Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бюджетная политика региона и ее роль в повышении уровня жизни населения: на примере Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Острой проблемой бюджетного регулирования остается распределение финансовой помощи региональным бюджетам. В большинстве своем определение потребности региона в дополнительных ресурсах носило характер соглашения между центром и регионом и основано на субъективном подходе в-каждом конкретном случае. Такого рода соглашения не способствуют стимулированию регионов опираться на собственные «силы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Бюджетная политика и основные методы ее реализации
    • 1. 1. Сущность понятий «бюджет» и «бюджетная политика»
    • 1. 2. Бюджетная политика как часть региональной экономической 35 политики
    • 1. 3. Методы бюджетного регулирования социально-экономического 47 развития и государственное регулирование уровня жизни
  • Глава 2. Анализ социально-экономического положения 79 Республики Бурятия и действующей бюджетной политики
    • 2. 1. Анализ показателей социально-экономического положения 79 республики
    • 2. 2. Уровень жизни населения Бурятии
    • 2. 3. Положения действующей политики по регулированию 110 социально-экономического развития и уровня жизни населения региона
  • Глава 3. Приоритетные направления совершенствования бюджетных механизмов и мер бюджетного регулирования
    • 3. 1. Основные направления бюджетной политики по повышению 119 уровня жизни
    • 3. 2. Совершенствование механизмов бюджетного регулирования
  • Заключение 182 Библиография
  • Приложения

Бюджетная политика региона и ее роль в повышении уровня жизни населения: на примере Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время проблемы формирования и практической реализации эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на региональном уровне в частности приобретают особую значимость. Очевидно, что финансовая стабильность такой большой страны, как Россия, возможна только при условии финансового благополучия ее регионов. Отсюда — значимость проблем разработки такой бюджетной политики в регионах и на местах, которая позволила бы на деле обеспечить финансовую самостоятельность, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации и их территорий, и как следствие получение населением достаточного объема общественных благ и повышение уровня его жизни.

Несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России и в частности в Республике Бурятия, отсутствуют встроенные в бюджетный процесс механизмы обеспечения результативности государственных расходов. Бюджетные расходы чаще всего планируются и распределяются на основе индексации расходов прошлых лет, без какой либо привязки к целям и ожидаемым результатам расходования бюджетных ресурсов. Полномочия и ответственность распорядителей бюджетных расходов при формировании и исполнении бюджетов остаются ограниченными, отсутствуют институциональные стимулы для повышения эффективности бюджетных расходов и оптимизации бюджетной сети.

В таком контексте актуальность темы диссертационного исследования выражается в необходимости дальнейшей разработки механизмов реализации таких приоритетных направлений бюджетного реформирования, как реструктуризация и оптимизация бюджетных доходов, реструктуризация и оптимизация расходной части бюджетов, совершенствование бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы межбюджетных отношений на основе дальнейшего совершенствования российского бюджетного федерализма в условиях реформирования государственного устройства и местного самоуправления.

Острой проблемой бюджетного регулирования остается распределение финансовой помощи региональным бюджетам. В большинстве своем определение потребности региона в дополнительных ресурсах носило характер соглашения между центром и регионом и основано на субъективном подходе в-каждом конкретном случае. Такого рода соглашения не способствуют стимулированию регионов опираться на собственные «силы», а порождают лишь иждивенческие настроения региональных органов власти. Действительно, легче убедить федеральный центр в. необходимости увеличения сумм финансовойпомощи, чем реально оценить свои возможности и предпринять необходимые меры для реализации имеющихся потенциальных ресурсов региона.

Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на определенные положительные тенденции в динамике макроэкономических показателей по Республике Бурятия, по-прежнему велико отставание региона от среднероссийского уровня по таким существенным характеристикам, как доходы на душу населения, доля населения, имеющего ходы ниже величины прожиточного минимума и др., отражающим общий уровень жизни населения. Учитывая ежегодное увеличение расходов бюджетов на социальные нужды, очевидно, что существующие инструменты бюджетного регулирования не в полной мере воздействуют на ситуацию в данной сфере, а положения действующей бюджетной политики носят как правило декларативный характер.

Все вышесказанное и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы в научной литературе.

Исследование трудов отечественных экономистов по соответствующей тематике дало возможность систематизировать классические и современные взгляды на сущность и механизмы осуществления бюджетной политики. Отдельные аспекты исследуемой темы нашли отражение в работах следующих ученых, изучающих:

— теоретические проблемы региональной экономики (Л.И. Абалкин,

A.Г. Аганбегян, Б. Н. Кузык, С. Д. Валентей, С. Ю. Глазьев, А. Г. Гранберг,

B.В. Ивантер, Т. В. Грицюк, В. Н. Лексин, Д. С. Львов, В.Л. МакаровП.А. Минакир, О. С. Пчелинцев, А. И: Татаркин, В. Б. Христенко, А.Н. Швецов);

— вопросы социально-экономического развития регионов (Н.А. Бородулина, В. И. Виленчик, Д. К. Иваницкий, О. В. Кузнецова, Г. Б. Поляк, И. Е. Рисин, А. А. Татаринов, В.И. Матеюк);

— проблемы бюджетной политики бюджетного федерализма (С.В. Барулин, В. П. Горегляд, Л. Н. Иванова, Т. М. Ковалева, Ю. В. Коростелев, A.M. Лавров, Т. Ф. Романова, М.Н. Яндиев);

— вопросы бюджетной политики в Республике Бурятия (Л.В. Потапов, П. Ж. Хандуев, Т.Г. Думнова).

Однако специфика видения проблем в межбюджетных отношениях на региональном уровне и их актуальность предполагает дополнительный анализ возможностей повышения эффективности бюджетных методов управления социально-экономическим развитием российских территорий применительно к конкретному региону.

Таким образом, недостаточная степень разработанности проблемы подтверждает актуальность темы исследования и необходимость ее теоретического, методологического и практического развития, что предопределило цель, задачи и структуру работы.

Цель диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке механизмов влияния бюджетной политики государства на социально-экономическое положение региона в целом, и, как следствие, повышение уровня жизни населения. В частности, через проведение реформы бюджетного процесса, повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе с помощью реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Реализация указанной цели определила необходимость решения следующих задач:

1. проанализировать роль бюджетного регулирования, при проведении государственной региональной политики;

3. дать оценку социально-экономическому положению Республики Бурятия в 2003;2007 гг.;

4. выявить приоритеты региональной бюджетной политики в области доходов, расходови межбюджетного регулирования и предложить подходы к построению бюджетной политики на уровне республики;

5. определить связь, между федеральной и региональной бюджетной политикой и социально-экономическим развитием региона;

6. разработать систему мер в области бюджетного регулирования, позволяющую повысить уровень жизни населения в Республике Бурятия.

Объектом исследования в диссертационной работе являются отношения по формированию бюджетной политики Республики Бурятия.

Предметом исследования является федеральный и региональный бюджеты (бюджет Республики Бурятия) с точки зрения политики проводимой в отношении их и влияния, которое она оказывает на социально-экономическое состояние и уровень жизни населенияконкретного региона.

Теоретической и методологической основой послужили исследования в области государственного регулирования экономики, бюджетного процесса, регионоведения, межбюджетных отношений, экономическая литература, материалы, опубликованные в периодических изданиях, законодательные и правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия. При проведении исследования применялись методы системного подхода, группировки, обобщения, статистического анализа и синтеза.

Информационно-нормативная основа исследования. В работе использованы экономико-статистические данные, содержащиеся в официально публикуемых органами федеральной и региональной власти документах, а также законодательные акты РФ и Республики Бурятия, указы Президента РФ, Постановления и решения федерального и регионального правительств.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

1. определены факторы, позволяющие оценить влияние бюджетной политики Республики Бурятия на повышение уровня жизни населения региона;

2. предложены механизмы укрепления доходной базы и реформирования системы финансирования отраслей государственного сектора экономики в Республике Бурятия за счет дальнейшего расширения налоговой базы по налогам, обеспечения мер по повышению деловой активности в регионе, повышению эффективности деятельности унитарных предприятий;

3. предложены меры по снижению уровня дотационности регионального бюджета, за счет использования конкурентных преимуществ региона, таких как значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов, приграничное положение, потенциала развития туристско-рекреационного комплекса на озере Байкал.

По специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:

4. разработаны рекомендации по повышению эффективности расходов регионального бюджета, в том числе за счет реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат, предполагающих повышение самостоятельности бюджетных учреждений, и как следствие ответственности за качество оказываемых ими бюджетных услуг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений, изложена на 202 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказала большое влияние на структуру и эффективность экономик регионов, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику в рыночных условиях хозяйствования.

Реализация механизма рыночной конкуренции, ослабление роли государства привели к значительным изменениям в размещении и пространственной ориентации экономики в целом, к прогрессирующей концентрации экономической деятельности-в рамках ограниченного числа региональных комплексов.

В современных условиях необходима’разработка и реализация новых подходов к формированию стратегии социально-экономического территориального развития страны и ее регионов. Особое внимание при этом должно быть уделено восточным территориям страны. Их огромный потенциал может быть задействован только при условии активной государственной поддержки, и им принадлежит решающая роль в формировании общероссийского баланса топлива и электроэнергии, производства цветных металлов и лесопродукции. Все возрастающее значении приобретают и водные ресурсы, основным хранилищем которых на востоке России является озеро Байкал.

Переход к устойчивому развитию Республики Бурятия в решающей степени определяется эффективным использованием научно-технического и человеческого потенциалов, исторических и географических особенностей и возможностей региона. При этом развитие человеческого потенциала не представляется возможным без обеспечения высокого уровня жизни населения, свободного доступа граждан к качественным государственным социальным услугам. Именно указанный аспект придает особую значимость реализации эффективной бюджетной политики на уровне регионов.

Повышение эффективности бюджетных расходов — одна из ключевых задач экономической политики ближайшего десятилетия, от ее решения в значительной степени будут зависеть и темпы роста экономики, и благосостояние граждан России.

В этой работе мы рассмотрели сегодняшние проблемы бюдетного сектора экономики и наметили пути, следуя которым, можно достичь ожидаемого эффекта. Реформирование бюджетного^ сектора экономики позволяет повысить прежде всего эффективность социальных программ в образовании и здравоохранении, социальной^ защите населения — тех сферах, от которых напрямую зависит важнейший фактор роста современной постиндустриальной экономики, основное достояние страны — человеческий капитал.

Модернизация бюджетного процесса — это и реформирование системы госзакупок, и формирование системы ресурсосбережения и энергосбережения в бюджетном секторе, и повышение эффективности расходов по инфраструктурным программам (в частности, дорожного строительства), которые в немалой степени определяют инвестиционную привлекательность регионов, и многое, многое другое. Все это, вместе взятое, создает важнейшие предпосылки для снижения налогового бремени на экономику, позволяет сокращать непроцентные расходы бюджета.

Наконец, формирование эффективной системы управления государственным долгом, переход к среднесрочному бюджетному планированию — эти меры должны способствовать макроэкономической стабильности — важнейшей предпосылке экономического роста.

Модернизация, реформирование системы бюджетных расходов никоим образом не ограничивается «узкофинансовыми» мерами — необходимы серьезнейшие институциональные преобразования, которые выходят далеко за рамки собственно финансовой проблематики. Это, во-первых, административная реформа и реформа государственной службы., которые позволяют включить механизмы ориентированно на результат бюджетного планирования и кардинально улучшить работу всего госаппарата. Во-вторых, крайне важно поднять статус бюджетных учреждений. Это даст возможность сформировать действенные стимулы к повышению эффективности организаций социальной сферы, а вслед за нею образования, здравоохранения, науки. В-третьих, должна продолжаться реформа межбюджетных отношений, которая стимулирует эффективную экономическую политику региональных и муниципальных властей.

Макроэкономические, отраслевые, социально-политические преобразования, реформирование системы бюджетных расходов, расширение доходной базы бюджетов — все это, связанное воедино, мощнейший ресурс в достижении конкурентоспособности, повышении эффективности экономики, росте социальной справедливости в обществе. От успешности текущей государственной бюджетной политики и бюджетных реформ в конечном итоге зависит облик регионов ближайшего времени.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008—2010 годах от 30.05.2006 г.
  2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2007 году от 09.03.2007 г.
  3. Бюджетное послание Президента РБ на 2008 год от 20.09.2007 г.
  4. Бюджетное послание Президента РБ на 2007 год от 21.08.2006 г.
  5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
  6. Закон РФ «О государственном прогнозировании и- программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-Ф31
  7. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ.
  8. Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской-Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
  9. Закон Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» от 03.07.2007 года N 2359-III.
  10. Закон Республики Бурятия- «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия» от 13.10.2005 года№ 1334-III.
  11. Закон Республики Бурятия «О перечне и количественных значениях государственных минимальных социальных и финансовых нормативов Республики Бурятия» от 28.11.2005 года № 1356-III.
  12. Закон Республики Бурятия «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Бурятия» от 06.07.2005 года № 1243-III.
  13. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2007 год, утв. Распоряжением Правительства РБ от 25.09.2006 г. № 623-р.
  14. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2008−2010 годы, утв. Распоряжением Правительства РБ от 20.08.2007 г. № 567-р.
  15. Письмо Минфина РФ «Of направлении Концепции и методики формирования межбюджетных отношений Российской Федерации- с субъектов Российской Федерации на 2007 год и на среднесрочную перспективу» от 21.08.2006 № 06−06−01.
  16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения, о предоставлении в 2008—2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» от 12.12.2007 г. № 859.
  17. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. № 249.
  18. Постановление Правительства РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от23.03.1996 г. № 327.
  19. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе „Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов
  20. Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)“ от 11.10.2001 № 717.
  21. Постановление Правительства Республики Бурятия „О реестре государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия“ от 13.09.2007 г. N 285.
  22. Постановление Правительства РБ „О мерах по оптимизации бюджетной сети и обеспечению перевода бюджетных учреждений в форму некоммерческих организаций и иных юридических лиц“ от 29.06.2007 г. № 210.
  23. Постановление Правительства Республики Бурятия „Об утверждении перечня количественных показателей для оценки результатов осуществления задач и функций главных распорядителей бюджетных средств“ от 29.06.2007 г. № 206.
  24. Постановление Правительства РБ „О порядке формирования и учета бюджетных услуг в Республике Бурятия“ от 09.02.2007 г. № 43.
  25. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 гг.). Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 38-р.
  26. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ: 2007. Стат. сборник Федеральной службы государственной статистики. М., 2007.
  27. Российский статистический ежегодник. 2007 / Росстат. М., 2007.
  28. Россия в цифрах. 2006. Краткий стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2007.
  29. Статистический ежегодник, 2007. Улан-Удэ, Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, 2007.
  30. Уровень жизни населения / Аналитическая записка Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. Улан-Удэ, 2007.1. Научные работы ¦
  31. Абалкин JL Экономическая политика и ее ответственность за развитие науки (методологические размышления) // Экономист. 2004. № 5. С. 6.
  32. С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики. М., 2001. № 5. С. 113−124.
  33. B.C. Межполитические отношения и регионы // Регионология. 2006. № 4 (57). С.32−42.
  34. В.К., Хомкалов Г. В., Цыренова Е. Д. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во G.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000.
  35. А.Г. Социально-экономическое развитие Росси. М1.: Дело, 2004.
  36. А.Г. Экономическая ситуация и перспективы социально-экономического развития России //Российская.экономика на новых путях /Под ред. Э. И. Гойзмана, Р. Н. Евстигнеева. М.: Ин-т бизнеса и экономики, 2002.
  37. А.А., Воскресенский В. Ю., Ци Го Ин. Международный туризм как отрасль устойчивого развития территории // Регионология. 2006. № 4 (57). С. 85−92.
  38. А., Гришина Е. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. 2005. № 8. С.97−105.
  39. С.О. Федеративные отношения1 и безопасность регионального развития // Право и политика, 2007, № 4.
  40. Анализ реформ межбюджетных отношений и проблемы обеспечения» сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ в условиях разграничения расходных полномочий. М., 2006.
  41. В. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. № 6.
  42. А.И. Прогнозирование темпов и факторов экономического роста. М.: МАКС-Пресс, 2003.
  43. С.С. Межбюджетные отношения: вопросы теории и практики. Саранск, 2001.
  44. JT.M. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему // Налоги и налогообложение, 2007, № 12.
  45. A.M. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007.
  46. И.И. Роль государственного регулирования экономики. М., 2002.
  47. . И.И., Ярашева А. В. Специфические черты финансовой и налоговой системы России. М., Вестник ВГНА, 2004. № 3 (11). С. 17−26.
  48. Байрейтер- У. Региональные инструменты финансирования // ЭКО. Новосибирск, 2000. № 2. С. 100−104.
  49. С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2005. № 8. С.54−75.
  50. О.В. Региональная интеграция: федералистские теории и концепции // Регионология. 2006. № 4 (57). С.4−14.21.
Заполнить форму текущей работой