Финансовая система России: характеристика современного состояния и перспектив развития
Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей Оценивая перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует отметить, что если парадигма современной экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5−3,0% в год) вследствие… Читать ещё >
Финансовая система России: характеристика современного состояния и перспектив развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ областное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждени среднего профессионального образования
«Тулунский аграрный техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА Дисциплина: «Финансы, денежное обращение и кредит»
Тема: «Финансовая система России: характеристика современного состояния и перспектив развития»
Тулун 2016 г.
Содержание Введение
1. Теоретические основы функционирования финансовой системы
1.1 Понятие финансов и финансовой системы
1.2 Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы
2. Анализ финансовой системы России
2.1 Современное состояние внебюджетных фондов и хозяйствующих субъектов в России
2.2 Анализ страховой и кредитно-банковской сферы
3. Перспективы развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России Заключение Список литературы
Введение
Рыночная экономика характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования. Необходимо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Таким образом, актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
Цель представленной курсовой работы — выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой системы Российской Федерации, а также — определение перспектив развития финансовой системы России.
1. Теоретические основы функционирования финансовой системы
1.1 Понятие финансов и финансовой системы Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система».
Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:
— Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
— Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
— Единстве и взаимодействии подсистем;
— Наличии специального обслуживающего аппарата;
— Наличии собственной финансовой базы.
Таким образом, финансовая деятельность государства — это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.
Финансовая система — это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные фонды финансовых ресурсов.
1.2 Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.
Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.
По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные (государственные) финансы включают:
— Государственные бюджеты;
— Государственные социальные внебюджетные фонды;
— Государственный кредит;
— Государственное страхование.
К децентрализованным финансам относят:
— Финансы коммерческих предприятий и организаций;
— Финансы некоммерческих организаций;
— Финансы домохозяйств.
По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:
— финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
— финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
— фонды страхования: государственного, частного;
— финансы домохозяйств.
— Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рисунок 1):
Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.
Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.
Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления отражена на рисунке 2 и включает в себя:
— основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
— вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
Рис. 2 Элементы финансовой системы Российской Федерации.
Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном уровне институциональная структура включает:
— Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
— Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
— Центральный банк Российской Федерации;
— Счетную палату Российской Федерации;
— Федеральную таможенную службу;
— Федеральную службу по финансам и рынкам;
— Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На муниципальном уровне:
— Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
— Управления (департаменты, отделы) финансов;
— Аппарат Департамента контроля Минфина России;
— Городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
— Городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
— Городские (районные) налоговые службы;
— Счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
— Городскую (районную) таможню.
На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.
Особое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.
Бюджет — сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой — реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.
Цель государственного бюджета — финансовое обеспечение функций государства. Форма функционирования бюджетов — планомерность, то есть предварительное составление планов формирования и использования бюджета и их согласование.
Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.
Расходы бюджета — это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.
Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения, и использование их на условиях возвратности.
Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.
Финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
В целом финансовая система представлена на рисунке 3.
Рис. 3 Схема финансовой системы.
Анализ нормативно-законодательной базы.
Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят:
1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) — подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) — утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).
3. Координирующий центр управления финансами, где правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.
4. Минфин России — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает единство денежно-кредитной, финансовой и валютной политики в Российской Федерации,
Минфина России отражает следующие функции:
— проведение мероприятий по реализации финансовой политики;
— организация разработки федерального бюджетного плана;
— внесение предложений по формированию финансовой политики;
— осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
— разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
— участие совместно с Минфином экономического развития и торговли (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.
5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
6. Система Банка России — важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
7. Счетная палата РФ — позволяет контролировать выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.
Следовательно, бюджетный процесс — важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».
Таким образом, в этой главе были изучены основные понятия финансов и финансовой системы, охарактеризованы ее основные звенья, рассмотрена нормативно-законодательная база. В следующей главе попытаемся проанализировать финансовую систему Российской Федерации.
2. Анализ финансовой системы России
2.1 Современное состояние внебюджетных фондов и хозяйствующих субъектов в России Организационно-правовая форма внебюджетных фондов обусловила их автономность и некоторую экономическую самостоятельность, которая касается, в основном, формирования и использования финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одна из основных задач функционирования социальных фондов заключается в оптимизации процесса образования их доходной части, что и может быть достигнуто в результате эффективного управления имеющимися в распоряжении фондов денежными средствами.
Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2014;2015 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1 Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2014;2015 гг., млрд. рублей
Показатель | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение 2015;2014 гг. | Темп роста | |
Доходы | 5255,60 | 655,60 | 114,3 | ||
Расходы | 4922,10 | 722,10 | 117,2 | ||
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР | 361,2 | 418,1 | 56,90 | 115,8 | |
Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование | 2815,30 | 915,30 | 148,2 | ||
Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий | 3,6 | 4,1 | 0,50 | 113,9 | |
Расходы на выплату пенсий | 4081,20 | 381,20 | 110,3 | ||
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан | 293,6 | 311,9 | 18,30 | 106,2 | |
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала | 97,1 | 171,3 | 74,20 | 176,4 | |
Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2014 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. Что касается 2015 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что соответствует 9,9% ВВП.
Основное направление расходования Фонда — расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2015 г. по отношению к 2014 г. Этот показатель в 2015 г. по сравнению с 2014 г. уменьшился на 5,2%. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2015 г. возросли на 18,3 млрд руб., данные расходы составляет 6,33% от общего объема расходов, в 2014 г. данный показатель 7%. Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2014 г. в 2015 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд руб., что составляет 3,48%.
Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2014 г. составили 1900 млрд руб., а в 2015 — 2815,3 млрд руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд руб.
Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, то в 2015 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд руб., что составило 7,95% всех доходов.
Динамика объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, представлена в таблице 2.
Таблица 2 Динамика объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования за 2011;2014 гг., млрд. рублей
Финансовые источники (федеральный уровень) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Отклонение 2012 г. к 2011 г. | Отклонение 2014 к 2013 | |
Федеральный Бюджет (с материнским капиталом) | 71,4 | 79,6 | 158,3 | 185,8 | + 8,2 | +114,4 | |
Фонд социального страхования | 116,6 | 141,0 | 163,1 | 187,2 | + 24,4 | + 70,6 | |
Федеральный фонд обязательного едицинского страхования | 16,6 | 17.0 | 18,5 | 19,3 | +0,4 | +2,7 | |
ИТОГО | 204,6 | 237,5 | 339,9 | 392,3 | + 33,0 | + 187,7 | |
Таким образом, за три года (2012;2014) ассигнования на меры по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех указанных источников увеличатся на 187,7 млрд. рублей (91%), из них 101 млрд. рублей — это средства материнского (семейного) капитала.
Общая сумма расходов предусмотрена в объеме 278 918 664,7 тыс. рублей, или 131,0% к ассигнованиям, утвержденным в бюджете ФСС в действующих условиях и 121,3% в сопоставимых условиях, из них на обязательное социальное страхование — 198 104 134,6 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 43 079 038,9 тыс. рублей.
Таким образом, мы видим, что структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» — 9732,5 тыс. рублей (0,003% общего объема расходов ФСС), «Образование» — 15 470 415,6 тыс. рублей (5,5%), «Социальная политика» — 263 438 516,6 тыс. рублей (94,4 процента).
Важным фактором обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) является создание нормативно-методической базы, определяющей порядок и условия направления ФОМС финансовых средств в ТФОМС на указанные цели. Во исполнение Закона о бюджете ФОМС в бюджеты ТФОМС ежемесячно направляются средства на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы ОМС.
Так в 2014 году из бюджета ФОМС в бюджеты ТФОМС направлено 43,5 млрд. рублей, что составило 9,8% в общей сумме доходов ТФОМС за 2014 год (таблица 3).
Таблица 3 Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (с учетом субвенций и дотаций ФОМС) по федеральным округам за 2015 г., %
Федеральный округ | Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС | |||
налоговые поступления | взносы на ОМС | |||
ФОМС | ТФОМС | |||
Российская Федерация | 15,9 | 40,5 | 43,7 | |
Центральный федеральный округ | 11,7 | 49,4 | 38,9 | |
Северо-Западный федеральный округ | 12,6 | 45,8 | 41,6 | |
Южный федеральный округ | 23,6 | 27,0 | 49,5 | |
Приволжский федеральный округ | 15,9 | 35,1 | 49,0 | |
Уральский федеральный округ | 9,6 | 46,3 | 44,1 | |
Сибирский федеральный округ | 22,1 | 35,2 | 42,7 | |
Дальневосточный федеральный округ | 22,4 | 35,7 | 41,9 | |
Байконур | 26,7 | 35,5 | 37,8 | |
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Далее проанализируем состояние хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Динамика количества малых предприятий (за период с 2011 по 2014 гг. не стабильна. В 2012 году наблюдается существенный прирост количества малых предприятий — 113%.
В 2014 году наблюдается снижение количества малых предприятий на 5,3%. Это может быть связано с изменениями федерального законодательства в социальной и налоговой сфере.
В заключении можно отметить следующее, внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда. Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда.
Касаемо хозяйствующих субъектов можно отметить следующее, с 2011 года объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий стабильно увеличивался и к 2013 году вырос в 2 раза. Однако в 2015 году наблюдается снижение на 9,4%. Подводя итоги, позитивными тенденциями в развитии малого предпринимательства можно назвать следующие: — положительная динамика инвестиций в основной капитал малого бизнеса — оптимальная отраслевая структура; - положительная динамика среднемесячной заработной платы на малых и микро предприятиях.
2.2 Анализ страховой и кредитно-банковской сферы На протяжении последнего десятилетия страховой рынок в России активно развивался. В 2012 году завершился процесс приведения уставных капиталов к требованиям Закона «Об организации страхового дела в РФ». Минимальный уставный капитал для медицинских страховщиков составляет 60 млн. рублей, для страховщиков жизни — 240 млн. рублей, для перестраховщиков — 480 млн. рублей, для компаний, не занимающихся страхованием жизни и перестрахованием — 120 млн. рублей. За год количество страховых компаний сократилось на 103. При недостаточности средств для увеличения капитала часть компаний сдали лицензии на перестрахование, часть присоединились к более крупным страховщикам, часть — закончили деятельность. Совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет 198,2 млрд. рублей. Средний размер уставного капитала- 432,7 млн. рублей.
В секторе страхования жизни работают 50 страховщиков, 9 из них не заключают новые договоры страхования. Только у половины страховщиков жизни количество заключенных договоров превышает 1000. Концентрация рынка здесь самая высокая по сравнению с другими видами страхования: на 10 крупнейших компаний приходится 86,12% премий, на ТОП-20 — 96,54%.
В сегменте добровольного страхования ответственности, на который приходится 6,91 млрд. рублей, отрицательную динамику показали премии по страхованию гражданской ответственности владельцев воздушного транспорта, владельцев опасных объектов, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2014 года составила 213,63 и 79,08 млрд руб., что и представлено в таблице 6.
В 2015 году продолжился рост рынка обязательного страхования автогражданской ответственности. Объем премий по ОСАГО увеличился на 16,9% до 120 млрд. рублей с одновременным увеличением выплат на 13,3% (63,92 млрд. рублей). За 2015 год заключено 40,4 миллионов договоров страхования ОСАГО (за 2013 год — 38,9 млн. договоров). Концентрация рынка ОСАГО остается высокой: на первых 10 страховщиков приходится 78,81% премий, на ТОП-20 — 90,46% премий. Более половины (50,89%) премий по ОСАГО собирают три компании — ООО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах» и ОСАО «РЕСО-Гарантия».
В целом по рынку положительную динамику продемонстрировали премии по всем видам добровольного личного страхования (236,23 млрд. рублей, +29,4% по сравнению с 2013 годом) и добровольного страхования имущества (373,15 млрд. рублей, +11,4%), кроме сельскохозяйственного страхования и страхования грузов. Все виды имущественного страхования показали темп роста ниже среднерыночного, а премии по страхованию грузов и сельскохозяйственному страхованию по сравнению с прошлым годом уменьшились.
В структуре премий по добровольным видам основную часть занимают ДМС (16,49%), страхование средств наземного транспорта (29,63%), страхование имущества юридических лиц и граждан (19,89%).
Лидирующими видами по темпам роста премий по добровольным видам стали страхование предпринимательских и финансовых рисков (+60,1% к соответствующему периоду прошлого года), страхование жизни (+53,8%), страхование от несчастных случаев (+48,3%).
Динамика взносов основывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации Рисунок 4.
Рис. 4 Динамики страховых взносов, млрд. рублей К концу 2016 года, по оценкам «Эксперт РА», как ожидается, увеличится рынок страхования жизни до 60%. Темпы роста премий по страхованию жизни снижены в 2015 году, но ненамного. Это связано с замедлением потребительского кредитования. Участники страхового рынка нуждаются в мерах развития рынка, не предусмотренных в Стратегии страховой деятельности в России до 2020 года. Наиболее высокие темпы роста ожидаются в сегменте пенсионного страхования жизни.
Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России.
Снижение наблюдается в кредитовании инвестиционной деятельности организаций всех форм собственности в основной капитал. За кризисный и посткризисный период доля кредитов на эти цели снизилась почти в 2 раза, притом, что и до кризиса на обновление основного капитала направлялась мизерная доля кредитов (таблица 4).
Таблица 4 Кредитная составляющая в стимулировании экономического роста в РФ
Кредиты | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение | ||
2014 г к 2013г | 2015 г к 2014г | |||||
1.Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам, млрд руб. | 18 147,7 | 23 266,2 | 27 708,5 | 5118,5 | 4442,3 | |
в % к ВВП | 39,2 | 41,7 | 44,3 | 2,5 | 2,6 | |
в % к активам банковского сектора | 53,7 | 55,9 | 56,0 | 2,2 | 0,1 | |
2. Кредиты банков в инвестициях организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), млрд руб. | 595,8 | 711,3 | 691,7 | 115,5 | — 19,6 | |
в % к кредитам банковского сектора | 3,2 | 3,0 | 2,4 | — 0,2 | — 0,6 | |
в % к инвестициям организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) | 9,0 | 8,5 | 7,9 | — 0,5 | — 0,6 | |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что рентабельность банковской деятельности (по капиталу) за анализируемый период росла, в то время как рентабельность промышленных предприятий падала. Очевидно, что коммерческие банки ведут себя в соответствии с целевыми установками — обеспечение прибыльности своей деятельности. В условиях высоких рисков производственной деятельности, плохой конъюнктуры мирового и внутреннего рынков коммерческие банки не заинтересованы в выдаче кредитов реальному сектору экономики. Рассчитывать на то, что ситуация в ближайшей перспективе изменится не приходится. В этих условиях возможно только изменение политики рефинансирования и процентной политики регулятора.
Подводя итог, отметим следующее, Центральный банк должен проводить дифференцированную политику к реально работающим предприятиям и всем остальным субъектам хозяйствования. Нынешняя политика кредитования под залог материальных активов и другой недвижимости не учитывает реально производимые денежные потоки. Этот метод учитывается только в финансировании бизнес-проектов, но в инвестиционной деятельности речь идет о создании нового бизнеса, соответственно необходимо учитывать другие риски (повышенные).
Что касается страхового рынка, то за последние годы страховой рынок в России прошел путь от «серой» и непрозрачной области деятельности до важного сегмента экономики. О необходимости страхового рынка начали говорить на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из своих наиболее важных потребностей — потребность в безопасности.
Благодаря страхованию снижается степень зависимости страхователей от человеческой ошибки, злого умысла, стихийного бедствия. Несмотря на то, что основные макроэкономические показатели страхового рынка в России по-прежнему значительно уступает развитым странам он вышел на новый этап своего развития. Это изменило идеологию страховых компаний и их целей.
Далее, согласно проведенному анализу выявим основные проблемы внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов, страхового рынка и денежно кредитной политики.
3. Перспективы развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например, учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
— устранить неясности в Бюджетном кодексе;
— предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
— создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
— просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
— увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.
При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:
Вопервых, недофинансирование.
Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.
Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т. е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 47 млрд. рублей.
В частности, дополнительное финансирование непроцентных расходов в 2012; 2015 гг. на 67 млрд. рублей позволило субъектам Федерации лучше подготовиться к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30% заработную плату бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство метрополитена и ряд других социальных статей бюджета.
Проблемы в Налоговой системе Российской Федерации:
Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся их проанализировать.
Система создает два различных налоговых режима.
Первый — финансовый прессинг — для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира;
второй — сравнительно льготный — для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.
Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.
Главным путем решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы налогообложения.
Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т. е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу — рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.
Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.
Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2013;2015 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013 — 2015 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2013 году до 14,9% в 2015 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.
Величина Резервного фонда составляет 10% ВВП, что позволит обеспечить выполнение бюджетных обязательств при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США в течение трех лет.
Величина Фонда будущих поколений на начало 2016 года составит 1,3% ВВП.
Формирование доходов федерального бюджета на 2013 год и на период до 2016 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.
Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей Оценивая перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует отметить, что если парадигма современной экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5−3,0% в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал восстановительного роста, оцениваемый авторами в 5−6%, и 2−3-процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение ближайших 1,5−2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3−4% потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что, впрочем, далеко не очевидно, поскольку в российской экономике до сих пор отсутствуют механизмы трансформации дополнительных доходов в эффективный спрос.
финансы внебюджетный страховой
Заключение
Подводя итог, можно отметить следующее:
Финансовая система — это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Можно отметить, что в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.
Финансовая система проявляется в их функциях: функция планирования, функция организации, функция стимулирования и контрольная функция.
Согласно проведенному анализу были выявлены основные проблемы внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов, страхового рынка и денежно кредитной политики.
Анализ деятельности социальных внебюджетных фондов позволяет говорить о том, что в настоящее время в России существует необходимость в разработке новых, адекватных современным социально-экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые направления реформирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать соответствующее правовое, финансово-экономическое, методологическое, научно-информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.
Для реализации потенциала предпринимательских необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом, обеспечивающим решение наиболее важных в текущей и стратегической перспективе проблем.
Развитию страхового рынка России, в настоящее время способствуют следующие факторы:
1. Интеграция в мировом экономическом сообществе;
2. Снятие «железного занавеса» между Россией и европейскими странами;
3.Увеличение количества поездок за границу, которые сопровождаются приобретением страховых полисов;
4. Развитие рыночных отношений в России, которые сопровождаются высокой деловой, финансовой и другими рисками.
Эффективность денежно-кредитной политики может быть существенно повышена за счет комплексного использования прямых и косвенных ее инструментов. Меры в денежно-кредитной сфере должны быть взаимоувязаны с мерами бюджетной и налоговой политики.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. N 145-ФЗ (с последними изм. от 26 апреля 2007 г.)
3. Вахрин П. И. Финансы [Текст] / П. И. Вахрин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 630 с.
4. Гарбузова В. Ф. Финансы и статистика [Текст] / В. Ф. Гарбузова — М.: 2014. — 250с.
5. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система РоссииМ.: ИНФРА-М, 2009. -248с.
6. Камаева В. Д. Экономическая теория [Текст] / В. Д. Камаева — М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. — 415с.
7. Миляков Н. В. Финансы [Текст] / Н. В. Миляков — М.: ИНФРА-М, 2010. — 432 с.
8. Молякова Д. С. Финансы и статистика [Текст] / Д. С. Молякова — М.: 2012. — 245с.
9. Поляк Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] / Г. Б. Поляк: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -450с.
10. Черник А. В. Финансовая система России [Текст] / А. В. Черник — М.: 2012. — 245с.
11. Чичканов А. В. Финансовая система России: Проблемы развития [Текст] / А. В. Чичканов // Чиновник. — 2014. — № 1. — С.5−7.
12. Шахов А. Ю. Финансовая система России [Текст] / А. Ю. Шахов // Макроэкономика. — 2014. — № 9. — С.7 -10.