Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принцип равного избирательного права в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2006 г. законодатель установил, что при проведении выборов на альтернативной основе в бюллетенях не будет включаться графа «против всех кандидатов (списков кандидатов)». Однако при проведении безальтернативных выборов графа «против» кандидата в бюллетенях будет присутствовать. На этих выборах будут применяться особые правила признания выборов несостоявшимися в случаях, когда большинство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Принцип равного избирательного права в системе принципов российского права
    • 1. 1. Содержание принципа равного избирательного права
    • 1. 2. Соотношение принципа равного избирательного права с иными принципами избирательного права
  • Глава 2. Гарантии принципа равного избирательного права в Российской Федерации
    • 2. 1. Гарантии равного участия граждан в подготовительных стадиях избирательного процесса
    • 2. 2. Гарантии равного участия граждан в избирательной кампании
    • 2. 3. Гарантии равного участия граждан в заключительных стадиях избирательного процесса

Принцип равного избирательного права в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Демократические выборы немыслимы без соблюдения принципа равного избирательного права. В случае нарушения этого принципа ущемляются права и свободы граждан, что, в конечном счете, ведет к установлению порядка, при котором правит не народ, а лишь его незначительная часть. Поэтому неслучайно точное и неуклонное соблюдение принципа равного избирательного права рассматривается в научной литературе в качестве одного из основных требований демократического правового государства.

Обязательность соблюдения принципа равного избирательного права при проведении выборов устанавливается основополагающими международными актами. Указанный принцип закрепляется и конституциями большинства демократических государств. Избирательное законодательство России также включает положения о равенстве избирательных прав граждан.

В настоящее время федеральный законодатель расширил традиционную интерпретацию принципа равного избирательного права: как известно, его содержание сводилось только к установлению равенства активного избирательного права. Расширительный подход отражен и в ряде решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Данные изменения требуют адекватного научного анализа и осмысления.

Следует также отметить, что действующее законодательство Российской Федерации нуждается в совершенствовании, поскольку, на взгляд диссертанта, оно не обеспечивает соблюдения равенства избирательных прав граждан на каждой стадии избирательного процесса. Все это в совокупности свидетельствует об актуальности избранной темы.

Состояние разработанности темы. В большинстве научных работ принцип равного избирательного права рассматривается в числе иных принципов избирательного права. Так, в трудах А. С. Автономова, Ю. А. Дмитриева, Т. В. Герасименко, М. С. Матейковича, А. X. Руппеля, С. В. Юсова, в основном, дается характеристика системы принципов избирательного права. И только в ра3 ботах И. В. Петрова рассмотрены некоторые проблемы, связанные с соблюдением равенства избирательных прав на отдельных стадиях избирательного процесса. Вместе с тем до настоящего времени комплексное исследование принципа равного избирательного права в юридической литературе не проводилось. Не выявлены в полной мере и гарантии равенства прав граждан на каждой стадии избирательного процесса.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, в ходе которых обеспечивается равенство избирательных прав граждан. Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие избирательные правоотношения и устанавливающие обязательность соблюдения равенства избирательных прав граждан РФ, а также научные положения и практика реализации принципа равного избирательного права.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования — выявление природы, сущностных свойств принципа равного избирательного права граждан. Достижение этой цели связано с решением ряда задач:

— определение понятия принципа равного избирательного права;

— установление отличительных признаков принципа равного избирательного права;

— определение места и роли принципа равного избирательного права в системе принципов российского права в целом и в системе принципов избирательного права в частности;

— изучение гарантий равного участия граждан в избирательном процессе;

— поиск оптимальной модели реализации принципа равного избирательного права.

Методологическая основа исследования. В качестве методов изучения в данной работе используется диалектический, институционный, метод движения от абстрактного к конкретному, методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, нормативно — догматический и сравнительно-правовой методы. 4.

Научная основа исследования: изучение основных конституционно-правовых характеристик принципа равного избирательного права потребовало привлечение широкого круга научных работ. В разработке настоящей темы автор опирался на труды известных отечественных ученых-правоведов: А. С. Ав-тономова, А. П. Астафичева, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, В. И. Васильева, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова, В. В. Водовозова, И. В. Выдрина, Т. В. Герасименко, Ю. А. Дмитриева, А. В. Зиновьева, Т. Д. Зражевской, А. В. Иванченко, В. Б. Исраеляна, С. Д. Князева, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. В. Маклакова, М. С. Матейковича, Н. М. Миронова, А. А. Мишина, Л. А. Нуднен-ко, И. В. Петрова, А. Е. Постникова, В. В. Пылина, А. X. Руппеля, А. Г. Чернявского, В. Е. Чиркина, С. В. Юсова и др.

Практическая ценность результатов исследования. Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в процессе совершенствования избирательного законодательства, а также в преподавании соответствующего учебного курса в юридических вузах и на юридических факультетах.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первое в отечественной науке комплексное исследование принципа равного избирательного права в системе принципов избирательного права Российской Федерации, а также гарантий равенства избирательных прав на каждой стадии избирательного процесса. Научная новизна диссертационной работы выражается также в основных положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Принцип равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации, обладающие избирательными правами, участвуют в избирательном процессе на равных основаниях. Это обеспечивается установлением равенства избирательных прав граждан, а также наличием равных условий, процедур их реализации и защиты.

2. В первую очередь, принцип равного избирательного права устанавливает равенство основных избирательных прав граждан. Основные избирательные 5 права — права избирать и быть избранным, непосредственно реализуемые на стадии проведения голосования и определения результатов выборов. Субъектами основных прав являются избиратели и зарегистрированные кандидаты. Равенство основных избирательных прав гарантируется установлением равенства дополнительных избирательных прав граждан. Дополнительные избирательные права — это права на совершение отдельных избирательных действий (права участвовать в выдвижении кандидатов, наблюдении за проведением голосования и др.). Дополнительные права выполняют «вспомогательную» роль по отношению к основным. В отличие от основных прав, дополнительные избирательные права, как правило, являются процессуальными и реализуются не в ходе голосования, а на иных стадиях избирательного процесса. При этом субъектами дополнительных прав могут быть лица, принимающие участие в избирательном процессе в различном качестве (в качестве избирателей, кандидатов, наблюдателей и др.).

3. Принцип равного избирательного права требует установления равных фактических возможностей граждан участвовать в избирательном процессе. С этой целью допускается установление различного порядка реализации избирательных прав. В частности, разрешается голосовать вне помещения инвалидам, допускается исключение из правила о соблюдении единой нормы представительства в целях защиты прав малочисленных народов и др. Эти меры являются оправданными, если, во-первых, они установлены в целях достижения равенства фактических возможностейво-вторых, обеспечивается равенство внутри каждой группы однопорядковых субъектовв-третьих, они являются ограниченными, исключительными и носят временный характер.

4. Принцип равного избирательного права является составной частью принципа равенства участников избирательного процесса, который устанавливает равенство статусов индивидуальных и коллективных субъектов избирательного права. Наряду с принципом равного избирательного права составными частями принципа равенства участников избирательного процесса являются принципы всеобщего избирательного права, равенства кандидатов, равенства 6 избирательных объединений.

5. Как составная часть принципа равенства участников избирательного процесса, принцип равного избирательного права связан практически со всеми другими принципами избирательного права — принципами свободных, альтернативных и подлинных выборов, прямого избирательного права и др. Связь принципа равного избирательного права с иными принципами является «двусторонней». С одной стороны, положения принципа равного избирательного права развиваются и конкретизируются многими иными принципами избирательного права. Наряду с этим некоторые другие принципы допускают исключения из положений принципа равного избирательного права. Например, в целях сохранения свободы выборов допустимо ограничение прав должностных лиц участвовать в осуществлении предвыборной агитации и др.

6. Определяющей чертой принципа равного избирательного права является то, что он порожден общеотраслевым принципом формального равенства и, соответственно, принципом равенства участников избирательного процесса. В соотношении с указанными принципами принцип равного избирательного права является конкретизирующим, т. к. он развивает их положения. В силу этого принцип равного избирательного права рассматривается не как основополагающий, а как один из универсальных принципов.

7. На подготовительных стадиях избирательного процесса равенство избирательных прав граждан обеспечивается: установлением единого порядка назначения выбороввведением особых правил, исключающих «двойной учет» избирателейнаделением граждан равными правами участвовать в уточнении списков избирателейустановлением запрета проведения куриальных выборовустановлением правила о «нарезке» округов примерно равных по численности избирателейсоблюдением правила о доступности избирательных участковнаделением кандидатов равными правами назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

8. На стадиях проведения избирательной кампании равенство избирательных прав граждан обеспечивается: введением запрета баллотироваться кандидату в нескольких округах одновременнособлюдением равных прав и возможностей граждан участвовать в выдвижении кандидатов и финансировании выборов, получать и распространять информацию о выборах, в том числе, осуществлять предвыборную агитациюустановлением гарантий равенства фактических возможностей кандидатов (необходимо определить максимальные размеры расходов из избирательных фондов, предоставить бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных СМИ и др.).

9. Равенство избирательных прав граждан на заключительных стадиях избирательного процесса обеспечивается: наделением граждан равными правами и возможностями участвовать в голосовании, наблюдении за его проведениемустановлением равной процедуры голосования (голосование должно быть проведено в один и тот же день допустимым в федеральном законе способом) — наделением кандидатов равными правами назначать наблюдателейиспользованием избирательных систем, которые не допускают чрезмерной «потери голосов" — закреплением равных средств защиты избирательных прав граждан.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры конституционного и финансового права Пермского государственного университета. Основные выводы диссертации были опубликованы в статьях, обсуждены на конференциях, апробированы в ходе ведения занятий в Пермском государственном университете и в Западно-Уральском институте экономики и права.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Трактовка принципа равного избирательного права сильно изменилась в последние 10−15 лет. В советское время этот принцип устанавливал равное участие избирателей в выборах в узком значении этого слова (т. е. в голосовании), равенство активного избирательного права, не более. В середине 90-ых годов изменилась законодательная дефиниция, а Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ расширили содержание принципа. В научных работах также произошел отход от традиционного «узкого» понимания (хотя он и существует до сих пор). Более того, предложен «широкий» подход к пониманию принципа равного избирательного права, некоторые его положения получили признание на международном уровне.

Мы согласны с авторами «широкого» подхода в том, что в избирательном праве необходимо выделить комплексный принцип, устанавливающий равенство правовых статусов индивидуальных и коллективных участников избирательного процесса. На общеотраслевом уровне существует принцип равенства перед законом, устанавливающий равенство статусов (всеобщую правосубъектность, равенство прав и обязанностей, равенство оснований привлечения к юридической ответственности) индивидуальных и коллективных субъектов права. Используя метод движения от абстрактного (общеотраслевой уровень системы принципов) к конкретному (принципы подотрасли права), мы с неизбежностью приходим к выводу, что и на уровне избирательного права также должен существовать принцип, провозглашающий равенство правовых статусов субъектов. Однако, на наш взгляд, таким принципом должен быть не принцип равного избирательного права — а принцип равенства участников избирательного процесса перед законом. Этот принцип должен объединять положения «родственных» принципов всеобщности, равного избирательного права, равенства кандидатов, равенства избирательных объединений перед законом. В самом деле, между указанными принципами существует «сильная», «родственная» связь (они все «порождены» общеотраслевым принципом формального.

157 равенства, развивают его положения). В силу сказанного мы предлагаем внести в Закон «Об основных гарантиях.» статью 3.1 «Равенство участников избирательного процесса перед законом», закрепляющую следующие положения:

1. Участники избирательного процесса равны перед законом.

2. Равенство участников избирательного процесса, в частности, обеспечивается соблюдением всеобщего и равного избирательного права, а также установлением равных правовых статусов избирателей, кандидатов и избирательных объединений на каждой стадии избирательного процесса.

3. Не признается нарушением данного принципа установление особых мер, направленных для достижения равенства фактических возможностей участников избирательного процесса".

В этом случае принцип равного избирательного права будет устанавливать лишь равенство избирательных прав граждан (т. е. эти предложения базируются на «промежуточном» подходе). Если изложенные выше предложения не будут реализованы, продолжится постепенное расширение содержания принципа равного избирательного права, то это приведет к определенным трудностям (определяемое не будет соответствовать определяющему), возникнут вопросы о соотношении принципов равного и всеобщего избирательного права.

Мы считаем, что «промежуточный» подход к пониманию принципа равного избирательного права наиболее корректен. Принцип равного избирательного права не должен устанавливать, например, избирательные цензы, обязанности граждан, равные условия участия в процессе партий. Это сфера действия иных принципов избирательного права. В силу этого мы предлагаем закрепить в части 1 статьи 5 Закона «Об основных гарантиях.» следующее определение принципа: «Граждане Российской Федерации, обладающие избирательными правами, участвуют в избирательном процессе на равных основаниях. Законом устанавливается равенство избирательных прав и возможностей для их реализации на каждой стадии избирательного процесса».

Согласно такому подходу, принцип равного избирательного права является универсальным и конституционным принципом. Рассматриваемый принцип яв.

158 ляется частью консолидированного основополагающего принципа равенства участников избирательного процесса. Эти свойства выражаются в том, что положения принципа равного избирательного права связаны с положениями практически всех остальных принципов избирательного права. Иная специфика принципа заключается в следующем: он устанавливает материальные и процессуально — правовые гарантии, которые действуют в течение всего избирательного процесса, а не только на отдельных стадиях.

На подготовительных стадиях избирательного процесса равенство избирательных прав граждан обеспечивается: установлением единого порядка назначения выбороввведением особых правил, исключающих «двойной учет» избирателейнаделением граждан равными правами участвовать в уточнении списков избирателейустановлением запрета проведения куриальных выборовустановлением правила о «нарезке» округов примерно равных по численности избирателейсоблюдением правила о доступности избирательных участковнаделением кандидатов равными правами назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

На стадиях проведения избирательной кампании равенство избирательных прав обеспечивается: введением запрета баллотироваться кандидату в нескольких округах одновременнособлюдением равных прав и возможностей граждан участвовать в выдвижении кандидатов и финансировании выборов, получать и распространять информацию о выборах, в том числе, осуществлять предвыборную агитациюустановлением гарантий равенства фактических возможностей кандидатов (необходимо определить максимальные размеры расходов из избирательных фондов, предоставить бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных СМИ и др.).

Равенство избирательных прав граждан на заключительных стадиях избирательного процесса обеспечивается: наделением граждан равными правами и возможностями участвовать в голосовании, наблюдении за его проведениемустановлением равной процедуры голосования (голосование должно быть проведено в один и тот же день допустимым в федеральном законе способом) — на.

159 делением кандидатов равными правами назначать наблюдателейиспользованием избирательных систем, которые не допускают чрезмерной «потери голосов" — закреплением равных средств защиты избирательных прав граждан.

В России, в целом, воспринят опыт зарубежных государств, многие гарантии равенства избирательных прав закреплены. Однако существует ряд проблем. Так, как показывает практика, не всегда избирательные комиссии справляются с возложенными обязанностями по учету избирателей, поэтому множественное голосование имеет место. В целях недопущения множественного голосования мы предлагаем выдать избирателям специальные удостоверения.

До сих пор не решена проблема «нарезки» округов на неравной основе (так называемый «джерримендеринг»). На наш взгляд, необходимо неукоснительно соблюдать примерное равенство округов по числу избирателей при проведении любых выборов. В силу этого необходимо устранить из Закона «Об основных гарантиях.» нормы, содержащиеся в третьем и четвертом предложении пункте «а» части 4 статьи 18 (возможность не соблюдать единую норму представительства при образовании избирательных округов в пределах одного субъекта РФ при проведении федеральных выборов, а также одного одномандатного округа, включающего всю территорию автономного округа, при проведении региональных выборов). Также необходимо удалить второе предложение пункта 4 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в нем содержится правило о том, что представителей от одного поселения не может быть более 2/5 от общего численности представительного органа муниципального района).

На наш взгляд, в Законе «Об основных гарантиях.» следует предусмотреть положение о сохранении преемственности границ округов (прежние границы могут меняться лишь в случаях изменения численности избирателей или в связи с изменением средней нормы представительства). Также необходимо гарантировать права населения административно-территориальных образований с особым статусом и установить повышенное их представительство (численность избирателей в округах на данных территориях может отличаться от.

160 средней нормы представительства в пределах 40%). В силу этого необходимо в пункте «б» части 4 статьи 18 Закона после слов «при образовании избирательных округов» внести слова «в пределах территории административно-территориальных образований с особым статусом, а также».

В 2004 г. была отменена норма, разрешающая устанавливать квоты для представителей коренных малочисленных народностей при проведении региональных и муниципальных выборов. На наш взгляд, эта гарантия необходима, поэтому мы предлагаем внести в статью 18 Закона «Об основных гарантиях.» часть 9 следующего содержания: «В целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления. В этом случае выборы в указанные органы проводятся в многомандатных округах, в каждом из которых может квотироваться лишь часть замещаемых мандатов».

Не соответствуют принципу равного избирательного права и установленные в законе льготы для кандидатов от партий, представленных в Государственной Думе (их регистрация происходит без сбора подписей и внесения избирательного залога). В силу этого необходимо удалить часть 16 статьи 38 Закона «Об основных гарантиях.», предусматривающую такие льготы.

Закон «Об основных гарантиях.» установил, что для регистрации кандидат, как правило, должен собрать определенное число подписей, которое не может быть более 2 процентов от численности избирателей в округе. Это требование, на наш взгляд, является чрезмерно большим, оно не соответствует положениям международных актов. В силу этого создаются преграды для равного участия в выборах независимых кандидатов, не имеющих значительных финансовых возможностей. Поэтому в целях установления равенства фактических возможностей кандидатов необходимо в статье 37 Закона «Об основных гаран.

161 тиях." установить, что для регистрации требуется сбор подписей не более 1% от общей численности избирателей в округе, а в статье 36 Закона «О выборах Президента.» — не менее 1 миллиона подписей избирателей РФ.

Анализ избирательного законодательства выделил один важный пробел. В Законе «Об основных гарантиях.» не установлено, что сроки выдвижения кандидатов являются равными независимо от способа (непосредственно или избирательным объединением). Это создает условия для дискриминации. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо в части 9 статьи 33 Закона «Об основных гарантиях.» после слов «федеральные органы государственной власти должен» внести слова «быть равным независимо от способа выдвижения и».

Закон «Об основных гарантиях.» не содержит требования о том, что избиратель вправе ставить подпись в поддержку одного и того же кандидата (списка кандидатов) лишь один раз. Этот пробел должен быть восполнен. Более того, данный акт требует, чтобы избиратель в подписном листе ставил свою подпись и дату собственноручно. Это, безусловно, препятствует равному участию инвалидов в данных действиях, поэтому мы предлагаем установить следующее правило: если гражданин в силу объективных причин испытывает затруднения, то может прибегнуть к помощи другого избирателя (рукоприкладчика). В этом случае в подписном листе указывается причина, по которой гражданин не может поставить подпись собственноручно.

Новая редакция части 2 статьи 40 Закона «Об основных гарантиях.» не содержит должных гарантий фактического равенства кандидатов (лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, не обязательно приостанавливать исполнение полномочий в случае выдвижения кандидатур). Можно утверждать, что законодателем созданы условия для злоупотребления кандидатами своего положения. Ряд авторов предлагает обязать всех лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, приостанавливать исполнение полномочий в случае своего выдвижения. Возложение этой обязанности на депутатов может привести к негативным последствиям (у них нет заместителей), но применение этого правила в отношении иных должностных лиц вполне.

162 оправданно. Поэтому мы предлагаем закрепить в законе следующую норму: лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности (кроме депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, депутатов местных представительных органов), а также государственные и муниципальные служащие на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через 5 дней со дня регистрации.

ЦИК РФ считает, что если кандидат, включенный в партийный список, отказывается от депутатского мандата, то его следует передавать иному списку. Признание данного предложения, на наш взгляд, позволит выявить подлинную волю избирателей, поможет избежать использования «административного ресурса» со стороны должностных лиц, которые выдвигают свои кандидатуры, намериваясь уступить свое место соратникам по партии.

Анализ избирательного законодательства выявил и другой недостаток: Закон «Об основных гарантиях.» не установил максимальный размер расходов средств из избирательных фондов. Мы предлагаем закрепить в законе следующее положение: предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата устанавливается соответствующим законом, но она не может превышать суммы, исчисляемой из расчета 10 рублей на одного избирателя. Также следует предусмотреть в Законе «Об основных гарантиях.», что предельные размеры источников формирования избирательных фондов устанавливаются соответствующим законом, но в любом случае собственные средства кандидата не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходовсредства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, не могут превышать 50%- добровольные пожертвования граждан и юридических лиц не могут превышать 5 и 50 процентов соответственно.

В России кандидату комиссиями средства из бюджета предоставляются лишь при прямом указании на это в законе. Это правило ставит независимых.

163 кандидатов в неравное положение по сравнению с кандидатами, являющимися членами партий (партии, участвующие в выборах, имеют право на государственное финансирование, они могут выделить средства своему кандидату). В ФРГ, например, государство компенсирует затраты кандидатов, получивших более 10% голосов на выборах в Бундестаг по одномандатному округу. Однако этот положительный опыт не был перенят в России. На наш взгляд, необходимо при проведении любых выборов предоставлять средства из бюджета кандидатам, осуществляющим финансирование своей избирательной кампании. При этом выделение денежных средств может быть условно возвратным: если кандидат не получит более 3% голосов, эти средства он обязан вернуть. Процедура последующей компенсации расходов наиболее успешным кандидатам (получившим более 10 процентов голосов) также приемлема при проведении региональных и муниципальных выборов.

Размер поддержки кандидатов должен быть равен размеру государственного финансирования партий. Поэтому мы предлагаем выделять зарегистрированным кандидатам средства в установленном соответствующим законом размере, который не может быть менее 5 рублей, умноженных на число подписей избирателей, необходимых для регистрации в данном избирательном округе. При использовании механизма последующей компенсации расходов, средства должны предоставляться в размере, установленном законом, но он не может быть менее 5 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных соответствующим кандидатом.

Предоставление бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных СМИ также происходит только при прямом указании на это в законе. Однако многие региональные законы такую гарантию не устанавливают. Мы считаем, что подобные гарантии должны применяться при проведении любых выборов в отношении всех кандидатов, осуществляющих финансирование своей избирательной кампании. Также следует при проведении муниципальных выборов возложить обязанность предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади на.

164 муниципальные, в случаях их отсутствия — на региональные государственные СМИ. При этом вполне допустимо установить правило о возмещении стоимости услуг, оказанных СМИ, кандидатами, не получившими определенного количества голосов (например, тех же 3 процентов). Также предлагается закрепить в Законе «Об основных гарантиях.» следующую норму: общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которые обязаны предоставить государственные и муниципальные СМИ кандидатам, устанавливается соответствующим законом, но он не должен быть менее 5 процентов от общей площади печатного издания.

Далее, мы считаем, что следует запретить проведение выборов по мажоритарной системе в округах с различной численностью мандатов. Кандидаты, участвующие в выборах в таких округах, изначально находятся в различных условиях (в одномандатном округе замещается лишь один мандат, в многомандатных — несколько). Следовательно, характер конкуренции в округах будет значительно отличаться. Вызывает споры и используемое во многих субъекта РФ правило о признании победившего на выборах кандидата, набравшего столько же голосов, что и его конкурент, но зарегистрированного ранее. В этом случае, на наш взгляд, необходимо проводить повторное голосование.

В 2006 г. законодатель установил, что при проведении выборов на альтернативной основе в бюллетенях не будет включаться графа «против всех кандидатов (списков кандидатов)». Однако при проведении безальтернативных выборов графа «против» кандидата в бюллетенях будет присутствовать. На этих выборах будут применяться особые правила признания выборов несостоявшимися в случаях, когда большинство избирателей проголосуют против единственного кандидата. Мы считаем, что это является нарушением принципа равного избирательного права. Следует запретить проведение выборов на безальтернативной основе (по крайней мере, в первом туре голосования). Проведение повторного голосования по одной кандидатуре необходимо либо запретить (следует объявлять избранным последнего оставшегося кандидата в тех случаях, когда перед проведением второго тура снимают кандидатуры все его конкуренты), либо восстановить графу «против всех» (в этом случае избиратели как в первом, так и во втором туре голосования будут обладать равными правами голосовать за конкретных кандидатов или против всех). Последний вариант наиболее приемлем, т. к. он позволяет соблюсти равенство прав граждан осуществлять предвыборную агитацию, требующую финансовых затрат.

Очевидно, что при избрании единоличного органа власти применение мажоритарной системы обоснованно. Однако, на наш взгляд, следует использовать при проведении выборов должностных лиц любого уровня власти двухтуровую мажоритарную систему абсолютного большинства, так как при ее реализации победителем объявляется кандидат, пользующийся значительной поддержкой избирателей. Допустимо применять мажоритарную систему и при избрании всего состава депутатов малочисленного коллегиального органа (представительного органа местного самоуправления, например) в едином округе (в этом случае исключается возможность подведения несправедливых результатов выборов). Однако при проведении выборов в нескольких округах возникает вероятность победы «партии меньшинства».

Проведение выборов по пропорциональной системе позволяет повысить степень учета голосов. Но проблема «потерянных голосов» все равно не устраняется. Так, при избрании небольшого числа депутатов, а также в случаях установления высокого «заградительного барьера» создаются условия для искажения воли избирателей. В силу этого максимальный размер «барьера», который может быть установлен при проведении любых выборов, не должен быть выше среднеевропейского уровня в 3 процента. При этом к распределению мандатов должны допускаться списки кандидатов, которые в совокупности получат более 75% голосов избирателей. Для учета воли избирателей, проживающих в отдельных регионах страны, следует проводить федеральные выборы в нескольких территориальных округах, в которых будет избираться, как правило, не менее 30 депутатов, с использованием единого метра (метод единого числа). Проведение региональных и муниципальных выборов в едином округе оправданно, но и в этом случае должно избираться не менее 30 депутатов.

Более того, проведение выборов по партийным спискам создает преграды для свободной реализации пассивного избирательного права. Поэтому избрание всего состава Государственной Думы, региональных парламентов, местных представительных органов по партийным спискам недопустимо.

Как выяснилось, смешанная система суммирует недостатки мажоритарных и пропорциональных систем. При ее использовании на выборах депутатов Государственной Думы имел место «джерримендеринг», устанавливался высокий 5-процентный барьер. Более того, возникает новая проблема, связанная с возможностью кандидатов баллотироваться одновременно сразу в нескольких округах. Однако если эти недостатки устранить, то количество «потерянных» голосов избирателей значительно уменьшится. Наряду с этим при проведении выборов по смешанной системе допускается свободное участие кандидатов. В этом отношении смешанная система имеет явные преимущества по сравнению с пропорциональной. Поэтому вполне допустимо избирать 300 депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе без «заградительного барьера» с использованием единого метра и квоты Д’Ондта в 10 территориальных округах, в каждом из которых должно избираться, как правило, 30 депутатов, а оставшуюся часть депутатского корпуса — по мажоритарной системе.

Впрочем, наилучший вариант — применение полупропорциональных систем (в частности, системы «совокупного списка кандидатов», в этом случае выборы депутатов Государственной Думы должны проводиться в 300 округах).

Принцип равного избирательного права — универсальный принцип избирательного права. Демократический режим невозможен без соблюдения равенства прав граждан, этим объясняется и значимость этого принципа. В России в данный момент действующее законодательство содержит значительный объем спорных положений, не соответствующих требованиям принципа равного избирательного права. Более того, по-прежнему в ходе применения закона нередко не соблюдается равенство избирательных прав граждан. Все это говорит о том, что проблема установления равного участия граждан в выборах является важнейшей и требует своего безотлагательного решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., Дмитриев Ю. Принципы избирательного права // Право и жизнь. 2000. № 28.
  2. С. С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972.
  3. С. С. Теория права. Ч. 2. М., 1994.
  4. Л. В. Правовой статус национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005.
  5. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 5 // Сочинения в 4 томах. Т. 4. М., 1984.
  6. А. П. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел, 1999.
  7. М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
  8. П. Эволюция Британской Конституции. М., 1978.
  9. В. И. Пропорциональная, мажоритарная, смешанная. Какая система лучшая при выборах в Государственную Думу? // Независимая газета. 1997. 25 апреля.
  10. Ю. А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и реальность // Государство и право. 1995. № 7.
  11. Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5.
  12. А. А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 2003.
  13. . Пусть соревнуются программы кандидатов, или как поставить барьер на пути грязных предвыборных технологий // Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 6 сентября.
  14. В. В. Избирательное право в Европе и России. СПб., 1906.
  15. В. В. Всеобщее избирательное право и применение его в Рос168сии // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах политических мыслителей Х1Х-ХХ веков / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2003.
  16. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Выборы в Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М., 2004.
  17. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М., 2004.
  18. И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2004.
  19. Т. В. Принципы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2000.
  20. С. Принципы демократических выборов // http://www.usinfo.state.gov/infousa/russia.
  21. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии. М., 1997.
  22. Дигесты Юстиниана. М., 1984.
  23. Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2004.
  24. Д. В. Римское частное право. М., 1999.
  25. Г. Множественное (плюральное) избирательное право / Пер. с нем. Киев, 1905.
  26. Н. Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 1998. № 3.
  27. . Д. Новеллы избирательного права в УК РФ // Комментарий, подготовленный специально для СПС «Консультант-плюс».
  28. Зарубежное избирательное право / Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 2003.
  29. А. В. Избирательная система России: теория, практика, перспективы. М., 2000.
  30. А. В. Отличаются ли выборы Президента США демократизмом и легитимностью? //Правоведение. 2001. № 3.
  31. А. В., Поляков И. С. Избирательная система России. СПб., 2003.169
  32. . О. Избирательная система и ее значение в формировании институтов представительной демократии // Сборник конкурсных работ в области избирательного права и избирательного процесса. М., 2002.
  33. Т. Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательного права// Право и власть. 2001. № 1.
  34. А. В., Кынев А. В., Любарев А. Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М., 2005.
  35. Избирательное право и избирательный процесс / Под ред. А. В. Иванченко. М., 1999.
  36. Интернет-пресс-конференция председателя ЦИК России А. А. Вешнякова на тему: «Правда и мифы об изменениях избирательного законодательства» // http://www.cikrf.ru/conference/conferenceINET2.html.
  37. К. Дело о пяти процентах // Известия. 1998. 18 ноября.
  38. С. Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. № 2.
  39. С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.
  40. С. Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток, 2001.
  41. С. Д. Правовой режим проведения выборов по многомандатным избирательным округам: состояние и перспективы развития // Журнал российского права. 2006. № 4.
  42. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Панина. М., 2002.
  43. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государст170венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ / Отв. ред. Е. И. Колюшин. М., 2003.
  44. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» / Под ред. С. Н. Братановского, А. А. Рождествина. М., 2005.
  45. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В. Е. Чиркина. М., 1997.
  46. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Б. Н. Габри-чидзе, А. Г. Чернявского. М., 2001.
  47. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. В. Е. Чиркина. М., 2004.
  48. Конституционное право России / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафи-на. М., 2004.
  49. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
  50. В. М. Теория государства и права. М., 2000.
  51. В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2003.
  52. . С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве // Журнал российского права. 2001. № 11.
  53. О. Е. Государственное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1993.
  54. Латинско русский словарь. М., 1976.
  55. В. И. Выборы в Европейский Парламент // Журнал российского права. 2005. № 4.
  56. А. Н. Реформа местного самоуправления и выборы // Юридическая наука, практика и перспективы развития. Пермь, 2005.
  57. X. Избирательное право как инструмент распределения власти или избирательное право и политика // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1.
  58. . А. Прозрачные технологии тайного голосования избиратель171ными бюллетенями // Политический маркетинг. 2002. № 1.
  59. В. В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987.
  60. С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001.
  61. М. С. Проблемы правового регулирования выборов в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов российской Федерации //Государство и право. 1998. № 7.
  62. Н. И. Теория государства и права. М., 2002.
  63. Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  64. П. Г. Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира. СПб., 1906.
  65. Н. М. Выборы в Государственную Думу: реалии и нововведения // Адвокат. 2005. № 1.
  66. Н. А., Морозова М. А. Реформа республиканского избирательного законодательства // Советское государство и право. 1990. № 6.
  67. А. А., Барабашев Г. В. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989.
  68. В. П. О гражданско-процессуальном правоотношении // Государство и право. 1995. № 6.
  69. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. В Лазарев. М., 2003.
  70. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2003.172
  71. В. С. Философия права. М., 1997.
  72. Л. А. К вопросу о пропорциональных выборах депутатов законодательных органов государственной власти Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 6.
  73. С. И. Словарь русского языка. М., 2004.
  74. Официальные результаты выборов в Государственную Думу // http://www.cikrf.ru/l/kniga2.xls.
  75. Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 7.
  76. И. В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  77. А. Е. Избирательное право России. М., 1996.
  78. А. Е. Система российского избирательного законодательства // Журнал российского права. 1997. № 1.
  79. В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2000.
  80. В. В. Избирательное и референдумное право. СПб., 2001.
  81. Результаты выборов депутатов Совета депутатов Пальского сельского поселения первого созыва // http://www.elect.perm.ru/elect/old.htm?id=99.
  82. Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке. М., 1988.
  83. А. X. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1993.
  84. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  85. . Политический трактат // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах западноевропейских мыслителей ХУН-начала XX века / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2003.
  86. Сравнительное избирательное право / Под ред. А. С. Автономова. М., 1 732 003.
  87. Сравнительное конституционное право / Под ред. В. Е. Чиркина. М., 2002.
  88. С. Л. Принципы избирательного права: нормативное закрепление и практика реализации // Сборник конкурсных работ в области избирательного права и избирательного процесса. М., 2005.
  89. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. М., 2004.
  90. Э. А. А если кандидат «непроходной». // Российская газета. 2000. 26 февраля.
  91. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
  92. Т. К. Основы права Европейского Сообщества. М., 1998.
  93. К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
  94. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / Под ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2003.
  95. В. Н. Теория государства и права. М., 1999.
  96. Черниловский 3. М. От Маршалла до Уоррена: очерки по истории Верховного Суда США. М., 1982.
  97. В. Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2004. № 11.
  98. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2002.
  99. С. В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  100. Нормативные акты Меадународно-правовые акты
  101. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1946 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  102. О защите прав человека и основных свобод: Европейская конвенция от 4174ноября 1950 г. (ред. от 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  103. О политических правах женщин: Конвенция от 20 декабря 1952 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957.
  104. О ликвидации всех форм расовой дискриминации: Международная конвенция от 21 декабря 1965 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973.
  105. О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  106. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция от 18 декабря 1979 г. // Ведомости ВС СССР. 1982. № 25. Ст. 464.
  107. О критериях свободных и справедливых выборов: Декларация от 26 марта 1994 г. // Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  108. О расширении Европейского Союза: Декларация (Приложение к Ницц-кому договору от 2000 г.) // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  109. О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств: Конвенция от 7 октября 2002 г. // Российская газета. 2003. 5 июля.
  110. Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии (Mathieu-Mohin & Clarfayt vs. Belgium): решение Европейского Суда по правам человека от 2 марта 1987 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения / Отв. ред. В. А. Туманов. Т. 1. М., 2000.
  111. Хорнсби против Греции (Hornsby vs. Greece): решение Европейского Суда по правам человека от 19 марта 1997 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения / Под ред. В. А. Туманова. М., 2000. Т. 2.
  112. Гитонас и другие против Греции (Gitonas & others vs. Greece): решение Европейского Суда по правам человека от 1 июля 1997 г. // Международные из175бирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  113. Доклад о работе XIV сессии Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (Е/СН.4/830-Е/СН.4/8иЬ.2/218). М., 1963.
  114. Рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе («Лундские рекомендации»): приняты в июне 1999 г. // Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  115. Рекомендации по анализу законодательства выборов: приняты БДПИЧ в 2001 г. // Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  116. Рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе («Лундские рекомендации»): приняты в 2001 г. // Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  117. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов: одобрены в 2003 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы // Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  118. О создании Союзного государства: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 12 декабря 1999 г. // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.
  119. О стандартах выборов, избирательных прав и свобод: проект Европейской конвенции // http://www.cikrf.ru/2/docmej.htm.
  120. Нормативные акты зарубежных государств
  121. Французская декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. // Конституции зарубежных государств. М., 2003.176
  122. Конституционный акт Канады от 27 марта 1867 г, // Конституции зарубежных государств / Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 1999.
  123. Акт о народном представительстве 1884 г. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / Отв. ред. Н. А. Крашенинников. М., 1995.
  124. Основный закон ФРГ от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М., 2003.
  125. Федеральный закон ФРГ о выборах от 7 мая 1956 г. // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  126. Конституция Греции от 9 июня 1975 г. // Конституции зарубежных государств. М., 1999.
  127. Акт о народном представительстве 1983 г. // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  128. Решение Конституционного совета Франции 8 августа 1985 г. // Journal officiel de la Republique francaise. Lois et decrets. 9 aout 1985. P. 9125.
  129. Сводный текст законов о выборах Сената Республики № 533 от 20 декабря 1993 г. // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  130. Конституция Португалии // Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2. М., 2001.
  131. Избирательный Кодекс Франции от 23 июля 2003 г. // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004.
  132. Решение Федерального Апелляционного Суда США по 7 округу по делу «Брайан Мейджерс и др. против Марша Абелла и др.», рассмотрено 7 апреля 2004 г. // 361 F3d 350 (7-th Cir. 2004).
  133. О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Республики Беларусь: проект Закона Республики177
  134. Беларусь // http://www.roiip.ru/law/project2.htm.
  135. Нормативные акты Российской Федерации
  136. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  137. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (ред. от 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  138. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. 178ред. от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  139. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации № 138-Ф3 от 14 ноября 2002 г. (ред. от 5 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  140. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления: Федеральный закон № 138-Ф3 от 26 ноября 1996 г. (ред. от 12 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
  141. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г. (ред. от 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
  142. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. (ред. от 21 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  143. О политических партиях: Федеральный закон № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. (ред. от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  144. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. (ред. от 24 июля 2007 г.) // Российская газета. 2002. 16 июня.
  145. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон № 175-ФЗ от 20 декабря 2002 г. (ред. от 25 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.
  146. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. (ред. от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 171.
  147. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. (ред. от 21 179июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  148. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон № 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. (ред. от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
  149. Положение о проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва: утверждено Указом Президента РФ от 19 апреля 2006 г. (ред. от 21 августа 2006 г.) // Российская газета. 21 апреля 2006 г.
  150. Рекомендация о порядке применения ч. 10 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания»: утверждена постановлением ЦИК РФ № 23/198-Н от 3 октября 1995 г. // Российская газета. 1995. 7 октября.
  151. О соответствии избирательного законодательства ряда субъектов Российской Федерации федеральному законодательству: постановление ЦИК РФ № 110/1163−3 от 29 сентября 2000 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Гарант»
  152. Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004—2005 годах: выписка из протокола заседания ЦИК РФ № 164−1-4 от 29 декабря 2005 г. // Вестник ЦИК РФ. 2006. № 2.
  153. Модельный закон субъекта Российской Федерации «О выборах депутатов представительного органа муниципального района»: утвержден протоколом заседания ЦИК РФ № 164−4-4 от 29 декабря 2005 г. // Вестник ЦИК РФ. 2006. № 2.
  154. Нормативные акты субъектов РФ
  155. О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия: Закон Республики Карелия № 681-ЗРК от 26 июня 2003 г. (ред. от 15 июня 2006 г.) // Газета Карелия. 2003. 1 июля.
  156. Избирательный кодекс города Москвы № 36 от 15 июля 2005 г. (ред. от 15 февраля 2006 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 43.
  157. О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермской области: Закон Пермской области № 2745−614 от 30 ноября 2005 г. (ред. от 27 апреля 2007 г.) // Российская газета. Региональное приложение «Прикамье». 2005. 2 декабря.
  158. Об утверждении схемы образования избирательных округов при проведении выборов депутатов Земского Собрания Нытвенского муниципального района: решение Земского Собрания Нытвенского района № 95 от 30 ноября 2005 г. // Новый день. 2005. 2 декабря.
  159. Нормативные акты России, не имеющие юридическую силу
  160. Городовое положение от 16 июля 1870 г. // Хрестоматия по истории государства и права России / Отв. ред. Ю. П. Титов. М., 2004.
  161. Конституция РСФСР: принята 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
  162. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.
  163. О выборах в Верховный Совет РСФСР: Закон РСФСР от 8 июля 1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 32. Ст. 845.
  164. О выборах народных депутатов СССР: Закон СССР от 1 декабря 1988 г. // Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 729.
  165. О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 41. Ст. 1305.
  166. О выборах народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. //Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 41. Ст. 1306.
  167. Положение о выборах депутатов Совета Федерации в 1993 году: утверждено Указом Президента РФ № 1626 от 11 октября 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.
  168. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон № 56-ФЗ от 6 декабря 1994 г. // Российская газета. 1994. 10 декабря.
  169. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон № 124-ФЗ от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
  170. О выборах депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области: Областной Закон Ленинградской области № 51−03 от 4 июля 2003 г. // Вести. 2003. 8 июля.
  171. О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан № 22 от 26 июля 2003 г. // Дагестанская правда. 2003.182 160.162.
  172. О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации: проект Федерального закона Российской Федерации // http://www.roiip.ru/law/project3.htm.
  173. Материалы судебной практики Решения Конституционного Суда РФ
  174. Особое мнение судьи М. В. Баглая // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 2.
  175. По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республика Хакасия: Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П от 24 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3145.
  176. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н. В. Витрука // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.
  177. Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 1.
  178. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  179. По делу о проверке конституционности статей 3, 5 и 8 Закона Республики Бурятия «О выборах Президента Республики Бурятия»: Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 7 февраля 1997 г. // Бурятия. 1997. 14 февраля.
  180. Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2003 года // Газета Карелия. 2003. 24 мая.
  181. По делу о толковании отдельных положений статей 5, 9, 21 Конституции Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда Республики Татарстан № 9-П от 30 мая 2003 г. // Республика Татарстан. 2003. 7 июня.
  182. Решения судов общей юрисдикции
  183. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ95−156 от 25 октября 1995 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  184. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ95−176 от 3 ноября 1995 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  185. Извлечение из определения Верховного Суда от 17 декабря 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 3.
  186. Определение Верховного Суда РФ по делу № 85-В97пр-17 от 21 июля 1997 г. // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Россий190ской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995−2000). Т. 1. М., 2001.
  187. Определение Верховного Суда РФ № 20-Г99−2 от 25 марта 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  188. Определение Верховного Суда РФ № 36-Г99−6 от 17 июня 1999 г. // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 8.
  189. Определение Верховного Суда РФ №КАС99−326 от 22 ноября 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  190. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 1.
  191. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ99−1087 от 17 декабря 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  192. Решение Верховного Суда РФ ЖТСПИ99−1094 от 17 декабря 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  193. Определение Верховного Суда РФ № 45-ГГ99−44 от 18 декабря 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  194. Определение Верховного Суда РФ от 24 января 2000 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  195. Определение Верховного Суда РФ №КАС00−312 от 1 августа 2000 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  196. Определение Верховного Суда РФ № 92-Г00−14 от 21 ноября 2000 г. // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995−2000). Т. 2.
  197. Краткий обзор судебных решений, подготовленный Пермской областной избирательной комиссией // Пермская область. Выборы 2001. Электоральная статистика. Пермь, 2001.
  198. Определение Верховного Суда РФ № 93-Г01−29 от 23 ноября 2001 г. // Вестник ЦИК РФ. 2001. № 11.
  199. Решение Пермского областного суда по делу № 3−177−2001 от 29 ноября 2001 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  200. Определение Верховного Суда РФ № 25-Г03−9 от 28 ноября 2003 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
  201. Определение Верховного Суда РФ № 12-Г03−4 от 5 декабря 2003 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».
Заполнить форму текущей работой