В. Проблемы теории и практики народовластия в процессе становления местного самоуправления России: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1999.
  253. А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России (вопросы теории и практики): Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Челябинск, 1999.
  254. С.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Казань, 2000.
  255. Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Автореф дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
  256. В.В. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в крупных городах (урбанизированных регионах): Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М., 1999.
  257. Л.Ф. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики: Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Уфа, 2000.
  258. И.С. Экологическая функция государства: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2000.
  259. Четвертакова Е С. Организационно-правовые особенности местного самоуправления в малых городах Российской Федерации (на материалах Уральского региона): Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Челябинск, 2000.
  260. В.А. Философские проблемы правосознания: Автореф. дис. .докт. филос. наук. Харьков, 1983.
  261. Н.А. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. Тюмень, 2001.
  262. Е.С. Организационные основы местного самоуправления: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1997.1. Источники на иностранных языках
  263. Furst D., Martinsen R. Reaktionsweisen kommunaler Umweltschutzverwaltungen gegenuber wachsenden Anforderungen. Baden-Baden: Homos Verl.-Ges. — 1997.
  264. Umweltschutz durch kommunales Satzungsrecht: Bauleitplannung-Abfall-Abwasser-Abgaben-Baumschutz-Herausgegeben. von Luebbe-Wolff В.: Erich Schmidt Verl. — 1997.
Заполнить форму текущей работой