Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование методов информационной интеграции автоматизированных систем бухгалтерского и оперативного учета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в формировании и научном обосновании теоретико-методологического аппарата методов информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУ массового применения с учетом современного состояния информационных технологий, а также в разработке и научном обосновании рекомендаций по практическому использованию выделенных методов. В работе получены и выносятся на защиту следующие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА
    • 1. 1. анализ развития современных систем бухгалтерского и оперативного учета
    • 1. 2. Исследование основных взаимодействующих модельных компонент бухгалтерского и оперативного учета
    • 1. 3. Уровень практической реализации задач информационной интеграции бухгалтерского и оперативного учета
    • 1. 4. Анализ современных информационных технологий, влияющих на построение методов информационной интеграции
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА
    • 2. 1. Организация межпрограммного взаимодействия и базовые методы интеграции
    • 2. 2. Методы информационной интеграции структурно-логического уровня
    • 2. 3. Методы информационной интеграции концептуально-структурного уровня
  • Выводы

Исследование методов информационной интеграции автоматизированных систем бухгалтерского и оперативного учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В Российской Федерации в настоящее время активно идут процессы реформирования бухгалтерского учета и налогового законодательства. Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ [57,71] определены задачи по гармонизации бухгалтерского учета и интеграции его в систему мировых стандартов. Продолжается работа над второй частью Налогового кодекса. Важной составляющей частью реформирования является либерализация учетной политики субъектов хозяйственной деятельности, в результате которой хозяйственные единицы обладают значительной свободой в выборе различных компонент учетной политики.

Параллельно с процессами реформирования бухгалтерского учета, являющимися одной из сторон общего процесса реформ в России, идут процессы по активному расширению использования средств вычислительной техники (далее — ВТ) в учетных подразделениях. Такое расширение использования средств ВТ является отражением общемировых тенденций развития информационных технологий.

В этих условиях возрастает значимость поиска адекватных решений задач, лежащих на стыке двух процессов — реформирования учета и расширения использования информационных технологий. Одной из важнейших задач, имеющей в этой связи существенное значение, является совершенствование концепций проектирования и разработки автоматизированных учетно-информационных систем, используемых в процессах управления современным предприятием. В первую очередь это относится к тем классам автоматизированных систем, которые применяются наиболее массовым образом, а именно к тиражным программным продуктам автоматизации бухгалтерского и оперативного учета, или автоматизированным системам бухгалтерского учета (далееАСБУ) и автоматизированным системам оперативного учета (далееАСОУ).

Но массовость применения тиражных систем порождает и проблему информационной интеграции АСБУ и АСОУ, разработанных различными производителями. Действительно, их совместное комплексное использование возможно, как показывает практика, лишь в очень ограниченных масштабах. Специальное исследование интеграционных возможностей АСБУ и АСОУ, проведенное в 2000 году аналитической группой фирмы «Салон Финансист» под руководством автора в рамках внутренних аналитических работ, показало, что не более 45 наименований тиражного ПО различных фирм имеют те или иные средства интеграции с ПО других производителей. При этом общее число наименований, которое было рассмотрено в рамках исследования, превышало 190 единиц, (полный перечень всех рассмотренных программных продуктов приведен в Приложении 1), Очевидно, что такое соотношение (чуть более 20%) нельзя признать удовлетворительным. Следует также отметить, что при детальном анализе интеграционных механизмов было обнаружено, что, если учесть только те программные продукты, которые имеют достаточно универсальные интеграционные механизмы, реальное соотношение составит не более 11%.

Существующее на рынке ПО АСБУ и АСОУ разработано в последние 8−10 лет различными коммерческими фирмами. Достоверно известно, что многие существующие на сегодня решения по реализации моделей представления, интерпретации и интеграции учетной информации вырабатывались и принимались специалистами коммерческих фирм в значительной степени интуитивно. Это объясняется в первую очередь тем, что в условиях проводимой в стране экономической реформы, к сожалению, образовался разрыв в методологической разработке вопросов автоматизации бухгалтерского и оперативного учета и практической реализации. Трудности переходного периода не позволили в конце 80-хначале 90-х годов наладить продуктивное взаимодействие научно-методологических центров высшей школы и специализированных научно-исследовательских институтов с коммерческими фирмами. При этом ряду коммерческих фирм удалось в значительной степени эмпирическим путем, практически без проведения специальных исследований, предложить весьма оригинальные практические решения задачи представления, интерпретации и интеграции учетной информации в ПО АСБУ и АСОУ массового применения, лишь в последнее время получившие определенное научно-методологическое обобщение.

Но вопросам информационной интеграции при создании ПО АСБУ и АСОУ коммерческие фирмы практически не уделяли внимания. Это объясняется тем, что в условиях жесткой конкуренции фирмы-разработчики стремились обеспечить возможно большую функционально-технологическую полноту продуктам собственной разработки. В случае возникновения потребности в интеграции различных учетных компонент вопрос решался за счет использования наиболее очевидных методов внутренней по отношению к продукту интеграции на уровне единой или слабовзаимодействующей внутренней базы данных. Лишь в последние 3−4 года коммерческие фирмы постепенно начали осознавать необходимость существования интеграционных компонент, позволяющих пользователям программного обеспечения, разработанного разными фирмами, получать интегрированное решение, использующее все потенциальные преимущества от комплексного подхода к автоматизации управления. Таким образом, задача информационной интеграции компонент, созданных различными фирмами, в комплексную систему управления предприятием ставится на повестку дня как со стороны потребителей финансово-экономического программного обеспечения, так и со стороны производителей, а, следовательно, рынком. К сожалению, существующая практика информационной интеграции программных продуктов автоматизации бухгалтерского и оперативного учета в настоящее время не имеет достаточной теоретической платформы.

Теоретические проблемы проектирования и разработки автоматизированных систем бухгалтерского учета в условиях плановой экономики рассматривались в работах С. И. Волкова, В. И. Исакова, В. Б. Либермана, О. М. Островского, В. И. Подольского, Ю. А. Ратмирова, А. Н. Романова, B.C. Рожнова, Э. Н. Хотяшова, И. Б. Шнайдермана и ряда других уч’еных. Эти разработки имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в них бухгалтерский учет рассматривался, в значительной степени, как статичная, жестко регламентированная система. И это вполне понятно, поскольку в условиях централизованной экономики просто не могло быть иначе. Кроме того, они базировались, преимущественно, на концепции централизованных вычислений. Либерализация бухгалтерского учета, внедрение в практику управления интерактивных технологий и переход к распределенной, сетеориентированной обработке данных потребовали существенного уточнения теоретических концепций построения автоматизированных систем. Следует также отметить, что современные технические и программные средства позволяют решать многие задачи в новой, существенно расширенной постановке.

Важным является и то, что в условиях плановой экономики основное внимание в теоретическом плане уделялось именно проблеме проектирования и разработки автоматизированных систем бухгалтерского учета в ущерб задачам оперативного учета. Теоретические вопросы взаимодействия автоматизированных систем бухгалтерского и оперативного учета вообще мало рассматривались, особенно в условиях, когда практиковался подход, основанный на обособленности задач бухгалтерского учета от остальных учетных задач в рамках АСУП. Очевидно, что этого требовали и существовавшая система хозяйствования, и уровень развития технических средств. Тем не менее, уже в то время необходимость информационного обмена между функциональными подсистемами в АСУП была очевидна и закладывалась в основу АСУП. Например, в ОРММ-учет [47] соответствующее требование было заложено на уровне общих характеристик подсистемы «Бухгалтерский учет» АСУП. Но эти работы, к сожалению, не были закончены и не получили должного теоретического обоснования.

Важнейшим инструментом реализации принципов открытости и информационного взаимодействия автоматизированных систем обработки данных является аппарат моделирования информационных систем, позволяющий проектировщику исследовать функционирование принимаемых им технологических решений на всем спектре задач данной • предметной области. Применительно к проектированию автоматизированных систем бухгалтерского и оперативного учета это требует использования системы моделей учета.

Здесь накоплен определенный теоретический потенциал. Проблемы моделирования семантики экономических предметных областей и, в частности, бухгалтерского учета применительно к проектированию автоматизированных информационных систем рассматривались в трудах Б. В. Алахова, В. М. Жеребина, Б. Е. Одинцова, В. Ф. Палия, Р. С. Рашитова, ^ А. Н. Романова, Я. В. Соколова. Значительный вклад в данную проблематику внесли ученые Финансовой академии при Правительстве РФ A.JI. Бикмулин, Н. А. Ибрагимов, Э. А. Умнова, С. А. Харитонов, Д. В. Чистов, Е. Л. Шуремов и другие.

Однако, за рамками этих исследований осталось направление, связанное с разработкой механизмов открытых информационных технологий бухгалтерского и оперативного учета, обеспечивающих возможность тесной интеграции всех подсистем управления. Здесь существует целый спектр научных проблем, требующих своего решения.

Прежде всего к ним следует отнести недостаточную проработанность отдельных вопросов теории моделирования основных составляющих информационной системы бухгалтерского учета: счетов, записей на счетах и порядка их интерпретации при решении задач аналитического учета, тесно взаимодействующих с составляющими информационной системы оперативного учета. Практика эксплуатации существующих программных средств наглядно показывает, что практически отсутствуют адекватные модели, что приводит к значительным проблемам пользователей даже при элементарных попытках интеграции систем автоматизации от разных производителей.

Неполно исследованы общие проблемы моделирования документооборота, особенно актуальные с точки зрения вопросов функциональной интеграции отдельных продуктов и подсистем в общую систему управления предприятием. На практике это, как правило, приводит к перегрузке бухгалтерского контура автоматизированной системы управления предприятием аналитическими функциями.

Недостаточна научная проработка проблем комплексирования программных средств различных производителей в единую вычислительную среду при системной интеграции. Вследствие этого существующие системы обработки учетной информации независимых производителей, как правило, не имеют развитых средств взаимодействия друг с другом. Эти возможности ограничиваются механизмами импорта/экспорта агрегированных данных или поддержкой общесистемных технологий обмена информацией между приложениями. Однако интеграция может быть существенно шире.

В условиях либерализации бухгалтерского учета, его миграции в сторону открытых стандартов и свободы предприятий в выборе учетной политики, исследование теоретических проблем информационной интеграции систем бухгалтерского и оперативного учета принимает особую актуальность. Необходимость разработки целостного, научно-обоснованного подхода к вопросам информационной интеграции систем автоматизации бухгалтерского и оперативного учета определила выбор темы и направления исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Основной целью диссертационной работы является исследование научное обоснование методов информационной интеграции программных компонент бухгалтерского и оперативного учета массового применения, базирующихся на современных информационных технологиях.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие научные и практические задачи: исследовать современное состояние и перспективы развития российского рынка АСБУ и АСОУвыявить основные особенности построения и адаптации ПО АСБУ и АСОУ массового распространенияопределить основные тенденции и проблемы развития ПО АСБУ и АСОУ разных типоввыявить важнейшие различия современного ПО АСБУ и АСОУ, выделить наиболее перспективные подходы к решению проблемы интеграции ПО АСБУ и АСОУпровести анализ способов реализации моделей представления и интерпретации учетной информации в существующих программных системах и разработать рекомендации по их оптимизации для решения задачи информационной интеграцииисследовать проработанность проблемы интеграции АСБУ и.

АСОУисследовать технологические подходы на мировом и российском рынке ПО, позволяющих решать проблему информационной интеграции.

АСБУ и АСОУ на современном технологическом уровне с целью выявления наиболее перспективных подходоввыявить, проанализировать, обобщить и классифицировать основные подходы к решению задачи информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУразработать и предложить набор базовых методов информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУпредложить решение задачи информационной интеграции АСБУ и АСОУ, основанное на типовых методах информационной интеграции компонент АСБУ и АСОУвыявить основные факторы, влияющие на выбор методов информационной интеграции АСБУ и АСОУ и определить их роль и место в проектах системной интеграцииразработать практические рекомендации по применению различных методов информационной интеграции в проектах системной интеграции с учетом основных вариантов потребителей и производителей АСБУ и АСОУпредложить варианты использования на практике различных методов информационной интеграции в зависимости от стадии жизненного цикла ПС и от масштаба проекта по созданию АСУ. Предмет и объект исследования.

Предметом исследования являются методы и инструментальные средства информационной интеграции автоматизированных систем бухгалтерского и оперативного учета, а также модели представления и интерпретации учетной информации и другие вопросы, влияющие на проблемы информационных взаимосвязей ПО АСБУ и АСОУ в рамках систем масштаба предприятия.

Объектом исследования являются современные прикладные программные системы автоматизации обработки учетной информации массового применения, существующие на рынке России.

Методологическая база исследования.

Исследование основывается на приложениях методологии научного познания и системном анализе в прикладных направлениях информатики, системного анализа, бухгалтерского и хозяйственного учета. В качестве основных методов исследования применялись методы и положения прикладной теории экономических систем и моделей, а также теории проектирования экономических информационных систем.

В процессе диссертационного исследования проанализированы и использованы методические разработки Минфина и Госкомстата Российской Федерации, методические материалы и государственные стандарты в области проектирования, разработки и внедрения автоматизированных систем обработки экономической информации. Использованы разработки, выполненные научными коллективами и отдельными учеными Финансовой академии при Правительстве РФ, Института проблем информатики РАН, Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации Роскоминформа и РАН, Международной академии информатизации, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института статистических информационных систем Госкомстата РФ, Центрального экономико-математического института РАН, Московского университета экономики, статистики и информатики, а также других коллективов.

Теоретической базой исследования являются труды В. Б. Либермана, О. М. Островского, Ю. А. Ратмирова, А. Н. Романова, В. С. Рожнова, Э. Н. Хотяшова и других авторов. Значительный вклад в данную проблематику внесли ученые школы Финансовой Академии при Правительстве РФ А. Л. Бикмулин, Н. А. Ибрагимов, Э. А. Умнова, С. Л. Харитонов, Д. В. Чистов и Е. Л. Шуремов. Активно использовались работы ряда других отечественных и зарубежных ученых по вопросам разработки систем автоматизации бухгалтерского учета, машинной обработки экономической информации, теории баз и моделей данных, экономико-математическому моделированиюматериалы научно-практических конференций и семинаров по методологии разработки систем автоматизации управления, проектирования баз данных, а также материалы публикаций по исследуемым вопросам в экономических и компьютерных изданиях.

Основную источниковую базу составляют программные продукты ведущих российских фирм-производителей ПО АСБУ и АСОУ. Широко используются результаты исследований, которыми автор руководил или в которых принимал непосредственное участие, в том числе: исследования Ассоциации разработчиков программного обеспечения в области экономики (АРЭП), в том числе материалы рабочих совещаний с 1995 по 2000 год по проблемам информационного взаимодействия ПОспециальные исследования рынка программного обеспечения России и стран СНГ фирмы «Бизнес-Программы-Сервис», в том числе материалы V, VI, VII и VIII Международных конкурсов программного обеспечения в сфере экономики «Бизнес-Софт» — специальные исследования ПО массового назначения аналитической группы фирмы «Салон Финансист». Научная новизна.

Научная новизна исследования состоит в формировании и научном обосновании теоретико-методологического аппарата методов информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУ массового применения с учетом современного состояния информационных технологий, а также в разработке и научном обосновании рекомендаций по практическому использованию выделенных методов. В работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты: определение важнейших особенностей построения современного АСБУ и АСОУ, основанного на применении персональных компьютеров (ПК) и интерактивных технологий обработки данныхвыделение основных подходов к построению АСБУ и АСОУ и тенденций развития основанных на них программных систем обработки учетной информации в рамках систем масштаба предприятияформулирование важнейших ограничений (с точки зрения интеграции компонент) существующих подходов построения и развития ПО АСБУ и АСОУ массового распространенияанализ основных групп моделей представления, интерпретации и интеграции учетных данных с целью выбора наиболее перспективных моделей и определения малоперспективных с точки зрения интеграции подходовопределение принципов эффективного построения системы синтетических и аналитических счетов в ПО АСБУ и аналитических групп (классов) в ПО АСОУ. выявление наиболее перспективных моделей организации аналитического учета в существующих программных системах с точки зрения интеграциианализ моделей организации документооборота, используемых в существующем ПО АСБУ и АСОУ и предложение способов их развития в целях интеграции компонентвыявление, анализ и классификация основных подходов к решению задачи информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУразработка набора базовых методов информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУразработка практических предложений по решению задачи информационной интеграции АСБУ и АСОУ, основанное на типовых методах информационной интеграции компонент АСБУ и АСОУ в систему масштаба предприятия.

Основные результаты исследования.

В работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

В результате исследования был выделен набор возможных базовых методов организации информационной интеграции, причем с группировкой по отношению к уровню реализации. В частности, выделены два крупных класса — класс структурно-логических методов и класс концептуально-структурных методов.

Методы структурно-логического уровня, как правило, основываются на использовании знаний о структуре базы данных тех или иных подсистем, объединяемых при решении задачи информационной интеграции. Методы концептуально-структурного уровня, как правило, не используют непосредственно знания о структуре баз' данных объединяемых подсистем, решая задачу информационной интеграции на уровне абстрактных, концептуальных представлений о структуре данных.

Выделенные методы подразделяются на:

Класс методов информационной интеграции структурно-логического уровня.

Конструкторское взаимодействие.

Иерархическое взаимодействие.

Встречное взаимодействие.

Класс методов информационной интеграции концептуально-структурного уровня.

Сервисное взаимодействие.

Взаимодействия через прохмежуточный слой.

Документарное взаимодействие.

Методы технологического уровня (OLE, DDE и т. п.) в работе не рассматривались, так как по постановке задачи они не являются самостоятельными методами, а лишь позволяют реализовать те или иные методы структурно-логического или концептуально-структурного уровня тем или иным способом.

Практическая значимость.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения ориентированы на широкое использование при создании новых и развитии существующих систем обработки учетной информации. Самостоятельное практическое значение имеют: выделенный набор базовых методов информационной интеграции АСБУ и АСОУ, позволяющий решать задачи системной интеграции продукции различных производителей на уровне стандартных способов комплексированиярекомендации по использованию методов информационной интеграции в зависимости от стадии жизненного цикла ПСрекомендации по использованию методов информационной интеграции в зависимости от масштаба проекта системной интеграции по созданию АСУ масштаба предприятия.

Внедрение и апробация результатов исследования Разработанные в диссертации положения и рекомендации использованы в рабочих проектах создания новых версий программных продуктов ведущих российских производителей ПО АСБУ массового применения (фирмы «Инфософт», «Фолио»), что подтверждено соответствующими документами. результаты диссертационного исследования используются в научно-исследовательской и практической деятельности Ассоциацией разработчиков программного обеспечения в области экономики в рамках комплекса работ, проводимых по стандартизации межпрограммного обмена данными и методик адаптации программных продуктов независимых производителей к потребностям различных групп пользователейпод руководством автора и при его непосредственном участии специалистами ЦИЭС «Бизнес-Программы-Сервис» и «Салон Финансист» Ш разработаны ряд разделов методики обследования функциональных возможностей ПО АСБУ и АСОУ, которые используются при проведении конкурсов финансово-экономического ПО и оказании консультационных услуг по автоматизации бухгалтерского и оперативного учета. В частности, они применены при проведении консалтинговых работ для ЗАО «ИД Коммерсант», ЗАО «Ист-Дайн», АООТ «Арнест», АООТ «Сиданко» и ряда других.

Публикации.

Основные результаты исследования опубликованы в 6 статьях и • ряде других печатных работ, в которых автору принадлежит 1,9 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включая 9 рисунков и 11 таблиц, заключения и списка литературы, содержащего 89 наименований.

Выводы.

1. Показано, что подход к оценке применимости БМИ различен для заинтересованных сторон-участников рынка, а именно для производителей и потребителей. Разработчики АСБУ и АСОУ и потребители программных продуктов объективно по разному рассматривают вопросы выбора наиболее адекватных методов информационной интеграции. Такое положение связано с разностью представляемого сторонами подхода к оценке — общего и конкретного.

2. На основе проведенного анализа выделены и обобщены отличия в подходах к оценке БМИ. Показано, что с учетом разности интересов необходимо разделять рекомендации по использованию БМИ в зависимости от типа потребителя — производитель или пользователь. Каждому из этих типов соответствует свой набор критериев оценки.

3. Показано, что для производителей АСБУ и АСОУ существуют разные целевые направления использования БМИ. Эти отличия связаны с той задачей, которую решает производитель — совершенствование вновь создаваемых продуктов, модернизация существующих продуктов или использование БМИ как связующего элемента с продуктом другого доминирующего на рынке разработчика с целью предложения собственного продукта широкой клиентской базе такого доминирующего разработчика.

4. Показано, что на решение о применимости того или иного метода из набора БМИ влияет стадия жизненного цикла, на которой находится программный продукт. В связи с этим проведен сравнительный анализ применимости БМИ относительно стадий жизненного цикла АСБУ и АСОУ. По результатам анализа сделан вывод о относительной независимости БМИ от стадии ЖЦ за исключением метода конструкторского взаимодействия.

5. Выполнена разработка рекомендаций по применению БМИ в зависимости от текущей рыночной цели и рекомендаций по использованию БМИ в зависимости от стадии ЖЦ.

6. Проведен анализ классификации предприятий по признаку числа сотрудников управленческих служб, как определяющего принципиально различающиеся требования к выбору БМИ АСБУ и АСОУ. Показана зависимость выбора БМИ от масштаба проекта автоматизации, даны практические рекомендации по использованию конкретных БМИ для различных ситуаций с учетом данных факторов.

7. На основе анализа выработанных рекомендаций сделан вывод, что наиболее универсальными являются метод встречного взаимодействия структурно-логического класса и методы сервисного взаимодействия и взаимодействия через промежуточный слой концептуально-структурного класса. Эти методы позволяют решать задачу информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУ практически при любом наборе факторов, влияющих на выбор метода.

8. Показано, что другие методы информационной интеграции АСБУ и АСОУ могут быть более адекватными решаемым задачам в зависимости от текущего состояния договоренностей между производителями ПО АСБУ и АСОУ.

Заключение

.

Проведенное в диссертации исследование вопросов информационной интеграции АСБУ и АСОУ позволило получить следующие основные результаты.

1. На современном уровне информационных технологий в России наиболее распространенными являются подходы к построению ПО АСБУ и АСОУ, основанные на использовании ПК, предполагающие полностью или частично распределенную обработку данных. В 90х годах отечественными фирмами накоплен существенный опыт в разработке ПО АСБУ и АСОУ для ПК. Наибольшее число пользователей имеют системы автоматизации, ориентированные на применение унифицированной модели данных, построенные в виде единой программной среды и использующие инструментальный принцип адаптации к потребностям конкретных пользователей.

2. Проведен анализ модельных компонент, влияющих на решение задачи информационной интеграции бухгалтерского и оперативного учета. Показано, что:

— среди известных моделей аналитического учета с точки зрения качества решения задачи информационной интеграции оперативного и бухгалтерского учета имеются преимущества у модели аналитической классификации и смешанных моделей;

— реализации известных моделей документооборота с точки зрения решения задачи информационной интеграции имеют ограниченный характер, но в существующих условиях при построении ПО АСБУ и АСОУ целесообразно применение полной модели документооборота, позволяющей обособить данные бухгалтерского и оперативно-технического учета и за счет этого уменьшить нагрузку на бухгалтерский контур системы автоматизации управления;

— с точки зрения задачи информационной интеграции модель учетного цикла оказывает минимальное воздействие на механизмы взаимодействия АСБУ и АСОУ.

3. Исследованы технологические подходы, позволяющие решать проблему информационной интеграции АСБУ и АСОУ на современном технологическом уровне. Выявлены наиболее перспективные подходы, имеющиеся на мировом и российском рынке ПО.

4. На основании исследования прикладных систем, присутствующих на российском рынке, показано неудовлетворительное состояние решения задачи информационной интеграции АСБУ и АСОУ независимых производителей. Языковые средства ПО АСБУ различных производителей плохо совместимы друг с другом и жестко привязаны к конкретной информационной модели системы. Это затрудняет разработку специализированных настроек и комплексирование систем разных производителей независимыми внедренческими консультационными фирмами, выполняющими проекты по системной интеграции.

5. Показано, что существует возможность построения системы масштаба предприятия на базе АСБУ и АСОУ независимых разработчиков с использованием набора БМИ, который позволяет решать задачу информационной интеграции, причем практическая реализация задачи информационной интеграции АСБУ и АСОУ на основе набора БМИ в настоящее время уже частично ведется ведущими российскими разработчиками на уровне эмпирических подходов.

6. Помимо вопросов технической реализации БМИ и содержательных аспектов существует и проблема принятия подхода с использованием БМИ ведущими разработчиками в качестве промышленного стандарта. Показано, что к использованию такого подхода разработчиков подталкивают объективные причины, выражающиеся в требованиях пользователей и дилеров к существенному расширению возможностей комплексирования массовых программных продуктов независимых разработчиков.

7. На основе анализа тенденций развития ПО АСБУ и АСОУ на отечественном рынке и общего системного анализа мировых тенденций развития информационных технологий выделены и классифицированы возможные группы методов информационной интеграции, а именно классы структурно-логического и концептуально-структурного уровней информационной интеграции. Для каждого класса выделены и классифицированы конкретные методы интеграции, даны определения, а также показано, что существуют определенные взаимосвязи и взаимопроникновение выделенных методов, отражающие логику их развития. Описаны механизмы функционирования выделенных методов и их отдельных вариантов, а также показано, что выделенные методы могут быть с успехом использованы не только для решения отдельной задачи информационной интеграции АСБУ и АСОУ, но могут использоваться и для решения более общей задачи по комплексированию программных средств. Показано, что в связи с этим особую роль играет метод сервисного взаимодействия.

8. Рассмотрены основные отличия методов информационной интеграции, указаны их преимущества и недостатки. Показано, что для полноценного решения в общем виде задачи информационной интеграции лучше подходят методы концептуально-структурного уровня, но в настоящее время возможности по их применению используются в отечественной практике чрезвычайно редко. При этом с помощью методов структурно-логического уровня также можно с успехом решать задачи информационной интеграции АСБУ и АСОУ, причем в настоящее время использование методов конструкторского и встречного взаимодействия позволяют решать эту задачу вполне удовлетворительно для тиражного массового ПО АСБУ и АСОУ. При этом один из самых перспективных методов — документарное взаимодействие — на сегодняшний момент практически не развивается, так как ряд вопросов, связанных с электронной цифровой подписью пока еще не решены законодательно.

9. Отмечено, что при оценке применимости БМИ производители и потребители АСБУ и АСОУ объективно по разному рассматривают вопросы выбора наиболее адекватных методов информационной интеграции. Такое положение связано с разностью представляемого сторонами подхода к оценке — общего и конкретного. Показано, что с учетом разности интересов необходимо разделять рекомендации по использованию БМИ в зависимости от типа потребителя — производитель или пользователь. Каждому из этих типов соответствует свой набор критериев оценки.

10. Показано, что для производителей АСБУ и АСОУ существуют разные целевые направления использования БМИ. Эти отличия связаны с той задачей, которую решает производитель — совершенствование вновь создаваемых продуктов, модернизация существующих продуктов или использование БМИ как связующего элемента с продуктом другого доминирующего на рынке разработчика с целью предложения собственного продукта широкой клиентской базе такого доминирующего разработчика. Показано, что на решение о применимости того или иного метода из набора БМИ влияет стадия жизненного цикла, на которой находится программный продукт. В связи с этим проведен сравнительный анализ применимости БМИ относительно стадий жизненного цикла АСБУ и АСОУ. По результатам анализа сделан вывод об относительной независимости БМИ от стадии ЖЦ за исключением метода конструкторского взаимодействия. Даны рекомендации для разработчиков АСБУ и АСОУ по применению БМИ в зависимости от текущей рыночной цели и рекомендации по использованию БМИ в зависимости от стадии ЖЦ.

11. Подтвержден выбор классификации предприятий-пользователей по признаку числа сотрудников управленческих служб, как определяющего принципиально различающиеся требования к выбору БМИ АСБУ и АСОУ. Показана зависимость выбора БМИ от масштаба проекта автоматизации, даны практические рекомендации по использованию конкретных БМИ для различных ситуаций с учетом данных факторов.

12. На основе анализа выработанных рекомендаций сделан вывод, что наиболее универсальными являются метод встречного взаимодействия структурно-логического класса и методы сервисного взаимодействия и взаимодействия через промежуточный слой концептуально-структурного класса. Эти методы позволяют решать задачу информационной интеграции ПО АСБУ и АСОУ практически при любом наборе факторов, влияющих на выбор метода. Показано, что другие методы информационной интеграции АСБУ и АСОУ могут быть более адекватными решаемым задачам в зависимости от текущего состояния договоренностей между производителями ПО АСБУ и АСОУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической информации. Под ред. В. С. Рожнова. -М.: Финансы и статистика, 1992, -350 с.
  2. Д.С., Аглицкий И. С. Российский рынок информационных технологий: проблемы и решения. М.: Ламинфо, 2000, -202 с.
  3. .В. Комплексная автоматизация учета с применением ЭВМ. М.: Финансы, 1969. 112 с.
  4. .В. ЭВМ и моделирование задач промышленного учета. М.: Статистика, 1974. 128 с.
  5. С.В. Особенности реализации в системах автоматизированного бухгалтерского учета отдельных положений методологии учета. //Новые информационные технологии в управлении экономикой. М., 1995, с.89−97
  6. В.В. и др. Автоматизация управления предприятием. М.: ИНФРА-М, 2000, 239 с.
  7. A.JI. Моделирование и разработка информационных технологий в сфере учета. //Дисс.. доктора экон. наук. М., 1994.
  8. С.И., Краева Т. А., Савин В. П. Методологические основы автоматизированного учета на предприятии. М. Финансы, 1977. 271 с.
  9. .А., Ревенко П. В. От принципов бухгалтерского учета к комплексному программному продукту. Мир ПК, N 10, 1993, с. 49−56.
  10. А. Ф., Соколов Д. В. Как развиваются тиражные торговые системы. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 9−10, 2000, с. 1511. Гершуни М. Современные управленческие системы. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 44, 1997, с. 15
  11. В.И., Паньшин Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наук, думка, 1988, -272 с.
  12. И.Н. Информационное моделирование базы данных бухгалтерского учета. Дисс. канд. экон. наук. М., 1995. -153 с.
  13. И.Н. Теоретические основы создания адаптивных баз данных. //Новые информационные технологии в управлении экономикой. М., 1995, с. 3−8.
  14. В.Н., Васильев Н. Н., Вехова Л. П., Бондарь А. Г. Проблемы методологии бухгалтерского учета и автоматизации проектирования СОД. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1991. — 160 с.
  15. Л. Торговля: опыт автоматизации проблемных клиентов. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 18, 1997, с. 15.
  16. Л. Дилеры и проблемы автоматизации предприятий. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 24, 1997, с. 15.
  17. В.М. Информационное обеспечение АСУ. М.: Наука, 1975. -200 с.
  18. В.М., Морозов В. П., Хозин Н. П. Проектирование экономических информационных систем. М.: Наука, 1983. 184с.
  19. В.М., Романов А. Н. Одинцов Б.Е. Автоматизация проектирования экономических информационных систем. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  20. К. Д. Обработка учетной информации в США. М., Финансы, 1968, 191 с.
  21. Н.А. Информационные технологии бухгалтерского учета многоотраслевых объектов. Дисс.. доктора экон. наук. М., 1996. -349 с.
  22. В., Попова Т. Реорганизация АСУ промышленных предприятий.
  23. Корпоративное издание СофтСервис. 1997, с. 11−21.
  24. В., Каменнова М., Попова Т. Методологический подход к реорганизации деятельности предприятий. Открытые системы, N 2, 1996
  25. Н.В. Пятый международный конкурс программных средств. Бухгалтерский учет, № 1, 1996, с. 68−73.
  26. Н.В. Важные аспекты автоматизации крупных и средних предприятий. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 13, 1997, с. 15.
  27. Н.В. Какими будут завтрашние программы?. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 36, 1997, с. 15.
  28. Н.В., Соколов Д. В. Новое поколение выбирает XML. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 46, 2000, с. 15.
  29. О.И. Компьютерная бухгалтерия для всех. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс». 1996.-с. 416.
  30. М.А., Мишенин А. И., Хотяшов Э. Н. Теория экономических информационных систем. М.: 1984. — 223 с. 35 .Краева Т. А. Методология и организация учета в условиях автоматизации. М.: Финансы и статистика, 1992. — 160 с.
  31. Т.А., Хворенков С. Г. Системы автоматизированного учета на предприятии. М.: Финансы и статистика, 1982. — 184 с.
  32. А.А. Основы информатики. Определение и концепции // Учебное пособие, МФТИ, М., 1990, — 80 с.
  33. С.Д. Введение в СУБД // СУБД, № 1, 1995, с. 117−127, № 2, 1995, с. 116−124, № 3, 1995, с. 114−127, № 4, 1995, с. 114−122, № 1, 1996, с. 115−126, № 2, 1996, с. 130−140, № 3, 1996, с. 136−148.
  34. Ъ9.Ладыженский Г. М. Системы управления базами данных коротко о главном//СУБД, № 1,1995, с. 128−138, № 2, 1995, с. 125−142, № 3, 1995, с. 128−136, № 4, 1995, с. 123−141.
  35. АО.Либерман В. Б. Автоматизированные системы обработки экономической > информации. М.: Финансы и статистика, 1981, 184 с.
  36. В.Б. Некоторые вопросы автоматизации аналитических расчетов. //Новые информационные технологии в управлении экономикой. М., 1995, с. 27−34.
  37. В.Б., Шнайдерман И. Б. Информационные основы автоматизации управления производством. М.: Статистика, 1973.
  38. Е. Куда приплыл «Парус» в 1997 году. PC Week (Russian Edition), № 5, 1997, с. 8.
  39. НансБ. Компьютерные сети. М.: БИНОМ, 1996, 395 с.
  40. АЪ.Нарибаев КН. Организация и методология бухгалтерского учета вусловиях АСУП. /Монография. М.: Финансы и статистика, 1983. 135 с.
  41. Аб.Нуралыев Б. Г. Исследование и разработка средств человеко-машинного проектирования баз данных систем обработки экономической информации. Дисс.. канд. экон. наук. М., 1986. 233 с.
  42. Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию и внедрению подсистемы «Бухгалтерский учет» в составе АСУ предприятий (объединений (ОРММ-учет) М.: Финансы и статистика, 1986. 144 с.
  43. О.М. Типовые элементы организации бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1987. 206 с.
  44. В. Ф. Бухгалтерский учет в системе экономической информации. М.: Финансы, 1975.- 160 с.
  45. В.Ф., Соколов Я. В. АСУ и проблемы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1981. 224 с.
  46. В. Ф., Соколов Я. В. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1988. 279 с.
  47. В.В. Автоматизированная обработка учетной информации. М.: Финансы, 1980. 158 с.
  48. А.Е. Построение моделей автоматизированных систем оперативного управления производством. М.:СтатистикаД973,375 с.
  49. В.И., Дик В.В. Бухгалтерский учет на персональных ЭВМ, М.: Бухгалтерский учет, 1993. 128 с.
  50. В.И. Автоматизация обработки учетной информации на промышленных предприятиях. М.: Статистика, 1978. 199 с.
  51. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». «Собрание законодательства РФ», 1998, № 11, ст. 1290
  52. С.П. Организационное управление: 10 вопросов на тему ^ автоматизации. Мир ПК, N 4, 1994, с. 97−102.
  53. И.А. Автоматизация процедур анализа использования материальных ресурсов. /Автореферат. канд. экон. наук. М., 1990.
  54. Р. С. Логико-математическое моделирование в бухгалтерском учете. М.: Финансы, 1979. 128 с.
  55. B.C., Косарев В. П. Машинная обработка экономической информации: Общие вопросы. М.: Финансы и статистика, 1983. — 214с.
  56. А.Н. Автоматизация обработки информации по учету и анализу в промышленности. М.: Финансы и статистика, 1981. — 224 с.
  57. Д. В. Автоматизация бухгалтерского учета. Мир ПК, № 1, 1994, с. 43−48.
  58. ДВ. Бухгалтерские системы. Мир ПК, № 5, 1993, с. 58−60.
  59. ДВ. Комплексная автоматизация торговли: что впереди? Международный еженедельник «Финансовая газета», № 14, 1996, с. 15.
  60. Д.В. Моделирование системы счетов в бухгалтерских программах. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 43, 1998, с. 15.
  61. Д.В. От интеллектуальной собственности к интеллектуальным услугам. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 51, 1997, с. 15.
  62. Ю.Ф., Диго С. М., Полякова Т. М. Интеллектуальные системы обработки данных. Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1989. 102 с.
  63. А. Системы автоматизации торговли, (задача для системного интегратора). Compunity, N 2, 1995, с. 100−104
  64. Ю.ТрифоновЮ.В. Технология интегрированной разработки ииспользования баз данных и знаний в экономических предметных областях (на примере промышленных предприятий). /Дисс. док. экон. наук. М., 1994.
  65. Д.В. Формы и методы представления знаний в системах .автоматизации бухгалтерского учета. Дисс.. доктора экон. наук. М., ' 1996. 349 с.
  66. Д.В. Экономическое знание в системах автоматизациибухгалтерского учета, анализа и аудита. М.: Международная академия информатизации, 1995. 145 с.
  67. С. В., Черноусое Е. А. Проблемы применения прототипов при разработке программных средств // Автоматизированное проектирование систем обработки данных / Сб. научн. трудов. -М.: МЭСИ, 1989, с. 4−14.
  68. И.Б. Интегрированная обработка данных. М.: Статистика, 1977. — 151 с. 81 .Шнайдерман И. Б. Технология обработки экономической информации. М.: Статистика, 1966. 156 с.
  69. Е.Л., Сонина Г. В. Какой бухгалтер не знает DBSELECTAREA Международный еженедельник «Финансовая газета», № 10, 1994, с. 7.
  70. Международный еженедельник «Финансовая газета». № 11, 1996, с. 16.8 В.Шуремов Е. Л. Взаимодействие оперативного и бухгалтерского учета при автоматизации. Бухгалтерский учет, № 9, 1996, с. 81−84.
  71. Е.Л. ПО для бизнеса: возможны ли стандарты? PC Week (Russian Edition), № 5, № 7, 1997.
  72. Е.Л. Системная интеграция в розничной торговле. Международный еженедельник «Финансовая газета», № 16, 1997, с. 15.
  73. Е.Л. Моделирование предметной области при проектировании автоматизированных систем бухгалтерского учета. Дисс.. доктора экон. наук. М., 1998. 316 с.
Заполнить форму текущей работой